Советы бывалых. Советы бывалых из журналов за рулем
Читать книгу Советы бывалых водителей. Выпуск № 4 Сборника : онлайн чтение
Советы бывалых водителей. Выпуск № 4
К читателям
Вы держите в руках новый сборник «Советов бывалых водителей», составленный по популярнейшей рубрике журнала «За рулем». Но прежде чем вы откроете его, прочитаете и, как говорится, приступите к делу, позвольте дать вам еще несколько весьма полезных советов.
Первый из них таков: не навредите. Не спешите улучшать свой автомобиль без надобности. Помните, что над его созданием трудились специалисты своего дела.
«Для чего же тогда нужны советы?», —спросите вы. Каждый из них, по сути, есть подсказка выхода из некоего сложного положения: например, как отремонтировать или заменить вышедшие из строя узел или деталь дешевле, удобнее.
Кстати, об авторах, которые остаются «за кадром». Как правило, это тоже специалисты: инженеры, конструкторы, автомеханики, автолюбители с большим стажем и практикой. Им можно доверять еще и потому, что каждый совет перед публикацией в журнале и книге проходит тщательную экспертизу сотрудников редакции. Многими рекомендациями мы воспользовались сами на практике и остались довольны, а некоторые «ноу-хау» сами предложили, проверив на собственном опыте.
Порой кажется, что самостоятельный ремонт автомобилей уходит в прошлое. Развивается сеть автосервисов, продлевается гарантия на автомобиль, в течение которой самостоятельное вмешательство владельца в узлы и агрегаты, пусть даже вышедшие из строя, фактически запрещено. Да и конструкция автомобилей усложняется, все чаще узлы и детали оказываются неремонтопригодными, даже одноразовыми, подлежащими в случае поломки только замене. И все же опыт бывалых и сегодня оказывается неоценимым. Особенно, например, в дальней дороге или во время поездки в такие края, где пока нелегко купить нужную деталь.
Некоторые советы у сегодняшних читателей вызывают отторжение тем, что рекомендующий ту или иную ремонтную операцию автор, кажется, экономит на спичках. Многие детали, особенно для отечественных автомобилей, давно уже не дефицитны и не дороги, сломалось что-то – купите новое, замените и забудьте. Однако вспомните о том, что старые машины, наиболее часто требующие применения советов, нередко становятся первыми именно у небогатых владельцев, в том числе совсем молодых. По карману ли вам замена и чего вам больше жаль – денег на покупку новой детали или времени на ремонт старой – решите только вы.
Разумеется, применение советов на практике требует определенных навыков. Если вы не уверены, что справитесь, лучше откажитесь от задуманной операции или обратитесь в автосервис – пусть там сделают так, как вы хотите. Устранение последствий неудачного ремонта может обойтись много дороже, чем если бы вы вовсе не брались за ключи и отвертки, а сразу пригласили бы на помощь специалистов. Не пытайтесь «усовершенствовать» опубликованные советы, если не имеете опыта, а также не спешите советовать другим (в том числе и присылать в журнал) то, что вы не выполнили сами и не проверили на практике. Отсев присылаемых советов идет весьма активно.
При проведении работ на автомобиле не забывайте о технике безопасности. Соблюдайте осторожность особенно при сварочных работах, контакте с агрессивными техническими жидкостями, ремонте электрооборудования. Используйте только надежные инструменты, не устанавливайте на автомобиль детали сомнительного качества и состояния, избегайте покупки запчастей на рынках – отдавайте предпочтение большим специализированным магазинам, где продавцы несут ответственность за качество продаваемого товара. Не стесняйтесь задавать вопросы продавцам и консультантам, чаще обращайтесь к специальной литературе.
И еще. Даже если вы, прочитав книгу от корки до корки, так и не нашли ни одного совета, подходящего для применения на вашей конкретной машине, не спешите убрать наш сборник на полку подальше. Отнеситесь к советам творчески, вдумайтесь в них. Многие узлы и детали, казалось бы, совершенно не похожих друг на друга автомобилей имеют сходные конструкции. Поэтому совет, адресованный владельцам «Жигулей», может неожиданно помочь в трудной ситуации хозяину серьезной иномарки. И тогда вы ощутите неподдельную и совершенно уникальную радость – радость творчества, которая стоит того, чтобы потратить время, силы и средства.
Глава 1. Двигатель
Блок и головка блока цилиндров, поршни и шатуны, сальники
Не повредите головку и блокЕсли болты (или гайки) крепления головки к блоку цилиндров отвернуты, а головка по-прежнему не снимается (прикипела), не следует подковыривать ее острыми инструментами, например отверткой. Так можно повредить привалочную плоскость головки или блока. Достаточно отключить систему зажигания и провернуть коленчатый вал стартером. Возникшее в цилиндрах давление поможет «оторвать» головку.
Примечание редакции. Такой способ можно применять лишь на тех двигателях, где исключена «встреча» поршня в верхней мертвой точке с открытым клапаном.
Удобный демонтаж головки блокаДля демонтажа головки блока двигателя ВАЗ-2108, -2109 обычно отсоединяют от выпускного коллектора приемную трубу. При этом нередко ломаются шпильки крепления, остатки которых приходится высверливать, а для этого – снимать коллектор.
Чтобы избежать ненужной работы, следует снять головку блока вместе с выпускным коллектором и приемной трубой, отсоединив ее от резонатора. Для этого достаточно отвернуть два болта, соединяющих их, и две гайки крепления приемной трубы к двигателю. Устанавливать головку блока удобнее также в сборе с элементами системы выпуска отработавших газов.
Аналогичная проблема возникает при снятии головки блока цилиндров двигателя УЗАМ (УМПО) на автомобилях «Москвич». Но здесь, напротив, рекомендуется вместо отсоединения приемной трубы от выпускного коллектора снять сам выпускной коллектор, отвернув восемь гаек его крепления. При этом, чтобы отвести коллектор от двигателя, надо преодолеть упругость приемной трубы, применив подходящий рычаг. Значительно легче идет дело, если отпустить хомут, притягивающий приемную трубу к коробке передач. При таком способе демонтажа заодно облегчается и последующий подъем головки блока. Ее большая масса уменьшается на массу чугунного коллектора. При сборке нанесите на прокладки коллектора и шпильки его крепления графитную смазку.
При локальной деформации (прогаре) прокладки головки блока цилиндров двигателя ЗМЗ-406 можно попробовать заделать щель высокотемпературным силиконовым герметиком-прокладкой, временно вывернув близлежащую шпильку, которая может мешать работе. Чтобы герметик проник глубже, надо сразу (пока он не застыл) пустить двигатель, после чего добавить еще слой. При окончательной сборке шпильку необходимо ввернуть на место.
Примечание редакции. На автомобилях с системой впрыска и лямбда-зондом пользоваться силиконовым герметиком не рекомендуется – можно повредить лямбда-зонд.
В двигателе ВАЗ-21011 пробило прокладку под головкой блока цилиндров. «Вскрытие» показало, что жидкость пошла в четвертый цилиндр по образовавшейся канавке, которую будто кто-то выгрыз. Отремонтировать головку можно с помощью «холодной сварки» QuikSteel. Вначале остро заточенным маленьким зубилом аккуратно срубите все заусенцы и выступы, стараясь придать канавке правильную форму. Затем зачистите ее шкуркой, обезжирьте бензином «калоша» и плотно замажьте препаратом. Через 15-20 мин, когда масса затвердеет, срежьте выпуклости острым ножом и зашкурьте заподлицо с плоскостью головки.
Примечание редакции. Разделывать канавку, как для сварного шва, не следует. Адгезия состава к неровной поверхности лучше, и работать ему в тонком слое легче, чем в толстом.
Закрепите головкуГоловку блока двигателя УЗАМ (УМПО) ремонтировать куда удобнее, если закрепить в тисках (см. рис.), а не просто положить на верстак. Для этого достаточно двух уголков 50x50 мм длиной 400 мм.
Чтобы не просачивалось маслоНа многих «Самарах» из-под крышки головки блока сочится масло и загрязняет двигатель. Если подтяжка гаек и замена прокладки не помогают, попробуйте обезжирить прокладку крышки и нанести на обе ее стороны герметик.
Чтобы поправить резьбу под свечу в алюминиевой головке блока цилиндров, полезно иметь инструмент, показанный на рисунке. Его рабочая часть изготовлена из свечи с длинной резьбовой частью. Изолятор и электроды удалены, нижняя часть пропилена так, что в сжатом состоянии свободно проходит в отверстие.
Собранное приспособление вставляют в свечное отверстие до упора. Затем, постепенно подтягивая конус гайкой М6 и поворачивая немного корпус влево-вправо свечным ключом, совмещают резьбу приспособления с резьбой отверстия. Остается вывернуть приспособление, и оно на своем пути исправит поврежденную резьбу. Чтобы стружка не попала в камеру сгорания, предварительно смазывают резьбу приспособления графитной смазкой.
Для исправления смятых или поврежденных первых ниток резьбы под свечу в головке цилиндров можно использовать и более простое приспособление (см. рис.). Для этого нужна старая свеча с длинной резьбовой частью, у которой на токарном станке надо снять резьбу до основания на длину 8-10 мм. Проточенная часть свечи обеспечит центровку, и при осторожном ввертывании поврежденные нитки резьбы будут восстановлены.
Если отверстия для свечей в головке блока расположены близко к вертикали (например в «Самаре» и многих карбюраторных иномарках), то при выворачивании свечи скопившаяся в зазоре между ее корпусом и стенками колодца грязь обязательно попадет в цилиндр. Можно перед выворачиванием свечи продуть колодец сжатым воздухом или капнуть туда масло, чтобы связать грязь, однако часть ее все равно окажется в двигателе. Чтобы зазор был всегда чистым, после установки свечи необходимо шприцем или отверткой нанести между ее корпусом и головкой блока цилиндров тонкий валик герметика (например «Гермесила»), При выворачивании свечи это защитное колечко легко снимается.
Шарик вместо свисткаВ одном из старых номеров «За рулем» предлагался звуковой индикатор для определения такта сжатия в цилиндрах двигателя при регулировке момента зажигания. Это деревянная пробка со свистком на конце, вставляемая в свечное отверстие. Однако срабатывает свисток только при сравнительно быстром вращении коленчатого вала пусковой рукояткой, а если ее нет и вал проворачивают медленно (ключом или колесом), свисток молчит. Можно заменить его резиновым воздушным шариком, который гораздо чувствительнее свистка и заметно надувается при такте сжатия (см. рис.).
Хроническую «болезнь» двигателей ЗМЗ-402 – подтекание масла через сальниковое уплотнение заднего коренного подшипника – можно вылечить так. Снимите поддон картера двигателя и корпус держателя сальника у заднего конца коленчатого вала. Заменив асбестовый шнур (сальниковую набивку) новым длиной 140 мм и вложив его в гнездо держателя сальника, установите в пазы держателя резиновые прокладки (флажки). На боковые поверхности флажков, выступающие из пазов, нанесите мыльный раствор, а на верхние части – немного термостойкого герметика. Изготовьте пластину (см. рис.) и прикрепите ее снизу к держателю сальника двумя гайками М8. Установите держатель на место и затяните гайки его крепления через пазы пластины, а затем отсоедините пластину. Уплотнение заднего коренного подшипника станет намного надежнее.
Саморез в качестве съемникаЧтобы заменить передний сальник коленчатого вала в «Оке», требуется поднять двигатель, снять поддон картера, масляный насос и т. д. Всех этих трудоемких работ можно избежать.
Необходимо снять правое колесо, вывернуть болт крепления шкива, снять шкив, ремень привода генератора, затем —зубчатый ремень ГРМ. Теперь нужно спрессовать с носка коленчатого вала зубчатый шкив ремня ГРМ. Далее через отверстие в брызговике следует просверлить в сальнике отверстия диаметром 2,5 мм и ввернуть в сальник на глубину 5 мм один-два остроконечных самореза длиной около 30 мм. Работать удобнее вдвоем с помощником на смотровой канаве или подъемнике: один удерживает саморез у сальника, другой вворачивает его. Ухватившись за саморез пассатижами, легко вытащить сальник. Новый сальник следует смазать снаружи герметиком и с помощью головки «на 30» через удлинитель запрессовать на место. Вся работа займет не более 40-50 мин.
При ремонте двигателей с большим «пробегом» часто обнаруживается, что концевые шейки коленчатого и других валов имеют кольцевую выработку от контакта с кромкой сальника. Теперь, даже если установить новый сальник, двигатель все равно будет «потеть» маслом. Чтобы этого не случилось, подложите под сальник подходящую по размеру шайбу толщиной 2-3 мм.
Температуру нагрева подскажет припойПри запрессовке поршневого пальца в шатун двигателя «Жигулей» требуется нагреть головку последнего до 240 °С. Если для этого применяется паяльная лампа или газовая горелка, определить нужную температуру поможет кусочек паяльного припоя ПОС-30 или ПОС-40, который следует приложить к нагретой головке. Как только припой начинает плавиться, надо начинать запрессовывать палец.
При выборе новых поршней для ремонта двигателя следует отдавать предпочтение таким, у которых на поверхность юбки нанесен микрорельеф в виде кольцевых канавок – такой поршень имеет как бы «шершавую» юбку. Назначение этих канавок – задерживать масло для обеспечения надежной смазки поршня и зеркала цилиндра. В результате уменьшается вероятность задиров, да и вообще ресурс таких поршней больше. Особенно это важно, если ремонт был проведен без расточки цилиндров.
Хомут из консервной банкиПри сборке двигателя, когда надо установить поршни в цилиндры, поршневые кольца приходится сжимать. Для этого требуется либо специальная оправка, либо посторонняя помощь, когда кольцо обжимают со всех сторон. Можно вырезать из мягкой жести (годится консервная банка) хомут шириной около 30 мм и, надев его на поршень, стянуть концы пассатижами (см. рис.). Кольца при этом утапливаются в канавки, и достаточно нескольких легких ударов по днищу поршня, чтобы он оказался в цилиндре.
Хонинговать – обязательно!При капитальном ремонте двигателя, если он изношен не очень сильно, обычно ограничиваются заменой поршней и колец новыми, не трогая блок цилиндров. Это ошибка, и приводит она к очень быстрому износу поршней после такого «ремонта». Дело в том, что старые поршни и кольца успели отполировать цилиндр до зеркального блеска. На такой гладкой поверхности плохо задерживается масло, и новые, еще не приработавшиеся поршни работают в режиме на грани задира. Поэтому необходимо отхонинговать цилиндры для снятия зеркального слоя. В микроскопических рисках после хонингования масло задерживается очень хорошо и режима масляного голодания не наступает даже при пуске. Что касается увеличения диаметра цилиндра, то после такой обработки оно практически незаметно – тысячные доли миллиметра. Вдобавок эта операция позволит удалить с поверхности цилиндра въевшиеся абразивные частицы, следы коррозии и алюминия от старых поршней.
Маховик – под венецБывает, что при попытках пустить двигатель возникают скрежещущие металлические звуки и звон, причем коленчатый вал то проворачивается стартером, то стоит на месте. Причина может быть в том, что венец маховика проворачивается на самом маховике. Проверить это можно, сняв стартер. Исправить неполадку можно, просверлив отверстия по стыку венца с маховиком в нескольких местах, нарезать в них резьбу и завернуть болты, которые затем обрезать и закернить, как показано на рисунке.
Другой способ фиксации венца не требует даже снятия маховика. Сняв стартер и получив доступ к торцевой части маховика, нужно закернить венец и прилегающую часть маховика в шахматном порядке, как показано на следующем рисунке. При этом посадочные поверхности маховика и венца получаются волнообразными, способными обеспечить передачу не меньшего усилия, чем штатная прессовая посадка венца на цилиндрическую поверхность маховика.
Рекомендации тем, кто воспользуется этим способом. Керн нужен с острым углом конуса, молоток – легкий или средний. В каждую точку нужно нанести несколько легких ударов, так как одним сильным ударом можно повредить детали.
Для работы на автомобилях «восьмого» семейства достаточно снять стартер и аккумуляторную батарею, но лучше убрать и защиту картера, чтобы обеспечить себе более удобный доступ снизу.
Точная установка крышкиУстанавливая переднюю крышку двигателя «Жигулей», сложно обеспечить правильную ее центровку относительно коленчатого вала: установочные выступы, по которым рекомендуют ее центрировать, зачастую не соосны отверстию. Если отклонение превышает миллиметр, передний сальник изнашивается очень быстро.
Чтобы точнее установить крышку, перед затяжкой болтов проверьте расстояние от поверхности коленчатого вала до гнезда под сальник – по всей окружности оно должно быть одинаковым. В качестве калибра используйте сверло подходящего диаметра, которое в любой точке должно проходить с одинаковым зазором. При этом способе несоосность не превышает 0,3 мм.
Поддон картера снимать не нужноПри ремонте двигателя «Жигулей» болт крепления звездочки распределительного вала вместе с шайбой провалился в картер. Чтобы не снимать поддон картера со всеми сопутствующими проблемами, можно отсоединить шланг вентиляции картера от сапуна, снять его крышку, вывернуть шпильку и извлечь из гнезда маслоотделитель. Закрепив на толстой алюминиевой проволоке сильный магнит, следует через это окно добраться до поддона и вынуть болт и шайбу.
Крепление защиты картераЕсли при установке защиты картера на «Жигулях» вы недосчитались одной из двух гаек в балке передней подвески, использующихся для крепления щита, можно поступить следующим образом. В полоске оцинкованной кровельной жести 20x200 мм необходимо зубилом вырубить шестигранное отверстие для гайки, отступив от конца примерно на 10 мм. Затем надо вставить гайку в отверстие и закрепить ее для надежности мягким припоем. Через технологическое отверстие ввести полосу внутрь балки так, чтобы гайка оказалась над крепежным отверстием. Смазать болт «Мовилем» и закрепить им защиту, как и в штатном варианте. Выступающий конец полосы загибается на край отверстия.
Банка пригодитсяЧтобы не повредить поршневые кольца при их установке в канавки поршня, можно использовать приспособление, показанное на рисунке.
Для его изготовления цилиндрическую стенку металлической банки нужно разрезать на лепестки и сделать на каждом выступы, чтобы упершееся в них кольцо стояло без перекоса.
Оправка из бутылкиДля установки поршня с кольцами в цилиндр двигателя можно изготовить оправку из пластиковой бутылки ПЭТ соответствующего диаметра. Для этого, отрезав от нее дно и горлышко, опускаем ее одним концом в кипяток, благодаря чему нагретая часть бутылки, получив усадку, становится конусообразной. Теперь вставляем в нее поршень и по его дну обрезаем пластик, получая нужную оправку. Достоинство этого способа – возможность быстро и без затрат изготовить подобное приспособление для любого поршня.
Нехитрая работаПередний сальник коленчатого вала на «Жигулях» запрессовывать неудобно – близко стоит радиатор. На рисунке показано, как сделать это, используя старый сальник, гайку крепления шкива коленвала и монтажные лопатки. Постепенно наворачивая гайку и работая лопатками, полностью устанавливаем сальник в гнездо. Затем, отвернув гайку, снимаем старый сальник.
Не выкидывайте поддонНа моторах ЗМЗ-406 легко сорвать резьбу сливной пробки в алюминиевом поддоне картера. Но не спешите выкидывать испорченную деталь.
Достаточно небольшой доработки с использованием штуцера масляного фильтра «Жигулей». В отверстии поддона нарезаем резьбу М20?1,5, а внутри штуцера с другого конца – М14?1,25. Штуцер вворачиваем в поддон на герметике. Пробкой теперь служит подходящий болт.
Выпрямляем поддонЕсли требуется выправить вмятину на поддоне картера двигателя, а сделать это мешает балка передней подвески, можно, приварив к поддону гайку М8 или М10, вытянуть вмятину «обратным молотком». Для этого в гайку нужно ввернуть болт со скользящим грузом (втулкой) (см. рис.) и несколькими ударами по головке болта вытянуть вмятину.
iknigi.net
Советы бывалых — журнал За рулем
ЛУЧШИЙ СОВЕТ НОМЕРА
Как избежать вечных проблем при замене масла в двигателе — не испачкаться, не обжечься, не облить отработкой все вокруг? О своем опыте рассказал Алексей Скоробач из Красного Сулина Ростовской области.
Автор лучшего совета получает от редакции премию 5000 рублей, а от южнокорейской компании SK Energy — канистру масла ZIC по своему выбору.
Чтобы обойти неприятные особенности этой работы, можно по примеру станций сервиса соорудить собственную установку для откачки масла, а сам процесс максимально облагородить и упростить. Соседи-автолюбители не раз поблагодарят. Я для этой цели воспользовался компрессором от старого холодильника. Он не боится масла и имеет два штуцера, один из которых всасывает воздух. Этот компрессор создает разрежение в пятилитровом баке, куда и отсасывается отработавшее масло. Для этой цели в одну из пробок бака врезан шинный вентиль, на него при помощи обычного наконечника шинного насоса надеваю шланг, связанный с входом компрессора. А к входу в бак подсоединен шланг с медной трубкой в полметра длиной. Последнюю ввожу в картер через отверстие сапуна или трубку масляного щупа. Остается включить компрессор — и горячее масло будет высосано из двигателя в считаные минуты. Все элементы показаны на фото.
Роберт КЛЕПИКОВ, Москва
На «жигулях» часто визжит электромоторчик отопителя. У этой неприятности давняя история, и советам по ее устранению потерян счет. Тем не менее предлагаю еще один. Обычно моторчик начинает визжать, когда во втулках ротора высыхает смазка. Пополнив ее, достигают положительного эффекта, но порой ненадолго. Если втулки в своих гнездах не соосны с валиком, то вскоре начнут тереться всухую и послышится тот самый визг. Часто это происходит именно после переборки моторчика и замены смазки. Рекомендую слегка обстучать собранный мотор легким молотком через прокладку из мягкого металла, чтобы колебания массивного ротора относительно корпуса помогли втулкам сориентироваться правильно — соосно валику ротора. Убедиться в этом несложно: если после ударов валик стал вращаться легко, цель достигнута.
Геннадий ЧИФРАНОВ, Башкортостан, село Бижбуляк
Если нужно измерить давление бензина в топливной рампе впрыскового двигателя, а под рукой нет специального
манометра с резьбовыми переходниками, можно обойтись манометром от шинного компрессора со шкалой от
0 до 6 кгс/см2. Нужен лишь отрезок топливного шланга длиной около 30 см и два хомута на него. Вывинтив золотник из штуцера рампы, соединяем этим шлангом штуцер с манометром — и включаем зажигание.
Для проверки исправности бензонасоса карбюраторного двигателя, топливного фильтра, игольчатого клапана подойдет шинный манометр со шкалой до 2–3 кгс/см2.
Необходимые параметры (например, давление в нагнетательной магистрали около 0,2–0,3 кгс/см2) он показывает достаточно точно. Манометр врезаем в нужную магистраль при помощи тройника.
Урал ИЛЬЯСОВ, Уфа
Смазывать многие труднодоступные точки автомобиля мне помогает пустой флакончик от лекарства — например, «Стопангин» — с откручивающейся крышкой-пульверизатором и носиком. Даже довольно густое масло этот пульверизатор разбрызгивает мелкими каплями, позволяя работать аккуратно, без потеков. Я легко смазывал замки, петли, трос сцепления и другие подобные узлы. Не забудьте только убрать с флакончика наклейку, чтобы однажды не перепутать масленку с лекарством!
Николай МОРОЗОВ, Нижняя Тура Свердловской области
Проверять уровень масла в коробке передач «Калины» довольно сложно: мешает аккумуляторная батарея. Дабы не снимать ее, я удлинил щуп деревянной рейкой, привязанной к его кольцу изоляционной лентой. Длина рейки такая, что она достает до верха АКБ. А чтобы не болталась на ходу, прихватил ее к планке крепления батареи резиновым кольцом.
Планку крепления тоже доработал. Отверстие на одном конце пропилил, а вместо обычных гаек использовал барашки. Снять и поставить батарею теперь гораздо проще.

Посмотрите все фото и видео, которые нравятся нашим пользователям.
www.zr.ru
Советы бывалых — журнал За рулем
ЛУЧШИЙ СОВЕТ НОМЕРА
Меняя маслоотражательные колпачки в 16-клапанном двигателе ВАЗ, Максим Петров из Кемеровской области фиксирует клапаны очень простым и доступным способом.
Автор лучшего совета получает от редакции премию 5000 рублей, а от южнокорейской компании SK Energy канистру масла ZIC по своему выбору.
При смене сальников клапанов двигателя ВАЗ-2112 нередко возникают затруднения. Свечи расположены в глубоких колодцах головки блока — и для того чтобы поддерживать клапаны в поднятом положении, приходится что-то изобретать. Одни пользуются приспособлениями типа длинного стержня с откидным лепестком, другие вводят в камеру сгорания изогнутый стержень из мягкого металла и т.д. При этом обычно поддерживается один из клапанов, затем нужно найти другой, третий, четвертый, что довольно неудобно.
Мое приспособление простое, но эффективное. Выполнив предварительную «подразборку» головки блока (снятие ремня, валов ГРМ, гидротолкателей, свечей и т.д.), опускаю в свечное отверстие цилиндра резиновую трубку с надетым на нее и герметично зафиксированным (ниткой или скотчем) воздушным шариком. Шарик желателен новый, еще не растянувшийся. Затем надуваю его — и пережимаю резиновую трубку, чтобы воздух не выходил. Шарик отлично удерживает все четыре клапана в закрытом состоянии, не дает им соскользнуть в цилиндр. Чтобы это «приспособление» не пострадало при работе, перед ее началом я даю двигателю остыть, а цилиндры продуваю, чтобы в них не осталось даже следов топлива. Как вы знаете, такой режим в системе управления двигателем предусмотрен. Одного шарика при аккуратном обращении хватает на все цилиндры.
От отдела эксплуатации: Это не-обычное и изящное решение пригодно и для других автомобилей, в том числе иномарок c вертикальным расположением клапанов.
В. СИДОРОВ
Каменск-Уральский
Перегружать автомобиль нельзя, но определять просадку машины на глаз ненадежно.
На балку заднего моста ИЖ-2715 я поставил концевой выключатель 4, срабатывающий при максимальной нагрузке под действием рычажка 2, закрепленного на кронштейне 1 буфера сжатия 3. Рычажок — из тонкой пружинной стали, из нее же упругий «угольник» под концевиком, что исключает поломку. Питание на контрольную лампу 5 подал через выключатель 6. На ходу он выключен — на неровной дороге лампа не беспокоит вспышками.
А. ЛАЩИНИН
с. Сорокино Пензенской обл.
Возвратившись днем на стоянку, нередко забывают выключать ближний свет фар. В результате может разрядиться аккумуляторная батарея. На ВАЗ-2107 я установил звуковой сигнализатор, который после выключения зажигания напоминает о включенных фарах и, кроме того, позволяет контролировать давление в системе смазки двигателя. В схеме использованы два диода Д-226 и зуммер, которые легко купить.
М. БАЛАНДИН
Северодвинск
Заменяя втулки стартера на ВАЗ-2108, столкнулся с обычной проблемой — изношенные очень трудно извлечь из картера сцепления. Выручил метчик М14: ввинтил его в отверстие втулки, нарезая резьбу, затем он уперся в картер сцепления — и втулка стала выдвигаться из гнезда.
А. КУДРЯВЦЕВ
Заречный Свердловской обл.
Предлагаю устройство для контроля включенных фар на автомобиле. В схеме есть контрольная лампа и геркон с нормально разомкнутыми контактами. Обмотка геркона, показанная на схеме красным цветом, выполнена изолированным медным проводом диаметром 1,2 мм. Концы полученной катушки включил в разрыв провода от лампы фары к «массе». Один конец геркона подключен к «плюсу» габаритов, другой к контрольной лампе. При включении фары замыкается контакт геркона — и загорается лампа на щитке приборов. Если в цепи фары тока нет, геркон не включится.
www.zr.ru
Советы бывалых — журнал За рулем
ЛУЧШИЙ СОВЕТ НОМЕРА
Высшую оценку в майском номере журнала мы присудили совету Владимира ШЕЦКО из Бобруйска
Республики Беларусь. Его опыт может заинтересовать многих автомобилистов, особенно тех, кто собирается отправиться на машине в отпуск.
Родился в 1954 году в п. Красный Пильщик, что в Белоруссии. Окончил среднюю школу, некоторое время работал столяром ельской мебельной фабрики, а в 1977-м получил диплом инженера-механика Белорусского политехнического института. Ко времени призыва в армию исполнял обязанности главного технолога завода нестандартного оборудования. Службу в армии начал в 1980 году зампотехом танковой роты. После увольнения из армии в 1994-м получил экономическое образование в Центре переподготовки офицеров запаса. В настоящее время — инженер по маркетингу промышленного оборудования.
Активным читателем журнала «За рулем» стал с 1990 года, когда купил автомобиль и, будучи «чайником», старался освоить его во всех тонкостях. Любимые разделы журнала — безопасность, техника, ремонт и сервис. Рекомендации журнала помогают во многом, в том числе правильно ориентироваться на рынке запчастей — не покупать некондицию, которой нынче так много…
Автору лучшего совета редакция вручает премию 5000 рублей, а компания Zoom Energy Corp дарит набор очищающих и полирующих салфеток Turtle
Wax: Car Wax Wipes, Big & Tar Remover Wipes, Cocpit Shine Wipes.
Если вы не прочь повозиться со своим автомобилем, пусть и «морально устаревшим», то при минимуме затрат и такую технику можно эксплуатировать эффективно и долго. Возьмем, скажем, багажный отсек VAZ 2106. Возвышение (полка) над балкой заднего моста у кого-то зачастую пустует, беспорядочно уложенные вещи с нее падают. Я приспособил собственную полку, на которой располагается все, что необходимо в серьезных поездках: ящик с мелкими ЗИП, 5-литровая канистра бензина, такой же запас питьевой воды, литр моторного масла, лопатка, топорик, буксировочный трос, рабочий комбинезон и т.д. Важно, что у каждого предмета свое место. Оставшийся объем багажника служит повседневным целям.
От отдела эксплуатации. Мы привели пример хозяйственного отношения к автомобилю. Поделиться своим опытом могут многие. Но гораздо чаще наш брат-автотурист занимается раскопками в беспорядочно забитом багажнике, бесцельно тратя отпускное время.
Е. НИКИФОРОВ,Рыбинск
В пути отказали тормоза. С одной из задних колодок отклеилась накладка и поршни вышли из цилиндра. Чтобы не портить детали, воспользовался проволокой: вставил поршни на место, сжал тормозные колодки и связал проволокой возле цилиндра. Потихоньку, с необходимыми предосторожностями, проехал несколько километров до места ремонта.
Г. ЩУКИН,Узловая Тульской обл.
Пластмассовая запирающая пробка Teskan иногда разбухает от бензина. Заметив, что она стала хуже ввинчиваться в резьбу горловины, аккуратно опилите ее надфилем (см. рис.). Если пробку отвернуть не удалось (провернулась), не стоит ее ломать. Подручным инструментом — хотя бы гвоздем! — пробуравьте корпус 1 и кольцо 2. Оставив гвоздь в отверстии, вывинтите пробку. Есть резон усилить охранную функцию пробки, поместив между кольцом и корпусом стальную шайбу 3.
В. МИХАЙЛОВ,Ижевск
Проржавевший бак — беда! Обычная виновница этого — грязная вода, скапли
www.zr.ru
Советы бывалых — журнал За рулем
СОВЕТЫ БЫВАЛЫХ
Чтобы в багажнике вазовской «десятки» можно было перевозить разные грузы, а не только кейс и зонтик на ворсистом покрытии, я застелил его куском линолеума, загнув края. Теперь не страшно, если что-то прольется или просыпется — уборка проста и удобна.
Для разных вещей, которые приходится возить в машине (набор инструментов, банки с «Тосолом» и тормозной жидкостью, запчасти), сделал ящик с наклонной задней стенкой по спинке сиденья (см. фото). Высота его такова, что позволяет просунуть лыжи в багажник через люк в спинке заднего сиденья.
Уфа У. ИЛЬЯСОВ
Мой " Moskvich 2140" не прошел инструментальный техосмотр с первого предъявления из-за большой разницы в тормозном моменте на колесах задней оси (31%). Прокачал тормоза, зачистил тормозные колодки и барабаны — но повторный визит успехом тоже не увенчался, хотя неравномерность уменьшилась до 24%. (Кстати, именно по этому пункту не проходит инструментальный контроль большинство автомобилей.)
Слабее тормозило левое колесо, там не работала задняя колодка. После разборки цилиндра выяснилось, что опорное кольцо поршня задней колодки, предназначенное для автоматической регулировки зазора между колодкой и барабаном (см. рис.), зависло и не смещается, хотя состояние зеркала цилиндра было вполне удовлетворительным. Причиной неисправности оказалась непараллельность прорези в опорном кольце тормозному щиту. Из-за этого при прокачке системы не удавалось удалить пузырек воздуха между кольцом и манжетой поршня. После корректировки положения опорного кольца по прорези компьютерная диагностика показала допустимую величину неравномерности.
Для визуального контроля положения разрезного кольца не надо снимать и разбирать цилиндр — достаточно извлечь поршень. Прокачиваю тормоза в разных положениях щита, поджимая подвеску домкратом. Кстати, аналогично устроены задние рабочие цилиндры у «запорожцев».
Москва А. НИЗОВЦЕВ
Когда плохо стал включаться стартер в VAZ 21093, я разобрал его и обнаружил разрушившееся поводковое кольцо. Оно состоит из пластмассовых центрирующего и ограничительного дисков с усиками под прорези вилки. Соединено все клеем, который и подвел изготовителей, — ограничительный диск (со стороны обмотки якоря) отклеился, остатки его выпали в корпус стартера.
Я соединил кольца алюминиевыми заклепками, для которых просверлил отверстия, как показано на рисунке. Стартер служит без замечаний уже более года.
Барабинск А. ЕВСЮКОВ
В «Опеле-Кадет» 1991 года с двигателем С16NZ вышла из строя катушка зажигания Delco 347232 (сопротивление ее первичной обмотки — 0,3–0,6 Ом). Я заменил ее двухвыводной катушкой отечественного производства — 3012.3705 (сопротивление 0,48 Ом). Для подсоединения к штатному разъему пришлось сделать переходник.
Архангельская область,
Мирный С. ПЛУЖНИКОВ
Чтобы стандартный баллон газовой аппаратуры на «Москвиче-2141» не препятствовал погрузке длинномерного багажа при разложенном заднем сиденье, я разместил его вдоль правого борта. (Подобное решение видел на одной из иномарок, в которой, правда, спинка складывалась частями.) Теперь «длинномеры» (лыжи и доски для дачи) удается погрузить, располагая их по диагонали. Если развесовка машины не так важна, баллон можно установить и вдоль левого борта — в этом случае размещать груз будет еще удобнее.
Расположенный продольно баллон не помешал и ночевкам в машине во время путешествия на Кавказ. При этом и подушку, и спинку заднего сиденья я оставил дома, а освободившееся пространство застелил листом 12-миллиметровой фанеры вровень с полом багажника. Сдвинув вперед и отклонив спинки передних сидений, мы получили два спальных места почти двухметровой длины.
Москва А. РЕВИН
Извлечь эмульсионные трубки из колодцев при разборке карбюратора «Озон» бывает непросто. Удобное приспособление, представленное на рисунке, получается из обычной канцелярской скрепки, где диаметр проволоки не более 0,9 мм. Сжимаем пальцами усики и вводим в эмульсионную трубку. Разжимаем пальцы, и ее зацепы входят в отверстия трубки. Остается потянуть за верхнее ушко — и трубка выйдет из колодца.
Москва А. СУХОВ
ЛУЧШИЕ СОВЕТЫ ПРОШЛЫХ ЛЕТ
Те, кто пытался окрашивать пластмассовые или хромированные детали, знают, как плохо держится на них краска. Мало помогает и предварительное нанесение традиционных грунтовок. Гораздо лучший результат дает самодельная грунтовка — смесь эмали НЦ (близкой по цвету к той, которой будет окрашиваться деталь) с 12–15% клея «Момент», «Контактол» и т. п. Наносим ее тампоном на чистую обезжиренную поверхность и сушим часа три. Затем пульверизатором наносим основную эмаль типа НЦ или МЛ, обе держатся одинаково хорошо.
Томск С. РАЗИН
Нередко на обочине, а то и прямо на дороге, увидишь «Жигули», припавшие на одно из передних колес. Причина чаще всего в разрушении нижнего рычага подвески.
Осматривая такие машины, я заметил, что у некоторых ребро рычага в месте излома стесано стабилизатором поперечной устойчивости: это сильно ослабило рычаг. Советую при каждом обслуживании автомобиля смотреть, нет ли на ребре рычага следов касания стабилизатора. Если они появились, надо сточить конец стержня примерно на половину диаметра на длине 20 мм, как показано на рисунке.
Челябинск Е. ТИМОНИН
Устранить течь алюминиевого радиатора при помощи пайки удается не всем. Причина в том, что окисная пленка, мгновенно образующаяся на поверхности зачищенного металла, не соединяется с припоем — оловом. Поделюсь своим секретом, обеспечивающим успех.
Паяльником мощностью 1 кВт прогреваю очищенное место для ремонта и покрываю его слоем канифоли. Затем беру на жало паяльника оловянный припой, смешанный с железными опилками, и как бы втираю его круговыми движениями в место ремонта. Здесь важно, чтобы паяльник не перегревался и не жег канифоль. Опилки разрушают окисную пленку, и олово связывается с основным металлом.
Таким способом я отремонтировал уже три радиатора.
Липецк Ю. СИБИЛЕВ
www.zr.ru
Советы бывалых — журнал За рулем
АВТОКЛУБ
СОВЕТЫ БЫВАЛЫХ
РУБРИКУ ВЕДЕТ БОРИС СИНЕЛЬНИКОВ
Лучший совет номера принадлежит Валерию СМИРНОВУ. Предложенный им весьма простой способ, наверно, привлечет многих владельцев новых ИЖей.
Валерий Смирнов родился в 1968 году в Борисоглебске Воронежской области. Получил инженерное образование в Воронежском политехническом университете. С детских лет неравнодушен к технике, с удовольствием копался в родительских «Жигулях». «Права» получил в 1995 году, когда купил VAZ 2106. Ныне ездит на «ИЖ-Оде», уделяет ей много внимания.
Любит фантастику, особенно книги братьев Стругацких — все они в его библиотеке. Давно читает «За рулем». Благодарен журналу, в частности авторам советов — они всегда помогали ему обслуживать и совершенствовать свой автомобиль. Рад и сам поделиться опытом.
В Izh 2126, 27 на ветровом стекле слева остается большой неочищаемый сектор, что сильно ухудшает обзорность. Проблему я решил просто. Ключом «на 13» отвернул гайку крепления кривошипа на оси моторедуктора и снял его, предварительно отсоединив тяги. Зажав кривошип в тисках, несколькими ударами молотка отогнул ось на 4–5 мм по верхней точке, как показано на рисунке. Установив детали на место, убедился: обзорность улучшилась.
В. СМИРНОВ, БОРИСОГЛЕБСК
Будем иметь в виду, что неочищенный сектор на ветровом стекле, даже небольшой, таит опасность: он может скрывать от глаз чреватые неприятностями объекты на дороге. Именно поэтому его совет, улучшающий обзор и повышающий безопасность в движении, получил высокую оценку.
Как избавиться от соринки, попавшей в редукционный клапан масляного насоса?
В журнале (ЗР, 2003, № 9, с. 227) приведены два способа: первый — снять поддон, второй — на холодном двигателе резко дать газ. Я попробовал второй — не помогло. Тогда вывернул масляный фильтр и, закрыв отверстие в блоке пальцем, попросил помощника на секунду-другую включить стартер (чтобы двигатель не пустился, предварительно вынул из распределителя зажигания и замкнул на «массу» центральный провод). Масло, не имея выхода от насоса в систему, под большим давлением пошло в редукционный клапан и смыло соринку.
В. НОВИКОВ, ВЫКСА
В некоторых прицепах к легковому автомобилю нет штатного места для крепления запаски. Самое удобное место — на дышле. В своем КМЗ-8284 я использовал для этого старую ступицу от «москвичовского» колеса, закрепив ее хомутом из стальной полосы, как показано на рисунке.
Если ваш прицеп на «жигулевских» или других колесах, надо взять соответствующую ступицу.
В. БАХАРЕВ, ЧЕЛЯБИНСК
Поршни с кольцами вставляют в цилиндр двигателя после ремонта при помощи оправки, которой сжимают кольца. Я не нашел в магазине подходящей оправки (по размеру и цене) для дизеля иномарки («Опель Кадет»), поэтому сделал ее на скорую руку из подручных материалов.
От жестяной банки 0,5 л из-под пива отрезал оба дна и разрезал вдоль оставшуюся часть. Обжал ею кольца на поршне и зафиксировал червячными хомутами сверху и снизу, как показано на фото (роль оправки выполняет банка из-под кофе).
Постукивая по днищу поршня рукояткой молотка, легко загнал его в смазанный маслом цилиндр. Догадайся я сразу так поступить — сэкономил бы не только деньги, но и время на поиски приспособления.
Ю. БОДРОВ, МОСКВА
Когда потребовалось снять сиденье водителя в стареньких «Жигулях», его не удалось сдвинуть вперед, чтобы отвернуть задние винты крепления.
Выручил уазовский домкрат. Мы уложили его между ступенькой, на которой стоит заднее сиденье, и подушкой переднего, подложив дощечку. Несколько раз повернули винт домкрата — и сиденье сдвинулось, открыв доступ к винтам.
И. ШАЛМАН, КАЗАНЬ
В рабочих тормозных цилиндрах «Тойоты» диаметром 22 мм вместо фирменных хорошо работают манжеты (глухие) 302–3505035, применяемые в цилиндрах сцепления «москвичей» и «запорожцев».
Ю. АПИЦ, УКРАИНА,
КОНСТАНТИНОВКА
Чтобы внутренняя поверхность маслосъемного колпачка при установке не оцарапалась об острую кромку канавки под сухари, обмотайте клапан в этом месте липкой лентой (изоляционной, скотчем и т. п.).
А. СТОЛЯРОВ,
НОВОСИБИРСК
Извлекая ось блока промежуточных шестерен из коробки передач «Волги», иглы подшипника удобно закреплять червячным хомутом (по одному на ряд), чтобы не рассыпались.
Э. ЛЕВИН, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
www.zr.ru
Советы бывалых
На первую страницу
Советы бывалых
(из журнала "За рулем" - ретро)
Много неприятностей может доставить вода, попадающая в топливный бак автомобиля или мотоцикла, особенно зимой. Чтобы предотвратить это, я каждую осень заливаю в бак автомобиля около 100 см' жидкости НИИС-4, предназначенной для омывателя ветрового стекла и фар. Эта жидкость изготовлена на основе изопропилового спирта, поэтому хорошо смешивается с водой и не растворяется в бензине. Оседая на дне бака, смесь не замерзает, а если попадает в двигатель, то просто сгорает. Вместо НИИС-4 можно использовать чистый изопропиловый спирт, который продается в хозяйственных магазинах. под названием "ИПС".
Н. МОРОЗОВА владимирская область, с. Санниково
В ноябрьском номере журнала за прошлый год был опубликован совет В. и А. Лапшовых покрывать диски колес эпоксидным клеем, смешанным с алюминиевой пудрой. Хочу дополнить его своим опытом. На очищенные и обезжиренные поверхности колес я наношу кистью препарат "Феран" (он предназначен для обработки ржавого металла), в который тоже добавляю алю миниевую пудру. Поверхность получается гладкой, нарядной. Поскольку покрытие эла стичное, держится оно не один год.
г. Новосибирск В. САФРОНОВ
Однажды в городе педаль сцепления у ВА3-2108 перестала самостоятельно возвращаться в исходное положение. Поддевать ее носком ноги - занятие не из приятных. Регулировка зазора в приводе сцепления, установка более сильной возвратной пружины на вилку рычага положение не изменили. Лишь после того, как я вытащил трос из оболочки, промыл его и смазал "Универсальной графитовой смазкой", привод сцепления стал работать нормально, даже без пружины на рычаге вилки. Моя машина выпуска 1986 года прошла 46 тысяч километров, и я думаю, владельцам этой модели стоит помнить о необходимости смазать трос, как только почувствуется увеличение усилия на педали сцепления.
Московская область, В. ОСТРОУМОВ г. Красногорск
У автомобиля ВАЗ-2108 порог под дверью быстро покрывается грязью даже при наличии брызговиков. Чтобы его верхняя часть, о которую обычно пачкаются брюки при выходе из машины, оставалась чистой, я приклеил "Моментом" к внутренней поверхности нижней части двери резиновую-полосу толщиной 2 и шириной 20 мм. При закрытой двери она плотно прижимается к порогу, защищая его от грязи.
У автомобиля ВАЗ-2105, бывает, отклеивается от опускного стекла держатель троса стеклоподъемника. В журнале "За рулем" публиковались советы по креплению держателя механическим способом. Предлагаю еще один вариант, который показан на рисунке. Пластины 5 и 6 изготовлены из стального листа толщиной 3 мм, накладка 4 - штатная, от старого держателя. На стекло под пластины накладываем кусок сырой резины или приклеиваем клеем "Момент" резину от старой камеры. Винтом 1 стягиваем пластины так, чтобы нижние их концы начали сходиться, а затем винтом 2 разжимаем их, надежно фиксируя стекло. Для установки держателя не требуется демонтировать стекло, достаточно снять облицовку двери. Этим способом отремонтировано уже пять стекол, и все работают нормально.
г. Москва. Н. ЕРОХИН
Установка держателя на стекло: 1 - стягивающий винт; 2 - распорный винт; 3 - трос стеклоподъемника; 4 - накладка; 5 н б - пластины; 7 - резиновая прокладка.
Тем, кому приходится более или менее часто спать в автомобиле ВАЗ -2108 ("2109"). предлагаю переделать шарниры на подушке заднего сиденья, как показано на рисунке Разложив сиденье, вы получите почти ровную и мягкую постель. Несколько пояснений. Ось петли 7 располагается по продольной оси подушки. В рабочем (обычном) положении подушка закреплена при помощи замка 8 и защелки 5, которая входит в прорезь на замке. Чтобь подготовить сиденье для сна. подушку поднимаем вертикально, выводим защелки из прорезей замков и кладем подушку вперед мягкой стороной вверх, опускаем, спинку. Вот и вся работа.
И. КРИВЕНКО Мурманская область, г. Полярный
Переделка крепления заднего сиденья: 1 - подушка; 2 - спинка; 3 - штатный шарнир; 4- металлический каркас сиденья; 5 - защелка; 6 - пластина; 7 - петля; 8 - замок.

musmu.narod.ru
- Форма журнала авторского надзора за строительством
- Обязательно ли вести журнал регистрации приказов
- Журнал регистрации предписаний по охране труда
- Журнал мир техники для детей читать
- Журнал движения учащихся в школе образец
- Какие журналы необходимы по охране труда
- Какие журналы должны быть в кафе
- Журнал пищевых отходов в доу образец
- Как в госуслугах найти электронный журнал
- Журнал тайны хх века читать онлайн
- Журнал оракул гороскоп на 2017 год