Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Н.А Некрасов и "Современник". Современник журнал некрасова


Н.А Некрасов и "Современник". Видеоурок. Литература 10 Класс

Имя Некрасова (рис. 1)

Рис. 1. Н.А. Некрасов (Источник)

и название журнала, который был вершиной литературной эпохи и главным достижением литературной деятельности Некрасова и его единомышленников в середине XIX века, вместе не случайно. Именно в журнале «Современник» (рис. 2)

Рис. 2. Титульный лист журнала «Современник» (1857) (Источник)

Некрасов достиг вершины, и эта вершина открывает весь смысл того, что мы теперь называем общественным движением середины XIX века. Говоря о Некрасове, мы вспоминаем такие строчки, как, например:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан. («Поэт и гражданин»)

Эта формула определяла суть того движения, в центре которого оказался Некрасов.

Середина века в литературном развитии совпала с главным историческим событием русской истории XIX века, которое произошло 19 февраля 1861 года: обнародование царского манифеста о даровании свободы народу (рис. 3).

Рис. 3. «Освобождение крестьян (Чтение манифеста)» (Б. Кустодиев, 1907) (Источник)

Это событие стало кульминацией того, что копилось в русской культуре на протяжении веков. Но кульминация не дала разрядки, а привела к еще большему напряжению сил, к ожесточению литературной борьбы, к обострению противоречий.

Именно в журнале «Современник» в 1856 году, в тот момент, когда поползли слухи о готовящейся земельной реформе, было опубликовано стихотворение «Поэт и гражданин». Одновременно это стихотворение открывало новую книгу Некрасова. Публикация в журнале «Современник», который в то время возглавлял Н.Г. Чернышевский (рис. 4),

Рис. 4. Н.Г. Чернышевский (Источник)

привела к цензурному скандалу. Цензурное ведомство восприняло эти строчки как подрывные, призывающие к бунту. С точки зрения современного читателя, в этих строчках нет ничего крамольного, но тем не менее, именно они привели к ожесточению цензуры, к закрытию журнала, к репрессиям людей, издававших этот журнал. Дело в том, что представления об отношениях с государством в тот период у власти и народа были противоположными. 80 миллионов крестьян, которые составляли основную массу населения России того времени, не читали книг и не знали своих прав. Власть не могла позволить, чтобы эти люди, находившиеся в рабской, крепостной зависимости у своих помещиков, стали гражданами. Это означало бы подрыв устоев. Однако те несколько десятков тысяч читающих и образованных людей понимали, что так дальше продолжаться не может. Рабство представлялось чуждым самой природе России. Дело в том, что помещики и крестьяне чувствовали себя членами одной семьи, потому что переход из крестьян в дворяне был возможен еще со времен Петра І. Были между ними и родственные связи: часто помещики выбирали себе в жены своих крепостных. От этих браков рождались незаконнорожденные будущие помещики, которые формально не имели никаких прав. И ощущение того, что крестьяне и баре – это родные братья, разделенные пропастью социального положения и имущественного состояния, не давало покоя Некрасову и его современникам. Люди, которые говорили на одном языке, верили в одного и того же бога, преклонялись перед одними и теми же историческими ценностями, а иногда и были родственниками, оказывались в противоположном положении. Возникало чувство вины: вины барина перед мужиком. И это чувство долга, не исполненного перед народом, составляло суть всего того, что происходило в литературе.

Литература в это время была посвящена одной теме – теме народа. Произведения были направлены на нечитающее большинство, поскольку задачей Некрасова и его современников было просвещение: попытка дать людям способность писать и читать. Говоря об обязанностях быть гражданином, Некрасов имел в виду естественное для себя выполнение жизненной цели, потому что для него не было границ между гражданственностью и поэтичностью. Способ выражения своих мыслей и чувств был способом выражения его гражданской позиции, направленным на то, чтобы русский народ, расколотый по социальному и имущественному признаку, объединился. Это означало то, что круг чтения, круг тех жизненных представлений образованного класса, дворян, и нижних слоев населения, крестьян-мужиков, объединится. Когда люди, мыслящие одинаково, найдут общий язык, заговорят об одних вещах и начнут читать одни книги, тогда и свершится гражданская миссия поэта. Именно эта мысль вела Некрасова и была впоследствии выражена в поэме «Кому на Руси жить хорошо?», где автор показывает, как он видит будущее:

Когда мужик не Блюхера

И не милорда глупого –

Белинского и Гоголя

С базара понесет?..

Выполнение гражданственной миссии соединения барина и мужика в одной семье возможно только через книги – то, к чему стремился Некрасов, и то, что стало делом его жизни. Вершиной же этого дела стал журнал «Современник».

Начав с «Отечественных записок», Некрасов вместе со своим единомышленником И.И. Панаевым (рис. 5)

Рис. 5. И.И. Панаев (Источник)

выкупает журнал «Современник», прекративший свое существование после смерти Пушкина (рис. 6)

Рис. 6. А.С. Пушкин (Источник)

и в течение короткого промежутка времени превращает этот журнал в трибуну общественно-литературного движения XIX века. В этом журнале собираются лучшие писатели, которые объединены той самой идеей служения народу. Они по-разному понимают это служение: Л.Н. Толстой (рис. 7),

Рис. 7. Л.Н. Толстой (Источник)

И.С. Тургенев (рис. 8),

Рис. 8. И.С. Тургенев (Источник)

Д.В. Григорович (рис. 9)

Рис. 9. Д.В. Григорович (Источник)

и др. Тем не менее, они объединились в период с 1847 по 1866 год для общего дела, которое сформулировано в некрасовском поэтическом сборнике точнее всего:

Сейте разумное, доброе, вечное,

Сейте! Спасибо вам скажет сердечное

Русский народ…

Это призыв, который звучит как молитвенное заклинание, связанное со слепой, религиозной, мистической верой в то, что народ сможет вырастить в своей массе семена, посеянные этими господами.

В истории «Современника» было много разных периодов, связанных с тем, что по-разному авторы, участвовавшие в редакции журнала (рис. 10),

Рис. 10. Сотрудники журнала «Современник» (Источник)

представляли себе процесс «сеяния». В одних случаях, это означало заронить искры просвещения, а в других – искры пожара, который можно назвать народным восстанием. Были даже периоды, когда редакция журнала раскалывалась, когда писатели, выступавшие против народного бунта, покидали редакцию. Оставшиеся сотрудники, которых возглавлял Чернышевский, говорили о спасительности пожара. И, собственно, вокруг этого развернулась борьба с властью. В 1862 году, когда в Петербурге в связи с сильной жарой начались пожары (рис. 11),

Рис. 11. «Пожар в Петербурге 28 и 29 мая 1862 года». (Литография неизвестного автора. Ок. 1862) (Источник)

поползли слухи о поджоге, который совершили некие революционно настроенные студенты. И обвинения в том, что эти поджоги спровоцированы писателями и авторами «Современника», привели к тому, что журнал на 8 месяцев приостановил свою деятельность. Уже после этого находившийся в заключении Чернышевский, обвиненный в причастности к поджогам, опубликовал в «Современнике» свой роман «Что делать?» (рис. 12),

Рис. 12. Н.Г. Чернышевский пишет роман «Что делать?» в Алексеевском равелине Петровпавловской крепости (Е.Д. Горовых) (Источник)

в котором речь идет именно о том, каким образом устроить жизнь так, чтобы граждане стали гражданами, чтобы исчезла пропасть между барином и мужиком, чтобы всеобщее негодование по поводу ненормального жизненного устройства сменилось всеобщим благоденствием. Это была и теория социального равенства, и теория разумного эгоизма, и теория социалистической революции, которая в скрытом виде присутствовала в романе так, что это было почти очевидно для любого читателя. Роман был допущен к печати, поскольку цензорам он показался явно нелитературным и дискредитирующим автора. Однако спохватились уже после издания и распространения журнала. Тогда изъяли и запретили роман. Журнал же запретили после выстрела Д.В. Каракозова (рис. 13)

Рис. 13. Д.В. Каракозов (Источник)

в царя освободителя Александра ІІ (рис. 14).

Рис. 14. Император Александр ІІ (Источник)

Террорист-одиночка был убежден в том, что его выстрел вызовет бурю народного гнева и приведет к социальной революции. Но ничего подобного не произошло. Покушение привело к цензурным преследованиям, к закрытию многих изданий, а в «Русском вестнике», например, сами издатели приостановили выпуск романа Ф.М. Достоевского (рис. 15) «Преступление и наказание».

Рис. 15. Ф.М. Достоевский (Источник)

Тем не менее, после закрытия «Современника» Некрасов продолжал свою литературную деятельность. Ему удалось договориться с А.А. Краевским (рис. 16),

Рис. 16. А.А. Краевский (Источник)

издателем «Отечественных записок» (рис. 17),

Рис. 17. Титульный лист журнала «Отечественные записки» (1868) (Источник)

того журнала, в котором он начинал в 1840-е гг. и который он продолжит издавать до конца своей жизни. Но тех высот, каких достигал «Современник», «Отечественным запискам» в последующие годы достичь уже не удалось. Журнал «Современник» оказался для Некрасова непревзойденной вершиной, символом демократического движения в русской литературе середины XIX века.

Представление о том, что такое поэт и гражданин, полнее всего можно составить себе из короткого фрагмента стихотворения, написанного в более поздние годы, но очень точно отражающего главную мысль. Поэт становится гражданином, когда начинает сеять знания на ниву народную:

Сеятель знанья на ниву народную!

Почву ты, что ли, находишь бесплодную,

Худы ль твои семена?

Робок ли сердцем ты? слаб ли ты силами?

Труд награждается всходами хилыми,

Доброго мало зерна!

Где ж вы, умелые, с бодрыми лицами,

Где же вы, с полными жита кошницами?

Труд засевающих робко, крупицами,

Двиньте вперед!

Сейте разумное, доброе, вечное,

Сейте! Спасибо вам скажет сердечное

Русский народ... («Сеятелям»)

Это строки, которые были опубликованы в 1877 году. Именно в этот год, повинуясь призыву Некрасова, следуя идее просвещения, двинулись в народ те люди, которых потом назвали «народниками». Этот процесс назывался «хождением в народ». Но те сомнения, о которых говорит Некрасов по поводу возможности всходов, оправдались с самого начала движения. Первая же волна хождения в народ окончилась тем, что студенты и интеллигенты, отправившиеся учить и просвещать народ, столкнулись с глухой стеной непонимания и враждебности крестьянского населения России. Ходоки были выданы полиции крестьянами, а вскоре были прозваны «вшивой интеллигенцией». Презрительное прозвище и отношение к просветителям стало одним из общих мест последующей русской истории. Некрасов предвидел трагическую миссию быть непонятым. Он осознавал, что жертвы, которые приносятся на алтарь народного просвещения, могут быть напрасными и неоцененными. И это трагическое понимание своей жертвенности во многом определило и судьбу Некрасова, и характер его литературных трудов на протяжении последних десятилетий деятельности, с середины 1850-х до конца 1870-х гг.

История с майскими пожарами 1862 года – одна из иллюстраций к тому, что представляла собой русская общественная жизнь этой эпохи. Майские пожары – это отдельное событие в отдельно взятом городе, но город этот – столица самой большой континентальной империи мира. Это Петербург. Это город, в котором чиновники, военные составляли подавляющее большинство населения. Весь город был разделен на части, в которых квартировали роты полков лейб-гвардии. Петербург представлял собой страну в стране. И городские пожары не связывались с теми крестьянскими волнениями в стране, которая никак не могла переварить дарованную государем-императором свободу. Объявление свободы в феврале 1861 года вызвало недоумение: какая же это свобода, когда крестьяне получают ее только на словах, а на деле на два года остаются крепостными, затем еще на семь лет – наполовину крепостными, а затем еще на двадцать лет – крепостными в значительной степени? Но крестьяне понимали, что и за 20 лет им не удастся выплатить те платежи за землю, которые были им вменены в обязанности в 1861 году. История показала, что сомнения крестьян были правомерными. Долги за выкуп земли, которую крестьяне получили в 1861 году, оставались за ними до 1913 года, когда эти недоимки были прощены в связи с 300-летием дома Романовых. Огромное количество стихийных выступлений начала 1860-х гг. – это то, что больше всего пугало и тогдашних спецслужб, и власть имущих. Петербургские пожары были вершиной того огромного пожарища, которое разгоралось в стране и которое усмирить было невозможно. Поэтому проще всего было закрыть журналы, что и было сделано. Но ни расследования, ни доносы не давали нужно результата: виновники пожаров не находились, но те угли, которые были засыпаны во время петербургских пожаров и крестьянских восстаний, продолжали тлеть до 1917 года.

Некрасов оказался на особом месте в истории русской литературы. С одной стороны, он явился проповедником нового учения, или даже религии:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей». (А.С. Пушкин «Пророк»)

Он вслед за пушкинским пророком мог бы повторить эти слова, но его бог назывался народом, братом меньшим, братом во Христе, по жизни, по крови. Поэтому все, что написано Некрасовым, стало одним большим стихотворением, которое точнее всего описывается жанром элегии (печальное размышление). Вот, например, стихотворение «Элегия», которая предопределяет видение Некрасовым своей роли в литературе:

Пускай нам говорит изменчивая мода,

Что тема старая «страдания народа»

И что поэзия забыть ее должна,

Не верьте, юноши! не стареет она.

О, если бы ее могли состарить годы!

И дальше в жанре древнегреческого песнопения, посвященного, как правило, неразделенной любви, появляется песнь Некрасова, обращенная к народу и посвященная неразделенной любви к этому народу:

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил – и сердцем я спокоен...

Пускай наносит вред врагу не каждый воин,

Но каждый в бой иди! А бой решит судьба...

Я видел красный день: в России нет раба!

И слезы сладкие я пролил в умиленье...

«Довольно ликовать в наивном увлеченье, –

Шепнула Муза мне. – Пора идти вперед:

Народ освобожден, но счастлив ли народ?..»

Вопрос риторический. Возможность народного счастья в связи с царским манифестом, с теми декларациями, провозглашенными со всякого рода трибун XIX века, ничего не меняла в народной жизни. Трагично представление о том, что жертва, которую приносит поэт-гражданин на алтарь народной жизни, оказывается напрасной. Народ не понимает, не принимает и даже понятия не имеет о той жертве, которую приносят господа. И оказывается:

Уж вечер настает. Волнуемый мечтами,

По нивам, по лугам, уставленным стогами,

Задумчиво брожу в прохладной полутьме,

И песнь сама собой слагается в уме,

Недавних, тайных дум живое воплощенье:

На сельские труды зову благословенье,

Народному врагу проклятия сулю,

А другу у небес могущества молю,

И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы,

И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы,

И лес откликнулся... Природа внемлет мне,

Но тот, о ком пою в вечерней тишине,

Кому посвящены мечтания поэта, –

Увы! не внемлет он – и не дает ответа...

Эта трагическая жертвенность, предопределенность того, что, жертвуя собой ради далекого будущего, человек не видит ни малейших проблесков приближения к этому будущему, наложило отпечаток на всю жизнь Некрасова. Во всех воспоминаниях и отзывах современников он представлялся человеком тяжело больным, глубоко несчастным. Вот как 26-летний Чернышевский рассказывает о первой встрече в редакции журнала «Современник» 1853 года: «Вышел Некрасов в халате. Еще молодой, но будто дряхлый, опустившийся плечами. Я понял, что это Некрасов (я знал, что он живет в одной квартире с Панаевым). Я тогда уж привык считать Некрасова великим поэтом и, как поэта, любить его. О том, что он человек больной, я не знал. Меня поразило его увидеть таким больным, хилым. Он, мимоходом, поклонившись мне в ответ на мой поклон, и оставляя после того меня без внимания, подошел и начал… Я был поражен и опечален еще больше первого впечатления, лишь послышались первые звуки его голоса… Голос его был слабый шепот, еле слышный мне, хоть я сидел в двух шагах…». В то время Некрасову еще не исполнилось 32 лет, а он производил впечатление дряхлого старика. Вся жизнь Некрасова была связана с постоянной борьбой: сначала с нищетой, потом с болезнями, потом со страстью игрока (он регулярно проигрывал практически все, что зарабатывал). Вся эта жизнь была настроена на жертву и на страдания. Поэтому самые горькие, самые точные и самые пронзительные слова были написаны Некрасовым в самом конце, в 1877 году. Неизвестно, последнее это стихотворение или нет, но звучит оно как трагическое завещание:

Черный день! Как нищий просит хлеба,

Смерти, смерти я прошу у неба,

Я прошу ее у докторов,

У друзей, врагов и цензоров,

Я взываю к русскому народу:

Коли можешь, выручай!

Окуни меня в живую воду,

Или мертвой в меру дай. («Черный день! Как нищий просит хлеба…»)

За этим отношением к жизни нет искусственного стремления привлечь внимание к своему страданию, но есть определенная позиция, которая выражается в настроение целой эпохи. Идея самопожертвования во имя народа, идея искупительной жертвы, когда гражданин становится чем-то вроде другого Христа, жертвующего собой ради искупления грехов всего человечества, становится самой активной и самой заметной формой всей литературной жизни XIX века.

 

Список литературы

1. Сахаров В.И., Зинин С.А. Русский язык и литература. Литература (базовый и углубленный уровни) 10. – М.: Русское слово.

2. Архангельский А.Н. и др. Русский язык и литература. Литература (углубленный уровень) 10. – М.: Дрофа.

3. Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. / под ред. Ланина Б.А. Русский язык и литература. Литература (базовый и углубленный уровни) 10. – М.: ВЕНТАНА-ГРАФ.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Эссе.рф: Библиотека учебных материалов (Источник).
  2. Feb-web.ru (Источник).
  3. Russkay-literatura.ru (Источник).

 

Домашнее задание

  1. Ознакомьтесь с биографией Н.А. Некрасова, сделайте хронологическую таблицу значимых дат его жизни.
  2. Проанализируйте гражданскую поэзию Н.А. Некрасова, определите ее влияние на дальнейшую судьбу русской литературы.
  3. * Сделайте презентацию на тему: Н.А. Некрасов и журнал «Современник».

interneturok.ru

Журнал «Современник» || Книга || Некрасовы || Родовое дерево

Издательское дело у Некрасова шло настолько успешно, что в конце 1846 года — январе 1847 года он, вместе с писателем и журналистом Иваном Панаевым, приобрёл в аренду у Плетнёва журнал «Современник», основанный ещё Александром Пушкиным. Литературная молодёжь, создававшая основную силу «Отечественным запискам», оставила Краевского и присоединилась к Некрасову. В «Современник» также перешёл и Белинский, он передал Некрасову часть того материала, который собирал для задуманного им сборника «Левиафан». Тем не менее Белинский был в «Современнике» на уровне такого же обычного журналиста, каким был у Краевского. И это впоследствии Некрасову ставили в упрёк, так как именно Белинский больше всех содействовал тому, что основные представители литературного движения 1840-х годов из «Отечественных записок» перешли в «Современник».  Некрасов, как и Белинский, стал успешным открывателем новых талантов. На страницах журнала «Современника» нашли свою славу и признание Иван Тургенев, Иван Гончаров, Александр Герцен, Николай Огарёв, Григорович. В журнале публиковались Александр Островский, Николай Щедрин, Глеб Успенский. Николай Некрасов ввёл в русскую литературу Фёдора Достоевского и Льва Толстого. Так же в журнале издавались Николай Чернышевский и Николай Добролюбов, которые вскоре стали идейными руководителями «Современника».  С первых же лет издания журнала под руководством Некрасова, он являлся не только его вдохновителем и редактором, но также и одним из основных авторов. Здесь печатаются его стихи, проза, критика. В 1848–1855 годах «мрачного семилетия», правительство Николая I, будучи напуганным французской революцией, стало преследовать передовую журналистику и литературу. Некрасов, редактор «Современника», в это нелёгкое для свободомыслия в литературе время сумел ценой огромных усилий, несмотря на постоянную борьбу с цензурой сохранить репутацию журнала, хотя нельзя было не отметить, что содержание журнала заметно потускнело.  Начинается печатание весьма длинных приключенченских романов «Три страны света» и «Мёртвое озеро», написанных Николаем Некрасовым в сотрудничестве со Станицким (псевдоним Головачёвой-Панаевой). Главами этих долгих романов Некрасов и прикрывал лакуны, образовывавшиеся в журнале из-за запретов цензуры.  Около середины 1850-х годов Некрасов серьёзно заболел горловой болезнью, но пребывание в Италии облегчило его состояние. Выздоровление Некрасова совпало с началом новой эры русской жизни. В его творчестве также наступил счастливый период — его выдвигают в первые ряды литературы.  Но этот период нельзя было назвать лёгким. Заметно в то время обострившиеся классовые противоречия отразились и на журнале: редакция «Современника» оказалась расколотой на две группы, одна из которых представляла либеральное дворянство во главе с Иваном Тургеневым, Львом Толстым и Василием Боткиным, которые ратовали за умеренный реализм, и эстетическое «пушкинское» начало в литературе. Противовес им составили приверженцы сатирической «гоголевской» литературы, пропагандировавшемуся демократической частью русской «натуральной школы» 1840-х годов. В начале 1860-х годов противостояние этих двух течений в журнале достигло предельной остроты. В произошедшем расколе Некрасов поддержал «революционных разночинцев», идеологов крестьянской демократии. В этот нелёгкий период наивысшего политического подъёма в стране поэт создаёт такие произведения, как «Поэт и гражданин» (1856), «Размышления у парадного подъезда» (1858) и «Железная дорога» (1864).  В начале 1860-х годов умер Добролюбов, были сосланы в Сибирь Чернышевский и Михайлов. Всё это стало ударом для Некрасова. Началась эпоха студенческих волнений, бунтов освобожденных от земли крестьян и польского восстания. В этот период журналу Некрасова было объявлено «первое предостережение». Приостанавливается выход в свет «Современника», а в 1866 году, после выстрела Дмитрия Каракозова в российского императора Александра II, журнал закрылся навсегда.  После закрытия журнала Некрасов сходится с издателем Андреем Краевским, и через два года после закрытия «Современника», в 1868 году, он арендовал у Краевского «Отечественные записки», сделав их боевым органом революционного народничества.

www.rodovoederevo.ru

Н.А. Некрасов и журнал " Современник"

Имя Некра­со­ва (рис. 1)

Рис. 1. Н.А. Некра­сов (Ис­точ­ник)

и на­зва­ние жур­на­ла, ко­то­рый был вер­ши­ной ли­те­ра­тур­ной эпохи и глав­ным до­сти­же­ни­ем ли­те­ра­тур­ной де­я­тель­но­сти Некра­со­ва и его еди­но­мыш­лен­ни­ков в се­ре­дине XIX века, вме­сте не слу­чай­но. Имен­но в жур­на­ле «Со­вре­мен­ник» (рис. 2)

Рис. 2. Ти­туль­ный лист жур­на­ла «Со­вре­мен­ник» (1857) (Ис­точ­ник)

Некра­сов до­стиг вер­ши­ны, и эта вер­ши­на от­кры­ва­ет весь смысл того, что мы те­перь на­зы­ва­ем об­ще­ствен­ным дви­же­ни­ем се­ре­ди­ны XIX века. Го­во­ря о Некра­со­ве, мы вспо­ми­на­ем такие строч­ки, как, на­при­мер:

По­этом мо­жешь ты не быть,

Но граж­да­ни­ном быть обя­зан. («Поэт и граж­да­нин»)

Эта фор­му­ла опре­де­ля­ла суть того дви­же­ния, в цен­тре ко­то­ро­го ока­зал­ся Некра­сов.

Се­ре­ди­на века в ли­те­ра­тур­ном раз­ви­тии сов­па­ла с глав­ным ис­то­ри­че­ским со­бы­ти­ем рус­ской ис­то­рии XIX века, ко­то­рое про­изо­шло 19 фев­ра­ля 1861 года: об­на­ро­до­ва­ние цар­ско­го ма­ни­фе­ста о да­ро­ва­нии сво­бо­ды на­ро­ду (рис. 3).

Рис. 3. «Осво­бож­де­ние кре­стьян (Чте­ние ма­ни­фе­ста)» (Б. Ку­сто­ди­ев, 1907) (Ис­точ­ник)

Это со­бы­тие стало куль­ми­на­ци­ей того, что ко­пи­лось в рус­ской куль­ту­ре на про­тя­же­нии веков. Но куль­ми­на­ция не дала раз­ряд­ки, а при­ве­ла к еще боль­ше­му на­пря­же­нию сил, к оже­сто­че­нию ли­те­ра­тур­ной борь­бы, к обостре­нию про­ти­во­ре­чий.

Имен­но в жур­на­ле «Со­вре­мен­ник» в 1856 году, в тот мо­мент, когда по­полз­ли слухи о го­то­вя­щей­ся зе­мель­ной ре­фор­ме, было опуб­ли­ко­ва­но сти­хо­тво­ре­ние «Поэт и граж­да­нин». Од­но­вре­мен­но это сти­хо­тво­ре­ние от­кры­ва­ло новую книгу Некра­со­ва. Пуб­ли­ка­ция в жур­на­ле «Со­вре­мен­ник», ко­то­рый в то время воз­глав­лял Н.Г. Чер­ны­шев­ский (рис. 4),

Рис. 4. Н.Г. Чер­ны­шев­ский (Ис­точ­ник)

при­ве­ла к цен­зур­но­му скан­да­лу. Цен­зур­ное ве­дом­ство вос­при­ня­ло эти строч­ки как под­рыв­ные, при­зы­ва­ю­щие к бунту. С точки зре­ния со­вре­мен­но­го чи­та­те­ля, в этих строч­ках нет ни­че­го кра­моль­но­го, но тем не менее, имен­но они при­ве­ли к оже­сто­че­нию цен­зу­ры, к за­кры­тию жур­на­ла, к ре­прес­си­ям людей, из­да­вав­ших этот жур­нал. Дело в том, что пред­став­ле­ния об от­но­ше­ни­ях с го­су­дар­ством в тот пе­ри­од у вла­сти и на­ро­да были про­ти­во­по­лож­ны­ми. 80 мил­ли­о­нов кре­стьян, ко­то­рые со­став­ля­ли ос­нов­ную массу на­се­ле­ния Рос­сии того вре­ме­ни, не чи­та­ли книг и не знали своих прав. Власть не могла поз­во­лить, чтобы эти люди, на­хо­див­ши­е­ся в раб­ской, кре­пост­ной за­ви­си­мо­сти у своих по­ме­щи­ков, стали граж­да­на­ми. Это озна­ча­ло бы под­рыв усто­ев. Од­на­ко те несколь­ко де­сят­ков тысяч чи­та­ю­щих и об­ра­зо­ван­ных людей по­ни­ма­ли, что так даль­ше про­дол­жать­ся не может. Раб­ство пред­став­ля­лось чуж­дым самой при­ро­де Рос­сии. Дело в том, что по­ме­щи­ки и кре­стьяне чув­ство­ва­ли себя чле­на­ми одной семьи, по­то­му что пе­ре­ход из кре­стьян в дво­ряне был воз­мо­жен еще со вре­мен Петра І. Были между ними и род­ствен­ные связи: часто по­ме­щи­ки вы­би­ра­ли себе в жены своих кре­пост­ных. От этих бра­ков рож­да­лись неза­кон­но­рож­ден­ные бу­ду­щие по­ме­щи­ки, ко­то­рые фор­маль­но не имели ни­ка­ких прав. И ощу­ще­ние того, что кре­стьяне и баре – это род­ные бра­тья, раз­де­лен­ные про­па­стью со­ци­аль­но­го по­ло­же­ния и иму­ще­ствен­но­го со­сто­я­ния, не да­ва­ло покоя Некра­со­ву и его со­вре­мен­ни­кам. Люди, ко­то­рые го­во­ри­ли на одном языке, ве­ри­ли в од­но­го и того же бога, пре­кло­ня­лись перед од­ни­ми и теми же ис­то­ри­че­ски­ми цен­но­стя­ми, а ино­гда и были род­ствен­ни­ка­ми, ока­зы­ва­лись в про­ти­во­по­лож­ном по­ло­же­нии. Воз­ни­ка­ло чув­ство вины: вины ба­ри­на перед му­жи­ком. И это чув­ство долга, не ис­пол­нен­но­го перед на­ро­дом, со­став­ля­ло суть всего того, что про­ис­хо­ди­ло в ли­те­ра­ту­ре.

Ли­те­ра­ту­ра в это время была по­свя­ще­на одной теме – теме на­ро­да. Про­из­ве­де­ния были на­прав­ле­ны на нечи­та­ю­щее боль­шин­ство, по­сколь­ку за­да­чей Некра­со­ва и его со­вре­мен­ни­ков было про­све­ще­ние: по­пыт­ка дать людям спо­соб­ность пи­сать и чи­тать. Го­во­ря об обя­зан­но­стях быть граж­да­ни­ном, Некра­сов имел в виду есте­ствен­ное для себя вы­пол­не­ние жиз­нен­ной цели, по­то­му что для него не было гра­ниц между граж­дан­ствен­но­стью и по­э­тич­но­стью. Спо­соб вы­ра­же­ния своих мыс­лей и чувств был спо­со­бом вы­ра­же­ния его граж­дан­ской по­зи­ции, на­прав­лен­ным на то, чтобы рус­ский народ, рас­ко­ло­тый по со­ци­аль­но­му и иму­ще­ствен­но­му при­зна­ку, объ­еди­нил­ся. Это озна­ча­ло то, что круг чте­ния, круг тех жиз­нен­ных пред­став­ле­ний об­ра­зо­ван­но­го клас­са, дво­рян, и ниж­них слоев на­се­ле­ния, кре­стьян-му­жи­ков, объ­еди­нит­ся. Когда люди, мыс­ля­щие оди­на­ко­во, най­дут общий язык, за­го­во­рят об одних вещах и нач­нут чи­тать одни книги, тогда и свер­шит­ся граж­дан­ская мис­сия поэта. Имен­но эта мысль вела Некра­со­ва и была впо­след­ствии вы­ра­же­на в поэме «Кому на Руси жить хо­ро­шо?», где автор по­ка­зы­ва­ет, как он видит бу­ду­щее:

Когда мужик не Блю­хе­ра

И не ми­лор­да глу­по­го –

Бе­лин­ско­го и Го­го­ля

С ба­за­ра по­не­сет?..

Вы­пол­не­ние граж­дан­ствен­ной мис­сии со­еди­не­ния ба­ри­на и му­жи­ка в одной семье воз­мож­но толь­ко через книги – то, к чему стре­мил­ся Некра­сов, и то, что стало делом его жизни. Вер­ши­ной же этого дела стал жур­нал «Со­вре­мен­ник».

Начав с «Оте­че­ствен­ных за­пи­сок», Некра­сов вме­сте со своим еди­но­мыш­лен­ни­ком И.И. Па­на­е­вым (рис. 5)

Рис. 5. И.И. Па­на­ев (Ис­точ­ник)

вы­ку­па­ет жур­нал «Со­вре­мен­ник», пре­кра­тив­ший свое су­ще­ство­ва­ние после смер­ти Пуш­ки­на (рис. 6)

Рис. 6. А.С. Пуш­кин (Ис­точ­ник)

и в те­че­ние ко­рот­ко­го про­ме­жут­ка вре­ме­ни пре­вра­ща­ет этот жур­нал в три­бу­ну об­ще­ствен­но-ли­те­ра­тур­но­го дви­же­ния XIX века. В этом жур­на­ле со­би­ра­ют­ся луч­шие пи­са­те­ли, ко­то­рые объ­еди­не­ны той самой идеей слу­же­ния на­ро­ду. Они по-раз­но­му по­ни­ма­ют это слу­же­ние: Л.Н. Тол­стой (рис. 7),

Рис. 7. Л.Н. Тол­стой (Ис­точ­ник)

И.С. Тур­ге­нев (рис. 8),

Рис. 8. И.С. Тур­ге­нев (Ис­точ­ник)

Д.В. Гри­го­ро­вич (рис. 9)

Рис. 9. Д.В. Гри­го­ро­вич (Ис­точ­ник)

и др. Тем не менее, они объ­еди­ни­лись в пе­ри­од с 1847 по 1866 год для об­ще­го дела, ко­то­рое сфор­му­ли­ро­ва­но в некра­сов­ском по­э­ти­че­ском сбор­ни­ке точ­нее всего:

Сейте ра­зум­ное, доб­рое, веч­ное,

Сейте! Спа­си­бо вам ска­жет сер­деч­ное

Рус­ский народ…

Это при­зыв, ко­то­рый зву­чит как мо­лит­вен­ное за­кли­на­ние, свя­зан­ное со сле­пой, ре­ли­ги­оз­ной, ми­сти­че­ской верой в то, что народ смо­жет вы­рас­тить в своей массе се­ме­на, по­се­ян­ные этими гос­по­да­ми.

В ис­то­рии «Со­вре­мен­ни­ка» было много раз­ных пе­ри­о­дов, свя­зан­ных с тем, что по-раз­но­му ав­то­ры, участ­во­вав­шие в ре­дак­ции жур­на­ла (рис. 10),

Рис. 10. Со­труд­ни­ки жур­на­ла «Со­вре­мен­ник» (Ис­точ­ник)

пред­став­ля­ли себе про­цесс «се­я­ния». В одних слу­ча­ях, это озна­ча­ло за­ро­нить искры про­све­ще­ния, а в дру­гих – искры по­жа­ра, ко­то­рый можно на­звать на­род­ным вос­ста­ни­ем. Были даже пе­ри­о­ды, когда ре­дак­ция жур­на­ла рас­ка­лы­ва­лась, когда пи­са­те­ли, вы­сту­пав­шие про­тив на­род­но­го бунта, по­ки­да­ли ре­дак­цию. Остав­ши­е­ся со­труд­ни­ки, ко­то­рых воз­глав­лял Чер­ны­шев­ский, го­во­ри­ли о спа­си­тель­но­сти по­жа­ра. И, соб­ствен­но, во­круг этого раз­вер­ну­лась борь­ба с вла­стью. В 1862 году, когда в Пе­тер­бур­ге в связи с силь­ной жарой на­ча­лись по­жа­ры (рис. 11),

Рис. 11. «Пожар в Пе­тер­бур­ге 28 и 29 мая 1862 года». (Ли­то­гра­фия неиз­вест­но­го ав­то­ра. Ок. 1862) (Ис­точ­ник)

по­полз­ли слухи о под­жо­ге, ко­то­рый со­вер­ши­ли некие ре­во­лю­ци­он­но на­стро­ен­ные сту­ден­ты. И об­ви­не­ния в том, что эти под­жо­ги спро­во­ци­ро­ва­ны пи­са­те­ля­ми и ав­то­ра­ми «Со­вре­мен­ни­ка», при­ве­ли к тому, что жур­нал на 8 ме­ся­цев при­оста­но­вил свою де­я­тель­ность. Уже после этого на­хо­див­ший­ся в за­клю­че­нии Чер­ны­шев­ский, об­ви­нен­ный в при­част­но­сти к под­жо­гам, опуб­ли­ко­вал в «Со­вре­мен­ни­ке» свой роман «Что де­лать?» (рис. 12),

Рис. 12. Н.Г. Чер­ны­шев­ский пишет роман «Что де­лать?» в Алек­се­ев­ском ра­ве­лине Пет­ров­пав­лов­ской кре­по­сти (Е.Д. Го­ро­вых) (Ис­точ­ник)

в ко­то­ром речь идет имен­но о том, каким об­ра­зом устро­ить жизнь так, чтобы граж­дане стали граж­да­на­ми, чтобы ис­чез­ла про­пасть между ба­ри­ном и му­жи­ком, чтобы все­об­щее него­до­ва­ние по по­во­ду ненор­маль­но­го жиз­нен­но­го устрой­ства сме­ни­лось все­об­щим бла­го­ден­стви­ем. Это была и тео­рия со­ци­аль­но­го ра­вен­ства, и тео­рия ра­зум­но­го эго­из­ма, и тео­рия со­ци­а­ли­сти­че­ской ре­во­лю­ции, ко­то­рая в скры­том виде при­сут­ство­ва­ла в ро­мане так, что это было почти оче­вид­но для лю­бо­го чи­та­те­ля. Роман был до­пу­щен к пе­ча­ти, по­сколь­ку цен­зо­рам он по­ка­зал­ся явно нели­те­ра­тур­ным и дис­кре­ди­ти­ру­ю­щим ав­то­ра. Од­на­ко спо­хва­ти­лись уже после из­да­ния и рас­про­стра­не­ния жур­на­ла. Тогда изъ­яли и за­пре­ти­ли роман. Жур­нал же за­пре­ти­ли после вы­стре­ла Д.В. Ка­ра­ко­зо­ва (рис. 13)

Рис. 13. Д.В. Ка­ра­ко­зов (Ис­точ­ник)

в царя осво­бо­ди­те­ля Алек­сандра ІІ (рис. 14).

Рис. 14. Им­пе­ра­тор Алек­сандр ІІ (Ис­точ­ник)

Тер­ро­рист-оди­ноч­ка был убеж­ден в том, что его вы­стрел вы­зо­вет бурю на­род­но­го гнева и при­ве­дет к со­ци­аль­ной ре­во­лю­ции. Но ни­че­го по­доб­но­го не про­изо­шло. По­ку­ше­ние при­ве­ло к цен­зур­ным пре­сле­до­ва­ни­ям, к за­кры­тию мно­гих из­да­ний, а в «Рус­ском вест­ни­ке», на­при­мер, сами из­да­те­ли при­оста­но­ви­ли вы­пуск ро­ма­на Ф.М. До­сто­ев­ско­го (рис. 15) «Пре­ступ­ле­ние и на­ка­за­ние».

Рис. 15. Ф.М. До­сто­ев­ский (Ис­точ­ник)

Тем не менее, после за­кры­тия «Со­вре­мен­ни­ка» Некра­сов про­дол­жал свою ли­те­ра­тур­ную де­я­тель­ность. Ему уда­лось до­го­во­рить­ся с А.А. Кра­ев­ским (рис. 16),

Рис. 16. А.А. Кра­ев­ский (Ис­точ­ник)

из­да­те­лем «Оте­че­ствен­ных за­пи­сок» (рис. 17),

Рис. 17. Ти­туль­ный лист жур­на­ла «Оте­че­ствен­ные за­пис­ки» (1868) (Ис­точ­ник)

того жур­на­ла, в ко­то­ром он на­чи­нал в 1840-е гг. и ко­то­рый он про­дол­жит из­да­вать до конца своей жизни. Но тех высот, каких до­сти­гал «Со­вре­мен­ник», «Оте­че­ствен­ным за­пис­кам» в по­сле­ду­ю­щие годы до­стичь уже не уда­лось. Жур­нал «Со­вре­мен­ник» ока­зал­ся для Некра­со­ва непре­взой­ден­ной вер­ши­ной, сим­во­лом де­мо­кра­ти­че­ско­го дви­же­ния в рус­ской ли­те­ра­ту­ре се­ре­ди­ны XIX века.

Пред­став­ле­ние о том, что такое поэт и граж­да­нин, пол­нее всего можно со­ста­вить себе из ко­рот­ко­го фраг­мен­та сти­хо­тво­ре­ния, на­пи­сан­но­го в более позд­ние годы, но очень точно от­ра­жа­ю­ще­го глав­ную мысль. Поэт ста­но­вит­ся граж­да­ни­ном, когда на­чи­на­ет сеять зна­ния на ниву на­род­ную:

Се­я­тель зна­нья на ниву на­род­ную!

Почву ты, что ли, на­хо­дишь бес­плод­ную,

Худы ль твои се­ме­на?

Робок ли серд­цем ты? слаб ли ты си­ла­ми?

Труд на­граж­да­ет­ся всхо­да­ми хи­лы­ми,

Доб­ро­го мало зерна!

Где ж вы, уме­лые, с бод­ры­ми ли­ца­ми,

Где же вы, с пол­ны­ми жита кош­ни­ца­ми?

Труд за­се­ва­ю­щих робко, кру­пи­ца­ми,

Двинь­те впе­ред!

Сейте ра­зум­ное, доб­рое, веч­ное,

Сейте! Спа­си­бо вам ска­жет сер­деч­ное

Рус­ский народ... («Се­я­те­лям»)

Это стро­ки, ко­то­рые были опуб­ли­ко­ва­ны в 1877 году. Имен­но в этот год, по­ви­ну­ясь при­зы­ву Некра­со­ва, сле­дуя идее про­све­ще­ния, дви­ну­лись в народ те люди, ко­то­рых потом на­зва­ли «на­род­ни­ка­ми». Этот про­цесс на­зы­вал­ся «хож­де­ни­ем в народ». Но те со­мне­ния, о ко­то­рых го­во­рит Некра­сов по по­во­ду воз­мож­но­сти всхо­дов, оправ­да­лись с са­мо­го на­ча­ла дви­же­ния. Пер­вая же волна хож­де­ния в народ окон­чи­лась тем, что сту­ден­ты и ин­тел­ли­ген­ты, от­пра­вив­ши­е­ся учить и про­све­щать народ, столк­ну­лись с глу­хой сте­ной непо­ни­ма­ния и враж­деб­но­сти кре­стьян­ско­го на­се­ле­ния Рос­сии. Хо­до­ки были вы­да­ны по­ли­ции кре­стья­на­ми, а вско­ре были про­зва­ны «вши­вой ин­тел­ли­ген­ци­ей». Пре­зри­тель­ное про­зви­ще и от­но­ше­ние к про­све­ти­те­лям стало одним из общих мест по­сле­ду­ю­щей рус­ской ис­то­рии. Некра­сов пред­ви­дел тра­ги­че­скую мис­сию быть непо­ня­тым. Он осо­зна­вал, что жерт­вы, ко­то­рые при­но­сят­ся на ал­тарь на­род­но­го про­све­ще­ния, могут быть на­прас­ны­ми и неоце­нен­ны­ми. И это тра­ги­че­ское по­ни­ма­ние своей жерт­вен­но­сти во мно­гом опре­де­ли­ло и судь­бу Некра­со­ва, и ха­рак­тер его ли­те­ра­тур­ных тру­дов на про­тя­же­нии по­след­них де­ся­ти­ле­тий де­я­тель­но­сти, с се­ре­ди­ны 1850-х до конца 1870-х гг.

Ис­то­рия с май­ски­ми по­жа­ра­ми 1862 года – одна из ил­лю­стра­ций к тому, что пред­став­ля­ла собой рус­ская об­ще­ствен­ная жизнь этой эпохи. Май­ские по­жа­ры – это от­дель­ное со­бы­тие в от­дель­но взя­том го­ро­де, но город этот – сто­ли­ца самой боль­шой кон­ти­нен­таль­ной им­пе­рии мира. Это Пе­тер­бург. Это город, в ко­то­ром чи­нов­ни­ки, во­ен­ные со­став­ля­ли по­дав­ля­ю­щее боль­шин­ство на­се­ле­ния. Весь город был раз­де­лен на части, в ко­то­рых квар­ти­ро­ва­ли роты пол­ков лейб-гвар­дии. Пе­тер­бург пред­став­лял собой стра­ну в стране. И го­род­ские по­жа­ры не свя­зы­ва­лись с теми кре­стьян­ски­ми вол­не­ни­я­ми в стране, ко­то­рая никак не могла пе­ре­ва­рить да­ро­ван­ную го­су­да­рем-им­пе­ра­то­ром сво­бо­ду. Объ­яв­ле­ние сво­бо­ды в фев­ра­ле 1861 года вы­зва­ло недо­уме­ние: какая же это сво­бо­да, когда кре­стьяне по­лу­ча­ют ее толь­ко на сло­вах, а на деле на два года оста­ют­ся кре­пост­ны­ми, затем еще на семь лет – на­по­ло­ви­ну кре­пост­ны­ми, а затем еще на два­дцать лет – кре­пост­ны­ми в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни? Но кре­стьяне по­ни­ма­ли, что и за 20 лет им не удаст­ся вы­пла­тить те пла­те­жи за землю, ко­то­рые были им вме­не­ны в обя­зан­но­сти в 1861 году. Ис­то­рия по­ка­за­ла, что со­мне­ния кре­стьян были пра­во­мер­ны­ми. Долги за выкуп земли, ко­то­рую кре­стьяне по­лу­чи­ли в 1861 году, оста­ва­лись за ними до 1913 года, когда эти недо­им­ки были про­ще­ны в связи с 300-ле­ти­ем дома Ро­ма­но­вых. Огром­ное ко­ли­че­ство сти­хий­ных вы­ступ­ле­ний на­ча­ла 1860-х гг. – это то, что боль­ше всего пу­га­ло и то­гдаш­них спец­служб, и власть иму­щих. Пе­тер­бург­ские по­жа­ры были вер­ши­ной того огром­но­го по­жа­ри­ща, ко­то­рое раз­го­ра­лось в стране и ко­то­рое усми­рить было невоз­мож­но. По­это­му проще всего было за­крыть жур­на­лы, что и было сде­ла­но. Но ни рас­сле­до­ва­ния, ни до­но­сы не да­ва­ли нужно ре­зуль­та­та: ви­нов­ни­ки по­жа­ров не на­хо­ди­лись, но те угли, ко­то­рые были за­сы­па­ны во время пе­тер­бург­ских по­жа­ров и кре­стьян­ских вос­ста­ний, про­дол­жа­ли тлеть до 1917 года.

Некра­сов ока­зал­ся на осо­бом месте в ис­то­рии рус­ской ли­те­ра­ту­ры. С одной сто­ро­ны, он явил­ся про­по­вед­ни­ком но­во­го уче­ния, или даже ре­ли­гии:

«Вос­стань, про­рок, и виждь, и внем­ли,

Ис­пол­нись волею моей,

И, об­хо­дя моря и земли,

Гла­го­лом жги серд­ца людей». (А.С. Пуш­кин «Про­рок»)

Он вслед за пуш­кин­ским про­ро­ком мог бы по­вто­рить эти слова, но его бог на­зы­вал­ся на­ро­дом, бра­том мень­шим, бра­том во Хри­сте, по жизни, по крови. По­это­му все, что на­пи­са­но Некра­со­вым, стало одним боль­шим сти­хо­тво­ре­ни­ем, ко­то­рое точ­нее всего опи­сы­ва­ет­ся жан­ром эле­гии (пе­чаль­ное раз­мыш­ле­ние). Вот, на­при­мер, сти­хо­тво­ре­ние «Эле­гия», ко­то­рая пред­опре­де­ля­ет ви­де­ние Некра­со­вым своей роли в ли­те­ра­ту­ре:

Пус­кай нам го­во­рит из­мен­чи­вая мода,

Что тема ста­рая «стра­да­ния на­ро­да»

И что по­э­зия за­быть ее долж­на,

Не верь­те, юноши! не ста­ре­ет она.

О, если бы ее могли со­ста­рить годы!

И даль­ше в жанре древ­не­гре­че­ско­го пес­но­пе­ния, по­свя­щен­но­го, как пра­ви­ло, нераз­де­лен­ной любви, по­яв­ля­ет­ся песнь Некра­со­ва, об­ра­щен­ная к на­ро­ду и по­свя­щен­ная нераз­де­лен­ной любви к этому на­ро­ду:

Я лиру по­свя­тил на­ро­ду сво­е­му.

Быть может, я умру неве­до­мый ему,

Но я ему слу­жил – и серд­цем я спо­ко­ен...

Пус­кай на­но­сит вред врагу не каж­дый воин,

Но каж­дый в бой иди! А бой решит судь­ба...

Я видел крас­ный день: в Рос­сии нет раба!

И слезы слад­кие я про­лил в уми­ле­нье...

«До­воль­но ли­ко­вать в на­ив­ном увле­че­нье, –

Шеп­ну­ла Муза мне. – Пора идти впе­ред:

Народ осво­бож­ден, но счаст­лив ли народ?..»

Во­прос ри­то­ри­че­ский. Воз­мож­ность на­род­но­го сча­стья в связи с цар­ским ма­ни­фе­стом, с теми де­кла­ра­ци­я­ми, про­воз­гла­шен­ны­ми со вся­ко­го рода три­бун XIX века, ни­че­го не ме­ня­ла в на­род­ной жизни. Тра­гич­но пред­став­ле­ние о том, что жерт­ва, ко­то­рую при­но­сит по­эт-граж­да­нин на ал­тарь на­род­ной жизни, ока­зы­ва­ет­ся на­прас­ной. Народ не по­ни­ма­ет, не при­ни­ма­ет и даже по­ня­тия не имеет о той жерт­ве, ко­то­рую при­но­сят гос­по­да. И ока­зы­ва­ет­ся:

Уж вечер на­ста­ет. Вол­ну­е­мый меч­та­ми,

По нивам, по лугам, устав­лен­ным сто­га­ми,

За­дум­чи­во брожу в про­хлад­ной по­лу­тьме,

И песнь сама собой сла­га­ет­ся в уме,

Недав­них, тай­ных дум живое во­пло­ще­нье:

На сель­ские труды зову бла­го­сло­ве­нье,

На­род­но­му врагу про­кля­тия сулю,

А другу у небес мо­гу­ще­ства молю,

И песнь моя гром­ка!.. Ей вто­рят долы, нивы,

И эхо даль­них гор ей шлет свои от­зы­вы,

И лес от­клик­нул­ся... При­ро­да внем­лет мне,

Но тот, о ком пою в ве­чер­ней ти­шине,

Кому по­свя­ще­ны меч­та­ния поэта, –

Увы! не внем­лет он – и не дает от­ве­та...

Эта тра­ги­че­ская жерт­вен­ность, пред­опре­де­лен­ность того, что, жерт­вуя собой ради да­ле­ко­го бу­ду­ще­го, че­ло­век не видит ни ма­лей­ших про­блес­ков при­бли­же­ния к этому бу­ду­ще­му, на­ло­жи­ло от­пе­ча­ток на всю жизнь Некра­со­ва. Во всех вос­по­ми­на­ни­ях и от­зы­вах со­вре­мен­ни­ков он пред­став­лял­ся че­ло­ве­ком тя­же­ло боль­ным, глу­бо­ко несчаст­ным. Вот как 26-лет­ний Чер­ны­шев­ский рас­ска­зы­ва­ет о пер­вой встре­че в ре­дак­ции жур­на­ла «Со­вре­мен­ник» 1853 года: «Вышел Некра­сов в ха­ла­те. Еще мо­ло­дой, но будто дрях­лый, опу­стив­ший­ся пле­ча­ми. Я понял, что это Некра­сов (я знал, что он живет в одной квар­ти­ре с Па­на­е­вым). Я тогда уж при­вык счи­тать Некра­со­ва ве­ли­ким по­этом и, как поэта, лю­бить его. О том, что он че­ло­век боль­ной, я не знал. Меня по­ра­зи­ло его уви­деть таким боль­ным, хилым. Он, ми­мо­хо­дом, по­кло­нив­шись мне в ответ на мой по­клон, и остав­ляя после того меня без вни­ма­ния, по­до­шел и начал… Я был по­ра­жен и опе­ча­лен еще боль­ше пер­во­го впе­чат­ле­ния, лишь по­слы­ша­лись пер­вые звуки его го­ло­са… Голос его был сла­бый шепот, еле слыш­ный мне, хоть я сидел в двух шагах…». В то время Некра­со­ву еще не ис­пол­ни­лось 32 лет, а он про­из­во­дил впе­чат­ле­ние дрях­ло­го ста­ри­ка. Вся жизнь Некра­со­ва была свя­за­на с по­сто­ян­ной борь­бой: сна­ча­ла с ни­ще­той, потом с бо­лез­ня­ми, потом со стра­стью иг­ро­ка (он ре­гу­ляр­но про­иг­ры­вал прак­ти­че­ски все, что за­ра­ба­ты­вал). Вся эта жизнь была на­стро­е­на на жерт­ву и на стра­да­ния. По­это­му самые горь­кие, самые точ­ные и самые прон­зи­тель­ные слова были на­пи­са­ны Некра­со­вым в самом конце, в 1877 году. Неиз­вест­но, по­след­нее это сти­хо­тво­ре­ние или нет, но зву­чит оно как тра­ги­че­ское за­ве­ща­ние:

Чер­ный день! Как нищий про­сит хлеба,

Смер­ти, смер­ти я прошу у неба,

Я прошу ее у док­то­ров,

У дру­зей, вра­гов и цен­зо­ров,

Я взы­ваю к рус­ско­му на­ро­ду:

Коли мо­жешь, вы­ру­чай!

Окуни меня в живую воду,

Или мерт­вой в меру дай. («Чер­ный день! Как нищий про­сит хлеба…»)

За этим от­но­ше­ни­ем к жизни нет ис­кус­ствен­но­го стрем­ле­ния при­влечь вни­ма­ние к сво­е­му стра­да­нию, но есть опре­де­лен­ная по­зи­ция, ко­то­рая вы­ра­жа­ет­ся в на­стро­е­ние целой эпохи. Идея са­мо­по­жерт­во­ва­ния во имя на­ро­да, идея ис­ку­пи­тель­ной жерт­вы, когда граж­да­нин ста­но­вит­ся чем-то вроде дру­го­го Хри­ста, жерт­ву­ю­ще­го собой ради ис­куп­ле­ния гре­хов всего че­ло­ве­че­ства, ста­но­вит­ся самой ак­тив­ной и самой за­мет­ной фор­мой всей ли­те­ра­тур­ной жизни XIX века.

www.svetlanavladimirovna.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта