Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Актуальные проблемы современной логопедии. Статьи из журналов по логопедии


ОБЗОР 5 СТАТЕЙ ИЗ ЖУРНАЛОВ ПО КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ С АНАЛИЗОМ ПРЕДЛАГАЕМЫХ МЕТОДИК КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ДИЗАРТРИИ

Поиск Лекций

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

Пензенский государственный университет

Педагогический институт им. В.Г. Белинского

 

 

Факультет педагогики, психологии и социальных наук   Кафедра «Педагогика и психология дошкольного, начального и дефектологического образования»

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

на тему:

ОБЗОР 5 СТАТЕЙ ИЗ ЖУРНАЛОВ ПО КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ С АНАЛИЗОМ ПРЕДЛАГАЕМЫХ МЕТОДИК КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ДИЗАРТРИИ

 

Выполнил:

студентка группы

14ЗНЛ31

Наумова О.В.

Научный руководитель:

Старший преподаватель

Лемтюгова Е.А.

 

 

Пенза, 2016

СОДЕРЖАНИЕ

§ 1. Обзор статьи И.А. Филатовой «Теоретические аспекты формирования языковой личности у дошкольников с дизартрией»
§ 2. Обзор статьи Е.А. Савёнок « Методы коррекционно-логопедической работы у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией»  
§ 3. Обзор статьи З.В. Поливары « Особенности симультанного анализа и синтеза у детей с дизартрией»  
§ 4. Обзор статьи В.В. Морозовой О.И. Алексеевой «Особенности навыка воспроизведения звукослоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией»    
§ 5. Обзор статьи О.А. Колгановой « Особенности психоречевого развития детей со стертой дизартрией и влияние семейного воспитания на эффективность коррекционной работы»    
Список использованных источников

1. ОБЗОР СТАТЬИ И.А. ФИЛАТОВОЙ «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ»

 

Статья «Теоретические аспекты формирования языковой личности у дошкольников с дизартрией» была написана И.А. Филатовой, кандидатом педагогических наук, профессором, заведующей кафедрой логопедии и клиники дизонтогенеза, директором Института специального образования Уральского государственного педагогического университета и опубликована в журнале «Образование и наука».

В статье рассматривается содержание понятия «языковая личность» с точки зрения междисциплинарного подхода, обосновывается актуальность определения иерархической структуры и содержания понятия «языковая личность дошкольника с дизартрией», дается психолого-педагогическая характеристика дошкольников с дизартрией, выделяются типологические группы детей с данной речевой патологией.

Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку формирование языковой личности дошкольника с дизартрией очень тесно связано с проблемой нарушения структуры и динамики отношения к окружающему миру и самому себе, наблюдающегося при психических заболеваниях или локальных поражений головного мозга.

Автор пишет о необходимости решения проблем нарушений и их коррекции с точки зрения системного подхода. И.А. Филатова акцентирует внимание в данной статье на том, что в современных исследованиях недостаточно представлена комплексная психолого-педагогическая характеристика личности ребенка с нарушениями речи, мало освещаются вопросы формирования его языковой личности, хотя указание на своеобразие психики таких детей и наличие у них специфических отклонений имеются в работе многих исследователей.

Автор на основе большого фактического материала рассматривает характерные симптомы различных видов дизартии и предлагает по наличию типологических особенностей у детей с дизартрией разделить их на группы по патологиям, опираясь на то, что у детей с дизартией наблюдаются явные отличия подструктур личности вцелом, структуры языковой личности и процесса коммуникации.

С помощью своего исследования в определении структурной модели языковой личности дошкольников с дизартрией, описанием уровней ее развития, четким выделением типологических особенностей и специфики процесса коммуникации таких детей, автор статьи считает возможным решение таких задач, как:

- установление качественного соотношения между уровнем развития языковой личности и структурой дефекта при дизартрии;

-выделение принципов построения педагогического процесса для данной категории детей;

- разработка содержания комплексного обеспечения полноценного формирования языковой личности как основы механизма компенсации и самокомпенсации имеющегося дефекта;

-определение структуры и эффективности модели психолого-педагогического воздействия в зависимости от уровня развития языковой личности дошкольника с дизартрией.

Автором проведена серьезная работа по изучению языковой личностидошкольников с дизартрией. Немаловажным является и то, что И.А. Филатова пишет о необходимости изменения психолого-педагогического подхода к детям с дизартрией в зависимости от их типологических особенностей, разработки личностно ориентированной системы работы, т.к. в последние годы значительно увеличилось количество детей, не усваивающих в полной мере программу детского сада, а впоследствии и школьную программу.

Считаю, что статья выполнена на высоком научном уровне, содержит ряд выводов, представляющих практический интерес. К замечаниям можно отнести отсутствие описания решения поставленных задач.

 

2. ОБЗОР СТАТЬИ Е.А. САВЕНОК « МЕТОДЫ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ»

 

Статья «Методы коррекционно-логопедической работы у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией» была написана Е.А. Савёнком и опубликована в журнале «Специальное образование» в 2015 году.

В этой статье автор обращает внимание, что при коррекции стертой дизартрии должен использоваться комплексный подход, состоящий из медицинской, психолого-педагогической помощи и логопедической работы.

Особое внимание при коррекции стертой дизартрии автор уделяет развитию голоса и правильного дыхания.

В своей работе Е.А. Савёнок использует метод коррекции на основе дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой, упражнения для развития высоты и силы голоса, фонетическая ритмика, специальные игры-упражнения на сдувание-надувание и т.д.

Актуальность данной статьи заключается в том, что голос как компонент просодической стороны речи, имеет важное значение в развитие ребенка, формировании его как личности, в общении со сверстниками и взрослыми. Нарушение функции голосообразования может отрицательно повлиять на общее развитие речи, на нервно-психическое состояние и коммуникацию в целом.

Автор данной статьи не предлагает ничего нового, использует лишь известные методики по коррекции стертой дизартрии.

Считаю, что данная статья не имеет особой теоретической и практической значимости.

 

3. ОБЗОР СТАТЬИ З.В. ПОЛИВАРЫ «ОСОБЕННОСТИ СИМУЛЬТАННОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ»

Статья «Особенности симультанного анализа и синтеза у детей с дизартрией» была написана З.В. Поливарой, директором тюменского центра логопедии и опубликована в журнале «Специальное образование».

В своей статье автор описывает проведенные исследования по адаптированной нейропсихологической методике А.Р. Лурия.

Исследования автор проводила для того, чтобы показать, что на психофизиологическом уровне формирования и развития высших психических функций (ВПФ) ведущим является несформированность работы не отдельных анализаторных центров, а их взаимосвязи.

В этой статье автор описывает проведенное обследование детей с ОНР III уровня при дизартрии на состояние их зрительного восприятия, пространственного восприятия, понимание логико-грамматических конструкций, сомато-простанственного восприятия, сформированность временных представлений и сформированность кинетических программ ( организация пальцев рук).

Актуальность настоящего исследования заключается в том, что непонимание нейропсихологических причин нарушения поведения и плохой успеваемости у детей с данной речевой патологией воспитателями, педагогами, психологами, делает их работу по коррекции нарушений недостаточно эффективной, приводит к срыву адаптации таких детей в школе.

Опираясь на проведенные автором исследования можно сделать вывод, что, изучая вопрос о механизмах нарушения восприятия, обусловленных поражениями головного мозга, видно, что поражение не приводит к нарушению какой-то одной функции, в патологию вовлекаются и те функции, которые связаны и взаимодействуют с пораженной. Нарушение межфункциональных связей является основной причиной нарушения речевого развития у детей при дизартрии.

Автор статьи на конкретных примерах показывает, что выявление особенностей симультанного синтеза и анализа у детей с патологией речи при дизартрии позволяет сделать вывод, что при данном виде речевой патологии имеют место нарушения восприятий всех модальностей, но особенно специфичными являются нарушения зрительного и пространственного гнозиса.

Автором проведена серьезная работа по исследованию и анализу взаимосвязи нарушений межфункциональных связей головного мозга и недоразвитием речи при дизартрии. Материал статьи основан на детальном анализе проведенных исследований. Считаю, что статья выполнена на высоком научном уровне, содержит ряд выводов, представляющих практический интерес.

Опираясь на результаты проведенного исследования, при выборе методик по коррекции дизартрии следует особое внимание уделить развитию зрительно-пространственного восприятия.

Применение дополнительных нейропсихологических методик особенностей восприятия у детей с дизартрией, может значительно улучшить их подготовку к школьному обучению.

 

 

4. ОБЗОР СТАТЬИ В.В. МОРОЗОВОЙ , О.И. АЛЕКСЕЕВОЙ «ОСОБЕННОСТИ НАВЫКА ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗВУКОСЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ»

 

Статья «Особенности навыка воспроизведения звукослоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией» написана студенткой О.И. Алексеевой и кандидатом педагогических наук, доцентом Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина и опубликована в журнале « Специальное образование» в 2014 году.

В своей статье авторы предлагают изучать усвоение звукослоговой структуры слова в двух направлениях: овладение звукопроизношением и ритмико-слоговой структурой слова.

Авторы отмечают, что в работах, связанных с изучением особенностей звукослоговой структуры слова у дошкольников со стертой дизартрией, обнаруживается, что у детей наблюдается недостаточная подвижность речевой и мимической мускулатуры.

Авторы провели исследование, в котором обследовали детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией на выявление особенностей навыков воспроизведения звукослоговой структуры слова. Методика диагностики включала два раздела: исследование навыка воспроизведения звукослоговой структуры изолированного слова и изучение воспроизведения звукослоговой структуры слов в предложениях. По результатам исследования авторами был разработан ряд рекомендаций по коррекции навыка воспроизведения звукослоговой структуры слова, разработан разнообразный дидактический материал, который можно использовать в процессе работы.

Актуальностью данного вопроса является модернизация коррекционной логопедической работы по воспроизведению звукослоговой структуры слова дошкольниками со стертой дизартрией и недостаточная его изученность.

Я согласна с авторами, что логопедическая работа по коррекции звукослоговой структуры слова должна обязательно включать в себя формирование произносительных навыков, развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

Кроме того, считаю необходимым расширять кругозор, пополнять объем словарного запаса, развивать вербальные умения и навыки у детей. Так же считаю, что коррекция звукослоговой структуры слова должна проводиться при тесном взаимодействии и других специалистов ДОУ, таких, как воспитатели, музыкальные руководители, воспитателей по физической культуре.

 

5. ОБЗОР СТАТЬИ О.А. КОЛГАНОВОЙ « ОСОБЕННОСТИ ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ И ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ»

Статья «Особенности психоречевого развития детей со стертой дизартрией и влияние семейного воспитания на эффективность коррекционной работы» написана О.А. Колгановой, магистром кафедры логопедии Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова и опубликована в журнале «Специальное образование» в 2014 году.

В данной статье автор обращает внимание на то, что очень часто родители обращают внимание только на звукопроизношение своих детей, не оценивая должным образом значения речевого, сенсорно-моторного и познавательного развития. На позицию отношения к речевому дефекту ребенка влияет несколько факторов: степень выраженности самого дефекта, интеллектуальный уровень родителей, просвещенность в сфере логопедии, компетентность родителей в воспитании ребенка, понимание его психологии, а также собственные особенности характера. Очень важным является отношение родителя к речевому дефекта ребенка, т.к. это отражается на отношении ребенка к своей речи, потому что родители являются для ребёнка авторитетом.

Автор описывает проведенное исследование, которое заключалось в обследовании детей со стертой дизартрией по разным направлениям. В результате проведенного исследования автор отмечает, что у детей со стертой формой дизартрии, чьи родители интересуются и обсуждают проблемы детей, участвуют в их развитии, создают и поддерживают мотивацию в интересах ребенка, показатели познавательной сферы намного выше: они больше проявляют интерес к заданиям, увереннее и динамичнее их выполняют, чаще исправляют свои ошибки, проявляют интерес к оценке своей деятельности.

Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, т.к. результат процесса системной дифференцированной логопедической помощи детям со стертой дизартрией будет гораздо эффективнее при участии родителей в коррекционной работе. Задачи, которые стоят перед родителями в работе со своим ребенком: выработка мотивации, контроль за выполнением заданий и за речью детей, заинтересованное участие в коррекционной работе. При этом родители должны получать развернутую консультацию логопеда, чтобы понимать в чем состоят основные препятствия для овладения нормальным произношением. Это поможет адекватно реагировать на речевые и личностно-психологические проблемы своего ребенка, оценить его перспективы и успехи, что повысит эффективность коррекционно-логопедической работы.

Хотя статья и не несет в себе методик по коррекционной работе с дизартрией, она является теоретически и практически очень значимой, т.к. невозможно переоценить значение участия родителей в жизни своего ребенка.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Филатова И.А. Теоретические аспекты формирования языковой личности у дошкольников с дизартрией // Образование и наука- 2012.,-№4.

2. Савёнок Е.А. Методы коррекционно-логопедической работы у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией//Специальное образование – 2015.,- №11.

3. Поливара З.В. Особенности симультанного анализа и синтеза у детей с дизартрией//Специальное образование- 2012.,№1

4. Колганова О.А. Особенности психоречевого развития детей со стертой дизартрией и влияние семейного воспитания на эффективность коррекционной работы// Специальное образование- 2014.,№10

5. В.В. Морозовой О.И. Алексеевой Особенности навыка воспроизведения звукослоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией// Специальное образование- 2014.,№10

6. Интернет-ресурс http://ru.wikihow.com/%D0%BD%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%BE%D0%B1%D0%B7%D0%BE%D1%80-%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8

 

poisk-ru.ru

Логопедия и коррекционная педагогика. Теория + методики. - LOGOPED.RU

Публикации

Для большего удобства воспользуйтесь Поиском.

Использование слоговой таблицы учителем - логопедом при обучении грамоте.

Некоторые приёмы формирования речи на начальном этапе работы у неговорящих детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, страдающих церебральным параличом, в условиях стационара (тяжелые и запущенные случаи).

Тигиева Л.А. Коррекционно-развивающая работа по формированию причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы, взаимосвязи и временной последовательности происходящего в природе. Из опыта работы.

Андреева С.В. Развитие речи у детей с нарушением зрения.

Бекхожина Г.М. Коррекционно-развивающая работа педагога-логопеда с детьми с ограниченными возможностями в условиях кабинета психолого-педагогической коррекции.

Морина И.А. Методические рекомендации учителям-логопедам “Создание условий для формирования эмоциональной лексики у детей с тяжелыми нарушениями речи”.

Бажина С.А., Коготкова Л.М., Кустова И.Н., Куляпина С.Н., Лебедева О.А. Презентация “Коррекция слоговой структуры слов у детей 6-7 лет”.

Стародубцева И.А. Родительское собрание с родителями в средней возрастной группе на тему “Зачисление на логопункт”.

Колесова С.В. Рекомендации по расслаблению мышц артикуляционного аппарата у детей с “дизартрическим компонентом”.

Гроцкая Е.Н. Использование нетрадиционных средств развития речевого творчества детей в работе логопеда.

Солдатенкова Н.В. Формирование слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи. Опыт работы.

Есина И.А. Формирование вербальных и невербальных средств выразительности у дошкольников с речевыми нарушениями.

Есина И.А. Формирование выразительной устной речи детей с ограниченными возможностями здоровья.

Курашкина Е.У. Рекомендации по использованию упражнений и дидактических игр для развития словесно-логического мышления у детей с ОНР в системе коррекционной работы.

Шпикина А.С. Применение интернет-ресурсов в коррекционно-педагогическом процессе.

Курашкина Е.У. Взаимодействие учителя-логопеда с семьей. Консультирование родителей посредством информационных стендов.

Федорина Т.С., Ульянова Е.А. Презентация "Использование элементов ИКТ-технологий в работе учителя-логопеда как способ повышения мотивации учащихся к усвоению общеобразовательной программы в условиях ФГОС".

Герасименко И.И. Работа с родителями в логопедической группе.

Аксёнова А.С., Климова Е.И. Организация взаимодействия в работе логопеда и воспитателя в рамках речевой работы с детьми с задержкой психического и речевого развития в условиях дома ребёнка (из опыта работы).

Попова О.С. “Коррекция оптической дисграфии у младших школьников посредством использования развивающих игр и упражнений”. Мастер-класс для учителей-логопедов.

Носенко И.В. Использование электронно-образовательных ресурсов в ознакомлении дошкольников с пальчиковой азбукой.

Куренкова С.А. Работа учителя-логопеда с родителями в условиях логопункта. Пояснительная записка родителю.

Тотай Е.С. Информационная карта инновационного опыта.

Негодина С.Ю. Использование сопряженной гимнастики как средства развития речи у детей с речевой патологией.

Самойленко Т.Б. Организация предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете ДОУ.

Григорьева И.В. Особенности работы логопеда в доме ребёнка.

Агаджанян А.В. Преодоление объективных трудностей согласования прилагательных с существительными у дисграфиков.

Агеева С.В. Задания и приёмы по коррекции оптической дисграфии у умственно отсталых младших школьников.

Александрова О.И. Театрально-игровая деятельность в системе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников.

Арефьева О.В. О проблеме развития словаря прилагательных у детей младшего школьного возраста с ОНР.

Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. В книге представлен один из возможных путей реализации базисного компонента программы «Истоки» по разделу «Речь и речевое общение». В помощь воспитателю в издании приведено большое количество грамматических игр, упражнений, коммуникативных ситуаций.

Барыбина Е.Б. Использование технологий развития полимодального восприятия в коррекции речевых нарушений дошкольников.

Беляева Н.И. Формирование языковой и речевой культуры личности в рамках программы “Школа общения”.

Березина Г.В. Использование пальчиковой гимнастики, игр и упражнений в формировании речи детей дошкольного возраста с ОНР.

Блинова Е.В. Формирование кинестетических ощущений и тонкой моторики рук. (Презентация для педагогов и родителей с описанием.)

Бохан О.А. Развитие просодической стороны речи у детей с дизартрическим компонентом (игровые упражнения).

Бохан О.А. Игры по автоматизации звука «Р» (из опыта работы).

Быкова Е.В. Пространственное ориентирование – как профилактика дисграфии. Рекомендации специалистам и родителям детей, начиная с 3–4 лет, с особенностями в развитии.

Быстрова С.И. Этапы формирования навыка вербальной коммуникации у неговорящих детей.

Быстрова С.И. Значение развития сенсомоторики на уроках по логопедии для детей с выраженными интеллектуальными и эмоционально-волевыми проблемами.

Варнавская М.В. К вопросу преодоления нарушений письменной речи у детей с особыми образовательными потребностями.

Васюкович Н.А. Как минуты общения с ребенком сделать интересными и полезными. Практикум для родителей.

Вершинина Н.А. Влияние общения на развитие речи ребенка в возрасте от 0 до 3 лет. Дипломная работа. Первые три года жизни, когда дети в большинстве случаев воспитываются дома, являются решающими в развитии речи.

Волкова Е.В. Опыт работы учителя-логопеда в условиях логопункта.

Воронина Л.П. Артикуляционная гимнастика.

Воронина Л.П. Артикуляционная гимнастика-сказка «У бабушки с дедушкой».

Воронина Л.П., Червякова Н.А. Преодоление симптомов дизартрии - гиперсаливации - у детей с ОНР.Целью данной статьи является рассмотрение традиционных и нетрадиционных приемов преодоления одного из характерных симптомов дизартрии – гиперсаливации, т.е. обильного слюнотечения.

Воронина Л.П., Червякова Н.А. Профилактические мероприятия, связанные с глотанием.Авторы статьи обращают внимание логопедов на общие моменты в работе логопеда, стоматолога, ортодонтов, а также приводят упражнения для нормализации функции глотания.

Воронина Р.В. Конкурс в подготовительной логопедической группе “Лучшая новогодняя сказка”.

Воронина Р.В. Взаимодействие в коррекционно–речевой работе учителя–логопеда и учителя начальных классов.

Выставного Ю.В. Как учить запоминать стихотворение. Рекомендации для родителей.

Выставного Ю.В. Пальчики - ловкие, руки - умелые. Рекомендации по развитию мелкой моторики кистей рук.

Выставного Ю.В. Рекомендации родителям по организации учебного процесса в домашних условиях.

Гейс Е.В. Логопедическая игра «Морское путешествие».

Гейс Е.В., Байдина О.В. Адаптация детей к условиям логопедической группы.

Гейс Е.В., Ганина Н.В., Шаравьёва Г.Ф., Надымова Н.Я. Создание электронных книжек – сказок в детском саду.

Германовичене Е.Н. Организация диагностико–профилактической работы по развитию речи в ДОУ.

Говорова А.Ю. Пример написания логопедической характеристики на ребенка дошкольного возраста для ПМПК.

Горохова Т.Н. Краткосрочный творческий проект «Здравствуй, сказка» (подготовительная логопедическая группа)

Гулеватая М.Ю., Бусыгина Т.В. Взаимодействие учителя–дефектолога и воспитателей группы в ДОУ при формирование пространственных представлений у детей с ЗПР.

Дегтева Н.А. Беседа с родителями первоклассника по теме: “Как помочь первокласснику избежать трудностей при овладении письмом“

Денисова Л.Г. Система работы в логопункте.

Дереча Л.И. Примерные виды работ по развитию компонентов устной речи у детей с ОНР.

Дидык Е.А. Памятка начинающему тифлопедагогу.

Добрынина Э.Г. Поэтапно–перспективный план логопеда по коррекционно-речевой работе в подготовительной к школе группе “Малышок”.

Добрынина Э.Г. Роль коррекционно-развивающих игр (КРИ) в логопедической работе с детьми (из опыта работы).

Добрынина Э.Г. Упражнения, способствующие формированию навыков чтения.

Житникова Н.Н. Комплекс упражнений, направленный на развитие слоговой структуры слова.

Жуйкова А.В. Дидактические игры на занятиях по обучению грамоте. Представленные дидактические игры позволяют в игровой форме, не навязчиво и постепенно ввести детей в мир звуков, букв и чтения, развить фонематический слух.

Игровые методы работы в логопедической практике.Задача логопеда - совместно с родителями убедить ребенка в том, что речь можно исправить, можно помочь малышу стать таким, как все. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой.

Зайцева Е.С. Использование элементов мнемотехники при знакомстве с буквами дошкольников, имеющих тяжелые нарушения речи.

Зонова Н.А. Детско-родительский журнал «В мире слов» (новые формы работы с родителями).

Кадочникова Н.К. Коррекция речи дошкольников с использованием универсального пособия "Путешествие пальчиков".

Камышник Л.В. Эффективность применения логопедического массажа в процессе коррекционно-логопедической работы.

Капитанова Н.К. Роль и значение логопедического обследования и коррекции в диагностике и лечении органического поражения головного мозга. Логопедическое обследование и дальнейшая коррекционная работа при речевых нарушениях, связанных с органическим поражением головного мозга, поможет в решении вопроса о значимости органических признаков, которые можно рассматривать как причину нарушения, так и быть сопутствующим состоянием. Одним из признаков органической недостаточности головного мозга является дизартрия.

Кариева В.В. Говорят дети. Особенности лексики детей с недоразвитием речи.

Катаева С.Л. Логопедическая работа по теме «Разделительный мягкий знак».

Козионова Л.В. Нетрадиционные логопедические технологии. Использование пескотерапии в работе логопеда.

Колесникова А.Е. Опыт работы по диагностике детей с общим недоразвитием речи (1 языковой уровень).

Комиссарчук Е.Н. Развитие сенсорного восприятия у детей с О.Н.Р. в процессе подготовки к обучению грамоте.

Костина М.П. Портфолио учащегося класса КРО как форма самоорганизации и саморазвития личности в учебно-воспитательном процессе.

Котова Т.Г. Особенности функции словоизменения у детей с задержкой психического развития.

Кравчук И.А. Игры на автоматизацию звуков и развитие фонематических процессов у дошкольников с речевыми нарушениями.

Крайнова Е.А. Использование мнемотехники в логопедической работе.

Красильникова Н.Л. Развитие зрительного восприятия у младших школьников с оптической дисграфией в условиях логопункта общеобразовательной школы.

Кропова О.А. Презентация с методическим сопровождением “Развитие оптико-пространственного восприятия у детей-логопатов.

Кузнецова Е.В. Профилактика дисграфии и дислексии у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Кузнецова Н.А. Л.С.Выготский и дефектология.

Кузнецова Н.А. Виды речи, характеристика основных видов речи.

Кузнецова Н.А. Психология творческого мышления.

Кузьменко И.А. Использование цвета в логопедической работе.

Лебедева О.А. Актуальность развития пространственного гнозиса у детей с ТНР.

Лебедева О.А. Методы изучения пространственного гнозиса у дошкольников.

Лебедева О.А. Развитие и коррекция восприятия схемы собственного тела у дошкольников, имеющих нарушение пространственного гнозиса.

Лисянская С.Ю. Новые подходы в логопедической работе с детьми-дизартриками на подготовительном этапе коррекции звукопроизношения.

Логинова Е.И. Речевое развитие детей раннего возраста.Детская память непроизвольна, дети запоминают только яркие, эмоциональные для них случаи или детали. Создайте по возможности разноцветную развивающую среду.

Лытякова И.Ю. Внедрение здоровьесберегающих технологий, способствующих сохранению и укреплению здоровья воспитанников.

Манджавидзе Т.А. Осуществление ориентированно-личностного подхода в коррекции речевых нарушений в условиях школы-интерната V вида.

Машкина Н.М. Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи. Консультация для воспитателей.

Меркулова С.А. Характеристики учащихся с нарушениями устной и письменной речи. Основные направления коррекционной работы.

Меркулова С.А. Учет физиологических особенностей детей с нарушениями чтения и письма при использовании элементов тренинговых технологий на логопедических занятиях в школе.

Меркулова О.Н. Игровые методы работы в процессе автоматизации звуков.

Мурашова Н.Л. Презентация кабинета учителя–логопеда.

Овечая А.А. Особому ребенку - особый подход.

Орешкина И.А. Игровые приемы для развития диалогической речи.

Панова Л.С. Коррекционно–логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у младших школьников. (Из опыта работы).

Перфильева Т.В. Дидактические игры в логопедической работе.

Петрова Е.С. Театрализованная игра как средство коррекции детей с общим недоразвитием речи. Этапы и направления работы.

Петрова Е.С. Электронные таблицы в помощь логопеду.

Петрованова О.В. Использование дидактических упражнений при формировании навыков звукового анализа у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Помялова Л.В. Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе.

Пригожинкова О.В. Использование загадок с детьми компенсирующей группы.

Ржевская С.И. Годовой план работы учителя-логопеда на 2011–2012 учебный год.

Рогозина Н.Н., Новосёлова Г.А., Мартина Е.В. Педагогический проект «Я и мама» (в рамках работы студии раннего развития).

Родионова Е.Ю. Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста. Методика обучения детей составлению загадок.

Родионова Е.Ю. Развитие произвольной моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях логопункта при ДОУ.

Садовникова Е.Н. Логопсихотерапевтическая игра на базе ЛЕГО. Одним из наиважнейших методов в дошкольном возрасте является именно логопсихокоррекционная (логопсихотерапевтическая) игра. В статье представлены возможности построения таких игр на базе конструктора ЛЕГО, задачи, решаемые с помощью этих игр, описаны преимущества использования подобного конструктора по сравнения с другими материалами, а также особенности введения данного вида работы в ход реабилитационного курса. Приводятся описания логопсихокоррекционных игр, построенных с учетом использования конструктора.

Сафронова Н.И. Предупреждение и коррекция аграмматической дисграфии у учащихся с билингвизмом как основа успешного усвоения учебного материала.

Селютина М.Н. Специфика дизорфографии у младших школьников.

Селютина М.Н. Коррекционная работа по развитию зрительно-пространственной ориентировки при оптической дисграфии.

Семенова Е.П. Графики динамики преодоления речевой патологии.

Симонова О.В. Использование темпо-ритмики и логоритмики на коррекционных занятиях с детьми-логопатами.

Синько А.А. Организация работы логопеда с семьей в ДОУ. Для логопеда важно приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи. Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот, убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений. Убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях.

Скотникова Е.С. Рабочая программа учителя-логопеда в старшей и подготовительной группах для детей с ОНР.

Скотникова Е.С. Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами театрализованной деятельности.

Слепушкина Е.В. Речевая готовность к школе (выступление на педсовете).

Слепушкина Е.В. Проект “Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность”

Сопелева И.В. Презентация логопедического кабинета.

Судьева И.В. Безотрывное письмо - за и против.

Тельнова О.С. Игра, ее значение в жизни человека.

Терёхина Е.А. Логопедический массаж.

Толокольникова А.А. Коррекционно-логопедическая работа по формированию коммуникативных навыков социальной адаптации для детей с нарушением интеллекта.

Толстоногова А.А. Применение логокоррекционных методов и приемов на уроках русского языка и чтения.

Тураева К.А. Специфика коррекции смыслового компонента чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи.

Ульянова О.М. Театрализованные игры как средство развития детей с нарушениями речи.

Цвях Н.Н. Проект для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «От движения – к слову».

Циценко Т.И. Важность заботы о внешнем виде ребенка с ограниченными возможностями. Консультация для родителей.

Циценко Т.И. Логопедическая работа с детьми,имеющими ФФН.

Циркунова Н.И. Инновационный поиск “Стертые формы дизартрии. Методы коррекционной работы”.

Цыганкова Г.Н., Бузикова М.В. Использование фотографий для развития речи детей раннего возраста.

Цыганок И.Ю., Пальчиковый игротренинг в системе логопедической работы с детьми дошкольного возраста.

Цыганок И.Ю., Солодовник А.В. Методические рекомендации для родителей будущих первоклассников. Вопросы и ответы.

Черепанова С.П. Использование компьютерных технологий и игр с мячом на логопедических занятиях.

Чинякина С.Н. Физминутка – это “минутка” активного и здорового отдыха. Сборник физминуток для логопедических занятий.

Шарафутдинова Л.В. Коррекционно-педагогическая работа при афферентной моторной афазии.

Шарафутдинова Л.В. Коррекционно-педагогическая работа при акустико-гностической (сенсорной) афазии.

Шишлянникова Г.А. Семинар-практикум для родителей “От игры к письму”.

Шурыгина А. Игровые приемы в формировании предложно–падежных конструкций у детей с системным недоразвитием речи.

Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с ОНР.

Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе в ДОУ.

Использование приемов психогимнастики на логопедических занятиях..

www.logoped.ru

Опубликовать статью по логопедии на сайте Логопедический Портал

Дорогие логопеды и дефектологи!

На сайте LogoPortal.ru публикуются статьи на логопедические темы. Логопедический Портал богат  полезными советами по развитию речи, по решению логопедических проблем, по успешному ведению логопедической практики, в том числе частной. Здесь вы найдете полезные логопедические публикации и статьи по логопедии.

На Логопедическом Портале LogoPortal.ru вы вступаете во Всероссийское профессиональное сообщество учителей-логопедов и дефектологов — в сообщество людей, неравнодушных к проблеме развития речи и интеллекта, людей любопытных, людей, которым есть, чем поделиться. И Вы можете стать в этом обществе признанным экспертом.

Трансляция опыта практических результатов профессиональной деятельности

Размещение логопедических статей и материалов на сайте: бесплатная публикация авторских материалов в открытом информационном пространстве направлена на развитие роста профессионального мастерства логопедов, дефектологов, психологов и воспитателей, на развитие их творческой деятельности, для обмена научным и педагогическим опытом.

Для аттестации учителям-логопедам и учителям-дефектологам необходимо наличие опубликованных на всероссийском уровне статей, научных публикаций и методических разработок. Вы можете опубликовать статью по логопедии на сайте Логопортал совершенно бесплатно.

На каждую авторскую статью, присланную вами,  по вашему желанию выписывается отдельное Свидетельство о публикации в электронном виде.

Свидетельство о публикации статьи:

Свидетельство о публикации

Стоимость оформления электронного Свидетельства о публикации статьи — 250 руб.

Свидетельство о публикации методической разработки:

sv-m-174

Стоимость оформления электронного Свидетельства о публикации методической разработки — 250 руб.

Сроки оформления: После публикации Вашего материала и подтверждения оплаты Свидетельства, мы в течении 2 рабочих дней обработаем заявку и отправим Свидетельство по электронной почте.

Внимание! Самые активные логопеды и дефектологи, опубликовавшие на сайте 5 и более статей, поощряются Благодарностью от Всероссийского образовательного сайта «Логопедический Портал».

Благодарность:

Благодарность

Как опубликовать статью по логопедии

Какие статьи можно предлагать на сайт Логопедический Портал? 

  1. Все наши материалы лежат, так или иначе, в границах тем: Логопедия, Развитие речи, Коррекционная педагогика и психология. Ваша статья может быть разъяснением, набором советов для логопедов, родителей, дефектологов, или описанием решения какой-то логопедической проблемы.
  2. К публикации на сайте принимаются только авторские, уникальные статьи. Поскольку не разрешается размещать не свои статьи, то и гиперссылки на внешние ресурсы (первоисточники текста) прописывать в текстах не понадобится. Это означает, что мы не публикуем статьи, скопированные с других сайтов, даже если автор указывает ссылку на источник (с какого сайта взял материал). Публикуются тексты, написанные автором самостоятельно.
  3. Не принимаются материалы, уже размещённые автором на других сайтах.
  4. Объем текста — не менее 2500 знаков без пробелов.
  5. Презентации в настоящее время не публикуются.
  6. Изображения к материалу принимаются в количестве не более двух, в виде отдельных графических файлов с расширением .jpg или .png. Если к статье прилагается больше изображений, администрация оставляет за собой право публиковать не все из них.

Помните, чем более актуальным будет материал – тем интереснее он для посетителей, и тем больший отклик получит от читателей. Ваши статьи будут читать на сайте годами и темы не должны быть сиюминутными. А качество Вашего материала пусть будет на высоте!

Перед тем, как присылать свой  материал, пожалуйста, ознакомьтесь с политикой конфиденциальности сайта.

Итак, если Вы согласны с политикой конфиденциальности сайта, имеете какой-то ценный опыт и хотите помочь другим, присылайте свои материалы по адресу:

[email protected]

В заявке на публикацию материала указываете:

1. Краткую аннотацию (обязательно) и сам материал.

2. Нужно ли Вам Свидетельство о публикации.

Творческих успехов Вам!

logoportal.ru

Актуальные проблемы современной логопедии

Польшина М. А., Суслова Н. М.Актуальные проблемы современной логопе0дии// Концепт. 22015. 2№ 08(август).2ART15271. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15271.htm.2ISSN 2304120X. 1

ART15271УДК 376.37

ПольшинаМарияАлександровна,

кандидат биологических наук, преподаватель кафедры специальной психологииФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург[email protected]

СусловаНатальяМихайловна,преподаватель кафедры специальной психологии ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург[email protected]

Актуальные проблемы современной логопедии

Аннотация.Встатьерассматриваютсявопросы становления логопедии как науки, ее актуальные проблемы, основные цели обучения детей, организация логопедического процесса. Раскрываются методологические основы логопедии, значение логопедии для развития личности детей с нарушениями речи, влияние патологии речи на все психическое развитие ребенка, его деятельность и поведение.Ключевые слова: логопедия, речь, речевое общение, мотив, дефектология, психическое развитие, нарушения речи, коррекционное обучение.Раздел:(02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Общение людей осуществляется в основном с помощью речи, которая неразрывно связана с развитием абстрактного мышления. Человек воспринимает предметы и явления двояко–непосредственно, с помощью органов чувств,и посредством слов. Благодаря речи мы можем принимать действительность отвлеченно,мысленно. Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент –закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь.Речь –это сложная функция, и ее развитие зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих –ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Речевое общение создает необходимые условия для различных форм деятельности и участия в коллективном труде.Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности и поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности. Поступающие в первый класс дети имеют ограниченный словарный запас, недоразвитую моторику руки, неадекватные эмоции, орфоэпические дефекты. Готовность детей к обучению в школе представляет драматическую картину.Польшина М. А., Суслова Н. М.Актуальные проблемы современной логопе0дии// Концепт. 22015. 2№ 08(август).2ART15271. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15271.htm.2ISSN 2304120X. 2

Статистика речевых нарушений неизменно фиксирует рост речевых патологий. Нарушения речи не только проявляются в недостатках звукопроизношения, но и затрагивают и другие компоненты речи, такиекак фонетическая, лексическая и грамматическая сторона речи. Дефекты носят системный характер. Дети с нарушением речи, безусловно, нуждаются в квалифицированной помощи специалиста. Многие родителине подозревают о серьезности проблемы, считая, что у их ребенка все в порядке. Родители самостоятельно не могут определить содержание работы по развитию речи ребенка и коррекции ее недостатков в условиях семейного воспитания. А ведь логопедне только «ставит звуки»;работа логопеда начинается с развития у детей всех психических процессов (зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, мышления), что непременно способствует развитию ребенка и его познавательной деятельности.

Отклонения в речевом развитии носят различный характер и поразному сказываются на общем развитии ребенка и его познавательной деятельности, однако отставание в учебе неизбежно, если ребенку своевременно не оказать логопедическую помощь. А ведь дошкольное образование является первой ступенью непрерывного образования.

Отсюда необходим полныйпересмотр традиционных форм и методов организации учебновоспитательного процесса. При этом педагоги даже высочайшего класса не смогут ни в дошкольном образовании, ни в первойступени обучения обойтись без помощи специалиста.

Логопед не только открывает ребенку неограниченные возможности общения, он своеобразный проводник маленького человека в многообразный мир человеческих взаимоотношений. Преодоление речевого нарушения вселяет в ребенке уверенность в собственных силах. Основной целью логопедии является разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств.Хорошо известно, что у истоков логопедии изучение речевых нарушений не было связано с разработкой педагогических аспектов. Речь представлялась прежде всего как совокупность систематизированных мышечных движений, а содержание логопедии ограничивалось выработкой различных приемов коррекции устной речи, преимущественно произношения и речевого дыхания. Иное направление приобрело развитие логопедии как педагогической науки. Предметом изучения сделалось широкое многообразие проявлений нарушений речевого развития, которое потребовало исследования психических процессов, участвующих в формировании речевой деятельности. Был преодолен разрыв между рассмотрением речевых процессов как сложного единства, составные части которогозависят одна от другой и обусловливают друг друга (Р.Е. Левина), и традиционным симптоматическим подходом к устранению их отклонений. Под новым углом зрения стало разрабатываться содержание логопедии как педагогической науки [1].Отечественная логопедия создает наиболее благоприятные условия для развития личности детей с нарушениями речи. В основе успехов отечественной логопедии лежат многочисленные современные исследования отечественных и зарубежных авторов, свидетельствующие о больших компенсаторных возможностях развивающегося детского мозга и совершенствованиипутей и методов логопедического коррекционного воздействия, И. П. Павлов, подчеркивая чрезвычайную пластичность центральной нервной системы и ее неограниченные компенсаторные возможности, писал: «Ничто не остается неподвижным, неподатливым, а всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия».Польшина М. А., Суслова Н. М.Актуальные проблемы современной логопе0дии// Концепт. 22015. 2№ 08(август).2ART15271. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15271.htm.2ISSN 2304120X. 3

Организация логопедического процесса позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психофизические нарушения, способствуя достижению главной цели педагогического воздействия –воспитанию человека.Логопедическое воздействие должно быть направлено как на внешние, таки на внутренние факторы, обусловливающие нарушения речи. Оно представляет собой сложный педагогический процесс, направленный прежде всего на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности. При изучении и устранении системных речевых нарушений в современной логопедии широко используются данные психолингвистики, основывающиеся на учении Л. С.Выготского, А. Р. Лурия, А. А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности, об операциях восприятия и порождения речевого высказывания [2].Восприятие и порождение речевого высказывания представляют собой многоуровневые процессы, имеющие сложную иерархически организованную структуру, включающую различные опeрации. Каждый уровень, каждая операция процесса порождения речевого высказывания имеют свой словарь, свой синтаксис объединения единиц.При изучении речевых нарушений важно определить, какая из операций порождения речевого высказывания нарушена. В отечественной логопедии используются модели порождения речевого высказывания, разработанные Л. С. Выготским, А. А. Леонтьевым, Т. В. Рябовой.Л. С. Выготский рассматривал отношение между мыслью и словом как процесс движения от мысли к слову и обратно, выделял следующие планы движения: мотив–мысль –внутренняя речь –внешняя речь; различал внешний (физический) и семантический (психологический) план речи.Во внешней речи проявляется взаимодействие грамматической и семантической (психологической) структур. Переходной структурой от семантического плана к внешней речи является внутренняя речь. Л. С. Выготский дал глубокий анализ внутренней речи, раскрыл ее характерные особенности. Основываясь на структуре речевого процесса, описанной Л. С. Выготским, А. А.Леонтьев выделяет следующие операции порождения речевого высказывания:мотив –мысль (речевая интенция) –внутреннее программирование –лексическое развертывание и грамматическое конструирование –моторная реализация –внешняя речь [3].Всякое речевое высказывание порождается определенным мотивом, который обусловливает возникновение речевой интенции (мысли).На этапе внутреннего программирования, соответствующего у Л. С. Выготского «опосредованию мысли во внутреннем слове», происходит опосредование речевой интенции кодом личностных смыслов, закрепленных в тех или иных субъективных кодовых единицах («код образов и схем», по Н. И. Жинкину). Создается программа как целого связного речевого высказывания, так и отдельных высказываний, в результате организуется система предикативных высказываний в коде внутренней речи. В программу отдельного высказывания включаются такие компоненты, каксубъект, объект, предикат и другие, которые соединены содержательной, смысловой связью («психологическое синтаксирование»). В процессе восприятия на этом этапе осуществляется операция свертывания системы объективных языковых значений во внутреннюю схему [4].Этап лексикограмматического развертывания включает две операции,принципиально отличающиеся по своим механизмам:операцию порождения синтаксической конструкции и ее лексическое наполнение, которые осуществляются в кодах определенного языка,т. е. на языковом уровне. Затем следует этап моторной реализации.Польшина М. А., Суслова Н. М.Актуальные проблемы современной логопе0дии// Концепт. 22015. 2№ 08(август).2ART15271. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15271.htm.2ISSN 2304120X. 4

Психолингвистический подход при изучении, например, алалии позволяет глубже вскрыть механизм речевого нарушения, уточнить структуру дефекта, определить это нарушение как языковое расстройство.Изучение состояния различных операций восприятия и порождения речевого высказывания при афазии дает возможность определить специфику их нарушения при различных ее формах.Психолингвистический подход способствует большей эффективности логопедическойработы по коррекции речевых нарушений, а также пониманию взаимодействия языковой и речевой структур в рамках единой системы. Эта проблема в последние годы продуктивно разрабатывается на основе системного подхода профессором В. И. Бельтюковым.На основе анализа многочисленных литературных данных автором убедительно была показана противоположность по характеру построения языковой и речевой структур, которая заключается в дискретности первой и непрерывности второй. Несмотря на точто речь и язык формируются на основе одних и тех же элементов, характер их отношений в образованных структурах значительно различается.Принципы взаимодействия языковой и речевой структур, согласно В. И. Бельтюкову, отражают общий механизм самоорганизации и саморегуляции в живой и неживой природе, а именно не только принцип интериоризации, но и принцип экстериоризациив их диалектическом единстве [5].Логопедия тесно связана с общей и специальной психологией, психодиагностикой. Логопеду важно знать закономерности психическогоразвития ребенка, владеть методами психологопедагогического обследования детей разного возраста. Применяя эти методы, логопед может дифференцировать различные формы речевых расстройств и отграничивать их от речевых нарушений, связанных с интеллектуальной недостаточностью, эмоциональными и поведенческими расстройствами.Знание психологии помогает логопеду видеть не только само речевое расстройство, а прежде всегоребенка, правильно понимать взаимосвязь его речевых нарушений с особенностями психического развития в целом. Это знание поможет ему установить контакт с детьми разного возраста, выбрать адекватные методы обследования их речи, восприятия,памяти, внимания, интеллекта, эмоциональноволевой сферы, а также проводить более эффективную логопедическую работу.В настоящее время отмечается заметный прогресс в развитии логопедии. На основе психолингвистического анализа получены важные данные о механизмах наиболее сложных форм речевой патологии (афазии, алалии и общего недоразвития речи, дизартрии). Изучаются речевые нарушения при осложненных дефектах: при олигофрении, у детей с нарушениями зрения, слуха, опорнодвигательного аппарата. В логопедическую практику внедряются современные нейрофизиологические и нейропсихологические методы исследований. Расширяется взаимосвязь логопедии склинической медициной, детской невропатологией и психиатрией.Интенсивно развивается логопедия раннего возраста: изучаются особенности доречевого развития детей с органическим поражением центральной нервной системы, определяются критерии ранней диагностики и прогноза речевых нарушений, разрабатываются приемы и методы превентивной (предупреждающей развитие дефекта) логопедии. Все эти направления исследований значительно расширили и повысили эффективность логопедической работы.В связи с темчто правильная речь –однаиз важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка, процесса социальной адаптации, выявление и устранение нарушений речи необходимо проводить в более ранние сроки. Эффективность устранения речевых нарушений определяется во многом уровнем развития логопедии как науки.Польшина М. А., Суслова Н. М.Актуальные проблемы современной логопе0дии// Концепт. 22015. 2№ 08(август).2ART15271. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15271.htm.2ISSN 2304120X. 5

Своевременное выявление речевых нарушений способствует их более быстрому устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психическое развитие ребенка.Не

e-koncept.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта