Статья по социальной работе на тему "Об отношении семьи к ребенку-инвалиду". Статьи из журналов по социальной работе
Список ведущих журналов по социальной работе — КиберПедия
«Вестник благотворительности».
«Журнал исследований социальной политики».
«Общественные науки и современность».
«Общество и экономика».
«Отечественный журнал социальной работы».
«Работник психосоциальной и коррекционно-реабилитационно1
работы».
«работник социальной службы».
«Социальная защита».
«Социально-гуманитарные знания».
«Социальное обеспечение».
«Социальное обслуживание».
«Социологические исследования».
«Трудовое право».
«Ученые записки МГСУ» (Ученые записки РГСУ).
«Человек и труд»
«Человек».
Ресурсы Интернет
http://db.socionet.nw.ru/ - «Соционет»: Информационное пространство по общественным наукам.
http://home.novoch.ru/-azazel/ - Независимый информационно-образовательный сервер социальной работы и общественных наук. http://lib.pomorsu.ru/elib/text/social.htm — Полнотекстовая библиотека по социологии и социальной работе.
http://nashi-deti.ru/ASI3/main.nsf - Агентство социальной информации.
http://www.acssc.org.kg/rus/socialwork/ - Сайт ассоциации центров поддержки гражданского общества.
http://www.auditorium.ru/ - Образовательный портал по социально-гуманитарным наукам.
http://www.a-z. ru/nkoinfo/period/vesmicblag/ - Вестник благотворительности.
http://www.budgetrf.ru/index.htm - Аналитические материалы по социально-экономическому развитию России (Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ).
http://www.chelt.ru/ - Электронная версия журнала «Человек и труд».
http://www.gov.ru/ - Сайт правительства РФ. http://www.hrights.ru - Институт Прав Человека. http://www.infoblago.ru/ - Сайт о благотворительности. http://www.isps.ru/iournalsarchive view articles.php - журнал исследований социальной политики.
http://www.mzsrrf.ru/ - Сайт Министерства здравоохранения и социального развития РФ
Контролирующий материал.
1. Контрольная работа
1 вариант
- Социальная работа в системе междисциплинарных связей
- Определение «социальное обслуживание» в Федеральном законодательстве
- Принципы деятельности социального работника в пенитенциарной системе
2 вариант
- Принципы теории социальной работы
- Система помощи клиенту в социальном обслуживании
- Функции социального работника в пенитенциарных учреждениях
3 вариант
1. Пути познания в теории социальной работы
2. Эффективность социального обслуживания
3. Психологические аспекты социальной работы в пенитенциарных учреждениях.
2 Вопросы для обсуждения к экзамену
1. Теоретические парадигмы социальной работы |
2. Отечественный опыт теоретического осмысления социальной работы |
3. Зарубежный опыт теоретического осмысления социальной работы. |
4. Социальная работа в системе научного знания |
5. Социальная работа в системе междисциплинарных связей |
6. Социальная политика и социальная работа |
7. Идеология государственного благосостояния и социальная работа |
8. Сущность и задачи социального обслуживания населения |
9. Система социального обслуживания в современной России |
10. Учреждения социального обслуживания населения |
11. Особенности социальной работы в школе |
12. Социальный работник и социальный педагог: проблемы соотношения |
13. Социолого ориентированные модели социальной работы. |
14. Социальная терапия в местах лишения свободы |
15. Философские основания социальной работы |
16. Профессиональная идентификация социального работника |
17. Личностная сфера социального работника соотношение с профессиональной идентичностью |
18. Взаимодействие социального работника и клиента. Понятие клиент в социальной работе |
19. Профессиональные риски в социальной работе. Профессиональное выгорание. |
20. Клиентские группы и категории в социальной работе (классификация) |
21. Социальная работа с молодежью |
22. Социальная работа с семьей |
22. Семья в контексте социальных проблем клиента. |
23. Ценностные ориентиры социальной работы |
24. Практика социальной работы во взаимосвязи с теорией |
25. Современные теории социальной работы (радикальные, либеральные, традиционные, индивидуальные) |
26. Психодинамические теории социальной работы |
27. Когнетивно-поведенческие теории социальной работы |
28. Феминизм в социальной работе. |
29. Системный и экосистемный подход в социальной работе |
30. Теория социального развития и микросоциальной среды |
31. Общая система рассмотрения учебной дисциплины «Теория социальной работы» |
32. Гуманистические подходы в социальной работе |
33. Раскройте сущность девиантного и деликвентного поведения в социальной работе |
34. Человек в концепциях социальной работы |
35. Раскройте сущность тенденций развития социальной работы в ХХI столетии (Б.Штётцель) |
36. Сущность системного подхода и его содержание в социальной работе |
3. Критерии оценки ответа
«отлично»
- знание теории вопроса, умение анализировать проблему в социально-политическом аспекте, соотносить теоретический материал с практикой социальной деятельности.
- умение применять основные положения теории вопроса при анализе социальных ситуаций;
- умение содержательно и стилистически грамотно излагать суть ответа.
«хорошо»
- знание основных теоретических положений вопроса,
- умение анализировать социальный, психологический, нравственно-этический и методический материал;
- умение содержательно и стилистически грамотно излагать суть вопроса.
«удовлетворительно»
- общее представление о теории вопроса;
- неполнота анализа материала;
- наличие стилистических и речевых ошибок в ответе.
«неудовлетворительно»
- незнание теории и истории вопроса;
- отсутствие умения анализировать психолого-педагогический и методический материал;
- наличие грубых стилистических и речевых ошибок в ответе.
cyberpedia.su
Роль социальной работы в России и статус специалиста по социальной работе в обществе
Профессия «социальная работа» по сравнению с индустриально-развитыми странами очень молода. Если там она уже имеет многолетнюю историю и колоссальное значение, то у нас этот вид деятельности начал формироваться только в начале 90-х годов XX столетия одновременно со сменой социально-экономической и идейно-политической парадигм общественного устройства, ориентированного на создание рыночного хозяйства и либеральной ценности. Вот тогда-то в социальную практику России и вошло понятие социальной работы.
Впервые в мировой практике это понятие появилось еще в конце XIX века в наиболее развитых в индустриальном отношении странах, прежде всего в США. Однако в качестве признанного социального института и профессии особого рода социальная работа оформилась лишь в 20–30-е годы XX века.
«Социальная работа — это одна из разновидностей социального действия: основные усилия целенаправленных манипуляций в профессиональной социальной работе, ориентированной на создание условий, при которых объект действия (клиент) будет социально функционировать на принципах самодостаточности, а также на проведение коррекционной и реабилитационной работы с лицами асоциального или девиантного поведения» [3, с. 17].
Социальная работа тесно связана с различными сферами жизнедеятельности людей, в особенности с социально-экономической сферой. Важнейшим элементом механизма влияния социальной работы на процесс развития общества является государственная политика.
В современном мире рыночный тип экономики является преобладающей формой хозяйствования. Развитие рыночных отношений сопровождается резким экономическим расслоением общества, одна часть населения, которая имеет определенный доход, либо хорошо разбирающаяся в рыночных отношениях, являются владельцами частной собственности. Другая же часть, не имеющая ни того, ни другого как раз и оказывается той социальной группой, которая по разным причинам не может самостоятельно обеспечить свою жизнедеятельность. К ней относятся граждане, являющиеся инвалидами, одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из одних пенсионеров, беженцы и вынужденные переселенцы, многодетные, неполные семьи и семьи с низким уровнем дохода, безнадзорные дети и подростки и т. д. И поэтому им обязано оказывать социальную помощь и поддержку государство через социальную защиту населения. Для государства, социальная поддержка детей и подростков, семей, имеющих детей, временно утративших трудоспособность, является экономически выгодной, так как в будущем они будут вносить свой вклад в национальный фонд страны.
Поле деятельности социального работника широко — от социально-экономической сферы, условий труда, быта человека, его здоровья и досуга до социально-классовых и социально-этнических отношений. Специалисты по социальной работе в законотворческой деятельности, они вынуждены действовать в далекой от совершенства нормативно-правовой обстановке.
Основными правовым документом, на которые опираются при работе с населением специалисты по социальной работе, являются Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ, который вступил в действие с 01 января 2015 года. Данный закон заменил законы от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», которые соответственно с 1 января 2015 года утратили силу. В соответствии с новым законом в сфере социального обслуживания населения сделан упор на профилактику и индивидуальный подход. В законе прописаны принципы, условия и порядок предоставления, а также состав и содержание социальных услуг. Определены основания для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании. В законе закрепляется принцип осуществления социального обслуживания исходя из индивидуальной нуждаемости в соц. услугах. Последние могут предоставляться, как и раньше, в стационаре, полустационарных условиях и на дому. Предусмотрена разработка индивидуальной программы оказания соц. услуг. Это одна из новелл закона. Индивидуальная программа является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг.
При работе с различными категориями населения неотъемлемой частью являются принципы организации профессиональной деятельности специалистов по социальной работе. Главными из них являются принципы гуманизма, справедливости, компетентности, альтруизма, личностного и индивидуального подхода, ответственности перед клиентом. Без знания этих принципов социальная работа не может рассматриваться как профессиональная деятельность, а специалисты по социальной работе, не имеют право носить статус специалиста в этой области.
Специалисту в своей профессии не только необходимо владеть знаниями, навыками, но и обладать профессиональными качествами. Профессионально важные качества — это «индивидуальные свойства субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для ее реализации на нормативно-заданном уровне и которые значимы и положительно коррелируются хотя бы с одним (или несколькими) из ее основных результативных параметров — качеством, производительностью, надежностью» [3, с. 80]. В качестве основных: дальновидность; находчивость; социальная компетентность; умение использовать диагностические методы; коммуникабельность, отзывчивость, наблюдательность, внимательность; искренность, толерантность, гуманность; умение осуществлять связи с другими специалистами, доброта, оптимизм, тактичность, альтруизм и рефлексия.
К тому же профессионально важные качества, знания, умения и навыки немаловажны при приеме в социальные службы. Специфика работы в социальных учреждениях имеет особый подход к подбору кадров, способных решать сложные вопросы, которые возникают у специалистов в процессе обслуживания клиентов.
Управление кадровым потенциалом невозможно без осуществления целенаправленной кадровой политики. Приоритетными направлениями кадровой политики являются подбор кадрового состава и работа с ним, рост престижа государственной службы, совершенствование профессиональных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников. В процессе управления развитием социальной защиты населения производится организация дополнительного профессионального образования кадров, повышения их квалификации, обучения современным прогрессивным технологиям. И главной технологией, которая разрабатывает различные аспекты как профессиональной, так и личностной подготовки социальных работников к будущей деятельности с различными категориями населения в последние годы являются креативные технологии.
В настоящее время социальные службы не испытывают острого дефицита в работниках. Показатель успешности кадрового состава наиболее высок в городах, нежели в сельских отдаленных районах. Сегодня не менее трети квалифицированных работников системы социальной защиты имеют профильное высшее и среднее специальное образование. И конечно, такая насыщенность кадрового состава лицами с профильным профессиональным образованием не является еще стопроцентной гарантией успеха. И поэтому необходимо повышать профессиональный уровень и компетентность специалистов. Вот почему система переподготовки и повышения квалификации кадров занимает важное место в системе непрерывного профессионального образования.
Литература:
1. Албегова И. Ф. Методологические проблемы институционализации социальной работы в условиях Российской Федерации // Отечественный журнал социальной работы. М.: — 2010. — № 4. — С. 4–16.
2. Бадя Л. В. Кадровая политика — на перспективу (из опыта работы по повышению квалификации социальных работников Московской области) // Отечественный журнал социальной работы. М.: — 2009. — № 4. — С. 54–58.
3. Основы социальной работы: учебник / отв. Ред. П. Д. Павленок. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: ИНФРА — М, 2006. — 560 с.
4. Файзиева Е. Б. Повышение эффективности профессиональной подготовки специалистов по социальной работе // Отечественный журнал социальной работы. М.: —2010. — № 3. — С. 101–103.
5. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ. Российская газета от 30.12.2013 № 295.
moluch.ru
Социология и социальная работа - научные статьи и доклады на articlekz.com
Данная статья раскрывает особенности развития гендерного равноправия в Республике Казахстан. Наше государство проводит последовательную гендерную политику.
Турежанова Римма, 2015
В статье рассматриваются исследования ученных феномена подростковой травли, определяется как систематическое целенаправленное агрессивное поведение при условии неравенства сил или власти участников
Жұбатқанова Әсел Жұмабайқызы, 2017
В настоящей статье рассмотрена перспектива развития семейных отношений. Сделана попытка раскрыть проблемные моменты семьи, причины разводов, конфликтов.
Балмагамбетова В.М., 2017
В данной статье описана проблема оптимальности в теории игр и представлены подходы к нахождению оптимального решения.
Иваницкая Наталья Васильевна, 2017
В данной статье рассматриваются риски и моделирование рисковых ситуаций. Так же говорится о том, что риск не является врагом человека, не нужно стараться его избегать, т.к. в конечном итоге он может привести к невероятному успеху.
Марченко Анастасия Романовна, 2018
В данной статье показано, как знания из теории игр могут изменить действия и исход различных событий. Представлены примеры, в которых теория игр противоречит обычной житейской мудрости и здравому смыслу и тем самым делает действия человека более непредсказуемыми.
Лигай Екатерина Андреевна, 2018
Важной тенденцией развития современной психологии в XXI веке является возрастающее значение этнокультурного аспекта. При этом наиболее актуальной проблемой, по мнению многих отечественных, российских и зарубежных психологов, становится изучение психологического сходства и различия между этнокультурными общностями и этническими группами.
Шалкарбекова Назерке Абдирахмановна, 2015
Проблема человеческого капитала в Казахстане вышла на одно из первых мест в связи с реализацией задач, поставленных в стратегических программах и документах, принимаемых государством
Ж.К. Каримова, Р.А. Кудайбергенов, Ж.К. Буканова, 2013
Развитие теории гендера в русле социального конструкционизма способствовало рождению идей о множественности гендера, опровергнув бинарность пола и гендера.
Р.Б.Абсаттаров, Г.С.Абдирайымова, Ж.К.Каримова, 2013
articlekz.com
The Journal of Social Policy Studies
«Журнал исследований социальной политики» публикует статьи по теории, истории и методологии социальной политики, результаты эмпирических исследований и экспериментов в сфере социальной политики как в России, так и за рубежом; учебно-методические материалы для преподавателей социальной политики как учебной дисциплины; библиографические обзоры и рецензии.
Журнал публикует только оригинальные рукописи. Передавая в редакцию рукопись, автор подтверждает, что текст в этой форме ранее не публиковался и не находится на рассмотрении в ином издании.
Все поступающие рукописи проходят анонимное рецензирование. Публикации в журнале бесплатны для авторов.
Редакция принимает для печати рецензии, а также готова принять на рецензирование книги, тематически совпадающие с приоритетами Журнала исследований социальной политики.
Оформление списка литературы для транслитерированного блока статьи в соответствии с требованиями Scopus
Оформление цитат из интервью и ссылок на информанта
Описание полевых данных
Терминология
Информация для потенциальных приглашенных редакторов
Типы публикуемых материалов
В Журнале исследований социальной политики публикуются материалы в двух рубриках: «Статьи» и «Рецензии, обзоры». Материалы публикуются на русском и английском языках.
Максимальный объем статьи в ЖИСП составляет 37 тыс. знаков с пробелами, включая две аннотации (на русском и английском языках около 300 слов), ключевые слова (5 слов), два списка источников (второй список – с транслитерированными и переведенными на английский язык библиографическими описаниями русскоязычных источников), примечания, авторскую справку (на русском и английском языках). Таблицы, диаграммы и рисунки, занимающие полстраницы, считаются как 1700 знаков с пробелами. Графические иллюстрации и таблицы, занимающие целую страницу, считаются как 3400 знаков с пробелами.
Помимо статей журнал принимает рецензии, а также краткие обзоры, посвященные обсуждению современных реформ социальной политики, текущим исследованиям, состоявшимся мероприятиям, актуальным концептуальным подходам. Максимальный объем материала в рубрику «Рецензии, обзоры» составляет 10 тыс. знаков с пробелами.
Как направить рукопись на публикацию
1. Объем статьи. Статьи должны предоставляться на русском или английском языках и не превышать 37,000 знаков с пробелами (один печатный лист), включая все элементы текста (10,000 знаков с пробелами для рецензий). Если статья включает таблицы, диаграммы, рисунки и фотографии, общий объем текста должен быть меньше (диаграммы и рисунки на полстраницы считаются равными 1700 знаков, на всю страницу – 3400 знаков).
2. Присылая статью, автор должен обеспечить ее полную анонимность, убрав фамилии авторов и соавторов из текста и свойств файла, а также любые ссылки и выражения признательности, которые могут раскрыть авторство. Принимаются файлы в формате MS Word.
3. Преамбула. Статья должна включать название и две аннотации (на русском и английском языках по 300 слов), отражающие тему статьи, подход к анализу и результаты, а также 5 ключевых слов.
4. Титульный лист. Дополнительно к статье автор должен предоставить файл с титульным листом, содержащим название и полные сведения об авторах, включая фамилию, имя, отчество, степень, звание, должность, место работы, электронный и почтовый адрес. В случае, если у статьи несколько соавторов, четко укажите, с каким автором должна связываться редакция.
5. Таблицы, диаграммы и иные иллюстрации должны находиться в конце статьи, а их позиция должна быть указана в тексте, например: «Примерно здесь Таблица 1». Диаграммы должны представляться не в виде рисунков, а в оригинальном формате, чтобы их можно было редактировать для верстки. Нумеруйте иллюстрации арабскими цифрами. Таблица, диаграмма, график считается как 1700-3400 знаков с пробелами в зависимости от размеров.
Выражения признательности следует поместить после основного текста и перед списком источников в отдельном разделе.
Следует использовать не более трех уровней названий разделов. Укажите уровень буквами (A, B, C) в начале заголовка, это понадобится при верстке.
Не используйте большие содержательные постраничные сноски.
Перед тем, как вы направите рукопись на публикацию, удостоверьтесь в том, что вы внимательно прочли и смогли соблюсти все правила этической конвенции и инструкции для авторов. Если рукопись не удовлетворяет правилам, она будет возвращена.
Все материалы должны быть предоставлены по электронной почте: jsps@hse.ru
Редакция рассматривает рукописи по мере поступления. Сроки рассмотрения рукописей редакцией и рецензентами зависят от объема работы. Если рукопись в целом удовлетворяет требованиям и соответствует формату журнала, она направляется на анонимное рецензирование. После получения автором замечаний и рекомендаций рецензента необходимо выслать в редакцию два файла - доработанную статью и ответы на комментарии рецензентов в табличном виде или списком. После получения исправленной статьи редакторы продолжают работу над текстом и формулируют свои замечания и рекомендации для дальнейшей правки. Готовая рукопись может быть опубликована в одном из следующих выпусков.
Структура
Статья, рецензия или обзор имеют название на русском и английском языках. Статья предваряется аннотацией на русском и английском языках объемом 300 слов каждая. Примерная структура аннотации: предмет исследования и/или основной исследовательский вопрос, основные теоретические подходы, методы, характеристика данных, результаты, выводы.
Для рецензии на книгу аннотация и ключевые слова не требуются, однако название на русском и английском языках, как и авторская справка на двух языках нужны. Название такого материала не должно повторять название рецензируемой книги. Полное библиографическое описание рецензируемой книги дается после названия рецензии.
После аннотации размещаются ключевые слова: 5 слов на русском языке и их перевод на английский язык.
В конце статьи приводится информация об авторе на русском и английском языках по следующей схеме:
Фамилия имя отчество, степень, звание, должность, место работы, город, страна. Email:
Просим указывать академический адрес с идентифицируемой фамилией (без сокращений и «ников»). Почтовый адрес для отправки экземпляров журнала (не публикуется).
Структура статьи в ЖИСП: введение, несколько разделов основной части, заключение (выводы), список сокращений (если имеются), выражения признательности, описание полевых данных (если имеются), два списка источников, информация об авторе, ФИО переводчика. Введение и заключение не обязательно называть, а разделы и подразделы должны быть названы содержательно, без нумерации.
Эпиграфы в публикациях ЖИСП не используются.
Оформление ссылок
Ссылки на источники оформляются в круглых скобках по тексту – указываются только фамилии авторов, год публикации, а после двоеточия номер страницы. Ссылки на несколько источников располагаются в порядке от самой новой к самой старой.
Примеры:
(Wedel 2001: 88)(Biggs et al. 1989: 34)(Morgan, Askew 1989; Hudson 1988)(Сидоров 2012; Петров, Иванов 2000)
Если вы ссылаетесь на несколько публикаций одного и того же автора, изданные в том же году, то добавляйте буквы латинского алфавита a, b и так далее после года.
Если в тексте упоминается фамилия иностранного автора (не в скобках в качестве ссылки, а именно в тексте), то ее нужно транслитерировать. При этом в ссылке на этого автора должна остаться фамилия в оригинальном написании. Кроме того, при первом упоминании автора указывается его (ее) имя:
… как это сделали Чарльз Мюррей (Murray 1994) и Сэмюэль Хантингтон (Huntington 2004).
Аналогично упоминаются в тексте названия книг и статей: название в повествовании переводится, а в списке источников – нет. Если источник не имеет автора, то в скобках указывается организация или сайт, опубликовавшие текст, затем та же последовательность – год и после двоеточия номер цитируемой страницы (если имеется):
… в 2014 г. освидетельствование в бюро медико-социальной экспертизы прошли 2,78 млн человек (Росстат 2015: 79).
В конце статьи, перед Списком источников дается Список сокращений, где расшифровывается название архива:
Список сокращений
ГАСО – Государственный архив Самарской области.
Оформление списка источников
Если в статье есть русскоязычные источники, то весь список источников транслитерируется латиницей и приводится вслед за оригинальным списком. Для транслитерации используйте сайт: http://translit.net
В Журнале используется система ссылок на источники, при которой в тексте упоминаются авторы и год публикации, а полное библиографическое описание находится в затекстовом Списке источников. Источники в списке не нумеруются. Список источников составляется в алфавитном порядке сначала от А до Я, а затем от A до Z. Второй список источников с транслитерированными латиницей и переведенными на английский описаниями русскоязычных публикаций составляется в новом порядке от A до Z. Работы одного и того же автора разных лет располагаются в порядке от самой новой к самой старой.
Примеры оформления источников
Монография
Автор И. (ГОД) Название книги курсивом. Город: Издательство.
Мокин К.С. (2006) Групповые стратегии интеграции этнических миграционных сообществ. Саратов: Научная книга.
Leonard P. (1997) Postmodern Welfare. London: Sage.
Сборник под редакцией
Автор И. (ред.) (ГОД) Название книги курсивом. Город: Издательство
Романов П., Ярская-Смирнова Е. (ред.) (2005) Нужда и порядок: история социальной работы в России, ХХ в. Саратов: Научная книга.
Kuhlmann E., Annandale E. (eds.) (2012) The Palgrave Handbook of Gender and Healthcare. Basingstok: Palgrave Macmillan.
Статья из журнала
Автор И. (ГОД) Название статьи. Название журнала курсивом, номер(выпуск): начальная страница–конечная страница.
Ярская-Смирнова Е.Р. (2001) Профессионализация социальной работы в России. Социологические исследования, 26(5): 86–95.
Noordegraaf M. (2011) Remaking Professionals? How Associations and Professional Education Connect Professionalism and Organizations. Current Sociology, 59(4): 465–488.
Статья из сборника под редакцией
Автор И. (ГОД) Название главы. И.О. Редактор (ред.) Название книги курсивом. Город: Издательство: начальная страница – конечная страница.
Бердышева Е. (2011) Рынок и профессия в стоматологии: логика ценообразования в частных клиниках. П.В. Романов, Е.Р. Ярская-Смирнова (ред.) Антропология профессий, или Посторонним вход разрешен. Москва: Вариант: 188–216.
Bertilsson M. (1990) The Welfare State, the Professions and Citizens. R. Torstendahl, M. Burrage (eds.) The Formation of Professions Knowledge, State and Strategy. London: Sage: 114–133.
Оформление интернет-источников
Автор И. или Организация или Название сайта (ГОД) Название материала или публикации. Доступно по ссылке: ССЫЛКА (дата обращения: 00 Месяц 0000).
ВОЗ (2012) Остановить вмешательство табачной промышленности. Доступно по ссылке: www.vozzzzz.com/tabak (дата обращения: 03 апреля 2013).
Rosstat (2011) Chislo religioznykh organizatsiy, zaregistrirovannykh v Rossiyskoy Federatsii na 1 yanvarya 2011 g. [The number of religious organisations registered in Russia on 1.01.2011]. Available at: www.stattt.ru/opium (accessed 15 October 2013).
Выступления на конференциях
Автор И. (ГОД) Название доклада. Название конференции, город, дата курсивом. (если есть также Город: издательство).
Байзоев А. (2012) Комплексный подход к проблеме, индивидуальный подход к каждому. Инклюзивное образование, Душанбе, 21 ноября 2012 г.
Законодательные документы, законы
Уровень права или Орган, принявший документ (ГОД) Название курсивом Номер Дата принятия.
Федеральный закон (1995) Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации № 195-ФЗ от 10.12.1995 г.
Оформление списка литературы для транслитерированного блока статьи в соответствии с требованиями Scopus
Если в статье встречаются источники на русском языке, то необходимо оформить второй список источников, в котором все русскоязычные библиографические данные будут транслитерированы и переведены на английский язык. Список оформляется по тем же правилам, но в новом порядке следования ввиду наличия единого алфавита – в алфавитном порядке от A до Z.
Программу транслитерации см. здесь: Транслит по русски. Вариант BGN.
Фамилии иностранных авторов при транслитерации ссылок на переводы их работ на русский язык (например, Вебер, Дюркгейм, Фуко) или имена собственные, упоминаемые в названиях источников, необходимо указывать в их оригинальном написании, а не простой транслитерации. То же самое касается устоявшихся написаний имен российских авторов, если они известны.
При переводе названий российских журналов, статей и книг необходимо пользоваться официальным переводом, указываемом на сайте журнала или в книге. В ЖИСП используется орфография британского английского языка, но в случае официальных англоязычных наименований книг и журналов, это правило игнорируется.
Примеры транслитерации и переводов русскоязычных источников:
Mokin K.S. (2006) Gruppovye strategii integratsii etnicheskikh migratsionnykh soobshhestv [Group Strategies of Integration of Ethnic Migrant Communities]. Saratov: Nauchnaya kniga. Romanov P., Iarskaja-Smirnova E. (eds.) (2005) Nuzhda i poryadok: istoriya sotsial'noy raboty v Rossii,ХХ v. [Need and Order: history of social work in Russia, XX century]. Saratov: CSPGS, Nauchnaja kniga. Iarskaia-Smirnova E.R. (2001) Professionalizatsiya social'noy raboty v Rossii [Professionalisation of social work in Russia]. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Research], 26(5): 86–95. Berdysheva E. (2011) Rynok i professija v stomatologii: logika tsenoobrazovaniya v chastnykh klinikakh [Market and Profession in Stomatology: logic of price setting in private clinics]. P.V. Romanov, E.R. Iarskaia-Smirnova (eds.) Antropologiya professiy, ili Postoronnim vkhod razreshen [Anthropology of Professions, or not personnel only]. Moscow: Variant: 188–216. Rosstat (2011) Chislo religioznykh organizatsiy, zaregistrirovannykh v Rossiyskoy Federatsii na 1 yanvarya 2011 g. [The Number of Religious Organisations Registered in Russia by 1.01.2011]. Available at: http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_13/IssWWW.exe/Stg/d1/02–13.htm
Оформление цитат из интервью и ссылок на информанта
Все цитаты из официальных документов, статей в СМИ, других публикаций оформляются только прямым шрифтом. Цитаты из прямой речи информанта оформляются курсивом и в кавычках, если они занимают не более двух строчек, и отдельным абзацем прямым шрифтом с небольшими отступами с обеих сторон, если цитата занимает более трех-четырех строчек. Цитаты длиннее пяти строк просим приводить лишь в том случае, если автором проводится подробный анализ фрагмента интервью. Просьба не приводить подряд две и более цитат. После окончания цитаты в скобках указываются сведения об информанте: обычно это пол, возраст, год и место сбора данных, профессиональный статус и т.п. После скобки ставится точка.
Описание полевых данных
Этот раздел помещается в конце статьи перед списком источников, используется в том случае, если ссылка на информанта содержит недостаточно данных, например:
Интервью 6. Мужчина, 50 лет, участник боевых действий в Афганистане в 1985–1987 годах, сейчас проживает в Москве.
Терминология
В Журнале используются особые правила написания некоторых терминов:
институциальный, институциализацияконвенциальный, конвенциальностьфеминный, феминность
Исключение составляют случаи библиографического описания источников, в названии которых используется иное написание данных терминов.
Информация для потенциальных приглашенных редакторов
От приглашенного редактора для специального выпуска ЖИСП ожидается выполнение определенных задач:
- Предоставление заявки с кратким изложением цели и предполагаемых тем специального выпуска, календарного плана, резюме приглашенного редактора.
- Коммуникация с авторами и рецензентами.
- Обеспечение анонимного рецензирования всех статей специального выпуска.
- Принятие решений относительно публикаций материалов специального выпуска, согласование этих решений с редакцией.
- Гарантированное предоставление рукописей в соответствии с оговоренным календарным планом, всего примерно восемь статей и обзора или рецензии соответствующего объема (см. ниже). Если для публикации в тематическом выпуске были присланы статьи, которые не могли быть опубликованы по причине недостатка места, эти статьи могут быть рассмотрены для будущих выпусков журнала по решению главного редактора. Однако приглашенные редакторы не могут давать авторам обещания гарантированной публикации в других выпусках ЖИСП.
- Просмотр верстки, написание вводной заметки «От редакции» для специального выпуска, согласие сотрудничать по всем вопросам и на всех стадиях подготовки специального выпуска.
- Приглашенный редактор получит все необходимые консультации и поддержку на протяжении подготовки специального выпуска.
jsps.hse.ru
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ - PDF
Транскрипт
1 Уник ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Г.В. ЧЕРКАССКАЯ. Исследование теоретических основ организации и управления системой социальной защиты населения.11 И.А. ГРИГОРЬЕВА, В.Н. КЕЛАСЬЕВ, И.Л. ПЕРВОВА. Социальное благополучие как цель социальной работы /Окончание/...43 Н.В. ЧЕРНЫШЕВА, Е.С. ЗЫКИНА. Региональный опыт организации борьбы с беспризорностью несовершеннолетних в гг..60 КАФЕДРА: НАУЧНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ КАФЕДРЫ ФАКУЛЬТЕТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ, ПЕДАГОГИКИ И ЮВЕИОЛОГИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА (Декан факультета - доктор педагогических наук, профессор, заместитель председателя Совета Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы Валерия Викторовна Сизикова) В.В. СИЗИКОВА, Л.И. СТАРОВОЙТОВА, Л.В. МАРДАХАЕВ, Н.М. РОМАНЕНКО. Факультет социальной работы, педагогики и ювенологии Российского государственного социального университета: итоги 22-летнего развития...69 СТАТЬИ ЧЛЕНОВ КАФЕДР Т.Е. ДЕМИДОВА. О формировании научной школы «Теория, история и методология социальной работы» (Кафедра теории и методологии социальной работы РГСУ).79 Л.В. МАРДАХАЕВ. Научная школа «История и теория социальной педагогики»...84 В.Е. МАКАРОВ. Современное представление о сущности социальной справедливости современного российского общества как фактор превращения Российской Федерации в социальное государство 91 Т. Б. КОНОНОВА. Благотворительность в социальной сфере: исторические уроки недавнего прошлого и тенденции развития..97 Ю.С. МОЗДОКОВА. Развитие технологий социальной реабилитации и интеграции на современном этапе М.В. БРЯНЦЕВА. Теоретические подходы к пониманию модели корпоративной социальной ответственности Е.А. КНЯЗЬКОВА. Вовлечение молодежи в политическую жизнь общества как актуальная задача молодежной политики города Москвы..119 Н.И. НИКИТИНА. К вопросу о современных педагогических парадигмах развития системы повышения квалификации специалистов социальной сферы.128 Т.Э. ГАЛКИНА. О реализации в системе повышения квалификации специалистов социальной сферы персонифицированного подхода Н.М. РОМАНЕНКО. Приоритетные задачи профессиональной подготовки бакалавра «Организатор работы с молодежью» кафедрой семейной, гендерной политики и ювенологии РГСУ..141 Н.А. ТЮРИНА. Научная школа как стимулирующий фактор исследовательской деятельности студентов.146 МЕТОДИКА И ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ М.Н. МИРСАГАТОВА. Междисциплинарный подход в процессе оказания социально-педагогической поддержки семей с детьми Т.В. ЕФЕРИНА, В.О. ЛИЗУНОВА, Д.В. ПРОСЯНЮК. Проблемы и перспективы поэтапного расширения участия негосударственного сектора экономики в оказании социальных услуг
2 НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕРСОНАЛА СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ Н.Б. ШМЕЛЕВА. Стили и модели поведения «Руководитель подчиненный» (в адаптации к специфике учреждений социального обслуживания)..167 Л.В. ТОПЧИЙ. Профилактика синдрома «психического выгорания» специалистов социальной защиты населения как актуальная проблема психосоциальной работы 175 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА ЗА РУБЕЖОМ П.Я. ЦИТКИЛОВ. Система социальной защиты в Республике Казахстан..181 НОВОСТИ НАУЧНОЙ ЖИЗНИ Т.Ф. МУРЗИНА. Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы клинической, социальной и военной психиатрии», посвященная 80-летию со дня рождения профессора В.К. Смирнова.190 ЮБИЛЕИ Государственному автономному учреждению «Институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов системы социальной защиты населения города Москвы Департамента социальной защиты населения Москвы» 5 лет. Поздравительное письмо Межрегиональной общественной организации «Ассоциация работников социальных служб» ТРЕБОВАНИЯ К СТАТЬЯМ, ПУБЛИКУЕМЫМ В «ОТЕЧЕСТВЕННОМ ЖУРНАЛЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ».197
3 Уник ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Д.А. КАМИЛОВ. Государственное регулирование развития отраслей социальной сферы в процессе модернизации экономики Российской Федерации 12 И.А. ГРИГОРЬЕВА, В.Н. КЕЛАСЬЕВ, И.Л. ПЕРВОВА. Социальное благополучие как цель социальной работы 32 Ж.А. НОВИКОВА. Социальная защита детства на Смоленщине: факторы достижений и нерешенных проблем (Анализ исторического опыта постсоветского периода).53 КАФЕДРА: НАУЧНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ МОРДОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА (ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ ЛЕОНИД ИВАНОВИЧ САВИНОВ, ДОКТОР СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР) Л.И. САВИНОВ. Этапы становления и развития кафедры социальной работы в Мордовском государственном университете имени Н.П. Огарева.64 СТАТЬИ ЧЛЕНОВ КАФЕДРЫ Л.И. САВИНОВ, B.C. АФАНАСЬЕВ. Об опыте проведения Всероссийской студенческой олимпиады по социальной работе 75 Е.Н. РЯБОВА. Социальная защита семьи, материнства и детства как интегральное научное направление: методологические принципы исследования 84 Е.В. КАМЫШОВА, З.Н. ЛАЗАРЕВА. Современная организационно-техническая модель социальной работы с семьей в Республике Мордовия..90 Т.В. ХРОМОВА. Организация семейно-воспитательной группы как технология социальной работы 95 А.А. АНТИПОВА. Технологии социальной работы с семьей в условиях сельской местности.101 А.С. ПАЛИБИНА. Православная церковь в системе субъектов социальной поддержки современной семьи в России..106 Е.Н. КАСАРКИНА. Ориентированность технологий социальной работы на женскую проблематику Л.И. САВИНОВ, Е.Н. КАСАРКИНА, Е.Н. КОЛОМАСОВА. Опыт организации научноисследовательской деятельности студентов на кафедре социальной работы Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева..115 Е.В. КАМЫШЕВА. Из опыта подготовки магистров социальной работы на кафедре социальной работы Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева.121 З.Н. ЛАЗАРЕВА. Организация добровольческой деятельности студентов в практике кафедры социальной работы Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева 128 МЕТОДИКА И ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В.Ф. ПРИКУЛС, А.Г. ПЕТРОВА, С.В. КОЛОТИЙ, А.А. ФИЛОЗОП. Организационно-педагогические условия рациональной преемственности детского дома-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья и психоневрологического интерната. 134 Н.И. МОРОЗ. Социальная работа как фактор социализации пожилых людей 140 А.В. СОКОЛОВА. Пожилая женщина в сельском районе Республики Коми: проблемы социальной работы С.С. КОЗЛОВ, Ю.Ю. КАЛЕДИНА. Роль службы «Телефон доверия» в формировании городской программы решения проблем психологического благополучия населения..152 НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА
4 ПЕРСОНАЛА СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ Н.Н. ВОРОНЦОВА, П.Б. ТОРОПОВ. Социально-правовая компетенция специалиста по социальной работе и ее совершенствование в условиях учреждения социального обслуживания 158 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ З.П. ЗАМАРАЕВА. Практическое обучение студентов специальности «Социальная работа» как необходимый компонент интернализации образования Л. В. ТОПЧИЙ. Методологические проблемы воспитания будущих социальных работников в системе социального образования СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА ЗА РУБЕЖОМ А.В. КАРПУНИНА. Социальная работа протестантской церкви в Германии: вопросы финансирования и фандрайзинга (На примере Diakonie Deutschland) 177 РЕЦЕНЗИИ, ОТЗЫВЫ И ОБЗОРЫ Проект «Профессиональная школа родителей»: обсуждаем, как предотвратить и разрешить семейные конфликты (Отзывы читателей на учебно-методическое пособие А.Б. Белинской «Профилактика и разрешение семейных конфликтов на разных этапах развития семьи»)..182 ЮБИЛЕИ Юбилеи и знаменательное событие в Саратовском государственном техническом университете имени Ю.А. Гагарина (20 лет кафедре социологии, социальной антропологии и социальной работы, 10 лет издания «Журнала исследований социальной политики», 17-ая годовщина создания Центра социальной политики и гендерных исследований). Приветствие Межрегиональной общественной организации «Ассоциация работников социальных служб Замечательный ученый, подлинный новатор, человек большой души, обаятельная женщина: поздравление коллеге с юбилеем (Ларисе Семеновне Алексеевой 75 лет).189 НЕКРОЛОГ Юрий Андреевич Блинков..190 Л.B. ТОПЧИЙ. Памяти Юрия Андреевича Блинкова посвящается..191 ТРЕБОВАНИЯ К СТАТЬЯМ, ПУБЛИКУЕМЫМ В «ОТЕЧЕСТВЕННОМ ЖУРНАЛЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ».193 О ПОДПИСКЕ НА ИЗДАНИЯ МОО «АССОЦИАЦИЯ РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ» И ИЗДАТЕЛЬСТВА «СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ» 196
5 Уник ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И.А. ГРИГОРЬЕВА, В.Н. КЕЛАСЬЕВ, И.Л. ПЕРВОВА. Теоретические основания социальной работы (Окончание) 11 КАФЕДРА: НАУЧНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЛЬЯНОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА (ЗАВЕДУЮЩАЯ КАФЕДРОЙ - НАТАЛЬЯ БОРИСОВНА ШМЕЛЕВА, ДОКТОР ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР) НАТАЛЬЯ БОРИСОВНА ШМЕЛЕВА - заведующая кафедрой педагогики профессионального образования и социальной деятельности Ульяновского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор (научно-биографическая справка)..28 Е.Н. ЛЬВОВА, М.В. ШМЕЛЕВА, Э.А. ГРИГОРЬЕВА. Путь к мастерству (История становления и развития кафедры педагогики профессионального образования и социальной деятельности в Ульяновском государственном университете)...30 СТАТЬИ ЧЛЕНОВ КАФЕДРЫ Н.Б. ШМЕЛЕВА. Личность в профессии «Социальная работа».36 А.М. БУЛЫНИН. Развитие ценностно-смысловой основы учебной деятельности как доминанты высшего профессионального образования будущих социальных работников...45 И.В. ТАЛИНА, М.В. КАРНАУХОВА. Образование в области социальной работы в Европе...62 М. А. КОВАРДАКОВА. Управление качеством самостоятельной работы студентов в процессе изучения курса «Конфликтология в социальной работе».65 Е.А. АНИКУДИМОВА. Реализация молодежной политики в Ульяновской области (Аспект социальной работы)...75 Е.В. БЕЛОУСОВА. Креативные технологии в развитии творческой самореализации студентов (На примере профессиональной подготовки будущих социальных работников)..80 Е.Н. ЛЬВОВА. Некоторые аспекты профессиональной подготовки социальных работников к деятельности с людьми ограниченных возможностей..92 А.Н. СЕМИКОВ, В.П. СМОЛЬКИН. Пути совершенствования категориального аппарата теории социальной работы 98 И.А. СОЛОДОВНИКОВА. Содержательный аспект подготовки социальных работников к деятельности по интеграции в социум детей с ограниченными возможностями.106 О.В. ШАБАНОВА. Креативный подход к системе профессиональной подготовки социальных работников в вузе.116 М.В. ШМЕЛЕВА. Профессиональная подготовка социальных работников к социально-правовому консультированию Т. А. ЧЕРТУШКИНА. Аспекты интерактивных форм и методов в профессиональной подготовке социальных работников к деятельности с военнослужащими, уволенными в запас 125 А.В. ПРОХОРОВ. Организация семинарских занятий по дисциплине «Личность руководителя» (Психологический тренинг для слушателей курса «Руководитель» специальности «Социальная работа»).129 МЕТОДИКА И ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ О. В. АРХИПОВА. Обучение как условие успешной адаптации пожилых людей в стационарных учреждениях социального обслуживания.133 Л.В. ТОПЧИЙ. Проблемы развития и модернизации инфраструктуры социальных служб в сфере поддержки семьи с детьми.146
6 М.Н. МИРСАГАТОВА Использование социально-реабилитационных технологий в работе с несовершеннолетними, вступившими в конфликт с законом.161 С.М. ВАСИЛЬЕВА, А.Н. ВОРОНОВ. Институциональные формы работы с отцами в современной России (На примере Санкт-Петербурга) 169 В.В. ВОЛКОВ. Классификация бездомных как основа системы дифференцированной социальной помощи бездомным в России.177 НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА КАДРОВ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ А. Б. БЕЛИНСКАЯ. Медиация в профессиональной деятельности социального работника 190 НОВОСТИ НАУЧНОЙ ЖИЗНИ Л.В. ТОПЧИЙ. V Международный конгресс «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья».193 ТРЕБОВАНИЯ К СТАТЬЯМ, ПУБЛИКУЕМЫМ В «ОТЕЧЕСТВЕННОМ ЖУРНАЛЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ».194 НОВЫЕ ЖУРНАЛЫ О СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ И СОЦИАЛЬНОМ ЗДОРОВЬЕ..197
7 Уник ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В.Е. Макаров. Национальная безопасность в социальной сфере государства: теоретикометодологические основы и политическое регулирование в современной России 11 И.А. Григорьева, В.Н. Келасьев, И.Л. Первова. Теоретические основания социальной работы.24 Н.А. Мицюк. Благородные дамы зачинатели организованной социальной помощи детям дореволюционной России (По материалам Смоленской губернии).43 КАФЕДРА: НАУЧНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ПЕРМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (заведующая кафедрой Зинаида Петровна ЗАМАРАЕВА, доктор социологических наук, доцент) Зинаида Петровна Замараева заведующая кафедрой социальной работы юридического факультета Пермского государственного национального исследовательского университета, доктор социологических наук, доцент (научно-биографическая справка).53 З.П. ЗАМАРАЕВА Кафедра социальной работы Пермского государственного национального исследовательского университета: история и современность.55 СТАТЬИ ЧЛЕНОВ КАФЕДРЫ З.П. ЗАМАРАЕВА. Современная система социальной защиты населения в контексте ресурснопотенциального подхода...61 А. Г. АНТИПЬЕВ, К.А. АНТИПЬЕВ. Методология науки и ее роль в подготовке социальных работников в вузе..70 В.А. БРОННИКОВ, Ю.А. МАВЛИКАЕВА. Состояние и основные направления совершенствования медико-социальной реабилитации инвалидов в регионе (На материалах Пермского края) 75 Л.А. СОБОЛЕВА. Социальная работа с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации (в конфликте с законом) 82 Т.И. МАРГОЛИНА. Медиация как культура согласия в урегулировании конфликтов в социальной сфере (На материалах Пермского края)..88 С.И. РЕУТОВ. Медиация как способ разрешения семейных споров и возможности использования примирительных процедур в работе специалиста по социальной работе...94 В.М. НОВОСЕЛОВ. Проблемы института отцовства в России 102 Е.Ю. НЕВЕЛЬСОН. Стилевые особенности адаптации специалистов социального профиля к профессиональному стрессу B.C. КЕРЖЕНЦЕВ, М.И. ГРИГОРЬЕВА. Социальный портрет студента специальности «Социальная работа» Пермского университета М.И. БАЖЕНОВА. Целесообразность и возможности развития системного мышления студентов специальности/направления «Социальная работа»..122 С.И. ГАСУМОВА. Зарубежный опыт информатизации социальной работы..128 МЕТОДИКА И ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ А. В. СОКОЛОВА. Активизация адаптационных ресурсов пожилого человека: инновационный императив социальной работы Л. В. ТОПЧИЙ. Диалектика разработки концептуальных основ оценки качества социальнопедагогической поддержки семьи и детей в трудной жизненной ситуации..139 Ю.Ю. АНТРОПОВА, Е.Э. ЛАЙКОВСКАЯ. Организация медико-социальной помощи семье и детям в регионе: практические вызовы и методологические подходы..151 М.О. ЕГОРОВА. Мониторинг качества жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детских домах и социальных учреждениях временного проживания.159 НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА КАДРОВ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ А.Б. БЕЛИНСКАЯ. Стресс и конфликт в деятельности социальных работников.173
8 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ А.Д. АБАШИНА. Интегративная подготовка студентов к социальной работе с безнадзорными несовершеннолетними 183 ТРЕБОВАНИЯ К СТАТЬЯМ, ПУБЛИКУЕМЫМ В «ОТЕЧЕСТВЕННОМ ЖУРНАЛЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ» 195
9 Уник ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Л.Я. ЧИКАРИНА. Роль социальной политики в адаптации населения в условиях политических трансформаций современного российского общества...17 П.Д. ПАВЛЕНОК, А.И. ЯКОВЛЕВ. Социальная работа: методология, теория, практика.30 В.Н. ЯРСКАЯ. Инклюзия как важный принцип социальной работы.41 А.Г. БЫКОВА. Исторический опыт общественно-государственного противодействия алкоголизации населения во второй половине XIX начале XX вв..47 КАФЕДРА: НАУЧНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ КАФЕДРА ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ (ЗАВЕДУЮЩАЯ КАФЕДРОЙ НАТАЛЬЯ МИХАЙЛОВНА ПЛАТОНОВА, ДОКТОР ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР) Наталья Михайловна Платонова заведующая кафедрой теории и технологии социальной работы Санкт- Петербургского государственного института психологии и социальной доктор педагогических наук, профессор (научно-биографическая справка)..56 Н.М. ПЛАТОНОВА. Из истории становления и развития кафедры теории и технологии социальной работы Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы 59 СТАТЬИ ЧЛЕНОВ КАФЕДРЫ Н.М. ПЛАТОНОВА. Проблемы и перспективы развития социального образования в России 63 Т.М. СИМОНОВА. Социальные проблемы в контексте социальной работы.68 С.С. ЛЕБЕДЕВА. Социальная и образовательная деятельность в Санкт-Петербурге: исторический контекст 74 О.А. АФАНАСЬЕВА. Влияние миграционных процессов на социальную стабильность в Северо- Западном регионе.80 И.В. АСТЭР. Перспективы развития социального партнерства церковных, государственных и общественных организаций в социальной работе.84 Г.Ф. НЕСТЕРОВА. Опыт и перспективы социальной работы с ближними помощниками.89 А.В. ИПАТОВ. Технологический подход в социально-психологическом сопровождении постинтернатной адаптации выпускников детских домов 94 Т.Н. КОВАЛЕНКО, А.А. СЕМЕНО. Добровольчество как источник дополнительных социальных услуг в контексте профессиональной социализации студентов. 103 МЕТОДИКА И ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Э.М. ПИЦХЕЛАУРИ. Особенности организации социально-педагогической работы с многодетной семьей 110 О.В. КУЧМАЕВА, Г.В. САБИТОВА. О системе индикаторов оценки эффективности реализации программ предупреждения семейного неблагополучия, социального сиротства, улучшения положения детей, оставшихся без попечения родителей 118 И. И. УЛЬЯНЧЕНКО. Педагогические аспекты социальной реабилитации безнадзорных и беспризорных детей и подростков в системе учреждений социального обслуживания населения (Результаты социальнопедагогического исследования проблемы)..129 Е.Е. ЛУКИН. Современные практики ресоциализации пожилых осужденных в России..136 НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА КАДРОВ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ
10 М.В. МОРОЗ. Профессиональное становление социального работника.144 Ю.И. УЛЬЯНОВА. Индивидуально-психологические особенности чувства юмора в профессиональной деятельности социальных работников 153 ПОДГОТОВКА РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ В.Г. САМИГУЛИНА. Подготовка будущих социальных работников к социально-педагогической деятельности с клиентами, попавшими в трудную жизненную ситуацию..168 НОВОСТИ НАУЧНОЙ ЖИЗНИ А.В. СОКОЛОВА, Т.А. НОСОВА. Всероссийская научно-практическая конференция «Инновационные формы студенческой практики в ВУЗе» 178 ЮБИЛЕИ Приветствие Межрегиональной общественной организации «Ассоциация работников социальных служб» в связи с 20-летие деятельности Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы.185 ТРЕБОВАНИЯ К СТАТЬЯМ, ПУБЛИКУЕМЫМ В «ОТЕЧЕСТВЕННОМ ЖУРНАЛЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ».187 О ПОДПИСКЕ НА ИЗДАНИЯ МОО «АССОЦИАЦИЯ РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ»..190
11 Уник ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Г.И. БОНДАРЕНКО. Социокультурная концепция формирования, сохранения и рационального использования человеческого капитала в условиях модернизации российской социально-экономической системы 10 Г.П. МЕДВЕДЕВА. Роль социальной работы в функционировании и развитии человека и общества..19 Е.В. ЯКУБСОН. Благотворительная деятельность в Московской и Тульской губерниях во второй половине XIX начале XX вв 40 КАФЕДРА: НАУЧНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ КАФЕДРА ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ФАКУЛЬТЕТА СОЦИОЛОГИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА (заведующий кафедрой - Вячеслав Николаевич КЕЛАСЬЕВ, доктор философских и кандидат психологических наук, профессор).. 51 СТАТЬИ ЧЛЕНОВ КАФЕДРЫ В.Н. КЕЛАСЬЕВ. Междисциплинарная модель и уровни социальной работы 53 Н.М. ПЛАТОНОВА. Социальная работа как область инновационной социальной деятельности...61 Т.В. ШИПУНОВА. Мораль и социальная защищенность, благополучие человека.68 А. В. САМОЙЛОВА. Первичная профилактика в работе с семьей: перспективы развития 74 О.В. АЛЛАХВЕРДОВА. Паттерны коммуникации в конфликте и профессиональная компетентность социальных работников 83 А.Н. ВОРОНОВ, Н.В. ЖУКОВА. Оценка результативности социальных практик оказания государством социальной помощи семье и детям (качество работы социальных служб Санкт- Петербурга глазами экспертов) 91 Н.М. ПОЛУЭКТОВА. Профессиональное выгорание и его профилактика у специалистов по социальной работе.97 С.М. ВАСИЛЬЕВА. Проблемы насилия в школьной среде (по данным социологического исследования в школе Санкт-Петербурга) 106 Н.Э. ОРЕШЕНКОВА. Социальная работа с детьми, имеющими редкие генетические заболевания Е.А. ВОРОНОВА. Инновации при подготовке профессиональных кадров по социальной работе МЕТОДИКА И ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Н.В. ЛЕБЕДЕВА. Социально-психологическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограничениями жизнедеятельности Ю.П. ШУРЫГИНА. Инновационные технологии медико-социальной работы с населением Т.Н. ПАВЛЫЧЕВА. Адаптированность выпускников интернатных учреждений для детей-сирот в открытом социуме: социально-психологические аспекты..142 П.Я. ЦИТКИЛОВ. Материальное и жилищное неблагополучие как приоритетная проблема российской молодой семьи и подходы к ее решению в социальной практике.154подготовка РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ А.П. ПОЗДНЯКОВ. Формирование управленческой культуры будущего специалиста социальной работы в вузе А.С. ДУДКИН. Новые технологии интернет-образования по социальной работе.182 Т.О. ЗАКОМОЛДИНА. Закрепление профессионального выбора будущих специалистов специальности «социальная работа»: постановка проблемы и пути ее решения 186 ТРЕБОВАНИЯ К СТАТЬЯМ, ПУБЛИКУЕМЫМ В «ОТЕЧЕСТВЕННОМ ЖУРНАЛЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ».190 О ПОДПИСКЕ НА ИЗДАНИЯ МОО «АССОЦИАЦИЯ РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ»
12 Уник ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ А. Т. КОНЬКОВ. Феномен социального капитала: сущность, источники, структура и функции 6 Л. С. АЛЕКСЕЕВА. Модель профилактики социального сиротства в современной России..17 А. Б. БЕЛИНСКАЯ. Человеческий фактор как параметр оптимизации взаимодействия специалистов и клиентов социальных служб..39 Н. А. ГОНЧАРОВА. Ценностные детерминанты личности несовершеннолетних правонарушителей.45 М. А. СИЗОВА. Особенности психологической работы с семьями с разным типом связи между поколениями...54 Т.А. УШАКОВА. Социально-психологические и индивидуально-личностные детерминанты состояния профессионального «выгорания» специалистов социальной работы 60 КАФЕДРА: НАУЧНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ КАФЕДРА ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДЯЩИХ КАДРОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ» Людмила Ивановна Кононова заведующая кафедрой теории и технологии социальной работы государственного автономного учреждения «Институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов системы социальной защиты населения города Москвы» (Научнобиографическая справка) 71 Л. И. КОНОНОВА. Роль кафедры теории и технологии социальной работы в системе повышения квалификации работников органов управления и учреждений социальной защиты населения...73 СТАТЬИ ЧЛЕНОВ КАФЕДРЫ Е. И. ХОЛОСТОВА. Инновационные императивы в системе социальной защиты населения...81 Л. И. КОНОНОВА. Инновации в технологиях предоставления социальных услуг населению..88 И. В. МАЛОФЕЕВ. Модернизация учреждений социального обслуживания: сущность и содержание.98 Т. В. ШЕЛЯГ. Реализация принципов адресности и индивидуальной нуждаемости в предоставлении гражданам социальных услуг.107 Л. Ю. САВИНА. Система стандартов и повышение качества жизни клиентов социальных служб.112 И. С. РОМАНЫЧЕВ. Теоретические аспекты и методика социально-консультативной деятельности социального работника (на примере отделения социального обслуживания на дому) 121 К. И. ФАЛЬКОВСКАЯ. Профилактика эмоционального «выгорания» персонала учреждений социального обслуживания 128 В. В. ХУХЛИНА. НКО и развитие сектора социальных услуг. 134 МЕТОДИКА И ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В. А. КИРСАНОВА. О практике реорганизации социальных служб в связи с совершенствованием правового положения государственных учреждений (в контексте теории жизненных циклов организации) Г. СИВЕРСКАЯ. Система менеджмента качества как основной механизм организации эффективной деятельности учреждения социального обслуживания 145 Г. А. МИННИГАЛЕЕВА. Особенности социально-педагогической работы с пожилыми людьми в учреждениях социального обслуживания нестационарного и полустационарного типа.155
13 И. А. КОЗЫРЕВА, А. В. СОКОЛОВА, С. С. ЧАБАНОВА. Практика и проблемы внедрения модели кризисной интервенции в работе с лицами без определенного места жительства и занятий Э. В. ЖИЛИНА. Образ клиента в представлении психологов-консультантов "Телефона доверия" ПОДГОТОВКА РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ Н.В. ЦИХОНЧИК, Р.И. ДАНИЛОВА. Интеллектуальный потенциал студентов социальноориентированных направлений вузовской подготовки ТРЕБОВАНИЯ К СТАТЬЯМ, ПУБЛИКУЕМЫМ В «ОТЕЧЕСТВЕННОМ ЖУРНАЛЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ».186 О ПОДПИСКЕ НА ИЗЛАНИЯ МОО «АССОЦИАЦИЯ РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ»..191
14 Уник ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ О. А. АНИКЕЕВА, Т. М. МОЗГОВАЯ. Поиск индикаторов качества жизни в контексте различных теорий, концепций и школ...4 С. О. СНИСАРЕНКО. Теоретико-методологическое обоснование и реализация технологий социальной работы с населением на муниципальном уровне 11 Т. С. КИЕНКО. Институциональный анализ мотивации труда в социальной работе 21 В. Ю. ПАКСЕВАТКИНА. Некоторые вопросы истории и методологии телефонного консультирования 29 Н. В. ЧЕРНЫШЕВА. Социальное обеспечение инвалидов Великой Отечественной Войны в гг. (на материалах Кировской области) 40 КАФЕДРА: НАУЧНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ КОСТРОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ Н. А. НЕКРАСОВА Николай Федорович Басов заведующий кафедрой социальной работы КГУ им. Н.А. Некрасова (Научнобиографическая справка) Н. Ф. БАСОВ. Двадцатилетний путь кафедры социальной работы: научный поиск и методическая деятельность..50 Статьи членов кафедры Н. Ф. БАСОВ. Основные направления социальной работы с молодежью.56 В. М. БАСОВА. Социальная помощь уязвимым категориям молодежи 64 С.В. БОЙЦОВА. Содействие занятости и трудоустройству безработной молодежи...70 О. Н. ВЕРИЧЕВА. Социальная реабилитация молодых инвалидов как основа интеграции их в общество.76 Ж. А. ЗАХАРОВА, Ю. В. РУМЯНЦЕВ. Комплексная поддержка молодой семьи.83 Н. Б. ТОПКА. Технология инновационного проектирования в социальной работе с молодежью..90 Е. Е. СМИРНОВА. Тендерный подход в социальной работе с молодежью..97 М. С. ПЕТРОВА. Социальная работа со студенческой молодежью в высшем учебном заведении..105 О. Б. СКРЯБИНА. Социальная работа с мигрантами в России: опыт, современность и перспективы развития.109 А. В. ВОРОНЦОВА. Развитие волонтерства в молодежной среде О. М. ЗАБЕЛИНА. Специфика социальной работы с несовершеннолетними осужденными в исправительных учреждениях 122 А. И. ТИМОНИН. Педагогическое обеспечение социальной работы с молодежью..129 МЕТОДИКА И ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ П. В. ПОПОВ. Информационные технологии как элемент модернизации социального обслуживания населения.137 Н. Н. ВОРОНЦОВА, Л. А. ФЁДОРОВА, П. Б. ТОРОПОВ. Формирование гендерной компетентности как профилактика семейного насилия: теория, практика и результаты 142 М. Н. МИРСАГАТОВА. Межведомственное взаимодействие институтов социума по предупреждению семейного неблагополучия и социального сиротства: уровни и механизмы..149 И. Ф. КОВАЛЬЧУК. Профилактика употребления алкогольных напитков несовершеннолетними.156 ПОДГОТОВКА РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ Е. В. ШМАКОВА, Н. Б. ШМЕЛЕВА. Духовно-нравственные аспекты подготовки студентов к профессиональной деятельности по специальности «социальная работа».160 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА ЗА РУБЕЖОМ А. П. КОНОНОВА. Зарубежный опыт работы с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида.165 НАУЧНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ: ДОКЛАДЫ И ВЫСТУПЛЕНИЯ «Социальные вызовы России и социальная работа»
15 Выступления участников научно-практической конференции Н.А. БЕЛЯЕВА. Обсуждение пожилых людей в социальном жилом доме М.В. ВДОВИНА. Теоретико-методологические основы изучения межпоколенческого конфликта в семье..172 Т. 3. КОЗЛОВА. Социальная работа с опекунскими семьями в Москве..176 В. В. КОЛКОВ. Модернизация системы социального обслуживания как фактор повышения качества жизни населения О. В. КРАСНОВА. К вопросу о взаимодействии психологии и социальной работы..185 П. Д. ПАВЛЕНОК. Взаимосвязь социальной работы и образа жизни различных групп населения в современных условиях (теоретико-методологические аспекты) 186 О ПОДПИСКЕ НА ИЗДАНИЯ МОО «АССОЦИАЦИЯ РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ» ТРЕБОВАНИЯ К СТАТЬЯМ, ПУБЛИКУЕМЫМ В «ОТЕЧЕСТВЕННОМ ЖУРНАЛЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ»...192
16 Уник I. ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Л. И. КОНОНОВА. Творческий потенциал человека и его актуализация в процессе социальной работы 4 А. Б. СОКОЛОВ. Социальное здоровье населения в контексте трансформационных процессов в современном российском обществе..19 И. В. РОДИОНОВА. Преодоление феномена бедности трудоспособного населения как приоритет социально-экономической политики государства.32 Л. В. ТОПЧИЙ. К вопросу об истории становления образования в области социальной работы: мифы и реальность..43 О. А. КОСЕНКО. Развитие системы предоставления социальных услуг лицам пожилого возраста в России...50 О. Б. БЕЛЫХ. Управление социальной реабилитацией несовершеннолетних с отклоняющимся поведением.66 Б. Н. АБДУЛАХАМИДОВА. Социальная работа и формирование здорового образа жизни.73 II. МЕТОДИКА И ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И. Б. ТОНКИХ. Семейные ценности глазами молодежи.78 Г. Ю. УТКИНА. Медико-социальная система помощи детям и семьям «группы риска» на региональном уровне в современных социально-экономических условиях...82 Е. В. СТЕПАНОВА. Внедрение социальной работы в психиатрию: анализ теоретических подходов и практического опыта (на материалах Нижегородской области)..98 Е. В. БЕЛОУСОВА, Н. С. ЛЕБЕДЕВ. Применение форм и технологий механизма социального партнёрства в деятельности социального работника на региональном уровне 106 Е. Э. ЕГОРКИНА. Организация работы с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида Н. А. ШАХ. Социальное сопровождение выпускников интернатных учреждений на базе Комплексного центра социального обслуживания Т. И. СЕРРУТО ДИАС. Совершенствуя работу с семьями, имеющими детей..116 III. ПОДГОТОВКА РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ В. В. СИЗИКОВА. Становление и развитие регионализации профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы.120 IV. ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ М. Н. МАКСИМОВА, Э. Н. УТЕЕВА. Международная научно-практическая конференция «Качество услуг социальной работы» НАШИ АВТОРЫ..147 ТРЕБОВАНИЯ К СТАТЬЯМ, ПУБЛИКУЕМЫМ В «ОТЕЧЕСТВЕННОМ ЖУРНАЛЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ»..148
17 Уник I. ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Л.В. ТОПЧИЙ. Размышления о проблемах становления современной теории социальной работы в России 4 Л.Н. КОЧЕТКОВА. Теория и практика социального государства: социально-философский анализ.11 П.А. ПОНОМАРЕВ. Процесс исторического возникновения и развития социальной работы как социокультурного института...23 А.И. СЫРОЕЖКИН. Проблема бедности и социально-экономическая политика государства по ее преодолению в России.41 Т.О. ЗАКОМОЛДИНА. Проблемы формирования андеркласса в современной России 52 Л.С. АЛЕКСЕЕВА. Работа с семьей как стратегическое направление деятельности учреждений социальной сферы 54 II. МЕТОДИКА И ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ П.Я. ЦИТКИЛОВ. Система поддержки многодетных семей в современной России 62 Н.Б. ШМЕЛЕВА, О.А. ДЕНИСОВА. Профессиональное выгорание и деятельность социального работника..69 А.Н. ВЕДЯКИН. Бездомность людей пожилого возраста: актуальные проблемы изучения и особенности социально-психологической реабилитации 72 А.В. ИВАНОВ. Инновационные процессы в системе реабилитации инвалид» и модель ее дальнейшего развития..78 О.И. ЛОСКУТОВА. Социокультурная реабилитации инвалидов в условиях психоневрологического интерната И.Ф. КОВАЛЬЧУК. Девиантное поведение несовершеннолетних...89 К.И. ФАЛЬКОВСКАЯ. Исследование влияния органов по делам молодежи на эффективность социальной работы...94 А.Н. СЕМИКОВ, И.А. ТЕРЕХОВА. Социальное сиротство в зеркале общественного мнения..100 III. ПОДГОТОВКА РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ Г.Х. МУСИНА-МАЗНОВА. Индивидуализация обучения будущих социальных работников в русле Болонского процесса. 105 И.А. ПОТАПОВА. Мультикультурное образование бакалавров социальной педагогики 112 С.А. АВЧИННИКОВА. Профессиональная подготовка специалистов социальной работы к формированию здорового стиля жизни клиентов Н.В. ПОЗДНЯКОВА. Компьютерная компетентность как компонент вузовской подготовки социальных работников.131 IV. РЕЦЕНЗИИ А.Д. АБАШИНА. Социальная работа с семьей: Учебное пособие под редакцией И.А.Григорьевой. СПб: Интерсоцис, с НАШИ АВТОРЫ
18 Уник I. ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Л.И. САВИНОВ, Е.Н. НОВИКОВА. Специфика социальной работы как общественного феномена и профессиональной деятельности..4 А.В. БОЛЬШАК. О функционально-семантических основах терминологии социальной работы (на материале английского и русского языков) 9 А.Г. КОЛЧИНА. Философская концепция отчуждения: аспекты процесса измененного состояния сознания..17 И.В. МКРТУМОВА. Девиации в современных социальных институтах: особенности социального конструирования 22 Н.С. ЗЕМЛЯНУХИНА. Система социально-экономических льгот населения: теория и практика..34 Л.С. АЛЕКСЕЕВА. Российская семья в условиях социальных рисков 42 В.И. КОКИН. Личность наркомана: проблемы отчуждения (социально-философский аспект).51 О.В. СОКОЛОВА. Исторический анализ практики социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, в постсоветский период (на материалах Центрального и Уральского федеральных округов).. 57 II. МЕТОДИКА И ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В.А. МОМОТ. Концептуальный и технологический подходы к оценке психического здоровья и системы медико-психологической реабилитации инвалидов по зрению 70 Ж.Ч. ЦУЦИЕВА. Психология посттравматического стрессового расстройства у детей жертв террористических актов и концептуально-технологические основы ее коррекции 80 С.С. ФАРАФОНОВА. Развитие системы профилактики безнадзорности в условиях мегаполиса.90 Н. В. ЛЕОНОВА. Роль региональных и национальных традиций в социальной работе специалистов социальной сферы с молодежью в условиях села (на примере студентов средней профессиональной школы)...98 Д.А. СОКОЛОВ. Уход в системе организации социальной адаптации пожилых людей в геронтопсихиатрическом центре 107 В.И. ДИЕВА. Психологические факторы старения.111 Э.Л. МАНУКЯН. Семья и социализация детей..114 III. ПОДГОТОВКА РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ И.А. ГЕХТ.Формирование профессионально-ценностных ориентаций будущих специалистов социальной работы в вузе И.А. ПЕРМАГАЕВА. Формирование профессиональной компетентности будущего социального педагога для работы с детьми «Группы риска» 127 IV. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА ЗА РУБЕЖОМ Д.В. ЛИФИНЦЕВ. Современные концепции социальной работы в Соединенных Штатах Америки 133 НАШИ АВТОРЫ О ПОДПИСКЕ НА ИЗДАНИЯ МОО «АССОЦИАЦИЯ РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ» НА ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ 2011 ГОДА 144 ТРЕБОВАНИЯ К СТАТЬЯМ, ПУБЛИКУЕМЫМ В «ОТЕЧЕСТВЕННОМ ЖУРНАЛЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ»..148
19 ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Д.Н. ФАРТУКОВ. Трансформация социальных функций в современном Российском государстве.4 Л.А. КУДРИНСКАЯ. Теоретическая реконструкция феномена добровольческого труда и разработка концептуального подхода к его исследованию..11 Л.С. АЛЕКСЕЕВА. Институционализация социального патроната семей в условиях современной России.21 П.В. ПУЧКОВ. Теоретическая модель защиты лиц пожилого возраста от внутрисемейного насилия 31 М.С. АСТОЯНЦ. Условия, механизмы и динамика эксклюзии социального сиротства (социокультурный контекст) Е.В. КИМ. Вопросы общего учения об обязательствах по оказанию услуг...52 МЕТОДИКА И ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ П.Я. ЦИТКИЛОВ. Влияние национально-культурного своеобразия на применение технологий социальной работы в современной России. 62 Э.А. МАНУКЯН. Технологии социальной помощи семье в условиях муниципальных центров социальной помощи семье и детям.68 М.Н. МИРСАГАТОВА, Г.А. ФОМЧЕНКОВА. О некоторых формах работы с семьей в предупреждении аддиктивного поведения несовершеннолетних...73 А.В. МИЛАЯ. От профилактики социального сиротства к профилактике социального неблагополучия.77 ПОДГОТОВКА РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ Л.В. ТОПЧИЙ. К вопросу о разработке и внедрении в социальное образование учебного курса «Социальная квалиметрия и стандартизация социальных услуг Л.И. САВИНОВ, Е.Н. НОВИКОВА. Студенты приобщаются к научным исследованиям (из опыта кафедры социальной работы Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева)...92 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА ЗА РУБЕЖОМ МАТИАС РОЙТИНГ. Мобильная работа с молодежью: практическое применение форм и принципов работы в Германии..96 НАШИ АВТОРЫ..102
20 ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Г.М. ТИХОНОВ. Теоретические и эмпирические аспекты феномена одиночества...4 Л.В. ТОПЧИЙ. Проблемы методологии научного познания в теории социальной работы.13 П.В. ПУЧКОВ. Теоретическая модель защиты лиц пожилого возраста от внутрисемейного насилия...18 Э.А. МАНУКЯН. Семейная политика в регионе: концептуальные подходы...25 МЕТОДИКА И ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ КУСТАРНЫЙ МУЗЕЙ МОСКОВСКОГО ГУБЕРНСКОГО ЗЕМСТВА. Леонтьевский пер., д. 17 (Подготовлено Л.В. Бадя)...31 В.В. ФЕДОСЕЕВ. Проблемы стратификации населения России по среднедушевому доходу 35 Е.Н. РУДАКОВА. Меры социальной поддержки населения в муниципальном образовании...38 Т.П. БАДЯ. Инновационные методы социальной работы пожилыми гражданами...42 А.С. САРАЙКИНА. Технологии социальной работы с детьми «группы риска» в КЦСО «Марфино».48 Л.В. БАДЯ, О.И. БАЙДАРОВА. Кадровая политика на перспективу (из опыта работы по повышению квалификации социальных работников Московской области)...54 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА ЗА РУБЕЖОМ К. ЛАЙХСЕНРИНГ. Социальное обслуживание пожилых людей как часть социальной политики в отношении граждан преклонного возраста в Австрии (концептуальные подходы и исторический опыт в период х годов ХХ века)...59 В.В. АНТРОПОВ. Экономические модели социальной защиты населения в государствах европейского союза..73 РЕЦЕНЗИИ А.В. МИХАЛЕВА. Как измерить эффективность...82
docplayer.ru
Научно-популярный журнал Социальная работа № 5-2013 - Пресса - - Каталог статей
ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК ВЫШЕЛ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
Гуськова Т.И.
директор МБУ ЦСО г. Прокопьевск
Человек вышел из мест лишения свободы. Что ждет его в нашем мире, как сумеет он адаптироваться к нормальной жизни? Ответы на эти вопросы сегодня волнуют общество. Практика показывает, что после пребывания в исправительном учреждении непросто приспособиться к обычной среде. И что бы ни говорили, а этим людям нужна помощь для возвращения в общество.
Эта проблема рассматривается как сложное социальное явление, и крайне актуальна. А для Кемеровской области - особенно. Ведь на ее территории расположены 73 учреждения уголовно-исполнительной системы, в которых содержатся десятки тысяч человек. Ежегодно из мест лишения свободы освобождается до в тысяч отбывших наказание. Куда идти в первые же дни свободы? в регионе к решению этой задачи подключили социальные службы, создавая при них специализированные подразделения.
Так в 2011 году на базе Центра социального обслуживания населения города Прокопьевска было создано отделение социальной адаптации населения, которое занимается лицами, освободившимися из мест лишения свободы. На начальном этапе становления, подобрали помещение, сделали ремонт, оснастили всем необходимым, благо помог областной бюджет, выделил 2,5 миллиона рублей. И потянулись сюда люди со своими бедами. А специалисты отделения начали нацеливать их на собственные силы, на желание самостоятельно найти работу, жилье, воссоединиться с родственниками.
Однако уже первые посещения привели нас к мысли, что к решению людских проблем надо подходить комплексно.
Одной из первых пришла в отделение Татьяна Д., 1971 года рождения, и обратилась с просьбой: «Помогите!" [Она освободилась из мест лишения свободы и приехала в Прокопьевск из Мариинска, решила поселиться здесь постоянно.
Начали разбираться. Оказывается, у неё нет паспорта, так как она никогда его не получала. А без документа -ни работы, ни жилья, Стали хлопотать, вышли с ходатайством на администрацию города. Вскоре через отделение социальной адаптации оказали ей материальную помощь, ещё - выделили бесплатно продукты питания на первое время. Посодействовали, чтобы паспорт был получен вместе со свидетельством о временной регистрации. Помогли с трудоустройством, И женщина поверила в свои силы. В настоящее время работает уборщицей в магазине.
Другой пример. Пришёл в отделение Илья Д., 1988 года рождения. Рассказал, что возвратился из мест лишения свободы и узнал, что оказался без прописки и жилья: общежитие, где проживал ранее, продали, И вот, специалисты отделения собрали необходимый пакет документов для регистрации и получения комнаты в общежитии. Сейчас он работает у частного предпринимателя плотником. Встречи и беседы с нашими сотрудниками помогли взяться за ум.
Эти и другие случаи выявили основные проблемы таких людей: чаще всего у них нет документов, нет жилья, также возникают сложности с трудоустройством. Вот на их решения и нацеливает основные усилия небольшой коллектив отделения социальной адаптации населения: трудятся здесь всего-то три человека.
Чтобы малым числом охватывать все необходимые аспекты работы, установили контакт с городской наблюдательной комиссией по социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Состав у комиссии авторитетный: представители правоохранительных органов, управления образования и здравоохранения,центра занятости населения, миграционной службы, различных отделов городской администрации, общественных организаций, средств массовой информации, - есть на кого опереться, в том числе, в трудовом и бытовом устройстве подопечных. Кроме того, начали активно взаимодействовать с предприятиями и организациями, привлекать спонсоров для оказания помощи продуктами питания, одеждой, обувью.
Наладили, например, тесную связь с городской общественной организацией «Союз женщин», она привлекает к сотрудничеству первых руководителей предприятий, реально помогает освободившимся из мест заключения с трудоустройством. А недавно родилась идея, благодаря которой специалисты нашего отделения совместно с «Союзом женщин» создали городской клуб «Единство». Он - для женщин, чьи мужья и дети отбывают наказание в местах лишения свободы. Цель клуба проста - поддержать их в трудной жизненной ситуации.
Отделение социальной адаптации за короткий срок стало популярным и востребованным в городе и за его пределами. Сегодня сюда обращаются из исправительных колоний с просьбами: "У нас освобождается такой-то, примите, помогите...». Звонят из управления внутренних дел, от работников медучреждений или от родственников вышедшего на свободу, просят выехать по адресу, исследовать ситуацию, дать консультацию. Так что для нужд отделения даже пришлось купить автомобиль.
Можно уже говорить и о реальных результатах. На 1 июля 2013 года на учёте в отделении социальной адаптации населения состоит около 1200 человек. Из них 313 освободившихся из мест лишения свободы обратились сюда самостоятельно, 788 - учтены по обращению руководителей исправительных колоний, 146 - лица без определенного места жительства.
За это время 23 человека трудоустроены, 24-м оказано содействие в получении жилья, 32-м посодействовали в оформлении пенсии. Помогли в восстановлении и оформлении документов, удостоверяющих личность, установлении гражданства - 97 гражданам; получили направление в центр занятости населения - 190 человек. Этот список можно продолжать и дальше. Ведь без внимания не оставили ни одного обратившегося сюда.
Конечно, мы находимся в самом начале большого пути, на котором предстоит попытаться разглядеть каждого, кто оступился перед законом, но возвращается в общество, к нормальной жизни, будет еще много вопросов, нерешенных проблем, ошибок и разочарований. Однако первый шаг всегда важен.
А одно несомненно уже сегодня: отделение социальной адаптации населения реально позволяет улучшить положение этой категории граждан, снижает социальную напряжённость на территории города.
csonprokop.ucoz.ru
Статья по социальной работе на тему "Об отношении семьи к ребенку-инвалиду"
Об отношении семьи к ребенку- инвалиду.
Рождение «необычного» ребенка - это большой стресс и потрясение для всех членов семьи. Родители малыша испытывают горечь, вину, растерянность, чувствуют себя подавленными, выбитыми из обычной жизненной колеи. Все это плохо сказывается на состоянии семьи в целом, и на ребенке в частности.
Семья является первым социальным окружением ребенка. От того, какие представления об окружающем мире сформирует семья у ребенка, зависит его дальнейшая жизнь. К сожалению, многие родители не учитывают данный факт, интересы и чувства ребенка отодвигают на второй план.
Из общего числа обследованных в ПМПК семей, большой процент случаев матери - одиночки. Многие семьи не выдерживают испытаний, связанных с рождением проблемного ребенка, и распадаются. Обеспечение жизнедеятельности семьи, воспитание и обучение больного ребенка ложатся на плечи матери.
Даже если семья не распадается, возникают конфликты по поводу воспитания ребенка, разделения обязанностей по уходу за ним. Неблагоприятный психологический климат в семье приводит к неправильному воспитанию, разрушает психику ребенка.
Многие родители стесняются своих детей, стараются не выводить их в общественные места, ограничивая в социальных контактах себя и ребенка. И тем самым препятствуют его социальной адаптации.
Встречаются и родители, не желающие прилагать усилия к развитию, воспитанию своих детей, считая, что только государство обязано помогать им в этом. В таких семьях матери проявляют выраженные иждивенческие тенденции, не готовы к активной деятельности, полагаются больше на внешние обстоятельства, чем на собственные усилия.
Лишь немногие семьи, имеющие детей инвалидов, ведут активный образ жизни. Они заинтересованы в будущем своего ребенка, воспитывают и развивают в нем его сильные стороны. Занимаются своевременным лечением, реабилитацией, обучением.
Многолетний опыт оказания консультативной помощи специалистами ПМПК показал, что ранняя и своевременная коррекционная помощь приводит к тому, что многие детки, имеющие проблемы в развитии, обучаются в обычной школе, поступают в профессиональные учебные заведения и становятся полноценными членами общества.
Родители - основные люди, которые могут и должны помочь своим детям!
Главное в ситуации с ребенком с ограниченными возможностями - не опускать руки, подключать внутренние резервы организма и помогать маленькому человечку расти и развиваться, активно включаясь в окружающую жизнь.
Наше государство уделяет большое внимание детям с ОВ. Выплачиваются пособия по инвалидности, матери - по уходу за ребенком, детям- инвалидам предоставляются специальные социальные услуги на дому, бесплатное лечение, лекарственные препараты, компенсаторные средства, имеются льготы по налогообложению, действуют реабилитационные центры, кабинеты психолого- педагогической коррекции. В нашем Шемонаихинском районе имеется Отделение дневного пребывания для детей- инвалидов, где с детьми занимаются специалисты, развивают их.
Часто мы теряемся, пугаемся, когда видим детей- инвалидов в сопровождении родителей, и нередко думаем, насколько несчастны эти семьи. Мы можем обидеть их неосторожным высказыванием, взглядом. Зачастую запрещаем своему ребенку общаться с такими детьми.
К сожалению, мы не видим детей, которые так нуждаются в нас. Эти дети, такие же полноправные члены нашего общества! Они любят по- своему и хотят быть любимыми. Они хотят, чтобы их понимали и принимали такими, какие они есть.
infourok.ru
- Журнал выдачи направлений на медицинский осмотр
- Читать журнал онлайн бесплатно все звезды
- Журнал техники безопасности в кабинете физики
- Журнал для кружковой работы в школе
- Журнал для полных вязание для полных
- Отрывки из журнала маши в сокращении
- Андроид размер буфера журнала на андроид
- Почемучка обо всем на свете журнал
- Форма журнал прокладки кабелей форма 18
- Отрывки из журнала маши портрет маши
- Читать журнал крокодил архив читать онлайн