Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Особенности публицистического стиля современных СМИ. Статьи в публицистическом стиле из журнала


Жанры публицистического стиля: особенности и примеры текстов

Особенности жанров публицистического стиля речи

Жанры публицистического стиля речи – это определенные композиционные и стилистические типы произведений, присущие средствам массовой информации.

В публицистическом стиле выделяют три основных подстиля:

  1. Информационный;
  2. Аналитический;
  3. Художественно-публицистический.

Каждый из них имеет собственную структуру, задачи и особенности.

Информационный публицистический стиль

Информационный жанр ставит перед собой единственную цель: осведомить читателя о каком-либо событии. Его функция – вызывание какой-либо реакции людей на определенную информацию.

жанры публицистического стиля

Наиболее характерные примеры публицистического стиля с информационной направленностью таковы:

  • Заметка;
  • Репортаж;
  • Интервью;
  • Зарисовка;
  • Отчет.

В основном, современными представителями публицистического стиля используется заметка. Заметка – это короткое сообщение о фактах, событиях, предположениях, новостях.

Существует несколько их разновидностей:

  • Заметка-событие – отрывок о каком-либо происшествии;
  • Мини-анонс – это, своего рода, мини-реклама, сообщающая о предстоящем событии;
  • Аннотация – краткое описание новой книги, статьи;
  • Небольшая рецензия – отзыв о каком-либо объекте массовой информации;
  • Блиц-портрет – небольшая заметка, содержащая актуальную информацию о каком-либо человеке с целью представить его с одной стороны, той, которая наиболее выгодна автору;
  • Мини-обозрение – это небольшой текст, совокупность нескольких событий, связанных между собой;
  • Мини-история – жанр, который наиболее часто встречается в женских журналах. Такая история рассказывает о семейной, любовной или профессиональной жизненной интриге. Она интригует читателей именно интересными и завуалированными отношениями между людьми;
  • Мини-совет – заметка, содержащая рекомендации по какому-либо вопросу. Ее задача – упростить работу читателям.

Примеры текстов-заметок отличаются краткостью и емкостью. В них недопустимо какое-либо отклонение от темы и описание личного мнения автора.

Репортаж – это не просто отражение каких-либо событий, это текст публицистического стиля речи, отраженный через непосредственное восприятие его создателя. В основе репортажа лежит не просто общественно значимое событие, а целая история, за которой читатели готовы наблюдать.

публицистический стиль примеры

Интервью – это небольшая зарисовка, текст в газете, журнале, интернет-ресурсе или на телевидении, созданный с целью сообщить читателям мнение какого-либо лица об определенном факте, объекте, событии.

Особенности информационного интервью:

  • Иногда имеет научно-публицистическую наклонность;
  • Содержит конкретные вопросы корреспондента и лаконичные ответы на них;
  • Может содержать дополнительные, уточняющие вопросы, технические детали;
  • Иногда корреспондент или журналист сообщает читателям ответы героя более простым текстом, доступным широкой аудитории;
  • Интервью может быть посвящено как биографии конкретного человека, так и обсуждению какого-либо факта, теории, события.

Текст в сухом публицистическом стиле – это отчет. Его задача – раскрыть информацию о каком-либо собрании, съезде, заседании, конференции, при этом с точностью изложить, какие решения были приняты, к чему пришли участники события и как это отразится на других людях. Обязательное требование к отчету – актуальность и правдивость информации, она ни в коем случае не должна быть искажена.

Зарисовка – это небольшой рассказ, и отличается он от предыдущих стилей своей направленностью. Зарисовка обычно бывает:

  • Пейзажная – описание природы;
  • Ассоциативная – основанная на ассоциациях какого-либо лица;
  • Портретная – это портрет, причем не только человека, но и явления и даже местности.

На самом деле подстили публицистического стиля речи очень разнообразны, но основные из них – информационные – мы видим чаще всего. Они фигурируют ежедневно: в газетах, журналах, научных книгах, на телевидении и даже на улице, когда корреспондент проводит социальные опросы населения.

Вот пример информационно-публицистического стиля текста:

«Как сообщили представители министерства культуры столицы, будет реконструировано здание бывшего крупного кукольного театра «Дружба», который был официально открыт в 2001—2002 годах. После реконструкции кукольный театр вновь возобновит свою деятельность. Также власти планируют отвести часть здания под детский развлекательный комплекс».

Аналитический публицистический стиль речи

Если информационные тексты призваны сообщать людям о чем-либо, то аналитические должны воздействовать на человека. Они представляют собой анализ корреспондентом какого-либо человека, события, факта или явления.

текст публицистического стиля

Жанры аналитического информационного стиля таковы:

  • Беседа;
  • Статья;
  • Корреспонденция;
  • Рецензия.

Беседа во многом схожа с интервью, но есть и существенные отличия. Таблица представляет их наглядно.

Интервью Беседа
Журналист задает вопросы. Суть статьи строится на ответах оппонента.Журналист – равноправный партнер, он определяет содержание будущей статьи.
Журналист не обязан глубоко изучать тему интервью.От журналиста требуются определенные знания по теме беседы, он должен вести полноценную дискуссию.
В результате получается статья с мнением опрашиваемого.В результате получается всесторонне рассмотреть предмет разговора. Читатель имеет больше возможностей сделать собственные выводы о нем.

Беседа состоит из множества предложений, она часто публикуется в специализированных литературных источниках, посвященных какой-либо узконаправленной тематике.

Статья – это главный публицистический текст аналитического жанра. Статья – это подробный обзор какого-либо факта, события, ситуации. Автор статьи может руководствоваться разными методиками работы и источниками информации, чтобы разъяснить свою точку зрения и заставить читателя поразмыслить самостоятельно. Текст в форме статьи бывает:

  • Общеисследовательский – это анализ значимых на уровне страны или мира вопросов. Например, это может быть экономическая ситуация в стране, уровень нравственности в современном обществе, влияние внешней политики на ситуацию внутри государства. В такой статье очень важно, чтобы журналист соблюдал грань. Крайне легко аналитический материал превратить в пропагандистский. Автор должен придерживаться стороны рассказчика, человека, который анализирует информацию, но не более того.
  • Практико-аналитический – это описание повседневных проблем. В такой статье рассказывается о событиях в какой-либо отрасли, например, в промышленности, и предлагается несколько вариантов решения проблемы и избегания трудностей.
  • Полемический – это исключительно политическое направление. Такая статья публикует обзор противоположных взглядов двух или более политических деятелей. Интересно, что чаще всего полемические статьи пишут не журналисты, а политики, ученые, экономисты, психологи и прочие. Поэтому написать такой публицистический текст должен быть готов представитель любой профессии. Текст предполагает обязательное доказательство фактами какой-либо теории. Недопустимо искажать смысл слов оппонента и смешивать реальные факты и личное мнение. Такая статья предусматривает взаимопонимание между оппонентами, а значит, автор должен в достаточной степени владеть литературным языком.

Корреспонденция в некотором роде схожа с репортажем или отчетом. Она повествует о каком-либо событии и истолковывает его.

Истолкование – это выяснение и анализ причин данного события, оценка его значимости и прогноз развития в будущем. Основное отличие от репортажа – в центре корреспонденции присутствует один единственный факт, вокруг которого и идет рассуждение. Все остальные материалы – дополнительные, они служат подтверждением основного утверждения.

Рецензия – это полный обзор какого-либо художественного произведения или научной книги.

научно публицистический стиль примеры

Ее цель – описать мнение рецензента по поводу этого произведения, так, чтобы непосвященный человек понял, о чем речь, смог сделать собственные выводы и посмотреть на объект рецензии по-новому. Рецензия относится к аналитическим, а не информационным жанрам лишь потому, что требует от автора глубокого познания темы, описания своих суждений и анализ произведения. Современные рецензии приобрели уже несколько иной оттенок.

В такой форме могут описываться:

  • Документальные фильмы;
  • Мультфильмы;
  • Телевизионные передачи;
  • Рекламные ролики;
  • Музыкальные клипы.

Ранее пример публицистического рецензионного стиля мог встретиться лишь в описании художественных и научных произведений.

По мнению современных журналистов, все чаще рецензия имеет ироничный характер, что недопустимо в подобном жанре и характеризует журналиста как непрофессионала. Автор должен владеть грамотной речью, держать нейтралитет и создавать приемлемую, положительную эмоциональную окраску.

Пример аналетически-публицистического стиля текста:

«Согласно мнению известного психолога Авдеева В. К., в каждом человеке есть определенный уровень справедливости, совести, чувства стыда и доброты, зрелости и опытности. Никто не знает, откуда берутся эти качества и от чего они зависят, поэтому психологи всего мира работают над этим важным педагогическим открытием. Предполагается, что не только генетика влияет на формирование полноценной личности.»

Художественно-публицистический стиль

Жанры публицистического стиля речи особенно сложны, если им необходимо придать художественную окраску. Именно поэтому художественно-публицистический стиль является самым трудным из перечисленных. Наиболее распространенные разновидности этого жанра:

  • Очерк;
  • Фельетон;
  • Памфлет;
  • Пародия.

Очерк – это публицистический текст, который не просто освещает какое-либо событие, но и художественно их оформляет.

Здесь вполне уместны художественные приемы, такие как эпитеты, метафоры, сравнения, аллегории, олицетворения и прочие. Очерк бывает:

  • Портретный – описание лица, события, книги, фильма, явления;
  • Проблемный – рассказ об определенной проблеме.

Фельетон – это исключительно сатирический текст публицистического стиля речи. Он подразумевает высмеивание определенных проблем, отрицательных явлений в жизни общества.

Успех такого жанра зависит от умения журналиста преподнести события грамотным литературным языком, но без откровенного хамства и насмешек над объектами статьи.

Памфлет – жанр публицистического текста, который очень схож с предыдущим. Но есть одно существенное отличие: памфлет высмеивает не явление и не событие.

Это откровенная насмешка над отрицательным героем, будь то выдуманный персонаж или реальный человек. Журналист не должен переходить черту и откровенно выставлять героя статьи в плохом свете, иначе такой памфлет считается некачественным и оскорбительным.

Пародия – это немного сатирическое изображение чужой речи.

При этом пародировать можно:

  • Героя литературного произведения;
  • Политического деятеля;
  • Научно-философского персонажа.

Отдельно стоит выделить пример публицистического текста, как сатирический комментарий. Это также небольшое высмеивание отрицательного события, в котором допускается гиперболизация, то есть сознательное преувеличение каких-либо отрицательных или положительных сторон человека, явления или события.

Пример художественно-публицистического жанра:

«Я хочу быть правильно понятым. Хемингуэй — замечательный творческий деятель. В ту эпоху были перспективные поэты и музыканты. «Снежный человек» — не только тема застольной болтовни, но тайна, не дающая покоя нескольким серьезным ученым. Дело не в самих загадках, о которых идет речь. Они абсолютно разнятся между собой, и каждая требует особого подхода. Беда в народных поверьях, распространяющихся, как какая-то эпидемия или болезнь, о которой можно только догадываться».

Конечно публицистический стиль речи, примеры текстов и разновидности публицистических выступлений бывают самые разные. Мы рассмотрели лишь часть из них. Существует множество более мелких жанров, которые, в свою очередь, делятся на поджанры. Каждый из них имеет свои особенности, но всех их объединяет одно – автор публицистического произведения должен владеть грамотной литературной речью, уметь сопоставлять факты и держать нейтральную позицию.

vseorechi.ru

Урок "Статья в газету как жанр публицистического стиля "

Тема: Статья в газету как жанр публицистического стиля

Цель: Научить школьников использовать средства публицистического стиля в статьях

Задачи:

  1. Формировать умение определять признаки публицистического стиля в статье.

  2. Формировать умение определять ведущий тип речи в статье.

  3. Формировать умение находить статьи в газетах, журналах; определять тему, идею статьи, проблему, поднятую в статье.

  4. Формировать умение конструировать предложения на заданную тему.

Развёрнутый план урока

  1. Вступительное слово учителя. Постановка цели урока (цель – показать значимость изучаемой темы).

Газета не только информирует человека о событиях общественной жизни, но ещё и помогает ему правильно понять окружающую жизнь, разобраться в вопросах политики, экономики, культуры, морали, быта. Она объясняет причины общественных явлений, обобщает факты, делает прогнозы на будущее.

Таким «объясняющим» жанром публицистики является статья.

Сегодня на уроке мы познакомимся со спецификой жанра статьи, будем учиться доказывать принадлежность статьи к публицистическому стилю, конструировать предложения на заданную тему, «узнавать» статьи в газетах.

  1. Актуализация опорных знаний (цель – повторить теоретические сведения о публицистическом стиле).

П: Прежде чем приступить к знакомству со статьёй, вспомним особенности публицистического стиля, выполнив тестовое задание.

Тест «Особенности публицистического стиля»

  1. Укажите сферу речевого общения публицистического стиля.

  1. Сфера управления обществом.

  2. Широкая сфера общественных отношений.

  3. Научная сфера общения.

  1. Задача публицистического стиля:

  1. Сообщение.

  2. Сообщение + воздействие.

  3. Общение.

  1. Кому адресован текст публицистического стиля?

  1. Одному человеку.

  2. Многим людям.

  1. Выберите жанры, относящиеся к публицистическому стилю.

  1. Роман.

  2. Репортаж.

  3. Заявление.

  4. Заметка.

  5. Договор.

  6. Хроника.

  7. Повесть.

  8. Статья.

  9. Интервью.

  10. Поэма.

  1. Объяснение нового материала.

        1. Сообщение о специфике жанра статьи.

Задача статьи – привлечь внимание людей к какому-то важному вопросу, проблеме, убедить их в справедливости или ошибочности какой-то мысли.

Особая функция статьи состоит в том, что статья объясняет читателям как общественную, так и личную значимость для них актуальных процессов, их причинно-следственные связи и таким образом инициирует их размышления и действия, связанные с предметом публикации. Кроме того, статья обращает внимание аудитории на те задачи и проблемы, которые возникают в связи с описываемыми ситуациями, показывает, какие стратегические или тактические интересы имеются у тех или иных участников событий. Удачная статья создаёт реальное представление о ситуации и служит основой для выработки идей, предваряющих принятие практических мер.

Проблемная статья должна быть убедительной, доказательной. В ней обязательно проявляется личная позиция автора.

П: Как понимается слово проблема?

У: В словаре С.И. Ожегова проблема – это сложный вопрос, задача, требующая разрешения, исследования.

П: Подберите к слову проблема синонимы.

У: проблема – вопрос, затруднение.

  1. Лингвостилистический анализ текста (цель – определить признаки публицистического стиля в статье).

П: Обратимся к фрагменту из статьи Д. Гранина «О милосердии». читая статью, подумайте: какие положения статьи вы можете подтвердить своими наблюдениями, примерами? Как вы понимаете выражение «упражнение в милосердии»?

Текст

Наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. А нравственность состоит из конкретных вещей – из определённых чувств, понятий.

Одно из таких чувств – чувство милосердия. Термин для большинства старомодный, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. Нечто свойственное лишь прежним временам. «Сестра милосердия», «брат милосердия» – даже словарь даёт их как «устар.», то есть устаревшие понятия.

Слова стареют не случайно. Милосердие. Что оно – не модно? Не нужно?

Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. Древнее это необходимое чувство свойственно всему животному сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. Как же так получилось, что чувство это в нас убыло, заглохло, оказалось запущенным? Мне могут возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия. Примеры, они есть, и тем не менее мы ощущаем, и давно уже: отлив милосердия в нашей жизни. Если бы можно было произвести социологические измерения этого чувства…

Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это чувство врождённое, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.

П: Докажем, что статья – один из жанров публицистического стиля.

П: Определите, кому адресован текст, в какой ситуации может быть использован?

У: Текст адресован многим, может быть использован в официальной обстановке.

П: Определите, какова цель статьи?

У: Цель статьи – призыв к милосердию, воспитание и употребление чувства милосердия.

П: Подберите к тексту заголовок, который бы отражал главную мысль статьи.

П: Сформулируйте проблему, поставленную автором в статье?

У: Проблема исчезновения милосердия.

П: Каково отношение автора к поднятой проблеме? Как оно выражается в статье?

У: Автор негодует по поводу исчезновения милосердия, призывает воспитывать его. Отношение выражено через разговорные слова (заглохло, убыло), вопросительные предложения, образные языковые средства (трогательная отзывчивость, милость к поверженным, изъять милосердие).

П: Какая лексика широко используется в тексте?

У: Используется книжная лексика, обозначающая нравственные понятия морали (милосердие, нравственность).

П: Употребление каких образных слов и выражений оживляет повествование, усиливает эмоциональное воздействие?

У: Разговорные слова (заглохло, убыло), выразительные средства речи (изъять милосердие, отлив милосердия).

П: Какие синтаксические средства придают тексту статьи публицистический характер?

У: Вводные слова (думаю), неполные, безличные предложения, назывное предложение (Милосердие.), употребление однородных членов с парным соединением (слабеет и атрофируется).

П: Какова роль вопросительных, односоставных предложений в тексте статьи?

У: Данные предложения усиливают экспрессивность высказывания.

П: Итак, статья – это жанр публицистического стиля для написания которого необходимо прежде всего собрать факты и отобрать наиболее яркие из них, способные раскрыть основную мысль.

Автор статьи ставит своей целью воздействовать на мысли и чувства читателя, сделать его своим единомышленником. Поэтому в статье с наибольшей полнотой раскрываются такие стилистические черты публицистики – строгая логичность, фактографичность, образность, оценочность.

  1. Определение ведущего типа речи статьи.

    1. П: Определите, о каком типовом фрагменте идёт речь:

  • В тексте даётся толкование понятия, объяснения сути какого-либо явления. Можно задать вопрос: что это такое? (Рассуждение-объяснение)

  • В тексте даётся обоснование истинности того или иного суждения; почему так, а не иначе. Можно задать вопрос: что из этого следует? (Рассуждение-доказательство)

П: Какой типовой фрагмент имеет следующее строение?

У: Рассуждение.

П: Прочитайте тезис. Обратите внимание на то, как он сформулирован.

П: Какие аргументы приводит автор статьи, доказывая тезис?

П: Прочитайте вывод. Как понимаете последнее предложение?

  1. Мини-диспут (цель – формировать умение высказывать свою точку зрения на актуальную проблему современности).

П: Что, по-вашему, может способствовать воспитанию милосердия в детях и подростках? Вообще в людях?

П: Какую роль в этом могут сыграть фильмы, книги, спектакли, выставки, спорт?

  1. Этап закрепительных упражнений (цель – применить полученные знания при выполнении упражнений).

Упражнение № 1. Анализ текста-образца (цель – определить языковые средства, придающие тексту статьи публицистический характер).

П: Прочитайте фрагмент статьи Л. Лиходеева «Попробуй удивляться». Как соотносится название статьи и её основная мысль?

Текст

Попробуй удивиться

Мне кажется, что все открытия происходят от того, что люди не равнодушны. Что они умеют удивляться.

Скажем, сидел Ньютон в саду. Смотрит – упало яблоко. Ну, упало и упало. Подыми и съешь. Никого не удивляло это никогда. А Ньютон удивился: «Почему это оно упало?» Удивился, задумался и открыл закон всемирного тяготения.

Конечно, всё это было гораздо сложнее. Всё это требовало огромного труда, огромных знаний.

Я рассказываю об этом так несложно потому, что это, наверно, тебе известно. И потом я хочу сказать, что если ты не умеешь удивляться, если ты равнодушен, скучно тебе будет жить на свете.

Если бы люди не умели удивляться, я прямо не знаю, что с ними было бы. Они ничего бы не придумали и ничего бы не открыли. Они не умели бы строить дома, выращивать хлеб, летать в космос.

И кроме того, они не умели бы сочинять музыку, писать стихи, рисовать картины.<…>

Конечно, есть люди, которых ничего не удивляет. Они как-то смотрят на мир однобоко – чего бы покушать в этом мире или чего бы присвоить? У них явные расхождения с Ньютоном. Они бы это яблоко просто сжевали без всякого всемирного тяготения. Они берут волшебный ковёр-самолёт и прибивают его на стенку, чтоб не летал. Они цветами корову накормят, птицу на перья ощиплют, а что касается слов, так они ни разу не обратят внимание, о чём болтают.

Очень скучные люди. Прямо жалко их, даже как-то стыдно за них.

А ты попробуй удивиться. Всё в этом мире неспроста. Всё находится во взаимосвязи. Поэтому существуют мечты и реальность. поэтому существует дружба и борьба. И настоящая музыка, и настоящая живопись, и настоящие стихи. И поэтому люди бывают счастливы.

… Жизнь удивительна. И люди удивительны. И каждый, если захотел, мог бы увидеть и узнать в тысячу раз больше, чем знает и видит.

Вот как важно уметь удивляться!

П: Сформулируйте проблему, поставленную автором в статье.

П: Какие языковые средства (лексические, морфологические, синтаксические) придают тексту статьи публицистический характер? Свои примеры запишите в таблицу.

Лексические средства

Примеры

  1. Слова, обозначающие внутреннее состояние, переживание.

Жалко их, стыдно за них.

  1. Использование средств художественной выразительности.

Яблоко сжевали бы без всякого всемирного тяготения, настоящие стихи.

  1. Эмоционально-оценочная лексика.

Очень скучные люди, настоящая музыка, настоящая живопись, настоящие стихи.

Морфологические средства

Примеры

  1. Повелительное наклонение глагола

Попробуй, подыми, съешь.

Синтаксические средства

Примеры

  1. Повторы

Они не умели бы, ничего бы, если ты

  1. Вопросительные, восклицательные, побудительные предложения.

…чего бы покушать в этом мире или чего бы присвоить?

Вот как важно уметь удивляться!

А ты попробуй удивиться.

  1. Парное употребление однородных членов.

Дружба и борьба, мечты и реальность, прекрасные вещи и прекрасные сказки.

  1. Вводные слова и предложения.

Конечно, мне кажется, кроме того, наверно.

  1. Расчленение предложения.

Кажется, что все открытия происходят от того, что люди не равнодушны. Что они умеют удивляться.

  1. Односоставные предложения

Вот как важно уметь удивляться. Подыми и съешь.

  1. Анафора.

Они… Они… Они…

П: Подумайте, какие типы речи сочетаются в тексте?

У: Повествование, рассуждение.

П: Обратите внимание на тезис статьи. С какой целью автор использует членение предложений?

У: Членение предложений придаёт экспрессивность высказыванию.

Упражнение № 2. Создание текста статьи по данному началу [работа в группах] (цель – формировать умение конструировать предложения на заданную тему).

П: Перед вами начало текста. Прочитаем его. Как автор начинает статью, чтобы вызвать интерес к поставленной проблеме?

…Камень ударил в стекло на полном ходу поезда. Звон, грохот, осколки… А за окном мы успели заметить группу подростков, восторженно приветствующих такую меткость.

Что это – шутка? Шалость? Нет, преступление!...

П: Как вы понимаете слова преступление, шалость? Есть ли между ними отличие?

У: Преступление – общественно опасное действие, нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности. Шалость – шутливая проделка, проказа.

П: Подберите синонимы к словам преступление и шалость.

У: Преступление – криминал, правонарушение, злодеяние. Шалость – озорство, проказа, баловство (разг.).

П: Какие аргументы, подтверждающие, что «милая» забава подростков – не шалость, вы можете привести?

П: А сейчас ваша задача – закончить текст, приведя аргументы, доказывающие тезис, выдвинутый автором. Каким типом речи воспользуетесь?

У: Рассуждением-доказательством.

П: Для связи аргументов с тезисом в статье воспользуйтесь:

союзами: так как, потому что;

вводными словами: во-первых, во-вторых, наконец.

Упражнение № 3. Работа с газетой [работа в группах] (цель - формировать умение находить в газетах проблемные статьи).

(Учащиеся на урок приносят газету.)

П: Выберите в газетах статью, проблематика которой бы привлекла ваших одноклассников.

Проанализируйте её по плану:

  • Определите цель статьи.

  • Что отражает заголовок: тему или идею?

  • Сформулируйте проблему, поднятую в статье.

  • Каково отношение автора к проблеме?

  • Определите ведущий тип речи.

  1. Подведение итогов (цель – проверить усвоение учащимися теоретического материала о статье).

П: Статья – «объясняющий жанр» публицистического стиля. Докажите это, опираясь на те знания, которые получили сегодня на уроке.

  1. Домашнее задание.

П: Из последних газет выберите наиболее значительные, по вашему мнению, 1 – 2 статьи, определите и запишите тему каждой из них, отметьте специфические средства публицистического стиля.

Обобщить полученные знания о статье вам предстоит, заполнив дома таблицу «Жанры публицистического стиля» в тетрадях с опорными конспектами.

infourok.ru

Особенности публицистического стиля современных СМИ

Данная работа посвящена изучению публицистических текстов. В работе рассматриваются основные особенности публицистических текстов как средства массовой коммуникации для информирования и влияния на общественное мнение.

Ключевые слова: публицистический стиль, воздействие, читатель, информации.

 

Средства массовой информации стали практически неотъемлемой частью нашей жизни, т. к. являются ежедневным источником новостей, которые распространяются в обществе благодаря современным технологиям напрямую, в реальном времени или лишь с незначительным отставанием по различным канала, какими являются, например, телевидение, интернет, печать и т. д. Предметом публицистики является жизнь вокруг нас, в том числе темы, касающиеся политики, события в стране и на международной арене, новости из области экономики.

Всем известно, что общество функционирует и развивается только через социальное взаимодействие [2;с.11].В этом взаимодействии в значительной мере принимают участие именно средства массовой информации во всех их формах, одной из которых являются печатные издания. Согласно Тену ванн Дейку, «новости являются тем типом текста, с которым люди, по-видимому, встречаются чаще всего». [1;с.156]

Публицистическая модель как самостоятельная структура начала формироваться около полувека назад [4;c.186]. В качестве основных особенностей публицистического стиля Й.Мистрик называет письменность, монологичность, публичность и понятийность [3;c.460]. Я.Финдра также включает в этот перечень официальность, удаленность адресата и коммуникативную функцию [4;c.186].Возникновение публицистического стиля обусловлено также и развитием СМИ, которые являются посредниками в передаче информации адресату. Благодаря развитию электронных средств массовой информации, значительная часть публицистических текстов имеет устную форму и диалогический характер.

Развитие традиционных СМИ — печати, радио, телевидения, появление и распространение так называемой Всемирной Паутины — Интернета привели к созданию единого информационного пространства, особой среды. Всё это не могло не сказаться на процессах производства и распространения слова, на особенностях речеупотребления и характере языковых изменений.

Основной объём речепользования приходится сегодня именно на сферу массовой коммуникации. Все тексты массовой информации, или медиатексты, являются одной из самых распространённых форм современного бытования языка.

При этом корпус текстов, ежедневно производимых и передаваемых по каналам СМИ, продолжает постоянно увеличиваться.

Об этом, в частности, можно судить по количественным показателям: растет число телевизионных каналов (в Казахстане оно достигает более 20, включая кабельное телевидение), происходит их дальнейшая специализация есть каналы преимущественно новостные (например, Хабар, Астана) развлекательные (31 канал, Евразия, КТК, НТК), спортивные (Eurosport), образовательные (Discovery Channel), музыкальные(Muz zone, Муз ТВ), и т. п. Обилие радиостанций, появляются новые газеты и журналы, рассчитанные как на широкую аудиторию, так и на удовлетворение интересов самых различных возрастных, профессиональных и социальных групп. Огромный вклад в постоянное наращивание массива медиаречи вносит коммуникация в мировой сети Интернет (World Wide Web).

Говоря о роли СМИ в динамике языковых процессов, необходимо подчеркнуть, что имеется в виду не только и не столько изменения, вызванные внедрением новых информационных технологий, сколько качественные преобразования в общей лингвокультурной ситуации.

Поскольку в условиях информационного общества культурно-языковое влияние наиболее активно осуществляется по каналам массовой коммуникации, доминирующее воздействие русскоязычной медиаречи на мировое информационное пространство, в том числе и на его казахстанский сегмент, ясно прослеживается при анализе соответствующих медиадискурсов. Воздействие русскоязычных и англоязычных средств массовой информации на казахские СМИ заметно как на уровне формата и содержания, так и на уровне языка. Широкое распространение англоязычных образцов телевизионной и радио продукции, копирование (как лицензированное, так и нелицензированное, пиратское) формата и содержания, огромная волна англоязычных заимствований, имитация коммуникативно-вещательных стилей, таковы характерные признаки современных казахстанских медиатекстов. Одним из наиболее ярких примеров англоязычного медиа влияния на формат и содержание текстов массовой информации в Казахстане являются передачи, сделанные по образцу известных российских программ. Так, многие популярные проекты казахстанского телевидения представляют собой аналоги известных западных телешоу. Например, телеигра «Такси» — это лицензированный вариант популярной российской программы «Такси»; «Давай поженимся» — это казахстанская версия известной а российской программы «Давай поженимся», а рейтинговые передачи «Наша Казаша», «Голос Азии», «Лидер 21 века» также основаны на российских оригиналах. Возникшие на англо-американской почве популярные теле и радио форматы успешно адаптируются в постперестроечном Казахстане: количество передач, использующих такие базовые для англоязычных средств массовой информации форматы: как talk-show, quiz game, phone-in programme, confession television, reality show и т. д. неуклонно растет. Заимствуются не только форматы, но и содержание. Не секрет, что многие казахстанские издания, в которых освещаются новинки мирового кино, популярной музыки, а также события в мире шоу-бизнеса, делают свои материалы о жизни зарубежных звезд, в основном «перекачивая» статьи с Интернет сайтов популярных англоязычных журналов типа «Hello». Причем практиковавшаяся ранее ссылка «по материалам зарубежной прессы» в настоящее время чаще всего отсутствует.

Не секрет, что каждый субъект СМИ «разговаривает» со своей аудиторией определённым тоном, используя для обращения и текстовой коммуникации устойчивые медиа-стилистические и риторические средства. Подобно музыкальному ладу, тональность того или иного субъекта масс медиа, может варьироваться в зависимости от целого ряда экстралингвистических факторов, которые могут относится к политической, исторической, культурной, идеологической, социальной сферам. Информационно-вещательные стили могут быть приподнято-официальными, как, например, в случае телевизионных новостей Советского периода, чрезмерно обезличенными и сухими, как, например, известный стремлением к объективности новостной стиль вещания БиБиСи, или, как это стало теперь модным, намеренно панибратскими, как большинство стилей ведущих развлекательных радио и телепрограмм.

Сопоставительное изучение медиатекстов показывает, что глобализация, или скорее англоамериканизация современного медиапространства во многом способствует частичному заимствованию, а порой и полному копированию тех или иных информационно-вещательных стилей, в том числе и казахстанскими средствами массовой информации. Так, изменения периода гласности и перестройки коснулись в первую очередь тональности общения постсоветских СМИ со своей аудиторией, что в частности, выразилось в радикальной смене информационно-вещательных стилей. Многое в постсоветском медиадискурсе возникло именно благодаря влиянию англо-американской медиаречи. Например, весьма распространённая сегодня фраза ведущих теленовостей «Оставайтесь с нами» — это не что иное, как перевод известного английского новостного клише «Stay with us».

К сожалению, можно сказать, что известная русская пословица «что написано пером, то не вырубишь топором» применима сегодня и к электронным СМИ, в особенности, к телевидению. Речь, звучащая с телеэкрана, воспринимается как норма, и только чуткое ухо специалиста способно обнаружить и обратить внимание на такие языковые «погрешности», как: «спорт для нашей страны всегда был нечто большим» (правильно — чем-то большим), «интрига бывает не только о том, кто будет на первом месте, но и том, кто будет на втором» (правильно — интрига состоит в том, что), «или мы принимаем эту доктрину, или мы лопаем этот мыльный пузырь» («лопаем» — в смысле «едим с большим аппетитом»?), «они даже не скрывали о том, что» и т. д.

Я.Финдра отмечает, что в публицистических текстах, кроме неологизмов и заимствованных слов, можно встретить и экспрессивную лексику. Прагматический аспект, стремление автора сообщения оказывать воздействие и формировать позицию читателя достигается во многих публицистических текстах за счет использования оценочной лексики. [4;c.187].

Средства массовой информации иногда называют «катализаторами» изменений на разных уровнях языка. (2;c.427].Публицистические тексты не только непосредственно отражают изменения, которые происходят в социально-политической и социально-экономической сферах нашего общества, но также сами способны участвовать в формировании общественного мнения, т. к. имеют возможность информировать массы читателей и влиять на них как ни один другой тип текстов.

 

Литература:

 

1.         Van Dijk, T. A. News schemata. New York: Dans Cooper and Greenbaum, 1986, 185 s.

2.         Володина, М. Н. Язык СМИ — особый язык социального взаимодействия /М. Н. Володина // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. Москва: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, 2003, с.11–39.

3.         Mistrik, J.Stylistika.3.vyd.Bratislava:SPN,1997,598 s.ISBN 80–08–02529.

4.         Findra, J.Stylistica slovenciny.Martin:Osveta,2004,232 s.ISBN 80–8063–142–5.

moluch.ru

Образцы текста публицистического стиля

 

Репортаж. (пример)

Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии.

 

К этому прибавилось еще одно стихийное бедствие: ливневый дождь местами вызвал сильное наводнение. Нанесен некоторый ущерб сельскому хозяйству. Временно было прервано железнодорожное и автомобильное сообщение между соседними районами. (Информационная заметка в газете)

 

Статья (пример)

 

Как правильно общаться с ребенком?

 

Все люди устроены так, что общение нам жизненно необходимо. При чем эта необходимость, эта важность общения наступает еще с первых дней нашей жизни. Еще будучи младенцем, человек пытается как-то общаться с окружающими его людьми, подавая какие-то несуразные звуки и показывая жесты. Взрослым же общаться с детьми бывает нелегко. Чтобы у родителей все получалось, и их общение с детьми приносило ребенку только пользу, публикуем советы родителям, как общаться с детьми.

 

Итак, для начала, нужно понять, что самое главное в общении с ребенком - это простота. Простота должна быть во всем - начиная от того, что вы не говорите риторическими вопросами, не употребляете двухзначных выражений, не используете какие-то сложные конструкции. Напротив - нужно спрашивать ребенка о том, чем он недоволен, общаться искренне и просто, ведь вам нечего скрывать и таить.

 

Помимо того, нельзя ставить ребенка в какое-то иное положение, кроме как равного себе. Это же личность такая, как и вы. Нельзя общаться с ребенком как с подчиненным. Уважайте его. Если, к примеру, он что-то натворил - не ругайте, а спросите, почему он это сделал и зачем. Добейтесь от ребенка конструктивного диалога - и, поверьте, вам станет гораздо легче вести с ним диалог.

 

Используйте, в качестве посредника между вами и вашим ребенком, творчество. Придумайте вместе какие-нибудь игры, развлечения; задавайте загадки, рисуйте, танцуйте вместе. Все это будет не только весело, но и полезно для создания совместного диалога. Через творчество вы лучше поймете друг друга, а, кроме того - еще и развлечетесь.

 

Вообще - интересуйтесь различными интересными методиками воспитания детей. Сейчас многие психологи выпускают специальные тренинги и курсы, интересную литературу, где наведены различные эффективные способы налаживания контакта с детьми. Прочтите хотя бы одну-две работы, и вы сами увидите, как легко можно общаться со своими детьми, и сколько радости и удовольствия это может приносить.

10.3 Контрольные вопросы к практической работе № 10

1. Назовите функциональные стили русского языка.

2. Охарактеризуйте официально-деловой стиль речи.

3. Охарактеризуйте публицистический стиль речи.

4. Охарактеризуйте научный стиль речи.

5. Охарактеризуйте разговорный речи.

6. Охарактеризуйте художественный стиль речи.

7. Дайте определение жанрам публицистического стиля: статья, памфлет, фельетон, очерк.

8. Дайте определение устного выступления.

Устное выступление.

Задание к практической работе № 11, 12 ,13

Тема работы: практика устного выступления.

 

Цель работы: Отработка навыков устного выступления, полученных в ходе изучения курса «Русский язык и культура речи». Закрепление умения анализировать свои и чужие устные выступления. Воспитание доброжелательного отношения друг к другу. Закрепление знаний по этическому аспекту культуры речи.

Ход работы:

1. Повторите тему: «Основы ораторского мастерства. Техника устного выступления»

2. Напишите текст речи по проблеме современного общества. (Оформить по ГОСТу).

3.Произнесите речь. Регламент выступления максимально 10 минут.

 



infopedia.su

Рассмотрим пример публицистического стиля речи

Публицистический стиль речи зародился еще на просторах Римской империи. Тогда обращения, которые правители произносили перед свои народом, назывались Publicus. В переводе это значит «общественный» или «государственный», ведь жизнь каждого гражданина тогда зависела от малейших колебаний в законах. Найти столь давнишний пример публицистического стиля речи можно в исторических источниках, документах и протоколах. Пересказывать те длинные тексты нет смысла, так как содержали они в себе множество отклонений и вспомогательных фраз. Однако именно на их основе  вырос современный «общественный» тип речи, которым пользуются наши политики и патриархи.

пример публицистического стиля речиДля чего этот стиль нужен

Современный пример публицистического стиля речи - любое выступление политика в новостях, на дебатах. Суть подобного высказывания заключается в донесении до людей какой-либо информации, которая важна для них и в дальнейшем может повлиять на их жизнь. Речи, которые «толкают» представители власти, наполнены обращениями,  носят познавательный характер, акцентируют внимание на важной мысли, однако лишены творческого (художественного) окраса. Также целью такого изречения может быть побуждение народных масс к каким-либо действиям. Яркий пример публицистического стиля речи - агитационная программа любого кандидата в депутаты, а также оглашение новых законов.

публицистический стиль речи примеры текстов

Особенности стиля речи

Как ни парадоксально, высказывание, построенное по законам общественного типа речи, чаще всего носит противоречивый характер. Многие выступления публичных людей нельзя полностью понять, они не однозначны, завуалированы, полны обобщенных фраз и статистики. Оратор делает сравнения, приводит в качестве примеров какие-то факты (часто «перекрученные»).

Сейчас мы приведем пример публицистического стиля речи, и станет понятнее, как с помощью ораторского искусства можно кардинально изменить его характер. Возьмем область биологических экспериментов и представим себе, что удалось скрестить кота породы мейн-кун и собаку - коккер-спаниэля.

публицистический стиль речи примеры

Публицистический стиль речи. Примеры

№1

Ученым лаборатории Х удалось совершить нечто! После долгих стараний они все-таки вывели животное, которое сочетает в себе черты внешности и характера как кошки, так и собаки. Этот зверь одновременно верный и своенравный. Он способен защитить своего хозяина, но сделает это не открыто, а хитро, выждав нужный момент. С полной уверенностью можно сказать, что такие животные станут самыми лучшими друзьями в каждой семье.

№ 2

В лаборатории Х был зафиксирован акт жестокости по отношению к животным. Группа биологов в течение нескольких месяцев проводила изнурительные эксперименты над живыми котами и собаками, в результате чего родился мутант, ранее не виданный миром. Сложно понять, что будет на уме у такого животного, возможно, с его помощью «ученые» постараются захватить власть в государстве!

И в первом случае, и во втором был использован публицистический стиль речи. Примеры текстов показывают, что с его помощью можно то или иное явление представить как чудо или же как настоящий ад.

fb.ru

Публицистический стиль речи: характеристика, примеры :: SYL.ru

Публицистический стиль речи - функциональная разновидность языка литературы, широко применяемая в самых разных сферах жизни общества. Это журналы, газеты, радио, телевидение, документальное кино, политическая литература, публичные политические выступления, деятельность различных партий и всевозможных общественных объединений.

Терминология

Учебники часто трактуют публицистический стиль речи как газетно-публицистический, просто газетный или общественно-политический. Название чаще всего определяет узкую сферу функционирования данного стиля.

Газетный - происходит из истории становления речевых особенностей политического общения, поскольку именно периодические издания, прежде всего газеты, оформили основные черты публицистического стиля речи. И сегодня можно наблюдать его вполне сложившееся функционирование и в печатных, и в электронных вариантах средств массовой информации.

Другая разновидность - общественно-политический стиль - показывает на связи его с общественной политической жизнью и, помимо политики - спортом, культурой, экологией, деятельностью правозащитных организаций и так далее.

Если иметь в виду понятие литературы, а не лингвистики, то есть содержательные характеристики произведений, то можно все эти ответвления связывать воедино, поскольку публицистический стиль речи имеет все те же особенности.

Что такое публицистика

Этот род журналистики и литературы рассматривает самые актуальные экономические, политические, правовые, а также философские и литературные проблемы, волнующие современную жизнь. Публицистический стиль речи способен повлиять на мнение любых существующих политических институтов, произвести перемены или изменения в их работе в угоду классовым интересам, нравственным или социальным идеалам.

Публицистика исследует всю современную жизнь во всех её проявлениях - в большом и малом, в частном и общественном, отражая своё видение в документах, искусстве, прессе. В литературе и журналистике нет средства, лучше развивающего русский язык. Публицистический стиль речи первым свидетельствует об изменениях в стилистике, демонстрирует создание неологизмов и внедряет новые формулы фразеологизмов.

Актуальные проблемы в текущей общественной жизни - главная тематика, которой и служит публицистика, являясь механизмом влияния на идеологическую, политическую стороны деятельности социальных институтов, средством агитации, пропаганды, общественного воспитания. Главная роль в передаче социальной информации принадлежит публицистике.

Жанры публицистического стиля речи

Словесная и письменная речь, формы изобразительной графики (карикатура, плакат), фотографии и кинематографии (телевидение, документальное кино), драматургии, театра, а также словесно-музыкальных композиций, художественная и научно-популярная литература - всё это сферы, где царствует публицистика.

Публицистическая направленность свойственна любым жанрам, но тут главное - не путать понятия: род литературы - это публицистика, а стиль - это определённая функция языка. Тематика здесь может быть необыкновенно широкой, главное, чтобы проблематика не уходила из центра внимания общества. В зависимости от темы, признаки публицистического стиля речи могут включать в себя специальную лексику, требующую не только пояснений, но и объёмных комментариев.

Множество тем никогда не уходит из общественных обсуждений, и потому словарь языка уже сформировал определённый круг словесных единиц и целых фразеологизмов, присущих только данному стилю. Здесь и политика, информационные мероприятия из сферы деятельности парламента, правительства, материалы о выборах, партийных событиях и так далее.

Стилистический словарь

Регулярно встречаются такие готовые языковые шаблоны (газетизмы): коалиция, фракция, лидер, кандидат, демократия, законопроект, оппозиция, консерватизм, федерализм, радикалы, парламентские слушания, предвыборная кампания, второй тур, оживлённая дискуссия, рейтинг, избирательный штаб, нижняя палата, депутатский запрос, доверие избирателей, общественное согласие, парламентское расследование.

Экономисты не могут обойтись своих текстах без таких слов, как инвестиции, бюджет, аукцион, инфляция, аудит, арбитраж, лицензирование, сырьё, банкротство, акционерное общество, монополия, рынок труда, курс акций, таможенные пошлины и многих других.

Материалы на темы здравоохранения, образования, социальной защиты, журналист не может построить без таких оборотов, как: государственная поддержка, вариативность образования, зарплата учителей, обмен студентами, дистанционное образование, научное сотрудничество, разгрузка школьной программы, медицинское страхование, льготы на лекарства, прожиточный минимум, потребительская корзина, детские пособия, уровень жизни и так далее.

Информирование населения на тему состояния общественного порядка требует собственной терминологии и имеет свои устоявшиеся словосочетания: охрана прав граждан, борьба с преступностью, место происшествия, судебное разбирательство, прокурорская проверка, подписка о невыезде и другие.

Межстилевые связи

Для создания реальной картины событий и передачи читателю или зрителю всех впечатлений журналиста используется художественно-публицистический стиль речи. Одни и те же словосочетания звучат иначе в полицейском протоколе, научной монографии или телевизионном репортаже. Многие слова из данных примеров употребляются и в научном, и в официально-деловом стилях.

Происшествия, стихийные бедствия, аварии освещаются с применением таких слов и готовых клише: тайфун, ураган, наводнение, землетрясение, теракт, захват заложников, столкновение автомобилей, спасательная операция, экологическая катастрофа.

У военных корреспондентов свой словарь: взрывчатка, боевик, минирование, фугас, столкновение, снайпер, бомбардировка, обстрел, тяжёлое ранение, боевой вылет, мирное население, жертвы, разрушения и так далее.

Международная тематика легко отличима от любой другой по использованию таких слов и сочетаний: переговоры, мирное урегулирование, официальный визит, мировое сообщество, многосторонние консультации, напряжённая обстановка, европейская интеграция, стратегическое партнёрство, миротворческие силы, глобальные проблемы, территориальная целостность и тому подобное.

Неограниченность тематики публицистического стиля определяет и разнообразие лексики, поэтому публицистика и является в этом смысле богатейшей из разновидностей литературы.

Определение стиля речи

Научно-публицистический стиль речи ограничивает значение слов понятием - чётко очерченным, стабильным, подчёркнуто безэмоциональным. Разговорная речь подвижна, расплывчата. Художественность обнажает внутреннее значение слова, его образность.

Публицистика же помимо эмоциональной составляющей придаёт слову оценочный характер, формирует отношение к рассматриваемому событию, поскольку этот род литературы занимается сугубо общественно-политическими вопросами современности.

Сам предмет обсуждения - политика, жизнь общества, экономика - всегда касается интересов практически каждого человека. Значит, публицистический стиль речи не может быть безразличным и индифферентным. Примеры публикаций о ценах, инфляции, об этнических конфликтах - им не присущи обтекаемые формулировки и вялые выражения.

Задачи публициста

Социальные и политические явления, их процессы и тенденции требуют постоянной оценки. Публицистика всегда активно вмешивается в жизнь и формирует общественное мнение. Здесь важно не просто пассивно регистрировать события, но участвовать в них, отстаивать свои идеи открыто и страстно, давать оценку фактам. Газетная речь для достижения экспрессии пользуется целым рядом специфических средств и способов.

Форма экспрессии может быть различной - от подчёркнутой интеллектуальности изложения до прямой агитационности. Также действенен способ сдержанного, спокойного и доказательного изложения сути явления или процесса. Выбор средства зависит от стилистического мастерства журналиста, от того, насколько одарил его богатством русский язык. Публицистический стиль речи обладает двойственными признаками в связи с различными функциями издания, - информационной и чисто воздействующей, - которые весьма неравномерно распределяются по жанрам.

Распределение по жанрам

Относительно устойчивые по тематике, композиции и стилистике типы произведений делятся приблизительно на три группы.

  • Информационные жанры: отчёт, интервью, репортаж, заметка.
  • Аналитические жанры: обозрение, обзор, рецензия, корреспонденция, статья, беседа.
  • Художественно-публицистические жанры: памфлет, фельетон, очерк, эссе.

Начнём с конца. Художественно-публицистический стиль речи характеризуется наибольшей экспрессией. Информационный жанр сух. Аналитический жанр - тоже, но только поверхностному взгляду.

Аналитический обзор

Текст публицистического стиля речи бывает противоречив и неоднозначен. Одна из главных его функций - "промывка мозгов" читателя с помощью СМИ. Автор использует крайнюю доступность изложения и, безусловно, субъективную оценку ситуации, которая, впрочем, безусловно, украшает публицистический стиль речи. Примеры аналитического жанра:

  • Дано: село Эксперименталовка. Местный житель испытал определённый химический препарат на своей курице, в итоге чего она снесла золотое яйцо.
  • Первый вариант: Открытие века! В страшном захолустье, при почти полном отсутствии самой элементарной цивилизации житель села Эксперименталовки придумал препарат, с помощью которого можно заставить кур нестись золотыми яйцами! Наши кулибины могут всё, даже самые величайшие алхимики всех времён и народов не сумели изобрести способ лучше! Экспериментатор от комментариев пока отказывается, поскольку от радости открытия внезапно запил. Однако можно с уверенностью сказать, что именно на таких героях держится земля наша! Впереди стабилизация экономики, более того - лидерство в добыче золота и производстве изделий из него!
  • Второй вариант: Апокалипсис! Мир потрясён открытием запойного живодёра из Эксперименталовки! Корыстные цели привели этого маньяка к бесчеловечной жестокости по отношению к бедным, беззащитным созданиям! Житель захолустного села напичкал своих куриц неизвестным химическим раствором, пытаясь заполучить философский камень. Золото куры снесли, но этим не кончились куриные мучения. Аморальный экспериментатор ничем не помог жертвам своих опытов, уйдя в запой. Такое открытие чревато многими событиями, которых избежать уже не удастся. Судя по характеру поступков новоиспечённого "учёного", он попытается захватить мир.

Прочие аналитические жанры

Статья, рецензия и другие аналитические жанры отличаются не только образностью и эмоциональностью, но и логикой, и оценочностью. Не чужда им и экспрессия призыва. Языковые средства должны соответствовать поставленной жанром задаче: общественно-политическая лексика, синтаксические конструкции разнообразных видов, публицистический стиль речи.

Характеристика эта подходит и к научному рассуждению: ставится глубокая общественная проблема, проводится её анализ и оцениваются пути решения, выводы обобщаются. Материал строится последовательно, по строгой логической схеме, используется особая общенаучная терминология. Итак, публицистический стиль речи.

Примеры текстов

Информационный жанр:

  • В селе Эксперименталовка Недоопытного района Испытательной области произошло чрезвычайное происшествие. Курица местного жителя снесла золотое яйцо. Возможно, курица была не одна, данные проверяются. Есть информация, что на курах был испробован неизвестного состава химический раствор. Комментариев от сельского экспериментатора пока не поступало.

Художественно-публицистический жанр:

  • Если вы переутомились, вкушая сухой научный стиль, запивая двуличностью публицистического, когда хочется насытиться пищей лёгкой и насыщенной и утолить жажду коктейлем из ярких образов и эмоциональных оттенков, вам просто необходим художественно-публицистический стиль речи.

Первые три текста вытекли из одного не слишком жизненного случая. Тем не менее публицистический стиль речи примеры текстов, приведенные выше, помогут опознать, несмотря на разнообразие жанров.

www.syl.ru

Газетная публицистическая статья. 9-й класс

Разделы: Русский язык

Цели урока:

  • познакомить учащихся с жанрами публицистического стиля, в частности с жанром публицистической статьи;
  • определить особенности газетно-публицистического стиля;
  • развитие аналитических способностей учащихся при работе с текстом газетной статьи.
  • Ход урока

    I. Организационный момент

    II. Постановка цели перед учащимися, беседа по заданному на дом материалу.

    Слово учителя: Здравствуйте, ребята. Сегодня на двух уроках мы продолжим работу по изучению функциональных стилей языка и подробно поговорим о публицистическом стиле, его жанрах. На первом уроке познакомимся с теоретическими основами публицистического стиля, на втором – поработаем с газетной статьей.

    - Какие стили языка мы знаем?

    Ученики: художественный, научный, разговорный, официально-деловой, публицистический.

    Учитель: Верно, а какой стиль сегодня является наиболее распространенным?

    Ученики: Публицистический стиль.

    Учитель: Правильно, что мы можем сказать об этом стиле?

    Ученики: Публицистический стиль - это функциональный стиль, который обслуживает широкую область общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных и др. Он используется в средствах массовой информации (СМИ) - журналах, газетах, на радио и телевидении.

    Учитель: Какова главная функция публицистического стиля?

    Ученики: Главная функция публицистического стиля - сообщение социально значимых новостей и их комментирование, оценка событий и фактов.

    Учитель: Ребята, а как вы думаете, какие события становятся материалом для публицистики?

    Ученики: Наверное, такие, которые будут волновать всех людей, то есть общество, ведь название стиля образовано от латинского слова publicus, что значит “общественный”.

    Учитель: Действительно, отбор событий в публицистике определяется их социальной значимостью. К социально значимым относят события, имеющие общественный интерес: это встречи глав государств, принятие новых законов, театральные премьеры, спортивные события и т.д.

    Публицистика обращена к разуму и сердцу человека, она эмоциональна, экспрессивна; отражает собственные взгляды автора, его чувства, отношение к излагаемым фактам. Публицистическое исследование, проводимое на основе нравственных исканий, непременно включает в себя понятие чуткости к социальным заказам времени, острое восприятие действительности, психологический анализ человека.

    Публицистический стиль функционирует в определённых устойчивых формах - жанрах. Традиционно публицистические жанры делятся на информационные, аналитические и художественно-публицистические (таблица на доске).

    Публицистические жанры

    Информационные жанры (конкретная информация) Аналитические жанры (анализ происходящих событий) Художественно-публицистические жанры (образное представление о факте или проблеме)
    Заметка, репортаж, интервью, отчёт Беседу, статью, корреспонденцию, рецензию, обзор Очерк, эссе, фельетон, памфлет.

    Если вам необходима конкретная информация, то вы обратитесь к информационным жанрам: заметке, репортажу, интервью, отчёту. Если вас интересует анализ происходящих событий, то вы будете читать тексты аналитических жанров: беседу, статью, корреспонденцию, рецензию, обзор. Если вы хотите получить образное, конкретно-чувственное представление о факте или проблеме, вам подойдут тексты, написанные в художественно-публицистическом жанре: очерк, эссе, фельетон, памфлет.

    Наш сегодняшний урок посвящен одному из самых часто встречаемых жанров в публицистике – статье. Кто скажет нам, что такое статья? (Из домашнего задания)

    Ученики:

    1) Статья - это один из самых распространенных и сложных газетных жанров. Ей присущи наибольшая, по сравнению с другими жанрами, широта теоретических и практических обобщений, глубокий анализ фактов и явлений, четкая социальная направленность. Это — исследование, посвященное какому-нибудь важному конкретному вопросу, явлению, где умело сочетается высокий уровень обобщения с мастерством литературного изложения. Жанр статьи присутствует в большинстве периодических изданий, именно он в значительной мере определяет их аналитический уровень и направление.

    2) Статья - один из значительных жанров публицистики, определяющих целевое, тематическое, идейно-политическое и профессиональное направление издания, в котором публикуется. Статья как жанр наиболее полно и определенно отражает мировоззрение автора, редактора, издателя. В основе статьи лежит не конкретная ситуация, как в корреспонденции, а широкое явление, ей свойственны масштабность взгляда, глубина обобщения.

    3) Статья - жанр публицистики, посвященный актуальной социально значимой теме и содержащий полное, всестороннее и глубокое освещение действительности на основе анализа и обобщения широкого круга фактов и явлений. В статье отчетливо выявляется концепция автора, построенная на анализе совокупности фактов и явлений. Статья должна иметь четкую структуру, основанную на развернутой аргументации высказанных положений, ее текст должен содержать четкие логические связи, вводную и заключительную части, как правило, выводы и предложения.

    III. Знакомство с новым материалом.

    Учитель: Поговорим сейчас о газетно-публицистическом стиле, который нам всем знаком, мы сталкиваемся с этим жанром каждый день, читая газеты, журналы.

    Газетно-публицистический стиль функционирует в общественно-политической сфере и используется в ораторских выступлениях, в различных газетных жанрах (передовая статья, репортаж), в публицистических статьях в периодической печати. Он реализуется как и письменной, так и в устной форме.

    Характерной чертой газетно-публицистического стиля является сочетание двух тенденций - тенденции к экспрессивности и тенденции к стандарту. Это обусловлено функциями, которые выполняет публицистика: информационно-содержательная функция и функция убеждения, эмоционального воздействия. Они имеют особый характер в публицистическом стиле. Информация в этой сфере общественной деятельности адресована всем носителям языка и членам данного общества, она должна передаваться и становиться общеизвестной в кратчайшие сроки, что совсем неважно, например, в официально-деловом стиле. В газетно-публицистическом стиле убеждение осуществляется путем эмоционального воздействия на читателя или слушателя. Автор не только высказывает свое отношение к сообщаемой информации, а выражает мнение определенной социальной группы людей - партии, движения и проч. Итак, с функцией воздействия на массового читателя или слушателя связана такая черта газетно-публицистического стиля, как его эмоционально-экспрессивный характер, а с быстротой передачи общественно значимой информации связан стандарт этого стиля.

    Тенденция к стандарту означает стремление публицистики к строгости и информативности, которые свойственны научному и официально-деловому стилям. Например, к числу стандартных выражений для газетно-публицистического стиля можно отнести: неуклонный рост, временная поддержка, широкий размах, дружественная обстановка, официальный визит и т.п. Тенденция к экспрессивности выражается в стремлении к доступности и образности формы выражения, что характерно для художественного стиля и разговорной речи - в публицистической речи переплетаются черты этих стилей.

    Приведем небольшой фрагмент статьи: "В любом обществе существует ряд проблем, напрямую связанных с социальным функционированием женщины. Именно этими проблемами давно занят феминизм, настаивающий не на равенстве, а на инакости женщин и мужчин. Образование и медицина, права детей и инвалидов, воинская обязанность и уложение о наказаниях - вот поле общественной деятельности, на котором женская мягкость, способность к компромиссу, предпочтение частного общественному должны были бы сослужить свою службу. В сущности, все равно, кто объединит все это в одну программу - мужчина или женщина. Но женщине все же сподручней. Как говаривала бабушка, "что с мужчинами разговаривать - они ведь даже одеться по погоде не умеют".

    Здесь использованы слова и словосочетания, свойственные научному стилю (ряд проблем, социальное функционирование женщины, предпочтение частного общественному и др.), официально-деловому (права детей и инвалидов, воинская обязанность, уложения о наказаниях), а также разговорные, даже просторечные выражения (сподручней, сослужить службу, как говаривала бабушка). Газетно-публицистический стиль обладает одновременно консервативностью и подвижностью. С одной стороны, в публицистической речи присутствует достаточное количество штампов, общественно-политических и иных терминов. С другой стороны, стремление к убеждению читателей требует все новых языковых средств, чтобы оказывать па них воздействие. Именно этой цели служат все богатства художественной и разговорной речи.

    Лексика газетно-публицистического стиля имеет ярко выраженную эмоционально-экспрессивную окраску, включает разговорные, просторечные и даже жаргонные элементы, использует такие словосочетания, которые объединяют в себе функциональную и экспрессивно-оценочную окраски: оболванивание, желтая пресса, пособник и т.п., которые показывают принадлежность газетно-публицистическому стилю речи и содержат отрицательную оценку.

    Многие слова приобретают газетно-публицистическую окраску в том случае, если они употребляются в переносном значении. Например, слово сигнал имеет переносные значения: служит толчком к началу какого-то действия - "Эта статья послужила сигналом к дискуссии" и предупреждение, сообщение о чем-нибудь нежелательном, что может совершиться - "Поступил не один сигнал о неблагополучной ситуации на заводе".

    Газетно-публицистическая речь активно использует иноязычные слова и элементы слов, в частности приставки а-, анти-, про-, нео-. ультра- (антиконституционный, ультраправые и др.). Именно благодаря средствам массовой информации в последнее время значительно пополнился активный словарь иноязычных слов, входящих в состав русского языка - приватизация, электорат и др.

    Рассматриваемый стиль привлекает весь запас эмоционально-экспрессивных и оценочных слов, включая в сферу оценочности даже имена собственные, названия литературных произведений (Плюшкин, Держиморда, Человек в футляре). Стремление к выразительности, образности и, в то же время, краткости реализуется также с помощью прецедентных текстов (текстов, знакомых любому), что является неотъемлемой частью публицистической речи.

    К числу особенностей публицистического стиля можно отнести и частотность императивных форм глагола. Они являются стилеобразующей чертой в воззваниях, призывах: Люди планеты, вставайте, смело идите вперед! Утверждайте социальную справедливость!; Дорогие читатели! Ваши предложения, пожелания и задания направляйте в редакцию.

    Повелительное наклонение глагола используется и как средство активизации внимания собеседника: посмотрите, давайте подумаем, не прозевайте и др.: Вспомните, что несколько дней назад говорил президент... Летайте самолетами Аэрофлота…

    В публицистическом стиле самыми частотными оказываются отрицательные частицы не и ни, частица же в усилительной функции, разговорные частицы ведь, вот, даже, лишь и др. Поскольку публицистический стиль в целом отличается обилием отвлеченных понятий и положений, в нем возрастает "нагрузка" производных предлогов как более "конкретных" (по сравнению с непроизводными), а главное однозначных показателей тех или иных отношений: в области, в сторону, на основе, в ходе, в качестве, на базе, па пути, по пути, в духе, во имя, в свете, в интересах, с учетом, по линии и др.

    Синтаксис газетно-публицистического стиля речи тоже имеет свои особенности, связанные с активным употреблением эмоционально- и экспрессивно-окрашенных конструкций: восклицательных и вопросительных предложений (вопросно-ответное единство), предложений с обращением, риторических вопросов, повторов, расчлененных конструкций (парцелляция) и др. Стремление к экспрессии обуславливает использование конструкций с разговорной окраской: частиц, междометий, инверсий, бессоюзных предложений, пропуск того или иного члена предложения (материал представлен в виде презентации).

    IV. Знакомство со статьей, выразительное чтение учителем, анализ текста.

    А теперь, рассмотрев особенности газетно-публицистического стиля, перейдем к практической части нашего занятия – анализу статьи Виктории Бессоновой “Как проявить любовь и доброту?”, взятой из Интернет-журнала “Школа жизни.ру” (http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-8073/)

    Как проявить любовь и доброту?

    Любовь – это одна из самых величайших тайн человечества. Ей посвящают великое множество произведений. Каждому хочется понять магическую природу любви. И большинство желают ощутить вкус этой прекрасной чаровницы.

    Каков самый ценный подарок для любого человека? Конечно, это любовь и доброта. Они всегда идут рядом, они словно одно целое. Любовь и доброту можно дарить бескорыстно и с самыми добрыми намерениями.

    Как это сделать? Легко и просто. Особых усилий не потребуется. Мелочи, на которые мы порой не обращаем внимания, могут поднять настроение до небес. И именно в наших силах сделать день радостным и счастливым для других. А значит, и для себя.

    Простая отзывчивость к людям уже означает добро.

    Вы можете улыбнуться, и вам обязательно будет гарантирована улыбка в ответ! Попробуйте сделать это в общественном транспорте. Можете начать с малыша. Это самый благодарный человечек. Он не подумает ни о чем плохом, он просто улыбнется в ответ, показывая пару своих зубиков.

    Поддержите своего коллегу. Помогите ему выполнить сложную работу или сделайте искренний комплимент.

    Мужчины могут подать руку молодой маме с ребенком или пожилой старушке (старику), выходящим из автобуса.

    Быть может, ждет внимания больной друг или родственник. Если нет возможности навестить лично, можно отправить открытку, подписанную собственноручно, или букетик цветов с коробочкой вкусных конфет.

    Возможно, соседка-старушка ждет - не дождется, чтобы кто-то купил ей булочку свежего хлеба. И не важно, что у нее есть дети. Возможно, именно сейчас они не могут быть рядом. А вы можете доставить радость пожилому человеку.

    А главное, не забывайте о самых близких – родителях! Они не меньше других нуждаются в нашей любви и доброте. Именно им достается меньше всего приятных слов от нас. Потому что чаще всего наша любовь существует как факт, как что-то, само собой разумеющееся. Однако родители тоже имеют право на нашу любовь и благодарность. Позвоните, скажите им об этом! Или напишите.

    А может, кого-то просто надо выслушать. Даже если это совсем чужой человек.

    Возможно, именно сейчас ему это очень необходимо. Подарить любовь и доброту легко. Надо просто начать. И вы не заметите, как добрые дела охватят всю вашу жизнь.

    Учитель:

    - Какой теме посвящена статья? (Статья посвящена теме любви, любви всеобъемлющей, умению дарить добро.)

    - Чему хочет научить автор текста? (Автор статьи обращает наше внимание на то, что любовь и доброта – чувства, рожденные в человеке изначально, нужно ими делиться с окружающими, дарить свое тепло. И это совсем несложно. В.Бессонова называет это словом “мелочи”. Действительно, большого труда не стоит проявить заботу, помочь кому-то, подать руку, вспомнить о родственниках, снова и снова давать понять родителям, как они дороги нам. Еще важнее найти в себе капельку добра к незнакомому тебе человеку, как говорит героиня одного мультфильма: “Это друг, с которым ты пока еще не знаком”.

    - Какие признаки помогают нам отнести этот текст к публицистическому стилю? (Можно представить, что это выступление оратора. В тексте статьи затронута важная, актуальная проблема, касающаяся все членов общества, – проблема проявления любви и доброты к окружающим нас людям.)

    - Что мы можем сказать о структуре текста? (Текст имеет четкую структуру, между частями прослеживаются логические связи, есть вводная часть (“Любовь – это одна из самых величайших тайн человечества. … желают ощутить вкус этой прекрасной чаровницы”), основную часть, содержащая основные размышления, заключительная часть (“А может, кого-то просто надо выслушать. … И вы не заметите, как добрые дела охватят всю вашу жизнь”). Все части связаны вводными словами.

    - Какие особенности газетной публицистической статьи вы отметили?

    Ученики:

    1. Статья из периодического издания.
    2. Автор статьи хочет нас убедить в том, что надо жить именно так, а не иначе, то есть эмоционально воздействует.
    3. Тенденция к стандарту – наличие речевых штампов “природа любви”, “дарить любовь и доброту”, “не обращаем внимания”, “поднять настроение”, “ждет внимания”.
    4. Смешение стилей – “в наших силах сделать” - “показывая пару своих зубиков”.
    5. Употребление глаголов повелительного наклонения: “можете начать…”, “попробуйте сделать…”, “позвоните, скажите…” и др.
    6. Использование частиц ( именно, не, ни): “он не подумает ни о чем плохом…”, “именно им достается меньше…”, “даже если это совсем чужой человек…”.
    7. Ярко представлен синтаксический уровень газетно-публицистического стиля:
    • инверсия: “Ей посвящают великое множество произведений”, “и вам обязательно будет гарантирована улыбка в ответ”;
    • повторы: “Любовь и доброту можно дарить бескорыстно и с самыми добрыми намерениями” - “ Подарить любовь и доброту легко”;
    • риторический вопрос: “Каков самый ценный подарок для любого человека?”;
    • вопросно-ответное единство: “Как это сделать? Легко и просто”;
    • восклицательные предложения “Вы можете улыбнуться, и вам обязательно будет гарантирована улыбка в ответ!”, “А главное, не забывайте о самых близких – родителях!”, “Позвоните, скажите им об этом!”;
    • парцелляция в тексте: “Легко и просто. Особых усилий не потребуется”, “И именно в наших силах сделать день радостным и счастливым для других. А значит, и для себя”, “Поддержите своего коллегу. Помогите ему выполнить сложную работу или сделайте искренний комплимент”, “Позвоните, скажите им об этом! Или напишите”.

    V. Рефлексия.

    - О чем мы сегодня говорили?

    - Какая информация для вас была сегодня новой?

    - Чему вы на этих уроках научились?

    - Как вы считаете, может ли вам понадобиться новая информация на следующих уроках?

    VI. Домашнее задание. Напишите по материалу этой статьи сочинение-рассуждение на морально-этическую тему (С 2.2.). Объясните, как вы понимаете смысл предложений текста: “Подарить любовь и доброту легко. Надо просто начать”. Приведите в сочинении два аргумента из данного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


    KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта