Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Новый номер журнала «Аутизм и нарушения развития» №1 (58), 2018. Статья про аутизм из журнала


Новый номер журнала «Аутизм и нарушения развития» №1 (58), 2018

На портале опубликован новый номер журнала «Аутизм и нарушения развития» (№1 (58), 2018).

В рубрике "Мнение эксперта" публикуется статья сопредседателя Координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Общественной Палате РФ, члена Совета по вопросам попечительства в социальной сфере при Правительстве РФ, председателя Всероссийской организации родителей детей-инвалидов Е.Ю. Клочко "Предложения по реализации комплексного межведомственного подхода в совершенствовании механизмов организации образования детей с ОВЗ и инвалидностью" 

В постоянной рубрике журнала "Психолого-педагогическая, медико-социальная помощь" представлены материалы, подготовленные педагогами и психологами Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ О.В. Загуменной, А.В. Васильевой, В.В. Кистень, О.М. Петровой "Организация среды при обучении детей с РАС" и Н.А. Никоновой и Ю.Б. Павловой "Развитие понимания речи у детей с РАС дошкольного и младшего школьного возраста". Несомненный интерес в этой рубрике представляют статьи, посвященные проблемам профессиональной подготовки и социализации подростков и взрослых с РАС (статья Н.А. Карповой "Формирование самосознания и профессиональной мотивации у молодых людей с аутизмом и тяжелыми нарушениями развития, обучающихся профессиональным навыкам" и статья коллег из Санкт-Петербурга А.А. Гинзбург, М.Е. Гутшабаш и Я.Л. Ивановой "Подготовка ко взрослой жизни людей с РАС и с другими особенностями развития в АНО «Адаин Ло». Сотрудничество специалистов и родителей").

В рубрике "Учебные и методические пособия" - третья часть коррекционного курса, разработанного М.Ю. Максименко, Л.Г. Шаль, "Развитие когнитивных процессов у детей младшего школьного возраста с разными типами онтогенеза", а также продолжение публикации пособия Ю.Б. Павловой и Т.Ю. Хотылевой по развитию и коррекции речи "Круглый год".

Об опыте организации помощи детям и подросткам с РАС в Алжире рассказывает статья О.А. Власовой "Организация психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков с РАС в Алжире: методологические основы и практика", публикуемая в рубрике "Зарубежный опыт".

О значении адаптивной физкультуры и спорта для развития и реабилитации детей с РАС, о практическом опыте работы в Израиле с детьми с РАС  пишет в своей статье "Ода физкультуре, или Почему спорт необходим в комплексной программе занятий для ребенка с аутизмом" М. Кришталь.

Все статьи журнала представлены в открытом доступе.

psyjournals.ru

Полезные статьи об аутизме и проблемах обучения

«Почему “выскофункциональный аутизм” настолько сложен?»
​​

Аутичный спектр - очень широк. Если вы представите его себе в виде радуги (или гауссовой кривой), вы заметите, что огромнейшая часть спектра не находится ни на одном, ни на другом конце - а скорее, где-то в середине. На сегодняшний день у нас нет надежного подтверждения того, что БОЛЬШАЯ часть людей в аутичном спектре находится "где-то в середине".

«Расстройства развития речи и поведенческий подход, сработаемся?»

Я отчетливо помню профессора в аспирантуре, рьяно осуждающего прикладной анализ поведения, как самый неестественный и «программируемый» способ научить ребенка коммуникации. Будучи страстным и преданным логопедом, я приняла эти слова близко к сердцу и хранила их еще долго, пока строила свою карьеру. Так было до моей первой работы в качестве стажера в центре раннего вмешательства, который в своей работе придерживается принципов АВА.

«Самодельный пластичный тренажёр»

Не так давно я соорудила сенсорный эластичный тоннель и эластичный тренажёр. Они отлично помогают Джею, которому так необходима дополнительная проприоцептивная тренировка, но также этот тренажер прекрасно подойдет для непоседливых детей. Сделать такой эластичный тренажер очень легко, даже при условии, что навыков кройки и шитья у вас чуть больше, чем ноль, а способов для его применения — бессчётное количество.

«Зачем отказываться от десятков тысяч шекелей дохода в месяц в сфере Хай-тека?»

Многие годы 38-летний Шай Марковиц работал в сфере, в которой прошел профессиональную подготовку и в которой специализировался: логистика и складское дело. Его высоко ценили везде, где бы он ни работал, он продвигался по карьерной лестнице и ему повышали зарплату. Пять лет назад у него родился сын, Бен, у которого диагностировали расстройство аутистического спектра, и Марковиц решил сменить профессию.

«Вам сказали, что в этом году у вас в классе будет ребенок-аутист»

Вам сказали, что в этом году у вас в классе будет ребенок-аутист. Я уверен, что вы довольно сильно испугались. Может, попытались сказать, что у вас нет опыта инклюзии. Может, говорили, что вам обязательно понадобится помощь. Может, спрашивали, почему он не учится в классе для аутистов. А может быть, даже сказали, что для вас это сложная, но интересная задача и вы готовы попробовать.

«Что такое ABBLS-R?»

ABBLS-R - это инструмент для оценки развития навыков у детей с аутизмом и другими нарушениями развития. ABLLS-R (Assessment of Basic Language and Learning Skills – Revised) позволяет сделать оценку начальных навыков ребенка, построить индивидуальный план обучения и отслеживать прогресс в обучении.

Перевод: Екатерина Журавлёва

«Как говорить с ребенком-аутистом (в принципе, как говорить с ребенком)»

Желательно, чтобы ребенок заметил вас прежде, чем вы с ним заговорите. Заинтересуйте его, пробудите его любопытство, убедитесь, что он осознал факт вашего присутствия, прежде чем попытаетесь инициировать диалог.

Не притворяйтесь ребенком. Дети чувствуют фальшь за километр. Даже если они аутисты. Им не нужно, чтобы их собеседник разговаривал, как маленький ребенок.

Как расширить ассортимент продуктов для аутистов

Ученые стараются проникнуть в причины, вызывающие у многих аутистов переборчивость в еде, и разработать систему мер, которая позволит расширить ассортимент употребляемых ими продуктов и блюд. Наше новое исследование в рамках программы "Говорим об аутизме" направлено на улучшение пищевых предпочтений путем изчения их связи с такими симптомами, как подспудная тревога, отсутствие гибкости, проблемы с сенсорикой.

Перевод: Лидия Романова

Люди с аутизмом слышат цвета и видят звуки

Люди, страдающие аутизмом, возможно, обладают большей склонностью к синестезии, состоянию, при котором присутствует смешанное восприятие информации, передаваемой органами чувств, такое, как слышать вкусы и формы или видеть цвета чисел, предполагает новое исследование европейских ученых.

Для учителя

Инструкция для учителя, проводящего инклюзию детей с ASD в общей системе образования.

Перевод: Мария Кантор

«Нашими глазами»

В этой, очень интересно написанной статье будет освещен особый вид групповой терапии для подростков с аутизмом, в котором используется кинематографическая техника. В статье видеокамера будет рассмотрена как терапевтическое средство, и будет продемонстрировано, каким образом кинематографические понятия и собственноручное создание видеоролика позволяет расширить и обогатить эмоциональный и коммуникативный спектр участников терапии.

Автор: Авиталь Корен-Бенакот

«Мастерство инклюзии»

Зачем нужно инклюзивное образование? Что такое инклюзивное образование? Как добиться успешной инклюзии? Каковы задачи каждого из участников процесса инклюзии? Почему ребенку с расстройством аутистического спектра необходим сопровождающий, который будет его понимать и поддерживать?

Автор: Др. Ронит Велгрин

Перевод: Мария Кантор

«Попался!»

Двадцать пять поведенческих ловушек, которые гарантированно расширяют учебные и социальные навыки ваших студентов.

Описывает эффективные естественные стимулы, которые учителя могут использовать на уроке для развития положительных и конструктивных знаний и навыков.

Авторы: Шейла Р. Элбер [Sheila R. Alber] и Уильям Л. Хьюард [William L. Heward]

   

Загрузить еще записи

www.sulamot.ru

Вышел новый юбилейный номер журнала «Аутизм и нарушения развития» №1 (50) 2016 г.

На портале опубликован новый юбилейный номер журнала «Аутизм и нарушения развития» (№1 (50), 2016). Журнал открывается обращением главного редактора А.В. Хаустова к читателям, а также поздравлениями от коллег и друзей журнала в связи с этим знаменательным событием.

В номере читайте статьи:

В рубрике журнала "Психолого-педагогическая, медико-социальная помощь" публикуется статья С.А. Морозова, Т.И. Морозовой, Б.В. Белявского "К вопросу об умственной отсталости при расстройствах аутистического спектра". 

Об опыте работы в области инклюзивного образования рассказывают специалисты школы "Ковчег" Н.В. Борисова и М.Е. Бушмелев ("Опыт инклюзии обучающихся с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательную среду школы «Ковчег»).

В рубрике "Учебные и методические пособия" представлена статья специалистов ЦПМССДиП МГППУ А.В. Xaycтова и O.B. Загуменной "Адаптация учебных заданий для детей с расстройствами аутистического спектра", а также продолжается публикация методики развития и коррекции речи "Круглый год" (Ю.Б. Павлова, Т.Ю Хотылева).

Опытом практической работы с детьми с РАС делятся наши постоянные авторы Р.К. Ульянова, К.Н. Ульянов (статья "Формирование учебных навыков у ребенка с расстройством аутистического спектра, органическим поражением центральной нервной системы и с нарушением интеллектуальной сферы").

В рубрике журнала "Зарубежный опыт" - продолжение статьи клинического психолога Билла Нейсона (США) о ключевых проблемах аутизма (перевод с английского Л.Г. Бородиной).

Наш эксперт, член Координационного Совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Общественной палаты РФ, член Совета МГАРДИ, исполнительный директора РОО помощи детям с РАС «Контакт» Е.В. Багарадникова дает практические рекомендации родителям о построении образовательного маршрута в Москве для ребенка с РАС.

Номер проиллюстрирован рисунками Тимы Штромана, художника мастерской проекта "Наивно? Очень!" (http://naivno.com).

Все статьи журнала представлены в открытом доступе.

Полное содержание номера: http://psyjournals.ru/autism/2016/n1/

psyjournals.ru

Статьи об аутизме // «Я особенный»

Что должен знать родитель ребенка-аутиста, автор Елисей ОСИН, детский врач-психиатр. 

Информация и сообщения об аутизме бывают настолько противоречивыми, что людям «не в теме» бывает сложно понять: чем же отличается аутист от «обычного» человека? В этом материале кратко описаны основные подходы к определению аутизма. 

В 1944 году австрийский педиатр по имени Ганс Аспергер наблюдал в своей практике четырех детей, у которых были трудности с социальной интеграцией. Ниже приводится история синдрома Аспергера, согласно NINDS. Мы надеемся, она поможет вам лучше понять это расстройство и значение диагноза для вашего ребенка и семьи. 

В 2012 году новостей из области исследований аутизма было много как никогда. Однако за обилием заголовков в СМИ было трудно отделить «зерна от плевел» – понять, какие исследования действительно окажут влияние на эту область в новом и последующем годах. 2012 год показал, что количество опубликованных исследований на тему аутизма стало больше, выросло и количество ученых, занимающихся аутизмом. Ниже представлены десять научных «хитов» по версии американской организации Autism Speaks, которая занимается финансированием научно-исследовательских проектов по аутизму. 

Последние пять лет были связаны с потрясающими достижениями в нашем понимании сложных геномных вариаций человека, которые приводят к аутизму. Несколько статей, опубликованных в 2013 году, повысили наши знания о подобных генетических вариациях, а также предоставили доказательства того, какие именно функции мозга меняются, вызывая поведение, связанное с аутизмом. 

Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) могут иметь другие медицинские особенности. К ним относится и синдром Дауна, для которого характерна интеллектуальная инвалидность. Одновременное присутствие двух этих состояний создает уникальные проблемы для семей. В этом интервью доктор Джордж Т. Капоне, директор Клиники синдрома Дауна при Институте Кеннеди Криегера в Балтиморе, США, объясняет, как комбинация этих состояний влияет на детей, и какими могут быть подходы к их лечению. 

Исследования в области аутизма и расстройств аутистического спектра (РАС) — стремительно развивающаяся область. Два новых исследования, опубликованных в журнале «Frontiers in Neuroscience», публикующем статьи о наиболее выдающихся открытиях в области неврологии, выявили потенциально новый способ диагностики и лечения аутизма. 

Центр по контролю заболеваемости и профилактике США (CDC) опубликовал новый отчет, согласно которому у одного ребенка из 68 есть расстройство аутистического спектра (РАС). Это на 30% больше, чем аналогичный уровень два года назад, который составлял 1 из 88. 

Читайте также:

yaosobenniy.ru

Статья - Детский аутизм - Психология

Нижегородский институт менеджмента и бизнеса

РЕФЕРАТ

По клинической психологии

На тему

Детский аутизм

Выполнила:

Красильникова Екатерина Александровна

г.Нижний Новгород 2010 г.

Содержание

Введение

Диагноз ранний детский аутизм

Причины раннего детского аутизма

Основные признаки раннего детского аутизма

Заключение

Список литературы

Введение

Аутизм — психическое расстройство, характеризующееся выраженным дефицитом личностных, социальных, речевых и других сторон развития и навыков общения. Характерны: склонность к самоизоляции, отгороженность от реального мира и утрата связей с ним, погружение в мир личных переживаний, отсутствие или утрата социальных навыков, полное или частичное отсутствие языковых навыков, повторяющиеся или стереотипные действия и интересы, направленные в первую очередь на неодушевлённые объекты.

Термин аутизм (от греч. autos – сам) ввел в 1912 году Э. Блейлер для обозначения особого вида мышления, которое регулируется эмоциональными потребностями человека и не зависит от реальной действительности. Синдром детского аутизма как самостоятельная клиническая единица был впервые выделен Л. Каннером в 1943 году. Описания подобных состояний и попыток коррекционной работы с такими детьми известны с начала XIX в. Почти одновременно с Л. Каннером к постановке сходных клинических проблем пришли H. Аспергер, (1944) и С.С. Мнухин (1947). Более полувека клинических исследований подтвердили гипотезу Л. Каннера о существовании особого синдрома или особой группы синдромов, связанных с детским аутизмом. Детальное знакомство специалистов с историей клинического изучения детского аутизма и его современными клиническими классификациями возможно благодаря работам В.М. Башиной (1999). Происхождение аутизма может быть различным. В легкой степени он может встречаться при конституционных особенностях психики (акцентуация характера, психопатия), а также в условиях хронической психической травмы (аустическое развитие личности). А может выступать как грубая аномалия психического развития (ранний детский аутизм).

Диагноз “ аутизм ”

Все основные элементы первого описания аутизма и сегодня считаются определяющими характеристиками данного расстройства. Аутизм рассматривается отдельно от детской шизофрении и других серьезных детских заболеваний, включая врожденную глухоту, умственную отсталость, нарушения речевого развития. Аутизм – наиболее тяжелое и рано проявляющееся детское психическое расстройство, которое может быть первым признаком развивающейся шизофрении. Однако у большинства детей с аутизмом в дальнейшем сохраняются только характерные для него симптомы, а признаков детской шизофрении – бреда, галлюцинаций, бессвязности речи – не возникает. Способность к игре и фантазированию развивается плохо. Игрушки используются для неуместных стереотипных манипуляций, не соответствующих целям, для которых они предназначены. Игровая фантазия, если она пробуждается, носит бесплодный и обедненный характер. Для матерей аутичных младенцев характерно более тяжелое протекание беременности и родов, однако при рождении почти все эти дети признаются нормальными. Правда, по наблюдениям некоторых исследователей, уже при рождении или вскоре после него можно обнаружить «мягкие неврологические симптомы» типа непостоянных и вариабельных слабовыраженных неврологических аномалий, позволяющих подозревать нарушение функции головного мозга, но выявить отчетливые изменения в центральной нервной системе до сих пор не удавалось. Хотя диагностическим признаком заболевания служит его начало в возрасте до 2,5 лет, в большинстве случаев нарушения проявляются уже в 3–6 месяцев. Позже половина таких детей попадает в категорию умственно отсталых средней или тяжелой степени. Только 25% достигают показателей нижней границы интеллектуальной нормы, хотя некоторые из аутичных детей обладают очень высоким интеллектуальным потенциалом, а иногда и одаренностью в какой-то области.

Причины детского аутизма

Если говорить о проблеме в целом, то ее причины весьма неоднозначны. Существенную роль играет наследственный фактор, хотя серьезное влияние оказывают и органические нарушения центральной нервной системы в период внутриутробного развития, при родах и в раннем детстве. Нередко эти факторы сочетаются. Иногда аутизм бывает следствием перенесенного заболевания, иногда проявлением текущего болезненного процесса. Рассмотрим каждый случай в отдельности.Результаты исследований близнецов указывают на существенную роль наследственных факторов в развитии заболевания. В случае монозиготных (однояйцовых) близнецов, один из которых страдает аутизмом, вероятность заболевания у второго составляет 36%. У дизиготных (разнояйцовых) эта величина не превышает 10%. У братьев и сестер (не только близнецов) больных детей достаточно часто встречаются задержка речевого развития и умственная отсталость. Развитие ребенка тесно связано с социальным опытом, от воздействия которого во многом зависит созревание центральной нервной системы в первые два года жизни. Недостаточная привязанность младенца к родителям или воспитателям, а тем более ее отсутствие может привести к длительно сохраняющимся изменениям нейронных структур и нейроэндокринных функций мозга. Раскрытие причин неполноценной привязанности – столь явного и устойчивого признака аутизма – могло бы пролить свет на происхождение всех тяжелых психических расстройств детского возраста. Однако анализ социальных факторов в развитии этих состояний – крайне сложная задача. Трудно зафиксировать те глубокие, повторяющиеся изо дня в день межличностные взаимодействия между младенцем и его близкими, которые формируют и пробуждают разные формы поведения и привязанности у малыша. Нелегко оценить и эмоциональное воздействие, оказываемое на взрослых явно безучастным и трудным младенцем, а также ответные формы поведения, порождаемые этим воздействием. По данным многочисленных исследований, при аутизме имеется целый ряд нейрохимических и нейродинамических отклонений, но все они неспецифичны, т.е. характерны не только для данного расстройства. Первая же беседа врача с родителями аутичных детей приносит доказательства недостаточной привязанности: «Он как будто смотрит сквозь меня», «Она никогда не улыбается», «Я думала, что он глухой», «Она каждый раз словно застывает, когда я беру ее на руки». Это лишь некоторые из типичных выражений, используемых для описания симптомов заболевания, и эти симптомы, в свою очередь, могут способствовать закреплению расстройства. Вероятно, существует совокупность факторов, наследственных и биохимических, влияющих на ребенка в период, когда начинают устанавливаться его взаимодействия с социальной системой, состоящей из двух-трех человек.

Основные признаки детского аутизма

Одним из основных признаков раннего детского аутизма является нарушение речевого развития. Речевые расстройства значительно варьируют по степени тяжести и по своим проявлениям. Выделяют 4 варианта нарушений речи при раннем детском аутизме. Не останавливаясь на них более конкретно, следует отметить, что, несмотря на большое разнообразие речевых нарушений в целом, характерных для отдельных вариантов, имеются и общие, специфичные для раннего детского аутизма особенности: 1. Нарушение коммуникативной функции речи. Аутичный ребенок избегает общения, ухудшая возможности речевого развития. Его речь автономна, эгоцентрична, недостаточно связана с ситуацией и окружением. 2. Оторванность такого ребенка от мира, неспособность осознать себя в нем сказываются на становлении его самосознания. Следствием этого является позднее появление в речи местоимения «я» и др. личных местоимений в первом лице. 3. Стереотипность речи, склонность к словотворчеству, «неологизмам» Почти у всех детей становление речи проходит через период эхолалий, частыми являются разнообразные нарушения звукопроизношения, темпа и плавности речи. Другим признаком раннего детского аутизма являются трудности формирования целенаправленного поведения аутичных детей. Они должны быть рассмотрены с нескольких сторон.

1. Остановимся на многочисленных жалобах родителей о расторможенности, несобранности, отвлекаемости таких детей. Поставленная взрослыми цель, просьба не регулируют поведение ребенка, он не может отвлечься от непосредственных впечатлений окружающего, эти впечатления разрушают организующее влияние взрослых. Такая ситуация типична и для здорового маленького ребенка. Но для него взрослый является самым эмоционально значимым явлением окружающего мира. Аутичный же ребенок с его пассивностью, ослаблением эмоциональных связей с взрослым, в большей степени зависит от посторонних воздействий. Его поведение и с возрастом может определяться не логикой отношений с взрослым, а оставаться как бы эхом случайных впечатлений. Подобное поведение называется «полевым». Наблюдая за свободным поведением аутичного ребенка можно увидеть, что не ребенок обращает внимание на предмет, а предмет как бы притягивает к себе его внимание. В сущности, если знать, что и как расставлено в комнате, поведение ребенка можно почти точно предсказать. Вот ребенок пассивно перемещается, «мотается» по комнате, притягиваясь, то к одним, то к другим объектам, трогает, не глядя, толкает мяч, ударяет по ксилофону, включает свет, бежит по длинному коридору. Если взрослый не учитывает степени порабощения ребенка этими внешними влияниями, если он не чувствует сам направления действия этих сил и его требования постоянно идут вразрез с ними, контакт с взрослым становится мучительным для ребенка.

2. Существуют так же и другие жалобы родителей аутичного ребенка. Так, если ребенок и сосредоточен на каком-либо занятии, его трудно научить чему-либо новому даже в русле этого интереса. Дело не в том, что родители сомневаются в его умственных способностях. Такие дети очень изобретательны в действиях со своими игрушками, сами осваивают устройство домашних приборов. Характерно, что они до всего предпочитают доходить сами, действовать своими способами и не принимают предложения взрослых. Кажется, что само взаимодействие со взрослым ребенку трудно и неприятно. Возникает недоумение, почему ребенка, который все схватывает «на лету», трудно чему-либо научить, внести что-то новое, трудно приспособить к быту, обучить навыкам самообслуживания. При ручной ловкости в своих излюбленных занятиях дети крайне неловки, когда надо действовать по образцу, по инструкции. В условиях произвольной деятельности все их умения как бы распадаются. Контакт со взрослым требует от аутичного ребенка огромного напряжения. Ему действительно трудно, он может сосредоточиться только на короткие мгновения, а затем наступает или полное изнеможение, или перевозбуждение. В результате исходных особенностей аффективной сферы, трудностей целенаправленного взаимодействия со взрослыми нарушается психическое развитие детей, их социализация. Приспособление к дефекту, поиск возможных форм существования происходит без помощи взрослых, и носят патологический характер. Клиническая картина синдрома Каннера окончательно формируется между 2-3 годами жизни и в течение нескольких лет (до 5-6 летнего возраста) наиболее выражена. Затем ее своеобразные патологические черты нередко сглаживаются, а в других случаях трансформируются в иные болезненные состояния. Еще Л. Каннер выделил аутизм с аутистическими проявлениями и стремление к постоянству как наиболее характерные черты клинической картины. У ребенка 3-4 года – это уже сложные образования. Аутизм с аутистическими проявлениями — это исходная трудность установления эмоционального контакта с людьми, внешним миром и поэтому вторично выработанные реакции избегания контактов. Аутизм может проявляться как пассивный уход, безразличие, отсутствие реакции на окружающее. При этом может быть сверхизбирательность контакта: общение только с одним человеком, даже полная зависимость от него – так называемая «симбиотическая связь» (о ней уже говорилось ранее). Контакт с внешним миром, в этом случае, осуществляется только через этого человека (чаще мать), ребенок находится в постоянном страхе его потери. Такая реакция – это своеобразное приспособление аутичного ребенка. Наблюдается так же и тенденция к сохранению постоянства, стереотипов в контактах с людьми и окружающим – это, в конечном счете, тоже приспособление ребенка к своим трудностям. Ребенок не может гибко приспосабливаться и, оставшись вне привычной обстановке, становиться беспомощным. Его ритуалы, стереотипные интересы и действия выражают и его способ приспособления, и его истинный уровень социализации. Он требует, что бы все было как всегда, как он привык: одни и те же маршруты прогулок, одежда, обстановка в комнате, шутки – все должно быть стереотипны. Для компенсации сенсорного голода, регуляции внутреннего психического тонуса ребенок обращается к аутостимуляции. Этому служит многие стереотипные движения таких детей: бег по кругу, раскачивание и т.п. Стереотипные движения, стереотипные повторения фраз, стихов, пение усиливаются, когда ребенок боится чего-то, когда к нему обращается взрослый – это заглушает неприятные сигналы извне. Необычные пристрастия, встречающиеся у аутичных детей, о которых уже говорилось ранее, фантазии, влечения они несут ту же функцию, что и аутостимуляторные стереотипы, т.е. с их помощью такой ребенок заглушает неприятные впечатления, успокаивает себя, регулирует внутреннее состояние активности. Аутические страхи, (о них упоминалось выше) основаны на сверхчувствительности детей и их отрицательном, неудачном опыте контакта с окружающим. Страх может выражаться как общая тревога, пугливость, а может быть направлен на определенные предметы, людей. Содержание страха часто сложно установить. Предметом страха могут быть обычные бытовые явления, с которыми справляется любой здоровый ребенок: гудение водопроводных труб, шум спускаемой воды в туалете, замкнутое пространство в лифте, летящие бабочки или птицы, яркий крючок у входной двери. Объектами страха часто становятся дети или животные. Накоплению страхов способствует то, что, раз испытанные, они могут оставаться актуальными очень надолго.

Заключение

В заключение я хочу сказать, что на долю родителей выпадает наиболее трудная роль по развитию и подготовке аутичного ребенка к жизни. Эффективность описанных методов коррекции возможна только при их систематическом использовании в условиях домашней обстановки, при терпеливом и внимательном отношении к больному аутизмом. Успех социальной адаптации аутичного ребенка, занимающегося в коррекционной группе либо другом специальном учреждении или на дому, тесно связан с возможностью координации действий родителей, врача, психолога и педагога.

Ранний возраст — один из самых интенсивных периодов развития, за который ребенок успевает овладеть не только многими сложными навыками — двигательными, речевыми, интеллектуальными, но и взаимодействием с окружающим миром. Сами его взаимодействия с миром, его индивидуальное мироощущение претерпевают огромную динамику, становятся чрезвычайно сложными. Тот аффективный опыт, который он получает в это время, становится основой всего его дальнейшего развития — эмоционального, личностного, социального и интеллектуального. Поэтому так важно, чтобы ребенок прошел его благополучно: не торопясь, не перескакивая через необходимые ступени развития. Для этого нужно, чтобы взрослый понимал логику его аффективного развития, возможность и уместность движения к усложнению взаимодействий. Ход нормального развития достаточно драматичен, благополучные периоды сменяются эпизодами страхов и разлада во взаимоотношениях с близкими. Каждый этап вносит свой необходимый вклад в становление сложной системы аффективной организации мироощущения и поведения ребенка. Своевременно возникающие трудности как раз и являются показателем нормальной динамики развития. Проблема состоит скорее в реакции взрослого на происходящее – его готовности помочь ребенку освоить новые возможности и предложить для этого те средства, которые соответствуют его реальному эмоциональному возрасту. Каждый такой выход из кризиса становится толчком для дальнейшего развития. Совместное с взрослыми прохождение дошкольного периода развития позволяет ребенку максимально выявить индивидуальную жизненную манеру и помочь ему сформировать удобные для него формы социальной адаптации, обеспечить ему запас активности и прочности, возможности восстанавливаться после неизбежных стрессов.

Список литературы

1. Астапов В.М. Тревожность у детей. – М.: ПЕР СЕ, 2005г.

2. Лебединский В.В. «Нарушения психического развития у детей» Москва 1999г.

3. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М.

«Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция» Москва 1999г.

4. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. «Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция» Москва 2000г.

5. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития/ Сост. и Общая ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2002

www.ronl.ru

Аутизм – не приговор | Журнал «Здоровье Школьника»

«Что у вас за ребёнок? – возмущённо выговаривала учительница музыки маме 5-летнего Артёма, – пять минут посидеть спокойно не может, вопросы всё время какие-то задаёт, вместо менуэта пытался сыграть что-то придуманное!..» И на робкие возражения – мол, всё ему интересно – отмахивалась: «Вот мой Алёша – его ровесник, но молчун, его не слышно: целыми днями собирает конструктор, даже гулять не хочет. Воспитывать надо детей правильно!» Этот разговор состоялся 25 лет назад. И нам неизвестно, как сложилась судьба идеального Алёши. Но за него немного тревожно…

Аутизм – это слово в последнее время покинуло узкопрофессиональные круги: о нём на федеральных каналах говорят политики, знаменитости и ведущие ток-шоу. Персонажи с аутизмом появляются в популярных сериалах, а любые разговоры про реформу образования и внедрение инклюзии не обходятся без упоминания детей с аутизмом и с расстройством аутистического спектра (РАС). Почему же тема стала вдруг так актуальна и востребована? Откуда свалилась эта странная мода?

Немного цифр

В 40-х годах прошлого века статистика утверждала: на 5000–6000 детей лишь 1–2 ставили диагноз «аутизм» или РАС. Сегодня, спустя семь десятков лет, официальные данные ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) поистине удручают: последняя цифра – каждый 68-й ребёнок имеет диагноз РАС. Есть и более актуальная статистика, которая пока не опубликована, потому что её результат шокирует – каждый 46-й человек на планете имеет расстройство аутистического спектра.

Сторонники теории гипердиагностики, правда, призывают не впадать в панику и уверяют: всё дело в прогрессе. Диагностические методы и инструменты усовершенствовались, внимание к личности и её проявлениям увеличилось, поэтому большее количество людей, которые по тем или иным причинам раньше не попадали в поле зрения официальной медицины, теперь имеет диагноз. Но всё-таки такой огромный и быстрый рост количества людей с симптомами, позволяющими отнести их к аутистическому спектру, нельзя объяснить только расширением диагностических критериев.

Почему это бывает?

Если мы обратимся к любой поисковой системе в Интернете, то она очень быстро выдаст громадное количество ответов на поисковый запрос, большую часть которых суммарно можно свести к следующему определению: «Аутизм – это расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра».

По поводу причин, вызывающих такие нарушения, единого мнения нет. Сегодня с уверенностью можно сказать только одно – никакого гена аутизма не найдено. Однако совершенно исключать фактор наследственности нельзя.

Также существует немало исследований, связывающих рост аутизма и различных нарушений развития с экологической обстановкой, с изменением количества и качества пищи, употребляемой человечеством. А также с тем, что производство еды уже более 100 лет поставлено на промышленный поток, и значит, количество микроэлементов и витаминов, содержащихся в том, что едят наши дети, существенно изменилось, и эти изменения затрагивают уже 4-е поколение подряд.

Разумеется, нельзя исключить патологию во время беременности и родов. Современная женщина не так носит ребёнка, не так рожает, как это делали сотни лет назад – жизнь стремительно ускоряется, а с ней и технический прогресс.

Ещё одна причина, которая может запустить аутистическую симптоматику, – вакцинация. Хотя официальная медицина и большинство врачей считает это мнение надуманным, на поверку не менее 30 % родителей говорят о так называемом регрессивном аутизме. Это значит, что ребёнок родился и до какого-то времени развивался нормально, а после прививки у него появились странности, которые усугубились со временем или после ревакцинации. Основное возражение официальной медицины – прививки не вызывают аутизм! Но ведь никто и не говорит, что аутизм наступил из-за введенной вакцины. Однако именно вакцина, содержащая, кроме вирусных штаммов, тяжёлые токсины-адъюванты, могла послужить той последней каплей, которая запустила аутизм. И сегодня многие родители детей с аутизмом выступают не против прививок как таковых, а против стандартизированного прививочного календаря, который не учитывает ни соматического состояния ребёнка, ни его индивидуальных особенностей, на даже его самочувствия в день прививки.

В любом случае уже очевидно: аутизм и аутистические расстройства не есть следствие только одной какой-то причины. Что это комплексное и многофункциональное нарушение, задевающее весь организм (а не только головной мозг) и так или иначе отражающееся на его разнообразных функциях.

Как правило, сегодня у нас в стране аутизм и РАС диагностируют в младшем возрасте, до 5 лет. Однако если речь идёт о так называемых высокофункциональных аутистах, то диагноз может быть поставлен и в младшем школьном возрасте, и даже в средней школе, если признаки аутистического расстройства были сглажены и списывались просто на особенности характера. Но с возрастом и вступлением ребёнка, например, в пубертат обострились и стали очевидны. Как правило, сегодня всё чаще любое нестандартное поведение всё-таки объясняют именно аутистическим спектром. И только если налицо отчётливый бред и галлюцинации, то врачи ставят другой психиатрический диагноз.

Как это проявляется?

Петя, 2 года. Родители стали замечать, что у мальчика почти не появляются новые слова, кроме двух-трёх, что он совершенно не умеет показывать ручкой или пальчиком на желаемый предмет, а главное – в свои 2 года совсем не интересуется другими детьми, не пытается вступить с ними в контакт. В песочнице играет один, не любит объятий, поцелуев, прикосновений. Петя может беспричинно впасть в истерику, но большую часть времени это спокойный ребёнок, который довольно долго может занимать себя каким-то однообразным действием: крутить колесо, выстраивать игрушки в ряд, рассматривать подолгу одну и ту же картинку или книжку. «Он у нас маленький философ, наблюдатель», – умиляются родители.

Коля, 3 года. Мама волнуется: ребёнок до сих пор не отзывается на своё имя, а ещё даже на 30 секунд не может ни на чём сконцентрироваться. И гулять с ним сложно: всё время куда-то убегает. Но папа доволен: «Парень – ураган! И в обиду себя не даст!» Это он про то, что Коля, если видит у какого-то ребёнка интересную игрушку, вихрем налетает и забирает. И вообще с другими детьми ведёт себя грубо: толкается, дерётся. Но в остальном улыбчив, радостен, любит всякие телесные игры: обнималки и кучу-малу. Правда, практически любые действия взрослых вызывают протест: «нет» – любимое слово, а объяснить, чего же он сам хочет, не умеет. И есть ещё странности: например, мальчик может не обращать внимания на телефонный звонок, раздавшийся рядом, но при этом отвлекается на собачий лай за два квартала.

Ира, 7 лет. Девочка очень похожа на маленькую взрослую: у неё прекрасно развита речь, она много читает и цитирует целые фрагменты из книг и фильмов. А вот обычные детские игры её, кажется, совсем не интересуют, и с одноклассниками она может обсуждать только те темы, которые увлекают её саму. Даже если эти темы её собеседнику очевидно совсем не интересны. Родители говорят про неё: «И в кого она такой консерватор?» Потому что Ира плохо реагирует на любые изменения: привязывается к одной и той же одежде, ест только определённые продукты, любое нарушение привычных ритуалов и распорядка дня вызывает растерянность и даже агрессию. Как и любая, даже самая мелкая неудача. И хотя девочка способна полностью отсидеть урок, понимает и соблюдает школьные правила, специалист, скорее всего, диагностировал бы у неё синдром Аспергера или высокофункциональный аутизм. Такие дети при соответствующей поддержке и своевременной коррекции могут быть хорошо социализированы и адаптированы в социуме. То есть способны получить интересную работу, полностью профессионально реализоваться и создать семью.

Учитесь их понимать

Сегодня довольно распространена благостная идея о том, что аутизм – не болезнь. Просто эти дети, эти люди – другие. По-другому мыслят, по-другому видят мир, по-другому воспринимают информацию.

Отчасти это так и есть: аутизм – не болезнь, а нарушение развития. Человек с аутизмом действительно воспринимает окружающий мир иначе, но самому ему это приносит множество страданий и проблем.

Например, принято считать, что детей с аутизмом или с РАС совершенно не интересуют другие дети. На самом деле им очень не хватает общения, но они не знают, как наладить взаимодействие, потому что совсем не считывают социальный контекст, не понимают невербальную коммуникацию и не могут ориентироваться по обстановке. Это один из самых трагических дефицитов при аутизме. Например, такой малыш, желая общаться, может начать толкать других детей, задирать их. Или прыгать перед ребёнком, который его так или иначе заинтересовал, размахивая руками и смеясь.

Нам с вами понятно, что так друзей он не заведёт. Но по-другому он не умеет. И требуется очень много времени и терпения со стороны взрослых, чтобы ему помочь.

Кстати, если такого ребёнка всё-таки удаётся вовлечь в общую игру, он в самый её разгар может встать и уйти, потому что его заинтересовало что-то другое. Или выдать настоящую поведенческую бурю в виде истерики и попыток причинить себе боль, потому что устал, перегрузился и не умеет об этом сообщить.

У детей с аутизмом частые проблемы с ЖКТ, эндокринологические нарушения, воспалительные процессы. Затронута иммунная система.

Ещё пример: неречевой ребёнок с аутизмом бьёт себя по уху, бьётся головой о другие предметы или много кричит, падает на пол и плохо ест.

Вместо того чтобы тащить его к психиатру и давать сильный препарат, обследуйте малыша. Возможно, у него застарелый отит, часто болит голова или сильнейший гастрит. Сообщить об этом он не может, но страдает. А мы видим на поверхности только ужасное поведение и эпизоды самоагрессии.

Стоит вылечить ухо, понять причину головной боли или наладить работу кишечника, как меняется и сам ребёнок, и его поведение, а часть аутичных симптомов бесследно исчезает. В конце концов, если у вас что-то болит и вы не можете об этом сообщить, вы тоже будете вести себя неадекватно, а целый мир станет вам не мил.

Прибавьте к этому задержку речевого развития, нарушения сна, пищеварения, избирательность в еде, аллергии с одной стороны, а с другой стороны постоянное желание засунуть в рот самые странные предметы и попробовать на вкус самые несъедобные вещи (жидкость для мытья посуды, например), и вы поймёте, как трудно живётся этим детям.

Между тем все специалисты и эксперты в области аутизма отмечают: ранняя диагностика и ранее вмешательство приносят свои плоды и примерно в 50 %–60 % случаев позволяют к школе снять диагноз или вывести ребёнка в приемлемое для обучения в массовой школе состояние.

Что должно насторожить?

Обычно признаки аутизма проявляются ещё до 3 лет. Самые распространённые выглядят так:

  • искажённая реакция на дискомфорт: например, маленький ребёнок на прогулке, во время игры или даже во время сна может продемонстрировать чрезмерно бурные реакции испуга – громко плакать в ответ на слабые звуковые раздражители и незначительные изменения окружающей среды (такими могут послужить далёкий лай собаки, гудок автомобиля или даже лёгкий сквозняк)…
  • …но демонстрировать слабые реакции на сильные раздражители: например, на грохот упавшего рядом предмета, яркую вспышку света;
  • отсутствие ярких эмоций у грудных детей: в отличие от своих ровесников, малыш мало плачет, почти не требует к себе внимания, часами спокойно лежит в коляске или в кроватке, рассматривая игрушку, никак не выражает удовольствия от кормления или когда над ним склоняется мама или кто-то из близких взрослых;
  • плохо откликается или вообще не реагирует на собственное имя;
  • практически не улыбается;
  • не умеет, как правило, пользоваться указательным жестом и часто использует руку находящегося в доступности взрослого, чтобы получить желаемое или указать на желаемый предмет;
  • совсем не умеет объяснить, что он хочет или от чего испытывает сильный дискомфорт;
  • подвержен частым истерикам (что называется, на ровном месте) либо уходит в себя.

Что делать родителям?

Для начала успокоиться: аутизм – не приговор. Конечно, лучше иметь здорового, талантливого, красивого и успешного сына или дочь, но от того, что наши дети болеют, мы не перестаём любить их и желать им счастья.

Не закрывать на проблему глаза. Не стоит надеяться, что «малыш перерастёт», у него «просто такой характер», он «просто мальчик, а все мальчики развиваются медленнее девочек». Чем скорее вы признаетесь себе, что проблема есть и она достаточно серьёзная, её надо решать, и что каждую секунду время тикает против вашего ребёнка, тем больше вы поможете ему. Тем больше гарантий, что какие-то дефициты сгладятся и частично компенсируются, а какие-то уйдут совсем, что ребёнок научится контролировать свои состояния и вовремя сигнализировать о своём дискомфорте.

А главное – научится жить со своим аутизмом и точно не пропадёт без вашей помощи и опеки. Это ведь самый главный страх любого российского родителя, имеющего ребёнка с ограничениями и дефицитами, потому что, к сожалению, пока ещё в нашей стране наши дети, кроме нас, никому не нужны: «Что будет с моим ребёнком, когда/если меня не станет?»

К сожалению, уповать на волшебную пилюлю и на то, что есть некоторое специальное место, где вашему ребёнку помогут, не стоит. Вам придётся измениться и изменить свою жизнь. Но это не перемены к худшему.

Шаг 1. Интернет

Он обрушит на вас массу противоречивой информации, и вам надо будет научиться отделять зёрна от плевел, профессионалов – от авантюристов и проходимцев. Вам нужно будет собрать и переработать терабайты информации. Для того чтобы облегчить себе эту непростую задачу, можно и нужно обращаться к профильным форумам или группам на фейсбуке, имеющим достаточную репутацию и опыт. Там вы уже найдёте тщательно отобранную и отсортированную информацию, а также сможете получить рекомендации и отзывы по ведущим специалистам. Такие группы, как правило, ведутся родителями-энтузиастами, в своё время столкнувшимися с информационным хаосом в Сети. В качестве примера можно посоветовать группу Центра проблем аутизма: там есть верхний пост, где модераторами собраны самые авторитетные и ценные ссылки, а также списки специалистов.

Шаг 2. Не теряйте время

Параллельно начните общаться со своим ребёнком, наблюдайте за ним как можно больше, отмечайте самые незначительные мелочи и странности. Во-первых, это поможет вам лучше понять его, во-вторых, ваши наблюдения пригодятся потом специалистам, которые будут заниматься с вашим малышом. Особенно такие наблюдения необходимы специалистам по прикладному поведенческому анализу, самому эффективному сегодня способу педагогической и поведенческой коррекции детей с нарушениями развития.

Шаг 3. Не надейтесь на чудо: аутизм – это навсегда

Поэтому гоните тех, кто обещает полное исцеление или предлагает волшебные таблетки. Но в ваших силах сделать так, чтобы диагноз не мешал жить вам и не украл жизнь и судьбу у вашего ребёнка. Приготовьтесь не к спринту, а к марафону, в котором важно не количество, а качество того, что потребуется вашему малышу. И помните: начинать надо с того, что гарантированно не принесёт ему вреда. Может не помочь, не сработать. Но точно не навредит. Проще говоря, прежде чем прописывать тяжёлые таблетки, попробуйте диеты, витамины, сенсорную интеграцию, адаптивную физкультуру и коррекционные занятия, в которых важен не диагноз, а тот дефицит в развитии, тот разрыв, который мешает вам и вашему ребёнку.

Куда обращаться?

Если мама или папа заметили первые признаки и забили тревогу, в первую очередь, их путь – к педиатру. Но нужно быть готовым, что подавляющее большинство педиатров в нашей стране продемонстрирует два типовых варианта поведения.

Вариант № 1 (если речь идёт о малыше до трёх лет): «Мама, выпейте валерьянки, перестаньте придумывать и просто займитесь воспитанием своего ребёнка».

Вариант № 2: выпишет направление к психиатру.

Однако времена меняются, и, возможно, кто-то из врачей задумается, потратит на вас и вашего ребёнка больше положенных 5 минут. Поговорит, расспросит, составит анамнез и посоветует начать полное обследование: от ЭЭГ до ортопеда, а параллельно найти специалистов, которые немедленно начнут коррекционные занятия и абилитационные мероприятия.

В России сегодня можно выстроить полноценный качественный и всесторонний сервис для своего ребёнка. Правда, это потребует от вас недюжинной воли, достаточных финансов, а главное – заставит вас стать настоящим экспертом, своеобразным сервис-тайм-топ и прочим менеджером, который правильно, логично, наиболее оптимально и наименее затратно заново выстраивает свою жизнь с аутизмом и вокруг аутизма своего ребёнка.

Но не впадайте в отчаяние: всё это стало возможно благодаря активности родителей, которые, имея детей с аутизмом, не пожелали смириться с тем набором услуг в виде койки в психиатрическом стационаре и коктейля из нейролептиков, которые совсем недавно могло им предложить государство.

Огромное количество родительских инициатив и начинаний выросло в серьёзные профессиональные мероприятия и существенно поменяло реальность вокруг диагноза «аутизм».

Например, родительские организации в последнее время активно поддерживают и продвигают идею совместного инклюзивного образования, и уже во многих регионах некоторые детские сады и школы принимают детей с аутизмом и РАС.

Появилось множество обучающих программ и семинаров (в том числе и в регионах), благодаря которым родители таких детей перестали себя чувствовать изгоями, перестали нести диагноз своего ребёнка как крест, как наказание. Перестали стыдиться своих детей и осознали, что у них тоже есть право на полноценную и счастливую жизнь.

К сожалению, сегодня у образовательных учреждений всегда есть и достаточное количество оснований, чтобы отказать им в приёме. Но такие родительские организации, как Центр проблем аутизма, создают на основе федерального и регионального законов работающие и успешные модели, которые позволяют включать детей с нарушениями развития в общеобразовательный школьный процесс без ущерба для этого процесса, для нормотипичных детей и учителя.

Первый пилотный проект такой модели был создан 4 года назад. С тех пор подобные инициативы появились в Москве, Питере и некоторых крупных городах РФ. Времена меняются: сегодня родители не боятся и умеют объяснять чиновникам на местах, как надо исполнять закон.

Ситуация с высшими и средними учебными заведениями, к сожалению, намного хуже. Остаётся надеяться, что и в эту сферу придут активные профессиональные родители, которые будут менять и эту реальность ради своих детей.

Главное – лёд тронулся, и, возможно, довольно скоро практика создания специальных образовательных условия для детей с ОВЗ станет обыденной и повсеместной.

Ведь хорошее крепкое здоровье – истинный дар, удача, везение. Которое, к сожалению, может жестоко закончиться в один момент. В этой ситуации важно, чтобы любой нуждающийся в помощи встретил её. Помогая другому, мы сами становимся лучше и приобретаем, пожалуй, даже больше, чем тот, кому мы дарим своё сострадание.

Историческая справка

Примеры описаний симптомов, совпадающих с аутизмом, можно обнаружить задолго до появления самого термина «аутизм». В коллекции изречений Мартина Лютера, записанных его студентами и изданной Иоганном Матезиусом в 1566 году под названием «Застольные беседы», есть описание двенадцатилетнего мальчика, возможно, страдавшего тяжёлой формой аутизма. Матезиус пишет, что Лютер счёл ребёнка «бездушной массой плоти, одержимой дьяволом» и посоветовал задушить его.

В фильме Франсуа Трюффо «Дикий ребёнок» использована подлинная история мальчика из Аверона. Этот Маугли XVIII века, обитавший во французских лесах и попавший к людям лишь в 1800 году в возрасте примерно 12 лет, поступил под опеку студента-медика Жана Итара, разработавшего специальную программу обучения через имитацию, чтобы привить мальчику социальные навыки и обучить его речи. Несмотря на то, что Виктор так и не овладел полноценной речью, работа Итара показала огромные перспективы в деле обучения детей с нарушениями развития. В описании симптомов и поведения Виктора тоже прослеживаются признаки аутизма.

Сам термин autismus был придуман швейцарским психиатром Эйгеном Блейлером в 1910 году. В основу термина, он положил греческое слово αύτός – «сам», подчеркнув тем самым «аутистический уход пациента в мир собственных фантазий, любое внешнее воздействие на который воспринимается как нестерпимая назойливость».

Однако современное значение термин «аутизм» обрёл в 1944 году. Австрийский психиатр и педиатр Ганс Аспергер из Венского университетского госпиталя опубликовал первое описание позже названного в его честь синдрома, который он называл «аутистической психопатией». Аспергер исследовал одно из расстройств аутистического спектра, впоследствии названное синдромом Аспергера, которое лишь в 1981 году получило официальное признание в качестве самостоятельного диагноза.

Другой австрийский психиатр Лео Каннер, работавший в Госпитале Джона Хопкинса, внёс современное значение слова «аутизм» в английский язык. Описывая в 1943 году поразительное сходство черт поведения 11 детей, он употребил словосочетание «ранний детский аутизм», которое используется в диагностике и сегодня. Почти все особенности, подмеченные Каннером в первой статье на эту тему, такие как «аутистическое уединение» и «стремление к постоянству», и в наше время считаются типичными проявлениями аутистического спектра.

«Аутизм: Дети дождя» автор: Елена Вроно

www.za-partoi.ru

Аутизм и нарушения развития

Зайцева М.К., Кричевец Е.А.

Опыт развития речевого общения и взаимодействия в группе молодых людей со сложной структурой дефекта

Заведеева М.М.

Безопасное общение с компьютером для младших школьников

Сухотин М.А.

Рисование как средство развития и поддержания диалогической речи с ребенком, имеющим аутизм

● Все статьи рубрики (135)

Бельчева Т.Г.

Размышления матери взрослого необычного ребенка

Голышев С.Д.

Мой сын – даун. Собака потеряла весну

Королева Е.

Cиний цвет надежды

● Все статьи рубрики (36)

Манелис Н.Г., Медведовская Т.А., Субботина Е.В.

Анализ проблем, возникающих в дошкольном образовательном учреждении при создании специальных образовательных условий для детей с РАС. Результаты анкетирования

Чуприков А.П.

Парааутизм – психогенная форма аутизма

Чуприков А.П.

Синдром Ретта

● Все статьи рубрики (39)

Алехина С.В.

Принципы инклюзии в практике образования

Рязанова А.В., Ермолаев Д.В., Шапиро М.С., Артамоненкова С.И., Долотова И.А., Зарубина Ю.Г., Вялитов Р.Р.

Модель психолого-педагогической помощи детям школьного возраста с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Загуменная О.В.

Я учусь пересказывать. Методическое пособие. Рабочая тетрадь.Часть 1.

● Все статьи рубрики (17)

Рыскина В.Я.

Несколько строк о добре и зле

● Все статьи рубрики (1)

Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Благотворительному фонду "Абсолют-помощь" - 10 лет.

Скрябина И.В.

Автономная некоммерческая организация Абилитационный центр "Особый ребенок"

● Все статьи рубрики (9)

Новости, хроника событий, документы

Материалы Х Международного конгресса «Аутизм — Европа», Будапешт

Новости, хроника событий, документы

● Все статьи рубрики (28)

Никитина А.

Зебмео и Джульебра

Мамонтов Ю.В.

Сказка о ворчливом Шкафе

Смирнова М.В.

Мои рассказы

● Все статьи рубрики (11)

Центру психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков МГППУ — 20 лет!

Дети о школе Центра

Специалисты о Центре

● Все статьи рубрики (4)

Семенович М.Л., Манелис Н.Г., Хаустов А.В., Козорез А.И., Морозова Е.В.

Описание методики оценки базовых речевых и учебных навыков (ABLLS-R)

Давыдова Е.Ю., Сорокин А.Б.

Изучение особенностей поведения и общения у детей ясельного возраста с подозрением на наличие расстройства в спектре аутизма при помощи «Плана диагностического обследования при аутизме» ADOS-2

● Все статьи рубрики (2)

Векслер Д., Москаленко С.А.

Применение техники «Тематические фотокнижки» в работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра или интеллектуальные нарушения

Симашкова Н.В., Якупова Л.П.

Тяжелые формы атипичного аутизма в детском возрасте

Медведовская Т.А., Сударикова М.А.

Опыт групповой коррекционной работы с детьми с высокофункциональным аутизмом

● Все статьи рубрики (43)

Павлова Ю.Б., Хотылева Т.Ю.

Круглый год. Методика развития и коррекции речи.

Виноградова Л.А.

Я читаю. Методическое пособие

Виноградова Л.А.

Я читаю. Методическое пособие

● Все статьи рубрики (14)

Нейсон Б.

О ключевых проблемах аутизма

Бэнд Э.Б., Хэчт Э.

Аутизм глазами сестры. Взгляд девочки на аутизм ее брата

Уэрнер Э.Е.

Дети "Садового острова"

● Все статьи рубрики (17)

Бородина Л.Г., Солдатенкова Е.Н.

Рекомендации родителям при предположении у ребенка расстройства аутистического спектра

Багарадникова Е.В.

Построение образовательного маршрута в Москве для ребенка с РАС или с ментальными нарушениями

Мацнева Е.М.

Правильная диета при аутизме

● Все статьи рубрики (9)

Исакова С.В., Феофанов В.Н.

Тема расстройств аутистического спектра в произведениях художественной литературы

Ресурсный класс. Практическое руководство.

● Все статьи рубрики (2)

Илишкина Н.Ю.

«Кристофер и отец»,или Кто здесь с диагнозом? Впечатления от спектакля интегрированного театра-студии «Круг II»

Бельчева Т.Г.

У искусства нет барьеров

● Все статьи рубрики (2)

Оршанский Л.Г.

Вспомогательная школа для умственно отсталых детей

Маляревский М.И.

Клиника нравственной и умственной отсталости

Маляревский М.И.

Клиника нравственной и умственной отсталости

● Все статьи рубрики (6)

Хаустов А.В.

Колонка главного редактора

Хаустов А.В.

Журналу «Аутизм и нарушения развития» 15 лет

Хаустов А.В.

Колонка главного редактора

● Все статьи рубрики (3)

Морозов С.А., Морозова Т.И.

Клинический полиморфизм и вариативность образования детей с аутизмом

Алехина С.В.

Создание системы комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра в России: опыт одного проекта

Хаустов А.В.

Направления деятельности Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра

● Все статьи рубрики (7)

Горбачевская Н.Л., Переверзева Д.С., Воинова В.Ю., Коваль-Зайцев А. А., Салимова К.Р., Данилина К.К., Юров И.Ю., Юров Ю.Б., Ворсанова С.Г., Кобзова М.П., Тюшкевич С.А., Мамохина У.А., Сорокин А.Б.

Факторы, влияющие на успешность преодоления расстройств аутистического спектра

Симашкова Н.В., Клюшник Т.П., Коваль-Зайцев А. А., Якупова Л.П.

Клинико-биологические подходы к диагностике

Казари К.

Современное состояние поведенческих вмешательств при аутизме и нарушениях развития

● Все статьи рубрики (3)

Самойлова В.М., Костенкова Ю.А., Лобачева Е.К.

Формирование эмоционально-оценочной лексики у дошкольников высокофункциональных групп с РАС

Бородина Л.Г., Фисунова А.С.

Проблема толерантности к лицам с психическими расстройствами в современном российском мегаполисе

Мамохина У.А.

Особенности речи при расстройствах аутистического спектра

● Все статьи рубрики (4)

Дорманд Л., Шведовский Е.Ф.

Инклюзия в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра

● Все статьи рубрики (1)

● Все статьи рубрики (0)

psyjournals.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта