Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Исторический анализ развития законодательства России о государственной регистрации прав на недвижимость от Царской России и до наших дней. Статья в журнале государственная регистрация прав


Актуальность и практическая значимость государственной регистрации права на недвижимое имущество на современном этапе развития гражданского законодательства



Государственная регистрация права на недвижимость — это одна из основных функций государства, осуществляемая уполномоченными им органами в целях защиты и охраны имущественных прав собственников недвижимого имущества, регулирования приобретения права собственности, владения и распоряжения недвижимым имуществом, ликвидации нарушений в сфере отношений, связанных с ней.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество имеет важную общественную значимость, поскольку она должна обеспечивает стабильность и законность оборота недвижимого имущества, путем безошибочной регистрации прав субъектов гражданского оборота на объекты недвижимого имущества, создания современной информационной системы, позволяющей всем субъектам права получать индивидуальные достоверные данные о правовом статусе каждого объекта.

Ключевые слова: недвижимое имущество, рынок недвижимости, оборот недвижимости, процесс регистрации, имущественная защита, интересы граждан.

Актуальным на сегодняшний день является исследование проблемы государственной регистрации прав на недвижимое имущество, поскольку многие граждане имеют документы, устанавливающие права на недвижимое имущество, но не имеют сведений, подтверждающих их права на сегодняшний день. Это достаточно распространённая ситуация в России, когда граждане приобрели право на недвижимость, но сделали это до того как государственная регистрация права на недвижимость стала обязательной, и по сей день не зарегистрировали свое право, и даже не поставили свое недвижимое имущество на государственный кадастровый учет. В итоге складывается ситуация, что собственник у недвижимого имущества есть, но, в публичном реестре прав на недвижимое имущество отсутствует информация об этом праве. В связи с этим возникает проблема, что большинству участников гражданского оборота не известно, есть ли собственник у того или иного земельного участка, и кто именно является собственником.

Часто при введении в гражданский оборот земельного участка, который был предоставлен гражданину ранее, чем государственная регистрация стала обязательной, возникают споры, связанные с определением границ земельных участков. Данные споры очень часто затрагивают вопросы границ смежных земельных участков, уже поставленных на кадастровый учет и сведения о праве на которые уже внесены в ЕГРН.

При изучении законодательства в сфере государственной регистрации прав на недвижимость, основополагающее значение имеет Федеральный Закон от 13.07.2015 года № 218 — ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Данный закон определяет правовые основы ведения государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество в РФ. Наделяет полномочиями Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. Дает понятие Единого государственного реестра прав и определяет особенности его формирования, пополнения, актуализации и др. Принятие нового закона не решило проблему, которая широко обсуждается в литературе — правовое значение факта государственной регистрации: она создает право на недвижимость или лишь подтверждает этот факт. Считаем, что при государственной регистрации устанавливается два факта, во–первых факт наличия недвижимости (тип объекта, его название), во-вторых факт наличия права в отношении недвижимой вещи (реквизиты лица, которому принадлежит право), а так же наличие обременений.

На сегодняшний день ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с законодательством о регистрации прав на недвижимое имущество, а также зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях и иных установленных в соответствии с законом сведениях. В реестр прав и обременениях объектов недвижимости, сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законодательством, а также дополнительные сведения, внесение которых в ЕГРН влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости. ЕГРН является результатом объединения трех реестров. Государственного реестра прав на недвижимость и реестра границ. Такое слияние ресурсов позволяет повысить неоспоримость зарегистрированного права, поскольку объект недвижимости становится более индивидуализирован, и охарактеризован. Несомненно, объединение трех ресурсов имеет множество плюсов, но на практике возникает вопрос: как эти реестры объединить между собой? В настоящее время ЕГРН является не полным источником сведений, в виду того, что государственный кадастр недвижимости и единый государственный реестр прав объединяются вручную для оптимизации трех реестров необходимо достаточно времени и человеческого трудового ресурса, особенно в части сведений о границах объектов недвижимого имущества.

Заинтересованное лицо может получить доступ к различным ресурсам ЕГРН как бесплатно в ограниченном объеме сведений о недвижимом имуществе, так и за плату, онлайн или при обращении в соответствующий орган. Таким образам ЕГРН представляет собой сводный электронный реестр объединенной информации о объектах недвижимости, а также о праве на них, который составляется на основании информации из ЕГРП, государственного кадастра недвижимости, которая также предоставляется заявителями и уполномоченными государственными органами. Дает понятие Единого государственного реестра прав и определяет особенности его формирования, пополнения, актуализации и др. Принятие нового закона не решило проблему, которая широко обсуждается в литературе — правовое значение факта государственной регистрации: она создает право на недвижимость или всего лишь подтверждает это факт.

Единой целью государственной регистрации является имущественная защита прав и интересов собственников недвижимости. Изучение вопроса последствий уклонения субъектов гражданского оборота от государственной регистрации сделок с недвижимостью является актуальным для науки права и современной жизнедеятельности любого человека, желающего обрести недвижимое имущество.

Для понимания проблем, актуальности, практической значимости государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней на современном этапе развития законодательства в РФ необходимо рассматривать реализацию её целей и следующий перечень задач:

1) учитывать исторический фактор возникновения, развития государственной регистрации прав на недвижимое имущество в России,

2) рассматривать особенности и задачи государственной регистрации прав на недвижимость на современном этапе развития гражданского законодательства в России,

3) понимать суть действующего законодательства о порядке государственной регистрации прав на недвижимое имущество,

4) рассматривать существующую систему органов государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания изменений произошедших в ее структуре,

5) оценивать с точки зрения целесообразности и актуальности основные этапы процедуры государственной регистрации прав на недвижимое имущество,

6) выявлять проблемы, возникающие при этом, постоянно отслеживать, анализировать судебную практику по рассмотрению частных проблем.

В силу своей новизны, некоторые изменения в нормативно-правовых актах еще не получили должного теоретического и практического изучения. Социально-экономические и правовые реформы, повышение значимости сделок с недвижимостью в РФ заложили основу для существенного изменения механизма и системы государственной регистрации. Именно это обстоятельство определило выбор темы исследования, актуальность которого обоснована наличием в законодательстве огромного количества разногласий, правоприменительных проблем в вопросах о государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом.

Существующий в Российской федерации механизм государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, позволяет понять порядок государственной регистрации и деятельность участников с позиции обеспечения стабильности оборота недвижимого имущества, его публичности, гласности. Для правильного использования норм права, регулирующих отношения, возникающие по поводу объектов недвижимости, необходимо разграничить гражданское, земельное и жилищное законодательство. Вопросы, связанные с владением, пользованием и распоряжением недвижимым имуществом, когда недвижимость является предметом экономического оборота, всегда регулирует гражданское законодательство.

Литература:
  1. Алексеев В. А. Концепция государственной регистрации прав на недвижимость в Российской Федерации. М.: Волтерс Клувер, 2011.
  2. Арабидзе Д. Г. Анализ проблем и перспектив государственной регистрации сделок с недвижимостью. -М.: Олма-пресс, 2006.
  3. Бабич М. Е. Перспективы развития нотариата в Российской Федерации // Нотариус. 2011. — № 2.
  4. Баранов A. C. Практика судебных споров в сфере сделок с недвижимостью. М.: Юридическая литература, 2008.
  5. Бабкин С. А. Основные начала организации оборота недвижимости. М., 2006.
  6. Игнатова, М. С. Взаимодействие органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимость, с иными органами и организациями / М. С. Игнатова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». — 2006. — № 13. — С. 233–236.

Основные термины (генерируются автоматически): недвижимое имущество, государственная регистрация, недвижимость, гражданский оборот, Единый государственный реестр, РФ, Россия, государственный кадастровый учет, гражданское законодательство, земельный участок.

moluch.ru

Государственная регистрация юридических лиц | Статья в журнале «Молодой ученый»



В Российской Федерации каждый гражданин имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности [1].

Для развития рыночной экономики любой страны государству необходимо создавать условия беспрепятственной и активной реализации данных прав граждан.

Ежегодно Всемирный банк предоставляет рейтинг Doing Business, для того чтобы проинформировать в какой стране наиболее комфортные условия для создания и развития бизнеса.

Экспертами Всемирного банка и Международной корпорации в 2017г. был проведен анализ, по итогам которого идеальное место для создания и ведения бизнеса является Новая Зеландия. Успех Новой Зеландии является наиболее впечатляющим, так как на протяжении 10 лет бессменно рейтинг возглавлял Сингапур.

Россия в 2017 году занимает 40-е место, поднявшись на 11 позиций по сравнению с 2016 годом.

Государственная регистрация юридических лиц осуществляется при помощи инспекции ФНС (далее — регистрирующий орган) в срок, не более трех рабочих дней со дня предоставления необходимого перечня документов.

Согласно ст.12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в регистрирующий орган при государственной регистрации создаваемого юридического лица предоставляются следующие документы:

  1. Заявление о государственной регистрации по форме № Р11001. В данном заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют требованиям законодательства РФ. Содержащие сведения в этих учредительных документах являются достоверны.
  2. Решение о создании юридического лица. Представляется в виде договора, протокола или иного документа соответствующий законодательству РФ.
  3. Учредительные документы юридического лица в двух экземплярах, один из которых возвращают с отметкой регистрирующего органа. Исключением является случай, при котором юридическое лицо будет действовать на основании типового устава. Сведения будут указывать в заявлении о государственной регистрации по форме № Р11001.
  4. Выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное доказательство юридического статуса иностранного юридического лица.
  5. Документ об уплате государственной пошлины. Согласно ст.333.33 НК РФ размер государственной пошлины составляет 4000 руб [2].

Очень часто возникают вопросы при регистрации юридических лиц, касающиеся адреса юридического лица. Местонахождение юридического лица определяется путем его государственной регистрации на территории РФ.

В настоящее время существуют разные способы представлять документы на регистрацию юридических лиц. Порядок предоставления документов установлен ст.9 Федерального закона № 129-ФЗ [3].

Документы могут быть направлены в регистрирующий орган почтовым отправлением с указанием ценности при его пересылке с описью вложения, либо через многофункциональный центр предоставления муниципальных и государственных услуг (далее — МФЦ), и в электронной форме документов, подписанной электронной подписью с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Представление документов в регистрирующий орган или представление через МФЦ может быть осуществлено заявителем или его представителем на основании нотариально заверенной доверенности, с приложением данной доверенности или ее копии.

Кроме этого, в регистрирующий орган по просьбе заявителя представление документов может быть осуществлено нотариусом в порядке, установленном законодательством РФ о государственной регистрации. В форме электронных документов нотариусом указанные документы направляются в регистрирующий орган, подписанный электронной подписью нотариуса.

При представлении нотариусом в регистрирующий орган по просьбе заявителя документов в электронном форме, подписанные электронной подписью нотариуса, документы, подтверждающие факт внесения записи в ЕГРЮЛ, или решение об отказе направляют нотариусу в форме электронных документов.

Заявление о государственной регистрации представляется в регистрирующий орган и заверяется подписью заявителя, подлинность которого должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Заявитель указывает свои паспортные данные или данные иного удостоверяющего личность документа.

В случае представления в регистрирующий орган лично заявителем с представлением документа удостоверяющего личность, свидетельствование в нотариальном порядке на представленном заявлении не требуется.

Заявителями могут быть следующие физические лица:

  1. Руководитель или иное лицо, имеющие право действовать от имени этого юридического лица без доверенности;
  2. Учредители юридического лица или учредитель при его создании;
  3. Руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) или конкурсный управляющий:
  4. Иное лицо, действующее на основании полномочий, предусмотренных федеральным законом.

Необходимо обратить внимание, что при осуществлении государственной регистрации датой является день их получения регистрирующим органом.

В день получения документов, регистрирующий орган, выдает заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально заверенной доверенности, расписку о получении документов с указанием всего перечня и даты их получения. В случае, если представление документов в регистрирующий орган проходит через МФЦ данная расписка выдается МФЦ заявителю либо его представителю, действующего на основании нотариально заверенной доверенности.

Если документы отправляют по почте, то при их получении регистрирующий орган отправляет расписку не позднее рабочего дня, следующего за днем получения документов.

Если документы подаются в электронном виде, с помощью сети Интернет, включая портал государственных и муниципальных услуг, то расписка направляется по адресу электронной почты указанная заявителем о получении в течении рабочего дня, следующего за днем получения документов.

При этом регистрирующий орган размещает информацию в сети Интернет не позднее рабочего дня, следующего за днем их получения регистрирующим органом.

Проверка документов регистрирующим органом.

Регистрирующий орган согласно общему правилу не проверяет на предмет соответствия федеральным законом или иным нормативным правовым актам и содержащиеся сведений в представленных документах, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Проверка на достоверность сведений проводится регистрирующим органом в том случае, если возникают обоснованные сомнения в их достоверности. Проверка проходит посредством:

  1. Изучение сведений и документов, представленные регистрирующему органу, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также пояснений и документов, представленных заявителем;
  2. Получения необходимых объяснений от лиц, которым известны обстоятельства для проведения проверки;
  3. Получение сведений по вопросам и справок, возникающее при проверке;
  4. Проведение осмотра объекта недвижимости;
  5. Привлечение эксперта или специалиста для участия в проведении проверки.

Способы, основания и условия проведения указанных мероприятий и порядок их использования результатов устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти Правительством РФ.

В случае установления недостоверных сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, государственная регистрация не может быть осуществлена.

Заинтересованное лицо вправе направить письменное возражение в регистрирующий орган о предстоящем внесении сведений в ЕГРЮЛ по форме, утвержденной органом исполнительной власти Правительством РФ. В настоящий момент такая форма не утверждена.

Письменное возражение в регистрирующий орган может быть направлено почтовым отправлением и в форме электронного документа, подписанного электронной подписью. Подлинность подписи заинтересованного физического лица или уполномоченного представителя при направлении возражения по почте должна быть заверена в нотариальном порядке. Заинтересованным лицом одновременно должен быть представлен в регистрирующий орган документ, удостоверяющий его личность.

Налоговые органы трактуют свои правила при проверке достоверности представленной информации следующим образом.

Согласно п. 4.4 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ, если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки на достоверность сведений, регистрирующий орган имеет право приостановить государственную регистрации.

В случае если по результатам проведения проверки на достоверность сведений, включенная в ЕГРЮЛ, установлены не достоверные сведения, то с учетом требований положения п.6 ст. 11 Федерального закона № 129-ФЗ регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности сведений о юридическом лице.

Отказ в государственной регистрации.

Перечень правовых оснований отказа в государственной регистрации изложен в ст.23 Закона № 129-ФЗ.

Отказ в государственной регистрации допускается в случае, если заявитель не предоставил установленный пакет документов, заявление подписано неуполномоченным лицом, наименование юридического лица не соответствует требованиям Федерального закона и в иных случаях.

Согласно п.1. ст.25.2 Закона N 129-ФЗ решение об отказе государственной регистрации может быть обжаловано в вышестоящий регистрирующий орган, либо в уполномоченный орган исполнительной власти путем подачи жалобы, и обжаловано в судебном порядке. Содержание и форма жалобы изложена в ст.25.4 Закона № 129-ФЗ.

Если регистрирующий орган принял решение об отмене в государственной регистрации, то он обязан вынести решение по документам, в течении 5 рабочих дней со дня получения решения.

Литература:
  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ), статья 34
  2. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2017), ст.333.33
  3. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2017), ст.9.

Основные термины (генерируются автоматически): регистрирующий орган, государственная регистрация, юридическое лицо, документ, получение документов, достоверность сведений, рабочий день, нотариальный порядок, исполнительная власть, представление документов.

moluch.ru

Актуальные изменения в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

     1 января 2017 года вступает в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", который полностью изменит сферу государственного кадастрового учета недвижимости и регистрации прав и сделок с недвижимым имуществом.

     Причиной принятия данного закона стало двойное правовое регулирование учетно-регистрационной сферы недвижимости, сложная процедура регистрации недвижимости, необходимость заявителя для поставки недвижимости на государственный кадастровый учет и регистрации прав на недвижимое имущество обращаться в государственный орган, расположенный исключительно по месту нахождения недвижимого имущества, хранение сведений, составляющих данные реестров, в бумажном виде, что зачастую приводит к утрате или искажению сведений, отсутствие четкой ответственности регистрирующего органа.

     Все это привело к необходимости принятия нового закона, который позволил бы упростить процедуру регистрации недвижимости и поставки ее на государственный кадастровый учет, уменьшил затраты заявителя, создал единый электронный информационный реестр в сфере недвижимости, объединяющий Единый государственный реестр на недвижимое имущество и сделок с ним и Государственный кадастр недвижимости.

     В этой связи перед законодателем была поставлена задача – разработать новый закон, цель которого – повысить качество оказания государственных услуг в сфере государственного кадастрового учёта недвижимости и регистрации прав на недвижимое имущество путем создания единого информационного электронного реестра, содержащего описание объектов недвижимости и сведения о правах на них.

     Для достижения вышеуказанной цели 3 сентября 2014 года Министерством экономического развития Российской Федерации был внесен в Государственную Думу законопроект Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» для создания на всей территории Российской Федерации Единого государственного реестра недвижимости (далее также – «ЕГРН»), объединяющего Единый государственный реестр на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также – «ЕГРП») и Государственный кадастр недвижимости (далее также – «ГКН» / «кадастр недвижимости») в единый информационный электронный реестр недвижимости.

     Законопроект был рассмотрен Государственной Думой Российской Федерации и был принят Федеральным Собранием Российской Федерации Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее также – «Закон о регистрации недвижимости»).

     Согласно Закону о регистрации недвижимости его основными задачами являются:

  • создание единого электронного информационного ресурса - ЕГРН, объединяющего ЕГРП и ГКН;
  • внедрение единой учётно-регистрационной процедуры в отношении объектов недвижимости;
  • экстерриториальность предоставления заявителями документов, то есть возможность подачи их в любой офис независимо от местонахождения недвижимости;
  • осуществление учётно-регистрационных  процедур, а также внесение большей части сведений в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного взаимодействия между органами власти и органами регистрации прав на недвижимость без участия заявителя;
  • повышение ответственности работников учётно-регистрационной системы, в том числе за внесение недостоверных сведений;
  • сокращение  сроков проведения учётно-регистрационных процедур за счёт их оптимизации;
  • установление порядка компенсации за утрату права собственности на жильё, зарегистрированного в Едином государственном реестре недвижимости.

     Решения данных задач закреплены в положениях Закона о регистрации недвижимости.

     Как именно вышеперечисленные задачи будут достигнуты? Что изменится с 1 января 2017 года в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним?

     Для ответа на эти вопросы в настоящей статье приведен сравнительный анализ Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"  (далее также – Закон о госрегистрации») и Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О государственном кадастре недвижимости" (далее также – «Закон о кадастре недвижимости»).

     В настоящей статье будут раскрыты наиболее важные изменения в сфере поставки недвижимости на государственный кадастровый учет и регистрации прав на недвижимость, которые возникнут с 1 января 2017 года.

     Так что же изменится?

     Во-первых, будет создан единый электронный информационный ресурс в сфере недвижимости – Единый государственный реестр недвижимости, объединяющий Государственный кадастр недвижимости и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Вести ЕГРН будут в электронном виде. Исключение составят реестровые дела. В них на бумажном носителе будут храниться оформленные в простой письменной форме и представленные в бумажном виде заявления, а также документы, оригиналы которых отсутствуют в других органах государственной власти, органах местного самоуправления и архивах.

     В настоящее время кадастр недвижимости и ЕГРП ведутся на электронных и бумажных носителях, причем последние имеют приоритет.

     Во-вторых, Согласно Закону о регистрации недвижимости проводить кадастровый учет недвижимости и регистрировать права на нее должен исключительно Росреестр и его территориальные органы (далее также – «Росреестр»). Эти полномочия нельзя будет передать подведомственным учреждениям.

     Из вышеизложенного следует, что только Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы будет осуществлять государственный кадастровый учет недвижимости и регистрацию недвижимого имущества и сделок с ним, при этом заявитель может обратиться в любой территориальный орган Росреестра или любой многофункциональный центр в независимости от места нахождения недвижимого имущества.

     Данное положение закреплено в п.2 ст. 18 Закона о регистрации недвижимости, заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в форме документов на бумажном носителе посредством личного обращения представляются независимо от места нахождения объекта недвижимости в подразделение органа регистрации прав или многофункциональный центр согласно перечню подразделений органа регистрации прав и многофункциональных центров, который опубликован на официальном сайте [4].

     Таким образом, если у лица, который живёт в Сызрани, возникло право наследования в Хабаровске на долю в квартире, ему не придется лететь в Хабаровск, чтобы обратиться с соответствующим заявлением в Росреестр,  находящийся по месту нахождения квартиры. Лицо может обратиться с заявлением на регистрацию права в территориальный орган Россреестра или многофункциональный центр, расположенный как в своем городе, так и в любом другом, также документы можно направить почтой.

     Данное положение говорит о наличии принципа экстерриториальности, который упрощает заявителю подачу документов и сокращает его расходы на авиа-, ж/д билеты и иные расходы, связанные с обращением заявителя в государственный орган.

     На сегодняшний день заявление о кадастровом учете подается по месту расположения объекта недвижимости в пределах кадастрового округа, а заявление о госрегистрации прав по общему правилу - по месту нахождения недвижимости в пределах регистрационного округа. Такое положение было закреплено в Законе о госрегистрации ранее, но было признано утратившим силу с 1 октября 2013 года. Однако в силу того, что принцип обращения в государственный орган по месту нахождения недвижимого имущества существовал 16 лет, у людей сложилось устойчивое мнение, что для регистрации прав на недвижимое имущество следует обращаться в территориальный орган Росреестра, расположенный исключительно по месту нахождения недвижимого имущества.

     Новый закон о государственной регистрации недвижимости направлен на изменение сложившегося стереотипа и устанавливает принцип экстерриториальности, согласно которому заявитель может обратиться в любой офис в независимости от места нахождения имущества.

     В-третьих, в настоящее время кадастровый учет и регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ней осуществляется раздельно, в различных государственных органах, что значительно усложняет процедуру регистрации недвижимого имущества и откладывает момент, например, приобретения недвижимого имущества в собственность.

     Так, в настоящее время для того, чтобы оформить право собственности на построенный Вами дом, Вам сначала необходимо обратиться в кадастровую палату для поставки дома на государственный кадастровый учет и только после того, как соответствующие сведения будут внесены в ГКН, Вы можете обратиться в территориальный орган Росреестра с целью регистрации права собственности на дом. Вся процедура занимает не мене 20 дней.

     С 2017 года, согласно ст. 3 Закона о регистрации недвижимости, государственный кадастровый учет и регистрация прав на недвижимое имущество будет осуществлять только одним государственным органом. Поскольку только один государственный орган исполнительной власти наделен полномочием осуществлять кадастровый учет и совершать регистрационные действия с недвижимостью, то было бы логично производить указанные действия одновременно. Именно так законодатель и поступил, закрепив в п.3 ст. 14 Закона регистрации недвижимости одновременную поставку недвижимости на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Однако следует отметить, что не во всех случаях возможна одновременная регистрация прав на недвижимое имущество и поставка недвижимости на государственный кадастровый учет, исключения составляют случаи, указанные в п. 4 и 5 ст. 14 Закона о регистрации недвижимости.

     В-четвертых, согласно ст. 16 Закона регистрации недвижимости, сокращены сроки поставки недвижимости на государственный кадастровый учет и регистрации прав и сделок с недвижимостью.

     Так, при подаче документов в Росреестр и его территориальные органы срок для поставки недвижимости на государственный кадастровый учет составит 5 рабочих дней; для государственной регистрации прав – 7 рабочих дней, а в случае одновременного проведения учета и госрегистрации составит 10 рабочих дней.

     Если документы будут представляться через многофункциональный центр, то сроки проведения кадастрового учета и госрегистрации прав увеличиваются на два рабочих дня.

     В настоящее время по общему правилу государственный кадастровый учет проводится в течение 10 рабочих дней, согласно п.1 ст. 17 Закона о кадастре недвижимости, и в течение 10 рабочих дней, согласно п. 3 ст. 13 Закона о госрегистрации, регистрация прав на недвижимое имущество.

     Таким образом, законодатель минимизировал сроки поставки недвижимости на государственный кадастровый учет и регистрацию прав на недвижимое имущество, что значительно облегчило и сократило учетно-регистрационную процедуру недвижимости.

     Согласно новому закону о регистрации недвижимости датой государственной регистрации прав является дата внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о соответствующем праве, об ограничении права или обременении объекта недвижимости. Датой государственного кадастрового учета является дата внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи об объекте недвижимости.

     В-пятых, другим новшеством Закона регистрации недвижимости стала отмена выдачи свидетельства о государственной регистрации прав.

     Так, в настоящий момент, согласно ст. 14 Закона о госрегистрации, проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется по выбору правообладателя свидетельством о государственной регистрации прав или выпиской из Единого государственного реестра прав [3]. В 2017 году, согласно ст. 28 Закона регистрации недвижимости, государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество будет удостоверяться выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. Свидетельство о государственной регистрации прав выдаваться не будет, Закон регистрации недвижимости отменяет его.

     В-шестых, ст. 13 и 32 Закона регистрации недвижимости, предусмотрено межведомственное информационное взаимодействие органов государственной власти. Из указанных статей следует, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также судебные органы, нотариусы обязаны направлять необходимые для учета и госрегистрации документы в порядке, предусмотренном ст. 32 Закона регистрации недвижимости.

     При поступлении документов (содержащихся в них сведений) в порядке межведомственного взаимодействия Росреестр вносит на их основании сведения в ЕГРН (за исключением случаев, когда их внести невозможно) и уведомляет правообладателя о внесении.

     Данное межведомственное информационное взаимодействие позволяет упросить учетно-регистрационную процедуру недвижимого имущества.

     В-седьмых, статья 66 Закона регистрации недвижимости установлены основания возникновения ответственности Росреестра и его территориальных органов ввиду ненадлежащего исполнения государственным органом своих обязанностей, связанных с государственным кадастровым учетом недвижимости и государственной регистрацией прав, а статье 67 Закона о регистрации недвижимости предусматривает основания возникновения ответственности у государственного регистратора.

     Так, государственный регистратор прав несет ответственность за несоответствие сведений, внесенных им в Единый государственный реестр недвижимости.

     В настоящий момент ответственность между органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и государственным регистратором не разграничена, а в Законе о кадастре недвижимости указана только бланкетная норма, отсылающая к  Федеральному закону от 27 июля 2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", специальной нормы, регулирующей ответственность государственного органа, осуществляющего государственный кадастровый учет недвижимости, не предусмотрено.

     Таким образом, новый закон в сфере регистрации недвижимости, вступающий в силу с 1 января 2017 года, предусматривает четкие основания возникновения ответственности, регламентированный порядок возмещения убытков органами государственной власти, органами местного самоуправления и иными лицами, наделенными полномочиями осуществлять государственный кадастровый учет недвижимости, государственную регистрацию прав и сделок с недвижимым имуществом.

     В заключение настоящей статьи хотелось бы сказать, что Федеральный закон от 13 июля 2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" вносит кардинальные изменения в сферу поставки недвижимости на государственный кадастровый учет и регистрации прав на недвижимое имущество, предполагаем, что указанный закон станет началом эволюции в сфере государственного кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество. Мы уверены, что благодаря тем нововведениям, которые внедряет данный закон учетно-регистрационная процедура должна стать проще, понятнее, яснее, а затраты и время заявителей будут максимально минимизированы.

pravozashitnik.net

Изменения в законе о регистрации права на недвижимое имущество

Содержание статьи подробное:

Изменения в законе о регистрации права

В конце 2015 года , в 2016 году  и с наступлением 2017 года произошли серьезные  изменения в законе о регистрации права.

  • Изменения в фз-122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»от 29.12.2015 г
  • Изменения в фз-122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 02.06.2016 г
  • Изменения в фз-122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 03.07.2016 г
  • Новый закон «О государственной регистрации недвижимости» ФЗ-218 от 13.07.2015 года , вступил в силу с 02.01.2017 г. Что нового?> > >

 

Внимание! Изменения 2015-2016 гг остаются в силе!

Оформление купли-продажи в 2016 году > > >

Оформление купли-продажи в 2018 году > > >

 

Изменения в фз-122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 03.07.2016 г

В статью 14 фз-122  «Удостоверение государственной регистрации прав»

внесены изменения, касающиеся документа подтверждающего регистрацию права собственности на недвижимое имущество за физическим или юридическим лицом.

Статья 14. Удостоверение государственной регистрации прав1. Проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется выпиской из Единого государственного реестра прав.(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 360-ФЗ)

15.07.2016 г поправки вступили в законную силу и отныне Свидетельство о государственной регистрации права отменяется.

Право подтверждающим документом становится Выписка из Единого государственного реестра прав ( с 01.01.2017 г — ЕГРН).

На документе-основании возникновения права  -договоре, соглашении или ином правоустанавливающем документе,  ставится специальная регистрационная надпись.

Если документ-основание подается в электронном виде — такая надпись удостоверяется усиленной квалифицированной подписью государственного регистратора.

Подробнее > > >

Повторные Свидетельства и дубликаты так же выдаваться не будут.

Дополнение статьи 19 пунктом 6.

В случае устранения причин, повлекших за собой приостановление государственной регистрации прав, течение срока, предоставленного на совершение регистрационных действий, возобновляется с учетом срока, прошедшего до приостановления государственной регистрации прав.

Практические последствия дополнения к статьи 19:

Теперь регистратор обязан взять в работу отложенное , по причине недостающих документов, дело в работу с учетом  срока, прошедшего до приостановления регистрации.

Поскольку к регистратору в работу дело поступает от эксперта за 2-3 дня до истечения срока регистрации, смею предположить, что регистратор продолжит работу с документами в день их поступления, ну или на следующий день.

Изменения в фз-122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 02.06.2016 г

Статья 24. Государственная регистрация права общей собственности на недвижимое имущество

 

1. Сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, подлежат нотариальному удостоверению.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 02.06.2016 N 172-ФЗ)

 

Изменения в фз-122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»от 29.12.2015 г

Статья 30. Доверительное управление и опека, связанные с недвижимым имуществом

 

2. Сделки, связанные с распоряжением недвижимым имуществом на условиях опеки, а также сделки по отчуждению недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным, подлежат нотариальному удостоверению.

(п. 2 введен Федеральным законом от 29.12.2015 N 391-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.06.2016 N 172-ФЗ)

  • Новый закон N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 г, вступает в силу с 02.01.2017 г

Всегда рада разъяснить. Автор

Изменения в законе о регистрации праваИзменения в законе о регистрации права

exspertrieltor.ru

Синхронизация регистрации прав: прошлое, реальность и перспективы

Библиографическое описание:

Фатеева И. А., Титкова Е. А. Синхронизация регистрации прав: прошлое, реальность и перспективы // Молодой ученый. — 2013. — №1. — С. 199-201. — URL https://moluch.ru/archive/48/6112/ (дата обращения: 26.07.2018).

В статье рассмотрен вопрос создания единой системы регистрации прав на недвижимое имущество, которая придет на смену двум ведомствам БТИ и Росреестру.

Бюро технической инвентаризации — это ведомство, осуществляющее государственный технический учет и инвентаризацию объектов недвижимости на территории России. Возникло БТИ 21 мая 1927 года как организация, занимающаяся проведением государственного учёта по единой методике. Инвентаризация имущества должна была обеспечить выявление его принадлежности, описание по основным признакам, определение технического состояния и оценку.

В 90-е годы XX века смена общественно-государственной системы, ликвидация Минжилкомхоза РСФСР, исполкомов Советов народных депутатов и их жилищно-коммунальных органов управления на местах привели к разрушению государственной системы технической инвентаризации жилого фонда, осуществляемой БТИ.

Из истории видно, что до начала 2013 года система единого государственного технического учёта и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности успешно развивалась. Однако сегодня необходимость в этом органе отпала ввиду ряда причин.

Что качается Федеральной регистрационной службы (Росрегистрация), то она была образована в ходе административной реформы Указом Президента РФ В.Путина от 9 марта 2004 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Росрегистрация является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

1 марта 2009г. вступил в силу Указ Президента РФ от 25 декабря 2008г. № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» в соответствии с которым были упразднены, Федеральное агентство геодезии и картографии (Роскартография), Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация).

А на вновь созданную службу — Росреестр — возложены функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации. Служба подведомственна Министерству экономического развития РФ. Таким образом, перед Службой поставлена весьма значимая и достаточно сложная задача — создание и развитие единой федеральной системы регистрации прав и кадастрового учета. Как мы видим одно ведомство не могло работать отдельно от другого, поэтому решение об объединении двух служб стало достаточно актуальным.

21 декабря 2009 года был принят Федеральный закон № 334-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Он вносит целый ряд значительных изменений в систему учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав. Данные изменения в корне поменяют процедуру государственной регистрации и кадастрового учета недвижимого имущества. Главная цель текущего преобразования — это проведение процесса создания единой системы регистрации прав и кадастрового учета, сведение воедино процедур государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Основное нововведение нормативно правового акта заключается в синхронизации процедур поиска сведений из ЕГРП и государственного кадастра недвижимости.

Таким образом, с 1.01.13 будет создана новая единая система недвижимости, которая образуется на базе сегодняшнего Росреестра. Она будет содержать информацию как о самих объектах, так и об их правах. На сегодняшний день де-факто это единое ведомство, а де-юро два разных.

Что касается населения, то нововведения пойдет ему только на пользу. Теперь не придется тратить время два раза: подавать документы на кадастровый учет и на регистрации прав на недвижимое имущество — сделать это можно будет в одном ведомстве. Те данные, которые были получены ранее, сохранятся на бумажных носителях и не будут подвержены каким-либо изменениям.

Изначально идея объединения двух ресурсов возникла еще в 2005 году. Основным недостатком действующей на тот момент системы являлось то, что жилье и земля проходили учет по отдельным критериям. Данный факт значительно усложнял жизнь рядовых граждан и вынуждал их тратить немало времени в походах по различным инстанциям. Также очень часто базы данных БТИ и Росреестра не совпадали, что еще больше добавляло трудностей. Второй причиной объединения двух ресурсов можно обозначить введение нового налога на недвижимость, который значительно пополнит государственный бюджет. На данный момент ввести такой налог не представляется возможным, так как во всех документах БТИ нет привычной рыночной цены объекта недвижимости. Помимо этого разные виды объектов недвижимости вносятся в совершенно различные учетные системы, что значительно усложняет алгоритм подсчета суммы налога для каждого объекта.

Без создания соответствующей системы электронного учета организовать сбор налога на недвижимость будет очень сложно, поэтому уже 15 октября 2012 года было принято решение об организации нового электронного сервиса, объединяющего в себе базы данных Росреестра и БТИ. Большая часть функции Бюро Технической Инвентаризации перейдет в ведомство Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. После объединения двух ведомств необходимость в работе БТИ отпадет, и оно будет ликвидировано.

Еще одним плюсом введения электронных реестров станет то, что теперь страховые компании, нотариусы и кредитные организации наконец-то перестанут требовать документы в бумажном варианте, а начнут получать их самостоятельно. Процедура регистрации права собственности может производиться удаленно, документы будут заверяться электронно-цифровой подписью. Данный электроный документооборот сможет значительно повлиять на сокращение сроков подготовки документов.

До недавнего времени, чтобы зарегистрировать право собственности на объекты недвижимости было достаточно предъявить технический паспорт объекта. Однако в соответствии с новым законодательством, с начала 2013 года собственность будет регистрироваться только по кадастровым паспортам, а заниматься их выдачей будет Федеральная кадастровая палата. Что касается БТИ, то на данный момент оно занимается оформлением технических планов, чем и будет заниматься в дальнейшем после объединения. Стоит отметить, что на новую систему уже перешло большинство областей России и негативных последствий от перехода пока не наблюдается.

Таким образом, мы видим, что в идее синхронизации много положительных аспектов, которые должны реально облегчить процесс регистрации недвижимости. Однако в данном подходе существуют и некоторые подводные камни, которые не даёт возможности однозначно признать это решение как абсолютное. К примеру, выдача документов в электронном виде с электронно-цифровой подписью может породить новый вид мошенничества.

Литература:

  1. Новый год без БТИ. Электронный ресурс// URL: http://regforum.ru/posts/topic59_novyy_god_bez_bti/ (дата обращения 29.12.2012).

  2. БТИ осталось при своих. Электронный ресурс// URL: http://www.fsir.ru/news/main/detail.php?ID=26217 (дата обращения 29.12.2012).

  3. Бюро технической инвентаризации. Электронный ресурс// URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %91 %D1 %8E %D1 %80 %D0 %BE_ %D1 %82 %D0 %B5 %D1 %85 %D0 %BD %D0 %B8 %D1 %87 %D0 %B5 %D1 %81 %D0 %BA %D0 %BE %D0 %B9_ %D0 %B8 %D0 %BD %D0 %B2 %D0 %B5 %D0 %BD %D1 %82 %D0 %B0 %D1 %80 %D0 %B8 %D0 %B7 %D0 %B0 %D1 %86 %D0 %B8 %D0 %B8. (дата обращения 29.12.2012).

  4. История создания Росреестра. Электронный ресурс// URL: http://dmitry-gaponenko.narod.ru/history-rosreestr.htm. (дата обращения 29.12.2012).

moluch.ru

Государственная регистрация земельных сервитутов как способ защиты вещных прав



В данной статье рассматривается значение государственной регистрации земельных сервитутов как специального способа защиты вещных прав.

Ключевые слова: сервитутные правоотношения, государственная регистрация, специальный порядок установления земельных сервитутов, способы защиты прав.

In this article discusses the value of registration of land easements as a special way of protection of property rights

Keywords:the right of way, land easement, real property, land, protection of property rights, registration, legal protection, land law.

С момента принятия Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) особую значимость приобрел вопрос регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а регистрация, в свою очередь, — правообразующее значение. Согласно гражданскому законодательству в зависимость от соблюдения требований о регистрации ставится возникновение права собственности на недвижимость и иных прав, подлежащих государственной регистрации, а в определенных случаях — действительность сделки, совершенной с недвижимым имуществом.

Учитывая важность объектов недвижимости в жизни и деятельности граждан и юридических лиц, а также в гражданском обороте, в законодательстве закреплен ее специальный правовой режим. В настоящее время правовая основа российской системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество, в частности на землю, закреплена в статьях 131, 164 ГК РФ, в соответствии с которыми право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат в обязательном порядке государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции. В свою очередь, обязательная государственная регистрация прав на земельные участки устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации (далее — ЗК РФ) в статьях 25, 26.

При этом и ГК РФ, и ЗК РФ отсылают к специальному Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в котором содержится легальное определение государственной регистрации как юридического акта признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество. Государственная регистрация можно рассмотреть в других значениях: как специфическая деятельность государства — государственный (административный) процесс; как результат этой деятельности, опосредованный в государственном акте, выраженном в форме юридического факта (правомерного действия) и реализуемом в виде специальной записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП) [1, с. 27]; как охранительное правоотношение и как правовой институт [2, с. 60].

Государственная регистрация земельных сервитутов, рассматриваемая как акт признания этих прав, представляет собой организованный процесс, направленный на обеспечение эффективной защиты вещных прав участников гражданского оборота. В данном случае институт защиты вещных прав необходимо расценивать как возможность ограждения субъектов сервитутных правоотношений от нарушений посредством установления государственными органами правовых норм. Таким образом, государственная регистрация земельных сервитутов, в первую очередь, является институтом защиты вещных прав, определяющий специальный порядок установления земельных сервитутов, способствующий ограждению законных вещных прав от их возможного нарушения. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права на недвижимое имущество, которое может быть оспорено только в судебном порядке. Деятельность института государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним направлена на создание единого банка данных по недвижимости, что позволяет избежать допускаемых на практике злоупотреблений. Кроме того, эта деятельность ориентирована на защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, а также позволяет осуществлять государственный контроль за законностью совершаемых с недвижимостью сделок в интересах как самих участников, так и третьих лиц

В юридической литературе выделяется характерный признак государственной регистрации, который выражается в том, что такая регистрация является единственным доказательством существования субъективного права на недвижимость [3, с. 73].

Наиболее важную роль в деятельности института государственной регистрации играет максимально полная и всесторонняя защита вещных прав участников гражданского оборота. Рассматривая вопрос в данном аспекте, следует обратить внимание на процедуру государственной регистрации, действия лиц, принимающих в ней участие, а также на требования, предъявляемые к документации и срокам регистрации.

Использование процедуры государственной регистрации земельных сервитутов означает, что поэтапное построение и характер действий, совершенных в ходе государственной регистрации, обеспечивают защиту вещных прав на недвижимость (правовая экспертиза документов, проверка законности сделки), которая может помешать злоупотреблению правами собственника и оградить их от возможного нарушения.

Считать данную процедуру только организационной основой возникновения ограниченных вещных прав, на наш взгляд, нет оснований.

Законодательное закрепление всех формальностей, связанных с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество, преследует цель обеспечения юридической чистоты и государственной гарантии зарегистрированных прав и сделок, полноты и подлинности сведений в ЕГРП, что позволит обеспечить правовую защиту прав на недвижимое имущество физических и юридических лиц, обращающихся за их государственной регистрацией.

Складывающаяся в процессе государственной регистрации земельных сервитутов правоприменительная практика органов, осуществляющих государственную регистрацию, а также противоречивость норм гражданского законодательства, подлежащих применению при государственной регистрации, свидетельствуют об актуальности вопросов, возникающих в результате такой регистрации. Различаются требования к составу представляемой документации: от собственника не требуется представления соглашения об установлении сервитута, а достаточно лишь признания соответствующего факта самим собственником, выраженного в виде обращения за регистрацией.

Согласно п. 2 ст. 13 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация ограничений (обременений) прав, установленных в соответствии с законодательством в публичных интересах органами государственной власти и местного самоуправления, производится по инициативе указанных органов с обязательным уведомлением правообладателя объекта недвижимости. Так, администрацией муниципального образования город-курорт Анапа было принято постановление от 25.12.2014 года № 5907 «Об установлении постоянного публичного сервитута на часть земельного участка, расположенного по ул. Пушкина в целях обеспечения прохода через земельный участок». Земельный участок принадлежит на праве аренды ЗАО Санаторий «Кубань». По общему правилу статьи 23 ЗК РФ осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен. При этом публичный сервитут устанавливается в случаях, когда это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения. Результаты судебной экспертизы показали, что обремененная публичным сервитутом часть земельного участка значительно превышает нормативные требования, целесообразность установления публичного сервитута с целью прохода граждан отсутствует, так как фактически имеются альтернативные варианты обеспечения прохода. Суд пришел к выводу, что при принятии оспариваемого постановления были нарушены права и законные интересы ЗАО Санаторий «Кубань» как арендатора земельного участка. Кроме того, при принятии дела к производству судом в целях обеспечения заявления были приняты обеспечительные меры в виде запрета Управлению Росреестра по Краснодарскому краю осуществлять государственную регистрацию публичного сервитута на земельный участок, что говорит о гарантиях защиты прав субъектов земельных правоотношений [4].

Единообразие процедуры государственной регистрации достигается путем установления в федеральном законодательстве общей для всех осуществляющих регистрацию органов компетенции, а также исключительного характера регистрационной деятельности. Установленные законодателем единые требования к государственной регистрации позволяют гарантировать заинтересованному лицу, что его ограниченное вещное право будет признано и зарегистрировано.

Выделение основных этапов государственной регистрации земельных сервитутов поможет соблюсти все условия легитимности данной сделки.

Кроме того, помимо обеспечения надежной защиты обладателей вещных прав, в качестве целей государственной регистрации прав на недвижимое имущество можно определить обеспечение стабильного оборота недвижимости, его надежности и гласности.Значение государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ним заключается также в том, что она позволяет узнать о имеющихся в данный момент притязаниях третьих лиц на объект недвижимости. Так, согласно статье 7 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежат сведения о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости. Введение данного института предопределено особым правовым режимом объектов недвижимого имущества, предполагающим особый порядок распоряжения им и необходимость так называемого укрепления права.

Таким образом, государственную регистрацию земельных сервитутов необходимо рассматривать в качестве специального способа защиты прав собственников земельных участков и сервитуариев, обеспечивающего эту защиту наиболее эффективно.

Литература:
  1. Алексеев В. А. Регистрация прав на недвижимость. М., 2000.
  2. Кирсанов А. Р. Регистрационное право — формирующаяся отрасль современного российского права // Бюллетень Министерства юстиции РФ. 2001. № 11.
  3. Гряда Э. А. Сущность и значение государственной регистрации вещного права как юридического факта // Закон и право. 2014. № 6.
  4. Решение Анапского городского суда Краснодарского края от 28 апреля 2015 года по делу № 2–824/2015// СПС «Росправосудие».

Основные термины (генерируются автоматически): государственная регистрация, недвижимое имущество, земельный участок, публичный сервитут, сделка, недвижимость, ГК РФ, РФ, гражданский оборот, сервитут.

moluch.ru

Исторический анализ развития законодательства России о государственной регистрации прав на недвижимость от Царской России и до наших дней

Библиографическое описание:

Шкутин А. И. Исторический анализ развития законодательства России о государственной регистрации прав на недвижимость от Царской России и до наших дней [Текст] // Право: история, теория, практика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2011 г.). — СПб.: Реноме, 2011. — С. 41-43. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/39/805/ (дата обращения: 26.07.2018).

Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс, Земельный кодекс, Жилищный кодекс, Федеральный Закон “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” и другие законодательные акты содержат нормы и закрепляют права граждан на жилище, разграничивают и систематизируют порядок приобретения права собственности на недвижимость, конкретизируют и регламентируют действия, как граждан, так и государственных органов в вопросе регистрации прав на недвижимость.

Несмотря на то, что в данный момент законодательная база довольно обширна, в решении некоторых вопросов в сфере приобретения права собственности на недвижимое имущество, все же остается много белых пятен. Но та законодательная база, которая существует в данный момент, была не всегда, она прошла долгий и кропотливый путь на пути своего развития, становления и закрепления в обществе в виде полноценной и всеобъемлющей.

Ключевые слова: закон, нормы права, недвижимость, государственные органы.

Прежде чем приступить к рассмотрению основных этапов выбранного временного периода, необходимо сказать, что первые источники права упоминаются с 911 года во времена Древней Руси. Синонимы термина укрепление прав, употреблявшиеся в русской практике, является - крепость (например - купчая крепость), кабала, память, запись. Основными источниками права того времени выступают обычаи, которые со временем приобретают статус закона в праве на регистрацию прав собственности на землю, либо отчуждение данной собственности. Со времен Судебников становится обязательно внесение разного рода крепостей в книги дьяков разных приказов (холопьего, вотчинного, земского), завещаний - в книги епархиальных архиереев. Со второй половины XVI века появляется особый класс подьячих на Ивановской площади в Москве, занимающихся специально писанием крепостей разного рода. Уложение 1649 года различает акты, писанные на дому и подьячими, т.е. договоры, составленные непосредственно самими участниками и договоры, составленные при посредничестве подьячих, здесь же устанавливаются правила написания последних, и какая именно сделка должна совершаться посредством акта, составленного на дому, какая - при помощи подьячих.

В 1832 г. был утверждён и с 1835 г. введён в действие Свод законов Российской империи, в томе I которого содержались основные государственные законы, определившие порядок разработки и утверждения законопроектов, введения их в действие и т.п.

Была сделана попытка установить перечень основных форм законодательных актов, принимаемых в России: уложения, уставы, учреждения, грамоты, положения, а так же наказы (инструкции), манифесты, указы, мнения Государственного совета и доклады, удостоенные высочайшего утверждения. Ни теоретических, ни юридических различий между законами различных наименований, указами и другими нормативными актами, утверждёнными императором в Российской империи, не было [8, c.45]. Право законодательной инициативы по Своду принадлежало императору, Сенату, Синоду, министерствам. Что интересно, в данном Своде впервые упоминается на то, что закон не имеет обратной силы, также были и исключения, к которым относились: выход нового закона, либо когда было четкое ограничение по сроку действия.

Следующим этапом развития земельных правоотношений и, наверное, первой значимой реформой является Земельная реформа 1861г., в ее основу был взят опыт Франции и Пруссии, в которых была дробная поземельная собственность и класс мелких собственников земли. Земельная реформа 1861г. была осуществлена на принципах, сформулированных при императоре Александре II. Ими стали: собственность на землю сохраняется за прежними владельцами-помещиками; крестьяне получают усадебную оседлость и наделы на условиях последующего выкупа или отработки; крестьяне выступают как социальный субъект земельно-правовых отношений только в составе общины; всемерно должен быть обеспечен фискальный и казенный интерес при реорганизации земельных отношений.

Следующим актом развития института Укрепления прав явилось Положение от 14 апреля 1866 года «О нотариальной части», согласно которому всякие права на недвижимость подлежали обязательному Укреплению нотариальным или крепостным порядком: категорическое требование об этом содержалось в статье 66 данного Положения и в X томе Свода Гражданских Законов, отдельные статьи которого были посвящены дарственной, выделу, разделу имущества, продаже, залогу, аренде. Специальная статья посвящалась данным, которыми полагалось описывать недвижимость [8, c.46].

С 1866 года нотариаты стали главным органом Укрепления прав, но наряду с ними, в определенных случаях эта функция Законом передавалась другим: полиции, общественной власти, консулу, если предмет сделки находился за границей.

В институте права описываемого периода для обеспечения права собственности и правомерности сделок с недвижимостью требовалось совершение Актов Укрепления в виде записи в Ипотечные или Вотчинные книги. Эта запись - купчая крепость - совершалась по определенной форме у нотариуса и утверждалась старшими нотариусами.

Эта запись должна была содержать в себе ряд обязательных условий договора: объявление продавца, что он продал имение покупщику, звание, имя, отчество того и другого; изъяснение по какому предыдущему Укреплению имение дошло к продавцу; подробное описание имения; изъяснение, что оно от запрещения свободно; цену, за которое имение продано.

По российскому закону купля-продажа имения, состоящего под запрещением (заложенного), с сохранением закладной, за исключением имений, заложенных в кредитных установлениях, была невозможна. Момент окончания совершения купчей (утверждение старшего нотариуса) рассматривался как окончательный момент перехода собственности, что сопровождалось отметкой в крепостном реестре и внесением акта в книгу. Купчая, совершенная у младшего нотариуса и не утвержденная у старшего, никакой силы не имела.

Сделка могла быть оспорена в течение 2-х лет со дня продажи. Сложившаяся в 60-х годах XIX века такая практика Укрепления прав на недвижимость практически без какого-либо прогресса просуществовала до 1917 года. Но, начиная уже с конца 60-х годов XIX века, она считается устаревшей и несовершенной [6, c. 135].

Были предприняты ряд попыток по исправлению недостатков и внесению изменений. К 1874 году ипотечная комиссия составила проект “Положения об укреплении прав на недвижимое имение”, а в 1881 году Государственный Совет составил в “Высочайше утвержденные главные основания”, и на основе этого последовали дальнейшие разработки. В 1893 году был составлен и обнародован в 2-х томах первый проект “Вотчинного Устава”. В 1895 году был издан свод замечаний на этот проект от юридического факультета Московского университета, судебных установлений, нотариусов, адвокатов и других лиц. В 1896 году был составлен второй проект, на который последовали отзывы ведомств. В 1906 году Особая комиссия при Государственном Совете составила третий проект, а в 1907 министр юстиции внес в Государственную Думу четвертый проект [8, c. 48].

Последовавшая в ХХ веке вторая реформа в сельском хозяйстве и землепользовании России стала называться по имени премьер-министра того времени П.А. Столыпина. Эта реформа, не затрагивая существенно правового статуса помещичьих земель, имела своей целью внести коренные изменения в правовое положение личности и землевладения крестьянства. Так, Указом от 8 ноября 1905г. были отменены выкупные платежи за надельные земли, отведенные крестьянам в ходе реформы 1861г. В основе последующих указов от 4 марта 1906г. и Закона от 14 июня 1910г. лежала концепция замены общинного крестьянского землевладения и землепользования частной (подворной). Согласно указу выход крестьян из общины был поставлен вне зависимости от согласия общества. Каждому домохозяину предоставлялось право требовать закрепления за ним надела земли в частную собственность и выделения из общины даже в том случае, если размер этого надела превышал норму, причитающуюся на долю двора в данном сельском обществе на момент выделения [8, c.49].

Значительное место в столыпинской реформе отводилось землеустройству. Законом о землеустройстве от 29 мая 1911г. определялись способы раздела земельных обществ, порядок выдела земли при выходе из общества и преобразование различных форм владения землей при создании отрубов и хуторов. Процесс данной реформы шел очень медленно, и из числа общин в самостоятельные хозяйства выделилось меньше процентов крестьян, чем предполагалось изначально.

Первым законодательным актом советского государства стал Декрет Всероссийского съезда Советов от 26 октября 1917г. “О земле”. Согласно Декрету о земле, земли, принадлежащие помещикам, церквям и монастырям, конфисковались. Земли рядовых крестьян и и рядовых казаком не изымались. В основу Декрета “О земле” был положен “Крестьянский наказ о земле”.

Дальнейшее развитие земельно-правовые принципы получили в Декрете “О социализации земли” от 19 февраля 1918г. Он исходил, как и Декрет “О земле”, из того, что частная собственность на землю отменяется навсегда и что земля является общенародным достоянием и передается трудящимся на началах уравнительного землепользования. Декрет “О земле” действовал в течении шести лет, но его положения легли в дальнейшем в основу советского земельного законодательсва [7, c. 315].

С 1922г. началась кодификация земельного законодательства. Данная кодификация закончилась созданием Земельного кодекса РСФСР 1922г. Земельный кодекс 1922г. подробно урегулировал трудовое землепользование крестьян-единоличников, которых в то время было преобладающее большинство. Одновременно была разрешена трудовая аренда земли и применение вспомогательного наемного труда в единоличных крестьянских хозяйствах. Данный земельный кодекс был в подавляющей части посвящен регулированию земельный отношений в сельском хозяйстве, что же касается остальых категорий земель, то их правовой режим регламентировался в общей форме.

В 1968 году на смену прежних принципов и правил землепользования РСФСР, были приняты Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик. Они отразили все изменения в правовом режиме отдельных категорий земель, первоначально, как правило, излагавшихся во многих подзаконных правовых актах [8, c. 51].

Заключительный этап развития земельных правоотношений начал свое действие с 1990г., когда в Российской Федерации был взят курс на развитие рыночной экономики. Осознание того, что стране была нужна рыночная реформа, привело к принятию Закона РСФСР “О земельной реформе”. Использование земли в РСФСР стало платным. Собственники земли, землевладельцы и замлепользователи, кроме арендаторов облагались ежегодным земельным налогом.

В ходе земельной реформы в России произошли значительный изменения. Была ликвидирована монополия государственной собственности на землю. Проведена реорганизация колхозов и совхозов, осуществлена приватизация более ста миллионов гектаров земли.

Конституция Российской Федерации принятая 12 декабря 1993 года закрепляет права граждан на частную собственность, жилище. Но, как известно, одного только закрепления в Конституции РФ данного права человека мало, для соблюдения законного исполнения права в конце прошлого тысячелетия и начале этого, законодательными органами принимаются меры по созданию нормативно-правовой базы, которая могла бы достойным образом регулировать вопросы, связанные с предоставленными гражданам правами Конституцией Российской Федерации.

С начала 90-х годов, законодательная база выросла, как по количеству нормативно-правовых актов, так и по своей полноценности, в сравнении с прошлыми временными периодами, рассмотренными ранее.

Наиболее значимыми нормативно-правовыми актами принятыми с 90-х годов и нашедших свое применение, постоянно развивающихся и дополняющихся в условиях непрерывного экономического, социального развития, являются: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ, Земельный кодекс, Жилищный кодекс, Кодекс б админисративных правонарушениях, Уголовный кодекс, ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, ФЗ "О землеустройстве", ФЗ "О государственном земельном кадастре", ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", Указы Президента РФ и многие другие. Данная нормативно-правовая база закепляется права и регулирует деятельность граждан в области реализации своего конституционного права. Нарушения, возникающие при реализации данного права гражданами либо третьими лицами, так же нашли свое отражение в законодательной базе. Защита прав и интересов граждан имеет важное значение как для государства, так и для людей чьи права были нарушены.

Литература:
  1. Конституция Российской Федерации: принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая, третья и четвертая) (с изменениями от 12.08.1996, 17.12.1999, 29.07.2004, 18.12.2006) (в редакции федеральных законов от 23.12.2003 № 182-ФЗ). – М.: Проспект, 2007. – 416 с.

  3. Жилищный кодекс РФ от 29.12.2004 N 188-ФЗ: принят ГД ФС РФ 22.12.2004.

  4. Закон о государственной регистрации прав – Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

  5. Алексеев В.А. Недвижимое имущество: государственная регистрация и проблемы правового регулирования. – М.: «Волтерс Клувер», 2007. – 382 с.

  6. Жилищное право России. Учебник / Под ред. Н.М. Коршунова. – М.: Изд-во Эксмо», 2005. – 656 с.

  7. Жилищное право: учебник: в 3 т. Т.2 / Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко, К.М. Арсланов и др. под ред. А.П. Сергеева. - М.: РГ-Пресс, 2010 - 880 с.

  8. П.Н. Никонов, Н.Н. Журавский, Недвижимость, кадастр и моровые системы регистрации прав на недвижимое имущество. – М: «Роза мира», 2006 – 180 с.

Основные термины (генерируются автоматически): земля, Российская Федерация, земельная реформа, законодательная база, Земельный кодекс, акт, недвижимое имущество, частная собственность, Государственный Совет, Жилищный кодекс.

moluch.ru


KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта