Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ. Суждения исторический журнал


Статьи на исторические темы

"СУЖДЕНИЯ". Исторический журнал

Выпуск 2012'01

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

Владислав ШВЕД. Ставропольские грешки Горби.

Александр ПРИБ. Евразийский континент – против США.

РЕЦЕНЗИИ

Андрей ТЕСЛЯ. Беседа с умным и приятным автором. Или. Общее место революции в представлениях об античности.

Андрей ТЕСЛЯ. Своеобразие политического.

Цинговатов Ю.Л. Размышления о Второй мировой войне. Г.Н. Кудий Вторая мировая война. Мое понимание. Факты, мифы, ложь и размышления. М., 2011.

ЗНАМЕНИТЫЕ И ВЕЛИКИЕ

Игорь ФУНТ. Слово – владыка, оружие, вера, лицо…

Алексей ИСАЕВ. «Кто вы, маршал Жуков?»

РАССКАЗЫ ПО ИСТОРИИ

Владимир ВЕРЕТЕННИКОВ. Как большевики пытались с немцами договориться.

Выпуск 2011'11

ПАРАЛЛЕЛИ

Владимир СЕМЕНКО. Не караул устал, устали режиссеры этого спектакля…

ПОЛЕМИКА

Игорь СЕМИРЕЧЕНСКИЙ. Шолохоеды от Газпромбанка. Монолог на лестнице.

ПАМЯТЬ

Александр КАРАУЛОВ, Валерий КОРОСТЕЛЕВ. Харбин: апрель сорок шестого. К 65-летию вывода советских войск из Маньчжурии.

БРАТЬЯ-СЛАВЯНЕ

Артем СОЛОВЬЕВ. Философские идеи К. С. Аксакова и генеалогия славянофильства.

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

Сергей СОКУРОВ. По прочтении «Отторжения» Юрия Ноткина.

Игорь СЁМИН. Через марксизм к капитализму. Или. Путешествие из Радищева в Шафаревича.

Михаил ТЕЛЕГИН. Оранжевый гром грянул, оранжевый петух клюнул! 20 тезисов об оранжевой революции в России.

Николай ЯРЕМЕНКО. Переодетые наполеончики. В хваленой капусте много гнилых кочанов.

Сергей ЕЛИШЕВ. Основы национальной политики.

Геннадий СТАРОСТЕНКО. Захар Прилепин и Алексей Навальный. Так с кем же вы, maestri di cultura?

РЕЦЕНЗИИ

Андрей ТЕСЛЯ. Опыт компромисса. Соловьев К.А. Кружок «Беседа». В поисках новой политической реальности 1899 – 1905 / К.А. Соловьев; [отв. ред. В.В. Шелохаев]. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. – 287 с.

Андрей ТЕСЛЯ. Газетная история. Разумевающие верой: Переписка Н.П. Гилярова-Платонова и К.П. Победоносцева (1860 – 1887).

Андрей ТЕСЛЯ. Цена империи. Правилова Е.А. Финансы империи: Деньги и власть в политике России на национальных окраинах. 1801 – 1917. – М.: Новое издательство, 2006. – 456 с.

Андрей ТЕСЛЯ. Многогранная украинизация. Борисёнок Е.Ю. Феномен советской украинизации. 1920 – 1930-е годы. – М.: Европа, 2006. – 256 с. (серия: «Евровосток»).

Андрей ТЕСЛЯ. Барт в четвертой степени. Дьяков А.В. Ролан Барт как он есть. – СПб.: Издательство «Владимир Даль», 2010. – 320 с.

Николай ЯРЕМЕНКО. Преодолеем ли «украинство»? О книге Сергея Родина «Украинцы» Антирусское движение сепаратистов в Малороссии 1847-2009.

Андрей ТЕСЛЯ. Конспект эпохи. Котов А.Э. Русская консервативная журналистика 1870 – 1890-х годов: опыт ведения общественной дискуссии. – СПб.: СПбИГО, ООО «Книжный Дом», 2010. – 224 с.

РАССКАЗЫ ПО ИСТОРИИ

Владимир ВЕРЕТЕННИКОВ. Эрнест Растенбургский, Иван Грозный и Стефан Баторий – отцы-основатели Даугавпилса.

Владимир ВЕРЕТЕННИКОВ. Как Шереметев опростоволосился под Ригой.

Виктор БИРЮКОВ. Четвёртое колено.

Денис МИРОНОВ-ТВЕРСКОЙ. Му-Му в Госдуму! 105-летию российской демократии.

ЗНАМЕНИТЫЕ И ВЕЛИКИЕ

Александр ЖУРАВЕЛЬ. «Страшный Арцыбашев». Вступительная статья к намечавшемуся, но так и не осуществленному переизданию книги Н. С. Арцыбышева «Повествование о России».

Евгений БЕРКОВИЧ. Неизвестный Томас Манн. Предисловие автора к ещё не написанной книге.

Андрей ТЕСЛЯ. Миф «Общей воли». Политическая теория и риторика чувств Жан Жака Руссо.

ПРАВОСЛАВИЕ

Геннадий ЛИТВИНЦЕВ. Пастырь добрый в чуждой стране. (Очерк жизни епископа Маньчжурского и Ханькоуского Ионы).

Василий ПИЧУГИН. Он стонал, но держал. (Казанский собор в Сант-Петербурге).

Выпуск 49'2011

СОСЕДИ

Швед В.Н. Литва: близок момент истины. В Вильнюсе продолжается судебный процесс по делу лидера партии «Социалистический фронт Литвы» А. Палецкиса.

ЗНАМЕНИТЫЕ И ВЕЛИКИЕ

Веретенников В.В. Как композитор Огиньский заслужил проклятия двинских краеведов.

КАВКАЗ

Бройдо А.И. Теория этногенеза Л. Н. Гумилева в контексте истории Абхазии (в порядке постановки проблемы).

ИССЛЕДОВАНИЯ

Тесля А.А. Документальная проза: проблема и история жанров. (См. эту статью в формате PDF).

Выпуск 48'2011

ДЕНЬ В КАЛЕНДАРЕ

Миронов-Тверской Д.А. Пророки русской революции (к 94-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции). Исторические этюды.

ЗНАМЕНИТЫЕ И ВЕЛИКИЕ

Тесля А.А. Ordinary Man (о «Дневнике» Сэмюэля Пипса).

РАССКАЗЫ ПО ИСТОРИИ

Веретенников В.В. Ливонские рыцари из рода русского.

РЕЦЕНЗИИ

Тесля А.А. Изобретательность и добродетель. Пикард, Л. Викторианский Лондон / Пер. с англ. В. Кулагиной-Ярцевой, Н. Кротовской и М. Бурмистровой. – М.: Издательство Ольги Морозовой, 2011. – 528.

СОСЕДИ

Сокуров С.А. Песни Грузии печальной. 1783-2008.

Выпуск 47'2011

ИСТОРИЯ ФАЛЬСИФИКАЦИЙ

Швед В.Н. Катынь без Илюхина.

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

Тесля А.А. Философия права славянофилов.

ПАМЯТЬ

Сокуров С.А. Ода Лицею. К 200-летию Царскосельского лицея.

ЗНАМЕНИТЫЕ И ВЕЛИКИЕ

Веретенников В.В. Напористый иностранец Вильгельм Бауэр.

РЕЦЕНЗИИ

Тесля А.А. Центрально-Европейская Атлантида.

НОВЫЕ КНИГИ

Швед В.Н. Литовский лабиринт.

Хлобустов О.М. Госбезопасность России от Александра I до Путина. Издание 2-е, переработанное и дополненное. – М., издательский дом Ин-Фолио, 2008.

Выпуск 46'2011

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

Сергей Сокуров-Величко. Кругом одни… арапы.

ЗНАМЕНИТЫЕ И ВЕЛИКИЕ

Тесля А.А. «История найденыша» и находка романа.

Веретенников В.В. Жандарм, собиратель сказок и первый драматург Динабургского театра.

Богомазова Анастасия. Фёдор Иванович Буслаев. В поисках прекрасного.

Федорец А.И. «Щукинский» особняк: русский стиль по-купечески.

БЕСЕДЫ

Черницкий А.: «Солидарному обществу не стать гражданским, и наоборот».

РЕЦЕНЗИИ

Павлов В.Н. Книга о нашей истории.

Выпуск 45'2011

РЕЦЕНЗИИ

Жих М.И. К вопросу об эволюции русской средневековой государственности: размышления по прочтении книги Ю.В. Кривошеева «Русь и монголы».

Тесля А.А. Император Александр I в изображении В.К. Николая Михайловича. Великий князь Николай Михайлович. Император Александр I: биография. – М.: Захаров, 2010. – 320 с.

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

Приб А.Э. Вернется ли Веймарская республика? Или «Новая Германия» устновится явочным порядком.

ПАМЯТЬ

Сокуров С.А. «Немытая Россия» и грязный автор фальшивки.

Веретенников В.В. Преподобноисповедник Сергий (Митрофан Сребрянский).

ЗНАМЕНИТЫЕ И ВЕЛИКИЕ

Муриков Г. Достоевский и вопрос о конце света. типа Статья был создан.

Выпуск 44'2011

ИССЛЕДОВАНИЯ

Жих М.И. К вопросу о «законных» и «незаконных» вечевых собраниях в средневековом Новгороде. Первый этап (от начала политической истории Новгорода до конца XI века).

БРАТЬЯ-СЛАВЯНЕ

Тесля А.А., Грибунин В.В. Славянофильство в работах Дмитрия Алексеевича Хомякова. (См. эту статью в формате PDF).

Пислегин Н.В. Польский вопрос в общественной мысли России 10–60-х гг. XIX в.

БЕСЕДЫ

Фроянов И.Я.: «Хвастаться, в общем-то, нечем…»

РАССКАЗЫ ПО ИСТОРИИ

Александр Черницкий. Как жулики пилили Родину.

Выпуск 43'2011

БРАТЬЯ-СЛАВЯНЕ

Тесля А.А. Неославянофильство в период первой русской революции и становления «думской монархии» (по материалам дневника А.А. Киреева 1905 – 1910 гг.).

ПРАВОСЛАВИЕ

Часовников Р.В. Мы живем в православной стране. Или. К вопросу об отделении Церкви от Государства.

ЕВРАЗИЯ

Юрий Кофнер. Экономика Золотой Орды (1240-1480).

ЗНАМЕНИТЫЕ И ВЕЛИКИЕ

Тесля А.А. Ф.М. Достоевский в публикациях газеты «Русь» 1881 года. (См. эту статью в формате PDF)

Игорь Фунт. Вечен мир высоких истин.

РАССКАЗЫ ПО ИСТОРИИ

Александр Черницкий. Как жулики сливали Родину.

Выпуск 42'2011

ИССЛЕДОВАНИЯ

Жих М.И. К проблеме возникновения Новгорода в контексте централизаторской политики киевских князей середины Х – начала XI вв.

БРАТЬЯ-СЛАВЯНЕ

Тесля А.А. «Польский вопрос» в русской общественной мысли 1-й половины XIX века.

ЗНАМЕНИТЫЕ И ВЕЛИКИЕ

Федорец А.И. Когда следует праздновать юбилей «Третьяковки»?

РЕЦЕНЗИЯ

Тесля А.А. "Прежде я даже воображал, будто я что-то “сделал”. Дневник Л.А. Тихомирова. 1915 – 1917 гг. / Сост. А.В. Репников. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. – 440 с., ил.

РАССКАЗЫ ПО ИСТОРИИ

Игорь Фунт. Таков я был всегда! К 220-летию со дня рождения П.А Плетнёва.

Выпуск 41'2011

ИССЛЕДОВАНИЯ

Максим Жих. К проблеме реконструкции самоназвания носителей именьковской культуры.

РАССКАЗЫ ПО ИСТОРИИ

Игорь Фунт. Король, который не смеялся.

ЗНАМЕНИТЫЕ И ВЕЛИКИЕ

Сергей Сокуров. И физик и лирик.

Геннадий Муриков. О чем думал Николай Бердяев.

Елена Широкова. Шкуро. Биографический очерк.

ПОЛЕМИКА

Максим Жих. Ответ Н.А. Лифанову.

ОБЗОР СЕТИ

Николай Дик. Любителям современной истории и литературы.

Выпуск 31'2011

ИМПЕРИАЛИЗМ

Игорь Гуров. Доминиканская революция и американская интервенция.

РАССКАЗЫ ПО ИСТОРИИ

Сергей Сокуров. Поклонимся старой книге.

ЗНАМЕНИТЫЕ И ВЕЛИКИЕ

Игорь Фунт. Рукописи, книги, сочинения…

КАВКАЗ

Андзор Кабард. О ненужном. Очередной эпизод в отношениях между народами на Кавказе.

Выпуск 28'2011

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

Спартак Жидков. Абхазия как статусная территория.

Игорь Гуров. Эфиопия в борьбе против фашизма.

ЗНАМЕНИТЫЕ И ВЕЛИКИЕ

Игорь Фунт. Мудрость бессмертна и неизменна. История одной семьи.

ИСТОРИЯ СЕГОДНЯ

Геннадий Старостенко. Приватизация – это и есть модернизация?

Выпуск 27'2011

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

Сергей Сокуров. Уроки давней Смуты.

СОСЕДИ

Денис Миронов-Тверской. Польский крест России.

Игорь Гуров. Латвия в 1940 году.

ЗНАМЕНИТЫЕ И ВЕЛИКИЕ

Владимир Краснов. Деревенское житие Суворова.

ПАМЯТЬ

Анна Бройдо. Вспомним, товарищ.

Выпуск 25-26'2011

ПАМЯТЬ

Сергей Аксёненко. Кто и зачем хотел оболгать песню «Священная война».

Ксения Рябинова. Помним о герое-подпольщике.

Николай Дик. Подвиги донских казаков в фольклоре и поэзии конца XIX – начала XX веков.

РАССКАЗЫ ПО ИСТОРИИ

Владимир Краснов. Cиний эшелон.

ЗНАМЕНИТЫЕ И ВЕЛИКИЕ

Спартак Жидков. Три танка на Белом мосту. Посмертное интервью.

Игорь Фунт. Всё - людям.

Николай Яременко. Воин Святого Георгия.

СОСЕДИ

Игорь Гуров. Литва в 1940 году.

Александр Приб. Мечта о конфедерации славянских народов и мировая война. Точка зрения немца.

ИСТОРИКИ

Вставай, страна огромная… Заявление участников Международной научной конференции...

Андрей Тесля. Жизненный мир советских историков.

Выпуск 24'2011

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

Родион Часовников. Как преодолеть «межнациональную рознь». Или. Русский дом образцового содержания.

Игорь Гуров. Польский надлом (белые пятна в польской истории XX века).

ЗНАМЕНИТЫЕ И ВЕЛИКИЕ

Андрей Тесля. Ф. Достоевский: управление читательскими ожиданиями.

Николай Кофырин. Неизвестный Федор Достоевский.

Игорь Фунт. Возвращение блудного сына.

Выпуск 23'2011

Максим Жих. К вопросу о месте городов-государств Древней Руси в типологическом ряду первичных политий. Города-государства Шумера, античного мира и Древней Руси: опыт типологического сопоставления.

БРАТЬЯ-СЛАВЯНЕ

Сергей Аксененко. Миф о «Конституции Пилипа Орлика».

ЗНАМЕНИТЫЕ И ВЕЛИКИЕ

Виктор Шестаков. Не забыть Паскевича.

Игорь Фунт. Маэстро, браво! К 270-летию со дня смерти Антонио Вивальди (1678-1741).

Сергей Сокуров. Земной эскулап.

РАССКАЗЫ ПО ИСТОРИИ

Николай Дик. Тайны Предтечева монастыря.

РЕЦЕНЗИИ

Андрей Тесля. Переоткрывая заново Или Континент русской мысли подобен Атлантиде. Серия «Русская цивилизация» / Под ред. О. Платонова. – М.: Институт русской цивилизации, 2004 – 2011.

Выпуск 22'2011

РАССКАЗЫ ПО ИСТОРИИ

Дин Н.Ф. Азакские приключения Ибн Баттуты.

СОБИРАНИЕ ЗЕМЕЛЬ

Елишев С.О. Возвращение Побережья Балтики и Карелии.

ИСТОРИЯ СЕГОДНЯ

Швед В.Н. Польша-Россия. Знаковая тишина…

ДЕНЬ В КАЛЕНДАРЕ

Николай Яременко. Ворон в жовтоблакытных перьях. В связи с 120-летием со дня рождения деятеля мазепинского движения Евгена Коновальца.

Игорь Фунт. Нескончаемая жизнь искусства. К 120-летию со дня рождения М.А. Булгакова.

Выпуск 21'2011

БРАТЬЯ-СЛАВЯНЕ

Ташкинов Иван. О древности славянских племён.

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

Сокуров С.А. Урок Второго Рима.

Елишев С.О. О реформе политической системы в РФ.

РАССКАЗЫ ПО ИСТОРИИ

Фунт Игорь. Он не успел солгать, аминь…

Выпуск 20'2011

КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС

Тесля А.А. Услышать глас безмолвствующих. Рецензия на кн.: Коцонис Я. Как крестьян делали отсталыми: Сельскохозяйственные кооперативы и аграрный вопрос в России 1861- 1914 / Авторизированный пер. с английского В. Макарова. – М.: Новое литературное обозрение, 2006. – 320 с. – (Серия: Historia Rossica).

ЗНАМЕНИТЫЕ И ВЕЛИКИЕ

Кофырин Н.В. Апология Михаила Булгакова.

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

Елишев С.О. Фашизм как явление мировой истории.

Приб А.Э. Альянс Германии с Россией – альтернатива слабеющему ЕС.

РАССКАЗЫ ПО ИСТОРИИ

Фунт Игорь. Французская «Бригада».

Дик Н.Ф. Сокровища кочевников Евразии.

Выпуск 18-19'2011

ИСТОРИЯ СЕГОДНЯ

Хлобустов О.М. Место бен Ладена во всемирной истории.

ДЕНЬ В КАЛЕНДАРЕ

Сокуров С.А. Наш май.

Приб А.Э. Причины русской трагедии 1941 года.

ЗНАМЕНИТЫЕ И ВЕЛИКИЕ

Кофырин Н.В. Последнее воскресенье Толстого.

БРАТЬЯ-СЛАВЯНЕ

Лемешко Оксана. Очередное осквернение.

ЭХО СРАЖЕНИЙ

Дик Н.Ф. Азовский Пороховой погреб – единственный в России.

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

Елишев С.О. Гибельный путь прогресса.

РАССКАЗЫ ПО ИСТОРИИ

Фунт Игорь. «Гвельфы и гибеллины» –– об этом ни слова! Эмоциональные заметки. Импровизация.

Выпуск 17'2011

БРАТЬЯ-СЛАВЯНЕ

Жих М.И. К вопросу об отражении проживания славян в Среднем Поволжье в I тыс. н.э. в письменных источниках.

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

Приб Александр. Дубина «антисемитизма».

ДИКТАТУРЫ И ДИКТАТОРЫ

Елишев С.О. Проблемы классификации политико-правовых режимов.

РУКОПИСИ ГОРЯТ?

Кофырин Н.В. Тайна Мастера и Маргариты.

Выпуск 16'2011

БРАТЬЯ-СЛАВЯНЕ

Швед В.Н. Открытое письмо режиссеру Кшиштофу Занусси.

ВЕК XIX

Тесля А.А. Понятие «народности» в русской общественной мысли 20-х – 60-х годов XIX века. (См. эту статью в формате PDF).

ДЕНЬ В КАЛЕНДАРЕ

Сокуров С.А. Так Фёдоров или Фэдорóвыч? (К 500-летию первопечатника).

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

Приб Александр. Версальский мирный договор – предтеча новой мировой войны.

Елишев С.О. Австрийский фашизм. Краткий очерк о том, как Австрийская республика была подарена Гитлеру ведущими мировыми державами.

ДОГОВОРНЫЕ ЦЕННОСТИ

Аксёненко С.И. Договорные ценности: Эссе о живописи. (Иллюстрации. Живопись импрессионистов и дополнительные иллюстрации).

Выпуск 15'2011

ДЕНЬ В КАЛЕНДАРЕ

Швед В.Н. Герострат XX века. Не осмыслив феномена Горбачёва, Россия снова рискует наступить на те же грабли.

6 апреля 2011 года исполнилось 175-лет со дня рождения Н.В. Склифосовского.

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

Размолодин М.Л. Отношение черной сотни к этническому национализму.

Приб Александр. «Сон разума рождает чудовищ».

СОБИРАНИЕ ЗЕМЕЛЬ

Елишев С.О. Историческая Россия: страна и государство.

ИСЛАМ

Черницкий Александр. Истишхад: от рассвета до расцвета. Часть 5. В тумане грядущего.

Выпуск 14'2011

Швед В.Н. «Как сладостно отчизну ненавидеть…» Полемические заметки после прочтения стенограммы заседания президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека.

ДЕНЬ В КАЛЕНДАРЕ

Сокуров С.А. Последний бой штабс-капитана Корнина (фрагменты из романа «Феодора»).

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

Приб Александр. Действие порождает противодействие.

Размолодин М.Л. Консервативные основы политической проблематики в идеологии черной сотни.

ЭХО СРАЖЕНИЙ

Павлов В.Н. Великолукское сражение 16 июля – 27 августа 1941 года.

Соединения и части Красной Армии,  гражданское население, участвовавшие в героических первом освобождении и обороне города Великие Луки, Великолукского района, Великолукского выступа – Великолукском сражении в июле-августе 1941 г.

СОБИРАНИЕ ЗЕМЕЛЬ

Елишев С.О. Продолжение освоения Сибири и Дальнего Востока.

ИСЛАМ

Черницкий Александр. Истишхад: от рассвета до расцвета. Часть 4. На фронтах Третьей мировой.

Выпуск 13'2011

ДЕНЬ В КАЛЕНДАРЕ

Сокуров С.А. Месть по-русски.

ДИКТАТУРЫ И ДИКТАТОРЫ

Аксёненко С.И. Как Сталин боролся против диктатуры в СССР.

Елишев С.О. Салазаровская Португалия.

Приб Александр. Смирительная рубашка для диктатора (Очерк о будущем США).

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

Размолодин М.Л. Инородческая проблематика в идеологии черной сотни.

СОБИРАНИЕ ЗЕМЕЛЬ

Сухарев Юрий. Донской поход Владимира Мономаха. К 900-летию русского военного духовенства.

ИСЛАМ

Черницкий Александр. Истишхад: от рассвета до расцвета. Часть 3. Возрождение «жанра».

ИСТОРИЯ СЕГОДНЯ

Иженякова Ольга. Рейдерский захват журнала «Российская Федерация сегодня».

Выпуск 12'2011

ВЕК XIX

Тесля А.А. Значение 1863 года в истории русской общественной мысли. (См. эту статью в формате PDF).

СОБИРАНИЕ ЗЕМЕЛЬ

Сокуров С.А. Золотой приз России.

Елишев С.О. Присоединение Поволжья, начало освоения Сибири.

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

Размолодин М.Л. Имперская проблематика в идеологии черной сотни.

Размолодин М.Л. Защита христианской традиции как основная функция черной сотни.

ИСЛАМ

Черницкий Александр. Истишхад: от рассвета до расцвета. Часть 2. Небывалый партнер.

Выпуск 11'2011

ВЕК XIX

Тесля А.А. Славянофильское направление в начале 60-х г. XIX века. (См. эту статью в формате PDF).

Тесля А.А., Труханов Е.А. «Письма из Риги» Ю.Ф. Самарина в контексте споров о нации и империи. (См. эту статью в формате PDF)

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

Размолодин М.Л. Еврейский вопрос в идеологии черной сотни.

Приб Александр. Раскается ли Господь, что создал Человека?

БРАТЬЯ-СЛАВЯНЕ

Цинговатов Ю.Л. Юбилей бравого солдата Швейка.

Сокуров С.А. Антропологи могут ошибаться, но гены поправят. Часть первая, художественная.

Сокуров С.А. Антропологи могут ошибаться, но гены поправят. Часть вторая, научная.

СОБИРАНИЕ ЗЕМЕЛЬ

Елишев С.О. Становление России.

ИСЛАМ

Черницкий Александр. Истишхад: от рассвета до расцвета. Часть 1. Политическая религия.

Публикации в алфавитном порядке 2000 - 2011 гг.

Указатели по именам авторов:  
| АБ | БА | ВА | ГА | ДА | ЕА | ЖА | ЗА | ИА | КА | ЛА | МА | НА | ОА | ПА | РА | СА | ТА | УА | ФА | ХА | ЦА | ЧА | Ш-ЩА | ЭА | ЮА | ЯА |

 

www.hrono.info

Виктор БИРЮКОВ. Четвёртое колено. | Русское поле

Чем неохотнее расстается со своими «заначками» госпожа История, тем больший восторг вы испытываете, когда спадает очередная пелена и знание заливает светом еще один тайник прошлого. Казачество – вот феномен, без объяснения которого невозможно постичь толком ни русской души, ни русской судьбы, поскольку более ни одна страна на свете не знала ничего подобного.

Воинственный народ или особое кавалерийское сословие? Как казаки умудрились проживать на просторе России своеобразными вкраплениями, весьма напоминавшими независимые полисы древних греков? Не холопы и не крестьяне, не дворяне и не духовенство – кто они, откуда? Сами казаки считали своими тех, кто обладал «гражданством» одной из станиц, но сей факт ничего не объясняет.

Сергей Соловьев (1820–79) в 29-томной «Истории России с древнейших времен» вместо анализа проблемы захлебывается эмоциями: «Усевшаяся часть народонаселения, предававшаяся постоянному труду земледельческому, выделяет из себя людей, которых характер... заставляет выходить из общества и стремиться в новые незанятые страны... Эти люди должны соединяться в братства, общины, для которых война служит главным занятием. Так границы государства заселялись казаками».

«Земский человек работает, богатырь казак гуляет, – в том же эмоциональном ключе пишет казачий офицер Афиноген Васильев (1872–1942) в громадном трехтомнике "Забайкальские казаки" (Чита, 1916–18). – Казак может жить только в широкой степи, в городе жить он не желает. Когда земские люди начали сплачиваться вокруг Москвы в государство, казаки пошли на южные границы. Там жить им было вольготнее. Так интересы земского человека и казака совпадали: южные открытые степные границы ждали защиты от кочевников, в казаки хотели воли. По этим двум причинам общество должно было постоянно выделять толпы людей, искавших приволья в степи. Беглецы из общества объединились под общим именем вольных казаков».

Как вам нравятся эти «толпы людей», которые непрерывно покидают отцовские наделы и уходят в неведомые степи? Следуя той же логике, в истории других народов, имевших кочевников на своих границах, также должна была возникнуть казачья вольница – в Китае, Вавилонии, Египте, Индии, Персии... Ан нет, не возникла.

Да и тот же Васильев, противореча себе же, пишет о забайкальских удальцах: «В ближайшем резерве – Енисейске – в 1674 году за всякими посылками и службами оставалось всего 17–20 казаков, стоявших ежедневно на караулах день и ночь». Где ж заявленные толпы-то, господа?

Но вообразим на миг, что казаками и правда становились крестьяне, которым обрыдла каторжная участь хлебороба да захотелось свободы от боярской «крепости». Далеко ль они могли уйти целыми и невредимыми? Ох, сомневаемся!

Во-первых, крепостные не ведали географии за пределами своей малой родины, толком не ориентировались в пространстве, не владели навыками выживания в разных климатических зонах, не знали локальных обычаев и говоров тех мест, через которые предстояло держать путь. Во-вторых, землепашцы не имели оружия, не обучались ратному мастерству и были беспомощны перед разбойными шайками. В-третьих, крестьяне толком не умели охотиться, что усложняло добычу дичи и оборону от зверья. В-четвертых, сходцы являлись нарушителями Соборного уложения 1649 года, согласно которому крепостное состояние передавалось по наследству: «Беглых крестьян и бобылей, и их братью, и детей, и племянников, и внучат з женами и з детьми и со всеми животы, и с хлебом стоячим и с молоченым отдавать из бегов тем людем, из-за кого они выбежат, по переписным книгам, без урочных лет, а впредь отнюд никому чюжих крестьян не приимать, и за собою не держать... А которые крестианские дети от отцов своих и от матерей учнут отпиратися: и тех пытати».

Сами казаки даже в рамках одной-единственной семьи (!) по-разному трактуют собственный генезис. Характерный пример приводит наш современник, президент фонда «Культура и история казачества», донской казак Владимир Новиков. Оказывается, генерал-лейтенант и публицист Иван Краснов (1802–71) из станицы Вешенская считал казаков русским субэтносом. А его внук Петр Краснов (1869–1947) – генерал от кавалерии, журналист и писатель – в Великую Отечественную призывал казаков вступать в 15-й корпус вермахта на том основании, что они... не имеют к русским никакого отношения.

Поразительно, но оба Краснова были правы – каждый по-своему! Откуда столь невообразимая путаница? А дело в том, что ни историю собственного возникновения, ни историю собственной зрелости казаки не документировали по причине практического отсутствия письменности в их среде.

«Казаки в героическую пору своей истории в массе своей были неграмотны или очень малограмотны, не исключая и офицерский состав и старшину, – признает тот же Новиков. – Только с середины XIX века на Дону появилась целая плеяда талантливых и великолепно образованных писателей...»

Вообще-то автор этих строк вскользь, косвенно, касался данной темы на страницах ХРОНОСа свыше двух лет назад в статьях «Источник вдохновения "новых хронологов"» и «Казак? Значит, старообрядец!». Однако буквально на днях о происхождении казаков заспорили два известных ученых мужа, вдобавок еще и публицисты. К счастью, они любезно ознакомили меня со своей горячей перепиской по электронной почте, и стало совершенно ясно, что возникновение четвертого колена русского народа заслуживает отдельного материала.

Дело было так. «Добрый дедушка» Чингисхан (ок. 1155–1227) додумался насильно расселять вдоль рубежей Монгольской империи часть покоренных народов – «живую десятину»: дань, взимавшуюся ежегодно людьми, каждым десятым. Из этих «порубежных» мужчин монголы сформировали легкую кавалерию для охраны границ и путей сообщения. Так возникли казачьи войска, в которых все мало-мальски заметные командные позиции занимали, естественно, сами монголы. Взгляните на географическое расположение казачьих войск, и вы обнаружите очертания ордынских границ.

Злой гений Чингисхана заложил и сеть ямов – станций на почтовом тракте, где сменялись проводники, лошади и подводы, перевозящие должностных лиц и государственные грузы (в тюркских языках «ям» означает «место остановки»). Ям представлял собой поселок из уведенных в полон людей, между которыми распределялись обязанности проводников, возниц, кузнецов и конюхов, ухаживавших за сотнями лошадей. После завоевания монголами русских княжеств нужды ордынского транспорта обеспечивал невообразимый табун в 400 тысяч голов. Это изобретение «доброго дедушки» позволяло преодолевать за сутки до 250 км – невиданная для того времени скорость!

Разумеется, не только русские становились казаками, но и живая тамга из других этносов, финно-угорских, к примеру, однако русские были наиболее многочисленными. Живя на рубежах Орды, они неизбежно смешивались с местным населением, в том числе с татарами, орды которых сопровождали монголов на их кровавом пути в Европу. Позднее смешивались казаки и с турками, и с калмыками, и с черкесами, и с греками, отчего стали гораздо более смуглыми, черноволосыми и горбоносыми, чем «классические» славяне.

Важный момент: ради высокой мобильности легкой кавалерии монголы под страхом смерти запрещали казачеству привязываться к земле – заниматься хлеборобством. Передаваясь из поколения в поколение, это табу продолжало действовать даже спустя столетия после окончания басурманского ига. Неудивительно, что потомственные воинственные всадники бравировали своим презрением к тяжкому труду на земле, и часть этого презрения доставалась земледельцам.

Казаки промышляли скотоводством и разбоем до тех самых пор, пока окончательно не встали под царские знамена, превратившись в «иммунную систему» самодержавия (подробнее об удивительном антагонизме казачества и охраняемой им власти см. вышеназванные статьи в ХРОНОСе). Историк и донской белоказак Андрей Гордеев пишет: «Земледелие... до 1695 года среди казаков было под строгим запретом».

Поэтому никакого почетного приема беглые крестьяне не могли ожидать у казаков в принципе. Как правило, их ожидало батрачество на зажиточных станичников. «Сходцы попадали из огня да в полымя: вместо рабства у помещиков их ожидала неволя у богатеев-казаков». Немалой частью своей славы покоритель Западной Сибири Ермак Тимофеевич обязан тому, что пробился в атаманы из простых крестьян, бежав с родной Северной Двины на Волгу в голодный год; первый комплект вооружения Ермак добыл в бою, в котором участвовал в качестве простого чура – оруженосца. Пример этого гениального организатора и дипломата, человека громадной физической мощи – выразительное исключение из правил.

Другое исключение – сибирское казачество. Как русские покоряли Сибирь и Дальний Восток? В 1586 году, когда в покоренных ермаковцами землях утверждалась царская администрация, на огромный регион насчитывалось 90 казачков: невообразимые пространства брали под контроль отряды из десятков человек. В документах казаки расписаны вплоть до одного человека, каждая душа на счету. Сюда за ясаком отправились 5 казаков, туда-то на дощаниках сплавились еще 19, а вот туда закладывать острог направились сразу 144 человека – армия! Столь ничтожные силы приводили к присяге «Белому царю» целые племена. Конечно, можно списать часть успехов на огнестрельное оружие, которого не имели тунгусы-эвенки, гиляки-нивхи да дикие дауры. Однако даже регулярное китайское войско численностью в 10 тысяч с пушками и многовековыми военными традициями ничего не могло поделать с тремя сотнями казачков – парней, которых родители специально растили для схватки. А ведь у них и боеприпасы были постоянным дефицитом, например, в Нерчинские остроги впервые за несколько лет в 1672 году поступило лишь три пушки да 90 железных ядер – много ль навоюешь? Толком не было хлеба – и ничего, выживали казачки. И все-таки в XVII веке кадровый голод вынудил записывать в казаки «охочих людей» – «промышленников», которые промышляли чем-либо на свой страх и риск. По всей Сибири сопровождали они партии, но в отличие от казаков не получали жалованья. К XVIII веку менее 10 тысяч этих лихих конников контролировали весь простор от Урала до Тихого океана. В XVIII веке из-за крайней нехватки населения в Сибири правительство занялось вербовкой «новоприборных» казаков из числа добровольцев с российского севера, «гулящих людей», даже ссыльных. Нередко «производили» в казаки дворцовых и монастырских крестьян, а также тунгусов и братских (бурят) – в обмен на освобождение от уплаты ясака. Но по мере обретения минимально достаточной численности сибирской конницы произошел возврат к «потомственному» казачеству, ибо «сброд» часто выходил из повиновения, да и сражался не столь виртуозно.

Вкратце отметим здесь, что у сербов после захвата Балкан турками в XIV веке также выделилось четвертое колено – янычары (в дополнение к православным собственно сербам, мусульманам-боснякам и католикам-хорватам). Однако комплектовались они иначе: первоначально из молодых пленных, затем путем принудительного набора раз в пять лет христианских мальчиков. Их обращали в ислам, тщательно муштровали и к 17–20 годам превращали в отборную пехоту. Но, в отличие от монголов, турецкие захватчики никогда не расселяли янычар с семьями по рубежам Османской империи. Янычары жили в казармах, применялись в качестве ударных, а не легких, войск и поначалу даже не имели права жениться...

В середине XIV века Золотая Орда погрузилась в пучину анархии. Этим воспользовалось Великое княжество Литов¬ское – православное государство, которое еще при великом князе Гедимине (около 1275–1341) переманило к себе на службу часть днепровских казаков. Еще бы! Так и видишь, как с жутким монгольским гиканьем идет наметом, ощетинившись пиками, казачья сотня, – и нет в мире силы, способной ее остановить. В 1360-х годах казаки помогли литов¬скому князю Ольгерду (ок. 1296–1377) отрезать от Орды Западную Русь – бассейн Днепра. Так возникла империя, простиравшаяся от Балтийского до Черного морей по территориям современных Белоруссии и Украины. Вот он, момент истины!

К русскому населению, составлявшему почти 90% жителей Великого княжества Литов¬ского, прилипло название «литовцы». При этом аутентичные литовцы оказались в роли нацменьшинства, и без знания русского языка им был даже закрыт путь наверх. Тем не менее, у литовских русских стали накапливаться определенные культурные отличия от Восточной Руси – в языке, традициях, приметах, одежде и прочем. Так вслед за отпадом казачьего колена произошло выделение еще двух колен, которые со временем получат имена белорусов да украинцев. Духовный отец евразийства Георгий Вернадский (1887–1973), сын «того самого» знаменитого академика, указывает: «Большая часть Западной Руси была освобождена от монголов, чье владычество над ней теперь сменилось владычеством Литвы и Польши. Монгольскому сюзеренитету над Восточной Русью суждено было продолжаться еще около ста лет, что само по себе являлось фактором углубления различий в историческом развитии Восточной (или Великой) и Западной (Малой и Белой) Руси».

В 1569 году Литва объединится с Польшей в Речь Посполиту, и начнется окатоличивание православного населения – дальнейший отрыв его от коренного русского колена. Теперь понимаете, отчего Россия столетиями стремилась к захвату восточной Польши? Взять хотя бы Ливонскую войну 1558–83 годов, целью которой официальная история называет выход к Балтийскому морю. Да мало ли о каких морях веками мечтали российские владыки – даже об Индийском океане! Думаем, подлинная задача состояла в восстановлении исторической справедливости.

«В XV веке древнерусская этническая традиция сошла на нет, а на ее месте возникли три этноса: великороссы, белорусы и украинцы, которые сами себя до XVII века называли русскими, – назидает Гумилев. – Украинцы – этноним условный, как и византийцы».

Русские никогда не могли смириться с утратой западной части своего народа и земель: память работала на генном уровне. Кстати, она и сегодня точно так же работает.

Ощущаете?

Атяшево – Москва

 

 

suzhdenia.ruspole.info

Виктор БИРЮКОВ. Крестьяне Кузины старше царей Романовых.

Обычно тема интервью с главой агрохолдинга «Талина» Виктором Бирюковым так или иначе касается экономики, агропромышленного комплекса. Но не сейчас. Дело в том, что гость журнала «Суждения» еще в середине 2000-х годов приступил к исследованию своего родословия. Следует заметить, что у Виктора Степановича нет аристократических корней, а происходит он из крестьянского рода Кузиных. С этих крестьянских корней мы и начали разговор.

– Виктор Степанович, я изучила ваше родословие в «Родоводе». Оказывается, ваш первопредок Осип родился в разгар Смутного времени, в 1612 году. То есть выходит, что вашему роду 400 лет. Только через год собрался Земский собор и избрал Михаила Романова царем. И династия Романовых отметит свой 400-летний юбилей в будущем году…

– Ну, во-первых, нужно четко понимать, что в реальности и Кузины, и Романовы, да и любой другой род гораздо древнее, вот только «раскопать» более отдаленных предков зачастую невозможно в силу слабого распространения письменности в целом и архивного дела в частности. Во-вторых, в нашем конкретном случае речь идет о разгаре Смутного времени, когда учет населения велся слабо или не велся вовсе, шла грандиозная гражданская война.

– Позвольте, почему же гражданская? Это же польские интервенты вторглись в московские пределы?

– Еще в XIV веке Великое княжество литовское отхватило западную часть Руси у ослабевшей в междоусобицах Золотой Орды. В итоге в Смуте XVI века и на стороне польского воинства выступало немало русских, и многие бойцы гетмана Ходкевича были русскими (в литовских владениях русские составляли порядка 90% населения), и Семибоярщина была русской. Вот почему мне представляется, что Смута была прежде всего борьбой между русскими, условно говоря, западными и русскими, условно говоря, восточными. Так или иначе, в архивах сплошь и рядом зияют белые пятна. Мы не знаем ни числа, ни месяца, ни точного места рождения Осипа, ни того, как звали его отца. Что же касается фамилий, то они станут появляться у российских крестьян лишь с конца XIX века.

 

ДЕРЕВНЯ БЕЗ СЛЕДОВ

– Но Кузины в 2012 году все-таки отпраздновали свое 400-летие? Как же вы выбрали дату?

– Признаюсь: дату я выбрал  из чисто прагматичных соображений. Мы с родственниками списались по электронной почте, посоветовались и решили отметить кузинский юбилей летом 2012 года, когда посевная позади, уборочная еще не началась, у детей каникулы, у взрослых – отпуска. Мы же по-прежнему в душе крестьяне, хотя многие-премногие Кузины, включая вашего покорного слугу, перебрались в города.

– Кстати, вы сами-то Кузин в каком поколении? И сколько уже всего на белом свете кузинских поколений?

– Я представитель 13-го поколения, а самое юное поколение у нас 15-е, к нему принадлежат, например, мои внучки.

– Вы сказали, что не знаете точного места рождения «первопредка» Осипа. А хотя бы приблизительное место рождения вам известно?

– О том, где Осип родился, мы судим по тому, что в деревне Лусяны Владимирского уезда (ныне Владимирская область) у Осипа в 1636 году появились сын Матвей, а в 1648-м – младший сын Герасим. Вероятнее всего, имелись и другие Осиповичи, семьи в ту пору были многодетными, но и высочайшая детская смертность выкашивала отпрысков как крестьян, так и бояр. Деревня же Лусяны принадлежала Волосов-Никольскому монастырю, и с учетом закрепощения крестьян можно с высокой вероятностью предполагать, что и сам Осип родился в Лусянах.

– Вы там побывали? Что сегодня представляют собой Лусяны – ваша прародина?

– Еще в 2008 году мы с родными предприняли целую экспедицию, чтобы отыскать Лусяны. Ан нет, не вышло: и следа от деревни не осталось. Заглянули в Волосов-Никольский монастырь, который с некоторых пор превратился из мужского в женский. К сожалению, все насельницы оказались пришлыми и просто впадали в ступор от наших расспросов о Лусянах. Одной матушке стало так неловко, что она пыталась избавиться от нас, пугая кружившими вокруг пчелами: дескать, они кусают людей с незнакомыми «городскими» запахами дезодорантов и духов. Другая монахиня любезнейше присоветовала сходить к бабушке Ире – старожилу села Волосово (оно прямо у стен обители), участнику Великой Отечественной. Увы, милейшая Ираида Ильинична тоже оказалась неместной: приехала после войны. Название «Лусяны» она впервые услышала от нас.

 

ЛЕНИН ЕЗДИЛ ПО УЛИЦЕ... ЛЕНИНА

– Ваши предки некогда покинули родную деревню? Вам удалось выяснить, почему это произошло, что их подтолкнуло?

– Да, сыновья Осипа со своими семьями стали сходцами, то есть переселенцами. Затеял это дело Осипов сын Матвей. В 1670-х годах он, сам уже ставший главой семейства, перебрался на территорию будущего Атяшевского района Мордовии: в деревню Чемзино (ныне называется Чамзинка с ударением на «и»; подчеркиваю этот момент из-за того, что имеется в Мордовии и крупный райцентр Чамзинка с ударением на 1-е «а»). Можем лишь догадываться, что причиной «схода» стал церковный раскол в результате которого люди, не принявшие «затеек» (как тогда говорили) патриарха Никона, подались прочь из центральной Руси – кто на запад, кто на восток, а кто и на север. Матвей подался через территорию будущей Рязанской области на восток.

– Ваши родственники и сейчас живут в Чамзинке?

– Нет, никого не осталось. Оно и неудивительно, ведь Кузины жили там лишь до 1913 года. Ну, впрочем, это не так уж и мало, около 250 лет они там провели. Затем родные братья Устин Платонович (1879–1956) и Владимир Платонович (?–1925) Кузины перебрались – соответственно – в Алатырь и Стемасы (теперь в Алатырском районе Чувашии), расположенные неподалеку от Чамзинки. Таким образом, до возникновения советских автономных республик (АССР) родные села Кузиных оказывались то в Пензенской, то в Симбирской губерниях. И по сей день ветви Кузиных населяют соседние Алатырский район (юг Чувашии) и Атяшевский район (северо-восток Мордовии).

– Вы рассказываете о своих предках будто это эпос какой-то…

– На самом деле меня история моих предков с каждым годом все больше захватывает. Судите сам: Устин Платонович служил гренадером в полку, который охранял императора Николая II, а Владимир Платонович поселился в Стемасах в доме, который купил у помещика Барсукова – однокурсника и приятеля Владимира Ленина. Мы выяснили прежде неизвестный факт ленинской биографии (вроде бы изученной вдоль и поперек): оказывается, однажды он заезжал погостить к Барсуку, как прозвали барина односельчане. Сейчас этот самый дом стоит на улице, которая гордо носит имя вождя мирового пролетариата. Правда, Кузины там давно не живут.

– Насколько я поняла, ваши кузинские встречи стали регулярными совсем недавно…

– Понимаете ли, как вышло. После войны связи между потомками Устина Платоновича (моего прадеда) и Владимира Платоновича ослабли, хотя от Алатыря до Стемас всего-то пять километров. Жители Стемас, в том числе «Владимировичи», возят свою сельхозпродукцию на базар Алатыря. И наоборот, часть алатырских «Устиновичей» держат пасеки, а стемасские «Владимировичи» приобретают у них мед. Более того, некоторые «Владимировичи» переселились из Стемас в Алатырь, чье население составляет всего-то 40 тысяч, но и там они «не наткнулись» на «Устиновичей». Дело в том, что на протяжении десятилетий в обеих ветвях большого нашего рода рождались преимущественно девочки. Выходя замуж, они меняли фамилии, и их детей Кузиными уже никто не считал: у нас ведь строят родословные по мужским линиям. Плюс война существенно сократила число Кузиных-мужчин. Так что встретились обе ветви сравнительно недавно, да и то благодаря случаю.

 

УДИВИТЕЛЬНЫЙ СЛУЧАЙ

– Говорят, все случайное закономерно…

– Наверное, все случайное и правда закономерно, поскольку встреча произошла как раз-таки в ходе моих генеалогических штудий. Когда родословная Кузиных по линии Устина Платоновича была составлена, я задумал издать ее в виде книги. И обратился через знакомых к одному московскому писателю, чтобы посоветоваться, как это лучше сделать. Вот представьте себе: писатель листает кузинское родословие и вдруг натыкается на то, что некий Владимир Платонович Кузин поселился в Стемасах. Писатель не верит своим глазам: его жена родом из этих самых Стемас, а теща в девичестве носила фамилию Кузиной. Конечно, фамилия распространенная, но уж Стемасы-то в мире только одни. Писатель делает сверку по отчествам и дотошно расспрашивает жену. Все сходится: она – правнучка Владимира Платоновича!

– То есть ваша четвероюродная сестра? С ума сойти!

– По-своему невероятно, так как дело было в Москве. Мне, правнуку Устина Платоновича, нужно было приехать в Белокаменную, чтобы познакомиться с правнучкой Владимира Платоновича. Воистину Москва – магический город для русских. Помнится, стояло лето 2008 года, и на вторую встречу со мной писатель приехал вместе со своей супругой, познакомил нас и сообщил о своем открытии – дескать, вот ваша четвероюродная сестра. Поначалу я даже не поверил в такое совпадение.

– А где произошла первая встреча Устиновичей и Платоновичей? Как новообретённые родственники отнеслись к внезапно отыскавшимся «коленам»?

– Прямо скажу, что у части сродников имелось большое недоверие. Зато другие быстро припоминали передававшуюся из поколение в поколение историю с отъездом из Чамзинки Устина и Владимира, сходу принимались определять кто кому кем приходится. В общем, со всеми этими новостями пришлось «выспаться», свыкнуться. В итоге первую встречу мы провели лишь летом 2010 года, зато в весьма романтической обстановке. Дело было в Стемасах за длинным-предлинным столом, который накрыли под раскидистой яблоней на крутом берегу прохладной и чистой Суры, где многие потом еще и купались. Нас набралось тогда не очень-то много – человек сорок. Кое-кто попросту застеснялся, иные не поверили в успех мероприятия, некоторые поленились ехать. И все-таки многие добирались до Стемас не только из Алатыря и Атяшево, но из Саранска и Чебоксар.

 

И ЕЩЕ АЛЛЕЯ ВНУКОВ

– К следующей встрече скепсиса поубавилось?

– Да, конечно, свою роль сыграли рассказы о прекрасной первой встрече. Летом 2011 года мы съехались уже в мой родной поселок Атяшево. На сей раз набралось около 70 взрослых и детей – целое столпотворение. Добрый час мы знакомились друг с другом да изучали вывешенное в садовой беседке генеалогическое древо: каждому хотелось отыскать себя на этом огромном бумажном листе! Наконец Кузины загрузились в автотранспорт и направились в свое родовое гнездо – деревню Чамзинку, что в 12 километрах от Атяшево. Увы, никто из жителей Чамзинки, где сейчас обитаемы лишь восемь домов, о Кузиных не помнил. Затем мы покатили на руины Троицкого храма – старейшей каменной церкви Мордовии, где крестились, венчались и отпевались многие поколения наших предков.

– Почему развалины, это дело рук большевиков?

– Лишь отчасти. Большевики превратили Троицкую церковь в зернохранилище, а в 1937-м вовсе решили стереть ее с лица земли, но не преуспели: крепкая оказалась! Как ни странно, добить храм попробовали относительно недавно, в начале 1990-х. Вздумав разобрать развалины на кирпичи, какие-то вандалы подогнали экскаваторы и принялись крушить уникальное сооружение итальянских зодчих. Правда, раствор XVII века держался намертво, и негодяи убрались восвояси. Однако сегодня работу за них доделывают мороз и солнце, осадки и ветры. С каждым годом в уцелевших стенах храма прибавляется трещин, и все больше лежит на земле оторвавшихся краснокирпичных спаек. Даже шумные праправнуки Устина и Владимира примолкли 25 июня 2011 года от такого зрелища.

– А где и как Кузины отметили 400-летие?

– Мы выбрали Алатырь. В Стемасах и Чамзинке уже были, и такое решение представилось вполне логичным, тем более, что в этом райцентре проживают потомки обоих братьев, как Устина, так и Владимира. На сей раз набралось нас около 100 сродников, и первым делом мы отслужили молебен по предкам в Крестовоздвиженской церкви, которую ежедневно посещал член церковной десятины Алатыря Устин Платонович Кузин. Потом сразу за церковной оградой высадили, как мы ее назвали, Аллею внуков, то есть внуки Устина и Владимира прикопали в лунках саженцы можжевельника. Далее мы побывали на Алатырском кладбище, где похоронен Устин Платонович и многие другие члены рода. Потом совершили автобусную экскурсию по Алатырю. Ну, а уж затем в одном из кафе состоялся большой праздничный обед.

 

В РОДСТВЕ СО СКУЛЬПТОРОМ

– Удалось ли в ходе юбилейной встречи узнать что-то новое о своих родственниках?

– Как ни странно, да! Представители нашей чебоксарской ветви поведали, что одна из Кузиных – Анастасия Карпова – была супругой брата всемирно известного скульптора Степана Эрьзи (1876–1959), чьим именем назван Мордовский республиканский музей изобразительных искусств. А я волею судьбы в последние годы являюсь заместителем председателя попечительского совета данного музея. И на нашей последней встрече (в Алатыре) присутствовала Женя Карпова – очаровательная 18-летняя мастер спорта по художественной гимнастике и... праправнучка этой самой Анастасии. Выходит, Женя – моя племянница, пускай и не родная. Ну, а Кузины оказались в родстве с Эрьзей. Поистине неисповедимы пути Господни! Тем не менее, мы хотим подтвердить эту версию по архивным источникам. Дело в том, что о личной жизни как самого Степана Дмитриевича Нефедова (Эрьзи), так и его брата, известно очень мало. Теперь появился немаловажный повод расширить знания об их биографиях.

– Какие планы на 2013 год, где соберутся ваши родные люди?

– Пока мы не определились. На 400-летии в Алатыре родилось предложение летом будущего года совершить двухдневный круиз по Волге: мол, выйдем из Чебоксар, куда немало сродников переехали из Алатыря и Стемас. А переночевав на борту теплохода, вернемся в исходную точку, в Чебоксары. Но напоминаю, среди нас много крестьян. Одним днем обернуться мы еще кое-как можем, а двухсуточный круиз – это, боюсь, перебор. У многих скотина и огороды, слишком сложно договариваться с соседями насчет дойки, кормления, полива и прочего. Поэтому предполагаю, что в 2013-м мы соберемся либо в Чебоксарах, либо в Саранске, но лишь на один день.

– Давайте на прощание откроем вашу «генеалогическую», если так можно выразиться, мечту. Какие цели ставит перед собой Виктор Бирюков, исследовавший «на глубину» аж четырехсот лет собственную родословную?

– Ответ простой: теперь хочется исследовать генеалогию Кузиных «в ширину», о чем, собственно, я и говорил на юбилейной нашей встрече минувшим летом. Судя по имеющимся архивным данным, нас, чувашско-мордовских Кузиных, рассеяно по свету очень много. Это косвенно подтверждает даже непрерывно нарастающий поток участников от встречи к встрече. Надеюсь, в будущем году нас уже съедется (неважно, в Саранск или в Чебоксары) гораздо больше, чем в 2012-м. Вообще, россиянам пора отказаться от общественных структур, построенных в духе «иванов, не помнящих родства».

Беседовала Наталья Пашкевич

suzhdenia.ruspole.info

Год великого отступления (1915): взгляд спустя столетие

image_pdfimage_print

Аннотация. Рецензия на книгу «Первая мировая война: взгляд спустя столетие. 1915 год».

Summary. Review of the book ‘World War I: a look after the century passed. 1915’.

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

АВЕРЧЕНКО Сергей Викторович — преподаватель кафедры истории войн и военного искусства Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина (г. Воронеж), подполковник, кандидат исторических наук (г. Воронеж. E-mail: [email protected]).

ГОД ВЕЛИКОГО ОТСТУПЛЕНИЯ (1915): ВЗГЛЯД СПУСТЯ СТОЛЕТИЕ

В конце 1916 года вышел в свет большой и содержательный сборник*, посвящённый 100-летию событий Первой мировой войны, произошедших в 1915 году. В новое издание вошли научные доклады, прочитанные на одноимённой конференции. Это исследования российских и зарубежных учёных, посвящённые 1915 году, вошедшему в историю как год, в котором коалиция Центральных держав, сконцентрировав против России большие силы, решила мощным ударом разгромить её и вывести из войны. В сборнике освещены ход боевых действий на фронтах Великой войны, развитие международных отношений великих держав и малых стран; изменения в экономике, политике, социальной и духовной сферах России и других воевавших стран. Это уже пятое издание в серии сборников, в которых отражаются материалы научно-практических конференций, проводимых совместно Международным независимым эколого-политологическим университетом (Академия МНЭПУ, Москва), Российской ассоциацией историков Первой мировой войны и Государственным историческим музеем, о Первой мировой войне и событиях, ей предшествовавших1.

Сразу необходимо отметить большой объём сборника. В нём на 820 страницах представлены 73 научных доклада. Все материалы подготовлены на высоком научном уровне, прошли отбор и рецензирование. Организаторы конференции и составители сборника не ограничили тематику докладов какими-либо узкими рамками, например, только боевыми действиями, а охватили широкий круг вопросов, связанных с войной. Сборник содержит 10 разделов, в которые сгруппированы доклады: 1) «Восточный фронт — главный фронт мировой войны в 1915 г.»; 2) «Военные действия в Западной Европе, на Кавказе и в Африке»; 3) «Дипломатическое маневрирование и борьба за союзников»; 4) «Государство, общество и вызовы тотальной войны»; 5) «Национальный вопрос на окраинах Российской Империи»; 6) «Российская провинция»; 7) «Духовная жизнь российского общества»; 8) «Народы Габсбургской монархии на фронте, в тылу и в плену»; 9) «Османская империя и Балканские страны»; 10) «Историческая память о Первой мировой войне».

Для читателей наиболее интересными являются работы, размещённые в 1, 2, 4, 9 и 10-м разделах. Первый раздел целиком посвящён боевым действиям на русском (Восточном) фронте войны, но наиболее интересны и познавательны статьи доктора исторических наук С.Н. Половецкого «Русская армия в 1915 г.: новое в стратегии и тактике боевых действий», доктора исторических наук В.Ж. Цветкова «Развитие генералом М.В. Алексеевым опыта оперативно-стратегического планирования в 1915 г.», кандидата исторических наук М.В. Оськина «Последнее русское наступление в 1915 г.: удар на Стрыпе во имя спасения Сербии» и кандидата исторических наук А.Ю. Лашкова «Организация отечественной воздушной обороны на русско-германском фронте в кампании 1915 г.». Во 2-м разделе наибольший интерес представляют статьи кандидата исторических наук Д.В. Суржика «Боевые действия на западноевропейском театре военных действий в 1915 г.» и кандидата исторических наук С.А. Орешина «Борьба за инициативу: военные действия на Кавказском фронте в 1915 году». В 4-м разделе, на наш взгляд, заслуживают наибольшего внимания статьи кандидата исторических наук А.О. Багдасаряна «Влияние Первой мировой войны на организацию и развитие средств защиты населения (1915 г.)», кандидата исторических наук А.Б. Асташова «Русская армия и население: реквизиции в 1915 г. и социальные последствия» и И.А. Сергиевского «Работа отечественной военной промышленности в условиях “снарядного голода” 1915 г. (на примере трубочной промышленности)». В 9-м разделе внимание читателей «Военно-исторического журнала» привлекут статьи кандидата исторических наук А.В. Болдырева «Дарданелльская операция 1915—1916 гг.: причины, цели и последствия», доктора исторических наук О.В. Соколовской «Греция и Великие державы в 1915 г.: провал Дарданелльской экспедиции и открытие Салоникского фронта» и кандидата исторических наук И.В. Ланника «Несостоявшаяся германская операция против Салоник 1915—1916 гг.: субъективные факторы». В 10-м разделе наибольший интерес вызывают статьи Д.Н. Степанова «К историографии событий 1915 г.: “Дело Мясоедова” в оценках и выводах историков русской эмиграции» и кандидата исторических наук М.С. Кищенкова «События начального этапа Первой мировой войны в отражении современных украинских и белорусских учебников истории».

Отметим широкую географию авторов докладов. В сборнике опубликованы статьи учёных-историков из 21 города России (Брянск, Буйск (Костромской обл.), Воронеж, Дзержинск (Калужской обл.), Екатеринбург, Калуга, Красноярск, Москва, Новотроицк (Оренбургской обл.), Омск, Орёл, Пенза, Пермь, Ростов-на-Дону, Рязань, Самара, Санкт-Петербург, Саратов, Ставрополь, Тамбов, Ярославль), ближнего и дальнего зарубежья (Армения, Туркменистан, Украина, Австрия, Болгария, Израиль, Польша, Сербия, Словения, Франция). Такая география авторов позволила широко осветить все выбранные разделы с точек зрения исторических школ различных стран и провести всесторонний анализ хода военных действий в 1915 году и социальных процессов в воевавших государствах, представить разные методологические подходы, сравнить и переосмыслить различные исторические и историографические концепции, сделать интересные выводы. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки

http:www.elibrary.ru

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Первая мировая война. Взгляд спустя столетие: доклады и выступления участников Международной конференции «Первая мировая война и современный мир». М.: Изд-во МНЭПУ, 2011. 560 с.; Инвалиды и война. Инвалиды Первой мировой войны: Исторические и нравственные уроки: доклады и выступления участников II Международной научно-практической конференции «Инвалиды и война. Инвалиды Первой мировой войны: Исторические и нравственные уроки». М.: Изд-во МНЭПУ, 2013. 384 с.; Первая мировая война: взгляд спустя столетие. Предвоенные годы: доклады и выступления участников III Международной научно-практической конференции «Первая мировая война: взгляд спустя столетие. Предвоенные годы». М.: Изд-во МНЭПУ, 2014. 684 с.; Первая мировая война: взгляд спустя столетие. 1914 год: от мира к войне: доклады и выступления участников IV Международной научно-практической конференции. М.: Изд-во МНЭПУ, 2015. 832 с.

* Первая мировая война: взгляд спустя столетие. 1915 год: доклады и выступления участников V Международной научно-практической конференции. М.: Изд-во МНЭПУ, 2016. 820 с.

history.milportal.ru

Исторический журнал Суждения | Русское поле

Перейти к основному содержанию

Содружество литературных проектов

СУЖДЕНИЯ

(исторический журнал).

Исторический журнал Суждения

Итак, выходим на финишную прямую. Пилот, спускаясь с небес, докладывает на посадке диспетчеру: «Вижу полосу». (Взлетно-посадочную – ВПП). Ну, а здесь на бренной земле все мы видим в основном ВВП – что и констатируем привычно…

Tags:

Tags:

В. Попов, В. Дворцов, А. Тимофеев.

У НАС, ПИСАТЕЛЕЙ, НЕТ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОТИВНИКОВ, У НАС ЕСТЬ ПРОТИВНИКИ НРАВСТВЕННЫЕ

Tags:

Василий Перов. Проводы покойника.

Часть I. – Двойная децимация русского народа в 1992-2017 гг.

Tags:

Есть две версии одного важного события.

1. Американцы побывали на Луне. 2. Американцев на Луне не было.

Вторая версия считается конспирологической или криптоисторической. Однако, если вдуматься, то и в первой версии конспирологии и криптоистории ничуть не меньше.

Tags:

На фото Олег Платонов.

Были ли наши предки глупее или умнее нас и почему пещерная живопись не была пещерной?

(глава из книги "Психология истории – разоблачение мифов")

Tags:

Tags:

«Лучше думать и делать ошибки, чем не думать вообще.Самое страшное – это преподносить суеверие как истину».Гипатия, александрийский ученый, 4-5 вв.

Tags:

Тайна исчезнувшего императора - к 240-летию Александра Благословенного

Tags:

Страницы

Подшивка

Навигация

Родственные проекты:

ХРОНОС
ФОРУМ ХРОНОСА
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
СЛАВЯНСТВО
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
АПСУАРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
МОСКОВИЯ

WEB-редактор Вячеслав Румянцев

readtiger.com


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта