"РОДНИК". Святой родник журнал
Целебный Родник Православная книга
Автор: o.Сергий КобзарьЖанр: ПравославиеЯзык: РусскийФормат: DOC
Июн 25, 2017 Олег Апологетика
Год: 2013Автор: Протоиерей Андрей ТкачёвЖанр: ПравославиеИздательство: Даниловский благовестникЯзык: РусскийФормат: DjVuКоличество страниц: 192
Год: 2012Автор: Преподобный Иоанн ЛествичникЖанр: ПравославиеИздательство: Отчий дом. МоскваЯзык: РусскийФормат: PDF/DjVuКоличество страниц: 82
Дек 07, 2016 Олег Жития святых и подвижников благочестия
Год издания: 2014Жанр: ПравославиеИздательство: Эксмо. МоскваЯзык: РусскийФормат: PDF/DjVuКачество: Отсканированные страницыКоличество страниц: 650
Автор: Протоиерей Андрей ТкачевЖанр: ПравославиеГод выпуска: 2015-2016Формат: MP3
Дек 06, 2016 Олег ПРОПОВЕДИ
Год: 2011Автор: Епископ Виссарион (Нечаев)Издательство: Сатисъ. Санкт-ПетербургЯзык: РусскийФормат: PDF/DjVuИнтерактивное оглавление: ДаКоличество страниц: 18
Ноя 04, 2016 Олег Родителям
Год: 2009Автор: Е.А. СмирноваИздательство: ПаломникЯзык: РусскийФормат: DjVuКачество: Отсканированные страницыКоличество страниц: 400
Сен 14, 2016 Олег Жития святых и подвижников благочестия
Год: 2014Жанр: ПравославиеИздательство: Никея. МоскваЯзык: РусскийФормат: PDF/DjVuКоличество страниц: 316
Сен 08, 2016 Олег Жития святых и подвижников благочестия
Год: 2013Жанр: ПравославиеИздательство: Данилов ставропигиальный мужской монастырь. Даниловский благовестник.Язык: РусскийФормат: PDF/DjVuКоличество страниц: 225
Сен 08, 2016 Олег Жития святых и подвижников благочестия
Год: 2010Издательство: Лепта КнигаЯзык: РусскийФормат: PDF/DjVuКачество: Отсканированные страницыКоличество страниц: 34
Авг 20, 2016 Олег Родителямcrodnik.ru
Детский Православный журнал "РОДНИК" - Родник №6
Друзья! Вот и наступил он, первый месяц зимы, последний месяц года – ДЕКАБРЬ. У древних славян декабрь именовался студнем, груденем или хмуренем. В народе говорили: Декабрь – стужайло, на всю зиму студит, саням ход дает. Горя у декабря полная котомка, бери – не жалко, а счастьем силен старик на посуле; одна его сила – много праздников. И правда, декабрь насыщен большими праздниками и завершается одним из самых великих христианских торжеств – Рождеством Христовым, который (по ст.ст.) сливался с другим, столь же торжественным празднеством – встречей Нового года. ПРАЗДНИКИ ДЕКАБРЯ #######
4 – Введение во храм Пресвятой Богородицы 6 – Благоверного великого князя Александра Невского 7 - Великомученицы Екатерины 10 –Иконы Божией Матери «Знамение» 13 – Апостола Андрея Первозванного
***************************************************************************************************************************
ОБЫЧАИ НАШИХ ПРЕДКОВ ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
*******************************************************************************************
Смоленская церковь Богоявленского Федоровская церковь 1818 г
монастыря 1700г. Углич. В 1591 году, после убийства царевича, здесь совершилось невольное пострижение этой несчастной царицы в иночество с именем инокиня Марфа, после чего она была сослана в монастырь Череповецкой губернии. В то время Богоявленский монастырь был весь деревянный и имел две церкви.
Жизнь монастыря угасала в силу жизненных обстоятельств смут и гонений на церковь. Но всякий раз вновь возобновлялась по воле Божией и благодаря замечательным личностям Российского государства.
В 2003 году в городе Угличе началось возрождение храмов Богоявленского монастыря.
Федоровский летний храм, где находятся дивные фрески, удалось привести в порядок

фреска храма "Господь ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ" **************************************************************************** ДИВЕН БОГ ВО СВЯТЫХ СВОИХ
Юродивые. Грязные, оборванные, голодные, они ходили по Руси, побирались. И относились к ним по-разному. Одни гнали их, били, плевали в лицо. Другие жалели. Да и как не пожалеть безумного… Слабоумие и истинное юродство не имеют между собой ничего общего. Наоборот, чтобы решиться на юродство, требуется величайшее мужество. Мир не понимая юродивых, глумится над ними, и не поймет он, какая великая скорбь переполняет сердца этих подвижников. Такие люди нередко совершали гражданские подвиги, на которые не решались люди, мнящиеся быть мудрыми. Подобно древним пророкам, они не стеснялись говорить резкую правду в глаза сильным мира сего. Потому-то и терпели их власть имущие. Потому и смиряли свое несмиренное сердце перед босоногим, грязным оборванцем.
Василий Блаженный родился в 1469 г., в московском подгородном селе Елохове. Родители его, крестьяне, отдали его в обучение сапожному мастерству. Красиво работал, вгонял молотком гвоздочки в сапожные каблуки. Сапожная мастерская находилась прямо под кремлевскими стенами. Пришел как-то к хозяину человек сапоги заказать, а Василий рассмеялся. Отругал его мастер. Можно ли смеяться над состоятельным человеком?! Ушел заказчик, а мастер к Василию кинулся. Скажи, да скажи, чего скалился. А не скажешь, рассчитаю завтра. Тут Василий и сказал, что не нужно шить сапоги те, так как заказчику они не понадобятся. Умрет он завтра. Так и случилось. Очевидно, с этого случая и начался юродивый путь праведного Василия Блаженного, московского чудотворца. С 16 лет встал он на этот тяжкий путь. Ушел он от сапожника. Ушел в никуда. На московские площади, на паперти московских церквей, в дождь и слякоть, в лютую стужу и мороз. Привыкли к нему москвичи. Зла он никому не делал. Был Василий вроде бездомной собачонки, кто подкормит, кто погладит, а кто и цыкнет в раздражении. Но в основном люд московский Василия Блаженного чтил, потому что юродивых на Руси в ту пору было немало, в каждом городе свой. Обижать их могли разве что безбожники, нехристи. Чаще всего обитал Василий на церковной паперти. Молился много, со слезами. И народ опасливо следил за его молитвенным подвигом. Как-то всю ночь простоял он на коленях у врат Успенского собора в Кремле. И плакал, очень плакал блаженный. Москва затаилась в преддверии беды. А беда уже в ворота стучалась. Махмет-Гирей со своими черными полчищами к городу приближался. И спасла таки молитва великая город. Даже царь Иоанн Грозный чтил Блаженного. Вернулся как-то государь из храма, прилег отдохнуть. А Василий тут как тут. - Ты откуда? – спрашивает царь. - Откуда ты, оттуда и я. - Чего-то я тебя в церкви не видел. - Так и я тебя не видел, государь, ты ж не в храме Божьем был, а на Воробьевых горах. - Чего ты мелешь, Василий, в храме я был, - осерчал царь. - Да ты только стоял в церкви-то, а мыслями дворец строил на Воробьевых горах. А разве ж так молятся? Смутился царь. Давно он задумал построить красивейший дворец на Воробьевых горах. Вот и представлял, каким он будет, какие лестницы, хоромы, гулянья…. Ничего не скроешь от праведника, даже царское лукавство. Раз один богатый вельможа подарил Василию лисью шубу, богатую, красивую. Василий всегда отказывался от таких богатых подарков, а тут взял. Накинул ее на свое тщедушное, грязное, в болячках тело и побежал на улицу. А ему, блаженному нищему позавидовали. Хитростью решили прибрать к рукам дорогую шубу. Один лег на дороге – вроде как умер, а другие рядом причитают: умер, дескать, а хоронить не на что. - Давно ли умер? – склонился над лежащим блаженный. - Да только что почил, - запричитали сотоварищи. Снял с себя богатую шубу блаженный, накрыл лежащего и как приговор произнес: - Будь отныне мертв за лукавство твое. – И пошел, как и раньше, голый, по хрустящему снегу. Стали товарищи толкать лежащего, вставай, мол, наша шуба. Да разве мертвого разбудишь? Уйдя из подмастерьев сапожника, взял на себя подвиг юродства Христа ради приехавший в столицу из маленького подмосковного села 16-летний отрок Василий. 72 года подвизался он в этом подвиге. За эти долгие годы стал частью Москвы, его чистая чудотворная молитва возносилась в высокое московское небо. Его поступки были порой странны, нелепы, но москвичи знали, что скрыт в них глубокий смысл. Его тело было грязно и безобразно. Но москвичи знали, что оно антипод чистой, прекрасной святой его души. 88 лет от роду оставил он Москву сиротой. Плакала Москва светлыми и горькими слезами. Понимала, что лишилась она его земного попечительства, но на небесах обрела великого заступника. Отпели праведного Василия Блаженного и похоронили 2 августа 1552 года близ храма Святой Троицы на Рву. Через два года после его кончины Иоанн Грозный приказал построить в память покорения Казани Покровский собор. Собор был построен, но знаем мы его именно как собор Василия Блаженного. Под спудом собора и почивают мощи московского чудотворца.Юродивые на Руси почитались. И не жалость к безумным тому причина. Ведь безумия-то и не было. Юродивые Христа рад, люди совершенно здоровые психически, сами, добровольно брали на себя тягчайший крест безумия. Это был подвиг. Самый высокий христианский подвиг, на который призывались Господом особые подвижники. Нелегко отказаться от богатства, от сытой жизни, от знатного происхождения. Во имя какой высокой цели все это совершалось?Слабоумие и и истинное юродство не имеют между собой ничего общего. Наоборот, чтобы решиться на юродство, требуется величайшее мужество. Мир не понимая юродивых, глумится над ними, и не поймет он, какая великая скорбь переполняет сердца этих подвижников. Такие люди нередко совершали гражданские подвиги, на которые не решались люди, мнящиеся быть мудрыми. Подобно древним пророкам, они не стеснялись говорить резкую правду в глаза сильным мира сего. Потому-то и терпели их власть имущие. Потому и смиряли свое несмиренное сердце перед босоногим, грязным оборванцем.Они о нас молятся. Их молитва – великая сила. Как была великой силой их святая, их тяжкая жизнь.*************************************************************СИЛЬНА РУСЬ МАСТЕРАМИ народные промыслыСКАЗКИ СТАРОЙ ХОХЛОМЫБыло это давным-давно, еще при царе Алексее, отце Петра Первого. Тогда Патриарх Никон нарушил веру стародавнюю и уничтожил книги, переписанные руками старательных монахов. С тяжелой руки Никона новая вера была на Русь напущена. Взволновалась Русь, усмиряемая «тихим» царем Алексеем, застенками да колодками. Побежал люд подальше от первопрестольной Москвы, от глаз царских да патриарших в леса, на Керженец, да на Узолу. Только тайные сторонники старого благочестия остались в Москве. Среди них первейшей руки живописец, богомаз по прозванию Лоскут Андрей.Днем работал, вечерами двуперстия творил. Пришло время и ему стало невмочь. Собрал он кисти свои да краски-мази и уехал в семеновские леса, подальше от царя. В каком-то починке избу срубил, точить-писать начал. Дни и ночи работал, а что работал – не знали люди, не пускал их к себе в избу Лоскут. Да и люди, больше беглые, беспоповцы, не привыкли бывать друг у друга. Больше сами с собой да с тайгой керженской советовались.Нашлись, однако, завистники, донесли царю про Андрея. Тот послов направил, строго наказал явить мастера пред его царские очи и заставить в столице малевать.Лоскут – ни в какую, послов из избы прогнал.И тут вскипела царская кровь, затуманила глаза. Кому, по правде, из правящих такой отказ понравится. Новый наказ целой роте солдат: достать ослушника, но не для работы, для казни. И зашагали в семеновские леса солдаты. А молва народная бежала вперед бегом заячьим.Услышал Лоскут о вести страшной. Думал день, два. На третий кликнул, собрал народ лесной. Молвил Андрей слова свои первые:- Смерть идет за мной, берите припас мой и рукоделье, краски и мази да расходитесь по деревням и починкам, учитесь точить-малевать да детям и внукам внушайте; дерево, с корня снятое, живым делайте. Оно любое подобие принять может.Взволновался народ, краски да инструмент Андреев разобрал, по лесам-домам разбрелся и как следует его припрятал.Солдаты пришли к кострищу огненному: догорал дом Андрея-живописца, зажженный им самим. Не достался царю на расправу и мастер: сгорел в той избе своей заживо.Ушли солдаты.А краски и инструмент Андрея в дело пошли. Искрами изошел, рассыпался Андрей. Искры те осели в тайге керженской, и запалили они пламя красок хохломских по лесным деревням да починкам.С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски старой хохломы. ***********************************************ВЕЛИКИЕ СВЯТЫНИОрден Андрея ПервозванногоВ России известность апостола Андрея распространилась в годы царствования Петра I. 10 марта 1699 года был обнародован царский указ об учреждении первого в России нагрудного знака отличия – ордена Андрея Первозванного. Он представлял собой серебряную звезду, посередине которой в золотом поле был изображен двуглавый орел с тремя коронами, а на нем – косой крест с распятым апостолом Андреем. В голубой окружности значился девиз ордена: «За веру и верность». К звезде прилагалась голубая лента, которую надлежало носить через правое плечо, а также крест на золотой цепи. В эти регалии облачались в особо торжественные дни. Первым кавалером ордена Андрея Первозванного в марте же 1699 года стал один из ближайших сподвижников Петра I генерал-адмирал Федор Алексеевич Головин.Сам Петр был награжден первым российским орденом по настоянию Сената в 1703 году – за успешное руководство сражением в устье Невы.В последующие годы орденом Андрея Первозванного награждались наиболее выдающиеся государственные и военные деятели, преимущественно из императорского окружения и двора. Лишь однажды было сделано исключение: в ноябре 1796 года императорским указом ордена Андрея Первозванного был удостоен священнослужитель – митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Гавриил. В истории русской православной церкви он так и остался единственным духовным лицом – кавалером высшего военного ордена России.Андреевский флагВ 1865 году учрежден новый кормовой флаг российского военно-морского флота – Андреевский: косой синий крест на белом полотнище. Белый цвет исстари был любимым и распространенным в русских войсках. Под белыми стягами с изображением Христа Спасителя или Георгия Победоносца сражались с иноземными захватчиками дружины Александра Невского и Дмитрия Донского. Белые знамена со святыми христианскими символами осеняли русские полки в Ливонских войнах Ивана Грозного, в славных баталиях под водительством Петра Великого. И когда произошла смена государственных флагов Российской империи, на новых стягах все же остался белый цвет – цвет непорочной чести и дружелюбия.Полоса белого цвета стала верхней частью нового трехцветного государственного торгового флага России. А центральное место в нем заняла синяя полоса, словно одна из перекрещивающихся полос с Андреевского флага. Синий, а точнее – васильковый цвет тоже с древних времен считался любимым цветом славян-земледельцев. Васильки – непременные спутники хлебной нивы, воспеты и прославлены народом в песнях и сказках. Любимым праздничным нарядом русского крестьянина была рубаха-косоворотка василькового цвета. А женщины-селянки любили васильковые сарафаны – наряднее ничего не было.Сегодня над Россией вознесен прежний флаг, соединив
urjumka.ucoz.ru
Святая Русь - живой родник
Воспитатель, МДОУ Детский сад №63 "Росток", г. Подольск
Пояснительная записка
Одна из главных задач взрослых воспитание у детей положительного отношения к русским обычаям, традициям и народному творчеству. Практика работы показала: чтобы полюбить и узнать народное творчество, нужно заинтересовать им детей. Программа обучения, разнообразная индивидуальная деятельность, помогают всесторонне развить ребенка и подготовить его к жизненной позиции. Сейчас по телевизору мало идет программ о традициях и народном творчестве в стране. В детском саду педагоги приобщают дошкольников, так как приобщение к русской народной культуре является средством формирования моральных качеств.
Мы бережно относимся к русским традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих достояний. Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки - эта народная мудрость, кладезь богатства русского языка. Все, что к нам пришло из глубины веков мы называем народным творчеством. Очень важно научить детей знать культуру своего народа, показать им дорогу в этот добрый мир, возродить в детских душах прекрасное, и вечное.

Для работы над этой темой мы поставили следующие задачи:
- Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения русского народного творчества.
- Развитие фантазии, творческих способностей детей и умения находить средства выражения образов в мимике, жестах.
- Повышения в душе каждого дошкольника интерес к русскому народному творчеству.
- Обогащения словаря. В нашей работе используются следующие виды фольклора: сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы, прибаутки, заклички, русские народные игры. В устном народном творчестве сохранились черты русского характера, представления о доброте, красоте правде, храбрости, трудолюбие, верности. При знакомстве с поговорками, загадками, сказками дети приобщаются к народным ценностям.
Дети часто играют в сказку, переживают приключения, которые происходят со сказочными героями, помогают найти выход из трудной ситуации. В сказке всегда добро побеждает зло, и поэтому мы стараемся учить их быть добрыми, смелыми, находчивыми. Благодаря сказкам у ребенка развивается способность сострадать, сочувствовать, сопереживать, радоваться чужим удачам. Дети с удовольствием слушают потешки, прибаутки, сказки играют в народные игры. В группе есть библиотека. В ней есть книги с потешками, сказками, загадками. В группе отведено место для театральной деятельности: кукольный, настольный, пальчиковый театр, на фланелеграфе по русским народным сказкам Собраны альбомы с различной тематикой. Уголок, который посвящен нашему городу, нашей стране. Знакомство с народным творчеством (городетским, гжелью, хохломской, жестовской, с росписью матрешек позволяет приобщать детей к нашим традициям и культуре. Нашей задачей является воспитать доброго, честного, любящего свою страну человека.
Программное содержание.
- Расширять и углублять представление детей о нашей стране, о традициях славянского народа, о крещении Руси.
- Продолжать совершенствовать у детей все стороны речи, учить пользоваться как краткой, так и распространенной формой ответа, в зависимости от характера поставленного вопроса, дополнять высказывания товарищей.
- Воспитывать у детей интерес и любви к истокам своей Родины, чувство гордости за русский народ. Продолжать знакомить детей с многообразием окружающего мира, с историей русского народа, с народными умельцами и их промыслами.
- Активизация и обогащение словаря: славяне, молодцы, богатыри, предки, изба, князь, княжество, церковь – дом Божий, христианство, дружина, Святая Русь, Родина, гжель, хохлома, русская матрешка.
Подготовительная работа.
Беседы на тему «Наши предки – славяне», чтение былин, рассматривание иллюстраций к былинам, разучивание стихов, пословиц и поговорок, знакомство с богатырями Руси.
Материал
Портреты полководцев, хохломская посуда, гжель, матрешки, мяч, диск с записями музыки.
Ход занятия
Звучит куплет песни Юрия Антонова «Родная сторона»
Дети входят и выстраиваются вкруг.
Воспитатель: Ребята, какую хорошую песню мы сейчас услышали.
О чем она?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: А вы знаете, как называется, наша страна?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Россия – это наша Родина. Что означает слово Родина?
Дети: (ответы детей)
Ребенок читает стихотворение:
Я узнал, что у меня есть огромная семья,
И тропинка и, лесок, в поле каждый колосок,
Речка, небо голубое, это все мое Родное,
Слышишь песенку ручья – это Родина моя,
Детский сад, мои друзья - это Родина моя,
Всех люблю на свете я - это Родина моя.
Дети садятся на свои места.
Воспитатель: Наша Родина большая, богатая и красивая страна, в ней много городов, сел, деревень. Но давным-давно на нашей земле жили славяне. Славяне были нашими предками. Это - славный, достойный, гордый, красивый, храбрый народ.
Воспитатель: Кто может сказать, что означает слово наши предки?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Славяне это еще и трудолюбивый народ, который занимался разными промыслами. Умельцы делали посуду, игрушки и расписывали ее. Посмотрите, какая красивая деревянная посуда!
(воспитатель показывает посуду)
В народе ее называют хохломской. А почему, нам расскажет Даниил.
Рассказ ребенка: Много лет назад в селе Хохлома проходили ярмарки, где торговали деревянной расписной посудой. На посуде изображали растения, ягоды, плоды, птиц. Для росписи использовали красный, черный, зеленый, коричневый цвет. Умельцы рисунок покрывали лаком. Вот и зовут по сей день посуду хохломской.

Воспитатель: А вот красивая посуда, сделанная из фарфора. Коля, расскажи, что ты знаешь про эту посуду?
Рассказ ребенка: Это – гжель. Гжель – это роспись синей краской на посуде по белому фону. Мастера на ней изображали птиц, животных и людей. Этому русскому промыслу много лет. Он родился в местности Гжель около Москвы.

Воспитатель: Эту игрушку вы все прекрасно знаете. Это русская матрешка.
Рассказ ребенка: Матрешка – настоящая красавица, румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Делают матрешку из традиционного дерева липа. Но главное, это кукла с секретом. Внутри ее прячутся веселые сестрички.

Стихотворение рассказывает ребенок:
Восемь кукол деревянных в разноцветных сарафанах.
На столе у нас живут, всех матрешками зовут.
Проводится физкультминутка.
Дети водят хоровод с песней «Во поле береза стояла…»
Дидактическая игра «Назови пословицу»
Дети передают мяч друг другу, и называю русскую народную пословицу.
Пословицы:
Кто смел – тот и на коня сел.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Кто не работает, тот не ест.
В камень стрелять – только стрелы терять.
Бой отвагу любит.
Труд человека кормит – лень портит.
Работай до поту – так и поесть в охоту.
Кто труда не боится – того и лень сторонится.
Славяне строили свои поселения на холмах. Это было необходимо для самообороны. У славян было много врагов. Враги опустошали землю и разоряли жилища. Но славяне храбро оборонялись и строили новые дома. На Руси были такие богатыри – защитники как Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Дмитрий Донской, Александр Невский. Каждый князь имел свою дружину. Дружина – это группа воинов, защищавших свой народ от врагов.
Звучат колокола.
Воспитатель: Ребята, что вы сейчас услышали?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Где можно услышать звон колоколов?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Церковь – Дом Божий. Много лет назад князь Владимир решил принять христианскую веру. Он крестился сам и велел креститься русскому народу. И с тех пор русские люди стали христианами, а Русь называют - Святая Русь. Христианская вера много раз спасала русских людей от погибели.
В старину у русских воинов был девиз: «Кто пришел к нам с мечем, тот от меча и погибнет»
Дети: Слава, слава родной Руси, не скакать врагам по нашей земле, не топтать их конями землю русскую.
Воспитатель: Ребята, как звали наших предков на Руси?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Какую посуду и игрушки изготовляли умельцы на Руси?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Как звали князя, который принял христианскую веру и крестил всю Русь?
Дети: (ответы детей)
Список литературы
- Куцакова Л. Чудесная Гжель: учебное издание. М.: Мозаика-Синтез, 2012.
- Крупин В. Князь Владимир Красное Солнышко. М.: Синтагма, 2013.
- Дмитриева В.Г. Стихи, песенки, загадки, считалки, поговорки, потешки: для детей от 3 до 7 лет. М.: АСТ, 2012.
- Нидерле Л. Быт и культура древних славян. Вече, 2013.
kssovushka.ru
Детский Православный журнал "РОДНИК" - Родник №1
Плыл над полем малиновый звон…
Волнение, которое мы испытываем, слыша колокольный звон, издревле считалось божественным вдохновением.Жизнь русского человека с колыбели протекала под колокольные звоны. Оттого и пословица сложена: «Звоном началось, звоном и кончится». Немыслима русская земля без пения колоколов.С древности колокол считали Божьим гласом. Первые сообщения о литье колоколов русскими мастерами относятся к XIII веку. В XIV веке их производство сосредотачивается в Москве. Числом, богатством, красотой формы и отделки, благозвучностью колоколов Россия всегда занимала первое место в мире. В России колокола появились одновременно с христианством. Первые упоминания о них встречаются в летописи 988 года. Поначалу они звучали при храме Софии в Новгороде, в церквах Киева, Полоцка, Владимира. Создание колоколов и пожертвование их церкви считалось на Руси благим делом. Русская церковь всегда занимала первое место в мире по числу колоколов и любви людей к колокольному звону. А вообще-то изобретение колоколов относится к глубокой древности. Родиной их была Азия. Древнейший дошедший до нас колокол – ассирийский – относится к 824 году до Рождества Xристова. Ровесниками его по древности являются японские и китайские колокола. Затем через Египет и Сирию колокола распространились по всему миру. С древних времен считалось, что колокол обладает способностью отгонять злых духов, нечистую силу. Кроме того, по древним представлениям, колокол обладает способностью вызывать дождь, отгонять молнии...В античные времена колокола вешали у входных дверей, использовали в домах для вызова прислуги. Ударами в колокол поднимали по утрам рабов на работу. В Риме извещали об открытии общественных бань. В сельской местности стало обычаем вешать колокольчик на шею лошади, коровы, осла, мула, для того чтобы не потерялись во время выпаса. Имел колокольчик и другой смысл – исцелительный и охранительный. Церковные колокола использовались в государственных и общественных целях. В набатный колокол звонили в случае опасности, угрожающей городу. Им оповещали о пожаре. В него звонили для сбора народа. Большое влияние на звук колокола оказывают форма и толщина стен, отношение диаметра к высоте. Все это сказывается на красоте и чистоте звука. Искусство мастера и заключается в том, чтобы к составу сплава, состоящего из меди, олова и цинка, подобрать подходящую для будущего колокола форму. Колокольный звон имеет свои названия. Благовестом называется звон, при котором ударяют в один колокол или в несколько, но не во все одновременно, а в каждый по очереди. В последнем случае благовест называется перезвоном, или перебором. Благовест в течение дня звучит трижды – к вечернему, утреннему и дневному богослужению. Разливистый благовест означал добрые новости, благую весть. Слово «колокол», по догадкам некоторых ученых, имеет корень с греческого «калкун», означающее клепало или било. Колокола обыкновенно отливаются из так называемой колокольной меди, состоящей из сплава 78 % чистой меди и 22 % олова. Но бывали примеры, что колокола делались из чугуна, стекла, глины, дерева и даже серебра. В Соловецком монастыре находятся глиняные колокола, неизвестно когда и кем слепленные.Колокола у нас существуют многих видов и названий. Так известны: набатные, вечевые, красные, царские, пленные, ссыльные, благовестные, золоченые и даже лыковые. Первый из набатных колоколов висел в Москве, в Кремле, около Спасских ворот; он назывался также царским, сторожевым и всполошным; в него звонили во время нашествия врагов, мятежа и пожара; такой звон назывался всполохом и набатом. По свидетельству старожилов, у другого набатного колокола, который висел на башне Спасских ворот после первого колокола и который теперь хранится в Оружейной палате, по приказу Екатерины II был отнят язык за то, что он во время московского бунта в 1771 году сзывал народ; в таком виде он висел до 1803 года, когда был снят с башни и поставлен под каменным шатром у Спасских ворот вместе с большими пушками. Когда шатер сломали, колокол был сперва помешен в арсенал, а потом в Оружейную палату; на нем находится следующая надпись: «1714 года июля в 30 день вылит сей набатный колокол из старого набатного же колокола, который разбило, Кремля города ко Спасским воротам, весу в нем 108 пуд. Лил сей колокол мастер Иван Маторин». Кроме набатных, были еще колокола вестовые; они существовали в старину в Сибири и во многих пограничных городах южной и западной России. Ими давали знать о приближении неприятеля к городу. Вечевые колокола у нас были в Новгороде и Пскове, и не отличались большим весом. Красными колоколами называли такие, которые имели звон красный, т. е. хороший, усладительный, веселый; красные колокола то же, что красивые, благозвучные. В Москве, в Юшковом переулке, существует церковь святителя Николая «у красных колоколов»; этот храм более чем два века славился своим «красным звоном». Отливка колокола сопровождается на Руси особенною церемонией. Хозяин завода до начала литья приносит в мастерскую икону, зажигает перед нею свечи, и все присутствующие молятся. Хозяин сам читает вслух особую, соответственную случаю молитву, а мастера и рабочие ее повторяют. После этого все двери затворяют, и хозяин дает знак начинать дело. Несколько рабочих проворно и ловко берут наперевес рычаг и, раскачав его, пробивают в плавильной печи отверстие пода, откуда тотчас же огненным ключом вырывается расплавленная медь. В это время нужны все искусство и ловкость рабочих для того, чтобы медь лилась ровно и не переполняла бы желоба; в противном случае, она тотчас же выступает из него и половина ее выльется на землю, а если ее не достанет хоть на половину ушей колокола — вся работа пропадает, и колокол надо вновь переливать. По отливке колокол оставляется в земле иногда несколько дней, до тех пор пока совершенно остынет. После того как колокол остынет, его отрывают осторожно, снимают с него, или лучше разбивают, кожух и переносят в точильню. Там его обтачивают точилами, — и вся работа колокольно-литейного дела закончена. Когда колокол совсем готов, призывается священник для освещения. В молитве, читаемой при освящении колоколов, церковь молит о ниспослании особенной благодати, вливающей в колокол силу. Главное достоинство колокола состоит в том, чтоб он был звонок и имел густой и сильный гул.Искусство звонить в колокола зависит от большого навыка; звонят в них на два манера: раскачивают или язык, или самый колокол. Звон с раскачиванием самого колокола гораздо гармоничнее и приятнее. От сильного и частого звона звонари нередко глохнут, но, чтобы сберечь слух, многие из них кладут в уши круглые ягоды, например, рябины, калины и клюквы; другие затыкают уши просто ватой. В женских обителях женщины звонарихи звонят с открытым ртом. Не всякий мог стать звонарем. Для этого нужно было обладать хорошим музыкальным слухом и немалой сноровкой. Царь Феодор Алексеевич любил звонить в колокола. Великий Суворов, живя в своей деревне, тоже забирался на колокольню и перезванивал на удивление духовных лиц и прихожан своего села Кончанского.
Особенно любим русским человеком малиновый звон – веселая перекличка окрестных колоколов, напоминающая певучую трель дорожных бубенчиков.Малиновым его назвал в честь бельгийского города Малина (теперь Мехелена) царь Петр I, когда в 1717 году был в Нидерландах. Монарху настолько понравились чудные звуки колоколов, раздававшиеся со сторожевой башни, что он пожелал слышать точно такие же и в России. Колокола звонили благодаря использованию клавишного механизма, представлявшего собой своеобразный музыкальный инструмент – карильон. Петр I заказал в Голландии такой карильон с 35 колоколами, отдав за него огромные деньги. Через несколько лет из-за попадания молнии диковина вышла из строя. В царствование Елизаветы Петровны мастер из Гааги Оорт Красс изготовил новую машину, которая была установлена на колокольне Петропавловского собора в северной столице. Однако малиновый звон в России научились использовать и без хитроумной машины: по слуху и вручную.
ЛАДОШКА – для самых маленькихЖила-была Сказка. Откуда она взялась? Да ни откуда. Она была всегда, пока текли по земле синие реки, сияли ясные звёзды, плакал дождь, плыли по небу белые облака…. Она была всегда, потому что Сказка – это глубокая народная мудрость, древняя, как высокие горы, звонкая, как весенняя капель, чистая, как первый подснежник. Сколько живут на земле люди, столько и живет сказка. Однажды ранним утром, когда солнышко еще только-только открыло один глаз, рассеялся ночной туман, заблестела, заискрилась роса на свежей изумрудной траве, загомонили птахи-щебетуньи, проснулась Сказка. Потянулась она, вдохнула полной грудью, оглянулась вокруг. «Господи, благодать - то какая! Хорошо - то как»! А в голове у Сказки – полный сумбур. Еще бы, ведь она столько много знала разных историй! С кем бы поделиться?! Может с ветром? Только ветер и слушать не стал. Улетел озорник облака гонять, за мошками да комарами бегать, с воробушками и сороками в салки играть. Может с дождем поговорить? Да некогда дождю, пока из туч прозрачные капельки - дождинки вытрясет, пока на землю прольется, напоит Землю - матушку, много времени пройдет. Села Сказка на радугу - дугу, ворота небесные. Да и тут ей не повезло. Радуга хоть и висит над землей неподвижно, но и у нее работы невпроворот. Ведь радуга состоит из семи волшебных ленточек, все разного цвета. И каждая такая ответственная! Красной – надо напоить алым соком малину да землянику, подкрасить, подрумянить бока у помидоров, поиграть с маками в чистом поле. Оранжевая рисует апельсины и мандарины, на закате подкрашивает перышки у солнышка, на любопытных мордашках малышей пятнает веснушки. Желтая дружит с солнышком, помогает ему во всем, ведь у солнышка работы на целый долгий день. Зеленая уже на рассвете в болоте купается, с лягушками развлекается, а потом надо ей на грядки бежать огурцы хрустящие зеленить, в каждую травинку жизнь вдохнуть. Голубая ленточка следит за голубикой в лесах, за синеглазыми реками. А рядом ее сестра суетится – синяя ленточка. Стоит только ей отвернуться, как станет небо темным, поплывут по нему свинцовые тучи, и померкнут все краски весёлого дня. Это за работу принимается их фиолетовая подружка. Вот уж ей раздолье. Пока выкрасит каждую тучку в лиловые цвета, да перегонит их с места на места, где тут Сказку слушать. Думала Сказка, думала и решила она по белу свету странствовать. Большой он, белый свет-то, нет ему ни конца, ни края. Уж наверняка найдется на такой огромной земле какой-нибудь слушатель. Взяла она свой волшебный сундучок с волшебными историями (в голове-то все не помещаются, их столько, сколько звезд на небе), захватила воды родниковой, чтоб напиться в трудном пути, взмахнула волшебными крыльями, поднялась в небо синее и полетела. Может и к вам залетит, когда такая Сказка, так вы послушайте ее удивительные мудрые истории. (продолжение в следующем номере)
ВЕЧЕР ПРИ СВЕЧАХ – литературная гостиная
Прекрасный мирПосмотри, какой прекрасный мир!Здесь повсюду Божьи чудеса:Он создал тебя, зверей, Памир,зелень, Волгу, звезды, небеса...Умываясь утренней росойПотянулся к солнцу новый день.Рядом с солнцем — рыжею лисой —Побежала юркой мышкой тень.Все законы мира для тебя,Научись лишь следовать Отцу.Открывает нам Отец Себя,Христиан узнаешь по лицу.Потому что свет на них горит,Зажигаясь Светом от Него.Нам легко в потоке жизни плыть:Сыном стать — да только и всего!Божий мир. Его наследник — ты,Согласись внутри себя им стать,Вместо дат кладбищенской плитыПоспеши бессмертие принять!Проживи, за все благодаря:За науку, красоту и жизнь,Словно свет, свою любовь даря,Бог есть Путь, Его пути держись!
Монахиня Игнатия (Низова)Друг
Как-то заинька трусишка,Зайка - серые штанишки,Повстречал в лесу лисичку,Очень хитрую сестричку.Зайка лиску увидал,Как осинка задрожал.А лисичка-то хитритИ зайчишке говорит:“Что ты, заинька, дрожишь?Что ты, серенький, молчишь?Не приветствуешь меня,Ведь с тобою мы друзья.Дай тебя я обниму,Лапку я твою пожму”.Только треснул вдруг сучок.Слышит лиска голосок:“Не пожмёшь! И не старайся!И отсюда убирайся!Друга съесть тебе не дам!Лапы прочь! А то поддам!”Видит зайка из-под ёлкиВыбегает ёж из норки,Палкой он лисе грозит.Ну, а та как побежит!И лишь пятки засверкали.Только лиску и видали.
МОСКВАВеликая беда обрушилась на Русь. Из далеких монгольских степей нагрянули на нее полчища захватчиков. Русские воины храбро бились, и не одолеть бы их врагу, если бы действовали они сообща. Но в ту пору наша земля не была единой, а делилась на отдельные княжества. Во главе княжеств стояли князья. Они ссорились между собой, и этим пользовались враги, разбивая их силы поодиночке. Сжигали города, истребляли и уводили в плен жителей. Прошло много лет. Монголы по-прежнему угнетали Русь. Нельзя было дальше терпеть. И вот молодой московский князь Дмитрий Иванович призвал всех русских людей объединиться и выступить сообща против монголов.И потянулись в Москву со всех сторон ратники – кто с мечом, кто с боевым топором, кто с рогатиной, с которой на медведя ходил…. Князь Дмитрий сделал смотр общему войску и повел его на юг – искать встречи с врагом. Встреча произошла на Куликовом поле, там, где река Непрядва впадает в Дон. Монголов было почти вдвое больше, чем русских. Каждому воину передового русского полка пришлось биться с десятью монголами. Но не дрогнули ратники – чуть ли не все до единого полегли в бою, а не отступили…. Осталось у русских всего три полка. Прорвались вперед монголы и вот-вот зайдут в тыл самому крупному полку, которым командовал князь Дмитрий.И тут сбоку по врагу ударили воины, хоронившиеся в засаде в лесу. Их удар был так стремителен, что дрогнули монголы. Этого-то момента и ждал князь Дмитрий. Он дал знак – и все русские ратники устремились на неприятеля. Монголы бросились бежать, и были разгромлены. В честь этой победы на берегу Дона, народ прозвал князя Дмития «Донским», а спустя десять лет после Куликовской битвы его сын Василий, заступивший на княжение, стал скреплять важные бумаги Москвы новой печатью. На ней был изображен всадник с копьем в руке. Потом рисунок дополнили змеем, которого поражает всадник. Так неизвестный художник отобразил победу русского народа над захватчиками.Позднее, когда начали появляться гербы русских городов, рисунок этой печати повторили на щите, который и стал гербом Москвы. Покровителем Москвы считается Георгий Победоносец – освободитель пленных, защитник нищих, покровитель рыцарства и воинства. Легенда гласит, что возле Ливанских гор поселился в озере крылатый змей. Утром выползал он на берег, скреб когтями крепостную стену, требовал с города дань – по живой душе ежедневно. Плакали горожане, но каждый день приводили новую жертву чудовищу. Однажды пал жребий на царскую дочь Алисафию. Надели на нее с причитаниями лучшие одежды и оставили у озера ждать, когда появится голодный змей. В это время ехал вдоль берега воин на белом коне. Узнав, что грозит царевне, сказал воин:- Змея я не боюсь и одну тебя не оставлю!А тут и змей показался. Закрыла в ужасе глаза царевна, столпились на стенах города жители… Разъяренный шип, змеиный свист, боевой клич слышали они. И вдруг увидели, как взвился белый конь, а всадник копьем пригвоздил змея к земле.- Змей не опасен уже, - устало сказал Змееборец царевне, - веди его в город.- Нет! – закричали со стен. – Добей его здесь, на скале.- Добью, но во имя Иисуса Христа, - отвечал всадник.И силою его свершилось благое чудо – мертв убийца беззащитных.- Кто же ты, юноша? – спросил царь.- Я Георгий – полководец императора Диоклетиана. Войско мое распущено, а я возвращаюсь домой.И поехал Георгий на усталом коне в золотом запыленном панцире, с алым плащом на плечах. Долго глядела царевна в след ему, а царь призвал священников из Александрии, желая принять веру того, кто спас город от змея.
urjumka.ucoz.ru


