Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Тест по творчеству А.Н.Островского. В 1856 островский стал сотрудником журнала


Тест по творчеству А.Н.Островского

Тест по творчеству А.Н.Островского (10класс)

1.Уроженцем какого города был А.Н.Островский?

А) Москва

Б) Петербург

В) Кострома

Г) Орёл

2. Укажите имя и отчество Островского

А) Алексей Николаевич

Б) Александр Николаевич

В) Андрей Николаевич

Г) Антон Александрович

3. В 1856 году А.Н.Островский стал сотрудником журнала:

А) «Русский вестник»

Б) «Москвитянин»

В) «Современник»

Г) «Эпоха»

4. Как называлось первое произведение, принёсшее А.Н.Островскому известность?

А) «Картина семейного счастья»

Б) «Банкрот или Свои люди – сочтёмся»

В) «Гроза»

Г) «Не в свои сани не садись»

5. Какое социальное сословие изображает в большинстве своих пьес А.Н.Островский?

А) дворянство

Б) крестьянство

В) купечество

Г) мещанство

6. В каком году была создана пьеса «Гроза»?

А) в 1859 г.

Б) в 1860 г.

В) в 1861 г.

Г) в 1865 г.

7. Назовите тип героя, который стал открытием А.Н.Островского.

А) тип «лишнего человека»

Б) тип «маленького человека»

В) тип самодура

Г) тип босяка

8. К какому литературному жанру можно отнести пьесу «Гроза» (по определению автора).

А) трагедия

Б) лирическая комедия

В) драма

Г) комедия масок

9. Пьеса «Гроза» начинается с пространной, несколько запутанной экспозиции для того, чтобы:

А) заинтриговать читателя

Б) представить героев, непосредственно не участвующих в интриге

В) создать образ мира, в котором живут герои

Г) замедлить сценическое время

10. Город, в котором происходило действие «Грозы», назывался:

А) Калинин

Б) Калинов

В) Кострома

Г) Самара

11. Какие герои являются ( с точки зрения конфликта) центральными в пьесе?

А) Борис и Катерина

Б) Катерина и Тихон

В) Кабаниха и Катерина

Г) Борис и Тихон

12. В пьесе «Гроза» показана жизнь, основанная на патриархальных законах, где миром правят деньги, невежество, дикость, ограниченность, жестокость. Есть ли в городе человек, способный воспротивиться законам этой жизни? Назовите его.

А) Борис

Б) Кудряш

В) Варвара

Г) Катерина

13. Кто из героев пьесы произносит следующий монолог?

Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры!.. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтоб на его труды даровые ещё больше денег наживать…

А) Борис

Б) Кудряш

В) Кулигин

Г) Феклуша

14. Кульминацией пьесы «Гроза» можно считать эпизод:

А) расставания Катерины с Тихоном

Б) признания Катерины перед жителями города Калинова в неверности мужу

В) прощания с Борисом

Г) с ключом

15. Савел Прокофьевич Дикой не участвует в основном конфликте пьесы «Гроза». Для чего А.Н.Островский ввёл этого героя в пьесу?

А) чтобы противопоставить Марфе Игнатьевне Кабановой

Б) чтобы создать целостный образ «тёмного царства»

В) чтобы оживить пьесу

Г) чтобы подчеркнуть удаль и размах русского купечества

16. Кому из героев пьесы принадлежит высказывание: «Делай что хочешь, лишь бы всё шито да крыто было»?

А) Варваре

Б) Кулигину

В) Кабанихе

Г) Кудряшу

17. Н.А.Добролюбов назвал одного из героев пьесы «лучом света в тёмном царстве». Это:

А) Кулигин

Б) Катерина

В) Борис

Г) Марфа Игнатьевна

18. Какая черта характера раскрывается в последнем монологе Катерины?

Опять жить? Нет, нет, не надо …нехорошо! И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны! Не пойду туда!.. умереть бы теперь!..а жить нельзя! Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться…

А) набожность

Б) поэтичность

В) решительность

Г) смирение

19. Определите, кому из героев принадлежат реплики.

а) «Только одного и надо у бога просить, чтобы она умерла поскорее…»

б) «А вы боитесь и взглянуть-то на небо, дрожь вас берёт! Из всего себе пугал наделали…»

в) «Какое ещё там елестричество!... Гроза-то нам в наказание даётся, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться…»

г) «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу…»

А) Кулигин

Б) Катерина

В) Дикой

Г) Борис

20. Выберите точную формулировку, характеризующую роль пейзажа в пьесе «Гроза».

А) Пейзаж создаёт ощущение правдоподобия описываемых событий

Б) пейзаж «автономен» по отношению к описываемым событиям

В) пейзаж помогает подчеркнуть дикость и невежество жителей города

Г) пейзаж выполняет функцию социальной характеристики

Ответы к тесту:

1.-а, 2-б, 3-в, 4-б, 5-в, 6-а, 7-в, 8-в, 9-в, 10-б, 11-в, 12-г, 13-в, 14-б, 15-б, 16-а, 17-б, 18-в, 19-а-Г, б-А, в-В, г-Б, 20-в

infourok.ru

Александр Николаевич Островский — исторические личности Москвы

Родился в семье Николая Федоровича Островского, сына священника, практиковавшего как судебный стряпчий по имущественным и коммерческим делам, и матери Любови Ивановны Саввиной, дочери пономаря. Семья была зажиточная и проживала в Замоскворечье на Малой Ордынке. В семье было четверо детей, получивших отличное домашнее образование. Юный Александр рано познакомился с русской литературой в библиотеке отца. Отец желал сделать из него юриста.

В 1835 - 1840 годах Александр Островский учился в 1-й Московской гимназии. В 1840 году поступил на юридический факультет Московского университета, но не окончил его, поругавшись с одним из преподавателей.

В 1843 году Александр Островский по желанию отца поступил на службу писцом в московский суд за жалование в 4 рубля. Постепенно оно выросло до 15 рублей. В судах Александр Островский работал до 1851 года.

В 1846 году им была написана комедия «Несостоятельный должник» или «Картина семейного счастья» (позднее названная «Свои люди – сочтемся!») и частично напечатана в «Московском городском листке» в 1847 году.

В 1850 году комедия «Свои люди – сочтемся» принесла первую славу. Еще до публикации она стала популярной в чтении под названием «Банкрут» и была запрещена к представлению на сцене. По личному распоряжению императора Николая I Александр Островский был отдан под надзор полиции, который был снят только после воцарения императора Александра II, а премьера комедии «Свои люди - сочтемся» состоялась только в 1861 году.

В 1850 - 1851 годах Александр Островский сотрудничал как критик и редактор с консервативным журналом «Москвитянин», как драматург, находясь под влиянием А.А. Григорьева и его кружка.

В этот период он написал целый ряд комедий из купеческого быта «Бедная невеста» (1851), «Не в свои сани не садись» (1852), «Бедность не порок» (1853), «Не так живи как хочется» (1854).

В 1853 году на сцене Большого театра была поставлена пьеса «Не в свои сани не садись» и далее в течение более трех десятилетий почти каждый сезон в московском Малом и петербургском Александринском театрах ставились новые пьесы Александра Островского.

В 1855 году была написана комедия «В чужом пиру похмелье», где впервые произнесенное слово «самодур», возглавило целую галерею колоритных персонажей в пьесах Александра Островского.

В 1856 году Александр Островский становится постоянным сотрудником журнала «Современник». В этом году была написана комедия «Доходное место.

В 1856 – 1857 годах великий князь Константин Николаевич отправил группу известных литераторов в путешествие по России для изучения и описания различных местностей. Александр Островский поехал от верховьев Волги до Нижнего Новгорода.

В 1858 году им была написана пьеса «Воспитанница».

В 1859 году написана драма «Гроза» по впечатлениям от поездки по волжским городам. В этом же году при содействии графа Г.А. Кушелева-Безбородко напечатано первое двухтомное собрание сочинений Александра Островского.

В 1863 году Александр Островский был награжден Уваровской премией и избран член-корреспондентом Петербургской академии наук.

В 1865 – 1866 годах он основал Артистический кружок.

В 1868 году Александр Островский написал цикл комедий «На всякого мудреца довольно простоты», пьесу «Горячее сердце». Позднее были написаны пьесы «Бешеные деньги» (1869), «Лес» (1870), поэтическая утопия «Снегурочка» (1873), «Трудовой хлеб» (1874), «Волки и овцы» (1875).

В 1874 году было образовано Общество русских драматических писателей и оперных композиторов, чьим председателем Александр Островский оставался до самой смерти.

В 1878 году были написаны пьесы «Бесприданница» и «Последняя жертва».

В 1881 году он активно работал в комиссии при дирекции Императорских театров «для пересмотра законоположений по всем частям театрального управления».

В 1883 году Александр III наградил его ежегодной пенсией в 3 тысячи рублей.

В 1885 году Александр Островский стал заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища.

Александр Островский скончался в своем имении Щелыково в Костромской губернии. Он был похоронен на церковном кладбище у Храма во имя Святителя Николая Чудотворца в селе Николо-Бережки. Московская дума учредила читальню имени А.Н. Островского после его смерти.

um.mos.ru

Александр Островский подробная биография

Биография Александра Островского

Александр Николаевич Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве в семье чиновника-юриста. Мать – родом из низшего духовенства. Детство и раннюю юность провел в Замоскворечье – особом уголке Москвы с его устоявшимся купеческо-мещанским бытом.

Образование получил в 1-й Московской гимназии (1835-1840 гг.) и на юридическом факультете Московского университета (1840-1843 гг.; не окончил). Служба в московских судах (1843-1851 гг.) многое дала Островскому как писателю. Первые литературные опыты Островского в прозе отмечены влиянием натуральной школы («Записки замоскворецкого жителя», 1847 г.). В том же году в «Московском городском листке» было опубликовано его первое драматическое произведение «Картина семейного счастья» (в позднейших публикациях – «Семейная картина»). Литературную известность Островскому принесла опубликованная в 1850 году комедия «Свои люди – сочтемся!» (первоначальное название – «Банкрут»). Еще до публикации она стала популярной. Комедия была запрещена к представлению на сцене (впервые поставлена в 1861 году), а автор, по личному распоряжению Николая І, отдан под надзор полиции.

В своих литературных дебютах Островский придерживался направления, котрое сам определил как обличительное, «нравственно-общественное». Быт купечества с его грубой примитивностью и господством обмана был им представлен сатирически. В комедии «Бедная невеста» (1851) драматург попытался создать социально-психологическую пьесу из чиновничьего быта. Ранние пьесы Островского публиковались, как правило, в консервативном журнале «Москвитянин», в котром Островский особенно активно сотрудничал и как редактор, и как критик в 1850-1851 гг.; некоторое время он входил в т.н. «молодую редакцию» журнала, с ее членами он был связан тесной личной дружбой. Начиная с комедии «Не в свои сани не садись», поставленной 1853 г. Московской драматической труппой на сценической площадке Большого театра, пьесы Островского быстро завоевывают репертуар: в течении более чем трёх десятилетий почти каждый сезон в московском Малом и петербургском Александринском театрах отмечен постановкой его новой пьесы.

С 1856 г. Островский – постоянный сотрудник журнала «Современник» - сближается с деятелями демократичной русской журналистики. В годы общественного подъема перед крестьянской реформой 1861 года вновь усиливается социальная критика в его творчестве, острее становится драматизм конфликтов.

1855 г. – комедия «В чужом пиру похмелье».1856 г. – комедия «Доходное место».1858 г. – пьеса «Воспитанница».1859 г. – драма «Гроза».1863 г. – «Тяжелые дни».1864 г. – «Шутники».1865 г. – «Пучина».

В 60-х гг. Островский обращается также к проблемам отечественной истории, к патриотической теме. Создал цикл исторических пьес:

1861 г. – «Козьма Захарьич Минин-Сухорук».1864 г. – «Воевода».1866 г. – «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», «Тушино».

Период творческого подъема Островский переживает с конца 60-х годов, когда в его драматургии появляются темы и образы новой пореформенной России. Почти все драматичнские сочинения Островского 70-х и начала 80-х гг. печатались в журнале «Отечественные записки». В блестящем цикле сатирических комедий «На всякого мудреца довольно простоты» (1868), «Горячее сердце» (1868), «Бешеные деньги» (1869), «Лес» (1870), «Волки и овцы» (1875) развенчиваются пореформенные иллюзии, созданы типы новых дельцов, приобретателей, «европеизированных» купцов. Приемы психологической сатиры Островского в эту пору иногда родственны сатире М. Салтыкова-Щедрина. Представления Островского о счастье, смысле жизни, долге человекавоплощены в пьесе «Трудовой хлеб» (1874) и – в форме поэтической утопии – в сказке «Снегурочка» (1873).

В последние годы своего творчества Островский создал значительные социально-психологические драмы и комедии о трагических судьбах богато одаренных, тонко чувствующих женщин в мире цинизма и корысти:

1878 г. – «Бесприданница», «Последняя жертва».1882 г. – «Таланты и поклонники».

47 оригинальных пьес Островского (вместе с пьесами, написанными в соавторстве с молодыми драматургами Н.Я. Соловьевым, П. М. Невежиным, и многочисленными переводами и переделками пьес иностранных авторов) создали обширный репертуар для русской сцены.

Александр Николаевич Островский умер 2 (14) июня 1886 года в Щелыково, ныне Островского района Костромской области.

СТРАНИЦА АВТОРА

Ключевые слова: Александр Островский, подробная биография Александра Островского, критика, скачать биографию, скачать бесплатно, реферат, русская литература 19 века, драматурги 19 века

md-eksperiment.org

ОСТРОВСКИЙ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ | Энциклопедия Всемирная история

ОСТРОВСКИЙ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ - русский драматург, член-корреспондент Петербургской Академии наук (1863).

Сын судебного чиновника, в 1853 году возведённого в потомственное дворянство. Брат М.Н. Островского. Учился на юридическом факультете Московского университета (1840-1843 годы). Служил в канцеляриях московского Совестного (1843-1845 годы) и Коммерческого (1845-1851 годы) суда. С 1886 года заведующий репертуарной частью московских театров (Малого и Большого), руководитель театральной школы.

Ранние литетратурные опыты - рассказ «Сказание о том, как квартальный надзиратель пускался в пляс, или От великого до смешного только один шаг» (1843, опубликован в 1924 году) и «Записки замоскворецкого жителя» (1847) - в духе натуральной школы. В 1847 году дебютировал как драматург, опубликовав «Сцены из комедии "Несостоятельный должник"» (другое название - «Ожидание жениха»; совместно с Д.А. Горевым) и одноактную комедию «Картина семейного счастья» (в позднейших публикациях - «Семейная картина»). Первым крупным произведением стала комедия «Свои люди - сочтёмся!» (другое название - «Банкрот», 1850), в которой Островский, выступив продолжателем традиций драматургии Д.И. Фонвизина, Н.В. Гоголя, Мольера, впервые в отечественной литературе показал мир московского купечества.

По распоряжению императора Николая I пьеса, в которой торжествовал порок - обман, невежество и грубость, была запрещена к постановке (впервые поставлена в 1857 году в Иркутске, в 1861 году в подцензурной редакции - в Александринском и Малом театрах, в авторской редакции - в 1881 году в московском Драматическом театре А.А. Бренко), а за автором установлен полицейский надзор (снят в сентябре 1856 года). Первой поставленной на сцене пьесой стала комедия из жизни мелкочиновнической среды «Бедная невеста» (1852; поставлена в 1853 году), где у Островского впервые появляется положительная героиня, по своим нравственным качествам противостоящая алчному, пошлому окружению; к поднятой в пьесе проблеме положения женщины в семье и обществе Островский будет обращаться и позднее.

В 1850 году Островский стал сотрудником журнала «Москвитянин», его так называемой молодой редакции, тяготевшей к славянофилам и разделявшей, в частности, их интерес к фольклору и русской старине. В этот «москвитянинский период» Островский пишет пьесы, в которых поэтизирует жизнь купечества, усматривая в ней выражение национальных особенностей русской жизни в целом и связывая свой поиск положительных начал с прочным и упорядоченным купеческим семейно-бытовым укладом, ориентированным на христианскую мораль и уважение вековых традиций.

Таковы так называемые народные комедии, обращённые к широкой демократической аудитории, которые обозначили поворот в театральной эстетике и положили начало созданию национального репертуара: «Не в свои сани не садись» (1853), «Бедность не порок» (1854), драма «Не так живи, как хочется» (поставлена в 1854 году, опубликована в 1855 году), построенные, как правило, на бытовом материале, отличающиеся ясно выраженной моралью, сформулированной уже в самих названиях, и схематичностью конфликта (столкновение любовного чувства с холодным расчётом).

В 1856 году Островский по приглашению Н.А. Некрасова перешёл в журнал «Современник». Для пьес этого периода характерны социальная острота, драматизм ситуаций, напряжённость конфликта. В комедии «В чужом пиру похмелье» (1856) Островский в образе Тита Титыча Брускова впервые вывел социально-психологический тип дикого и необузданного самодура, к описанию которого неоднократно обращался впоследствии. В запрещённой к постановке комедии «Доходное место» (1857, поставлена в 1863 году) подверг критике государственный бюрократический аппарат, основанный на взяточничестве, казнокрадстве, круговой поруке. Запрещена к постановке была и драма «Воспитанница» (1859, поставлена в 1863 году) о деспотичной помещице, по своему усмотрению решающей судьбу молодых людей.

Наиболее значительная пьеса этого периода - «Гроза» (поставлена в 1859 году, опубликована в 1860 году), соединившая в себе черты социально- бытовой и нравственно-психологической драмы, в которой семейная ситуация, конфликт страсти и долга подняты на уровень общественно значимой проблемы и впервые приведены к трагической развязке, а особенности русского национального характера и народной жизни даны в их крайних проявлениях. В трилогии о Бальзаминове [комедии «Праздничный сон - до обеда», 1857, «Свои собаки грызутся - чужая не приставай», 1861, «За чем пойдёшь, то и найдёшь (Женитьба Бальзаминова)», 1861, запрещена к постановке; поставлена в 1863 году] Островский, использовав приёмы водевиля и народного балаганного представления, вывел пародийный образ «маленького человека» - бедного, не приспособленного к жизни чиновника, уповающего на счастливое стечение обстоятельств.

В 1862 году Островский совершил поездку в Европу, побывал в Баварии, Пруссии, Италии, Франции; в Лондоне встречался с А.И. Герценом. По возвращении из-за границы создал драмы «Грех да беда на кого не живёт» (1863), «Пучина» (1866), комедии «Тяжёлые дни» (1863), «Шутники» (1864), «На бойком месте» (1865). В 1860-е годы Островский, видевший в изучении национальной истории залог воспитания «сознательной любви к отечеству», обратился к жанру исторической пьесы: хроника «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» (в стихах, 1862, запрещена к постановке; 2-я редакция - 1866, при жизни автора не была опубликована; поставлена в 1866 году), комедии «Воевода (Сон на Волге)» (в стихах, 1865; 2-я редакция - 1885, при жизни Островского не была опубликована), «Комик XVII столетия» (в стихах; поставлена в 1872 году; опубликована в 1873 году) и другие. Островский включал в текст пьес грамоты, указы и другие исторические документы; вводил в состав действующих лиц шутов, скоморохов, юродивых, глашатаев; использовал архаизмы.

В 1868-1884 годах - в период сотрудничества Островского в журнале «Отечественные записки» - появляются сатирические комедии из дворянского быта, отмеченные сложной игрой с традиционными приёмами драматургической техники (сценическое амплуа), с использованием литературных цитат и реминисценций: «На всякого мудреца довольно простоты» (1868), «Бешеные деньги» (1870), «Волки и овцы» (1875), в которых отсутствует положительный герой, а также «Лес» (1871) - одна из лучших пьес позднего Островского, где злу противостоят являющиеся по сюжету жертвами герои (бедный артист и девушка-бесприданница).

Сочетание особенностей сатирической (гротескно-условный стиль) и народной (фольклорные мотивы) комедий присуще пьесе «Горячее сердце» (1869). К жанру народной комедии Островский возвращается в пьесах «Не всё коту масленица» (1871), «Правда – хорошо, а счастье лучше» (поставлена в 1876 году, опубликована в 1877 году) и другие. Особняком среди них стоит пьеса «Снегурочка» (в стихах, 1873), соединившая в себе черты фольклорной сказки и лирической драмы.

Поздние пьесы Островского отличаются сочетанием лиризма и драматизма, в них вновь появляется положительный герой со сложным внутренним миром и ранимой душой: «Последняя жертва» (1878), «Сердце не камень» (1880), «Не от мира сего» (1885) и другие. В центре драмы «Бесприданница» (поставлена в 1878 году, опубликована в 1879 году) - образ любящей женщины, чья искренность и доверчивость противопоставлена бездушному расчёту и циничному эгоизму окружающих. Закулисные нравы артистической среды рисуют комедии «Таланты и поклонники» (поставлена в 1881 году, опубликована в 1882 году), комедия «Без вины виноватые» (1884).

Ряд пьес написан Островским в соавторстве с Н.Я. Соловьёвым [«Счастливый день» (1877), «Женитьба Белугина» (поставлена в 1877 году, опубликована в 1878 году), «Дикарка» (поставлена в 1879году, опубликована в 1880 году), «Светит, да не греет» (поставлена в 1880 году, опубликована в 1881 году)] и с П.М. Невежиным [«Блажь» (поставлена в 1880 году, опубликована в 1881 году), «Старое по-новому» (отдельное издание под именем одного Невежина, 1882)]. Среди другихпроизведений - оперные либретто, переводы.

Островский - основоположник национального репертуара русского театра. Его драматургии, укоренённой как в литературной (отечественной и зарубежной), так и в фольклорной традиции и обращённой к самым разнообразным слоям общества, присущи широкий охват действительности в её будничных - бытовых, социальных и этнографических подробностях; сочетание «крупного комизма» с изображением глубоких страстей и искренних чувств; мастерское использование всего богатства общенациональной лексики для создания речевых характеристик персонажей, которое компенсирует часто слабо разработанную интригу.

Пьесы Островского, в особенности 1870-1880-х годах, ориентированные не на отдельных актёров, а на весь актёрский ансамбль, произвели реформу в русском театре. В них блистали актёры С.В. Васильев (смотри Васильевы), М.Н. Ермолова, А.Е. Мартынов, Л.П. Косицкая, П.М. Садовский, М.П. Садовский, О.О. Садовская (смотри Садовские), Г.Н. Федотова и другие. По инициативе скогоОстров были основаны Московских артистический кружок (1865), Собрание руссских драматических писателей (1870; с 1874 года Общество руссских драматических писателей для защиты материальных интересов драматургов, а с 1875 года - и оперных композиторов), занимавшееся защитой авторских прав драматургов и композиторов.

Имя Островского носит Драматический театр в Костроме.

w.histrf.ru

Александр Николаевич Островский биография писателя

Наследие

Ныне в Щелыкове (Костромская область) располагается мемориальный и природный музей-заповедник драматурга[5] . Раз в пять лет, начиная с 1973 года, зажигает огни сцены Всероссийский театральный фестиваль «Дни Островского в Костроме», который курируется Министерством культуры Российской Федерации и Всероссийским театральным обществом[6] .

Пьесы Островского не сходят со сцены. Многие его произведения были экранизированы или послужили основой создания кино- и телесценариев. К числу экранизаций, наиболее популярных в России, относится комедия Константина Воинова «Женитьба Бальзаминова» (1964, в главной роли — Г. Вицин). Большую популярность завоевал кинофильм «Жестокий романс», снятыйЭльдаром Рязановым по мотивам «Бесприданницы» (1984). В 2005 году режиссёр Евгений Гинзбург получил главный приз (Гран-при «Гранатовый браслет» ) одиннадцатого Российского фестиваля «Литература и кино» (Гатчина) "за невероятную до изумления трактовку великой пьесы А. Н. Островского «Без вины виноватые» в фильме «Анна» (2005, сценарий Г. Данелия и Рустама Ибрагимбекова; в главной роли — оперная певица Любовь Казарновская)[7] .

После смерти писателя, Московская дума устроила в Москве читальню имени А.Н. Островского. 27 мая 1929 перед зданием Малого театра был открыт памятник Островскому (скульптор Н.А. Андреев, архитектор И.П. Машков).

Пьессы

«Семейная картина» (1847)

«Свои люди — сочтёмся» (1849)

«Неожиданный случай» (1850)

«Утро молодого человека» (1850)

«Бедная невеста» (1851)

«Не в свои сани не садись» (1852)

«Бедность не порок» (1853)

«Не так живи, как хочется» (1854)

«В чужом пиру похмелье» (1856) текст. Пьеса впервые поставлена на сцене театра 9 января 1856 года в Малом театре в бенефис Прова Михайловича Садовского, а затем, 18 января, в Санкт-Петербурге на сцене Александринского театра в бенефис Владимировой.[8]

«Доходное место» (1856) текст Пьеса впервые поставлена на сцене театра 27 сентября 1863 года в Александринском театре в бенефис Левкеевой. В Малом театре впервые поставлена 14 октября того же года в бенефис Е. Н. Васильевой.[9]

«Праздничный сон до обеда» (1857) текст

«Не сошлись характерами» (1858) текст

«Воспитанница» (1859) текст

«Гроза» (1859) текст

«Старый друг лучше новых двух» (1860) текст

«Свои собаки грызутся, чужая не приставай» (1861) текст

«Женитьба Бальзаминова» (1861) текст

«КозьмаЗахарьичМинин-Сухорук» (1861, 2-я редакция 1866) текст

«Тяжёлые дни» (1863) текст

«Грех да беда на кого не живёт» (1863) текст

«Воевода» (1864; 2-я редакция 1885) текст

«Шутники» (1864) текст

«На бойком месте» (1865) текст

«Пучина» (1866) текст

«Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» (1866) текст

«Тушино» (1866) текст

«Василиса Мелентьева» (в соавторстве с С. А. Гедеоновым) (1867) текст

«На всякого мудреца довольно простоты» (1868) текст

«Горячее сердце» (1869) текст

«Бешеные деньги» (1870) текст

«Лес» (1870) текст

«Не всё коту масленица» (1871) текст

«Не было ни гроша, да вдруг алтын» (1872) текст

«Комик XVII столетия» (1873) текст

«Снегурочка» (1873) текст

«Поздняя любовь» (1874) текст

«Трудовой хлеб» (1874) текст

«Волки и овцы» (1875) текст

«Богатые невесты» (1876) текст

«Правда хорошо, а счастье лучше» (1877) текст

«Женитьба Белугина» (1877), совместно с Николаем Соловьёвым текст

«Последняя жертва» (1878) текст

«Бесприданница» (1878) текст

«Добрый барин» (1879)

«Сердце не камень» (1880) текст

«Невольницы» (1881) текст

«Светит, да не греет» (1881), совместно с Николаем Соловьёвым текст. Премьера 14 ноября 1881 года в Петербурге, в Александринском театре, в бенефисФ. А. Бурдина.

«Без вины виноватые» (1881—1883) текст

«Таланты и поклонники» (1882) текст

«Красавец-мужчина» (1883) текст

«Не от мира сего» (1885) текст

Обладая незаурядным общественным темпераментом, Островский всю жизнь деятельно боролся за создание реалистического театра нового типа, за подлинно художественный национальный репертуар, за новую этику актёра. Он создал в 1865 году Московский артистический кружок, основал и возглавил общество русских драматических писателей (1870 г.), писал в различные ведомства многочисленные "Записки", "Проекты", "Соображения", предлагая принять срочные меры, чтобы остановить упадок театрального искусства. Творчество Островского оказало решающее влияние на развитие русской драматургии и русского театра. Как драматург и режиссёр Островский содействовал формированию новой школы реалистической игры, выдвижению плеяды актёров (особенно в московском Малом театре: семья Садовских, С.В. Васильев, Л.П. Косицкая, позднее - Г.Н. Федотова, М.Н. Ермолова и др.).

Начиная с 1853 и на протяжении более чем 30 лет новые пьесы Островского появлялись в московском Малом и петербургском Александринском театрах почти каждый сезон. С 1856 Островский становится постоянным сотрудником журнала "Современник". В 1856, когда по мысли великого князя Константина Николаевича состоялась командировка выдающихся литераторов для изучения и описания различных местностей России в промышленном и бытовом отношениях, Островский взял на себя изучение Волги от верховьев до Нижнего. В 1859, в издании графа Г.А. Кушелева-Безбородко, были напечатаны два тома сочинений Островского. Это издание и послужило поводом для той блестящей оценки, которую дал Островскому Добролюбов и которая закрепила за ним славу изобразителя "темного царства". В 1860 в печати появилась "Гроза", вызвавшая статью Добролюбова ("Луч света в темном царстве"). Со второй половины 60-х годов Островский занялся историей Смутного времени и вступил в переписку с Костомаровым.

mirznanii.com

Александр Николаевич Островский | Флибуста

Александр Николаевич Островский: русский драматург, театральный деятель.

Родился 12 апреля (по старому стилю - 31 марта) 1823, в Москве.Отец Островского окончил курс в духовной академии, но служил стал в гражданской палате, а затем занимался частной адвокатурой. Потомственное дворянство было приобретено.Мать, которой он лишился еще в детстве, — родом из низшего духовенства.Систематического образования не получил.Детство и часть юности прошли в центре Замоскворечья.Благодаря большой библиотеке отца Островский рано познакомился с русской литературой и почувствовал наклонность к писательству, но отец хотел сделать из него юриста.Окончив в 1840 гимназический курс в 1-й Московской гимназии (поступил в 1835), Островский поступил на юридический факультет Московского университета, но окончить курс ему не удалось (учился до 1843).По желанию отца, он поступил на службу писцом в суд. В московских судах служил до 1851; первое жалование составляло 4 рубля в месяц, через некоторое время оно возросло до 15 рублей.К 1846 было уже написано много сцен из купеческого быта, и задумана комедия „Несостоятельный должник” (по другим сведениям пьеса называлась „Картина семейного счастья”; впоследствии, „Свои люди - сочтемся”). Наброски к этой комедии и очерк „Записки замоскворецкого жителя” были напечатаны в одном из номеров «Московского Городского Листка» в 1847. Под текстом значились буквы: «А. О.» и «Д. Г.», то есть Александр Островский и Дмитрий Горев, провинциальный актер, предложивший ему сотрудничество.Сотрудничество не пошло дальше одной сцены, а впоследствии послужило для Островского источником большой неприятности, так как дало его недоброжелателям повод обвинять его в присвоении чужого литературного труда. Литературную известность Островскому принесла комедия „Свои люди - сочтемся!” (первоначальное название — „Банкрут”), опубликованная в 1850.Пьеса вызвала одобрительные отклики Николая Васильевича Гоголя, Ивана Александровича Гончарова.К постановке на сцене комедия была запрещена. Влиятельное московское купечество, обиженное за все свое сословие, пожаловалось «начальству»; а автор был уволен со службы и отдан под надзор полиции по личному распоряжению Николая I ( надзор был снят только после воцарения Александра II).На сцену пьеса была допущена только в 1861.Начиная с 1853 и на протяжении более чем 30 лет новые пьесы Островского появлялись в московском Малом и петербургском Александринском театрах почти каждый сезон.С 1856 Островский становится постоянным сотрудником журнала «Современник».В 1856, когда по мысли великого князя Константина Николаевича состоялась командировка выдающихся литераторов для изучения и описания различных местностей России в промышленном и бытовом отношениях, Островский взял на себя изучение Волги от верховьев до Нижнего.В 1859, в издании графа Григория Александровича Кушелева-Безбородко, были напечатаны два тома сочинений Островского. Это издание и послужило поводом для той блестящей оценки, которую дал Островскому Добролюбов и которая закрепила за ним славу изобразителя «темного царства».В 1860 в печати появилась „Гроза”, вызвавшая статью Добролюбова („Луч света в темном царстве”).Со второй половины 60-х годов Островский занялся историей Смутного времени и вступил в переписку с Костомаровым.В 1863 Островский был награжден Уваровской премией и избран член-корреспондентом Петербургской Академии наук.В 1866 (по другим сведениям - в 1865) в Москве создал Артистический кружок, давший впоследствии московской сцене многих талантливых деятелей. В доме Островского бывали Иван Александрович Гончаров, Дмитрий Васильевич Григорович, Иван Сергеевич Тургенев, Алексей Феофилактович Писемский, Федор Михайлович Достоевский, Иван Егорович Турчанинов, Пров Михайлович Садовский, Любовь Павловна Косицкая-Никулина, Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, Лев Николаевич Толстой, Пётр Ильич Чайковский, Мария Николаевна Ермолова, Гликерия Николаевна Федотова.С января 1866 был заведующим репертуарной частью московских императорских театров.В 1874 (по другим сведениям - в 1870) было образовано Общество русских драматических писателей и оперных композиторов, бессменным председателем которого Островский оставался до самой смерти.Работая в комиссии «для пересмотра законоположений по всем частям театрального управления», учрежденной в 1881 при дирекции Императорских театров, добился многих преобразований, значительно улучшивших положение артистов.В 1885 Островский был назначен заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища.Несмотря на то, что пьесы Александра Николаевича делали хорошие сборы и что в 1883 император Александр III пожаловал ему ежегодную пенсию в 3 тысячи рублей, денежные проблемы не оставляли Островского до последних дней его жизни.Здоровье Островского не отвечало тем планам, какие он ставил перед собой.Усиленная работа быстро истощила организм; 14 июня (по старому стилю - 2 июня) 1886 Островский скончался в своем костромском имении Щелыкове.Похоронили писателя там же, на погребенье государь пожаловал из сумм кабинета 3000 рублей. Вдове, нераздельно с 2 детьми, была назначена пенсия в 3000 рублей, а на воспитание трех сыновей и дочери — 2400 рублей в год.После смерти писателя, Московская дума устроила в Москве читальню имени Александра Николаевича Островского.27 мая 1929 перед зданием Малого театра был открыт памятник Островскому (скульптор Николай Андреевич Андреев, архитектор Иван Павлович Машков).

Антология драматургии (Русская классическая проза, Драматургия, Зарубежная классическая проза)файл не оценен - 12 великих трагедий 3439K, 1266 с. (читать) скачать: (fb2) - (epub) - (mobi)

А.Н.Островский. Собрание сочинений в шестнадцати томах (Драматургия)файл не оценен - 1. Том 1. Пьесы 1847-1854 911K, 365 с. (читать) скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) файл не оценен - 2. Том 2. Пьесы 1856-1861 941K, 375 с. (читать) скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) файл не оценен - 3. Том 3. Пьесы 1862-1864 888K, 387 с. (читать) скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) файл не оценен - 4. Том 4. Пьесы 1865-1867 927K, 409 с. (читать) скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) файл не оценен - 5. Том 5. Пьесы 1867-1870 828K, 341 с. (читать) скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) файл не оценен - 6. Том 6. Пьесы 1871-1874 881K, 363 с. (читать) скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) файл не оценен - 7. Том 7. Пьесы 1873-1876 735K, 306 с. (читать) скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) файл не оценен - 8. Том 8. Пьесы 1877-1881 858K, 338 с. (читать) скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) файл не оценен - 9. Том 9. Пьесы 1882-1885 944K, 398 с. (читать) скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) файл не оценен - 10. Том 10. Пьесы, написанные совместно 1092K, 455 с. (читать) скачать: (fb2) - (epub) - (mobi)

Драматургия

файл не оценен - Бедная невеста 246K, 93 с. (читать) скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) файл не оценен - Бедность не порок 108K, 50 с. (читать) скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) файл не оценен - Без вины виноватые 247K, 70 с. (читать) скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) файл не оценен - Бесприданница 312K, 77 с. (читать) скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) файл не оценен - Бешеные деньги 177K, 80 с. (читать) скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) файл не оценен - Богатые невесты 142K, 51 с. (читать) скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) файл не оценен - Волки и овцы 334K, 95 с. (читать) скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) файл не оценен - В чужом пиру похмелье 66K, 29 с. (читать) скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) файл не оценен - Горячее сердце 217K, 85 с. (читать) скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) файл не оценен - Гроза 224K, 55 с. (читать) скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) файл не оценен - Доходное место 244K, 69 с. (читать) скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) файл не оценен - За чем пойдешь, то и найдешь (Женитьба Бальзаминова) 193K, 46 с. (читать) скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) файл не оценен - Красавец мужчина 181K, 69 с. (читать) скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) файл не оценен - Лес 387K, 100 с. (читать) скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) файл не оценен - На бойком месте 194K, 47 с. (читать) скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) файл не оценен - На всякого мудреца довольно простоты 469K, 78 с. (читать) скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) файл не оценен - Не было ни гроша, да вдруг алтын 262K, 74 с. (читать) скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) файл не оценен - Не все коту масленица 173K, 50 с. (читать) скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) файл не оценен - Не в свои сани не садись 207K, 46 с. (читать) скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) файл не оценен - Поздняя любовь 140K, 51 с. (читать) скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) файл не оценен - Последняя жертва 224K, 88 с. (читать) скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) файл не оценен - Правда – хорошо, а счастье лучше 153K, 57 с. (читать) скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) файл не оценен - Праздничный сон - до обеда 161K, 29 с. (читать) скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) файл не оценен - Пучина 152K, 51 с. (читать) скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) файл не оценен - Свои люди – сочтемся 142K, 64 с. (читать) скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) файл не оценен - Свои собаки грызутся, чужая не приставай 94K, 30 с. (читать) скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) файл не оценен - Семейная картина 41K, 18 с. (читать) скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) файл не оценен - Сердце не камень 159K, 59 с. (читать) скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) файл не оценен - Старый друг лучше новых двух 135K, 49 с. (читать) скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) файл не оценен - Таланты и поклонники 150K, 68 с. (читать) скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) файл не оценен - Трудовой хлеб 141K, 51 с. (читать) скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) файл не оценен - Тяжелые дни 109K, 37 с. (читать) скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) файл не оценен - Утро молодого человека 70K, 14 с. (читать) скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) файл не оценен - Шутники 141K, 51 с. (читать) скачать: (fb2) - (epub) - (mobi)

Юмор, Русская классическая проза, Драматургия, Зарубежная классическая проза

файл не оценен - 7 великих комедий [антология] 2328K, 498 с. (читать) скачать: (fb2) - (epub) - (mobi)

Классическая проза ХIX века, Русская классическая проза, Драматургия

файл не оценен - Свои люди – сочтемся 374K, 64 с. (читать) скачать: (fb2) - (epub) - (mobi)

Драматургия, Русская классическая проза

файл не оценен - А. Грибоедов: Горе от ума. А. Сухово-Кобылин: Пьесы. А. Островский: Пьесы 4649K, 855 с. (читать) скачать: (fb2) - (epub) - (mobi)

Драматургия, Сказки народов мира

файл не оценен - Снегурочка 265K, 108 с. (читать) скачать: (fb2) - (epub) - (mobi)

Переводы

Интермедии (Драматургия)файл не оценен - Бдительный страж 49K, 15 с. (читать) скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) - Мигель де Сервантес Сааведра файл не оценен - Бискаец-самозванец 54K, 16 с. (читать) скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) - Мигель де Сервантес Сааведра файл не оценен - Вдовый мошенник, именуемый Трампагос 45K, 20 с. (читать) скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) - Мигель де Сервантес Сааведра файл не оценен - Два болтуна 37K, 12 с. (читать) скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) - Мигель де Сервантес Сааведра файл не оценен - Избрание алькальдов в Дагансо 43K, 20 с. (читать) скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) - Мигель де Сервантес Сааведра файл не оценен - Ревнивый старик 47K, 15 с. (читать) скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) - Мигель де Сервантес Сааведра файл не оценен - Саламанкская пещера 49K, 15 с. (читать) скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) - Мигель де Сервантес Сааведра файл не оценен - Судья по бракоразводным делам 34K, 10 с. (читать) скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) - Мигель де Сервантес Сааведра файл не оценен - Театр чудес 44K, 13 с. (читать) скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) - Мигель де Сервантес Сааведра

Драматургия, Зарубежная классическая проза

файл не оценен - Кофейная 476K, 75 с. (читать) скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) - Карло Гольдони

flibusta.site

Мемория. Александр Островский - ПОЛИТ.РУ

12 апреля 1823 года родился знаменитый драматург Александр Островский.

 

Личное дело

Александр Николаевич Островский (1823–1886) родился в Москве, в Замоскворечье, которое тогда было купеческим районом. Дед и мать его принадлежали к духовному сословию, отец, Николай Федорович, окончил духовную академию, но стал не священником, а судебным чиновником. Он сделал удачную карьеру, получил потомственное дворянство, потом стал присяжным стряпчим, то есть ходатаем по частным делам в коммерческих судах.

Окончив курс гимназии, Александр Островский поступил на юридический факультет Московского университета, однако учеба и дальнейшая юридическая карьера не слишком привлекали его. Он интересовался литературой и театром, и сам уже пробовал сочинять стихи и прозу. В результате Островский оставил университет на втором курсе, стал работать канцелярским служащим в московских судах.

14 февраля 1847 года Островский прочел в доме профессора Московского университета Степана Шевырева драматические сцены «Картина семейного счастья». Это произведение вскоре было опубликовано в «Московском городском листке». В том же году появились «Очерки Замоскворечья» и одна сцена из комедии «Банкрут», а в 1850 году эта пьеса (под заглавием «Свои люди сочтемся») была напечатана в журнале «Москвитянин». Действие комедии происходит в доме богатого купца Большова. Из жадности он решается на мошенничество. Большов объявляет себя банкротом, предварительно переведя все имущество на приказчика Подхалюзина. Он рассчитывает, что как банкрот он заплатит лишь малую часть своих долгов («по копейке за рубль»), но кредиторы согласны выпустить купца из долговой тюрьмы, только если он заплатит как минимум четверть. Когда Большова выпускают из тюрьмы, чтобы он достал нужную сумму, зять и дочь, завладевшие всеми его деньгами, отказываются за него платить. Большову приходится возвращаться в долговую тюрьму. Казалось бы, мошенник наказан, но дочь и зять тоже не вызывают никакого сочувствия. Такого финала в русской драматургии еще не было. Пьеса, еще не увидев сцены, уже получила восторженные отклики. Шевырев назвал Островского «новым драматическим светилом в русской литературе», Алексей Хомяков признал пьесу «превосходным творением». Опубликованную пьесу читали всюду, в различных салонах Островский читал ее лично, но вот ее путь на сцену оказался долгим. Влиятельное московское купечество, обиженное за все свое сословие, пожаловалось «начальству»; автор был уволен от службы и, как «неблагонадежный», отдан под надзор полиции. Публика увидела пьесу только одиннадцать лет спустя, и то с измененным финалом.

Но невозможность поставить первую пьесу не охладила тягу Островского к драматургии. Он продолжил публиковать новые драматические произведения. Вслед за небольшими сценами «Утро молодого человека» в 1852 году все в том же журнале «Москвитянин» появилась комедия «Бедная невеста», а год спустя – комедия «Не в свои сани не садись». Она наконец-то стала первым из произведений Островского, поставленным на сцене. С тех пор почти каждый театральный сезон в Малом театре в Москве и в Александринском театре появлялась новая пьеса Островского, а часто и не одна. Также с 1856 года Островский был постоянным сотрудником журнала «Современник». В том же году онсовершил путешествие по Волге: от истоков до Нижнего Новгорода.

Островскому принадлежит целый ряд исторических пьес: «Козьма Захарьич Минин-Сухорук», «Воевода», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» и другие. Была им написана и драматическая поэма в стихах «Снегурочка»; созданная на ее основе опера Римского-Корсакова завоевала огромную популярность.

В конце жизни Островский создал несколько пьес, посвященных русскому театру. В 1872 году он написал стихотворную комедию «Комик XVII столетия» о рождении первого русского театра при дворе царя Алексея Михайловича. Более известны две пьесы Островского о современном ему театре – «Таланты и поклонники» и «Без вины виноватые». Проблемы театра занимали Островского не только на сцене, в течение многих лет он пытался переменить систему работы драматических театров, писал многочисленные проекты, надеясь убедить власть в необходимости срочных действий. Он был бессменным председателем Общества русских драматических писателей и оперных композиторов. Работал в комиссии «для пересмотра законоположений по всем частям театрального управления», учрежденной в 1881 году при дирекции Императорских театров, где добился многих преобразований, значительно улучшивших положение артистов. В конце концов, в 1886 году уже тяжело больной Островский был назначен заведующим репертуарной частью московских театров. Умер Александр Островский 14 июня 1886 года в имении Щелыково Костромской губернии.

 

Чем знаменит

 

Александр Островский

Выдающийся драматург Александр Островский стал одним из создателей русского реалистического театра. В 1854 году в Малом театре поставлена пьеса «Бедность не порок». Постановка вызвала горячие споры. Аполлон Григорьев опубликовал в «Москвитянине» стихотворную рецензию, в которой объявил появление пьесы началом новой эпохи в русском театре. Это мнение разделяли многие. В то же время, как среди читателей, так и среди зрителей и даже среди актеров находились люди, которых шокировала и отталкивала излишняя жизненность творчества драматурга. Великий актер Михаил Щепкин, хотя и высоко ценил талант Островского, но возражал против постановки пьесы в Малом театре, считая, в частности, роль пьяницы и забулдыги Любима Торцова слишком «грязной». Многие присоединялись к этому мнению, полагая, что мир купцов и приказчиков, крючкотворов и пьяниц не достоин сценического воплощения. Поступали критические отзывы и совсем противоположного рода. Чернышевский и Добролюбов считали «Бедность не порок» слабой пьесой, а ее счастливый конец – не воспеванием народной доброты, а приукрашиванием реальной, куда более мрачной действительности. Однако Островский настаивал на том, что надо  не вселять в зрителя чувство безнадежности, а показывать героев положительных, способных противостоять жестокости и безнравственности мира. Он писал М. П. Погодину: «Пусть лучше русский человек радуется, видя себя на сцене, чем тоскует. Исправители найдутся и без нас. Чтобы иметь право исправлять народ, не обижая его, надо ему показать, что знаешь за ним и хорошее; этим-то я теперь и занимаюсь, соединяя высокое с комическим».

Одной из вершин творчества Островского стала пьеса «Гроза» (1859). Действие ее происходит в провинциальном городке Калинове. Купеческая жена Катерина, воспитанная в строгих правилах, полюбила приехавшего из Москвы молодого человека, изменила мужу и, не захотев скрыть это, публично призналась и бросилась в Волгу с обрыва. Статья Добролюбова «Луч света в темном царстве»  воспела Катерину, чье самоубийство, по мнению критика, было не проявлением слабости, а единственным оставшимся для нее возможным протестом. Для Добролюбова пьеса стала символом приближающихся перемен, чье наступление уже нельзя остановить.

В пьесе «Лес» (1870) действие происходит в имении Пеньки помещицы Гурмыжской, которая по своей воле вершит судьбы зависящих от нее людей. Она продает принадлежащий ей лес потому, что ей нужны деньги для бедных, по ее собственным словам. Однако довольно быстро становится ясно, что деньги для Гурмыжской – прежде всего возможность купить себе молодого возлюбленного. Помещица собирается замуж за сына своей обедневшей подруги, а заметив, что жених обратил внимание на живущую в доме ее дальнюю родственницу Аксюшу, выгоняет девушку из дома, отказывая ей в приданом. Единственным по-настоящему сильным и благородным человеком в пьесе оказывается странствующий актер Несчастливцев, племянник Гурмыжской, который, не задумываясь, отдает полученные им от Гурмыжской деньги на приданое Аксюше и, отказавшись от богатства, вновь пускается в бесконечные странствия по России. Он сумел составить счастье молодой пары, но ничего больше не в силах изменить. «Брат Аркадий, зачем мы зашли, как мы попали в этот лес, в этот сыр-дремучий бор? – обращается он к своему спутнику, – Зачем мы, братец, спугнули сов и филинов? Что им мешать? Пусть их живут, как им хочется! Тут все в порядке, братец, как в лесу быть следует. Старухи выходят замуж за гимназистов, молодые девушки топятся от горького житья у своих родных: лес, братец».

В последнее десятилетие жизни творчество Островского становится все более и более трагическим. Трагична судьба Ларисы, героини пьесы «Бесприданница» (1878), которая, подобно многим другим героиням Островского, мечтает о лучшей жизни, о возможности вырваться из своего провинциального мирка. Действие происходит в большом вымышленном городе на Волге — Бряхимове. Красавица бесприданница Лариса Огудалова собирается замуж за бедного чиновника Карандышева. Ранее Лариса пережила сильнейшее увлечение «блестящим барином» Паратовым, который вскружил ей голову, отбил всех женихов и внезапно уехал. После скандала, когда очередной жених за растрату был арестован прямо в доме Огудаловых, Лариса и объявила, что выйдет замуж за первого, кто посватается, а Карандышев — давний и неудачливый поклонник — «и тут как тут». Неожиданно в город возвращается Паратов. Выясняется, что он собирается жениться на богатой невесте и стать владельцем золотых приисков. Лариса в смятении – она все еще любит Партова. Она просит Карандышева как можно скорее обвенчаться и уехать в деревню. Но тот не хочет спешить, чтобы удовлетворить свое самолюбие, настаивает на пышной свадьбе. Лариса упрекает его за это, нисколько не скрывая, что не любит его, а только надеется полюбить. На обеде у Карандышева купцы подпаивают его и, не скрывая презрения, посылают за вином. Компания собирается на пикник на Волгу. Мужчины говорят между собой, что хорошо бы взять Ларису, Паратов берется ее уговорить. Карандышев, собираясь сказать давно заготовленный тост, уходит за шампанским, остальные оставляют Паратова наедине с Ларисой. Он говорит, что еще несколько таких мгновений, и он бросит все, чтобы стать ее рабом. Лариса соглашается поехать на пикник в надежде вернуть Паратова. Появившийся Карандышев произносит тост за Ларису, в которой ему дороже всего то, что она «умеет разбирать людей» и потому выбрала его. Карандышева посылают еще за вином. Вернувшись, он узнает об отъезде Ларисы на пикник, понимает, наконец, что над ним посмеялись, и грозит отомстить. Схватив пистолет, он убегает. Вернувшись в город, Лариса узнает, что Паратов не намерен на ней жениться. Богатые купцы Кнуров и Вожеватов бросают монету, чтобы выяснить, кому из них достанется Лариса. Выигравший Кнуров предлагает ей стать его содержанкой. В отчаянии Лариса подходит к обрыву, мечтая умереть, но не решается покончить с собой и восклицает: «Как бы теперь меня убил кто-нибудь...». Лариса решает: «Уж если быть вещью, так дорогой, очень дорогой». Она отталкивает появившегося Карандышева и просит его прислать к ней Кнурова. Взбешенный и униженный Карандышев стреляет в нее. Умирающая Лариса с благодарностью принимает этот выстрел, кладет револьвер около себя и говорит сбежавшимся на выстрел, что никто не виноват: «Это я сама».

 

О чем надо знать

В XX веке кинорежиссеры сделали целый ряд удачных экранизаций пьес Александра Островского. Первые фильмы появились еще в эпоху немого кино. В 1911 году был снят фильм по исторической пьесе «Василиса Мелентьевна». Также появились фильмы «Бесприданница» (1912), «Без вины виноватые» (1916), а пьеса «На бойком месте» экранизировалась до революции трижды. Первым появлением произведения Островского в советском кинематографе стала «Гроза» Владимира Петрова, фильм был отмечен наградой Венецианского кинофестиваля 1934 года. В 1936 году Яков Протазанов снял «Бесприданницу», в 1945 – Владимир Петров снимает фильм «Без вины виноватые». В 1964 году появилась полюбившаяся зрителям кинокомедия «Женитьба Бальзаминова» с Георгием Вициным в главной роли. Она снята по трем пьесам Островского: «Праздничный сон до обеда», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай!», «За чем пойдешь, то и найдешь». Эльдар Рязанов в 1984 году снял фильм «Жестокий романс» по пьесе «Бесприданница», хорошо принятый зрителями и вызвавший ожесточенную полемику среди кинокритиков. Дважды снимались художественные фильмы по пьесе «Снегурочка» (1968 и 1971, под названием «Весенняя сказка»). Также «Снегурочка» стала основой для двух мультфильмов: в классическом для советской мультипликации стиле рисованного фильма режиссера Иванова-Вано (1952) и кукольный фильм Марии Муат (2006), получивший премию «Ника».

 

Прямая речь

«Самым вредным, самым гибельным следствием настоящей драматической цензуры для репертуара я считаю страх запрещения пьесы. Автор, в особенности начинающий, у которого запрещены одна или две пьесы без объяснения ему причин, поневоле должен всего бояться, чтобы не потерять и вперед своего труда. Пришла ему широкая мысль - он ее укорачивает; удался сильный характер - он его ослабляет; пришли в голову бойкие и веские фразы – он их сглаживает, потому что во всем этом он видит причины к запрещению, по незнанию действительной причины. Такое постоянное укорачивание, урезывание себя вредно действует на производительные  способности,  долго  потом отзывается во всей деятельности; я говорю это по собственному опыту. Чтобы только иметь надежду видеть свои произведения на сцене, волей-неволей гонишь из головы серьезные, жизненные идеи, выбираешь задачи пообщее, сюжеты помельче, характеры побледнее. Можно сказать с полною уверенностию, что страх запрещения должно считать главной причиной бесцветности  нашего репертуара», - А. Н. Островский из раздела о театральной цензуре статьи «Обстоятельства, препятствующие развитию драматического искусства России».

«Этот человек талант огромный. Я считаю на Руси три трагедии: «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор»; на «Банкроте» я поставил нумер четвертый», - В. Ф. Одоевский

 

10 фактов об Александре Островском

  • В Московском коммерческом суде, где он долгое время служил, и в доме отца, клиентами которого были замоскворецкие купцы, Островский получил большое количество материала для будущих пьес: историй из реальной жизни, человеческих типов.
  • Младший брат Александра Островского, Михаил Николаевич, был министром государственных имуществ и членом Государственного совета.
  • Островский перевел на русский язык ряд зарубежных пьес, в том числе произведения Гольдони, Сервантеса, Макиавелли, Шекспира.
  • Во время путешествия по Волге в 1856 году Островский стал собирать диалектные слова. Позднее он продолжил это занятие, когда жил в Щелыкове. В результате возник «Опыт  волжского словаря», представляющий собой «собрание  слов,  употребляемых  на  Волге  и притоках ее, относительно дна, берегов, заливов и проч., относительно судоходства, судостроения, рыболовства и других речных и береговых промыслов». Вместе с другими диалектными материалами, собранными Островским, он опубликован в составе собрания сочинений.
  • Петр Вайль и Александр Генис отметили, что Катерина в «Грозе» оказывается неожиданно похожей на Эмму Бовари, описанную Флобером. Обе героини экзальтированно религиозны; обе мечтают взлететь как птицы; обе с отрадой вспоминают детство и юность; обе занимаются вышиванием; схожа и семейная ситуация — враждебность свекровей и мягкотелость мужей; обеим не везет с любовниками — на просьбу их увезти оба отвечают отказом.
  • Островский стал единственным драматургом, при жизни изображенным на плафоне Мариинского театра в Санкт-Петербурге.
  • Драматическая сказка «Снегурочка» появилась благодаря ремонту в Малом театре. Из-за этого обстоятельства в 1873 году труппа переехала в здание Большого театра. Руководство императорских театрами решило поставить спектакль-феерию, где участвовали бы все три труппы: драматическая, оперная и балетная, и заказало такую пьесу Островскому.
  • Успех пьесы «Бесприданница» привел к тому, что в России впервые стало популярным имя Лариса.
  • На сюжет пьесы «Гроза» написано шесть опер: Бориса Асафьева, Леоша Яначека (под названием «Катя Кабанова»), Владимира Кашперова, Виктора Трамбицкого, Ивана Дзержинского (не закончена) и Лодовико Рокка.
  • В шутливой «Литературной табели о рангах», составленной Чеховым, Островскому достался чин статского советника.

 

Материалы об Александре Островском

Островский, Александр Николаевич. Русский биографический словарь.

Произведения А. Н. Островского в библитеке Мошкова

Н. Добролюбов «Луч света в темном царстве»

А. Н. Островский в воспоминаниях современников

Статья об Александре Островском в русской Википедии

polit.ru


KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта