Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

А. Н. Островский раскрывает социально-типические и индивидуальные свойства персонажей определенной общественной среды, какой именно. В каком журнале сотрудничал островский до 1856


Биография Александра Островского - РИА Новости, 12.04.2013

12 апреля исполняется 190 лет со дня рождения русского драматурга и театрального деятеля Александра Николаевича Островского.

Александр Николаевич Островский родился 12 апреля (31 марта по старому стилю) 1823 года в Москве. 

В детстве Александр получил хорошее домашнее образование – изучал древнегреческий, латинский, французский, немецкий, впоследствии – английский, итальянский, испанский языки.

В 1835-1840 годах Александр Островский учился в Первой Московской гимназии.

В 1840 году поступил в Московский университет на юридический факультет, но в 1843 году из-за столкновения с одним из профессоров оставил учебу.

В 1943-1945 годах служил в Московском совестном суде (губернский суд, рассматривавший гражданские дела в порядке примирительной процедуры и некоторые уголовные).

Сцена из спектакля "На всякого мудреца довольно простоты"

1845-1851 – работал в канцелярии Московского коммерческого суда, уйдя в отставку в чине губернского секретаря.

В 1847 году Островский опубликовал в газете "Московский городской листок" первый набросок будущей комедии "Свои люди – сочтемся" под названием "Несостоятельный должник", затем комедию "Картина семейного счастья" (впоследствии "Семейная картина") и очерк в прозе "Записки замоскворецкого жителя".

Признание Островскому принесла комедия "Свои люди – сочтемся" (первоначальное название "Банкрот"), которая была окончена в конце 1849 года. До публикации пьеса получила одобрительные отзывы писателей Hиколая Гоголя, Ивана Гончарова, историка Тимофея Грановского. Комедия была напечатана в 1950 году в журнале "Москвитянин". Цензура, усмотревшая в произведении оскорбление купеческого сословия, не разрешила ее постановку на сцене – впервые пьеса была поставлена в 1861 году. 

С 1847 года Островский сотрудничал как редактор и критик с журналом "Москвитянин", публикуя в нем свои пьесы: "Утро молодого человека", "Неожиданный случай" (1850), комедии "Бедная невеста" (1851), "Не в свои сани не садись" (1852), "Бедность не порок" (1853), "Не так живи, как хочется" (1854). 

По прекращении издания "Москвитянина", Островский в 1856 году перешел в "Русский Вестник", где во второй книжке за этот год была напечатана его комедия "В чужом пиру похмелье". Но в этом журнале он работал недолго.

С 1856 года Островский – постоянный сотрудник журнала "Современник". В 1857 году им были написаны пьесы "Доходное место" и "Праздничный сон до обеда", в 1858 году – "Не сошлись характерами", в 1859 году – "Воспитанница" и "Гроза".

В 1860-е годы Александр Островский обратился к исторической драме, считая подобные пьесы необходимыми в репертуаре театра. Он создал цикл исторических пьес: "Козьма Захарьич Минин-Сухорук" (1861), "Воевода" (1864), "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский" (1866), "Тушино" (1866), психологическую драму "Василиса Мелентьева"(1868). 

Завершили цикл пьесы 1873 года: "Комик XVII столетия", и драматическая сказка в стихах "Снегурочка" – псевдоисторическая утопия русской жизни.

Драматургом написаны бытовые комедии и драмы "Тяжелые дни"(1863), "Шутники" (1864), "Пучина", (1865). 

Показ спектакля "Бешеные деньги" в Театре имени А. Пушкина

После закрытия журнала "Современник" в 1866 году почти все свои пьесы Островский публиковал в журнале "Отечественные записки". Им были написаны пьесы "Бешеные деньги" (1870), "Лес" (1871), "Волки и овцы" (1875) и другие.

В произведениях 1870-1880-х годов одной из центральных тем драматурга стала участь талантливой и несправедливо обойденной судьбой русской женщины, отраженная в пьесах "Богатые невесты" (1876), "Бесприданница" (1878), "Таланты и поклонники" (1882), "Без вины виноватые" (1884). 

Всего драматург написал 47 пьес, а также свыше 20 переводных пьес Карло Гольдони, Никколо Маккиавели, Мигеля Сервантеса, Публия Теренция и других зарубежных авторов. Ряд произведений были созданы совместно с другими драматургами – Степаном Гедеоновым, Николаем Соловьевым, Петром Невежиным.

Им были созданы Артистический кружок (1865) и Общество русских драматических писателей и оперных композиторов (1874), где драматург был председателем. Работая с 1881 года при дирекции Императорских театров в комиссии по изменению законодательства по театральному делу, он добился улучшения положения артистов и совершенствования театрального образования. С 1885 года Островский заведовал репертуарной частью московских театров и был начальником театрального училища.

14 (2 по старому стилю) июня 1886 года в имении Щелыково Костромской области Александр Островский скончался за письменным столом от приступа стенокардии.

Сцена из спектакля «Правда – хорошо, а счастье лучше» Национального академического драматического театра им. М.Горького (Минск)

Он был награжден Уваровской премией за пьесу "Грех да беда на кого не живет" (1863). Являлся членом-корреспондентом Петербургской академии наук (1863).

Драматург был женат гражданским браком на Агафье Ивановне. Второй женой Александра Островского была актриса Малого театра Мария Бахметьева. У писателя было шестеро детей: дочери Мария и Любовь, сыновья – Александр, Михаил, Сергей и Николай.

27 мая 1929 года в Москве перед зданием Малого театра был открыт памятник Островскому работы скульптора Николая Андреева.

В имении драматурга Щелыкове Костромской области открыт мемориальный и природный музей-заповедник Александра Островского.

Раз в пять лет с 1973 года проводится театральный фестиваль "Дни Островского в Костроме" с показом лучших спектаклей России по произведениям драматурга.

С 1993 года ежегодно в Москве в Государственном академическом малом театре проходит театральный фестиваль "Островский в Доме Островского".

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

ria.ru

Тест для 10 класса «А. Н.Островский «Гроза»

Зайцева Лариса Николаевна,

учитель русского языка и литературы.

МБ ОУ Газопроводская СОШ с. Починки, Починковского района,

Нижегородской области.

Предмет: литература

Класс: 10

Тема: Тест для 10 класса «А. Н.Островский «Гроза»

1.Статью «Темное царство» написал:

А) Н. Г. Чернышевский;

Б) В. Г. Белинский;

В) Н. А. Добролюбов.

2.Яркими представителями «темного царства» являются:

А) Тихон; в) Кабаниха;

Б) Дикой; г) Кулигин.

3.Кто из героев пьесы ярко демонстрирует распад «темного царства» в предреформенные годы:

А) Тихон; в) Феклуша;

Б) Варвара; г) Кабанова.

4.Сатирическое обличение соединяется в пьесе с утверждением новой силы, поднимающейся на борьбу за человеческие права. На кого возлагает надежды автор?

А) Катерина;

Б) Тихон;

В)Борис.

5.Кого Н. А. Добролюбов назвал «лучом света в темном царстве»?

А) Варвару; в) Тихона;

Б) Катерину; г) Кулигина.

6.Финал пьесы трагичен. Самоубийство Катерины, по мнению Добролюбова, является проявлением:

А) духовной силы и смелости;

Б) духовной слабости и бессилия;

В) моментного эмоционального взрыва.

7.Речевая характеристика является яркой демонстрацией характера героя. Найдите соответствие речи действующим лицам пьесы:

А) «Такая ли была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле!» «Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску!»

Б) «Бла-алепие, милая, бла-алепие!(…)

В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный».

В) «Не слыхала, мой друг, не слыхала. Лгать не хочу. Уж как и слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так разговаривала».

(Кабаниха; Катерина; Феклуша.)

8. В речи героев присутствует (найдите соответствие):

А) церковная лексика, насыщенная архаизмами и просторечием;

Б) народно-поэтическая, разговорно-просторечная, эмоциональная лексика;

В) мещанско-купеческое просторечие, грубость;

Г) литературная лексика 18 века с ломоносовскими и державинскими традициями.

9.Найдите соответствие приведенных характеристик героям пьесы:

А) «Кто ж… угодит, коли у …вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег, ни одного расчета без брани не обходится… А беда, коли поутру… кто-нибудь рассердит! Целый день ко всем придирается».

Б) «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела (заел) совсем».

(Дикой; Кабаниха).

10.Кто произносит эти слова?

«Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».

А) Варвара; в) Глаша;

Б) Катерина; г) Феклуша.

11.А. Н. Островский раскрывает социально-типические и индивидуальные свойства персонажей определенной общественной среды. Какой именно?

А) помещичье-дворянской;

Б) купеческой;

В) аристократической;

Г) народной.

12.В каком журнале в начале своей деятельности (до 1856 года) сотрудничал А. Н. Островский?

А) «Москвитянин»;

Б) «Отечественные записки»;

В) «Современник»;

Г) «Библиотека для чтения».

13.Высшим критерием художественности А. Н. Островский полагал реализм и народность в литературе. Что такое «народность»?

А) особое свойство литературного произведения, в котором автор воспроизводит в его художественном мире национальные идеалы, национальный характер, жизнь народа;

Б) литературное произведение, рассказывающее о жизни народа;

В) проявление в произведении национальной литературной традиции, на которую опирается автор в своем произведении.

14.А. Н. Островский тесно сотрудничал с театром, на сцене которого были осуществлены практически все пьесы драматурга. Как называется этот театр?

А) Художественный театр;

Б) Малый театр;

В) театр «Современник»;

Г) Большой театр.

Ключи к тесту:

1 – в).

2 – б), в).

3 – б).

4 – а).

5 – б).

6 – а).

7 – а) Катерина; б) Феклуша; в) Кабаниха.

8 – а) Кабаниха; б) Катерина; в) Дикой; г) Кулигин.

9 – а) Дикой; б) Кабаниха.

10 – б).

11 – б).

12 – а).

13 – а).

14 – б).

doc4web.ru

Тесты Задание 1 А. Н. Островский раскрывает социально-типические и индивидуальные свойства персонажей определенной общественной среды, какой именно

Александр Николаевич Островский Материалы к уроку Тесты

Задание 1 А.Н. Островский раскрывает социально-типические и индивидуальные свойства персонажей определенной общественной среды, какой именно:

  • 1. Помещичье-дворянской

  • 2. Купеческой

  • 3. Аристократической

  • 4. Народной

Задание 2 В каком журнале в начале своей деятельности (до 1856 года) сотрудничал А.Н. Островский

  • 1. «Москвитянин»

  • 2. «Отечественные записки»

  • 3. «Современник»

  • 4. «Библиотека для чтения»

Задание 3 Высшим критерием художественности А.Н. Островский полагал реализм и народность в литературе. Как вы понимаете термин «народность»:

  • 1. Особое свойство литературных произведений, в которых автор воспроизводит в их художественном мире национальные идеалы, национальный характер, жизнь народа

  • 2. Литературные произведения, рассказывающие о жизни народа

  • 3. Проявление в произведении национальной традиции, на которую опирается автор в своих произведениях

Задание 4. Статью «Темное царство» написал:

  • 1. Н.Г. Чернышевский

  • 2. В.Г. Белинский

  • И.А. Гончаров

  • 4. Н.А. Добролюбов

Задание 5 Творчество А. Н. Островского можно условно разделить на три периода. Найдите соответствие названий произведений и основных конфликтов, положенных в их основу

  • 1 период: создание резко отрицательных образов, обличительные пьесы в духе гоголевской традиции

  • 2 период: пьесы, отражающие жизнь послереформенной России, - о разорившихся дворянах и дельцах нового типа

  • 3 период: пьесы о трагической судьбе женщины в условиях капитализирующейся России, о разночинцах, актерах

  • «Бешеные деньги»

  • «Свои люди – сочтемся»

  • «Бесприданница»

Задание 6 Яркими представителями «темного царства» в пьесе «Гроза» являются (найдите лишнее)

  • 1. Тихон

  • 2. Дикой

  • 3. Кабаниха

  • 4. Кулигин

Задание 7 Кто из героев пьесы ярко демонстрирует распад «темного царства» в предреформенные годы:

  • 1. Тихон

  • 2. Варвара

  • 3. Феклуша

  • 4. Кабанова

Задание 8 Сатирическое обличение соединяется в пьесе с утверждением новых сил, поднимающихся на борьбу за человеческие права. На кого из героев пьесы возлагает надежды автор:

  • 1. Катерину Кабанову

  • 2. Тихона Кабанова

  • 3. Варвару Кабанову

  • 4. Бориса

Задание 9 Кого Н.А. Добролюбов назвал «лучом света в темном царстве»:

  • 1. Варвару

  • 2. Катерину

  • 3. Тихона

  • 4. Кулигина

Задание 10 Финал пьесы трагичен. Самоубийство Катерины, по мнению Н.А. Добролюбова, является проявлением:

  • 1. Духовной силы и смелости

  • 2. Духовной слабости и бессилия

  • Моментного эмоционального взрыва

Задание 11 Речевая характеристика является яркой демонстрацией характера героя. Найдите соответствие речи действующим лицам пьесы:

  • 1. «Такая ли я была! Я жила, ни об чем не думала, точно птичка на воле!», «Ветры буйные, перенесите вы ему печаль-тоску»

  • 2. «Бла-алепие, милая, бла-алепие!.. В обетованной земле все живете1 И купечество все народ благочестивый, добродетели многими украшенный»

  • 3. «Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы и слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так разговаривала»

  • Кабаниха

  • Катерина

  • Феклуша

Задание 12 В речи героев пьесы присутствует (найдите соответствие):

  • 1. Церковная лексика, насыщенная архаизмами и просторечием

  • 2. Народно-поэтическая, разговорно- просторечная, эмоциональная лексика

  • 3. Мещанско-купеческое просторечие, грубость

  • 4. Литературная лексика XVIII века с ломоносовско-державинскими тенденциями

  • Катерина

  • Кулигин

  • Кабаниха

  • Дикой

Задание 13 Найдите соответствие приведенных характеристик героям пьесы:

  • 1. «Кто ж… угодит, коли у.. Вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится… А беда, коли по утру… кто-нибудь рассердит! Целый день ко всем придирается»

  • 2. «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних поедом (заел (-а) совсем»

  • Дикой

  • Кабаниха

Задание 14 Кому из героинь пьесы принадлежат слова, ярко характеризующие:

  • «Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы и разбежалась, подняла руки и полетела»

  • Варвара

  • Катерина

  • Глаша

  • Феклуша

А.Н. Островский тесно сотрудничал с театром, на сцене которого были осуществлены практически все пьесы драматурга. Как называется этот театр:

  • 1. Художественный театр

  • 2. Малый театр

  • 3. Театр «Современник»

  • Большой театр

Ответы к тесту

Ответы к тесту

rpp.nashaucheba.ru

А. Н. Островский раскрывает социально-типические и индивидуальные свойства персонажей определенной общественной среды, какой именно

А.Н.ОСТРОВСКИЙ

Задание 1.

А.Н.Островский раскрывает социально-типические и индивидуальные свойства персонажей определенной общественной среды, какой именно:

1. Помещичье-дворянской. 3. Аристократической

2. Купеческой 4. Народной

Задание 2.

В каком журнале в начале своей деятельности (до 1856 года) сотрудничал А.Н.Островский:

  1. «Москвитянин». 3. «Современник»

  2. «Отечественные записки» 4.»Библиотека для чтения»

Задание 3.

Высшим критерием художественности А.Н.Островский полагал реализм и народной в литературе. Как вы понимаете термин «народность»:

  1. Особое свойство литературных произведений, в которых автор воспроизводит в их художественном мире национальные идеалы, национальный характер, жизнь народа.

  2. Литературные произведения, рассказывающие о жизни народа.

  3. Проявление в произведении национальной литературной традиции, на которую опирается автор в своих произведениях.

Задание 4.

Статью «Темное царство» написал»:

  1. Н.Г.Чернышевский 2. В.Г.Белинский 3.И.А.Гончаров 4. Н.А.Добролюбов

Задание 5.

Творчество А.Н.Островского можно условно разделить на 3 периода. Найдите соответствие названий произведений и основных конфликтов, положенных в их основу.

1 период: создание резко отрицательных образов, обличительные пьесы в духе гоголевской традиции.

2 период: пьесы, отражающие жизнь послереформенной России, - о разорившихся дворянах и дельцах нового типа.

3 период: пьесы о трагической судьбе женщины в условиях капитализирующейся России, о разночинцах, актерах.

« «Бешенные деньги» «Свои люди сочтемся!»

«Бесприданница»

Задание 6.

Яркими представителями «темного царства» в пьесе «Гроза» являются (найдите лишнее):

  1. Тихон. 2. Дикой. 3. Кабаниха. 4.Кулигин

Задание 7.

Кто из героев пьесы ярко демонстрирует распад «темного царства» в предреформенные годы:

  1. Тихон. 2. Варвара 3. Феклуша 4.Кабанова

Задание 8.

Сатирическое обличение соединяется в пьесе с утверждением новых сил, поднимающихся на борьбу за человеческие права. На кого из героев пьесы возлагает надежды автор:

  1. Катерину Кабанову 2. Тихона Кабанова 3. Варвару Кабанову 4. Бориса

Задание 9.

Кого Н.А.Добролюбов назвал «лучом света в темном царстве»:

1.Варвару 2. Катерину 3. Тихона 4.Кулигина

Задание 10.

Финал пьесы трагичен. Самоубийство Катерины, по мнению Н.А.Добролюбова, является проявлением:

  1. Духовной силы и смелости. 3. Моментального эмоционального взрыва.

  2. Духовной слабости и бессилия

Задание 11.

Речевая характеристика является яркой демонстрацией характера героя. Найдите соответствие речи действующим лицам пьесы:

  1. «Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле!»., «Ветры буйные, перенесите вы ему печаль-тоску».

  2. «Бла-алепие, милая, бла-лепие!... В обетованной земле все живете! И купечество все народ благочестивы, добродетелями многими украшенный».

  3. «Не слыхала, мой друг. Не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы и слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так разговаривала».

Кабаниха Екатерина Феклуша

Задание 12.

В речи героев пьесы присутствует (найдите соответствие)::

  1. Церковная лексика, насыщенная архаизмами и просторечием.

  2. Народно-поэтическая, разговорно-просторечная, эмоциональная лексика.

  3. Мещанско-купеческое просторечие, грубость.

  4. Литературная лексика ХVIII века с ломоносовско-державинскими тенденциями.

Катерина Кулигин Кабаниха Дикой

Задание 13.

Найдите соответствие приведенных характеристик героям пьесы:

  1. «Кто уж… угодит, коли у … вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится… А беда, коли по утру… кто-нибудь рассердит! Целый день ко всем придирается».

  2. «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних поедом [заел (-а)] совсем».

Дикой Кабаниха

Задание 14.

Кому из героинь пьесы принадлежат слова, ярко ее характеризующие:

«Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы! Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».

  1. Варвара 2. Катерина 3. Глаша 4. Феклуша

Задание 15.

А.Н.Островский тесно сотрудничал с театром, на сцене которого были осуществлены практически все пьесы драматурга. Как называется этот театр:

1.Художественный театр. 3. Театр «Современник

2. Малый театр». 4. Большой театр

Ответы к тексту:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2

1

1

4

1-«Свои люди – сочтемся!»

2- «Бешеные деньги»

3- «Бесприданница»

4

2

1

2

1

11

12

13

14

15

1-Катерина

2-Феклуша

3-Кабаниха

1-Кабаниха

2-Катерина

3-Дикой

4-Кулигин

1-Дикой

2-Кабаниха

2

2

gigabaza.ru

Биография А.Н. Островского

 

Театр как дело серьезное и народноеначался у нас тоже недавно,начался настоящим образом с Островского.

А.А. Григорьев

Детство и юность

Александр Николаевич Островский (1823–1886) родился в старинном купеческом и чиновничьем районе – Замоскворечье. В Москве, на Малой Ордынке до сих пор сохранился двухэтажный дом, в котором 12 апреля (31 марта) 1823 года появился на свет будущий великий драматург. Здесь же, в Замоскворечье, – на Малой Ордынке, Пятницкой, Житной улицах – прошли его детство и юность.

Отец писателя, Николай Федорович Островский, был сыном священника, но по окончании духовной академии избрал светскую профессию – стал судейским чиновником. Из среды духовенства вышла и мать будущего писателя, Любовь Ивановна. Она умерла, когда мальчику было 8 лет. Через 5 лет отец женился вторично, на этот раз на дворянке. Успешно продвигаясь по службе, Николай Федорович в 1839 году получил дворянское звание, а в 1842 году вышел в отставку и стал заниматься частной юридической практикой. На доходы от клиентов – преимущественно богатых купцов – он приобрел несколько имений и в 1848 году, удалившись от дел, переехал в сельцо Щелыково Костромской губернии и стал помещиком.

В 1835 году Александр Николаевич поступил в 1-ю московскую гимназию, окончил ее в 1840 г. Еще в гимназические годы Островского привлекали литература и театр. По воле отца юноша поступил на юридический факультет Московского университета, но Малый театр, в котором играли великие русские актеры Щепкин и Мочалов, притягивает его к себе, как магнит. Это не было пустым влечением богатого шалопая, видящего в театре приятное развлечение: для Островского сцена стала жизнью. Эти интересы заставили его весной 1843 года оставить университет. "Я с молодости бросил все и весь отдался искусству", – вспоминал он впоследствии.

Отец его все еще надеялся, что сын станет чиновником, и определил его писцом в Московский совестный суд, в котором рассматривались главным образом семейные имущественные споры. В 1845 году Александр Николаевич перевелся в канцелярию Московского коммерческого суда чиновником по "словесному столу", т.е. по приему от просителей устных просьб.

Адвокатская практика отца, жизнь в Замоскворечье и служба в суде, продолжавшаяся почти восемь лет, дали Островскому немало сюжетов для его произведений.

1847–1851 гг. – ранний период

Островский начал писать еще в студенческие годы. Его литературные взгляды сложились под влиянием Белинского и Гоголя: молодой человек с самого начала литературного пути объявил себя приверженцем реалистической школы. В гоголевской манере были написаны первые очерки и драматические этюды Островского.

В 1847 году в газете "Московский городской листок" были напечатаны две сцены из комедии "Несостоятельный должник" – первого варианта комедии "Свои люди – сочтемся!", – комедия "Картина семейного счастья" и очерк "Записки Замоскворецкого жителя".

В 1849 году Островский закончил работу над первой большой комедией "Свои люди – сочтемся!".

В комедии высмеян грубый и жадный купец-самодур Самсон Силыч Большов. Его самодурство не знает никаких границ, пока он чувствует под собой твердую почву – богатство. Но жадность губит его. Желая разбогатеть еще больше, Большов по совету ловкого и хитрого приказчика Подхалюзина, переводит на его имя все свое имущество и объявляет себя несостоятельным должником. Подхалюзин, женившись на дочери Большова, присваивает себе имущество тестя и, отказываясь заплатить даже небольшую часть долгов, оставляет Большова в долговой тюрьме. Никакой жалости к отцу не чувствует и Липочка, дочь Большова, ставшая женой Подхалюзина.

В пьесе "Свои люди – сочтемся" уже проявились основные черты драматургии Островского: умение через семейно-бытовой конфликт показать важные общерусские проблемы, создать яркие и узнаваемые характеры не только главных, но и второстепенных персонажей. В его пьесах звучит сочная, живая, народная речь. И у каждой из них – непростой, заставляющий задуматься конец. Потом ничто из найденного в первых опытах не исчезнет, а только будут "прирастать" новые черты.

Пьеса была опубликована в журнале "Москвитянин" и имела большой успех. Но постановка ее и повторные издания были запрещены цензурным комитетом.

Положение "неблагонадежного" писателя осложняло и без того тяжелые условия жизни Островского. Летом 1849 года он, вопреки воле отца и без венчания в церкви, женился на простой мещанке Агафье Ивановне. Разгневанный отец отказал сыну в дальнейшей материальной поддержке. Молодая семья испытывала тяжелую нужду. Несмотря н необеспеченное положение, Островский в январе 1851 года отказывается от службы и целиком отдается литературной деятельности.

1852–1855 гг. – «Москвитянский период»

Первыми пьесами, разрешенными к постановке на сцене, были "Не в свои сани не садись" и "Бедность не порок". Их появление явилось началом переворота во всем театральном искусстве. Впервые на сцене зритель увидел простую будничную жизнь. Это потребовало и нового стиля актерской игры: жизненная правда стала вытеснять напыщенную декламацию и "театральность" жестов.

В 1850 году Островский становится членом так называемой "молодой редакции" славянофильского журнала "Москвитянин". Но отношения с главным редактором Погодиным складываются непросто. Несмотря на выполняемую огромную работу Островский все время оставался в долгу перед журналом. Погодин платил скупо.

1855–1860 гг. – предреформенный период

В это время происходит сближение драматурга с революционно-демократическим лагерем. Окончательно определяется мировоззрение Островского. В 1856 году он сближается с журналом "Современник" и становится его постоянным сотрудником. Дружеские отношения установились у него с И.С. Тургеневым и Л.Н. Толстым, сотрудничавшими в "Современнике".

В 1856 г. вместе с другими русскими литераторами Островский принял участие в известной литературно-этнографической экспедиции, организованной Морским министерством для "описания жизни, быта и промыслов населения, живущего по берегам морей, озер и рек Европейской России". Островскому было поручено обследование верховьев Волги. Он побывал в Твери, Городне, Торжке, Осташкове, Ржеве и т.д. Все наблюдения были использованы Островским в его произведениях.

1860–1886 гг. – пореформенный период

В 1862 г. Островский посетил Германию, Австро-Венгрию, Италию, Францию и Англию.

В 1865 г. он основывает в Москве артистический кружок. Островский был одним из его руководителей. Артистический кружок стал школой для талантливых любителей – будущих замечательных русских артистов: О.О. Садовской, М.П. Садовского, П.А. Стрепетовой, М.И. Писарева и многих других. В 1870 г. по инициативе драматурга в Москве создается Общество русских драматических писателей, с 1874 г. до конца жизни Островский являлся бессменным его председателем.

Проработав для русской сцены без малого сорок лет, Островский создал целый репертуар – пятьдесят четыре пьесы. "Исписал всю русскую жизнь" – от доисторических, сказочных времен ("Снегурочка"), и событий прошлого (хроника "Козьма Захарьич Минин, Сухорук") до злободневной действительности. Произведения Островского и в конце XX века остаются на сцене. Его драмы часто звучат так современно, что заставляют гневаться тех, кто узнает на сцене себя.

Кроме того, перу Островского принадлежат многочисленные переводы из Сервантеса, Шекспира, Гольдони и т.д. Его творчество охватывает огромный период: от 40-х гг. – поры крепостничества и до середины 80-х гг., отмеченных быстрым развитием капитализма и ростом рабочего движения.

В последние десятилетия жизни Островский создает своего рода художественный памятник отечественному театру. В 1872 году он написал стихотворную комедию "Комик XVII столетия" о рождении первого русского театра при дворе царя Алексея Михайловича, отца Петра I. Но гораздо более известны пьесы Островского о современном ему театре – "Таланты и поклонники" (1881 г.) и "Без вины виноватые" (18983 г.). Здесь он показал, как заманчива и трудна жизнь актрисы.

В каком-то смысле можно сказать, что Островский любил театр так же, как он любил Россию: не закрывал глаза на плохое и не упуская из виду самое дорогое и важное.

14 июня 1886 г. Александр Николаевич Островский умер в своем любимом заволжском имении Щелыково, что в костромских дремучих лесах, на холмистых берегах маленьких извилистых речек.

В связи с тридцатипятилетием драматургической деятельности А.Н. Островского Иван Александрович Гончаров писал:

"Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: "У нас есть свой русский, национальный театр", Он, по справедливости, должен называться: "Театр Островского".

Литература

По материалам Энциклопедии для детей. Литература ч. I, Аванта+ , М., 1999

trassa.narod.ru

Биография Островского :: Litra.RU :: Лучшие биографии

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Биографии / Островский А.Н.

-Вариант 1-Вариант 2-Вариант 3-Вариант 4-Вариант 5-Вариант 6-Вариант 7-Вариант 8

    Александр Николаевич Островский [31.3(12.4).1823 - 2(14).6.1886] - российский драматург. Родился в семье чиновника-юриста; мать - родом из низшего духовенства. Детство и раннюю юность провел в Замоскворечье - особом уголке Москвы с его устоявшимся купеческо-мещанским бытом. Образование получил в 1-й Московской гимназии (1835-1840) и на юридическом факультете Московского университета (1840-1843; не окончил). Служба в московских судах (1843-1851) многое дала Островскому как писателю. Первые литературные опыты Островского в прозе отмечены влиянием натуральной школы ("Записки замоскворецкого жителя", 1847). В том же году в "Московском городском листке" было опубликовано его первое драматическое произведение "Картина семейного счастья" (в позднейших публикациях - "Семейная картина"). Литературная известность Островскому принесла опубликованная в 1850 году комедия "Свои люди - сочтемся!" (первоначальное название - "Банкрут"). Еще до публикации она стала популярной (в чтении автора и П. М. Садовского), вызвала одобрительные отклики Николая Гоголя, Ивана Гончарова, Т. H. Грановского и др. Комедия была запрещена к представлению на сцене (впервые поставлена в 1861 году), а автор, по личному распоряжению Николая I, отдан под надзор полиции.

    В своих литературных дебютах Островский придерживался направления, которое сам определил как обличительное, "нравственно-общественное". Быт купечества с его грубой примитивностью и господством обмана был им представлен сатирически. Тщательная разработка характеров, точность социально-бытовых картин, юмор, красочный язык - первые завоевания реализма молодого Островского. В комедии "Бедная невеста" (1851) драматург попытался создать социально-психологическую пьесу из чиновничьего быта. Ранние пьесы Островского публиковались, как правило, в консервативном журнале "Москвитянин", в котором Островский особенно активно сотрудничал и как редактор, и как критик в 1850-1851 годах; некоторое время он входил в т. н. "молодую редакцию" журнала, с ее членами он был связан тесной личной дружбой. Отчасти под влиянием этого кружка и его главного идеолога А. А. Григорьева в пьесах Островского "Не в свои сани не садись" (1852), "Бедность не порок" (1853), "Не так живи, как хочется" (1854) зазвучали мотивы идеализации русской патриархальности, обычаев старины. Эти настроения приглушили критический пафос Островского. Но вместе с тем в пьесах этого цикла велись поиски положительного содержания народной жизни, были созданы такие самобытные характеры, как Любим Торцов. Выросла в этих пьесах и драматургическая техника Островского. Начиная с комедии "Не в свои сани не садись", поставленной в 1853 году Московской драматической труппой на сценической площадке Большого театра, пьесы Островского быстро завоевывают репертуар: в течение более чем трех десятилетий почти каждый сезон в московском Малом и петербургском Александринском театрах отмечен постановкой его новой пьесы.

    С 1856 года Островский - постоянный сотрудник журнала "Современник" - сближается с деятелями демократической русской журналистики. В годы общественного подъема перед крестьянской реформой 1861 года вновь усиливается социальная критика в его творчестве, острее становится драматизм конфликтов. В комедии "В чужом пиру похмелье" (1855) не только создан впечатляющий образ Тита Титыча Брускова - воплощение темной и грубой силы домашнего самовластья, но и впервые произнесено слово "самодур", закрепившееся за целой галереей типов Островского. Комедия "Доходное место" (1856) бичевала взяточничество чиновников, ставшее нормой жизни; пьеса "Воспитанница" (1858) была живым протестом против угнетения личности. Достижения этой поры творчества Островского увенчивала драма "Гроза" (1859), навеянная, в частности, впечатлениями автора от поездок по городам верхней Волги в 1856 и 1857 годах.

    В "Грозе" Островский - сатирик и "бытовик" - рисует затхлую атмосферу провинциального городка с ее грубостью, ханжеством, властью богатых и "старших". Островский - драматический поэт - дает почувствовать привлекательность другого мира: мира природы, Волги, красоты и трагической поэзии, обаянием которого овеян образ Катерины. Гроза - это и символ душевного смятения героини, борьбы чувств, нравственного возвышения в трагической любви, и в то же время - воплощение бремени страха, под игом которого живут люди. "Темное царство" страшно не только внешней силой угнетения, притеснениями Кабанихи и Дикого, но и слабостью душ людей покорных, безвольных - таких как Борис и Тихон. Царство покорности и слепого страха подтачивают у Островского две силы: разум, здравый смысл, просвещение, проповедуемые Кулигиным, и чистая душа Катерины, которая - пусть и бессознательно, одним велением искренней, цельной натуры - этому миру враждебна. В статье "Луч света в темном царстве" (1860) Н. А. Добролюбов расценил гордую силу, внутреннюю решимость героини "Грозы" как знак глубокого протеста, зреющего в стране.

    В 1860-х годах Островский, верный открытой им теме, продолжал писать бытовые комедии и драмы ("Тяжелые дни", 1863, "Шутники", 1864, "Пучина", 1865), по-прежнему высокоталантливые, но скорее закреплявшие уже найденные мотивы, чем осваивавшие новые. В это время Островский обращается также к проблемам отечественной истории, к патриотической теме. На основе изучения широкого круга источников он создал цикл исторических пьес: "Козьма Захарьич Минин-Сухорук" (1861; 2-я редакция 1866), "Воевода" (1864; 2-я редакция 1885), "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский" (1866), "Тушино" (1866).

    Период творческого подъема Островского переживает с конца 1860-х годов, когда в его драматургии появляются темы и образы новой пореформенной России. Почти все драматические сочинения Островского 1870-х и начала 1880-х годов печатались в журнале "Отечественные записки". В блестящем цикле сатирических комедий "На всякого мудреца довольно простоты" (1868), "Горячее сердце" (1868), "Бешеные деньги" (1869), "Лес" (1870), "Волки и овцы" (1875) развенчиваются пореформенные иллюзии, созданы типы новых дельцов, приобретателей, вырождающихся патриархальных толстосумов и "европеизированных" купцов. Приемы психологической сатиры Островского в эту пору иногда родственны сатире Салтыкова-Щедрина (Глумов в комедии о "мудрецах", Милонов и Бодаев в "Лесе"). Нравственному идеалу драматурга отвечают люди бескорыстного благородства, душевной чистоты: Параша ("Горячее сердце"), Аксюша, актер Несчастливцев ("Лес"). Представления Островского о счастье, смысле жизни, долге человека воплощены в пьесе "Трудовой хлеб" (1874) и - в форме поэтической утопии - в сказке "Снегурочка" (1873).

    В последние годы творчества Островский создал значительные социально-психологические драмы и комедии о трагических судьбах богато одаренных, тонко чувствующих женщин в мире цинизма и корысти ("Бесприданница", 1878, "Последняя жертва", 1878, "Таланты и поклонники", 1882, и др.). Здесь писатель разрабатывает и новые формы сценической выразительности, в некоторых отношениях предвосхищающие пьесы Антона Чехова: сохраняя характерные черты своей драматургии, Островский стремится воплотить "внутреннюю борьбу" в "интеллигентной, тонкой комедии".

    47 оригинальных пьес Островского (вместе с пьесами, написанными в соавторстве с молодыми драматургами Н. Я. Соловьевым, П. М. Невежиным, и многочисленными переводами и переделками пьес иностранных авторов) создали обширный репертуар для русской сцены. Драматургия Островского, национальная по своим традициям и истокам, дала немало образцов глубокого общечеловеческого содержания. Т. н. "морализм" Островского тесно связан с демократической устойчивостью его нравственного идеала. Островский обогатил драму опытом социального романа, писал "повести в ролях", по выражению Федора Достоевского. Быт в его пьесах предстает не мертвой бутафорией сословных примет купечества, мещанства или дворянства, а как сгусток отношений людей, способа их мышления, языка. Мастерской диалог, искусство построения пьес Островского рождают впечатление естественности действия, живого потока речи, драматически напряженного или лирически одушевленного, сверкающего красками юмора.

    Обладая незаурядным общественным темпераментом, Островский всю жизнь деятельно боролся за создание реалистического театра нового типа, за подлинно художественный национальный репертуар, за новую этику актера. Он создал в 1865 году Московский артистический кружок, основал и возглавил общество русских драматических писателей (1870), писал в правительственные сферы многочисленные "проекты" и "записки" о необходимости реформ для русского театра. За полгода до смерти Островский принял художественное руководство московскими театрами (заведующий репертуарной частью).

    Драматургия Александра Николаевича Островского знаменовала собой важнейший этап в развитии русского национального театра. Как драматург и режиссер Островский содействовал формированию новой школы реалистической игры, выдвижению плеяды актеров (особенно в московском Малом театре: семья Садовских, С. В. Васильев, Л. П. Косицкая, позднее - Гликерия Федотова, Мария Ермолова и др.).

    В нашей стране много сделано для научного изучения творчества Островского. Проведена большая текстологическая работа, изданы научные сборники и монографии о его драматургии в целом, театральной судьбе отдельных пьес, проблемах языка и стиля. Щелыково, где долгие годы жил, умер и похоронен Островский, превращено в музей-заповедник (с 1948). У здания Малого театра в Москве сооружен памятник Островскому (бронза, гранит, 1924-29, скульптор Н. А. Андреев).

    Большая советская энциклопедия.

/ Биографии / Островский А.Н.

Смотрите также по Островскому:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

www.litra.ru

Островский Александр Николаевич - биография

Выдающийся русский драматург.

Александр Николаевич Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве, в семье чиновника гражданской палаты Николая Федоровича Островского (1796-1853). Провел детство и раннюю юность в московском мещанско-купеческом районе Замоскворечье.

В 1835-1840 годах А. Н. Островский учился в 1-й Московской гимназии, в 1840-1843 годах – на юридическом факультете Московского университета (курса не окончил). В 1843-1851 годах служил писцом в московском совестном, затем коммерческом судах. Служба дала А. Н. Островскому богатый материал для драматургического творчества.

В 1847 году в «Московском листке» было опубликовано первое литературное произведение А. Н. Островского – «Картина семейного счастья» (в позднейших публикациях – «Семейная картина»). Литературную известность ему принесла опубликованная в 1850 году комедия «Свои люди - сочтемся!» (первоначальное название – «Банкрут»). Произведение вызвало одобрительные отклики H. В. Гоголя, И. А. Гончарова, Т. H. Грановского и др., но вызвало возмущение московского купечества. Комедия была запрещена к представлению на сцене (первая постановка была осуществлена только в 1861 году), а ее автор, по личному распоряжению императора Николая I, был уволен со службы и в 1850-1855 годах находился под надзором полиции.

Ранние пьесы А. Н. Островского публиковались, как правило, в консервативном журнале «Москвитянин», в котором он активно сотрудничал как редактор и как критик в 1850-1851 годах. С 1856 года драматург был постоянным сотрудником журнала «Современник», издававшегося Н. А. Некрасовым и И. И. Панаевым. Начиная с 1853 года и на протяжении более чем 30 лет новые пьесы А. Н. Островского появлялись в московском Малом и петербургском Александрийском театрах почти каждый сезон.

В 1856 году по предложению великого князя Константина Николаевича были организованы командировки известных отечественных литераторов для исследования и описания различных местностей России в промышленном и бытовом отношениях. А. Н. Островский взял на себя изучение Волги от верховьев до Нижнего Новгорода. Впечатления от поездок по городам верхней Волги в 1856-1857 годах легли в основу его драмы «Гроза» (1859). Произведение вызвало значительную полемику в обществе. Литературный критик журнала «Современник» Н. А. Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве» (1860) увидел в ней признаки назревавшего в стране глубинного протеста против традиционного уклада жизни.

В 1860-х годах А. Н. Островский продолжал создавать талантливые бытовые комедии и драмы, закреплявшие ранее найденные им мотивы. В это время драматург обращался также к проблемам отечественной истории, создал цикл исторических пьес о Смутном времени.

С конца 1860-х годов в работе А. Н. Островского отмечается новый период творческого подъема, в его драматургии появляются темы и образы пореформенной России. В это время им был создан блестящий цикл сатирических комедий «На всякого мудреца довольно простоты» (1868), «Горячее сердце» (1868), «Бешеные деньги» (1869), «Лес» (1870), «Волки и овцы» (1875), главный мотив которых - развенчание пореформенных иллюзии. Большинство сочинений А. Н. Островского 1870 - начала 1880-х годов печаталось в журнале «Отечественные записки» М. Е. Салтыкова-Щедрина.

В последние годы творчества А. Н. Островский создал значительные социально-психологические драмы и комедии о трагических судьбах богато одаренных, тонко чувствующих женщин в мире цинизма и корысти: «Бесприданница» (1878), «Последняя жертва» (1878), «Таланты и поклонники» (1882) и др. В них писателем были разработаны новые формы сценической выразительности, в некоторых отношениях предвосхитившие пьесы А. П. Чехова.

В 1885 году А. Н. Островский был назначен заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища. Здоровье его, к этому времени уже пошатнувшееся, не отвечало тем широким планам деятельности, какие он себе ставил. Усиленная работа быстро истощила организм. 2 (14) июня 1886 года А. Н. Островский скончался в своей усадьбе Щелыково Кинешемского уезда Костромской губернии (ныне в Островском районе Костромской области).

Драматургия А. Н. Островского знаменовала собой важнейший этап в развитии русского национального театра.

www.bankgorodov.ru


KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта