Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

"Север" - содержание № 09-10. Валерий румянцев литературный электронный журнал


Валерий Румянцев. Памяти Михаила Анищенко :: Книжный ларек

ПАМЯТИ МИХАИЛА АНИЩЕНКО

 

У любого поэта есть собратья по перу. Были они и у Михаила Анищенко. С кем-то он был близок, с кем-то далёк. А кого-то и в глаза не видел. Но все они «играли» на одном поле под названием «Русская литература». Среди них – и наш знаменитый земляк, поэт от Бога и Урала, Владимир Денисов…

Остались немногочисленные фотографии, на которых Михаил Анищенко запечатлен вместе со знакомыми поэтами. Остались и стихотворения, в которых он упоминает некоторых поэтов своей эпохи. По-разному складывались отношения с ними, а с кем-то из них и вовсе не было непосредственного общения. Интересно почитать эти стихи и поразмышлять над их содержанием.

 

Я и Бродский

 

Я был печальным и неброским,

Я ненавидел «прыг» да «скок»,

Не дай мне, Бог, сравнений с Бродским,

Не дай-то Бог, не дай-то Бог!

 

Стихов его чудесный выдел

Я вряд ли жизнью оплачу.

Он видел то, что я не видел,

И то, что видеть не хочу.

 

Он, как туман, не верил точке

И потому болтливость длил,

И боль земную на цепочке

Гулять под вечер выводил.

 

Он верил образам и формам,

Особым потчевал питьём,

И пахли руки хлороформом,

Марихуаной, забытьём.

 

И понимал я злей и резче,

Что дым клубится без огня,

Что как-то надо поберечься

От слёз троянского коня.

 

Почему же поэт не хочет, чтобы его сравнивали с Иосифом Бродским? И почему, хотя они никогда не встречались, в стихотворении сквозит неприязнь к другому поэту? Попробуем в этом разобраться.

Поэты – народ сверхчувствительный, они обделены «толстокожестью». Если что-то им не нравится в другом поэте, они воспринимают это болезненно и не скрывают своего отношения. Ещё Александр Блок в стихотворении «Поэты» намекал на подобное: «Там жили поэты, – и каждый встречал другого надменной улыбкой». И это происходило не потому, что каждый их них был «редиской». Просто почти любой поэт считает, что стихи нужно писать так, как это делает он; другие стили, символы и смыслы для него неприемлемы.

Михаил Анищенко признавал «чудесный выдел» стихотворений Иосифа Бродского. Бродский «видел то, что я не видел, и то, что видеть не хочу». Да, Михаил Анищенко не был ни в Европе, ни в Америке. Но и особого желания побывать там у него не возникало – потому что он «как преступник к высшей мере» «приговорён» к России и всецело жил её бедами и печалями. Михаил Анищенко отмечал изящную форму стихов Бродского, но скептически относился к содержанию его поэзии («И потому болтливость длил»), да и «боль земная» была у собрата по перу настолько легковесная, что он её «гулять под вечер выводил».

А главная причина неприязни раскрывается в последней строфе: «И понимал я злей и резче, что дым клубится без огня». Чем чаще поэт Анищенко знакомился с поэзией Бродского, тем в большей степени у него возникало неприятие этой поэзии. Всевозможные возгласы о гениальности Бродского – это всего лишь «дым», а огня поэзии там мало, скорее уголья. Да и Нобелевская премия по литературе дана Бродскому (как и Пастернаку, и Солженицыну) по политическим, а не иным мотивам. Михаил Анищенко рассматривал фигуру Иосифа Бродского как троянского коня, изготовленного для России Западом. В какой-то степени этот было на самом деле так.

Гениальный поэт – это тот, чью поэзию знает народ. Тот, чьи строки цитируют в разговорах. Тот, чьи стихи самим народом положены, как стихи Рубцова, на музыку, чьи песни поют или часто слушают. Ничего этого мы не наблюдаем, если говорить о поэзии И. Бродского.

Есть ещё одно стихотворение у Михаила Анищенко, где он упоминает другого собрата по перу.

 

Барабанщик

 

Царизм, инквизиция, пряник и кнут,

Всё горше в России и горше…

Но всё, что сегодня нещадно клянут,

Люблю я всё больше и больше.

Никто не сочтёт безымянных утрат…

Но, помня о русской Победе,

В последнем трамвае последний парад

По улице Сталина едет.

На грязной подножке стоит идиот,

Сияя зубами и славой;

А следом за ним барабанщик идёт,

Убитый потом Окуджавой.

 

Кого-то настораживает строка «На грязной подножке стоит идиот». Кто он такой – этот идиот? Мне представляется, что поэт вложил в этот образ понятие «сверхпорядочный человек». Да, тот самый образ, который создал Ф. М. Достоевский в романе «Идиот». И это утверждение косвенно подтверждается тем, что Михаил Анищенко часто берёт на вооружение в своей поэзии («Шинель», «Барыня» и др.) образы из нашей литературной классики. Кроме того, он всегда точен в использовании значения слов. И, наконец, в пользу такого прочтения говорят последние две строчки стихотворения: барабанщик – глашатай Победы. Но пройдёт время, и его «убьёт» Окуджава, который уже не поёт «и комиссары в пыльных шлемах склонятся молча надо мной». Михаил Анищенко вставил в стихотворение фамилию именно этого поэта по двум причинам. В одной из своих песен Булат Окуджава «убивает» барабанщика. На дороге жизни обязательно встретишь политический туман. И Булат Окуджава заблудился в нём: подписал известное обращение некоторых литераторов под названием «Раздавите гадину!», которое было опубликовано после того, как Б. Ельцин 4 октября 1993 года расстрелял Дом Советов и разогнал Съезд народных депутатов России, являвшийся высшим органом государственной власти в соответствии с действующей тогда Конституцией.

Владимир Смык в своей статье «Прогулки без Пушкина или поэзия вседозволенности» отмечает: «…по мере того, как ослабевал идеологический пресс, в СССР зрела культура андеграунда… Она напрочь порывала с идеологией и эстетикой соцреализма и реализма в целом. После падения социализма андеграунд автоматически превратился в постмодерн, с характерным для него отказом от истины, подменой реальной картины жизни произвольными конструкциями, вольным или невольным пародированием духовно значимых символов».

Михаил Анищенко, обучаясь в Литературном институте, занимался в семинаре поэта Юрия Кузнецова, который во второй половине своей творческой жизни фактически становился символистом. Юрий Кузнецов, как и Иосиф Бродский, не стал народным поэтом. О его творчестве начали спорить лет пятьдесят назад, и этот спор продолжается и поныне. Одни называют Юрия Кузнецова гением, другие считают, что он нанёс существенный вред русской поэзии и завёл значительную часть поэтов в творческий тупик. Страшно далека его поэзия от народа, узок круг её читателей. Где-то в 2001–2002 году открываю я журнал «Кубань» и вижу во всю первую страницу портрет, а внизу написано «Великий русский поэт Юрий Поликарпович Кузнецов». Удивился – потому что звание «великий» присваивает Время, а не провинциальный литературный журнал.

Общаясь с Ю. Кузнецовым, Михаил Анищенко, разумеется, не мог не попасть под влияние этого талантливого и уже широко известного в то время поэта. Вот как он вспоминает об этом в стихотворении, написанном на смерть своего учителя:

 

В его душе летели птицы,

Планеты плавали в огне;

И проливались на страницы

Слова, неведомые мне.

И я его любое слово

Глотал, забыв и стыд, и срам,

И, как трамвай от Гумилёва,

Летел по призрачным мирам.

 

Анищенко уважал и ценил Юрия Кузнецова. И всё же влияние постмодернизма не оказалось чрезмерным. Используемые поэтом символы большей частью понятны не только литературным критикам, но и читателям. Рассмотрим ещё одно стихотворение Михаила Анищенко, в котором он упоминает Юрия Кузнецова.

 

Время поста и пора разговенья.

Стол и тетрадка. Огарок свечи.

Бездна молчанья и пропасть забвенья –

Слева и справа – зияют в ночи.

 

Что происходит со мной? Непонятно.

Жизнь утекает, как капли с весла.

Доброе слово и кошке приятно,

Я же как кошка в когтях у орла.

 

Выше и выше взлетает несчастье,

Страшно когтями по тучам скрести.

То ли меня разорвёт он на части,

То ли над пропастью бросит: лети!

 

Что за беда? Не пойму и не знаю.

Знал Кузнецов, но сказать не посмел.

Русь подо мною. Лечу. Умираю.

Вот и сбывается всё, что хотел.

 

В первой строфе поэт констатирует тот факт, что он никому не нужен. Власть знать его не хочет, от таких её коробит; ей нужны представители лёгковесного шоу-бизнеса и примитивные скоморохи. (Когда Евгений Евтушенко позвонил руководителю департамента культуры Самарской области и спросил про Михаила Анищенко, то чиновница, помолчав, сказала, что она такого поэта не знает.) Друзья забыли о его существовании, литературные журналы его тексты игнорировали. И так проходили месяцы, годы и «жизнь утекает, как капли с весла». А Михаилу Анищенко хотелось, как и любому другому человеку, чтобы оценили его труд и сказали «доброе слово» о его литературном творчестве. А он писал не только стихи, но и прозу и пьесы.

Но вместо этого он «как кошка в когтях у орла». Орёл – это, конечно же, власть. Не зря на гербе у этой власти – двухголовый орёл. И этому орлу наплевать, что поэт живёт даже не в бедности, а в нищете.

Жизненные силы у поэта кончаются, здоровье подорвано. Он не знает, что делать, как жить дальше. По его мнению, Юрий Кузнецов многое знал, но не поделился ни с кем своими знаниями и, уходя из жизни, унёс эти знания с собой. Или оставил их в своих поэмах, которые толком пока не «прочитаны» его соотечественниками. В момент написания стихотворения поэту жить уже не хотелось: «Умираю. Вот и сбывается всё, что хотел». Он понимал, что трудно научиться жить, но ещё труднее – научиться умирать.

Однако неожиданно для всех, и для Михаила Анищенко тоже, его поэзию заметил и очень высоко оценил Евгений Евтушенко. И не только заметил, но и существенно помог в решении многих вопросов.

И в жизни Анищенко «звёздный час пришёл невольно»: начались его выступления в клубах, звонки из разных городов с просьбой приехать и провести поэтический вечер, поздравления, было издано несколько книг. Был даже переезд в подмосковную Истру. Впрочем, начать новую жизнь легко, трудно закончить старую. На новом месте поэт надолго не задержался. Он рассорился (скорее всего, из-за разногласий в оценке политических событий в стране) с Евгением Евтушенко и написал вот это стихотворение:

 

Цап-царап

 

Звёздный час пришёл невольно,

Как ночной галеры раб.

Отчего же сердцу больно:

Цап-царап да цап-царап?

 

Молоко горчит, а пенка,

Словно сладкое желе.

Зря ты, Женя Евтушенко,

Помогал мне на земле.

 

Не осталось, Женя, веры,

Всё отбито на испод.

Не хочу бежать с галеры

В мир банановых господ.

 

Полно стынуть на морозе!

Пусть живут подольше, брат,

И в стихах твоих, и в прозе:

Цап-царап да цап-царап.

 

Проводи меня, Евгений,

В нищету мою и грусть.

Пусть во мне вздыхает гений,

Я с ним дома разберусь.

 

Самое ценное, что у нас есть – это смысл жизни. Не захотел Михаил Анищенко жить в «мире банановых господ» и вернулся в село Шелехметь, в «нищету и грусть». Бедность не страшна тому, кто не стремится к богатству. Поэт понимал, что страдание приближает нас к истине. А стихотворением «Цап-царап» он как бы сказал «Спасибо!» Евгению Евтушенко за участие в своей судьбе.

И безвременье имеет своих героев. И один из них – выдающийся поэт Михаил Всеволодович Анищенко. У него была счастливая творческая жизнь. Но беда в другом: если у человека была счастливая жизнь, это ещё не означает, что и сам он был счастлив. Поэт заслужил бессмертие души, потому что бессмертие души – это духовные ценности, которые живут после смерти их автора. Настоящие поэты как звёзды: излучают свет также и после смерти.

 

© Валерий Румянцев, текст, 2018

© Книжный ларёк, публикация, 2018

www.knizhnyj-larek.ru

Б. Зорькин. "Мы перестали думать..."

* * *

Мы перестали думать —

Мы стали рассуждать,

Живём в полубреду мы,

Сооружая гать

Через болото быта

Из мешанины слов,

Из кучи фраз избитых,

Из ставших явью снов.

Набив нажитым хламом

Мешки своих забот,

Привычно и упрямо

Шагаем мы вперёд.

Истоптана ногами

Дорога в никуда.

Бредём, судьбу ругая,

Стирая в пыль года.

Нет ни конца, ни края

Унылому пути.

И мы не выбираем,

Куда и как идти.

Нам выбор не доверен,

Судьбы упруга нить.

И мы наивно верим,

Что так и нужно жить.

 

ЧТО НАШИ ЖИЗНИ

Что наши жизни — листья на ветру.

Все в суете, пока не оторвутся.

А после всё из памяти сотрут,

И сами в пыль вселенскую сотрутся.

 

Что наши жизни — чей-то черновик

С загадочным подобием рассудка.

Блеснёт он гениальностью на миг

И обернётся неудачной шуткой.

 

Что наши жизни — призрачный туман

При переходе в новую реальность.

Лишь в мыслях существующий роман,

На деле воплотившийся в банальность.

 

Что наши жизни — ключ или замок?

Творенье разума или его основа?

А может, ложно понятый урок,

Который повторять придётся снова?

 

Что наши жизни — разве нам судить?

Удел наш — жить, и мы ему покорны.

Старания осмыслить жизни нить

Так неуклюжи, тупы, смехотворны.

 

ВЕТЕР

Ветер был горяч,

Как тупое сверло в электрической дрели.

Он не знал неудач

И в судьбу свою истово верил.

 

Налетая на кроны

Пожелтевших ослабших деревьев,

Ветер гнул непреклонно

Ветви, как невесомые перья.

 

Поднимая песка

Облака в лихорадочной пляске,

Ветер пляжи о косы таскал,

Рек теченья меняя, как в сказке.

 

Он швырял сухогруз

На волнах, как пинг-понговый мячик.

В тундре всасывал гнус,

А выплёвывал в Сочи на даче.

 

Ветер был не в себе.

Он хотел быть всегда и повсюду:

И в скрипучей арбе,

И в костре, и в ушах у верблюда,

 

И в пустой голове,

И в наполненном бурей стакане,

И в шуршащей траве,

И в седом, как ковыль, океане.

 

Ветер был вездесущ,

Гордость в нём клокотала.

Ветер был всемогущ,

Но казалось всё мало.

 

Облетев шар земной,

Испытав всё на свете,

Он растратил свой зной,

Словно искренность дети.

 

Ветер вдруг ощутил

Холодок и усталость,

Бесконечность пути,

Неизбежность привала.

 

И хоть смерчи крутил

Он, как прежде, умело,

Поубавилось сил

И уже надоело.

 

Ветер сел на балкон

Отдохнуть от усилий.

И почувствовал он

Приближение штиля.

 

Засиял небосклон,

Замаячили птахи.

Присмиревший балкон

Вдруг заполнили страхи.

 

И в попытке вернуть

Бесшабашность полёта,

Ветер вновь рванул в путь.

Но уткнулся во что-то.

 

Был незримым забор,

Но забрал вдруг все силы,

И с балкона во двор

Ветер сполз, как в могилу,

 

Вздох последний взметнул

Листьев высохших стаю.

Ветер тихо заснул,

В тишине исчезая.

 

Только где-то вдали,

Переняв эстафету,

Снова ветры мели,

Расчищая планету.

 

И в пустых головах,

И в морях, и в стаканах

Рос вселенский размах

Молодых ураганов.

 

 

prichal-journal.ru

№ 09-10 - Журнал Север

Содержание
1 стр. «Содержание № 9-10.2015»
К 75-летию журнала "Север"
3 стр. «У нового порога»Елена ПИЕТИЛЯЙНЕН, Журналу "Север" 75 лет
16 стр. «...Кузнец очень важен...»Сергей КАТАНАНДОВ
Поэзия
6 стр. «Твоих зрачков гречишный мед...»Евгений ЧЕКАНОВ
81 стр. «Окаменевший плач Победы...»Николай НОВОСЕЛОВ
83 стр. «Не верьте оттепелям, птицы...»Иван ЕГОРОВ
133 стр. «Здесь проскакал по дороге Пегас...»Игорь МЕЛЬНИКОВ
Проза
8 стр. «Страсти по "итальянцу"»Валентина АКУЛЕНКО, рассказ
26 стр. «Кубики»Павел ПАРАМОНОВ, повесть
85 стр. «Одна из загадок творчества; Прыжок в рай; Курица»Валерий РУМЯНЦЕВ, рассказы
106 стр. «Пустая ваза; Любовь обязывает; Кошечка»Лукас фон ШЕЛЛЬ, рассказы
180 стр. «Земля живых»Геннадий РЯЗАНЦЕВ-СЕДОГИН, роман
Литературоведение
18 стр. «Выверять литературу жизнью»Вера СЕРАФИМОВА, О "военной страде в тылу" в тетралогии Ф.А. Абрамова "Пряслины" и о нравственной высоте сельских тружеников. Поэтика прозы
Литературная критика
96 стр. «Рождение кольского эпоса»Андрей РАСТОРГУЕВ
Дебют в "Севере"
114 стр. «Ты прости нас, край родимый...»Валентина КОЛОБОВА, стихи
Дискуссионный клуб
116 стр. «Трезвение духа»Иван РОГОЩЕНКОВ
Монпансье
124 стр. «Бабушкина медаль»Илья ИЛЬИН, рассказ
126 стр. «Скользя, пыхтя, буксуя...»Юрий ПОЛЯКОВ, стихи
Портрет поэта
128 стр. «Открытая душа»Артем КУЛЯБИН, Лирика Сергея Чухина
С другой стороны
136 стр. «Абхазия: война и мир»Александр КОСТЮНИН, дневники поездки
ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНКУРС ЖУРНАЛА "СЕВЕР" "СЕВЕРНАЯ ЗВЕЗДА"
166 стр. «Кот»Юлия БОДНАРЮК, рассказ
Петрозаводскому университету 75 лет
172 стр. «Энтузиасты обеспечивают развитие...»Анатолий ВОРОНИН
Книжная полка
234 стр. «Рябчики как символ русской литературы»Алексей ФИЛИМОНОВ
237 стр. «История освоения карельского леса»Вениамин СЛЕПКОВ
Редакционный совет
240 стр. «Редакционный совет»

www.sever-journal.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта