7.Венский Сецессион.Венские мастерские. Венский сецессион журнал
Венский Сецессион - История искусств
Город Вена. Выставочный павильон Сецессион (1897-1898 гг., арх. Йозеф Хоффман, Йозеф Мария Ольбрих),
Сецессион (от нем. Sezession, от лат. secessio - отход, отделение, обособление) - название ряда немецких и австрийских художественных обществ конца XIX - начала XX вв., представлявших новые течения в искусстве и возникших на почве оппозиции официально признанному академизму. Венский Сецессион, получивший название «сецессионстиль» (Sezessionsstil), возник в 1897 г. и сгруппировал ярких представителей австрийского «модерна». Ядром «Венского Сецесииона» стал журнал «Вер сакрум» («Ver Sacrum»), ставший органом австрийского литературного символизма, главой и ведущим мастером в области живописи которого стал Густав Климт.Проект отеля «Вена». Вена I, Коловратринг (1910 г., арх. Отто Вагнер),
Этот стиль отличался от извилистых линий «удара бича», придуманных Анри Ван де Вельде и Виктором Орта в Брюсселе и Хансом Ульрихом Обристом в Париже. Венские художники дали миру свой региональный вариант искусства «модерна», мало похожий на стилистику франко-бельгийского Ар Нуво. Венский модерн складывался под влиянием как английского, так и восточного искусства. В 1898 г. в Вене проходила выставка английской мебели XVIII в., изделий мастерских Томаса Чиппендейла, Джорджа Хэпплуайта и Томаса Шератона. В 1901 г. - выставка шотландского художника Чарльза Рене Макинтоша и продукции возглавляемой им «школы Глазго».
Влияние вагнеровской школы сказалось на сложении стиля петербургского и московского «модерна», оно заметно во многих работах Иллариона Иванова-Шица и Федора Шехтеля в Москве.
В 1898-1899 гг. Йозеф Хоффман и Йозеф Мария Ольбрих выстраивают в центре Вены новое здание для первой выставки Сецессиона. Эта смелая для своего времени постройка поразила венцев своим необычным видом:
Здание состоит из нескольких массивных параллелепипедов, центральный из которых завершен позолоченным ажурным куполом, украшенным 3000 позолоченными лавровыми листьями и 700 ягодами:
Членения фасада здания подчеркнуты лаконичным «вагнеровским» орнаментом, главной темой которого является все тот же лавровый лист. Формальная изысканность и сила контрастов как нельзя лучше выражали творческие устремления венских «сецессионистов»:
Фронтон здания украшает позолоченная надпись со словами «Каждому времени - свое искусство, каждому искусству - своя свобода» (Der Zeit Ihre Kunst - Der Kunst Ihre Freiheit). В 1908 году ее убрали с фасада здания, но при последующей реконструкции она была восстановлена. Портал здания украшен позолоченными листьями и маскаронами, символизирующими живопись, архитектуру и пластику (Malerei, Architektur, Plastik):
Здание павильона серьезно пострадало во время бомбардировок Вены в 1945 году:
Разрушенное здание «Сецессиона» в 1945 г. (фото с сайта www.secession.at)
А в 1984-1985 гг. была проведена реставрация здания под руководством Адольфа Кришанитца, результатом которой стало возвращение зданию первоначального облика. Ныне в здании «Сецессиона» размещаются выставочные залы.
Здесь же хранится знаменитый «Бетховенский фриз» Густава Климта. Сейчас рядом со зданием ведется строительство подземных подсобных и выставочных помещений.
Сам павильон расположен близи рынка Naschmarkt, который находится над перекрытой долиной реки Вены. В 1898-1899 гг. параллельно долине была проложена линия городской железной пассажирской дороги, архитектором которой был уже известный нам Отто Вагнер. Он предполагал превратить долину реки Вены в стильный ансамбль:
На первой фотографии -проект застройки Нашмаркта, разработанный арх. Отто Вагнером в 1890-х гг. (справа виднеется фрагмент павильона «Сецессион»).На второй - попытка сделать фотографию с того же ракурса (ноябрь 2005 г.).
Однако проект был реализован лишь частично - из всего ансамбля в 1899 г. на Линке Винцайле (Linke Wienzeile) были построены лишь два жилых здания: №38 и №40
«Майоликовый дом» / Majolikahaus:
Самый известный дом №40, выстроенный в 1899 году. Фасад здания отделан глазурованной керамической плиткой (выполнена фирмой Винербергер (Wienerberger AG)). Такая поверхность легко очищается от грязи и обладает высокими эстетическими свойствами - Отто Вагнер придавал огромное значение гигиене, как важной составляющей современного быта. Декор выполнен по эскизам Алоиза Людвига
«Угловой дом» / Eckhaus:
Фасад соседнего углового дома-ровесника строится на сочетании гладкой оштукатуренной поверхности и позолоченных декоративных элементов, выполненных по рисункам Коломана Мозера. Скульптуры глашатаев на краях карнизов выполнены по эскизам Отмара Шимковица:
Конечно, на этих трех постройках Cецессион не заканчивается, их в Вене много...http://www.nashi-progulki.ru/ru/articles/2
history-of-art.livejournal.com
Венский Cецессион - Wiener Seсession:
Город Вена. Выставочного павильон Сецессион(1897-1898 гг., арх. Йозеф Хоффман, Йозеф Мария Ольбрих),Stadt Wien. Ausstellungsgebäude der Wiener Secession(1897-1898, Arch. Joseph Maria Olbrich, Josef Hoffmann).Сецессион - (от нем. Sezession, от лат. secessio - отход, отделение, обособление), название ряда немецких и австрийских художественных обществ конца XIX - начала XX вв., представлявших новые течения в искусстве и возникших на почве оппозиции официально признанному академизму.Венский Сецессион, получивший название "сецессионстиль" (Sezessionsstil) - возник в 1897 г. и сгруппировал ярких представителей австрийского "модерна". Ядром "Венского Сецесииона" стал журнал "Вер сакрум" ("Ver Sacrum"), ставший органом австрийского литературного символизма - главой и ведущим мастером в области живописи которого стал Густав Климт.
[DEUTSCH] Die Wiener Secession ist eine Künstlervereinigung. Mit "Wiener Secession" bezeichnet man auch die Wiener Variante des Jugendstil.Die Wiener Secession wurde am 3. April 1897 von Gustav Klimt, Koloman Moser, Josef Hoffmann, Joseph Maria Olbrich, Max Kurzweil und anderen Künstlern als Abspaltung (Secession) vom Wiener Künstlerhaus gegründet, da die Künstler den am Künstlerhaus vorherrschenden Konservatismus und traditionellen am Historismus orientierten Kunstbegriff ablehnten. Vorbilder waren die Berliner und Münchner Sezession. Die erste Ausstellung fand 1898 statt.
Große Verdienste erwarb sich die Gruppe mit ihrer Ausstellungspolitik, durch die etwa die französischen Impressionisten dem Wiener Publikum zugänglich gemacht wurden. Ebenfalls 1898 wurde das Ausstellungshaus von Olbrich, einem Schüler Otto Wagners, auf einem von der Stadt Wien zur Verfügung gestellten Grund an der Wienzeile erbaut. Dieses Ausstellungsgebäude wird in Wien ebenfalls als Secession bezeichnet.
Die Secession zeigt im Grund- und Aufriß eine sehr einfache Geometrie. Das Gebäude bedeckt rund 1000m2 Grundfläche und ist über einem zentralisierenden Grundriß errichtet. Für den Eingangs- und Ausstellungstrakt verschränkt Joseph Maria Olbrich und Josef Hoffmann das Grundmotiv eines Quadrats zu mehreren kreuzförmigen Ordnungen. Die strenge Geometrie wird jedoch von Olbrich nur als genereller Rahmen verwendet, den er mit geschwungenen Linien, Kurvaturen und Überschneidungen umspielt. Der Eingangsbereich wird von hermetischen Blöcken flankiert und von vier Pylonen überragt, welche die Kuppel umfassen. Der Lorbeer ist das dominierende symbolische Element am fertigen Bau. Er findet sich auf den Pilastern des Vordertraktes und der Eingangsnische wieder, er zeigt sich an verschiedenen Kranzmotiven an der Seitenfassade und er überragt das Gebäude in der aus 3000 vergoldeten Blättern und 700 Beeren bestehenden Kuppel. Den Eingangsbereich zieren außerdem drei Gorgonenhäupter, die die architektonischen, bildhauerischen und malerischen Künste repräsentieren. Joseph Maria Olbrich verband den Bau mit einer symbolischen Zeichensprache, die hier eine neue und unakademische Anwendung fand.
Die Wiener Secession wurde in ihrer hundertjährigen Geschichte mehrfach renoviert und umgebaut. Schon 1901 wurde die Eingangshalle umgestaltet. 1908 wurden Teile des Dekors, aber auch der Spruch "Der Zeit ihre Kunst. Der Kunst ihre Freiheit" entfernt. Ende des Zweiten Weltkriegs wurde das Haus durch Bomben beschädigt und beim Abzug der Deutschen Wehrmacht in Brand gesteckt. Die Renovierung 1984-1985 erfolgte eine neuerliche Generalrenovierung unter der Federführung von Adolf Krischanitz.
Представителем "Венского Сецессиона" в архитектуре стал выдающийся архитектор, создатель новой венской архитектурной школы, теоретик и педагог - Отто Вагнер. В 1894-1914 гг. он преподавал в Венской Академии изящных искусств, где, развивая идеи рационализма, воспитал целое поколение зодчих венского модерна. Среди них: Ян Котера, Йозеф Хоффманн, Макс Фабиани, Йоже Плечник, Павел Янак. "Стиль практической полезности" (нем. Nutzstil), разработанный Отто Вагнером и его учениками, сочетал простые геометрические формы и прямолинейную орнаментику, сохранявшую геометрическую жесткость даже в самых сложных комбинациях. Отсюда "Сецессион" иногда называют "стилем квадрата" (Quadratstil): квадратиш, практиш, гут:-)
Проект отеля "Вена". Вена I, Коловратринг (1910 г., арх. Отто Вагнер),Proekt für das Hotel "Wien". Wien I, Kolowratring (1910, Archt. Otto Wagner).Этот стиль отличался от извилистых линий "удара бича", придуманных Анри Ван де Вельде и Виктором Орта в Брюсселе и Хансом Ульрихом Обристом в Париже. Венские художники дали миру свой региональный вариант искусства "модерна", мало похожий на стилистику франко-бельгийского Ар Нуво. Венский модерн складывался под влиянием как английского, так и восточного искусства. В 1898 г. в Вене проходила выставка английской мебели XVIII в., изделий мастерских Томаса Чиппендейла, Джорджа Хэпплуайта и Томаса Шератона. В 1901 г. - выставка шотландского художника Чарльза Рене Макинтоша и продукции возглавляемой им "школы Глазго".Влияние вагнеровской школы сказалось на сложении стиля петербургского и московского "модерна", оно заметно во многих работах Иллариона Иванова-Шица и Федора Шехтеля в Москве.
В 1898-1899 гг. Йозеф Хоффман и Йозеф Мария Ольбрих выстраивают в центре Вены новое здание для первой выставки Сецессиона. Эта смелая для своего времени постройка поразила венцев своим необычным видом:

Здание состоит из нескольких массивных параллелепипедов, центральный из которых завершен позолоченным ажурным куполом, украшенным 3000 позолоченными лавровыми листьями и 700 ягодами:

Членения фасада здания подчеркнуты лаконичным "вагнеровским" орнаментом, главной темой которого является все тот же лавровый лист. Формальная изысканность и сила контрастов как нельзя лучше выражали творческие устремления венских "сецессионистов":
Фронтон здания украшает позолоченная надпись со словами "Каждому времени - свое искусство, каждому искусству - своя свобода" ("Der Zeit Ihre Kunst - Der Kunst Ihre Freiheit"). В 1908 году ее убрали с фасада здания, но при последующей реконструкции она была восстановлена. Портал здания украшен позолоченными листьями и маскаронами, символизирующие живопись, архитектуру и пластику (Malerei, Architektur, Plastik):
Здание павильона серьезно пострадало во время бомбардировок Вены в 1945 году:А в 1984-1985 гг. была проведена реставрация здания под руководством Адольфа Кришанитца, результатом которой стало возвращение зданию первоначального облика. Ныне в здании "Сецессиона" размещаются выставочные залы. Здесь же хранится знаменитый "Бетховенский фриз" Густава Климта. Сейчас рядом со зданием ведется строительство подземных подсобных и выставочных помещений (продолжение см. ниже).Сам павильон расположен близи рынка Нашмаркт, который находится над перекрытой долиной реки Вены. В 1898-1899 гг., параллельно долине - была проложена линия городской железной пассажирской дороги, архитектором которой был уже известный нам Отто Вагнер. Он предполагал превратить долину реки Вены в стильный ансамбль:
![]() | ![]() |
Однако проект был реализован лишь частично - из всего ансамбля в 1899 г. на Линке Винцайле (Linke Wienzeile) были построены лишь два жилых здания: №38 и №40 (продолжение см. ниже после текста на немецком языке).
[DEUTSCH] Die Wienzeilenhäuser (Linke Wienzeile 38-40, 1060 Wien) von Otto Wagner sind ein Ensemble zwei Wohnhäuser, die in den Jahren 1898-1899 errichtet wurden. Das Haus ist ein wichtiges Beispiel für Wiener Jugendstilarchitektur um die Jahrhundertwende. Gerade eben war der Wienfluss reguliert worden und Wagner hatte die Vision, aus der Wienzeile zwischen dem Karlsplatz und Schönbrunn eine Prachtstraße zu machen. Wie bei den meisten späteren Projekten trat Wagner hier selbst auch als Bauherr auf, sodass er als Architekt seinen eigenen künstlerischen Visionen folgen konnte.Das bekannteste ist das Majolikahaus (Wienzeile 40). Die Fassade ist mit glasierten Platten aus Majolika (zinnglasierte Keramik) der Firma Wienerberger (Ziegel- und Tonwarenerzeugung) vertäfelt, die mit Blumenmotiven geschmückt sind. Sie sind pflegeleicht und abwaschbar, denn für Otto Wagner war Hygiene ein wichtiger Bestandteil von Modernität. An der Gestaltung des bunten Blumenornamentes war auch Alois Ludwig beteiligt.
Das Nachbarhaus (Wienzeile 38) ist bekannt für seine spektakuläre Ecklösung, die in Form eines Viertelkreises ausgeführt ist. Das Haus ist weiß verputzt und mit goldenen Ornamenten von Koloman Moser belegt. Auf dem Dach befindet sich die Skulptur der Ruferinnen von Othmar Schimkowitz.
"Майоликовый дом" - Majolikahaus:
Самый известный дом №40, выстроенный в 1899 году. Фасад здания отделан глазурованной керамической плиткой (выполнена фирмой Винербергер (Wienerberger AG)). Такая поверхность легко очищается от грязи и обладает высокими эстетическими свойствами - Отто Вагнер придавал огромное значение гигиене, как важной составляющей современного быта. Декор выполнен по эскизам Алоиза Людвига":
Tags: Wiener Seсession, art nouveau, jugendstil, wien, Австрия, Вена, Йозеф Мария Ольбрих, Йозеф Хоффман, Отто Вагнер, австрийская архитектура,архитектура 1890-1910 гг., венский Cецессион, модерн, путешествияvelannikova.livejournal.com
Вена. Сецессион. - И на камнях растут деревья
Последний венский музей в этой поездке - Выставочный зал сецессиона. Объединение венских художников, апологетов югенд или арт нуво стиля, Венский сецессион (раскол), был основан группой художников Густавом Климтом, Коломаном Мозером, Йозефом Хофманом, Йозефом Марией Ольбрихом, Максом Курцвайлем, Эрнстом Штёром, Вильгельмом Листом и другими в 1897 году, в противовес господствовавшему тогда в австрийской живописи консерватизму и академизму.Недалеко от площади Карлплатц в 1898 году Й. Ольбрихом было построено здание выставочного павильона Сецессиона. Интерьеры были спроектированы К. Мозером. В этом же году здесь состоялась первая выставка объединения художников.
Над главным входом надпись - "Эпохе — свое искусство, искусству — своя свобода".
Центральный вход.
Справа от здания установлена бронзовая композиция римского императора Марка Антония в повозке, запряженной львами, скульптора Артура Штрассера. 1899 г.
Билет на вход в музей стоит 8,5 евро. Фотографировать можно только на верхних этажах. В подвальном помещении, где экспонируется знаменитый Бетховенский фриз Г. Климта, цикл картин в виде архитектурного фриза, посвященный произведениям великого композитора, снимать нельзя.
Фото группы основателей Сецессиона. Самый известный из них Климт сидит на троне.
Афиши выставок Сецессиона.
Модель здания.
То что я увидел в залах первого этажа, повергло меня в полное уныние. Невообразимый набор абстракций.
Отдельные экспонаты вращались, что-то символизируя...
Самый большой зал отдан гигантским объемным композициям, высокий смысл которых мне угадать не удалось.
Второй этаж усилил первоначальное впечатление полного непонимания подобного искусства.
Одним словом, покинул музей с чувством жалости к потерянным 8,5 евро. Можно было и не заходить, но галочку поставил.
Продолжение
Еще о Вене.
Вена. Императорская Сокровищница. Светская часть. Начало.Вена. Императорская Сокровищница. Светская часть. Окончание.Вена. Императорская Сокровищница. Церковная часть. Вена. Серебряная кладовая. Начало.Вена. Серебряная кладовая. Окончание.Вена. Главный зал Австрийской национальной библиотеки. Вена. Музей естественной истории. Часть 1.Вена. Музей естественной истории. Часть 2.Вена. Музей естественной истории. Часть 3. Вена. Музей истории искусств. Голландцы, испанцы и другие.Вена. Музей истории искусств. Древний Египет и антика.Вена. Бельведер. Австрийская галерея живописи.
reshell.livejournal.com
Немного о Венском Сецессионе и об австрийском фантастическом реализме

Начну свой рассказ о Вене с середины, а вернее с воспоминания. На литературном немецком мы знакомились с современной австрийской прозой и поэзией. Тогда я узнала и полюбила Эрнста Яндля - поэта и новатора. Его литературные эксперименты связаны с поиском самоидентификации. Немецкое, австрийское - границы в языке размыты. Что такое австрийская литература, чем она отличается от немецкой - вопросы, которыми задавались молодые австрийские литераторы середины прошлого века.
И вроде как продолжая эту тему, поехала я за австрийским модерном. Сначала тупо по путеводителю. А потом целенаправленно в поисках конкретных объектов - зданий, построенных архитектором Отто Вагнером.
Linke Wienzeile 38-40, ехать по зелёной ветке U4 до станции Kettenbrückengasse, выходишь сразу под эти два дома.В пятницу с утра там развернулась какая-то дурацкая вещевая ярмарка. Снимать приходилось маневрируя между лотками с трениками и растяжками с шарфами. Да и пасмурно, но я старалась охватить оба объекта.
Дом с майоликой (Majolikahaus)Майоликхаус был построен в 1898 году в шестом районе Вены Мариахильф (Mariahilf), недалеко от Нашмаркта (Naschmarkt), на берегу реки Вены, превратившейся сегодня в едва заметный ручеёк. Ручеёк я не увидела. Фасад дома украшен глазурованной майоликой компании Wienerberger, расписанной цветочными мотивами учеником Отто Вагнера - Людвигом Алоисом. 2
3
4
На фризе здания – барельефы львиных голов. И совсем в тени получился орнамент под козырьком крыши.5
К этому зданию примыкает второй дом Отто Вагнера.
Дом с глашатаямиПост подготовлен hhhhhhhhlБыл построен в тот же период 1898-1899.6
7
Скульптуры глашатаев на краях карнизов выполнены по эскизам Отмара Шимковица, а позолоченные декоративные элементы выполнены по рисункам Коломана Мозера. 8
9
10
11
Жизнь прекрасна - написано на стекле.
Фото с выставки модерна в Бельведере, об этом позже.
Отто Вагнер стал представителем «Венского Сецессиона» в архитектуре, создатель новой венской архитектурной школы, теоретик и педагог. В 1894-1914 гг. он преподавал в Венской Академии изящных искусств, где, развивая идеи рационализма, воспитал целое поколение зодчих венского модерна. Среди них: Ян Котера, Йозеф Хоффманн, Макс Фабиани, Йоже Плечник, Павел Янак. «Стиль практической полезности» (нем. Nutzstil), разработанный Отто Вагнером и его учениками, сочетал простые геометрические формы и прямолинейную орнаментику, сохранявшую геометрическую жесткость даже в самых сложных комбинациях. Отсюда «Сецессион» иногда называют «стилем квадрата» (Quadratstil): квадратиш, практиш, гут. Венский Сецессион, получивший название «сецессионстиль» (Sezessionsstil), возник в 1897 г. и сгруппировал ярких представителей австрийского «модерна». Ядром «Венского Сецесииона» был журнал «Вер сакрум» («Ver Sacrum»), ставший органом австрийского литературного символизма, главой и ведущим мастером в области живописи которого стал Густав Климт.
Сецессион (от нем. Sezession, от лат. secessio - отход, отделение, обособление) - название ряда немецких и австрийских художественных обществ конца XIX - начала XX вв., представлявших новые течения в искусстве и возникших на почве оппозиции официально признанному академизму.
Станция KarsplatzПост подготовлен hhhhhhhhl12
13
14
15
Karsplatz - большая пересадочная станция. Два павильона: в одном работает кафе, другой - выставочный, который открыт с мая по октябрь.Но именно к этим двум павильонам выход с сиреневой ветки U2, есть ещё выходы к оперному театру, но это на удалении одной трамвайной остановки, причём, не по прямой. Легко заблудиться.16
Но поездка на Karlplatz и Linke Wienzeile была потом. А начинала я знакомство с Отто Вагнером с его виллы.Вот это было путешествие!
Вилла ВагнераСначала по рыжей ветке U3 до станции Hütteldorfer Strasse, а потом на 46 (или 49, уже забыла)) трамвае до кольца - 10 остановок. А там ещё минут пятнадцать в гору. Конечно, я не ожидала такого. Путеводитель пишет название станций и остановок, но не описывает последовательно весь маршрут. Куда я забираюсь, поняла где-то на пол пути, но не сворачивать уж.
17Пост подготовлен hhhhhhhhl
Дошла. Билет стоит 11 Евро. Дали мне буклетик, где я и вычитала подробности про архитектора Отто Вагнера. Виллу он построил в 1888 году в Hütteldorf - тогда это был пригород Вены. Одновременно свой проект он представил на международно европейском архитектурном конкурсе в Берлине. 18
Скан из буклетика.Изначально это была летняя резиденция, но потом семья перебралась сюда на постоянное место жительства. Южное крыло, предназначенное для зимнего сада, стало жилым.
До 1911 года летом на вилле собиралась венская богема: Густав Климт, Йозеф Хоффматт, Адольф Лоос, Густав Малер. В 1912 году Вагнер продал виллу менеджеру театра-кабаре Бену Тибру.19
20
21
Пост подготовлен hhhhhhhhlХудожник-сюрреалист Эрнст Фукс купил её в 1972 году. Без реконструкции уже нельзя было обойтись – вилла была в плохом состоянии. К переделкам Фукса многие относятся негативно, их считают безвкусными. Художником были созданы маски на фасадных вазах, каскадный фонтан во дворе, садовые скульптуры. Эта белая фигура по центру тоже новодел.22
23
Оригинальный интерьер Вагнера почти не сохранился. Витраж, созданный другом Отто Вагнера Адольфом Бёмом, уцелел. В настоящее время является самым большим витражом в югендстиле.
24Пост подготовлен hhhhhhhhl
Сейчас эта терраса так и называется Зал Адольфа Бёма.25
26
Сохранились оригинальные колонны на стенах.27
28
Скан из буклетика.Во времена Отто Вагнера этот зал был оформлен к историческом стиле с большими копиями Рубенса на стенах.29
Большой зал в настоящее время.Пост подготовлен hhhhhhhhl30
31
32
33Пост подготовлен hhhhhhhhl
Голубой салон был местом, где гости играли в карты, бильярд, музицировали. В солнечные летние дни отсюда гости выходили в парк.34
В настоящее время этот салон, как и интерьеры других помещений выглядят иначе. Эрнст Фукс за собственные средства осуществил реставрацию витража и придал залам тот вид, который сейчас предстаёт перед посетителями.
Эрнст Фукс - основатель «Венской школы фантастического реализма».
Сын еврея-ортодокса выжил в концлагере. Первые уроки рисунка, живописи и скульптуры получил у Алоиса Шимана, профессора Фрелиха и скульптора Эмми Штайнбек. Учился в Венской Академии изобразительных искусств. Затем долгое время жил в Париже, где понакомился с С.Дали, А. Бретоном, Ж.Кокто, Ж. П. Сартром. 1952-56 путешествовал по Англии, Испании, Италии и США. В 1957 Эрнст Фукс уехал в Израиль, где работал иконописцем в бенедиктинском монастыре на Горе Сион. В октябре 2006 посетил Киев вместе со своим другом, голландским коллекционером Рарди ван Соестом.
Оказывается, он два раза выставлялся у нас! 1993 — Первая выставка в России в «Русском музее» Санкт-Петербурга.2001 — Выставка в Третьяковской Галерее. Москва.
Может кто был на этих выставках? Слышал? Я - нет, признаюсь честно.Все картины и рисунки на стенах виллы - его работы. Так же как и скульптура, а один образ повторяется в разном материале и разных видах.35
36
37
А картины у него не просто живопись, изделия объёмные.Пост подготовлен hhhhhhhhl
Планировала я после Виллы Вагнера посетить другой его объект - Храм Святого Леопольда. В путеводители два кружочка были нарисованы рядом. Но когда я спросила местную жительницу о дороге к Храму, оказалось, что это далеко - за двумя горами, и она даже рукой показала такие волны. И транспорт из местной деревни туда не ходит, а только из самой Вены.
Что занятно, Храм расположен сейчас на территории психиатрической лечебницы и открыт для посещения только в субботу, остальные дни по предварительной записи.
Поэтому фото из сети.Пост подготовлен hhhhhhhhl
Источники:Пост подготовлен hhhhhhhhlhttp://www.5arts.info/wagner-otto-1841-1918/http://archi-story.ru/otto_vagner/http://www.nashi-progulki.ru/ru/articles/2643http://venagid.ru/19939-majolikahaushttp://www.people.su/116096и полученный в музее буклетик.
Конечно, я много чего не успела посмотреть, но нельзя объять необъятное. Поэтому выложу только то, что попала в кадр. И чтобы не разрывать тему модерна, следующий пост будет про Бельведер и выставку там.
А этот кадр сделала специально для je_nnyДом напротив нижнего Бельведера - один из последних собственных доходных домов Отто Вагнера, построенных в 1909 - 1911 г.г.

Пост подготовлен hhhhhhhhl
hhhhhhhhl.livejournal.com
Путеводитель ~ Австрия ~ Вена ~ Сецессион
Ниже: описание, адрес (как найти), место на карте, официальный сайт в Сети, веб-камеры и комментарии!
Сецессион - Sezession. Выставочный зал Венский Сецессион возвёл в 1898 - 1899 году архитектор Йозеф Мария Ольбрих (Joseph Maria Olbrich) для объединения на одной выставке работ группы художников с таким же названием, к которой он принадлежал и сам - Сецессион. Весьма примечательный элемент архитектуры выставочного зала - купол-шар из 3000 золотых лавровых листьев и 700 ягод, который среди жителей получил прозвище "золотая капуста". Надпись на фасаде гласит: "Каждому времени – своё искусство, каждому искусству – свободу". Греческие элементы придают ему вид некого "храма искусства", рационалистическая простота формы в нём сочетается с необычными, даже мистическими изображениями и символами. Внутри - знаменитый, скандальный и огромный "Бетховенский фриз" Макса Клингера (1902).
Сецессион - от лат. secessio - отход, отделение, обособление - название ряда немецких и австрийских художественных обществ конца XIX - начала XX веков, представлявших новые течения в искусстве как оппозиция искусству академическому. Венский Сецессион, получивший название «сецессионстиль» (Sezessionsstil), возник в 1897 году. Это название было дано объединению молодых художников после отделения творческой группы из 19 человек от Союза художников Австрии. Деятельности венского Сецессиона был посвящен журнал Ver Sacrum ("Весна священная"). Неформально движение возглавлял художник Густав Климт.
Архитектура выставочного зала Сецессион, если даже не иметь в виду знаменитый купол, любопытна благодаря некоторым деталям. На фасаде здания – орнаменты работы Ольбриха с изображениями сов на стенах снаружи; три головы Медузы Горгоны на фасаде. Совы и Горгона – это символы богини Афины Паллады, олицетворяющие победу, мудрость и ремёсла. У восточной стены стоит колесница Марка Антония, запряжённая бронзовыми львами. Название журнала Ver Sacrum такими же золотыми буквами увековечено на белоснежной стене. В целом зал сам по себе является одним из самых значительных произведений искусства венского стиля модерн (jugendstil). А листочки, конечно, не золотые - а железные. Просто позолоченные...
В 1902 году здесь проводилась 14 выставка, посвященная великому Бетховену. Скульптор Макс Клингер к её открытию представил новую работу – статую Бетховена. Композитор был изображён Клингером в образе божества. Густав Климт написал для выставки свой знаменитый цикл панно "Бетховенский фриз" (Beethovenfries). Этот цикл был задуман как воплощение последней симфонии Бетховена. Настенный фриз длиной более 34 метров и площадью 70 кв. метров на тему Девятой симфонии Бетховена, наряду с восхищением вызвал также серьезную критику из-за своей наглядности и откровенных эротических изображений. Во время выставки Бетховенский фриз находился на левом продольном нефе главного помещения Сецессиона, в 1903 году его сняли со стены. Фриз был недоступен для публики в течение многих лет. С 1973 года фриз является собственностью Австрийской Республики, а с 1986 года снова находится в галерее Сецессион, в специально созданном для этого помещении на нижнем этаже музея.
После смерти ведущих членов объединения "Венский Сецессион" и падения монархии Габсбургов творческий союз распался. В Первую Мировую в зале базировался военный госпиталь. Во Вторую Мировую зал был сильно разрушен. Возрождение Союза свободных художников произошло в 1945 году. Восстановительные работы в Сецессионе продолжались до конца 70-х годов XX века.
Главное помещение галереи White Cube имеет стеклянную крышу и белые стены. В кабинете графики на втором этаже и галерее на нижнем этаже, состоящей из трех залов, так же организуются выставки. Также там устраиваются эстетические, художественные, культурные и общественно-критические дискуссии.
В год там проходит 10-15 выставок. Программа составляется членами правления объединения художников по демократическому принципу и на основе художественных критериев. Демонстрируются работы молодых и уже утвердившихся в мире современного искусства мастеров. Финансирование выставок осуществляется на одну треть из государственного бюджета Австрии, одна треть поступает из средств частных спонсоров, а еще одну треть составляют кассовые сборы галереи.
Со вторника по воскресенье Сецессион открыт с 10:00 до 18:00, а в понедельник там выходной. Цена взрослого билета €9,00. Доехать можно по линиям метро U1, U2, U4 до станции Karlsplatz; трамваям 62 до Wien Karlsplatz, автобусом 566 до Wien Secession.
![]() | Friedrichstraße 12А |
="weblink"> | secession.at |
![]() | Пока нет... |
columb.su
7.Венский Сецессион.Венские мастерские.
Венский сецессион (нем. Wiener Secession/Sezession) — объединение венских художников в эпоху Fin de siècle (ар нуво). Благодаря ему венский вариант югендстиля также называют Венским сецессионом.
Венский сецессион основан 3 апреля 1897 года Густавом Климтом, Коломаном Мозером, Йозефом Хофманом, Йозефом Марией Ольбрихом, Максом Курцвайлем[en], Эрнстом Штёром[de], Вильгельмом Листом[de] и другими художниками, порвавшими с господствовавшим в венском Доме художников консерватизмом и традиционными понятиями в искусстве, ориентированными на историзм. Примером для них стали Берлинский и Мюнхенский[de] сецессионы.
В том же 1898 г. Ольбрихом, учеником Отто Вагнера, на предоставленном городом земельном участке на улице Винцайле (Wienzeile) недалеко от площади Карлсплац (Karlsplatz) и рынка Нашмаркт (Naschmarkt) был возведён выставочный павильон, который венцы также сокращённо называют «Сецессионом». Здание украшено большим позолоченным куполом с изображением позолоченных лавровых листьев, интерьеры и окна из цветного стекла были спроектированы Мозером. Здание на площади Карлплац стало постоянным местом проведения выставок группы. Над главным входом есть надпись со словами художественного критика Людвига Хевеши: «Эпохе — свое искусство, искусству — своя свобода», которые выражали настроение высших слоев общества Вены конца века, к тому времени четвертому по величине европейскому городу.
Первая выставка Венского сецессиона состоялась в 1898 году.
К значительным заслугам художественной группы относят её выставочную политику, благодаря которой венской публике стали известны французские импрессионисты. Особую известность получила 14 выставка Сецессиона 1902 г., которая была посвящена Людвигу ван Бетховену. Выставка была организована Йозефом Хофманом. В центре размещалась статуя Бетховена работы Макса Клингера, которую окружали «Бетховенский фриз» Климта.
С 1898 года в целях более широкого распространения своих идей группа издавала свой собственный журнал Ver Sacrum (лат. весна священная). Хотя ранние работы Сецессиона оставались главным образом в рамках стиля ар нуво (модерн), после Восьмой Венской выставки 1900 года, целиком посвященной декоративному искусству, творчество группы становится более прямолинейным. На этой выставке были представлены инсталляции Чарльза Рении Мактинтоша, Чарльза Роберта Эшби, Анри Ван дер Велде. Построенный Йозефом Гофманом санаторий (1904—1906 гг.) с его безжалостной геометрией, которая была повторена в специально разработанном для этого проекта черно-белом кубическом кресле Коломана Мозера, являл пример сецессионного стиля начала ХХ века и приближал приход геометрической абстракции модернизма.
В 1903 году Хофман и Мозер основали Венские мастерские (Wiener Werkstätte) — производственное сообщество представителей изобразительного искусства, ставившее себе целью реформирование художественного ремесла.
14 июня 1905 года из-за разногласий во взглядах на искусство Густав Климт покинул Венский сецессион вместе с некоторыми другими художниками (например, Карлом Моллем).
С 1919-го по 1920 год председателем группы был Франц Месснер. Хотя со Сецессионом часто связывают представление об ар нуво, его поздняя деятельность находилась под влиянием раннего функционализма.
Сецессион воздействовал на искусство стран, входивших до ноября 1918 в состав Австро-Венгрии, в частности, Хорватии, Чехии, Польши, западного региона Украины, особенно Львова.
Йозеф Мария Ольбрих (22 декабря 1867 — 8 августа 1908) — австрийский архитектор, мастер модерна, автор выставочного здания Венского сецессиона в Вене. C 1900 г. жил и работал в Германии, в Дармштадте.
Родился в многодетной семье предпринимателя-кондитера в Троппау. Отец архитектора владел кирпичным заводом, и Йозеф познакомился со строительными технологиями ещё в детстве. В 1882, не закончив средней школы, ушёл работать чертёжником, в 1886—1890 завершил среднее образование в Вене, затем обучался в Академии изобразительных искусств в Вене у Карла фон Хазенауэра. C 1893 г. — помощник Отто Вагнера на проектировании Венской городской железной дороги (англ.), фактически исполнявший рабочие чертежи станций.В 1896 г. в среде венских художников произошёл раскол. Возглавляемая Густавом Климтом группа художников и архитекторов, недовольная действиями венского Дома Искусств, откололась и учредила собственную организацию — Венский сецессион. В 1897 г. Ольбрих выстроил на Карлсплац памятник модерна — выставочный зал Сецессиона с куполом-шаром из золотых ветвей.
Станция Карлсплатц
Выставочный зал Венского сецессиона
Свадебная башня в Дармштадте
В 1900 г., по инициативе герцога Дармштадтского Эрнста-Людвига, покровителя искусств и организатора колонии художников на горе Матильды в Дармштадте, Ольбрих переехал в Германию. Получив гессенское гражданство и профессорский титул, он фактически возглавил колонию, выполнив большую часть проектов и лично возглавив строительство, а в 1903 женился на немке Клер Мораве. В самой колонии и в окрестностях Дармштадта им построены всего два десятка зданий; часть из них погибла во время второй мировой войны.
В 1908 г. Ольбрих выстроил исторический универмаг Тица в Дюссельдорфе и третью очередь посёлка художников в Дармштадтской колонии; в том же году, в возрасте 40 лет, он умер от лейкемии.
О́тто Колома́н Ва́гнер (13 июля 1841 — 11 апреля 1918) — австрийский архитектор, мастер стиля модерн, лидер его австрийской ветви — сецессиона.


Grabenhof, 1874—1877 —- типичная венская эклектика
Отто Вагнер родился в семье преуспевающего придворного нотариуса в Пенцинге (сегодня — район Вены, примыкающий к императорской резиденции Шёнбрунн). Отец умер, когда Отто было пять лет. Несмотря на нужду, мать сумела дать ему достойное образование. В 1857—1862 Вагнер обучался вначале в Венском политехникуме, затем в Академии изобразительных искусств. В 1862 Вагнер устроился подмастерьем на фирму архитектора Генриха Фёрстера (сына Людвига Фёрстера, строителя Рингштрассе). В 1864 Фёрстер доверил Вагнеру первую самостоятельную работу — руководство постройкой главного павильона в Штадтпарке (de:Kursalon Hübner). В последующие два десятилетия Вагнер успешно строил чужие и собственные проекты в стиле поздней эклектики. На рубеже 1870-х — 1880-х годов Вагнер создал массу проектов; некоторые из них он реализовал как независимый застройщик, но в целом этот этап его творчества остаётся мало изученным. Первый печатный сборник его проектов вышел в 1890.
Эпоха модерна
В середине 1890-х годов Вагнер отходит от эклектичного историзма — к модерну. В отличие от ведущих архитекторов модерна, которые в это время только начинали профессиональную деятельность (Виктор Орта, Чарлз Ренни Макинтош, Л. Н. Кекушев — поколение родившихся в 1860-х), Вагнер застал рождение модерна уже будучи известным, коммерчески успешным архитектором и застройщиком. Его ученики основали успешное объединение сторонников нового стиля, Венский сецессион, тогда как сам Вагнер в этот период строил относительно немного. Сам он присоединился к движению сецессиона только в 1899 году.


Венский Штадтбан, станция Gumpendorfertstrasse
С 1894 года, когда Вагнер был привлечён к планировке Венского Штадтбана, он сосредоточился на крупных градостроительных и инфраструктурных проектах. Его проект реконструкции южных районов Вены (от Рингштрассе до реки Вены на юге и до Шенбрунна на западе) 1892—1893 годов не был реализован (были построены только два дома по набережной Wienzeile и спланирован рынок Нашмаркт). Вагнеру удалось завершить не менее масштабный проект — архитектурную часть городской железной дороги (Штадтбана), большая часть которой сохраняется по сей день, а также защитный гидроузел на реке Вене. В 1900—1908 Вагнер последовательно создал четыре конкурсных проекта музея города Вены; конкурсы ознаменовались скандалами и непримиримым столкновением разных творческих школ. В итоге здание так и не было построено при жизни архитектора; современный музей Вены на Карлсплатц — скромная постройка в духе 1960-х годов.
Особенности архитектуры Вагнера этого периода — стремление к упрощению форм зданий (гладкие стены, расчленённые вертикалями плоских ризалитов и пилястров), в сочетании с характерным вагнеровским «золотым» декором и широким применением кованого железа. Цветовая гамма — белая или светло-серая основа, украшенная нейтрально-серым, тёмно-зелёным и (или) золотым декором. Традиционная вагнеровская деталь — тонкие параллельные вертикальные канелюры по поверхности плоского пилястра — была моментально растиражирована архитекторами модерна.


Церковь св. Леопольда Am Steinhof, 1904—1907
Наиболее заметные постройки Вагнера датированы 1900-ми годами, когда архитектор завершил проектирование Штадтбана. В 1904—1906 он строит из бетона и алюминия, в 1904—1907 — церковь Am Steinhof. В те же годы Вагнер проектировал аналогичные общественные здания для Гааги, Сан-Франциско и других городов, а также Храм Мира в Вене (1918). Крупнейший реализованный проект тех лет — госпиталь в пригороде Вены (современный Otto-Wagner-Spital (1906—1910-е).В 1863 по настоянию матери Отто женился в первый раз, и имел от этого брака двух дочерей. Одновременно с этим браком, он много лет сожительствовал с Софией Паупи (1840—1912), которая родила ему также двоих детей; Вагнер официально усыновил их в 1882, после развода. В 1884 он женился второй раз, в этом браке родились трое детей. Вторая жена, Луиза Штифль, была на 18 лет моложе Вагнера, и умерла рано, в 1915 году.
Йозеф Хоффман (Josef Hoffmann) — австрийский архитектор, график и мастер прикладного искусств, ученик Отто Вагнера, один из основателей венского сецессиона — предвозвестника функционализма.
Йозеф Хоффман родился в 1870 г. в Пирнитце, Моравия. Закончив Государственное художественно-промышленное училище в Брно, Хоффман продолжил изучение архитектуры в венской Академии художеств у Карла фон Хазенауэ-ра (1833-1894) и Отто Вагнера. В 1892 – 1895 гг. – продолжает обучение в Академии визуальных искусств в Вене и в Мюнхене. В 1895 году он вместе с Йозефом Марией Ольбрихом и Коломаном Мозером основал «Зибенер-клуб» (“Клуб семерых”), а два года спустя принял участие в основании венского Сецессиона, из которого вышел в 1905 году вместе с группой Климта. C 1896 по 1899 гг. работает штатным сотрудником архитектурной студии Отто Вагнера.
В 1900 г. Йозеф Хоффман проектирует зал Венского сецессиона на Международной ярмарке в Париже; 1902 г. – путешествует в Англию вместе с Коломаном Мозером; знакомится с Чарльзом Ренни Макинтошем.
В 1903 г. Йозеф Хоффман основывает Венскую мастерскую совместно с Мозером, Фритцем Верндорфером и Карлом Отто Чешка (1878—1960) и руководил ими до 1931 года, — он получил заказ на реконструкцию санатория «Вестенд» в Пуркерсдорфе (1903—1904) и на строительство особняка Стокле в Брюсселе (1905-1911). 1908 г. – один из создателей Австрийского рабочей лиги (Oesterreichischer Werkbund). В 1912 году Хоффман основал австрийский Веркбунд, а с 1920 года стал главой венской группы немецкого Веркбунда. В 1925 г. – проектирует австрийский павильон на Выставке декоративных искусств (Exposition des Arts Decoratifs) в Париже; 1932 г. – создает террасные дома для Международной лиги рабочих жилых комплексов (International Werkbund housing estate). В 1899-1937 годах преподавал в венском Художественно-промышленном училище.
Умер в 1956 г. в Вене, Австрия.
studfiles.net
Венский модерн: предвестник модернизма
Современный интерьер в духе сецессиона. Автор проекта: Наталья Куретнева (студия интерьера «Доминанта»)
Квадратное кресло из кожи, прошитой квадратами, нередко можно увидеть в современном интерьере, принадлежащем какому-нибудь «продвинутому пользователю», почитателю высокого авторского дизайна. Это кресло-кубик так и называется – Cubus. Спроектировал его в далеком 1910-м году Йозеф Хоффман, мэтр венского модерна.
Позвольте, модерн? Но есть ли здесь что-нибудь хотя бы отдалённо похожее на текучие природные линии модерна, ар нуво, либерти (как этот модерн называли в разных странах)? На плавные изгибы волн и вьющихся растений? На лестницу в особняке Шехтеля? Или на вышивку «Удар бича» Германа Обриста? (Пример, давно ставший хрестоматийным.) Ничего!

Кресло Cubus (слева) и Йозеф Хоффман (справа)
И здесь нет никакой ошибки – венский модерн, или сецессион, - проявлял себя в характерных жёстких геометрических формах, отчего у себя на родине и получил название quadratstil – «квадратный стиль». (Позже мы обнаружим похожие в творчестве архитекторов-функционалистов - группы «Баухаус» в Германии, Ле Корбюзье во Франции и их последователей по всему миру.)
Йозеф Хоффман, организатор «Венских мастерских», в которых на заказ могли спроектировать всё – от дома «для тех, кто это может себе позволить» до авторского кресла и от кресла до эксклюзивной брошки - был учеником знаменитого архитектора Отто Вагнера. Тот построил немало зданий в новом для своего времени стиле и за 20 лет преподавания в Венской Академии художеств (с 1894-го по 1914-й) взрастил немало последователей. Его архитектура – характерный пример венского модерна. Например, комплекс из трех домов, центральный из которых – собственный дом архитектора. Если дом, стоящий слева, спроектирован вполне в духе рационализма, который исповедовал Вагнер, то есть вполне «квадратный» и абсолютно лишённый украшений, то собственный его дом – в основе такой же «прямоугольный», однако с лепным декором в духе эклектики: изящными арабесками и скульптурой.

Комплекс из 3-х домов по проекту Отто Вагнера (слева). Портрет Отто Вагнера (справа)
У Вагнера были собственные доходные дома, построенные по его же проектам. В архитектуре этих многоквартирных зданий уже много общего с типичными домами-коробками ХХ века, но что их отличает, так это изящный продуманный декор, наложенный на плоскость фасада – гипсовая лепнина или майолика. Например, так называемый «дом с подтяжками» - подтяжками остроумные современники Вагнера прозвали вертикальные полосы гипсового декора (на этом примере прекрасно видны вертикальное членение фасада и общая «прямоугольность» архитектурного решения). Или, например, дом с золочёными пальмовыми листьями и медальонами. Плоскость дома словно покрыта золотыми украшениями. Однако вместо кесарей древности на стилизованных «монетах» - современные люди, изображённые в романтическом ключе – «герои нашего времени».

"Дом с подтяжками" Отто Вагнера

Доходный дом по проекту Отто Вагнера
Похожие приёмы мы встретим в живописи Густава Климта (1862-1918)– центральной фигуры венского сецессиона. У него огромное наследие, но он широко известен публике благодаря своей картине «Поцелуй», которая до сих пор широко тиражируется. Искусствоведы считают, что на художника повлияло искусство византийской эпохи, а с другой стороны, старинная японская графика. На картине видно, как фигуры влюблённых словно уходят в плоскость полотна, густо покрытую золотом с орнаментом в виде символических знаков. На наших глазах они, так сказать, «становятся легендой». История, рассказанная художником, приобретает вневременное значение и уже тянет на миф.

Портрет Густава Климта (слева). Картина «Поцелуй» Густава Климта (справа)
В среде профессионалов, связанных с дизайном интерьера, популярно так называемое климтовское дерево: до сих пор в интерьерах, стилизованных в духе начала ХХ века, нет-нет оно где-нибудь да «прорастёт»: в витраже, мозаике, гипсовом панно, на поверхности мебели…

Густав Климт: Панно для столовой дворца Стокле: Ожидание - Древо жизни - Свершение
И дерево, и фигуры, очень похожие на фигуры в «Поцелуе», существуют в одном историческом интерьере в Брюсселе - на мозаичном панно в обеденном зале дома Стоклё. Промышленник и меценат Стоклё заказал это панно Климту как самому современному и передовому, по его мнению, художнику. Климт постарался выразить в этой работе идеи сецессиона так, как понимал их он: интерьер – штучный, живопись – очень декоративная, и при этом глубокая, многоуровневая. Картину (или панно) можно «читать», о нём можно размышлять, и, кстати, это отличный повод для беседы с гостями! (Наверняка приёмы семьи Стокле проходили нескучно: ведь Климт в этой своей работе задал все темы, которые обычно обсуждают на званых ужинах – и для серьезного первого блюда, и для легкомысленной чашечки кофе в финале.) Кроме Климта, в декоре интерьеров принимали участие многие художники «Венских мастерских», в том числе Коломан Мозер, Елена Маковская, Франц Метцнер. Сам же дом в духе «квадратного» стиля венского сецессиона спроектировал глава «Венских мастерских» Йозеф Хоффман. Сегодня дом Стоклё по праву называют музеем сецессионизма.

Интерьер обеденного зала дворца промышленника Стокле в Брюсселе

Дворец Стокле. Брюссель. Бельгия
Венский сецессион – содружество архитекторов и художников, призывавших к отказу от историзма и вообще всяческого консерватизма. Оно было основано в 1897 году Густавом Климтом, Коломаном Мозером, Йозефом Хоффманом, Йозефом Марией Ольбрихом (и другими). Характернейший образец архитектуры и декора эпохи и стиля – собственно Дом венского сецессиона (1897—1898), построенный по проекту Ольбриха. Дом удивлял своим видом современников, так как, во-первых, знаменовал собой полный отказ от ордерной системы в архитектуре, а во вторых, был украшен куполом в виде кованого лаврового дерева, затейливым гипсовым декором и надписью «Var Sacrum» («Весна священная»). Так назывался выпускаемый сообществом журнал, а кроме того, название содержало намек на избранность членов сообщества и на «священную» новизну того, чем они занимались. По их представлению, они переживали рождение нового дизайна. Да так оно и было.

Портрет Йозефа Ольбриха (слева). Дом венского Сецессиона(справа)


Дом венского Сецессиона
www.alexandria-company.ru






="weblink">


