Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

/ К ГОСам, 2015 / отдельные темы по ИОЖ рубежа XIX-XX вв / Вестник Европы. Вестник европы журнал


Вестник Европы

Из книги: Б.И. Есин. История русской журналистики Х1Х века: Учеб. для студентов, обучающихся по направлению и специальности «Журналистика» / Б.И. Есин.- 2-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2003.С. 221- 227.

«Вестник Европы»

Либеральные издания в последней трети XIX в. были заметным фактором общественной жизни России. После расправы правитель­ства с демократической прессой в 1884 г. крупные либеральные журналы и газеты («Русская мысль», «Вестник Европы», «Русские ведомости») остались в монопольном положении. Как бы осто­рожно и умеренно ни звучали их высказывания против крепост­нических контрреформ и ярого национализма в защиту науки и просвещения, это была, по существу, единственная легальная три­буна для критики.

Революционная демократия в обстановке спада революцион­ной борьбы, разброда и шатаний среди большей части русской интеллигенции в 80-е годы не обходила и эту трибуну, готовя но­вое наступление на самодержавие и буржуазию.

Одним из крупных и наиболее долговременных ежемесячных журналов либерально-буржуазного склада в России второй поло вины XIX в. был «Вестник Европы». Он издавался с 1866 г. как журнал преимущественно исторический и выходил объемистыми книжками раз в три месяца. Редактором-издателем «Вестника Ев­ропы» был отставной профессор истории Петербургского универ­ситета М.М. Стасюлевич.

С 1868 г. журнал стал ежемесячником. Умеренно-либеральное направление его не изменилось, но программа расширилась. Бо­лее интересной стала проза, полнее освещалась политическая жизнь России.

Первую часть каждой книжки занимали беллетристика, статьи и очерки научного характера, вторая часть под названием «Хроника» включала в себя ряд постоянных отделов: Внутреннее обозрение, Иностранная политика, Литературное обозрение, Известия — и на . последней странице обложки — Библиографический листок.

В публицистической части журнала наиболее важным, насы­щенным современными сведениями являлось Внутреннее обозре­ние. Здесь в полной мере реализовалась либерально-буржуазная программа редакции. Другие отделы, особенно иностранный и библиография, имели подчеркнуто объективистский, информаци­онный характер.

«Вестник Европы» был органом русской либеральной буржуа­зии и отражал ее стремления к некоторым реформам, к буржуаз­ному прогрессу страны под властью самодержавия. Дальше кон­ституционной монархии политические идеалы редакции не шли, и совершенно естественно, что журнал резко отрицательно отно­сился к революционным методам борьбы, отгораживался от рево­люции. Но так как «Вестник Европы» все же толковал о пользе реформ, он подвергался постоянным нападкам консервативной прессы во главе с «Русским вестником» Каткова. Именно это об­стоятельство позволило Салтыкову-Щедрину в годы безвременья, после закрытия «Отечественных записок», не компрометируя себя, сотрудничать в «Вестнике Европы», программа которого была очень далека от его собственных взглядов. С 1884 по 1889 г. писатель напе­чатал в журнале ряд своих сказок, «Пошехонскую старину», «Пе­стрые письма» и «Мелочи жизни». Его участие безусловно прида­вало большой интерес «Вестнику Европы» в глазах русских чита­телей и способствовало популярности издания в 1880-е годы.

Среди ведущих сотрудников журнала, выражавших его основ­ное направление, выделяется большая группа либеральных ученых и публицистов, преимущественно историков и литературоведов.

Это сам Стасюлевич, Н.И. Костомаров, который до 1885 г. участ­вовал в редактировании журнала, С.М. Соловьев, А.Д. Галахов, Д.Л. Мордовцев, К.К. Арсеньев (редактор «Вестника Европы» в 1909-1913 гг.), А.Н. Пыпин, Н.А. Котляревский, А.Н. Веселовский, Евг. Утин, Ф.Ф. Воропонов, Ю.А. Жуковский, А.Ф. Кони и др. Внутреннее обозрение долгое время вел публицист Л. А. Полон­ский, враждебно настроенный по отношению к революционерам 1870-х годов. Активно выступал в журнале К.Д. Кавелин, не принад­лежавший, однако, к его постоянным сотрудникам.

На протяжении ряда лет в «Вестнике Европы» помещал свои статьи искусствовед и музыкальный критик В. В. Стасов. Будучи страстным борцом против теории «искусство для искусства», про­тив проявлений формализма, натурализма, декадентства, Стасов направлял развитие отечественного искусства по пути реализма и демократической идейности, был вдохновителем и наставником многих писателей, художников, композиторов и артистов. Его ста­тьи о Мусоргском, Иванове, Крамском, статьи «25 лет русского искусства», «Художественная статистика» характеризуют Стасова как продолжателя традиций русской демократической эстетики.

«Вестник Европы» отличался солидно поставленным беллет­ристическим отделом. В нем кроме Салтыкова-Щедрина участво­вали Гончаров, опубликовавший роман «Обрыв», Тургенев, Островский, Мамин-Сибиряк, Эртель. Много было хороших сти­хов Плещеева, А. Толстого, Фета, Апухтина, Полонского. Вместе с тем редакция, желавшая подчеркнуть свою беспартийность, пре­доставляла место декадентам — Гиппиус, Минскому, философу-идеалисту Вл. Соловьеву и др. Вл. Соловьев был заметной фигурой в журнале, выступая здесь как пулицист, поэт и литературный критик.

В 70-е годы через Тургенева был привлечен к активному со­трудничеству в качестве публициста-обозревателя Эмиль Золя («Па­рижские письма»). Среди «Писем» были статьи с изложением тео­рии экспериментального романа. Искания Золя — художника и теоретика — вызывали враждебные отклики парижской прессы, и он рад был возможности развернуть свою теорию в России. Его взгляды не встретили полного одобрения со стороны демократи­ческой критики, но тем не менее Золя был признателен за воз­можность выступить в русском журнале. «В ужасные часы матери­ального стеснения и отчаяния Россия возвратила мне мою веру и силу, предоставив трибуну... Я не могу говорить об этом без волнения и сохраняю постоянную благодарность», — писал французс­кий романист.

Большое место в журнале отводилось мемуарной литературе. На протяжении ряда лет печатались воспоминания Панаева, Ан­ненкова, Буслаева, Гончарова, Софьи Ковалевской. В научном от­деле время от времени появлялись статьи крупнейших русских ес­тествоиспытателей: Сеченова, Мечникова, Бекетова, Хвольсона.

Журнал в 70-е годы был весьма распространенным. В 1879 г. «Вестник Европы» насчитывал около шести тысяч подписчиков.

Для политического лица журнала весьма характерна высокая оценка реформ правительства Александра II в 60-е годы — кресть­янской, судебной — и даже Временных правил о печати 1865 г. Публицисты «Вестника Европы» сожалели лишь о том, что эти реформы были искажены позднейшими административными ме­рами, и говорили о необходимости их «очистить» от всяких огра­ничений и наслоений. Руководители «Вестника Европы», высту­пая за буржуазный прогресс, считали полезным повторять, что благосостояние страны «не в застое, не в отчуждении от других народов, но, наоборот, в постепенном, но смелом, беспрерыв­ном движении вперед, в следовании за другими народами по их пути развития и рациональной свободы» (статья «Железные доро­ги и экономическое развитие», 1879. № 12).

В связи с этим они резко и подчас смело критикуют русские консервативные органы печати (в частности, Каткова) за их крепо­стнические замашки и постоянное требование решительных, «край­них мер». Журналу свойствен был дух умеренной критики самодер­жавия. Он признавал несовершенство русской гражданской, эконо­мической и политической жизни и стремился к смягчению классовых противоречий.

Довольно сочувственно журнал выступает по крестьянскому воп­росу, скорбит о малоземелье. «К делу нынешних крестьянских нужд нельзя относиться невнимательно, равнодушно, — указывается, например, в статье Воропонова «Теория достаточности крестьянских наделов». — Вопрос о достаточности и недостаточности крестьянс­ких наделов принадлежит к числу жгучих современных вопросов рус­ской жизни» (1880. № 3). Правда, журнал не желает глубоко вникать в причины, породившие малоземелье, а предпочитает брать его как существующий факт, но тем не менее ставит его на своих страницах.

Сотрудники журнала Стасюлевича стремятся решить крестьянс­кий вопрос полумерами буржуазного характера, хотя они еще и не вполне осознают классовый смысл своих пожеланий, защищают мелкий кредит, законодательное увеличение наделов там, где они чрезмерно малы, уменьшение платежей, активизацию земской дея­тельности, просвещение и другие средства прогресса. Именно поэтому В.И. Ленин и находил возможным говорить о «просветительстве» Стасюлевича в работе «От какого наследства мы отказываемся?».

В отличие от изданий Каткова и Страхова «Вестник Европы» ставит в 70-е годы и рабочий вопрос, возражая тем, кто продол­жает обольщаться мыслью, что «у нас нет ни обезземеленных ра­бочих, ни пролетариата и что все толки о неприглядном положе­нии первых, по меньшей мере, преувеличены... Положение дел далеко не оправдывает такого оптимизма» (1879. № 1).

Указывая справедливо на главные причины тяжелого положения русских рабочих — низкую зарплату и длительный рабочий день, который нередко доходил до 14 и более часов, — журнал, однако, лечение этих зол предполагает начать с конца — с проблемы обра­зованности пролетариев, с организации школ для рабочих.

В годы второй революционной ситуации и активной деятель­ности партии «Народная воля» журнал неизменно осуждает тер­рористические действия и оправдывает контрмеры самодержавия, хотя и не разделяет преувеличенных страхов реакционной прессы. Каждый случай политического террора, включая события 1 марта 1881 г., использовался редакцией как удобный повод для пропа­ганды излюбленной идеи о необходимости реформ. Сотрудники журнала утверждали, что реформы — единственное условие для изменения почвы, порождающей терроризм.

В числе вопросов, нуждающихся в скорейшем решении, назы­ваются: крестьянский, финансовый, судебный, земский, рефор­ма школы, администрации и т.д. Отсюда идет критика реакцион­ной прессы, которая отвергала необходимость каких бы то ни было преобразований. Одновременно журнал решительно выступает про­тив революционных методов борьбы, он искренне осуждает вра­гов мирного прогресса — русских социалистов-революционеров, называет их не иначе как «политическими убийцами» (1881. № 4).

Цензура, относившаяся терпимо к этому органу печати, до­вольно точно определила позиции «Вестника Европы» и его место в русской журналистике. Вот отрывок из сведений, сообщенных Главным управлением по делам печати в 1879 г. временному Санкт-Петербургскому генерал-губернатору:

«"Вестник Европы" — ежемесячный журнал, при обилии статей, касающихся вопросов общественных и также внутренней и внешней политики, всегда отличался одержанным и строго приличным тоном, не допускающим грубых или чрезмерно резких выражений».

Нежелательное, как считала цензура, в направлении этого жур­нала заключалось в первую очередь «в стремлении указать преиму­щества конституционного образа правления и убедить в том, что для благосостояния России наше правительство не должно останавли­ваться на осуществившихся реформах, а продолжать их дальнейшее развитие...». Далее цензурное ведомство замечало, что «противоцензурные идеи нигде не изложены вполне ясно и определительно, а высказываются при случае, часто одними намеками и всегда обстав­лены оговорками самого благонамеренного характера».

Правы были чиновники, находя, что по серьезности содержа­ния и форме своих статей «Вестник Европы» предназначался «ис­ключительно для образованных и развитых читателей, на которых вредные увлечения журнала» не могли иметь «такого влияния, како­го бы можно было опасаться при изложении более популярном, доступном массе читателей». Достаточно верно описывая издание, этот отзыв не учитывает, однако, того революционизирующего вли­яния, которое имели произведения отдельных прогрессивных, де­мократических журналистов, например Салтыкова-Щедрина.

«Вестник Европы», издававшийся в годы широкого распростра­нения в России идей научного социализма, во время роста рабочего движения, отнесся враждебно к марксизму и русской социал-де­мократии. За исключением статьи Кауфмана «Точка зрения полити­ко-экономической критики у К. Маркса», опубликованной в 1872 г. и достаточно объективно излагавшей экономическое учение Марк­са, журнал отверг идеи научного социализма. В 1877 г. «Вестник Ев­ропы» принял активное участие в полемике с «Отечественными за­писками» по поводу первого тома «Капитала». На его страницах Ю. Жуковский критиковал и экономические воззрения, и истори­ко-философскую теорию Маркса. В 90-е годы журнал занимал со­вершенно определенную враждебную позицию по отношению к русским марксистам. Особенно часто против марксистов выступали: про­фессор Н. И. Кареев, которого зло высмеял и разбил наголову в ряде своих работ Плеханов, а позднее Л. 3. Слонимский.

«Вестник Европы» был закрыт как контрреволюционное из­дание в 1918 г.

studfiles.net

Журнальный зал: Вестник Европы

Журнал европейской литературы, политики, философии и культуры; основан в 1802 году Н.М.Карамзиным. Участник Форума Европейских интеллектуальных журналов. Четыре тома в год. Для людей, ощущающих себя “русскими европейцами”.

История издания журнала "Вестник Европы" (Вестник европейской культуры) полна всяческих поворотов. У истоков журнала стоял Николай Карамзин, основавший его в 1802 году. После Карамзина второй вариант журнала возобновил свой выход в 1866 году под редакцией М.М. Стасюлевича. В 1918 году журнал был запрещен.

“Когда петербургский профессор истории М. М. Стасюлевич в 1866 году возобновил издание основанного Н. М. Карамзиным за 64 года до того в Москве журнала "Вестник Европы", вопрос оригинальности, обеспечивающий положение "вне всякой зависимости" от предшественника, стоял не менее остро, чем проблема преемственности. Только что начавшаяся третья попытка издания этого запрещенного в 1918 году журнала не отмечена ни явным, ни скрытым отталкиванием от какого-либо современного журнального авторитета, равно как и ориентацией на какой-либо из образцов”. (http://www.russ.ru/krug/kniga/20010626.html)

В 2001 году в свет вышел первый номер возродившегося знаменитого российского журнала, проповедующий идею диалога культур и направлений. Учредители журнала – частные лица Егор Гайдар, Екатерина Гениева и Виктор Ярошенко.

Журнал выходит четыре раза в год.

Редакция оставляет за собой право, не увеличивая существенно объема, но и не снижая качества, выпускать сдвоенные номера.

Журнал можно приобрести по подписке.

Индекс в каталоге РосПечать: 83283

Адрес сайта журнала "Вестник Европы" http://www.vestnikevropy.ru/

 

Господам авторам!

Пишите в "Вестник Европы".

Ваши тексты не потеряются в истории.

Рукописи не рецензируются и не возвращаются.

 

Некоторые наши тексты на английском языке можно прочитать в дружественном нам издании:

Herald of Europe Magazine

www.heraldofeurope.co.uk

Журнал издается некоммерческим партнерством:

Издательство журналов “Вестник Европы” и “Открытая политика”.

Вестник Европы является зарегистрированной торговой маркой.

Журнал также зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

Свидетельство о регистрации ПИ №77-1175.

Лицензия на издательскую деятельность ИД №03226 от 10.11.2000.

Издательство журнала “Вестник Европы” напоминает о том, что у любого текста и идеи всегда есть авторство, в подтверждение чего редакция снабжает каждый следующий том следующей записью:

Ó Вестник ЕвропыÔ , год издания

Ó НП “Издательство и редакция журналов “Вестник Европы” и “Открытая Политика””,

составление и редакция текстов, журнал “Вестник Европы” порядковый номер, год издания

Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции.

При перепечатке или использовании ссылка на журнал обязательна.

Фактический адрес редакции: Москва, Николоямская, д. 6. Тел.: 937-49-26.

Для писем: 109189, РФ, Москва, Николоямская, 1

редакция журнала “Вестник Европы”

На титульном листе рисунок неизвестного немецкого художника XV века “Девушка на единороге” из фондов ГМИИ им. А. С. Пушкина.

 

Учредители

Егор Гайдар, Екатерина Гениева, Виктор Ярошенко

Редакционный совет

Ирина Антонова, Михаил Борщевский (главный редактор журнала “Herald of Europe”), Сергей Капица, Сергей Ковалев, Самуил Лурье, Лорд Брайан Маккензи, Владимир Мау, Ричард Пайпс, Михаил Пиотровский, Вячеслав Пьецух, Лорд Джордж Робертсон, Теодор Шанин

Главный редактор

Виктор Ярошенко

Редакция

Владимир Салимон (заместитель главного редактора)

Игорь Клех (Литература)

Евгений Попов ( культура)

Алла Язькова (Отдел международной политики)

Елена Мокеева (верстка)

Ляля Пинигина (техническая редакция и набор)

Людмила Захарова (главный бухгалтер)

“Магазин Искусства”, Игорь Пронин (макет и художественное оформление)

Консультанты журнала

Александр Гладков, Николай Головнин, Андрей Медушевский, Александр Петров, Сергей Синельников-Мурылев, Арсений Рогинский, Евгения Росинская, Мариэтта Чудакова, Игорь Яковенко, Евгений Ясин

Представители журнала

Платон Борщевский (Лондон)

Наталия Исаева (Париж)

Рональда Зеленова ( Санкт-Петербург)

Александр Сергиевский (Рим)

Андрей Грицман ( Нью-Йорк)

 

Журнал издается при поддержке института Экономической политики имени Е.Т. Гайдара, Всероссийской Государственной библиотеки иностранной литературы им. М.И.Рудомино, Фонда экономической политики

magazines.russ.ru

Либеральный журнал «Вестник Европы» и российское общество в период реформ Александра II

Библиографическое описание:

Козьминых Е. С. Либеральный журнал «Вестник Европы» и российское общество в период реформ Александра II [Текст] // Вопросы исторической науки: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, январь 2012 г.). — М.: Ваш полиграфический партнер, 2012. — С. 56-59. — URL https://moluch.ru/conf/hist/archive/53/1568/ (дата обращения: 13.04.2018).

Достойное место в отечественной истории, развитии общественно-политической мысли, становлении книжной культуры занял журнал «Вестник Европы» - стойкий последователь и защитник курса реформ Александра II.

Деятельности редакции журнала посвящены работы Е.В. Артемьевой, В.Е. Кельнера, В.А. Китаева, Н.А. Розмановой, помогающие ориентироваться в многогранном наследии «Вестника Европы»[1, 3, 4, 6]. Вместе с тем, всесторонне осветить представленную в данной статье проблему помогли, прежде всего, материалы публикаций на страницах «Вестника Европы», переписка редактора «Вестника Европы» [7, 8, 9], материалы архивного фонда М.М. Стасюлевича и редакции «Вестника Европы», хранящиеся в рукописном отделе Института русской литературы РАН.

Вторая половина XIX века явилась сложной переходной эпохой, страна проходила через непростые испытания либеральных реформ Александра II, развивались капиталистические отношения в экономике, росло освободительное движение, менялись общественные идеалы, резко возросла потребность в чтении, литературного общения, обсуждения насущных общественных проблем.

«Вестник Европы» издавался с марта 1866 г. и постепенно стал трибуной российского либерализма, центром научной и общественно-политической мысли России второй половины XIX века. Ощущая непосредственную причастность к европейской истории и культуре, журнал подчеркивал сходный в целом характер российского и западноевропейского путей общественного развития. На страницах данного издания исследовались важнейшие проблемы истории, политики и литературы. Издавался «Вестник Европы» в С.-Петербурге с 1866 по 1918 гг. (в 1866 – 1908 гг. журнал издавал и редактировал М.М. Стасюлевич - яркий представитель либеральной интеллигенции, передовой ученый, публицист, активный земский деятель; в 1908 – 1916 гг. – издатель М.М. Ковалевский, главный редактор К.К. Арсеньев). Редакция «Вестника Европы» использовала печатное слово как главное оружие в борьбе за преобразование Отечества; в выпуске журнала видела, прежде всего, цивилизованный способ осмысления и пропаганды либеральных принципов, средство давления на самодержавие и выражения общественного мнения.

Преобразования Александра II М.М. Стасюлевич и другие члены редакции журнала рассматривали как важную попытку модернизации «сверху» общественно-политической и экономической жизни страны, приветствовали исходящую от верховной власти инициативу реформ, предпринятых «для блага самого населения России и для обновления ее политического могущества». «Великие реформы» дали большой импульс общественному развитию, приблизили Россию к уровню передовых стран Европы. Глубоко и всесторонне исследуя процесс реформирования общественной жизни России второй половины ХIХ в., отмечая успехи и, особенно, критикуя недостатки, «Вестник Европы» стремился содействовать правительству в сложной преобразовательной работе. Стасюлевич принимал непосредственное участие в ходе подготовки и проведения реформы народного образования, выработке нового законодательства о печати, последовательно выступал за общедоступность образования, свободу печати.

Изучая политическую жизнь и государственное устройство стран Западной Европы, либеральные публицисты исследовали пути мирного постепенного перерождения самодержавия в конституционную монархию, абсолютистского и бюрократического полицейского государства в правовое капиталистическое государство, размышляли над необходимостью утверждения в России принципа самоуправления общества, предоставления последнему большей свободы действий в помощь центральному правительству. В спорах о судьбах России журнал Стасюлевича противостоял всем консервативным и реакционным силам.

Журнал был основан группой либерально настроенных профессоров (в основном историков) С.-Петербургского университета, покинувших свои кафедры в знак протеста против политики правительства в системе высшего образования (М.М. Стасюлевич, К.Д. Кавелин, В.Д. Спасович, Б.И. Утин, А.Н. Пыпин). В журнале активно сотрудничали многие ведущие публицисты и общественные деятели либерального направления: К.К. Арсеньев, Л.З. Слонимский, А.Ф. Кони, Вл.С. Соловьев, В.А. Арцимович, А.Д. Градовский, М.М. Ковалевский, Ф.Ф. Воропонов, В.Ф. Корш и др.

«Вестник Европы» объединил передовую либеральную интеллигенцию (учёных, историков, литераторов, земских деятелей), все прогрессивные круги общественности. Хотя большинство авторов публикаций являлись умеренными либералами, на страницах издания имели возможность высказаться представителям разных политических направлений (консервативно-либерального, демократического, анархического, западнической и славянофильской ориентации, за исключением реакционеров и ярых консерваторов). Это была творческая лаборатория, где царило взаимное уважение взглядов собеседника. Редакция журнала предоставляла читателю возможность, выслушав различные точки зрения, самому сделать вывод, не навязывала своих идей. Ал.К. Толстой писал Стасюлевичу: «Вы даёте место в Вашем журнале всем мнениям, и предоставляете читателю выбирать, что есть некоторым образом комплимент для читателя…» [8, с. 352].

Редакция «Вестника Европы» считала возможным добиться осуществления своих политических идеалов, воздействуя путем убеждения на правительство и образованные слои населения. Постоянными читателями журнала стали представители чиновничьей и профессорской среды, зачастую занимающие высокое положение в административно-управленческой иерархии России. Немалый интерес к политическим публикациям в журнале проявляли и российские самодержцы второй половины ХIХ в., особенно вследствие доносов цензурного ведомства. М.М. Стасюлевич вел оживленную переписку с двумя министрами – П.А. Валуевым и А.В. Головниным; общался по важнейшим проблемам реформирования страны с М.Т. Лорис-Меликовым, Н.Х. Бунге и др.

Для расширения читательской аудитории (привлечения не только учёных, историков) М.М. Стасюлевич преобразовывает в 1868 г. «Вестник Европы» из строго исторического в историко-политический и литературный журнал и открывает в нём отделы Внутреннего обозрения и Общественной хроники. С этого времени в журнале наметились постоянные отделы беллетристики и хроники. Расширение программы издания привлекло в журнал крупных учёных, публицистов и литераторов России и Европы. Из научных трудов в «Вестнике Европы» выделялись статьи Н.И. Костомарова, В.В. Стасова, И.И. Мечникова, И.Е. Забелина, В.И. Семевского и др. В разное время в журнале сотрудничали И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, А.Н. Островский, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.К. Толстой, Н.В. Успенский, А.И. Эртель, Я.П. Полонский, А.М. Жемчужников, Э. Золя, А.А. Фет, А.Н. Плещеев, И.А. Бунин и др.

«Вестник Европы» в течение первых двух лет выходил в свет четыре раза в год, с 1868 г. в связи с расширением программы и увеличением отделов стал ежемесячным научно-политическим литературным журналом. Он представлял собой тип «толстого журнала», в котором совмещены литературно-художественный сборник, политическая газета и своеобразная научная энциклопедия. Каждый его номер выходил в твёрдой обложке в виде книги объёмом 300-500 страниц. Из «толстых» литературных журналов по числу подписчиков «Вестник Европы» уступал только «Отечественным запискам» Н.А. Некрасова. К середине 1870-х годов тираж «Вестника Европы» достигал внушительной по тем временам цифры – 8 тыс. экземпляров.

Редакция «Вестника Европы» стремилась учесть повышенный интерес читателей прежде всего к литературным художественным произведениям (помещала в начале журнала лучшие произведения отечественной и западноевропейской литературы), вместе с тем привлекала читателей (основная масса которые была ещё политически инертна) к обсуждению актуальных общественно-политических проблем России (разделы «Внутреннее обозрение», «Из общественной хроники») и стран Западной Европы («Иностранное обозрение», «Корреспонденции»), знакомила с научной жизнью, новыми книгами в определённых отраслях знания («Библиографический листок» - помещался в конце журнала). Таким образом, «Вестник Европы» вёл читателя от простого развлечения, отдыха к более серьёзному, обстоятельному размышлению над судьбами общества, своей страны, европейского сообщества в целом.

Журнал стремился удовлетворять острую (особенно в провинции) потребность читателей следить за умственной жизнью всего человечества. «В России с её огромными территориями, редкими оазисами культуры, при отсутствии хороших путей сообщения и ограниченном количестве книг именно журнал становился единственным поставщиком и художественной литературы, и разнообразных сведений о злободневных событиях, и сообщений о достижениях науки…» [5, с. 122]. Постепенно «Вестник Европы» всё более проникает в различные провинции России, в земские органы, городские общественные библиотеки. Писательница и известная общественная деятельница М.К. Цебрикова писала М. Стасюлевичу: «Экземпляр «Вестника Европы», получаемый мною так аккуратно, благодаря Вашему вниманию, служит здесь хорошую службу в кругу народных учителей. Особенно читается Внутреннее обозрение, а также и статьи о русской литературе А.Н. Пыпина…» [9, с. 159]. Из Западной Европы также шли письма соотечественников с просьбой выслать журнал. Авторитет издания рос с каждым годом.

«Вестник Европы» ориентировался на нового читателя пореформенной России; надеялся, что раскрепощение, освобождение личности позволит активнее участвовать гражданам в общественно-политической жизни страны, признавал своей важнейшей задачей политическое, нравственное развитие личности, защиту её свобод, прав и интересов. Своими основными читателями редакция журнала видела, прежде всего, интеллигенцию (учёных, историков, литераторов, искусствоведов, учителей). В издании указывалось, что «интеллигенция везде и всегда опережает сознательную мысль народа..» [2, с. 346], но интеллигенция не оторвана от народа, она впереди общественных сил, призвана помочь народу (а журнал - читателю) разобраться в сложных проблемах научной и общественно-политической жизни. Редакция журнала стремилась вести диалог с читателем доступным языком, не снижая при этом научной глубины статей.

В ходе полемики с реакционными и консервативными органами печати («Русь», «Московские Ведомости», «Новое Время» и др.), обвинявшими «Вестник Европы» в оторванности от народа, журнал с достоинством отвечал, что признаёт приоритетной заботу о народном благе (систематически в журнале анализировался ход крестьянской реформы, поднимался рабочий вопрос). Либеральный «Вестник Европы» не был дворянским, узкобуржуазным, сословным печатным органом. В центре его внимания постоянно оказывались проблемы, затрагивающие интересы всех слоёв русского общества, ему импонировали многие демократические идеи.

Публикации «Вестника Европы» были востребованы российскими читателями, имели значительное влияние на интеллектуальный климат в стране, отвечали потребностям русской общественной жизни. Журнал приглашал всю мыслящую часть российского общества к совместному обсуждению актуальных общественно-политических проблем, способствовал формированию правовой, нравственной культуры российских граждан. А.Ф. Кони вспоминал: «Вестник Европы» был старым, привычным, надёжным и верным своему слову другом читателя, приходившим … в начале каждого месяца, чтобы беседовать в разных формах, начиная с художественной и научной и кончая критической, о пёстрых явлениях общественной жизни, чтобы удерживать от погружения в тину эгоизма и апатии и, среди ослепительных озлоблений, изрекать спокойное слово, призывающее уважать человеческую личность, быть широко терпимым к священным вопросам человеческого духа и служить законной свободе, во всех её видах» [7, с. 19]. «Вестник Европы» по праву заслужил уважение современников. Оставленное им грядущим поколениям богатейшее наследие идей и опыта борьбы за культурный прогресс России не утратило ценности и по сей день.

Литература:

  1. Артемьева Е.В. Общественно-политическая программа журнала «Вестник Европы»: 1880-е гг.: дис. … канд. ист. наук. Нижний Новгород, 2009.

  2. Внутреннее обозрение. // Вестник Европы. 1881. № 5.

  3. Кельнер В.Е. Человек своего времени (М.М. Стасюлевич: издательское дело и либеральная оппозиция). СПб., 1993.

  4. Китаев В.А. «Вестник Европы» и революционное движение в России на рубеже 70-80-х годов ХIХ в. // Исторические записки. Вып. 5 (123). М.: Наука, 2002.

  5. Махонина С.Я. История русской журналистики начала ХХ века. М., 2004.

  6. Разманова Н.А. М.М.Стасюлевич и начало издания «Вестника Европы» (1866-1873 гг.). Автореферат дис. … канд. ист. наук. М., 1988.

  7. Стасюлевич М.М. и его современники в их переписке. СПб., 1911. Т. I.

  8. Стасюлевич М.М. и его современники в их переписке. СПб., 1912. Т. 2.

  9. Стасюлевич М.М. и его современники в их переписке. СПб., 1913. Т. 5.

Основные термины (генерируются автоматически): «Вестник Европы», «Вестника Европы», журнал «Вестник Европы», Стасюлевич М.М, Редакция «Вестника, российское общество, реформ Александра, общество конца xix, российское общество конца, Западной Европы, обсуждению актуальных общественно-политических, редактора «Вестника Европы», архивного фонда М.М, актуальных общественно-политических проблем, Либеральный «Вестник Европы», стран Западной Европы, XIX века, общественной жизни, издатель М.М, Публикации «Вестника Европы».

moluch.ru

Журнал "Вестник Европы"

 /   /  Журнал "Вестник Европы"

Одним из признанных журналов являлся «Вестник Европы». Он издавался в СПб с 1866г. и сначала был историческим, а, когда можно стало ставить аббревиатуру «общественно-политическое издание», он стал общественно-политическим. Журнал был показатель высокого гражданского мужества сотрудников, редакторов. Он был либеральным. Организовали его профессора СПб университета: Матвеев, Утин и Стасюлевич (главный редактор) на личные деньги. Когда правительство в 1861г. пошло в наступление на автономию высшей школы, эта когорта профессоров в знак протеста подала ходатайство об увольнении, их уволили, и в поисках какой-то деятельности они и создали этот журнал. Стасюлевич был главредом 42 года, до своей смерти.

Что такое автономия высшей школы? Это означает, что любой преподаватель от ассистента до профессора – выборный. Человек должен доказать, что он достоин звания профессора. И, если после тайного голосования тебя не выбирают, ты можешь писать куда угодно, тебе это не поможет. А если тебя выбрали, то уже потом ректор визирует контракт.

Любой журнал делится на два блока:

1) Художественная литература и научно-публицистические статьи;

2) Корпусная часть «Внутреннее обозрение»: внутренняя и внешняя политика.

В журнале «Вестник Европы» корпусная часть называлась хроникой. Стасюлевич был и формальным, и неформальным лидером журнала Он – уникальная личность как профессор всеобщей истории МГУ. В 1850-х гг. он попал в когорту людей, которых Российская империя выпускала за рубеж. Он поехал во Францию для работы в библиотеках и архивах для подготовки диссертации. И приехал из Европы другим человеком! Он увидел, как живут его соратники, как они пользуются государственными и социальными институтами Европы. Там все по закону, там нет полиции, нет коррупции, там не такая ужасающая бедность! Он приехал либералом. Александр II чутко ощущал эпоху и приставил Стасюлевича к своему сыну Николаю, которого готовил к престолонаследию. К несчастью, Николай умер в 26 лет от туберкулеза, и на престол взошел неподготовленный Александр III.

Когда появился институт земства в России, Стасюлевич был земским гласным. Он входил в общественный губернский совет. У него было 12 общественных поручений. Он получил такой авторитет, что по другой реформе (городского самоуправления) его регулярно начали избирать товарищем (заместителем) Городского головы.

Какие вопросы интересовали коллектив журнала «Вестник Европы»?

- крестьянский вопрос: малоземелье, оскудение российского крестьянства,

- вопросы образования населения,

- развитие судебной реформы- местное самоуправление. Они говорили, что нужно создать земства не только на уровне уезда и губернии, но на уровне самой мелкой единицы – волости,

- политическая реформа:: надо было превратить абсолютистскую Россию в конституционную монархию, чтобы был выборный парламент, который принимал бы адекватные законы.

Как журналисты продвигали эти лозунги через цензуру? Аллегориями. Предположим, они дают какую-то передовую статью: обзор британской жизни. Они про Россию не написали ни слова, но разложили британский парламент так, что все понимали. Редактором раздела «Внутреннее обозрение» был юрист, первый присяжный поверенный по присяжной реформе 1864. Он писал: «Мои взгляды и убеждения уже к 29 годам были определены: это мнение о золотой середине, не расположенное к крайности. Мой либерализм имел характер того, что тогда называли постепенновщиной. Несмотря на годы реакции, я верил в реформы».

В беллетристическом отделе печатались Салтыков-Щедрин, Гончаров, Тургенев, Островский, Мамин-Сибиряк, Гиппиус и Мережковский. Будучи умными людьми, члены редколлегии оценили таланты этих людей. Публикуя всех этих людей, Стасюлевич не публиковал левых радикалов.

Как их характеризовала цензура: «Вестник Европы» при обилии статей, касающихся вопросов общественных, а также внутренней и внешней политики, всегда отличался сдержанным и приличным тоном, не допускающим грубых и резких выражений. Нежелательное в оценке этого журнала заключается, в первую очередь, в стремлении указать преимущества конституционного образа правления и в том, что для достижения благополучия правления наше правительство не должно останавливаться вы реформах».

Журнал закрыт в 1918г. декретом Советской власти как антиконституционное издание.

Интересные материалы:

student-hist.ru

Журнальный зал: Вестник Европы, 2016 №44-45

Вестник Европы

The Herald of Europe. Журнал европейской культуры

№ 44-45 2016

СОВРЕМЕННЫЙ РАЗДЕЛ "ЖИЗНЬ" ГАЙДАРОВСКИЙ ФОРУМ 2016

Quo Vadis? Куда идешь? Камо грядеши? Сравнительное обозрение Гайдаровских форумов 2015 и 2016 годов

Александр Филиппов Левиафан: между ужасом и признанием

Александр Рубцов Власть в стиле постмодерн

К 60-летию Егора Гайдара

Егор Гайдар Сразу после социализма

Андрей Колесников 20 тезисов к истории перестройки 30 лет перестройке

свободный университет Егора Гайдара

Симеон Дянков Реформы и уровень счастья каждая страна на постсоветском пространстве несчастлива по-своему

Литература

Анна Лавриненко Изолированный Рассказ

Максим Гуреев Заонежье. Свет невечерний Рассказы

Владимир Салимон Стихи

Ирина Котова Стихи

Любица Арсич Тот, другой, поджидающий в ночной темноте Рассказ. Перевод с сербского: Анна Зыкова-Майкич

Татьяна Вольтская Повсюду говорить с тобой Стихи

Виктор Ярошенко Ирония как источник света Интонация Самуила Лурье

ИСТОРИЯ. ФИЛОСОФИЯ. ЭТИКА. РЕЛИГИЯ КУЛЬТУРА И ВОЙНА

Александр Липатов Идея войны и цивилизационный излом

Наталия Зазулина Бенедикт XV. Апостол мира на мировой войне

ВСТРЕЧИ НА ГЛУБИНЕ

Владимир Илюшенко Наследие и наследники о. Александра Меня

Свящ. Владимир Зелинский «На пире Платона во время чумы»

Элизабет Робсон Митрополит Антоний и Би-Би-Си Перевод: Александр Максимов

Вероника Язькова Папа Франциск:«Не будем терять время!»

ad memoriam

Владимир Салимон Мой друг Колян О Николае Климонтовиче

КУЛЬТУРА — МОСТ НАД ПРОПАСТЬЮ к 70-летию Екатерины Юрьевны Гениевой

Екатерина Гениева Загадка Лермонтова

Екатерина Гениева Книги и люди моей судьбы Выступление 8 июня 2015 г. в Лондоне

Незабвенная Екатерина О Е.Ю Гениевой рассказывают:

Митрополит Волоколамский Илларион Екатерина Юрьевна Гениева

Борис Минц Нездешняя легкость Катя

Посол Германии Рюдигер фон Фрич Екатерина Гениева: личность, свобода и ответственность

Мигель Паласио Прогулка по Мадриду

Джон Робертс Человек исполненной миссии Перевод с английского Александр Максимов

Протоиерей Владимир Архипов Катя

Славко Прегл Перевод со словенского Юлии Созиной

Александр Нежный Памяти Е.Ю. Гениевой

Гарри Бардин режиссер

Дмитрий Триантафиллидис Екатерина Гениева — маяк толерантности

Евгений Рашковский Человек против тьмы Из воспоминаний о Екатерине Гениевой

Александр Ливергант О пользе одержимости, или Дело прежде всего

СЛОВО ГОДА — «ЛЕВИАФАН»

Андрей Звягинцев Говорить с человеком со всей прямотой Заметки к фильму

Андрей Плахов Чудо-юдо, рыба кит

Наталья Исаева И объяли меня воды… (авто)портрет в точке прощания (она же точка сборки)

Григорий Каковкин «Левиафан» как зеркало

«Левиафан». Факты Предоставлены режиссером А. Звягинцевым

Виктор Ярошенко Тень Левиафана

400 лет со дня смерти Вильяма Шекспира

Александр Сергиевский, Владимир Мирзоев Что тебе слышится в имени — Шекспир?

Татьяна Щербина Дневник Поэта 2015 г.

artes

Фотопроект Анны Матвеевой о создании фильма «Левиафан»

magazines.russ.ru

Журнальный зал: Вестник Европы, 2016 №46

Вестник Европы

The Herald of Europe. Журнал европейской культуры

№ 46 2016

КАРАМЗИН 250

Владимир Кантор Карамзин: сотворение русского европейца

Виктор Ярошенко Без страха и надежды Из записей разных лет

Алексей Кара-Мурза Странствия Карамзина Швейцария Новое прочтение “Писем русского путешественника”

Круглый стол

Вокруг Карамзина Участники: М.М Сперанский, Н.В. Гоголь, М.Т. Каченовский, И. Лелевель, И.В. Киреевский, Н.А. Полевой, П.А. Вяземский, П.Я. Чаадаев, А.С. Пушкин, А. Мицкевич, М.П. Погодин, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, А.И. Герцен, А.Н. Пыпин, Ю.М. Лотман, Н.Я. Эйдельман, Д.С. Лихачев

Александр Пыпин «Очерки общественного движения при Александре I» IV. Карамзин «Записка о древней и новой России»

Современники Карамзина

Владимир Зелинский П.Я.Чаадаеву. Частное письмо

25 ЛЕТ. «ЗАПИСКИ О НОВОЙ РОССИИ»

Три консенcуса Геннадий Бурбулис вспоминает

«Переворот» Беседа Е. Гайдара и В. Ярошенко 22 августа 1991 г. Расшифровка магнитофонной записи. (Публикуется впервые)

Как случился распад Советского Союза. О России и Украине Беседа с Галиной Старовойтовой (интервью)

Андрей Козырев Цивилизация сложно пробивает себе дорогу

Письма из редакции

«Начало»

25 лет. Мифы, ошибки, достижения Юбилейное заседание правительства реформ

Андрей Медушевский Эволюции государства и режима Попытка объяснения

Свободный университет

Вацлав Клаус Мы вступили в постдемократическую эру

Владимир Мау Егор Гайдар и уроки экономической истории

Мария Снеговая Почему народы отказываются от свободы

Александр Эткинд Внутренняя колонизация. Критическая теория паразитического государства

ЛИТЕРАТУРА

Андрей Грицман Хроника текущих событий Стихи

Григорий Каковкин Жан-Жак или Идеальная баба Открытое письмо Жан-Жаку Руссо

Николай Климонтович «Та сторона» Короткий роман

Алексей Цветков За ближним востоком есть дальний восток Стихи

Анатолий Курчаткин Свобода и литература в России Писательские заметки уходящего года

Европа

Россия и Европа Берлинский форум Б. Минц, А. Чубайс, С. Дубинин, М. Хармс, А. Пинкварт, Е. Гонтмахер, Ф. Виллерсхаузен, А. Кнауль

Евгений Рашковский Политэкономия большой войны и матрицы тоталитарного строя

Наталия Лебедева Тегеран–Ялта–Потсдам

Великобритания

Михаил Борщевский BREXIT Попытка анализа

КУЛЬТУРА Записки о новой России

Татьяна Щербина Я и художники 80-х

Хроника

Премии Егора Гайдара

Всероссийская Карамзинская ассамблея «Н.М. Карамзин: историк, мыслитель, патриот»

О книгах

Александр Тягны-Рядно Фотография — Образ жизни — Фотография

Наталья Исаева Васильев-параутопия-Абдуллаева отпечаток невозможной земли в материи воздушного голоса

Ad memoriam

Алла Алексеевна Язькова

artes

Эмиль Гатауллин Из серии «В сторону горизонта» Фотопроект

magazines.russ.ru

ПОЧЕМУ "ВЕСТНИК ЕВРОПЫ"?

Журнал “Вестник Европы”, который вы держите в руках, уже третий в российской истории под этим названием.

1 ноября 1801 года в “Московских ведомостях” появилось первое объявление о предстоящем издании “Вестника Европы”. Н.М.Карамзин сообщал:

“С будущего января 1802 года намерен я издавать журнал под именем “Вестника Европы”, который будет извлечением из двенадцати лучших английских, французских и немецких журналов”.

К истории “Вестника Европы”

…Николай Михайлович Карамзин выпустил первый номер своего “Вестника Европы” в январе 1802 года. Ему шел тридцать шестой год. Многое уже сделано, написано, еще больше – понято. Карамзин – признанный лидер молодой литературы, той, что называют романтической.

За двенадцать лет до этого Карамзин отправился в Европу.

Тринадцатимесячное путешествие его, ставшее основой знаменитой книги “Письма русского путешественника”, до сих пор окутано тайной. Документов почти нет, “письма”, как произведение художественное, конкретных фактов не представляют, скорее запутывают. “Факты в них трансформировались и по соображениям искусства, и по соображениям тактики”, – сказано в биографическом словаре.

Обстоятельства и мотивы отъезда двадцатитрехлетнего Карамзина за границу так никогда и не были вполне поняты. Принято считать, что он вызван “разрывом с московскими масонами”. Отправился Карамзин на Запад через Нарву, Ригу, Дерпт, Кенигсберг, где был благосклонно принят самим Кантом. Посетил Варшаву и Берлин. Во Франкфурте-на-Майне его застала весть о взятии Бастилии. Карамзин поспешил в Париж.

Весь июнь 1790 года он в Париже. (Ю.М.Лотман считал, что Карамзин был в Париже дважды, но первый приезд предпочел скрыть.) Причина может быть понята, если вспомнить, что за горячие времена переживала тогда Франция. Молодой Карамзин погрузился в гущу революционных событий. Что ни день ходил в Национальное собрание, слушал и видел всех знаменитых ораторов, встречался и со многими свел знакомства, ходил в клубы и кафе, одевался и спорил как парижанин. Что такое Париж в июне 1790 года?

Это еще не тот Париж, которым он станет через год. И не тот, залитый кровью, в 1793-м. 10 августа 1792 года Законодательное собрание установит всеобщее избирательное право. 22 сентября 1792 года – учредит республику. Весной 1790 года Париж волнуется вокруг вопроса об избирательном цензе. Чтобы быть избранным в Национальное собрание, надо было иметь очень хорошую квартиру (за основание ценза принималась квартирная плата). Марат пылко выступает за права “мелкого люда”, взявшего Бастилию: “Что мы выиграли, уничтожив аристократию дворянства, если теперь она будет заменена аристократией богатых?” Лозунг всеобщего избирательного права овладевает нацией.

“Этот знаменитый год пользуется репутацией года национального объединения и братства, репутацией лучшего года революционной эпохи”, – пишет А.Олар в своей фундаментальной “Политической истории Французской революции”.*

Четыре месяца этого волшебного года Карамзин провел в якобинском Париже. Вернувшись в Россию, с января 1791 года Карамзин затеял издание своего журнала. Издавал недолго. Его "Московский журнал", первый свободомыслящий журнал России, единственный, кто решился вступиться за опального Новикова, был закрыт после публикации Карамзиным оды "К Милости".

Только с началом царствования Александра I Карамзин смог развернуться. Вторым изданием вышли "Письма русского путешественника" и "Московский журнал".

С января 1802 по декабрь 1803 года Карамзин предпринял издание "Вестника Европы" – журнала, которому была суждена долгая жизнь в русской культуре.

"Вестник Европы" был первым русским журналом, имевшим отдел политики. Среди политических событий центральное место в журнале с первого номера заняла Французская революция.

***

...200 лет назад Карамзин открывал, по существу, первый русский политический журнал. Как было тогда принято, первый номер журнала в январе 1802 года в разделе "Литтература и смесь" открывался "Письмом к издателю":

"Искренно скажу тебе, что я обрадовался намерению твоему издавать Журнал для России в такое время, когда сердца наши, под кротким и благодетельным правлением юного Монарха, покойны и веселы…

"Сочинять журнал одному трудно и невозможно; достоинство его состоит в разнообразии…"

Уже в первом номере "Вестника Европы" обнаружилось, что именно раздел политики – основа и соль журнала. Из-за политики выписывали его пренумеранты (так назывались тогда подписчики). Число их превысило тысячу двести – совершенно ошеломляющий успех!

В разделе политики систематически печатались программные статьи самого издателя. Это было решительным новшеством.

Ю.М.Лотман пишет: “Политический реализм – программа Карамзина в период “Вестника Европы””. “Вестник Европы” Карамзина – журнал откровенно бонапартистский.

Весь материал “Вестника” строго организован вокруг двух идеальных центров: положительного образа государственного мужа-практика, твердо направляющего к общему благу легкомысленных и эгоистичных людей... И гибельного образа мечтателя на престоле, самые добрые намерения которого обращаются во вред государству.

Особо выделяется “надпартийность” первого консула, его стремление выбирать сотрудников, руководствуясь практическими соображениями их годности, а не доктринами:

“Бонапарте не подражает директории, не ищет союза с той или иной партией, но ставит себя выше их и выбирает только способных людей, предпочитая иногда бывшего дворянина и роялиста искреннему республиканцу, иногда Республиканца Роялисту”.

И вывод публициста:

“Франции не стыдно повиноваться Наполеону Бонапарте, когда она повиновалась госпоже Помпадур и Дю-Барри”.

***

“Абсолютная власть в руках первого консула позволяет ему выступать в роли примирителя и возвышаться над эгоизмом отдельных должностных лиц и политических деятелей”.

“В консульском совете ему смело противоречат, он слушает, доказывает и делает по-своему, когда уверен, что лучше других видит”.

“Всякий благоразумный уверен в необходимости консульской власти, которая должна все соглашать и все устремлять к общей цели” (курсив Лотмана).

“Бонапарте пользуется талантами людей, не принимая никаких внушений личной вражды и не думая об их частном образе мыслей”.

Ю.М.Лотман писал далее:

“Идея сильной власти, поставленной выше всех общественных институтов, имеет философскую основу: она базируется на представлении об антиобщественном эгоизме как врожденном свойстве человека”.

И еще:

“Вера в человека сменилась горьким презрением к низким свойствам души, не исправленной патриотизмом и просвещением”*.

Не правда ли, читается куда как актуально в видах карьеры нашего молодого президента? А ведь написано пятнадцать лет назад, по поводу двухсотлетних текстов Карамзина.

***

Бонапарта для России определенные интеллектуальные круги искали все последние годы**.

На эту роль примеряли Лебедя, Бордюжу, Степашина, Шойгу, Сергеева и других генералов.

Некоторые современные политологи объясняют необходимость сильной авторитарной власти просвещенного реформатора ссылками как раз на век восемнадцатый. Вспоминают конец Французской революции, террор, термидор, становление консулата, возвышение первого консула и, наконец, утверждение императора и сравнивают с этими далекими днями российские дни нынешние.

Для аргументированного сравнения с Французской революцией нужны некоторые подробности как из той, так и из этой эпохи. Для этого анализа здесь нет места.

Во всяком случае, пока не доказано обратное, можно усомниться в главном – в сопоставимости внутреннего смысла событий – великой (и кровавой) Французской революции и событий “бархатной революции” 90-х годов ХХ века в России...

Можно ли распад Советского Союза и “мягкое исчезновение” коммунистического режима, его превращение в режим сначала квазидемократический и затем в демократический по преимуществу описывать как революцию и, следовательно, теоретически предсказывать неизбежность постреволюционного периода, стабилитет, новый термидор, новую авторитарность, если не тоталитарность, новую державность – и предлагать это как новейшую “философию истории” обществу и, что особенно опасно, молодому президенту?

Президент осторожно ищет, лавирует, не отдаваясь весь никакой из рвущихся в советники и визири клик.

Он стремится опереться на беспрецедентную поддержку общества и, скорее всего, искренне пытается быть президентом народа.

***

Ю.М.Лотман:

“Если облечь высказывания “Вестника Европы” 1802--1803 годов в определенную политическую формулу, окажется, что реальным содержанием монархизма Карамзина в этот период было президентское правление с очень сильной властью президента как в исполнительной сфере, так и в области законодательной инициативы...”

Весь “Вестник Европы” – это как бы единый монолог издателя, выражающий его политическую программу. Карамзин не доверял государственным способностям Александра I, хотя и верил в его “прекрасное сердце”...

Век Александра закончился Сенатской площадью.

Достоинство общества и достоинство гражданина

...Я бывал у Лотмана в тесном, заваленном книгами, похожем на лабиринт кабинете в его тартуской квартире.

Лотман писал об им же придуманном жанре “романе-реконструкции” (реконструировал он Карамзина):

“Роман-реконструкция – особый жанр. Сюжет его создается жизнью и только жизнью. Домысел в нем не может иметь места, а вымысел должен быть строго обоснован научно истолкованным документом... Может быть, лучше всего было бы писать произведения этого жанра в форме диалога между ученым и романистом, попеременно предоставляя слово то одному, то другому”.

Я бы добавил к этому диалогу публициста, и тогда бы разговор приобрел остро актуальное содержание.

...Карамзин писал незадолго до смерти бывшему министру иностранных дел графу Каподистрия: “Приближаясь к концу своей деятельности, я благодарю Бога за свою судьбу. Может быть, я заблуждаюсь, но совесть моя покойна. Любезное отечество ни в чем не может меня упрекнуть. Я всегда был готов служить ему, не унижая своей личности,за которую я в ответе перед той же Россией....и без смешной гордости моим ремеслом писателя, я без стыда вижу себя среди наших генералов и министров”.

***

Стоическое поведение декабристов было замешано и воспитано на героическом этическом кодексе чести, привнесенном в российскую жизнь (пока еще только “большого света”) прежде всего Николаем Карамзиным. Поколение училось этике стоицизма и эстетике неоклассицизма на примерах героев республиканского Рима.

В 1799 году Карамзин опубликовал стихотворение “Тацит”:

Тацит велик; но Рим, описанный Тацитом, Достоин ли пера его? В сем Риме, некогда геройством знаменитом, Кроме убийц и жертв не вижу ничего. Жалеть о нем не должно: Он стоил лютых бед несчастья своего, Терпя, чего терпеть без подлости не можно!

Вяземский ссылался в 1826 году на этот стих как на оправдание выступления декабристов.

“Каков смысл этого стиха? – спрашивал он, – на нем основываясь, заключаешь, что есть же мера долготерпению народному...”

Ю.М.Лотман так комментирует эти слова:

“Соглашаясь на унижение своей личности, человек совершает преступление не только перед собой, но перед своей родиной”.

Но для того, чтобы так высоко поставить достоинство человека, надо было, пользуясь словами Чаадаева, “сотворить себя”.

...Лотман замечает: “...представлять себе Карамзина “сентименталистом жизни” – значит глубоко заблуждаться. Карамзин не вел дневников. Письма его отмечены печатью сухости и сдержанности. ...Но все современники чувствовали, что за этим опущенным забралом таится трагическое лицо, холодно-покойное выражение которого говорит лишь о силе воли и глубине разочарования”.

Русский европеец

Лотман навел нас на тему, которую он обозначил, но специально не сформулировал, тему, которую систематически исследует Владимир Карлович Кантор, – “русского европейца”*.

Тема эта имеет много аспектов, в данном случае нас интересуют два. Первый: это все те, которые ощущают себя и русскими, и европейцами. Второй, более узкий, более трагический и, может быть, более значительный: это русские люди, которые с петровских времен и даже ранее были посланы в Европу для учения, которые подолгу жили, учились, работали, творили в Европе, перенимали привычки, навыки, нравы и ценности (вспомним пушкинское – “полумилорд”), оставались русскими и, возвращаясь в Россию, тщетно стремились передать стране то, чему научились, – эту тему нужно когда-нибудь отработать во всей ее огромности.

Речь идет о нескольких веках русских контактов с Европой и о судьбах миллионов людей.

Это и петровские пенсионеры. Это русские в Европе весь восемнадцатый век – от Петра до века Павла.

На этом фоне яснее станут и карамзинские “Письма русского путешественника”, и дерзкий замысел “Вестника Европы”.

Это, конечно, декабристы – они все здесь.

Это русские времен от Александра I до Николая II – от Гоголя до ленинского запломбированного вагона. Это все волны русской эмиграции ХХ века... Это современные “новые русские” в новой Европе.

Отдельный разговор – европейцы в России. Греки, сербы, немцы, французы, голландцы, шведы, литовцы, поляки, англичане. И безбрежная тема влияния культуры европейской: идей, книг, моды, книжных переводов и иных заимствований – газет, журналов, технических изобретений и, как теперь говорят, политических технологий.

Граф Павел Строганов, “гражданин Очер”, член якобинского клуба, блестящий генерал 12-го года, близкий Александру человек, умер в 1817 году. С кем бы он был 14 декабря 1825 года, доживи он до этих событий?

Это почти случайное упоминание наводит еще на одну мысль: с кем были бы многие легендарные герои 12-го года в 25-м? Где были бы не дожившие до возмущения члены новиковского и радищевского кружков?

***

Карамзин и его журнал создали культурную матрицу прогрессистского восприятия Французской революции, во всяком случае ее либеральной составляющей. Из этой матрицы вышли декабристы через четверть века.

Есть особые, переломные эпохи, которые дают судьбам живущих в них ярких людей дополнительную составляющую.

Карамзин прожил жизнь в такую эпоху. Пушкин попал в стабилитет александровского времени, плавно (если забыть о декабристах) перетекшего в николаевскую Россию.

Но культура и общество обладают инерцией: они живут с запаздыванием и влияют дольше, чем политика.

***

Пушкин и декабристы жили в эпоху Карамзина. Она закончилась декабрьским восстанием и смертью Путешественника.

Пушкинская эпоха настала позднее – уже после Пушкина.

“В русской истории ХVIII век есть век удачи и успеха, век энергетических усилий, увенчанных счастливыми достижениями, век смелости, новизны и внешнего блеска, век по преимуществу аристократический и дворянский, жестокий век, не менее жестокий, чем эпоха Великой Европейской войны, так что ХIХ век представляется какой-то интермедией гуманности между двумя актами кровавой драмы.

То была эпоха чувственная, легкомысленная, дерзкая, скептическая, очень умная и даже мудрая по-своему, но без всякой психологической глубины, без способности к рефлексии и анализу, почти без морального чувства, с религией, всецело приспособленной к государственно-практическим целям. <...>

Рядом со своим предшественником XIX век кажется каким-то неудачником: в его анналах только поражения, несбывшиеся надежды, горькие сожаления...

<...> На рубеже ХIХ столетия Россия была первой державой европейского востока и короткое время спустя сделалась гегемоном всей континентальной Европы, вершительницей ее судеб. В конце века – Россия держава сравнительно второстепенная, понемногу втягивающаяся в орбиту чужой политики...” – писал П.К.Губер в 1922-м, создавая “Донжуанский список Пушкина”.

ИЗ ВЕКА В ВЕК

Вступая в новый век, и даже в новое тысячелетие, мы все явственнее ощущаем, что окончился не только век – с веком окончилась великая эпоха, которую мы еще не можем назвать.

Грядет другая эпоха, у которой, мы слышим этот “гул времени”, тоже есть впереди драматическая развилка: или к всеобщей интеграции, “Вечному миру” – грезе XVIII века, к тому, что пока еще называют пресным словом “глобализация”, к которой с подозрением относятся как к чему-то чуждому, с американским акцентом, – или к еще более страшному противостоянию севера и юга, христианского, демократического мира и озлившегося и агрессирующего архипелага восточных деспотий.

И где тут, с кем тут Россия?

***

На крутых склонах истории нельзя остановиться – за остановкой последует сползание, и сползание это наиболее драматично не в экономике даже, а в невидных и неподвластных статистике вещах – в дезинтеграции общества, в потере исторической перспективы, своей идентичности, ориентации в современном мире...

На исходе ХVIII века закончилась Великая эпоха, захватившая не один век, а два с половиной, – эпоха просвещения со своим особым мироощущением, языком, ценностным контекстом, способом выражения и чувствования.

Похоже, что XX век, завершась лет через десять, соединится с XIX в некую единую целостность, даст нам “тень вперед” и поможет разглядеть грядущее.

***

Россия, весь ХХ век сползая по историческому склону, оказалась к его исходу по многим параметрам близкой к концу XVIII (или началу XIX, если так больше нравится) века: страной с неясными границами, с недостроенной государственностью, с недоформировавшимся обществом, недораспавшейся империей и недостроенной федерацией. Не случайно на пороге нового века у нас обсуждают в телевизионных ристалищах самые основы, самые альфу и омегу государственного устройства. Наше общество не объединяют, а разъединяют флаг, гимн и герб, будто и не было веков пути.

Будто и не было череды блестящих русских умов, высоких душ, отдавших себя строительству нашей страны и нашей культуры.

РУССКИЙ СИЗИФ

Ю.М.Лотман обратил внимание на то, как А.И.Герцен в эпилоге “С того берега” пишет: К концу XVIII века европейский Сизиф докатил тяжелый камень свой, составленный из развалин и осколков трех разнородных миров, до вершины. Но камень вновь сорвался, “а бедный Сизиф смотрит и не верит своим глазам, лицо его осунулось, пот устали смешался с потом ужаса, слезы отчаяния, стыда, бессилия, досады остановились в глазах: он так верил в совершенствование, в человечество, он так философски, так умно и учено уповал на современного человека. И все-таки обманулся”*.

…Люди конца XX века не так чувствительны и не так экспансивны. Но и у них есть надежда, которая сменяется разочарованием, а сквозь разочарование пробивается уже новая надежда.

***

Русский Сизиф на исходе ХХ века снова катит свой камень. Но он еще не решил, к какой из вершин его нужно катить: Восточной, Европейской или на свой, отдельный террикон.

***

Полвека мирного развития Европы укрепили многих европейцев в надежде на возможность строительства единого европейского социума – грандиозной идеи с тысячелетней историей. Впрочем, вполне крепки и евроскептики, предрекающие развал, распад, кризис “бюрократической евроимперии”.

Сейчас, когда Европа стоит на пороге принципиально нового этапа своей истории, когда в Единую Европу вольются еще 12 стран, включая и исламскую Турцию, аргументы евроскептиков зазвучали с новой силой.

Между тем Россия живет на обочине этого стремительно расширяющегося и меняющегося мира, безмятежно глядя в пространство.

На наш взгляд, вопрос о месте и роли России в этом всемирно-историческом процессе настолько важен, что все остальные аспекты кажутся прикладными и частичными.

ИТОГИ СТОЛЕТИЯ

Когда смотришь столетние тренды, видишь, что мировые лидеры довольно стабильны. На вековой дистанции в группе лидеров мало кто появляется новенький. Россия в этих марафонских гонках не в первой группе, но и не в числе безнадежно отсталых. На промежуточном финише, сто лет назад, наше положение было, пожалуй, хуже.

Среди многих индексов и показателей, через которые экономисты и социологи сравнивают развитие разных стран, важнейший – показатель человеческого развития и человеческой свободы. По этому показателю за последние десять лет Россия все-таки приблизилась к группе лидирующих стран.

Человеческая личность, человек как мера всех вещей – эта идея Просвещения не девальвировалась, а, напротив, становится универсальным мировым критерием.

***

Н.М.Карамзин сочинял журнал политической жизни в отсутствие политики в нынешнем понимании, в отсутствие общества, отвечающего за свою судьбу. Впрочем, вопрос остается.

www.vestnik-evropy.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта