Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Новая книга: 3-й номер журнала «Живая старина» за 2013 год. Живая старина журнал читать онлайн


Забытая реальность — Живая старина

Живая старина— журнал, издававшийся с 1891 по 1916 годы Этнографическим отделением Императорского русского географического общества в Санкт-Петербурге, с 1994 года выпуск журнала возобновлён в Москве рамках деятельности Государственного республиканского центра русского фольклора. 

«Живая старина» — журнал о русском фольклоре и традиционной культуре — продолжает традиции известного дореволюционного одноименного издания, основанного в 1890 году В.И. Ламанским, которое выходило до 1917 года. «Живая старина» публикует статьи по фольклору, этнографии, традиционной народной культуре, материалы фольклорно-этнографических экспедиций, знакомит читателей с новейшими исследованиями по русской и славянской духовной культуре и изданиями, отражающими эту тематику. 

Выходил в 1891—1916 годы в Петербурге под редакцией В. И. Ламанского четыре раза в год. Основное внимание уделялось этнографии и фольклору народов, населявших Российскую империю; время от времени появлялись заметки и о зарубежных народах. Подробно рассматривались быт и материальная культура народов (семейный уклад, хозяйство, жилища, одежда и т. д.). Журнал публиковал отчёты об этнографических экспедициях, программы сбора этнографических сведений. При «Живой старине» имелся значительный критико-библиографический отдел. Журнал сыграл важную роль в развитии русской этнографии. 

«Живая старина» с 1890 по 1908 год.

файлы для скачки разбиты по годам:

Живая старина, журнал год 1890-1891

]]>Живая старина, журнал год 1890 выпуск 1..pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1890 выпуск 2..pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1891 выпуск 3..pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1891 выпуск 4.pdf]]> 

Живая старина, журнал год 1892

]]>Живая старина, журнал год 1892 выпуск 1.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1892 выпуск 2.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1892 выпуск 3.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1892 выпуск 4.pdf]]> 

‘Живая старина, журнал год 1893

]]>Живая старина, журнал год 1893 выпуск 1.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1893 выпуск 2.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1893 выпуск 3.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1893 выпуск 4.pdf]]> 

‘Живая старина, журнал год 1894

]]>Живая старина, журнал год 1894 выпуск 1.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1894 выпуск 2.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1894 выпуск 3-4.pdf]]> 

‘Живая старина, журнал год 1895

]]>Живая старина, журнал год 1895 выпуск 1.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1895 выпуск 2.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1895 выпуск 3-4.pdf]]> 

‘Живая старина, журнал год 1896

]]>Живая старина, журнал год 1896 выпуск 1.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1896 выпуск 2.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1896 выпуск 3-4.pdf]]> 

‘Живая старина, журнал год 1897

]]>Живая старина, журнал год 1897 выпуск 1.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1897 выпуск 2.pdf]]> Живая старина, журнал год 1897 выпуск 3-4 (отсутствует) 

‘Живая старина, журнал год 1898

]]>Живая старина, журнал год 1898 выпуск 1.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1898 выпуск 2.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1898 выпуск 3-4.pdf]]> 

‘Живая старина, журнал год 1899

]]>Живая старина, журнал год 1899 выпуск 1.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1899 выпуск 2.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1899 выпуск 3.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1899 выпуск 4.pdf]]> 

‘Живая старина, журнал год 1900

]]>Живая старина, журнал год 1900 выпуск 1-2.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1900 выпуск 3-4.pdf]]> 

‘Живая старина, журнал год 1901

Живая старина, журнал год 1901 выпуск 1-2 (отсутствует) ]]>Живая старина, журнал год 1901 выпуск 3-4.pdf]]> 

‘Живая старина, журнал год 1902

]]>Живая старина, журнал год 1902 выпуск 1.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1902 выпуск 2.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1902 выпуск 3-4.pdf]]> 

‘Живая старина, журнал год 1903

]]>Живая старина, журнал год 1903 выпуск 1-2.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1903 выпуск 3-4.pdf]]> 

‘Живая старина, журнал год 1904

Живая старина, журнал год 1904 выпуск 1-4 (отсутствует) 

‘Живая старина, журнал год 1905

]]>Живая старина, журнал год 1905 выпуск 1-2.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1905 выпуск 3-4.pdf]]> 

‘Живая старина, журнал год 1906

]]>Живая старина, журнал год 1906 выпуск 1.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1906 выпуск 2.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1906 выпуск 3.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1906 выпуск 4.pdf]]> 

‘Живая старина, журнал год 1907

]]>Живая старина, журнал год 1907 выпуск 1.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1907 выпуск 2.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1907 выпуск 3.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1907 выпуск 4.pdf]]> 

‘Живая старина, журнал год 1908

]]>Живая старина, журнал год 1908 выпуск 1.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1908 выпуск 2.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1908 выпуск 3.pdf]]> Живая старина, журнал год 1908 выпуск 4 (отсутствует) 

Источник: ]]>https://vk.com/v_e_d_i?w=page-107309195_53676628]]>

xn--80aaacvi7aqjpqei0jvae5b.xn--p1ai

3-й номер журнала «Живая старина» за 2013 год — Этномузыколог

3-й номер журнала «Живая старина» за 2013 год

Содержание

НАВСТРЕЧУ III ВСЕРОССИЙСКОМУ КОНГРЕССУ ФОЛЬКЛОРИСТОВ

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР: КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬТ.В. Соболева. «Масленая-голошейка, покатай нас хорошенько!»А.А. Иванова. «Петровская кила по зорям ходила…»А.А. Иванова, Я.Ю. Соловьева. Калужский фольклор во время оккупацииСвятки в Калужской области. Публикация Б.А. ГасановаРассказы о русалках из поселка Бетлица. Публикация А.Ф. Балашовой

СЕМЕЙНЫЕ ОБРЯДЫ АЛБАНЦЕВ БУДЖАКА И ПРИАЗОВЬЯА.А. Новик. Свадьба и брак у албанцев Приазовья в 1930—1940-е гг.А.С. Дугушина. Родинная обрядность приазовских албанцевД.С. Ермолин. Современный погребально-поминальный обряд албанцев Буджака и Приазовья

ПРОБЛЕМЫ ПОЛЕВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙЮ.А. Новиков. «В идеале надо записывать всё». Интервью Д.Д. АбросимовойЛ.И. Иванова. Фольклор карелов-людиков: история собиранияи современное состояниеЖ.И. Суркова. Уровни и виды вариативности сказочного текста

ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ МОЗАИКАИ.А. Бессонов. Белая Арапия: загадочная страна из фольклорной географииА.И. Зудин. Этиологические легенды казаков-некрасовцевН.Р. Ойноткинова. Библейские сюжеты и мотивы в несказочной прозе алтайцев

ЭКСПЕДИЦИИЛ.С. Лобанова, А.Н. Рассыхаев. Народный календарь в с. БогородскРеспублики КомиК.Е. Розова. Традиционное знание в меняющемся мире:экспедиция на Алтай 2012 г.

ЮБИЛЕИК 80-летию В.М. ГацакаК 70-летию М.А. Лобанова

ОБЗОРЫ, РЕЦЕНЗИИВ.Я. Петрухин. Облик дьявольский в русском СредневековьеМ.Д. Алексеевский. Самое полное собрание украинских причитанийЛ.Н. Виноградова. Мифологизированное лесное пространствов севернорусских быличкахТ.Г. Иванова. Книга о ХарузиныхН.В. Бессонов. Цыганский архив Инги Андрониковой: мистификацияили достоверный источник?

НАУЧНАЯ ХРОНИКАВ.Е. Добровольская, М.В. Строганов. Конференция «Фольклорное поле — 2012»А.В. Ромодин. 100 лет Зубовскому институтуМ.Д. Алексеевский, Т.Г. Иванова, И.В. Козлова. Международная молодежная школа «Народные культуры Баренцева Евро-Арктического региона: новые методы исследования»Ф.О. Орлов. Конференция «Города и посады Поважья: история и современность»

etmus.ru

Вышел в свет №2 журнала «Живая старина» за 2014 год — Центр русского фольклора

zs1zs2zs3

СОДЕРЖАНИЕ

ВЕРОВАНИЯ И ОБРЯДЫТ.А. Агапкина. Прагматика и функции пасхального хлеба (региональный аспект) . . 2А.А. Плотникова. Русская свадьба в селе Махмудия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6Г.И. Лопатин. Обряды и обычаи деревни Шерстин Гомельской области . . . . . . . . . 9

НАРОДНЫЕ ЛЕГЕНДЫИ.А. Бессонов. Содом и Ниневия в древнерусской книжности и фольклоре . . . . 13Е.М. Боганева. Из «народной Библии» белорусско-русского пограничья . . . . . . . 16Легенды Велижского района Смоленской области.Предисловие, публикация и примечания О.В. Беловой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20Народные этиологические рассказы в современных записях.Публикация В.В. Запорожец . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24П.Ф. Лимеров. Сюжет о сотворении мира из яйца в коми традиции . . . . . . . . . . . . 25Ю.С. Буйских. Осквернители и святотатцы в украинских рассказахо разрушении церквей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29Е.А. Литвин. Рассказы албанцев Запорожья о церкви Святой Троицыв селе Девнинское . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32К.И. Банца. Эпическая песня «Йован Йоргован» и легендао колумбацкой мошке. Перевод с румынского Н.Г. Голант . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35О.В. Чёха. Новогреческие легенды об Александре Македонском . . . . . . . . . . . . 38

ФОЛЬКЛОР В РУКОПИСНЫХ ИСТОЧНИКАХЮ.А. Крашенинникова. Вилегодские частушки в рукописи А.Ф. Шевелёва . . . . . . .43М.В. Ахметова. Этнографические заметки краеведа-любителя:«Радоница» Р.В. Тишковой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47

ЭКСПЕДИЦИИС.В. Мохов. Почему ограды кладбищ красят в голубой цвет . . . . . . . . . . . . . . . . . .50А.Г. Кулешов. Кладбища в Селивановском районе Владимирской области . . . . . .53

ЮБИЛЕИК юбилею С.М. Лойтер . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56К юбилею Т.Б. Варфоломеевой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57Экспедиция длиною в жизнь (к юбилею А.А. Ивановой) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58

ОБЗОРЫ, РЕЦЕНЗИИН.В. Петров. От тени к свету: плоды просвещения (In Umbra 1) . . . . . . . . . . . . . . . .59Н.С. Петрова. Систематизируя демонов (In Umbra 2) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60А.Ю. Брицына. Синтактика, семантика и прагматика украинскогонатального нарратива . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62Т.Г. Иванова. Новые электронные издания фольклорных материалов . . . . . . . . .64С.М. Лойтер. Новый сборник русских сказок Карелии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67

ПАМЯТИ УЧЕНЫХВиктор Михайлович Гацак . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70

НАУЧНАЯ ХРОНИКАД.И. Антонов, М.В. Ясинская. Круглый стол «Сила взгляда:глаза в мифологии и иконографии» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71

Скачать оглавление номера в текстовом формате

Наши издания можно приобрести в Государственном республиканском центре русского фольклора по адресу: Москва, Турчанинов пер., д. 6,ст. метро «Парк Культуры».

www.folkcentr.ru

Русская старина — Алфавитный каталог — Электронная библиотека Руниверс

«Русская старина», ежемесячный исторический журнал, выходил в Петербурге в 1870-1918. Основан, издавался и редактировался (1870-1892) М. И. Семевским при участии В. И. Семевского. Последующими редакторами были Н. К. Шильдер (1892-1896), Н. Ф. Дубровин (1896-1904), военные историки С. П. Зыков, П. Н. Воронов.

Содержание «Русской старины» отличается большим разнообразием. Основной целью журнала было служить разработке русской истории начиная с Петра I, но в нем размещены и оригинальные исследования из истории допетровской Руси. Наряду с работами исторического и историко-литературного характера также много публикаций неизданных литературных текстов, эпистолярных, мемуарных и ведомственно-документальных материалов.

Крупным вкладом в журнал явились записки и дневник А. В. Никитенко (1888-1892), а также записки Н. И. Пирогова (1884-1885, 1887).

К истории искусства относятся записки М. И. Глинки (1870), воспоминания А. Г. Рубинштейна (1889) и известного архитектора А. Л. Витберга (1872), автобиографии И. П. Пожалостина (1881) и Л. А. Серякова (1875), записки И. К. Айвазовского (1878, 1881), Ф. И. Иордана (1891), Ф. Г. Солнцева (1876), воспоминания В. В. Самойлова (1875), П. А. Каратыгина (1872-1877, 1879), Л. Л. Леонидова (1886, 1888), записки Л. П. Никулиной-Косицкой (1878) и др.

На страницах «Русской старины» напечатаны думы, послания, эпиграммы К. Ф. Рылеева, басни И. А. Крылова, И. И. Хемницера, Измайлова, стихотворения графа А. К. Толстого, К. Р., Я. Б. Княжнина, А. Н. Нахимова, К. П. Батюшкова, барона Дельвига, Розенгейма, В. А. Жуковского, М. Ю. Лермонтова, А. И. Одоевского, Кюхельбекера, Баратынского, вновь найденные строфы из «Евгения Онегина» и отрывки из «Мертвых душ», а также автобиографии и переписки писателей, под редакцией П. А. Ефремова. Статьи и исследования по вопросам новейшей русской истории принадлежат самому М. И. Семевскому, В. А. Бильбасову, А. П. Брикнеру, князю Н. С. Голицыну, Д. И. Иловайскому, П. И. Карцову, барону Н. А. Корфу, Н. И. Костомарову, И. И. Ореусу, А. Н. Петрову, В. И. Семевскому, Н. К. Шильдеру и др.К журналу выпущены отдельные издания: Указатель «Русская старина».СПб, 1883 г . (1 том), «Систематическая роспись содержания «Русской старины» за 1870-1884 гг.» (СПб., 1885), и четыре прибавления: за 1885-1887 гг. (СПб., 1888), за 1888-1890 гг. (СПб., 1891), за 1891-1896 гг. (СПб., 1897), за 1896-1902 гг. (СПб., 1903) (5 изданий в 3-х томах), сборник гравюр «Русские деятели в портретах изданных редакциею исторического журнала «Русская старина». СПб, 1886-1891 гг.(5 изданий, 2 тома).

www.runivers.ru

Журнальный зал: Новый Мир, 1994 №8 - Олег Ларин

I. “ЖИВАЯ СТАРИНА”. Журнал о русском фольклоре и традиционной культуре. 1994, № 1.

Этот журнал так долго ждали, что даже не верится, что он наконец появился. Под таким названием — “Живая старина” — с 1890 по 1917 год выходил журнал Русского географического общества. И хотя новое издание по своему духу продолжает заветы дореволюционного многопрофильного собрата, тематика его ограничена рамками традиционной культуры и народного творчества.

Нельзя сказать, что до этого фольклор у нас находился в загоне или в насильственном отторжении от читательской массы. Тот, кто жаждал приобщиться к родникам народного творчества, всегда находил интересующие его статьи, разбросанные по разным научным, научно-популярным и вовсе ненаучным изданиям. Но другое дело — журнал, сублимация живой старины, собрание русских и славянских древностей, место встречи сказки и загадки, песни и заговора, частушки и пословицы, кафедра для научных споров и открытий... “Журнал не будет развлекать читателя и популяризировать уже известные в науке факты и положения...” — заявляет в первом номере главный редактор академик Н. И. Толстой.

В нашем житье-бытье мы и сегодня связаны с народной культурой, хотя эта ниточка очень тонка и вот-вот порвется. Не приходится удивляться, когда то и дело раздаются голоса об исчезновении “фольклорных родников”, “обмелении фольклорных русел”. Разговоры эти не новы и далеко не беспочвенны. В середине прошлого века почти каждый собиратель старины мог бы сказать: еще два-три десятка лет — и устному творчеству народа придет конец, его вытеснит нелепая частушка, которая идет из города. Но проходили десятилетия, менялись поколения собирателей, а фольклор живет и... хотел сказать — здравствует. Но это было бы преувеличением. Скорее всего он сосуществует — рядом с эстрадой, радио и телевидением, детьми беспокойными и малопонятными, хотя и родными. Однако конкуренция с их стороны довольно ощутима, она перетягивает на свою сторону тех, кто еще недавно ходил на репетиции этнографических ансамблей, участвовал в смотрах народных хоров. Вся наша жизнь с ее газетами, аэропортами, автострадами и неизбежной “дистиллированной” речью все стремительнее врывается в российскую глубинку, стирая последние следы устной памяти. Сколько раз за последние годы я пытался навестить места, где когда-то подолгу гостевал, записывал сказки, заговоры, старинный свадебный обряд, слушал семейные хоры, — жизнь здесь держалась на коренном и прочном крестьянском укладе. Но проходили одно-два десятилетия — и деревенька принимала нежилой, почти кладбищенский вид, будто сдвинулась с земной оси. Брошенные дома и пустые амбары, продуваемые навылет коровники. Свист ветра в оборванных проводах. Зови, кричи — никто не отзовется...

Горько в этом сознаваться, но думаю, так оно и будет: не устоять фольклору под натиском цивилизации. Он еще не исчез, но медленно, постепенно исчезает, оставляя на бумаге, в записях подвижников-собирателей, эфемерные свидетельства своего былого величия. Иссякает та живая вода, что издавна утоляла душу русского человека, питая профессиональный театр, музыку, литературу.

Вот почему так ценно то немногое, что удается выудить из нашей действительности. Например, во многих деревнях русско-белорусского пограничья до сих пор отмечают древний скотоводческий праздник — день первого выгона коров на пастбище. Этнограф Е. Н. Разумовская рассказывает в журнале, что святого Георгия Победоносца, который, по народным поверьям, покровительствует домашнему скоту, жители Велижского района Смоленщины чаще всего называют Егорием, иногда Юрием, а сам праздник — Егорьевым днем. И произносятся на нем заклинания, в которых люди обращаются не только к святому, но и к домашней скотине, ведьме, колдуну, лешему и “дикому зверю”... Этнолингвист С. Е. Никитина находит в Приуралье староверку Степаниду Мироновну, которая одна-единственная в деревне знает, какому младенцу какое имя дать и что это будет значить для него в будущем... А вот неподражаемые образцы детского фольклора, записанные Т. К. Николаевой. Что это — дразнилки, считалки, потешки? Первоклассницы из города Вятка называют их щипалками. Вот послушайте:

Рельсы, рельсы,шпалы, шпалы.Едет поезд запоздалый.Из последнего вагонавышла Алла Пугачева.Вышла Алла Пугачеваи запела букву А-А-А!Алла, Алла Пугачева,она съела Горбачева.Горбачев ей изо рта:Алла, Алла, ты куда?!

Мне кажется, издатели “Живой старины” несколько поторопились, объявив в первом номере, в своеобразной программе-манифесте, что хотели бы видеть своими читателями некую культурно-филологическую элиту, которой будут излагать “в доступной форме научные проблемы народного творчества”. Думаю, такой избраннический подход может обречь журнал на неудачу, не выжить ему в наши неласково-рыночные времена. Вернуть народу память о самом себе — вот главное сейчас. А для этого все жанры изложения одинаково хороши и люб-дорог каждый читатель, независимо от того, к какому культурному слою он принадлежит.

Старина-то — она ведь живая!

II. АРХАНГЕЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СЛОВАРЬ. Вып. I — VIII. Под редакцией О. Г. Гецовой. Изд-во МГУ. М. 1980 — 1993.

Я помню тихую, светлую ночь, когда впервые плыл на плоту по Пинеге. Рыба только играла у берегов, оставляя бесчисленные круги, да переговаривались, шептались сплавные бревна, когда сталкивались у бонов. И только сильный женский голос нарушал ночной покой:

— Ми-ша-а-а!.. Пар-не-чо-ок!

У самой воды стояла пожилая крестьянка и звала “парнечка” Мишу: бросай, мол, рыбалку, иди домой, ужин на столе, да и спать пора, иди скорей, пока не попало... Слово было незнакомое, я решил записать его в блокнот, чтобы спросить потом у сведущих людей. И вдруг застыл в изумлении: так это же мальчик! Конечно, мальчик. “Парнечок” значит маленький парень.

Когда, какой человек придумал это слово и выпустил его в мир? Почему оно жило прежде и почему теперь, услышав его, я ощутил щемящую радость? Потом-то я понял: это было постижение народной культуры, какой-то крошечной ее сути — древнего, но уже обмелевшего родника русской речи. И еще я подумал о том, что хотя у родника не те возможности, да и силы не те, он прародитель, основа всего живого. Представьте, что станет с рекой, если пересохнет хотя бы один источник, который питает ее? Мы потеряем что-то очень важное, необходимое, как потеряли, забыв, первородное слово “парнечок”...

Вот такие случайные, в сущности, житейские сценки и положили начало моей личной коллекции северной народной лексики, которую я пополнял из года в год, приезжая на Пинегу, Мезень, Северную Двину. Иной раз попадались слова-уникумы, слова-памятники. Не важно, что некоторые из них зафиксированы далевским и другими словарями; важно было убедиться в том, что они по-прежнему живы.

Из множества слов, услышанных мною на архангельском Севере, хотелось бы выделить несколько любопытных диалектизмов, смысл которых раскрылся для меня с самой неожиданной стороны. Кто такой, к примеру, негодяй? Человек, не годный для службы в армии. Конюх — большой деревянный ковш. Заседатель — засидевшаяся в девках женщина. Тыква — человек, который всюду сует (тычет) свой нос. Американка — неодобрительное выражение по отношению к женщине, которая не держит слова. Побирушка — специальная лопатка для собирания ягод в тайге. Чертеж — приготовленный для расчистки под пашню участок леса. Холуй — куча мусора на берегу, принесенная половодьем... Стоит ли говорить о том, с каким первооткрывательским пылом и усердием я собирал эту коллекцию. С какой затаенной радостью лелеял каждое выловленное слово-самородок, надеясь при случае дать ему право литературного гражданства. И вот, как говорится, ждал-ждал — и переждал.

“Архангельский областной словарь”, который выходит с 1980 года, дает возможность познакомиться с богатейшей и бесконечно разнообразной сокровищницей нашего языка, живого, неистощимого на выдумку, который “находится в активном употреблении жителей архангельских сел и деревень”. Это уникальнейшее издание, которое по своему значению, я верю, встанет когда-нибудь вровень со знаменитым далевским четырехтомником. Но об этом пусть судят наши потомки.

Более тридцати лет отдали этому собранию ученые, аспиранты и студенты МГУ имени М. В. Ломоносова и Поморского педагогического университета в Архангельске (авторы словарных статей — Н. А. Артамонова, О. Г. Гецова, О. А. Маховая, Е. А. Нефедова и О. Г. Шляпникова). Количество собранного ими материала потрясает — более двух миллионов карточек-цитат, около тысячи полевых тетрадей (а в них — более ста тысяч страниц текста), десятки километров магнитофонной ленты.

Мне известно, что экспедиции по составлению картотеки Словаря начались в 1959 году, в них работало около тысячи человек и было обследовано более трехсот сел и деревень Архангельской области. Причем в каждой деревне нужно было обойти несколько десятков коренных жителей, в основном пенсионного возраста женщин. У них, как правило, говор более чистый, устойчивый, незамутненный, чем у мужчин. Именно от этих женщин, самобытных рассказчиц, были подслушаны бесценные блестки народных метафор, образов, фразеологических оборотов, от них записаны ценнейшие факты из социальной истории, этнографии, фольклора, народного быта. Стирка белья, приготовление пищи, огородничество, лесной промысел, прядение и ткачество, праздники и обычаи, народная медицина — темы бесед с людьми были самыми разнообразными. Но при этом диалектологи постоянно фиксировали, какие слова устойчивые в говоре, какие появились недавно или почти утрачены, вскрывали многочисленные значения и оттенки этих слов, их взаимодействие в системе живой народной речи.

Десять лет назад в одном из толстых журналов, после выхода четвертого тома Словаря я опрометчиво написал, что “отработаны первые три буквы русского алфавита”. Сейчас вышел уже восьмой том, а буква В по-прежнему продолжается. Такая уж это продуктивная на слова буква! И прежде всего благодаря неисчислимому множеству приставок. Весь седьмой и бульшая часть восьмого тома — глаголы с приставкой вы-. А всего Архангельский областной словарь будет насчитывать около 130 тысяч слов. Это больше, чем в знаменитом словаре Владимира Даля. Невозможно вообразить, какая работа ожидает исследователей впереди!

III. ВИКТОР БЕРДИНСКИХ. Россия и русские (Крестьянская цивилизация в воспоминаниях очевидцев). Киров. ГИПП “Вятка”. 1994. 287 стр.

“В XX веке Россия раскрестьянилась. Ушел в прошлое огромный материк русской народной культуры, лишь сейчас осознаваемый нами как величайшая ценность. Но крестьянская цивилизация, создававшаяся в нашей стране сотни лет, имеет в лице ныне живущих стариков своих последних свидетелей. Еще живы люди, пахавшие по-единоличному, мерившие день уповодами, а год — постами и мясоедами, находившиеся внутри великого круговорота природы. Их рассказы о прошлом драгоценны, поскольку они видят тот, оставленный в прошлом, мир изнутри, а не снаружи, как мы” — так начинает свою книгу писатель из Вятки Виктор Бердинских, предупреждая читателя, что ценности крестьянского мира не зафиксированы ни в одном документе и что сейчас они выглядят для нас не менее загадочно, чем сокровища скифских курганов.

“Соха, выставленная в музее, мертва, поскольку пахарь, для которого она была частью жизни, никогда уже не покажет нам своей работы”. Но пожилые люди, старики крестьяне, родившиеся в начале этого века, еще многое могут поведать. В их рассказах, собранных В. Бердинских и его помощниками — студентами-медиками Кирова, — раскрывается самое, пожалуй, ценное: отношение людей друг к другу, к природе, труду, пище, власти. Все, что пережила Россия, как в капле воды отразилось в вятской глубинке, убежден автор, история страны прошла через судьбу каждого отдельного человека.

“Сена на лугах снимали в два раза больше, чем сейчас, — вспоминает И. И. Зорин, 1918 года рождения, — 90 процентов хозяйств могли содержать лошадь, до двух коров, до десятка овец или коз, свиней. Короче говоря, круглый год обеспечивали себя мясом, маслом, молоком и еще возили продавать в город... Регулярно все, от малолетних до стариков, выходили на вырубку кустарников на лугах, зарослей возле пашен, чистку деревенских улиц, речушек, ключей... Рыбы было множество... Надо на уху — сходишь, за полчаса наловишь — и все. На сенокосе бабы снимут нижние юбки, завяжут с одного конца и таким мешком поймают с полведра рыбы, варят на всю деревню общественную уху. И не то чтобы наестись досыта, а так... попробовать для разнообразия. Не дай Бог, кто навалит мусор в речку или озеро, — насрамят...”

Природа-строительница и человек-архитектор трудились в паре, сообща, не покушаясь друг на друга. Многие из живших здесь никогда не слышали слова “экология”, но в отношении к лесу, лугам, ягодникам из поколения в поколение сохранялись определенные нормы, обычаи. “Леса около деревни были вот уж сколь хороши, — говорит девяносточетырехлетняя Е. И. Платунова. — А берегли-то как! В середнем поле лес был строевой. Идешь по нему, сосны стоят одна к одной, только в вершинах пошумливает... Разделен был на полосы. Каждый и ухаживал за ним. На дрова рубили в верхнем поле, и там был у каждого заполосник. Вырубишь сколь на дрова, весь сук подберешь. Мелочь всю осенью сжигали... По заполоснику как по избе ходили, перешагивать нечего было — вот какой был порядок”.

Неписаные законы сохранения своего леса действовали в деревне лучше царских указов. И такое же отношение было к родной речке, ручью, пруду, вообще к любому водоему, не говоря уж о пахотной земле. Вятская бабушка М. С. Семенихина (1909) говорит об уважительном, сочувственном отношении к своему полю: “...пахали три раза в год: один раз весной под пар, перед сенокосом возили на него навоз и запахивали, а третий раз пахали в августе, чтобы посеять озимую рожь... хорошо пахали землю, не топтали ее, не выворачивали красную землю, старательно боронили. Я помню, как боронила за тятей (он сеял), он не разрешал на избороненную землю ступать даже босой ногой”.

Крестьянин жил, чтобы работать; работал, чтобы жить. И эта работа забирала человека целиком, она была многообразная, меняющаяся в зависимости от времени года и отнюдь не монотонная. Каждый прожитый день был единственным в своем роде, в ходе которого крестьянин творил вместе с природой. И такими же незаурядными, запоминающимися были его сезонные праздники, по сути своей скорее языческие, нежели христианские, которые справлялись с поистине царским размахом и сопровождались множеством красочных обрядов и таинственных заклинаний.

И все же, увлекаясь, В. Бердинских несколько идеализирует утраченные ценности крестьянской жизни. Облака фимиама становятся все заметнее, когда он обильно цитирует любимых им бабушек и дедушек, воспоминания которых порой не слишком убеждают.

А в целом книга, конечно же, состоялась. Тысячелетний опыт крестьянской цивилизации в России необходимо осмыслить, чтобы выжить в будущем.

Олег Ларин.

magazines.russ.ru

Вышли в свет №3 журнала «Живая старина» и №3 журнала «Традиционная культура» за 2017 год

К 870-летию МОСКВЫЛ. А. Беляев. Археология старомосковского быта … 2Н. Г. Пропирный, А. С. Яшин. «Прохожий, ты идешь, но ляжешь так, как я…» (Московские стихотворные эпитафии ХХ в.) … 8В. А. Беркович. Частушка на кирпиче … 12Москва и Подмосковье конца XIX в. глазами сельского школьника. ПредисловиеМ. В. Ахметовой, Т. В. Жгилёвой, публикация и примечания М. В. Ахметовой …13Москва рубежа XIX–ХХ вв. в воспоминаниях Н. В. Колотухиной … 17

НАРОДНАЯ РЕЛИГИОЗНОСТЬ: ХХ–ХХI вв.И. С. Бутов. Белорусские материалы об обновлении придорожных крестов в 1930–1950-е гг. … 21К. Оганнисян. Святилище Тух-Манук в селе Лусагюх … 25Л. Аветисян. Святилище Св. Степанос Нахавка (Нахавик) в селе Мастара … 27Л. Симонян. Ишханаванк: живая традиция и легенды … 29Л. М. Ермакова. Поккури-сан как «божество модного поветрия»: этнографические заметки … 31

ЖИВОТНЫЕ В ФОЛЬКЛОРЕА. В. Гура. Классификация животных в славянской народной зоологии … 34О. В. Белова. Животные в русских этиологических легендах: превращения и трансформации … 38В. С. Кузнецова. Почему у ласточки хвост раздвоенный: о мифологическом сюжете в «народной Библии» … 40К. А. Кожанов, А. В. Черных. Лягушка в обрядах и поверьях цыган-кэлдэраров … 43М. М. Макарцев. Этюды к балканскому бестиарию: кукушка … 46

ВЫСТАВКИО. Г. Баранова, Л. С. Гущян, М. А. Докучаева, Н. А. Косяк, А. А. Михайлова, С. В. Романова,О. Г. Старостина, А. А. Чувьюров. Выставка «Чай и кофе с церемониями и без…» в Российском этнографическом музее … 47

ЭКСПЕДИЦИИЕ. А. Самоделова. Новые экспедиционные записи о народном художнике Е. В. Честнякове … 52В. А. Шилкин. Экспедиция в хутор Озерки (Иловлинский район Волгоградской области) … 54

ОБЗОРЫ, РЕЦЕНЗИИВ. Я. Петрухин. Счастливая жизнь московского доктора Живаго … 59С. М. Толстая. Третий выпуск серии «Белорусский фольклор» … 60И. Ю. Васильев. Старообрядцы юга России и зарубежья: новая книга об истории и культуре … 64О. В. Трефилова. Новая литература по фольклору, этнографии, этнолингвистике … 65

ПАМЯТИ УЧЕНЫХТ. В. Кирюшина. Ксения Михайловна Бромлей … 66

НАУЧНАЯ ХРОНИКАТ. В. Хлыбова, Л. В. Фадеева. Конференция «Фольклор в культуре повседневности» … 67Э. Г. Матвеева. Конференция «Уникальное и типичное в славянском фольклоре» … 70

КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ КНР РОССИЙСКО-КИТАЙСКОГО ПОГРАНИЧЬЯВ. Л. Кляус, А. А. Острогская. «Сказка» о сожительстве медведицы и мужчины в фольклоре китайских русских Трехречья (КНР) … 8Б.-Х. Б. Цыбикова. Свадебная обрядность бурят Внутренней Монголии КНР (по материалам фольклорных записей) … 20Б. Х. Борлыкова, Э. У. Омакаева. Песни и музыкальные инструменты ойратов Синьцзяна … 33Ж. М. Юша. Этноязыковая ситуация у тувинцев Китая … 46М. С. Михалев. Природоохранная деятельность и маргинализация малых народов (на примере орочонов Китая) … 58

ТАЙНЫ ЖЕНСКОГО РЕМЕСЛАЮ. С. Овчинникова. Хранительницы гэльского мира: женский песенныйобрядово-трудовой комплекс валяния твида в традиционной культуре шотландских гэлов … 70Е. В. Самойлова. Женские рукоделия в контекстах восточнославянских сказок … 84

СКАЗКИ И СКАЗОЧНИКИ ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГОМ. Г. Бабалык. Сказки Аксёна Лябишного в составе рукописи из коллекцииИ. А. Шляпкина с записями фольклора Олонецкого края … 97Р. П. Матвеева. «Сказочный сказочник» таежного края … 109Н. С. Коровина. Сказочники в традиционной культуре народа коми …. 116А. С. Лызлова. О взаимовлиянии сказочной и былинной традиций Заонежья(по материалам фольклорных фондов НА КарНЦ РАН) … 129В. Е. Добровольская. Сюжет «Амур и Психея» (СУС 425А) в русской сказочной традиции … 139М. Ф. Пилия. Предметные реалии абхазской волшебной сказки, связанные с ритуально-обрядовыми практиками … 151

ИСТОРИЯ НАУКИЖ. И. Суркова. Русская сказка сквозь призму индейского мифа: фольклорные переводы в трудах Джереми Кёртина … 158

ПУБЛИКАЦИЯ АРХИВНЫХ МАТЕРИАЛОВЮ. А. Крашенинникова. «Просьба на мяч»: публикация редких записей свадебных приговоров из Вологодской губернии … 165

ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИД. М. Бондаренко, А. О. Лапушкина. Экспедиция в Республику Уганда … 179

www.folkcentr.ru

Журнал "Живая старина", 2007, № 3

Журнал "Живая старина", 2007, № 3

Вышел в свет новый номер журнала "Живая старина"

А.С. Архипова, С.Ю. Неклюдов. Фольклор на асфальте

ЛЕГЕНДЫ И ПРЕДАНИЯВ.В. Виноградов, Д.В. Громов. Легенды о путешествующей императрицеА.С. Джанумов . Западноевропейская легенда о чудесном цветении растенийЛ.В. Рубцова . "Загадки Кёнигсберга -- Калининграда": образ города в народных нарративахА.И. Зудин. Христианские легенды старообрядцев хутора НовопокровскогоНародный культ св. Иринарха Ростовского. Публикация А.Б. Мороза

СТАРООБРЯДЧЕСТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕС.Е. Никитина . Голоса СамодуровкиА.А. Плотникова . Русские старообрядцы ДобруджиЕ.С. Узенёва. Старообрядцы в БолгарииТ.Б. Моррис (Юмсунова). Память о РомановкеН.Е. Соловьева. Северные старообрядцы: взгляд извне

НАРОДНАЯ МЕДИЦИНАЕ.Е. Ермакова. Номинации лечебных и магических текстов в народной медицине Тюменской областиЭ.Ф. Балобанова. Травы, вода и слово: способы лечения в селе ВарзугаМ.Д. Алексеевский. Болезни животных и методы их лечения в народной культуреЛечебная магия (из московских записей). Публикация В.В. Запорожец

ЮБИЛЕИА.К. Байбурину -- 60 лет

ЭКСПЕДИЦИИЛегенды и сказки евреев Тульчина. Публикация С.А. Егоровой, Ю.А. МягковойСтарообрядцы деревни Смольники. Публикация Е.А. Монаховой

ОБЗОРЫ И РЕЦЕНЗИИА.В. Чернецов. К изучении пограничной зоны между устной и рукописной традициямиМ.В. Ахметова. "Малая эсхатология" в русской рукописной традиции XV--ХХ вв.О.Б. Христофорова, Н.В. Литвина, А.А. Исэров. Книги о фолкьлоре и устной истории старообрядчестваЕ.Л. Березович. "Чужие" глазами славянВ.Е. Борисов. Историческое исследование русской демонологииО.В. Трефилова. Новая литература по фольклору, этнографии, этнолингвистике

НАУЧНАЯ ХРОНИКАТ.Г. Иванова. Сыктывкарская конференция, посвященная 80-летию А.К. МикушеваМ.В. Ахметова. XIV Виноградовские чтенияО.Б. Христофорова. III Московский международный фестиваль визуальной антропологии

oldrus.livejournal.com


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта