Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Изба-электрочитальняГде в сети искать русские книги, журналы и газеты XVIII-XIX веков. Журнал 19 века библиотека для чтения


"Библиотека для чтения" | Вечный студент

Книжная полка 1

В 1834 году известный российский предприниматель, книготорговец И.И. Смирдин, начинает новое для себя и очень перспективное дело. Он начинает издавать журнал. Выбор целевой аудитории, как бы сейчас сказали,  задуман с размахом. Журнал предлагается для домашнего и семейного чтения самому широкому кругу читателей.

И действует И.И.Смирдин очень правильно. Оставляя за собой статус издателя, он приглашает для редактирования журнала специалиста по русской литературе, писателя и журналиста О.И.Сенковского, который в ту пору уже был профессором Петербургского университета.

Вероятно, профессора Сенковского тоже заинтересовала перспективность замысла, потому что жалованье Смирдин предложил ему поначалу не особенно щедрое. Профессура в университете давала Сенковскому больше.

Так же в помощь О.Сенковскому был приглашен и известный журналист Н.Греч.

Это был первый в русской истории журнал, издаваемый настоящим предпринимателем. А потому отношения с авторами были с самого начала строго регламентированы, что тоже было в новинку. За печатный лист начинающий автор получал 200 рублей. И эта цена росла до 1000 рублей в зависимости от известности автора и от стажа работы в этом журнале.

Знал толк Смирдин и в рекламе. На титульном листе каждого издания печатался большой список авторов, которые предполагали в будущем размещать свои труды на страницах журнала. Известные имена для этого списка Смирдин просто покупал, отправлял авторам определенную плату за имя.

Выходил журнал раз в месяц, каждое первое число.

Это был весьма пухлый журнал — около 400 страниц. И там действительно было все для чтения в домашнему кругу. Каждый член семьи нашел бы для себя раздел по вкусу.

В первых разделах журнала «Русская словесность» публиковались стихи, проза, мемуары. Среди авторов журнала были В.Бенедиктов, Н.Кукольник, И, Козлов, Н, Полевой, В.Даль, А.Марлинский — самые читаемые в ту пору писатели и поэты.

Специальный раздел был посвящен иностранной литературе. Здесь были переводы с французского и английского языка занимательных и очень благопристойных романов.

Большой раздел был посвящен рецензиям и критике, чтобы правильно воспитывать вкусы читателей. Хвалебные рецензии щедро рассыпались произведениям авторов, которые сотрудничали в журнале, или тем, кого предполагалось пригласить. При этому строгому критическому разбору подвергались произведения, которые для семейного чтения не годились. Так ряд статей был посвящен безнравственности творчества Жорж Санд и О.Бальзака.

В большом отделе Науки и художества публиковались и большие статьи и маленькие заметки на самые разные темы: история, естественные науки, экономика, география, быт и обычаи экзотических народов, медицина, домоводство.

Был интересный раздел «Промышленность и сельское хозяйство». Там регулярно публиковались советы специалистов и рецензии на полезные для помещиков книги.

И каждый журнал обязательно заканчивался страничками новейшей моды.

В течение нескольких лет журнал «Библиотека для чтения» был самым популярным и многотиражным изданием. Популярность его снизилась только в сороковые годы. Появились серьезные конкуренты: «Отечественные записки», позже «Современник».

В 1848 году Смирдин передал права на издание другому предпринимателю. С этого времени и качество публикаций и престиж журнала начинают быстро падать.

В разные годы пытались поднять это издание и А.В.Дружинин, и А.Ф.Писемский, и П.Д.Боборыкин.

В 1865 году журнал был закрыт.

Продолжение цикла: Опасный Щедрин

Поделиться ссылкой:

Похожее

olgaveiga.ru

Редакторские аспекты подготовки журналов в первой трети XIX века. Опыт журналов «Московский телеграф» и «Библиотека для чтения» с точки зрения развития редактирования.

Задачи и функции современного редактора. Содержание профессиональной деятельности современного редактора. Формула редакторской деятельности

Редактирование в переводе с латинского означает приведение в порядок. Это род профессиональной деятельности, связанной с подготовкой к выпуску печатных изданий, составная часть издательского процесса, в который входит работа над рукописью произведения, чаще всего совместно с авторами, в целях его улучшения с точки зрения научной, литературной. Это многообразная творческая литературная работа над текстом. Одна из важнейших задач редактирования – помочь автору в его творчестве.

В задачи редактора входит подготовка конкретного издания, формирование репертуара издательства, организация редакционно-издательского процесса. Можно сказать, что он является организатором, руководителем, менеджером книгоиздательского дела.

Круг его задач чрезвычайно широк. Редактор занимается литературной, методической, информационной, организационной, творческой деятельностью.

При подготовке конкретного издания главной задачей редактора является оценка представленной автором рукописи, определение задач и путей ее доработки и подготовка оригинала к изданию. Редактор собирает творческий коллектив, способный принять участие в подготовке к печати литературного произведения. В такой коллектив могут входить художник, который иллюстрирует и оформляет книгу, литературоведы, искусствоведы, библиографы, специалисты различных областей знания - они создают справочный аппарат издания, рецензенты и консультанты, художественный и технический редакторы. Редактор должен обеспечить слаженность работы творческого коллектива, "подключать" тех или иных специалистов к работе над изданием на различных этапах редакционно-издательского процесса.

Работа редактора над текстом литературного произведения включает критическое чтение рукописи, дающее возможность оценить тему и проблему. Эта оценка важна для определения значимости содержания литературного произведения. Кроме того, редактор оценивает форму подачи материала, анализируя композицию произведения и использованные автором языково-стилистические средства.

Но для подготовки издания этого недостаточно. Необходимо знать типологические признаки изданий, основные требования к ним. Типология позволяет определить тип и вид издания, опираясь на специфику предмета, читательского адреса и целевого назначения будущего издания.

Прежде всего эта группа вопросов важна при формировании издательского репертуара. Часто бывает так, что до того, как отобрать произведение для издания, редактор разрабатывает концепцию будущей книги. В основе такой концепции лежат маркетинговые исследования потребностей в тех или иных изданиях, возможностей читателей приобрести их, а также возможности предложить читателю отвечающий его запросам материал. Цель деятельности редактора всегда конкретна. Она заключается в создании, выпуске и распространении такой книги, которая соответствует читательским потребностям и спросу.

Работая над литературным произведением, редактор в качестве одного из основных методов использует редакторский анализ, который предполагает не только оценку рукописи, но и включает определение направлений доработки произведения.

При подготовке издания к выпуску редактирование является основной составляющей редакционно-издательского процесса.

Формула. Составляется по классификации Климова.

1. Типы (Природа, Художественный Образ, Техника, Человек, Хнак)

2. Классы (Гностические, Преображающие, Изыскательные)

3. Отделы (Профессии ручного труда, Машинный труд, Применение автоматизированных систем, Функциональные свойства)

4. Ярусы (по условиям: близкие к комнатным, на воздухе, в необычных условиях, повышенная моральная ответственность)

(Ч-ч+Ч-з)+(П)+(Р)+(Б)

 

Редакторские аспекты подготовки журналов в первой трети XIX века. Опыт журналов «Московский телеграф» и «Библиотека для чтения» с точки зрения развития редактирования.

В начале XIX века возникло 84 новых периодических издания в Санкт-Петербурге и Москве и три в других городах России – Астрахани, Казани, Одессе. Однако эти издания просуществовали недолго в связи со строгостью цензуры, небольшим числом подписчиков, отсутствием издательского опыта.

Занятие журналистикой и редактированием оставалось в то время делом любительским, понятие литературных гонораров пришло гораздо позже. Однако именно в первой трети XIX века определяется характер работы редактора и круг его обязанностей в современном понимании этого слова.

В начале XIX века редакторский труд стал оплачиваться: в 1802 году издатель журнала «Вестник Европы» И.В. Попов первому редактору журнала Н. М. Карамзину выплачивал гонорар – 3000 рублей в год. С этого времени редактирование можно рассматривать как сферу профессиональной деятельности. Популярность «Вестника Европы» определялась личностью редактора.

Журнал "Московский телеграф" существовал с 1825 по 1834 год. Редактор журнала Н.А. Полевой главной задачей издания считал задачу "в зеркале журнала отразить весь мир нравственный, политический и физический".

Журнал Н.А. Полевого завоевал новую аудиторию, обращаясь не к аристократическому читателю, а к публике "более народной или по крайней мере более буржуазной". Во-вторых, журнал имел наступательный характер, развенчивая авторитеты, вступая в полемику, не соглашаясь с неубедительными утверждениями.

Журнал включал следующие разделы: "Изящная словесность. Стихотворения", "Науки и искусства" (с 1826 года этот раздел открывает журнал), "Критика и библиография", "Известия и смесь". На страницах "Московского телеграфа" освещали важнейшие достижения науки, печатали обозрения открытий, материалы о путешествиях, статьи по истории, географии, археологии, статистике, эстетике, рецензии на научные издания.

Просветительская деятельность Полевого выходит за рамки собственно журнала. В 1829 году появляются "Прибавления" к журналу. Здесь помещают переводы фрагментов из сочинений по химии, механике, математике, имеющих практическое значение. Опыт выпуска приложений к журналу найдет позже свое развитие в журнальной деятельности при подготовке различного рода приложений.

Тираж первой книжки "Московского телеграфа" составил 100 экз., третьей - 1200 экз., а последние номера года были выпущены тиражом 1500 экз. Журнал сразу завоевал своего читателя, и его аудитория расширялась, так что тираж пришлось удваивать. В.Г. Белинский называл "Московский телеграф" "решительно лучшим журналом в России от начала журналистики" .

Читателя привлекали живость, свежесть, новизна, научность, вкус, хороший язык журнала. Кроме того, журнал следовал принятому направлению и развивал это направление целеустремленно и в прогрессивном аспекте. Редактор уловил потребность общества в знаниях, стремление активно усваивать их, критически осмысливать.

Отклик на актуальную потребность общества можно рассматривать как необходимое качество подобных изданий. Деятельность "Московского телеграфа" показывает, что требования, которые редакция предъявляла к материалам, способствовали его популярности, привлекали широкого читателя. Свое развитие эти требования найдут в работе журналов 40-х - 90-х годов столетия, обеспечивая интерес читающей публики и положительно влияя на ее вкус.

В 1834 году начал выходить наиболее известный толстый журнал того времени «Библиотека для чтения». Это был ежемесячный журнал «словесности, наук, художественной промышленности, новостей и мод». Первым издателем журнала был А. Ф. Смирдин, редактором – О. И. Сенковский.

Журнал имел универсальный характер, был энциклопедичен и выполнял популяризаторскую роль. Это был журнал словесности, наук, художеств, промышленности, новостей и мод. Читатель журнала был демократичен. Это отличало читательскую аудиторию журнала от читательской аудитории альманахов декабристов и альманаха "Современник" Пушкина, которые обращались к узкому кругу высокообразованного дворянства, к просвещенной публике.

В журнале было установлено жалованье редактору в размере 15 тыс. рублей в год и твердый авторский гонорар – от 200 до 1000 рублей за авторский лист в зависимости от ранга автора. Это давало автору возможность профессионально заниматься писательским трудом, но ставило его в зависимость от редактора и издателя.

Смирдин вел переговоры с авторами, заказывал статьи, договаривался об оплате, Сенковский занимался в основном литературным редактированием материалов.

Сенковский считал, что текст не только можно, но и нужно править. Свою задачу он выразил следующими словами: «Редакция значит редакция в полном смысле этого слова, то есть сообщение доставленному труду принятых в журнале форм, отделки слога и предмета, если они требуют отделки.» В соответствии с этим он переделывал некоторые тексты так, что авторы с трудом их узнавали. Так, в романе Бальзака «Отец Горио» Сенковский придумывает счастливый конец, в котором Растиньяк становится миллионером. Выпуская журнал для провинциального читателя, Сенковский ориентировался на самый непритязательный вкус. С его стороны была сделана первая в истории русской журналистики попытка изучения читательского спроса. Несмотря на недовольство отдельных авторов, журнал «Библиотека для чтения пользовался популярностью у читателя, т. к. был доступен по цене (подписка на год стоила всего 50 руб.), выходил регулярно первого числа каждого месяца большим – 25-30 печатных листов – объемом.

Белинский писал о журнале: «Нам не нравятся направления «Библиотеки для чтения», но нам нравится, что в ней есть направление… Об аккуратности этого журнала, равно как и о том, что он умеет угодить своим читателям, - нечего и говорить, а это – согласитесь, два важнейших качества журнала».

 

stydopedia.ru

Изба-электрочитальня

2. Российская национальная библиотека

Российская национальная библиотека — один из пионеров библиотечной электрификации и крупнейший библиографический центр с давними традициями.

Петербургская Публичка, как называют ее читатели, одной из первых российских библиотек выложила на сайт электронную версию своего Генерального алфавитного каталога, который часто позволяет найти сведения о нужной книжке быстрее, чем многофункциональный, но пока неповоротливый электронный каталог. Последний позволяет искать по дате, автору, месту издания, издательству и т.д., но выдает довольно много лишних записей (тот же системный недостаток пока отличает и электронный каталог Российской государственной библиотеки).

В плане практической работы сайт РНБ дает множество бесценных справочных инструментов. Среди самых разных каталогов и справочников особенно отметим «Сводный каталог русской книги XVIII в.» (из него можно узнать, в каких крупнейших библиотеках есть нужное издание) и справочно-библиографический проект «Русские журналы первой четверти XIX в. Роспись содержания», дающий возможности сквозной навигации по периодике 1800–1825 годов.

Раздел «Коллекции электронных изданий», представляющий на сайте РНБ полнотекстовые книги, также обширен и разнороден. Здесь есть, например, очень полезные специализированные библиографические указатели или Памятные книжки российских губерний; есть замечательная коллекция старых книг для детей (до первой половины XX века) и внушительная коллекция изданий (в том числе очень редких) по русскому литературному авангарду.

Жемчужина электронной коллекции РНБ — периодика: прекрасная подборка журналов и альманахов, а также фундаментальный проект «Газеты в сети и вне ее» под редакцией Александра Каштаньера, главного библиотекаря Отдела газет. Число оцифрованных газет, очевидно, постоянно растущее, уже сейчас плохо поддается учету. Одним словом, если вам нужна русская дореволюционная газета, — это в первую и в главную очередь на сайт РНБ.

Бонус-трек — роскошные электронные выставки, которые часто представляют собой большие публикаторско-исследовательские проекты. В частности, к юбилею Лермонтова здесь выложили оцифрованные копии ряда его важнейших рукописей, хранящихся в РНБ, и теперь каждый может посмотреть на автограф стихотворения «Выхожу один я на дорогу...». Нельзя умолчать и о коллекции автографов Анны Ахматовой, также теперь доступных на сайте.

gorky.media


KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта