Журнал "История авиации" 2000 № 02. Журнал 2000 2
Психологический журнал_2000_том 21_02
Психологический журнал №2, 2000 г.
А.В.Брушлинский, Н.В.Крылова. "Психологическому журналу" - 20 лет В.В.Знаков. Понимание как проблема психологии человеческого бытия Л.И.Анцыферова. Архетипическая теория развития личности Карла Густава Юнга (Статья первая: Особенности развития личности в первой половине жизни) К.Муздыбаев. Эгоизм личности И.А.Джидарьян. Счастье в представлениях обыденного сознания В.Ф.Петренко, О.В.Митина, К.А.Бердников. Психосемантический анализ геополитических представлений России В.Г.Ромек, Д.К.Сатин. Сохранение надежности многофакторных тестов при их использовании в сети Интернет А.Е.Жичкина. О возможностях психологических исследований в сети Интернет В.И.Брутман, А.Я.Варга, И.Ю.Хамитова. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери Е.С.Калмыкова, Х.Кэхеле. Психотерапия за рубежом: история и современное состояние (краткий обзор) Н.Ф.Калина. Анализ дискурса в психотерапии Н.Г.Багдасарьян, Г.В.Иванченко. Психология в цикле социально-гуманитарных дисциплин в техническом вузе С.А.Шапкин. Опросник мотивации достижения: новая модификация В.А.Кольцова. Н.А.Рубакин - выдающийся русский просветитель, создатель библиопсихологии М.И.Воловикова. Мастер психологии (штрихи к портрету К.В.Бардина) Жан-Клод Брангье. Беседы с Жаном Пиаже (первая и вторая) Т.И.Артемьева. Международная конференция посвященная 110-й годовщине со дня рождения С.Л.Рубинштейна В.Е.Лепский, М.В.Лепский. Научно-практическая конференция по информационно-психологической безопасности избирательных кампаний Ф.С.Сафуанов. Первое отечественное руководство по Тематическому апперцептивному тесту
"ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ" - 20 ЛЕТ
Автор: А.В. Брушлинский, Н.В. Крылова
Первый номер "Психологического журнала" вышел в свет в марте 1980 года, но работа по его созданию началась гораздо раньше. На одном из заседаний Ученого совета Института психологии организатор и первый директор этого Института - Б.Ф. Ломов (1927-1989), рассказывая о планах и перспективах работы, в ряду важнейших дел назвал выпуск журнала для специалистов, разрабатывающих фундаментальные и прикладные проблемы во всех основных областях психологической науки. Было предложено название - "Психологический журнал".
В течение нескольких лет продолжалась подготовительная деятельность, обсуждались состав редколлегии, научная проблематика и т.д. Но не надо забывать, что речь идет о 1970-х годах, и главным в то время было получить разрешение соответствующих отделов ЦК КПСС. Немало усилий пришлось приложить Борису Федоровичу, так как оказалось очень непросто доказать, что такой новой для "Большой" Академии науке, как психология, нужен свой академический журнал. И, конечно, в духе идеологем той эпохи в редакционной статье самого первого номера говорилось о "марксистско-ленинской психологии", критике современной "буржуазной психологии", "помощи пропагандистам психологических знаний", роли психологии в изучении "человеческого фактора" и т.д.
Но вместе с тем, несмотря на столь жесткую идеологизацию, в журнале были утверждены основные научные рубрики, почти не претерпевшие изменения за прошедшие с тех пор 20 лет. Это:
- Методологические и теоретические проблемы психологии,
- Экспериментальные исследования,
- Психологическая наука и практика,
- Методы и методики,
- Психологическое наследие.
Главные проблемы психологии - методологические и теоретические - были представлены в первом номере журнала следующими статьями:
Ломов Б. Ф. Теория, эксперимент и практика в психологии,
Бодалев А.А. О разработке психологии познания людьми друг друга,
Прангишвили А.С., Герсамия Е.А. О некоторых интерпретациях "эффекта Узнадзе" в современной когнитивной психологии,
Шорохова Е.В. Тенденции исследований личности в современной психологии,
Мерлин B.C. Проблемы интегрального исследования индивидуальности человека.
Важнейшая задача журнала - ориентировать психологов на исследование наиболее существенных и актуальных проблем, на изучение вопросов, имеющих решающее значение для построения психологической теории, для жизненной практики. Поэтому журнал публиковал и продолжает публиковать статьи о результатах исследований во всех областях психологической науки: общей, социальной, инженерной, возрастной, медицинской, юридической, экономической психологии, психологии труда, управления, спорта, искусства, психофизики, психофизиологии, психолингвистики, психодиагностики и т.д. С первого номера в журнале постоянно представлены рубрики: "Научная жизнь", "Научный архив", "Наши юбиляры", "Памятные даты", "Тематические обзоры", "Письма читателей" и т.д.
Необходимо подчеркнуть, что "Психологический журнал" изначально был нацелен на тесный контакт фундаментальной науки с практикой и поэтому чутко реагировал на события, происходившие в научной и общественной жизни. Это подтверждается рубриками - как их названием, так и содержанием. Приведем несколько примеров:
- 1982 год - "Проблемы психологии пропаганды";
- 1985 год - "40-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне";
- 1987 год - "Октябрь и развитие психологической науки в СССР";
- 1988 год - "Комплексное исследование человека", "Перестройка психологической науки";
- 1991 год - "Сокровища духовного опыта";
- 1991-1992 годы - "К 20-летию Института психологии АН СССР (РАН)";
- 1993 год - "Психология межнациональных отношений", "Психология предпринимательской деятельности";
- 1994 год - "Психология понимания", "К 80-летию Психологического института РАО";
- 1995 год - "К 50-летию Великой победы";
- 1996 год - "Человек в экстремальных условиях";
- 1997 год - "Взаимодействие человека с компьютером";
-1999 год - "Психология и гуманизация образования", "К 275-летию Российской академии наук".
Особо надо выделить материалы, посвященные работе психологов с людьми, пострадавшими
стр. 5

во время землетрясения в Армении и при Чернобыльской катастрофе, в ходе военных действий в Афганистане и Чечне.
Сегодня, вспоминая начало журнала, хочется сказать самые теплые слова в адрес Бориса Федоровича Ломова, который задумал "Психологический журнал", выпустил его в свет и до 1988 года был его главным вдохновителем и строгим цензором, опекал его и ограждал от житейских бурь. К делам редколлегии, к сотрудникам журнала наш первый главный редактор всегда относился ответственно и внимательно.
И сейчас редколлегия журнала во многом следует традициям, заложенным Б.Ф. Ломовым. Среди главных дел - привлечение новых авторов: известных психологов, маститых ученых и молодых способных кандидатов наук и аспирантов; представителей других областей науки, по-своему освещающих психологические проблемы; подготовка переводных статей зарубежных авторов; поиск интересных материалов в гуще текущих событий и в архивах и многое, многое другое.
Когда минуло первое десятилетие этого единственного академического теоретического и прикладного печатного органа широкого "психологического" профиля, был проведен наукометрический анализ материалов, опубликованных в нем за десять лет (см. статью В.М. Лившица и Н.В. Крыловой в N 6 за 1990 г.). Результаты этого анализа позволили уловить основные тенденции жизни журнала как динамичной, самоорганизующейся системы. И если бы такой анализ проводился сейчас, можно было бы сделать вывод: основные научные цели, которые определены редколлегией в программной статье 1980 г., последовательно реализуются, а новые проекты, соответствующие требованиям времени, укрепляют научный статус журнала и содействуют развитию контактов психологии с другими отраслями знания.
"Психологическому журналу" исполнилось 20 лет. Журнал вполне сформировался и имеет свое лицо. И чтобы составить его "психологический портрет", необходимо выделить следующие "черты". Журналу свойственен определенный стиль: уравновешенный, актуальный, на уровне современной мировой психологической науки; характерны: широкий охват различных психологических проблем, большие международные связи, объективный статистический анализ материала, информация о текущих событиях научной жизни. Журнал открыт для всех - только перечисление авторов статей заняло бы многие страницы. Содержательный же анализ журнальных материалов мог бы составить целый трактат.
Особое внимание уделялось деятельности Общества психологов СССР, а после распада Советского Союза - работе Российского Психологического общества (см. "ПЖ", 1995, N 1, 3, 5 и др.).
Журнал способствует развитию всего нашего научного сообщества. Ведь обмен знаниями, идеями, информацией в научной среде происходит прежде всего посредством публикаций - это язык ученых. И "Психологический журнал" создает хорошие условия для полноценного научного общения, предоставляя трибуну всем психологическим направлениям, школам, течениям, теориям, подходам и т.д. Тем самым преодолеваются монополизм и групповщина в науке, которые наносят огромный вред нормальному, демократическому развитию научного творчества.
В этом отношении особенно важны регулярно организуемые на страницах журнала дискуссии, полемика, диалоги в форме "круглых столов", диспутов и т.д. Многие из таких дискуссий опережали постановку и решение соответствующих проблем на уровне статей и монографий и вызывали широкий общественный резонанс. Таковы, например, коллективные обсуждения актуальной проблематики "Психология и марксизм" ("ПЖ", 1993, N 1; 1994, N 1), психологических аспектов предпринимательства, борьбы с курением, алкоголизмом, терроризмом и т.д. ("ПЖ", 1986, N 3 и 4; 1988, N 1; 1995, N 4 и др.). Общее в этих дискуссиях - привлечение специалистов сопредельных областей знания (медиков, юристов, экономистов и др.), встречный и продуктивный диалог, научно обоснованные рекомендации практикам. Особое внимание привлек, в частности, "круглый стол" по проблеме терроризма, послуживший толчком к организации соответствующей передачи на телевидении (в рамках программы "Тема"). Работа в данном направлении будет продолжена. Сейчас психологи все активнее востребуются во всех сферах жизнедеятельности человека.
Проведение на страницах журнала дискуссий по очень разным проблемам психологии помогает выявлять общие тенденции в развитии ее самых различных отраслей и ветвей. Общность таких тенденций способствует установлению единства психологической науки, которая - вопреки прежним и новейшим представлениям ряда психологов - не раскалывается на две обособленные части: якобы только естественнонаучную и лишь гуманитарную психологию. Психологическая наука едина, поскольку в психике человека природное и социальное всегда неразрывно взаимосвязаны на всех стадиях развития, начиная с пренатальной.
"Психологический журнал" и в дальнейшем будет следовать своим главным целям - полнее отражать новейшие достижения отечественной и зарубежной психологии и расширять проблематику, способствующую более тесному сближению психологической науки и практики.
стр. 6
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ. ПОНИМАНИЕ КАК ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ (*).
Автор: В. В. Знаков
Докт. психол. наук, профессор, главный науч. сотр. ИП РАН, Москва
В статье анализируются две проблемы. Первая состоит в том, что в конце XX века в гуманитарных науках возникла тенденция изучать понимание не только как познавательный феномен, но и как экзистенциальный - способ бытия человека в мире, поиски им смысла жизни. Вторая проблема заключается в возникновении объективных оснований для утверждения о формировании новой и относительно самостоятельной отрасли психологического знания - психологии человеческого бытия. Ее предметная область во многом совпадает с экзистенциальной психологией, однако, методы решения проблем в двух названных областях психологического знания принципиально различаются.
Ключевые слова: понимание, самопонимание, экзистенциальная психология, психология человеческого бытия.
Психология понимания в наше время является одним из перспективных и динамично развивающихся направлений современной психологической науки. Как показывает методологический анализ научных оснований этого направления, с позиций психологии понимания, сегодня можно говорить о двух главных подходах к изучению этого феномена - познавательном и экзистенциальном.
В психологии познания понимание рассматривается как мыслительная процедура, направленная не на получение нового знания, а на смыслообразование, приписывание смысла знанию, полученному в процессе мыслительной деятельности. Посредством понимания субъект не только познает окружающий мир, но и выражает свое отношение к социальной действительности (о понимании как познавательном отношении см. (2)). Индивидуальная специфика понимания весьма существенна при формировании личностных способов мышления субъекта, осмысливающего моральные, правовые, политические, экономические ценности изменяющегося мира.
Разнообразные познавательные теоретико-экспериментальные исследования внесли существенный вклад в раскрытие психологических механизмов понимания. Вместе с тем они показали, что, следуя в этом направлении, вряд ли можно получить научное представление не об отдельных сторонах, признаках, характеристиках понимания, а понять его как нечто единое, феноменологически целое. К такому выводу я пришел после многолетнего теоретического и экспериментального анализа основных условий, необходимых для возникновения понимания, различных форм, в которых оно проявляется, свойств личности, детерминирующих специфику этого феномена, и т.п. (2). Можно, конечно, и дальше уточнять и углублять наши знания о когнитивных составляющих понимания как одного из компонентов познавательной деятельности и общения людей. Однако это метод скорее аналитического расчленения, чем синтетического объединения разных и нередко противоречивых данных о целостном феномене.
Для меня показательным примером того, как основательная, кропотливая и вдумчивая исследовательская работа ученого постепенно приводит к тому, что, изучая понимание с позиций когнитивного подхода, мы в конце концов узнаем "все ни о чем", является монография Ж.Ф. Ришара (8). Он пишет: "Природа знаний в памяти, используемая для понимания текста или ситуации, позволяет нам выделить различные процессы, посредством которых реализуется понимание. Понимание может быть и партикуляризацией схемы, и конструированием реляционной сети, которую используют для переработки очень общих знаний, касающихся целых классов ситуаций, подлежащих переработке (например, что такое рассказ? что такое проблема?). Эти знания уточняют тип информации, который должна содержать в себе интерпретация и тип запретов, которым должна удовлетворять интерпретация в ходе своего построения. Это может быть также конструирование отдельной ситуации, которая должна быть совместима со всей информацией общего характера, имеющейся в распоряжении.

* Расширенный вариант доклада на международной конференции "Индивидуальный и групповой субъекты в изменяющемся обществе. (К 110- летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна)". М., 15-16 сентября 1999 г.
стр. 7

Это может быть, наконец, конструирование реляционной или процедурной структуры по аналогии с существующей структурой путем ее модификации с целью адаптации.
Мы увидим, что существует огромное многообразие процессов понимания и что их можно охарактеризовать, исходя из предыдущих различений: термин понимание является, таким образом, родовым термином, который надлежит специфицировать в зависимости от типа процесса, с помощью которого реализуется понимание" (8, с. 9).
Последующая и, надо признать, добросовестная спецификация содержания родового термина дает возможность читателю узнать, что такое понимание как партикуляризация схемы, конструирование концептуальной структуры, рассуждение по аналогии с известной ситуацией. Однако чем детальнее французский психолог рассматривает разные аспекты проблемы, тем труднее уяснить, что представляет собой понимание как целостное, неразложимое на части психологическое образование.
ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Неудивительно, что сегодня многие ученые стали рассматривать понимание не только как познавательный, но и как экзистенциальный феномен. Экзистенциальный ракурс его рассмотрения предполагает изучение конкретных ситуаций бытия человека и целостного их понимания.
С одной стороны, обращение к экзистенциальным проблемам, необходимость понимать реальные жизненные ситуации вызваны практическими запросами, востребованностью психологов в современном российском обществе. Это отчетливо проявляется, например, в практике психологического консультирования. В частности, я имею в виду то направление, которое один из наиболее профессиональных и глубоко мыслящих отечественных психологов, Ф.Е. Василюк, называет понимающей психотерапией. С позиций данного направления, "в широком смысле психотерапевтическое понимание есть особая интенция, особая диалогическая установка, делающая понимание главной, самоценной и в известном отношении последней задачей терапевта. Воплощая эту установку, терапевт все делает для того, чтобы понять пациента и дать ему это понимание, а не старается понять для того, чтобы что-то сделать - повлиять, вылечить, исправить" (1, с. 48).
В понимающей психотерапии терапевт не проявляет активности, направленной на формирование понимания пациентом своих проблем. Сознательный отказ от воздействия в сочетании с полной обращенностью к пациенту, настроенностью на него, направлен на создание возможности последнему самому понять и продуктивно преобразовать те жизненные проблемы, которые побудили человека обратиться к психологу.
С другой стороны, к концу XX века многими учеными была осознана необходимость рассматривать понимание в более широком научном контексте, чем его описание как феномена осмысленного отражения разных сторон явлений, событий, ситуаций. Х.Г. Гадамер, П. Рикер и др. стали интерпретировать понимание как содержательно более объемную категорию, чем познание, и уж тем более - индивидуальное мышление. Понимание, с их точки зрения, представляет собой универсальную способность человека, реализующуюся в его способах бытия. В наши дни такая методологическая позиция приобрела устойчивые очертания. В ее основание были положены размышления крупнейших мыслителей нашего столетия - философов, психологов, историков и др. В психологии эта позиция связана прежде всего с развитием субъектно-деятельностного подхода и формированием психологии человеческого бытия как относительно самостоятельной области психологической науки.
Как известно, категория "бытие" принадлежит к основополагающим понятиям философии. Бытие - это сущее: то, что существует сейчас, существовало в прошлом и будет существовать в будущем. Несмотря на такой всеобъемлющий и, казалось бы, вневременной характер бытия, с гносеологической точки зрения в нем надлежит различать два главных периода - до существования человека и с момента возникновения человечества. Такое различение принципиально важно, потому что человек являет собой новый уровень сущего в процессе его развития: при соотнесении с ним выявляются новые свойства в бытии всех прежних уровней. Как убедительно показал С.Л. Рубинштейн в "Бытии и сознании", с появлением человека, "возникновением нового уровня сущего во всех нижележащих уровнях выявляются новые свойства. Здесь раскрывается значение, смысл, который приобретает бытие, выступая как "мир", соотносительный с человеком как частью его, продуктом его развития. Поскольку есть человек, он становится не чем иным, как объективно существующей отправной точкой всей системы координат. Такой отправной точкой человеческое бытие становится в силу человеческой активности, в силу возможности изменения бытия, чем человеческое существование отличается от всякого другого" (11, с. 63).
Введение Рубинштейном в контекст психологического анализа соотношения бытия и сознания новой категории "мир" стало важной вехой в развитии методологических оснований психологии. "Мир" как философско- .психологическое понятие может быть понят только сквозь призму
стр. 8

высшего продукта развития бытия - человеческого бытия. Мир - это бытие, преобразованное человеком, включающее в себя его и совокупность связанных с ним общественных и личных отношений. Вследствие человеческой активности мир представляет собой бытие, которое изменяется действиями в нем субъекта. Сознание и деятельность, мысли и поступки оказываются не только средствами преобразования бытия, в мире людей они выражают подлинно человеческие способы существования. И одним из главных из них является специфика понимания мира субъектом. Человек, находящийся внутри бытия и обладающий психикой, сам творит свою жизнь в мире и понимает его.
Вследствие этого современные психологи, изучающие человека и сами живущие в человеческом мире, вольно или невольно вторгаются в пределы особой области психологической науки - психологии человеческого бытия. К основателям психологии человеческого бытия следует отнести прежде всего В. Франкла и С.Л. Рубинштейна. Несмотря на принадлежность к совершенно различным социальным мирам и научным школам, двое выдающихся ученых высказывали поразительно сходные суждения о психологии человека. Основой сходства являются прежде всего почти одинаковые представления о должном - морально-нравственном императиве, который регулирует поступки субъекта, его представления о подлинно человеческом отношении к себе и другим. Этическую категорию долженствования можно сравнить с компасом, не только помогающим человеку выбирать способы ориентации в житейских ситуациях, но и адекватно понимать их.
Сходство научных взглядов двух ученых проявилось и в трех группах проблем психологии человеческого бытия, которые неизменно оказывались в центре их внимания. Рубинштейн говорит о проблемах взаимодействия субъекта с объектом, человека с объективной действительностью; отношениях субъекта с другими людьми и его отношении к себе. Франкл интерпретирует эти проблемы в терминах ценностей - смысловых универсалий, обобщающих опыт человечества. Он описывает три класса ценностей, позволяющих сделать жизнь человека осмысленной: труда (творчества), переживания и отношения (16). Соответственно ученый описывает три типа смысла: "Хотя Франкл подчеркивает, что у каждого индивида есть смысл в жизни, которого никто другой не может воплотить, все же эти уникальные смыслы распадаются на три основные категории: (1) состоящие в том, что мы осуществляем или даем миру как свои творения; (2) состоящие в том, что мы берем у мира в форме встреч и опыта; (3) состоящие в нашей позиции по отношению к страданию, по отношению к судьбе, которую мы не можем изменить" (15, с. 498).
Утверждая, что в конце двадцатого века созрели предпосылки для рассмотрения психологии человеческого бытия как самостоятельной области психологической науки, я отчетливо осознаю не только перспективность такого направления анализа многих психических феноменов (в частности, понимания), но и возможные возражения и теоретиков, и практиков. Прочитав или услышав это утверждение, любой образованный психолог может выразить недоумение: психологическое направление исследований, имеющее дело с анализом коренных проблем человеческой жизни, уже существует - это экзистенциальная психология. Ее предметом являются такие глобальные вопросы, как проблемы жизни и смерти человека; свободы и детерминизма; выбора и ответственности; общения и одиночества; смысла и бессмысленности или даже абсурдности существования (7). В фокусе внимания психологов, исследующих закономерности психики человека с позиций психологии человеческого бытия, находятся фактически те же проблемы, однако подходы к их решению в двух названных направлениях психологической науки существенно различаются. Между психологией человеческого бытия и экзистенциальной психологией есть принципиальные различия, и некоторые особенности последней не позволяют исследователю эффективно, научно корректно изучать психологические особенности понимания мира субъектом.
Во-первых, проблема, с которой обязательно сталкивается психолог, привыкший к теоретико-экспериментальному анализу проблемы понимания, заключается в том, что экзистенциалистская ориентация в разных областях (например, консультировании) имеет глубоко интуитивный, а не эмпирический фундамент. Естественно, это означает скорее схватывание феноменологической целостности изучаемых явлений, чем установление достоверности выявленных закономерностей и воспроизведение обнаруженных фактов. Экзистенциальные психологи "доступные пониманию психические взаимосвязи называют также внутренней причинностью (Kausalitat von innen), тем самым указывая на наличие непреодолимой пропасти между собственно причинностью ("внешней причинностью") и связями, устанавливаемыми в сфере психического и заслуживающими называться "причинными" только на правах аналогии" (20, с. 367). Для психолога, анализирующего феномен понимания с позиций психологии человеческого бытия, признание существования непреодолимой пропасти между внешней и внутренней причинностью оказывается совершенно неприемлемым. Понимающий субъект является органической и неотъемлемой частью мира, и потому внешние и внутренние условия его существования включены как во "внешние", так и во "внутренние" связи и отношения. Следовательно,
стр. 9

оба типа причинных связей и отношений имеют не дизъюнктивный, а взаимодополнительный характер.
Поскольку согласно экзистенциалистскому понятию существования, функции субъекта и объекта в бытии принципиально различны (объект "существует", а субъект "переживает"), человек не познает объективный мир, а именно "переживает". Мало того, что в соответствии с этим тезисом постулируется если и не непознаваемость объекта, то уж во всяком случае несущественность познания мира, его малая значимость для самореализации человека. Это означает еще и акцент на сиюминутности: фокусировании внимания на тех эмоциях и чувствах, которые проявляются в данный момент. В экзистенциальной психотерапии это называется принципом "здесь и теперь". В результате получается, что человек пассивно отражает непознаваемые внешние стимулы, а не осуществляет свою жизнь как активно познающий, действующий и преобразующий мир субъект.
Для психолога-исследователя изучение любого психологического явления связано с анализом его причинно-следственных связей, внутренних и внешних условий, которые обусловили его формирование и развитие. Как отмечает Е.А. Климов, "в любом случае понимание и объяснение явлений психики должно быть "связесообразным", т.е. опираться на раскрытие рассматриваемого явления в системе тех или иных характеризующих его реальных связей (более принято и благозвучно выражение "законосообразность" понимания, объяснения; его мы и будем придерживаться)" (5,с. 26).
В отличие от научно-познавательной традиции, с экзистенциальной точки зрения исследовать - прежде всего означает отодвинуть повседневные заботы и глубоко размышлять о своей экзистенциальной ситуации. Иначе говоря, думать не о том, каким образом мы стали такими, каковы мы есть, а о том, что мы есть. С позиций психологии человеческого бытия, психолог не может ограничиться узнаванием того, что есть, выявлением понимания субъектом, например, смысла своей жизни. Напомню, что для Рубинштейна и Франкла главная категория - долженствование. Следовательно, задача психолога состоит не в констатирующем описании особенностей наличного бытия человека. Это еще и оценка реального бытия с позиций идеальных представлений о нем, этических отношений, морального императива. Только таким способом можно понять психику субъекта не как данность, определенный временной срез, а как динамическое, процессуальное образование. В этом плане человека следует рассматривать не только как телесное существо, но и как духовное.
studfiles.net
Журнал «Если 2000'2»
- Внимая ангелу / Recording Angel [= Заново рожденные; Записать Ангела] (1995) // Автор: Пол Дж. Макоули
-
- Сквозь горизонт событий / Escape Route [= Путь к спасению] (1997) // Автор: Питер Гамильтон
-
- Три попытки Джереми Бейкера / The Three Descents of Jeremy Baker [= Три нисхождения Джереми Бейкера] (1995) // Автор: Роджер Желязны
-
- Ковры Вана / Wang's Carpets (1995) // Автор: Грег Иган
-
- Число Файгенбаума / Feigenbaum Number (1995) // Автор: Нэнси Кресс
-
- Видеодром
- Тема
- Изобретения по чужим патентам? (2000) // Автор: Дмитрий Караваев
-
- Рецензии
- «Последний рубеж» // Рецензент: Валентин Шахов
- «Пришельцы на Диком, Диком Западе» // Рецензент: Тимофей Озеров
- «Быть Джоном Малковичем» (2000) // Автор: Сергей Шикарев
-
- Контраргумент
- Антихрист оптом и в розницу (2000) // Автор: Сергей Кудрявцев
-
- Адепты жанра
- Через тернии – к фантастике (2000) // Автор: Евгений Викторович Харитонов
-
- История твоей жизни / Story of Your Life (1998) // Автор: Тед Чан
-
- Последний бастион (2000) // Автор: Эдуард Геворкян
-
- Альтернативная реальность
- От редакции
- Честный стрелок (2000) // Автор: Виктор Войников
-
- 2100: История будущего
- Мир без героев (2000) // Автор: Олег Дивов
-
- Рецензии
- Рецензия на роман Вернора Винджа «Пламя над бездной» (2000) // Автор: Сергей Шикарев
-
- Алексей Калугин. «Патруль вызывали?» // Рецензент: Дмитрий Володихин
- Лоуренс Уотт-Эванс. «Волшебная дорога» // Рецензент: Сергей Питиримов
- Дэвид ап Хью, Роберт Асприн. «Артур-полководец» // Рецензент: Олег Добров
- Михаил Тырин. «Дети ржавчины» // Рецензент: Дмитрий Володихин
- Саймон Грин. «Охотник за смертью». «Восстание» // Рецензент: Сергей Питиримов
- Владимир Ильин. «Зимой змеи спят» // Рецензент: Виталий Каплан
- Мерседес Лэки. «Полёт стрелы» // Рецензент: Наталия Мазова
- Крупный план
- Собачьи бега (2000) // Автор: Дмитрий Володихин
-
- Курсор
- Персоналии
Обозначения:
циклы
романы
повести
графические произведения
рассказы и пр.
fantlab.ru
Журнал Авиация 2000 № 02
На следующий день пара В.Е.2 бомбами и пулеметным огнем "обработала" немецкие траншеи, в этот раз Уильям летел с командиром своего флайта 2* капитаном Пендером (W. G. Pender). На этом его "тур" 3* закончился, 18 ноября он узнал о предстоящем возвращении в Англию, но еще несколько дней оставался на фронте и 23 ноября вместе с Пендером совершил свой последний полёт над линией фронта.
За успешные боевые вылеты молодой лейтенант был представлен к первой награде: 10 января 1917 г. на его груди появился Военный Крест (Military Cross 4*).
По прибытии на земпю "Туманного Альбиона" Уипьям, решив, что должен стать летчиком, подал соответствующий рапорт и в декабре получил направление в летную школу. В те тяжелые для Британии времена пилотов готовили почти также быстро, как и наблюдателей. После 55 минут полетов с инструктором курсанту Баркеру доверили подняться в небо одному. Ещё несколько часов в воздухе, и наступило время сдавать экзамен - ряд взлётов-посадок и полет по кругу. Уже 24 февраля новоиспечённый лётчик прибыл для прохождения дальнейшей службы в свою эскадрилью.
На следующий день Баркер совершил свой первый боевой вылет в новом качестве. Его постоянным наблюдателем стал второй лейтенант Гудфеллоу (2Lt С. S. Goodfellow). В последующие несколько недель не проходило и дня, чтобы они не поднимались в воздух на разведку. В одном из таких полётов Баркер провел третий успешный бой, его стрелок сумел повредить немецкий истребитель, который "ушёл со снижением".
С началом весеннего наступления под Аррасом британские аэролланы постоянно "висели" над полем боя, корректируя огонь артиллерии или проводя штурмовку наземных цепей. Баркер и Гудфеллоу особенно отличились 25 апреля, обнаружив на одном из участков немецкой сети траншей большое скопление солдат противника - до тысячи человек. Авиаторы вызвали артиллерийский огонь, сорвавший планировавшуюся атаку. Затем они корректировали контрбатарейную стрельбу, но вскоре полет пришлось прекратить: самолет был настолько сильно поврежден зенитным огнем, что летчик с трудом сумел перетянуть через линию фронта. За этот вылет Баркер и Гудфеллоу были упомянуты в приказе по армии.
Четвертый месяц 1917 года, на который пришелся пик потерь английской армейской авиации, вошел в историю как "Кровавый Апрель", 15-я эскадрилья лишилась нескольких самолётов, остальные к тому времени были уже сильно изношены, но замены пока не предвиделось. Только 22 мая летчики узнали о скором получении новой техники. 28 мая эскадрилья приняла на баланс первые пять разведчиков R.E.8. Эти аэропланы оказались гораздо более сложными в управлении, чем старые добрые В.Е.2, но зато являлись по-настоящему боевыми машинами: стрелок в них располагался позади летчика и оперировал турельным пулемётом с широким сектором обстрела.
1* Royal Flying Corps (Королевский Летный Корпус) - название армейской авиации Великобритании.
2* Flight, штатная численность шесть самолётов. От двух до четырех флайтов составляли эскадрилью и обозначались буквами алфавита.
3* Английские и американские летчики, в отличие от своих коллег из других воюющих стран, переводились в тыл после определенного периода времени, проведенного на фронте. Этот период, длительностью обычно от шести до двенадцати месяцев, и назывался "туром".
4* Аббревиатуры британских наград указываются после имени кавалера, например LI Barker, МС.

В.Е.2с 4132, самолёт капитана ван Гутема, Неокрашенные полотняные поверхности и чёрная носовая часть были характерны для большинства самолётов этого типа вплоть до конца лета 1916 г. Аналогично выглядели машины, на которых Баркер летал в 9-й и 4-й эскадрильях, а также в начальный период службы в 15-й.
Перевооружение закончилось только в июле, когда часть отвели в тыл для отдыха. 18 июля Баркер, получивший к этому времени звание капитана и должность командира флайта "С" 5* был во второй раз награжден Военным Крестом 6*.
В августе эскадрилья вернулась на фронт, и в одном из первых боевых вылетов на новом самолёте Баркер получил ранение в голову осколком зенитного снаряда. Потеряв ненадолго сознание, пилот затем пришёл в себя и сумел достаточно удачно посадить поврежденный самолёт. К счастью, осколок прошёл по касательной, лечение ограничилось наложением нескольких швов, но на этом второй "тур" канадца закончился.
В начале сентября Уильям вернулся в Англию, став инструктором в лётной школе. Это было обычной практикой для боевых летчиков в перерывах между периодами службы на фронте. Работа инструктором с одной стороны давала возможность отдыха ветеранам, а с другой - позволяла курсантам учиться у авиаторов с боевым опытом. Правда, сам "ветеран" (которому и было-то всего 22 года) вовсе не считал, что ему требуется какой-либо отдых и всеми способами пытался его сократить. Для этого он даже учинил "воздушное хулиганство" - в нарушение приказа, запрещающего полеты на малой высоте 7*, пролетел в нескольких метрах над крышами лондонских домов, а затем устроил демонстрацию фигур высшего пилотажа прямо над штабом.
Однако пребывание в летной школе все- таки пошло на пользу Баркеру: он отлично освоил управление не только разведчиком, но и истребителем. Поэтому, когда он окончательно надоел начальству, его направили именно в истребительную авиацию, предоставив даже возможность выбора между двумя эскадрильями: 56-й и 28-й. Первая воевала на истребителях S.E.5a, а вторая только готовилась к отправке на фронт на "Кэмелах". Зная возможности обоих аппаратов, он выбрал более лёгкий и маневренный "Кэмел". Этот самолёт, погубивший множество лётчиков, был одним из самых сложных в управлении, но в руках умелого пилота становился грозой для любого противника.
В сентябре молодой капитан прибыл в Ятсбери (Yatesbury), где тренировалась его новая авиачасть и спустя несколько дней принял командование флайтом "С". За ним закрепили "Кэмел" В6313, на котором он впервые поднялся в воздух 30 сентября, предварительно избавившись от оптического прицела "Алдис" (Aldis), к которому по какой-то причине имел стойкую неприязнь. С этого момента началась параллельная история двух истребителей - лётчика и его самолёта.
В начале следующего месяца 28-я эскадрилья была признана готовой к боевым действиям, и 8-го октября её девятнадцать "Кэмелов" приземлились на аэродроме в Сент-Омере (St.Omer). Тем же вечером Баркер поднялся в воздух для знакомства с окружающей местностью во главе четверки, в состав которой, помимо него, вошли командиры двух других флайтов и один "рядовой" пилот. Несмотря на категорическое запрещение пересекать линию фронта, Уильям повел группу в глубину территории противника. Заметив ниже себя несколько неприятельских истребителей и выбрав цель - замыкающего в немецкой группе, он устремился на противника. После нескольких атак крылья "Альбатроса" D.V оторвались от фюзеляжа 8*. В этот момент ведущий наконец вспомнил, что все его подчиненные - новички, прекратил бой и начал собирать своих ведомых. К счастью, ни один из них не пострадал, и флайт в полном составе вернулся на свой аэродром. По возвращении на базу, Уильям решил ничего не говорить о своей победе, опасаясь неприятностей за нарушение приказа. Конечно, такое событие, как первый бой летчики не смогли долго держать в секрете, но дело решили "спустить на тормозах". Разумеется, ни о какой засчитанной победе не могло быть и речи.
5* В британской авиации существовало точное соответствие звания и должности: капитан командовал флайтом. майор - эскадрильей, а подполковник - крылом. Когда летчик продвигался по службе он автоматически получал звание, соответствующее занимаемому посту.
6* Согласно правилам. действующим в британской армии, награда вручается только один раз. а при последующих награждениях вручается уже полоска (Bar), которую прикрепляют к орденской ленте. Иногда при перечислении наград слово "Bar" заменяют звездочкой, например "МС".
7* Кстати, этот запрет на бреющие попеты в небоевых условиях действовал по крайней мере до начала Второй Мировой войны. В тридцатых годах его нарушение стоило карьеры многим летчикам-истребителям.
8* Судя по этому описанию, немецкий лётчик должен был погибнуть, но на самом деле никаких потерь в тот день зарегистрировано не было.

R.E.8 А3598 после вынужденной посадки в августе 1917 г. Начиная с середины 1916 г. английские самолёты получилили защитный камуфляж: верхние и боковые поверхности машин покрывались зелёно-коричневым составом РС10 (оттенок мог варьироваться в широких пределах), нижние поверхности оставались неокрашенными.
profilib.net
Журнал История авиации 2000 № 02
Несмотря на то, что размеры и конструкция остались практически неизменными, множество новых "мелочей" заметно отличали Не51 от своего предшественника. В большинстве своем проведенные доработки преследовали цель облегчить эксплуатацию в строевых частях и надо сказать, что своей цели конструкторы достигли. В частности, вместо полуубираемого радиатора, мало пригодного к эксплуатации в боевой обстановке, был смонтирован туннельный. Практически полностью было перепроектировано и вертикальное оперение. Новые элероны получили триммеры Флеттнера, параллельные стойки кабана заменили на N-образные, а пирамидальное шасси с общей осью колес уступило место отдельным V-образным стойкам с гидро-механической амортизацией. Кроме того, стойки и колеса получили обтекатели, а хвостовое колесо заменили на костыль. Чтобы исключить попадание отработанных газов в кабину пилота, положение выхлопных патрубков также было изменено. Теперь они располагал иь асимметрично, причем, левая группа была удлинена до средней линии фюзеляжа. В сравнении с первыми тремя прототипами, четвертый вариант самолета получился в целом заметно элегантнее, что самым непосредственным образом сказалось на его летных характеристиках.
По мере того, как проект истребителя воплощался в реальность, возрастал и интерес к новой машине технического департамента Министерства авиации, только недавно принявшего на вооружение Ar65. Хотя его проектирование началось еще в 1931 г., уже через год стало ясно, что характеристики этого биплана отстают от требований времени. Действительно, его максимальная скорость не превышала 300 км/ч на высоте 1650 м, что в начале 30-х уже было явно недостаточно. Кроме того, в условиях сохранявшихся Версальских ограничений, руководство Министерства авиации прекрасно понимало, что к тому времени, когда эти "оковы тяжкие спадут", машина еще больше устареет, а потому запустило "шестьдесят пятый" в малую серию, планируя оснастить им несколько показательных авиаэскадрилий. Позже, когда Ar65 вообще перестали отвечать требованиям, предъявляемым к истребителям, они послужили основой для формировавшихся частей пикирующих бомбардировщиков.

Один из первых серийных Не 51 (слева). Эскадрилья Не 51 в парадном строю над Рейнландом 1 мая 1936 г.


Адольф Гитлер проводит смотр I/JG132 – первой истребительной группы Люфтваффе, впоследствие ставшей ядром для организации эскадры JG2 "Рихтгофен". Дебрецен, весна 1935 г.
Впрочем, причина такого интереса заключалась не только в более высоких летных характеристиках, показанных Не51. Главным было то, что этот самолет, как и Ar65, имел тот же двигатель, а потому неудивительно, что еще до окончания заводских испытаний прототипа истребителя "Эрнст Хейнкель флюгцойгверке" получила заказ на установочную партию Не51 и указание готовить самолет к серийному производству.
Работа над девятью Не51А-0 началась в ноябре 1933 г., а уже весной 1934-го они начали сходить со сборочной линии завода в Варнемюнде. Самолеты установочной партии отличались от прототипа лишь срезанным за кабиной гаргротом, слегка измененной конструкцией хвостового костыля и еще более удлиненными выхлопными патрубками. В июле истребители были переданы на испытания с последующей передачей в показательную эскадрилью, базировавшуюся в Дебрецене, входившую в состав Воздушно-Спортивного Союза. Однако освоение новых самолетов проходило тяжело. В сравнении с отличавшимся изрядным альтруизмом Ar65, благосклонно прощавшим пилотам многие ошибки, Не51 показал себя гораздо более опасной "птичкой". Особенно пугала будущих асов Люфтваффе высокая скорость пикирования и легкость, с которой машина входила в крен. Не улучшили отношения пилотов к новым машинам и многочисленные аварии. В одной из них, Ганс Лютов, заходя на посадку, "уронил" биплан с высоты около 10м. Самолет после серии козлинных прыжков снес шасси и перевернулся в канаве за полосой. Однако довольно прочная конструкция фюзеляжа и привязной системы спасла жизнь незадачливому пилоту, повисшему вниз головой.
Впрочем, проведенное Министерством авиации расследование показало, что винить в "наломанных дровах" надо пилотов, имевших недостаточный уровень подготовки, а отнюдь не конструкцию самолета, который, как и планировалось, был принят на вооружение в качестве истребителя первой линии. Согласно первому этапу плана возрождения ВВС, за период с 1 января 1934 г. по 30 сентября 1935 г. Люфтваффе должны были получить 141 Не51А-1, первый из которых был поставлен только в начале апреля 1935 г. До конца месяца собрали еще четыре машины, а к концу июня общее количество выпущенных самолетов не превышало 15 экземпляров. Хотя в июле ежемесячный темп поставок возрос до 10 самолетов, для руководства Министерства авиации стало очевидно, что мощности серийного завода Хейнкеля в Варнемюнде, загруженного также и другими заказами, не позволяют получить за оставшееся время необходимое количество истребителей. В этих условиях было решено подключить к программе серийного выпуска Не51 другие фирмы.
Первыми из них стали "Арадо" и "Эрла машиненверке", получившие заказы на 75 машин каждая. Несколько позже производство начало разворачиваться на объединении AGO. Между тем, в преддверии поступления новых истребителей, в середине марта 1935 г. показательная эскадрилья в Дебрецене была развернута в 1-ю группу 132-й истребительной эскадры (I/JG132), получившей название "Рихтгофен", в честь лучшего германского аса Первой Мировой войны "красного" барона Манфреда фон Рихтгофена. На ее укомплектование и пошли первые Не51А-1, однако самолетов не хватало и практически до конца года группа сохраняла на вооружении и некоторое количество Ar65. Летом в Ютеборг-Дамме была сформирована II/JG132, также эксплуатировавшая некоторое время наряду с Не51 и ранние Ar65.
10 марта 1935 г. Гитлер официально объявил о создании Люфтваффе и это тут же отразилось на темпах формирования новых авиачастей. Уже 20 апреля, в в свой день рождения, Адольф Гитлер получил незабываемый подарок от своего ближайшего соратника "партайгеноссе" Геринга: в парадном строю над фюрером, стоявшим на трибуне в окружении ликующей толпы, пронеслась 1 -я эскадрилья, сформированная несколько дней назад I/JG134 "Хорст Вессель", получившая свое название в честь одного из членов штурмовых отрядов, погибшего при невыясненных обстоятельствах. Поскольку серийных машин не хватало для полного оснащения даже одной эскадрильи, то для парада были использованы все самолеты из состава JG132 и несколько машин из установочной партии.

Не51 А-1 из состава I/JG132 "Рихтгофен". Дебренен, весна 1935 г.

Поплавковый Не51В-2 на состава l.Ku.J.S(./136. Гидроаэродром в Холтенау (район Кнля), лето 1936 г.

Не51В-1 командира 4.J/88 "Легиона Кондор" обер-лейтенапта Кнюппеля, который был сбит в схватке с республиканскими СБ. Таблада (район Севильн), декабрь 1936 г.

Не51В-1 командира 1.J/88 "Легиона Кондор" обер-лейтенанта Х.Хардера из состава . Северный фронт, Внтгорня, март 1937 г.
profilib.net
Журнал Авиация 2000 № 02

Авиационно-исторический журнал
Содержание:
Авиация 2000 02
AVIATION MAGAZINE № 6
Авиационо-исторический журнал
Издаётся с 1999 г.
№ 6 (№ 2/2000)
На первой странице обложки: Картина Юрия Тепсуркаева
Здравствуйте, уважаемые читатели!
Со следующего номера мы начинаем печатать серию статей об истории одного из знаменитых отечественных авиационных заводов - Казанского № 22 (ныне - Казанское авиационное производственное объединение им. С. П. Горбунова). В качестве анонса посмотрите фоторепортаж Ильдара Валеева и Владимира Анютова на последней странице обложки. По сути, изучая свою авиацию, мы первым делом обращаем внимание на конструктора, лётчика и на собственно летательный аппарат, упуская из вида целый пласт отечественной истории, связанной именно с производством, без которого в конечном итоге конструктор остался бы вольным ремесленником, лётчик - редкой профессии циркачом, а летательный аппарат - исключительным дивом, о встрече с которым рассказывается внукам как о самом большом приключении в жизни.
Обращаемся ко всем предприятиям России - не сжигайте свои архивы (а такое, увы, случается в последнее время нередко). Давайте расскажем, нарисуем, напечатаем о вас, ибо без вас не было бы и авиации в нашей стране.
Главный редактор.
P. S. Приношу свои извинения Александру Заблотскому - соавтору А. Сальникова - за пропуск его имени в статье о самолёте Бе-8. напечатанной в предыдущем номере.

Капитан Баркер и его "Кэмел" В6313, Франция, октябрь 1917 г. Белый квадрат обозначает принадлежность к 28-й эскадрилье, номер "1с" говорит о том, что это машина командира флайта "С". Командирский самолёт можно также узнать по цветным лентам на стойках крыльев.
Уильям Баркер
Сергей Спичак (Санкт-Петербург)
Уильям Джордж Баркер (William George Barker) родился 3 ноября 1894 г. в Канаде, в городе Дофин, провинция Манитоба (Dauphin, Manitoba). С детства для него имели значение лишь две вещи - лошади и оружие, и всё свободное время молодой человек проводил в седле, охотясь на птиц, став со временем настоящим снайпером.
В двадцать лет Баркер записался добровольцем на военную службу, выбрав кавалерию, дабы иметь возможность применить оба своих таланта. В декабре 1914 г. он был зачислен в 1-й полк Канадских Конных Стрелков (1st Canadian Mounted Rifles), вместе с которым прибыл в Европу в июне следующего года. К тому времени на Западном фронте уже не было необходимости в коннице, позиционная война просто не оставляла для неё места, поэтому полк переформировали в пехотную часть. Личный состав в течении двух месяцев проходил боевую подготовку в тренировочном лагере Шорнклифф (Shorncliffe Military Camp). Инструкторы сразу обратили внимание на отличные стрелковые навыки рядового Баркера, и к тому времени, когда в сентябре полк отправился на фронт, Уильям уже числился пулеметчиком.

Второй лейтенант Уильям Баркер, на его груди "крылья" наблюдателя.
Канадцы прибыли в район Ипра за несколько дней до начала большого наступления. Очень скоро им пришлось испытать все "прелести" окопной войны: вечную грязь, артобстрелы, газовые атаки и постоянный страх смерти. Высокорослому (больше метра восьмидесяти) Баркеру, приходилось постоянно помнить, что траншеи расчитаны на людей среднего роста, и пригибаться пониже. Нескольких месяцев такой жизни оказалось более чем достаточно для появления желания попробовать себя на новом поприще - в авиации. Уильям отлично знал, что в воздухе уцелеть, быть может, еще труднее, чем в окопах (однажды на его глазах немецкий истребитель сбил английский самолет), но все-таки летать было приятнее, да и почетнее, чем воевать в пехоте. Он подал рапорт о переводе в авиацию, но по неизвестной причине получил отказ.
Весной 1916 г в небе Европы хозяйничали немецкие "Фоккеры", перед которыми британские самолеты-разведчики были практически беззащитны. Добровольцев-энтузиастов для летной работы в таких условиях находилось не слишком много, и RFC 1* начал испытывать нехватку кадров для восполнения потерь и укомплектования формирующихся эскадрилий. Поэтому в пехотные и артиллерийские части зачастили вербовщики, призывавшие сменить окопную грязь на романтику полетов. Особенно приветствовались солдаты-пулеметчики.
На этот раз никаких препятствий для перевода не было, и в первых числах марта капрал (Corporal) Баркер был зачислен в школу наблюдателей. За шесть дней, отведённых на обучение, курсанты постигали азы штурманской подготовки, аэрофотосъемки, воздушной стрельбы и комуникации. После окончания такого "суперускоренного" курса, Баркер стал "кандидатом во вторые лейтенанты" (Probationary 2nd Lieutenant), стажё- ром-наблюдателем 9-й эскадрильи. Часть имела на вооружении самолеты В.Е.2, почти всю войну составлявшие основу британской авиации. Это были надежные машины, любимые летчиками за простоту управления, но из-за особенностей компоновки (расположение места наблюдателя перед кабиной летчика) и неудачного размещения вооружения их экипажи не могли надёжно защищаться от атак вражеских истребителей.
С 8 по 13 марта Баркер совершил четыре вылета, в которых его пилотом был капитан Хенри ван Гутем (Henry E.van Goethem). Они проводили разведку вдоль линии фронта, не залетая на территорию противника, так что эти первые полеты являлись скорее учебно-ознакомительными, чем боевыми. Во второй половине марта Баркер приступил уже к настоящей "работе". Через месяц стажировка закончилась, он стал вторым лейтенантом, уже дипломированным наблюдателем и был переведён в 4-ю эскадрилью, которая занималась, в основном, фоторазведкой. В июне, во время одного из вылетов Баркер получил первое ранение - немецкая пуля попала в ногу. Рана оказалась легкой, врач ограничился перевязкой и разрешил дальнейшие полеты.
Служба с фоторазведчиками закончилась 7 (по другим данным 18) июля очередным переводом, на этот раз в эскадрилью номер 15, которая занималась (главным образом) взаимодействием с артиллерией. Так что Баркеру пришлось срочно осваивать работу с радиопередатчиком. При необходимости эскадрилья привлекалась к выполнению любых заданий, но большую часть времени её экипажи искали подходящие цели (обычно немецкие тяжелые батареи) и наводили на них огонь своей артиллерии.
21 июля Баркеру довелось впервые испытать радость победы. Его В.Е.2 был атакован неприятельским самолетом, идентифицированным как "Роланд". Немецкий летчик всё хорошо рассчитал: он зашел со стороны солнца и спикировал на свою жертву, добившись внезапности нападения. Но Уильям недаром провел столько времени на охоте: мгновенно среагировав на атаку германца меткой пулеметной очередью, он послал вражеский аэроплан к земле.
Хорошее настроение лётчиков омрачало только то, что их победа не была засчитана, в этом плане Баркеру еще долго не везло. 15 августа он сумел отразить атаку "Фоккера"-моноплана, но и этот успех не был подтвержден, хотя косвенным его признанием можно считать то, что тогда канадец впервые удостоился "упоминания в приказе" (Mentioned in Desparches - принятая в британской армии форма поощрения за какие-либо выдающиеся действия, которые, однако, недостаточны для более серьёзной награды).
В конце лета - начале осени 1916 г. боевые вылеты на устаревших В.Е.2 становились всё более рискованными - на фронте появились немецкие истребители нового поколения. С лучшими из них - "Альбатросами" D.II Баркеру и его пилоту пришлось столкнуться в середине сентября, когда им поручили сфотографировать новые укрепления, которые возводили немцы. При пересечении линии фронта одиночный английский самолёт был атакован парой "Альбатросов". Большинство летчиков в такой ситуации не медля ни секунды развернулись бы и попытались спастись бегством, но пилот Баркера продолжил полет к цели, надеясь на свое искусство и меткость стрелка. Уильям полностью оправдал доверие напарника и сумел настолько сильно повредить один из истребителей, что оба немца предпочли ретироваться и поискать более легкую добычу. Проведя фотографирование, британский экипаж благополучно доставил фотоснимки на свой аэродром, отразив на обратном пути атаки еще четырех истребителей.
В ноябре лейтенант Баркер во второй раз был упомянут в приказе, на этот раз за срыв немецкой контратаки на важный пункт, занятый незадолго до того канадскими войсками: 15 ноября они с летчиком лейтенантом Аклендом (А. V. Acland) обнаружили концентрацию войск противника и по радио вызвали огонь всей артиллерии сектора.
profilib.net


