Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

адская почта. Журнал адская почта


Вопрос 18. Журнал ф.А. Эмина «Адская почта». Содержание журнала. Характер сатиры. Объекты обличения и сатирического осмеяния.

Последним из группы сатирических изданий 1769 г. был журнал писателя Ф.А. Эмина «Адская почта, или Переписка хромоногого беса с кривым», «ежемесячное издание». Первая книжка журнала вышла из печати в июле, и до конца года появилось шесть книжек. Сведений о тираже этого издания не сохранилось.

Замысел журнала возник у Эмина еще в апреле, о чем можно судить, исходя из материалов «Всякой всячины» за этот месяц и из предварявшего издание обращения к издателю «Всякой всячины». Журналом «Адскую почту» назвать трудно, поскольку это сочинение, принадлежавшее одному автору и лишь по характеру своего издания могущее считаться периодикой. Эмин использовал при этом традицию жанра философско-сатирической переписки, весьма распространенной в литературе французского Просвещения XV в. Достаточно вспомнить «Персидские письма» Ш. Монтескье или цикл эпистолярно-философских сочинений просветительского публициста маркиза Ж.Б. Де Буайе д' Аржанса «Кабалистические письма», «Европейские письма», «Китайские письма», представлявшие собой обсуждение политического состояния Франции того времени, и актуальных философских идеологических проблем в форме переписки корреспондентов, отражающих точки зрения, не укладывающиеся в общепринятые нормы мировосприятия. Именно такой принцип освещения действительности попытался реализовать в своем журнале Эмин. Согласно разысканиям современного исследователя, непосредственный источник сюжетной структуры «Адской почты», разумеется, кардинально адаптированный применительно к русским условиям, — это сатирические памфлеты французского писателя Э. Ленобля, имевшие форму разговоров между Хромым и Кривым бесами, гуляющими по Парижу и обменивающимися своими впечатлениями о жизни французов.

Для понимания идейной позиции издателя «Адской почты» очень важно то, что вступлением к журналу стало обращение к «Всякой всячине». По-видимому, без санкций со стороны ее издателей журнал не мог бы появиться в свет. Об этом же можно судить и по содержанию одного из первых писем уже в июльском номере, где издатель по-своему определяет место «Адской почты» в журнальном мире, а заодно формирует свое творческое кредо как журналиста: «Теперь тебя только в том уведомлю, что есть надежда и нам писать повольнее, когда пишутся "Трутень" и "Смесь". Ничего "Всякая всячина" лучше сего затеять не могла, как сделаться начинщицей журналов...» И ниже, сославшись на обозначившиеся разногласия между журналами, выразил мнение о тактике своего издания: «Нам, друг, должно писать поосторожнее, и никого в лицо не трогать, а описывать погрешности, поправления требующие». Эта осторожность позиции Эмина носила, по-видимому, принципиальный характер, о чем можно судить по содержанию последнего номера журнала, где в письме бесов к издателю подчеркивалось: «Знатных и в правлении великие места имеющих людей мы никогда в лицо не трогали нашими критическими рассуждениями...»

Для понимания Эминым задач сатиры программным и по-своему итоговым можно считать помещенное в декабрьском номере письмо к Правдолюбову (единственное в журнале не от имени бесов), где он разъясняет свой взгляд на предназначение сатиры: «Ведаю и то, что родилось в свете такое человеколюбие, которое не только о падении пороков обильные проливает слезы, но еще и о участниках оных соболезнует. Славный у многих автор, написавший должно ненавидеть пороки, а сожалеть о порочных, есть толь великий упомянутого человеколюбия подкрепитель, что множество людей, и довольно просвещенных, на свою обратил сторону. Но я сказать отважусь, что сие странное человеколюбие, сию нынешнего света добродетель произвела в свет привычка видеть часто людей порочных... а иногда с ними и обращаться...» Скрытая отсылка к рассмотренной выше полемике о сатире между «Всякой всячиной» и «Трутнем» здесь несомненна. Но как видим, Эмин занимает двойственную позицию. Его положение как писателя и как журналиста было в чем-то близко к положению М.Д. Чулкова, издателя журнала «И то и сио», чей социальный статус заставлял признавать свое бессилие исправить что-либо в этом мире и не трогать богатых. Так же смотрел на вещи и Эмин: «Если в моих критических писаниях, — писал он в заключение письма, — сыщется что-нибудь нравоучительное, то я сие пишу для тех, коим писания мои не противны, для моего препровождения времени и для пропитания, которое единственно от пера, а часто и нещастного, имею».

Сказанным определяется содержание «Адской почты». Переписка бесов — всего лишь удобная форма для изображения отдельных сторон российской действительности под сатирическим углом зрения. Впрочем, острых проблем Эмин старается не касаться. Ни о положении крестьянства, ни о злоупотреблениях власти, ни о беззакониях в судах в материалах «Адской почты» не говорится ни слова. Журнал весь состоит из своеобразных беллетризованных нравоописательных эссе — сатирических зарисовок характеров, дополняемых иногда теоретическими рассуждениями. Никаких других форм журнальной публицистики или сатиры Эмин в «Адской почте» не использует. В журнале совершенно отсутствует стихотворный отдел. Правда, в некоторых номерах имеется отдел «Адские ведомости». Содержание его в значительной мере посвящено не столько обсуждению животрепещущих вопросов русской жизни, сколько информации о событиях европейской политики и русско-турецкой войны. Социальная сатира в журнале Эмина подменяется зачастую «хроникой скандалов», в основном касающихся светской жизни столицы.

В то же время очень обильно представлена в бесовской переписке литературная жизнь Петербурга: обсуждение литературных новостей, высказывания о творчестве отдельных писателей, как живых, так и умерших, отклики на литературную полемику. В писательских кругах у Эмина было много противников, и он активно использовал свой журнал в качестве трибуны для борьбы с ними. Объектами его нападок выступали А. Сумароков, В. Лукин, Б. Рубан, М. Чулков, поэт В. Петров и др. Впрочем, к признанным корифеям российского Парнаса, таким как М.В. Ломоносов, «Адская почта» сохраняла уважительность и почтение. Обсуждению достоинств его поэзии в сравнении с наследием Сумарокова посвящено в ноябрьском номере специальное письмо.

Таким образом, между «Трутнем» и «Всякой всячиной» журнал Эмина занимал в известной мере промежуточную позицию.

studfiles.net

Русские писатели и поэты :: Литературные журналы. Адская почта

 

 

Последним из группы сатирических изданий 1769 г. был журнал писателя Ф.А. Эмина «Адская почта, или Переписка хромоногого беса с кривым», «ежемесячное издание». Первая книжка журнала вышла из печати в июле, и до конца года появилось шесть книжек. Сведений о тираже этого издания не сохранилось.

Замысел журнала возник у Эмина еще в апреле, о чем можно судить, исходя из материалов «Всякой всячины» за этот месяц и из предварявшего издание обращения к издателю «Всякой всячины». Журналом «Адскую почту» назвать трудно, поскольку это сочинение, принадлежавшее одному автору и лишь по характеру своего издания могущее считаться периодикой. Эмин использовал при этом традицию жанра философско-сатирической переписки, весьма распространенной в литературе французского Просвещения XV в. Достаточно вспомнить «Персидские письма» Ш. Монтескье или цикл эпистолярно-философских сочинений просветительского публициста маркиза Ж.Б. Де Буайе д' Аржанса «Кабалистические письма», «Европейские письма», «Китайские письма», представлявшие собой обсуждение политического состояния Франции того времени, и актуальных философских идеологических проблем в форме переписки корреспондентов, отражающих точки зрения, не укладывающиеся в общепринятые нормы мировосприятия. Именно такой принцип освещения действительности попытался реализовать в своем журнале Эмин. Согласно разысканиям современного исследователя, непосредственный источник сюжетной структуры «Адской почты», разумеется, кардинально адаптированный применительно к русским условиям, — это сатирические памфлеты французского писателя Э. Ленобля, имевшие форму разговоров между Хромым и Кривым бесами, гуляющими по Парижу и обменивающимися своими впечатлениями о жизни французов.

Для понимания идейной позиции издателя «Адской почты» очень важно то, что вступлением к журналу стало обращение к «Всякой всячине». По-видимому, без санкций со стороны ее издателей журнал не мог бы появиться в свет. Об этом же можно судить и по содержанию одного из первых писем уже в июльском номере, где издатель по-своему определяет место «Адской почты» в журнальном мире, а заодно формирует свое творческое кредо как журналиста: «Теперь тебя только в том уведомлю, что есть надежда и нам писать повольнее, когда пишутся "Трутень" и "Смесь". Ничего "Всякая всячина" лучше сего затеять не могла, как сделаться начинщицей журналов...» И ниже, сославшись на обозначившиеся разногласия между журналами, выразил мнение о тактике своего издания: «Нам, друг, должно писать поосторожнее, и никого в лицо не трогать, а описывать погрешности, поправления требующие». Эта осторожность позиции Эмина носила, по-видимому, принципиальный характер, о чем можно судить по содержанию последнего номера журнала, где в письме бесов к издателю подчеркивалось: «Знатных и в правлении великие места имеющих людей мы никогда в лицо не трогали нашими критическими рассуждениями...»

Для понимания Эминым задач сатиры программным и по-своему итоговым можно считать помещенное в декабрьском номере письмо к Правдолюбову (единственное в журнале не от имени бесов), где он разъясняет свой взгляд на предназначение сатиры: «Ведаю и то, что родилось в свете такое человеколюбие, которое не только о падении пороков обильные проливает слезы, но еще и о участниках оных соболезнует. Славный у многих автор, написавший должно ненавидеть пороки, а сожалеть о порочных, есть толь великий упомянутого человеколюбия подкрепитель, что множество людей, и довольно просвещенных, на свою обратил сторону. Но я сказать отважусь, что сие странное человеколюбие, сию нынешнего света добродетель произвела в свет привычка видеть часто людей порочных... а иногда с ними и обращаться...» Скрытая отсылка к рассмотренной выше полемике о сатире между «Всякой всячиной» и «Трутнем» здесь несомненна. Но как видим, Эмин занимает двойственную позицию. Его положение как писателя и как журналиста было в чем-то близко к положению М.Д. Чулкова, издателя журнала «И то и сио», чей социальный статус заставлял признавать свое бессилие исправить что-либо в этом мире и не трогать богатых. Так же смотрел на вещи и Эмин: «Если в моих критических писаниях, — писал он в заключение письма, — сыщется что-нибудь нравоучительное, то я сие пишу для тех, коим писания мои не противны, для моего препровождения времени и для пропитания, которое единственно от пера, а часто и нещастного, имею».

Сказанным определяется содержание «Адской почты». Переписка бесов — всего лишь удобная форма для изображения отдельных сторон российской действительности под сатирическим углом зрения. Впрочем, острых проблем Эмин старается не касаться. Ни о положении крестьянства, ни о злоупотреблениях власти, ни о беззакониях в судах в материалах «Адской почты» не говорится ни слова. Журнал весь состоит из своеобразных беллетризованных нравоописательных эссе — сатирических зарисовок характеров, дополняемых иногда теоретическими рассуждениями. Никаких других форм журнальной публицистики или сатиры Эмин в «Адской почте» не использует. В журнале совершенно отсутствует стихотворный отдел. Правда, в некоторых номерах имеется отдел «Адские ведомости». Содержание его в значительной мере посвящено не столько обсуждению животрепещущих вопросов русской жизни, сколько информации о событиях европейской политики и русско-турецкой войны. Социальная сатира в журнале Эмина подменяется зачастую «хроникой скандалов», в основном касающихся светской жизни столицы.

В то же время очень обильно представлена в бесовской переписке литературная жизнь Петербурга: обсуждение литературных новостей, высказывания о творчестве отдельных писателей, как живых, так и умерших, отклики на литературную полемику. В писательских кругах у Эмина было много противников, и он активно использовал свой журнал в качестве трибуны для борьбы с ними. Объектами его нападок выступали А. Сумароков, В. Лукин, Б. Рубан, М. Чулков, поэт В. Петров и др. Впрочем, к признанным корифеям российского Парнаса, таким как М.В. Ломоносов, «Адская почта» сохраняла уважительность и почтение. Обсуждению достоинств его поэзии в сравнении с наследием Сумарокова посвящено в ноябрьском номере специальное письмо.

Таким образом, между «Трутнем» и «Всякой всячиной» журнал Эмина занимал в известной мере промежуточную позицию.

Источник: «История русской журналистики XVIII-XIX веков». / Громова Л.П., Ковалева М.М., Станько А.И., Стенник Ю.В. и др. Под ред. Громовой Л.П. – СПб.: Издательство С-Петерб. ун-та, 2003 г.  

 

writerstob.narod.ru

адская почта.: nikkto59

1 Адская почта. 1906, № 2: Санкт-Петербург, 1906. открыть 2 Адская почта. 1906, № 3: Олимп. Санкт-Петербург, 1906. открыть 3 Аксиома. 1906, № 1: Санкт-Петербург, 1906. открыть 4 Анчар. 1906, № 1 (март): Санкт-Петербург, 1906. открыть 5 Анчар. 1906, № 3 (апрель): Санкт-Петербург, 1906. открыть 6 Бич. 1906, № 1: Санкт-Петербург, 1906. открыть 7 Бомба. 1906, № [4]: Ставрополь, 1906. открыть 8 Бомбы. 1906, № 1 (январь): Санкт-Петербург, 1906. открыть 9 Бомбы. 1906, № 2 (январь): Санкт-Петербург, 1906. открыть 10 Борцы. 1906, № 1: Санкт-Петербург, 1906. открыть 11 Букет. 1906, № 1: Санкт-Петербург, 1906. открыть 12 Букет. 1906, № 2: Санкт-Петербург, 1906. открыть 13 Букет. 1906, № 3: Санкт-Петербург, 1906. открыть 14 Букет. 1906, № 4: Санкт-Петербург, 1906. открыть 15 Букет. 1906, № 5: Санкт-Петербург, 1906. открыть 16 Букет. 1906, № 6: Санкт-Петербург, 1906. открыть 17 Булат. 1906, № 1: Санкт-Петербург, 1906. открыть 18 Буревал. [1906, № 2]: Санкт-Петербург, 1906. открыть 19 Буревал. [1906], № 1: Санкт-Петербург, 1906. открыть 20 Бурелом. 1905, № [2] Рождественский (25 декабря): Санкт-Петербург, 1905. открыть 21 Бурелом. 1905, № 1 (18 декабря): Санкт-Петербург, 1905. открыть 22 Бурелом. 1905, № 1 (27 ноября): Санкт-Петербург, 1905. открыть 23 Бурелом. 1905, № 2 (4 декабря): Санкт-Петербург, 1905. открыть 24 Бурелом. 1905, № 3 (1 января): Санкт-Петербург, 1905. открыть 25 Буря. 1906, № 4 (28 января): Санкт-Петербург, 1906. открыть 26 Буря. 1906, № 5 (4 февраля): Санкт-Петербург, 1906. открыть 27 Вампир. 1906, № 2: Санкт-Петербург, 1906. открыть 28 Вампир. 1906, № 3: Санкт-Петербург, 1906. открыть 29 Вампир. 1906, № 5: Санкт-Петербург, 1906. открыть 30 Вампир. 1906, № 6: Санкт-Петербург, 1906. открыть 31 Вампир. 1906, № 7: Санкт-Петербург, 1906. открыть 32 Вампир. 1906, № 8: Санкт-Петербург, 1906. открыть 33 Водоворот. 1906, № 2 (экстра): Санкт-Петербург, 1906. открыть 34 Волшебный фонарь. [1905, № 1]: Санкт-Петербург, 1905. открыть 35 Волшебный фонарь. 1905, № 2: Санкт-Петербург, 1905. открыть 36 Волшебный фонарь. 1905, № 3: Санкт-Петербург, 1905. открыть 37 Волшебный фонарь. 1906, № 1: Санкт-Петербург, 1906. открыть 38 Волшебный фонарь. 1906, № 2: Санкт-Петербург, 1906. открыть 39 Волшебный фонарь. 1906, № 4: Санкт-Петербург, 1906. открыть 40 Волшебный фонарь. 1906, № 5: Санкт-Петербург, 1906. открыть 41 Ворон. 1905, № 1: Москва, 1905. открыть 42 Газета Шебуева. 1906, № 11: Санкт-Петербург, 1906. открыть 43 Гвоздь. 1906, № 1 (29 января): Санкт-Петербург, 1906. открыть 44 Гудок. 1906, № 1 (пробный): Санкт-Петербург, 1906. открыть 45 Гудок. 1906, № 2 (4 февраля): Санкт-Петербург, 1906. открыть 46 Гудок. 1906, № 4 (март): Санкт-Петербург, 1906. открыть 47 Гудок. 1906, № 5 (март): Санкт-Петербург, 1906. открыть 48 Девятый вал. 1906, № 1: Санкт-Петербург, 1906. открыть 49 Девятый вал. 1906, № 2 (9 января): Санкт-Петербург, 1906. открыть 50 Дикарь. 1906, № 1: Санкт-Петербург, 1906. открыть 51 Дятел. 1905, № 1 (пробный): Санкт-Петербург, 1905. открыть 52 Жало. 1905, № 1 (29 ноября): Москва, 1905. открыть 53 Жало. 1906, № 1 : Санкт-Петербург, 1906. открыть 54 Жупел. 1905, № 2: Санкт-Петербург, 1905. открыть 55 Жупел. 1906, № 3: Санкт-Петербург, 1906. открыть 56 Журнал журналов. 1905, № 1: Санкт-Петербург, 1905. открыть 57 Журнал журналов. 1906, № 4: Санкт-Петербург, 1906. открыть 58 Журнал журналов. 1906, № 5: Санкт-Петербург, 1906. открыть 59 Журнал журналов. 1906, № 7: Санкт-Петербург, 1906. открыть 60 Журнал журналов. 1906, № 8: Санкт-Петербург, 1906. открыть 61 Забияка. 1905, № 1: Санкт-Петербург, 1905. открыть 62 Забияка. 1906, № 1 (6 января): Санкт-Петербург, 1905. открыть 63 Забияка. 1906, № 2 (21 января): Санкт-Петербург, 1906. открыть 64 Забияка. 1906, № 3 (26 января): Санкт-Петербург, 1906. открыть 65 Заноза. 1906, № 1: Санкт-Петербург, 1906. открыть 66 Заноза. 1906, № 2: Санкт-Петербург, 1906. открыть 67 Заноза. 1906, № 3: Санкт-Петербург, 1906. открыть 68 Заноза. 1906, № 4: Санкт-Петербург, 1906. открыть 69 Зарево. 1906, № 1 (февраль): Санкт-Петербург, 1906. открыть 70 Зарево. 1906, № 2 (февраль): Санкт-Петербург, 1906. открыть 71 Зарницы. 1906, № 1: Санкт-Петербург, 1906. открыть 72 Зарницы. 1906, № 3: Санкт-Петербург, 1906. открыть 73 Зарницы. 1906, № 4: Санкт-Петербург, 1906. открыть 74 Зарницы. 1906, № 5: Санкт-Петербург, 1906. открыть 75 Зарницы. 1906, № 6: Санкт-Петербург, 1906. открыть 76 Зарницы. 1906, № 8: Санкт-Петербург, 1906. открыть 77 Зарницы. 1906, № 9: Санкт-Петербург, 1906. открыть 78 Красный смех. [1906, № 4] (5 февраля): Санкт-Петербург, 1906. открыть 79 Красный смех. 1906, № 1 (1 января): Санкт-Петербург, 1906. открыть 80 Красный смех. 1906, № 2 (15 января): Санкт-Петербург, 1906. открыть 81 Кресты. 1906, № 1: Санкт-Петербург, 1906. открыть 82 Леший. 1906, № 1: Санкт-Петербург, 1906. открыть 83 Леший. 1906, № 2: Санкт-Петербург, 1906. открыть 84 Юмористический альманах. Вып. 4: Вагон. Санкт-Петербург, 1905. открыть

nikkto59.livejournal.com


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта