Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Актуальные проблемы психологического знания. Журнал актуальные проблемы психологического знания


Актуальные проблемы психологического знания

Основные направления публикаций в журнале:

  • подготовка специалистов образовательных учреждений для работы в условиях поликультурной образовательной среды

  • совершенствование диалогического взаимодействия субъектов общеобразовательной и профессиональной школы как фактор гуманизации образовательной среды

  • образование как достояние личности: актуальные проблемы и пути их решения

Задачи журнала – дать систематизированное представление о системе психолого-педагогического знания, обеспечить читателей (студентов, аспирантов, специалистов-практиков и др.) необходимой системой знаний в области психологии образовательной деятельности, выявить главные проблемы, вокруг которых аккумулируется психологическое знание.

Изложение публикуемого авторского материала сосредоточено на изучении роли современного образования в формировании личности, общих вопросах образовательной деятельности, проблемах обучения и воспитания человека (детей), социальном и институциональном контекстах педагогической психологии, функционировании образовательной системы, организации  и динамике педагогической деятельности, психологическом климате в ученическом и учительском коллективах, вопросах взаимодействия учителя и ученика.

В концептуальном плане тексты журнала базируются на теоретических построениях отечественной психологии.

Выбор конкретных фактов, результатов, закономерностей и форма их изложения подчинены центральной идее - вооружить читателей знанием современных психологических представлений, что является необходимым условием профессионального становления и развития, формирования экзистенционального и функционального образа  Я специалиста-психолога.

psyjournals.ru

Актуальные проблемы психологического знания

Главный редактор — Шнейдер Лидия Бернгардовна, д.псх.н., профессор

Зам. главного редактора — С.К.Бондырева, д.псх.н., профессор, действительный член РАО

Редакционная коллегия

  • Амонашвили Шалва Александрович — профессор, академик РАО, д.псх.н.

  • В.А. Болотов — д.псх.н., профессор

  • Деркач Анатолий Алексеевич (Россия) — профессор, д.псх.н.,  действительный член Российской академии образования, академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии Российской академии образования, заместитель председателя Экспертного совета по педагогике и психологии ВАК Минобрнауки РФ
  • Донцов Александр Иванович (Россия) —   д.псх.н., профессор, действительный член РАО

  • Дубровина Ирина Владимировна (Россия) — д.псх.н., профессор кафедры педагогической психологии МГППУ, зав. лабораторией «Психологической службы» МГППУ,
  • Костомаров Виталий Григорьевич (Россия) — д.филол.н., профессор

  • Малофеев Николай Николаевич (Россия) — д.пед.н., профессор

  • Никандров Николай Дмитриевич (Россия) — д.пед.н., профессор

  • Рубцов Виталий Владимирович (Россия) — д.псх.н., профессор, ректор Московского городского психолого-педагогического университета, директор Психологического института РАО.
  • Рыжаков Михаил Викторович (Россия) — д.пед.н., профессор

  • Фельдштейн Давид Иосифович (Россия) — действительный член (академик) РАО, доктор психологических наук, профессор, председатель Экспертного совета по педагогике и психологии ВАК Министерства образования и науки РФ, вице-президент РАО, д.псх.н.

psyjournals.ru

Актуальные проблемы психологического знания - PDF

Транскрипт

1 РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ» МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Актуальные проблемы психологического знания Теоретические и практические проблемы психологии Научно-практический журнал 4 (33) октябрь декабрь Издается с 2006 г. Москва 2014

2 Зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия Свидетельство ПИ ФС от 19 января 2007 г. Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов, рекомендованных ВАК для публикации основных научных результатов диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук. Главный редактор Лидия Бернгардовна Шнейдер доктор психологических наук, профессор Заместители главного редактора: Светлана Константиновна Бондырева доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, академик АПСН Любовь Алексеевна Григорович доктор психологических наук, профессор Московского психолого-социального университета Члены редакционного совета: Михаил Романович Гинзбург доктор психологических наук, профессор Научного центра Московского психологосоциального университета Марина Валерьевна Ермолаева доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой возрастной психологии Московского психолого-социального университета Учредитель: НОУ ВПО «Московский психолого-социальный университет» ISSN Московский психолого-социальный университет, 2014 Актуальные проблемы психологического знания, 2014

3 Содержание ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ Афанасенкова Е. Л. Теоретическое обоснование содержания понятия «мотивационно-личностная сфера» и ее характеристик... 5 Лопаткова И. В. Художественная сущность внутриличностного конфликта...15 Сосновский Б. А. Духовные основания культуры личности...22 СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Заикин В. А. Взаимосвязь группового и индивидуального морального решения...27 Ефремова М. В., Лепшокова З. Х. Религиозность и стратегии аккультурации мигрантов и принимающего населения...35 Хрусталёва В. В. Содержательно-структурные характеристики и основные проявления социальной идентичности у учащихся профильных классов...46 ПСИХОДИАГНОСТИКА Ерзин А. И. Методика «Проактивное поведение»: описание шкал и первичная оценка психометрических показателей...59 Лебедева Е. А. Тестовая методика «ПОТЕНЦИАЛ»: смысловой подход к отбору управленческих кадров...69 СЕМЕЙНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Арпентьева (Минигалиева) М. Р. Метатехнологии понимания в психологическом консультировании замещающих семей...79 Белопольская Н. Л., Рубан О. В., Слепухина А. А., Безпальчева О. В. Русская традиция пестования в воспитании современными матерями детей с нормативным и проблемным развитием Кезикова И. З. Тревожность старших дошкольников и рациональность поведения в конфликте их матерей ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА Матюшкина А. А., Чечельницкая М. Б. Типы продуктивных решений в творческом мышлении (на материале анализа мышления режиссера) Новикова В. А., Яничева Т. Г. Креативность и некоторые особенности общения подростков НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ Шипкова К. М., Маханькова В. Г. Влияние болезни на качество жизни пациентов с локальными поражениями мозга и речевыми нарушениями Сведения об авторах Authors Правила оформления статей

4 Table of contents PERSONALITY PSYCHOLOGY Afanasenkova E. L. The motivational and personal sphere concept content and its characteristics theoretical reasoning...5 Lopatkova I. V. The intra personal conflict art essence Sosnovsky B. A. Spiritual bases of the personality culture SOCIAL PSYCHOLOGY Zaikin V. A. The group and individual moral decision interrelation Efremova M. V., Lepshokova Z. K. Religiousness and acculturation strategies of migrants and the accepting population Khrustalyova V. V. Semantic and structural characteristics and main manifestations of social identity at profile classes pupils PSYCHODIAGNOSTICS Erzin A. I. Pro-active behavior technique: scales description and primary assessment of psychometric indicators Lebedeva E. A. The POTENTIAL test technique: a semantic approach to the administrative personnel selection FAMILY PSYCHOLOGY Arpentyeva (Minigalieva) M. R. Understanding metatechnologies in the psychological consultation of substitute families Belopolskaya N. L., Ruban O. V., Slepukhina A. A., Bezpalcheva O. V. Russian fostering tradition in modern mothers upbringing of children with standard and problem development Kezikova I. Z. Senior preschool children s uneasiness and behavioral rationality in the conflicts of their mothers CREATIVITY PSYCHOLOGY Matyushkina A. A., Chechelnitskaya M. B. Types of productive decisions in the creative thinking (on the stage director s thinking analysis material) Novikova V. A., Yanicheva T. G. Creativity and some features of teenagers communication NEUROPSYCHOLOGY Shipkova K. M., Makhan kova V. G. The illness influence on the life quality of patients with local brain affection and speech disorder Authors Manuscript submission guidelines

5 НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ К. М. Шипкова, В. Г. Маханькова Влияние болезни на качество жизни пациентов с локальными поражениями мозга и речевыми нарушениями Целью исследования было изучение влияния когнитивных нарушений на качество жизни пациентов с афазией и дизартрией с сосудистым и травматическим поражением мозга. В исследовании принимали участие 15 больных с афазией и 18 пациентов с дизартрией. Исследование состояло из двух частей: изучение качества жизни пациентов с нарушениями речи и изучение степени их когнитивных расстройств. Была выбрана следующая батарея методик: SS-QOL, Stroke Specific Quality of Life Scale, The Lawton Instrumental Activities of Daily Living (IADL) Scale, MMSE, Frontal Assessment Batter FAB. Результаты: 1) топика локальных органических поражений головного мозга не оказывает значимого влияния на степень когнитивных нарушений; 2) при афазии выявлена прямая корреляция между степенью когнитивного нарушения и качеством жизни; 3) повседневная активность пациентов с дизартрией, у которых нет когнитивных нарушений, выше, чем у пациентов этой же группы, но с когнитивными нарушениями; 4) существуют и другие факторы, оказывающие влияние на качество жизни: уровень образования, давность заболевания. Ключевые слова: качество жизни, когнитивные нарушения, повседневная активность, инструментальная активность. Качество жизни представляет собой единство объективных и субъективных аспектов повседневной жизнедеятельности больного человека, которые могут зависеть как от выраженности симптомов здоровья, так и от эмоциональных, социальных и других факторов. Качество жизни (КЖ) охватывает различные стороны жизни как профессиональные, так и бытовые, а не только те, которые связаны с состоянием здоровья. Ранее мало внимания уделялось вопросу влияния болезни на повседневную жизнь человека, но в последнее время начинали активно разрабатываться психологические аспекты проблемы КЖ так называемое качество жизни, связанное со здоровьем [10; 9; 8]. Перед современной нейропсихологической реабилитацией, наряду с задачей восстановления нарушенных высших психических функций, также стоит задача, связанная с повышением КЖ пациента. На КЖ влияет оценка больным своего положения в обществе, культурных особенностей, его система ценностей, целей, планов, возможностей [3; 5]. Актуальность изучения качества жизни больных с локальными поражениями головного мозга не вызывает сомнений, так как, по данным ВОЗ, 30 % больных составляют лица трудоспособного возраста (до лет), а % больных, перенесших инсульт, полностью утрачивают профессиональные навыки и трудоспособность. В первые месяцы после инсульта у большинства пациентов диагностируются когнитивные нарушения (КН). 133

6 При этом распространенность самого тяжелого вида КН постинсультной деменции составляет 7 40 % в зависимости от возраста пациента и тяжести перенесенного инсульта [1]. Наличие когнитивных нарушений любой степени тяжести не только существенно снижает качество жизни самого пациента, но и напрямую влияет на жизнь его ближайших родственников [2]. Стоит отметить, что нарушения речи (афазия, дизартрия) наблюдаются более чем у трети больных, перенесших инсульт, и являются вторым по значимости и распространенности постинсультным дефектом после двигательных нарушений. К концу острого периода инсульта афазия отмечается в 36 % случаев, дизартрия в 14 % случаев. При афазии нарушается речь как психический процесс, по разному проявляя себя в случае моторных афазий (афферентная моторная, эфферентная моторная), где нарушается произносительная сторона речи при сохранности понимания устной речи и чтения и височных афазий (сенсорная, акустико-мнестическая), при которых нарушение в большей степени затрагивает понимание обращенной речи. Афазия является результатом поражения коры больших полушарий мозга. Дизартрия развивается при поражении субкортикальных структур мозга и проявляется в нарушении артикулирования звуков, при этом собственно речь с точки зрения понимания и продуцирования речевого сообщения не повреждается. Черепно-мозговая травма также часто сопровождается речевыми нарушениями при тяжелой травме они составляют около 30 % случаев. Наличие речевого дефекта значительно снижает коммуникативные возможности больных, повседневную жизненную активность, способствует их социальной изоляции [4]. Больной не может выразить себя, свои переживания, передать информацию и, конечно, не может самостоятельно, без специальной помощи вернуться в социальную среду, пока не пройдет специального восстановительного обучения, реабилитации и социальной реадаптации [11]. Цель нашего исследования состояла в исследовании влияния когнитивных расстройств (на примере нарушений речи) на качество жизни пациентов с органическими поражениями головного мозга. Испытуемые. В исследовании приняли участие 33 больных с локальным поражением головного мозга сосудистой и травматической этиологии. В группу «афазия» вошли 12 мужчин (средний возраст 52 ± 15 лет) и 3 женщины (средний возраст 57 ± 7 лет) с давностью заболевания от 4 месяцев до 9 лет. Пациенты были с разными формами афазии. В группу «дизартрия» вошли 13 мужчин (средний возраст 39 ± 14 лет) и 5 женщин (средний возраст 48 ± 17 лет) с давностью заболевания от 3 месяцев до 3,5 лет. Степень речевых нарушений в группе «афазия» была различной: грубая 3 человека, средне-грубая 5 человек, средняя 6 человек, среднелегкая 0, легкая 1 человек. [12]. В группе «афазия» пациенты с грубыми нарушениями речи имели моторные формы афазии. Все пациенты имели достаточный уровень понимания устной и письменной речи, что позволяло провести все нижеприведенные методики. 134

7 Степень речевых нарушений в группе «дизартрия»: грубая 3 человека, средне-грубая 3 человека, средняя 8 человек, средне-легкая 1 человек, легкая 3 человека. Методика. В исследовании использовалась следующая батарея методик. Для оценки качества жизни 1. «Шкала оценки качества жизни при инсульте» (SS-QOL, Stroke Specific Quality of Life Scale) [15]. Методика состоит из следующих шкал: «энергичность», «роль в семье», «речь», «мобильность», «настроение», «особенности характера», «самообслуживание», «социальная среда», «мышление», «функции верхней конечности», «зрение», «работа/производительность». 2. «Шкала оценки инструментальной деятельности в повседневной жизни» (The Lawton Instrumental Activities of Daily Living (IADL) Scale) [14]. Шкала исследует такие возможности, как «пользование телефоном», «совершение покупок», «приготовление пищи», «ведение домашнего хозяйства», «стирка», «пользование транспортом», «прием лекарственных препаратов», «ведение финансов». Проведение вышеупомянутых шкал проводилось путем предъявления пациентам карточек с возможными ответами на вопрос. Пациент должен был ответить указанием на одну из них. Для оценки степени когнитивных нарушений 3. «Монреальская шкала оценки когнитивных функций» (Мini Mental State Examination MMSE) [16]. В ней исследуются: «зрительноконструктивные навыки», «называние», «внимание», «речь», «абстрактное мышление», «отсроченное воспроизведение заученных слов», «ориентация в месте и времени». 4. «Батарея лобной дисфункции» (Frontal Assessment Battery FAB) [13]. В методике измеряются следующие шкалы: «концептуализация» (способность к абстракции и обобщению в мыслительной деятельности. Прим. авт.), «беглость речи», «динамический праксис», «простая реакция выбора», «усложненная реакция выбора», «хватательный рефлекс». Статистическая обработка проводилась методом ранговой корреляции Спирмена [6]. Результаты исследования. Группа «афазия» по SS-QOL шкалам набрала меньшее количество баллов по всем шкалам (130 баллов из 240 возможных), в сравнении с группой «дизартрия» (142 балла из 240 возможных) (рис. 1), но различия не были статистически значимы (р 0,05). По шкале «речь» группа «афазия» оценила свои возможности ниже, чем группа «дизартрия». Стоит отметить, что практически все пациенты реально оценивали свои речевые возможности их субъективная оценка совпадала с объективной количественной оценкой тяжести речевых нарушений [12]. Обращает внимание тот факт, что в целом все пациенты отметили, что существенные изменения произошли у них в эмоциональной сфере и характере. Шкала «характер» позволяла оценить, поменялся ли характер по- 135

8 сле болезни. Возможность пациента осознать этот факт говорит о том, что он пытается влиять на негативные последствия этих трансформаций, а значит, в конечном итоге активнее адаптируется к новому качеству жизни. В большей степени наличие изменений в характере отмечалось в группе «дизартрия». На утверждение «Мой характер изменился» 61 % пациентов дали утвердительный ответ, 22 % отрицательный и 16 % ответили «половина на половину». У группы «афазия» ответы распределились 53 %, 27 %, 20 % соответственно. Различия в распределении ответов между группами были статистически значимы (r s = 0,819, p 0,01). Энергичность Роль в семье Речь Мобильность Настроение Характер Самообслуживание Соц. роль Мышление Функ. верх. конечностей Зрение Работа Дизартрия Афазия Рис. 1. Шкала оценки качества жизни пациентов с инсультом По шкале «настроение» общий фон настроения у пациентов группы «дизартрия» был выше, чем в группе «афазия», что говорит о том, что последние острее переживают последствия болезни и возникшую трудность речевой коммуникации. Важную роль у пациентов с расстройствами речи играет семья, ее участие в жизни больного. В целом, в обеих группах потребность в семье, участии родственников в процессе выздоровления, в моральной поддержке удовлетворена. В шкале «Роль в семье» есть утверждение «Я чувствую, что в тягость семье». Пациентов, которые утвердительно ответили на этот вопрос, было незначительное количество в обеих группах («афазия» 7 %, «дизартрия» 11 %). Большее количество пациентов («афазия» 33 %, «дизартрия» 20 %) отвечали «половина на половину». Если суммировать эти два варианта ответов по каждой группе, то в группе «афазия» 40 %, а в группе «дизартрия» 31 % пациентов чувствовали, что они в тягость своей семье. Это

9 обстоятельство отражалось на продуктивности самой реабилитации, снижая мотивацию на возращение к прежней жизни. Что касается самостоятельной активности пациентов, то ее степень и вида активности оценивала шкала «Оценка инструментальной деятельности в повседневной жизни». Как видно из рисунка 2, уровень повседневной активности у пациентов группы «дизартрия» (66 баллов) был несколько выше по абсолютным значениям, чем у пациентов группы «афазия» (61 балл). Они проявляли большую самостоятельность в приеме пищи и лекарств, были более мобильны, хотя различия не достигали статистической значимости (р 0,05). Мы выявили, что в группе «дизартрия» есть значимая корреляция между КЖ и инструментальной деятельностью (r s = 0,639, p 0,01), а в группе «афазия» такой корреляции не отмечалось. Телефон Покупки Прием пищи Домашнее хозяйство Стирка Транспорт Прием лекарств Ведение финансов Дизартрия Афазия Рис. 2. Шкала оценки инструментальной деятельности в повседневной жизни Стоит отметить, что, судя по отдельным высказываниям пациентов обеих групп, их потенциальные возможности в повседневной активности были в ряде случаев выше, чем они заявляли в своих ответах. Ниже мы приводим примеры таких высказываний. Пациент П., 50 лет, высшее образование, комплексная моторная афазия средней степени выраженности: «На самом деле я могу сам кушать и одеваться, но не хочу». Пациентка Р., 64 года, среднее образование, акустико-мнестическая афазия средне-грубой степени выраженности: «Я вполне могу себя обслуживать, пользоваться общественным транспортом, если мне иногда подсказывать. Я иногда забываю, например, как что-то готовить, и тогда я звоню подруге, и она мне говорит». Пациент У., 49 лет, высшее образование, дизартрия легкой степени выраженности. В шкале «Приготовление пищи» выбрал ответ «Готовит правильную пищу при наличии нужных ингредиентов». При этом комментирует: 137

10 «Никогда так не делаю, но, конечно, мог бы в принципе сделать». В шкале «Стирка» выбрал ответ «Стирает небольшие вещи, полощет чулки и т. д.». Комментирует так: «Могу, конечно, но нет никакой необходимости». Приведенные примеры показывают, что одни пациенты стараются быть более независимыми, а другие имея большие возможности к независимому поведению, не стремятся к этому. Последнее говорит о низкой мотивации, отсутствии стремления к самостоятельному, независимому образу жизни. Из бесед с больными удалось узнать, что их мобильность в большой мере зависит от наличия автотранспорта в семье. Как отметил один пациент, передвигавшийся в инвалидном кресле, что «за границей более приспособленные условия для мобильного перемещения лиц с ограниченными возможностями». Это замечание показывает, что проблема качества жизни не только личная, но и социальная проблема. Выявление когнитивных нарушений у выборки по «Монреальской шкале оценки когнитивных функций» (рис. 3) и «Батарее лобной дисфункции» (рис. 4) выявило следующее распределение больных в группах. Подгруппа «норма» в каждой группе состояла из пациентов без КН, а пациенты с тяжелой и умеренной степенью составили «подгруппу с КН». Степень нарушения когнитивных функций составила: в группе «афазия»: тяжелая 6 человек, умеренная 9 человек, норма 0; в группе «дизартрия»: тяжелая 3 человека, умеренная 9 человек, норма 6 человек. Результаты показывают, что когнитивные функции оказались затронутыми в меньшей степени у группы «дизартрия», чем у пациентов с афазией. Проведенный корреляционный анализ показал, что в группе «афазия» была выявлена прямая корреляция между степенью КН и КЖ: чем выраженнее была степень КН, тем ниже КЖ (r s = 0,628, р 0,01). Навыки Называние/узнавание Внимание Речь Абстракция Отср. воспроизведение Ориентация Дизартрия Афазия Рис. 3. Монреальская шкала оценки когнитивных функций Оценка состояния управляющих функций (рис. 4) демонстрирует отставание в показателях у группы «афазия». Это объяснимо, так как афазия возникает при поражении корковых отделов мозга и сам факт афазии влияет на регуляцию и организацию поведения в целом. По шкалам «беглость речи», «динамический праксис», «хватательный рефлекс» были наиболь- 138

11 шие количественные различия, но все они были статистически недостоверны (p 0,05). Концептуализация Беглость речи Динамический праксис Простая реак. выбора Усложненная реак. выбора Хватательный рефлекс 0 0,5 1 1,5 2 2,5 3 Дизартрия Афазия Рис. 4. Батарея лобной дисфункции Мы сопоставили уровень повседневной активности групп «афазия» и «дизартрия» в зависимости от наличия КН. Для этого мы использовали данные «Шкалы оценки инструментальной деятельности в повседневной жизни» и выбрали некоторые шкалы из методики «Качества жизни пациентов с инсультом»: «энергичность», «самообслуживание», «характер», «настроение», «речь», «мобильность». Эти шкалы были отобраны не случайно. Именно по этим шкалам отмечалась наибольшая разница в результатах между пациентами вышеуказанных групп, и все они отражают разные аспекты повседневной активности. Для проведения меж- и внутригруппового сравнительного анализа мы сопоставляли между собой пациентов с КН и без них (табл. 1). Таблица 1 Когнитивные нарушения и уровень повседневной активности пациентов с нарушениями речи (в баллах) Группа Группа «Афазия» «Дизартрия» Повседневная активность пациентов 43,1 42,3 с наличием когнитивных нарушений Повседневная активность пациентов 55,5 без когнитивных нарушений Уровень повседневной активности у пациентов «подгруппы с КН» в группе «дизартрия» незначимо отличался от такой же подгруппы в группе «афазия» (р 0,05). Так как у нас не было ни одного наблюдения в группе «афазия», где бы мы отмечали случаи без КН, то изменение уровня повседневной активности в зависимости от наличия КН мы не смогли провести. Однако результаты в группе «дизартрия» показали, что при отсутствии КН уровень активности пациентов был значимо выше (r s = 0,738, р 0,01). Таким образом, КЖ зависит от наличия/отсутствия КН. Мы решили исследовать, какие иные факторы, помимо наличия КН, могут оказывать влияние на КЖ. Для этого мы выделили в качестве коррелятов уровень образования, давность заболевания (сравнение пациентов с давностью болезни до 1 года и более 5 лет). 139

12 Таблица 2 Корреляции между КЖ и уровнем образования/давностью заболевания Корреляты Группа «Афазия» Группа «Дизартрия» r s р 0,05 р 0,01 r s р 0,05 р 0,01 КЖ и давность заболевания 1 2,55* 0,94 0,886* 0,85 КЖ и уровень образования 2 6,95* 0,94 0,905* 0,61 0,76 Примечание: * наличие корреляционной зависимости. Как видно из таблицы 2, давность заболевания и уровень образования являются значимыми параметрами для всех больных с коммуникативными расстройствами. Обратная корреляция между качеством жизни и давностью заболевания указывает на то, что с течением времени качество жизни ухудшается в обеих группах. Представляется интересным влияние образования на качество жизни. Уровень критичности, способность к анализу, самоанализу, адекватной оценке ситуации и своих проблем, с одной стороны, и стремление к возвращению к активной жизни, мотивацию с другой, проявляют пациенты с высшим образованием вне зависимости от вида речевых нарушений. Выводы 1. Проведенное исследование показало, что нет значимых различий между наличием афазии и дизартрии и качеством жизни: при обоих нарушениях речевой коммуникации снижается качество жизни. Таким образом, не форма нарушений речи, а их наличие является значимым фактором, влияющим на качество жизни. 2. При афазии выявлена прямая корреляция между степенью когнитивного нарушения и качеством жизни: чем выраженнее степень когнитивных расстройств, тем ниже показатели качества жизни. 3. Было выявлено влияние когнитивных нарушений на уровень повседневной активности. Повседневная активность пациентов с дизартрией без когнитивных нарушений была значимо выше, чем у пациентов с их наличием. 4. Существуют и другие факторы, оказывающие влияние на качество жизни: уровень образования, давность заболевания. Studying of cognitive violations influence on the quality of life of the patients with aphasia and dysarthria with brain vascular and traumatic affect was a research objective. 15 patients with aphasia and 18 patients with a dysarthria took part in the research. Research consisted of two parts: studying of quality of life of patients with violations of speech and studying of extent of their cognitive frustration. The following battery of techniques was chosen: SS-QOL, Stroke Specific Quality of Life Scale, The Lawton Instrumental Activities of Daily Living (IADL) Scale, MMSE, Frontal Assessment Batter FAB. Results: 1) the topography of the brain local organic affects does not render significant influence on extent of cognitive violations; 2) the direct correlation between the extent of cognitive violation and quality of life was revealed at aphasia 3) the daily activity of patients with dysarthria with no cognitive violations is higher than the daily activity of the same group patients, but with cognitive violations; 4) there are also other factors influencing quality of life: education level, long-standing of the disease. Keywords: quality of life, cognitive violations, daily activity, tool activity. 140

13 Список литературы 1. Захаров В. В. Инсульт и когнитивные нарушения / В. В. Захаров, Н. В. Вахнина // Неврология, нейропсихология, психосоматика С Захаров В. В. Нервно-психические нарушения: диагностические тесты / В. В. Захаров, Т. Г. Вознесенская. М. : МЕДпресс-информ, с. 3. Лычева Н. О. Влияние клинических и нейропсихологических факторов на качество жизни больных с болезнью Паркинсона : автореф. дис. канд. м. наук [Электронный ресурс] / Н. О. Лычева // Рос. мед. акад. последиплом. образования. М., с. Режим доступа: ( ). 4. Малахов В. А. Проблема патологии речи у взрослых с органическими заболеваниями головного мозга [Электронный ресурс] / В. А. Малахов, А. Н. Завгородняя // Новости медицины и фармации Режим доступа: article/12058 ( ). 5. Мальцев С. Б. Оценка ежедневной активности, участия в жизни общества и качества жизни [Электронный ресурс] / С. Б. Мальцев. М., с. Режим доступа: manuals.sdc-eu.info/library/12_t2.pdf ( ). 6. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. СПб. : Речь, с. 7. Никонов С. Ф. Исследование качества жизни у пожилых больных после операции на сердце / С. Ф. Никонов, И. Е. Олофинская, Л. С. Багиян // Качественная клиническая практика С Новик А. А. Руководство по исследованию качества жизни в педиатрии / А. А. Новик, Т. И. Ионова / под ред. акад. РАМН Ю. Л. Шевченко. М. : РАЕН, c. 9. Новик А. А. Руководство по исследованию качества жизни в медицине / А. А. Новик, Т. И. Ионова ; под ред. акад. РАМН Ю. Л. Шевченко. М. : Изд-во «ОЛМА Медиа Групп», с. 10. Суворовцева А. К. Клинико-психологическое исследование качества жизни больных с депрессивными расстройствами : автореф. дис. канд. психол. наук / А. К. Суворовцева. Томск, с. 11. Цветкова Л. С. Афазиология: современные проблемы и пути их решения / Л. С. Цветкова. М. : МОДЭК, с. 12. Цветкова Л. С. Методика оценки речи при афазии / Л. С. Цветкова, Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева. М. : Изд-во МГУ, с. 13. Dubois B. The FAB: A Frontal Assessment Battery at bedside [Электронный ресурс] / B. Dubois, A. Slachevsky, I. Litvan, B. Pillon // Neurology V. 55 issue 11. P Режим доступа: tests/23786 ( ). 14. Graf G. The Lawton Instrumental Activities of Daily Living (IADL) Scale. [Электронный ресурс] / G. Graf. Режим доступа: try_this_23.pdf ( ). 15. Williams L. S. SS-QOL, Stroke Specific Quality of Life Scale [Электронный ресурс] / L. S. Williams, M. Weinberger, L. E. Harris, D. O. Clark, J. Biller. Режим доступа: ( ). 16. Nasreddin Z. Мini Mental State Examination MMSE (MD Version 7.1) [Электронный ресурс] / Z. Nasreddin. Режим доступа: suppl/2013/10/08/strokeaha dc1/cumming_2642.pdf ( ). 141

docplayer.ru

Актуальные проблемы психологического знания - PDF

Транскрипт

1 РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Актуальные проблемы психологического знания Теоретические и практические проблемы психологии Научно-практический журнал 1 (30) январь март Издается с 2006 г. Москва 2014

2 Зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдеием законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия Свидетельство ПИ ФС от 19 января 2007 г. Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов, рекомендованных ВАК для публикации основных научных результатов диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук. Главный редактор Лидия Бернгардовна Шнейдер доктор психологических наук, профессор Заместитель главного редактора Любовь Алексеевна Григорович доктор психологических наук, профессор Московского психолого-социального университета Члены редакционного совета: Михаил Романович Гинзбург доктор психологических наук, профессор Научного центра Московского психологосоциального университета Марина Валерьевна Ермолаева доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой возрастной психологии Московского психолого-социального университета Учредитель: НОУ ВПО «Московский психолого-социальный университет» ISSN Московский психолого-социальный университет, 2014 Актуальные проблемы психологического знания, 2014

3 Содержание ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ Яценко Д. А. Содержание, критерии и процедура методологического анализа экспериментальных исследований личности... 7 СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Ефремова М. В. Роль религиозной идентичности в моделях экономического поведения: межконфессиональный анализ...20 Казанцев Д. И. Профессионально-психологическая готовность современного руководителя образовательного учреждения к управленческой деятельности (модель управленческих компетенций)...31 Крушельницкая О. Б. Информационно-психологический подход к исследованию проблемы референтности...37 Рожков О. П. Механизм социально-психологической адаптации детей с задержкой интеллектуального развития...45 Танвель И. В. Особенности коммуникативно-интерактивных стратегий как составляющих профессионально-этической культуры студентов педагогического вуза...56 ЭТНОПСИХОЛОГИЯ Степанова А. А. Конфликтность межэтнического взаимодействия в трудовом коллективе...65 Ткаченко Н. В. Исследование этнической идентичности хакасов в моноэтничной среде...75 Хухлаева О. В. Этнокультурные особенности представления об уверенности в себе...84 ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ Акопова М. М. Нервно-психическое развитие и когнитивные расстройства ВИЧ-инфицированных детей: теоретико-эмпирическое исследование...91 Егорова А. И. Эмпирическое исследование личностной зрелости в студенческом возрасте на разных уровнях высшего образования...95 Ерзин А. И. Проактивность как основа становления личности специалиста СЕМЕЙНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Шифельбейн Е. В.Субъектно-деятельностный подход как основа построения модели психолого-педагогического сопровождения замещающей семьи

4 ПСИХОЛОГИЯ ВРЕМЕНИ Виндекер О. С.,Останина М. В. Формальный и содержательный анализ шкалы общей прокрастинации C. H. Lay (на примере студенческой выборки) ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Акопова М. М. Программа психолого-педагогического сопровождения познавательного развития ВИЧ-инфицированных младших школьников в период пребывания в стационаре Сведения об авторах Authors Правила оформления статей...141

5 Table of contents PERSONALITY PSYCHOLOGY Yatsenko D. A. Content, criteria and procedure of the personality s experimental research methodological analysis...7 SOCIAL PSYCHOLOGY Efremova M. V. The religious identity s role in the models of economic behavior: interconfessional analysis Kazantsev D. I. An educational institution modern Head s professional and psychological readiness for the management (management competencies model) Krushelnytskaya O. B. Information-psychological approach to the reference problems study Rozhkov O. P. Mentally retarded children s mechanism of social and psychological adaptation Tanvel I. V. Features of communicative and interactive strategies as the pedagogical universities students professional and ethics culture components ETHNOPSYCHOLOGY Stepanova A. A. Interethnic interaction proneness to conflict in the work team Tkachenko N. V. The Khakasses ethnic identity in the mono-ethnic environment study Khukhlaeva O. V. Self-confidence idea s ethno-cultural peculiarities DEVELOPMENTAL PSYCHOLOGY Akopova M. M. Neuropsychological growth and cognitive disorders of HIV-infected children: theoretical and empirical research Egorova A. I. An empirical study of the personality s maturity in student s age at different levels of higher education Erzin A. I. Proactivity as the basis for the specialist s personality formation FAMILY PSYCHOLOGY Shifelbein E. V. Subject-activity approach as the basis for psychological and pedagogical support modeling of stepfamilies

6 PSYCHOLOGY OF TIME Vindeker O. S., Ostanina M. V. The formal and substantive analysis of the C.H. Lay s overall procrastination scale (on the student sample example) EDUCATIONAL PSYCHOLOGY Akopova M. M. The program of psycho-pedagogical support for cognitive growth of HIV-infected primary school children during their stay in hospital Authors Manuscript submission guidelines...141

7 Список литературы 1. Андреева Г. М. Психология социального познания : учеб. пособие для студентов вузов / Г. М. Андреева. М. : Аспект Пресс, с. 2. Лебедева Н. М. Социально-психологические закономерности аккультурации этнических групп / Н. М. Лебедева // Этническая психология : хрестоматия. СПб. : Речь, Майерс Дэвид Дж. Социальная психология / Дэвид Дж. Майерс ; пер. З. Замчук. СПб. : Питер, с. 4. Почебут Л. Г. Взаимопонимание культур. Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности : учеб. пособие / Л. Г. Почебут. СПб. : Изд-во С.-Петербург. ун-та, с. 5. Почебут Л. Г. Кросс-культурная и этническая психология : учеб. пособие / Л. Г. Почебут. СПб. : Питер, с. 6. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология : учебник для вузов / Т. Г. Стефаненко. 3-е изд., испр. и доп. М. : Аспект Пресс, с. 7. Столяренко Л. Д. Основы психологии : учеб. пособие / Л. Д. Столяренко. М. : Проспект, с. Н. В. Ткаченко Исследование этнической идентичности хакасов в моноэтничной среде 1 В статье представлены результаты исследования этнической идентичности хакасов, проживающих в моноэтнической среде. Выявлен общий и ведущий тип этнической идентичности с помощью методики Дж. Финни. В целях анализа эмоционально-оценочного компонента этнической идентичности был разработан опросник «Приписывание качеств», а также проведено изучение индивидуальных ценностей хакасов с помощью портретного ценностного опросника пересмотренного (PVQ-R). Выявлены доминирующие типы этнической идентичности хакасов. Ключевые слова: этническая идентичность, хакасы, моноэтническая среда, когнитивный и аффективный компоненты по Финни, портретный ценностный опросник. Принято считать, что современная хакасская этническая культура, имея древние корни, начала формироваться после 1737 года под влиянием заселения территории Хакасско-Минусинской котловины русскими. Это обстоятельство наложило свой отпечаток как на уникальность синкретизма в верованиях хакасов (шаманистические практики и православие [2]), так и на всю культурную практику, связанную с традиционным мировоззрением хакасов [1; 4; 8; 11 и др.]. Советское и постсоветское время поставило новые задачи перед малочисленным народом Южной Сибири. В настоящее время, наряду с очевидными процессами социальной, культурной, политической консолидации хакасского этноса, существует проблема оттока молодежи из деревень (аалов) в большие города, что влечет за собой фактически автоматическую интеграцию в группу этнического большинства. Это приводит к утере разговорной языковой, религиозной, обиходной практики, характерной для хакасской традиционной культуры, и, как следствие, к стиранию границ этнической идентичности. 1 Автор статьи выражает благодарность руководителю исследовательской экспедиционной группы «Социокультурная психология и антропология» кандидату психологических наук, профессору, заведующему кафедрой психологии образования Московского педагогического государственного университета Алексею Сергеевичу Обухову, директору Усть-Чульской школы Раисе Трофимовне Чебодаевой, а также участникам экспедиционной группы учащимся лицея 1553 «Лицей на Донской», помогавшим в сборе материала. 75

8 Актуальность настоящего исследования продиктована рядом причин. С одной стороны, недостаточно исследована проблема этнической идентичности хакасов с точки зрения этнопсихологических подходов и методов исследования (исследования последних лет, посвященные исследованию этнического самосознания хакасов проводятся с точки зрения социологических, философских и исторических наук [1; 4; 5; 6; 11 и др.]). С другой стороны, изучение этнической идентичности малочисленных народов необходимо для разработки и реализации образовательных и социальных практик по сохранению и развитию этнических культур малочисленных народов. Проблемные области настоящего исследования характеризуются рядом противоречий. С одной стороны, жители республики Хакасия имеют высокую потребность в обретении собственной уникальной идентичности, с другой стороны, существует потребность интеграции в общество большинства в данном случае русскоязычного населения республики. Необходимо отметить противоречие и более глубинного уровня, связанное с историей взаимоотношений хакасов и русских в советское время. С одной стороны, накопленная обида, которая выливается в негативные стереотипы и установки по отношению к русскому населению со стороны хакасов [1, с. 2319]. А с другой стороны, существует высокая потребность в поиске оснований для совместного диалога хакасов и русских друг с другом. Отмеченные противоречия позволили нам сформулировать цель нашего полевого исследования изучить этническую идентичность хакасов на примере жителей Усть-Чульского сельсовета Аскизского района республики Хакасия в аалах: Усть-Чуль, Политово, Иллиморово, Нижняя Тея, Отты, Верхняя Тея. Данная местность была выбрана в связи с моноэтничностью селений. В нашем исследовании приняли участие 77 человек (из которых 9 человек не заполнили данные о себе), нашу выборку составили 11 мужчин и 55 женщин, средний возраст 44 года. Таким образом, мы сформулировали следующие предположения. 1. В структуре этнической идентичности хакасов ведущим будет аффективный компонент.. 2. Эмоционально-оценочный компонент этнической идентичности будет раскрываться через авто- и гетеро-стереотипы, при этом будут выделяться как общие, так и специфические стереотипы. 3. Ведущие ценности хакасов будут характеризоваться групповыми ценностями (включающими ценности благожелательности, традиции и конформизма). Изучение этнической идентичности подразумевает оперирование категорией этнос, понимаемой нами, вслед за Ю. В. Бромлеем, как исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры, сознанием своего единства [3]. Этническая идентичность является одним из элементов социальной идентичности и в общем случае это осознание, восприятие, понимание и оценивание своей принадлежности к этнической общности [13; 10, с. 127]. 76

9 Исследование этнической идентичности имеет свою историю изучения (Т. Г. Стефаненко, Г. У. Солдатова, В. Н. Павленко, В. Ю. Хотинец, С. А. Таглин, М. Барретт, Дж. Берри, Дж. Финни и др.) [7; 10]. Для целей нашего исследования мы опирались на представления о двухкомпонентной структуре идентичности, предложенной Дж. Финни [15]. Дж. Финни, опираясь на исследования Дж. Марсиа [14] и возрастную периодизацию Ж. Пиаже, рассматривала этническую идентичность в контексте идеи стадиального развития идентичности, включающей стадии непроверенной идентичности, моратория и реализованной этнической идентичности [10, с. 256]. Процедура и методы исследования. Этническая идентичность рассматривалась нами с опорой на представление об идентичности как двухкомпонентной структуре, включающей в себя аффективный и когнитивный компоненты. Для удобства представления данных мы условно разделили специализацию использованных методов так, одни методы призваны были измерить аффективный компонент, а другие когнитивный компонент. Это разделение довольно условно и используется нами для более четкой процедуры представления данных. Общая направленность этнической идентичности исследовалась с помощью методики Дж. Финни, измеряющей выраженность этнической идентичности [9, с ]. Методика Дж. Финни была призвана получить общее представление о ведущем типе этнической идентичности и использовалась нами для последующего выбора методик. В нашем случае результаты по методике Дж. Финни показали, что доля аффективного и когнитивного компонента в структуре этнической идентичности примерно одинакова (ниже будут обсуждены полученные данные). В силу данных причин было решено использовать методы, в результате которых раскрывается и когнитивный, и аффективный компоненты этнической идентичности. Аффективный компонент этнической идентичности исследовался нами с помощью методики «Приписывание качеств», выявляющей эмоциональнооценочный компонент этнической идентичности. Методика «Приписывание качеств» реализовывалась нами с опорой на идеи совместного исследования У. Стефана, Т. Г. Стефаненко и других [9, с , 22 25] и включала в себя следующие этапы. 1. Сначала была собрана группа, состоящая из жителей села Усть-Чуль и других аалов Аскизского района (всего 30 человек). Респондентам было предложено написать 15 отрицательных и 15 положительных характеристик типичного представителя своего народа. 2. Далее качества (которые остались в результате отсева непопулярных качеств, набравших менее 70 % выборов) вошли в состав опросника «приписывание качеств». В итоге методика представляла собой три набора идентичных качеств (32 пары бинарных оппозиций, всего 64), и респондентам было предложено оценить себя, типичного представителя своего народа и типичного представителя русской национальности. Данную оценку нужно было 77

10 осуществить, выбрав не менее 15 характеристик. Например: трудолюбие лень; стеснительность уверенность в себе; толерантность нетерпимость; гордость самоуничижение и др. 3. При обработке данных в качестве стереотипных можно условно рассматривать те качества, которые чаще всего приписываются своей и чужой группам. Затем для определения связи между образами хакаса, русского и Я-образа проводился качественный анализ сходства и различий трех образов [9, с ]. Когнитивный компонент этнической идентичности измерялся нами с помощью портретного ценностного опросника, пересмотренного (Portrait Values Questionnaire Revised PVQ-R) Ш. Шварцом, Т. П. Бутенко, Д. С. Седовой, А. С. Липатовой. Данный опросник является результатом уточненной теории базовых индивидуальных ценностей [12]. Как пишут авторы: «увеличивая число различимых нами ценностей до 19, мы можем определить каждую из них более точно» [12, с. 49]. Таким образом, опросник представляет собой 57 утверждений, так как новая шкала использует три пункта на каждый из 19 ценностей. Более подробно с новыми положениями относительно данной теории можно познакомиться в статье [12]. Опросник был любезно нам предоставлен авторами по запросу. Основанием для применения данной методики в контексте изучения когнитивного компонента этнической идентичности хакасов выступило предположение, что индивидуальные ценностные предпочтения могут, с одной стороны, отражать внутренние установки личности, но, с другой стороны, касаться личности в контексте именно социокультурного пространства и отражать глубинные когнитивные слои узко-культурной, этнической идентичности. Обсуждение результатов исследования Результаты изучения общей направленности этнической идентичности Таблица 1 Общая направленность этнической идентичности хакасов (по методике Дж. Финни) 78 Когнитивный компонент этнической идентичности Аффективный компонент этнической идентичности Общий показатель этнической идентичности Среднее арифметическое 3,44 3,76 3,62 Станд. ошибка среднего 0,07 0,06 0,06 Станд. отклонение 0,50 0,45 0,43 Как видно из значений таблицы 1, аффективный компонент этнической идентичности незначительно преобладает над когнитивным компонентом. Аффективный компонент в структуре этнической идентичности предполагает опору на эмоционально нагруженные установки и представления. В нашем случае это способность испытывать сильную привязанность к своей этнической группе, позитивное отношение к ней и высокая оценка значимости принадлежности к этнической группе.

11 Комментируя полученные данные, важно отметить высокий показатель выраженности этнической идентичности (при максимальном значении, равном 4, и минимальном значении, равном 1, мы получили 3,62). Данный результат может свидетельствовать об острой выраженности именно этнического компонента в структуре социальной идентичности. Анализируя выборку хакасов с точки зрения выявления стадии идентичности, можно сказать, что данная социальная группа находится на стадии именно моратория, так как вопрос погружения в аутентичную практику хакасской культуры стоит очень актуально. В этой связи можно отметить активное вовлечение населения хакасских аалов в национальные праздники (праздник села, Тун Пайрам и др.). Обратило на себя внимание участие педагогов Усть-Чульского образовательного комплекса в разработке этнопедагогических технологий для собственных предметов. Мы наблюдали активное использование национального языка во внутрисемейном общении между родителями и детьми. Также нужно отметить восстановление этнической, аутентичной музыкальной традиции игра на хомысе, чатхане и т. д. Результаты изучения аффективного компонента этнической идентичности Таблица 2 Эмоционально-оценочный компонент этнической идентичности хакасов (по методике «Приписывание качеств») Индивидуальные характеристики % Характеристики типичного представителя хакасского этноса % Характеристики типичного представителя русского этноса Уважение старших 86 Гостеприимство 93 Гостеприимство 70 Трудолюбие 75 Уважение старших 81 Доброта 59 Доброта 71 Трудолюбие 78 Гордость 59 Гостеприимство 71 Соблюдение традиций 74 Уверенность в себе 59 Терпеливость 71 Скромность 70 Умение постоять за себя 56 Скромность 68 Доброта 67 Старательность 61 Музыкальность 63 Соблюдение традиций 57 Гордость 59 Простота 54 Единение с природой 59 Гордость 50 Мудрость 56 Патриотизм 50 Простота 52 Выносливость 50 Результаты исследования эмоционально-оценочного компонента этнической идентичности выявили следующие особенности этнической идентичности хакасов. % 79

12 Такие характеристики, как доброта, гостеприимство и гордость, хакасы приписывают себе индивидуально, типичному представителю хакасского этноса (хакасам как народу) и русским. Гордость играет для хакасов двойную роль: с одной стороны, эта черта несет в себе идею гордости за уникальные традиции своего народа (любовь и преданность) к своей культуре, к истории своего прошлого и настоящего. Однако, с другой стороны, гордость как характерологическая черта связана с характеристиками консерватизма (данные, полученные в результате обсуждения в режиме фокус-группы с респондентами-экспертами, призванными прокомментировать результаты данной части исследования). Характеристики, данные респондентами по отношению к представителям своей этнической группы, подтверждаются данными интервью действительно, единение с природой и гармония с ней составляют важную, значимую часть этнического самосознания хакасов. Одухотворение природы проявляется в сохранении отдельных шаманистических воззрений в повседневном быту. Это отражается в традиции обращаться с просьбой или благодарностью к окружающим природным объектам: горам, рекам, деревьям. Такая характеристика, как музыкальность, отмеченная респондентами, связана с восстановлением, продолжением национальных музыкальных традиций. Уникальные музыкальные традиции хакасов являются сейчас важным элементом в культурном ренессансе. Также из значений таблицы 2 мы видим, что часть характеристик для оценки себя и оценки типичного представителя своего народа, хакасского этноса, оказались идентичными. Это такие характеристики, как уважение старших, трудолюбие, скромность, соблюдение традиций и простота. Представляет интерес также, что указанные характеристики отсутствуют в оценке хакасами типичного представителя русского этноса. Данное обстоятельство позволяет выдвинуть предположение о том, что характеристики имеют, с одной стороны, уникальный смысл для респондентов и, с другой стороны, могут претендовать на этнодифференцирующие признаки этноса. Конечно, это предположение нуждается в тщательной инструментальной проверке. Результаты изучения когнитивного компонента этнической идентичности с помощью портретного ценностного опросника пересмотренного (Portrait Values Questionnaire Revised PVQ-R). В таблице 3 представлены ценности и концептуальное определение каждой из них с точки зрения мотивационной цели. Ценности указаны в порядке уменьшения рангов. То есть чем выше среднее арифметическое по каждой ценности по выборке, тем выше ранг. Среднее арифметическое высчитывалось как среднее по трем пунктам, представляющим каждую из 19 ценностей. Шкала ответов содержала 6 альтернатив: 1 совсем не похож на меня, 2 мало похож на меня, 3 не похож на меня, 4 немного похож на меня, 5 похож на меня, 6 очень похож на меня. 80

13 Таблица 3 Индивидуальные ценности хакасов (по методике «Портретный ценностный опросник пересмотренный (PVQ-R)») Ранг 4 Ценность Безопасность: общественная 5 Репутация Концептуальное определение с точки зрения мотивационной цели Безопасность и стабильность общества в целом Защита и влияние посредством поддержания личного имиджа и избегания унижения Ср. знач. Стд. ошибка среднего Стд. откл. 5,08 0,10 0,74 5,04 0,11 0,85 Ценности, набравшие низкие ранги Стремление к удовольствию 17 Гедонизм и чувственному 4,22 0,12 0,95 удовлетворению Влияние посредством контролирования 18 Власть: ресурсы 3,80 0,13 1,01 материальных и социальных ресурсов Влияние посредством Власть: 19 осуществления контроля над 3,06 0,13 1,00 доминирование людьми Обсуждая ценности, набравшие высокие ранги, коснемся отдельных из них. Так, ценность «благожелательность» раскрывается в таких мотивационных целях человеческого поведения, как преданность группе, стремление быть для группы надежным, заслуживающим доверия членом. Для человека, разделяющего ценность «благожелательность»: забота, важно заботиться, помогать, уделять внимание всем нуждам близких, дорогих ему людей. Для человека, разделяющего ценность благожелательности: чувство долга, важно, чтобы люди, которых он хорошо знает, были полностью в нем уверены, чтобы быть надежным и заслуживающим доверия, что его друзья и семья могут полностью на него положиться. Можно говорить о приоритетности для большей части респондентов такой ценности, как традиция, связанной с мотивацией поддержания и сохранения культурных, семейных или религиозных ценностей. Иными словами, для такого человека важно поддерживать и чтить традиции своей культуры, традиционные ценности и взгляды на мир, и так же важно следовать семейным и/или религиозным обычаям. Достаточно высокий ранг набрали такие ценности, как безопасность: общественная, в основе которой лежит потребность в адаптированности и предсказуемости мира. То есть для такого человека важен порядок в обществе, осознание того, что его страна сильная и может защитить как своих граждан, так и себя от любых угроз. 81

14 В то же время ценность «репутация», связанная с защитой и влиянием посредством поддержания личного имиджа и избегания унижения, описывает человека, для которого важно никогда не быть униженным и опозоренным и всегда сохранять лицо в глазах других людей. Представляют интерес ценности, набравшие низкие ранги, что соответствует таким позициям в выборе ответов, как «умеренно похож на меня» и «мало похож на меня». Особенно интересует позиция «мало похож на меня», что соответствует ценности «власть: доминирование», определяемой с точки зрения мотивационной цели влияния посредством осуществления контроля над людьми. В основе здесь лежит потребность в доминировании, господстве и лидерстве. Возможности портретного ценностного опросника гораздо шире [12], чем представлено в настоящей статье, однако для целей настоящей работы мы посчитали возможным использовать ранжирование средних значений с целью представления общей картины о ведущих индивидуальных ценностных приоритетах хакасов. Проведенное исследование позволяет нам сформулировать следующие выводы, в целом подтверждающие выдвинутые гипотезы. Изучая этническую идентичность хакасов, проживающих в моноэтнической среде Аскизсского района Республики Хакасия, можно утверждать: что общий показатель этнической идентичности хакасов оказался высоким (с незначительным преобладанием аффективного компонента над когнитивным), что свидетельствует о высокой значимости этничности в жизни хакасов; эмоционально-оценочный компонент этнической идентичности имеет следующие особенности: уникальность автостереотипов (представление хакасов о самих себе как о народе) характеризуется такими чертами, как уважение старших, трудолюбие, соблюдение традиций и скромность; общее в авто- и гетеро-стереотипах (представление хакасов о самих себе и о русских как о народе) раскрывается через такие характеристики, как доброта, гостеприимство и гордость; ведущие ценности хакасов характеризуются групповыми ценностями (включающими ценности благожелательности, традиции и конформизма). Полученные данные имеют множество ограничений (небольшая выборка, региональная локализованность выборки и т. д.). Однако настоящее исследование имело своей целью постановку общих вопросов этнической идентичности хакасов в моноэтнических условиях проживания с целью формирования направлений дальнейших исследований в этой области. Одно из перспективных направлений изучения этнической идентичности и ценностных ориентаций хакасов видится в связи с изучением этнокультурных стилей коммуникации педагогов и учеников. Актуальность данного направления мы видим в высокой степени включенности в развитие идей 82

15 культурного ренессанса педагогов-хакасов на всех ступенях образовательной системы от дошкольного до высшей школы. The article presents a study of ethnic identity of the Khakases living in the monoethnic environment. It reveals the common and leading type of ethnic identity with the help of J. Finney s method. In order to analyze the emotional-assessment component of an ethnic identity the author develops an Attributing qualities questionnaire and gives the results of a study on the individual values of the Khakasses with the help of portrait value-based questionnaire (PVQ-R). The article identifies the dominating types of the Khakasses ethnic identity. Keywords: ethnic identity, Khakasses, mono-ethnic environment, Finney s cognitive and affective components, portrait value-based questionnaire. Список литературы 1. Анжиганова Л. В. Динамика межэтнических отношений в Республике Хакасия в годы / Л. В. Анжиганова // Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие [Электронный ресурс] : материалы IV Очередного Всероссийского социологического конгресса / РОС, ИС РАН, АН РБ, ИСППИ. М. : РОС, CD ROM. Режим доступа: С Асочакова В. Н. Проблема межэтнического взаимодействия в ходе христианизации коренного населения хакасско-минусинского края: XVIII XIX века / В. Н. Асочакова // Вестник Челябинского государственного университета (176). История. Вып. 37. Челябинск : Челябинский гос. ун-т, С Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса / Ю. В. Бромлей. М. : Наука, с. 4. Бурнаков В. А. «Мир невидимых» по традиционным воззрениям хакасов: Духи Среднего Мира в хакасских традиционных представлениях XIX ХХ вв. : дис.... канд. ист. наук / В. А. Бурнаков. Новосибирск, с. 5. Бутанаев В. Я. Хакасы / В. Я. Бутанаев // Тюркские народы Сибири / отв. ред. Д. А. Функ, Н. А. Томилов. М. : Наука, С Евстигнеев Ю. А. Соотношение региональной и этнической идентичности (на примере жителей Хакасии) / Ю. А. Евстигнеев // Культура и менталитет населения Сибири. Тезисы Международной научно-практической конференции / отв. ред. А. О. Бороноев. СПб. : Издво СПбГУ, с. 7. Лебедева Н. М. Этническая и кросскультурная психология : учебник для вузов / Н. М. Лебедева. М. : МАКС Пресс, с. 8. Орешкова Ю. А. Мифологическое сознание этноса в условиях этнического неотрадиционализма [Электронный ресурс] / Ю. А. Орешкова // Теория и практика общественного развития Режим доступа: 9. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология : практикум : учеб. пособие для студентов вузов / Т. Г. Стефаненко. М. : Аспект Пресс, с. 10. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология : учебник / Т. Г. Стефаненко. М. : Аспект Пресс, с. 11. Тутаркова Н. В. Положение хакасской женщины в традиционном и современном обществе: XIX XXI вв. : дис.... канд. ист. наук / Н. В. Тутаркова. Абакан, с. 12. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России / Ш. Шварц [и др.] // Психология. Журнал Высшей школы экономики Т С Barrett M. English children s acquisition of European identity / M. Barrett // Changing European Identities: Social-Psychological Analyses of Social Change / Ed. by G. Breakwell, E. Lyons. Oxford Pergamon Press, Р Marcia J. E. Identity in adolescence / J. E. Marcia // Adelson J. (ed.) Handbook of adolescent psychology. N. Y. : John Wiley, Р Phinney J. S. A three-stage model of ethnic identity development in adolescence / J. S. Phinney // Ethnic identity: Formation and transmission among Hispanics and other minorities. Albany : State University of New York Press, Р

16 Сведения об авторах Акопова Марина Михайловна аспирантка НОУ ВПО «Московский психолого-социальный университет». Виндекер Ольга Сергеевна кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии личности Института социальных и политических наук Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. Егорова Анастасия Ильинична аспирантка Московского городского педагогического университета. Ерзин Александр Игоревич аспирант кафедры общей психологии и психологии личности Оренбургского государственного университета, ассистент кафедры психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии Оренбургской государственной академии. Ефремова Мария Викторовна кандидат психологических наук. Национальный исследовательский университет, высшая школа экономики, Международная научно-учебная лаборатория социокультурных исследований, старший научный сотрудник. Казанцев Даниил Иванович аспирант кафедры общей психологии, Институт психологии, Уральский государственный педагогический университет. Заместитель руководителя образовательного учреждения Лицей Крушельницкая Ольга Борисовна докторатнка МГППУ, профессор МГППУ, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой теоретических основ социальной психологии МГППУ. Останина Мария Валентиновна студентка 4 курса департамента психологии Института социальных и политических наук Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. Рожков Олег Павлович кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, доцент. МГОСГИ Московский государственный областной социально-гуманитарный институт. Степанова Анастасия Александровна аспирантка ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», Институт ка- 137

17 дрового развития и менеджмента, кафедра акмеологии и психологии управления. Танвель Ирина Викторовна аспирантка Московского городского педагогического университета. Ткаченко Наталья Владимировна кандидат психологических наук, докторант кафедры психологии образования. ФГБОУ ВПО Московский педагогический государственный университет. Хухлаева Ольга Владимировна кандидат психологических наук, доктор педагогических наук, профессор МГППУ. Шифельбейн Елена Викторовна аспирант, Институт психологии, Уральский государственный педагогический университет; заведующая отделением по подготовке граждан, желающих принять на воспитание в свои семьи ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, Центр социальной помощи семье и детям «Гнездышко». Яценко Денис Александрович кандидат психологических наук, доцент кафедры методики и психологии преподавания русского языка как иностранного Государственного института русского языка имени А. С. Пушкина

18 Authors Akopova, Marina Mikhailovna Post-graduate, Moscow Psychological and Social University. Efremova, Maria Victorovna Ph. D. (Psychology), Senior Scientific Associate at the National Research University of the Higher School of Economics, International Laboratory for Social and Cultural Studies. Egorova, Anastasia Ilyinichna Post-graduate at Moscow City Pedagogical University. Erzin, Alexander Igorevich Post-graduate at the Department of General Psychology and Psychology of Personality, Orenburg State University, Assistant at the Department for Psychiatry, Narcology, Psychotherapy and Clinical Psychology, Orenburg State Academy. Kazantsev, Daniil Ivanovich Post-graduate at the Department for General Psychology, Institute of Psychology, Ural State Pedagogical University; Deputy Head at 100 Lyceum. Khukhlaeva, Olga Vladimirovna Ph. D. (Psychology), Dr. Sci. (Pedagogics), Professor at Moscow Psychological and Pedagogical University. Krushelnytskaya, Olga Borisovna Post-Doctorate Student at Moscow Psychological and Pedagogical University, Professor at Moscow Psychological and Pedagogical University, Ph. D. (Psychology), Associate Professor, Head of the Department for Theoretical Bases of Social Psychology, Moscow Psychological and Pedagogical University. Ostanina, Maria Valentinovna Four-year Student at the Psychological Department, Institute for Social and Political Sciences, Ural Federal University named after B. N. Yeltsin, the First President of Russia. Rozhkov, Oleg Pavlovich Moscow State Regional Social and Humanitarian Institute, Ph. D. (Psychology), Associate Professor at the Psychological Department, Associate Professor. Shifelbein, Elena Victorovna Post-graduate, Psychological Institute, Ural State Pedagogical University; Head of the Department for Preparation of Citizens Wishing to Adopt a Child-orphan or a Child Left Without Parental 139

19 Care, Gnezdo (Nest) Center for Social Assistance to Family and Children. Stepanova, Anastasia Alexandrovna Post-graduate at the Urals State Pedagogical University, Institute for Personnel Development and Management, Department for Acmeology and Psychology of Management. Stepanova. Tanvel, Irina Victorovna Post-graduate at Moscow City Pedagogical University. Tkachenko, Natalia Vladimirovna Moscow Pedagogical State University, Post-Doctorate Student at the Department for Psychology of Education, Ph. D. (Psychology). Vindeker, Olga Sergeevna Ph. D. (Psychology), Associate Professor at the Department for General Psychology and Psychology of Personality, Institute for Social and Political Sciences, Ural Federal University named after B. N. Yeltsin, the First President of Russia. Yatsenko, Denis Alexandrovich Ph. D. (Psychology), Associate Professor at the Department for Methods and Psychology of Teaching Russian as a Foreign Language, Pushkin State Russian Language Institute

20 Подписной индекс в общероссийском каталоге «Роспечать»: Адрес редакции: Москва, 4-й Рощинский пр-д, 9а. Тел.: (495) , доб Актуальные проблемы психологического знания Теоретические и практические проблемы психологии 2014, 1 (30) Подписано в печать Формат 70х100/16. Усл. печ. л. 11,61. Тираж экз. Заказ. Отпечатано с готовых файлов заказчика в ФГУП Издательство «Известия» УД П РФ , г. Москва, ул. Добролюбова, д. 6 Контактный телефон: 8 (495)

docplayer.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта