Усадьба ЦАРИЦЫНО, г. Москва (часть 5.3). Журнал царицыно
Царицыно: до и после - Еле Живой Журнал
Наташа была с фотоаппаратом и запечатлела нынешнюю картину. Я же был предыдущий раз в этом замечательном месте три года назад и запечатлел те милые развалины, по которым так здорово было лазить... Но теперь самый долгий московский долгострой - 221 год от начала строительства архитектором Матвеем Федоровичем Казаковым (а не Баженовым, который возводил остальные постройки Царицына), наконец завершён. Вместо зарослей лопухов и романтических закоулков руинированного здания - теперь блеск новых залов, пышные крыши, выглядывающие из-за деревьев словно целый ряд замков. Хороша или плоха такая "реставрация"? Можно сказать что, мол, еще бы Колизей отреставрировали; а можно просто прийти в Царицыно - и взглянуть своими глазами. По-моему, теперь это один из самых ярких архитектурных ансамблей Москвы, где сочетается гений архитекторов XVIII века и достижения современного строительного комплекса.
Так выглядел центральный пруд до реконструкции, и как выглядит сейчас:
(обратите внимание на дорожки и фонари)
Еще немного фотозарисовок из 2004 года:
и из 2007 года:
Фонтан новый в Царицыно просто потрясающий. Манежная площадь - жалкие ручейки на его фоне.
reon.livejournal.com
Село Царицыно | Московский Журнал
Предисловие публикатораПорой кажется, что все документальные материалы по истории Царицына уже известны. Но случаются иногда интересные архивные находки.В ходе разысканий в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ) мне вдруг попалась рукопись некоего А. Касаткина — очерк «Село Царицыно»1, относящийся к XIX веку и хранящийся в фонде П. И. Бартенева. Остается загадкой, как рукопись попала к историку, литературоведу Петру Ивановичу Бартеневу (1829–1912) и почему не была опубликована в его журнале «Русский архив», издававшемся с 1863 года. Пролежав под спудом более века, она определенно представляет интерес для современных читателей.Кто же такой А. Касаткин? Среди историков XIX века, в том числе москвоведов, такое имя, по моим сведениям, не встречается. В очерке рассказывается об известных событиях, даются ссылки на документы, однако в датах есть неточности, которых не мог допустить профессиональный историк, но мог себе позволить вольный исследователь и «сочинитель». Однако поиски среди литераторов середины — второй половины XIX столетия публициста А. Касаткина тоже не увенчались успехом, и в переписке П. И. Бартенева таковых адресатов и корреспондентов не значится. Отсутствует «Касаткин» и в «Словаре псевдонимов»2.Красочность описаний архитектурных памятников с использованием специальной терминологии наводит на мысль, что автор имел художественное образование. Из мастеров изобразительного искусства известны художник-передвижник Н. А. Касаткин (1859–1930)3 и его отец Алексей Александрович Касаткин (1829 — после 18894) — литограф, гравер, из мещан, уроженец Сергиева Посада. Предположим, что последний и является автором очерка.В Отделе рукописей Государственной Третьяковской галереи хранится небольшой архив Н. А. Касаткина5: письма, документы, воспоминания, фотографии. Из документов следует, что в 1865 году мещанин Сергиева Посада Алексей Александрович Касаткин поступил на действительную службу учителем рисования6. Семья Касаткиных переехала в Москву и поселилась на Драчевке в маленьком одноэтажном домике с «веселыми окнами, сенями и крылечком»7. Драчевка брала начало от Трубной площади и выходила на Садовую — тихая и чистенькая улица с большим пустырем у церкви святителя Николая чудотворца, что в Драчах8.В автобиографических заметках Н. А. Касаткина читаем: «Отец был первый мастер в Москве, красивый человек, темноволосый, с большим лбом и носом, с полными губами, маленькими ушками и бородкой, яркие серые глаза освещали его лицо, имел исключительное зрение, любил искусство. <…> Я не помню своих игрушек, но отлично помню инструменты отца, его гравированный алмаз, гравировальные иглы, циркуля, линейки, металлические угольники, лампу, <…> массу бумаг, карандашей, разных рисунков, изданий. Помню обложку на издании «Фауста» Гете, где изображено заключение договора Фауста с Мефистофелем, и весь крючковатый готический орнамент. <…> Вечером отец ставил высокий пюпитр, раскладывал ноты и открывал чудесный ящик странной формы, доставал из него скрипку и смычок, <…> подвинчивал колки, начинал коротко водить по струнам смычком, принимая очень неудобные позы, скрипка начинала орать, визжать, скрипеть»9.Занятие книжной графикой и музыкой предполагало недюжинную начитанность; вероятно, художник пробовал и сочинять, хотя его сын об этом не упоминает. Остается выяснить, имел ли А. А. Касаткин отношение к Царицыну.Пока не обнаружены факты, связывающие Касаткиных с Царицыным. В архиве Н. А. Касаткина не нашлось ни живописи, ни графики с указаниями на такую связь. Среди многочисленных царицынских дачников фамилии «Касаткин» мы не встречаем. Дача А. А. Касаткина была в Свиблове10, на речке Каменке. Воспоминания Николая Алексеевича не датированы, он вспоминает себя ребенком, а его детство и переезд семьи в Москву приходятся на середину 1860-х годов. В это время Царицыно становится любимым местом отдыха москвичей, привлекает литераторов, артистов, художников. В очерке говорится: «Несколько раз весеннее и летнее время я проводил в Царицыне»11. Вероятно, Алексей Александрович мог гостить там. На дачу в Борисово, находящееся поблизости, приезжали Коровины12, с которыми Касаткины дружили; сыновья Коровиных, будущие известные художники Сергей (1858–1908) и Константин (1861–1939), были погодками с Николаем Касаткиным. Позже в одном из писем к сыну Алексей Александрович просил: «Поблагодари от меня кума твоего С. А. Коровина и поздравь его с семейством с поступлением на службу»13. Сергей Алексеевич Коровин стал крестным дочери Н. А. Касаткина — Натальи. В царицынской церкви во имя иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник» Наталья 7 октября 1909 года венчалась с «личным почетным гражданином» Сергеем Сергеевичем Воронцовым14. Думается, Царицыно молодые выбрали не случайно.Таким образом, наше предположение об авторстве А. А. Касаткина представляется не лишенным оснований, но окончательный вывод делать еще рано.На очерке не проставлена дата написания. Судя по изложенным в нем событиям, это конец 1860-х годов. А. А. Касаткин жил тогда в Москве и, повторяем, мог посещать Царицыно. Последние годы он провел в монастырском скиту в Стрелецких Выселках под Пронском (Рязанская губерния). В 1883 году Алексей Александрович писал сыну, что его поступок был вызван чудесным выздоровлением после тяжелой болезни — в этом он увидел промысел Божий и решил посвятить остаток дней своих покаянию и молитве. В архиве есть фотография Касаткина-старшего, присланная из скита15. Там послушник Алексей обучал детей основам живописи и нотной грамоты; из писем узнаем, что под его руководством ученицы расписывали иконостас в приделе и стены храма святителя Николая чудотворца. В 1884 году А. А. Касаткин совершил паломничество в Киево-Печерскую лавру. Сравнивая рукопись и письма, можно заметить определенное сходство почерка, стиля повествования.Царицыно со времени его покупки Екатериной II в 1775 году и создания В. И. Баженовым, М. Ф. Казаковым, Ф. Ридом (последняя четверть XVIII века), П. С. Валуевым, И. Е. Еготовым, Д. Унгебауэром (первая четверть XIX века) императорской подмосковной резиденции с дворцами, дворцовыми корпусами, парком, гротами, мостиками, павильонами и беседками постепенно стало достопримечательным, любимым москвичами местом отдыха, романтичным и загадочным. Сегодня восставшее из руин Царицыно превратилось в музей-заповедник.Очерк заканчивается вопросом: «Не знаю, будет ли Царицынский сад доведен хотя наполовину до прежнего совершенства»16. Ответим: в наши дни — наполовину доведен; сказать «полностью» — нельзя; хотя многое восстановлено, однако это уже другое, современное Царицыно — и это уже иное совершенство…Рукопись печатается по правилам современной орфографии. Имеющиеся в тексте подчеркивания сделаны автором. Публикатор выражает благодарность за содействие в подготовке данного материала заместителю Генерального директора ГМЗ «Царицыно» Ольге Владимировне Докучаевой, заведующему отделом «Центр истории «Царицыно» ГМЗ «Царицыно» Виктору Васильевичу Егорычеву, а также заведующей отделом рукописей Государственной Третьяковской галереи Тамаре Исааковне Кафтановой, сотрудникам отдела научной информации и библиографии ГТГ и Российского государственного архива литературы и искусства.
Для получения полной версии статьи обратитесь в редакцию
mosjour.ru
Редакции газет и журналов в районе Царицыно Москвы
Фильтр по районам
Петроградский
Арбат
Басманный
Красносельский
Замоскворечье
Мещанский
Пресненский
Якиманка
Таганский
Тверской
Хамовники
Аэропорт
Головинский
Коптево
Левобережный
Савеловский
Сокол
Тимирязевский
Хорошевский
Братеево
Даниловский
Донской
Зябликово
Москворечье-Сабурово
Нагатино-Садовники
Нагорный
Орехово-Борисово Южное
Орехово-Борисово Северное
Царицыно
Чертаново Северное
Чертаново Центральное
Чертаново Южное
Дорогомилово
Крылатское
Кунцево
Проспект Вернадского
Раменки
Тропарево-Никулино
Филевский Парк
Фили-Давыдково
Богородское
Вешняки
Гольяново
Северное Измайлово
Измайлово
Метрогородок
Новогиреево
Перово
Преображенское
Соколиная гора
Сокольники
Митино
Покровское-Стрешнево
Северное Тушино
Южное Тушино
Щукино
Строгино
Алексеевский
Останкинский
Свиблово
Бабушкинский
Северное Медведково
Бибирево
Бутырский
Лианозово
Марфино
Марьина Роща
Отрадное
Ростокино
Академический
Черемушки
Гагаринский
Зюзино
Коньково
Теплый Стан
Обручевский
Ясенево
Выхино-Жулебино
Лефортово
Люблино
Марьино
Нижегородский
Печатники
Рязанский
Текстильщики
Южнопортовый
Кузьминки
Войковский
Нагатинский Затон
skabox.ru
А у нас в Царицыно......
На форуме сайта Музеи России в разделе "Специалисты отвечают" от лица сотрудников ГБУК г. Москвы "ГМЗ "Царицыно" размещен текст:К Вам обращается коллектив сотрудников Государственного историко-архитектурного, художественного и ландшафтного музея-заповедника «Царицыно» (Музея), с просьбой разобраться в правомерности действий Генерального директора Музея, Фокиной Елизаветы Борисовны.Суть дела: в марте месяце этого года была отстранена от должности и уволена, как нам довели, без объяснения причин, Генеральный директор Музея Самойленко Наталья Юрьевна. Музеем она руководила с февраля 2013 года, сменив на этом посту Безрукова Александра Сергеевича. Одновременно с этим, коллективу Музея был представлен новый Генеральный директор Худяков Сергей Ильич, который руководил Музеем чуть более месяца.
На протяжении всего времени руководства Самойленко Н.Ю. и Худякова С.И. никаких кардинальных изменений в структуре и штатном расписании Музея не происходило. Музей работал в штатном режиме, без каких-либо отклонений и перегибов, сотрудники исполняли обязанности, согласно своего функционала, закрепленные должностными инструкциями.
А её точка зрения такова, что в первую очередь она решила провести организационные мероприятия, причём наряду с сокращением должностей и объединением отделов, одновременно вводит новые должности и отделы. Говоря, при этом, что это согласовано и утверждено Департаментом культуры города Москвы. При этом объявила, что существующих на сегодняшний день заместителей генерального директора будет увольнять по сокращению, а в случае несогласия-уволит по статье, вынуждая запугиванием соглашаться на должности с меньшим объемом работы или «покинуть» Музей.
Одновременно с этим в музей начинают приходить новые сотрудники-команда из числа её сподвижников и сторонников. Чтобы назначить их на «достойные» должности и выплачивать «достойную» зарплату, в Музее открывают новые должности и отделы. Причём самое парадоксальное в этом то, что на вновь вводимые дополнительные и дублирующие должности приходят люди не из нашего Музея, а со стороны, конкретно из ЦПКиО имени Горького, откуда в своё время были уволены из-за разногласия с руководством парка.
Так в Музей, на должность начальника отдела был принят Миронов Руслан Васильевич, которого генеральный директор Фокина Е.Б. представляет не иначе как первый заместитель генерального директора, с полномочиями на право подписи и подчинения почти всех структурных подразделений, зачастую имеющие разнородные функции. А Миронов Р.В. в свою очередь привёл за собой на должность начальника отдела Новичкова С.А., который через непродолжительное время был переназначен в другой отдел заместителем, причём совершенно с другим профилем выполнения задач. На его должность назначили тоже человека из команды Фокиной Е.Б. и Миронова Р.В. – Лялькина А.В. И как выясняется, все они - Миронов Р.В., Новичков С.А. и Лялькин А.В. в разной степени являются между собой родственниками. Причём, как выясняется, по мнению специалистов Музея, вновь прибывшие сотрудники не являются профессионалами своего дела, с отсутствием знаний нормативных и правоустанавливающих документов.
При этом поведение этих «начальников» корректным не назовёшь, ведут нагло и вседозволено, позиционируя себя «хозяевами жизни», отрядом опричников, которые ничего не знают и не умеют, но при этом желают руководить.
Кроме того, чтобы принять на «хорошую» работу «нужных» людей, Фокина Е.Б. даёт распоряжение из одного отдела рекреационных услуг и хозяйственного обслуживания, сформировать два, с абсолютно идентичными названиями.
Заработная плата сотрудникам из «команды» устанавливается значительно выше, чем сотрудникам, проработавшим в Музее не один год.
И всё это происходит на фоне сокращения должностей заместителей генерального директора и начальников отделов. Как такое возможно, не понятно, тем более, что здесь явно прослеживается какое-то кумовство и родственность связей, что является предпосылками для коррупции. Получается, что в Музее рушится вся наработанная, отлаженная система, в угоду личным прихотям и амбициям нового руководства.П
росим Вас не оставлять без внимание данное сообщение и помочь разобраться в непростой сложившейся ситуации, и придать данную информацию максимальной огласке.Ждем Парк Горько в Царицыно.
msk-tsaritsino.livejournal.com
Усадьба ЦАРИЦЫНО, г. Москва (часть 5.3): deadokey
Старые фотографии
Источник: ЦИГИ
1880-1890 гг.Перед фигурным мостом можно заметить интересный столбик.
Источник: Семейный архив Величко и Мелик-Мартиросян
Автор: великий князь Сергей Александрович Романов
Источник:Семейный архив Величко и Мелик-Мартиросян
Автор:великий князь Сергей Александрович Романов
Источник:Семейный архив Величко и Мелик-Мартиросян
Автор:великий князь Сергей Александрович Романов
.Источник: Семейный архив Величко и Мелик-Мартиросян
Автор: Валерьян Величко
Источник: Московский журнал № 11/2010
1900-1915 гг.Вид на Большой (Готический) мост и Церковь Иконы Божией Матери «Живоносный источник».
Источник: Фонд ГМЗ
Источник:"Природа в Москве" - М.:Улей, 2008.
1900-1917 гг.Прогулка в Царицыно.
Источник: Музей Истории Благотворительности
Автор: Гиргенсон
Источник: Русский листок
Источник: Открытка.изд.П.Фон-Гиргенсон
1905-1915 гг.Общий вид.
Источник: С.Г.М-М-В.
Автор:К.Фишер
Вид в сторону Второго Кавалерского корпуса, Хлебного дома, Большого дворца.
Источник:Сагиев
Автор:М.Сагиев
1910-1912 г.Беседка "Храм Цереры".Неужели в те годы тоже расписывали "маркером" памятники культуры?
Источник: И.Н.Сергеев книга "Царицыно", 1995 год.
1912 г.Вид на "О, Миловиду".
Источник: Музей Истории имени Д.Н.Прянишникова МСХА
Источник:Огонёк, сентябрь 1949
Автор: О. Кнорринг
1950-1956 г.Вид на Большой Дворец с дворцовой поляны.
Автор: Дымма А.Н.В эти годы здание занимала школа. Снято незадолго до пожара.
1954 г.Башня-руина.
Автор: Е. Умнов, С. Фридлянд
Источник: книга "Москва", Ильин М. А., 1963 г.
.Источник: книга "Москва", Ильин М. А., 1963 г.
1967 г.
Автор:Алексей Яшунский
1970-1978 г.Беседка "Золотой сноп" ("Храм Цереры").Раньше до беседки можно было добраться на машине.
1973-1976 г.Большой Дворец.
Автор: Мясников Виктор Анатольевич
1976-1984 г.Автор: Ермаков.
1976 г.
Фото датировано концом 70-х гг. Вид с крыши Хлебного дома на руины Второго кавалерского корпуса и церковь Иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник», на заднем плане -кварталы района Царицыно (тогда - Ленино-Дачное).
1977 г.
1980-1990 г.
Большой мост.
1983 г.
1983 г.Южный берег Верхнего пруда.
1983 г.Фигурные ворота.
1984 г.Башня-руина.
1985-1990 г.Царицынский дворец.
1985-1995 г.Беседка "храм Цереры" в 1980-1990-х.
Автор: Лукашевич Юрий Степанович
1995-2000 г.Царицыно конца 1990-х годов.
2000 г.За несколько лет до реконструкции.
deadokey.livejournal.com