Обработка журнала нивелирования. Журнал нивелировки
ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ НИВЕЛИРНОГО ЖУРНАЛА
4.1. Вычерчивание и надписи в графах нивелирного журнала выполняются черными чернилами или тушью, все цифровые записи - карандашом.
4.2. Журнал нивелирования заполняется таким образом, чтобы на каждой странице размещалось целое количество станций.
Все отсчеты по промежуточным рейкам выполнены при втором горизонте инструмента.
4.3. Для каждой пары отсчетов на связующие точки вычисляются превышения, которые записываются в графу 6, если оно положительное, и в графу 7, если оно отрицательное. Среднее превышение, округленное до миллиметра, заносится в графу 8 или 9 соответственно.
4.4. В графе 11 получают вычисленные значения отметок путем последовательного сложения предыдущей отметки с соответствующим превышением. Отметки начального и конечного реперов выписываются из Приложения 3.
4.5. После вычисления средних превышений с целью проверки их правильности выполняется постраничный контроль, суть которого заключается в следующем:
а) в графах 3 и 4 суммируются все отсчеты по задним и передним рейкам соответственно и выписываются в нижней части графы. Их разность, вычисленная в нижней части графы 3, дает удвоенное значение превышения последней связующей точки над первой на данной странице;
б) подсчитываются суммы положительных и отрицательных превышений в графах 6 и 7. Их алгебраическая сумма должна быть равна результату, полученному в п. а;
в) подсчитываются суммы средних превышений на данной странице. Половина значения, полученного в п.п. а и б должна быть равна этому результату;
г) разность вычисленных значений отметок последней и первой связующих точек на странице должна быть равна сумме превышений.
4.6. В конце последней страницы журнала суммируются результаты постраничного контроля по всему нивелирному ходу.
УРАВНИВАНИЕ НИВЕЛИРНОГО ХОДА И ВЫЧИСЛЕНИЕ ОТМЕТОК
5.1. После обработки нивелирного журнала и выполнения постраничного контроля вычисляется невязка нивелирного хода по формуле
,
где fh – невязка нивелирного хода;
Sh – сумма превышений в ходу, полученная как сумма средних превышений на каждой странице;
Нк и Нн – отметки конечного и начального реперов.
Предельно допустимая невязка в мм определяется из выражения
, мм,
где L – длина нивелирного хода, км.
Если полученная невязка не превосходит допустимую, то ее распределяют поровну на все станции нивелирного хода с противоположным знаком.
Если поправки вводятся в отметки, а не в превышения, что несколько упрощает расчеты, то их следует вводить нарастающим итогом. Например, если поправка на одну станцию равна +1 мм, то в отметку первой связующей точки вводится поправка +1 мм, второй – + 2 мм и т.д.
Исправленные значения отметок заносятся в соответствующую графу журнала.
5.2. Отметки промежуточных точек вычисляются через горизонт инструмента Hi
Нi= H+а,
где Н – исправленная отметка задней связующей точки;
а – отсчет по рейке, установленной на этой точке, при втором положении нивелира (горизонте инструмента).
Численное значение горизонта инструмента для каждой станции записывается в графу 10 полевого журнала.
Вычисление отметок промежуточных точек на каждой станции производится путем вычитания отсчета по рейке из горизонта инструмента
Нпр= Hi-d;
где d – отсчет по рейке, установленной на промежуточной точке.
Вычисление превышений и отметок производится с точностью до 1 мм.
poisk-ru.ru
Обработка журнала нивелирования
Обработка журнала нивелирования
Исходные данные:
Азимут начальной линии ПК0–ВУ1 равен:
А1= (3600–К0)+ К`= 3600–60+6`= 354006`
Отметка начального репера Н1 = 21,000 м
Отметка конечного репера
Н2 = (К*6): 1000+19,526 м = 36:1000+19,526= 19,562 м
Угол поворота φ1 и радиус R1 первой кривой равны φ1= 260 50` ; R= 200 м. Радиус второй кривой принимают за R2= 300 м, а угол поворота φ2 определяют по формуле:
φ2=180+К`= 18006`
Камеральная обработка результатов нивелирования трассы
Для выполнения расчетно-графической работы предлагается обработать журнал технического нивелирования. Нивелирование производилось способом «из середины».
Расстояния между пикетами 100 м
Расстояние Rp1–ПК0 = 55,00 м
Расстояние ПК5–Rp2 = 85,00 м
Результаты полевых измерений приведены в таблице.
Отметка начального репера Н1=21,000 м
Отметка конечного репера Н2= 19,562 м
На каждой станции вычисляют превышения между связующими точками. Найдя разность отсчетов между отсчетами по задней и передней рейке по черным и красным сторонам получаем вычисленные превышения:
a1 – b1 = hвыч1
a2 – b2 = hвыч2
Далее вычисляем средние превышения, получив среднеарифметическое из двух вычисленных превышений:
hвыч1 + hвыч2
2
Вычислив средние превышения на всех станциях и записав результаты в колонку 7, выполняют постраничный контроль. Для этого выполняют следующее:
Получить суммы отсчетов по средним нитям по задней рейке ∑a и по передней ∑b
Также получить суммы вычисленных ∑hвыч и средних ∑hср превышений:
Получить разность сумм отсчета ∑a–∑b по задним и передним рейкам:
В результате постраничного контроля должно выполняться условие:
∑a–∑b = ∑hвыч = 2*∑hср
Если это условие выполняется, то все расчеты верны, в противном случае следует все пересчитать. Сделав постраничный контроль для обоих страниц, по аналогии следует произвести общий контроль всей трассы.
Затем определяют невязку в превышениях по формуле:
Fh= ∑hср – (Н2 –Н1)
Полученная невязка не должна превышать допуска, вычисляемого по формуле:
Fh доп= ±50√L км
Если выполняется условие Fh ≤ Fh доп, то невязку распределяют между всеми средними превышениями и надписывают её над каждым средним превышением в колонке 7. Получив исправленные превышения, вписываем в колонку 8. Расчет поправок производится по формуле:
δh = Fh* /Lоб
где l – расстояния между пикетами, м
Lоб – общая длина нивелирного хода, м
На станциях, имеющих промежуточные точки, вычисляем горизонт инструмента:
ГИ= Нi+аi
Где Нi – высота предыдущей точки;
аi – отсчет по черной стороне рейки, установленной на задней рейке.
Таблица № 1
Журнал технического нивелирования
№ станции |
№ точки |
Отсчеты по рейке |
Превышения, мм |
ГИ |
Отметки Н, мм |
||||
Задней a |
Передней b |
Промеж. c |
Вычисленные hвыч |
средние hср |
исправленные hиспр |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
Rp1 ПК0 |
1421 6206 |
2418 7205 |
|
-997 -999 |
+5 -998 |
-993 |
|
21000 20007 |
2 |
ПК0 ПК1 |
0310 5095 |
2833 7622 |
|
-2523 -2527 |
+10 -2525 |
-2515 |
|
20007 17492 |
3 |
ПК1 П+15 П+20 Л+9 Л+20 ПК2 |
0581 5372 |
2569 7358 |
1736 1510 2465 0733 |
-1988 -1986 |
+10 -1987 |
-1977 |
18073 |
17492 16337 16563 15608 17340 15515 |
|
ПК2 +60 ПК3 |
0491 5273
|
2380 7164 |
1932 |
-1889 -1891 |
+10 -1890 |
-1880 |
16006 |
15515 14074 13635 |
∑a= 24749 |
∑b= 39549 |
|
∑hвыч= -14800 |
∑hср= -7400 |
Постраничный контроль
∑a – ∑b = -14800 = ∑hвыч = 2*∑hср
Продолжение таблицы 1
№ станции |
№ точки |
Отсчеты по рейке |
Превышения, мм |
ГИ |
Отметки Н, мм |
|||||
Задней a |
Передней b |
Промеж. c |
Вычисленные hвыч |
средние hср |
исправленные hиспр |
|
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
5 |
ПК3 +20,5 +33,3 +51,5 +68,7 ПК4 |
1858 6641 |
1382 6167 |
2326 2361 2948 2324 |
+476 +474 |
+10 +475 |
+485 |
15493 |
13635 13167 13132 12545 13169 14120 |
|
6 |
ПК4 +32,3 +80,5 ПК5 |
2989 7777 |
0046 4832 |
1670 0405 |
+2943 +2945 |
+10 +2944 |
+2954 |
17109 |
14120 15439 16704 17074 |
|
7 |
ПК5 Rp2 |
2696 7481 |
0216 4999 |
|
+2480 +2482 |
+7 +2481 |
+2488 |
|
17074 19652 |
|
∑a= 29442 |
∑b= 17642 |
|
∑hвыч= +11800 |
∑hср= +5900 |
||||||
Постраничный контроль
∑a – ∑b = +11800 = ∑hвыч = 2*∑hср
Общий контроль
∑a=54191 |
∑b=57191 |
|
∑hвыч=-3000 |
∑hср=-1500 |
∑з – ∑п = -3000 = ∑hвыч = 2*∑hср
∑hт = Н2 – Н1 = 19,562 – 21,000 = -1,438
Fh = ∑hср – ∑hт = -1500 – (-1438) = -62
Fh доп= ±50√L = ±50√0,64 = ±40
Fh ≥ Fh доп
Последовательность построения продольного профиля трассы
Построение продольного профиля трассы выполняют на миллиметровой бумаге размером 35×50 см в масштабе: горизонтальном – 1:2000, вертикальном –1:200.
В графе расстояния откладывают в масштабе пикеты и промежуточные точки, указывая расстояние между соседними точками.
Над отложенными пикетами и промежуточными точками в графе «Отметки земли по оси дороги» выписывают из журнала нивелирования с точностью до 0,01 м. От верхней линии профильной сетки (линии условного горизонта) в масштабе 1:200 на перпендикулярах к ней откладывают вверх все выписанные отметки земли. полученные точки соединяют между собой прямыми отрезками, образующими непрерывную ломаную линию (черный профиль трассы).
Заполняют графу «Пикеты, кривые, километры». Для этого:
Вычисляют элементы второй круговой кривой по формулам:
Определяют пикетажное положение главных точек круговой кривой.
Вычисляют длины прямых вставок. Длина первой прямой вставки равна отрезку трассы от ПК0 до начала прямой кривой.
Вычисляют азимуты прямых вставок. Азимут первой вставки равен 354006`. Азимут последующей прямой вставки равен сумме предыдущего азимута с углом поворота (плюс правый угол, или минус левый угол).
В графе 7 профиля отмечают в масштабе главные точки кривых, выписывая на перпендикулярах расстояния от них до ближайших пикетов. Внутри каждой кривой выписывают её элементы, а на прямых вставках их длины и румбы. Под соответствующим пикетом подписывают его номер, а под каждым пикетом, кратным десяти и нулевым – номер километра.
Проектирование профиля трассы
Нанесение проектной линии профиля производят с учетом баланса земляных работ, используя следующие данные:
Проектные отметки контрольных точек (начало НТ и конец КТ трассы) принимают равными соответственно:
Ннт = Нпк0 – 0,85 м и
Нкт = Нпк5 – 0,3 м
Расстояние от НТ до точки перегиба (изменения уклона проектной линии) принимают равным l1 =(300 + К) м, в соответствии с вариантом
l1 =(300 + 6) = 306 м
После определения исходных данных вычисляют проектную отметку точки перегиба профиля С по формуле:
, где
∑S – сумма площадей элементарных фигур (трапеций), расположенных ниже профиля трассы;
По известным превышениям и расстояниям определяют проектные уклоны:
,
В графе «Уклоны» проводят ординату в месте измерения уклона, а затем соединяют прямыми линиями углы. При положительном уклоне – левый нижний с правым верхним, при отрицательном – левый верхний с нижним правым. Над линией надписывают величину уклона, а под линией – расстояние.
На всех пикетах и промежуточных точках вычисляют проектные отметки по формуле:
, где
Нп – проектная отметка последующей точки;
Нп+1 – проектная отметка предыдущей точки;
i – проектный уклон;
d – расстояние между точками;
По вычисленными отметками наносят проектную линию.
Вычисление рабочих отметок и точек нулевых работ
Рабочие отметки вычисляют как разность проектной отметки земли и подписывают их в случае положительного значения (насыпь) над проектной линией, а при отрицательном (выемка) – под проектной линией.
В местах пересечения проектной линии и линии земли получают точки нулевых работ, расстояния до которых от ближайших пикетов рассчитывается по формуле:
, , где
d1, d2 – расстояния от точки нулевых работ соответственно до задней и передней точек;
d – расстояние между соседними точками;
h2, h3 – рабочие отметки, между которыми расположена точка нулевых работ;
На профиле из точки пересечения проектной линии и линии земли опускают перпендикуляр на условный горизонт и подписывают расстояния d1, d2 (с округлением до 0,01 м), на перпендикуляре – отметку точки нулевых работ, вычисленную по формуле:
Построение профиля поперечника
Составление профиля поперечника выполняют по данным журнала нивелирования в едином масштабе 1:200 (по горизонтали и по вертикали).
Вычисления.
Проектные отметки контрольных точек (начало НТ и конец КТ трассы) принимают равными соответственно:
Ннт = Нпк0 – 0,85 = 20 – 0,85 = 19,15 м
Нкт = Нпк5 – 0,3 = 17,07 – 0,3 = 16,77 м
l1 =(300 + 6) = 306 м, l2 = 500 – l1 = 194 м
Высота точки перегиба равна:
Проектные уклоны равны:
Вычисление проектных и рабочих отметок:
№ точки |
Высота уровня земли, Нзем , м |
Уклон, i |
Расстояние, d, м |
Проектная высота, Нп, м |
Рабочая высота, НРАБ, м |
Нп-1 = НПК0 = 19,15 м |
|||||
ПК0 |
20,00 |
– |
– |
19,15 |
-0,85 |
ПК1 |
17,49 |
-0,0191176 |
100 |
17,24 |
-0,25 |
ПК2 |
15,52 |
-0,0191176 |
200 |
15,34 |
-0,12 |
ПК2+60 |
14,07 |
-0,0191176 |
260 |
14,18 |
0,11 |
ПК3 |
13,64 |
-0,0191176 |
300 |
13,41 |
-0,23 |
Нп-1 = НС = 13,30 м |
|||||
ПК3+20,5 |
13,17 |
0,0178866 |
14,5 |
13,56 |
0,39 |
ПК3+33,3 |
13,13 |
0,0178866 |
27,3 |
13,79 |
0,66 |
ПК3+51,5 |
12,55 |
0,0178866 |
45,5 |
14,11 |
1,56 |
ПК3+68,7 |
13,17 |
0,0178866 |
62,7 |
14,42 |
1,25 |
ПК4 |
14,12 |
0,0178866 |
94 |
14,98 |
0,86 |
ПК4+32,3 |
15,44 |
0,0178866 |
126,3 |
15,56 |
-0,12 |
ПК4+80,5 |
16,70 |
0,0178866 |
174,5 |
16,42 |
-0,28 |
ПК5 |
17,07 |
– |
194 |
16,77 |
-0,3 |
Определение точек нулевых работ:
,
Т. 1 расположена между ПК2 и ПК2+60:
Т. 2 расположена между ПК2+60 и ПК3:
Т.3 расположена между точкой перегиба Нс и ПК3+20,5
НРаб. С = – 0,20 м
Т.4 расположена между ПК4 и ПК4+32,3
znakka4estva.ru
Проложение нивелирного хода 4 (IV) класса. Обработка журнал нивелирования 4 класса » Сайт для студентов
Скачать с Depositfiles
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Горно-геологический факультет
Кафедра геоинформатики и геодезии
Отчёт
По курсу «Геодезия, ч.2»
По лабораторной работе
Тема: «Проложение нивелирного хода IV класса»
Выполнила:
Ст. гр. ЗК
Проверил:
Шморгун Е. И
Донецк 2012
Проложение нивелирного хода IV класса
Для выполнения лабораторной работы бригаде №3 был выдан репер, от которого выполнялось нивелирование IV класса (замкнутый ход). Нивелирование выполянлось всеми членами бригады в солнечную погоду при четком изображении. В состав бригады вошли: ...
Нивелирование производилось нивелиром с элевационным винтом типа Н.
Нивелирование IV класса выполнялось в одном направлении способом «средней нити».
Ход прокладывали между реперами - жесткими точками с известными отметками.
При нивелировании используют 3-х метровые складные нивелирные рейки.
Перед началом работ рейкам присваиваются условные номера 1 и 2.
Количество станций в нашем нивелирном ходе 11.
Рейки устанавливают в отвесное положение по уровню на башмаки.
Нормальная длина луча визирования – 100 м.
Расстояние от нивелира до реек определяли по дальномеру нивелира.
На станции отсчеты по черным и красным сторонам реек делали по средней нити, а для определения расстояний от нивелира до реек отсчитывают по верхней дальномерной нити по черным сторонам реек.
Порядок наблюдений на станции следующий:
- отсчеты по черной стороне задней рейки;
- отсчеты по черной стороне передней рейки;
- отсчеты по красной стороне передней рейки;
- отсчеты по красной стороне задней рейки.
Работы на станции выполнялись в такой последовательности:
1. Устанавливают нивелир в рабочее положение с помощью установочного уровня.
2. Наводят трубу на черную сторону задней рейки, приводят пузырек уровня элевационным винтом точно на середину и делают отсчеты по верхней и средней нитям.
3. Наводят трубу на черную сторону передней рейки и выполняют действия, указанные в п. 2
4. Наводят трубу на красную сторону передней рейки и берут отсчет по средней нити.
5. Наводят трубу на красную сторону задней рейки и берут отсчет по средней нити.
Результаты наблюдений на станции записывали в журнал установленной формы (см. Приложение бригадира – журнал нивелирования IV класса).
Обработка результатов наблюдений на станции выполнялась сразу же после снятия всех отсчетов на станции.
Допуски: |
|||||
1. Неравенство плеч на станции: |
|||||
не более 5 м |
|||||
2. Накопление неравенства плеч по секции: |
|||||
не более 10 м |
|||||
3. Высота луча визирования над подстилающей поверхностью: |
|||||
не менее 0,2 м (соответствует отсчету 0200) |
|||||
4. Расхождение превышений, определенных по черной и красной |
|||||
сторонам реек с учетом разности пяток пары реек из исследования |
|||||
не более ± 5 мм |
|||||
5. Расхождение на станции между разностями пяток пары реек полученной |
|||||
и определенной из исследования |
|||||
не более ± 5 мм |
Если результаты вычислений на станции больше допусков, то такую станцию переделывали заново, предварительно изменив положение нивелира по высоте не менее чем на 3 см.
По окончании нивелирования по линии между исходными реперами подсчитали невязку, которая не должна превышать 20 мм L (км), где L (км) – длина нивелирной линии между исходными реперами, выраженная в километрах.
Обработка журнала нивелирования производится в следующем порядке:
Вначале вычисляют превышения между точками для всех станций нивелирного хода. Превышение h на каждой танции находят как разность заднего a и переднего bотсчетов по рейкам:
h=a-b
При этом получают два значения превышения: h ́ – из отсчетов по черным сторонам реек; h" – из отсчетов по красным сторонам реек. Из этих значений рассчитывают среднее значение превышения , учитывая теоретическую разность пяток (100):
Далее выполняют постраничный контроль:
На каждой странице журнала проверяют и отмечают:
а) сумму дальномерных расстояний до задней и передней реек;
б) сумму отсчетов по средней нити задней рейки по черной и красной сторонам;
в) сумму отсчетов по средней нити передней рейки по черной и красной сторонам;
г) сумму превышений по черной и красной сторонам;
д) сумму средних превышений;
Если на странице число штативов нечетное, то к сумме превышений предварительно прибавляют пяточную разность с тем знаком, какой она имела на последнем штативе.
При этом выполнялись все контроли (см. Приложение бригадира – Журнал нивелирования IV класса)
При проверке подсчета по секции суммируют результаты каждой страницы.
Выполняют те же контроли, что и при постраничных подсчетах.
Также посчитали длину хода, она составила:
L = 0,2021 км;
Рассчитали допустимую и фактическую невязки хода:
=мм
= 7,5 мм
Величина фактической невязки по абсолютной величине не превысила значения допустимой невязки:
fh ≥ fh доп
Также была составлена карточка закладки пункта для нивелирования III класса (см. Приложение 2)
Все соответствующие вычисления и записи по проложению нивелирного хода IV класса содержатся в журнале (см. Приложение бригадира – Журнал нивелированияIV класса)
Вывод: на данной лабораторной работе была изучена и закреплена инструкция по нивелированию IV класса точности, последовательность работы на станции, получены и закреплены навыки работы с журналом нивелирования IV класса и соответствующим оборудованием. Журнал нивелирования IV класса, выполненный на данной лабораторной работе приведен в Приложении бригадира (см. Приложение бригадира – Журнал нивелирования IV класса)
Скачать с Depositfiles
greleon.ru