Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Виталий Дымарский: «Мы запускали журнал вопреки всем канонам». Журнал дилетант главный редактор


Дилетант (журнал) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Специализация:Периодичность:Язык:Главный редактор:Страна:Издатель:Дата основания:Объём:Тираж:ISSN печатной версии:Индекс по каталогу «Пресса России»:Веб-сайт:
Дилетант
Diletant-01-2012.png Обложка первого выпуска журнала «Дилетант»

исторический журнал

раз в месяц

русский

Виталий Дымарский

Россия

ООО "Интерлинк" (по июль 2015 г.[1])ООО «Образование 21 век»

21 декабря 2011

96 полос

60 000 экз.[1]

2226-6887

24877

http://diletant.media

К:Печатные издания, возникшие в 2011 году У этого термина существуют и другие значения, см. Дилетант.

«Дилетант» — российский познавательный исторический журнал для семейного чтения[2]. Издаётся с января 2012 года.

История

Учредителями журнала по данным Kartoteka.ru через ООО «Дилетант» значатся Виталий Дымарский (20 %), ООО «Интерлинк» (40 %), ООО «Медиа-Сервис» (20 %) и ООО «Образование — XXI век» (20 %) (компания принадлежит директору по инвестициям фонда Prosperity Capital Management Александру Бранису и Алексею Венедиктову, являющемуся её гендиректором), гендиректором фирмы указан Алексей Ромашкин[1]. Автором названия стал сотрудник радиостанции и главный редактор журнала Виталий Дымарский[3], также «дилетантами» сотрудники издания в шутку называли себя и читателей[4][5].

На телеканале Дождь в 2013—2014 годах, выходила совместная программа телеканала, журнала «Дилетант» и радиостанции «Эхо Москвы» — «Дилетанты»[6]. Выпуск программы был приостановлен[7] в феврале 2014 года после проведения на телеканале Дождь опроса «Надо ли было сдавать Ленинград?», вызвавшего шквал критики[8], во время трансляции программы «Дилетанты» (подробнее см. Скандал вокруг опроса в программе «Дилетанты»).

С февраля 2014 года на радиостанции «Эхо Москвы» еженедельно выходит историческая программа «Дилетанты», являющаяся совместной программой с журналом[9]. В ежемесячной программе «96 страниц» анонсируется содержание нового номера журнала[10]

По итогам 2014 года ООО «Дилетант» отчиталось об убытке 6,6 млн руб[1].

С 1 июля 2015 года издание приостановлено в связи с финансовыми трудностями[11][12] из-за смены спонсора и издателя проекта: из него вышел один из основных инвесторов Сергей Зверев (финансировал журнал через ООО «Интерлинк»). В этом же месяце издателем стало ООО «Образование — XXI век», продолжившее в сентябре выпуск журнала[13].

В ноябре 2015 года суд вынес решение по требованию типографии «Парето-Принт» о взыскании с «Дилетанта» 7 млн руб., для осуществления выплат были арестованы счета. По словам гендиректора этой фирмы Павла Арсеньева, журнал перестал исполнять обязательства по договору с марта 2015 года, но проблемы с оплатой были и раньше. В материалах суда указывается, что представители «Дилетанта» просили уменьшить штрафные санкции в связи с трудным финансовым положением компании. Весной 2016 года «Парето-Принт» подало иск в Арбитражный суд Москвы о признании банкротом журнала «Дилетант[1]».

Журнал

Постоянный эпиграф журнала — афоризм Сократа «Я знаю, что ничего не знаю».

Сами авторы журнала часто в своих заметках в шутку называют себя «дилетантами» или делятся своим «дилетантским мнением»<. По словам Виталия Дымарского, редакторы относят к дилетантам «не столько авторов, сколько — читателей».

Как правило, в каждом номере журнала проходит центральная, сквозная тема, с которой так или иначе связаны статьи. Проект «Дилетант» за время своего существования выпустил два альманаха, в которых собраны наиболее интересные материалы, отобранные читателями из двенадцати номеров предыдущего года. Читатели голосуют за материалы на сайте журнала[14], а также имеют возможность создавать собственный контент в рамках журнала в виде исторических эссе и рецензий на фильм, книгу или театральную постановку[15].

Рубрики

Журнал содержит несколько постоянных рубрик:

  • Кадр. В рубрике представлена одна фотография — красочная деталь из истории. Кадр сопровожден кратким описанием и предысторией изображенного события.
  • Новости. Рубрика представляет собой короткие сводки из мира археологии, генетики и других около исторических наук: современные находки и исследования, изучения ДНК, судьба исторических экспонатов сегодня и т. п.
  • Параллель. Исторические сравнения, параллели и совпадения отмечены в анализе одного события, одной эпохи или в контексте одного исторического эпизода.
  • История от Андрея Бильжо. Авторская заметка на свободную тему. Как правило, представляет собой рассуждения автора на злободневные темы или рассуждения из разряда «а знаете ли вы?». Рядом с каждой заметкой представлена карикатура художника А. Бильжо.
  • Тема номера. Значительную часть выпуска занимает масштабный исторический материал, соединяющий несколько сюжетов в рамках одной темы. В материале собраны мнения, цифры, факты, фотографии, анализ.
  • Вооружение. В рубрике показы модели военной техники, её характеристики, знаменитые конструкторы, исторические эпизоды, связанные с ней.
  • Картина. В этой рубрике представлено историческое полотно и справка к изображенному на нем сюжету. На картине выделены отдельные элементы, каждому из которых дано описание.
  • Фискал. В рубрике рассказывается о налоговых системах в разных странах мира в определенный период, и об исторических последствиях налоговых законов для государств.
  • Экспонат. В рубрике представлена крупная фотография одного вещественного экспоната, его описание и история, связанные с ним традиции и легенды, судьба и «музейное» прошлое.
  • Почтовый ящик. Письма читателей в редакцию относительно статей прошлых номеров. Здесь же авторы лично отвечают читателям на их замечания, вопросы и дополнения.
  • Детская площадка с Алексеем Венедиктовым. Интерактивная рубрика, в которой читателю задается несколько вопросов об историческом деятеле (или событии) с вариантами ответов «да» и «нет». В конце журнала даны правильные ответы.
  • Посмотреть. Почитать. Посетить. Поиграть. Рубрика рекомендует читателям фильмы или сериалы, книги и компьютерные игры, а также выставки, фестивали, музеи по исторической или научно-популярной тематике.
  • Штука. Авторская колонка Сергея Бунтмана, в которой рассказывается о предметах, оставивших заметный след в истории.
  • Процесс. Авторская колонка Алексея Кузнецова, посвященная судебным процессам отечественной и зарубежной истории.
  • Портретная галерея Дмитрия Быкова. Авторская колонка с описанием жизни и судьбы исторического или литературного деятеля.
  • Кроссворд.
  • Мой герой в истории. В рубрике современные политики, журналисты, деятели искусства и общественные деятели выбирают «своего» человека в истории, который, по их мнению, внес наибольший вклад в историю человечества.

Авторы журнала

Также, пишут/писали:

  • Георгий Александров
  • Евгений Анисимов
  • Лариса Аэрова
  • Андрей Дубровский
  • Илья Кабанов
  • Юлия Кантор
  • Пётр Корягин
  • Алексей Кузнецов
  • Алексей Лещенко
  • Александр Локшин
  • Сергей Нечаев
  • Ирина Палтусова
  • Александр Починок
  • Алексей Ромашкин
  • Татьяна Сизова
  • Елена Съянова

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 5 Елизавета Макарова. Типография не прощает "Дилетанта" Газета "Коммерсантъ" №79 от 10.05.2016, стр. 10
  2. ↑ Дымарский В. Между нами, дилетантами…. // «Российская газета», 25 января 2012.
  3. ↑ Новый исторический проект «Дилетант». // «Эхо Москвы», 3 января 2012.
  4. ↑ История от Андрея Бильжо («Во всяком случае на мой дилетантский взгляд») // Журнал «Дилетант», выпуск № 5 (29), май 2014
  5. ↑ Виталий Дымарский. Ноев ковчег строили дилетанты, а "Титаник" — профессионалы.
  6. ↑ Раздел программы «Дилетанты» на сайте телеканала «Дождь»
  7. ↑ «Дождь» приостановит выпуск программы «Дилетанты». // Lenta.Ru, 3 февраля 2014.
  8. ↑ Ольга Жигулина. Дилетанты на Дожде (26 января 2014 года).
  9. ↑ Последний выпуск.
  10. ↑ 96 страниц - Представление нового номера журнала «Дилетант».
  11. ↑ Дымарский объявил о временной приостановке выпуска журнала «Дилетант» // Независимая газета, 24.06.2015.
  12. ↑ «Дилетант» приостанавливает выпуск печатной версии // Медиановости, 22.06.2015.
  13. ↑ Александр Белановский. «Я могу делать всё, что хочу» «Йод», 18.12.2015
  14. ↑ Дилетант. Избранное. Выпуск II. — Дилетант, 2014. — С. 264.
  15. ↑ http://www.diletant.ru/about.php

Ссылки

wikipedia.green

Дилетант (журнал) Википедия

Специализация Периодичность Язык Главный редактор Страна Издатель Дата основания Объём Тираж ISSN печатной версии Индекс по каталогу «Пресса России» Веб-сайт
Дилетант
Diletant-01-2012.png Обложка первого выпуска журнала «Дилетант»
исторический журнал
раз в месяц
русский
Виталий Дымарский
Россия
ООО "Интерлинк" (по июль 2015 г.[1])ООО «Образование 21 век»
21 декабря 2011
96 полос
60 000 экз.[1]
2226-6887
24877
diletant.media
У этого термина существуют и другие значения, см. Дилетант.

«Дилетант» — российский познавательный исторический журнал для семейного чтения[2]. Издаётся с января 2012 года.

История[ | код]

Учредителями журнала по данным Kartoteka.ru через ООО «Дилетант» значатся Виталий Дымарский (20 %), ООО «Интерлинк» (40 %), ООО «Медиа-Сервис» (20 %) и ООО «Образование — XXI век» (20 %) (компания принадлежит директору по инвестициям фонда Prosperity Capital Management Александру Бранису и Алексею Венедиктову, являющемуся её гендиректором), гендиректором фирмы указан Алексей Ромашкин[1]. Автором названия стал сотрудник радиостанции и главный редактор журнала Виталий Дымарский[3], также «дилетантами» сотрудники издания в шутку называли себя и читателей[4][5].

На телеканале Дождь в 2013—2014 годах, выходила совместная программа телеканала, журнала «Дилетант» и радиостанции «Эхо Москвы» — «Дилетанты»[6]. Выпуск программы был приостановлен[7] в феврале 2014 года после проведения на телеканале Дождь опроса «Надо ли было сдавать Ленинград?», вызвавшего шквал критики[8], во время трансляции программы «Дилетанты» (подробнее см. Скандал вокруг опроса в программе «Дилетанты»).

С февраля 2014 года на радиостанции «Эхо Москвы» еженедельно выходит историческая программа «Дилетанты», являющаяся совместной программой с журналом[9]. В ежемесячной программе «96 страниц» анонсируется содержание нового номера журнала[10]

По итогам 2014 года ООО «Дилетант» отчиталось об убытке 6,6 млн руб[1].

С 1 июля 2015 года издание приостановлено в связи с финансовыми трудностями[11][12] из-за смены спонсора и издателя проекта: из него вышел один из основных инвесторов Сергей Зверев (финансировал журнал через ООО «Интерлинк»). В этом же месяце издателем стало ООО «Образование — XXI век», продолжившее в сентябре выпуск журнала[13].

В ноябре 2015 года суд вынес решение по требованию типографии «Парето-Принт» о взыскании с «Дилетанта» 7 млн руб., для осуществления выплат были арестованы счета. По словам гендиректора этой фирмы Павла Арсеньева, журнал перестал исполнять обязательства по договору с марта 2015 года, но проблемы с оплатой были и раньше. В материалах суда указывается, что представители «Дилетанта» просили уменьшить штрафные санкции в связи с трудным финансовым положением компании. Весной 2016 года «Парето-Принт» подало иск в Арбитражный суд Москвы о признании банкротом журнала «Дилетант[1]».

Журнал[ | код]

Постоянный эпиграф журнала — афоризм Сократа «Я знаю, что ничего не знаю».

Сами авторы журнала часто в своих заметках в шутку называют себя «дилетантами» или делятся своим «дилетантским мнением»<. По словам Виталия Дымарского, редакторы относят к дилетантам «не столько авторов, сколько — читателей».

Как правило, в каждом номере журнала проходит центральная, сквозная тема, с которой так или иначе связаны статьи. Проект «Дилетант» за время своего существования выпустил два альманаха, в которых собраны наиболее интересные материалы, отобранные читателями из двенадцати номеров предыдущего года. Читатели голосуют за материалы на сайте журнала[14], а также имеют возможность создавать собственный контент в рамках журнала в виде исторических эссе и рецензий на фильм, книгу или театральную постановку[15].

Рубрики[ | код]

Журнал содержит несколько постоянных рубрик:

  • Кадр. В рубрике представлена одна фотография — красочная деталь из истории. Кадр сопровожден кратким описанием и предысторией изображенного события.
  • Новости. Рубрика представляет собой короткие сводки из мира археологии, генетики и других около исторических наук: современные находки и исследования, изучения ДНК, судьба исторических экспонатов сегодня и т. п.
  • Параллель. Исторические сравнения, параллели и совпадения отмечены в анализе одного события, одной эпохи или в контексте одного исторического эпизода.
  • История от Андрея Бильжо. Авторская заметка на свободную тему. Как правило, представляет собой рассуждения автора на злободневные темы или рассуждения из разряда «а знаете ли вы?». Рядом с каждой заметкой пре

ru-wiki.ru

«Мы запускали журнал вопреки всем канонам» (интервью) — Медиа — OpenSpace.ru

С начала 2012 года выходит исторический журнал «Дилетант». Его главный редактор рассказал OPENSPACE.RU, кого он считает дилетантами от истории

Имена:  Виталий Дымарский

Виталий Дымарский: «Мы запускали журнал вопреки всем канонам» — Если позволите, я начну с названия. Почему «Дилетант»?

— Вопрос стал уже традиционным. Мы долго выбирали название, остановились на этом. Во-первых, если говорить формально, то небольшое

лингвистическое исследование вам подскажет, что слово «дилетант» в переводе с итальянского означает «развлекать» (dilettante образовано от глагола dilettare — «радовать, услаждать». — OS). Во-вторых, все мы в истории, науке не точной, дилетанты, как заметил Дмитрий Медведев, получая в подарок первый номер нашего журнала. Кстати, и профессиональных историков название не смущает, и они охотно с нами сотрудничают, не видя в этом ничего зазорного. Ну а если кто-то из авторов засомневается, у нас есть «отмазка»: дилетантами мы считаем наших читателей. Ведь мы хотим делать очень популярный журнал для семейного чтения и смотрения, поскольку в нем до половины объема занимают иллюстрации.

В чем мы уверены, так это в общественном спросе на популярную историю, интерес к которой в последние годы заметно возрос. У нас даже власть озаботилась историей, постоянно ссылаясь на деятелей и события прошлого. Главное, чтобы она не вмешивалась в историческую науку и в те дискуссии, которые история вызывает. Наша задача — не разрешать эти споры, не расставлять все точки над i, а рассказывать о прошлом, просвещая и развлекая. В общем, по-дилетантски.

В конце концов, как говорится, ковчег строили дилетанты, а «Титаник» — профессионалы. И вообще множество открытий в истории человечества принадлежит дилетантам.

— Афоризм «Я знаю, что ничего не знаю» на обложке — таким образом, своеобразный девиз журнала?

— Эта сократовская фраза тоже объясняет название журнала. Если уж так Сократ считал, то чего же нам быть высокомерными и высоколобыми.

Читать текст полностью

©  Предоставлено «Дилетант» Виталий Дымарский

Виталий Дымарский

— На сайте название «Дилетант» написано латиницей, а цифра 1 символизирует статус — первый популярный исторический журнал. Почему название самого журнала обозначено русскими буквами?

— Таков наш выбор. В России, мне кажется, надо выпускать прессу на русском языке. Если, конечно, речь не идет о мировых иностранных брендах. А почему латинскими буквами в интернете, думаю, понятно: кириллица в сети не в чести.

Признаюсь, дизайнеры предлагали нам варианты обложки и логотипа латиницей, но мы от них вполне сознательно отказались.

Давайте дождемся, когда журнал станет международным брендом, тогда посмотрим.

— А как появилась идея создания исторического журнала в России?

— Идея давняя, родившаяся в 1990-е годы, когда я работал во Франции. Часто туда приезжал [главный редактор «Эха Москвы»] Алексей Венедиктов, как известно, вполне профессиональный историк. И мы всегда с завистью изучали тамошние популярные исторические журналы. Во Франции, да и в других странах, таких изданий огромное множество. А журнал Historia, к примеру, выходит с 1903 года. На Западе это довольно распространенный журналистский жанр. Подчеркиваю: журналистский, а не научный. Там много иллюстраций и очень популярное изложение материала.

У нас же, хотя российский рынок за 20 лет заполнился почти до отказа изданиями самого разного толка и тематических направлений, такого журнала нет. Вернее, не было до появления «Дилетанта». Мы не претендуем на то, чтобы публикации в нашем журнале расценивались как строго научные и засчитывались при защите диссертаций. Мы — дилетанты и на такие высоты не претендуем. Для этого есть другие издания.

— Встречный вопрос. Кого журнал «Дилетант» считает своими конкурентами?

— Как это ни самоуверенно звучит, я не вижу прямых конкурентов. У каждого исторического издания свои непересекающиеся задачи. Если нас кто-то считает своим конкурентом, на здоровье, что называется! Мы ни с кем не соревнуемся, делаем свое дело так, как нам представляется правильным, и в собственном жанре. Общение с читательской аудиторией, которая понемногу формируется, доказывает это. Мы слышим немало критики, что правильно и естественно: и вкусы у всех разные, и журнал далек от идеала. Зато один плюс замечен всеми: ничего похожего на российском журнальном рынке нет.

Вообще мы запускали журнал вопреки всем канонам. Подготовительный период для такого проекта должен составлять как минимум полгода: концепция, целевые аудитории, договоры о распространении, переговоры с рекламодателями… Это, что называется, по уму. А мы пошли по дилетантскому пути. В конце октября получили финансирование, решили выпускать журнал и уже в январе выпустили первый номер. Просто нам так захотелось: в январе — первый, в феврале — второй и т.д. Так что в процессе работы над текущими номерами приходится доделывать то, что не успели сделать на подготовительной стадии. Как есть дилетанты!

По ходу дела формируем рубрики. В третьем номере начали искать жанр обучающего развлечения — напечатали викторину в картинках про Жанну д'Арк, в следующем номере будет Юлий Цезарь. Мы не играем в сверхсложность. Не знаешь ответа — загляни в конец номера. Получишь хоть какую-то информацию об историческом персонаже. А заодно и кроссворд решишь. Тут же легко перейти на более серьезную вещь — очень интересные, на мой взгляд, портреты русских писателей разного периода, исполненные Дмитрием Быковым.

Виталий Дымарский: «Мы запускали журнал вопреки всем канонам» С четвертого номера добавляем рубрику, которую задумывали с самого начала, — «Репетитор». Предназначена она старшим школьникам и студентам. Стартуем с тестового ЕГЭ по истории, который презентует министр образования Андрей Фурсенко. Хотим пробудить интерес к истории у молодых людей, для чего все жанры хороши, кроме скучного. Ищем и другие формы для этой рубрики.

Пока дело не дошло до серьезных социологических исследований, проверяю журнал на своих студентах. Им вроде нравится. Да и раскупается он неплохо, даже стал лидером продаж в книжном магазине «Москва».

— То есть аудитория широкая и неспециальная.

— Во всяком случае, мы к этому стремимся. Пока мы определяем свою целевую аудиторию очень просто и опять же по-дилетантски — все, кто в том или ином виде интересуется историей. Журнал для семейного чтения. В очень популярном, занимательном изложении. При этом историки не обижаются и без высокомерия сотрудничают с «Дилетантом». Один уважаемый ученый сказал мне как-то: «Молодцы, правильное дело затеяли!» И не без горечи добавил: «Я бы сам с удовольствием поучаствовал, но не умею я писать популярно, не умею!» Многие историки умеют. И немало есть коллег-журналистов, неравнодушных к истории. Так что недостатка в перьях и материалах не испытываем, скорее — недостаток места в самом журнале, который становится тесным. Но и расширять его не спешим. Надо поработать в изначальном формате.

— Кто инвестировал в журнал?

— Один хороший человек, заразившийся идеей такого журнала. Это наш с Венедиктовым хороший друг, поэтому мы чувствуем особую перед ним ответственность за коммерческий успех проекта. Друзей нельзя подводить, вложения должны окупиться. Что, признаюсь, непросто в условиях нашего деформированного рынка печатной продукции, где распространение стоит дороже производства, а раздавать журнал бесплатно чуть ли не выгоднее, чем продавать.

— Не было ли мысли распространять «Дилетант» и за границей?

— Мы получаем такие заявки прежде всего из стран с достаточно многочисленными русскоязычными общинами — СНГ, Прибалтики, США, Германии, Израиля… Сложностей много, хотя и до этого руки дойдут. Пока мы в большей степени озабочены распространением в России, выходом за пределы Москвы. Журнал должен уже появиться в Санкт-Петербурге. Буквально на днях я вернулся с презентации «Дилетанта» в Фонтанном доме. Был аншлаг, что дает надежду на успешное распространение во второй столице. На очереди Екатеринбург и другие города. Запустили с четвертого номера подписку на нашем сайте Diletant.ru. В общем, стараемся. И готовы рассматривать любые взаимовыгодные предложения.

— Сайт Diletant.ru — самостоятельный проект или приложение к бумажной версии?

— Пока у нас нет ответа. С одной стороны, это единый проект, но сайт не может оживать раз в месяц, в ритме бумажной версии, его нужно каждый день обновлять. Поэтому волей-неволей он становится самостоятельным проектом. Кое-что координируем, какие-то опросы, проводимые сайтом, воспроизводим в журнале. Для многих людей важно и престижно быть напечатанными в журнале.

Но, откровенно говоря, не нашли мы еще эффективного сопряжения с сайтом.

— Каким вы видите будущее журнала?

— И будущее радужное, и планы есть. Да и стоит ли думать о будущем, когда у нас даже прошлое непредсказуемое?!

{-tsr-}Если серьезно, то, естественно, мы хотим развиваться, увеличивать тираж, привлекать больше рекламодателей. Потом, возможно, заняться разного рода проектами вокруг журнала — iPad-версия, спецвыпуски, книжная серия (такое предложение от издательства мы уже получили)… Посмотрим. Сейчас для нас главное — перейти от работы, замешенной на голом энтузиазме, к работе рутинной, технологичной, регулярной и размеренной. Но чтобы по-прежнему у всей команды горели глаза.​

os.colta.ru

Дилетант (журнал) — ВиКи

Учредителями журнала по данным Kartoteka.ru через ООО «Дилетант» значатся Виталий Дымарский (20 %), ООО «Интерлинк» (40 %), ООО «Медиа-Сервис» (20 %) и ООО «Образование — XXI век» (20 %) (компания принадлежит директору по инвестициям фонда Prosperity Capital Management Александру Бранису и Алексею Венедиктову, являющемуся её гендиректором), гендиректором фирмы указан Алексей Ромашкин[1]. Автором названия стал сотрудник радиостанции и главный редактор журнала Виталий Дымарский[3], также «дилетантами» сотрудники издания в шутку называли себя и читателей[4][5].

На телеканале Дождь в 2013—2014 годах, выходила совместная программа телеканала, журнала «Дилетант» и радиостанции «Эхо Москвы» — «Дилетанты»[6]. Выпуск программы был приостановлен[7] в феврале 2014 года после проведения на телеканале Дождь опроса «Надо ли было сдавать Ленинград?», вызвавшего шквал критики[8], во время трансляции программы «Дилетанты» (подробнее см. Скандал вокруг опроса в программе «Дилетанты»).

С февраля 2014 года на радиостанции «Эхо Москвы» еженедельно выходит историческая программа «Дилетанты», являющаяся совместной программой с журналом[9]. В ежемесячной программе «96 страниц» анонсируется содержание нового номера журнала[10]

По итогам 2014 года ООО «Дилетант» отчиталось об убытке 6,6 млн руб[1].

С 1 июля 2015 года издание приостановлено в связи с финансовыми трудностями[11][12] из-за смены спонсора и издателя проекта: из него вышел один из основных инвесторов Сергей Зверев (финансировал журнал через ООО «Интерлинк»). В этом же месяце издателем стало ООО «Образование — XXI век», продолжившее в сентябре выпуск журнала[13].

В ноябре 2015 года суд вынес решение по требованию типографии «Парето-Принт» о взыскании с «Дилетанта» 7 млн руб., для осуществления выплат были арестованы счета. По словам гендиректора этой фирмы Павла Арсеньева, журнал перестал исполнять обязательства по договору с марта 2015 года, но проблемы с оплатой были и раньше. В материалах суда указывается, что представители «Дилетанта» просили уменьшить штрафные санкции в связи с трудным финансовым положением компании. Весной 2016 года «Парето-Принт» подало иск в Арбитражный суд Москвы о признании банкротом журнала «Дилетант[1]».

Постоянный эпиграф журнала — афоризм Сократа «Я знаю, что ничего не знаю».

Сами авторы журнала часто в своих заметках в шутку называют себя «дилетантами» или делятся своим «дилетантским мнением»<. По словам Виталия Дымарского, редакторы относят к дилетантам «не столько авторов, сколько — читателей».

Как правило, в каждом номере журнала проходит центральная, сквозная тема, с которой так или иначе связаны статьи. Проект «Дилетант» за время своего существования выпустил два альманаха, в которых собраны наиболее интересные материалы, отобранные читателями из двенадцати номеров предыдущего года. Читатели голосуют за материалы на сайте журнала[14], а также имеют возможность создавать собственный контент в рамках журнала в виде исторических эссе и рецензий на фильм, книгу или театральную постановку[15].

Рубрики

Журнал содержит несколько постоянных рубрик:

  • Кадр. В рубрике представлена одна фотография — красочная деталь из истории. Кадр сопровожден кратким описанием и предысторией изображенного события.
  • Новости. Рубрика представляет собой короткие сводки из мира археологии, генетики и других около исторических наук: современные находки и исследования, изучения ДНК, судьба исторических экспонатов сегодня и т. п.
  • Параллель. Исторические сравнения, параллели и совпадения отмечены в анализе одного события, одной эпохи или в контексте одного исторического эпизода.
  • История от Андрея Бильжо. Авторская заметка на свободную тему. Как правило, представляет собой рассуждения автора на злободневные темы или рассуждения из разряда «а знаете ли вы?». Рядом с каждой заметкой представлена карикатура художника А. Бильжо.
  • Тема номера. Значительную часть выпуска занимает масштабный исторический материал, соединяющий несколько сюжетов в рамках одной темы. В материале собраны мнения, цифры, факты, фотографии, анализ.
  • Вооружение. В рубрике показы модели военной техники, её характеристики, знаменитые конструкторы, исторические эпизоды, связанные с ней.
  • Картина. В этой рубрике представлено историческое полотно и справка к изображенному на нем сюжету. На картине выделены отдельные элементы, каждому из которых дано описание.
  • Фискал. В рубрике рассказывается о налоговых системах в разных странах мира в определенный период, и об исторических последствиях налоговых законов для государств.
  • Экспонат. В рубрике представлена крупная фотография одного вещественного экспоната, его описание и история, связанные с ним традиции и легенды, судьба и «музейное» прошлое.
  • Почтовый ящик. Письма читателей в редакцию относительно статей прошлых номеров. Здесь же авторы лично отвечают читателям на их замечания, вопросы и дополнения.
  • Детская площадка с Алексеем Венедиктовым. Интерактивная рубрика, в которой читателю задается несколько вопросов об историческом деятеле (или событии) с вариантами ответов «да» и «нет». В конце журнала даны правильные ответы.
  • Посмотреть. Почитать. Посетить. Поиграть. Рубрика рекомендует читателям фильмы или сериалы, книги и компьютерные игры, а также выставки, фестивали, музеи по исторической или научно-популярной тематике.
  • Штука. Авторская колонка Сергея Бунтмана, в которой рассказывается о предметах, оставивших заметный след в истории.
  • Процесс. Авторская колонка Алексея Кузнецова, посвященная судебным процессам отечественной и зарубежной истории.
  • Портретная галерея Дмитрия Быкова. Авторская колонка с описанием жизни и судьбы исторического или литературного деятеля.
  • Кроссворд.
  • Мой герой в истории. В рубрике современные политики, журналисты, деятели искусства и общественные деятели выбирают «своего» человека в истории, который, по их мнению, внес наибольший вклад в историю человечества.

Авторы журнала

Также, пишут/писали:

  • Георгий Александров
  • Евгений Анисимов
  • Лариса Аэрова
  • Андрей Дубровский
  • Илья Кабанов
  • Юлия Кантор
  • Пётр Корягин
  • Алексей Кузнецов
  • Алексей Лещенко
  • Александр Локшин
  • Сергей Нечаев
  • Ирина Палтусова
  • Александр Починок
  • Алексей Ромашкин
  • Татьяна Сизова
  • Елена Съянова

xn--b1aeclack5b4j.xn--j1aef.xn--p1ai

Дилетант (журнал) Википедия

Учредителями журнала по данным Kartoteka.ru через ООО «Дилетант» значатся Виталий Дымарский (20 %), ООО «Интерлинк» (40 %), ООО «Медиа-Сервис» (20 %) и ООО «Образование — XXI век» (20 %) (компания принадлежит директору по инвестициям фонда Prosperity Capital Management Александру Бранису и Алексею Венедиктову, являющемуся её гендиректором), гендиректором фирмы указан Алексей Ромашкин[1]. Автором названия стал сотрудник радиостанции и главный редактор журнала Виталий Дымарский[3], также «дилетантами» сотрудники издания в шутку называли себя и читателей[4][5].

На телеканале Дождь в 2013—2014 годах, выходила совместная программа телеканала, журнала «Дилетант» и радиостанции «Эхо Москвы» — «Дилетанты»[6]. Выпуск программы был приостановлен[7] в феврале 2014 года после проведения на телеканале Дождь опроса «Надо ли было сдавать Ленинград?», вызвавшего шквал критики[8], во время трансляции программы «Дилетанты» (подробнее см. Скандал вокруг опроса в программе «Дилетанты»).

С февраля 2014 года на радиостанции «Эхо Москвы» еженедельно выходит историческая программа «Дилетанты», являющаяся совместной программой с журналом[9]. В ежемесячной программе «96 страниц» анонсируется содержание нового номера журнала[10]

По итогам 2014 года ООО «Дилетант» отчиталось об убытке 6,6 млн руб[1].

С 1 июля 2015 года издание приостановлено в связи с финансовыми трудностями[11][12] из-за смены спонсора и издателя проекта: из него вышел один из основных инвесторов Сергей Зверев (финансировал журнал через ООО «Интерлинк»). В этом же месяце издателем стало ООО «Образование — XXI век», продолжившее в сентябре выпуск журнала[13].

В ноябре 2015 года суд вынес решение по требованию типографии «Парето-Принт» о взыскании с «Дилетанта» 7 млн руб., для осуществления выплат были арестованы счета. По словам гендиректора этой фирмы Павла Арсеньева, журнал перестал исполнять обязательства по договору с марта 2015 года, но проблемы с оплатой были и раньше. В материалах суда указывается, что представители «Дилетанта» просили уменьшить штрафные санкции в связи с трудным финансовым положением компании. Весной 2016 года «Парето-Принт» подало иск в Арбитражный суд Москвы о признании банкротом журнала «Дилетант[1]».

Постоянный эпиграф журнала — афоризм Сократа «Я знаю, что ничего не знаю».

Сами авторы журнала часто в своих заметках в шутку называют себя «дилетантами» или делятся своим «дилетантским мнением»<. По словам Виталия Дымарского, редакторы относят к дилета

ruwikiorg.ru

Дилетант (журнал)

исторический журнал Периодичность: Язык: Главный редактор: Издатель: Страна: Дата основания: Объём: Тираж: ISSN печатнойверсии: Индекс по каталогу «Пресса России»: Веб-сайт:

«Дилетант» — российский познавательный исторический журнал для семейного чтения. Издаётся с января 2012 года.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Журнал
    • 2.1 Рубрики
    • 2.2 Авторы журнала
  • 3 Примечания
  • 4 Ссылки

История

Учредителями журнала по данным Kartoteka.ru через ООО "Дилетант" значатся Виталий Дымарский (20%), ООО "Интерлинк" (40%), ООО "Медиа-Сервис" (20%) и ООО "Образование — XXI век" (20%) (компания директору по инвестициям фонда Prosperity Capital Management Александру Бранису и Алексею Венедиктову, являющемуся её гендиректором), гендиректором фирмы указан Алексей Ромашкин. Автором названия стал сотрудник радиостанции и главный редактор журнала Виталий Дымарский, также "дилетантами" сотрудники издания в шутку называли себя и читателей.

На телеканале Дождь в 2013—2014 годах, выходила совместная программа телеканала, журнала «Дилетант» и радиостанции «Эхо Москвы» — «Дилетанты». Выпуск программы был приостановлен в феврале 2014 года после проведения на телеканале Дождь опроса «Надо ли было сдавать Ленинград?», вызвавшего шквал критики, во время трансляции программы «Дилетанты» (подробнее см. Скандал вокруг опроса в программе «Дилетанты»).

С февраля 2014 года на радиостанции «Эхе Москвы» еженедельно выходит историческая программа «Дилетанты», являющаяся совместная программа с журналом. В ежемесячной программе "96 страниц" анонсируется содержание нового номера журнала

По итогам 2014 года ООО "Дилетант" отчиталось об убытке 6,6 млн руб.

С 1 июля 2015 года издание приостановлено в связи с финансовыми трудностями из-за смены спонсора и издателя проекта: из него вышел один из основных инвесторов Сергей Зверев (финансировал журнал через ООО "Интерлинк"). В этом же месяце издателем стало ООО "Образование — XXI век", продолжившее в сентябре выпуск журнала .

В ноябре 2015 года суд вынес решение по требованию типографии "Парето-Принт" о взыскании с "Дилетанта" 7 млн руб., для осуществления выплат были арестованы счета. По словам гендиректора этой фирмы Павла Арсеньева, журнал перестал исполнять обязательства по договору с марта 2015 года, но проблемы с оплатой были и раньше. В материалах суда указывается, что представители "Дилетанта" просили уменьшить штрафные санкции в связи с трудным финансовым положением компании. Весной 2016 года "Парето-Принт" подало иск в Арбитражный суд Москвы о признании банкротом журнала "Дилетант".

Журнал

Постоянный эпиграф журнала — афоризм Сократа «Я знаю, что ничего не знаю».

Сами авторы журнала часто в своих заметках в шутку называют себя «дилетантами» или делятся своим «дилетантским мнением»<. По словам Виталия Дымарского, редакторы относят к дилетантам «не столько авторов, сколько — читателей».

Как правило, в каждом номере журнала проходит центральная, сквозная тема, с которой так или иначе связаны статьи. Проект «Дилетант» за время своего существования выпустил два альманаха, в которых собраны наиболее интересные материалы, отобранные читателями из двенадцати номеров предыдущего года. Читатели голосуют за материалы на сайте журнала.

Рубрики

Журнал содержит несколько постоянных рубрик:

  • Кадр. В рубрике представлена одна фотография — красочная деталь из истории. Кадр сопровожден кратким описанием и предысторией изображенного события.
  • Новости. Рубрика представляет собой короткие сводки из мира археологии, генетики и других около исторических наук: современные находки и исследования, изучения ДНК, судьба исторических экспонатов сегодня и т. п.
  • Параллель. Исторические сравнения, параллели и совпадения отмечены в анализе одного события, одной эпохи или в контексте одного исторического эпизода.
  • История от Андрея Бильжо. Авторская заметка на свободную тему. Как правило, представляет собой рассуждения автора на злободневные темы или рассуждения из разряда «а знаете ли вы?». Рядом с каждой заметкой представлена карикатура художника А. Бильжо.
  • Тема номера. Значительную часть выпуска занимает масштабный исторический материал, соединяющий несколько сюжетов в рамках одной темы. В материале собраны мнения, цифры, факты, фотографии, анализ.
  • Вооружение. В рубрике показы модели военной техники, её характеристики, знаменитые конструкторы, исторические эпизоды, связанные с ней.
  • Картина. В этой рубрике представлено историческое полотно и справка к изображенному на нем сюжету. На картине выделены отдельные элементы, каждому из которых дано описание.
  • Фискал. В рубрике рассказывается о налоговых системах в разных странах мира в определенный период, и об исторических последствиях налоговых законов для государств.
  • Экспонат. В рубрике представлена крупная фотография одного вещественного экспоната, его описание и история, связанные с ним традиции и легенды, судьба и «музейное» прошлое.
  • Почтовый ящик. Письма читателей в редакцию относительно статей прошлых номеров. Здесь же авторы лично отвечают читателям на их замечания, вопросы и дополнения.
  • Детская площадка с Алексеем Венедиктовым. Интерактивная рубрика, в которой читателю задается несколько вопросов об историческом деятеле (или событии) с вариантами ответов «да» и «нет». В конце журнала даны правильные ответы.
  • Посмотреть. Почитать. Посетить. Поиграть. Рубрика рекомендует читателям фильмы или сериалы, книги и компьютерные игры, а также выставки, фестивали, музеи по исторической или научно-популярной тематике.
  • Портретная галерея Дмитрия Быкова. Авторская колонка с описанием жизни и судьбы исторического или литературного деятеля.
  • Кроссворд.
  • Мой герой в истории. В рубрике современные политики, журналисты, деятели искусства и общественные деятели выбирают «своего» человека в истории, который, по их мнению, внес наибольший вклад в историю человечества.

Авторы журнала

  • Алексей Венедиктов, рубрика «Детская площадка с Алексеем Венедиктовым»
  • Алексей Нарышкин;
  • Андрей Позняков;
  • Алексей Соломин;
  • Андрей Сорокин;
  • Дмитрий Быков, рубрика «Портретная галерея с Дмитрием Быковым»;
  • Андрей Бильжо, рубрика «История от Андрея Бильжо» и карикатуры.

Также, пишут/писали:

  • Георгий Александров
  • Евгений Анисимов
  • Лариса Аэрова
  • Андрей Дубровский
  • Илья Кабанов
  • Юлия Кантор
  • Пётр Корягин
  • Алексей Кузнецов
  • Алексей Лещенко
  • Александр Локшин
  • Сергей Нечаев
  • Ирина Палтусова
  • Александр Починок
  • Алексей Ромашкин
  • Татьяна Сизова
  • Елена Съянова

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 5 Елизавета Макарова. Типография не прощает "Дилетанта" Газета "Коммерсантъ" №79 от 10.05.2016, стр. 10
  2. ↑ Дымарский В. Между нами, дилетантами…. // «Российская газета», 25 января 2012.
  3. ↑ Новый исторический проект «Дилетант». // «Эхо Москвы», 3 января 2012.
  4. ↑ История от Андрея Бильжо («Во всяком случае на мой дилетантский взгляд») // Журнал «Дилетант», выпуск № 5 (29), май 2014
  5. ↑ Виталий Дымарский. Ноев ковчег строили дилетанты, а "Титаник" — профессионалы.
  6. ↑ Раздел программы «Дилетанты» на сайте телеканала «Дождь»
  7. ↑ «Дождь» приостановит выпуск программы «Дилетанты». // Lenta.Ru, 3 февраля 2014.
  8. ↑ Ольга Жигулина. Дилетанты на Дожде (26 января 2014 года).
  9. ↑ Последний выпуск.
  10. ↑ 96 страниц - Представление нового номера журнала «Дилетант».
  11. ↑ Дымарский объявил о временной приостановке выпуска журнала "Дилетант" // Независимая газета, 24.06.2015.
  12. ↑ «Дилетант» приостанавливает выпуск печатной версии // Медиановости, 22.06.2015.
  13. ↑ Александр Белановский. «Я могу делать всё, что хочу» "Йод", 18.12.2015
  14. ↑ Дилетант. Избранное. Выпуск II. — Дилетант, 2014. — С. 264.

Ссылки

  • diletant.media — официальный сайт «Дилетант»
  • Дилетант в «Твиттере»
  • Официальная страница журнала Дилетант в социальной сети Facebook
  • Дилетант на сайте Instagram
  • Официальная страница журнала Дилетант в социальной сети «ВКонтакте»
  • И. А. Яковенко Рынок научно-популярных журналов. Аналитический обзор. Национальная Тиражная Служба (30 августа 2012). Проверено 3 сентября 2012. Архивировано из первоисточника 28 октября 2012.

Дилетант (журнал) Информация о

Дилетант (журнал)Дилетант (журнал)

Дилетант (журнал) Информация Видео

Дилетант (журнал) Просмотр темы.

Дилетант (журнал) что, Дилетант (журнал) кто, Дилетант (журнал) объяснение

There are excerpts from wikipedia on this article and video

раз в месяц

русский

Виталий Дымарский

ООО "Интерлинк" (по июль 2015 г.)ООО «Образование 21 век»

Россия

21 декабря 2011

96 полос

60 000 экз.

2226-6887

24877

diletant.media

www.turkaramamotoru.com

Редактор журнала «Дилетант» — о том, для чего учить уроки истории

https://www.znak.com/2016-03-31/redaktor_zhurnala_diletant_o_tom_dlya_chego_uchit_uroki_istorii

В Екатеринбург прилетел редактор журнала «Дилетант» Виталий Дымарский. На фоне консервативной вакханалии, происходящей вокруг российской истории, этот популярно-исторический журнал остается изданием, которое не стыдно читать. И вообще, по нынешним меркам даже как-то странно до сих пор видеть выходящим в свет издание, главной темой первого номера которого была «Опричнина от Ивана Грозного до Владимира Путина». Но «Дилетанту» уже пошел пятый год. 

— Виталий Наумович, зачем вы приехали в Екатеринбург, что планируете делать?

— Основная цель — презентация журнала «Дилетант». Я с 2012 года, с первого номера, являюсь его главным редактором. Заодно, поскольку журнал делается во многом силами журналистов «Эха Москвы», я думаю, уместной будет презентация наших исторических программ на «Эхе». Надеюсь, что головной темой визита будет все-таки история. Хотя могу ошибаться.

— Честно говоря, для меня было удивлением узнать от ребят с «Эха Москвы в Екатеринбурге», что с 2015 года журнал «Дилетант» продается в Екатеринбурге. По серости своей, признаюсь, думал до сих пор, что это такая камерная вещь для Москвы и Санкт-Петербурга.

— Вот чего бы нам точно не хотелось делать, так это камерный журнал, рассчитанный на некую элиту. Наоборот, хотелось бы делать очень популярный журнал для семейного прочтения. Когда меня спрашивают, правда, какова его целевая аудитория (есть такое сейчас модное словосочетание), я не знаю, что сказать. Мы социологией пока не сильно и занимались, по-дилетантски же все делаем. Но в нашем представлении рассчитываем на всех — от детей до пенсионеров. Единственное, что детей, наверное, уже школьного возраста. Нам говорят, что наша аудитория — это такой удивительный результат. Тем более что наш реальный тираж — это 60 тысяч…

— Где он распространяется?

— Теоретически — везде. Но, надо понимать такую вещь, это мало зависит от журнала. Распространением у нас занимаются специально обученные сети. Но обучены они не тому, что способствует нашему журналу. У них свои интересы. Так, журнал очень плохо доходит, как я это понимаю, до маленьких городов. Это характерно для всех подобного рода изданий.

— Я слышал, у вас были проблемы с финансированием.

— У нас сменился учредитель. Первый инвестор, это не секрет, был Сергей Зверев. Не тот, который стилист. Наш Сергей Зверев в 90-е годы возглавлял «Газпром-медиа», сейчас он является владельцем крупной пиар-компании. Потом был кризис, и он дальше не смог финансировать. Пока нам удается как-то самим собирать эти деньги. Хотя, признаюсь, журнал не окупает себя. Мы к этому идем, но не окупает. Нам говорят, что для того, чтобы стать окупаемым, надо продавать где-то 50 тыс. экземпляров. У нас тираж 60, но продаем мы около 40. Несколько мешают еще, конечно, клише, которые существуют у рекламодателей. Например, в представлении рекламодателей наша аудитория — интеллигенция и реклама какого-нибудь Mercedes сюда не идет. Они ошибаются, точно знаем. Очень многие предприниматели средней и выше руки являются потребителями «Дилетанта».

— Журнал для размышляющих, как мне кажется.

— Один известный предприниматель как-то сказал мне: «Классный журнал. Почитаю его — и вечером сижу за столом, могу блеснуть, поддержать разговор». Журнал, правда, доступный. Мы вообще не стараемся его делать наукообразным. Когда я говорю «первый», на меня коллеги обижаются. Но мне кажется, что мы все-таки действительно первый журнал такого формата. Все, что делалось до сих пор, делалось историками. Мы открыли здесь жанр исторической журналистики.

— «Дилетант» мне кажется в этом плане своеобразным ледоколом.

— Знаете, мы Америку тоже не открывали. Я в 90-е годы почти 8 лет работал во Франции, и [нынешний главный редактор «Эха Москвы» Алексей] Венедиктов часто ко мне туда приезжал. Он вообще такой франкофил. Мы с ним ходили по киоскам… Думаете, сколько во Франции таких исторических журналов?

— ?

— Тридцать наименований. Есть для детей, для взрослых, для женщин — для кого хотите. На Западе это вообще распространенный жанр: много картинок, доходчивые тексты. В короткий промежуток времени ты можешь прочитать что-то интересное, если заинтересовало, то дальше продолжаешь сам погружаться. Мы не ставим в этом формате точек над «и», мы стараемся подтолкнуть к дальнейшему исследованию и познанию.

— Есть такая известная легенда, как появилось название вашего журнала: после долгого и безуспешного штурма вы заявили Венедиктову — «вы все дилетанты». «О!» — ухватились за слово на «Эхе». Как появилась сама идея создать исторический журнал такого формата в России?

— Так и зародились — в 1993 году во Франции мы насмотрелись этих журналов и нам очень захотелось издавать такой же, но все как-то денег не было. И только в 2011 году, осенью, Сергей Зверев, который наш с Венедиктовым довольно близкий приятель, говорит: «А, давайте». Его как-то в разговоре пробило, и он согласился финансировать все это.

Выход журнала совпал с подъемом интереса к истории в обществе и в политике. История, конечно, стала очень политизирована, она вышла на экраны кино и телевидения. История стала общественно и политически значимой. История стала площадкой для разного рода дискуссий. Не исторических даже. Через исторические дискуссии мы много обсуждаем наши дни, современность, день сегодняшний и день завтрашний.

— Мои старые учителя-археологи, учившиеся еще в Союзе, говорили, что тогда была мода на изучение именно древней истории, потому что современной (она тогда именовалась историей КПСС) заниматься было невозможно — никакой свободы мысли не допускалось. Погружения в старину «Дилентанта» кажутся тем же. Валерия Новодворская, кстати, сравнила ваш журнал как-то с «мебельным жучком, подтачивающим «советскую мифологию». Трудно быть таким жучком сейчас?

— Нас терпят. Послушайте, это смешно про средства массовой информации вообще и исторический журнал тем более говорить, что они оппозиционные. Мы не политическая партия. 

— Только сейчас опять все либо за красных, либо за белых.

— Поляризация общества, действительно, наблюдается везде и нет середины. Но мне кажется, что мы как раз и не выходим из середины. Иногда мы попадаем в сегодняшнюю повестку. Конечно, нам хотелось бы идти за теми событиями, которые разворачиваются. Случается даже так, что мы выходим с темой, про которую и не думали, что она будет [остро актуальной].

— Считаете, что тема «Опричнина от Ивана Грозного до Владимира Путина», с которой вышел в январе 2012 года «Дилентант» №1, не политизирована?

— Слушайте, самое смешное, что Путин видел этот номер и ему понравилось. Если вы откроете его, то поймете, что это лихой заголовок и обложка со взглядом Путина, но там нет ничего о Владимире Путине и современных опричниках.

— Но заголовок заставляет как минимум задуматься об этом!

— Конечно, мы все-таки журналисты. Были неожиданные даже вещи. У нас выходит новогодний номер, начали вспоминать, у нас на обложке появляется царь Ирод, и тут принимают «закон Димы Яковлева» (в декабре 2012 года принят запрет на усыновление российских детей иностранцами — прим. ред.), который обзывают «законом Ирода». Нам говорят: «Вы знали!». Когда-то мы и сами идем вослед событиям. Например, Владимир Владимирович Путин после московских выборов сказал, что Собянин — не Робеспьер. И мы стали делать: кто такой Робеспьер. Просто чтобы люди ориентировались в том, что им говорят. Путин, кстати говоря, подсказывает нам много тем. 

— Лично?

— Нет, конечно, берем из того, что он где-то сказал. Он, например, высказался о Екатерине II, сравнил ее с Петром I: «Дел больше, а кровищи меньше». И мы сделали такой двойной портрет — что сделала Екатерина и что сделал Петр. Вот такая актуализация у нас идет. Сейчас, кстати, мы опять попадаем. Совершенно не имея в виду процесс над [украинкой Надеждой] Савченко, у нас сейчас будет главная тема «Валькирии, девы-воительницы». Конечно, нам опять все скажут — понятно, мол, на Савченко намекаете. Нет, не намекаем, но что делать, если история повторяется?

— Путин ваш читатель?

— Знаю только, что [пресс-секретарю президента РФ Дмитрию] Пескову номера передаются. О мнении [премьер-министра Дмитрия] Медведева я знаю. Мы начали выходить на исходе его президентства, и когда он посмотрел на журнал, то сказал: «Ну, правильно, мы все в истории дилетанты. Название правильное».

— Я спросил, трудно или не трудно быть жучком, потому что за несколько последних лет в России стали типичными такие истории: «Дождь» попал в опалу после вопроса о том, стоило ли немцам сдать Ленинград, директор Госархива РФ, доктор наук Сергей Мироненко ушел в отставку — после поднятой темы о подвиге 28 панфиловцев…

— В какой-то мере с панфиловцами мы тоже замешаны. Это просто не выплыло наружу, а история-то была такая: Сергей Владимирович Мироненко был у меня в эфире и там случился первый разговор о панфиловцах. Оказалось, у него есть документы. «Давайте в “Дилетанте” напечатаем»? «Давайте»! И в этот момент «Дилетант» перестал выходить. Он сказал, что вывесит в таком случае на сайте. Вывесил. 

— Вопрос не пустяковый, затыкать рот историку Мироненко принялся лично глава минкульта РФ, политолог Владимир Мединский. Часто чувствуется давление после подобных историй?

— На «Дилетант» давления нет. Его нет в том смысле, что я не знаю ничего про это. Отсутствие рекламы — это давление или нет?

— Я бы сказал, что да.

— Та же история с «Дождем», например. У нас бизнес-сообщество привыкло уже: поскольку в стране политика византийская, то все ловят сигналы — не обязательно что-то говорить, скандал прозвучал - и рекламодатели сразу боятся идти. Почему они не идут в «The New Times» [Евгении Альбац]? Потому что боятся, никто на них не давит. В этой системе сигналов все всё понимают. 

— Что-то в этом есть от самиздата эпохи застоя — бояться и читать.

— Не боятся нас, продают же в конце концов. Мы не изгои, просто что-то где-то есть. Сейчас, если честно, спокойнее стало, история с «Дождем» тоже успокоилась. Хотя тут надо понимать еще один момент. Когда мы разговаривали с [основательницей телеканала «Дождь» Натальей] Синдеевой, то сошлись во мнении, что вопрос о Ленинграде был лишь поводом. Не было бы этой истории, возникла бы другая, просто так получилось.

— Как «Дилетант» выстраивает отношения с классической исторической наукой?

— Нормально (смеется).

— Я о том, могут ли историки в России сейчас смело высказываться?

— Есть разные ученые. Просто не все историки имеют доступ к СМИ, не всякого историка вы увидите на «1 канале» или ВГТРК. Это, безусловно, так, но этим ничего не ограничивается. Зайдите в любой книжный магазин, и вы увидите всю палитру взглядов на историю. Я занимаюсь больше историей Второй мировой войны, и вообще военной историей, и скажу вам — на полках стоит все, от Виктора Суворова и Марка Солонина до Арсена Мартиросяна и Николая Старикова, от ниспровергателей до откровенных сталинистов. Так что работают историки. Кстати, сейчас я работаю в Петербурге на «Эхе», и там вообще богатый круг историков, замечательная научная школа. Мы даже хотим сейчас за счет них расширить свой список авторов. 

— У нас по поводу взаимоотношений историков, власти и разных общественных институтов есть замечательная уральская история мирового значения. Я говорю сейчас об истории обнаружения останков последнего российского императора Николая II и их упорного непризнания со стороны РПЦ, несмотря на массу всевозможных экспертиз и проверок.

— Что делать.

— Получается, что государство сейчас склонно слушать Церковь, но не ученых, потративших годы на кропотливое исследование, получившее признание даже в мировом сообществе.

— Я думаю, признают [останки], что бы РПЦ там ни признавало. Борис Николаевич [Ельцин] ведь захоронил.

— За это поклон Борису Николаевичу, сейчас ситуация кажется совершенно обратной.

— И Борису Ефимовичу Немцову еще. Вообще-то он занимался тогда этой комиссией (по признанию и перезахоронению царских останков — прим. ред.). Да, РПЦ не признает, но что сейчас — биться головой об стену?

— Это говорит о том, что сейчас другие времена.

— Да, другие, но ничего принципиально нового не происходит. Они ставят под сомнение ДНК-анализы, но, думаю, захоронят в конце концов. Все это политика. Ситуация рисует нынешнее положение РПЦ, конечно. Формально Церковь у нас отделена от государства, но на практике она встроена и в общество, и в политику. Не удивляет, что патриарх говорит у нас о ЖКХ, к примеру?

— О Сирии тоже говорит. Удивляет, конечно.

— Да, такое политическое поле, и на нем в треугольнике государство – РПЦ - общество идет определенная игра. Царские останки — один из объектов этой игры. С другой стороны, надо понимать и власть. Она тоже ищет определенные компромиссы. С этим можно не соглашаться, но они просто вынуждены учитывать все мнения. 

— Только вот такого археолога, как Сергей Погорелов, нашедшего в 2007 году останки цесаревича Алексея и княжны Марии, больше нет, с февраля этого года он уволен. И, если честно, последние несколько лет он вообще опасался публично разговаривать на все эти темы с журналистами. Я к чему это: на таком фоне насколько российские историки охотно соглашаются сотрудничать с вашим проектом?

— Кто-то опасается, кто-то соглашается. Мы открыты для всех точек зрения и будем всех публиковать, будь то сталинисты или их оппоненты. Главное, чтобы это было интересно, доступно и затрагивало. 

— В вашей практике не возникали стоп-темы, Крым, например?

— Крыма мы уже касались, и этот номер журнала пользовался бешеным успехом. Я тогда в какой-то момент отчетливо понял, что наша память — вещь избирательная и многое со временем забывается. Несколько не в тему приведу пример. Мы сейчас готовили номер с темой «Гибель империи». В рамках его подготовки я снова перечитал массу материалов 1991 года. Оказалось, мы забыли уже все это. Обвиняем [первого и последнего президента СССР Михаила] Горбачева в развале СССР, хотя он до последнего боролся за Советский Союз, стоял как скала. Насколько это возможно было для него, конечно. 

Вот мы с вами говорим — история, история... У нас неважно ведь знает народ свою историю. Когда произошел Крым, нам звонили люди, которые занимаются изданием очень дешевой на газетной бумаге периодики. Предлагали сделать номер по крымским войнам, обещали миллионный тираж. И меня что-то стукнуло, спросил: «Вы ведь знаете, что Крымскую войну 1853-1856 годов Россия проиграла?». «Как проиграла? Тогда делать ничего не будем». С детских лет нам, и сейчас, кстати, снова, пытаются навязать, что история — это череда побед…

— …И великих деятелей: князь Владимир, Иван Грозный, Петр I, Сталин.

— На мой взгляд, гораздо полезнее не только восхищаться эхом великих побед, куда патриотичнее извлекать уроки из поражений — политических, военных, любых. Кстати говоря, многие у нас не понимают разницы между Второй мировой войной и Великой Отечественной войной. Люди не могут объяснить, участвовали мы в двух войнах или нет.

— Для большинства, уверен, 2 сентября 1945 года не памятная дата абсолютно. 

— Все считают, что все закончилось 9 мая 1945-го. Не понимают и что такое 17 сентября 1939 года. Это шапкозакидательство, что мы, мол, победители, не дает извлекать уроки даже чисто военные и тактические. Ведь ошибок была сделана масса. 1941-1942 годы — это просто провал за провалом на фронте. Я не говорю уже о политических ошибках. Это нехватка офицерского состава, который сократили в ходе репрессий. В конце концов, неправильно была выбрана концепция войны, генералы ориентировались на прошлую войну и лихие кавалерийские атаки. Знаете, какая самая большая проблема в 1941 году? Элементарное отсутствие связи…

— И пенициллина, из-за чего смертность раненых в госпиталях оказалось чрезвычайно высока.

— Не только пенициллин. Посмотрите на номенклатуру ленд-лиза. Буквально на днях записал петербургского историка-экономиста на эту тему, скоро выйдет эфир — будет интересно. Помимо чисто боевой техники там было несколько сотен позиций, вплоть до пуговиц. Это вроде бы мелочь, но попробуйте сшить форму без пуговиц. Из этого всего надо бы извлекать уроки. Между тем высокопоставленные офицеры мне рассказывали, что в Сирии в эту кампанию мы воевали по картам Генштаба 1979 года. А во время конфликта в Южной Осетии в 2008 году была тяжелая ситуация со связью, чуть не по мобильным телефонам разговаривали. Можно над этим смеяться, конечно, но это все невыученные уроки. Сейчас же не любим это все вспоминать, Америка не может быть хорошей. Политика заслоняет собой историю.

— В следующем году — столетие революции. 1917 год — выученный урок? 

— Не думаю, что принято даже решение о том, как отмечать это столетие. Безусловно, это событие громадного политического значения и этим рано или поздно надо заниматься. 

— Как его отметит «Дилетант»?

— Тоже не знаю еще, не скоро 2017 год. Все оценки уже даны — думаю, что интересны детали. Кстати, была интересная статья [Эдуарда] Лимонова на эту тему. Он рассказал вещи, которые давно забыли в силу определенных причин. Кто сделал Октябрьскую революцию? [Лев] Троцкий! Троцкий все организовал, Ленин ведь поздно приехал. Потом Троцкого просто вычеркнули из истории, но он реально был главный организатор. Так что надо разбираться в истории. Надо. 

www.znak.com


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта