Инновационные процессы и тенденции в образовательном процессе. Журнал инновационные процессы в образовании
Инновационные процессы в образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»
При рассмотрении качественной стороны образования, необходимо отметить его социальную функцию и поэтому образование не может не отражать изменения, происходящие в обществе. Можно сказать, что уровень развития системы образования есть следствие или релита определенного уровня развития общества. Преобразования, происходящие в обществе, обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса.
Внедрение инноваций является основным путем повышения эффективности образования. Поэтому стремление использовать инновации в образовательных учреждениях приобретает массовый характер. Обострилась потребность в новом знании, в осмыслении понятий новшество», «новое», «инновация», «инновационный процесс», «инновационная деятельность» и др.
Понятие «инновация» имеет латинское происхождение (in— в; novus— новое) и в перевале означает «обновление, новинка, изменение», т. е. ввод чего-то нового, введение новизны. Инновационный процесс отражает комплексную деятельность по формированию и развитию содержания и организации нового. Образование по своей сути уже инновация [3].
Нововведение определяется и как новшество, и как процесс введения этого новшества в практику, процесс целенаправленной, организованной деятельности людей-и новаторов, которые принимая какие-либо решения способствуют наиболее эффективному функционированию всех субъектов образовательной деятельности.
Нововведения в образовании являются не только педагогическими, но и общественными проблемами. Сам факт того, что образовательная деятельность представляет особый интерес для общества, говорит о том, что в новшествах в этой области заинтересовано и общество. Новшества в образовании имеют ту же цель, что и новшества в обществе, — они должны способствовать развитию и прогрессу.
Сегодня в сфере образования внедряется громадное количество инноваций различного характера, направленности и значимости. Проводятся большие или малые государственные реформы, внедряются новшества в организацию, содержание, методику и технологию преподавания.
Педагогические инновации — нововведения, разрабатываемые и проводимые не органами государственной власти, а работниками и организациями системы образования и науки.
Так, изменение общественного положения образования, повышение его статуса и увеличение финансирования нельзя назвать педагогическими инновациями. Это скорее результат каких-то социальных процессов, реформ или изменения политических ориентации общества, т. е. результат проведения политических реформ. Изменения в оборудовании учебных заведений и строительстве зданий также нельзя назвать чисто педагогическими инновациями -это скорее результат введения инноваций в сфере компьютерной техники, производства учебных пособий, архитектуре, строительстве и др. Изменения в структуре системы образования также нельзя назвать педагогическими инновациями. Это скорее инновации в сфереуправления образованием. Отчасти к управленческим инновациям относятся и нововведения во внутренней деятельности образовательных организаций [4].
Таким образом, к чисто педагогическим инновациям можно отнести лишь изменения:
в содержании образования, т. е. в учебных планах и программах по всем или отдельным предметам;
во внутренней организации деятельности;
в отношениях «педагог — обучающийся»;
в методах обучения.
Источниками обновления и повышения эффективности учебно-воспитательного процесса через инновации в образовательных организациях могут быть следующие [2,3]:
творчество преподавателей и руководителей в их инновационной деятельности, включающей создание освоение и использование педагогических новшеств;
гуманитаризация содержания образования (наполнение содержания учебного процесса с учетом интересов личности) и возрастание роли и авторитета педагогического знания в преподавательской среде
внимательный анализ руководителями вводимых преподавателями педагогических инноваций, создание условий для их успешной разработки и применения.
Инновационную педагогическую деятельность преподавателя и руководителя можно рассматривать как комплексный, целенаправленный процесс создания, распространения и использования педагогического новшества, целью которого является удовлетворение интересов людей к новым средствам, что ведет к определенным качественным изменениям системы организации учебного процесса и способов обеспечения ее эффективности, стабильности и жизнеспособности.
Инновационные процессы выражают не только внутреннюю, предметную логику новшества, но и логику его взаимодействия с окружающей средой. С этой точки зрения новшества характеризуются динамическим соотношением параметров, выражающих как его воздействие на окружающую среду, так и обратное влияние среды на само нововведение.
Таким образом, нововведение есть динамическая система, характеризующаяся как внутренней логикой (инновационный процесс), так и закономерным развитием во времени ее взаимодействия с окружающей средой (жизненный цикл). Структура инновационного процесса меняется по мере перехода новшества от одной стадии к другой.
Формирование инновационной направленности предполагает использование определенных критериев, позволяющих судить об эффективности того или иного нововведения. Принимая во внимание имеющийся опыт исследований по педагогике, можно определить следующую совокупность критериев педагогических новшеств [2,3]:
один из основных критериев оценки педагогических исследований, основной результат творческого процесса, свойство и самостоятельная ценность любого нововведения. Отвечает на вопрос: «В чем состоит сущность предлагаемого нового, каков уровень новизны?» Выделяют несколько уровней новизны: абсолютная, локально-абсолютная, условная, субъективная, — отличающиеся степенью известности и областью применения;
затрата сил и средств учителей и учащихся для достижения результатов. Введение в образовательный процесс педагогической инновации и достижение высоких результатов при наименьших физических, умственных и временных затратах свидетельствует о ее оптимальности;
определенная устойчивость положительных результатов в деятельности учителей. Технологичность в измерении, наблюдаемость и фиксируемость результатов, однозначность в понимании и изложении делают этот критерий необходимым в оценке значимости новых приемов, способов обучения и воспитания;
если ценная педагогическая идея или технология остаются в рамках узкого, ограниченного применения, обусловленного особенностями и сложностью технического обеспечения или спецификой деятельности учителя, то вряд ли можно говорить о педагогическом новшестве.
Знание критериев оценки педагогических инноваций и умение их использовать создают основу для педагогического творчества педагога, освоения профессионально-педагогической культуры — от простого репродуцирования, введения в собственную педагогическую деятельность уже известных педагогическому сообществу знаний, технологий, концепций на индивидуально-логическом уровне до их эвристической, креативной разработки и внедрения.
Литература:
- Закон республики Узбекистан Об образовании. 29 август 1997 год
- Головко Т. Г. Инновационные подходы к обеспечению качественного образования по информатике в условиях введения государственного образовательного стандарта общего образования, Ростов н/Д.: Изд-во РО РИПК и ППРО, 2012.
- Джураев Р.Х, Мардонов Ш. Инновации в системе высшего педагогического образования: Сборник научных трудов Войскового института Киевского национального Университета имени Т. Шевченка Выпуск № 4 –Киев, 2009.
- Джураев Р. Х. Подготовка преподавателей к инновационной деятельности формирования гармоничного развитого поколения в современных условиях-ч.5-Тошкент.2010.
moluch.ru
Приоритетные инновации в образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»
Приоритетные инновации вобразовании
Графина Екатерина Михайловна, студент; Мареева Татьяна Павловна
Орловский государственный аграрный университет
В статье дается теоретическое обоснование необходимости применения инноваций в образовании, как необходимого элемента текущего реформирования системы в целом, обосновываются важнейшие направления инновационной деятельности в данной сфере.
В последнее время модернизации социальной и экономической составляющим общества уделяется значительное внимание. Речь здесь идет не только о проработке определенных механизмов взаимодействия и осуществления ряда государственных программ, а скорее об эффекте, связанном с их реализацией. Ориентация на экономику знаний для России в этой связи порождает множество различных вопросов в области образования, ибо именно эта сфера является основной «кузницей кадров» нового общества [4].
На сегодняшний день, при оценке качества образовательных услуг в Российской Федерации, следует выделить ряд негативных проявлений: низкая квалификация значительной части административно-управленческого персонала не позволяет осуществлять развитие системы образования на основании внедрения эффективных форм и технологий организации и управления; слабая восприимчивость традиционной системы образования к внешним запросам и дефицит квалифицированных кадров; недостаточно развиты механизмы привлечения общественных и профессиональных организаций к решению вопросов формирования и реализации образовательной политики; отсутствуют условия для развития независимых форм оценки качества образования, а также механизмы определения, поддержки и распространения лучших образцов инновационной образовательной деятельности [6].
С другой стороны, нельзя не отметить положительные тенденции, проявляющиеся в виде реализации приоритетных национальных проектов, различных федеральных и региональных программ поддержки, а также комплексная материально-техническая модернизация образования. Последняя представляет собой процесс, который, на наш взгляд, должен опираться не только на прошлый мировой и отечественный опыт, но и прогнозировать общие тенденции развития в будущем. Необходимо не просто перенимать современные технологии в области и адаптировать их в стране, но прорабатыватьи создавать качественно новые образовательные институты на той существующей материально-технической базе с активным государственным и частным инвестированием.
В России происходит формирование новой системы образования, ориентированной на глобальное образовательное пространство. Данный процесс сопровождается значительными инновациями как в теории педагогической деятельности, так и в практике учебно-воспитательной работы. Главным вектором инновационного подхода к обучению становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя и ученика. Инновации становятся наиболее оптимальным средством повышения эффективности образования. В контексте педагогической деятельности — это обновление на базе современных информационных технологий и гуманистических принципов всех компонентов педагогической системы [9].
В своей статье мы рассмотрим приоритетные инновации, которые, по-нашему мнению, могли бы улучшить образование.
- Портфолио
Идея создания портфолио или папки учебных достижений учащихся все больше и больше набирает популярность в современной России, но больше всего им пользуются преимущественно в школе или средней ступени образовательного пространства. Большое количество учебных заведений применяет его на практике. Помимо этого бытует мнение, что школа XXI-го века — это «школа портфолио», именно поэтому идея портфолио является одним из основополагающих элементов инновации в образовании. Однако, не стоит думать, что портфолио изобретение современных ученых-методистов. Еще в 19 веке итальянское слово «Портфолио» обозначало альбом с фотографиями. В эпоху Возрождения архитекторы и художники привозили с собой «портфолио», когда претендовали на место в строительном проекте или Академии художеств. С помощью собранных документов можно было составить впечатление о себе для будущего работодателя. Идея использования портфолио в сфере образования принадлежит Соединенным Штатам. Она возникла там в 80-х годах и до сих пор широко используется. Основными целями и задачами создания портфолио в средней школе являются: повышение самооценки учащегося, создание ситуации «успеха»; раскрытие личных способностей каждого школьника; постановка правильных целей и задач, мотивация творческого и индивидуального развития. развитие положительных нравственных качеств; развитие умения анализировать и делать выводы в различных ситуациях; мотивация стремления к самосовершенствованию. «Портфолио» является достаточно важным проектом в школе, ведь во время его разработки ребенок осмысливает свои первые достижения, осознает свои возможности и формирует собственное отношение к получившимся результатам. Портфолио школьника — это первый шаг на этапе формирования собственногоЯ ребенка: анализ побед, разочарований, открытий, переживаний. Это своеобразная «копилка» достижений в разных родах деятельности, возможность повторно пережить положительные эмоции. Среди особенностей портфолио школьников можно выделить: портфолио как способ накопления, фиксирования и оценки личных достижений ребенка в определенном временном промежутке; портфолио как дополнение к традиционным способам контроля знаний и умений; портфолио как способ учета результатов, полученных ребятами в разных сферах — социальной, учебной, творческой, коммуникативной. Это является одним из элементов практико-ориентированного подхода к образованию. портфолио как форма представления личной направленности достижений в учебе конкретного ученика, которая отвечает задачам профильного обучения. применение портфолио позволяет учителю создать для каждого ученика индивидуальную ситуацию «переживания успеха». [3,4]
- Усовершенствование организационного обеспечения системы образования.
Развитие непрерывного образования, в том числе дополнительного профессионального образования, как средства обеспечения текущих и перспективных социально-экономических потребностей в профессиональных кадрах необходимой квалификации способствует удовлетворению спроса работников и предприятий на актуальные знания, навыки, компетенции, соответствующие быстро меняющимся тенденциям научно-технологического и социального развития, а также созданию институциональных условий, позволяющих предприятиям наиболее эффективно осуществлять повышение квалификации, подготовку и переподготовку кадров, а работникам — активно участвовать в различных формах непрерывного образования.
В последние годы ЕГЭ — предмет многочисленных споров и дискуссий среди педагогов, чиновников, педагогической общественности.
Замена двух экзаменов (выпускного и вступительного) одним на первый взгляд кажется разумной. Но на деле это новшество привело к проблемам, которые сводят на нет положительные ожидания от модернизации.
Во-первых, происходит процесс обезличивания образования. ЕГЭ не требует от учащихся ни индивидуальных образовательных программ, ни творческих достижений, ни портфолио, только ответы на общие и единые для всех тесты.
Во-вторых, введение ЕГЭ вносит в образование приоритет нетворческой доминанты. Так называемый «уровень С» не выполняет и не может выполнить задачу проверки и оценки творческих способностей и компетенции учеников.
В-третьих, созданные административным путем условия обязательности сдачи ЕГЭ приводят к тому, что детям и учителям в школах ничего не остается, как отбрасывать содержательные направления обучения в угоду тестовым ориентирам. Учитель как один из главных субъектов образования отстраняется от оценки результатов его учеников, тем самым происходит обезличивание образования. [2]
Важнейшие направления инновационной деятельности в образовании: совершенствование научно-педагогического обеспечения системы образования.
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.
В контексте инновационной стратегии целостного педагогического процесса существенно возрастает роль директора школы, учителей и воспитателей как непосредственных носителей новаторских процессов. При всем многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других — реализация ведущих педагогических функций остается за учителем. С внедрением в учебно-воспитательный процесс современных технологий учитель и воспитатель все более осваивают функции консультанта, советчика, воспитателя. Это требует от них специальной психолого-педагогической подготовки, так как в профессиональной деятельности учителя реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций.
В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики — проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Следовательно, предмет инноватики, содержание и механизмы инновационных процессов должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой процессов, рассматриваемых до настоящего времени пока изолированно, т. е. результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств, как теоретических, так и практических, равно и таких, которые образуются на стыке теории и практики. Все это подчеркивает важность управленческой деятельности по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств. Речь, следовательно, идет о том, что учитель может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций. Управление этим процессом обеспечивает целенаправленный отбор, оценку и применение в своей деятельности опыта коллег или предлагаемых наукой новых идей, методик. Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств.
Таким образом, нашему образованию требуется ещё много доработок, чтобы стать лучше и доступнее. Но главным образом, образование можно улучшить через развитие мотивации к обучению у детей. Уровень образования зависит также от компетентности педагогов. [2]
Литература:- Инновации в образовании. Макарова Светлана Эдвардовна ФГБОУ ВПО МГТУ «СТАНКИН» кандидат филосовских наук, доцент кафедры философииhttp://web.snauka.ru/issues/2015/01/45538
- Инновационные процессы в образовании. Важнейшая инновационнаядеятельность в образовании. http://otveti-examen.ru/pedagogika/22-voprosy-k-ekzamenu-po-innovatsionnym-protsessam-v-obrazovanii.html?start=11
- Кузнецова М. С., Турек Ю. И., Польшакова Н. В. Место и роль информационных технологий в экономической науке и практике //Сборник: Современное общество, образование и наукасборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 16 частях. 2015. С. 89–91.
- Юдакова А. В., Польшакова Н. В. Внедрение информационных технологий в образование студентов // Сборник:Инновации, качество и сервис в технике и технологияхСборник научных трудов 5-ой Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Горохов А. А.. Курск, 2015. С. 374–376.
- Фатеева И. А. Метод «портфолио» как приоритетная инновационная технология в образовании: преемственность между средней школой и вузом [Текст] / И. А. Фатеева, Т. Н. Канатникова // Молодой ученый. — 2012. —№ 12. — С. 526–528. http://www.moluch.ru/archive/47/5923/
- Яковлев А. С. Механизм образовательного процесса и необходимость его совершенствования./А. С. Яковлев.// Вестник ОрелГИЭТ. — № 4(14), 2010, С. 127–131
- Яковлев А. С. Роль социальной сферы в формировании постиндустриального общества в России./А. С. Яковлев. — автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата экономических наук по спец. 08.00.01 — Экономическая теория, 2012, 24с.
Основные термины (генерируются автоматически): образование, учитель, процесс, портфолио, инновация, педагогическая деятельность, инновационная деятельность, инновационная направленность, непрерывное образование, передовой педагогический опыт.
moluch.ru
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ | sibac.info
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ
Зарипова Гульнара Маратовна
канд. экон. наук, доцент БГАУ, г. Уфа
E-mail: [email protected]
Инновация — это нововведение, изменение [2]. Обучение подвержено изменениям не менее чем другие сферы жизни и деятельности человека. Новаторство и традиции — две стороны развития культуры, образования и всего общества в целом. Различные соотношения традиций и новаций дают культурологам основание для классификации обществ на традиционные и современные. В традиционных обществах традиция господствует над новаторством. В современных — новаторство является базовой ценностью. Одно и то же общество может переживать различные периоды.
Еще сравнительно недавно термины «инновация», «инновационный процесс» в отечественной педагогической литературе почти не употреблялись. Сегодня ситуация иная. И хотя трактовка содержания этих терминов в разных работах имеет существенные отличия, они уже используются весьма широко.
Современное понятие «образование» связывается с толкованием таких терминов как«обучение», «воспитание», «образование», «развитие». Однако, до того, как слово «образование» стало связываться с просвещением, оно имело более широкое звучание. Словарные значения рассматривают термин «образование», как существительное от глагола «образовывать» в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. Создавать новое —это и есть инновация [1].
Под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств. Инновационный процесс в сфере образования - это обновление и изменение концепций образования, содержания учебных программ, методов и методик, способов обучения и воспитания. В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики — проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Следовательно, предмет инновации, содержание и механизмы инновационных процессов должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой процессов, рассматриваемых до настоящего времени пока изолированно, т. е. результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств, как теоретических, так и практических, равно и таких, которые образуются на стыке теории и практики. Все это подчеркивает важность управленческой деятельности по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств.
Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. И это неслучайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентоспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской воспитанников.
Формирование инновационной направленности предполагает использование определенных критериев, позволяющих судить об эффективности того или иного нововведения. Принимая во внимание имеющийся опыт исследований по педагогике, можно определить следующую совокупность критериев педагогических новшеств: новизны, оптимальности, высокой результативности, возможности творческого применения инновации в массовом опыте.
Основным критерием инновации выступает новизна, имеющая равное отношение, как к оценке научных педагогических исследований, так и передового педагогического опыта.
Инновационные процессы в образовании необходимо рассматривать в комплексе его социальной обусловленности. Это предполагает: соответствие системы образования комплексу жизненных социальных потребностей; внутреннюю согласованность её частей и оценку обществом каждого из структурных элементов; нацеленность образования на прогрессивное развитие общества; наличие у молодых людей потребности в образовании, её социальную направленность [1].
В условиях социально-экономического кризиса изменяется место высшего образования в системе жизненных ценностей российских студентов, ориентации на специальность и формы получения образования, установка на дальнейшую профессиональную деятельность. Образование постепенно становится прагматической узкоутилитарной ценностью. Приоритет среди вузов в настоящее время молодыми людьми отдаётся экономическим, юридическим, гуманитарным. При этом преобладает стремление получить образование в возможно хорошие сроки, чтобы занять наиболее выгодное в материальном отношении место.
Наиболее целеустремлённая молодёжь в целом сознаёт, что хорошая качественная подготовка, специальные знания, готовность повышать и изменять квалификацию становятся важными составляющими жизненного успеха. Задача образовательных структур — чутко реагировать на новые запросы общественного развития, студенчества, своевременно трансформируя цели, планы, методы и формы высшего образования.
Проблемы, стоящие перед современным образованием, спровоцированы отношением к нему в течение ряда десятилетий. Ситуация сегодняшнего дня требует обращения к личности молодого человека, учёт в процессе обучения и воспитания индивидуальных и личностных особенностей и способностей, оптимального соотношения духовного и технократического начал. В поисках новой парадигмы образования инновационные процессы являются единственными источниками развития системы образования.
Важным показателем качества образования является обращение к духовности, общечеловеческим ценностям, богатству мировой культуры. Гуманизация образования (в том числе высшего и профессионального) стала общественно необходимой в современных условиях [3].
Инновационные процессы должны осуществляться сегодня во всех образовательных структурах. Новые типы образовательных учреждений, систем управления, новые технологии и методики — это проявления огромного потенциала инновационных процессов. Грамотное и продуманное их осуществление способствует углублению в нём позитивных изменений.
Список литературы:
1.Еньшина Н. А. Инновационные процессы в образовании // г. Барнаул, Барнаульский государственный педуниверситет [электронный ресурс] — Режим доступа. http://aeli.altai.ru/nauka/sbornik/1999/enshina.html
2.Орлов А. И., Орлова Л. А. Современные подходы к управлению инновациями и инвестициями. — Журнал «Экономика XXI века». 2002. № 12. С. 3—26.
3.Пидкасистый П. И. // Педагогика [электронный ресурс] — Режим доступа. http://eusi.ru/lib/pidkasistyj_pedagogika/index.shtml
sibac.info
Макарова С.Э. Инновации в образовании
Макарова Светлана ЭдвардовнаФГБОУ ВПО МГТУ «СТАНКИН»кандидат философских наук, доцент кафедры философии
Makarova Svetlana EdvardovnaFSBEI VPO Moscow State Technical University "STANKIN"PhD in Philosophy, Assistant Professor of Philosophy Department
Библиографическая ссылка на статью:Макарова С.Э. Инновации в образовании // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/01/45538 (дата обращения: 07.06.2018).
Человеческое сообщество XXI века активно решает проблему становления единого цивилизационного пространства. Немаловажная роль в глобальном пространстве будет принадлежать инновациям. Ученые формулируют новые концепции, свидетельствующие о создании современного феномена – инновационного мира. Такие радикальные инновации, как Интернет, персональный компьютер, мобильная телефонная связь, различные микропроцессорные технологии, спутниковое телевидение, привели к основательному преобразованию современной действительности в различных сферах жизнедеятельности, в том числе в сфере образования.
В связи с этим актуализируется задача повышения конкурентоспособности российского государства на международной арене, и именно инновационный опережающий темп развития станет основополагающим фактором. В Федеральной целевой программе развития образования на 2010 годы указывается: «Основным условием усиления политической и экономической роли России и повышения благосостояния ее населения является обеспечение роста конкурентоспособности страны. В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития. Главное конкурентное преимущество высокоразвитой страны связано с возможностью развития ее человеческого потенциала, которая во многом определяется состоянием системы образования. Именно в этой сфере находится источник обеспечения устойчивого экономического роста страны в средне – и долгосрочной перспективе» [1, c. 7].
В России происходит формирование новой системы образования, ориентированной на глобальное образовательное пространство. Данный процесс сопровождается значительными инновациями как в теории педагогической деятельности, так и в практике учебно-воспитательной работы. Главным вектором инновационного подхода к обучению становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя и ученика. Инновации становятся наиболее оптимальным средством повышения эффективности образования. В контексте педагогической деятельности – это обновление на базе современных информационных технологий и гуманистических принципов всех компонентов педагогической системы.
Как важнейшая социальная функция государства образование имеет исключительную практическую значимость и находит проявления во всех сферах жизнедеятельности современного человека. Будучи тесно связано с понятием «культура» образование обеспечивает усвоение образцов культуры, воспроизводство и трансляцию традиций и опыта. В процессе образования идет воспитание информированных и глубоко мотивированных граждан, способных к критическому мышлению, анализу общественных проблем, к тому, чтобы возложить на себя социальную ответственность.
Формируются тенденции и приоритеты инновационных подходов к обучению, в которых значительная роль принадлежит гуманизации современного образования. Устойчивым инновационным фактором становится непрерывность образования и его социальная значимость. Образовательный процесс все более основательно адаптируется к демократическим стандартам развития личности, интересам и потребностям отдельно взятого человека. Сама познавательная деятельность в процессе инновационного образования сопровождается активизацией личностного творческого потенциала, использованием современных информационных технологий, создающих дополнительные возможности для самовоспитания и саморазвития.
Отметим главные характеристики инновационного процесса:
1) объективный характер, т.е. определение инновационного процесса насущными потребностями исторического времени и естественными законами развития общества;
2) вероятностный характер, т.е. невозможностью учета всех социальных последствий его внедрения, что обусловлено синергетической природой, проявляется в непредсказуемости, скачкообразности и, возможно, непоследовательности новых изменений;
3) рисковый характер, который проявляется в неуверенности в конечных, положительных результатах;
4) системный характер, характеризующийся целостностью, открытостью, мобильностью и нацеленностью на конечный результат;
5) коммуникативный характер, отражающий высокую степень управления и передачи информации, приводящих к инновационным изменениям в других социальных сферах;
6) междисциплинарный характер, который определяется сотрудничеством разноуровневых организаций, привлечением интегративных знаний, умений и навыков.
Инновационные процессы — это не спонтанные процессы, в них самоорганизация дополняется организацией, которая в настоящее время играет доминирующую роль и в которой важнейшая роль принадлежит государству [2, № 1756].
Когда мы подходим к вопросам по инновационным подходам к обучению, мы должны определиться, что речь идет, прежде всего, о социальных инновациях. Специфика последних состоит в том, что последствия применения инноваций, в связи с общественной значимостью, должны быть положительными при всех вероятностных и рисковых характеристиках самого инновационного процесса. Инновации в социальной сфере должны улучшать, или не противоречить интересам людей в обществе и принципам гуманности и морали. В связи с этим, еще раз актуализируется роль государства в контроле, поддержании и оценке проводимых инновационных процессов.
Возрастает аксиологическая значимость социальных инноваций, поскольку отношения приобретают характер субъектно-субъектных, т. е. объектом в них являются отношения между людьми. Судьбы людей оказываются зависимыми от конечного результата социальных инноваций. На карту поставлена жизнь возможно не одного поколения, рисковые последствия которых будет рассматриваться лишь в исторической ретроспективе. Таким образом, возрастает общественная значимость педагогических инноваций, под которыми большинство исследователей понимают:
а) целенаправленные изменения в образовательном пространстве, улучшающие характеристики отдельных элементов и самой образовательной системы в целом;
б) процесс освоения новых средств, методов, технологий, программ;
в) поиск новых методов и программ, улучшающих образовательный процесс, и их внедрение и творческое переосмысление [3, с. 12].
Формирование единого образовательного пространства превращает образование в открытую систему, для которой должны быть свойственны взаимопроникновение, взаимообогащение и усиление толерантности, но ни в коем случае не взаимоуничтожение различных культур. В этой связи особую значимость приобретает проблема оптимального соотношения локального (национально-государственного) и глобального (общемирового, общеевропейского) соответствия этих процессов национальным интересам государств, поиска возможных вариантов реформ образования. С учетом существующей опасности возможной потери самобытности национальной культуры, именно образование выступает как один из важнейших факторов трансформации, а одновременно и стабилизации общественного развития.
Таким образом, продекларированный властью приоритет образования на практике должен трансформироваться в целенаправленное развитие национальной системы образования, которая позволила бы каждому человеку реализовать заложенный в нем потенциал, достичь максимальных высот в своем развитии, и, найдя приложение своим силам и возможностям, стать полноправным успешным членом глобального общества. При этом, оставаясь патриотом, гражданином и защитником своей Родины.
Для стимулирования необходимых системных изменений в приоритетном национальном проекте «Образование»- ПНПО – заложены два основных взаимодополняющих по своей сути механизма.
Во-первых, это приоритетное поощрение и поддержка лидеров, не равномерная поддержка всех, а поддержка именно лучших. В этой связи ПНПО должен, прежде всего, помочь увидеть и поддержать то лучшее, что сегодня есть в российской системе образования: те образовательные учреждения и педагогов, деятельность которых в наибольшей степени направлена на производство и внедрение в реально действующие рабочие программы обучения новейших образовательных инноваций.
Во-вторых – это внедрение в образовательную практику элементов новых управленческих механизмов и подходов. Институциональные подходы апробируются и функционируют через привлечение таких общественных организаций как советы директоров, профсоюзы, создание в школах попечительских и управляющих советов. Что должно сделать образовательную систему более прозрачной и восприимчивой к актуальным запросам современного общества.
Инновационный подход к образованию как к образовательной услуге требует изменений в его финансировании. На смену сметному финансированию идет нормативное финансирование, когда деньги следуют за учеником. Государство выделяет деньги не на развитие школы в целом, а на конкретную личность, на получение полноценного образования гражданином. При этом происходит стимулирование школ к увеличению количества учеников: если в школе больше учеников, то она больше получает денег. А это возможно только при высоком качестве предоставляемого образования. Одновременно предполагается, что направление бюджетных средств на реализацию программ развития непосредственно в школы, будет способствовать становлению их финансово-хозяйственной самостоятельности. В разрабатываемой новой системе оплаты труда преподавателей делается акцент на стимулирование качества и результативности педагогической работы, а не на набор максимального количества учебных часов.
Таким образом, инновационные механизмы развития образования включают:
1) создание в педагогическом коллективе творческой атмосферы, без которой усилия отдельных педагогов не получат должной поддержки и не станут системообразующим фактором;
2) пропагандирование интереса к педагогическим новшествам, проведением соответствующих лекций, курсов повышения квалификации;
3) создание материальных фондов и разработка критериев для стимулирующих
выплат перспективным сотрудникам, проектов и позитивных нововведений;
4) организация механизмов их всесторонней поддержки, как на базе собственного образовательного учреждения, так и на более масштабных уровнях;
5) интеграцию перспективных и продуктивных инноваций в реально функционирующие образовательные системы.
Т.е. восприятие комбинаторных и модифицирующих педагогических инноваций при осторожном апробировании радикальных. По масштабу вносимых изменений предпочтение отдается модульным (взаимосвязанным группам нескольких локальных инноваций) и системным, когда осуществляется программа полной реконструкции всей системы как целого.
В соответствии с данными инновационными подходами к обучению выделяют на два вида образовательного процесса.
1) Инновации-модернизации, обновляющие учебный процесс, в рамках его традиционной репродуктивной ориентации при заданности конечных результатов и способов действий по образцу. Такие инновации ориентируются на разработку новых форм, технологий и методов учебно-воспитательного процесса.
2) Инновации-трансформации, направленные на обеспечение исследовательского характера учебной деятельности и организацию творческих методов и форм работы в сочетании с выработкой ценностных ориентации. Направлены на разработку нового содержания образования и новых способов его структурирования.
Наиболее эффективным представляется второй путь инновационного образования, направленный на развитие творческого потенциала личности, обучение самостоятельности действий и принятия решений, разноплановость познавательной деятельности и формирование партнерских отношений, как со сверстниками, так и с преподавателями. Конечным результатом исследовательской направленности обучения будет умение учащегося самостоятельно формулировать проблему, ставить задачи и определять возможные решения, находить способы проверки полученных результатов, делать выводы в соответствии с результатами проверки, а также применять полученные выводы к новым реалиям.
Немаловажную роль играет техническая оснащенность учебных кабинетов компьютерами, интерактивными досками, дидактическими пособиями и открытым доступом в Интернет для создания схемы сетевого взаимодействия. Причем в свете гуманизации образовательного процесса важно каждому учащемуся предоставить тот объем и вариант работы, который будет соответствовать его интеллектуальному и эмоциональному потенциалу. Немаловажной инновацией организации учебного процесса становится профилизация образовательных программ, особенно в старших классах общеобразовательных учреждений. Это дает тот необходимый уровень специализации, который позволяет качественно подготовиться к предстоящим экзаменам, определить и развить внутренние способности, апробировать на уровне обучения выбранный профессиональный выбор.
Инновации в обучении предусматривают новые методики преподавания, включая мультимедийные программы и авторские разработки. Причем интересным представляется варьирование программных и проблемных методик обучения. Учащиеся должны отталкиваться в самостоятельном поиске от фундаментальных сложившихся программ и методик. Затем осваивать и прорабатывать новые взгляды и подходы, и, как результат, уметь формулировать собственные варианты понимания проблемы исследования. В значительной степени успех данного подхода в обучении будет зависеть от профессиональной и научной компетентности самого преподавателя, а также от инновационных форм и способов проведения подобной исследовательской работы.
Новые формы организации занятий подразумевают, например, лекционно-семинарский вариант проведения уроков в школах. Результатом, ожидаемым в процессе исследовательской деятельности, становится написание персональных докладов и эссе, курсовых работ, научных проектов или проведение мероприятия в рамках выбранного направления работы. Не менее важным элементом инновационного подхода к обучению становятся проведение конференций и диспутов и др. Данный подход к обучению позволяет вывести обсуждение в дискуссионное русло для апробирования всех возможных взглядов к рассмотрению исследования и решению проблем.
Огромную инновационную составляющую в организации содержания образования представляют интегративные курсы и программы. Универсальность знания, способность соотносить рассматриваемую проблему со всем спектром близких и взаимозависимых компонентов, позволяет развивать комплексный подход к пониманию проблемы исследования, а сам процесс обучения построить на параллельном сопровождении учебного материала самых разных дисциплин для формирования целостной картины мира, объекта и предмета исследования.
Чтобы обеспечить личностно-ориентированное обучение, необходимо использовать метод проектной деятельности. Проекты могут подразделяться на индивидуальные, коллективные, устно-речевые, видовые, письменные, интернет-проекты и другие [4, с. 48]. В процессе работы над проектом прослеживается неразрывность обучения и воспитания, на первый план выходит потребность сотрудничества, взаимопомощи и взаимного переживания, т.е. формирует коммуникативные навыки и толерантность. Проектная деятельность активизирует творческие возможности, познавательный интерес и актуализирует внедрение инновационных способов подачи информации и интерпретации выводов. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, предприимчивость, самостоятельность и другие личностно-ориентированные качества.
Таким образом, обучение как систематическое исследование можно рассматривать как один из перспективных инновационных подходов к обучению, который позволяет применить различные образовательные модели и исследовательские процедуры, формирует проблемное видение, личностный и межгрупповой диалог, способствует упорядоченности и систематизации знаний.
Методы оценивания образовательного результата – один из важнейших показателей результативности самих преподавательских методик. Не достаточно фиксировать уровень ответов на уроке и по домашнему заданию. Для определения творческого продвижения в исследовательской работе необходимы разработки рейтинговых показателей, стимулирующих триместровых и годовых дополнительных баллов. Должны быть продуманы дополнительные бонусные программы для поступления в ВУЗы, которые учитывали бы результаты научно-исследовательской и практической деятельности учащегося в школе, способствовали бы непрерывности не только самого образовательного процесса, но и последовательного развития исследовательских проектов. В этом смысле весьма продуктивны такие формы оценивания образовательного результата как создание портфолио, постоянно пополняющейся копилки научно-производственных показателей проделанной работы по разным профилям и направлениям.
Инновационными подходами к критерию оценки результативности учащегося могут стать также рейтинговые показатели участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях и степень цитируемости данных исследовательских проектов и докладов в Интернет-сообществе.
Необходимо разработать эффективные механизмы поддержки победителей конкурсов в продолжении учебы, участии в других подобных мероприятиях, создании им условий для развития талантов. Указанные лица должны привлекаться к подготовке проектов и программ регионального и федерального значения по всем направлениям творческой и социально значимой деятельности, представлять интересы Российской Федерации в международных мероприятиях, их кандидатуры также должны рассматриваться при решении различных кадровых вопросов. По замыслам разработчиков ПНПО, поддержка талантливой молодежи должна способствовать её самореализации и успеху, развитию ее потенциала и его эффективному использованию в интересах государства и общества [2, № 1756].
В данном контексте основополагающую роль продолжает играть школьный наставник: учитель, классный руководитель, организатор проекта, кружка, музея, администратор школы, активный член родительского комитета и т.п. В воспитательном процессе всегда играет роль креативная и харизматичная личность, которая способна активизировать и инициировать познавательную деятельность своих подопечных. В инновационном пространстве повышаются требования к самой личности наставника. Он теперь должен не просто много знать, но и быть информированным в самых последних новостях знания. Не просто компетентен, но профессионал в самом глубоком смысле: интеллектуальные возможности сопряжены со способностью освоить новейшие технологические достижения, в том числе информационные.
В процессе воспитания создание развернутой системы дополнительного образования внутри школы имеет важное социализирующее значение. Возможность получить не только новые навыки и умения, но и пообщаться с организатором кружка, патриотического клуба, почувствовать себя нужным и важным звеном исторического и культурного процесса. Группа продленного дня или факультатив создают возможность иных от учебного процесса форм непосредственного общения, тем для обсуждения. Использование различных видов ролевых игр: игр-упражнений и игр- иллюстраций, имитационно-моделирующих игр с совместным принятием решений в сложном социальном контексте или с моделированием конкретно-исторических условий, на основе дидактических игр и на основе изучения конкретного материала. Интегрирующую роль будут выполнять такие организации, как патриотические музеи, театральные и музыкальные студии.
Серьезным инновационным подходом к воспитательному процессу в комплексном подходе с задачами инновационного обучения является создание психолого-педагогических центров и подразделений, выполняющих роль адаптационного механизма в процессе участия и принятия решения конкретной личности. Путь самопознания и самореализации напрямую связан со стрессоустойчивостью и лабильностью психики и сознания учащегося.
В заключение остается выявить тенденции и особенности инновационного развития в сфере образования.
Как показала практика реализации ПНПО, выбранное направление деятельности государства и общества оказалось достаточно эффективным. Практика показывает, что по осмыслению перед внедрением, предпочтительны системные инновации, выведенные из проблемного поля с чётко обозначенными целями и задачами, которые строятся на основе учёта интересов учащихся и педагогов и носят характер преемственности с традициями. Они тщательно готовятся, анализируются экспертами и обеспечиваются необходимыми средствами (кадровыми, материальными, научно-методическими). В результате деятельностная структура образовательного инновационного процесса, определяющая мотивы, цели, задачи, содержание, формы, методы и результаты, согласуется наилучшим образом с субъективной структурой, включающей инновационную деятельность всех субъектов развития: директора, учителей, ученых, учащихся, родителей, коллектива, поскольку субъектная структура учитывает функциональное и ролевое соотношение всех участников каждого из этапов инновационного процесса.
Именно благодаря реализации ПНПО удалось существенно продвинуться в разработке критериев качества образования. При этом данные критерии определились не только одними чиновниками, а с реальным активным участием представителей как профессионального сообщества, так и общества в целом. Система администрирования ПНПО должна эффективно способствовать формированию устойчивой мотивации к вовлечению в процесс его реализации как можно более широких слоев населения страны. Сама же реализация должна стать общенациональным делом, аккумулирующим социальную энергию российского общества для решения наиболее актуальных задач модернизации отечественного образования. Только тогда эта инициатива власти может превратиться в своеобразную национальную идею, способную сплотить общество, принести пользу его членам, обеспечить будущее страны.
Библиографический список- Федеральная целевая программа развития образования на 2006 – 2010 годы. – М: ТЦ СФЕРА, 2006.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 года № 1756.
- Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание, – М.: Изд. УНЦ ДО, 2005.
- Ильенкова С.Д., Шумпетер Й. Инновации в образовании: Учебник. М.: Юнити, 2008.
Все статьи автора «Макарова Светлана Эдвардовна»
web.snauka.ru
1. Теоретические аспекты инновационных процессов в образовании
1.1. Инновационные процессы в образовании
Инновация — это нововведение, изменение [2]. Обучение подвержено изменениям не менее чем другие сферы жизни и деятельности человека. Новаторство и традиции — две стороны развития культуры, образования и всего общества в целом. Различные соотношения традиций и новаций дают культурологам основание для классификации обществ на традиционные и современные. В традиционных обществах традиция господствует над новаторством. В современных - новаторство является базовой ценностью. Одно и то же общество может переживать различные периоды.
Еще сравнительно недавно термины «инновация», «инновационный процесс» в отечественной педагогической литературе почти не употреблялись. Сегодня ситуация иная. И хотя трактовка содержания этих терминов в разных работах имеет существенные отличия, они уже используются весьма широко.
Современное понятие «образование» связывается с толкованием таких терминов как «обучение», «воспитание», «образование», «развитие». Однако, до того как слово «образование» стало связываться с просвещением, оно имело более широкое звучание. Словарные значения рассматривают термин «образование», как существительное от глагола «образовывать» в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. Создавать новое - это и есть инновация [1].
Под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств. Инновационный процесс в сфере образования - это обновление и изменение концепций образования, содержания учебных программ, методов и методик, способов обучения и воспитания. В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики - проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Следовательно, предмет инновации, содержание и механизмы инновационных процессов должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой процессов, рассматриваемых до настоящего времени пока изолированно, т. е. результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств, как теоретических, так и практических, равно и таких, которые образуются на стыке теории и практики. Все это подчеркивает важность управленческой деятельности по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств.
Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. И это неслучайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентоспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской воспитанников.
Формирование инновационной направленности предполагает использование определенных критериев, позволяющих судить об эффективности того или иного нововведения. Принимая во внимание имеющийся опыт исследований по педагогике, можно определить следующую совокупность критериев педагогических новшеств: новизны, оптимальности, высокой результативности, возможности творческого применения инновации в массовом опыте.
Основным критерием инновации выступает новизна, имеющая равное отношение, как к оценке научных педагогических исследований, так и передового педагогического опыта.
Инновационные процессы в образовании необходимо рассматривать в комплексе его социальной обусловленности. Это предполагает: соответствие системы образования комплексу жизненных социальных потребностей; внутреннюю согласованность её частей и оценку обществом каждого из структурных элементов; нацеленность образования на прогрессивное развитие общества; наличие у молодых людей потребности в образовании, её социальную направленность [1].
В условиях социально-экономического кризиса изменяется место высшего образования в системе жизненных ценностей российских студентов, ориентации на специальность и формы получения образования, установка на дальнейшую профессиональную деятельность. Образование постепенно становится прагматической узкоутилитарной ценностью. Приоритет среди вузов в настоящее время молодыми людьми отдаётся экономическим, юридическим, гуманитарным. При этом преобладает стремление получить образование в возможно хорошие сроки, чтобы занять наиболее выгодное в материальном отношении место.
Наиболее целеустремлённая молодёжь в целом сознаёт, что хорошая качественная подготовка, специальные знания, готовность повышать и изменять квалификацию становятся важными составляющими жизненного успеха. Задача образовательных структур чутко реагировать на новые запросы общественного развития, студенчества, своевременно трансформируя цели, планы, методы и формы высшего образования.
Проблемы, стоящие перед современным образованием, спровоцированы отношением к нему в течение ряда десятилетий. Ситуация сегодняшнего дня требует обращения к личности молодого человека, учёт в процессе обучения и воспитания индивидуальных и личностных особенностей и способностей, оптимального соотношения духовного и технократического начал.
В поисках новой парадигмы образования инновационные процессы являются единственными источниками развития системы образования.
Важным показателем качества образования является обращение к духовности, общечеловеческим ценностям, богатству мировой культуры. Гуманизация образования (в том числе высшего и профессионального) стала общественно необходимой в современных условиях [3].
Инновационные процессы должны осуществляться сегодня во всех образовательных структурах. Новые типы образовательных учреждений, систем управления, новые технологии и методики - это проявления огромного потенциала инновационных процессов. Грамотное и продуманное их осуществление способствует углублению в нём позитивных изменений.
studfiles.net
Инновационные процессы и тенденции в образовательном процессе
Изменения, происходящие сегодня во всех сферах общественной жизни, научный прогресс в экономике, культурные изменения, новые потребности в сфере педагогической деятельности привели к необходимости кардинальной модернизации системы образования. Одним из путей в этом направлении являются педагогическиеинновации.
Инновация — (от лат. «innovation» — нововведение¸ изменение, обновление) — деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового, с изменениями, вносящими новые элементы, вызывающие изменение объекта из одного состояния в другое. Инновации появляются в результате попыток решения традиционной проблемы новым способом. Современные инновации имеют преемственность с историческим опытом.
Дидактические инновации — это управляемые процессы создания, оценки, освоения и применения на практике педагогических новшеств, которые касаются формирования содержания образования, методов и форм обучения, организации и управления работой образовательных учреждений. Они способствуют оптимизации образовательного процесса, совершенствования организации и управления, созданию новых педагогических технологий. Инновации вносят изменения: в цели, содержание, способы, технологии, формы организации и систему управления, в стили педагогической деятельности, в систему контроля и оценки уровня образования, в систему финансирования, в методическое обеспечение, в систему воспитательной работы, в учебный план и учебные программы, в деятельность педагога и ученика. Внедрение дидактических инноваций проходит этапы: обоснование путей решения образовательных задач; массовое испытание предложенной методики; ограниченная или массовая её реализация; освоение и внедрение в практику. Разработка инноваций продолжается до тех пор, пока не найдется новый принципиальный подход к решению выявленной в теории и практике проблемы. Чтобы освоить новое необходимо некоторое время, необходимое научное обеспечение, подготовка квалифицированных педагогических кадров, адаптация педагогического коллектива к работе в новых условиях.
Педагогические инновации должны соответствовать критериям:
- оптимальность, полностью учитывающую уровень затраты сил и средств со стороны педагогов и учеников, необходимых для достижения планируемых результатов;
- высокая результативность, выражающаяся в устойчивости положительных результатов в деятельности педагогов;
- возможность креативного использования инноваций в массовом опыте;
- прогрессивность предлагаемых нововведений;
- теоретическая и методическая обоснованность.
Инновационные процессы происходят на разных уровнях образовательной деятельности.
Инновации в дошкольном образовании
Инновационная деятельность в детском дошкольном учреждении должна способствовать улучшению педагогической системы детского сада, достижению более высоких результатов образования. Новые образовательные программы обеспечивают вариативность педагогического процесса, ориентируются на индивидуальные особенности ребенка, запросы его семьи. Это может быть создание новых типов, видов и профилей ДОУ, преобразования системного характера.
Внедрение инноваций в работу ДОУ требует изменений в организацию методической службы. Поэтому особую важность представляет профессиональная компетентность педагогов и администрации, создание мотивационных условий вхождения коллектива в инновационную деятельность, учет индивидуальных качеств педагогов, психологической готовности к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке. Для этого создаются творческие групп педагогов, используются активные формы методической работы с педагогическим коллективом: семинары-практикумы, деловые игры, педагогические гостиные, моделирование и анализ проблемных ситуаций. Создаются базы данных по передовому педагогическому опыту, касающихся нововведений в ДОУ, видеотеки методических материалов, открытых занятий, выставок по темам проектов и т. д.
Обозначим некоторые направления инноваций в современном ДОУ:
- Разработка программно-методического обеспечения инновационных процессов: программы развития ДОУ, бизнес-плана, образовательной программы, годового плана.
- Разработка и внедрение в практику инновационных коллективных и индивидуальных педагогических проектов.
- Внедрение новых форм дифференциации специального образования: временной логопедической группы.
- Создание сети дополнительных бесплатных образовательных и оздоровительных услуг воспитанникам ДОУ: кружки, студии, секции и др.
- Расширение спектра образовательных услуг для детей, не посещающих ДОУ: платные образовательные услуги, группы кратковременного пребывания для детей раннего возраста (адаптационные, коррекционно-развивающие), группа предшкольной подготовки для старших дошкольников.
- Создание консультативного пункта для родителей (законных представителей) и детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в условиях семьи для обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих ДОУ.
- Внедрение инновационных подходов к физкультурно-оздоровительной работе ДОУ (оздоровительно-игрового, динамического «часа», «часа» двигательного творчества).
- Информатизация образовательного процесса: организация работы сайта ДОУ, использование потенциала медиаобразовательных средств для презентации продуктов проектно-исследовательской деятельности, составление баз данных, работа с Интернет-ресурсами, разработка диагностического инструментария и др.
Примерами инновационной деятельности в ДОУ могут быть: игровое моделирование, совершенствование мастерства педагогов, поиск новых подходов в работе с детьми и их родителями, мониторинг развития каждого ребенка, учет особенностей ребенка, индивидуализация развития личностных качеств, внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий, формирование основ безопасной жизнедеятельности; организация экологического образования дошкольников, мониторинг родителей по разным вопросам, “круглые столы”, совместные досуговые дела и развлечения, выпуск газеты, создание мини-библиотеки. Сегодня возрастет роль взаимодействия узких специалистов и воспитателей. К примеру, преподаватель физической культуры принимает участие в прогулках, организует подвижные игры, эстафеты по теме. Музыкальный руководитель осуществляет подбор музыкального сопровождения для проведения праздников, мастерских, физкультурных разминок. Сегодня создаются условия для того, чтобы воспитатель мог максимально учитывать особенности развития, интересы своей группы и каждого ребенка, специфику национально-культурных и природных, географических условий, в которых осуществляется образовательный процесс
Инновационная деятельность педагогов оказывает положительное влияние на развитие дошкольного образования. Однако в организации инновационной деятельности существуют проблемы, нуждающиеся в решении: воспроизводство инноваций в условиях взаимодействия педагогов ДОУ; оптимизация новшеств; приспособление нового к конкретным условиям с учетом специфики и возможностей ДОУ; поддержка и продвижение педагогической инициативы.
Инновации в образовании школьников
Под инновациями в обучениишкольников понимаются новые методики преподавания, новые способы организации учебных занятий, новшества в организации содержания образования, интеграционные программы, новые методы оценивания образовательного результата. К наиболее известным инновациям в области школьного образования относятся:
Организация учебных занятий (в том числе с использованием классно-урочной системы)
- создание гомогенных классов с правом перехода в классы другого уровня;
- организация профильных классов;
- методики коллективных учебных, активно использующие ситуации взаимообучения;
- применение игровых обучающих методик, проектных технологий;
- использование систем сетевого взаимодействия;
- применение индивидуальных образовательных программ;
Способы передачи содержания образования
- опорные сигналы;
- организация межпредметных уроков с активным использованием межпредметных связей;
- конструирование образовательного процесса по областям человеческой деятельности или историческим эпохам;
- компьютеризация образовательного процесса;
- технологии на основе принципа полного усвоения;
- метод погружения;
- выделение национального и культурного аспектов образования;
- программное обучение и проблемное обучение;
- организация исследовательской деятельности школьников;
- привлечение преподавателей вузов для работы с одарёнными детьми;
- создание компьютерной базы данных о передовом опыте;
Совершенствование форм материального и морального поощрения, стимулирования педагогов,
Способы оценки результатов обучения:
- увеличение бальной шкалы;
- балльно-рейтинговая оценка;
- создание портфолио педагога;
- разработка критериев оценки деятельности педагогов с использованием компьютерных технологий и Интернет-ресурсов.
Под инновациями ввоспитании школьников понимают изменения, основанные на использовании новых воспитательных средств, методов и технологий. Инновации в воспитании способствуют социализации учащихся и позволяют нивелировать асоциальные явления.
Это может быть создание различных вариантов школы полного дня, создание психолого-педагогических центров, создание гувернерской службы при школе, создание детско-родительских объединений, создание системы дополнительного образования внутри школы, создание систем положительной мотивации к общественно-полезной деятельности.
Под инновациями вуправлении понимают новшества, направленные на привлечение представителей общества к управлению образовательными учреждениями, оригинальные схемы организации управленческой и хозяйственной деятельности школы: маркетинговые исследования в практике школ, создание систем автоматизации школьного управления, организация предметных кафедр внутри школы, создание попечительских и управляющих советов, создание сетевого взаимодействия сельских школ,
Под инновациями вподготовке и переподготовке кадров образования понимают новые методики и технологии преподавания и организации занятий, новые программы переподготовки педагогических кадров, ориентированные на повышение требований к качеству образования, дистанционное обучение педагогических кадров, создание интегрированных межпредметных курсов по обучению менеджеров образования, экспертов, учителей профильной школы.
Современные инновации в области школьного образования основаны на активном, эмоциональном общении учеников друг с другом и с учителем. Сегодня должны активно формироваться умения:
- быстро ориентироваться в изменяющейся обстановке учебного процесса,;
- совместной выработки правил, самостоятельного обсуждения, обмену мнениями, сжатого, самостоятельного подведения итогов;
- адекватного восприятия возможных ошибок в фактах, логике рассуждений — терпимость.
- творческого, конструктивного отношения к ходу обсуждения.
В настоящее время создана сеть инновационных школ, обучение в которых направлено на обновление, творчество, и саморазвитие учеников. К таким школам могут быть отнесены: авангардные, пилотные школы, школы-лаборатории, опытно-экспериментальные школы, использующие в своей деятельности новые модели образовательной деятельности.
Дидактические инновации активно реализуют развивающий потенциал обучения, исходят из самостоятельной ценности поисковой деятельности, ставят дидактические цели высокого познавательного уровня, ставят учителя в позицию равноправного партнера по учебному процессу, предполагают личную включенность всех участников обучения, высокую личностную и профессиональную готовность учителя к гибкому, тактичному взаимодействию с учащимся.
Инновации в вузовском образовании
Сегодня происходит интенсивное развитие международного образовательного пространства. Многие страны стремятся к созданию глобальной мировой стратегии образования человека, которое будет независимо от места его проживания, образовательного уровня. Современное образование сегодня должно стать международным. Вузовское образование приобретает сегодня черты поликультурного образования. Оно развивает способность оценивать явления с позиции Человека, с позиции разных культур, разных социально-экономических формаций. В современном мире создается поликультурная среда, которая предполагает свободу культурного самоопределения будущего специалиста и обогащение его личности.
Проявляется активное стремление к интеграции разных типов вузов в научно-образовательные мегаполисы континентального, межрегионального и государственного значения. Во многих развитых странах происходит объединение университетов с промышленными предприятиями. Таким образом, формируется прочная база для научных исследований и подготовки квалифицированных специалистов для организации современного производства.
Основными принципами развития отечественных вузов являются:
- взаимосвязь науки и практики в процессе подготовки квалифицированного специалиста;
- преемственность между всеми уровнями образования, высокая корпоративность выпускников университета;
- гражданственность воспитания студентов;
- интеллигентность и высокая духовность жизни вуза, независимо от политического строя и экономических условий в стране.
Реформирование системы высшего образования России сопровождается активным поиском оптимального соответствия между сложившимися традициями в отечественной высшей школе и новейшими тенденциями, связанными с вхождением в мировое образовательное пространство.
Инновационные тенденции в системе вузовского образовании России:
- развитие многоуровневой системы образования, что служит мобильности в темпах обучения, формирует способность у выпускника осваивать на базе полученного высшего образования новые специальности.
- обогащение современного вуза новейшими информационными технологиями, массовое включение в систему Интернет, интенсивное развитие дистанционных форм обучения студентов;
- появление университетских комплексов;
- перевод высшей школы России на самофинансирование;
- обновление стандартов высшего профессионального образования с учетом требований мировых требований.
Локальные нововведения осуществляются только в рамках одного факультета или направления подготовки. Более масштабные инновации охватывают структуру управления, формы и методы организации учебной и научно-исследовательской деятельности студентов, образовательные технологии, область международного сотрудничества. Когда весь вуз работает над реализацией идеи перспективного развития, то введение разнообразных инноваций охватывает все звенья и элементы системы.
Все виды образовательных инноваций служат гарантиями реализации конституционных прав граждан в образовательной области, приводят саму систему образования в соответствие с современными личностными, общественными и государственными потребностями, создают предпосылки ее развития и сохранения традиций, улучшают подготовку учащихся к жизни и труду на благо общества.
Литература:
1. Капустин Н. К. Педагогические технологии адаптивной школы. — М., Академия, 2001. 234 с.
2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
3. Слободчиков В. Инновации в образовании: основания и смысл//Исследовательская работа школьников. — 2004.-№ 2.- с. 53–59.
4. Тюнников Ю. С. Анализ инновационной деятельности образовательных учреждений: сценарный подход// Стандарты и мониторинг в образовании. — 2004. — № 5
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, инновация, инновационная деятельность, изменение, создание, педагогическая деятельность, образовательная деятельность, интенсивное развитие, дошкольное образование, педагогический коллектив.
moluch.ru
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ | Евразийский Союз Ученых
Большинство понятий в педагогике (образовании) нельзя считать точным логическим исполнением, на необходимости которого настаивает ряд ученых, основываясь на мысли, высказанной еще Сократом: главнейшее условие истинного знания — точное логическое определение понятия. Действительно, долгое время точность определения понятий считалась основным научным требованием, а все расплывчатое рассматривалось как недостойное серьезного интереса. Однако в постнеклассической науке ситуация изменилась: было осознано, что одним из средств сделать понятия более соответствующими сложной, динамичной, неопределенной реальности является переход от общих четких понятий к менее четким.
Необходимость рассмотрения таких нечетких понятий с «размытым» набором признаков, имеющих больше степеней свободы использования, коренится не столько в недостаточной проницательности человеческого ума, сколько в сложности самого мира, в отсутствии в нем жестких границ и ясно очерченных классов, во всеобщей изменчивости вещей. Нестрогие и нечеткие понятия не в меньшей степени, чем строгие, являются эффективным орудием познания сложных динамичных систем [6, с.86].
Образцом использования точных понятий и рассуждений для других наук долгие годы служила математика. Но в последние десятилетия и в ней появились новые разделы и логические теории на основе неточных, размытых понятий, многозначной логики, нечетких отношений и нечетких множеств (мягкие вычисления). Такие математические модели предназначены более адекватно отражать объективную сложность реального мира. Большинство понятий в педагогике может быть отнесены именно к таким «размытым», нечетким понятиям, что нисколько не мешает, а наоборот, благоприятствует нацеленности образования на подготовку людей, способных на основе полученных знаний самостоятельно находить и принимать ответственные решения в условиях неопределенности, в критических стрессовых ситуациях, когда человек сталкивается с новыми, сложными природными и социальными проблемами.
Мягкие вычисления в педагогике. Мягкие вычисления (soft computing) — научное направление, возникшее и бурно развивающееся последние десятилетия. Как характеризует это направление основатель теории нечетких множеств, профессор Лотфи Заде, мягкие вычисления в отличие от традиционных строгих вычислений ориентированы на приспособление к всеобъемлющей неточности реального мира. Руководящим принципом мягких вычислений является терпимость к неточности, неопределенности и частичной истинности для достижения легкости обработки, нечувствительности к ошибкам, низкой стоимости решения и лучшего согласия с реальностью. Мягкие вычисления используют нечеткую логику, нейронные сети, генетические алгоритмы, вероятностные рассуждения и другие методы обработки неопределенностей. Данный инструментарий широко используется и в педагогике [1, с. 28, 2 с. 56] для решения задач педагогического проектирования, измерения и оценки качества образовательных процессов, преподавателей, образовательных программ, вузов и т.д.
Педагогические инновации. Существуют различные точки зрения на определение понятия «инновации», его места и роли в трансформации образовательного процесса, осуществляются попытки алгоритмизации инновационных процессов. Педагоги, осваивающие инновационные образовательные технологии, часто не понимают их педагогического содержания, что приводит к трудностям в практической деятельности и к необходимости более глубоко раскрывать сущность инноваций в высшем образовании. Равнозначность не только познавательного процесса, но самого познающего отмечены К.Н. Вентцелем, С.И. Гессеном, П.Ф. Каптеревым, В.Ф. Одоевским, В.В. Розановым, К.Д. Ушинским. «Естественное познание начинается с опыта и остается в опыте» является ключом понимания педагогической сущности инноваций в образовательном процессе [5, с. 39].
Рефлексия может рассматриваться в качестве ведущей категории, раскрывающей педагогическую составляющую инноваций, поскольку в ней скрыты все, факторы, влияющие на развитие их педагогического содержания. Трансформация пассивной, «объектной» позиции учащегося в активную — «субъектную» — позицию является залогом успешности процесса обучения. Потому цель инновационного процесса состоит в преодолении «индивидуальной субъектности», в организации совокупного коллективного субъекта инновационной деятельности [7 с. 112.].
Педагогические инновации — это процесс, обеспечивающий развитие преподавателей и учащихся на основе качественных изменений самого образовательного процесса: вариативности содержания образования, методических модификаций и изменения способов взаимодействия всех его субъектов на основе рефлексии как механизма и условия развития инновационной деятельности. В этом смысле педагогические инновации — это постоянный творческий поиск, а если необходимо, отказ от разработанных методов и форм, отказ от традиционных или «квазиинновационных» процессов, таких как ранняя специализация и жесткая дифференциация учащихся, диагностика готовности к обучению [7, с. 148].
Вариативность инноваций позволяет осуществлять переход на разработку индивидуальных программ, в которых многообразные формы взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса сочетаются с высокой активностью учащихся. Отличие новаций от прожектерства рассмотрел еще Ю.К. Бабанский, отметив, что в науке возникло принципиально новое и важное направление — теория новаций и инновационных процессов. Изучены ситуации, связанные с появлением научных и практических новшеств, продвижением их во многие сферы жизнедеятельности человека. Что такое новации и новаторство? Что это — простое отрицание существующей теории и практики с некоторой относительной новизной? Нет. Новаторство — это обязательно прогрессивные нововведения, продвигающие практику вперед. Непреходящей общей инновацией, относящейся к педагогической системе в целом, является оптимизация учебно-воспитательного процесса. Эту необходимость провозгласил в начале 70-х годов Ю.К. Бабанский.
Обновление системы отечественного образования и педагогической науки заставляют исследовать вопросы педагогической инноватики как особой области научного знания. Понятие «инновация» впервые вошло в педагогический лексикон в конце XIX века. Инновационная проблематика наиболее подробно исследовалась в работах Р.И. Лапиной, Л.С. Подымовой, А.И. Пригожина, Е. М. Роджерса, Б.В. Сазоновой, В.А. Сластенина, С. Хендрикса, М.Хайдеггера, М. Шелера и др. Кроме того, к генезису и тенденциям оазвития инновационных процессов и инновационной политики обращались культурологи, экономисты, психологи, социологи и др. Большинство исследователей сошлись во мнении, что инновация означает введение чего-то нового в уже существующее.
Если инноватика как новое направление педагогической науки возникло недавно, то сами нововведения в образовании в виде педагогических открытий, изобретений, усовершенствований и т.п. существовали практически всегда. Давно доказано, что повышение уровня образования членов общества влияет на все стороны жизни. Нововведения как в обществе, так и в образовании одновременно являются и результатом, и самым эффективным путем, и средством преобразования общества и сферы образования. Поэтому новшества в образовании являются не только педагогическими, но и общественными проблемами.
В. И. Загвязинский [3, c. 95] и другие исследователи указывают на некоторые трудности: сложность, запутанность многих социально-экономических проблем; нестабильность экономических и финансово-административных проблем; иногда агрессивность внешней среды, непонимание важности проблем образования со стороны значительной части руководителей, родителей; консерватизм, инерция, приверженность к стереотипам в педагогическом мышлении и в практической деятельности.
Хотя инновации сопровождают общество с самого начала его возникновения, как педагогическая категория они относительно молоды, и поэтому в их определении наблюдается разнобой. Самые значительные различия в их определении связаны с употреблением близких и родственных терминов. Это, в свою очередь, заставляет многих исследователей обращаться к проблеме новизны, нового в педагогике — педагогического новшества. Новизна вначале выступает не как понятие о «рафинированной» новизне, а как отражающее приращение знания к уже известному, которое необходимо конкретизировать или дополнить. И лишь на уровне «преобразования» появляется нечто новое в чистом виде.
Большинство исследователей главной чертой нового считают прогрессивное начало. Так, В. И. Загвязинский полагает, что новое в педагогике — это не только идеи, подходы, методы, технологии, которые в представленном виде, в таких сочетаниях еще не выдвигались или еще не использовались, но это и отдельные элементы или комплекс элементов педагогического процесса, которые несут в себе прогрессивное начало, позволяющее в изменяющихся условиях и ситуациях достаточно эффективно решать задачи образования.
Следует заметить, что в педагогике понятие «новое» не всегда полностью соотносится с понятием «передовое», «прогрессивное» и даже более широким понятием — «современное». Дело в том, что передовое всегда сохраняет многое из традиционного. В педагогике это особенно наглядно: вера в человека, умение общаться и сотрудничать, диалог — эти и многие другие далеко не новые положения получают новое звучание в самых новейших педагогических системах и концепциях. Вот почему при определении содержания понятий «педагогическое новшество» и «педагогическое нововведение» скорее всего следует опираться на трактовку В.И. Загвязинского, который считает, что педагогическое новшество — это система или ее элемент, позволяющий эффективно решать поставленные задачи.
Инновационные процессы в образовании характеризуют качественно новый этап во взаимодействии науки и практики. Современный этап развития инновационных процессов в педагогике отличает тенденция к ликвидации разрыва между процессами их восприятия, адекватной оценки освоения и применения их на практике. В качестве составляющих инновационного процесса в образовании можно считать: процессы создания нового (новшеств), их освоения (восприятия, оценки) и применения. Для исследования инновационных процессов в образовании большое значение имеет понятие «общественная инновационная среда», в окружении которой протекают инновационные процессы в образовании. Это понятие имеет три основных аспекта — социально-экономический, психологический и организационно-управленческий. Все три аспекта характеризуют разные условия протекания инновационных процессов, тот общий социальный климат, который либо благоприятствует, либо мешает их возникновению и реализации. Целостное представление об инновационных процессах дают также понятия «жизненный цикл», «противоречия в инновационных процессах», «принципы управления инновационными процессами». Проще всего эти процессы проявляются в целях и задачах образования и влекут перемены в содержании, а затем и в технологии педагогического процесса.
В зарубежной педагогике (А. Адаме, Дж. Вассет, А. Николе и др.) исследования инноваций носят прагматический характер. В этих работах делается попытка не только теоретически обосновать инновационные процессы, но и дать практические рекомендации по освоению инноваций на практике. В публикациях западных ученых (X. Варнет, Д. Гамильтон, Н. Гросс, Н. Дикинсон, М. Майлз, А.Хаберман) анализируются вопросы управления инновационными процессами, организации изменений в образовании, условий протекания инноваций, способы их рекламирования и др. Кроме того, исследователями изучаются источники инновационных процессов, препятствия на пути их освоения и распространения, роль педагога при реализации инновационных процессов и результаты. В некоторых работах предлагаются критерии оценки инноваций и специфические проблемы их введения, освоения и применения в разных звеньях системы образования, рассматривается роль и соотношение традиций и инноваций в образовании, методика изучения инновационных процессов. Ряд авторов считают, что в вопросах управления нововведениями очень важно уделять внимание планированию, координации, контролю и оценке. Они выделяют такие компоненты инновационной деятельности, как выбор новшества, его введение, поддержка и оценка (А. Николе).
Инновационные процессы стали предметом пристального внимания не только педагогов, но и философов. Некоторыми из них (Н. И. Лапин) была предложена системно-деятельностная концепция нововведений, в которой выделено несколько уровней их анализа: общенаучный, общеметодологический, конкретно-научный, прикладной. Авторы раскрывают также структуру инновационных процессов, основные параметры нововведений, дают определения исходным понятиям, связанным с инновационными процессами.
Одна из особенностей, характеризующих инновационные процессы в системе образования — дестабилизация педагогической инновационной среды. Любой инновационный процесс в системе образования с неизбежностью вносит при своей реализации изменения в инновационную социально-педагогическую среду, в которой он осуществляется. У нового всегда остаются противники, которые его не принимают в силу психологических, социально-экономических и других причин. Чем существеннее педагогическое новшество, тем основательнее дестабилизация, которая касается инновационной среды разного типа: теоретической, опытной, коммуникативной и практической [7, с.184].
Определенное значение для исследования инновационного процесса имеет проблема отношений к инновациям самих педагогов. Говоря о принятии новшеств педагогом, некоторые исследователи (Е. Ангеловски) понимают под этим его мысленное усвоение, подготовленность к восприятию, готовность к внедрению и оценке необходимых из них. В этом контексте Э. М. Роджерс выделяет пять групп педагогов: педагоги-новаторы с ярко выраженным новаторским духом, которые всегда первыми воспринимают новое, смело его распространяют и внедряют; передовики, идущие впереди других в восприятии нового, охотно берущиеся за внедрение; умеренные, не стремящиеся быть ни первыми, ни последними («золотая середина»), поддерживающие новое только тогда, когда его воспринимает большинство; сомневающиеся, выбирающие между старым и новым, склоняющиеся к новому только после того, как сформируется общее мнение; консерваторы, тесно связанные со старым, решающиеся принять новое последними.
Национальная инновационная система включает в свой состав следующие элементы:
- учреждения в системе науки, образования и профессионального обучения, где создаются знания;
- инновационные предприятия и холдинги;
- адекватная коммуникационная инфраструктура;
- доступность к глобальным источникам знаний и определенные рыночные условия, способствующие внедрению инноваций.
Высшей школе в этой системе отводится важная роль. Она выступает не только в качестве основы для подготовки высококвалифицированных кадров, но и сетевой базы для производства и обмена информацией и знаниями.
Результаты инновационной деятельности в социуме и экосфере следует рассматривать с позиций, блага, пользы человеку. Университет не в состоянии реализовать всю схему инновационного процесса. Значительную роль играют другие общественные институты: социальные, законодательные, финансовые, производственные и т.д. Преимущество классического университета заключается в том, что помимо изучения законов природы и создания основ новых технологий появляется возможность постановки и решения междисциплинарных проблем, а также изучения сложнейших социальных процессов. Супер задача университета — развитие новых инновационных подходов (новых знаний!) в сфере образования, направленных на совершенствование содержания и технологий образования, повышение уровня фундаментальной подготовки выпускников и формирование у них компетенций, обеспечивающих конкурентоспособность на рынке труда, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, развитие коммуникаций между университетом и обществом, в том числе и работодателями.
Например, целью инновационной образовательной программы Томского государственного университета — разработка модели инновационно-образовательной траектории, которая позволяет выпускнику получить не только фундаментальное образование на основе интеграции образования и науки, но и быть готовым к вызовам сегодняшнего времени. Инновационно-образовательная траектория при этом понимается не только как теоретически выстроенная образовательная программа с потенциалом практического значения, но как практически реализованная модель инновационного образования. Инновационно-образовательная траектория реализует возможность формирования на базе образовательной траектории (фундаментальное образование) профессиональных и общекультурных компетенций, адаптивности к инновациям, способности к творчеству, навыкам проектной работы и др.
Под инновационной деятельностью понимается деятельность, направленная на реализацию накопленных достижений (знаний, технологий) имеющих новые качества. В тоже время инновационные технологии — это совокупность методов и средств, поддерживающих реализацию нововведения. Применительно к педагогическому процессу понятие инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и организационные формы обучения, организацию совместной деятельности педагога и учащегося. Инновации, в рамках которых развиваются педагогические технологии, сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков и передового педагогического опыта.
Формирование инновационных технологий предполагает использование определенных критериев, которые позволяют судить об эффективности того или иного нововведения. Очевидно, что основным критерием инноваций является новизна, имеющая равное отношение, как к оценке научных педагогических исследований, так и передового педагогического опыта.
ЛИТЕРАТУРА
- Глушенко А.А., Зеленова Г.В., Иванцов В.В., Медведев В.П., Фролов И.И. «Теоретические основы сертификации специалиста», — М.:, МПА-ПРЕСС, 2006. – 259 с.
- Глушенко А.А., Иванцов В.В., Таран В.А. Проектирование и сертификация образовательных программ. – М., 2007. -238 с.
- Загвязинский В.И. Методология и методика педагогического исследования. – Тюмень. Изд-во ТГПИ, 1995.- 260 с.
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в современной зарубежной педагогике // Педагогика, №5, 1994. – 222 с.
- Клопченко B.C., Мирошниченко СП. Научное обеспечение инновационных технологий в образовании, /Труды 11-й Международной научной конференции «Проблемы системы непрерывного профессионального образования», т. 2. М.: Изд-во «МПА-ПРЕСС», 2006. – 158 с.
- Понтрягин Л.С., и др. Математическая теория оптимальных процессов. – М.: Наука, 1976. – 392 с.
- Фишберн П.С. Теория полезности для принятия решений. — М.: Наука, 1978. – 352 с.
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ
Written by: Клопченко Владимир Степанович
Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
Date Published: 06/08/2017
Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)
Available in: Ebook
euroasia-science.ru











