Благотворительный фонд «Катрен» презентовал новый сайт. Журнал катрен читать онлайн
Новая проверка: покупатель с подвохом - Журнал «Катрен Стиль»
Самвел Григорян о законопроекте, позволяющем Росздравнадзору проводить контрольные закупки — к чему быть готовым фармацевту и как оспорить проверку
Государственная дума одобрила в первом чтении Законопроект № 337563–7, который наделяет Росздравнадзор дополнительными правами и добавляет еще один повод для беспокойства работникам аптек. Ведомство будет проводить контрольные закупки. Контрольная закупка — это всегда важно и зачастую неприятно, потому что неожиданно. Быть к ней готовым нужно всегда. А одна из главных сторон такой готовности — знание. Поэтому разберемся в сути законопроекта, который уже прошел первое чтение, а заодно вспомним различные полезные подробности, связанные с этой темой.
Зачем это нужно?
Наверное, каждое ведомство стремится к расширению своих полномочий в области контроля и надзора. Судя по появлению Законопроекта № 337563–7, Росздравнадзор в этом смысле — не исключение. Полное название законопроекта выглядит достаточно громоздко: «О внесении изменений в Федеральный закон „Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации“ и статью 9 Федерального закона „Об обращении лекарственных средств“ (в части предоставления Росздравнадзору права на проведение мероприятий по контролю в виде контрольной закупки)». Формальное обоснование этой инициативы в отношении фармотрасли можно найти в пояснительной записке к законопроекту. Авторы документа предлагают наделить работников Росздравнадзора правом на проведение контрольной закупки в следующих случаях:
- при проведении проверок соблюдения правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения и/или соблюдения запрета продажи фальсифицированных, недоброкачественных, контрафактных лекарственных средств;
- при проведении госконтроля за обращением медицинских изделий в части запрета на реализацию фальсифицированных, недоброкачественных, контрафактных лекарственных средств и медизделий.
Основания для контрольной закупки
Так что на вопрос «зачем и кому это нужно», мы уже ответили — теперь приведем общие сведения по теме. Контрольные закупки регулируются статьей 16.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294‑ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В пункте 1 этой статьи есть определение «контрольной закупки» — это мероприятие по контролю, во время которого орган госконтроля (надзора) создает «ситуацию для совершения сделки». Ее цель — проверка соблюдения обязательных требований при продаже товаров (либо оказании услуг потребителям, или выполнении работ).
Необходимо также иметь в виду, что контрольная закупка проводится не стихийно, а по основаниям, предусмотренным для проведения внеплановых выездных проверок. Основания эти перечислены в части 2 статьи 10 Закона № 294‑ФЗ. Ознакомившись с ней, вы узнаете, что внеплановая выездная проверка (и контрольная закупка) может быть следствием, например, недовольства кого‑либо из посетителей аптеки, посчитавшего, что его права нарушены и написавшего заявление в Роспотребнадзор.
При этом есть одно условие: до написания заявления потребитель должен обратиться к самой аптечной организации или ИП с просьбой устранить нарушение его прав. Только после этого, если его просьбу не рассмотрели или не удовлетворили, он имеет право направить заявление или жалобу в госорган.
Помимо жалобы потребителя, основаниями для проведения контрольной закупки могут быть:
- причинение вреда жизни, здоровью граждан или угроза причинения такого вреда;
- приказ или распоряжение руководителя органа госконтроля, изданный в соответствии с поручениями Президента и Правительства РФ на основании требования прокурора. В этом случае речь идет о проведении внеплановой проверки по поступившим в прокуратуру материалам и обращениям;
- если при проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с юрлицом (или ИП) были найдены какие‑либо поводы для проверки, исходя из индикаторов риска. Напомним, что местное отделение Росздравнадзора присваивает каждой аптеке ту или иную категорию риска. Частота проверок зависит от этой категории. Узнать критерии распределения аптек по категориям риска можно в тексте этого закона.
Необходимо также добавить, что недостаточно голословного утверждения должностного лица органа госконтроля по любому из этих пунктов. Для того чтобы внеплановая проверка или контрольная закупка была обоснованна, он обязан оформить мотивированное представление. Исключение составляет ситуация, когда аптечная организация или ИП вовремя не выполнила уже выданное ранее предписание об устранении нарушений. В таком случае контрольную закупку могут провести без оформления представления.
Два свидетеля
Согласно пункту 4 статьи 16.1 Закона № 294‑ФЗ, контрольная закупка, проводимая по перечисленным выше основаниям, должна быть согласована с органами прокуратуры. Без такого согласования ее проведение незаконно.
Контрольная закупка — дело, как уже говорилось, внезапное; она проводится без предварительного уведомления проверяемых. Иначе говоря, проверяющий делает вид, что он обычный посетитель, покупает что‑то, а потом наступает всё самое интересное. Или не наступает, если, к великому огорчению проверяющего, ему не удалось «подловить» первостольника, а значит, и аптечную организацию.
Если проверяющий нашел какие‑либо нарушения, он должен сообщить об этом представителю аптеки сразу же после контрольной закупки. При этом он должен предъявить служебное удостоверение и приказ руководителя о проведении контрольной закупки.
Кстати, контрольная закупка — дело хоть и внезапное, но не тайное. Ее нужно проводить в присутствии двух свидетелей либо на видеокамеру. Если это условие не было соблюдено, сам факт проверки можно опротестовать. При необходимости проверяющие могут применять фото- и киносъемку.
Изменения в Закон № 323‑ФЗ
Перейдем теперь к формальной стороне вопроса, а именно к тому, какие изменения предполагается внести посредством Законопроекта № 337563–7. Для этого вспомним о статьях «Полномочия органов, осуществляющих государственный контроль в сфере охраны здоровья» (статья 86) и «Государственный контроль за обращением медицинских изделий» (статья 95) Федерального закона от 21.11.2011 № 323‑ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».
Сейчас статья 86 состоит из двух частей: в первой перечислены полномочия осуществляющих госконтроль органов, во второй — их права. Если законопроект примут, в ней появится третья часть следующего содержания:
«При осуществлении государственного контроля в сфере охраны здоровья в случаях проведения проверок, предусмотренных пунктом 8 части 2 статьи 88 и пунктом 5 части 4 статьи 95 настоящего Федерального закона [№ 323‑ФЗ] и законодательством Российской Федерации об обращении лекарственных средств, органом государственного контроля проводятся контрольные закупки в порядке, установленном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294‑ФЗ „О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля“».
Уточним, что это за случаи — «предусмотренные пунктом 8 части 2 статьи 88 и пунктом 5 части 4 статьи 95 Закона № 323‑ФЗ». В первом из них речь идет о праве органа госконтроля применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и/или ликвидацию последствий законодательства в сфере охраны здоровья и обращения лекарственных средств.
Что касается пункта 5 части 4 статьи 95 — то, если вы прямо сейчас станете искать его посредством баз нормативно-правовых актов, будете озадачены, поскольку такого пункта пока не существует. Его еще только планируется утвердить — тем же самым Законопроектом № 337563–7, который мы обсуждаем.
Если он вступит в силу, то норма пункта 5 части 4 статьи 95 Закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» будет означать, что государственный контроль за обращением медицинских изделий осуществляется посредством:
- проведения проверок соблюдения юридическими лицами и ИП правил в этой сфере;
- выдачи разрешений на ввоз на территорию РФ медицинских изделий в целях их государственной регистрации;
- проведения мониторинга безопасности медицинских изделий;
- проведения контрольной закупки при проверке соблюдения запрета реализации фальсифицированных, недоброкачественных и контрафактных медицинских изделий.
Как вы уже, вероятно, поняли, выделенного курсивом положения, в отличие от трех предыдущих, в законодательстве пока еще не существует. Именно его предполагается ввести в действие Законопроектом № 337563–7.
Почему Росздравнадзор
Кто‑то, возможно, спросит о том, почему процитированное выше положение законопроекта имеет отношение к Росздравнадзору, ведь в нем не упоминается название этой федеральной службы. Приведем еще раз для наглядности его фрагмент: «при осуществлении государственного контроля в сфере охраны здоровья органом государственного контроля проводятся контрольные закупки…».
Ответ следует из «Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 323. Первым же пунктом этого постановления Росздравнадзор уполномочен осуществлять контроль и надзор в сфере здравоохранения (охраны здоровья). Поэтому выделенный курсивом фрагмент, конечно же, имеет отношение к этой федеральной службе.
Изменения в Закон № 61‑ФЗ
В заключение отметим, что Законопроект № 337563–7 предполагает внесение изменений и в другой базовый нормативный правовой акт лекарственной отрасли — Федеральный закон от 12.04.2010 № 61‑ФЗ «Об обращении лекарственный средств». В части 6 статьи 9 этого Закона перечислены права должных лиц. Со вступлением Законопроекта в силу в нем появится пункт 31, который определяет, что они будут иметь право:
- проводить контрольную закупку при проверке соблюдения правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения и (или) соблюдения запрета продажи фальсифицированных, недоброкачественных и контрафактных лекарственных средств для медицинского применения в порядке, установленном упомянутым выше Федеральным законом № 294‑ФЗ.
Поскольку статья 9 Закона № 61‑ФЗ имеет название «Государственный контроль (надзор) в сфере обращения лекарственных средств», а его, согласно «Положению о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения», осуществляет, в частности, Росздравнадзор, понятно, что и эта выдержка из законопроекта имеет отношение к этой федеральной службе и ее должностным лицам.
www.katrenstyle.ru
Случай из студенчества: мороз крепчал, раздали апельсины
Гузель Фаттахова, заведующая аптекой из Башкортостана, о самом запомнившемся эпизоде студенческой молодости
С 1 апреля по 30 июня 2017 года журнал «Катрен-Стиль» проводил конкурс «Случай в белом». До конца мая фармацевты и провизоры со всей России присылали нам студенческие истории, которые затем были размещены на сайте. Весь июнь шло голосование за лучшую историю. С огромным отрывом победила история про новогодние апельсины Гузели Фаттаховой (Каримовой), заведующей собственной аптекой в поселке Приютово в Башкортостане. Второе место заняла Татьяна Сенчук из Нижнего Тагила, на третьем месте — Ирина Емельяненко из Люберец. Благодарим всех, кто принял участие в конкурсе и прислал свои истории, и поздравляем победителей! Они получат призы от партнера конкурса — онлайн-сервиса по заказу* медикаментов Apteka.ru.
А теперь — история-победитель конкурса от Гузели Фаттаховой (Каримовой) из Башкортостана. Приятного чтения!
Апельсиновая история
Студенчество… Эта короткая «пятилетка» наполнена многими днями радостей и страстей, огромными страхами, которые потом превращаются в смешные мелочи, бесчисленными встречами, некоторые из которых не забываются на протяжении десятилетий.
И, конечно, в жизни каждого советского студента был студенческий отряд. Кто‑то строил дороги и коровники, кто‑то прокладывал трассы газопроводов, кто‑то собирал огурцы-помидоры-арбузы на астраханских бахчах.
А я каждое лето все пять студенческих лет (Пермская фармацевтическая академия) работала в студенческом отряде проводников «Магистраль», который существует в Перми и сегодня (!). Начинала простым бойцом студенческого отряда, потом стала комиссаром (заместителем по воспитанию и идеологии), а последние три года была полноправным командиром СОП «Магистраль».
Часто мы работали на фирменном поезде «Кама», который курсировал по маршруту Пермь — Москва — Пермь, и зарплата за три летних месяца была весомой прибавкой в бюджет. Кроме того, мы имели шикарную возможность привозить из столицы дефицитные товары! Ведь в семидесятые только в Москве было, как в Греции, — всё!
В Пермском резерве проводников у нас была хорошая репутация, потому мы иногда просили поставить нас в рейс в праздничные или в выходные дни. И нам редко отказывали. Наш последний Новый год на пятом курсе мы решили отпраздновать с размахом. Чтобы добыть продуктов для праздника, я вместе с Зоей Обуховой и Сергеем Пилипенко (мои однокурсники) попросила поставить нас на московский поезд перед праздником. Мы всё рассчитали: для приобретения дефицитных конфет, шампанского, апельсинов, колбасы и рыбы у нас будет целый день перед обратным рейсом, а в Пермь поезд прибудет вечером 31 декабря.
30 декабря 1978 года на перрон Ярославского вокзала г. Москвы наш состав подали с большим опозданием. Стоял крепкий мороз — 40–45 °. Пассажиры промерзли, ожидая начала посадки, и были очень нервными и злыми. Мы крутились как угорелые, старались быстрее рассадить пассажиров, раздать постельное белье, а самых замерзших прямо во время посадки умудрялись напоить горячим чаем.
Когда суматоха с посадкой спала, пассажиры разместились и начали «оттаивать» во всех смыслах этого слова, ко мне подошла женщина и попросила передать лекарства для больного ребенка. Брать какие‑либо посылки строго запрещалось, но начальник поезда, убедившись, что передают именно лекарства, разрешил мне взять посылку. Я боялась, что в такой мороз поезд может сильно опоздать, но женщина заверила, что лекарства будут встречать в любом случае.
В это время я обратила внимание на двух парней, которые переминались с ноги на ногу и поглядывали на меня. В руках у них была огромная авоська, набитая продуктами. Они стали уговаривать меня взять и их посылку для Антона, который как раз 31 декабря должен был жениться. Московские деликатесы были подарком на свадьбу.
Я категорически отказалась, но парни, воспользовавшись тем, что один из пассажиров отвлек меня какой‑то просьбой, успели закинуть свою авоську в служебное купе, о чем сказали мне, выскакивая на ходу из вагона.
«Антон! Вас встретит Антон! Он обязательно придет, — кричали они вслед набирающему ход поезду. — Вы не переживайте, мы и вам вознаграждение оставили!» — словно извиняясь за свою наглость, выкрикнул один из них. Завершив все хлопоты и напоив пассажиров чаем, я наконец‑то смогла попасть в служебное купе. Размер авоськи впечатлял, друзья у Антона оказались щедрыми. Я полюбопытствовала, о каком вознаграждении они сказали? На столике я обнаружила целых 80 копеек (!). Уж лучше бы шоколадку купили, чем эту мелочь на стол кидать, подумала я.
Мороз крепчал, тепловоз еле тянул состав, поэтому прибыли в Пермь в четыре часа утра 1 января 1979 года. Опоздали на 10 часов. Лекарство для больного ребенка я благополучно передала встречавшим, а вот Антона не было.
Оставив все продукты в вагоне, покрякивая от почти пятидесятиградусного мороза, мы налегке добрались до общежития, которое, к счастью, было неподалеку от вокзала. Только вечером, отдохнув и выспавшись, мы пошли забирать свои вещи. Забрали и авоську Антона, оставив адрес общежития, если он всё же придет за своими гостинцами. Авоська была такой тяжелой, что до общежития мы везли ее на санках.
Сразу после Нового года началась сессия, в суете экзаменов и зачетов мы перестали думать о получателе посылки, авоську с продуктами поставили на подоконник, там было прохладно, а рыбу вытащили из авоськи и вывесили за окно. Прошла сессия, а авоська всё так же терпеливо ждала своего хозяина. Но продукты могли начать портиться, и решено было их съесть. Начать решили с апельсинов.
Тут ко мне обратилась Зоя Обухова: «Гузель, продай мне апельсины, я к родителям поеду, хочу их угостить. Они ведь никогда в жизни не пробовали апельсины». Я раздала по одному апельсину девочкам, с которыми жила в комнате, а остальные отдала Зое со словами «Как я могу продавать их, я ведь их не покупала? Возьми, угости своих родителей». Остальные продукты мы постепенно съели всей комнатой, искренне пожелав Антону крепкого здоровья. Продуктов хватило надолго, только шоколадок «Аленка» в ней было десять плиток.
Прошло тридцать пять лет, появились социальные сети, мы стали искать и находили своих одноклассников, однокурсников. Одна из однокурсниц написала мне номер телефона Зои Обуховой. Оказывается, после окончания фармацевтической академии Зоя служила в Афганистане, там встретила свою любовь, вышла замуж и переехала в Москву. Я набрала ее номер:
— Здравствуй, Зайка! — обратилась я к студенческой подруге так, как называли мы ее в юности. На другом конце провода молчание и недоуменный вопрос:
— Кто это? Голос вроде знакомый…
— Забыла, кто твоих родителей апельсинами угостил?!
— Гузелька, это ты?! Вот уже больше тридцати лет, покупая апельсины, я всегда вспоминаю тебя, — растроганно проговорила Зоя. А я совсем не удивилась. Ведь я тоже, всякий раз, когда смотрю в магазине на знакомую обертку шоколада «Аленка», мне кажется, что она подмигивает мне, спрашивая: «А помнишь?».
*Под «заказом» на сайте www.apteka.ru в настоящем материале понимается формирование пользователем указанного сайта заявки в адрес АО НПК «Катрен» от аптечной организации на поставку выбранного товара в соответствии с заключенным между последними договором поставки.www.katrenstyle.ru
Следующий — заведующий - Журнал «Катрен Стиль»
Самвел Григорян о том, что означает на практике появление профессионального стандарта для руководителей аптек и могут ли теперь все заведующие работать за первым столом
Ранее «Катрен-Стиль» уже писал о разработанных и вступивших в силу в 2016 г. и начале 2017 г. профессиональных стандартах «Провизор», «Фармацевт» и «Фармацевтический инспектор». Теперь поезд прибыл на следующую станцию — дело дошло до заведующих, провизоров-аналитиков и фармспециалистов, трудящихся на производстве. Сегодня мы подробно разберем этот документ и попытаемся разобраться, решена ли теперь проблема невозможности исполнения обязанностей первостольника заведующим аптекой с сертификатом «Управление и экономика фармации».

Наш эксперт
Елена Неволина
исполнительный директор ассоцииаций «Аптечная гильдия» и Союз «Национальная Фармацевтическая Палата»
В начале июня текущего года Минюст РФ зарегистрировал очередные приказы Минтруда РФ:
- от 22.05.2017 № 427н, утверждающий профессиональный стандарт (ПС) «Провизор-аналитик»;
- от 22.05.2017 № 428н, утверждающий ПС «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью»;
- от 22.05.2017 № 430н, включающий ПС «Специалист по промышленной фармации в области производства лекарственных средств».
Приказы действуют с 18 июня 2017 г. К сфере фармритейла прямое отношение имеют первые два из них. В данной статье рассмотрим профстандарт специалиста в области управления, во второй части уделив внимание трем практическим вопросам его применения.
Среди разработчиков ПС — Некоммерческое партнерство «Аптечная гильдия» и Союз «Национальная Фармацевтическая Палата». Исполнительный директор этих профессиональных объединений Елена Неволина дает пояснения для наших читателей.
Длинное название
В начале о длинном названии ПС — «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью» — аж 6 слов. По словам Елены Неволиной, однозначного термина, лаконичного решения в случае с «фармуправленцем» в данном случае не нашлось.
Во-первых, потому что в приказах Минздрава применяются разные термины — заведующий, директор, начальник (не говоря уже о заместителях), а номенклатуру Минздрава и терминологию нормативно-правовых актов обойти невозможно. «Поскольку в приказах Минздрава обозначен диапазон должностей и имеет место вариативность их названий, — поясняет Елена Неволина, — разработчики нашли объединяющее понятие, которое гармонично встраивается в действующее законодательство».
Таким понятием оказалось «управление фармацевтической деятельностью», поскольку термин «фармацевтическая деятельность» включен в Закон «Об обращении лекарственных средств», а специальность носит название «Управление и экономика фармации (УЭФ)».
Немного общей информации
Приказ № 428н является профстандартом для:
- директоров/заведующих аптечной организации и их заместителей;
- заведующих структурными подразделениями (отделами) аптечной организации;
- заведующих складом организации оптовой торговли лекарственными средствами и их заместителей.
Требования к их образованию и обучению нижеследующие:
- не менее двух лет работы по специальности «Фармация» при наличии высшего фармобразования или пяти в случае среднего фармобразования;
- интернатура/ординатура и профессиональная переподготовка по специальности «УЭФ»;
- наличие сертификата/свидетельства об аккредитации специалиста;
- обязательные предварительные (при поступлении на работу), периодические и внеочередные медосмотры;
- обучение по охране труда, пожарной безопасности, подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций (подробнее об этом см. в ссылках 4–6 профстандарта).
С принципом, согласно которому составлен ПС специалиста по управлению, фармспециалисты уже знакомы по предыдущим профстандартам. По каждой из трудовых функций идет перечисление:
а) трудовых действий, б) необходимых умений, в) необходимых знаний,
которыми должен обладать и которые обязан осуществлять специалист. Всё это оформлено в виде таблиц, что удобнее для восприятия, чем обычные тексты.
Всего трудовых функций (далее — ТФ) в профстандарте специалиста по управлению шесть:
- Планирование деятельности фарморганизации
- Организация ее ресурсного обеспечения
- Организация работы персонала
- Управление качеством результатов текущей деятельности
- Организация информационной и консультационной помощи для населения и медработников
- Управление финансово-экономической деятельностью
Действия. Умения. Знания.
Действий, умений, знаний в данном ПС больше 170‑ти. И первый вопрос, который возникает даже прежде знакомства с ними, — должен ли каждый заведующий, или заместитель, или завотделом исполнять все эти действия и обладать всеми этими знаниями и умениями?
Вопрос не праздный. Ведь профстандарты утверждены приказами Минздрава, следовательно, несоответствие их положениям — в данном случае неосуществление тех или иных трудовых действий или отсутствие необходимых знаний, навыков — чревато привлечением к административной ответственности согласно части 1 статьи 5.27 КоАП РФ «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права».
Возьмем, например, 6‑ю ТФ. Почти все перечисленные в ее таблице действия-умения-знания обычно входят в компетенцию директоров, заведующих аптекой, но в то же время они далеко не всегда касаются заместителей и почти никогда не касаются заведующих отделами аптеки. Или, например, 5‑я ТФ включает организацию опросов медработников для выявления их информационных потребностей, а многие ли аптеки делают это? Ну и так далее, подобных примеров из профстандартов можно привести множество.
На случай проверки
Не исключено, что какой‑нибудь чрезмерно ретивый инспектор на этом основании придерется к руководящему аптечному работнику, который, по его мнению, осуществляет не все трудовые действия профстандарта, обладает не всеми перечисленными в нем умениями и знаниями. Будет ли он прав и как от этого защититься?
Ответить на этот вопрос помогают статья 195.3 Трудового кодекса (ТК) РФ «Порядок применения профессиональных стандартов» и пункт 6 письма Министерства труда и социальной защиты РФ от 04.04.2016 № 14–0/10/В-2253. Из них вытекает, что обязательными являются те требования к квалификации работников — то есть действия, умения, знания, — которые, помимо профстандарта, установлены самим ТК, другими федеральными законами, прочими нормативными правовыми актами (постановления Правительства РФ, приказы Минздрава и т. д.). Остальные требования к квалификации носят рекомендательный характер.
Для наглядности проиллюстрируем примером. Одно из трудовых действий в рамках пятой ТФ — прием извещений о нежелательных реакциях на лекарственные препараты. Это действие является обязательным, поскольку оно прописано также в статье 64 «Фармаконадзор» Закона «Об обращении лекарственных средств» и других нормативных правовых актах на эту тему. Таким образом, за неосуществление этого действия могут оштрафовать.
А вот опрос медработников, о котором говорилось выше, другими актами не предусмотрен, поэтому его следует осуществлять в случае рабочей необходимости. Например, если в радиусе километра-двух от городской аптеки нет ни одного медучреждения, то необходимость в этом, скорее всего, отпадает. На случай проверки следует знать, что привлечение к административной ответственности за неосуществление таких рекомендательных (согласно ТК) действий неправомерно.
Кстати, одним из умений специалиста по управлению — в рамках ТФ «Организация работы персонала» — является составление функционально-должностных инструкций (далее — ФДИ) сотрудников. В них, в частности, заносятся и трудовые действия — они же обязанности — фармспециалиста. В связи с этим Елена Неволина подчеркивает: «Переносить из ПС в ФДИ все трудовые действия необязательно и нецелесообразно. В инструкцию следует включать только те из них, которые действительно необходимы на конкретном рабочем месте».
Можно ли подменить первостольника?
Следующий практический вопрос связан с противоестественной ситуацией, сложившейся в отрасли «благодаря» одной из, мягко говоря, причуд действующего законодательства. Речь идет о том, что имели место случаи привлечения к административной ответственности аптечных руководителей, обладателей сертификата по специальности «УЭФ», когда проверяющие инспекторы заставали их работающими за первым столом, быть может, подменяющими на несколько минут, часов или дней фармацевта или провизора-первостольника. «Катрен-Стиль» уже подробно писал на эту тему.
Согласно «Квалификационным характеристикам должностей работников в сфере здравоохранения» (содержатся в приказе Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении единого квалификационного справочника…» (ЕКС)), среди должностных обязанностей заведующего/директора не значатся отпуск лекарственных средств и другие «первостольные действия», а у провизора и фармацевта, обладателей сертификата «Фармацевтическая технология», — значатся. Следовательно, заведующему, как полагают некоторые проверяющие, — чтобы работать за первым столом — надо иметь сертификат технолога. А если его нет, будьте добры быть оштрафованным.
Изменилось ли что‑либо в этом плане после вступления в силу приказа № 428н? Отвечая на этот вопрос, Елена Неволина в первую очередь отмечает, что прямого указания о том, что специалист в области управления должен/может совершать такие действия, как отпуск лекарственных препаратов и фармконсультирование, в новом профстандарте нет. В то же время она подчеркивает, что многие трудовые функции, действия и умения, прописанные в ПС специалиста по управлению, — например, организацию деятельности персонала, мониторинг, анализ деятельности организации, управление качеством и др. — невозможно осуществлять, если у руководителя нет представления о трудовых процессах подчиненных.
Основываясь на этом соображении, Елена Неволина обозначает один из возможных путей решения проблемы. Заведующий аптекой может включить трудовые действия первостольника в свою ФДИ, и на этом основании подменять своего сотрудника, когда тот отлучился или болен.
Проиллюстрируем мысль Елены Неволиной примером. В первую ТФ стандарта включено следующее умение: «проводить анализ методов и способов продвижения лекарственных препаратов и других товаров аптечного ассортимента…». Елена Неволина полагает, что на основании данной нормы профстандарта можно перенести этот фрагмент в ФДИ аптечного руководителя, добавив к нему фразу «путем непосредственного участия в их реализации, приемки, хранения и т. д.».
Еще один важный довод против возможных претензий проверяющих. Согласно п. 5 и «Положения о лицензировании фармацевтической деятельности» (постановление Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081), у руководителя аптечной организации должно быть либо высшее фармобразование и стаж работы по специальности не менее 3‑х лет, либо среднее фармобразование и стаж по специальности не менее 5‑ти лет, а также наличие сертификата специалиста.
«Понятно, что в данном случае речь идет о стаже работы по специальности „Фармация“, — уточняет Елена Неволина. — Накопив практический опыт по этой специальности, будущий руководитель получает затем дополнительное профессиональное образование по специальности «УЭФ» и приступает к управлению фармдеятельностью».
Елена Неволина также обращает внимание, что в Положении говорится о наличии сертификата, а не сертификатов. Таким образом, проверяющий — если он знает данную норму Положения и следует ей — обязан понимать, что невозможно стать заведующим аптекой, не пройдя, в частности, через работу первостольником, обладателем сертификата по специальности «Фармацевтическая технология».
Пожелание
С одной стороны, приведенные доводы логичны. С другой — ведь все‑таки штрафуют, потому что аптечные работники нередко имеют дело с инспекторами-крючкотворами.
Отсюда пожелание. У нас ведь уже традиционно повелось — поправлять законы и приказы после их вступления в силу. Абсурдность ситуации с фактическим запретом держателю сертификата «УЭФ» работать за первым столом почти общепризнана. Поэтому было бы очень желательно ее исправить, то есть включить первостольные трудовые действия и умения в ПС специалиста по управлению, внеся изменения в приказ № 428н.
И не только для того, чтобы заведующий и его заместитель могли иногда подменить первостольника. Не следует забывать и об аптеках, обслуживающих сельскую местность, малонаселенные районы. Там руководитель и первостольник зачастую представлены в одном лице. Не стоит и им создавать на ровном месте излишние трудности.
Профстандарт или ЕКС
В заключение ответим на вопрос, чем теперь руководствоваться, приказом № 541 об утверждении ЕКС или профстандартом приказа № 428н. Разъяснения Минтруда на сей счет таковы: руководитель самостоятельно определяет, какой из этих актов он использует, за исключением случаев, предусмотренных иными нормативными правовыми актами РФ.
Это, например, означает, что если заваптекой придерживается профстандарта, то он должен соблюдать нормы 541‑го приказа только в той части, в которой в каком‑либо законе, приказе или постановлении имеется на то прямое указание. Кстати, распоряжением Правительства РФ от 31.03.2014 № 487‑р предусмотрена замена в будущем ЕКС на профстандарты. Это подтверждает и информация Минтруда, в которой, однако, отмечается, что такая замена будет происходить в течение достаточно длительного периода.
Елена Неволина озвучивает еще один довод отдать предпочтение ПС специалиста по управлению. Должностные обязанности директора в ЕКС прописаны таким образом, как будто речь идет скорее о руководителе вообще, а не конкретно фарморганизации. «Преимущество профстандарта не только в том, что в нем трудовые функции, действия и т. д. изложены более подробно, — подчеркивает Елена Неволина, — но и в том, что из их содержания однозначно следует, что это стандарт руководителя именно фарморганизации».
Что ж, два приведенных обстоятельства свидетельствуют в пользу того, что профстандарт более актуален. Еще бы внести в него изменение, о котором говорилось выше… С надеждой ждем новостей от разработчиков.
www.katrenstyle.ru
Сетевики и аптекари - Журнал «Катрен Стиль»
Самвел Григорян о двух профессиональных моделях лекарственной розницы
Российское аптечное многообразие порой напоминает судоходное движение в уютной, но тесноватой венецианской лагуне. Изящно балансирующие гондолы, стремительно скользящие катера, «приземистые» пузатые вапоретто... и среди всего этого идущие на буксире грандиозные океанские лайнеры высотой с Дворец дожей. «Лагуну» отечественного фармритейла облюбовали разветвленные мультирегиональные аптечные сети, их региональные сетевые соперницы и, наконец, небольшие предприятия, состоящие из одного либо двух-трех объектов.

В других национальных экономиках структура аптечного звена фармацевтической отрасли может быть аналогичной, а может и отличаться. В некоторых странах действуют законодательные ограничения, препятствующие появлению и развитию сетей. В частности, это достигается путем регулирования права собственности (об этом ниже). Лицензионные требования ко всем аптекам, конечно же, одинаковы, вне зависимости от того, являются ли они частью сетевой структуры или нет. Тем не менее есть нечто, что отличает многочисленные (в смысле «состоящие из большого числа») аптечные предприятия от единичных — об этом «нечто» и пойдет речь.
Доля «единичек»
Но прежде немного статистики. Согласно сведениям, озвученным на конференции «Фармрынок-2014: Точки роста» Юлией Нечаевой, директором отдела стратегических исследований маркетингового агентства DSM Group, участников российского аптечного звена можно разделить на три группы. Доля тех, чей ежемесячный оборот не превышает 1 млн руб. (менее 33 тыс. руб. в день при ежедневном режиме работы) — 21%. Следующую группу составляют аптечные организации с объемом продаж от 1 до 3 млн руб. в месяц (до 100 тыс. руб. в день) — таких 42%. Соответственно, тех, чей ежемесячный оборот превышает 3 млн руб. — 37%.
Очевидно, что третий показатель является индикатором удельного веса средних и крупных аптечных сетей, второй — небольших организаций, состоящих из двух-пяти (или около того) аптек и аптечных пунктов, третий — единичных (одиночных) аптечных предприятий. Таким образом, статистика показывает, что «единички» составляют всего пятую часть фармритейла.
Другие источники также свидетельствуют о последовательном наступлении сетевых сил и шагреневом сокращении мелкого аптечного предпринимательства. Павел Расщупкин, директор по аналитике RNC Pharma, отмечает продолжение процесса консолидации крупного сетевого фармритейла: его суммарная доля в 2012 г. составляла 34,5%, а к концу 2013 г. — уже 36,9%. Согласно последним сведениям упомянутой аналитической компании, по итогам 1 кв. 2014 г. на долю 15 крупнейших аптечных сетей приходилось 20,2% розничного коммерческого фармрынка, тогда как по итогам аналогичного периода прошлого года — 18,5%.
Опыт других развитых стран, не ограничивающих (количественно и качественно) право владения аптечными предприятиями, показывает, что у процесса концентрации российского фармритейла имеются большие резервы и длительные перспективы. По данным американского Института лекарственной информации, две самые многочисленные аптечные сети США — Walgreens и CVS Pharmacy — включают в себя 7941 и 7458 единиц соответственно (2013 г.).
Отечественный сетевой фармритейл пока более сегментирован — количество «точек» крупнейших его участников — «Ригла», A5 Group, «Имплозия» — по информации RNC Pharma на 1 апреля 2014 г., немного превышает одну тысячу (1027, 1019, 1040). Относительно невелика и доля рынка, которую они составляют (разумеется, в коммерческом сегменте и денежном выражении): 2,73%, 1,92% и 1,88% соответственно. У упомянутых лидеров американской фармрозницы эта доля на порядок выше — колеблется между 15% и 20%. Вообще, количество сетевых и несетевых аптек в США соотносилось в декабре 2013 г. приблизительно 2,5:1 (почти 38,3 тыс. первых и около 15,8 тыс. вторых).
Это значит, что российским сетевым лидерам есть куда разогнаться. Андрей Гусев, генеральный директор Аптечной сети «А5», привел Агентству экономической информации «Прайм» следующие данные динамики роста своей компании: в 2013 г. она приросла на 130 аптек, а в текущем году запланировано открытие 200 новых единиц и достижение планки «1,2 тысячи аптечных точек». Другие участники фармритейла также реализовывают амбициозные планы. Многочисленные разрастающиеся гиганты и великаны поменьше всё плотнее загромождают «аптечную лагуну», так что небольшим «суденышкам» уже приходится маневрировать, чтобы сохранить свой «фарватер» в относительной безопасности.
Аптечный бизнес и аптекарская практика
Потребителю по большому счету всё равно, кто его обслуживает, сетевая аптека или одиночная. Он предпочтет того, кто предложит лучшее сочетание цены и качества, включая качество сервиса. Финансовые и организационные возможности сетевиков, казалось бы, дают им решающее преимущество перед «одиночниками». В продовольственном ритейле оно имеет результатом существенную разницу в цене продуктов в гипермаркетах и небольших магазинах.
Однако в аптечной сфере столь заметной разницы не наблюдается: в одних сетях средний уровень цен ниже, чем у одиночных коллег, в других — выше. Объяснением этому «феномену» является отсутствие такого явления, как «гипераптека» (по аналогии с «гипермаркетом»). Каждая аптека, к какой бы огромной сети она ни принадлежала, в итоге несет издержки, сопоставимые с теми, которые имеются у ее несетевых конкуренток, занимающих соразмерные площади.
Но различие между ними, конечно, имеется — оно наблюдается в характере и способе управления, мотивациях аптечного предпринимательства. Периодически появляющиеся информационные сообщения о планах тех или иных сетевиков увеличить число своих объектов на несколько десятков или сотен единиц наводят на мысль, что основной задачей этих организаций (сплошь юридических лиц) является количественное расширение, экспансия, стремление занять большую долю рынка и тем самым увеличить прибыль. Определение «аптечный бизнес» напрашивается в данном случае само.
Небольшие аптечные организации размножаются с трудом либо вовсе не размножаются, раз и навсегда оставаясь в единственном числе. Классический образец их руководителя — владелец, управленец и провизор-организатор в одном лице. Он профессионально не столь отдален от непосредственной работы с потребителями, как директор крупной сетевой структуры, который, кстати, может и не иметь фармацевтического образования. Эта близость первостольного обслуживания, в какой‑то степени участие в нем — в сочетании с руководством аптечным механизмом на месте, а не из отдаленного офиса — позволяет определить характер управления одиночным предприятием как аптекарскую практику (по аналогии с врачебной).
Несетевые участники фармритейла — это не только юридические лица, но и индивидуальные предприниматели, в качестве которых выступают провизоры. Причем чем дальше из столицы в провинцию, тем «ИП-шников» среди аптекарей больше. Таким образом, ключевое отличие несетевой единицы от сетевой состоит в том, что непосредственным заведованием в первом случае занимается, как правило, собственник, а во втором — нанятый управленец.
Наследие Средневековья и «чужое владение»
Соответственно, меры по ограничению или запрету сетевого фармритейла, применяемые в ряде европейских государств, касаются именно прав собственности на аптечные предприятия. Один из принципов регулирования в таких случаях — профессиональная монополия. В Испании, Дании, Франции, Люксембурге, Италии, Словакии, Греции, на Кипре, в некоторых других членах ЕС, владельцем аптеки может быть только фармацевт.
Зарождение этого принципа в большинстве перечисленных стран произошло еще в Средневековье или на заре Нового времени и, конечно, никак не связано с «антисетевой» политикой регуляторов. Специалисту, получившему соответствующее образование и квалификацию, для открытия собственной аптеки необходимо было вступить в один из профессиональных цехов. Они, кстати, успешно лоббировали свои интересы, поскольку имели немалый вес в средневековых европейских городах — в частности, во Флоренции, где к цеху врачей и аптекарей когда‑то принадлежал не только великий Данте, но и последующие правители Флорентийской республики из «лекарственно-медицинского рода» Медичи. Без вступления в такую корпорацию стать собственником аптеки, вести аптекарскую практику было невозможно.
Действующая в перечисленных государствах ЕС профессиональная монополия фармацевтов на владение аптечными предприятиями уходит корнями именно в этот средневековый барьер. «Родом из Средневековья» и принцип «один фармацевт может владеть только одной аптекой» (принцип «1–1»). Он применяется в Италии, Испании, Франции, Венгрии, Финляндии, Люксембурге и т. д. В наше время оба упомянутых принципа приобрели «антисетевой» характер, препятствуя приходу в аптечную сферу предпринимателей, не имеющих фармацевтического образования и нацеленных на быстрый количественный рост объектов фармритейла.
Разумеется, эти барьеры испытывают давление со стороны сторонников дерегуляционных мер, то есть большей свободы предпринимательства в отрасли и разрешения «чужого владения» — дозволения нефармацевтам становиться собственниками аптек. Недавняя законодательная отмена в Германии и Португалии принципа «1–1» — тому свидетельство. Теперь в этих государствах одному человеку разрешено иметь до четырех аптек, причем в Португалии данная норма касается и нефармацевтов (в Германии «чужое владение» запрещено). В балтийских же странах в последнее время наметилась обратная тенденция. В частности, в мае текущего года в Эстонии был принят закон, исключающий из числа собственников аптек компании-фармдистрибьюторы и, таким образом, создающий препоны на пути создания в отрасли вертикально-интегрированных структур.
В тех странах, где нет упомянутых барьеров и ограничений, — России, Великобритании, США, Нидерландах, Швейцарии, Польше, Ирландии, Норвегии, Чехии, Хорватии и т. д. — аптечные сети сформировались и занимают значительную часть фармритейла. Некоторые из этих компаний (Alliance Boots, Celesio, Phoenix Group и др.) носят транснациональный характер, чему немало способствует общее экономическое пространство ЕС.
Аптекарская Россия
Не случись катаклизма 1917 г. и последующей «национализации» всего и вся, вполне возможно, что РФ входила бы в другую группу стран — с профессиональной монополией и, не исключено, ограничением количества объектов в одних «аптекарских руках». Ведь в среде дореволюционных аптекарей, как бы они ни стремились к увеличению прибыли, профессиональные акценты в большинстве случаев не уступали предпринимательским.
Начиная с XVII–XVIII вв. частные аптеки в нашей стране основывались фармспециалистами высшей квалификации и находились в их собственности. По этой причине они чаще всего были именными, фамильными — «Аптека Винникова» и «Аптека Пеля» (Санкт-Петербург), «Аптека А. Дерингер» (Царское Село), «Аптека В. Бартминского» (Пермь), «Аптека Ф. Грахе» (Казань) и др. — хотя было немало и «географических» аптечных названий, связанных, как правило, с названием улицы или района города.
Смена собственника приводила к смене имени аптеки, ее вывески — так смоленская «Аптека Реуттъ» в начале XX в. переименовалась в «Аптеку Дорманъ». В 1832 г. Карл Феррейн купил расположенную на Никольской улице в Москве бывшую аптеку Даниила Гурчина, многократно переходившую в XVIII — начале XIX вв. из рук в руки. Под именем нового владельца к концу века она стала одной из крупнейших и известнейших в мире.
Словом, у аптек российского прошлого имелось собственное «профессиональное лицо». Если бы эти традиции не были прерваны, то, полагаю, и в нынешнее время среди аптечных вывесок преобладали бы именные (фамильные), что являлось бы, как и раньше, предметом гордости владельцев, многие из которых происходили бы из поколений потомственных аптекарей. И тогда фамилии лучших из них были бы на слуху потребителей, жителей той или иной округи и даже всей страны.
«Красная книга» аптекарей
Но случилось так, как случилось — «распалась связь времен», и сейчас, спустя столетие, фамильных вывесок очень немного, «один-два в поле зрения». Пока отечественная аптечная сфера ассоциируется в основном с «нефамильными» названиями своих участников, лидеров и выглядит гораздо менее персонализированной, чем сто лет назад. То же самое можно сказать о фармдистрибьюторах и производителях.
Образ аптекаря настолько стерся из коллективной памяти, что почти не используется даже в брендах аптечных предприятий. Более того, в некоторых случаях его место заняли образы наших коллег — врачей. Речь идет о сетевых (чаще) и несетевых аптеках, работающих под вывесками типа «Доктор...», где вместо многоточия указана вызывающая позитивные ассоциации фантазийная фамилия либо прозвище доброго доктора из известной сказки Корнея Чуковского. Эти бренды, безусловно, хороши, спору нет, но встречали ли вы когда‑нибудь медицинскую клинику под названием «Фармацевт...» либо «Аптекарь...», не говоря уже о «Провизор...». Словом, немного обидно за профессию (шутка с долей правды).
Сложно сказать, в каком направлении пойдут дела дальше: в сторону акцентирования профессиональной, в частности аптекарской индивидуальности, или, наоборот, ее нивелирования. Прошедший в конце апреля текущего года Всероссийский съезд фармацевтических работников запомнился решением, которое способно стимулировать первый из обозначенных трендов. Делегаты форума проголосовали в пользу создания общеотраслевого объединения, членство в котором будет не коллективным, а индивидуальным.
По словам Елены Неволиной, исполнительного директора некоммерческого партнерства «Аптечная гильдия», это будет профессиональная организация физических лиц, провизоров и фармацевтов (подробнее — в интервью с Еленой Неволиной «Окончательное мнение будет за профессией», «Катрен-Стиль Фарма», № 6, 2014). Следовательно, планируется создать не обезличенную ассоциацию, а коллегию имен, профессиональных индивидуальностей. Этот ветер, безусловно, дует в паруса аптекарства. Но, в конце концов, дело не в вывесках и не в именах (это лишь одна и далеко не самая важная грань проблемы), а в том, не придется ли в итоге заносить такое явление, как «провизор-организатор, владелец одной или небольшого количества аптек», в «Красную книгу» нашей профессии. Проще говоря, не установится ли при сохранении нынешней тенденции в коммерческой части фармритейла подавляющее превосходство сетевого сегмента над несетевым, аптечного бизнеса над аптекарской профессиональной практикой.
Такие опасения небеспочвенны, ведь традиции аптекарства, прерванные на семь десятилетий, возрождаются в очень непростых условиях, которые сто-двести лет назад невозможно было представить: наличие сетевых конкурентов-гигантов, а также вертикально-интегрированных холдингов, включающих в себя не только лекарственную розницу, но и дистрибьюцию; большая — по мнению некоторых, даже чрезмерная — плотность аптечного «покрытия» страны, особенно мегаполисов; более высокая цена входа в фармритейл, то есть открытия аптеки; избыточный, порой на грани неподъемного, административный пресс. Смогли бы Василий Пель и Карл Феррейн, перенесись они на машине времени, проявить себя, добиться успеха в таких условиях?
Не пенять на бизнес, а взрастить аптекарей
Вопрос соотношения множественных и единичных аптечных организаций актуализировался в последние месяцы вследствие известных заявлений руководителей Минздрава РФ. 21 ноября 2013 г. на заседании Президиума Правительства министр Вероника Скворцова назвала аптечную сеть (в широком смысле) нашей страны «раздутой», озвучив вывод о превышении оптимального количества субъектов фармацевтической деятельности. Тема получила продолжение 28 апреля 2014 г. на Всероссийском съезде фармработников. Выступая на форуме, Елена Максимкина, директор Департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава, допустила возможность квотирования числа аптек.
Пока это еще заявления, и какой из сегментов фармритейла будет больше затронут вероятными ограничительными мерами, сказать трудно. Можно ли, например, следующие слова министра — «создание крупных аптечных сетей способствует возникновению ряда проблем для развития конкурентной среды» — расценивать как намек на то, что квотирование коснется в первую очередь сетевиков, и что «одиночники» могут на сей счет не беспокоиться?
Рискну предположить, что основная проблема несетевого сегмента российской лекарственной розницы заключается всё же не в конкуренции с аптечными гигантами и великанами, а в пресловутом человеческом факторе. Нашему фармритейлу не хватает не только исполнителей-первостольников, но и инициативных предпринимателей-аптекарей, готовых и способных создать с нуля новую аптечную единицу, чтобы она стала делом их жизни. В первую очередь потому, что нет среды — социальной, общественной, деловой (в плане самоощущения предпринимательства), — в которой такие профессионалы могли бы появиться в оптимальных количествах.
Российские аптечные сети организовались спустя несколько лет после того, как в начале 1990‑х гг. появились первые частные аптеки. Многие проблемы отрасли — от кадровых до упадка экстемпорального производства — связывают с тем, что в ней образовался крен в сторону бизнеса. Но «сетевики» заняли ниши, на которые у «одиночников» не хватило человеческих, профессиональных, финансовых ресурсов и управленческих навыков. Значит, продуктивнее не пенять на бизнес, а взрастить аптекарей.
Российские аптечные сети организовались спустя несколько лет после того, как в начале 1990‑х гг. появились первые частные аптеки. Многие проблемы отрасли — от кадровых до упадка экстемпорального производства — связывают с тем, что в ней образовался крен в сторону бизнеса. Но «сетевики» заняли и продолжают занимать те пространства и ниши, которые не освоены аптекарями, на которые у «одиночников» не хватило человеческих, профессиональных, финансовых ресурсов и управленческих навыков.
Значит, продуктивнее не пенять на бизнес, а взрастить аптекарей, точнее, создать благоприятные условия для того, чтобы это произошло. Это задача не столько отраслевого, сколько социального, общественного характера, ведь самостоятельных, деятельных и успешных провизоров-организаторов в «оазисе отрасли» не создашь и в пробирке не синтезируешь (тема настолько многоплановая, что заслуживает отдельного разговора). Если регулятор отмечает отдельные негативные последствия разрастания крупных сетей, то что делается или предполагается делать для стимулирования аптекарства? Как говорил великий классик «Вильям наш Шекспир», «вот в чем вопрос».
www.katrenstyle.ru
Благотворительный фонд «Катрен» презентовал новый сайт
Начало 2018‑го года для Корпоративного благотворительного фонда (КБФ) «Катрен» ознаменовалось запуском нового сайта. Увидеть и оценить его можно по адресу: www.blagokatren.ru.
Директор КБФ Инна Прохорова: «В оформлении сайта мы постарались уйти от стереотипа, что благотворительность — это „ахи-вздохи“. Для нас благотворительность — важная часть жизни современного человека: интересная, разнообразная, насыщенная эмоциями и красками. Таким предстает наш сайт перед пользователями, среди них не только наши постоянные читатели, но и новые знакомые, которые только открывают для себя тему благотворительности и семейного устройства детей-сирот».
Благотворительный фонд «Катрен» в этом году отмечает 15‑летие. Вся его история нашла отражение в разделах сайта, посвященных конкретным программам и проектам.
Мы открыто говорим с пользователями о социальном самочувствии общества, его самых незащищенных группах, о проблемах, которые требуют решения, об участии в этом процессе социально ответственного бизнеса и некоммерческих организаций, рассказываем о том, что конкретно делает наш фонд и как любой гражданин России может лично поучаствовать в деле благотворительности. всегда был не просто благотворительной организацией, реализующей ряд социальных проектов, направленных на помощь детям-сиротам и замещающим семьям, но и позиционировал себя как помощник, дающий возможность любому человеку, организации, партнеру по бизнесу и т. д. поучаствовать в благотворительной деятельности через волонтерскую деятельность или пожертвование.
Сегодня сделать пожертвование на конкретный проект Корпоративного благотворительного фонда «Катрен» можно прямо на главной странице сайта. Репутация фонда, его богатая история и открытость в освещении своей деятельности — гарантия того, что даже самый скромный взнос непременно дойдет до адресата и послужит доброму делу.
Отдельный раздел сайта — журнал «Дети дома» (www.detidoma.online), до недавнего времени выходивший в печатном виде тиражом 150 000 экземпляров и совершенно бесплатно распространявшийся на всей территории РФ. С этого года журнал перешел в электронный формат, не потеряв свои сильные стороны и приобретя еще более широкую читательскую аудиторию.
Отвечая на просьбы наших партнеров в лице органов опеки, школ приемных родителей, сообществ замещающих семей, использующих публикации «Дети дома» в подготовке кандидатов в усыновители и опекуны, мы в удобном виде расположили весь архив материалов, так что скачать заинтересовавший текст можно без труда. Ориентироваться в архиве помогают разделы, а также возможности не только хронологического поиска, но и поиска по рубрикам.
Сайт Корпоративного благотворительного фонда «Катрен» — это его рабочий инструмент. Наши главные принципы: неравнодушие, открытость, точность и оперативность. Мы стараемся ежедневно обновлять информацию на сайте фонда, успевая за всеми главными событиями в социальной жизни общества и продвигая идею благотворительности в массы. Наш девиз — вместе мы можем больше!».
www.katrenstyle.ru










