Методическая разработка "Папка классного руководителя". Журнал классного руководителя в колледже
Роль классного руководителя в становлении и формировании учебной группы колледжа
Истинные преподаватели — это те, которые живут, работают, борются и успевают, веря в идеальные ценности своей работы. Под влиянием любви и симпатии они забывают самих себя и живут ради детей, счастливые души которых вверены их любящим рукам. И в каждом уроке, в каждом слове, в каждом взгляде они выражают то свое воодушевление идеалом, которое придает смысл их трудному призванию.
Мы все родом из детства, юношества, а значит и из студенчества. Вспоминая это, каждый взрослый человек часто воспроизводит события, связанные с его жизнью в студенческие годы. Добрая память остается о том преподавателе, с которым были радостные минуты общения, который помогал в решении проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего — это классный руководитель учебной группы. Он действительно ближе всех стоит к учащемуся в педагогическом коллективе колледжа. Проблемы здоровья, поведения, учебы, взаимоотношений с однокурсниками, преподавателями-предметниками, организация досуга учащихся и многое другое являются сферами заботы классного руководителя колледжа. Поэтому можно сказать, что он — одна из ключевых фигур в процессе развития и саморазвития учащегося, становления его мировоззрения.
Те, кто сегодня работает в средних профессиональных учебных заведениях, прекрасно понимают, что прежде всего самые большие затраты — психологические и физические — ложатся на классного руководителя. Мы все хорошо знаем предмет, и для нас не составляет труда провести урок, но эмоциональные составляющие жизни в группе надо прочувствовать. Те, кто сегодня отказываются от классного руководства, понимают, какой большой объем работы выполняют классные руководители.
Сфера формирования учебной группы — это, прежде всего, мир активного межличностного взаимообмена, коммуникации, где каждый учащийся обладает не только своим «пространством общения», но и четко обозначенным полем притяжения и отталкивания. Какую роль играют в нем социально-личностные и характерологические свойства классного руководителя, едва ли не главного действующего лица из тех, кому общество вверяет духовное, нравственное, эстетическое, физическое развитие молодого поколения? На это мы решили обратить внимание и выяснить мнение, как преподавателей, так и учащихся колледжа.
Какие же черты должны быть присущи классному руководителю как профессионалу, способствующему успешной социализации молодежи в стенах нашего колледжа (особенно, когда у некоторой части уже отбито всяческое желание контактировать с классными руководителями за годы обучения в школе!). Но прежде чем обратиться к научной формулировке этих черт, можно провести в коллективе анкету:
1. Каким должен быть классный руководитель?
2. Какие требования сейчас предъявляются временем и обществом к современному классному руководителю?
3. Чего вам не хватает, чтобы стать «эффективным» классным руководителем?
4. Кого из коллег вы могли бы назвать успешным классным руководителем и почему?
5. Как выглядит «неэффективный» классный руководитель?
6. С чем нужно бороться нашим классным руководителям, чтобы учащиеся ощущали себя рядом с ним «комфортно»?
Классный руководитель по мнению наших преподавателей должен быть «умным, добрым, исполнительным, грамотным, творческим, воспитанным, коммуникабельным, авторитетным для коллег и учащихся, знающий свое дело в совершенстве, ответственным, гуманным, честным, всесторонне развитой личностью, хорошим психологом».
Среди требований, предъявляемых временем и обществом, названы «мобильность и универсальность, профессионализм, гибкость мышления, стремление к постоянному обновлению, принципиальность, ответственность, работоспособность, энергичность, всесторонняя развитость, умение использовать новые технологии, учитывать передовой опыт новаторов».
Чтобы стать эффективным классным руководителем нашим педагогам не хватает исполнительской дисциплины, настойчивости, решительности, опыта, профессиональных знаний, «сдержанности, когда сталкиваются с негативными поступками учащихся», систематичности, последовательности в жизни и работе.
В числе успешных классных руководителей могут быть названы десятки классных руководителей, которые, по словам преподавателей отдаются делу полностью, целиком, не считаясь со временем, знают «чем дышит и живет» каждый учащийся группы.
Черты «неэффективного» классного руководителя определены следующим образом: «необязательность, ленивость, нет системы в работе, несдержанность, неуважение к учащимся, отсутствие творческого подхода, грубость, черствость, незаинтересованность в результатах труда, отсутствие контакта с учащимися и, соответственно, отдачи от них, некомпетентность, работа по — старинке, те кто рассматривает классное руководство как наказание».
И, наконец, бороться классным руководителям необходимо «с утратой ощущения чувства молодости души, с авторитарным отношением к учащимся, занудством и педантичностью, эгоизмом, проявлением эмоций, самовлюбленностью, с предвзятым мнением, стараться понимать учащихся с точки зрения настоящего времени, их горести и радости, жить интересами детей».
Мнение учащихся. Учащимся было предложено ответить на следующие вопросы:
1. Каким должен быть классный руководитель?
2. Чего не хватает вашему классному руководителю, чтобы стать лучше?
3. Кого вы считаете «успешным классным руководителем»?
4. Как выглядит «неэффективный» классный руководитель и есть ли такие в нашем колледже?
5. Что для вас значит ваша группа?
В первую очередь наши учащиеся хотят видеть классного руководителя умным, понимающим, добрым, отзывчивым, сдержанным, вежливым, спокойным, честным, активным, умеющим понять и помочь, справедливым, не выделяющим любимчиков, в меру строгим, внимательным, собранным. Было и такое мнение, что если колледж это второй дом, то и классный руководитель должен быть второй матерью.
А вот что считает по этому поводу педагогическая наука. Подлинные профессионалы своего дела культивируют теплые, эмоционально окрашенные взаимоотношения с учащимися, искренне симпатизируя им и тонко воспринимая их непосредственные нужды. При любых, даже самых неблагоприятных обстоятельствах они владеют ситуацией, умея с помощью юмора, добродушной шутки разрядить обстановку, грозящую неприятными последствиями. Профессиональный классный руководитель всегда последователен в своих требованиях, справедлив, относится к учащимся уважительно и ровно.
Для классного руководителя всегда важна внутренняя психологическая сторона дела, вначале он пытается понять точку зрения учащегося, а затем уже действовать на основе этого понимания, группа и ее реакция является для него более значимыми, чем вещи и формальные ситуации, он доверяет учащемся и считает их способными решать — причем вполне адекватно — свои жизненные проблемы, ожидает от них проявления дружелюбия, а не враждебности, учащийся для него всегда личность, обладающая достоинством. Т. е. классный руководитель должен воспринимать группу и их поведение исходя из общей благожелательной установки. Классным руководителем учащиеся должны оцениваться скорее как способные, чем неспособные, дружелюбные, чем недружелюбные, достойные уважения, чем не заслуживающие его, более склонные сотрудничать, чем «ставить палки в колеса», и наконец, он видит в учащихся людей, на которых можно положиться.
Установлено, что «хорошими» считаются классные руководители, обладающие эмоциональной стабильностью, личной зрелостью и социальной ответственностью. Поэтому выделяют следующие личностные качества, необходимые для эффективной работы:
1. стремление к максимальной гибкости
2. способность понимать чувства других, готовность сочувственно откликнуться на их непосредственные нужды
3. умение придать личностную окраску воспитанию группы
4. установка на создание позитивных стимулов для само восприятия учащихся
5. владение стилем неформального, теплого общения с учащимися
6. эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.
Колледжу в буквальном смысле противопоказаны равнодушные и — на что особенно важно обратить внимание — язвительные преподаватели, склонные к насмешкам над другими людьми, нарушающие чувство безопасности у учащихся в группе. Они не только не способствуют процессу усвоения знаний учащимися, но, напротив, вызывают резко негативный эффект с точки зрения объема и качества приобретаемых знаний. Такие педагоги подрывают потенциальное желание учиться т. е. мотивацию учащихся, сковывают их творческие силы и возможности, отрицательно влияют на самоуважение учащихся. При большом числе таких классных руководителей с подобной личностной направленностью в педагогическом коллективе колледж едва ли может успешно выполнять свою миссию формирования морально полноценной, духовно развитой личности.
Таким образом, коллективный портрет «эффективных классных руководителей» выглядит следующим образом: это исключительно позитивно настроенные, энергичные люди, с гораздо большим запасом энтузиазма в работе, чем у коллег в среднем. Ответственное отношение к работе с группой сочетается у таких педагогов с верой в способности своих учащихся. Безусловно позитивное отношение ко всем учащимся генерирует познавательный процесс у молодежи, а это, в свою очередь, служит необходимым психологическим подкреплением для педагогов. «Этот цикл повышенных ожиданий, достигнутого успеха, вознаграждения и дальнейшей мотивации выступает как ключевой фактор, удерживающий высококвалифицированных преподавателей в колледже».
Совершенно очевидно, что определенные внутренние присущие личности особенности и органические черты характера могут давать явное преимущество некоторым преподавателям по сравнению с другими, однако в рамках профессии педагога большинство людей могут научиться «действовать эффективно». Важнейшим показателем высококвалифицированной педагогической работы остается стремление или желание быть хорошим преподавателем. В конечном счете, профессиональный успех предопределяется самой личностью.
«Эффективные классные руководители» есть в каждом учебном заведении. Именно они живут, работают, борются и успевают, вкладывая в каждого учащегося частичку своей души. К таким классным руководителям приходят еще «трудные», не поддающиеся на контакт учащиеся, которые, как правило, поступили в колледж не по своей инициативе. Благодаря благоприятному климату, который создан в группе этими классными руководителями, выпускаются целеустремленные, уверенные в себе, уже «взрослые люди».
Есть и молодые преподаватели, которые часто ошибаются, но учатся на своих ошибках, их любят учащиеся и пытаются быть на них похожими, их боятся и обожают одновременно, но в итоге вместе они добиваются конечной цели — это создание одного единого коллектива.
В конце учебного года мы в качестве рефлексии попросили учащихся своих групп продолжить высказывание: «Чтобы я сделал, если бы был классным руководителем». Они довольно серьезно отнеслись к предложенному вопросу, высказали много интересных идей, которые будут непременно в плане воспитательной работы на следующий год, некоторые даже написали, что отказались бы, так как это очень трудно, работать с современной молодежью, то есть они понимают, как непросто быть воспитателем.
Таким образом классным руководителям необходимо Разумно сочетать роль воспитателя с естественным стремлением учащихся к самостоятельности, независимости, желанием проявить свою инициативу и самодеятельность. Не подавлять, а умело направлять активность учащихся, не командовать, а сотрудничать с ними.
Литература:
- Абрамова Г. С. Возрастная психология: учеб. пособие для вузов. — М.: Академия: Раритет, 1997. — 702 с.
- Винниченко Н. Л. Педагогические аспекты воспитательной деятельности куратора: учеб.-метод. пособие. — Томск: Изд-во ТПУ, 2007. — 64 с.
Основные термины (генерируются автоматически): классный руководитель, учащийся, руководитель, группа, колледж, преподаватель, развитая личность, работа, классное руководство, учебная группа.
moluch.ru
«Саранский медицинский колледж» — Классному руководителю
Список групп на летние отработки 2017-18 учебного года
График дежурств
Паспорт группы
Личная карточка студента
Итоги успеваемости и посещаемости
Ведомость учета учебных часов, пропущенных студентами
Трудоустройство выпускников
Тематика классных часов
План проведения тематических месячников
Тематика Дней профилактики
Как эффективно общаться в коллективе
Депрессивные состояния
Основные принципы построения беседы с ребенком, находящимся в кризисном (тяжелом эмоциональном) состоянии
Презентация к родительскому собранию «Профилактика интернет-рисков и угроз жизни детей и подростков»
Методическое пособие "ИГИЛ - угроза человечеству. почему необходимо уничтожать терроризм."
Учебно-методический журнал "Профилактика зависимостей"
Методическое пособие "Предотвращение насилия в образовательных учреждениях"
Методическое пособие "Школа без насилия"
Проект "Трезвый город"
Методические рекомендации по проведению родительского собрания с единой повесткой дня «Человеческая жизнь как высшая социальная ценность»
Заповеди хорошего преподавателя
Важные качества, необходимые классному руководителю для общения с обучающимися
Технологии разрешения классным руководителем проблем, возникающих в учебной группе
Как сдать сессию без стресса?
Методические рекомендации по организации и проведению единого урока по правам человека в 2017 году
Методические рекомендации, приуроченные к Всемирному Дню борьбы со Спидом - Ссылка №1 Ссылка № 2
Методические рекомендации «Знание – ответственность - здоровье»
Почетная книга "Горячее сердце"
Методические рекомендации по проведению Урока мужества
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ УРОКА МУЖЕСТВА (К 75-Й ГОДОВЩИНЕ РАЗГРОМА НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИХ ВОЙСК ПОД СТАЛИНГРАДОМ)
Уважаемые
классные руководители!
Министерство образования Республики Мордовия
предлагает к использованию интернет-портал http://www.ya-roditel.ru/
для проведения информационно-просветительской и консультативной работы с родителями.
Всероссийский урок «Футбол без дискриминации» интерактивная программа профилактики экстремизма и дискриминирующего поведения, приуроченная к Международному дню борьбы за ликвидацию расовой дискриминации в преддверии Чемпионата мира по футболу FIFA 2018тм.
Учебное пособие "Медиа-информационная грамотность"
Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий по информированию детей и молодежи о профилактике ВИЧ-инфекции (Ссылка 1, Ссылка 2)
Телефон доверия
Методические рекомендации по организации и проведению в 2018 году Всероссийсского урока, посвященного безопасному отдыху в летний период, подготовке детей к летним каникулам, правилам поведения в природной среде, в том числе на воде, а также действия при возникновении или угрозе возникновения ситуаций, включая утопления; ожоги; падения с высоты; отравления; поражения электрических током; дорожно-транспортный травматизм; роллинговый травматизм; селфи-риски; зацепинг и т.д.
Интерактивное пособие для проведения открытых мероприятий
www.xn--j1acbjm.xn--p1ai
Методическая разработка "Папка классного руководителя"
ГПОУ ТО «Техникум технологий пищевых производств»
ПАПКА
КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
______ группы
_______________________________
Ф.И.О. классного руководителя
_______________________________
2016 - 2017 учебный год
Содержание папки:
1. данные о студентах
1.1. Список обучающихся группы
1.2. Психолого-педагогическая характеристика учебной группы
1.3. Социальный паспорт группы
2. ПЛАНОВО-ОТЧЕТНАЯ документация
2.1. План воспитательной работы
2.2. Участие студентов в конкурсах и внешних мероприятиях
2.3. Учет участия в общетехникумовых мероприятиях
2.4. Отчет годовой
2.5. Образец протокола родительского собрания
3.Индивидуальный контроль особых категорий студентов
3.1. КАРТА индивидуального социально-психологического сопровождения обучающегося, состоящего на учёте в ПДН, КДН и ЗП, внутритехникумовском контроле, находящегося в ТЖС и СОП (обязательно при наличии в группе обучающихся указанных категорий).
3.2. Акт обследования жилищно-бытовых условий учащегося.
3.3. Программа сопровождения
3.4. Представление о постановке на внутритехникумовский учет.
3.5.Представление о снятии с внутритехникумовского учета.
1. Данные о студентах
1.1. Список обучающихся группы и их родителей с адресами и телефонами
1.2. Психолого-педагогическая характеристика учебной группы
|
|
| 3.1. Деление учебной группы на микрогруппы (количество, состав, взаимоотношения) |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3.2 Лидеры группы (количество, направленность) |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3.3. Обучающиеся с высоким статусом в группе |
|
|
|
|
|
|
| 3.4. Обучающиеся, не принятые группой (причины) |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4. Успешность освоения обучающимися образовательной программы и профессиональной подготовки (количество, Ф.И. обучающихся по уровню успеваемости) |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5. Состояние здоровья обучающихся группы (заполняется совместно с медработником техникума) |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6. Участие обучающихся в занятиях физической культурой и спортом (заполняется совместно с руководителем физвоспитания техникума) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7. Включение обучающихся в дополнительные образовательные программы |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8. Характеристики семей обучающихся учебной группы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9. Отношения обучающихся группы с родителями, участие родителей в учебной жизни |
|
|
|
|
|
|
1.3. Социальный паспорт группы
Ф.И.О. классного руководителя:_____________________________________
- В группе____________человек
- На 1 сентября: человек
- Выбыли человек, Ф. И. О.
- Состоящие на внутритехникумовском учете (Ф.И. О.)
- Состоящие на учете в ПДН, КДН и ЗП (Ф.И.О.)
- В группе мальчиков_________, девочек_________
Неполные семьи.
Ф.И.О., место работы родителяФ.И.О ребенка (полностью)
Дата рождения
Домашний
адрес
Примечание
Неблагополучные семьи
Малообеспеченные семьи(подтверждённые документально)
Домашний адресДети-сироты (под опекой)
Ф.И.О. опекунаМесто работы опекуна, контактные данные
Дети «группы риска» (требующие повышенного внимания)
Дети-инвалиды2. ПЛАНОВО-ОТЧЕТНАЯ документация
2.1. План воспитательной работы
2.2. Участие студентов в конкурсах и внешних мероприятиях
infourok.ru








