Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Духовно-нравственное образование в Новогрудской епархии. Журнал колыбель новогрудская епархия


Святая Русь – колыбель трех народов: Новогрудская епархия

Святая Русь – колыбель трех народов

• познакомить с историей Святой Руси,  дать понятие, что «Святая Русь» – это, прежде всего, люди,  хранящие веру Православную;

• развивать интерес к истории Православия;

• воспитывать патриотизм, любовь к Родине и верность православной вере.

Сегодня на уроке мы будем говорить о Святой Руси. Но чтобы понять, что такое Святая Русь, нам надо выяснить для себя, что есть «святое».

На нашей планете есть земля, которую люди  называют – Святой землей.

— Как вы думаете, какую землю называют Святой?

(рассуждения Святая Земля – Земля Обетованная, которая была обещана Богом Аврааму и его потомкам. Демонстрация файла «Святая Земля»)

Здесь жил израильский народ. Именно на этой земле родился Иисус Христос - Сын Божий. Здесь Он жил,   по ней ходил, учил людей.  На этой же земле Он  принял Крестную Смерть. Эта Земля освящена Его Кровью, пролитой на Кресте во имя спасения людей.

Итак, почему Израиль называют Святой Землей? (ответы детей)       

— Что еще мы можем назвать словом «святой»?

 Святой – преисполненный святостью, божественный, обладающий Божественной благодатью. Святость Православие рассматривает как самую высшую ступень духовного развития человека.

— Кого мы называем святыми? (рассуждения детей)

Святой — значит Божий. Святые – это люди, своей жизнью угодившие Господу, жившие по христианским заповедям. Это люди, которых церковь и верующие особенно чтят за их стойкость в вере, бескорыстие, стремление преодолеть греховность. Считается, что такие люди достигли «прямого» соединения с Богом.

— Когда жили святые?

    — Кем они были?

— Как называется история жизни святого?

    — Чему учил христиан пример жизни святых людей?

(рассуждения учащихся)

Вы, наверное, слышали  выражение «Святая Русь».  Как вы думаете, почему так говорят? (рассуждения учащихся)

    Святая Земля была избрана Богом для того, чтобы принять Иисуса Христа, а Святая Русь избрана для того, чтобы принять и хранить великую святыню - веру Православную.

    В одной из стихир  (на доске объяснение слова: «Стихира - краткое церковное песнопение»)  поется: «…Святая Русь, храни веру Православную, в ней же тебе утверждение».

Святая Русь – это обязательно Русь Православная.

Какую же землю, какую территорию мы понимаем под Святой Русью? 

На доске записана цитата: 

Как нельзя разделить Пресвятую Троицу: Отца и Сына и Святого Духа – это Един Бог,

так нельзя разделить Россию, Украину и Белоруссию. Это вместе Святая Русь. Знайте, помните и не забывайте…

                    Святой Лаврентий Черниговский

Россия, Беларусь и Украина вместе составляют единую Святую Русь.

Само слово «русь» сначала было названием народа. Государство же, согласно древнерусским летописям, называлось Русия, или Словенорусия. Со временем «Русь» заменила эти названия, превратившись в наименование государства.

Чтобы убедиться, что три этих народа в древние времена жили в едином государстве, достаточно заглянуть в любую древнерусскую летопись, будь то киевская, новгородская, полоцкая, галицкая или любая другая. 

Вот наглядный пример: во всех летописях, описывающих историю Руси X века, говорится, что в конце этого столетия князь Владимир Святославич, которого ещё называют Владимиром Крестителем или Владимиром Великим, разделил Русь на княжества: Киевское, Новгородское, Полоцкое, Туровское, Ростовское, Древлянское (ныне Житомирская область), Тмутараканское (Северный Кавказ), Муромское, Псковское, Волынское, Смоленское и Владимирское. Таким образом, в составе Древней Руси находились исконные земли Украины (Киевское, Волынское и Древлянское княжества), Беларуси (княжества Полоцкое и Туровское) и России (княжества Владимирское, Новгородское, Псковское, Муромское, Смоленское, Ростовское и Тмутараканское). 

Итак, мы с вами узнали, что святая Русь – это три государства – Россия, Беларусь и Украина.

Святая Русь – Русь православная. 

Святая Русь –  это конкретные люди, которые стремятся исполнять заповеди Господни и готовы на любые испытания ради исповедания Православия.

На Руси  воссияло  много  угодников  Божиих.

— Кого мы называем угодником Божиим? 

(Угодник Божий – человек, угодивший Богу святой, непорочной жизнью).

Святые угодники Божии своей чистой и непорочной жизнью освятили каждую пядь русской земли

 — Как вы думаете, сколько всего святых? (Предположения детей) 

В акафисте (акафист – хвалебная песнь)  Всем Святым (т.е. святым всего мира) они уподобляются звёздам небесным. Как количество звёзд ведомо только Богу, так и количество всех святых знает только Господь, сосчитать их невозможно, т.к. не все угодившие Богу явлены людям, т.е не обо всех мы с вами знаем. 

Но Церковь знает и помнит имена многих и многих святых. В церковном календаре каждый день ознаменован памятью Святых угодников Божиих, которые поминаются на церковных службах.

— Как вы думаете, только ли людей, достигших святости,  можно отнести к Святой Руси? (Предположения детей)

Конечно, нет. Святая Русь – это, прежде всего, люди, хранящие православную веру. Русь   называли Святой, потому что наибольшая часть её народа – от детей до глубоких стариков и от царя до последнего бедняка – старались в меру сил жить благочестиво и праведно, т. е. соблюдая Заповеди Божии, придерживаясь православных обычаев. Согрешив, люди  искреннее каялись.

Но святой может быть не только земля или человек.

— Подумайте, что ещё на земле может быть святым, т.е. посвященным Богу? (Предположения детей).

В первую очередь, это, конечно, Священное Писание.

Святой апостол Павел называет Священное Писание боговдохновенным, тем самым не давая людям власти самовольно изменять (искажать) живое слово Божие.

— Как понимаете слово «Боговдохновенное»?  Какие два слова мы здесь слышим? (Бог и вдох или вдохнуть).

Библия написана по вдохновению свыше, благодатным дыханием Бога-Духа Святого через пророков. Чтобы это понять, давайте представим ситуацию: допустим, кто-то попросил вас помочь написать письмо. Он вам диктует, а вы пишите. 

— Кто автор письма: вы или тот человек? (Тот человек, потому что в письме выражены его мысли).

Так и Библия: писали пророки, но Автор – Господь.

Было время, когда русский народ очень хорошо знал Священное Писание.

— Как вы думаете, откуда, народ, среди которого было немало безграмотных людей, хорошо знал Библию? (Предположения детей).

Во-первых, на Руси обязательно посещались Богослужения в воскресные и праздничные дни, во время которых читается Священное Писание. 

Во – вторых, в семьях по вечерам было принято читать Библию: вся семья собиралась за столом и глава семьи - отец (или кто-то грамотный) читал главы из Священного Писания.

Итак, что же такое Святая Русь? Что к ней относится? (рассуждения детей)

 Это Священное Писание. После крещения Руси, на землю русскую пришло Слово Божие, которое заключено в Библии.

Это святые угодники Божии, которые светом святой православной веры озаряли все вокруг.

Это святая православная вера, живущая в сердцах трех славянских народов – русских, белорусов, украинцев.

Подведение итогов занятия

— Когда мы говорим о Святой Руси, какие страны мы имеем в виду?

— Почему Русь называют святой?

—Что мы должны делать, чтобы сохранить Святую Русь? 

Мы должны хранить свою святую православную веру. Что значит хранить? Это жить по заповедям, данным нам Господом, это знать и почитать святых угодников Божиих, это любить свое православное Отечество и быть готовым защитить его в любой момент. А еще наш долг – долг трех братских народов: России, Беларуси и Украины –  жить в мире и дружбе. Мы словно родные, а между родными не должно быть ссор и недопонимания.

(демонстрация клипа «Святая Русь»)

www.eparhia.by

Духовно-нравственное образование в Новогрудской епархии: Новогрудская епархия

  Господь рядом, если человек стремится к делам добра, милосердия и любви. Но под особым Божиим покровом тот, кто избирает путь служения Ему на монастырской или церковной ниве, стремится к внутреннему совершенству. Никто из слонимчан не мог и подумать, что на месте воинской части, расположенной по улице Виленской, возникнет Духовное училище в честь святой праведной девы, княжны Иулиании Ольшанской. 

  Княжна Иулиания явилась славной отраслью древнего рода удельных князей Домбровицких-Ольшанских, известного с конца XI столетия, потомков князя Глеба Юрьевича, правнука Святополка-Михаила, участвовавшего в битве 1184 года, когда был разбит хан Кончак.  В XV веке Волынские земли вошли в состав Великого княжества Литовского, и из рода Домбровицких отделилась ветвь Ольшанских князей. Доблестные в ратях князья Ольшанские делали щедрые пожертвования в Киево-Печерский монастырь, с насельниками которого поддерживали и тесные духовные связи. Своих наследников князья воспитывали в благочестии и милосердии, чтении святых книг и послушании.  Княжна Иулиания кроме многих духовных добродетелей отличалась любовью к книжной науке, уважением к иерейскому чину и нищелюбием. Однако ей не суждено было долголетие: в шестнадцатилетнем возрасте княжна скончалась и была погребена в ограде Киево-Печерской обители, “вблизи церкви святой великой каменной Печерской Успения Пресвятой Богородицы”, о величии которой она особенно заботилась.  Как известно, день памяти святой праведной Иулиании отнесен к празднику обретения ее святых мощей. Удивительна их история.  …Архимандритом Киево-Печерского монастыря с 1599 по 1624 годы был Елисей Плетенецкий. В его бытность готовя однажды могилу для некоей почившей девы, копатели наткнулись на честные мощи богоугодной княжны Иулиании, почивающие в нетлении. Она была как живая, спящая в прекрасном облачении: “… на шее имела гривны золотые, на голове же венец девичий золотой с бисерами, серьги также золотые с бисером большим и камнями дорогими”.  Святые эти мощи были положены в церкви Печерской. Прошло немного времени. И вот архимандриту Печерскому Петре Могиле явилась в чудесном видении эта святая, обличая за небрежение ее честных мощей и за маловерие к ним (по своем обретении мощи были оставлены в храме без должного украшения и почитания).  Немедленно была сделана новая рака, в которую были переложены святые мощи святой праведной княжны Иулиании, был созван весь освященный собор и архипастырь Киевский, облаченный в святительские одежды, совершил праздничное моление, с благодарением Господу, Пресвятой Богородице и преподобным отцам Печерским за явление честных мощей святой девственницы.  С тех пор мощи эти оказывают помощь всякому, кто с благоговением и верой притекает к ним.  В тропаре поется: “девства добротами преочищена и целомудрия цветами венчавшися… явилася… миру в нетлении телеси… источник исцелений и даров духовных подавая…”.А целомудрия, духовно-нравственной чистоты так не хватает сегодня молодому поколению. Многие легко поддаются пропаганде разврата, стремятся к легкой жизни, пагубным увлечениям наркотиками, спиртным.  Создание духовного учебного заведения наместник Жировицкого Свято-Успенского монастыря, епископ Новогрудский и Лидский Гурий, заботясь о духовно-нравственном воспитании молодежи, счел делом очень нужным.А стремящихся жить в духовной чистоте, послужить Богу было немало.  При Жировицком монастыре существовало сестричество. Сестры несли послушания, молились на богослужениях, при этом некоторые учились на заочном отделении Свято-Тихоновского богословского института: Господь готовил будущих преподавателей. С каждым годом количество желающих послужить Господу в сестричестве увеличивалось.  И вот по молитвам Преосвященнейшего епископа Гурия, ревнующего о святительских трудах, возникло Духовное училище.  Много трудностей и исканий этому предшествовало: найти подходящее место для постройки учебного заведения было не так просто. Со сколькими руководителями организаций, предприятий, колхозов пришлось беседовать, советоваться Владыке Гурию! Сколько молитв было им вознесено ко Господу и Пресвятой Богородице! Матерь Божия, всегда покровительствующая в богоугодных начинаниях, Сама и указала место неподалеку от Жировицкой Своей обители. Насколько это было промыслительно – судите сами!  Расположенный в Слониме ремонтный батальон готовился к передислокации, а территория, на которой находилась воинская часть, как нельзя лучше подходила для размещения Духовного училища. По благословению Митрополита Минского и Слуцкого Филарета были написаны прошения с просьбой о предоставлении места расположения воинской части Новогрудской епархии.  К счастью, в высших органах власти с пониманием отнеслись к проблеме, и в марте 1999 года решением Совета Министров Республики Беларусь воинская база рембата была передана в безвозмездную собственность Новогрудской епархии. Господь знает их имена и воздаст по заслугам за доброе дело.  Большая организаторская работа была проделана экономом епархии Александром Петровичем Путилиным (ныне почившем о Бозе) и его супругой Раисой Викторовной Путилиной. В трудах во славу Божию люди эти не жалели ни сил, ни времени, мужественно преодолевая все трудности.  В августе 1999 года военные покидают место своего расположения, и в этом же месяце был объявлен набор студентов на катехизаторские курсы при Новогрудской епархии, которые через год были преобразованы в Слонимское Духовное училище. Ректор его – Преосвященнейший Владыка Гурий, епископ Новогрудский и Лидский....так начиналось училище.  Старая воинская казарма после основательного ремонта стала местом учебы и жильем для воспитанниц.  Одно из помещений было освящено под храм в честь святого благоверного князя Александра Невского. Появилась домовая церковь. Но это только через пол-года. А пока шел ремонт, преподаватели и воспитанницы посешали богослужения в Свято-Успенской Жировицкой обители. Знакомясь с укладом монастырской жизни, воспитанницы учились все дела совершать с молитвой, несли посильные послушания, духовно крепли под покровом Божией Матери, чудотворная Жировицкая икона Которой во все времена являла и являет чудеса духовных и телесных исцелений.  Воспитанницы училища бережно несли тот духовный багаж, который приобрели, передавая его последующим курсам. Так постепенно стали складываться в училище свои традиции, уклад жизни, нормы поведения.  Большое влияние на жизнь училища оказали монахини, которые прибыли для духовного окормления воспитанниц через год после работы катехизаторских курсов, будущего Духовного училища. Если раньше служба совершалась нерегулярно – по праздникам и выходным дням, то теперь утреннее и вечернее богослужения становятся ежедневными.  Есть такое понятие, как “намоленное место” — им является Жировицкий монастырь: с XIV века возносятся здесь молитвы ко Господу, Пресвятой Богородице, всем Святым.  Слонимское же Духовное училище и основанная монастырская обитель должны были возрождаться духовно на месте ненамоленном. И вот кроме ежедневных богослужений, монашеского правила стала читаться здесь ночная Псалтирь. Нелегкий молитвенный труд взяли на себя монахини, инокини, послушницы, но постепенно его результат стали чувствовать все: молитва, казалось, очищала все вокруг, объединяла сердца в служении Господу, отгоняла нападки злых сил.Работу с воспитанницами начинала и вела на протяжение двух с половиной лет инспектор училища матушка Фотиния (Комарова). Было нелегко все это время: только налаживался быт, из людей, приехавших из разных уголков республики, формировался коллектив.  На 2003-й год Слонимское Духовное училище – третье по счету духовное училище в Беларуси. Воспитанницы на протяжение трех лет обучаются на трех отделениях: катехизаторском, псаломщицком и иконописном, с Божией помощью и своим усердием постигают богословские дисциплины (основное догматическое богословие, Священное Писание, литургику, катехизис и т.д.) и осваивают практические навыки по специальности. С 2002 года введена заочная форма обучения.  Учащиеся не только приобретают здесь теоретические, духовные знания, но и стремятся поддерживать чистоту и порядок в учебном, жилом корпусах, помогают работать в трапезной, на приусадебном участке, желающие приобретают навыки швейного мастерства. А перед праздниками сколько разных красивых сувениров изготавливается руками воспитанниц! Кроме того учащиеся несут в домовом храме клиросное послушание, все приобщаются к церковному пению.  Воспитанницы, занимающиеся на катехизаторском отделении, приглашаются в средние школы города Слонима, на предприятия и в организации для проведения вечеров на знаменательные праздники – Рождество Христово, Пасху, день Матери (Покров Пресвятой Богородицы) и другие. Посещают они вместе со священнослужителями и городские больницы, принося духовное утешение болящим, помогая им в различных бытовых нуждах.  После трехлетнего обучения воспитанницы год проходят практику при храмах Новогрудской епархии. Это хорошая возможность проверки знаний, приобретения опыта работы, общения с людьми. 

www.eparhia.by

Театрализованный Рождественский праздник «Пять добрых дел»: Новогрудская епархия

НОВОГРУДСКАЯ ЕПАРХИЯ

Театрализованный Рождественский праздник «Пять добрых дел» 

Ведущая: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости! Вот и наступило Рождество Христово — самый светлый и добрый праздник на земле! На улице – бело и снежно, а в душе чисто и радостно: это Сам Богомладенец Христос касается наших сердец.  

Звучит тропарь Рождества. Выходят дети и читают стихи.

чтец: Засветился небосвод,

И снежинок хоровод

Закружился…Тут же звон:

Рождество!.. Динь-дон! Динь-дон!

Это колокол небесный,

C светлой силою чудесной,

До сердец доносит весть:

Веруй, что Спаситель есть!

2 чтец: (держит в руках колокольчик)

Серебристый колокольчик Рождества.

Он звенит, звенит до самого утра.

Слышен звон его повсюду, далеко.

Это значит снова радость — Рождество!

3 чтец: Мама елку украшает,

Зреют в печке пироги.

Скоро свечки засверкают

Под звездою из фольги!

Снег пушинками кружится

У окошка моего.

Будем вместе веселиться:

Елка! Праздник! Рождество!

Вот и скатерть на столе, нынче праздник на земле!

Тот, который нам сияет даже в самой снежной мгле!

Нынче вся земля светла и звенят колокола!

И молитва тихо льётся и Христу звучит хвала!

Звучит песня «Рождество Христово».

5 чтец: Чудесный день! Природы торжество!

Под свет звезды приходит Рождество!

Приходит в каждый дом, и каждый раз,

Как лучик солнца радостный  для нас.

Я в этот день тихонечко проснусь,

Молитву прочитаю, улыбнусь.

Ведь это не простое торжество,

Впущу я в дом и в сердце Рождество! 

6 чтец: В зимнем воздухе кружатся, словно пух, снежинки.

И на землю падают белые пушинки.

Стал всем людям на примете Мальчик Назаретский.

Рождество на целом свете — это праздник детский!

На дворе – снега, сугробы и зима кружится,

Ну а мы сегодня с вами будем веселиться!

К нам, сюда лети, снежинка, белокрылая пушинка!

Расскажи своим подружкам, что сегодня— Рождество!

Выбегают девочки-снежинки.

А что такое Рождество?

Это значит, что на свете появился Божий Сын!

Он пока ещё Младенец, но глаза его лучисты!

А вокруг Него так ясно, а вокруг Него так чисто...

Он лежит в пещере тёмной, Он, как солнышко сияет

и лучи Своей улыбки всем на свете посылает!

Всем, богатым или бедным!

Даже злым и даже вредным!...

Что же мы? Скорей летим! И Младенца посетим!

Девочки-снежинки исполняют танец

Ведущая: Давайте вспомним, ребята, как пришел на землю маленький Христос…

1 Рассказчица:  Чудным образом! …Давным-давно это было. Сидели  как-то пастухи на привале. Ночь. Тишина. Вдруг один из них воскликнул: "Смотрите, смотрите! На небе творится что-то необыкновенное!" Действительно: все небо было залито   блистающим светом, как будто день сошел на землю: это сияла большая   необыкновенно яркая звезда! И вдруг явились Ангелы Божии и возвестили  о Рождестве Младенца Христа.

Знаю я, что этой ночью

Светится всегда

В темном небе в час урочный

Чтобы путники ночные

Теплый дом нашли,

Чтоб волхвы дары святые

Принести смогли.

Льдом и снегом мир сияет

Средь алмазных звёзд.

Нас с небес благословляет

В эту ночь Христос.

Кружат ангелы над нами,

Как пушистый снег.

С Рождеством Христовым сами

Поздравляют всех! 

Дети исполняют песню «…Это Ангелы летят».

Под музыку появляются Ангелы и исполняют танец. 

2 Рассказчица: Маленький Христос родился не в богатом доме, а в убогой пещере, где стояли домашние животные: бычок, ослик, лошади и овцы. Пресвятая Богородица, спеленав своего Божественного Сына, положила в ясли— кормушку для скота, наполненную сеном. 

И Ангелы Небесные, увидев бедность и нищету, в которой родился Сын Божий, решили украсить пещеру.

1 Ангел: Я полечу на юг, где всегда тепло и растут прекрасные цветы! Наберу целую охапку самых ярких цветов и украшу ими эту пещеру!

2 Ангел: А я полечу на север, может и там я смогу отыскать что-нибудь необыкновенно  красивое, чтобы украсить пещеру!

1 Рассказчица:  И Ангелы улетели… А через некоторое время первый Ангел принёс в пещеру букет прекрасных роз, разноцветных гиацинтов, белых лилий, голубых колокольчиков и весёлых ромашек… и украсил ими пещеру!

Звучит вальс, исполняется танец девочек-цветов. После танца Девочки-Цветы ставят цветы в вазы у вертепа, а сами занимают места в зале. 

2 Рассказчица: В это время второй Ангел, сколько ни летал среди северных снегов и льда — ничего отыскать в подарок  Божественному Младенцу не мог. И вдруг под сугробами он приметил пушистые зелёные ветки ёлочки.

2Ангел: Я отнесу это скромное деревце в пещеру, пусть и оно порадует Младенца Христа! (ведёт за руку девочку-ёлочку)

Девочка-Ёлочка: Какая я некрасивая, колючая и вовсе не нарядная! Как жаль, что Младенец не может мне порадоваться и улыбнуться!

Ведущая: Увидели  Ангелы Божии, что опечалилась Ёлочка, пожалели они это скромное  деревце и решили украсить её самыми яркими и прекрасными маленькими звёздочками!

Ангелы украшают ёлочку звёздами, на ёлке зажигаются огоньки

И вдруг блеснули, зажигаясь, на ёлке бриллианты звёзд!

И обернулся, улыбаясь, её сиянию Христос!

Девочка-Ёлочка:

И с этих пор Христовой Ёлкой зовусь теперь я у людей.

И блещут скромные мои иголки в огне Рождественских свечей!

Вечно свято, вечно ново Рождество для нас Христово!

Много лет из года в год праздник этот радость льёт.

Славьте Бога, стар и мал, – Он Спасителя нам дал! 

Исполняется песня « Водят звёзды хоровод…»

1Ангел: В Рождественские дни все стараются дарить друг другу подарки. И мы должны сделать  для всех что-нибудь очень приятное!

2 Ангел: Я знаю, знаю! Нет ничего лучше доброй Рождественской сказки! Поэтому приглашаем сказку в гости к нам!

На фоне музыки появляется девочка, она напевает слова песенки.

Девочка (поет): "Скоро-скоро Рождество… Скоро-скоро Рождество…" Скоро-то скоро, да еще как долго… Сейчас только день, а потом ещё вечер,                   и  только ночью  появится Рождественская звезда... А ведь я уже приготовила для всех подарки! Маме и папе сделала открытки, для маленького братика Антошки разукрасила и вырезала Ангелочка, а для подружки Танечки – золотистую Рождественскую звезду! Вот интересно,  а какой же мне подарок будет на Рождество?!... Да …  только это еще так нескоро, попробуй-ка  дождись этих подарков под елкой … (ходит, думает)  А что, если перевести стрелки часов вперёд? Может, и праздник наступит быстрее? 

Девочка переводит стрелки часов. Раздаются тревожная музыка и бой часов.  Свет гаснет…

Девочка: Ой-ой-ой! Чего это так темно? Кто свет выключил? Мне страшно.

Свет зажигается. Перед девочкой - Звездочёт.

Девочка: Здра-а... Здрав-в-вств... Здравствуйте!

Звездочёт: Здравствуй, здравствуй, девочка.

Девочка: Куда это я попала? И кто Вы такой? 

Звездочёт: Ну что ж, отвечу на твои вопросы. Садись и слушай:

Я — Звездочёт, я знаю звёздный мир и отвечаю за порядок в нём!

Ещё я время бережно храню: не тороплю, не трачу, не гоню.

Всему на свете свой приходит срок -

Есть время - отдыхать, и есть - учить урок.

Есть время - осени, и лету, и весне.

Есть время и красавице Зиме.

И в год один лишь раз, как торжество,

Ко всем приходит снова Рождество!

Но ты хотела время подогнать,

Хотела ты умнее многих стать?

И в результате – вот тебе урок,

Уж не придет к нам праздник точно в срок!

А ты - ты к нам попала, в царство сказок,

Тебе придется жить здесь без подсказок,

Без мамы, бабушки, без брата и друзей - 

Что натворила ты по глупости своей!!!

Девочка: Но я … Я не хотела ничего плохого сделать. Я только хотела…  Ой,…  какой ужас!..  Вы не шутите? Рождество теперь не наступит? И мне придется жить здесь всегда, в этом царстве сказок?.. (у-у-у)  И никакого выхода нет?!. (Плачет)

Звездочёт: Ну-ну-ну. Сразу в слезы. Ладно, хватит реветь… Послушай, выход есть всегда – это говорю тебе я: главный Звездочёт Вселенной! Ты можешь все исправить.

Девочка: Как? Перевести часы обратно?

Ну уж нет, это слишком простое  решение проблемы. 

Отправляйся в путь скорее, не забудь с собою взять

Душу добрую, сердце смелое и ума – так… фунтов пять.

Ты домой вернешься, если…

Девочка: Если что?

Звездочёт: Рождество к нам придет, если…

Девочка: Если что?

Все наладится, если только ты в дороге трудной своей,

Совершишь пять добрых, славных дел. Пять дел! …

Я должна совершить пять добрых дел? Но каких? Кого я должна победить? Или, наоборот, освободить? Что я должна сделать?

Звездочёт: Вот перед тобой страна сказок. И вот тебе на дорогу узелок -  в нем хлеб – не погибать же тебе с голоду? А дальше рассчитывай  только на себя, я и так с тобой слишком долго разговариваю. Время не ждет, мне пора…

Звездочёт исчезает. Девочка остается одна, идёт по залу под музыку.

Девочка: Что-то я притомилась. И есть очень хочется. Ну, как там в сказке говорится: «Сяду на пенек да съем пирожок».

Мышка (не видна): Пи-пи-пи, пи-пи-пи, меня сначала накорми.

Девочка: Что это? Кто это пищит?

Мышка (выходит):

Я –  маленькая мышка, не ела целый день,

люблю я сыр, коврижку, мне  корку грызть не лень!

Ну, накорми, прошу я! А то ведь с голода умру я!

Хоть пирожок или  кусочек  сыра я с благодарностью приму…

Девочка: Ничего себе "бедный маленький мышонок" - почти с меня ростом! Ладно, не плачь, получай половину пирожка. А сыр - весь забирай, я знаю, как вы, мыши, его любите.

Девочка отдает мышке еду. Раздается громкая музыка. Голос говорит: 

"ПЕРВОЕ ДОБРОЕ ДЕЛО!"

Девочка: Что это?.. Что это было? Ты слышала?

Мышка: Слышала, слышала. Кто-то сказал: "Первое доброе дело!"

Девочка: Значит, я уже совершила одно доброе дело! Но какое? Я ведь никого еще не спасла, никакое зло не победила?

Мышка: Но ты же накормила меня!

Девочка: Ты думаешь, это считается добрым делом?!

Вот удивительно!..

Я-то думала, придется,

Мне сражаться и бороться,

из беды всех выручать,

Дни идти, ночей не спать.

Мышонок: Я, пожалуй, пойду! А за угощение спаси Бог тебя! (убегает)

Девочка: Во славу Божию, мышка! Что ж, и мне пора в дорогу!

Звучит музыка, девочка двигается по залу. Вдруг музыка меняется на более грозную. Появляется медведь, он держится за живот и ревёт.

Девочка: До-о-б-б-рый  де-е-нь! (девочка очень испугана, вся дрожит от страха)

Медведь: И ты называешь этот день добрым!? Как ты смеешь!?

Девочка: А-а, что такое? У вас другое мнение? 

Медведь: Конечно, другое! (Опять хватается за живот) У меня четвёртый день живот болит! Ничего есть не могу, вот даже тебя съесть и то не хочется! У-У-У!..

Девочка: Ме... ме... меня …  Это плохо. То есть хорошо….  А как вы заболели? Что-то ели  перед этим? Мыли  руки, то есть… лапы перед едой? И свежие ли ели продукты?

Медведь: Мы, медведи, лапы перед едой никогда не моем.  А продукты были самые свежие.  Помнится,  скушал я три чашки каши овсяной, да ещё добавил малинового варенья, медка, да пряников с печеньем и конфет целую корзину!! Ох, беда! А теперь живот-то как болит!

Девочка: Всё понятно теперь с Вами, дядюшка  Медведь! У Вас просто несварение желудка!  Нельзя так много кушать сладкое!

Медведь: Я и сам-то знаю про это,  да только очень уж люблю сладости! Ты мне лучше подскажи — это опасно? И чем теперь лечиться?

Девочка: Вот была бы  здесь Лесная Аптечка с травами...

Медведь: Так есть же эта Аптечка  у меня, есть! Дятел  подарил, он всё лето травки  собирал,  на зиму запасал!

Девочка: Вот и замечательно! Теперь Вам они, дядюшка, медведь сгодятся! (ищет в аптечке) А вот то, что нам и надо: зверобой и ромашка. Можно чай заварить, а можно и  так их съесть. 

Медведь: Я больше чай люблю! Сейчас приготовлю и тебя угощу!

Девочка: Спасибо, дядюшка Медведь, только некогда мне! Спешу я очень! А Вы выздоравливайте побыстрее!

Мишка: Спасибо тебе, добрая девочка!

Раздается голос: "ВТОРОЕ  ДОБРОЕ ДЕЛО!"

Девочка: Вот как?!

Девочка идёт по залу и поёт:

Добро сильнее всех медведей в мире,

С добром к медведю только подойди,

И станет он милей щенка в квартире,

И станет тоже добрым – погляди.

… А я что-то устала. Есть мне теперь нечего, значит, надо хотя бы поспать часок- другой. Вот здесь и прилягу.

Девочка ложится и засыпает. Появляются белочки, спорят из-за орехов.

1Белка: Так нечестно! У тебя орешков больше!

2Белка: Нет, это у тебя больше! Жадина !

Девочка просыпается.

Девочка: Что вы ругаетесь? Поспать человеку не дадут!

Белки: (перебивая друг друга): Тебе хочется спать - а нам есть. 

1Белка: Есть хочется, а орехи поделить не можем. Вдруг мне меньше достанется?

2Белка:  А вдруг ей больше? А если...

Девочка: Стоп - стоп! Давайте разберемся. Сколько у вас тут орехов? (считает, перекладывая  орешки из одной корзинки в другую) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10! Десять, а  вас - двое. Вот видите, как все просто. Ведь десять как раз можно разделить на два. Значит, получайте каждая  по пять орехов и больше не ругайтесь!

1 Белка: У меня пять. А у тебя? 

2 Белка: И у меня пять. Вот так да!! У нас поровну орешков! 

Белки вместе: Слава  самой справедливой девочке в  мире!

Раздается голос: "ТРЕТЬЕ  ДОБРОЕ  ДЕЛО!»

Девочка: Доброе дело? Но сейчас-то, что я такого сделала?

Белки: Да ты же нас помирила!

Девочка: Тогда порадуйте и вы меня, попляшите со зверятами!

Дети исполняют танец «Лесных зверят».  Появляется хитрая Лиса, она пробегает по залу, принюхивается, приглядывается  ко всему.

Я – рыжая плутовка

Коварна и хитра.

Ловлю я зайцев ловко,

Ворую кур сама.

И мышкой  поживиться

Любит шустрая лисица.

…Это что тут еще за танцы? Кто в лесу так шумит, мне, Лисоньке, отдыхать не даёт?

Девочка: Простите, Лисичка, мы не знали, что вы отдыхаете, не хотели вас тревожить.

Лиса: Не  хотели … не хотели. Вот я Волка позову, пусть он вас и съест!

Девочка: Этого ни в коем случае делать нельзя!

Лиса: Это почему ж нельзя? Еще как можно!

Девочка: Нельзя, Лисонька, нельзя. Во-первых, как же без нас будут жить наши мамы, папы,  бабушки и дедушки. А во-вторых, если я не совершу пять добрых дел, Рождество не наступит.

Лиса: Ну и что ж с того? Мне – что есть Рождество, что нет – всё равно.

Девочка: Как это все равно? Ведь это  Святая Ночь! Вифлеемская звезда загорается ночью в небе лишь один раз в году!  А праздник, веселье для ребят, подарки?!! 

Лиса: Не бывает у меня никаких праздников … И подарки мне никто не дарит! Все считают, что раз я хитрая и коварная, то они мне просто не нужны!

Девочка: Ой, какая же ты  несчастная... Мне тебя жалко.

Лиса: Ишь ты! Ей меня жалко!.. 

Девочка: Давай подумаем, Лисичка,  как тебе жизнь свою изменить. 

Лиса: И ничего  мне менять не надо!

Девочка: А мне кажется, если бы ты обманывать и хитрить перестала – всё было бы иначе!

Лиса: Легко сказать иначе! А как же мне, Лисе  жить, если не хитрить?!

Девочка: Очень просто: относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе! Зайчат не пугай! Цыплят не забирай! Со всеми доброй будь, про ложь совсем забудь!

Лиса: Это нелегко!

Девочка: Но тогда у тебя появятся настоящие друзья, и вместе с ними ты сможешь весело встретить Рождество Христово! А ведь это самый светлый и добрый праздник на земле!

Лиса: Я согласна! Эй, зайчата, выбегайте! И меня вы не пугайтесь!

Будем с вами веселиться и у ёлочки кружиться! 

Выбегают зайки и танцуют с Лисой.

Зайка: Раз ты с нами подружилась и у ёлки веселилась,

поздравляем с Рождеством и пирог тебе несём!

Лиса: А пирог, наверное, сладкий, а пирог, наверное, вкусный! 

Вам спасибо от души, зайки-малыши!

Девочка: И у меня для тебя есть, Лисичка, подарок! Вот тебе большая конфета!   

Протягивает Лисе конфету. 

Раздается голос: "ЧЕТВЁРТОЕ ДОБРОЕ ДЕЛО!" 

Девочка: Вот здорово! Мне пора спешить! А вам, Лисичка и зайчата, счастливого Рождества!

Звучит музыка, девочка двигается по залу, вдруг останавливается и говорит

Девочка: Что такое? Кто-то под ёлочкой дрожит…и мяукает… (наклоняется, смотрит) Это же маленький котёнок, совсем замёрз, наверное! 

Котенок: Мяу, мяу, я очень замёрз! У меня, мяу, болит горлышко! (кашляет)

Девочка: Вот глупыш! И зачем ты гуляешь зимой так долго на улице, где твой дом?

Котёнок: У меня нет дома, я никому не нужен! Мяу!

Девочка: Ну, не огорчайся! Хочешь,  я буду твоей хозяйкой,  и ты станешь жить со мною!?

Котёнок: Мяу-мяу! Очень хочу! (ласкается к девочке, мурлычет)

Девочка: А сейчас  я тебя укутаю тёплым шарфом, и горлышко твоё перестанет болеть! (снимает с себя шарф и укутывает котёнка)

Раздается голос: "ПЯТОЕ ДОБРОЕ ДЕЛО!"

Девочка: Ты слышал, слышал? Пятое доброе дело! И что же  я такого сделала?

Котёнок: Ты ведь пожалела  меня, согрела шарфом и стала моей хозяйкой!  

Девочка:  Но ты не думай, я совсем не специально…  То есть  специально, чтобы тебе помочь… Но не специально, чтобы только доброе дело сделать!!! 

Котенок: Спасибо тебе, добрая девочка! 

Девочка: А ты теперь не отставай от меня, а то потеряешься! Вперёд, за мной!

Под музыку девочка с котёнком движется по залу.

Все позади, тревоги и волненья,

Пять добрых дел уже совершены,

И Рождество наступит, без сомненья,

И праздник все увидим мы.

Тебе же - время возвращаться,

Теперь ты много поняла,

Добра не надо дожидаться,

Когда добро творишь сама.

Пусть Рождество счастливым будет,

Для всех твоих родных, друзей,

Неси добро и счастье людям,

Будь доброй, сильной, не робей!

Исполняется песня о дружбе. Малыши читают стихи у елки:

Я нарисую дом большой

С кирпичною трубою,

Открытой дверью и окном,

Распахнутой душою.

Я нарисую небосвод

С Рождественской звездою,

Чтоб не сбивались мы с пути

И к Богу шли с тобою.

Я нарисую солнышко

С огромными лучами,

Чтоб согревало дом оно,

Тепло нам было с вами.

Еще мечтаю я о том,

чтоб счастливо мы жили

И все, кто будет в доме том,  

Христа всегда любили! 

Пусть радость сияет на лицах

И светит звездой Рождества,

Живет в нашем сердце Спаситель,

И путь наш идет – в небеса! 

Дети играют в игры, поют, рассказывают стихи.

Им вручаются Рождественские подарки.

 

Список литературы:

1. Першина Ольга. Серебристый колокольчик Рождества. Стихи для детей. Издательство Сестричества во имя свт. Игнатия Ставропольского. Приход храма Святаго Духа сошествия. М., 2006

2. Низова Галина Юрьевна. Наши праздники. 83-89 с.  Издательство Макариев-Ремешского мужского монастыря  «Свет православия», 2001

3. Газета «ПЕРЕКРЕСТОК», г. Белая Калитва, Ростовская обл., 2008 г.

 

Преподаватель факультатива «Основы православной нравственности»               

ГУО «Средняя школа №4 г. Новогрудка» 

Ирина Михайловна Стаганович

www.eparhia.by

Газета "Новогрудские Епархиальные ведомости": Новогрудская епархия

Новогрудские Епархиальные ведомости №3-2018

В номере: — Беседа с Архипастырем: — Многих православных христиан взволновали экуменические молитвы, которые в конце января прошли в костелах Минска, Могилева и Гродно с участием православных священников. Подобные мероприятия вызывают недоумение, ведь святые отцы нас учат, что каноническая модернизация в нашей Церкви недопустима. Как клирикам, так и мирянам каноны запрещают молиться вместе не только с иноверцами, но и с любыми людьми, которые отделились от Православной Церкви, не находятся с нею в союзе веры и Святой Евхаристии. Причем запрет этот дан нам не в качестве какой-либо рекомендации, он категоричен: «Епископ или пресвитер, или диакон, который лишь помолится с еретиками, да будет отлучен…» (45-е Правило)…

— «220 лет со дня рождения и 150 лет со дня блаженной кончины митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко) — Эти памятные даты мы празднуем в нынешнем, 2018 году, который объявлен годом митрополита Иосифа (Семашко). Заслуги перед Церковью и белорусским народом митрополита Иосифа (Семашко) неоценимы. Он был инициатором и главным совершителем возвращения в 1839 году к православной вере полутора миллионов белорусских и украинских униатов. Упразднение унии и последующее восстановление Православия среди белорусов оказались теми событиями, которые заложили духовный фундамент современной белорусской государственности…

— «Таинство Соборования – таинство исцеления» — Создав Свою Церковь для спасения людей, Господь наполнил ее различными спасительными (исцеляющими душу) средствами: храм, священство, Богослужение, молитва, пост, Таинства (исповедь, причащение, соборование). Но, к великому сожалению, не все люди этими дарами пользуются. Одним из исцеляющих не только душу, но и тело, средств является Таинство, получившее наименование Елеосвящение, или Соборование…

— «С верой в Бога – через всю жизнь» — Елена Викторовна Волонцевич, или бабушка Лена, как ее называют близкие и знакомые, службы не пропускает. Ее всегда можно увидеть среди прихожан храма Святых Апостолов Петра и Павла агрогородка Вензовец Дятловского района. Здесь она родилась и прожила всю свою жизнь, а храм для нее – роднее дома родного. В мае этого года Елене Викторовне исполняется девяносто лет. Она в этом почтенном возрасте остается при полном уме и ясной памяти, знает историю храма, каждый уголок в нем, помнит настоятелей церкви, что служили и молились здесь о спасении паствы в разные годы…

— «Чудотворная икона Божией Матери в Вензовецкой церкви» — По преданию, было это очень давно, во время Северной войны. В 1708 году, во время войны со шведами, Дятлово заняли шведские войска, которые разграбили и сожгли его. Местечко Вязовец шведы не обошли также своим вниманием. Они вели себя здесь как хозяева, с жителями не церемонились, унижали их, грабили. Въехав однажды в сельскую церковь на лошадях, стали сбрасывать иконы, рассекали их, топтали ногами, глумясь над святынями. За Царскими вратами находилась чудотворная икона Божией Матери. Иноверцы потешались, пальцем показывая на икону. Один из них подъехал к ней на лошади, штыком ударил по киоту и... упал замертво. И вдруг свет стал меркнуть в глазах и остальных кощунников. Вандалы ослепли…

— «Поминальные субботы Великого поста» —Вторая, третья и четвертая субботы Великого поста – дни всеобщего поминовения всех «в надежде воскресения и жизни вечной» почивших в Господе, молитвы за умерших. Обязательно поминайте усопших в церкви как можно чаще, не только в означенные особые дни поминовения, но и в любой другой день. Главное моление о упокоении душ православных христиан совершается на Божественной Литургии.

— «Я увидела отблески ада» — Как ужасен ад, я могу себе представить. По немощи моей, недостатку веры и мужества Господь не попустил темной силе показать мне его в полной «красе». Но то, что со мной произошло, я запомнила на всю жизнь. И сейчас свидетельствую перед всеми: ад – не сказки, а действительно существующая реальность. Духовные впечатления сложно передать словами, но я постараюсь…

— «История, рассказанная у костра» — В монастыре работала бригада православных мастеров с Украины. И вот перед Троицей собрались они ехать домой, а в последний момент обнаружилось, что монастырю не перечислили обещанные деньги и заплатить рабочим нечем.Мать Амвросия плачет и стыдится объявить рабочим, что напрасно их семьи ждут кормильцев с деньгами. А рабочие уже пришли в бухгалтерию за зарплатой, и такие они радостные. Мать Амвросия укрылась от них в храме, пала ниц пред иконами и плачет так, что пол уже мокрый.Входит тут в храм женщина с большим узлом, в котором увязаны, похоже, буханки хлеба. – Кому, – спрашивает, – отдать?– Отдайте за свечной ящик, – говорит ей мать Амвросия, а сама все плачет. Наплакалась, наконец, развязала узел, а там – пачки денег в банковской упаковке…

На страницах газеты размещены православный календарь на апрель, новости из жизни епархии. На вопросы читателей отвечает в «Духовном алфавите» архимандрит Ефрем, игумен обители «Ватопед» на Святой Горе. «Улыбнитесь вместе с нами» — эта страничка завершает газетный выпуск.

 

Открыть

www.eparhia.by

«За други своя…»: Новогрудская епархия

НОВОГРУДСКАЯ ЕПАРХИЯ

Тема: «За други своя…» 

1) Создать условия для формирования познавательного интереса к событиям исторического прошлого местного региона, страны в целом, России;

2) Развивать аналитические способности, умение обобщить информацию;

3) Содействовать воспитанию патриотизма; правильного христианского образа жизни.

4) Показать героизм народа, роль Церкви в годы ВОВ, рассказать о помощи Божией и святых в деле Великой Победы.

Оборудование: диск с фильмом «За други своя», презентация.

      В этом году 9 мая - особенно волнующий праздник: 65 лет Великой Победы! Это была действительно Великая Победа! Наш народ не просто одолел агрессора - была сокрушена воистину сатанинская идеология. Идеология очередных захватчиков, которые хотели овладеть миром, уничтожить православную веру, построив для себя «идеальное» общество ценой жизней миллионов людей.

      Столько лет прошло, но по сей день живёт в народе память о Великой Отечественной войне… В каждой семье кто-то сражался на фронте, или воевал в партизанском отряде, или находился в антифашистском подполье. Иные познали ужасы концлагерей, отстрадали своё с избытком дети, женщины, старики - война вошла в каждый дом.

      Святая Православная Церковь, всегда разделявшая судьбу народа, не оставила его и в этот трудный час. 

      В первый же день фашистского нашествия Предстоятель Русской Православной Церкви Патриарший Местоблюститель Митрополит Московский и Коломенский Сергий (Старогородский) написал и собственноручно напечатал Послание «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», в котором призвал к исполнению священного               долга перед Родиной.

      Воинский подвиг всегда считался на Руси подвигом духовным. Ведь нет дела более высокоморального, чем защищать своё Отечество. Ратник часто заглядывал в лицо смерти и всегда готов к самопожертвованию. Он не боится смерти, так как знает, что есть жизнь вечная. Вера - великая сила, преображающая и укрепляющая воина. «Нет больше той любви, как если  кто положит жизнь за друзей своих». Помня эти слова Христа, встретили  Вторую мировую войну жители нашей деревни.

      Сегодня мы поговорим о том, какой след оставила война в сердцах наших земляков, односельчан, всего народа.  А чтобы почувствовать атмосферу тех далёких дней, давайте посмотрим кадры войны глазами военных фотокорреспондентов. (15.40-20.05)

Какие чувства возникли у вас во время просмотра? Что вас затронуло и запомнилось больше всего? Я предлагаю высказаться каждому из вас, начиная словами: «Когда я вижу кадры войны, я чувствую…»(Интерактивный метод «Закончи фразу»)

       И  правда, ребята, кадры войны никого не оставляют равнодушным.

А я, когда вижу кадры войны, представляю своего дедушку, которого немцы мальчиком-подростком вывезли на работы в Берлин. Вижу и  партизан, которых ведут на расстрел; представляю, как земляк из нашей деревни Ладеники пишет письмо своей матери с дальних фронтов Берлина; вижу, как немецкие солдаты загоняют на машину девочек-подростков, чтобы вывезти на работу в Берлин.

       Что удивительно: фашисты пришли к нам 22 июня, в день всех Святых в земле Российской просиявших. Как будто Богом заранее даровано было утешение, что все святые встанут на защиту нашей земли, только нужно верить и молиться.                                    

(Показ слайда: икона)

      В 1939 году, в тот момент, когда вокруг блаженной Матроны Московской собралось много людей, она сказала: «Вот вы сейчас все ругаетесь, делите, а ведь война будет. Конечно, много русского народа погибнет, но наш русский народ победит». Кто тогда думал, о каком ужасе, о каком тяжелом испытании говорит святая? Так блаженная Матрона предсказала Великую Отечественную войну.

      Гитлер верил в то, что этот день летнего солнцестояния принесёт ему победу. В силу наших Святых он не верил.

      В первые же часы войны немцы добились абсолютного господства в воздухе, уничтожив лишь за один день 22 июня свыше 1200 самолётов!

      В тот же день вечером премьер министр Великобритании У.Черчель произнёс по радио знаменательные слова: « Я вижу русских солдат, стоящих на пороге родной земли, охраняющих родные дома, где их матери, их жёны молятся. Да, ибо бывают времена, когда молятся все».

      В такие времена – в годы войны -  и пробудилось в человеке лучшее: крепость духа, вера в Победу, желание защитить Родину, героизм. Герои, герои… Они живы, пока жива память о них. И благословен народ, помнящий своё прошлое.

Кто они, наши герои? Простые люди, которые милостью Божией смогли перенести испытания, выпавшие на их долю. Историю своей земли, свои корни нужно знать каждому человеку. Нужно знать, какой ценой завоёван сегодняшний мир и спокойствие.

      Сменилось уже несколько поколений, которые знают о войне только по учебникам истории, по книгам и фильмам. Но самые ценные свидетельства для всех нас - это живые рассказы участников войны.

      Наши ребята собрали воспоминания Буцкевича Николая Павловича. Послушайте.

  ... «Родился 3 декабря 1921года в д.Ладеники. Помогал с малых лет отцу по хозяйству. С 7 лет пошёл в  школу. Было тяжело учиться, в школе учили по-польски, а дома разговаривали по-своему. Хотелось учиться дальше, но при Польше не было возможности.

        В 1939 году пришла Советская власть. В 1940 году открылась в Кошелево школа механизации (при Польше - сельхозтехникум). Нас трое из Ладеник поступило туда, и мы учились до июня 1941года.

        В воскресенье, 22 июня, утром прискакал военный на коне, позвал меня: «Курсант, ко мне! Директор дома?» Я позвал директора, а военный объявил: «Война началась!» Когда я передал это ребятам, они не поверили. Директор собрал общее собрание школы и объявил о начале войны. После обеда налетело 30 немецких самолётов со стороны Новоельни и начали со стороны военного городка обстрел города Новогрудка. Воинская часть двинулась обозом в сторону г. Барановичи.

        До прихода фронта жили под оккупацией. Немцы гоняли на работу - дрова возить, торф.  В 1944 году пришла наша армия. Все подлежали мобилизации на фронт.

        В военкомате сформировали роты по 250 человек и отправили пешком в Столбцы. Там распределили всех по эшелонам и привезли в Рязанскую область, где были военные лагеря - резерв для фронта. Обучали целый месяц. Мы изучали винтовку, автомат и другое оружие, учились пехотному делу. Вскоре начали формировать батальоны по 750 человек на станции Колодища возле Минска, пополняли дивизии. Наш батальон с 14 октября отправили  на фронт.

        Мы стояли на подступах к Варшаве до 14 января 1945г. Затем наш 1-й Белорусский фронт перешёл в наступление. Три дня шли бои за Варшаву. В эти дни бойцы почти ничего не ели, выполняли приказ по освобождению Варшавы. 17 января соединились наши части, немцы оказались в окружении, сопротивления с их стороны почти не было. Подошли к Лангсбергу в конце января, к Одеру. Немцы там создали оборону. Нам был дан приказ закрепиться на левом берегу, хотя бы на небольшом плацдарме. Первыми пошли танки, затем - мотопехота. Немцы стали бить по реке, по льду. Танки не прошли. Надо было продержаться хотя бы 1,5 -2 часа. На Одере стояли в обороне до 16 апреля 1945г. Немцы постоянно обстреливали. Надо было следить, чтобы была связь, чтобы работал телефон. Ходили 4 -5 раз через Одер. 16 апреля фронт перешёл в  наступление на Берлин. Я заболел, но в госпиталь не поехал, а дежурил на телефоне.                              

        Часто бойцы  шли по деревянному мосту, а машины - по понтонам. Однажды налетели самолёты, стали бомбить, чтобы посеять панику. Я был на промежуточном КП. От бомбёжки снарядами сгорело 15 наших тягачей. В 4 часа началась артподготовка. Через 2 часа все двинулись в наступление: танки, мотострелки, пехота. Нашим огнём были разбиты Зееловские высоты. Целый день шёл бой, к вечеру сопротивление немцев заметно уменьшилось. Подбили наших 54 танка, но мы шли вперёд, не сдавались.  В Берлине шли уличные бои, немцы стреляли изо всех окон. Наши били снарядами прямо в дома - до самого Рейхстага. Перед Рейхстагом дали задание: освободить улицу от баррикады. Немцы обстреливали. Поднесли мы 30 снарядов и разбили баррикаду. Когда возвращались назад, немцы нас обстреляли, двух человек ранили. Мне дали поручение доставить их до санбата. С 1 на 2 мая оставшиеся немцы сильно нас обстреливали, а до Рейхстага оставался всего один квартал.

В одном из боев  меня ранило в правый бок. Нас с командиром взвода оглушило, лежали, пока не нашли санитары. Те солдаты,  кто был с правой стороны, все были убиты.  2 мая Берлинский гарнизон сдался.

         Далее мы пошли на Брандербург, потом на Магденбург, освободили лагерь с военнопленными (здесь были оружейные заводы).

         7 мая в пригороде Магденбурга заняли позиции. Командир взвода Романников объявил, что война закончилась. Ему даже сразу не поверили, пока он не показал газету, где было написано об окончании войны.

         В Магденбурге встретились с американскими войсками. После окончания войны наша  группа советских войск почти год стояла в Германии. Часть армии послали на Японский фронт. Меня зачислили в школу шофёров и дали  машину – штутгеккер. До апреля 1946г. был в Германии, затем вернулся в Союз.

         В январе 1947г. приехал домой. Награждён Орденом Красной Звезды, медалями «За взятие Варшавы», «За взятие Берлина». Имею Благодарность от командования за взятие Берлина.

         После войны всю жизнь проработал на машине. Имею трёх детей. Сын, как и я, шофёр, а дочери - учительницы. Хорошо, когда на земле мир.

- Ребята нашего класса занимались поиском имён тех, кто вернулся живым.

- В годы Великой Отечественной войны на фронтах против немецких захватчиков воевали жители нашего Ладеникского сельского совета. 

Вернулись живыми:

Деревня Грабники: 6 человек.

Деревня Гагарино: 20 человек

Деревня Кмитянка: 5 человек

Деревня Ловчицы: 4 человека

Деревня Карныши: 3 человека

Деревня Мильковичи: 4 человека

Деревня Митрополь: 3 человека

Деревня Ладеники: 23 человека

Деревня Пуцевичи: 11 человек

Деревня Мукиничи: 7 человек

Деревня Свиры: 1 человек

Деревня Негримово: 5 человек

Деревня Семково: 19 человек

Деревня Ждановичи: 15 человек

Деревня Байки: 9 человек

Деревня Католыши: 2 человека

Деревня Валконоша: 3 человека

Деревня Зеневщина: 6 человек

Деревня Лезневичи: 21 человек

-Слава Богу, они вернулись домой живыми, хоть смерть была очень близко. Но есть и печальные цифры.

171 воин, уроженцы  Ладеникского сельского совета, убиты или пропали без вести на фронтах Великой Отечественной войны. На памятнике погибшим в годы Великой Отечественной войны односельчанам,  установленном в деревне Ладеники (слайд), высечены их имена. Давайте вспомним некоторых из них. Мы будем называть имена павших и передавать из рук в руки свечу.

Деревня Гагарино: Стома Степан Демьянович, партизан, расстрелян в 1943году.

Деревня Кмитянка: Галадюк Григорий Фёдорович, погиб в 1943г.

Деревня Ловчицы: Драчиловский Анатолий Павлович, пропал без вести в 1941г.

Деревня Карныши: Тетерук Алексей Романович, сожжен в 1944г.

Деревня Мильковичи: Гринько Людмила Михайловна, расстреляна в 1944г.

Деревня Митрополь: Масловская Зинаида Владимировна, подпольщица, расстреляна в 1942г. в г.Новогрудке

Деревня Ладеники: Буцкевич Марк Андреевич, погиб в 1942г. 

-Давайте почтим их минутой молчанья.

-С тех времён прошло уже 65 лет. Тех 20- летних солдат мы называем сейчас  ветеранами. Давайте перелистаем ветеранский фотоальбом.

(Слайды с фотоснимками ветеранов)

Буцкевич Николай Павлович д. Ладеники

Стома Николай Павлович д. Гагарино

Мазуро Александр Нестерович д .Мильковичи

Демченко Сергей Иванович д. Ладеники

Малявко Владимир Иванович д .Гагарино

Стельмах Михаил Константинович д. Кмитянка

Шкнай Владимир Демьянович д. Ловчицы

-На этом фотоснимке мы немного остановимся. И только одна ученица знает почему. Слово Кузюк Веронике.

(Вероника рассказывает о своём прадедушке)

    Мой прадедушка - Шкнай Владимир Демьянович из деревни Ловчицы. Он родился в 1925 году, на войну пошёл в 1944 году. После призыва был отправлен в школу разведчиков: сначала в Гродно, а потом в Брест. Участвовал в освобождении стран Европы: Польши и Германии. В 1945 году был ранен и некоторое время находился в госпитале. Имеет награды: медали «За отвагу», «За взятие реки Одер», « За победу над Германией», « За взятие Берлина».

-Спасибо, Вероника. А мы желаем твоему  прадедушке здоровья и долгих лет жизни.

Победа в Великой Отечественной войне была бы невозможна без особого покровительства Господа.  Об этом говорит и то, что закончилась она в день святого великомученика Георгия Победоносца.

(Показываю слайд иконы св. Георгия Победоносца) 

    Церковь Православная, как и всегда, была со своим народом в годы испытаний, поднимала боевой дух, призывала к патриотизму. Трудно даже перечислить все виды патриотической деятельности духовенства. В прифронтовой полосе при храмах существовали убежища для престарелых и детей, а также перевязочные пункты, особенно в период отступления в 1941- 1942 годах, когда многие приходы взяли на себя попечение о раненых, оставленных на произвол судьбы.

    Кроме того, Церковь, как могла, помогала и материально. На средства, собранные верующими, были созданы воздушная эскадрилья имени Александра Невского и танковая колонна (40 танков) имени Дмитрия Донского. Участвовало духовенство и в рытье окопов, и в  организации противовоздушной обороны, мобилизуя  людей, утешая потерявших родных и кров. В тылу, в сельской местности, бывали случаи, когда священники после службы в храме призывали верующих вместе с ними выйти на колхозные поля для выполнения хозяйственных работ.

    Особенно много священнослужителей трудилось в военных госпиталях. Многие из раненых были устроены в монастырях и находились на полном содержании монашествующих. Многие священнослужители во время войны были санитарами. Когда они выносили раненых с поля боя, те просили молиться о них. У многих был кроме комсомольского билета и крестик, это было как благословение, которое дала мать.

    Девочки были особые, чистые, их руки целебными были, на них смотрели как на ангелов.   

(Просмотр фрагмента фильма «Времена, когда молятся все»)

    Во время войны молились все - и простые люди, и праведники, благодаря которым мир стоял и стоит ещё.  Например, преподобный Серафим Вырицкий 1000 дней молился на камне, подражая преподобному Серафиму Саровскому.

    Немало горя принесла та страшная война. В дома стали приходить похоронки. Люди обращались тогда к матушке Матроне с последней надеждой: а может быть, их мужья или сыновья все же живы? Блаженная Матрона рассказывала о судьбах близких, которые были на фронте. Одним говорила: ждать. Другим: отпевать... Одну женщину утешала: «Жив твой муж, придет на Казанскую. Постучит в окошко». Женщина ждала несколько лет, и почти уже перестала верить в предсказание блаженной, но в 1947 году, в день празднования Казанской Божьей Матери, муж постучал в окно. Впоследствии он пешком приходил к  Матронушке.

     Конечно, сейчас очень трудно восстановить все события, сопровождавшие жизнь блаженной Матроны. Люди просто несли к ней всегда, особенно в годы войны, свое горе, и каждый был уверен, что получит помощь и утешение в скорби. 

     Одна современница, близко знавшая матушку, - Зинаида Жданова - рассказывает о Матроне следующее: «Папа был арестован осенью 1941 года, и мы долго не имели известий о нем. Матушка говорила так: «Жив, жив, вернется. А перед этим получите письмо от него, напишет, где он, и попросит сохранить книги». Через шесть лет мы получили от отца такое письмо. А в нем была приписка врача, что отец истощен и находится на грани смерти. Отец писал письма и раньше, но, как оказалось, наш сосед, поселившийся в нашей квартире, которого отец приютил из чувства сострадания, выбрасывал их. Это письмо наша знакомая случайно обнаружила в его помойном ведре. Попытались послать посылку, а почта не принимает - запрет. Обратились к матушке, а она говорит: «Подождите, найдется человек, он сам будет отправлять посылки». Так и случилось. В церкви на Арбате, в Филипповском переулке, подошла к маме незнакомая женщина и сказала: «Я знаю ваше горе, работаю в отделе посылок правительственной платформы Курского вокзала, я помогу вам». Мало того, она еще помогала и продуктами, сама носила тяжелые ящики с посылками и молилась о благополучной доставке. Отец выжил и вернулся.

     А вот еще одно чудо. « …Москва в 1942 году голодала. Жизнь в городе замерла. На улицах никого нет, снег по колено, темно. Тяжело нам было с матерью. Начальник конторы мне предложил поехать вместе с завхозом в командировку в Рязань с тем, чтобы там обменять что-либо на продукты. Я отказываюсь: «Не умею, не смогу, боюсь». Матушка же говорит: «Поезжай, поезжай, не бойся, все сделаешь и на крыльях Божиих прилетишь домой! Я за тебя молиться буду». 

    Поехали. Под Рязанью ничего мы не наменяли. Поехали в Ряжск, там деревня за деревней, отошли от Ряжска на 25 километров. Наменяли. Погрузились в санки, пудов по пять, от проезжей дороги далеко. Решили идти к ней напрямик, а кругом бугры, овраги. Время упущено, март. Встали рано утром и по насту пошли. Километра три прошли. Солнце стало припекать, снег как сахар, начали проваливаться. Тянули, тянули... Санки въехали на бугор, а внизу овраг, и мы упали, задыхающиеся, в отчаянии я вдруг закричала: «Николай Угодник, помоги, погибаю!». Не прошло и секунды, как завхоз поднял голову и говорит: «Смотрите, смотрите, черная точка к нам приближается». Не успела я ответить, как вижу: по оврагам и сугробам едет лошадь с санями, подъехала к нам. Человек почтенного вида в черном армяке, в черной скуфейке на голове, говорит: «А я с дороги почему-то решил свернуть, видно за вами». Погрузил нас, мы опомниться не могли. Он спрашивает: «Куда вас?» Я говорю: «До Ряжска». А он мне: «Ведь вам-то надо в Рязань, в Москву ехать». Я была как одеревеневшая и даже не удивилась. «Я вас довезу до Рязани».

     Ехали, ехали, начало темнеть. Он и говорит: «Остановимся переночевать». Посреди полей вдруг видим - возник одинокий бревенчатый дом. Старец-возница говорит мне: «Идите в избу». Вошли, изба пустая, нежилая; справа в углу иконы, под ними стол и лавки у стен, больше ничего... У стола стоит старец с бледным изможденным лицом, в темной одежде, волосы длинные, подстриженные под скобу. Мы увидели печку, бросились к ней. Печка натоплена. Прислонились к ней - и от пережитого тут же осели на пол и заснули. Утром рано тронулись в путь. Возница, нас не спрашивая, подвозит к вокзалу, берет мои санки: «Скорее, скорее, поезд на Москву отходит». Подъезжаем, а уж первый гудок к отправке. Сесть невозможно, теплушки переполнены. Стоят у входа мужики стеной, не пускают. Он повел рукою: «Раздвиньтесь, посадите их». И они беспрекословно раздвинулись. Люди подняли санки, и мы оказались в поезде.

     Я была в таком запале, что «спасибо» не сказала и не почувствовала ничего. Приез¬жаю домой, а матушка говорит: «Ну что, на чьих крыльях прилетела?» И вот про¬шло тридцать лет, прежде чем я поняла, на чьих. 

Да, война была великим испытанием, оно в который раз показало, что без Бога нам врага не осилить. Если не будет Божией милости, содействия, благословения при всей, казалось бы, мощи, - ничего мы сделать сами не сможем.

Об этом рассказывали не раз бывшие фронтовики. Они вспоминали, как молились перед боем, как Бога призывали на помощь и как Он хранил их. 

Много страшного пришлось повидать в войну — видел я, как во время бомбежки дома летели по воздуху, как пуховые подушки. А мы молодые - нам всем жить хотелось. И вот мы, шестеро друзей из артиллерийского расчета (все раненые, у всех крестики на груди), решили: давайте, ребятки, будем жить с Богом. Все из разных областей: я из Сибири, Михаил Михеев - из Минска, Леонтий Львов - с Украины, из города Львова, Михаил Королев и Константин Востриков — из Петрограда, Кузьма Першин — из Мордовии.    Все мы договорились, чтобы во всю войну никакого хульного слова не произносить, никакой раздражительности не проявлять, никакой обиды друг другу не причинять.

Где бы мы ни были — всегда молились. Бежим к пушке, крестимся:

— Господи, помоги! Господи, помилуй! — кричали, как могли.

А вокруг снаряды летят, и самолеты прямо над нами летят — истребители немецкие. Только слышим: вжжж! — не успели стрельнуть, он и пролетел. Слава Богу — Господь помиловал.

Я не боялся крестик носить, думаю: буду защищать Родину с крестом, и даже если будут меня судить за то, что я богомолец, — пусть кто мне укор сделает, что я обидел кого или кому плохо сделал...

Никто из нас никогда не лукавил. Мы так любили каждого. Заболеет ли кто маленько, простынет или еще что — друзья отдают ему свою долю спирта, 50 граммов, которую давали на случай, если мороз около двадцати восьми градусов. И тем, кто послабее, тоже спирт отдавали — чтобы они пропарились хорошенько. Чаще всего отдавали Лёньке Колоскову (которого позднее в наш расчет прислали) — он слабенький был.

— Лёнька, пей!

— Ох, спасибо, ребята! — оживает он.

И ведь никто из нас не стал пьяницей после войны...

На войне не было неверующих. Отличие заключалось лишь в том, что одни умели креститься. А другие нет. «В то же время и те, и другие поднимались в атаку с одним воздыханием: «Господи, спаси, помоги, защити!»

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

«ГОСПОДЬ ПОДСКАЗАЛ: УБЕРИ СОЛДАТ...»

Икон у нас не было, но у каждого, как я уже сказал, под рубашкой был крестик. И у каждого горячая молитва и слезы. И Господь нас спасал в самых страшных ситуациях. Дважды мне было предсказано, как бы прозвучало в груди: сейчас вот сюда прилетит снаряд, убери солдат, уходи.

Так было, когда в 1943 году нас перевели в Сестрорецк, в аккурат на Светлой седмице. Друг другу шепотом «Христос воскресе!» сказали — и начали копать окопы. И мне как бы голос слышится: «Убирай солдат, отбегайте в дом, сейчас сюда снаряд прилетит». Я кричу что есть силы, как сумасшедший, дергаю дядю Костю Вострикова (ему лет сорок, а нам по двадцать было).

— Что ты меня дергаешь? — кричит он.

— Быстро беги отсюда! — говорю. — Сейчас сюда снаряд прилетит...

И мы всем нарядом убежали в дом. Точно, минуты не прошло, как снаряд прилетел, и на том месте, где мы только что были, уже воронка... Потом солдатики приходили ко мне и со слезами благодарили. А благодарить надо не меня — а Господа славить за такие добрые дела. Ведь если бы не эти «подсказки» — и я, и мои друзья давно бы уже были в земле. Мы тогда поняли, что Господь за нас заступается.

Сколько раз так спасал Господь от верной гибели! Мы  утопали в воде. Горели от бомбы. Два раза машина нас придавливала. Едешь — зима, темная ночь, надо переезжать с выключенными фарами через озеро. А тут снаряд летит! Перевернулись мы. Пушка набок, машина набок, все мы под машиной — не можем вылезти. Но ни один снаряд не разорвался.

А когда приехали в Восточную Пруссию, какая же тут страшная была бойня! Сплошной огонь. Летело всё — ящики, люди! Вокруг рвутся бомбы.  Я упал и вижу: самолет пикирует и бомба летит — прямо на меня. Я только успел перекреститься:

— Папа, мама! Простите меня! Господи, прости меня!

Знаю, что сейчас буду, как фарш. Не просто труп, а фарш!.. А бомба разорвалась впереди пушки. Я — живой. Мне только камнем по правой ноге как дало — думал: все, ноги больше нет. Глянул — нет, нога целая. А рядом лежит огромный камень. Но все же среди всех этих бед жив остался. Только осколок до сих пор в позвоночнике…» 

Война показала, что выжить можно только сообща, помогая друг другу, имея в душе веру, нравственную основу, прилагая все силы для спасения народа  - и это обязательно!..

А вот еще пример подвига, готовности к самопожертвованию и служению народу. Могила архиепископа Луки Войно-Ясенецкого, доктора медицины, профессора хирургии свята всем тем, кого он вернул к жизни. Земский врач, искуснейший хирург, он не мог не видеть язвы душевные. Судьба архиепископа отражает судьбу всей России. Принял священнический, а затем епископский сан. За это был отправлен в ссылку. В начале войны он направляет телеграмму Калинину: «Являясь специалистом по гнойной терапии, могу оказать помощь воинам. Прошу прервать ссылку, после войны вернусь отбывать».

Многие военные начальники обратились тогда к Богу.  Перед боем перекрестятся и говорят: «Пойдём, ребята, в бой».

(Показ слайда Божьей Матери)

«РУССКАЯ МАДОННА»

«… Об этом потрясающем случае помнят все в Жировицах, где в Успенском монастыре в Белоруссии служит мой сын Петр.

Когда в Великую Отечественную войну немцы стояли в монастыре, в одном из храмов держали оружие, взрывчатку, автоматы, пулеметы. Заведующий этим складом был поражен, когда увидел, как появилась Женщина, одетая как монахиня, и сказала по-немецки:

- Уходите отсюда, иначе вам будет плохо...

Он хотел Ее схватить - ничего не получилось. Она в церковь зашла - и он зашел за Ней. Поразился, что Ее нет нигде. Видел, слышал, что зашла в храм, - а нет Ее. Не по себе ему стало, перепугался даже. Доложил своему командиру, а тот говорит:

- Это партизаны, они такие ловкие! Если еще раз появится — взять!

Дал ему двоих солдат. Они ждали-ждали, и увидели, как Она вышла снова, опять те же слова говорит заведующему воинским складом:

- Уходите отсюда, иначе вам будет плохо...

И уходит обратно в церковь. Немцы хотели Ее взять - но не смогли даже сдвинуться с места, будто примагниченные. Когда Она скрылась за дверями храма — они бросились за Ней, но снова не нашли. Завскладом опять доложил своему командиру, тот еще двоих солдат дал и сказал:

- Если появится, то стрелять по ногам, только не убивать — мы Ее допросим.

Ловкачи такие! И когда они в третий раз встретили Ее, то начали стрелять по ногам. Пули бьют по ногам, по мантии, а Она как шла, так и идет, и крови нигде не видно ни капли. Человек бы не выдержал таких автоматных очере-дей - сразу бы свалился. Тогда они оробели. Доложили командиру, а тот говорит:

- Русская Мадонна...

Так они называли Царицу Небесную. Поняли, Кто велел им покинуть оскверненный храм в Ее монастыре. Пришлось немцам убирать из храма склад с оружием.

Матерь Божия защитила своим предстательством Успенский монастырь и от бомбежки. Когда наши самолеты бросали бомбы на немецкие части, расположившиеся в монастыре, бомбы падали, но ни одна не взорвалась на территории. И потом, когда прогнали фашистов и в монастыре расположились русские солдаты, немецкий летчик, дважды бомбивший эту территорию, видел, что бомбы упали точно, взорвались же везде - кроме монастырской территории. Когда война кончилась, этот летчик приезжал

в монастырь, чтобы понять, что это за территория такая, что за место, которое он дважды бомбил — и ни разу бомба не взорвалась. А место это благодатное. Оно намоленное, вот Господь и не допустил, чтоб был разрушен остров веры.

А если бы мы все верующие были — вся наша матушка Россия, Украина и Белоруссия — то никакая бы бомба нас не взяла, никакая! И «бомбы» с духовной заразой тоже бы вреда не причинили.

В это время миллионы людей устремились к храму. Молитва давала  утешение в скорби и силу. Вера спасала воинов. 

На второй год войны москвичи праздновали Пасху. В этот день был отменён комендантский час. Люди шли освящать куличи. Службу совершали в разбуренных церквях, в лесах. Люди, приходящие с фронта, шли в церковь. В церквях звучало слово, которое вселяло веру. 

Идут годы, ветеранов становится всё меньше. Но они - наша память, наша совесть. 

А вот письмо одной девочки Неизвестному солдату. Давайте прочтем его. 

« Здравствуй, Неизвестный солдат! Мне очень жаль, что ты погиб. Я думаю, что ты был добрым, заботливым, красивым. Я думаю, что у тебя была семья. Мне кажется, что, когда началась война, ты очень удивился, ведь люди жили в мире. Думаю, что ты первым записался в добровольцы, потому что не мог отдать на поругание врагу свой дом, свой народ, свою веру. Я вижу тебя таким.

Спасибо тебе за то, что ты защищал нашу Родину и  жертвовал собой ради меня, ради всех моих близких. Ты воевал за то, чтобы на земле был мир, чтобы люди жили в согласии друг с другом. Спасибо тебе за всё! И – Вечная память…»

Хочется, ребята, чтобы вы помнили, что и живые, и мёртвые воины и ветераны заслуживают нашей с вами благодарности и памяти.

Поминание усопших и погибших на поле боя – это традиция Православной Церкви. Это напоминание нам о том, что нужно молиться за тех, кто «положил душу свою за други своя» во время Великой Отечественной войны и помнить их.

 

Урок подготовила учитель

Ладеникской УПК д/сад – БОШ Новогрудского района

ЧЕМЕРОВСКАЯ ОЛЬГА ПЕТРОВНА

www.eparhia.by


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта