Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

РЕГУЛИРУЕТ ЛИ МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО ОТНОШЕНИЯ С УЧАСТИЕМ ЛИЦ? ( Часть 1). Журнал международное право


Прием статей

Правила для авторов

Материал – оригинальное, ранее не опубликованное произведение. Автор принимает на себя обязательство не публиковать материал полностью или частично в каком-либо периодическом издании без согласия редакции.

Рукописи статей следует направлять письмом на официальный электронный адрес редакции журнала – [email protected]. Принимаемые форматы: doc или docs. Объем: до 40000 знаков с пробелами

Помимо текста статьи присылаемый файл должен содержать (на русском и английском языках):

1. ФИО автора. Автору необходимо указывать транслитерацию своей фамилии в латинском алфавите в той форме, в которой он использовал ее в предыдущих публикациях.

2. Место работы автора – полный адрес (улица, город, страна), включая индекс.

3. Должность, ученая степень.

4. Адрес электронной почты.

5. ORCID ID.

6. Аннотацию (не менее 250 слов).

Аннотация должна раскрывать цели и задачи исследования, краткую методологию, содержание и основные выводы исследования. Англоязычная аннотация (Abstract) не должна представлять собой дословный перевод русскоязычного аналога и содержать непереводимые русскоязычные конструкции и идиомы. Аннотация должна быть написана грамотным академическим языком и доносить до иностранного читателя цели, задачу, методологию, содержание и выводы исследования.

7. Ключевые слова (не менее 7).

8. Список литературы (References)

Оформление Списка литературы (References)

Списки литературы на русском и английском языках составляются по алфавитному принципу. В них должны быть включены: научные монографии и сборники научных материалов, статьи в научных периодических изданиях и научно-аналитические доклады. Если источник имеет DOI, его следует указать в конце библиографического описания.

В списке литературы на русском языке при оформлении книг должны быть указаны фамилия и инициалы авторов, год издания, название книги, место издания, название издательства, общее количество страниц. При оформлении статей, опубликованных в научных журналах, указываются фамилия и инициалы автора, год издания, название статьи, название журнала, том и номер, интервал страниц.

Для описания статей в сборниках или работ, опубликованных в рамках продолжающихся серий, должны быть приведены: фамилия и инициалы автора, год издания, название статьи, сборника или серии, место издания, издательство, интервал страниц. Курсивом выделяется название базового источника, на который ссылается автор: название периодического издания, в котором размещена цитируемая статья, название монографии или сборника, на главу из которого дается ссылка.  

В англоязычном списке литературы (References) вся информация о работах на русском языке должна быть  транслитерирована на английский в соответствии с правилами транслитерации (согласно стандарту BSI через сайт translit.ru). Место издания должно быть указано полностью. В англоязычном списке литературы (References) при цитировании переводных (на русский) книг и статей следует приводить оригинальное название и написание фамилии иностранного автора.

Оформление ссылок

Ссылки на научную литературу, аналитические доклады и статьи в научных изданиях должны быть оформлены в виде внутритекстовых библиографических ссылок с указанием фамилии авторов, года издания, страниц. Если авторство в библиографическом описании не указано, в текстовой ссылке необходимо привести 2-3 первых слова из названия публикации.

Примеры: [Иванов 2012:15]; [Berkman 2010:88]; [Международно-правовые вопросы…2013:5-17]

Ссылки на учебники, учебные пособия, авторефераты диссертаций, диссертации, информационные, официальные и прочие источники, в том числе на интернет-ресурсы, следует приводить в постраничных сносках.

Подробная информация доступна по ссылке: Правила оформления статей, направляемых в редакцию «Московского журнала международного права»

Материалы, направляемые в редакцию, рецензируются ежеквартально. По результатам рецензирования материала, автор уведомляется редакцией по эл. почте. В случае наличия замечаний и предложений по доработке, доработанный вариант статьи может быть направлен в редакцию по эл. почте. Литературное и техническое редактирование статей осуществляет редакция.Материалы, направляемые в редакцию, рецензируются ежеквартально в соответствие с Порядком рецензирования рукописей.

 Обращаем внимание авторов на то, что материалы, не оформленные в соответствии с требованиями, к рассмотрению не принимаются, а направляются автору (авторам) для надлежащего оформления.

 Вместе с материалами в редакцию направляется подписанный в 2-х экземплярах Договор о передаче авторского права. Обращаем внимание авторов на то, что редакция не принимает на себя какие-либо предварительные обязательства по публикации материалов. Договор вступает в силу после принятия Редколлегией решения о публикации статьи.

 

www.mjil.ru

РЕГУЛИРУЕТ ЛИ МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО ОТНОШЕНИЯ С УЧАСТИЕМ ЛИЦ? ( Часть 1) | Нефёдов

1. Абдуллаев М. И., Комаров С. А. Проблемы теории государства и права: учебник. – СПб.: Питер, 2003. – С. 380-381.

2. Бахин С. В. Международное и национальное право: соотношение правовой природы. // Современное международное право: теория и практика. – М.: Оригинал Макет. 2015.

3. Гаврилов В. В. Международное частное право: Учебное пособие. Владивосток, 1997.

4. Гетьман-Павлова И. В. Международное право: учеб. для бакалавров. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013.

5. Зимненко Б. Л. Международное право и правовая система Российской Федерации. - М. 2006.

6. Кудряшов С. М. Новые тенденции развития права международной правосубъектности // Право и политика. – 2000. – № 8.

7. Курс международного права. В 7 т., Т. 1. - М., 1989.

8. Левин Д. Б. Актуальные проблемы теории международного права. - М.: Наука,1974.

9. Лукашук И. И. Соотношение внутригосударственного и международного права в свете новой Конституции СССР // Вестник Киев. ун-та. Серия «Междунар. отношения и междунар. право». – Киев, 1979. - Вып. 8.

10. Лукашук И.И. Взаимодействие международного и внутригосударственного права в условиях глобализации // Журнал российского права. 2002. № 3.

11. Международное право / под ред. А. А. Ковалева, С. В. Черниченко. – М., 2007.

12. Международное право: учебник для бакалавров / под ред. А. Н. Вылегжанина. – М.: Юрайт, 2012.

13. Международное право : учеб. для бакалавров / под ред. А. Я. Капустина. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2014.

14. Международное право: учебник для академического бакалавриата. 3-е издание. / под ред. А. Н. Вылегжанина. - М.: Юрайт, 2016. Том. 1.

15. Мюллерсон Р. А. Национально-правовая имплементация международных договоров // Сов. ежегодник междунар. права. 1978. – М.: Наука, 1980. – С. 125–139.

16. Толстых В. Л. Курс международного права: учебник. - М.: Волтерс Клувер. 2009.

17. Фердросс А. Международное право. – М.: Издательство иностранной литературы, 1959.

18. Черниченко С. В. Вопрос о соотношении международного и внутригосударственного права как правовых систем //Правоведение. - 2009.

19. Черниченко С. В. Теория международного права. В 2-х томах. Том 1: Современные теоретические проблемы. – М.: НИМП, 1999. - С. 151-152.

20. Черниченко С. В. Нескончаемая дискуссия о международной правосубъектности индивидов // Евразийский юридический журнал. – 2015. – №5.

21. Atleson J., Compa L. et al. International labor law: cases and materials on workers’ rights in the global economy. Thomson-West, 2008.

22. Batiffol H., Lagarde P. Droit international prive. Paris, 1993. T. 1. 8 tdition. P. 206, 529-530.

23. Denza E. The relationship between international and national law // International Law . Edited by Malcolm D. Evans. Second edition. 2006. P. 429-435.

24. Cassese A. International Law. Seond edition. 2005. P. 224-237.

25. Craig, P. EU Law: Text, Casesand Materials / P. Craig . 2nd ed. Oxford: Oxford University Press, 1998. Р. 199-213.

26. Collins, H., Ewing, K.D., McColgan, A. Labour Law. Text and Materials. 2nd Ed. Hart Publishing, Oxford and Portland, Oregon, 2005.

27. Mullerson R. A. Human Rights and Individual as Subject of International Law: A Soviet View // EJIL. 1990. № 1.

28. Rothstein M.A., Craver C.B, Schroeder E.P., Shoben E.W. Employment Law. 3d Ed. Thomson West, 2005.

29. Selwyn N. Selwyn’s Law of Employment.14th Ed. Oxford University Press, 2006.

30. Verhoeven J. Droit international public. Larcier. 2000. P. 453-484;

31. Verma S.K. An Introduction to Public International Law. PHI Learning Pvt. Ltd. 2004. P 54-68.

www.mjil.ru

Московский журнал международного права - PDF

Транскрипт

1 ISSN Московский журнал международного права МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО XXI ВЕК/ КОМУ ПРИНАДЛЕЖИТ СВОБОДА ИНФОРМАЦИИ ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН РФ В ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА Moscow Journal of International Law

2 РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ: Председатель - А.В. Торкунов (Москва) Члены Редсовета: А.Х. Абашидзе (Батуми), Н.И. Акуев (Астана), КЗ. Алимов (Ташкент), Э.Д. Бейшембиев (Бишкек), И.И. Бергхолыдас (Рига), В.Г. Буткевич (Киев), Г.В. Игнатенко (Екатеринбург), А.Л. Колодкин (Москва), Ю.М. Колосов (Москва), В.В. Кочарян (Ереван), Г.И. Курдюков (Казань), С.А. Малинин (Санкт-Петербург), Л.В. Павлова (Минск), А.Х. Саидов (Ташкент), М.А. Сарсембаев (Ллматы), Л.А. Скотников (Москва), А.А. Требков (Москва), М.О. Хаитов (Ашхабад), Ю.Ю. Шатас (Вильнюс), В.Н. Яковлев (Ижевск) РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ: Главный редактор - Ю.М. Колосов Члены редколлегии: Л.Б. Архипова, К.А. Бекяшев, Ю.Е. Карлов, И.И. Котляров, Э.С. Кривчикова, В.И. Кузнецов, Е.Г. Ляхов, Ю.Н. Малеев, А.И. Муранов, Э.Н. Николаева (первый заместитель Главного редактора), Ю.А. Решетов, П.В. Саваськов, Г.П. Толстопятенко, Б.Р. Тузмухамедов (заместитель Главного редактора), О.Н. Хлестов Издание "Московского журнала международного права" осуществляется при финансовой поддержке адвокатской фирмы "Монастырский, Зюба, Семенов & Партнеры" (Москва). Контактный телефон: (095) Адрес в Internet: СОУЧРЕДИТЕЛИ: Московский государственный институт международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел России Международный союз общественных объединений юристов "Международный союз юристов" Адрес редакции: , г. Москва, пр-т Вернадского, д. 76 Телефон/факс: (095) Свидетельство о регистрации ПИ от 8 декабря 2000 г.

3 Московский журнал международного права Moscow Journal of International Law Научно-теоретический и информационно-практический журнал Издается с 1991 года Выходит один раз в три месяца 2 (42) 2001 апрель-июнь СОДЕРЖАНИЕ Выступление X. Корелла на конференции «Вступая в XXI век: к примату права в международных отношениях» 3 Вопросы теории Хлестов О.Н. Прогноз развития международного права в XXI веке 24 Гаврилов В.В. Теории трансформации и имплементации норм международного права в отечественной правовой доктрине 39 Международное и внутригосударственное право Воробьев В.П. Конституционно-правовой статус президента Государства Израиль 62 Дегтев Г.В. Федерализм в современной России 81 Права человека Решетов Ю.А. Свобода информации: кому она принадлежит? 95 Зимненко Б.Л. Анализ обращений в Европейский Суд по правам человека против Российской Федерации 112 Мезяев А.Б. Проблема смертной казни в региональном международном праве 125 Калинин А.В. Санкции и права человека: международно-правовые проблемы 155

4 Международное экономическое право Шумилов ВМ. Международное экономическое право в эпоху глобализации 167 Международное космическое право Зотова О.В., Колосов ЮМ. Правовой режим космического пространства как важный элемент поддержания международного мира и безопасности 204 Европейское право Клемин А.В. Регионы в ЕС: права на участие 209 Тихоновецкий Д.С. Административно-правовые гарантии прав человека и гражданина в ЕС 240 Право международных договоров Хакимов Р. Т., Умарахунов ИМ. Международно-договорные инициативы Республики Узбекистан 252 Международная частноправовая практика адвокатской фирмы «Монастырский, Зюба, Семенов & Партнеры» Муранов А.И. Термин «импорт услуг» в российском валютном праве. Понятия «сделка с иностранным элементом» и «внешнеэкономическая сделка» 276 Книжная полка Лейбо Ю.И. Рецензия на работы В.П. Воробьева 305 Кто есть кто в нашей науке Савельева Лариса Владимировна (Москва) 309 Шавров Владимир Федорович (Москва) 311 Документы Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 55/33 Всеобщее и полное разоружение от 20 ноября 2000 г. 313 Морской терроризм 383 Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства от 10 марта 1988 г. 391 Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе от 10 марта 1988 г. 406 Некрологи Романов Валентин Александрович 413 Талалаев Анатолий Николаевич 416

5 КОНФЕРЕНЦИЯ "ВСТУПАЯ В XXI ВЕК: К ПРИМАТУ ПРАВА В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ'' "ПРИМАТ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И МАНДАТ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ' ВЫСТУПЛЕНИЕ Г-НА ХАНСА КОРЕЛЛА ЗАМЕСТИТЕЛЯ ГЕНЕРАЛЬНОГО СЕКРЕТАРЯ ПО ПРАВОВЫМ ВОПРОСАМ, ЮРИСКОНСУЛЬТА ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ" Москва, 2 ноября 2000 года Ваше Превосходительсва, ' Дамы и Господа, Уважаемые коллеги. Я с большим удовольствием и большими ожиданиями принял ваше любезное приглашение выступить на конференции «Вступая в XXI век: к примату права в международных отношениях». Организаторы Конференции выразили надежду, что я смогу со знанием дела осветить роль Организации Объединенных Наций в укреплении существующей глобальной правовой системы и содействии тому, чтобы государства поступали в соответствии с международным правом. Отправной пункт для этой Конференции - доклад Генерального секретаря "Мы, народы: роль Организации Объединенных Наций в XXI веке", так называемый "Доклад тысячелетия". 1 В этом докладе Генеральный секретарь, в частности, отмечает: "В долгосрочном плане более широкое утверждение принципа господства права стало основой для значительного социального прогресса, достигнутого за последнее тысячелетие. Конечно, работа в этой области еще не завершена, особенно на международном уровне, и наши усилия по углублению этого процесса продолжаются."

6 Давайте теперь более подробно рассмотрим, что все это означает. В своем выступлении я попытаюсь сделать три вещи: остановлюсь на концепции примата права; остановлюсь на роли ООН, ее государств-членов и ее Секретариата в упрочении примата права в международных отношениях; и остановлюсь на том, что можно сделать для содействия примату права - на национальном и международном уровнях. Примат права Прежде всего давайте рассмотрим концепцию примата права на национальном уровне. У этой концепции давняя история. Сам этот термин -английского происхождения, но аналогичные термины есть и в других языках: "etat de droit" - во французском, "Rechtsstaat" - в немецком. По-русски, как мне сказали, это будет "господство права" или "примат права" или "примат закона". Об этой концепции написано много работ, но я не буду вдаваться в слишком мелкие детали ее истории и ее смысла. 2 Достаточно сказать, что примат права предполагает, что в государстве власть в общественной сфере должна осуществляться при полном уважении соответствующих законов. Это означает, * что все, включая главу государства, парламент, судебные и другие власти, обязаны соблюдать конституцию государства и должны действовать в предписанных ею пределах. Они также обязаны соблюдать законодательные акты, принятые парламентом, и правилами, установленньми на более низком конституционном уровне, будь то правительством или другими органами, наделенными законодательными полномочиями. Примат права означает, что и законодательные органы должны подчиняться тем законам, которые они сами приняли. Это - важное обстоятельство, особенно в отношении парламента, который в своей законотворческой деятельности связан пределами, установленными конституцией. Конечно, конституция

7 может быть изменена, но для этого требуется соблюсти определенные процедуры. Иногда требуется, чтобы поправки принимались двумя последовательными решениями. В некоторых случаях конституция требует, чтобы между этими двумя решениями были проведены парламентские выборы. При осуществлении своих функций судебные инстанции и другие государственные органы руководствуются действующими законами. Это значит, что если это не предусматривается специально для определенных случаев - своеволие со стороны тех, кто применяет закон, исключается. Напротив, требуется беспристрастное и независимое применение закона судебной властью. Другие государственные или местные органы должны применять закон объективно, в соответствии с его буквой и смыслом. Короче говоря, власть в государственной сфере должна осуществляться "по закону". Здесь я считаю весьма важным подчеркнуть, что данное требование примата права предполагает, что дело применения закона доверяется людям, которые непременно должны быть честными, независимыми и беспристрастными. Это прежде всего относится к судебной власти. Те, кто применяет закон, не должны запрашивать или получать указания от других органов, в частности, от политических структур. Я не могу переоценить важность независимости и беспристрастности судебной власти и судов в государстве. В этой связи я сошлюсь, в частности, на статью 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года 3 и статью 6 Европейской конвенции о правах человека. В то же время примат права обязывает не только судебную власть и суды, но и всех, кто осуществляет власть в государственной сфере, действовать с аналогичной объективностью и непременно демонстрировать честное отношение, чтобы пользоваться уважением граждан.

8 Примат прара в международных отношениях Возникает теперь вопрос, может ли быть применен принцип примата права на международном уровне, или, говоря более конкретно, в международных отношениях. Я недвусмысленно отвечаю: "да"! Позвольте мне сначала привлечь ваше внимание к Уставу ООН.4 В его преамбуле говорится, что народы Объединенных наций преисполнены решимости "создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права". Более того, в пункте 1 статьи 1 Устава указывается, что одна из целей Организации Объединенных Наций состоит в том, чтобы "проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира". Согласно пункту 3 этой же статьи другой целью является осуществление международного сотрудничества "в поощрении и развитии уважения к правам человека и основньм свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии". Более детальные положения о мирном разрешении споров содержатся в Главе VI Устава и, как вы знаете, одним из шести главных органов Организации Объединенных Наций является Международный Суд. В свете изложенного можно с полным основанием сказать, что одна из целей ООН заключается в том, чтобы внести вклад в утверждение примата права в международных отношениях. О том, что государства во все возрастающей степени признают примат права на международном уровне, свидетельствует сегодня и их поведение. Появляются новые области, в которых государства решают регулировать отношения между собой посредством договоров. Договаривающиеся государства предпринимают энергичные усилия к тому, чтобы соблюсти взятые на себя обязательства, и, если возникают разногласия, государства делают все от них завися- 6

9 щее для их урегулирования доступными мирными средствами. Более того, если высказывается предположение, что то или иное государство нарушает международное право, это государство проявляет серьезную озабоченность и стремится защитить себя в связи с такими обвинениями; подозрения или обвинения в нарушении международного права - очень серьезное событие, и если такое происходит, то это зачастую вызывает критику правительства со стороны общественности на национальном уровне. Что представляет собой право, существующее т международном уровне? Давайте же посмотрим, что представляет собой право, существующее на международном уровне. Наиболее важным источником международного права является право, зафиксированное в договорах. В сегодняшнем мире нет значительной деятельности, будь то на индивидуальном уровне или на уровне государств, которая осуществлялась бы вне влияния какого-либо договора. После окончания Второй мировой войны государствами были заключены многие тысячи договоров. Более 500 договоров сданы на хранение Генеральному секретарю ООН. Фактически по состоянию на октябрь это года у Генерального секретаря было депонировано 517 многосторонних договоров. 5 Эти договоры образуют всеобъемлющую систему юридических норм, регулирующих поведение государств, а также, в некотором смысле, и поведение людей. Многие ключевые многосторонние конвенции по принципиально важным для международного сообщества проблемам были разработаны на переговорах под эгидой ООН. В рамках Организации был согласован целый ряд договоров о правах человека и основных свободах. 6 Важную роль в этом деле сыграла Комиссия по правам человека ООН. Другие документы были подготовлены Комиссией международного права. В качестве примера можно было бы также назвать конвенции ООН о дипломатических и консульских сношениях,

10 о праве договоров, по борьбе с терроризмом и смежным проблемам. 7 В рамках Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮН- СИТРАЛ) был согласован ряд конвенций по праву торговли. 8 Эти договорные нормы поведения охватывают целый спектр областей деятельности людей: права человека; гуманитарную сферу; экономические и финансовые отношения; окружающую природную среду; здравоохранение; почту и телекоммуникации; дорожное, воздушное и морское сообщение; использование космического пространства и т.д. Из этого перечня договоров видно, насколько велико разнообразие областей, где государства-члены сочли необходимым объединить свои усилия для решения волнующих их проблем. Они также отражают желание государств установить между собой осуществимые права и обязанности, т.е. фактически еще более упрочить примат права. Но в то же время они отражают заботы и надежды простых людей и гражданского общества и определенно способны улучшить их жизнь. Важно отметить, однако, что обычное международное право тоже играет важную роль в урегулировании общих озабоченностей. Обычное международное право формируется действиями государств, образующими практику, которая постепенно превратится в правила, которые государства считают имеющими обязательную силу. В этой связи я хотел бы сослаться на статью 38 Статута Международного Суда, являющегося неотъемлемой частью Устава ООН. Решая переданные ему споры на основании международного права, Суд применяет, среди прочего: международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами; международный обычай как доказательство общей практики, признанной в качестве правовой нормы; общие принципы права, признанные цивилизованными нациями.

11 Особую важность имеет тот факт, что со временем договорное право может развиться в обычное международное право. Это означает, что когда договор признан большим числом государств, и поведение, предписываемое таким договором, становится практикой, признанной государствами, то содержание договора может образовать норму обычного права, на основании которой все государства и Международный Суд будут принимать решения. Хороший пример этому - конвенции о дипломатических и консульских сношениях. Даже при том, что не все государства ратифицировали эти конвенции или присоединились к ним, они представляют собой теперь, по меньшей мере в большинстве аспектов, норму обычного международного права. Кроме того, документ, который первоначально был принят только как декларация, может со временем развиться в правовую норму, признаваемую в качестве имеющей обязательную силу. Осмелюсь высказать предположение, что Всеобщая декларация прав человека 1948 года, которая была принята в качестве резолюции Генеральной Ассамблеи, сегодня представляет собой норму обычного международного права.? Из всего этого ясно, что сегодня имеется огромный массив правовых норм, признаваемых государствами и составляющими основу для их взаимодействия. Проблема, однако, в том, что это право не всегда соблюдается на международном уровне. На национальном уровне на всех и каждого распространяется юрисдикция национальных судов. И национальные власти в конечном счете исполняют решения этих судов. На международном же уровне сопоставимого механизма нет. Давайте рассмотрим эту проблему. Международный Суд может, разумеется, рассматривать споры при условии, что соответствующие государства признают юрисдикцию Суда. Однако после вынесения решения государства сами обязаны в соответствии с Уставом (пункт 1 статьи 94) обеспечить выполнение этого решения. В случае, если имеет место невыполнение решения, этот вопрос может быть рассмотрен Советом Безопас-

12 ности, который может сделать рекомендации или решить о принятии мер для приведения решения в исполнение (пункт 2 статьи 94 Устава). Но пока каких-либо решений в соответствии с этим положением Совет не принимал. Иногда мы наблюдаем, что государства не соблюдают упомянутое обязательство. Но в целом можно сказать, что государства все же следуют решениям Международного Суда и добросовестно исполняют их. Мы также видим, как на международном уровне постепенно развиваются другие судебные структуры, особенно в области прав человека. В этом контексте следует упомянуть и о Международном трибунале по морскому праву. 10 Кроме того, региональные организации создают суды для рассмотрения дел, входящих в компетенцию, которой они наделяются." Я также хотел бы упомянуть, в частности, о Римском статуте Международного уголовного суда 1998 года. 12 Статут вступит в силу после его ратификации 60-ю государствами; сейчас имеется 21 ратификация. С созданием этого суда появилось связующее звено, которого не хватало в международной правовой системе. Будем надеяться, что наличие такого суда будет радикально содействовать международному миру и безопасности. Как сказал Генеральный секретарь Кофи Аннан, этот суд можно было бы назвать "надеждой, подаренной грядущим поколениям". 3 Что же происходит, если государство не выполняет решение Международного Суда? Откровенно говоря, готовых средств, чтобы обеспечить принятие обязательства, нет. К сожалению, чем сильнее государство, не выполняющее решение суда, тем меньше вероятность того, что оно скорректирует свое поведение, если оно решило настоять на своем. Однако в конечном счете есть вариант, когда Совет Безопасности ООН может счесть, что государство, которое не исполняет или не учитывает решение Международного Суда, создает угрозу миру и безопасности. В таком случае Совет может применить Главу VII Устава, предусматривающую принудительные меры для

13 обеспечения выполнения судебного постановления. Но этот вариант, как представляется, довольно маловероятен. Роль ООН, ее государств-членов и ее Секретариата в упрочении примата праэа в международных ртцрщениях Теперь я подошел ко второй части моего выступления. Какова роль ООН, ее государств-членов и ее Секретариата в упрочении примата права в международных отношениях? Я намеренно провожу различие между собственно Организацией и Секретариатом. Если говорить об Организации, в недавно принятой Декларации тысячелетия выделяется среди других приоритетных задач - необходимость укрепления примата права, а также повышения роли Организации в XXI веке. Итоги Саммита тысячелетия глав государств и правительств, состоявшегося 6-8 сентября этого года, являются результатом многогранных усилий всего международного сообщества, включая усилия по созданию надлежащей правовой основы для нового глобализированного международного общества. В этом процессе ООН играет центральную роль. Среди недавних примеров тех мероприятий ООН, которые вносят вклад в утверждение примата права в международных отношениях, можно назвать Десятилетие международного права ( ). Как отмечается в резолюции Генеральной Ассамблеи от 17 ноября 1999 года, "Десятилетие внесло значительный вклад в укрепление господства международного права". 14 Это было достигнуто посредством более широкого признания средств и методов мирного урегулирования споров между государствами; поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации; поощрения преподавания, изучения, распространения и более широкой поддержки международного права. 15 Десятилетие увенчалось успехом благодаря согласованным усилиям государств, международных организаций и институтов и в целом международного общества, включая видных представителей юридической профессии, как практиков, так и ученых. Принятие

14 многих крупных конвенций, включая такое историческое достижение, как принятие в 1998 году Римского статута Международного уголовного суда, о чем я только что упоминал, наглядно характеризует тот вклад, который Десятилетие внесло в упрочение примата права. Он чрезвычайно важен для становления эффективной системы применения международного права и создания мощного орудия борьбы с наиболее ужасными преступлениями на нашей планете. Другим важным вкладом в укрепление примата права явились торжества по случаю столетия первой Международной конференции мира 1899 года, организованной по инициативе России и Нидерландов. Как сказал Генеральный секретарь Кофи Аннан, "итоги обсуждений, состоявшихся в Гааге и Санкт-Петербурге, не только значительно развили темы первой Конференции мира, но и помогли дать энергичный импульс имеющей огромное значение глобальной дискуссии о роли ООН в предотвращении конфликтов и пресечении вопиющих и систематических нарушений прав человека." 16 Конференция, на которой я имею честь выступать в данный момент и которая организована совместно ООН и Российской Ассоциацией международного права, продолжает традицию активного участия России и ее юристов-международников в поисках решений наиболее актуальных проблем повестки дня международного сообщества, в том числе проблем, относящихся к укреплению международного правопорядка. Это - еще один важный шаг в активном сотрудничестве между представителями государств, ООН и таким важным профессиональным сегментом гражданского общества, как юристы-международники всего мира. Заинтересованность международного сообщества в дальнейших шагах после Десятилетия международного права нашла отражение в заключительных резолюциях Генеральной Ассамблеи по этому пункту повестки. 17 В этих резолюциях подчеркивается, что государства, международные организации и институты должны продолжать поощрять и поддерживать мероприятия в правовой области, направленные на содействие достижению главных целей Десятилетия.

15 Можно сказать, что это Десятилетие явилось предтечей призыва к укреплению правового фундамента современной цивилизации, сформулированного в "Докладе тысячелетия" Генерального секретаря, на который я ссылался в начале своего выступления, и в Декларации тысячелетия, принятой заседанием Генеральной Ассамблеи на высшем уровне 8 сентября 2000 года. 18 В докладе Генерального секретаря подчеркивается необходимость большего уважения к закону как в международных, так и внутригосударственных делах. Особенно следует соблюдать согласованные положения договоров о контроле над вооружениями и в области международного гуманитарного права и прав человека. Генеральный секретарь призвал все правительства, которые еще не сделали этого, подписать и ратифицировать различные пакты, конвенции и договоры, составляющие основной корпус международного права. Он подчеркнул, среди прочего, необходимость положить конец "культуре безнаказанности" и создать Международных уголовный суд. Он также обратился с просьбой об оказании государствам технической помощи, с тем чтобы содействовать их участию в международных правовых документах. В разработке новых форм и норм глобального управления, отмечает Генеральный секретарь, вместе с государствами и межправительственными организациями принимают участие "многочисленные, разнообразные и все более влиятельные негосударственные субъекты" - неправительственные организации, учреждения частного сектора и многосторонние учреждения. В этой связи Генеральный секретарь акцентировал необходимость внести коррективы в работу Организации, с тем чтобы она могла в полной мере использовать вклад гражданского общества. Для претворения в действия фундаментальных ценностей, затрагивающих существо международных отношений в XXI веке, в Декларации тысячелетия намечен ряд ключевых целей, в том числе в сфере права. Позвольте мне процитировать следующие пять элементов:

16 Добиваться большего уважения господства права в международных, равно как и в национальных делах и, особенно обеспечить исполнение государствами-членами решений Международного Суда в соответствии с Уставом ООН по делам, в которых они являются сторонами. Повышать эффективность ООН в мирном разрешении споров. Обеспечить соблюдение государствами-участниками договоров в таких областях, как контроль над вооружениями и разоружение, а также норм гуманитарного права и прав человека, и рассмотреть вопрос о подписании и ратификации Римского статута Международного уголовного суда. Принять согласованные меры по пресечению международного терроризма и рассмотреть вопрос о присоединении так скоро, как это возможно, ко всем соответствующим международным конвенциям. Минимизировать негативные последствия экономических санкций ООН для неповинных людей, проводить регулярные обзоры действия таких санкционных режимов и исключить негативные последствия санкций для третьих сторон. В Декларации упоминается также следующее обещание стран-членов с последующими детализированными обязательствами (абзацы 25 и 26): "Мы не пожалеем усилий для поощрения демократии и укрепления правопорядка, а также для обеспечения уважения всех международно признанных прав человека и основных свобод, включая право на развитие. 10 Важнейшим вкладом, который может внести собственно ООН в утверждение примата права в международных отношениях, является поддержка и продвижение правил, содержащихся в существующем массиве договоров, поскольку это имеет ключевое значение для функционирования международного общества. Однако не-

17 которые из этих договоров, несмотря на то, что они уже длительное время открыты для подписания, ратификации или присоединения, до сих пор не стали универсальными. В мае этого года Генеральный секретарь обратился к главам государств и правительств с письмом, предложив им воспользоваться возможностью, которую предоставляет Саммит тысячелетия, для подписания и ратификации этих договоров или для присоединения к ним. В этом письме он призвал глав государств и правительств обратить особое внимание на основное ядро из 25 многосторонних договоров, которые, по его мнению, отражают цели Устава и основные ценности Организации. 9 Эта инициатива увенчалась полным успехом. В течение трех дней Саммита было совершено 273 договорные акции: 187 случаев подписания документов, 86 ратификаций или присоединений. Особенно отрадно отметить следующее: 59 стран подписали и 2 страны ратифицировали Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка об участии детей в вооруженных конфликтах; 12 стран подписали и 4 страны ратифицировали Римский статут Международного уголовного суда; и 7 стран ратифицировали Конвенцию о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала (или присоединились к ней). Однако цель достижения универсального участия в основных многосторонних договорах все еще далеко не достигнута. Кроме того, для осуществления примата права в международных делах не достаточно согласия государств считать нормы договоров обязательными для своего исполнения. Чтобы народы всех стран могли участвовать в складывающемся общемировом правопорядке и пользоваться его выгодами, государства должны также уважать и выполнять обязательства по договорам, которые они заключили. А это зависит о самих государств-членов. Процесс заключения договора требует согласованных усилий, которые должны быть подкреплены приверженностью обязательствам со стороны каждого отдельного государства.

18 Давайте теперь перейдем к деятельности Секретариата, а также фондов и программ ООН. На пути к цели утверждения примата права Секретариат ООН осуществляет широкий спектр мер, чтобы содействовать созданию условий, которые будут обеспечивать именно практическую реализацию норм международного права. Ряд управлений, департаментов, программ, фондов и учреждений ООН оказывают правительствам по их просьбе помощь в разработке проектов законов, необходимых на национальном уровне для обеспечения выполнения договорных обязательств, которые они взяли на себя или которые они намерены взять в будущем. 20 Аналогичным образом ряд подразделений ООН оказывает помощь правительствам в осуществлении программ подготовки по конкретным аспектам международного права для тех, кому по роду работы приходится заниматься его применением. Такая подготовка, например, организуется для сотрудников правоохранительных органов, пенитенциарных, социальных и иммиграционных учреждений. 21 Очевидно, что и здесь предстоит еще большая работа. Слишком часто отдельные лица, группы и объединения сталкиваются с тем, что они лишены прав и благ, предусмотренных в международном праве и международных договорах. Иногда это происходит вследствие сознательного отказа национальных властей признать и соблюдать свои обязательства по международному праву. Однако чаще бывает так, что властям просто недостает необходимых знаний и ресурсов для обеспечения надлежащего осуществления и применения упомянутых обязательств. Требуется же разработать и принять соответствующее законодательство, внедрить необходимые процедуры и административные меры, обучить тех, кто участвует в применении подобного законодательства, процедур и мер, и ознакомить их с международными нормами, которые они должны выполнять. Для содействия упрочению примата международного права Секретариат ООН разработал План действий, предусматривающий ряд мер, которые могут быть приняты различными подразделения-

19 ми системы ООН. Можно было бы назвать следующие из них: Содейстэие участию в многосторонних ДОГОРОрах. Меры на этом направлении включают: систематическое содействие подписанию и ратификации договоров. Адресатами этой работы должны быть не только государства, но и негосударственные субъекты, неправительственные организации и другие группы гражданского общества, проявляющие особый интерес к конкретным договорам, с целью заручиться их поддержкой; привлечение внимания парламентариев, научных центров по вопросам публичной политики, профессиональных объединений юристов и широкой общественности как к названным 25 "основным" договорам, чему было посвящено Обращение тысячелетия Генерального секретаря в мае сего года, так и к статусу их подписания и ратификации; оказание технической помощи правительствам в деле завершения необходимых формальностей в связи с договорами. Оказание помоши государствам в подготовке необходимого имплементапионного законодательства. Ряд подразделений Секретариата, программы, фонды и учреждения оказывают помощь правительствам в разработке проектов или проведении обзора национальных законов по обеспечению выполнения их международных обязательств. Очевидно, однако, что такая помощь должна по возможности предоставляться на более систематической, скоординированной и широкой основе. Также изучается возможность подключения к содействию заинтересованных межправительственных организаций или, соответственно, неправительственных организаций. Подготовка судей и практикующих юристов. Секретариат, программы, фонды и учреждения активно: предлагают курсы по международному праву, которые действующие судьи и практикующие юристы могут пройти на добровольной основе;

20 настаивают на принятии квалификационного требования к судьям и практикующим юристам, чтобы в процессе своей профессиональной подготовки они прошли курсы по международному праву; привлекают к оказанию помощи международные и национальные ассоциации юристов, специализирующиеся в области международного права. Подготовка других дцц. участвующих э применении международного права. В настоящее время ООН осуществляет значительное количество программ подготовки по конкретным аспектам международного права для тех, кто участвует в его применении на национальном уровне. Секретариат рассматривает меры содействия координации этой учебной деятельности. Образование и пропаганда международного права. Желательно, чтобы юристы и руководящие работники были знакомы с международным правом и имели некоторое представление о его базовых понятиях и методологии. Однако международное право преподается даже не на всех юридических факультетах. Поэтому Секретариат, программы, фонды и учреждения рассматривают сейчас шаги для стимулирования более широкого преподавания международного права в университетах и других высших учебных заведениях, на юридических курсах и на курсах по международным отношениям, деловому и государственному управлению. В этом контексте я хотел бы упомянуть, что недавно я обратился с письмом к деканам факультетов права по всему миру, в котором подчеркнул важность преподавания международного права. 22 Дело в том, что, как я уже говорил, даже сегодня международное право преподается не на всех юридических факультетах. А там, где оно преподается, оно обычно не входит в число "основных" или обязательных учебных дисциплин - в то время, как законодательство о правах человека в той или иной форме часто входит. Более того, этот предмет обычно не включается в курсы по государственному управлению или политологии. Чтобы помочь тем университе- 18

21 там, которые, возможно, нуждаются в этом, в разработке подходящих учебных программ для курсов по международному праву и определении соответствующих учебных материалов, я заручился содействием группы известных юристов-преподавателей. Хотел бы призвать вас присоединиться к этой сети или, наоборот, воспользоваться теми ресурсами, которые она предлагает. 23 Кроме того - если продолжить тему содержания Плана действий - необходимая информация должна быть легко доступной широкой публике с тем, чтобы она имела возможность поддерживать и обеспечивать надлежащее выполнение плана. В этом контексте уместно назвать следующие мероприятия: Развивающимся странам регулярно направляются публикации по правовой тематике, а информация о деятельности правовых органов ООН сейчас распространяется через Интернет. Предпринимаются усилия к тому, чтобы создать библиотеку аудиовизуальных материалов, предназначенных, главным образом, "для усиления учебных программ в развивающих странах. Открыты web-страницы Международного суда; Международного уголовного суда; Комиссии по международному праву; по проблемам: кодификации, развития и более широкого признания международного права; договоров; ЮНСИТ РАЛ; Морского права; Шестого комитета, а также страница Юрисконсульта ООН.24 ООН также вносит вклад в Глобальную сеть правовой информации (Global Legal Information Network - GLIN), поддерживаемую Библиотекой конгресса США, помещая в базу данных GLIN сведения о деятельности ООН. Что можете сделать вы для содействия примату права - на национальном и международном уровнях? Как представляется, ООН многое делает и будет делать для упрочения примата права в международных отношениях в концептуальном и в практическом плане. В третьей части моего выступления ставится вопрос: Что можете сделать вы для содействия прима-

22 ту права - на национальном и международном уровне? Я просто не могу упустить эту возможность и не обратиться к вам за поддержкой и за поддержкой ваших институтов и организаций, к которым вы принадлежите или которые вы представляете. Я прошу вас предпринять все усилия, которые вам доступны в разумных пределах, чтобы привлечь внимание - парламентариев, научных центров по вопросам публичной политики, профессиональных объединений юристов, студентов и широкой общественности - к ключевым многосторонним договорам, заключенным международным сообществом за прошедшие полвека, и к настоятельной необходимости того, чтобы ваше правительство подписало и ратифицировало их или присоединилось к ним, если оно еще не сделало этого. В более широком смысле, однако, принципиально важно предпринять шаги для повышения осведомленности о международном праве, как широкой публики, так и - что важнее - тех, кто участвует в применении этого права, в частности, практикующих юристов и судей. По мере того, как международное право развивается для регулирования все новых и новых областей повседневной жизни и бизнеса, оно играет даже еще большую роль в законодательстве каждой страны. Это налагает особую ответственность на юристов и тех, кто обучает их и совершенствует их подготовку. К международному праву нельзя более относиться, если вообще когда-либо можно было, как к "факультативному предмету", который юристы могут или не могут изучать по своему желанию. В наши дни, чтобы соответствовать базовым требованиям примата права, юристам необходимо знать международное право - быть обученными его методике и знать, как ориентироваться в нем и применять его, когда этого потребуют обстоятельства. Именно в этом свете следует рассматривать шаги, предпринятые Генеральным секретарем, и мое обращение к деканам юридических факультетов по всему миру. Поэтому я попросил бы вас и организации, к которым вы при-

23 надлежите или которые вы представляете, организовать курсы по международному праву, которые могли бы пройти на добровольной основе действующие судьи и практикующие юристы. Кроме того, я хотел бы призвать вас энергично поддержать принятие квалификационного требования к судьям и практикующим юристам, чтобы в процессе своей профессиональной подготовки они прошли курсы по международному праву. И я попросил бы вас насколько это в ваших возможностях и если вы работаете в системе правосудия, требующей, чтобы практикующие юристы продолжали юридическое образование активно способствовать признанию курсов международного права в качестве предъявляемого требования. Однако, хотя такие курсы подготовки могут расширить осведомленность в международном праве практикующих юристов и судей, необходима более долгосрочная стратегия для обеспечения того, чтобы все те, кто участвует в общественной жизни, глубже и лучше знали международное право. Очевидно, что здесь предстоит еще многое сделать. Выводы В заключение хотел бы сказать следующее: Я надеюсь, что мне удалось объяснить весьма простьми словами то, что я подразумеваю под приматом права, как на национальном, так и на международном уровне. Я надеюсь, что я ясно показал, что существует богатый массив международного права и что сейчас действительно необходимо всеобщее признание и полное уважение этого права. Я надеюсь, что мне удалось осветить роль ООН в упрочении примата права в международных отношениях и работу, которая делалась и делается Организацией для выполнения этой задачи. Я надеюсь, что мне удалось показать вам, какой вклад вы можете внести в утверждение примата права не только на национальном уровне, но и на международном уровне.

24 Знание - это сила, и глубокое знание международного права, его принципов и его души лучшая защита, которую человечество может обеспечить, от повторения ошибок прошлого, и лучший мост, который можно построить, к более счастливому миру, к миру, когда примат права окончательно утвердится в жизни мужчин и женщин всех стран. Предпринимаемые нами усилия по упрочению и более широкому признанию примата права в международном плане будут неизменньм наследием для грядущих поколений. Будем надеяться, что мы сможем быть уверены в том, что оставляем после себя уже другой мир, на протяжении большей части истории миром правили страх и грубая сила. Будем надеяться, что мы сможем вступить в эпоху, когда будут главенствовать выработанные сообща и предсказуемые нормы поведения, - в мир, в котором люди могут жить достойно. Благодарю вас за внимание. ' UN doc. А/54/2000. Цитата из пункта Сэр Артур Уотте. "Примат международного права", Германский ежегодник международного права (Sir Arthur Watts, «The International Rule of Law», German Yearbook of International Law, vol.36 (1993), pp ). 3 Сборник договоров ООН (United Nations Treaty Series), Vol. 999, p Российская Федерация ратифицировала пакт 16 октября 1973 года. 4 United States, Treaty Series, No См. 6 Подробное освещение роли ООН можно найти в сборнике «United Nations and Human Rights », Blue Book Series, Vol. VII, Sales No. E.95.I Конвенция о дипломатических сношениях, совершенная в Вене 18 апреля 1961 года (United Nations Treaty Series, Vol. 500, p.95. Российская Федерация ратифицировала эту конвенцию 25 марта 1965 г.). g См. http ://www.uncitral.org 9 Резолюция Генеральной Ассамблеи 217 А (III) от 10 декабря 1948 г. 10 См. http7/www.un.org/depts/los/index.htm " Европейский суд по правам человека и Межамериканский суд по правам человека представляют собой хорошие примеры. (См.. соответственно,

25 12 Документ PCNICC/1999/INF/3 и 13 Выступление Генерального секретаря на церемонии по Кампидольо в Риме 18 июля 1998 г. -(http://www.un.prg/icc/speeches/71ssg.htm). 14 Резолюция Генеральной Ассамблеи 54/28 от 17 ноября 1999 г. 15 См. статью 13 Устава ООН. 16 Документ A/54/PV Резолюции Генеральной Ассамблеи 54/27 и 54/28 от 17 ноября 1999 г. 18 Документ A/RES/55/2. 19 В их число входят Конвенция о геноциде, Конвенция о ликвидации расовой дискриминации, Международный пакт о гражданских и политических правах и два факультативных протокола к нему, Конвенция о ликвидации дискриминации в отношении женщин и факультативный протокол к ней, Конвенция против пыток, Конвенция о правах ребенка и два новые факультативные протокола к ней, Конвенция о защите прав трудящихсямигрантов, Женевская конвенция о беженцах 1951 года и протокол к ней 1967 года, Конвенция о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала, Конвенция о бомбовом терроризме. Римский статут Международного уголовного суда, Конвенция о негуманном оружии 1980 г ода с протоколами, Конвенция о запрещении химического оружия 1992 года, Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, Оттавская " конвенция о запрещении противопехотных мин, Киотский протокол к Конвенции ООН об изменении климата, Конвенция о биологическом разнообразии и Конвенция о борьбе с опустыниванием., 20 Такая помощь оказывается, в частности: Управлением Верховного комиссара по правам человека; Управлением Верховного комиссара по делам беженцев; Программой ООН по окружающей среде; Отделом права международной торговли Управления по правовым вопросам; ЮНИСЕФ; ПРООН. 21 Управление Верховного комиссара по правам человека; Управление Верховного комиссара по делам беженцев. 22 См. 23 Контакты через проф. Шарон Уильяме (Sharon Williams). Адрес ее э-почты: 24 См. http;//www,un.qrg/law

26 I " I Вопрос теории ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА в XXI веке Хлестов О.Н* На рубеже двух веков и тем более тысячелетий перед человечеством всегда встает вопрос: что его ждет в будущем? Вот и сейчас задают этот вопрос. Предсказывают, что в XXI столетии произойдут колоссальные изменения в жизни человечества, будут достигнуты небывалые успехи в различных областях науки и техники - в генной инженерии после расшифровки генома человека, в информатике, в освоении Мирового океана и космоса. Возникает также вопрос: как будут влиять на жизнь мирового сообщества растущие противоречия в связи с неравномерным развитием различных групп государств, разнообразием рас, национальностей и культур, углублением пропасти между богатыми и бедными странами, обострением экологических и демографических проблем? Станут ли все эти проблемы разрушительным фактором или человечество сумеет их преодолеть? Подобные вопросы возникают и применительно к международному праву - каким оно будет в XXI веке? Будет ли оно создавать международный правопорядок, на основе и в соответствии с которым будут развиваться мирные отношения между всеми членами мирового сообщества? Или государства и в XXI в. будут использовать вооруженную силу для достижения своих внешнеполитических целей, для разрешения международных споров, а внутренние * Вице-президент Российской ассоциации международного права, Чрезвычайный и Полномочный Посол, профессор. 24

27 вооруженные конфликты будут продолжать полыхать в различных точках нашей планеты? Ответ на эти вопросы имеет важное значение для жизни мирового сообщества, для определения внешней политики государства. На международной арене происходит сотрудничество и борьба между государствами, поскольку их интересы далеко не всегда совпадают. В ходе разработки международно-правовых норм каждое государство стремится создать такие нормы, которые отвечали бы его интересам. Но поскольку это практически невозможно, создаваемые нормы носят компромиссный характер. Эти нормы создают международный правопорядок, или, как его иногда именуют, - международную законность, которая определяет правила поведения государств. Международное право развивается под воздействием объективных факторов, являющихся источником международного права в материальном смысле (соотношение сил на международной арене, научно-техническая революция, экономические и иные факторы). Поэтому тенденции развития международного права в XXI столетии можно определять, лишь учитывая эти объективные факторы. В то же время международное право в XXI в. будет развиваться на базе существующего права - что-то должно сохраниться, а в чем-то неизбежно произойдут изменения. Поэтому важно оценить, в каком состоянии находится современное международное право, что оно из себя представляет, тем более, что сейчас человечество подводит итоги XX в. Современное международное право стало складываться в ходе Второй мировой войны на гребне демократического подъема борьбы против гитлеровской Германии и ее союзников. Фундамент этого права был заложен в Уставе ООН. За прошедшие полвека в международном праве произошли коренные изменения и ныне оно кардинально отличается от того права, которое существовало во времена Лиги Наций. Создание современного международного права - результат деятельности ООН, всех организаций ее системы. В рамках ООН

28 были приняты сотни актов, способствовавших формированию международного права, таких как Декларация 1970 г. о его принципах, определение агрессии 1974 г. Созданию норм международного права способствовали Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, конференции ООН по разоружению, по правам человека, по окружающей среде, различные органы ООН - комиссии по международному праву, по правам человека, по торговому праву. Определенную роль сыграли решения и консультативные заключения Международного Суда ООН. Большой вклад внесли международные универсальные организации - специализированные учреждения ООН - например ИКАО - в развитии воздушного права, а также МАГАТЭ в упрочении режима нераспространения ядерного оружия. Региональные организации, например ОБСЕ, ЛАГ, дополняли универсальные нормы региональными. Естественно, главную роль играли основные субъекты международного права - государства, в том числе и наша страна, внесшая важный вклад в этот процесс. При оценке международного права (а ее критерии относятся и к внутригосударственному праву) учитываются два аспекта: 1. Какие были созданы новые нормы и каков характер права? 2. Как эти нормы соблюдаются на практике? Состояние современного международного права За последние полвека для развития международного права сделано больше, чем за два предыдущих столетия. Появились новые отрасли - космическое право, атомное, информационное, право окружающей среды. Появился целый пласт международно-правовых норм, направленных на уменьшение военного противостояния государств - о разоружении, о мерах доверия, о запрещении производства и применения химического и бактериологического оружия и его уничтожении, о нераспространении ядерного оружия. Сформировались новые международно-правовые принципы: запрещение использовать силу или угрозу силой, т. е. прибегать к войне как

29 средству осуществления внешней политики и разрешения международных споров; обязательство разрешать международные споры только мирными средствами, чего не было в период Лиги Наций; сотрудничество государств в защите прав человека: ныне эта проблема является международной, а не внутренней. Гуманитарное право - о защите жертв войны, ныне должно применяться во время не только межгосударственных, но и внутренних вооруженных конфликтов. В соответствие с современной действительностью приведены нормы в таких отраслях, как посольское, консульское и морское право, право международных договоров. После Второй мировой войны, особенно в последние десятилетия, стремительно возрастает регулирование внутригосударственных отношений международно-правовыми нормами. В ряде стран, например в России, международно-правовые нормы стали составной частью их правовой системы и нормы их международных договоров имеют приоритет над нормами внутреннего права в случае их коллизии. Если развитию норм международного права в XX в. можно дать высокую оценку, то положение в области их соблюдения несколько иное. Что же было сделано для обеспечения соблюдения международно-правовых норм? Одно из направлений - совершенствование способов разрешения международных споров. Возрастала роль превентивной дипломатии, посредников, в том числе Генерального Секретаря ООН, международных следственных и согласительных комиссий, международных арбитражных и судебных органов. Создан Международный трибунал ООН по морскому праву с широкими полномочиями. ООН стала заниматься предотвращением и урегулированием не только межгосударственных, но и внутренних вооруженных конфликтов. С 1948 г. проводятся миротворческие операции ООН, которые способствовали прекращению вооруженных конфликтов, разрушению ряда стран, спасению мирного населения. Как отметил Генеральный Секретарь ООН К. Аннан в годовом докладе о работе Организации за 2000 г., меры, принимавшиеся по линии ООН, ее Совета Безопасности привели к урегули-

30 рованию ряда вооруженных конфликтов; среди них - в Таджикистане, в Восточном Тиморе, в ряде других стран. Шел процесс создания международных судебных учреждений для наказания физических лиц за совершение военных и других тяжких международных преступлений - трибуналы по Югославии и Руанде, Международный уголовный суд. Более активную роль в борьбе за соблюдение международного права стали играть другие организации - члены «семьи ООН», а также региональные организации. Тем не менее, несмотря на все это, соблюдение международно-правовых норм остается все еще на недостаточно высоком уровне, особенно в самой острой сфере - обеспечении мира и безопасности. Во второй половине XX в. имело место около 90 вооруженных конфликтов, правда почти 80% из них - это внутренние, тогда как ООН создавалась для предотвращения межгосударственных конфликтов. Вывод: современное международное право, несмотря на его нарушения, является демократическим, прогрессивным, создает благоприятные условия для поддержания мира и развития нормальных отношений между всеми государствами. Оно отвечает интересам всего мирового сообщества, особенно малых государств, которые не обладают мощным военно-экономическим потенциалом и для защиты своих интересов могут и должны опираться не на силу, а на право. Современное международное право также отвечает интересам России и создает благоприятные условия для осуществления ее внешней политики и проведения реформ в стране. Перспективы развития международного права в XXI веке В силу объективных факторов роль международного права в XXI веке будет возрастать. Будет происходить дальнейшее добровольное ограничение суверенных прав государств, так как без этого невозможно развитие отношений между ними, а мир становиться все более взаимозависимым и тесно связанным. Будет развиваться и

docplayer.ru

РЕГУЛИРУЕТ ЛИ МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО ОТНОШЕНИЯ С УЧАСТИЕМ ЛИЦ? ЧАСТЬ 2 | НЕФЕДОВ

1. Ануфриева Л.Пп. 2002. Соотношение международного публичного и международного частного права: правовые категории. М.: Сспарк. 415 c.

2. Братусь Н., Венгеров А.Б. 1975. Ппонятие и содержание и формы судебной практики. - Судебная практика

3. в советской правовой системе. М.: Юрид. лит. 8-74.

4. Брун М.И. 2009. Международное частное право. - Золотой фонд российской науки международного права. Тт.II. М.: Междунар. отношения. 103-328.

5. Воронов А. Ф. 1987. Международный гражданский процесс как межсистемный комплекс. - Вестник Московского университета. Серия 11: Право. № 3. 83–88.

6. Гаспаревич И.Ю. 2008. Историческое развитие коллизионного права. - Проблемы управления. №4 (29). 113 -118.

7. Гревцова, Тт.Пп. 1965. Международный договор в системе источников советского внутригосударственного права. - Советский ежегодник международного права. М.: Наука. Сс. 171 -179.

8. Давид Р., Жоффре-Сспинози К . 1997. Основные правовые системы современности. М.: Международные отношения. 400 с.

9. Зивс Сс.Л. 1981. Источники права. М.: Наука. 239 c.

10. Иванов Н.Пп. 2009. Ооснования частной международной юрисдикции. - Золотой фонд российской науки международного права. Тт.II. М.: Междунар. отношения. Сс. 59-101.

11. Игнатенко Г.В., Малинин А. 1987. Новые тенденции в международном нормотворчестве. - Советский ежегодник международного права. М.: Наука. Сс. 32-46.

12. Левитин А.Б. 1959. К вопросу о предмете международного частного права - Правоведение. № 3. 95-101.

13. Лунц Л.А. 1968. Ссоотношение международного договора и внутригосударственного закона в гражданском и трудовом праве. - Ученые записки ВНИИСЗ. Вып. 14. Сс. 220-232.

14. Мешера В.Ф. 1963. Оо международном договоре как источнике советского права. - Известия высших учебных заведений. Правоведение. № 1.124 - 126.

15. Монастырский Ю.Э. 1994. Некоторые вопросы разрешения споров на основе иностранных законов. - Законодательство и экономика. № 19. Сс. 10-20.

16. Мюллерсон Р.А. 1982. Оо соотношении международного публичного, международного частного и национального права. - Советское государство и право. № 2. Сс. 80-89.

17. Нефедов, Б.И. 2012a.Ттриптих. Межсистемные образования в праве. Часть 1. - Евразийский юридический журнал. № 8 (51). Сс 35-38.

18. Нефедов, Б.И. 2012b. Ттриптих. Межсистемные образования в праве. Часть 2. - Евразийский юридический журнал. № 9 (52). Сс 24-28.

19. Нефедов, Б.И. 2012c.Ттриптих. Межсистемные образования в праве. Часть 3. - Евразийский юридический журнал. № 10 (53). Сс 59-63.

20. Рубанов А.А. 1984. Теоретические основы международного взаимодействия национальных правовых систем. М.: Наука. 159 c.

21. солиев И. М. 2012. К вопросу о теоретических основах международного взаимодействия национальных правовых систем и применения иностранного права. - Вестник ТГУПБП. №4 (52). C.45-56.

22. Храбсков В.Г. 1982. Международное частное право в системе общего международного права. - Правоведение. № 6. Сс. 34-38.

23. Ago R. 1934. Teoria del diritto internazionale private. Parte generale. Padova: Cedam. 299 s.

24. Batiffol H., Lagarde P. 1993. Droit international prive. 8 ed. T 1. Paris: LGDJ. 656 p.

25. Cook W. W. 1942. The Logical and Legal Bases of the Conflict of Laws. Cambridge, MA: Harvard University Press. 458р.

26. Garrison М., Davis R., Reitzel J., Severance G. 1994. Contemporary Business Law and the Legal Environment. Principles and Cases. 5th ed. N.Y.: McGraw-Hill College. 1407 p.

27. Kalensky P. 1971. Trends of private international law. Prague: Academia. 308 p.

28. Kegel G. 1979. Paternal Home and Dream Home: Traditional Conflict of Laws and the American Reformers. - American Journal of Comparative Law. Vol. 27. P. 616-621.

29. Madl F., Vekas L. 1987. The Law of Conflicts and Foreign Trade. Budapest: Akademial Kiado. 380 p.

30. North P. M. 1974. Cheshire’s. Private International Law. London: Butterworths. 740 p.

31. Алтенов И. 1955. Международно частно-правната система на Народна Република България. Ссофия: Българската Академия на науките. 406 с.

32. Кутиков В. 1976. Международно частно право на Народна Республика България. Наука и Изкуство. 591 с.

33. С сталев Ж. 1982. Сыщность и функция на международного частно право. Ссофия: Наука и изкусство. 296 с.

www.mjil.ru

Международно-правовые основания юрисдикционного иммунитета государств | Вылегжанин

1. Deluxе Black’s Law Dictionary. Definitions of the Terms and Phrases of American and English Jurisprudence, Ancient and Modern. By H.C.Black. Sixth Edition. By the Publisher’s Editorial Staff. Coauthors J.R.Nolan and J.N.Nolan-Haley. St. Paul Winn. West Publishing Co. 1990. P. 751.

2. Malanczuk P. Akehurst’s Modern Introduction to International Law. Seventh Revised Edition. Routledge. London and New York. 1997. P.118. URL: http://www.academia.edu/2440951/Peter_Malanczuk_Akehurst_s_Modern_Introduction_to_International_Law_Seventh_edition_1997 (дата обращения: 25.04.2015).

3. Хлестова И.О. Юрисдикционный иммунитет государств. ИД «Юриспруденция», 2007. С. 5-6, 40, 90.

4. Дело “Congo v. Belgium”. I.C.J.Reports, 2002. URL: http://www.refworld.org/docid/3c6cd39b4.html (дата обращения: 03.10.2014).

5. International Law. A Treatisе. By L.Oppenheim. Sixth Edition. Ed. by H.Lauterpacht. London. New York. Toronto. 1947. P. 239.

6. Словарь международного права / Редакционная коллегия: С.В. Черниченко, А.Н. Вылегжанин, Б.Р. Тузмухамедов; отв. ред. С.А. Егоров. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2014. С. 116-117.

7. Finke J. Sovereign Immunity: Rule, Comity or Something Else? // The European Journal of International Law. Vol. 21. no. 4. 2011. P. 857, 864. URL: http://ejil.oxfordjournals.org/content/21/4/853.full.pdf+html (дата обращения: 01.12.2014).

8. Fox H. The Law of State Immunity // Oxford University Press. 3rd edition. 2013. P. 3.

9. Sinclair I. The Law of Sovereign Immunity; Recent Developments./ M. Dixon & R. McCorquodale. Cases and Materials on International Law. Oxford University Press. 2003. P. 302.

10. Tomuschat C. The International Law of State Immunity and Its Development by National Institutions // Vanderbilt Journal of Transnational Law. Vol. 44. 2011. P. 1140. URL: http://www.vanderbilt.edu/jotl/manage/wp-content/uploads/Tomuschat-cr.pdf. (дата обращения: 11.12.2014).

11. McGregor L. Torture and State Immunity: Deflecting Impunity, Distorting Sovereignty//The European Journal of International Law. Vol. 18 no. 5. 2007. P. 913. URL: http://ejil.org/pdfs/18/5/244.pdf (дата обращения: 01.09.2014).

12. Peters A. Humanity as the A and Ω of Sovereignty // The European Journal of International Law. Vol. 20. 2009. P. 513. URL: https://ius.unibas.ch/uploads/publics/3616/Peters_Sovereignty.pdf (дата обращения: 05.11.2014).

13. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 32/151 от 19 декабря 1977 г.

14. Yearbook of the International Law Commission (38th session, 1986), Vol. II, Pt. 2. Р. 16. URL: http://legal.un.org/ilc/publications/yearbooks/Ybkvolumes%28e%29/ILC_1986_v2_p2_e.pdf (дата обращения: 01.05.2015)

15. Watts A. The International Law Commission. 1949-1998. Vol. III: Final draft articles not yet having resulted in the conclusion of a treaty and reports other than final draft articles. Oxford, Oxford University Press. 1999. P. 1999-2000.

16. Yearbook of the International Law Commission, 1991, Vol. II, Part Two. P. 46. URL: http://legal.un.org/ilc/publications/yearbooks/Ybkvolumes%28e%29/ILC_1991_v2_p2_e.pdf (дата обращения: 20.08.2014).

17. Sixth Committee. Summary record of the 13th meeting. United Nations doc. A/C.6/59/SR.13, p.6, para.36. URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N04/569/30/PDF/N0456930.pdf?OpenElement (дата обращения: 21.08.2014).

18. Решение Международного Суда ООН от 3 февраля 2012 г. Jurisdictional Immunities of the State (Germany v. Italy: Greece intervening), Judgment, I.C.J. Reports 2012, p. 123-124, para. 57. URL: http://www.icj-cij.org/docket/files/143/16883.pdf (дата обращения: 01.08.2014).

19. Krajewski M. and Singer C. Should Judges be Front-Runners? The ICJ, State Immunity and the Protection of Fundamental Human Rights. Max Planck Yearbook of United Nations Law, Vol. 16, 2012. P. 10. URL: http://www.mpil.de/files/pdf1/mpunyb_01_krajewski_neu.pdf (дата обращения: 01.11.2014).

20. Решения Европейского суда по правам человека: от 21 ноября 2001 г. по делу “McElhinney v. Ireland”, application No. 31253/96. URL: http://hudoc.echr.coe.int/sites/eng/pages/search.aspx?i=001-59887 (дата обращения 01.09.2014).

21. Решения Европейского суда по правам человека: от 12 декабря 2002 г. по делу “Kalogeropoulou and Others v. Greece and Germany”, application No. 59021/00. URL: http://hudoc.echr.coe.int/sites/eng/pages/search.aspx?i=001-23539 (дата обращения: 05.09.2014).

22. Решения Европейского суда по правам человека: от 16 июня 2009 г. по делу “Grosz v. France”, application No. 14717/06. URL: http://caselaw.echr.globe24h.com/0/0/france/2009/06/16/grosz-v-france-1461-14717-06.shtml (дата обращения: 26.09.2014).

23. Bartsch K. and Elberling B. Jus Cogens vs. State Immunity, Round Two: The Decision of the European Court of Human Rights in the Kalogeropoulou et al. v. Greece and Germany Decision // German Law Journal. 2003. Vol. 4. P. 477.

24. Решение Европейского суда по правам человека от 21 ноября 2001 г. по делу “Al-Adsani v. United Kingdom”, application No. 35763/97, para. 54. URL: http://hudoc.echr.coe.int/sites/eng/pages/search.aspx?i=001-59885 (дата обращения: 1.07.2014).

25. Решение Международного Суда ООН от 3 февраля 2012 г. Jurisdictional Immunities of the State (Germany v. Italy: Greece intervening), Judgment, I.C.J. Reports 2012, p. 139, para. 91, 100.

26. Решение Международного Суда ООН от 3 февраля 2012 г. Jurisdictional Immunities of the State (Germany v. Italy: Greece intervening), Judgment, I.C.J. Reports 2012, p. 143, para. 101.

27. Решение Международного Суда ООН от 3 февраля 2012 г. Jurisdictional Immunities of the State (Germany v. Italy: Greece intervening), Judgment, I.C.J. Reports 2012, p. 125, para. 60.

28. Решение Международного Суда ООН от 3 февраля 2012 г. Jurisdictional Immunities of the State (Germany v. Italy: Greece intervening), Judgment, I.C.J. Reports 2012, p. 135, para. 78.

www.mjil.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта