Мир искусства (журнал). Журнал мир искусства
Мир искусства (журнал) - это... Что такое Мир искусства (журнал)?
Обложка журнала за 1901 год Мир искусства — ежемесячный иллюстрированный художественный журнал, выходил в Петербурге с 1898 по 1904 гг., целиком посвященный пропаганде творчества русских символистов и являвшегося органом одноименного объединения - «Мир искусства» и писателей-символистов.
Издатели — княгиня М. К. Тенишева и С. И. Мамонтов, редактором был С. П. Дягилев. С 1902 г. издавался С. П. Дягилевым. С № 10 за 1903 редактором был также А. Н. Бенуа.
Редакция журнала располагалась в доме Дягилева (Литейный проспект, 45; а с 1900 — набережная реки Фонтанки, 11).
Первый номер был сдвоенный и вышел 9 ноября 1898 года. Потом журнал выходил один раз в две недели (до 1901), а с 1901 — раз в месяц.
Инициатором и «сердцем» журнала был Сергей Павлович Дягилев, сделавший огромный вклад в популяризацию русского искусства за рубежом.
"Мир искусства" первоначально предназначался лишь для публикации искусствоведческих статей и многочисленных высококачественных иллюстраций.
Журнал представлял собою тетради большого формата, переплетавшиеся по полугодиям, что составляло увесистые тома с внешностью роскошного издания по искусству.
В роскошно представленном художественном отделе, посвящённом произведениям как русских, так и иностранных мастеров, принимали участие художники И. Е. Репин, К. А. Сомов, В. М. Васнецов и А. М. Васнецов, В. Д. Поленов, В. А. Серов, М. В. Нестеров, И. И. Левитан, К. А. Коровин, Л. С. Бакст, Е. Е. Лансере и многие другие. Это определило крайне высокий художественно-эстетический уровень издания. Многое в собственном оформлении журнала позднее было трактовано как классические образцы русского искусства конца XIX — начала XX веков, как классика «модерна».
Большое количество материалов было посвящено вопросам самостоятельной русской художественной промышленности — в том числе декоративно-прикладному искусству; особое внимание было уделено образцам старого русского искусства XVIII — начала XIX веков.
Журнал занимал ведущие позиции в России в области «нового искусства» и предоставлял читателям широкие возможности для знакомства с мировой художественной жизнью тех лет (статьи и заметки А. Н. Бенуа, И. Э. Грабаря, С. П. Дягилева, В. В. Кандинского, отрывки из сочинений видных западных теоретиков искусства, обзоры иностранных изданий, воспроизведения выставочных экспозиций, репродукции современной русской и западноевропейской живописи и графики).
Журнал на рубеже веков оказался рупором новых веяний в искусстве и во многом определил развитие русской культуры на рубеже веков.
Литературный отдел в «Мире искусства» появился не с самого основания журнала, а лишь с 1900 г., при этом он был лишен беллетристики и состоял только из статей и рецензии. Во главе его стоялД. В. Философов. Среди главных сотрудников отдела были Д. Мережковский и З. Гиппиус, В. Розанов, Л. Шестов, Н. Минский, Ф. Сологуб, К. Бальмонт, с середины 1901 г. — В. Брюсов, с 1902 г. — Андрей Белый.
В журнале публиковались религиозно-философские сочинения Д. С. Мережковского (например, его обширное исследование «Лев Толстой и Достоевский»), З. Н. Гиппиус, Н. М. Минского («Философские письма»), Л. Шестова, В. В. Розанова, К. Д. Бальмонта, С. В. Лурье, литературно-критические статьи В. Я. Брюсова, Андрея Белого, А. П. Нурока. Еще до формальной организации отдела дважды в «Мире искусства» выступил Вл. Соловьев. Наиболее принципиальны были такие публикации в журнале как «Лев Толстой и Достоевский» Д. Мережковского (печатались на протяжении 1900-1901), «Философия трагедии» Л. Шестова (1902), «Философские разговоры» Н. Минского (печатались в 1901-1903), а также значительное количество статей В.В. Розанова. Примечательны были также обсуждение статьи С. Андреевского «Вырождение рифмы» (1901, № 5), статья В. Брюсова «Ненужная правда: По поводу Московского Художественного театра» (1902, № 4), а также статьи Белого «Певица» (1902, № 11), «Формы искусства» (1902, № 12) и «Символизм как миропонимание» (1904, № 5). Именно в «Мире искусства» были сформулированы многие основополагающие для символизма вопросы и сделаны первые попытки дать ответы на них.
Литературная часть журнала, тяготевшего к русскому символизму, в конце концов пришла к идейному конфликту с его художественной (изобразительной) частью, проповедовавшей «новую эстетику», впоследствии названную «модерном». В результате бурной и открытой дискуссии литературная группа Философова-Мережковского покинула издание, впоследствии основав свой «Новый путь».
Способность «Мира искусства» смотреть не только вперед, но и назад, за пределы недавнего прошлого, вплоть до далекой древности, — явилась следствием не только мировоззренческих различий его участников, но и различий индивидуальных вкусов и интересов.
Во внутреннем ядре журнала и движения «Мир искусства» наблюдался раскол на «консерваторов» (т.е. тех, кого интересовало главным образом искусство прошлого) и «радикалов». К числу «консерваторов» принадлежали А. Бенуа, Е. Лансере, Д. Мережковский, иногда В. Серов, а к «радикалам» — А. Нурок, В. Нувель, Л. Бакст, З. Гиппиус и тот же Серов. Уравновешивающую роль играли Дягилев и Философов. Очень часто разногласия выносились на страницы журнала. Вообще это в высшей степени эклектическое издание представляло каждому автору полную свободу в выражении его взглядов. Эта свобода с самого начала произвела решительный переворот и в литературных, и в художественных вкусах.
«Мир искусства» не только открыл читателю глаза на классическую красоту Петербурга и окружающих его дворцов, но и романтическое изящество, характерное для эпох царствования Павла и Александра I, и на до него мало кем оцененную красоту средневековой архитектуры и русской иконописи; публикации журнала заставляли задуматься о современном значении древних цивилизаций и верований, о необходимости серьезно переоценить собственное литературное наследие.
А. Бенуа летом 1900 года была предложена должность секретаря императорского «Общества поощрения художеств» и редактора журнала, выпускаемого этим обществом. Он превратил журнал, которому дал название «Художественные сокровища России», в своего рода дополнение к «Миру искусства». Здесь публиковались репродукции и фотографии памятников национального культурного наследия, сопровождаемые фактографическими аннотациями.
Нараставшее напряжение во взаимоотношениях среди сотрудников «Мира искусства» привело к выделению группы Мережковских в отдельный журнал «Новый путь», а в 1904 г. появился журнал Весы, а финансовые проблемы не позволили продолжать «Мир искусства». К тому же собственно художественные вопросы, ради которых первоначально учреждался журнал, были уже сформулированы, «поэтому дальнейшее явилось бы только повторением, каким-то топтанием на месте».
Библиография
- Бенуа А. Н. Возникновение «Мира искусства». — Л., 1928.
- Гусарова А. П. «Мир искусства». — Л., 1972.
- Лапшина Н. «Мир искусства», в кн.: Русская художественная культура конца XIX — начала XX века (1895—1907), кн. 2. — М., 1969.
- Паршин С.М. «Мир искусства» – М.: Изобразительное искусство, 1993.
- Петров В. Н. «Мир искусства», в кн.: История русского искусства, т. 10, кн. 1. — М., 1968.
- Соколова Н. «Мир искусства». — М.—Л., 1934.
- Стернин Г. Ю. О ранних годах «Мира искусства», в его кн.: Художественная жизнь России на рубеже 19—20 веков. — М., 1970.
- Мир искусства : хронологическая роспись содержания. 1899–1904 / сост. Ф. М. Лурье.— Санкт-Петербург : Коло, 2012.
См. также
Ссылки
dic.academic.ru
Рождение журнала "Мир искусства".
Идея Бенуа о создании специально-художественного журнала
Наименее реальной в программе, принятой кружком, выглядела принадлежавшая Бенуа идея создания специально-художественного журнала. В 1890-е годы группировки молодых художников в ряде европейских стран уже не обходятся без «своих изданий»: один за другим возникают журналы в Париже („La Revue Blanche", 1891), Лондоне („The Studio", 1893), Берлине („Pan", 1895), Мюнхене („Jugend", 1896), Праге („Volne Smery", 1897), Дармштадте („Deutsche Kunst und Dekoration", 1897). В России опыт подобного издания отсутствовал.
Но идея была заманчивой: непосредственная связь исканий художников с журналистикой и критикой обещала не только дальнейшую консолидацию творческих сил, но и незнакомые русской художественной жизни возможности эстетической борьбы и пропаганды. Реализация этого проекта — дело рук Дягилева. Уже осенью 1897 года он обсуждает с Бенуа, в котором видит вдохновителя «всей затеи» и полновластного «автора проекта», организационно-практическую сторону намечающегося издания. Задача журнала — сплочение «инстинктивных живописцев», поддержка развивающейся в Москве и Финляндии художественной промышленности. Немаловажное значение имеет и идея организации от имени журнала ежегодных выставок — в этом случае образование общества художников оказывается излишним, а функции идейно-творческого центра нового движения берет на себя редакция.
Выбор названия нового журнала: Возрождение, Чистое художество, Мир искусства!!!
Находясь в Париже, Бенуа участвует в подготовке журнала лишь как советчик и консультант. При этом его представление о будущем издании во многом не совпадает с Дягилевским. Эталоном художественно-графического облика журнала ему видится «Симплициссимус», с 1896 года выпускавшийся в Мюнхене, а предложенная им программа строится на основе принципиального восстановления связей с традициями и опытом великих мастеров прошлого: «Авось нам удастся соединенными силами насадить хоть кое-какие путные взгляды. Действовать нужно смело и решительно, но и с великой обдуманностью. Самая широкая программа, но без малейшего компромисса. Не гнушаться старого и хотя бы вчерашнего, но быть беспощадным ко всякой сорной траве, хотя бы модной и уже приобретшей почет и могущей доставить шумный внешний успех. В художественной промышленности избегать вычурного, дикого, болезненного и нарочитого, но проводить в жизнь, подобно Моррису, принцип спокойной целесообразности — иначе говоря, истинной красоты.
Отчего бы не назвать журнал «Возрождением» и в программе объявить гонение и смерть декадентству, как таковому. Положим, все, что хорошо, как раз и считается у нас декадентством, но я, разумеется, не про это ребяческое невежество говорю, а про декадентство истинное, которое грозит гибелью всей культуре. Я органически ненавижу модную болезнь, да и моду вообще». Различия между этой позицией поклонника мировой классики и взглядами других участников кругам неплохо иллюстрируют предлагавшиеся ими в противовес «Возрождению» названия журнала — «Вперед», «Новое искусство», «Чистое художество», «Красота». Остановились на «Мире искусства».

23 марта 1898 года в Главное управление по делам печати поступает прошение о разрешении «выдавать в свет» новый журнал. В нем должно быть три отдела: «1) отдел чистого художества (живопись, скульптура, архитектура, музыка, художественная критика), 2) отдел прикладного искусства или художественной промышленности, 3) отдел художественной хроники». Прошение подписано княгиней М. К. Тенишевой и коммерции советником С. И. Мамонтовым. В этих подписях неверно видеть лишь имена меценатов, гарантирующих журналу финансовую поддержку. Они означали куда больше: в блок с «кружком Бенуа» вступали сильнейшие русские мастера, объединявшиеся Мамонтовским художественным кружком, и группа художников, связанная с Тенишевой.
Коллектив редакции «Мира искусства»
Во главе редакции — Дягилев. Среди сотрудников — имена, начавшие мелькать на страницах общей печати еще с 1896—1897 годов: Дягилев, Грабарь и Философов, руководивший литературной частью. Ведущую роль в оформлении журнала играл Бакст, музыкальным отделом заведовал Нувель. Наиболее же авторитетным членом был Серов: «В сущности, Серов был единственным нашим арбитром, пред которым преклонялись и мы, художники, и наш «заправила» — Сережа». Участие в журнале обещали Репин, Левитан, В. и А. Васнецовы, Поленов, Нестеров, Врубель.
«Искусство и художественная промышленность» - журнал-ровесник и конкурент
Уже первый номер «Мира искусства» (ноябрь 1898 г.) приковал к себе общее внимание. Заметим, что одновременно вышел первый номер другого серьезного журнала — «Искусство и художественная промышленность». Совпадающие даты рождения обоих — не случайность. Ровесники, они — законные дети новой расстановки художественных сил и групп, в свою очередь отражавшей поляризацию эстетических взглядов и вкусов. Опиравшийся па опыт передвижников, журнал «Искусство и художественная промышленность» редактировался Н. П. Собко, многолетним сотрудником Стасова и его помощником по работе в Публичной библиотеке. В журнале участвовали М. М. Антокольский, В. В. Верещагин и Н. К. Рерих, с 1897 года выступавший в художественной критике. Пожалуй, именно благодаря противоположности эстетических позиций обоих журналов, они красноречиво отражали новый этап в развитии русской художественной критики: она впервые получала специализированную трибуну.
www.benua-memory.ru
Серебряный век - Вспомнить, подумать...
Мир искусства
Мир искусства (1898—1924) — художественное объединение, сформировавшееся в России в конце 1890-х годов. Под тем же названием выходил журнал, издававшийся с 1898 годачленами группы.
А.Н. Бенуа среди художников. Август 1898 г.
Мир искусства — ежемесячный иллюстрированный художественный журнал, выходил в Петербургес 1898 по 1904 гг., целиком посвященный пропаганде творчества русских символистов иявлявшийся органом одноименного объединения - «Мир искусства» и писателей-символистов.
Издатели — княгиня М. К. Тенишева и С. И. Мамонтов, редактором был С. П. Дягилев; с 1902 года издателем стал Дягилев; с № 10 за 1903 годом редактором был также А. Н. Бенуа.
Обложка журнала за 1901 год Бенуа среди художников. Август 1898 г.
Объединение громко о себе заявило, организовав «Выставку русских и финляндских художников» в 1898 году в Музее центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица.Классический период в жизни объединения пришёлся на 1900—1904 гг. — в это время длягруппы было характерно особое единство эстетических и идейных принципов. Художникиустраивали выставки под эгидой журнала «Мир искусства».После 1904 года объединение расширилось и утратило идейное единство. В 1904—1910 годахбольшинство членов «Мира искусства» входило в состав«Союза русских художников».
Художники общества "Мир искусства" в школе Общества поощрении художеств.Петербург. Март 1914 г.
На учредительном собрании 19 октября 1910 года художественное общество «Мир искусства»было возрождено (председателем избран Н. К. Рерих)[1]. После революции многие его деятелибыли вынуждены эмигрировать. Объединение фактически прекратило существование в 1924 году.
Б. М. Кустодиев. «Групповой портрет членов объединения „Мир искусства“». 1916—1920.
Слева направо:И.Э. Грабарь, Н.К. Рерих, Е.Е. Лансере, Б.М. Кустодиев, И.Я. Билибин, А.П. Остроумова-Лебедева, А.Н. Бенуа, Г.И. Нарбут, К.С. Петров-Водкин, Н.Д. Милиоти,К.А. Сомов, М.В. Добужинский.
После имевшей успех русско-финляндской выставки в конце 1898 года создается объединение"Мир искусства", одним из основателей которого являлся Бенуа. Вместе с С. Дягилевым он становится редактором и одноименного журнала, ставшего глашатаем неоромантизма.
Годовое собрание "Мир искусства". 3 марта 1914 г.
Мотивируя возникновение "Мира искусства", Бенуа писал:
"Нами руководили не столько соображения "идейного" порядка, сколько соображенияпрактической необходимости. Целому ряду молодых художников некуда было деваться. Их или вовсе не принимали на большие выставки - академическую, передвижную и акварельную,или принимали только с браковкой всего того, в чем сами художники видели наиболееявственное выражение своих исканий... И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным. К "непризнанным" присоединились те из "признанных",которым было не по себе в утвержденных группах. Главным образом, к нам подошлиЛевитан,Коровин и, к величайшей нашей радости,Серов. Опять-таки, идейно и всей культурой онипринадлежали к другому кругу, это были последние отпрыски реализма, не лишенного"передвижнической окраски". Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому,установившемуся, омертвевшему".
Обложка журнала за 1900 год
Журнал «Мир искусства» вышел осенью 1898 года, с выходными данными 1899 года. Онвызвал еще больший шум, чем выставка. Установка мирискусников на чистое искусство,свободное от идеологических пристрастий, разумеется, передвижничества и академизма,казалась заведомо ущербной, что находили и в картинах молодых художников. Аналогичные явления происходили и в архитектуре, и в поэзии, и в театре, что воспринимали как декаденство и что получило определение Русского модерна.
Арлекинада. Заставка в журнале "Мир искусства", 1902, N°7-9. 1902 г.
«Мир искусства» выходил до 1901 года - 1 раз в 2 недели, затем - ежемесячно. Это был литературно-художественный иллюстрированный журнал самого широкого содержания,что предопределило его судьбу. Говорят о популяризации русского искусства XVIII -начала XIX века, о пропаганде образцов народного творчества и изделий кустарных промыслов, в чем проявлялись эстетика мирискусников и интересы меценатов
Слоны. Заставка в журнале "Мир искусства", 1902. N° 7-9. 1902 г.
Журнал широко знакомил читателя с современной русской и зарубежной художественнойжизнью (статьи и заметки А.Н.Бенуа, И.Э.Грабаря, С.П.Дягилева, В. В. Кандинского,отрывки из соч. Р. Мутера и Ю. Мейера-Грефе, обзоры иностранных изданий, воспроизведения выставочных экспозиций, репродукции современной русской и западно-европейской живописи и графики).
Это соответствовало основным устремлениям друзей из кружка Бенуа - достижения развитиярусского искусства в едином русле с европейским и общемировым искусством, исходя измысли о нашей отсталости, что однако обнаружит нечто неожиданное: развитие русскойклассической литературы, музыки и живописи обернется революцией в театре в мировом масштабе и что ныне мы осознаем как ренессансное явление.Кроме того, на страницах «Мира искусства» публиковались литературно-критические статьиВ.Я.Брюсова и Андрея Белого, в которых сформулировалась эстетика русского символизма.Но больше всего места занимали религиозно-философские сочинения Д. С. Мережковского,З. Н. Гиппиус, Н. М. Минского, Л. Шестова, В. В. Розанова.
В широких шляпах, длинных пиджаках, С тетрадями своих стихотворений, Давным-давно рассыпались вы в прах, Как ветки облетевшие сирени.
Вы в той стране, где нет готовых форм, Где всё разъято, смешано, разбито, Где вместо неба - лишь могильный холм И неподвижна лунная орбита.
Там на ином, невнятном языке Поёт синклит беззвучных насекомых, Там с маленьким фонариком в руке Жук-человек приветствует знакомых.
Спокойно ль вам, товарищи мои? Легко ли вам? И всё ли вы забыли? Теперь вам братья - корни, муравьи, Травинки, вздохи, столбики из пыли.
Теперь вам сестры - цветики гвоздик, Соски сирени, щепочки, цыплята... И уж не в силах вспомнить ваш язык Там наверху оставленного брата.
Ему ещё не место в тех краях, Где вы исчезли, лёгкие, как тени, В широких шляпах, длинных пиджаках, С тетрадями своих стихотворений.Николай Заболоцкий.
ngasanova.livejournal.com
Мир искусства (журнал) Википедия
Мир искусства — ежемесячный иллюстрированный художественный журнал, выходил в Петербурге с 1898 по 1904 гг., целиком посвященный пропаганде творчества русских символистов и являвшийся органом одноименного объединения — «Мир искусства» и писателей-символистов.
Выпуском журнала первоначально занимались княгиня М. К. Тенишева и С. И. Мамонтов, однако с 1902 года эти полномочия перешли к С. П. Дягилеву, который одновременно выполнял обязанности редактора. Увеличение нагрузки привело к тому, что уже с 1903 года журнал стал редактироваться совместно с А. Н. Бенуа. Эта же вакансия предлагалась и А. П. Чехову, но тот ответил отказом: «В журнале, как в картине или поэме, должно быть одно лицо и должна чувствоваться одна воля. Это и было до сих пор в „Мире искусства“, и это было хорошо. И надо бы держаться этого»[1].
Редакция журнала располагалась в доме Дягилева (Литейный проспект, 45; а с 1900 — набережная реки Фонтанки, 11).
История
Первый номер был сдвоенный и вышел 9 ноября 1898 года. Потом журнал выходил один раз в две недели (до 1901), а с 1901 — раз в месяц.
Инициаторами журнала были А. Н. Бенуа и С. П. Дягилев (внесший крупный вклад в популяризацию русского искусства за рубежом).
«Мир искусства» первоначально предназначался лишь для публикации искусствоведческих статей и многочисленных высококачественных иллюстраций.
Журнал представлял собою тетради большого формата, переплетавшиеся по полугодиям, что составляло увесистые тома с внешностью роскошного издания по искусству.
В роскошно представленном художественном отделе, посвящённом произведениям как русских, так и иностранных мастеров, принимали участие художники И. Е. Репин, К. А. Сомов, В. М. Васнецов и А. М. Васнецов, В. Д. Поленов, В. А. Серов, М. В. Нестеров, И. И. Левитан, К. А. Коровин, Л. С. Бакст, Е. Е. Лансере и многие другие. Это определило крайне высокий художественно-эстетический уровень издания. Многое в собственном оформлении журнала позднее было трактовано как классические образцы русского искусства конца XIX — начала XX веков, как классика «модерна».
Большое количество материалов было посвящено вопросам самостоятельной русской художественной промышленности — в том числе декоративно-прикладному искусству; особое внимание было уделено образцам старого русского искусства XVIII — начала XIX веков.
Журнал занимал ведущие позиции в России в области «нового искусства» и предоставлял читателям широкие возможности для знакомства с мировой художественной жизнью тех лет (статьи и заметки А. Н. Бенуа, И. Э. Грабаря, С. П. Дягилева, В. В. Кандинского, отрывки из сочинений видных западных теоретиков искусства, обзоры иностранных изданий, воспроизведения выставочных экспозиций, репродукции современной русской и западноевропейской живописи и графики).
Журнал на рубеже веков оказался рупором новых веяний в искусстве и во многом определил развитие русской культуры на рубеже веков.
Литературный отдел в «Мире искусства» появился не с самого основания журнала, а лишь с 1900 г., при этом он был лишен беллетристики и состоял только из статей и рецензии. Во главе его стоял Д. В. Философов. Среди главных сотрудников отдела были Д. Мережковский и З. Гиппиус, В. Розанов, Л. Шестов, Н. Минский, Ф. Сологуб, К. Бальмонт, с середины 1901 г. — В. Брюсов, с 1902 г. — Андрей Белый.
В журнале публиковались религиозно-философские сочинения Д. С. Мережковского (например, его обширное исследование «Л. Толстой и Достоевский»), З. Н. Гиппиус, Н. М. Минского («Философские письма»), Л. Шестова, В. В. Розанова, К. Д. Бальмонта, С. В. Лурье, литературно-критические статьи В. Я. Брюсова, Андрея Белого, А. П. Нурока. Еще до формальной организации отдела дважды в «Мире искусства» выступил Вл. Соловьёв. Наиболее принципиальны были такие публикации в журнале как «Л. Толстой и Достоевский» Д. Мережковского (печатались на протяжении 1900—1901), «Философия трагедии» Л. Шестова (1902), «Философские разговоры» Н. Минского (печатались в 1901—1903), а также значительное количество статей В. В. Розанова. Примечательны были также обсуждение статьи С. А. Андреевского «Вырождение рифмы» (1901, № 5), статья В. Брюсова «Ненужная правда: По поводу Московского Художественного театра» (1902, № 4), а также статьи Андрея Белого «Певица» (1902, № 11), «Формы искусства» (1902, № 12) и «Символизм как миропонимание» (1904, № 5). Именно в «Мире искусства» были сформулированы многие основополагающие для символизма вопросы и сделаны первые попытки дать ответы на них.
Литературная часть журнала, тяготевшего к русскому символизму, в конце концов пришла к идейному конфликту с его художественной (изобразительной) частью, проповедовавшей «новую эстетику», впоследствии названную «модерном». В результате бурной и открытой дискуссии литературная группа Философова-Мережковского покинула издание, впоследствии основав свой «Новый путь».
Способность «Мира искусства» смотреть не только вперед, но и назад, за пределы недавнего прошлого, вплоть до далекой древности, — явилась следствием как мировоззренческих различий его участников, так и специфики их индивидуальных вкусов и интересов.
Во внутреннем ядре журнала и движения «Мир искусства» наблюдался раскол на «консерваторов» (то есть тех, кого интересовало главным образом искусство прошлого) и «радикалов». К числу «консерваторов» принадлежали А. Бенуа, Е. Лансере, Д. Мережковский, иногда В. Серов, а к «радикалам» — А. Нурок, В. Нувель, Л. Бакст, З. Гиппиус и тот же Серов. Уравновешивающую роль играли Дягилев и Философов. Очень часто разногласия выносились на страницы журнала. Вообще это в высшей степени эклектическое издание представляло каждому автору полную свободу в выражении его взглядов. Эта свобода с самого начала произвела решительный переворот и в литературных, и в художественных вкусах.
«Мир искусства» не только открыл читателю глаза на классическую красоту Петербурга и окружающих его дворцов, но и романтическое изящество, характерное для эпох царствования Павла и Александра I, и на до него мало кем оцененную красоту средневековой архитектуры и русской иконописи. В журнале сложился особый лирический тип исторического пейзажа, окрашенного то элегией (Бенуа), то мажорной романтикой (Лансере). Публикации «Мира искусства» заставляли задуматься о современном значении древних цивилизаций и верований, о необходимости серьезно переоценить собственное литературное наследие.
Александру Бенуа летом 1900 года была предложена должность секретаря Императорского общества поощрения художеств и редактора журнала, выпускаемого этим обществом. Он превратил новый журнал, которому дал название «Художественные сокровища России», в своего рода дополнение к «Миру искусства». Здесь публиковались репродукции и фотографии памятников национального культурного наследия, сопровождаемые фактографическими аннотациями.
Нараставшее напряжение во взаимоотношениях среди сотрудников «Мира искусства» привело к выделению группы Мережковских в отдельный журнал «Новый путь», а в 1904 г. появился журнал Весы, а финансовые проблемы не позволили продолжать «Мир искусства». К тому же собственно художественные вопросы, ради которых первоначально учреждался журнал, были уже сформулированы, «поэтому дальнейшее явилось бы только повторением, каким-то топтанием на месте».
Библиография
- Бенуа А. Н. Возникновение «Мира искусства». — Л., 1928.
- Гусарова А. П. «Мир искусства». — Л., 1972.
- Лапшина Н. «Мир искусства», в кн.: Русская художественная культура конца XIX — начала XX века (1895—1907), кн. 2. — М., 1969.
- Паршин С. М. «Мир искусства» — М.: Изобразительное искусство, 1993.
- Петров В. Н. «Мир искусства», в кн.: История русского искусства, т. 10, кн. 1. — М., 1968.
- Соколова Н. «Мир искусства». — М.—Л., 1934.
- Стернин Г. Ю. О ранних годах «Мира искусства», в его кн.: Художественная жизнь России на рубеже 19—20 веков. — М., 1970.
- Мир искусства : хронологическая роспись содержания. 1899—1904 / сост. Ф. М. Лурье.— Санкт-Петербург : Коло, 2012.
См. также
Примечания
- ↑ А. П. Чехов — С. П. Дягилеву, 12 июля 1903 г. // Чехов А. П. Драматургия. Письма. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 1983. — С. 477.
Ссылки
wikiredia.ru
Мир искусства (журнал) - это... Что такое Мир искусства (журнал)?
Мир искусства (журнал) Мир искусства (журнал) русское художественное объединение. Оформилось в конце 1890-х гг. (официально в 1900) на основе кружка молодых художников и любителей искусства во главе с А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. Как выставочный союз под эгидой журнала "Мир искусства" объединение существовало до 1904, в расширенном составе - в 1910-24. В 1904-10 большинство мастеров "Мира искусства" входило в Союз русских художников. Помимо основного ядра (Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева, К. А. Сомов) "Мир искусства" включал многих петербургских и московских живописцев и графиков (И. Я. Билибин, А. Я. Головин, И. Э. Грабарь, К. А. Коровин, Б. М. Кустодиев, Н. К. Рерих, В. А. Серов и др.). В выставках "Мира искусства" участвовали М. А. Врубель, И. И. Левитан, М. В. Нестеров и некоторые иностранные художники. Мировоззренческие установки деятелей "Мира искусства" во многом определялись острым неприятием антиэстетизма современного общества, стремлением противопоставить ему "вечные" духовные и художественные ценности. Признание общественной роли художественного творчества, призванного, по мысли теоретиков "Мира искусства", эстетически преобразовать окружающую действительность, сочеталось у них с идеалом "свободного", или "чистого", искусства; декларируя его независимость, они отвергали как академизм, так и творчество передвижников (признавая, однако, историческое значение последнего), выступали с критикой эстетики русских революционных демократов и концепций В. В. Стасова. Идейно и стилистически ранний "Мир искусства" был близок западноевропейским художественным группировкам, объединявшим теоретиков и практиков "модерна": образный строй произведений значительной части художников "Мира искусства" также формировался на основе поэтики символизма и шире - неоромантизма. Вместе с тем общей чертой большинства "мирискусников" было признание художественного обаяния прошлого основным источником вдохновения. В своих произведениях они (нередко в ироничном, на грани самопародии ключе) оживляли изящество и своеобразную "кукольность" рококо, благородную строгость русского ампира. Они создали особый лирический тип исторического пейзажа, окрашенного то элегией (Бенуа), то мажорной романтикой (Лансере). Общими для произведений членов "Мира искусства" стали утончённый декоративизм, изящная линеарность, иногда переходящая в орнаментику, изысканное сочетание матовых тонов. Творчеству ряда представителей "Мира искусства" были присущи тенденции неоклассицизма (Бакст, Серов, Добужинский) или увлечение древнерусской культурой и историей (Билибин, Рерих). Поиски стилеобразующего начала, "целостного искусства" были наиб, полно реализованы мастерами "Мира искусства" в их работах для театра, в немногочисленных опытах оформления интерьера и главным образом в графике, игравшей ведущую роль в их творчестве. С их деятельностью связаны окончательное превращение гравюры из репродукционной техники в творческий вид графики (цветные эстампы Остроумовой-Лебедевой и др.), расцвет книжной иллюстрации и искусства книги (Бенуа, Билибин и др.). После 1904 в идейных и эстетических взглядах ведущих художников "Мира искусства" происходят существенные изменения. В период Революции 1905-07 некоторые из них (Добужинский, Лансере, Серов и др.) выступают как мастера политической сатиры. Новый этап существования "Мира искусства" характеризуется также его отмежеванием от крайне левых течений в русском искусстве, высказываниями в пользу регламентации художественного творчества (идея "новой Академии", выдвинутая Бенуа), активизацией театральной деятельности и пропаганды современного русского искусства за границей (участие в зарубежной антрепризе Дягилева). С 1917 ряд членов "Мира искусства" (Бенуа, Грабарь и др.) обратился к музейно-организационной и реставрационной деятельности. Литература: А. Н. Бенуа, Возникновение "Мира искусства", Л., 1928; А. П. Гусарова, "Мир искусства", Л., 1972; Н. П. Лапшина, "Мир искусства". Очерки истории и творческой практики, М., 1977.(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)
.
- Мир Сеид Али
- Мир искусства
Смотреть что такое "Мир искусства (журнал)" в других словарях:
Мир искусства (журнал) — «Мир искусства», литературно художественный иллюстрированный журнал, орган объединения «Мир искусства» и писателей символистов. Выходил в 1898/99 1904 в Петербурге (до 1901 1 раз в 2 недели, с 1901 ежемесячно). Издатели в 1899 князья М. К.… … Большая советская энциклопедия
Мир искусства (журнал) — У этого термина существуют и другие значения, см. Мир искусства (значения). Обложка журнала за 1901 год Мир искусства ежемесячный иллюстрированный художественный журнал, выходил в Петербурге с … Википедия
Мир искусства — Мир искусства: Мир искусства (социология) множество людей, занимающихся художественным творчеством или созданием, потреблением, хранением, распространением, критикой произведений искусства. Мир искусства (организация) художественное… … Википедия
Мир искусства (объединение) — Запрос «Мир искусства» перенаправляется сюда; см. также другие значения. «Групповой портрет членов объединения „Мир искусства“» … Википедия
Мир искусства (организация) — Запрос «Мир искусства» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Мир искусства. 1916 1920. Б. М. Кустодиев. ГРМ Мир искусства художественное объединение, сформировавшееся в России в конце 1890 х. Под тем же названи … Википедия
"Мир искусства" — (1898–1904; 1910–1924), объединение петербургских художников и деятелей культуры (А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, А. Я. Головин, И. Я. Билибин, З. Е. Серебрякова, Б. М. Кустодиев, Н. К. Рерих,… … Художественная энциклопедия
Мир искусства — «МИР ИСКУССТВА» художественный иллюстрированный журнал, выходивший в Петербурге с 1899 по 1904. В 1899 издателями журнала были кн. М. К. Тенишева и С. И. Мамонтов, редактором С. П. Дягилев. Последний, начиная с 1900, становится единственным… … Литературная энциклопедия
«Мир искусства» — МИР ИСКУССТВА худож. течение Серебряного века . Существовало с 1898 по 1927 с перерывами, принимая разные организац. формы: журнал, выставка, об во художников. 1 й период М. И. 1898 1904. Ядром 1 го об ва М. И. был кружок родственников Александра … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Мир искусства — литературно художественный иллюстрированный журнал, орган объединения Мир искусства и (до 1903) писателей символистов. Выходил в 1898/99 1904 в Петербурге. Издатели М. К. Тенишева и С. И. Мамонтов (в 1899), затем С. П. Дягилев (главный… … Художественная энциклопедия
«Мир искусства» — «Мир искусства», литературно художественный иллюстрированный журнал, орган объединения «Мир искусства» и (до 1903) писателей символистов. Выходил в 1898/991904 в Петербурге. Издатели М. К. Тенишева и С. И. Мамонтов (в 1899), затем… … Художественная энциклопедия
dic.academic.ru
Мир искусства (журнал) - это... Что такое Мир искусства (журнал)?
Мир искусства (журнал) «Мир искусства», литературно-художественный иллюстрированный журнал, орган объединения «Мир искусства» и писателей-символистов. Выходил в 1898/99—1904 в Петербурге (до 1901 — 1 раз в 2 недели, с 1901 — ежемесячно). Издатели в 1899 — князья М. К. Тенишева и С. И. Мамонтов, затем — С. П. Дягилев (главный редактор). С № 10 за 1903 редактором был также А. Н. Бенуа. Направленность «М. и.» в области изобразительного искусства состояла в утверждении эстетики художественного индивидуализма, в постепенном сближении с интернациональным стилем «модерн», а также в популяризации русского искусства 18 — начала 19 вв. В первые годы существования журнал много внимания уделял вопросам декоративно-прикладного искусства, пропагандируя образцы народного творчества и изделия кустарных промыслов. Журнал широко знакомил читателя с современной русской и зарубежной художественной жизнью (статьи и заметки Бенуа, И. Э. Грабаря, Дягилева, В. В. Кандинского, отрывки из соч. Р. Мутера и Ю. Мейера-Грефе, обзоры иностранных изданий, воспроизведения выставочных экспозиций, репродукции современной русской и западно-европейской живописи и графики). В литературной части «М. и.», возглавлявшейся Д. В. Философовым, помещались религиозно-философсвкие сочинения Д. С. Мережковского, З. Н. Гиппиус, Н. М. Минского, Л. Шестова, В. В. Розанова, литературно-критические статьи В. Я. Брюсова и Андрея Белого, во многом определявшие эстетическую и литературную программу русского символизма. Религиозно-мистические устремления и национально-мессианские надежды философов и литераторов находились в идейном противоречии со взглядами участников художественного отдела (в частности, с их «западничеством», интересом именно к «петербургскому» периоду истории России). В результате открытой полемики группа Философова — Мережковского покинула «М. и.», основав свой журнал «Новый путь» (1903—04).Внешний облик журнала «М. и.», в оформлении которого принимали участие К. А. Сомов, Л. С. Бакст, Е. Е. Лансере и др., его высокое полиграфическое качество способстйовали достижению одной из главных целей объединения — поднятию общего художественного вкуса. В 1903 выходило отдельное издание «Хроника журнала ⌠Мир искусства”».
Лит. см. при ст. «Мир искусства» (художественное объединение).
Т. И. Володина.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.
- Мир и прогресс
- Мир искусства (худож. объединение)
Смотреть что такое "Мир искусства (журнал)" в других словарях:
Мир искусства (журнал) — русское художественное объединение. Оформилось в конце 1890 х гг. (официально в 1900) на основе кружка молодых художников и любителей искусства во главе с А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. Как выставочный союз под эгидой журнала Мир… … Художественная энциклопедия
Мир искусства (журнал) — У этого термина существуют и другие значения, см. Мир искусства (значения). Обложка журнала за 1901 год Мир искусства ежемесячный иллюстрированный художественный журнал, выходил в Петербурге с … Википедия
Мир искусства — Мир искусства: Мир искусства (социология) множество людей, занимающихся художественным творчеством или созданием, потреблением, хранением, распространением, критикой произведений искусства. Мир искусства (организация) художественное… … Википедия
Мир искусства (объединение) — Запрос «Мир искусства» перенаправляется сюда; см. также другие значения. «Групповой портрет членов объединения „Мир искусства“» … Википедия
Мир искусства (организация) — Запрос «Мир искусства» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Мир искусства. 1916 1920. Б. М. Кустодиев. ГРМ Мир искусства художественное объединение, сформировавшееся в России в конце 1890 х. Под тем же названи … Википедия
"Мир искусства" — (1898–1904; 1910–1924), объединение петербургских художников и деятелей культуры (А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, А. Я. Головин, И. Я. Билибин, З. Е. Серебрякова, Б. М. Кустодиев, Н. К. Рерих,… … Художественная энциклопедия
Мир искусства — «МИР ИСКУССТВА» художественный иллюстрированный журнал, выходивший в Петербурге с 1899 по 1904. В 1899 издателями журнала были кн. М. К. Тенишева и С. И. Мамонтов, редактором С. П. Дягилев. Последний, начиная с 1900, становится единственным… … Литературная энциклопедия
«Мир искусства» — МИР ИСКУССТВА худож. течение Серебряного века . Существовало с 1898 по 1927 с перерывами, принимая разные организац. формы: журнал, выставка, об во художников. 1 й период М. И. 1898 1904. Ядром 1 го об ва М. И. был кружок родственников Александра … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Мир искусства — литературно художественный иллюстрированный журнал, орган объединения Мир искусства и (до 1903) писателей символистов. Выходил в 1898/99 1904 в Петербурге. Издатели М. К. Тенишева и С. И. Мамонтов (в 1899), затем С. П. Дягилев (главный… … Художественная энциклопедия
«Мир искусства» — «Мир искусства», литературно художественный иллюстрированный журнал, орган объединения «Мир искусства» и (до 1903) писателей символистов. Выходил в 1898/991904 в Петербурге. Издатели М. К. Тенишева и С. И. Мамонтов (в 1899), затем… … Художественная энциклопедия
dic.academic.ru
Мир искусства (журнал) — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Мир искусства — ежемесячный иллюстрированный художественный журнал, выходил в Петербурге с 1898 по 1904 гг., целиком посвященный пропаганде творчества русских символистов и являвшийся органом одноименного объединения - «Мир искусства» и писателей-символистов.
Выпуском журнала первоначально занимались княгиня М. К. Тенишева и С. И. Мамонтов, однако с 1902 года эти полномочия перешли к С. П. Дягилеву, который одновременно выполнял обязанности редактора. Увеличение нагрузки привело к тому, что уже с 1903 года журнал стал редактироваться совместно с А. Н. Бенуа. Эта же вакансия предлагалась и А. П. Чехову, но тот ответил отказом: «В журнале, как в картине или поэме, должно быть одно лицо и должна чувствоваться одна воля. Это и было до сих пор в «Мире искусства», и это было хорошо. И надо бы держаться этого»[1].
Редакция журнала располагалась в доме Дягилева (Литейный проспект, 45; а с 1900 — набережная реки Фонтанки, 11).
Первый номер был сдвоенный и вышел 9 ноября 1898 года. Потом журнал выходил один раз в две недели (до 1901), а с 1901 — раз в месяц.
Инициаторами журнала были А. Н. Бенуа и С. П. Дягилев (внесший крупный вклад в популяризацию русского искусства за рубежом).
"Мир искусства" первоначально предназначался лишь для публикации искусствоведческих статей и многочисленных высококачественных иллюстраций.
Журнал представлял собою тетради большого формата, переплетавшиеся по полугодиям, что составляло увесистые тома с внешностью роскошного издания по искусству.
В роскошно представленном художественном отделе, посвящённом произведениям как русских, так и иностранных мастеров, принимали участие художники И. Е. Репин, К. А. Сомов, В. М. Васнецов и А. М. Васнецов, В. Д. Поленов, В. А. Серов, М. В. Нестеров, И. И. Левитан, К. А. Коровин, Л. С. Бакст, Е. Е. Лансере и многие другие. Это определило крайне высокий художественно-эстетический уровень издания. Многое в собственном оформлении журнала позднее было трактовано как классические образцы русского искусства конца XIX — начала XX веков, как классика «модерна».
Большое количество материалов было посвящено вопросам самостоятельной русской художественной промышленности — в том числе декоративно-прикладному искусству; особое внимание было уделено образцам старого русского искусства XVIII — начала XIX веков.
Журнал занимал ведущие позиции в России в области «нового искусства» и предоставлял читателям широкие возможности для знакомства с мировой художественной жизнью тех лет (статьи и заметки А. Н. Бенуа, И. Э. Грабаря, С. П. Дягилева, В. В. Кандинского, отрывки из сочинений видных западных теоретиков искусства, обзоры иностранных изданий, воспроизведения выставочных экспозиций, репродукции современной русской и западноевропейской живописи и графики).
Журнал на рубеже веков оказался рупором новых веяний в искусстве и во многом определил развитие русской культуры на рубеже веков.
Литературный отдел в «Мире искусства» появился не с самого основания журнала, а лишь с 1900 г., при этом он был лишен беллетристики и состоял только из статей и рецензии. Во главе его стоял Д. В. Философов. Среди главных сотрудников отдела были Д. Мережковский и З. Гиппиус, В. Розанов, Л. Шестов, Н. Минский, Ф. Сологуб, К. Бальмонт, с середины 1901 г. — В. Брюсов, с 1902 г. — Андрей Белый.
В журнале публиковались религиозно-философские сочинения Д. С. Мережковского (например, его обширное исследование «Л. Толстой и Достоевский»), З. Н. Гиппиус, Н. М. Минского («Философские письма»), Л. Шестова, В. В. Розанова, К. Д. Бальмонта, С. В. Лурье, литературно-критические статьи В. Я. Брюсова, Андрея Белого, А. П. Нурока. Еще до формальной организации отдела дважды в «Мире искусства» выступил Вл. Соловьёв. Наиболее принципиальны были такие публикации в журнале как «Л. Толстой и Достоевский» Д. Мережковского (печатались на протяжении 1900-1901), «Философия трагедии» Л. Шестова (1902), «Философские разговоры» Н. Минского (печатались в 1901-1903), а также значительное количество статей В.В. Розанова. Примечательны были также обсуждение статьи С. А. Андреевского «Вырождение рифмы» (1901, № 5), статья В. Брюсова «Ненужная правда: По поводу Московского Художественного театра» (1902, № 4), а также статьи Андрея Белого «Певица» (1902, № 11), «Формы искусства» (1902, № 12) и «Символизм как миропонимание» (1904, № 5). Именно в «Мире искусства» были сформулированы многие основополагающие для символизма вопросы и сделаны первые попытки дать ответы на них.
Литературная часть журнала, тяготевшего к русскому символизму, в конце концов пришла к идейному конфликту с его художественной (изобразительной) частью, проповедовавшей «новую эстетику», впоследствии названную «модерном». В результате бурной и открытой дискуссии литературная группа Философова-Мережковского покинула издание, впоследствии основав свой «Новый путь».
Способность «Мира искусства» смотреть не только вперед, но и назад, за пределы недавнего прошлого, вплоть до далекой древности, — явилась следствием как мировоззренческих различий его участников, так и специфики их индивидуальных вкусов и интересов.
Во внутреннем ядре журнала и движения «Мир искусства» наблюдался раскол на «консерваторов» (т.е. тех, кого интересовало главным образом искусство прошлого) и «радикалов». К числу «консерваторов» принадлежали А. Бенуа, Е. Лансере, Д. Мережковский, иногда В. Серов, а к «радикалам» — А. Нурок, В. Нувель, Л. Бакст, З. Гиппиус и тот же Серов. Уравновешивающую роль играли Дягилев и Философов. Очень часто разногласия выносились на страницы журнала. Вообще это в высшей степени эклектическое издание представляло каждому автору полную свободу в выражении его взглядов. Эта свобода с самого начала произвела решительный переворот и в литературных, и в художественных вкусах.
«Мир искусства» не только открыл читателю глаза на классическую красоту Петербурга и окружающих его дворцов, но и романтическое изящество, характерное для эпох царствования Павла и Александра I, и на до него мало кем оцененную красоту средневековой архитектуры и русской иконописи. В журнале сложился особый лирический тип исторического пейзажа, окрашенного то элегией (Бенуа), то мажорной романтикой (Лансере). Публикации «Мира искусства» заставляли задуматься о современном значении древних цивилизаций и верований, о необходимости серьезно переоценить собственное литературное наследие.
Александру Бенуа летом 1900 года была предложена должность секретаря Императорского общества поощрения художеств и редактора журнала, выпускаемого этим обществом. Он превратил новый журнал, которому дал название «Художественные сокровища России», в своего рода дополнение к «Миру искусства». Здесь публиковались репродукции и фотографии памятников национального культурного наследия, сопровождаемые фактографическими аннотациями.
Нараставшее напряжение во взаимоотношениях среди сотрудников «Мира искусства» привело к выделению группы Мережковских в отдельный журнал «Новый путь», а в 1904 г. появился журнал Весы, а финансовые проблемы не позволили продолжать «Мир искусства». К тому же собственно художественные вопросы, ради которых первоначально учреждался журнал, были уже сформулированы, «поэтому дальнейшее явилось бы только повторением, каким-то топтанием на месте».
Библиография
- Бенуа А. Н. Возникновение «Мира искусства». — Л., 1928.
- Гусарова А. П. «Мир искусства». — Л., 1972.
- Лапшина Н. «Мир искусства», в кн.: Русская художественная культура конца XIX — начала XX века (1895—1907), кн. 2. — М., 1969.
- Паршин С.М. «Мир искусства» – М.: Изобразительное искусство, 1993.
- Петров В. Н. «Мир искусства», в кн.: История русского искусства, т. 10, кн. 1. — М., 1968.
- Соколова Н. «Мир искусства». — М.—Л., 1934.
- Стернин Г. Ю. О ранних годах «Мира искусства», в его кн.: Художественная жизнь России на рубеже 19—20 веков. — М., 1970.
- Мир искусства : хронологическая роспись содержания. 1899–1904 / сост. Ф. М. Лурье.— Санкт-Петербург : Коло, 2012.
См. также
Напишите отзыв о статье "Мир искусства (журнал)"
Примечания
- ↑ А. П. Чехов — С. П. Дягилеву, 12 июля 1903 г. // Чехов А. П. Драматургия. Письма. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 1983. — С. 477.
Ссылки
- [lib.roerich-museum.ru/node/598 Мир искусства] / Рерих Н. К. Художники жизни. — Москва: Международный Центр Рерихов, 1993. — 88 с.
- [www.silverage.ru/magazins/mir_isk.html О Журнале «Мир искусства»]
- [www.nasledie-rus.ru/podshivka/7316.php Художники «Мира Искусства» в Большом Драматическом театре] Журнал "Наше Наследие" № 73 2005
Отрывок, характеризующий Мир искусства (журнал)
Анна Павловна Шерер, так же как и другие, выказала Пьеру перемену, происшедшую в общественном взгляде на него. Прежде Пьер в присутствии Анны Павловны постоянно чувствовал, что то, что он говорит, неприлично, бестактно, не то, что нужно; что речи его, кажущиеся ему умными, пока он готовит их в своем воображении, делаются глупыми, как скоро он громко выговорит, и что, напротив, самые тупые речи Ипполита выходят умными и милыми. Теперь всё, что ни говорил он, всё выходило charmant [очаровательно]. Ежели даже Анна Павловна не говорила этого, то он видел, что ей хотелось это сказать, и она только, в уважение его скромности, воздерживалась от этого. В начале зимы с 1805 на 1806 год Пьер получил от Анны Павловны обычную розовую записку с приглашением, в котором было прибавлено: «Vous trouverez chez moi la belle Helene, qu'on ne se lasse jamais de voir». [у меня будет прекрасная Элен, на которую никогда не устанешь любоваться.] Читая это место, Пьер в первый раз почувствовал, что между ним и Элен образовалась какая то связь, признаваемая другими людьми, и эта мысль в одно и то же время и испугала его, как будто на него накладывалось обязательство, которое он не мог сдержать, и вместе понравилась ему, как забавное предположение. Вечер Анны Павловны был такой же, как и первый, только новинкой, которою угощала Анна Павловна своих гостей, был теперь не Мортемар, а дипломат, приехавший из Берлина и привезший самые свежие подробности о пребывании государя Александра в Потсдаме и о том, как два высочайшие друга поклялись там в неразрывном союзе отстаивать правое дело против врага человеческого рода. Пьер был принят Анной Павловной с оттенком грусти, относившейся, очевидно, к свежей потере, постигшей молодого человека, к смерти графа Безухого (все постоянно считали долгом уверять Пьера, что он очень огорчен кончиною отца, которого он почти не знал), – и грусти точно такой же, как и та высочайшая грусть, которая выражалась при упоминаниях об августейшей императрице Марии Феодоровне. Пьер почувствовал себя польщенным этим. Анна Павловна с своим обычным искусством устроила кружки своей гостиной. Большой кружок, где были князь Василий и генералы, пользовался дипломатом. Другой кружок был у чайного столика. Пьер хотел присоединиться к первому, но Анна Павловна, находившаяся в раздраженном состоянии полководца на поле битвы, когда приходят тысячи новых блестящих мыслей, которые едва успеваешь приводить в исполнение, Анна Павловна, увидев Пьера, тронула его пальцем за рукав. – Attendez, j'ai des vues sur vous pour ce soir. [У меня есть на вас виды в этот вечер.] Она взглянула на Элен и улыбнулась ей. – Ma bonne Helene, il faut, que vous soyez charitable pour ma рauvre tante, qui a une adoration pour vous. Allez lui tenir compagnie pour 10 minutes. [Моя милая Элен, надо, чтобы вы были сострадательны к моей бедной тетке, которая питает к вам обожание. Побудьте с ней минут 10.] А чтоб вам не очень скучно было, вот вам милый граф, который не откажется за вами следовать. Красавица направилась к тетушке, но Пьера Анна Павловна еще удержала подле себя, показывая вид, как будто ей надо сделать еще последнее необходимое распоряжение. – Не правда ли, она восхитительна? – сказала она Пьеру, указывая на отплывающую величавую красавицу. – Et quelle tenue! [И как держит себя!] Для такой молодой девушки и такой такт, такое мастерское уменье держать себя! Это происходит от сердца! Счастлив будет тот, чьей она будет! С нею самый несветский муж будет невольно занимать самое блестящее место в свете. Не правда ли? Я только хотела знать ваше мнение, – и Анна Павловна отпустила Пьера. Пьер с искренностью отвечал Анне Павловне утвердительно на вопрос ее об искусстве Элен держать себя. Ежели он когда нибудь думал об Элен, то думал именно о ее красоте и о том не обыкновенном ее спокойном уменьи быть молчаливо достойною в свете. Тетушка приняла в свой уголок двух молодых людей, но, казалось, желала скрыть свое обожание к Элен и желала более выразить страх перед Анной Павловной. Она взглядывала на племянницу, как бы спрашивая, что ей делать с этими людьми. Отходя от них, Анна Павловна опять тронула пальчиком рукав Пьера и проговорила: – J'espere, que vous ne direz plus qu'on s'ennuie chez moi, [Надеюсь, вы не скажете другой раз, что у меня скучают,] – и взглянула на Элен. Элен улыбнулась с таким видом, который говорил, что она не допускала возможности, чтобы кто либо мог видеть ее и не быть восхищенным. Тетушка прокашлялась, проглотила слюни и по французски сказала, что она очень рада видеть Элен; потом обратилась к Пьеру с тем же приветствием и с той же миной. В середине скучливого и спотыкающегося разговора Элен оглянулась на Пьера и улыбнулась ему той улыбкой, ясной, красивой, которой она улыбалась всем. Пьер так привык к этой улыбке, так мало она выражала для него, что он не обратил на нее никакого внимания. Тетушка говорила в это время о коллекции табакерок, которая была у покойного отца Пьера, графа Безухого, и показала свою табакерку. Княжна Элен попросила посмотреть портрет мужа тетушки, который был сделан на этой табакерке. – Это, верно, делано Винесом, – сказал Пьер, называя известного миниатюриста, нагибаясь к столу, чтоб взять в руки табакерку, и прислушиваясь к разговору за другим столом. Он привстал, желая обойти, но тетушка подала табакерку прямо через Элен, позади ее. Элен нагнулась вперед, чтобы дать место, и, улыбаясь, оглянулась. Она была, как и всегда на вечерах, в весьма открытом по тогдашней моде спереди и сзади платье. Ее бюст, казавшийся всегда мраморным Пьеру, находился в таком близком расстоянии от его глаз, что он своими близорукими глазами невольно различал живую прелесть ее плеч и шеи, и так близко от его губ, что ему стоило немного нагнуться, чтобы прикоснуться до нее. Он слышал тепло ее тела, запах духов и скрып ее корсета при движении. Он видел не ее мраморную красоту, составлявшую одно целое с ее платьем, он видел и чувствовал всю прелесть ее тела, которое было закрыто только одеждой. И, раз увидав это, он не мог видеть иначе, как мы не можем возвратиться к раз объясненному обману. «Так вы до сих пор не замечали, как я прекрасна? – как будто сказала Элен. – Вы не замечали, что я женщина? Да, я женщина, которая может принадлежать всякому и вам тоже», сказал ее взгляд. И в ту же минуту Пьер почувствовал, что Элен не только могла, но должна была быть его женою, что это не может быть иначе. Он знал это в эту минуту так же верно, как бы он знал это, стоя под венцом с нею. Как это будет? и когда? он не знал; не знал даже, хорошо ли это будет (ему даже чувствовалось, что это нехорошо почему то), но он знал, что это будет. Пьер опустил глаза, опять поднял их и снова хотел увидеть ее такою дальнею, чужою для себя красавицею, какою он видал ее каждый день прежде; но он не мог уже этого сделать. Не мог, как не может человек, прежде смотревший в тумане на былинку бурьяна и видевший в ней дерево, увидав былинку, снова увидеть в ней дерево. Она была страшно близка ему. Она имела уже власть над ним. И между ним и ею не было уже никаких преград, кроме преград его собственной воли. – Bon, je vous laisse dans votre petit coin. Je vois, que vous y etes tres bien, [Хорошо, я вас оставлю в вашем уголке. Я вижу, вам там хорошо,] – сказал голос Анны Павловны. И Пьер, со страхом вспоминая, не сделал ли он чего нибудь предосудительного, краснея, оглянулся вокруг себя. Ему казалось, что все знают, так же как и он, про то, что с ним случилось. Через несколько времени, когда он подошел к большому кружку, Анна Павловна сказала ему: – On dit que vous embellissez votre maison de Petersbourg. [Говорят, вы отделываете свой петербургский дом.] (Это была правда: архитектор сказал, что это нужно ему, и Пьер, сам не зная, зачем, отделывал свой огромный дом в Петербурге.) – C'est bien, mais ne demenagez pas de chez le prince Ваsile. Il est bon d'avoir un ami comme le prince, – сказала она, улыбаясь князю Василию. – J'en sais quelque chose. N'est ce pas? [Это хорошо, но не переезжайте от князя Василия. Хорошо иметь такого друга. Я кое что об этом знаю. Не правда ли?] А вы еще так молоды. Вам нужны советы. Вы не сердитесь на меня, что я пользуюсь правами старух. – Она замолчала, как молчат всегда женщины, чего то ожидая после того, как скажут про свои года. – Если вы женитесь, то другое дело. – И она соединила их в один взгляд. Пьер не смотрел на Элен, и она на него. Но она была всё так же страшно близка ему. Он промычал что то и покраснел. Вернувшись домой, Пьер долго не мог заснуть, думая о том, что с ним случилось. Что же случилось с ним? Ничего. Он только понял, что женщина, которую он знал ребенком, про которую он рассеянно говорил: «да, хороша», когда ему говорили, что Элен красавица, он понял, что эта женщина может принадлежать ему. «Но она глупа, я сам говорил, что она глупа, – думал он. – Что то гадкое есть в том чувстве, которое она возбудила во мне, что то запрещенное. Мне говорили, что ее брат Анатоль был влюблен в нее, и она влюблена в него, что была целая история, и что от этого услали Анатоля. Брат ее – Ипполит… Отец ее – князь Василий… Это нехорошо», думал он; и в то же время как он рассуждал так (еще рассуждения эти оставались неоконченными), он заставал себя улыбающимся и сознавал, что другой ряд рассуждений всплывал из за первых, что он в одно и то же время думал о ее ничтожестве и мечтал о том, как она будет его женой, как она может полюбить его, как она может быть совсем другою, и как всё то, что он об ней думал и слышал, может быть неправдою. И он опять видел ее не какою то дочерью князя Василья, а видел всё ее тело, только прикрытое серым платьем. «Но нет, отчего же прежде не приходила мне в голову эта мысль?» И опять он говорил себе, что это невозможно; что что то гадкое, противоестественное, как ему казалось, нечестное было бы в этом браке. Он вспоминал ее прежние слова, взгляды, и слова и взгляды тех, кто их видал вместе. Он вспомнил слова и взгляды Анны Павловны, когда она говорила ему о доме, вспомнил тысячи таких намеков со стороны князя Василья и других, и на него нашел ужас, не связал ли он уж себя чем нибудь в исполнении такого дела, которое, очевидно, нехорошо и которое он не должен делать. Но в то же время, как он сам себе выражал это решение, с другой стороны души всплывал ее образ со всею своею женственной красотою.wiki-org.ru


