Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Москвитянин. Журнал москвитянин


Москвитянин (журнал) Википедия

«Москвитя́нин» — «учёно-литературный журнал», издававшийся в Москве М. П. Погодиным в 1841—1856 годах.

История

До 1849 года выходил ежемесячно, затем — два раза в месяц. С точки зрения советского литературоведения считался органом крупной торговой буржуазии 1840—1850-х гг. и стоял на позиции официальной народности.

В первой же книге журнала Шевырёв в своей статье развивал знаменитую формулу николаевской эпохи — «православие, самодержавие, народность». Это полностью соответствовало патриотической настроенности русской торговой буржуазии, не помышлявшей о сколько-нибудь заострённой критике крепостнического государства. Столь же закономерно «Москвитянин» выступал против немецкой философии, прочно завладевшей умами как дворянской, так и подымающейся демократической интеллигенции.

В короткий период редакторства И. В. Киреевского (с января по март 1845 года) была предпринята попытка отстранения Погодина и Шевырёва от руководства журналом и переориентации направления «Москвитянина».

Особо принципиальных различий во взглядах на Запад и на Россию между группой «Москвитянина» и московскими славянофилами во главе с А. С. Хомяковым не существовало, хотя последние и выступали с критикой журнала. Но в противовес помещикам-славянофилам, ориентировавшимся на патриархального, преданного своим господам мужичка, «Москвитянин» делал ударение на торговой буржуазии.

Сотрудниками журнала были С. П. Шевырёв, Ф. Н. Глинка, В. И. Даль и другие. В журнале печатались произведения А. И. Артемьева, А. Ф. Вельтмана, П. А. Вяземского, Ф. Н. Глинки, Н. В. Гоголя (сцены из «Ревизора», «Рим»), В. И. Даля, В. А. Жуковского, М. Н. Загоскина, К. К. Павловой, Н. М. Языкова, Д. П. Ознобишина, С. П. Колошина, а также работы известных учёных — И. И. Срезневского, Иакинфа Бичурина, А. Ф. Гильфердинга, И. Е. Забелина, Ф. И. Буслаева, И. М. Снегирёва.

Ориентация Погодина была углублена и продолжена членами той «молодой редакции» «Москвитянина», которой Погодин передал журнал в 1850 и в которую входили А. Н. Островский, Е. Н. Эдельсон, Т. И. Филиппов, И. Т. Кокорев и другие. Главный идеолог этой группы — Аполлон Григорьев — заявлял славянофилам:

Убеждённые, как вы же, что залог будущего России хранится только в классах народа, сохранившего веру, нравы, язык отцов, — в классах, не тронутых фальшью цивилизации, — мы не берём таковым исключительно одно крестьянство: в классе среднем, промышленном, купеческом, по преимуществу видим старую извечную Русь.

Не следует однако думать, будто «молодая редакция» не внесла в журнал новых тенденций. Ей удалось, например, в значительной степени освободиться от гнёта той идеологии «официальной народности», которая вполне владела Погодиным, объективно блокировавшимся с славянофилами. Однако основные тенденции журнала, в частности, например, отрицательное отношение к западникам, остались неизменными. В журнале стали печататься произведения И. Ф. Горбунова, Д. В. Григоровича, П. И. Мельникова-Печерского, Островского, А. Ф. Писемского, Ф. И. Тютчева, Я. П. Полонского, А. А. Фета, Н. Ф. Щербины, Л. А. Мея, Е. Э. Дриянского, также переводы из Данте, Гёте, Жорж Санд, В. Скотта.

Крах Крымской кампании, вскрывший разложение феодального режима, углубивший классовые противоречия, сделал невозможным дальнейшую идеализацию патриархализма. Крайне слабо читавшийся в эту пору «Москвитянин» закрылся в 1856 г. Но в начале 1860-х гг. А. Григорьев, Писемский, Островский, Эдельсон и другие члены его редакции объединились вокруг «почвеннических» журналов братьев Достоевских «Время» и «Эпоха», органически продолживших (в более либеральной форме) идеи славянофильства.

В 1850 году, «в подарок молодым читателям», при журнале был издан альманах «Гостинец» составленный из произведений И. Д. Беляева, Ф. Б. Миллера, В. И. Красова, Т. В. Пассек и других авторов[1].

Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929—1939.

Примечания

Литература

Ссылки

wikiredia.ru

Москвитянин Википедия

«Москвитя́нин» — «учёно-литературный журнал», издававшийся в Москве М. П. Погодиным в 1841—1856 годах.

История

До 1849 года выходил ежемесячно, затем — два раза в месяц. С точки зрения советского литературоведения считался органом крупной торговой буржуазии 1840—1850-х гг. и стоял на позиции официальной народности.

В первой же книге журнала Шевырёв в своей статье развивал знаменитую формулу николаевской эпохи — «православие, самодержавие, народность». Это полностью соответствовало патриотической настроенности русской торговой буржуазии, не помышлявшей о сколько-нибудь заострённой критике крепостнического государства. Столь же закономерно «Москвитянин» выступал против немецкой философии, прочно завладевшей умами как дворянской, так и подымающейся демократической интеллигенции.

В короткий период редакторства И. В. Киреевского (с января по март 1845 года) была предпринята попытка отстранения Погодина и Шевырёва от руководства журналом и переориентации направления «Москвитянина».

Особо принципиальных различий во взглядах на Запад и на Россию между группой «Москвитянина» и московскими славянофилами во главе с А. С. Хомяковым не существовало, хотя последние и выступали с критикой журнала. Но в противовес помещикам-славянофилам, ориентировавшимся на патриархального, преданного своим господам мужичка, «Москвитянин» делал ударение на торговой буржуазии.

Сотрудниками журнала были С. П. Шевырёв, Ф. Н. Глинка, В. И. Даль и другие. В журнале печатались произведения А. И. Артемьева, А. Ф. Вельтмана, П. А. Вяземского, Ф. Н. Глинки, Н. В. Гоголя (сцены из «Ревизора», «Рим»), В. И. Даля, В. А. Жуковского, М. Н. Загоскина, К. К. Павловой, Н. М. Языкова, Д. П. Ознобишина, С. П. Колошина, а также работы известных учёных — И. И. Срезневского, Иакинфа Бичурина, А. Ф. Гильфердинга, И. Е. Забелина, Ф. И. Буслаева, И. М. Снегирёва.

Ориентация Погодина была углублена и продолжена членами той «молодой редакции» «Москвитянина», которой Погодин передал журнал в 1850 и в которую входили А. Н. Островский, Е. Н. Эдельсон, Т. И. Филиппов, И. Т. Кокорев и другие. Главный идеолог этой группы — Аполлон Григорьев — заявлял славянофилам:

Убеждённые, как вы же, что залог будущего России хранится только в классах народа, сохранившего веру, нравы, язык отцов, — в классах, не тронутых фальшью цивилизации, — мы не берём таковым исключительно одно крестьянство: в классе среднем, промышленном, купеческом, по преимуществу видим старую извечную Русь.

Не следует однако думать, будто «молодая редакция» не внесла в журнал новых тенденций. Ей удалось, например, в значительной степени освободиться от гнёта той идеологии «официальной народности», которая вполне владела Погодиным, объективно блокировавшимся с славянофилами. Однако основные тенденции журнала, в частности, например, отрицательное отношение к западникам, остались неизменными. В журнале стали печататься произведения И. Ф. Горбунова, Д. В. Григоровича, П. И. Мельникова-Печерского, Островского, А. Ф. Писемского, Ф. И. Тютчева, Я. П. Полонского, А. А. Фета, Н. Ф. Щербины, Л. А. Мея, Е. Э. Дриянского, также переводы из Данте, Гёте, Жорж Санд, В. Скотта.

Крах Крымской кампании, вскрывший разложение феодального режима, углубивший классовые противоречия, сделал невозможным дальнейшую идеализацию патриархализма. Крайне слабо читавшийся в эту пору «Москвитянин» закрылся в 1856 г. Но в начале 1860-х гг. А. Григорьев, Писемский, Островский, Эдельсон и другие члены его редакции объединились вокруг «почвеннических» журналов братьев Достоевских «Время» и «Эпоха», органически продолживших (в более либеральной форме) идеи славянофильства.

В 1850 году, «в подарок молодым читателям», при журнале был издан альманах «Гостинец» составленный из произведений И. Д. Беляева, Ф. Б. Миллера, В. И. Красова, Т. В. Пассек и других авторов[1].

Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929—1939.

Примечания

Литература

Ссылки

wikiredia.ru

Москвитянин - это... Что такое Москвитянин?

Обложка журнала номер 1 за 1845 год

«Москвитя́нин» — «учёно-литературный журнал», издававшийся в Москве М. П. Погодиным в 1841—1856.

До 1849 выходил ежемесячно, позднее — два раза в месяц. Сотрудниками Погодина были С. П. Шевырёв, И. И. Давыдов, Ф. Н. Глинка, В. И. Даль и другие. С точки зрения вульгарно-социологического советского литературоведения считался органом крупной торговой буржуазии 1840—1850-х гг. и стоял на позиции официальной народности.

В первой же книге журнала Шевырёв в своей статье развивал знаменитую формулу николаевской эпохи — «православие, самодержавие, народность».

Это полностью соответствовало патриотической настроенности русской торговой буржуазии, не помышлявшей о сколько-нибудь заострённой критике крепостнического государства. Столь же закономерно «Москвитянин» выступал против немецкой философии, прочно завладевшей умами как дворянской, так и подымающейся демократической интеллигенции.

В короткий период редакторства И. В. Киреевского (с января по март 1845 года) была предпринята попытка отстранения Погодина и Шевырёва от руководства журналом и переориентации направления «Москвитянина».

Особо принципиальных различий во взглядах на Запад и на Россию между группой «Москвитянина» и московскими славянофилами во главе с А. С. Хомяковым не существовало, хотя последние и выступали с критикой журнала. Но в противовес помещикам-славянофилам, ориентировавшимся на патриархального, преданного своим господам мужичка, «Москвитянин» делал ударение на торговой буржуазии.

В журнале печатались произведения А. И. Артемьева, А. Ф. Вельтмана, П. А. Вяземского, Ф. Н. Глинки, Н. В. Гоголя (сцены из «Ревизора», «Рим»), В. И. Даля, В. А. Жуковского, М. Н. Загоскина, К. К. Павловой, Н. М. Языкова, Д. П. Ознобишина, С. П. Колошин, а также работы известных учёных — И. И. Срезневского, Иакинфа Бичурина, А. Ф. Гильфердинга, И. Е. Забелина, Ф. И. Буслаева, И. М. Снегирёва.

Ориентация Погодина была углублена и продолжена членами той «молодой редакции» «Москвитянина», которой Погодин передал журнал в 1850 и в которую входили А. Н. Островский, Е. Н. Эдельсон, Т. И. Филиппов, И. Т. Кокорев и другие. Один из виднейших членов этой группы — Аполлон Григорьев — заявлял славянофилам:

Убеждённые, как вы же, что залог будущего России хранится только в классах народа, сохранившего веру, нравы, язык отцов, — в классах, не тронутых фальшью цивилизации, — мы не берём таковым исключительно одно крестьянство: в классе среднем, промышленном, купеческом, по преимуществу видим старую извечную Русь.

Не следует однако думать, будто «молодая редакция» не внесла в журнал новых тенденций. Ей удалось, например, в значительной степени освободиться от гнёта той идеологии «официальной народности», которая вполне владела Погодиным, объективно блокировавшимся с славянофилами. Однако основные тенденции журнала, в частности, например, отрицательное отношение к западникам, остались неизменными. В журнале стали печататься произведения И. Ф. Горбунова, Д. В. Григоровича, П. И. Мельникова-Печерского, Островского, А. Ф. Писемского, Ф. И. Тютчева, Я. П. Полонского, А. А. Фета, Н. Ф. Щербины, Л. А. Мея, Е. Э. Дриянского, также переводы из Данте, Гёте, Жорж Санд, В. Скотта.

Крах Крымской кампании, вскрывший разложение феодального режима, углубивший классовые противоречия, сделал невозможным дальнейшую идеализацию патриархализма. Крайне слабо читавшийся в эту пору «Москвитянин» закрылся в 1856. Но в начале 1860-х гг. А. Григорьев, А. Ф. Писемский, А. Н. Островский, Е. Н. Эдельсон и другие члены его редакции объединились вокруг «почвеннических» журналов братьев Достоевских «Время» и «Эпоха», органически продолживших (в более либеральной форме) идеи славянофильства. Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929—1939.

dal.academic.ru

Москвитянин — Буквица

Описание

Москвитянин — журнал, выходил в Москве в 1841—1856, ежемесячно, с 1849 — 2 раза в месяц. Ред.-изд. — М. П. Погодин, его ближайший сотрудник — С. П. Шевырев.

Журнал, созданный при помощи министра народного просвещения С. С. Уварова, был противником передовой русской общественно-литературной мысли и журналистики, в первую очередь «Отечественных записок». «М.» — издание реакционного направления. В 40-е годы журнал имел отделы: Духовное красноречие, Изящная словесность, Науки, Материалы для истории русской словесности, Критика и библиография, Славянские новости, Смесь. Сотрудниками журнала были М. А. Дмитриев, И. И. Дмитриев, Ф. Н. Глинка, А. С. Стурдза, П. И. Шаликов, К. К. Павлова, П. А. Вяземский, К. С. Аксаков, Н. М. Языков, А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, А. А. Фет, А. А. Григорьев, Н. В. Берг и др. В «М.» появилось большое число сочинений по истории религии, проповедей и «слов» митрополитов. Провозгласив Запад разлагающимся трупом, «М.» призывал опереться на русские самобытные начала, которые помогут России спасти мир и повести его за собой. Самобытность России — это «древнее чувство религиозное, чувство её государственного единства и сознание своей народности», которая понималась руководителями «М.» как извечное смиренномудрие народа, его единство с царем, помещиком и церковью. Все эти положения были сформулированы в статье Шевырева «Взгляд русского на современное образование Европы».

В соответствии с общим направлением «М.» находятся и его философские и исторические воззрения. Резко критикуя западноевропейскую философию, «М.» в статьях Стурдзы, И. И. Давыдова, М. А. Дмитриева развивал так называемую «христианскую философию», которая ставила целью борьбу с материализмом и рационализмом. Статьи по русской истории Погодина также основывались на противопоставлении России Западу и проповеди «квасного патриотизма».

Литературно-критический отдел «М.», руководимый Шевыревым, занял резко отрицательную позицию по отношению к «натуральной школе», материалистической эстетике и критике Белинского (статья «Взгляд на современное направление русской литературы. Сторона чёрная» Шевырева). Шевырев враждебно относился к реалистическим произведениям М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя, к первым шагам в литературе Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, зато высоко оценил «Выбранные места из переписки с друзьями» Гоголя.

«М.» ожесточенно полемизировал с «Отечественными записками», выступал с клеветническими статьями против Белинского, доходя при этом до прямых доносов (стихотворение М. А. Дмитриева «Безымянному критику», Б. М. Федорова «Крысы», Н. М. Языкова «К не нашим»). Статьи Шевырева нашли достойную отповедь в памфлете Белинского «Педант», нанесшем сокрушительный удар по литературно-политической репутации Шевырева. Столь же решительный отпор получила направленная против «Современника» статья Ю. Ф. Самарина «О мнениях „Современника“, исторических и литературных» в статье Белинского «Ответ „Москвитянину“».

В «М.» сотрудничали славянофилы, так как журнал «официальной народности» был наиболее близок им по своему направлению. Поэтому в 1845 Погодин решился передать редактирование «М.» видному славянофилу И. В. Киреевскому, который поместил в журнале свою программную статью «Обозрение современного состояния словесности». Однако, выпустив всего три книжки «М.» за 1845, Киреевский отказался от дальнейшего редактирования журнала, так как сотрудничество с издателем оказалось невозможным вследствие неумеренных претензий Погодина, желавшего распоряжаться в журнале, что не соответствовало намерениям славянофилов.

Если в первые годы издания «М.» пользовался некоторой популярностью, то к середине 40-х годов интерес к нему пропадает. Число подписчиков падает до 300. В 1846 было недодано две книжки журнала, а в 1847 вышло лишь три книжки.

Издание несколько оживилось в 1850, когда литературно-критический отдел перешел к так называемой «молодой редакции» (А. Н. Островский, А. А. Григорьев, Е. П. Эдельсон, Б. Н. Алмазов, Т. И. Филиппов, Л. А. Мей, артисты П. М. Садовский и И. Ф. Горбунов) при сохранении общего руководства журналом в руках Погодина. Близки к «молодой редакции» были А. Ф. Писемский, П. И. Мельников-Печерский.

«Молодую редакцию» объединяло со «старой редакцией» сходное решение вопроса «о нашей умственной и нравственной самостоятельности», хотя главным носителем русской самобытности «молодая редакция» считала патриархальное купечество.

Критики «молодой редакции» (Григорьев, Эдельсон, Алмазов) выступали против «светской литературы», давали во многом справедливые оценки творчества И. А. Гончарова, Ф. М. Достоевского, А. Ф. Писемского. Однако они извращали характер творчества Гоголя, осуждали поэзию Лермонтова, нападали на писателей «натуральной школы», особенно на Некрасова, Герцена. Осуждали они и критическую позицию В. Г. Белинского и Н. Г. Чернышевского. Лучшим современным писателем «молодая редакция» считала Островского, выдвигая при этом на первый план слабые стороны первых пьес Островского — идеализацию патриархального купечества (в опубликованных в «М.» пьесах «Не в свои сани не садись», «Не так живи, как хочется», а также в отдельно выпущенной пьесе «Бедность не порок»).

Сотрудничество «молодой редакции» с Погодиным было кратковременным. Расхождения во взглядах привели к тому, что с 1853 «молодая редакция» перестает существовать, а её участники если и печатаются в «М.», то только на правах обычных сотрудников.

В последние годы «М.», оставаясь на прежних реакционных позициях, заполнялся по преимуществу историческими статьями Погодина, псевдопатриотическими стихами, описаниями обедов в честь героев Севастополя. Книжки журнала очень запаздывали, последние номера за 1856 вышли только в конце 1857.

Приложения: «Гостинец». Альманах в подарок молодым читателям «Москвитянина», М., 1850 (художественные произведения и статьи, носившие по преимуществу назидательный характер).

Указатели: Систематическое оглавление «Москвитянина» за 1849 год, М., 1849; Бартенев П., Указатель статей и материалов по истории, словесности, статистике и этнографии России, помещенных в «Москвитянине» за 1841—1853 годы, М., [1855]; Оглавление «Москвитянина» за 1855—1856 гг. «М.», 1856, № 13—16.

Ист.: Русская периодическая печать (1702—1894): Справочник. — М.: Гос. изд-во Полит. лит., 1959

История

Главные редакторы

Библиографическая справка

Наличие в библиотеках

Наличие в сети

bukvica.org


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта