«Мурзилка» и 60-е годы. Журнал мурзилка 80 годов
Дом Мурзилки - О журнале - История журнала
«Мурзилка» всегда попадал в ногу со временем — не только по части содержания (над этим работали сотрудники), но и в смысле редакционной жизни. В годы, когда народ, сидя по кухням за «рюмкой чая», рассказывал политические анекдоты, создатели журнала тоже полюбили посиделки в неофициальной обстановке. И идеи новых номеров и публикаций нередко возникали из разговоров «за жизнь» после окончания рабочего дня.
В 70-е годы стали появляться тематические номера — «лесной», «космический», «сказочный». Июньский номер за 1978 год посвящен маленьким речкам. В нем был даже фельетон на экологическую тему — о загрязнении московской речки Фильки. Его написал Эдуард Успенский. Были также и номера, посвященные 60-летию ВЛКСМ, XXV съезду партии, Фестивалям молодежи и студентов. Собранные вместе, они отражали жизнь нашей страны.
Астрит Линдгрен |
Уже давно на обложке «Мурзилки» значилось: «Журнал ЦК ВЛКСМ и Центрального совета Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина для октябрят». В 70-х слово «октябрёнок» чаще стало попадать в журнальные рубрики. Октябрятская тема пережила на страницах издания второе рождение — после 20-х годов. Тому немало способствовал жизненный опыт главного редактора — в 1974 году им стал талантливый журналист Владимир Федорович Матвеев, до этого поработавший в редакции журнала «Пионер». «Театр Мурзилки» превратился в «Пьесы для октябрятского театра», появились научно-популярная рубрика «Октябрята по стране Октября», а также рубрика «Собираемся в кружок»: она имела логотип, намекающий на подзабытую к настоящему времени «звёздочку» октябрят.
Все приспосабливались тогда к жизни, и журнал тоже. Каждый номер открывался сообщением о каком-нибудь политически значимом празднике и сопутствующими материалами, которые, правда, от года к году становились все лаконичнее, что давало простор для произведений писателей и поэтов: Я. Акима, В. Голявкина, С. Иванова, Ю. Коваля, В. Коржикова, Ю. Коринца, Л. Кузьмина, С. Михалкова, Г. Остера, Р. Сефа, И. Токмаковой, Э. Успенского. Журнал печатал научно-познавательные материалы А. Лельевра, сказки В. Бахревского, рассказы о детях С. Романовского, исторические рассказы С. Алексеева.
С начала 70-х годов на страницах журнала стали все чаще появляться подборки произведений авторов союзных и автономных республик, иногда национальным литературам посвящались целые номера. Многие писатели и поэты республик попали в «большую литературу» именно благодаря «Мурзилке».
Журнал публиковал повести зарубежных сказочников: Отфрида Пройслера — «Маленькое привидение», «Маленькую Бабу Ягу», «Маленького водяного», Ханны Мяккеле «Дядюшка Ау», сказки Дональда Биссетга, Астрид Линдгрен, Туве Янссон.
В условиях, когда книги надо было «доставать» разными хитрыми путями, «Мурзилка» выполнял важную миссию: служил связующим звеном между читателями и детской литературой.
На юбилее Сергея Михалкова Виктор Чижиков, Татьяна Андросенко, Сергей Михалков, Яков Аким, Кира Орлова |
murzilka.org
"Мурзилке" - 80! "Мурзилка", художник А. Каневский В далёком 1924 году собрались писатели и художники и решили выпускать журнал для детей. Сказано – сделано: написаны рассказы, стихи, нарисованы картинки. Но названия у журнала пока нет. Думали, спорили, гадали. И кому-то вспомнились популярные дореволюционные книжки о весёлых приключениях маленьких лесных человечков, которые странствуют по свету. Среди множества крохотных существ был озорник и проказник по имени Мурзилка. Мурзилка! – это имя стало находкой и утвердилось и за героем, и за новым журналом. Позже, в 1937 году, знаменитый художник Аминадав Каневский создал тот образ Мурзилки, который мы знаем сейчас: жёлтенький как одуванчик, в красном берете и шарфике, с фотоаппаратом через плечо. Большой путь прошагал неунывающий Мурзилка – 80 лет! Но доживи он хоть до 100 – а он конечно доживёт! - всё равно останется ровесником своих читателей, весёлым, находчивым и любознательным другом детворы.
Борис Заходер Вредный кот
Марина Дружинина Песенка обо всёмМама убиралась на кухне и напевала свою любимую песенку: - Одна снежинка - ещё не снег, ещё не снег, Одна дождинка - ещё не дождь... Вовка слушал-слушал, а потом подхватил: - Одна чаинка - ещё не чай, ещё не чай, Одна конфетка - ещё не пир... Мама засмеялась, а Вовка разошёлся не на шутку: - Одна певица - ещё не хор, ещё не хор, Одна морковка - не огород; - Одна берёзка - ещё не лес, ещё не лес... Мама давно уже закончила уборку, а Вовка всё не унимался: - Одна соринка - ещё не сор, еще не сор... - Ты забыл, что у тебя завтра четвертная контрольная?! - рассердилась в конце концов мама. - Готовиться надо! Вам же кучу примеров задали! - Одна пятёрка - всё равно еще не отли-и-чник! - с чувством пропел в ответ Вовка. - Зато одна двойка в четверти, и ты уже двоечник! - подал голос папа. - И на теплоходе мы никуда не поплывем! Вовку из кухни как ветром сдуло. Он мигом очутился у письменного стола и открыл тетрадку. Петь почему-то расхотелось.
Эдуард Успенский Рассеянная няня
Владислав Бахревский Как медвежонок радуги зажигалПришла жаркая пора. С утра дышать нечем. Забрался Медвежонок на сосну - нет ветра. Но сверху розовую реку увидел. Слез, забежал, а это кипрей цветёт. Медвежонок на горку. Смотрит - озеро синее под горой. Он - кубарем, а это - колокольчики. Бредёт Медвежонок, изнемогает, уж очень шуба у него жаркая. Осина на пути. Листиками дрожит. Может, здесь ветер. Залез. Тихохонько. А внизу - зеленым-зелено. Должно быть, болотце. Соскочил Мишка с осины, кинулся в зелёные воды, а это - мох. Хоть и далеко - помчался Медвежонок на реку. Река мелкая, но Мишка давай кататься, давай лапами по воде бить. Поднялись брызги, на брызгах радуга загорелась. Вылезла из омуточка выдра, сердится: - Всю реку переполошил! - Да я радуги зажигаю! - сказал Медвежонок. - А ведь правда! - обрадовалась выдра и тоже принялась хвостом по воде хлопать. Пескари сначала попрятались от шума, но увидели радуги, собрались в стайку и хвостами помахивают, свою радугу зажигают. Пескариную.
Михаил Яснов
Юрий Коваль Русачок-травникМы были в саду, когда в рогатых васильках, что росли у забора, вдруг объявился заяц. Русачок. То ли он спасался от собак, то ли просто понравились ему наши рогатые васильки. Увидевши нас, русачок напугался и присел в рогатых васильках, спрятался. Да и мы все замерли и только глядели, как блестят из рогатых васильков заячьи глаза. Этот русачок родился, как видно, совсем недавно. Таких зайцев и называют: травник - родившийся в траве. Русачок-травник посидел в рогатых васильках и пошёл по саду. Шёл, шёл и дошёл до Николая Василича. А Николай-то наш Василич как раз в рогатых васильках лежал, отдыхал. Русачок-травник подошёл поближе и стал глядеть на Николая Василича. Николай Василич и виду не подал, что он Николай Василич. Он спокойно лежал, как может лежать в рогатых васильках поваленная берёза. Русачок-травник вспрыгнул на Николая Василича и, устроившись у него на спине, почистил лапкой свои усы. Потом слез на землю и пошёл к кустам татарника. У нас не только рогатые васильки. У нас и татарник есть. Из кустов татарника побежал к забору, пролез через дырку - у нас в заборе много дырок есть - и скрылся. Тут уж Николай Василич зашевелился, потому что он был всё-таки не поваленная берёза, а живой человек. Но только, конечно, особый человек - по которому зайцы пешком ходят. По материалам сайта журнала "Мурзилка" [в пампасы]
|
Дом Мурзилки - О журнале - История журнала
Невозможно, говорил Хрущев, построить коммунизм, пока СССР не догонит и не перегонит Америку. Видно, Никите Сергеевичу так и не доложили, что уже тогда, по крайней мере, по одному параметру мы США обогнали. Не было в этой стране развитого капитализма такого детского журнала с такими тиражами, как «Мурзилка». В 1961 году, когда приняли Программу партии, тираж «Мурзилки» составил 1 ООО ООО. Но это был заниженный тираж: его нарочно сдерживали, потому что типографские машины «Молодой гвардии» не справлялись с таким объемом работ. На всех желающих «Мурзилки» не хватало — подписка была ограничена. Когда лимит наконец сняли, тираж немедленно вырос, и к 1965 году получилась цифра 2 800 ООО. Впрочем, оказалось, что и это не предел. В 1969 году было уже 5 700 000. Умножим эти миллионы на 10 копеек (столько стоил тогда номер журнала) и представим себе, какую сумасшедшую прибыль приносило милое детское издание. На заработанные «Мурзилкой» деньги издавали политическую литературу.
Подписчики не зря стремилась заполучить журнал. С «оттепелью“ потек в редакцию поток талантливых авторов. В одни и те же годы в “Мурзилке» печатались
Ю. Казаков |
3. Александрова, А. Барто, Ел. Благинина, В. Драгунский, Ю. Казаков, Л. Пантелеев, С. Сахарнов, Н. Сладков. Автор «Врунгеля» А. Некрасов поставлял журналу очерки. А. Шманкевич и Л. Воронкова писали о жизни современных детей. Иногда появлялись вещи Ю. Нагибина. В начале 60-х в Москву на литературные курсы приехал В. Астафьев и принес в «Мурзилку» свой первый рассказ. Уже дружил с «Мурзилкой» Я. Аким — эта дружба началась ещё в 1953 году со стихотворении «Письмо неумейке». Печатались Б. Заходер, Р. Сеф. В. Орлов, Г. Снегирев. В 1965 году в редакцию впервые пришел Ю. Коваль. Не было еще у него ни самой лёгкой лодки в мире, ни недопёска, ни фрегата «Лавра Георгиевича», но очень скоро он завоевал сердца читателей «Мурзилки».
Постепенно всё больше места на страницах «Мурзилки» стали занимать разные познавательные материалы. Появилась, например, рубрика «Наши любимые художники» (первым в этом ряду был А. Каневский). Рубрика «Вслед за солнышком» предлагала читателям путешествие по стране. Не были забыты русский язык и математика. Ирину Токмакову попросили написать приключенческую повесть об азбуке – так появилась книга «Аля, Кляксич и буква А», а Виктора Голявкина – о цифрах. И как результат – книга «Один, два, три…»
Главным редактором журнала в эти годы был писатель Анатолий Васильевич Митяев. В 1941-м он добровольцем ушёл на фронт. Войну прошёл рядовым, зато через двадцать лет ему довелось командовать «Мурзилкой». Так как он в те годы писал для детей «Книгу будущих командиров» и «Книгу будущих адмиралов», то с его подачи на страницах журнала расцвела военная тематика. «Мурзилка» рассказывал об орденах и медалях, о военных специальностях, публиковал «Героическую азбуку» — о героях разных национальностей. История умалчивает о том, что думали обо всем этом читавшие журнал барышни, но свидетельствует, что мальчишки военные публикации изучали с интересом.
Ю. Коваль |
С публицистикой в 60-е годы дело было уже поставлено настолько серьёзно, что авторов начали отправлять в командировки. Правда, в распоряжении редакции были не журналисты, а писатели, поэтому от посланцев ожидали не только очерков, но и художественных произведений. К примеру, командированный в Дымково Ю. Коринец написал о дымковской игрушке, а Ю. Коваль, вернувшись с погранзаставы, со временем принес в редакцию несколько рассказов о пограничниках и повесть «Алый».
Кроме содержания и стиля, третьей необходимой составляющей текста оставалась политкорректность. «Мурзилка», как журнал ЦК ВЛКСМ, был на виду, и комсомол следил за тем, чтобы даже сказочные персонажи соответствовали моральному облику строителя коммунизма. В 1970 году в журнале напечатали стихотворение Ю. Коринца «Луна-16». Поэт написал о том, как на ночное наше светило опускается «Луна-16» – Лунник и как пол изумленными взглядами звёзд «набирает он луны полные карманы». Вскоре после выхода номера главному редактору объяснили в ЦК ВЛКСМ, что советскому Луннику не к лицу действовать столь воровато.
murzilka.org