Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

«Мурзилка» и 60-е годы. Журнал мурзилка 80 годов


Дом Мурзилки - О журнале - История журнала

Логотип журнала «Мурзилка» в 70-80 годы«Мурзилка» всегда попадал в ногу со временем — не только по части содержания (над этим работали сотрудники), но и в смысле редакционной жизни. В годы, когда народ, сидя по кух­ням за «рюмкой чая», рассказывал политические анекдоты, со­здатели журнала тоже полюбили посиделки в неофициальной обстановке. И идеи новых номеров и публикаций нередко воз­никали из разговоров «за жизнь» после окончания рабочего дня.

В 70-е годы стали появляться тематические номера — «лес­ной», «космический», «сказочный». Июньский номер за 1978 год посвящен маленьким речкам. В нем был даже фельетон на экологическую тему — о загрязнении московской речки Филь­ки. Его написал Эдуард Успенский. Были также и номера, по­священные 60-летию ВЛКСМ, XXV съезду партии, Фестива­лям молодежи и студентов. Собранные вместе, они отражали жизнь нашей страны.

Астрит Линдгрен
Астрит Линдгрен

Уже давно на обложке «Мурзилки» значилось: «Журнал ЦК ВЛКСМ и Центрального совета Всесоюзной пионерской орга­низации имени В. И. Ленина для октябрят». В 70-х слово «ок­тябрёнок» чаще стало попадать в журнальные рубрики. Октябрятская тема пережила на страницах издания второе рожде­ние — после 20-х годов. Тому немало способствовал жизнен­ный опыт главного редактора — в 1974 году им стал талантли­вый журналист Владимир Федорович Матвеев, до этого пора­ботавший в редакции журнала «Пионер». «Театр Мурзилки» превратился в «Пьесы для октябрятского театра», появились научно-популярная рубрика «Октябрята по стране Октября», а также рубрика «Собираемся в кружок»: она имела логотип, намекающий на подзабытую к настоящему времени «звёздоч­ку» октябрят.

Все приспосабливались тогда к жизни, и журнал тоже. Каж­дый номер открывался сообщением о каком-нибудь полити­чески значимом празднике и сопутствующими материалами, которые, правда, от года к году становились все лаконичнее, что давало простор для произведений писателей и поэтов: Я. Акима, В. Голявкина, С. Иванова, Ю. Коваля, В. Коржикова, Ю. Коринца, Л. Кузьмина, С. Михалкова, Г. Остера, Р. Сефа, И. Токмаковой, Э. Успенского. Журнал печатал на­учно-познавательные материалы А. Лельевра, сказки В. Бахревского, рассказы о детях С. Романовского, исторические рас­сказы С. Алексеева.

С начала 70-х годов на страницах журнала стали все чаще появляться подборки произведений авторов союзных и ав­тономных республик, иногда национальным литературам посвящались целые номера. Многие писатели и поэты рес­публик попали в «большую литературу» именно благодаря «Мурзилке».

Журнал публиковал повести зарубежных сказочников: Отфрида Пройслера — «Маленькое привидение», «Маленькую Бабу Ягу», «Маленького водяного», Ханны Мяккеле «Дядюшка Ау», сказки Дональда Биссетга, Астрид Линдгрен, Туве Янссон.

В условиях, когда книги надо было «доставать» разными хит­рыми путями, «Мурзилка» выполнял важную миссию: служил связующим звеном между читателями и детской литературой.

На юбилее Сергея Михалкова

На юбилее Сергея Михалкова

Виктор Чижиков, Татьяна Андросенко, Сергей Михалков,

Яков Аким, Кира Орлова

 

murzilka.org

Званый гость: ЖУРНАЛУ "МУРЗИЛКА" - 80 лет!

 

"Мурзилке" - 80! Мурзилка "Мурзилка", художник А. Каневский

В далёком 1924 году собрались писатели и художники и решили выпускать журнал для детей. Сказано – сделано: написаны рассказы, стихи, нарисованы картинки. Но названия у журнала пока нет. Думали, спорили, гадали. И кому-то вспомнились популярные дореволюционные книжки о весёлых приключениях маленьких лесных человечков, которые странствуют по свету. Среди множества крохотных существ был озорник и проказник по имени Мурзилка.       Мурзилка! – это имя стало находкой и утвердилось и за героем, и за новым журналом. Позже, в 1937 году, знаменитый художник Аминадав Каневский создал тот образ Мурзилки, который мы знаем сейчас: жёлтенький как одуванчик, в красном берете и шарфике, с фотоаппаратом через плечо.       Большой путь прошагал неунывающий Мурзилка – 80 лет! Но доживи он хоть до 100 – а он конечно доживёт! - всё равно останется ровесником своих читателей, весёлым, находчивым и любознательным другом детворы.

С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ, «МУРЗИЛКА»!

 

Борис Заходер

Вредный кот
- Петь, здорово! - Здравствуй, Вова! - Как уроки? - Не готовы... Понимаешь, вредный кот Заниматься не даёт!

Только было сел за стол, Слышу: "Мяу..." - "Что пришёл? Уходи! - кричу коту. - Мне и так... невмоготу! Видишь, занят я наукой, Так что брысь и не мяукай!" Он тогда залез на стул, Притворился, что уснул. Ну и ловко сделал вид - Ведь совсем как будто спит! Но меня же не обманешь... "А, ты спишь? Сейчас ты встанешь! Ты умён, и я умён!" Раз его за хвост! - А он? - Он мне руки исцарапал, Скатерть со стола стянул, Все чернила пролил на пол, Все тетрадки мне заляпал И в окошко улизнул!

Я кота простить готов, Я жалею их, котов. Но зачем же говорят, Будто сам я виноват? Я сказал открыто маме: "Это просто клевета! Вы попробовали б сами Удержать за хвост кота!"

Рисунок Е. Нитылкиной

 

Марина Дружинина

Песенка обо всём

Мама убиралась на кухне и напевала свою любимую песенку:       - Одна снежинка - ещё не снег, ещё не снег,       Одна дождинка - ещё не дождь...       Вовка слушал-слушал, а потом подхватил:       - Одна чаинка - ещё не чай, ещё не чай,       Одна конфетка - ещё не пир...       Мама засмеялась, а Вовка разошёлся не на шутку:       - Одна певица - ещё не хор, ещё не хор,       Одна морковка - не огород;       - Одна берёзка - ещё не лес, ещё не лес...       Мама давно уже закончила уборку, а Вовка всё не унимался:       - Одна соринка - ещё не сор, еще не сор...       - Ты забыл, что у тебя завтра четвертная контрольная?! - рассердилась в конце концов мама. - Готовиться надо! Вам же кучу примеров задали!       - Одна пятёрка - всё равно еще не отли-и-чник! - с чувством пропел в ответ Вовка.       - Зато одна двойка в четверти, и ты уже двоечник! - подал голос папа. - И на теплоходе мы никуда не поплывем!       Вовку из кухни как ветром сдуло. Он мигом очутился у письменного стола и открыл тетрадку.       Петь почему-то расхотелось.

Рисунок К. Борисова

 

Эдуард Успенский

Рассеянная няня
По бульвару няня шла, Няня саночки везла. Мальчик в саночках сидел, Мальчик с саночек слетел.

Видит няня - легче стало. И быстрее зашагала.

Побывала на базаре, Посмотрела на товар. Потолкалась на пожаре - Ведь не каждый день пожар!

Соли в лавочке купила И хозяйственного мыла, Там же встретила куму, Разузнала, что к чему.

Мимо шли солдаты строем, Каждый выглядел героем, И за строем наша няня В ногу шла до самой бани.

Развернулась не спеша. Смотрит - нету малыша!

"Где же я его забыла? Там, где покупала мыло? У ларька на тротуаре? Просто так, на мостовой? Или, может, на пожаре Смыло мальчика водой?"

И в недоуменье няня Битый час глядит на сани.

Ну а мальчик у ворот Два часа как няню ждёт. А домой идти боится - Дома могут рассердиться, Скажут: - Как же ты гулял, Если няню потерял?

 

Владислав Бахревский

Как медвежонок радуги зажигал

Пришла жаркая пора. С утра дышать нечем.       Забрался Медвежонок на сосну - нет ветра. Но сверху розовую реку увидел. Слез, забежал, а это кипрей цветёт. Медвежонок на горку. Смотрит - озеро синее под горой. Он - кубарем, а это - колокольчики.       Бредёт Медвежонок, изнемогает, уж очень шуба у него жаркая. Осина на пути. Листиками дрожит. Может, здесь ветер. Залез. Тихохонько. А внизу - зеленым-зелено. Должно быть, болотце. Соскочил Мишка с осины, кинулся в зелёные воды, а это - мох.       Хоть и далеко - помчался Медвежонок на реку. Река мелкая, но Мишка давай кататься, давай лапами по воде бить. Поднялись брызги, на брызгах радуга загорелась.       Вылезла из омуточка выдра, сердится:       - Всю реку переполошил!       - Да я радуги зажигаю! - сказал Медвежонок.       - А ведь правда! - обрадовалась выдра и тоже принялась хвостом по воде хлопать.       Пескари сначала попрятались от шума, но увидели радуги, собрались в стайку и хвостами помахивают, свою радугу зажигают. Пескариную.

Рисунок К. Борисова

 

Михаил Яснов

Мне грустно думать про сову
Мне грустно думать про сову, Я так неправильно живу: Я не дружу с совою - Гуляю сам собою.

А каково ей там, в лесу, В очках на стареньком носу На ветке ждать заката, Покуда спят совята?

Ты прилетай ко мне, сова, На луг, где мягкая трава, А хочешь, над рекою Поухаем с тобою?

Мне говорят: - Напрасный зов! Теперь осталось мало сов, Сова - лесная птица, Она людей боится!..

Но я не верю, я зову Мою очкастую сову. Я сам в очках, не скрою, Я подружусь с совою!

 

Юрий Коваль

Русачок-травник

Мы были в саду, когда в рогатых васильках, что росли у забора, вдруг объявился заяц. Русачок. То ли он спасался от собак, то ли просто понравились ему наши рогатые васильки. Увидевши нас, русачок напугался и присел в рогатых васильках, спрятался. Да и мы все замерли и только глядели, как блестят из рогатых васильков заячьи глаза. Этот русачок родился, как видно, совсем недавно. Таких зайцев и называют: травник - родившийся в траве.       Русачок-травник посидел в рогатых васильках и пошёл по саду. Шёл, шёл и дошёл до Николая Василича. А Николай-то наш Василич как раз в рогатых васильках лежал, отдыхал. Русачок-травник подошёл поближе и стал глядеть на Николая Василича. Николай Василич и виду не подал, что он Николай Василич. Он спокойно лежал, как может лежать в рогатых васильках поваленная берёза.       Русачок-травник вспрыгнул на Николая Василича и, устроившись у него на спине, почистил лапкой свои усы. Потом слез на землю и пошёл к кустам татарника. У нас не только рогатые васильки. У нас и татарник есть. Из кустов татарника побежал к забору, пролез через дырку - у нас в заборе много дырок есть - и скрылся. Тут уж Николай Василич зашевелился, потому что он был всё-таки не поваленная берёза, а живой человек. Но только, конечно, особый человек - по которому зайцы пешком ходят.

 

По материалам сайта журнала "Мурзилка"

[в пампасы]

 

www.epampa.narod.ru

Дом Мурзилки - О журнале - История журнала

«Мурзилка» и 60-е годы

Невозможно, говорил Хрущев, построить коммунизм, пока СССР не догонит и не перегонит Америку. Видно, Никите Сер­геевичу так и не доложили, что уже тогда, по крайней мере, по одному параметру мы США обогнали. Не было в этой стране развитого капитализма такого детского журнала с такими ти­ражами, как «Мурзилка». В 1961 году, когда приняли Програм­му партии, тираж «Мурзилки» составил 1 ООО ООО. Но это был заниженный тираж: его нарочно сдерживали, потому что ти­пографские машины «Молодой гвардии» не справлялись с та­ким объемом работ. На всех желающих «Мурзилки» не хватало — подписка была ограничена. Когда лимит наконец сняли, тираж немедленно вырос, и к 1965 году получилась цифра 2 800 ООО. Впрочем, оказалось, что и это не предел. В 1969 году было уже 5 700 000. Умножим эти миллионы на 10 копеек (столько стоил тогда номер журнала) и представим себе, какую сумасшедшую прибыль приносило милое детское издание. На заработанные «Мурзилкой» деньги издавали политическую литературу.

Подписчики не зря стремилась заполучить журнал. С «от­тепелью“ потек в редакцию поток талантливых авторов. В одни и те же годы в “Мурзилке» печатались

Ю. Казаков
Ю. Казаков

3. Александрова, А. Барто, Ел. Благинина, В. Драгунский, Ю. Казаков, Л. Пантелеев, С. Сахарнов, Н. Сладков. Автор «Врунгеля» А. Некрасов по­ставлял журналу очерки. А. Шманкевич и Л. Воронкова пи­сали о жизни современных детей. Иногда появлялись вещи Ю. Нагибина. В начале 60-х в Москву на литературные курсы приехал В. Астафьев и принес в «Мурзилку» свой первый рассказ. Уже дружил с «Мурзилкой» Я. Аким — эта дружба нача­лась ещё в 1953 году со стихотворении «Письмо неумейке». Печатались Б. Заходер, Р. Сеф. В. Орлов, Г. Снегирев. В 1965 году в редакцию впервые пришел Ю. Коваль. Не было еще у него ни самой лёгкой лодки в мире, ни недопёска, ни фрегата «Лавра Георгиевича», но очень скоро он завоевал сердца чита­телей «Мурзилки».

Постепенно всё больше места на страницах «Мурзилки» стали занимать разные познавательные материалы. Появи­лась, например, рубрика «Наши любимые художники» (пер­вым в этом ряду был А. Каневский). Рубрика «Вслед за сол­нышком» предлагала читателям путешествие по стране. Не были забыты русский язык и математика. Ирину Токмакову попросили написать приключенческую повесть об азбуке – так появилась книга «Аля, Кляксич и буква А», а Виктора Голявкина – о цифрах. И как результат – книга «Один, два, три…»

Главным редактором журнала в эти годы был писатель Ана­толий Васильевич Митяев. В 1941-м он добровольцем ушёл на фронт. Войну прошёл рядовым, зато через двадцать лет ему довелось командовать «Мурзилкой». Так как он в те годы пи­сал для детей «Книгу будущих командиров» и «Книгу будущих адмиралов», то с его подачи на страницах журнала расцвела во­енная тематика. «Мурзилка» рассказывал об орденах и меда­лях, о военных специальностях, публиковал «Героическую аз­буку» — о героях разных национальностей. История умалчива­ет о том, что думали обо всем этом читавшие журнал барышни, но свидетельствует, что мальчишки военные публикации изу­чали с интересом.

Ю. Коваль
Ю. Коваль

С публицистикой в 60-е годы дело было уже поставлено на­столько серьёзно, что авторов начали отправлять в команди­ровки. Правда, в распоряжении редакции были не журналис­ты, а писатели, поэтому от посланцев ожидали не только очер­ков, но и художественных произведений. К примеру, коман­дированный в Дымково Ю. Коринец написал о дымковской иг­рушке, а Ю. Коваль, вернувшись с погранзаставы, со време­нем принес в редакцию несколько рассказов о пограничниках и повесть «Алый».

Кроме содержания и стиля, третьей необходимой состав­ляющей текста оставалась политкорректность. «Мурзилка», как журнал ЦК ВЛКСМ, был на виду, и комсомол следил за тем, чтобы даже сказочные персонажи соответствовали морально­му облику строителя коммунизма. В 1970 году в журнале напе­чатали стихотворение Ю. Коринца «Луна-16». Поэт написал о том, как на ночное наше светило опускается «Луна-16» – Лун­ник и как пол изумленными взглядами звёзд «набирает он луны полные карманы». Вскоре после выхода номера главному ре­дактору объяснили в ЦК ВЛКСМ, что советскому Луннику не к лицу действовать столь воровато.

murzilka.org


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта