Наследие Веков. Журнал наследие россия
НАСЛЕДИЕ - Главная
ДОСТОЯНИЕ
На прошедшей в Ярославле конференции значительное внимание было уделено проблемам сохранения наследия промышленной архитектуры. Обобщающим стал доклад доктора архитектуры, профессора кафедры искусствоведения Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии Маргариты Штиглиц «О стратегии Национального комитета ИКОМОС России в области сохранения индустриального наследия». дальше >

В начале 1980-х годов в Кирилло-Белозёрский монастырь, что под Вологдой, поехала отдельная бригада реставраторов, в которую мне посчастливилось войти. На тот момент я уже занимался памятниками деревянного зодчества. Был солнечный, жаркий июньский день. Мы спустились в холодный подклет церкви, и я остро ощутил, как в него втекало с улицы всё разнотравье запахов. С ума сойти можно было от контраста: текущий момент с его ярким зноем с одной стороны и холодный подклет, в стенах которого время будто сублимировалось, – с другой. Это та память, что потом постоянно всплывает и дает мне силы. В реставрации порой присутствует много романтизма, но есть такие точки отсчета, возвращаясь к которым, понимаешь, что увиденное и ожидаемое тобою исполняется. дальше >
2017 год объявлен Годом экологии. Как воплощаются экологические идеи в градостроительстве, ограничиваются ли они устройством зеленых территорий? Есть ли образцы комплексной архитектурно-экологической деятельности или это принадлежность лишь просвещенного будущего? Историко-культурное наследие Москвы являет нам образцы успешного совместного творчества человека с природой… дальше >
Петровское барокко – что в нем слышится? Шум ли Невы, зычные ли чужеземные голоса, командующие плотниками? Неудержимая воля Петра I подарила России не только город, возвысившийся над туманами и болотами этих земель, но и стиль, благодаря которому Санкт-Петербург известен всему миру. Укрепление светской власти, тяготение к роскоши и сибаритству породили тенденцию к демонстрации богатства, достатка и мощи. Экспрессивность и иллюзорность европейского барокко вылились в идеи парения, вознесения архитектуры. Эти яркость, живописность и образность не могли не пленить русского императора, который строил город, как минимум равный европейским столицам, а в своих мечтах наверняка видел Санкт-Петербург самой великой из них. дальше >
Исторический центр Ярославля является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО, в список которого он вошел как «выдающийся пример градостроительной реформы Екатерины II, развернутой в масштабах всей России в 1763 года. дальше >
Это удивительное строение, сотканное из тончайших кружев веневского камня, поражает воображение каждого, кто хоть когда-то путешествовал по дороге от старинного Данкова до Куликова поля. В небольшом селе Берёзовка Липецкой области находится шедевр русского зодчества, увековечивший в себе славу сразу о нескольких замечательных людях. Церковь Димитрия Солунского в селе Берёзовка является малоизвестным творением архитектора Александра Никаноровича Померанцева, подарившего столице России великолепное здание ГУМа. дальше >
На III Международном Ливадийском форуме «Русский мир и русский язык: исторические корни, направления развития» собрались сотни участников из различных стран мира, практически со всех континентов. Невозможно пересказать все речи, содержательные, выверенные, наполненные искренностью, глубоким смыслом и знанием, переживанием за судьбы русской культуры и цивилизации, уверенностью в правильности избранного пути. И, безусловно, конкретными предложениями. Журнал «Россiя. Наследие» публикует избранные выступления на заседании 6 июня 2017 года.дальше >
Писать о Крыме и не затронуть тему его уникального архитектурного и археологического наследия – значит не сказать о полуострове ничего. Здесь, как нигде в России, удивительным образом сконцентрированы памятники различных цивилизаций и культур. Их сохранением и изучением занимаются настоящие специалисты и радетели дела. На их плечи легли тяжелая профессиональная задача и сложный личный выбор. Журнал «Россiя. Наследие» пообщался с Вячеславом Георгиевичем Зарубиным, заместителем председателя Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым. Вячеслав Зарубин стоял у истоков государственной охраны памятников в Крыму. дальше >
Подмосковное имение Мураново хранит в себе множество секретов и любопытных фактов. Сегодня здесь расположен музей-усадьба имени Федора Тютчева, который, в свою очередь, никогда не был в усадьбе. А имя поэта Евгения Боратынского, по чьему проекту был построен удивительный дом, похожий на замок, избу и шале – одновременно, в истории этого имения несколько сместилось на «второй план». Однако сотрудникам музея удалось трепетно сохранить память о двух известнейших владельцах усадьбы, ведь Мураново получило статус музея-усадьбы в 1922 году, что спасло его от неминуемой гибели. Даже в советские годы в этом имении царила атмосфера неспешного и вдохновляющего дворянского быта. дальше >
С улыбкой вспомнил, как уже много лет назад писал об архитекторе Воронихине, и неожиданно для меня на полях общеизвестного «архитектура – застывшая музыка» сказалось «архитектура – застывшая идеология». Писал-то о Петровской поре без всякой задней мысли, а чуткий читатель вдруг хмыкнул: «Всё дерзости говорите! Хотите Москву хрущевками укорить?» И я смутился. дальше >
Дворянская усадьба – это не только наше архитектурное или культурное наследие. Это та точка отсчета, с которой начиналась Россия. Хозяин усадьбы был не только отцом семьи и радетельным хозяином, но и зачастую успешным человеком дела, сохранявшим и преумножавшим богатство своего рода. Финансовое благополучие поместья требовало тяжелого труда, глубоких знаний сельского хозяйства и производства, смелости применять новое и необычное. Кто знает, может быть, пример экономической рентабельности усадьбы прошлого может подтолкнуть и нас сегодня вернуться к земле, к своим корням? дальше >
В истории СССР своя трагическая дата – 26 апреля 1986 года, когда произошла авария на Чернобыльской атомной энергетической станции, продолжающая уносить множество человеческих жизней. Ликвидация ее последствий – это событие, и по сей день сближающее народы. В Музее истории города Симферополя была открыта обширная экспозиция «Чернобыль. Страницы памяти». Об идее ее создания и миссии выставки рассказали кандидат исторических наук, директор Музея истории города Симферополя Ирина Ивановна Вдовиченко и генерал-майор в отставке, председатель организации «Союз Чернобыль» (Крым) Виктор Иванович Тимофеев. дальше >

Знаменитая московская усадьба Черёмушки-Знаменское до сих пор вызывает восхищение ценителей русского искусства. Но мало кто помнит об ее ныне не существующей соседке, носившей схожее имя – Черёмушки-Троицкое – и имевшей общие историю и топонимические корни. Мы считаем необходимым восстановить историческую справедливость и рассказать о непростой судьбе канувшего в Лету подмосковного имения. дальше >
russianasledie.ru
Главная » Наследие народов Российской Федерации
Журнал “Наследие народов Российской Федерации” учрежден Министерством культуры Российской Федерации. Освещает вопросы и проблемы государственной охраны историко-культурного наследия.
Основным направлением деятельности журнала «Наследие народов Российской Федерации» является сбор и распространение информации о проводимой государственными органами охраны объектов культурного наследия законотворческой и практической работе на федеральном и местном уровнях. В задачи периодического издания входит обзор деятельности в области охраны и сохранения объектов культурного наследия, включая комментарии и дискуссии по вопросам соответствующих аспектов отечественного законодательства и международного опыта. Основной целью периодического издания является формирование единого информационного поля в данной сфере в масштабах всей страны.
Журнал обеспечивает доступ к профессиональной информации, знакомит с опытом работы и с практическим применением рекомендаций специалистов.
Журнал создается творческим коллективом (редакцией) – Научно-информационным издательским центром (АНО НИИЦентр), который взаимодействует с профильными подразделениями Минкультуры России, а также с органами культуры и охраны объектов культурного наследия в субъектах Российской Федерации, научными учреждениями Минкультуры России (Государственный институт искусствознания, Институт культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева) и Академии наук (Институт археологии РАН) и ее отделений, государственными реставрационными организациями, государственными музеями-заповедниками и государственными музеями, Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры.
С 2001 года НИИЦентр дважды в год выпускает в свет Справочник руководителей органов культуры субъектов Российской Федерации, приуроченный к заседаниям Координационного (ранее – Федерального) совета по культуре, проводимых Министерством культуры Российской Федерации, а также другие справочные издания сферы культуры. Во взаимодействии с органами охраны памятников истории и культуры субъектов Российской Федерации НИИЦЕНТР готовит и издает каталоги объектов культурного наследия. НиИЦЕНТР собирает и предоставляет справочную информацию Главному информационно-вычислительному центру (ГИВЦ) Минкультуры России.
В 2002 году основана популярная иллюстрированная книжная серия «Наследие народов Российской Федерации». Главная цель этой серии - популяризация историко-культурного наследия и современного состояния культуры отдельных регионов России. В серии увидели свет специальные выпуски, посвященные культурному наследию Республики Бурятия, Липецкой области, Республики Алтай, Республики Татарстан, Алтайского края, Республики Хакасия, Республики Тыва, Республики Калмыкия и др. Объем каждого издания от 320 до 600 страниц. Книга включает от 50 до 100 очерков, около 1000 цветных иллюстраций. Тиражи выпусков - от 1,5 до 3,5 тысяч экземпляров.
В стадии подготовки находятся издания по ряду областей Центрального Федерального округа, республикам Мордовия, Марий Эл, Башкортостан. В планах на 2011-2012 год – издание иллюстрированных книг, посвященных Дальневосточному федеральному округу – Республике Саха (Якутия), Приморскому, Хабаровскому, Камчатскому краям, Амурской, Сахалинской и Еврейской автономной областям.
Выпуски книжной серии «Наследие народов Российской Федерации» отмечены дипломами и благодарностями органов культуры Республики Алтай, Алтайского края, Липепцкой области.
За разработку и осуществление проекта издания книжной серии «Наследие народов Российской Федерации» творческий коллектив издательства был удостоен Премии Правительства Российской Федерации 2009 года в области культуры.
На Международной книжной ярмарке в 2010 году книга «Чукотка в прошлом и настоящем» удостоена диплома Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в номинации «Малая Родина».
www.nnrf.ru
Наследие Веков | электронный научный журнал Южного филиала Института Наследия
Приветствуем Вас на сайте научного журнала «Наследие веков».
Журнал «Наследие веков» – научное, электронное, рецензируемое, периодическое издание, освещающее вопросы теории и практики культурной политики, актуализации и сохранения культурного наследия, проблемы истории культуры, художественной жизни, музейного дела и современного социокультурного развития Юга России. Журнал основан в 2015 г., издается Южным филиалом Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева при участии Автономной некоммерческой организации Центр духовного развития и патриотического воспитания «Родные традиции». Способствуя улучшению информационного обмена и повышению цитируемости опубликованных статей, редакция проводит политику отрытого доступа (Open Access) к научным публикациям на основе публичных лицензий Creative Commons. Каждый номер журнала носит тематический характер, дополняемый статьями традиционных рубрик. Статьи публикуются на русском и английском языке и сопровождаются переводом развернутых резюме на второй язык журнала. Доступ ко всем номерам журнала постоянный, свободный и бесплатный подробнее >>>
Редакция журнала «Наследие веков» приглашает к сотрудничеству всех заинтересованных специалистов.
Дорогие друзья! Электронному научному журналу «Наследие веков» исполнилось три года. Основанный в 2015 г. группой единомышленников, этот подробнее >>>
Выпуски текущего года
Редакция электронного научного журнала «Наследие веков» представляет тематические выпуски, подготовленные в текущем году. Полные тексты всех статей журнала размещены на сайте, в библиотеках открытого доступа.
2018. № 1. Музей и краеведческое сообщество. Выпуск посвящен актуальным вопросам взаимодействия музея и краеведческого сообщества, включающего ученых, занимающихся краеведческой тематикой и любителей – исследователей родного края. Именно краеведам принадлежит достойное место в иерархии партнеров музея. Их включенность в деятельность музея – важная предпосылка адекватного представления «места» в музейных экспозициях, расширения коммуникационного пространства музея. Редактор специальной рубрики А. Н. Еремеева. Выпуск подготовлен с использованием средств гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов в рамках проекта № 17-1-007740 «Возрождение краеведческого движения как ресурс сохранения и популяризации культурного и природного наследия России» подробнее >>>
Годовая издательская программа
Редакция электронного научного журнала «Наследие веков» представляет издательскую программу на 2018 г. и приглашает к сотрудничеству авторов. План подготовки тематических выпусков утвержден редакционной коллегией 00 января 2018 г.
Гражданская война в России: события, судьбы, культурная память2018. № 2, редактор специальной рубрики О. Н. Маркова. Выпуск посвящен тематике последовавшего за крушением Российской империи вооруженного противостояния, вошедшего в историю как Гражданская война, столетие которой отмечается в наступившем году. Основное внимание подробнее >>>
Краеведческое движение как ресурс общественного развития2018. № 3, редактор специальной рубрики Н. А. Костина. Выпуск посвящен современному краеведческому движению как ресурсу сохранения и популяризации культурного и природного наследия России. Основное внимание планируется уделить использованию инструментария подробнее >>>
Судьба России в творчестве А. И. Солженицына2018. № 4, редактор специальной рубрики Е. Ю. Третьякова. Выпуск посвящен творчеству писателя-реалиста А. И. Солженицына в связи с его 100-летним юбилеем. Основное внимание планируется уделить подходам к оценке художественного мастерства и общественной значимости подробнее >>>
Партнерские научные проекты

Редакция электронного научного журнала «Наследие веков» приглашает российских и зарубежных исследователей принять участие в научно-организационных проектах и просветительских мероприятиях наших партнеров:
Кавказские маршруты М. Горького: научно-практическая конференция, посвященная 150-летию со дня рождения писателя, 29 марта 2018 г., Литературный музей Кубани (ул. Постовая, 39/1, г. Краснодар), прием заявок до 20 февраля 2018 г. подробнее >>>
Культурное наследие Северного Кавказа как ресурс межнационального согласия: четвертый международный научный форум, 13-15 октября 2018 г., санаторий «Жемчужина моря» (ул. Мира, 20, с. Кабардинка, г. Геленджик Краснодарского края), прием заявок до 01 августа 2018 г. подробнее >>>
Журнал «Наследие веков» выступает информационным партнером научно-просветительского проекта «Возрождение краеведеческого движения как ресурс сохранения и популяризации культурного и природного наследия России». Проект реализуется при финанссовой поддержке Фонда президентских грантов в рамках договора о предоставлении гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества № 17-1-007740.
heritage-magazine.com
Реставрация. Мнение. Журнал "Россiя. Наследие" №02, 2016
Воссоздаем или реставрируем? Что остается, когда снимают леса...
Реставрировать или заново воссоздавать? Этот вопрос, который обычно мы не задаем себе, сталкиваясь с табличками: «экспонат находится на реставрации», «реставрацию объекта ведет…»… Вопрос о том, как поступить с пришедшим в плачевное состояния памятником, является, пожалуй, одним из ключевых при выборе стратегий для последующих действий. Дмитрий Александрович Трофимов – художник, иконописец, руководитель художественной мастерской «Царьград», на счету которого участие в росписи Храма Христа Спасителя, декорирование храма под колокольней Тульского кремля, роспись Храма Рождества Богородицы в Дивеево, рассуждает об этой проблеме на примере опыта восстановления храмовой росписи.
Фрагмент росписи Храма Сергия Радонежского в с.Липовка. Писал Д. Трофимов
Заказчик. Спонсор. Исполнитель
Нетрудно заметить, что за всеми звеньями этой цепочки стоят люди, от решений и последующих шагов которых зависит конкретный результат. Каждый из них вносит свой вклад, свою лепту, однако, основную часть работы, которая становится видимой и воплощенной, в конечном итоге выполняет художник-реставратор. И, именно от его квалификации, опыта, знаний и рассудительности, если хотите, зависит то, что останется после того, как леса и защитные сетки и пленки будут убраны и сняты.
Самый первый вопрос, встающий перед реставратором, это вопрос о том, имеет ли подлежащий реставрации или восстановлению объект культурно-историческое значение. Это незыблемое правило распространяется и на роспись, то есть на то, что чаще всего подвержено воздействию времени. И здесь, в свою очередь, так же существует несколько традиционных правил, начальное из которых – это датировка. Если стиль росписи можно отнести к середине 19 века или более раннему периоду, то такой живописи, таких артефактов в нашей стране сохранилось не так уж и много, и, поэтому, безусловно, такие артефакты, имеют художественно-историческую ценность и, однозначно подлежат сохранению и реставрации. Причем речь идет не только о церковной, храмовой живописи. Если мы говорим о ХIХ веке, то помимо дворцов, расписывались усадьбы, дома, особняки, то есть большой комплекс гражданских построек, роспись внутри и снаружи которых, можно встретить до сих пор. В дальнейшем же, если решение о реставрации принято и заботу о памятнике берет на себя государство или частный инвестор, то к работе приступает специалист-реставратор, который и осуществляет весь дальнейший комплекс работ.
Как это происходит? Реставраторы приходят на объект, укрепляется штукатурный слой, а дальше идет «допись», то есть тонировка утрат, или прописывание по старой живописи с максимальным ее сохранением. Но, часто получается так, что после того, как дописан живописный слой, собственно говоря, от самого оригинала мало что остается. Причина же этого в том, что зачастую реставраторы – хорошие технологи, но, к сожалению, не всегда хорошие художники и не всегда чувствуют ту меру, с которой нужно прикасаться к старой живописи. К тому же в этой работе очень много субъективного видения, а многое зависит и от личного опыта, поэтому, часто мы сталкиваемся со спорными результатами.
Впрочем, иногда вопрос стоит несколько иначе. Как поступить, если из всей росписи сохранилось меньше 20% живописи и живопись эта без сомнения младше второй половины ХIХ века. И здесь окончательное решение принимается инвесторами и непосредственными заказчиками работ, сейчас в основном это священноначалие и настоятели храмов, в которых проводятся реставрационные работы.
Наверное, в практике каждого художника, занимающегося реставрацией церковной живописи, были такие случаи, когда принимать решение приходилось не только относительно выбора дальнейшей стратегии – реставрировать оставшиеся фрагменты или делать новую роспись, но и решать вопрос о том, что делать с сохранившимися фрагментами. Такой пример. Храм Архангела Михаила в селе Скорняково. Живописных фрагментов во всем храме оставалось чуть более трех процентов. Казалось бы, чего проще - сбить старую штукатурку и закопать где-нибудь на церковном дворе – ведь изображения, пусть и сохранившиеся фрагментарно, считаются священными. Но можно поступить и иначе - подвести к самым ценным фрагментам новую штукатурку и дописать, подгоняя новую живопись под старые фрагменты. В случае, о котором идет речь, ни то, ни другое решение не годилось. И тогда была найдена «золотая середина». Отдельная бригада реставраторов в течение 3-х месяцев кропотливо трудилась над тем, что бережно укрепляла, а затем снимала сохранившиеся фрагменты. И после завершения реставрационных работ часть этих фрагментов была выставлена в том же храме, где смотрелась очень эффектно, другая же часть была передана в местный музей. И хотя этот храм планируется расписать заново, а не отреставрировать, старые, изначально присутствующие росписи, пусть и в виде фрагментов, сохранены. А это тот результат, который уже ценен сам по себе.
Пантократор - храм Успения Богородицы в с.Истомино. Писал Д. Трофимов
Существует один нюанс. Прежде чем приступать к работам, реставраторы, пишут особый документ – методическое обоснование. Документ, на основании которого в дальнейшем будут производиться все работы. И получается, что даже при существовании таких методических обоснований, а порой это просто тома, порой результат работы выглядит неудовлетворительным. И тут опять возникает вопрос о профессиональном уровне реставратора, именно как художника, а не как технолога. Хуже всего, когда вместо того, чтобы просто деликатно сохранить - наверное ни у кого не вызовет сомнения правильность такого решения - возможно что-то дописывая акварелью (в реставрации есть такая методика, акварель недолговечна, это краска, которую можно легко смыть и поэтому она не повреждает изначальную роспись), реставратор просто полностью переписывает то, что находится в этом храме, причем делает это даже не учитывая стилистических особенностей . Да, в общем-то, особо и не задумываясь над этим. И, к сожалению, эта новая роспись, имеет весьма слабое отношение к тому, что оставалось до этого момента на стенах.
Другая сторона этой проблемы. Пример с реставрацией фресок Андрея Рублева во Владимире. Да и тот же скандал с Микеланджело. Сикстинская капелла, на которую направлены взгляды всего мира, всего реставрационного и научного сообщества, и тем не менее споры идут до сих пор…То есть любая реставрация, ее результаты, прежде всего, - понятие очень субъективное. Поэтому нельзя так однозначно утверждать, что все зависит только от чиновников, либо только от реставраторов, от реставрационной школы. Кстати, интересный факт: читая архивную документацию о реставрации Успенского собора Московского Кремля, проводимую еще до революции, понимаешь, что наша реставрационная школа берет начало именно в те времена. Все этапы работ, прописанные и утвержденные, проведение тендеров, этапы финансирования, работа комиссии, в задачи которой входило решение о том, чья из представленных на конкурс методик лучше - и все эти описания есть в архивах - так вот, вся эта методика работает до сих пор, и чаще приносит положительные результаты.
Еще один интересный и в какой-то мере поучительный факт из истории реставрации Успенского собора. Известно, что много споров вызвал возникший в ходе реставрации вопрос о покрытиях собора. Под существующими главами, датируемыми XVI в., было обнаружено покрытие белым железом прямо по сводам. Открылись замки сводов в виде больших каменных плит с углублением посередине для установки креста, а на расстоянии около двух метров от вершины в кладке были обнаружены железные ушки для растяжек к нему и многие специалисты делали вывод, что первоначальное покрытие было посводным. Другие возражали, что должны были быть деревянные журавцы, поскольку в летописях есть упоминания о пожарах, начинавшихся с глав. После дебатов было решено, что поскольку восстановление может быть только предположительным, «нежелательно несомненную форму XVI в. менять на подделку под XV в». Это как раз пример того, когда здравый смысл побеждает субъективные, порой и научно обоснованные мнения.
Стиль VS Вдохновения, или в каком стиле надо расписывать храм
Храмовая роспись – искусство не застывшее, искусство живое и как любое искусство, безусловно, подвержено влиянию истории. В основном, до нас дошли храмы ХIХ века. Естественно, что в России существуют храмы ХVIII, ХVII веков, храмы ХVI века, и значительно более ранние, хотя они, являясь объектами федерального значения, чаще уже представляют интерес как памятник архитектуры и, как правило, их вообще не расписывают. Ведь живописью можно «убить» архитектуру. Яркий пример – Спасский собор Андроникова монастыря. В интерьере Спасского собора уцелели фрагменты фресок, выполненных около 1428 года Андреем Рублёвым, все остальное пространство храма - это светлые стены.
Обычно же мы имеем дело с храмами ХVII-ХIХ веков. И здесь уже возникает очередной вопрос: в каком стиле расписывать? Можно сказать, что к настоящему времени в России сложилось несколько основных стилей, в которых расписываются храмы. Это академический стиль (условно его можно назвать стилем Храма Христа Спасителя), стиль ХVII века, это так называемая ярославская школа, сам по себе уникальный, действительно русский стиль, с пышной орнаментацией. Стиль Дионисия, стиль ХVI века, наиболее аскетичный с художественной точки зрения – большие пустые фона, мало орнамента, мало фигур. И так называемый византийский стиль – широкое понятие, включающее в себя традиции от Равены 6 века, комниновское и палеологовское искусство. Сейчас же мы черпаем вдохновение из разных источников - Греции, Италии, Сербии. Вот что интересно, в последнее время, именно сейчас, в наши дни стала заметна иная тенденция. В современной Храмовой живописи стала прорастать стилистика древних христиан – катакомбная живопись.
Внутренняя роспись храма Святого Благоверного князя Димитрия До нского и Святой Благоверной княгини Ефросинии Московской под колокольн ей Успенского собора тульского Кремля. Писал Д. Трофимов
Получается, что имеющих богатую историю и традиции живописных стилей очень много и, потому спор о том, что конкретно писать, в том или ином храме, находящемся в столице или глубинке - это, действительно, серьезный вопрос. Что подходит этому храму? Этому месту? И очевидно, что если мы беремся за роспись храма, построенного в стиле классицизма, то заполнять его росписью в стиле Дионисия или Феофана Грека – достаточно абсурдно. Впрочем, не всегда выбор зависит только от художника. Иногда спонсоры либо священноначалие настаивают на чем-то определенном. В любом случае, это всегда вопрос обсуждаемый.
Так было и в случае воссоздания колокольни Тульского Кремля. Окончательные решения о стиле, в котором этот памятник будет восстановлен, а затем и расписан, принадлежали инвестору и священноначалию, курирующему этот объект. За основу росписи был взят стиль ХVII века, стиль так называемой ярославской школы. Выбор был не случаен. Дело в том, что основной храм Тульского Кремля - Успенский собор - расписан именно в этой стилистике. Конечно, мы знаем множество примеров, когда и два предела в одном храме расписаны в разном художественном и временном стиле. Например, в Италии - это обычное явление. В Италии в каждом храме просто музеи стилей. Поэтому, всегда должна существовать логика. В нашем случае такая логика была. Почему еще был выбран именно этот стиль? Этот храм – центр Кремля, и планируется, что для жителей Тулы он станет местом проведения торжеств, а значит и росписи должны этому месту соответствовать. Ярославская же школа – это наиболее праздничный и торжественный пример церковной росписи.
Храмы ХVI века. Если в таких храмах росписи не сохранились, то их и не расписывают. Потому что сохраняется архитектура, какие-то фрагменты инженерных решений, те же фрагменты кладки. То есть, здесь уже важно сохранить и показать этот элемент, как часть художественного наследия и, безусловно, лучше сохранить его, и дать возможность приходящим людям увидеть эту часть истории, чем закрыть все какими-то современными росписями, художественная ценность которых, порой вызывает, мягко говоря, сомнение. И в этом случае принимается, на мой взгляд, совершенно обоснованное решение не расписывать храм. То есть внутренне пространство храма, его архитектура, все равно остается историей и частью культурного наследия.
Роспись Алтаря. Храм Рождества Богородицы в Дивеево. Писал Д. Трофимов
И в каждом отдельном случае, если речь идет о памятнике, либо храме, либо постройке, датируемой ХVI веком и ранее, решение о целесообразности росписи объекта уже принимается на уровне организаций, занимающихся охраной памятников, то есть неким научно-экспертным сообществом. Дело в том, что у нас в России, существует некая, если хотите, эстетическая потребность в том, что Храм должен быть непременно расписан. В отличие от многих стран Европы. Так в Германии, например, протестантская эстетика вообще не подразумевает росписи. Им это просто не надо. С другой стороны, католический мир, та же Италия, до недавнего времени настолько увлекался пышностью внутрихрамового убранства, что в какой-то момент произошло то, что они вообще перестали расписывать храмы.
О граффити, пространстве культуры и его значении в жизни человека.
Часто приходится расписывать и новые храмы. И здесь, что называется все просто: новый храм – новые росписи. Однако и здесь существуют свои, если хотите, зоны ответственности. Мы ведь культура, развивающаяся, и поэтому мы обязаны, безусловно опираясь на традиции и каноны, все- таки привносить что-то новое. И этот процесс, во многом скрытый от посторонних глаз, в настоящий момент оказывает очень большое влияние на художника.
Сейчас все больше и больше художников ищет новый язык, который, с одной стороны, опирался бы на язык традиционный, с другой - отражал бы новые смыслы и ритмы ХХI века. Ведь можно всегда пытаться писать в стиле Рублева, но, в любом случае, из этого ничего хорошего не выйдет и не только потому, что плох художник . Здесь существует и еще один немаловажный аспект - наше восприятие. А оно меняется: лично у художника, лично у заказчика, лично у прихожанина. Существует очень большая вероятность того, что заказчик не примет, скажем так, выполненный сейчас орнамент ХIV века в своем изначальном виде, сочтя эту работу халтурой, хотя смотря на эту живопись в пространстве ее исторического контекста, мы по праву гордимся ею и готовы восхищаться.
То есть, существует некий момент уважения к прошлому. Апелляции к исторической памяти. Смотря на шедевры того же ХIV века, мы искренне ими восхищаемся, но вряд ли готовы делать то же самое, столкнувшись с подобной эстетикой в рамках современности. С другой стороны, если взять современную западную традицию храмовой живописи, то в ней, присутствуют вещи, которые могу показаться для нас просто кощунственными. Другое дело, что, действительно, многое меняется. И как это ни покажется странным, но сейчас мы идем по направлению к граффити. Только не надо пугаться этого слова. Речь не идет о раскрашенных из баллончика поверхностях. Скажем так, речь идет о лаконичности. Ведь если мы посмотрим на ту же коптскую живопись, на те же ранние Помпеи – везде, с точки зрения художественного языка, присутствует лаконичность.
И мы, на самом деле, идем именно к этому, потому, что современная эстетика также движется в сторону такого же эстетического упрощения. С другой стороны, мы понимает, что чем меньше в живописи формы, чем более она плоскостная, чем меньше объема и пространства, тем больше в ней сакральности. Ведь когда реалистическое пространство убирается полностью – возникает сакральное пространство. Например, в академической живописи, самой не сакральной из всех стилей церковной живописи, мы видим тени от людей, мы видим перспективу, а когда мы видим перспективу и тени, в живописи возникает момент времени, момент сиюминутности. А если присутствует время, то вечность сжимается, отступает. Так что лаконичность живописного языка напрямую связана с сакральностью. И как это ни звучит парадоксально – граффити самый лаконичный из художественных языков. И обе эти тенденции присутствуют в наши дни. С одной стороны, приверженность к реализму, с другой – поиск лаконичности и сакральности.
Колокольня Успенского собора тульского Кремля после реставрации
К тому же меняется эстетическое восприятие мирян и клира. Собственно говоря, церковное искусство изначально прикладное. И в отличие от любого живописного полотна, будь то пейзаж, портрет, натюрморт и пр., которое является главным образом неким высказыванием художника, его личной точкой зрения, храмовая живопись, изначально направлена на то, что ее увидит гораздо большее количество народа, да и временные промежутки здесь несопоставимы. Ведь расписывая храм, мы отдаем себе отчет в том, что все время, проведенное в храме, люди будут вынуждены созерцать работу художника, даже в том случае, хотят они этого или нет. А восприятие людей у нас сейчас достаточно консервативное.
Люди могут пойти посмотреть, к примеру, лазерное шоу, но в Храм они приходят как в пространство, которое связывает их с вечностью, а также с историей и традициями. А именно от осознания таких вещей и возникает чувство сопричастности, то, что сейчас принято называть идентичностью и ее проявлениями на разных уровнях: начиная от понимания того, кто мы и заканчивая пониманием того, в какой стране мы живем. Тем более, что храмовая архитектура сильно отличается от всех прочих ее форм. Пока отличается…
И, наверное, в этом есть больше положительного, нежели отрицательного смысла. Возьмем, например, эксперименты по строительству храмов Ле Корбюзье (церковь Сен-Пьер в Зеленом Фирмини (l’Eglise Saint-Pierre de Firminy Vert) или Искупительный храм Святого Семейства ( Temple Expiatori de la Sagrada Famнlia) Антонио Гауди. Ведь, по сути, первое, с кем мы встречаемся, столкнувшись с творением гениального архитектора – это с самим Ле Корбюзье или Гауди. Не с Богом. Наверное, это не очень правильно. Во всяком случае, для нас.
Но если мы утверждаем, что каноническая живопись – это та живопись, которая не противоречит Священному писанию и Священным преданиям, то и в отношении архитектуры мы можем говорить о том же. Никакая форма храма, никакие архитектурные формы не противоречат Священному писанию. Но здесь возникает очень важный вопрос: а придет ли человек в такой храм? Будет ли это строение восприниматься как храм?
В армии я расписывал храм, который находился в армейской столовой, а в соседней деревне в 5 км. от воинской части находился обычный приходской храм. И что интересно, все жители военного городка ходили в тот храм. Потому, что именно он ассоциировался у них с Храмом.
Это очень наглядный пример того, что и как воспринимается людьми. Мы все находимся внутри этого процесса , внутри этой системы и очень связаны друг с другом. Конечно, художник может, не ограничивая себя ничем, намеренно пытаться создать что-то гениальное. Но всегда есть некая уздечка - вопрос - а зачем? Зачем это нужно. И именно отсюда, от этого вопроса - а зачем? - мы можем подойти к проблеме исторического пространства. Потому, что историческое пространство, оно по- хорошему консервативно, во всяком случае, церковное, храмовое пространство. Естественно через восприятие такого пространства людьми. И в этой связи, привносить в какой- то исторический памятнике то, что снижало бы его историчность – наверняка, поступок, по меньшей мере, опрометчивый. И здесь будет уместен пример с реставрацией того же Тульского кремля. Когда приступили к реставрации rjkjrjkmyb Nekmcrjuj rhtvkz, задача была не построить на месте оставшихся к этому времени руин, что-но новое и необычное, что-нибудь из стекла и бетона – возможно люди бы поудивлялись, но, в конечном счете бы привыкли – задача была протянуть ниточку. По сути, восстановить справедливость. И именно как раз такую задачу и ставил задачу перед реставраторами заказчик - глава области Владимир Сергеевич Груздев.
И если говорить о нашем обществе как о некоем культурном организме, который стал таковым не сейчас, в 2016 году, а начиная, условно говоря, с Х века, то какое-либо разрушение культурного пространства этого организма является безусловной несправедливостью. Напротив, процесс же сохранения или воссоздания является, по сути, актом, восстанавливающим эту справедливость. То есть, оборванные концы нитей соединяются. А вот, что останется после нас потомкам, что послужит началом их развития, их фундаментом – зависит уже от нас. От того, что и в каком виде мы им оставим - будут ли это руины, либо сохраненные и восстановленные памятники и артефакты. И этот выбор можем сделать только мы сами.
tsargrad.biz


