Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Калейдоскоп. Журнал нейропсихология


Когнитивная нейропсихология, реабилитация и коррекция высших психических функций - НИР

1 1 января 2015 г.-31 декабря 2015 г. Когнитивная нейропсихология, реабилитация и коррекция высших психических функций Результаты этапа: В 2015 году в двух зарубежных публикациях и курсах лекций (Польша, Литва) были освещены вопросы Лурьевской классификации афазий, синдромного анализа, методов диагностики и коррекции школы Выготского-Лурии, а также биография А.Р. Лурии. Начата оцифровка архива А.Р. Лурии, издан сделанный Лурией конспект доклада Выготского «О сознании» (исп. – Т. Ахутина). Анализ процессов регуляции активации у младших школьников позволил показать различную динамику двух вариантов их дефицита: с преобладанием гиперактивности или утомляемости и низкого темпа когнитивных процессов. Опубликована 1 статья на англ. языке (Ахутина, Матвеева, Корнеев), и защищена канд. дисс. А.Р.Агрис (рук. Ахутина). Апробация новых методов компьютерной нейропсихологической диагностики состояния ВПФ у младших школьников показала, что методы позволяют достаточно точно оценивать состояние функций III блока у детей (исп. Матвеева, Корнеев, Пылаева). Исследование графомоторных навыков как базовых компонентов письма у учеников 1 и 3 классов с помощью традиционных нейропсихологических и новых компьютерных проб позволило проследить процессы автоматизации графомоторного навыка в норме и описать специфические сложности осуществления графомоторной деятельности у детей с трудностями обучения. Опубликованы 2 статьи (исп. А.А. Корнеев, Т.В. Ахутина). Продолжено исследование письма у двуязычных детей-билингвов, прослежена динамика развития навыка от второго к третьему классу, проведен анализ чтения у русско-финских билингвов (2 статьи и 1 доклад на конференции в Дании - исп. Корнеев). Подготовлено к печати пособие по нейропсихологической диагностике в дошкольном возрасте. В нем подробно изложены используемые методы практической диагностической и коррекционной работы, включены описания игр и упражнений, конкретные рекомендации специалистам и родителям (исп. Ж.М. Глозман). Подготовлен и издан специальный международный выпуск по детской нейропсихологии журнала Open Behavioral Research Journal (Developmental Neuropsychology: Learning Disabilities Assessment and Remediation). В нем опубликовано 2 статьи по развитию ВПФ в детском возрасте (исп. Ж.М. Глозман). Проведено исследование возрастных особенностей наглядно-образного мышления младших школьников в норме и при расстройствах аутистического спектра (РАС). У детей с РАС показана дефицитарность процессов переработки и усвоения зрительного материала вне зависимости от его типа. Опубликована 1 статья (исп. М.Ю. Максименко). Исследование ориентировочной деятельности при СДВГ с помощью метода записи движений глаз позволило уточнить психофизиологические механизмы когнитивных и регуляторных дефектов у детей с трудностями обучения. Оно открывает использования этого метода в качестве обратной связи для формирования более успешных стратегий зрительного восприятия и зрительного внимания. Опубликована статья (исп. Глозман). Проведено исследование нейропсихологических механизмов нарушений категоризации при паркинсонизме. Показано, что нарушение этого процесса выражается у больных в сниженном индексе семантизации при актуализации слов, замене категориальных связей ситуативными, в отсутствии статистического различия в латентных периодах моторных реакций при сравнении двух категорий стимулов Опубликована 1 статья (исп. Ж.М. Глозман). Проводилось исследование структуры рабочей памяти на материале серийных пространственных движений. Показано, что внутренняя репрезентация последовательности имеет специфику и преобразуется по-разному в зависимости от характера исходной воспринимаемой информации. Опубликована 1 статья (исп. Корнеев). Проведено исследование наглядно-образного мышления у больных с распадом "регулирующей функции речи" и грубым персевераторным синдромом. Показано, что при замене речевой инструкции на безречевую, больные с устойчивыми персеверациями при рисовании простых геометрических фигур начинали рисовать их активно и целенаправленно. Подготовлена и сдана в печать 1 статья (исп. О.А. Гончаров). Прочитан ряд докладов и публичных лекций о связи Казанской лингвистической школы (И.А. Бодуэн де Куртене, Н.В. Крушевский) и подхода к афазии А.Р. Лурии. Подготовлен и апробирован учебный курс по афазиологии для нейропсихологов и лингвистов (исп. Т.В. Ахутина). Проведена апробация методики RAN/RAS (быстрое автоматизированное называние) у учащихся 1 класса, показано, что она является эффективным индикатором не только нейрокогнитивных проблем переработки информации, но и слабости процессов поддержания активности мозга. Опубликованы 2 статьи (исп. Ахутина, Корнеев).
2 1 января 2016 г.-31 декабря 2016 г. Когнитивная нейропсихология, реабилитация и коррекция высших психических функций Результаты этапа: Проведен теоретический анализ вклада концепций Л.С. Выготского в развитие прикладной нейропсихологии и роль клинической практики для формирования основных теоретических положений, разработанных Л.С. Выготским. Показано взаимообогащение теоретических и прикладных областей психологии идеями, методами и фактами. Анализ нарушений психического функционирования невозможен без системного подхода к выявляемым фактам. Показано, что медицинская психология формировала в первую очередь принцип системности в психологической науке. По результатам анализа опубликована статья (исп. Ж.М. Глозман) Проводилась работа по оцифровке и каталогизации, выделению ключевых слов и аннотированию материалов архива А.Р. Лурия, хранящегося на факультете психологии. На основании материалов архива осуществлен анализ развития методов исследования афазии в работах А.Р. Лурия. Опубликовано двое тезисов и сделано два доклада на конференции (исп. – Т.В. Ахутина) В рамках внедрения в научно-исследовательскую и научно-практическую деятельность нейропсихологов идей Выготского-Лурия осуществлялась теоретическая и методическая работа по их использованию в разработке методов коррекционного обучения. Сделано 2 доклада (исп. – Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева) Продолжалась работа по оптимизации количественной оценки нейропсихологического обследования детей 7-9 лет. Обработаны данные, собранные за последние 5 лет, составлены нормативы выполнения нейропсихологических проб первоклассниками. Результаты проделанной работы отражены в коллективной монографии, посвященной нейропсихологическому обследованию детей младшего школьного возраста. В ней подробно изложена методика проведения обследования, методы качественной и количественной обработки получаемых в нем результатов, новых компьютерных методов нейропсихологической диагностики и другое. (исп. – Т.В. Ахутина, А.А. Корнеев, Е.Ю. Матвеева, Н.М. Пылаева) Разработаны и апробированы компьютерные методики, направленные на оценку развития регуляторных функций, особенности переработки слуховой информации и зрительно-пространственной информации у детей младшего школьного возраста. С их помощью набраны данные на выборке первоклассников и второклассников, успешно усваивающих общеобразовательную программу. Проведена первичная обработка полученных результатов, готовится публикация по результатам. (исп. – Т.В. Ахутина, А.А. Корнеев, Е.Ю. Матвеева, Н.М. Пылаева) Продолжено исследование механизмов синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей разного возраста. С помощью широкого набора нейропсихологических и психофизиологических методик проанализирована качественная специфика трудностей произвольной регуляции и их связь с механизмами школьной неуспешности. Создана и начата апробация компьютерной программы использовании метода движений глаз в качестве обратной связи для формирования более успешных стратегий зрительного восприятия и зрительного внимания и улучшения ориентировочной деятельности у детей. По результатам исследований опубликована научная статья и сделан доклад на международной конференции (исп. – Ж.М. Глозман). Продолжено изучение понятия «Социальный мозг» в его взаимосвязи с проблемами социального познания и социального поведения, личности и коммуникации больных. Рассмотрены социальные характеристики раннего развития ребенка, взаимодействие морфо- и функциогенеза в его развитии и негативные последствия социальной депривации на развитие мозга ребенка. Культурно-исторический подход в нейропсихологии означает, в первую очередь, перенос акцентов в изучении социального мозга с проблем локализации на вопросы социальной и культурной детерминации мозговых функций человека (исп. – Ж.М. Глозман). Продолжен анализ набранных ранее данных об особенностях навыка письма у детей-билингвов. Показано влияние возраста и сложности задний на письмо на двух языках, получены данные о снижении различий в письме на разных языках по мере освоения навыка письма. По итогам этого цикла исследований подготовлена и глава в коллективной монографии, которая принята к печати в международном научном издательстве «Routledge Publishing House». Также по данной теме были опубликованы тезисы и сделан доклад на международном симпозиуме. (исп. – А.А. Корнеев) Для нейропсихологического исследования процессов усвоения информации из окружающего мира разработана методика изучения представлений школьников об окружающем мире через завершение различных предложений. Вторая часть методики включает оценку зрительного восприятия частотных явлений окружающего мира и формирование речевого высказывания относительно их понимания. Исследование, проводившееся на детях с нарушениями развития, показало, что у школьников с резидуально-органическим поражением ЦНС имеются трудности, прежде всего, относящиеся к речевой деятельности, уменьшающиеся с возрастом, а дети с расстройствами аутистического спектра чаще демонстрируют дефицитарность зрительного восприятия, не позволяющие полноценно воспринимать представленные события в сюжетных картинках (исп. – М.Ю. Максименко). Было продолжено исследование рабочей памяти у детей и взрослых. Набраны новые данные о запоминании последовательностей, заданных зрительным образцом, детьми подросткового возраста (14 лет). Показано, что в подростковом возрасте временные и качественные характеристики воспроизведения двигательных последовательностей могут временно снижаться. Также проведено две серии экспериментов для выявления особенностей запоминания последовательностей в зависимости от способа их предъявления и задачи испытуемого у взрослых. Результаты экспериментов позволяют предположить, что характер репрезентации серийной информации и ее преобразования в рабочей памяти могут зависеть от задачи, стоящей перед испытуемыми (задачи воспроизведения и задачи распознавания серии зрительно-пространственных объектов). По полученным данным защищена дипломная работа, опубликована статья (в журнале из списков WoS и Scopus), ещё одна статья находится в печати (в журнале из списка RSCI). (исп. – А.А. Корнеев) Написана рецензия на сборник по современной когнитивной лингвистике, подводящий итоги современного этапа развития лингвистики (исп. – Т.В. Ахутина). На основании нейропсихологических исследований разработано представление о регуляторных механизмах речи и мышления. При этом утверждается, что эти механизмы связаны не только с левым полушарием, но и в значительной мере представлены мозговыми системами правого полушария. Разбирается роль полюсных отделов левой лобной доли в организации психической активности, направленной на длительное удержание намерения выполнять речевые программы; роль префронтальных отделов левого полушария в процессах речевого целеобразования; роль заднелобных отделов в организации операций линейной организации речевого высказывания и др. По результатам работы подготовлена к печати научная статья (исп. О.А. Гончаров). Проведена работа по анализу эмпирических данных о понимании логико-грамматических конструкций детьми младшего школьного возраста в норме и при нарушениях речевых функций. Показано, что на понимание ЛГК влияет состояние как функций программирования и контроля и серийной организации, так и функций переработки зрительно-пространственной информации. По результатам работы опубликована статья, защищена кандидатская диссертация (исп. Т.В. Ахутина, А.И. Статников, А.А. Корнеев, Е.Ю. Матвеева).
3 1 января 2017 г.-31 декабря 2017 г. Когнитивная нейропсихология, реабилитация и коррекция высших психических функций Результаты этапа: 4 1 января 2018 г.-31 декабря 2018 г.
Когнитивная нейропсихология, реабилитация и коррекция высших психических функций Результаты этапа: 5 1 января 2019 г.-31 декабря 2019 г. Когнитивная нейропсихология, реабилитация и коррекция высших психических функций Результаты этапа: 6 1 января 2020 г.-31 декабря 2020 г. Когнитивная нейропсихология, реабилитация и коррекция высших психических функций Результаты этапа:

istina.msu.ru

Новости психологии, нейропсихологии, ets. - Калейдоскоп

Наша статистика

12 апреля 2016  Французские ученые нашли зоны в мозге, которые отвечают за выдающиеся математические способности. Оказалось, что при решении численных задач активируются нейронные сети, связанные с интуитивным пониманием чисел, а не с языком. Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Чтобы объяснить, откуда в человеке развилась способность ... Читать дальше »

03.06.13 Внимание детей 3–5 лет можно натренировать и тем самым снизить разницу в школьной успеваемости между выходцами из семей с высоким и низким достатком. Дети из семей с низким общественно-экономическим статусом в целом набирают меньше баллов, чем богатеи, в стандартных тестах на интеллект, владение языком, пространственное ориент ... Читать дальше »

06.03.2012  Между левым и правым полушариями нет чёткого разделения на логическое и образно-творческое: эксперименты показали, что по крайней мере визуально-творческие задания полушария предпочитают выполнять вместе.

Мы называем левое полушарие мозга рационально-логическим, а правое — образно-творческим. То есть если мы рисуем картину, создаём скульпт ... Читать дальше »

06.03.2012 В коре мозга одни и те же нейроны отвечают и за распознавание объекта, и за выполнение различных когнитивных манипуляций с этим объектом.

Кора головного мозга, как известно, отвечает за высшие когнитивные функции; именно тут контролируется оперативная память и обучение, принимаются решения и ведётся планирование... Но, как это часто бывает в нейрофизиол ... Читать дальше »

Привет, я Лина
Вы можете задавать мне вопросы, я всегда рада с вами пообщаться
Календарь
«  Март 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

detpsy.net

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ Том 3 «Nb НЕЙРопсихология НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ ПРАКТИКЕ. Хомская Е. Д.

Транскрипт

1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ Том 3 «Nb НЕЙРопсихология НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ ПРАКТИКЕ Хомская Е. Д. Современный этап развития советской психологии характеризуется все большим внедрением психологических знаний в, практику промышленность, образование, здравоохранение, спорт, искусство и др. Как указывал Б. Ф. Ломов, возможности практического применения психологических знаний очень велики. «Трудно найти такую сферу практической деятельности людей, которая бы не нуждалась так или иначе в научно обоснованных знаниях о человеке и прежде всего о его психологических свойствах» [18]. Актуальные практические задачи психологической науки многократно обсуждались в нашей психологической литературе [9 11, 15 18, 27, 36] и др. Решение различных практических задач методами психологии, психологическая помощь практике важны не только с точки зрения эффективности различных отраслей общественной практики; важнейшим результатом слияния науки и практики является развитие самой психологической науки. Практические задачи, выполняемые психологической наукой, в значительной степени являются стимулом развития психологической теории. Таким образом, связь психологической науки с практикой обогащает и науку, и практику и отвечает интересам общества в целом. Одной из важнейших задач общественной практики, требующей участия психолога, является охрана здоровья людей [11, 16, 27, 36, 47] и др. В этой области, несмотря на большие успехи, имеются еще огромные резервы. Помощь больному человеку (взрослому, ребенку) при самых различных заболеваниях (неврологических, психических, соматических) должны обеспечивать не только врачи, но и психологи. Перед психологами встает целый спектр зад ач диагностических, экспертных, коррекционных и даже деонтологических, решение которых может существенно улучшить практику советского здравоохранения. Нейропсихология, являющаяся одной из отраслей медицинской психологии, сформировалась как самостоятельная наука прежде всего под воздействием потребностей практики необходимости диагностики локальных поражений головного мозга и восстановления нарушенных психических функций. Как известно, создание нейропсихологии в нашей стране неразрывно связано с именем А. Р. Лурии выдающегося советского психолога, внесшего огромный вклад в развитие различных отраслей психологической науки. У истоков советской нейропсихологии стоял и такой выдающийся советский психолог, как Л. С. Выготский. Первые нейропсихологические исследования Лурии и Выготского проводились в конце 20-х начале 30-х годов (в клинике нервных болезней им. Г. И. Россолимо в Москве и в клиниках Украинского пси- 110

2 хоневрологического института в Харькове) и были направлены на изучение структуры психических процессов у паркинсоников и афазиков. Эти исследования показали, что высшие психические процессы могут нарушаться на разных уровнях и что существует два основных типа нарушения психической деятельности: один, при котором нарушение элементарных уровней может быть компенсировано включением высших форм организации, связанных с речью; и другой, когда нарушаются сами высшие организации психической деятельности и системно с ними связанные более элементарные. Этот период становления нейропсихологии в значительной степени был связан с состоянием неврологической и нейрохирургической службы тех лет. Нейропсихология создавалась в тот период, когда неврология стала испытывать необходимость дополнить методы, которыми она располагала, новыми приемами исследования, позволяющими получить значительно большую информацию о нарушенных функциях мозга. Как известно, неврология, изучая главным образом сравнительна элементарные и двигательные функции, располагает методами топической (или локальной) диагностики поражения преимущественно чувствительных и двигательных зон мозга (включая и кору больших полушарий). Эти зоны составляют лишь незначительную часть коры головного мозга. Огромные области мозга (почти две трети мозговой коры ее вторичные и третичные зоны) с точки зрения классической неврологии являются «немыми», так как их поражение не ведет к каким бы то ни было нарушениям чувствительности, рефлекторной сферы, тонуса и движений. Однако при поражении этих областей мозга возникают нарушения различных высших психических функций (речи, различных форм восприятия, памяти, мышления и др.). Анализ этих нарушений экспериментально-психологическими методами и лег в основу нейропсихологической диагностики локальных поражений головного мозга. Именно для целей диагностики локальных поражений мозга Лурией были разработаны нейропсихологические методы изучения высших психических функций, которые позволили с большой точностью определять зону поражения. Эти методы направлены на изучение различных познавательных психических процессов (речи, восприятия, памяти, мышления), произвольных движений и действий (элементарных и сложных) и поведения в целом. Они позволяют охарактеризовать состояние изучаемой функции и' тем самым состояние тех мозговых структур, которые обеспечивают ее протекание. В основу этих методов, которые получили теперь широкую известность и стали называться «луриевскими методами диагностики» [55], была положена теория системной динамической локализации высших психических функций, разработанная Лурией на основе современных психологических и физиологических представлений и прежде всего концепции функциональных систем П. К- Анохина [1]. Согласно этой теории, психофизиологической основой каждой высшей психической функции является сложная многозвенная функциональная система, состоящая из большого числа афферентных и эфферентных звеньев. Каждое звено этой системы связано с определенными отделами мозга как корой больших полушарий, так и подкорковыми образованиями различных уровней. Выпадение (или нарушение) какоголибо звена, возникающее вследствие поражения той или иной области мозга, ведет к нарушению всей функции в целом. В случае, когда выпадает звено, общее для нескольких функциональных систем, возникает системный эффект, т. е. системное нарушение ряда высших психических функций в виде единого нейропсихологического синдрома. Точная квалификация особенностей (т. е. качественной специфики) нарушений высших психических функций позволяет выделить единый фактор, лежащий в основе всего нейропсихологического синдрома (или несколько факторов), и определить зону поражения мозга. И!

3 На* основании многолетних исследований нескольких тысяч больных.с локальными поражениями мозга Лурией с сотр. описаны основные нейропсихологические синдромы поражения больших полушарий мозга (преимущественно левого) и срединных неспецифических структур мозга (ромбэнцефальных и оральных отделов ствола). Эти синдромы представляют собой закономерные сочетания нарушений психических функций, характерные для того или иного локального поражения мозга. Знание этих синдромов позволяет с большой точностью определить зону поражения мозга. Многолетнее применение методов нейропсихологической диагностики в клинике локальных поражений головного мозга показало их высокую точность. Так. за период с 1968 по 1978 гг., согласно результатам нейропсихологических исследований, проводившихся в Институте нейрохирургии им. Н. Н. Бурденко АМН СССР, правильность нейропсихологического диагноза подтверждалась в 95 97% случаев. В настоящее время эти методы используются во многих неврологических клиниках Советского Союза Москве, Ленинграде, Киеве, Ростове-на-Дону, Волгограде, Иркутске, Владивостоке и др. Следует отметить, что в настоящее время наблюдается тенденция все более широкого (по контингенту больных) использования нейропсихологических методов исследования. Как известно, нейропсихологические методы были разработаны Л у рией с сотр. преимущественно на материале опухолевого и травматического поражений мозга [12, 20, 22, 24, 29, 30] и др. Однако они оказались адекватными и для изучения других форм локальных поражений мозга. В настоящее время в Институте нейрохирургии им. Н. Н. Бурденко АМН СССР в Москве нейропсихологические методы широко используются для изучения различных сосудистых поражений головного мозга (артерио-венозных аневризм субарахноидальных кровоизлияний, тромбоза мозговых сосудов и др.). Описаны новые нейропсихологические синдромы поражения основных магистральных сосудов мозга (передней, средней и задней мозговых артерий), изучается клиника спазма мозговых сосудов, клиника динамических нарушений кровообращения [28, 31 34] и др. Применение нейропсихологических методов для исследования больных с сосудистыми поражениями головного мозга показало, что эти методы выявляют не только относительно грубые изменения мозговой ткани (типа некроза), но и сравнительно тонкие, связанные с изменениями кровотока, что позволило применять их как в случаях окклюзии сосудов, так и при различных динамических нарушениях мозгового кровообращения. Исследования показали, что нейропсихологическая симптоматика при сосудистых поражениях мозга наблюдается в тех случаях, когда неврологическое исследование не выявляет никакой патологии. Широкое применение находят нейропсихологические методы исследования и в клинике инсультов. Они оказались адекватными и для изучения многих других мозговых заболеваний, сопровождающихся локальной симптоматикой, менингоэнцефалита, эпилепсии различной этиологии, паразитарных заболеваний мозга и др. Находят свое применение нейропсихологические методы и в стереотаксической клинике. Так, нейропсихологическое исследование больных с подкорковыми дискинезиями до и после стереотаксических операций показало большую перспективность применения нейропсихологических методов для контроля за эффективностью операций и выбора хирургической тактики (определения траектории и структур, подлежащих деструкции) [13] и др. Специальную область применения нейропсихологических методов составляет клиника локальных поражений головного мозга у детей. '112

4 Как известно, нейропсихологические методы были разработаны в целях топической диагностики локальных поражений мозга взрослых больных. Эти методы адресуются к уже сформированным функциональным системам и предназначены для выявления системных нарушений различных уже сложившихся психических процессов. Однако оказалось, что после определенной адаптации нейропсихологические методы с успехом могут быть использованы и для изучения детей с локальными поражениями головного мозга. Предпринятое в Институте нейрохирургии им. Н. Н. Бурденко АМН СССР изучение больных детей выявило четкую специфику нейропсихологических синдромов в детском возрасте [35, 37, 38, 40] и др. На материале более 300 наблюдений показано,'что нейропсихологическая симптоматика в детском и взрослом возрасте существенно различается. Прежде всего эти различия касаются симптоматики поражения левого полушария мозга. В настоящее время методы нейропсихологического исследования детей все более широко внедряются в практику в ряде медицинских учреждений: в Московском институте педиатрии АМН РСФСР (для оценки восстановления детей после черепномозговой травмы), в Ташкентском мединституте (для оценки последствий лептоменингитов), в Ленинградском НИИ детских инфекций и др. Детская нейропсихология, составляющая особый раздел современной нейропсихологии, помимо чисто практического имеет и большое теоретическое значение. Изучение нейропсихологических синдромов, свойственных локальным поражениям головного мозга в детском возрасте, выявляет возрастную динамику мозговой организации высших психических функций. Методы клинической нейропсихологии, разработанные Лурией, в настоящее время нашли широкое практическое применение не только у нас, но и за рубежом. Так, в США, Дании, Англии, Польше и других странах эти методы используются не только в неврологической, но и в психиатрической клиниках для дифференциации неврологических и психических заболеваний [56, 58, 60] и др. Подвергнутые процедуре стандартизации [57]) нейропсихологические методы исследования могут дифференцировать самые различные контингенты больных. С помощью этих методов показано преимущественное поражение ассоциативных зон коры больших полушарий у хронических алкоголиков по сравнению с контрольной группой больных [54]. Диагностические возможности батареи тестов Лурии, адаптированной и стандартизированной для условий США, проверены, в частности, на больных с мозговыми поражениями и больных с другими заболеваниями, не затрагивающими мозг. При помощи дискриминантного анализа удалось отдифференцировать больных с мозговыми поражениями от контрольных больных с точностью 93% [59]. Эти и другие зарубежные работы подтверждают высокие диагностические возможности нейропсихологических методов, разработанных Лурией; хотя в этих работах отсутствует качественный («факторный») анализ результатов, они убедительно свидетельствуют в пользу «луриевских методов» локальной диагностики. Следует отметить, что за последние годы развитие различных технических средств диагностики локальных поражений головного мозга (ангиографии, пневмо- и вентрикулографии, компьютерной томографии и др.) изменило место нейропсихологического исследования в системе различных диагностических мероприятий. Однако это не означает, что нейропсихологическая диагностика потеряла свое значение. Во-первых, во многих неврологических и нейрохирургических учреждениях, не располагающих пока всеми современными методами технической диагностики, определение поражения с помощью различных, в том числе и нейропсихологических методов, остается по-прежнему актуальным. Во-вторых, и это самое важное на сегодняшнем этапе развития медицины 5 Психологический журнал, 1 113

5 нейропсихологические методы исследования все больше начинают использоваться не столько для установления зоны поражения, сколько для оценки динамики состояния высших психических функций в до- к послеоперационном периоде заболевания. Как известно, нейропсихологические симптомы появляются раньше и исчезают позже, чем какие-либо другие симптомы заболевания мозга, что позволяет по особенностям осуществления различных психических процессов судить о динамике состояния пораженных участков мозга и больного в целом. Все это определило все более возрастающую роль нейропсихологических методов исследования в современных неврологических и нейрохирургических учреждениях как методов, контролирующих-состояние больного. Важно отметить, что в ряде случаев нейропсихологическое исследование обнаруживает иную (как правило, более широкую) зону поражения мозга, чем это следует из результатов контрольных рентгенографических (в первую очередь томографических) исследований. Подобные расхождения не случайны и свидетельствуют о том, что нейропсихологические симптомы возникают не только при грубых органических очаговых поражениях мозга, но и при более тонких функциональных изменениях мозговой ткани. Нейропсихологические методы исследования' «чувствительны» к самым различным изменениям функционального состояния мозга, в частности к перифокальным нарушениям кровообращения, и более тонко, чем технические средства диагностики, отражают патологическое состояние различных мозговых структур [42, 43] и др. Дальнейшее изучение характера и динамики нарушений высших психических функций и их сопоставления с данными контрастной рентгено- и томографии позволит ответить на вопрос о границах «чувствительности» нейропсихологических методов исследования в клинике локальных поражений головного мозга и уточнить природу самих нейропсихологических симптомов. В практике нейропсихологической диагностики в последние годы начали использоваться и различные психофизиологические методы исследования, направленные на изучение особенностей протекания биоэлектрической активности мозга во время выполнения различных когнитивных или двигательных задач. Сопоставление характера общих и локальных изменений биоэлектрической активности мозга (спектра ЭЭГ, показателей пространственной синхронизации биопотенциалов, вызванной, активности и др.) во время выполнения различного рода нейропсихологических тестов (на опознание объекта, различение сигналов, во время запоминания слов, цифр, при решении арифметических задач и т. д.) в норме и у больных с локальными поражениями мозга позволяет выделить патофизиологические механизмы нарушений высших психических функций, характерные для различных по локализации поражений мозга [25, 26, 30, 44, 46] и др. Данные методы положительно зарекомендовали себя в ряде трудных диагностических случаев: при дифференциации «первичного» и «вторичного» лобного синдрома, определении уровня поражения срединных неспецифических структур мозга, оценке общих и локальных изменений функционального состояния мозга [45, 48] и др. Работа такого типа в настоящее время начинает разворачиваться в ряде отечественных и зарубежных лабораторий, существующих при неврологических и нейрохирургических учреждениях. Таким образом, важнейшим направлением практического применения различных нейропсихологических методов исследования (клинических и психофизиологических) является диагностическое направление, цель которого состоит в определении зоны поражения мозга и оценке динамики состояния высших психических функций в до- и послеоперационном периоде заболевания. Это направление успешно зарекомендовало себя как у нас, так и за рубежом. 114

6 Вторым направлением практического применения нейропсихологии, получившим не меньшую известность, является реабилитационное направление,- посвященное восстановлению высших психических функций, нарушенных вследствие различных локальных поражений мозга (опухоли, травмы, кровоизлияния и т. д.). Данное направление разрабатывалось в советской нейропсихологии одновременно и в тесной связи с диагностическим. В годы Великой Отечественной войны впервые в массовом масштабе начали использоваться нейропсихологические методы восстановления психических процессов (прежде всего речи). В те годы Лурией с сотр. были разработаны теоретические основы и методика обучения больных с травматической афазией и сформулированы основные принципы восстановления высших психических функций человека, составившие теоретическую базу последующих научных исследований и практической работы в этой области [21] и др. Эти принципы основаны на обще- и нейропсихологических представлениях о строении высших психических функций и их мозговой организации. Вопреки положениям о необратимости нарушений высших психических функций при локальных поражениях мозга, выдвигавшихся сторонниками психоморфологической концепции, нейропсихология впервые заявила о принципиальной возможности восстановления нарушенных психических функций путем перестройки функциональных систем, на которых они базируются, замены нарушенных звеньев сохранными и т. д. Лурией и другими советскими психологами были разработаны научно обоснованные методы восстановления различных психических функций двигательных, гностических, речевых, интеллектуальных [2, 4, 5, 17, 21] и др. и было установлено, что при организации восстановительного обучения необходим предварительный тщательный нейропсихологический анализ структуры расстройств речевых и других высших психических функций. Лишь после этого анализа могут быть выбраны соответствующая программа и методика восстановительного обучения. Уже в годы войны был разработан ряд принципов восстановительного обучения «этапный принцип», принцип опоры на смысловое содержание речевой деятельности, принцип опоры на развернутый набор внешних средств с постепенным их «свертыванием» и др. [6 8]. В настоящее время практическая работа по реабилитации нарушенных психических функций нейропсихологическими методами в нашей стране проводится в ряде лабораторий. Од ной из ведущих является лаборатория экспериментальной и прикладной психологии факультета психологии Московского государственного университета, работающая на базе клиники нервных болезней 1-го Медицинского института (руководитель проф. Л. С. Цветкова). Сотрудниками этой лаборатории проводится большая практическая работа по восстановлению прежде всего различных речевых нарушений и разрабатываются новые нейропсихологические методы восстановительного обучения больных, страдающих различными формами афазии. К их числу относятся, например, аудиовизуальные методы, новые методы восстановления номинативной функции речи при акустико-мнестической афазии и др. [49 52]. В данной лаборатории впервые была начата разработка социо-психологического аспекта восстановительного обучения, т. е. восстановление речи в процессе преодоления патологических изменений личности больных. С этой целью используются различные методы группового обучения речи, а также внедряются в практику различные невербальные методы групповой терапии больных афазией (методы музыкотерапии и др.) [51] и др. Под руководством Цветковой разработаны и внедрены в практику новые методы оценки эффективности различных способов восстановительного обучения, согласно которым у 80% больных, прошедших курс восстановительного обучения, наблюдается хорошее восстановление речевых функций. Результаты практической работы по восстановле 5* 115

7 нию психических функций (70 80 больных в год) составили основу методических рекомендаций, подготовленных сотрудниками лаборатории для практических работников медицинских учреждений. Работа по восстановлению речи методами нейропсихологии ведется сотрудниками Института нейрохирургии им. Н. Н. Бурденко АМН СССР, где ежегодно проводится до 2000 занятий с больными, страдающими различными формами афазии и дизартрии. По многолетним данным, из больных, проходящих ежегодно курс восстановительного обучения, у 70 75% больных наблюдается восстановление речевых функций. Аналогичная работа ведется и в Институте неврологии АМН СССР, где в психологической лаборатории систематически проводится курс восстановительного обучения больных, перенесших-инсульт. В этом институте проф. Э. С. Бейн с сотр. в течение многих лет велось нейропсихологическое изучение нарушений речи при различных формах афазии и разрабатывалась система реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление речи. Данным коллективом был разработан так называемый предупреждающий метод восстановления речи, который особенно эффективен на ранних стадиях заболевания и позволяет предупредить дальнейшее развитие патологических симптомов, а также различные групповые методы работы с больными, обеспечивающие благоприятные условия для развития речевой коммуникации [7, 8] и др. Большая работа по восстановлению различных речевых нарушений ведется и в Московском речевом центре и в Клинике патологии речи (под руководством д. психол. н. В. М. Шкловского), где за год получают помощь до 500 больных, и в ряде других учреждений. Нейропсихология за последние годы нашла новое эффективное применение в практике восстановления высших психических функций. Как известно, в настоящее время в нейрохирургической клинике все более широко используются новые методы лекарственной терапии, направленной на интенсивное восстановление высших психических функций больных, перенесших операцию на мозге. Возникла необходимость оценить эффективность того или иного вида лечения. Одним из возможных путей решения этой задачи является анализ результатов нейропсихологического исследования однородных групп больных, получающих различную медикоментозную терапию. Работа в этом направлении проводится в лаборатории восстановления функций Института нейрохирургии им. Н. Н. Бурденко АМН СССР (руководитель лаборатории д. м. н. В. П. Найдин). Уже первые результаты показали большую перспективность этого способа контроля за эффективностью медикоментозного лечения. Было установлено [14] и др., что нейропсихологические методы оценки состояния различных психических функций и прежде всего памяти (использовалась модифицированная методика количественной оценки результатов различных мнемических тестов) могут с успехом дифференцировать больных, перенесших тяжелую черепно-мозговую травму, подвергавшихся различным видам лечения (обычное лечение, лечение с помощью эндоназального электрофореза сс-глютаминовой кислоты, эндоназальная гальваназация без а-глютаминовой кислоты). Выявлены количественные и качественные различия в восстановлении различных психических функций (и особенно памяти) у этих групп больных. Данное направление практического использования нейропсихологии открывает широкие возможности в клинике лечения различных мозговых заболеваний, обеспечивая выбор наиболее эффективных методов фармакологического воздействия на восстановление высших психических функций при том или ином поражении мозга. Работа в этом на 116

8 правлении ведется и в ряде медицинских учреждений как у нас, так и за рубежом. Наконец, нейропсихологические методы исследования используются также и для оценки успешности того или иного хирургического' приема или типа операции. По характеру восстановления высших психических функций в послеоперационном периоде можно судить об эффективности того или иного приема и обосновывать выбор максимально щадящих хирургических подходов к патологическому очагу. Таким образом, нейропсихологические методы диагностики локальных поражений мозга и восстановления нарушенных психических функций, основанные на современных нейропсихологических представлениях о системной динамической локализации высших психических функций, выдержали длительную и всестороннюю проверку практикой. Более того, можно сказать, что для нейропсихологических методов исследования высших психических функций, направленных на качественный анализ состояния тех или иных функциональных систем мозга, можно найти еще более широкий спектр применения в различных сферах медицинской практики везде, где возникает необходимость оценить локальные (системные) патологические изменения в работе мозга. Эта тенденция все более явно прослеживается как в Советском Союзе, так и за рубежом. Итак, нейропсихология занимает достойное место среди психологических дисциплин, находящихся на службе медицинской практики. Однако потребности практики диктуют необходимость усиления нейропсихологической службы в различных медицинских учреждениях страны. С этой целью, с одной стороны, необходимо расширить сеть научноисследовательских и учебно-методических центров (лабораторий, кафедр) для проведения научных исследований в области нейропсихологии и последующего внедрения их в практику, с другой необходимо упорядочить психологическую службу в области здравоохранения и прежде всего ввести должности психологов в неврологических и нейрохирургических учреждениях страны. Эти мероприятия отвечают и практическим потребностям медицины, и потребностям самой нейропсихологической науки, для которой связь с практикой была и остается постоянным стимулом и условием ее развития. ЛИТЕРАТУРА 1. Анохин П. К Принципиальные вопросы общей теории функциональной системы. М., Ананьев Б. Г. Восстановление функций при аграфии и алексии травматического происхождения. Уч. зап. МГУ, 1947, вып. 3, с Арсенина Н. В., Карасева Т. А., Кроткова О. А. К вопросу о спонтанном и направленном восстановлении высших психических функций у больных с тяжелой черепно-мозговой травмой. В кн.: Психология и медицина. М., 1978, с Бейн Э. С. Восстановление речевых процессов при сенсорной афазии. Уч. зап. МГУ, 1947, вып. 3, с Бейн Э. С. Вопросы восстановительной терапии при афазиях у взрослых. Вопр. патологии речи, Харьков, 1959, т. 32, с Бейн Э. С. Афазия и пути ее преодоления. Л., Бейн Э. С., Столярова Л. Г., Ткачева Г. Р. Последствия мозгового инсульта и их лечение. В сб.: Сосудистые заболевания нервной системы. М., 1975, с Бейн С. Э., Визель Т. Г., Шохор-Троцкая М. К Реабилитация больных с афазией вследствие мозгового инсульта. Методические рекомендации. М., Бодалев А. А., Ломов Б. Ф., Лучков В. В. Психологическую науку на службу практике. Вопр. психологии, 1979, 4, с Забродин Ю. М. Проблемы разработки практической психологии (о научных основах психологической службы). Психологический ж., 1980, т. 1, 2, с Кабанов М. М., Карвасарский Б. Д. Актуальные задачи медицинской психологии. В сб.: Психология и медицина, М., 1978, с Киященко Н. К-, Московичюте Л. И., Кадин А. Л. К вопросу о латерализации психических функций на уровне подкорковых образований. В сб.: Функциональная асимметрия мозга. М., 1976, с

9 13. Киященко Н. К Нарушение памяти при локальных поражениях мозга. М., Кроткова О. А., Арсенина Н. В. Использование нейропсихологического метода для оценки эффективности медикаментозной терапии в реабилитации нейрохирургических больных, Вопр. нейрохирургии, 1980, 3, с Кузьмин В. П., Леонтьев А. Н., Ломов Б. Ф. Актуальные задачи психологической науки. Коммунист, 6, 1976, с Ломов Б. Ф. Психологическая наука и общественная практика. М., Ломов Б. Ф. О путях развития психологии. Вопр. психологии, 1978, 5, с Ломов Б. Ф. Теория, эксперимент и практика в психологии. Психологический ж., 1980, т. 1, 1, с Леонтьев А. И., Запорожец А. В. Восстановление движений (исследование восстановлений функций руки после ранения). М., Лурия А. Р. Травматическая афазия. М., Лурия А. Р. Восстановление высших психических функций. М., Лурия А. Р. Высшие корковые функции и их нарушения при локальных поражениях мозга. М., 1962 (1-е изд.), 1969 (2-е изд.). 23. Лурия А. Р. Мозг и психические процессы, т. I. М., 1963; т. III. М., Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М., Лурия А. Р., Хомская Е. Д., Куцемилова А. П. О псевдолобной симптоматике при опухоли мозжечкового намета. Вопр. нейрохирургии, 1966, 2, с Лурия А. Р., Хомская Е. Д. Нейропсихологические симптомы поражения медиальных отделов мозга. В сб.: Глубинные структуры. М., 1969, с Лурия А. Р., Зейгарник Б. В., Поляков Ю. Ф. Психология и ее роль в медицине. Вопр. психологии, 1978, 1, с Лурия А. Р., Коновалов А. П., Подгорная А. Я. Расстройства памяти в клинике; аневризм передней соединительной артерии. М., Схема нейропсихологического исследования/под ред. А. Р. Лурии. М., Лобные доли и регуляция психических процессов/под ред. А. Р. Лурии, Е. Д. Хомской. М., Московичюте Л. И., Смирнов Н. А., Сидоренко А. А. Динамика нейропсихологической симптоматики при эндоваскулярных хирургических вмешательствах. Невропатология и психиатрия, 1976, вып. 8, с Московичюте Л. И. Некоторые аспекты нейропсихологического исследования в клинике сосудистых поражений головного мозга. -В кн.: Современные методы исследования в неврологии и психиатрии. Т. I. Курск, 1977, с Московичюте Л. И., Сербиненко Ф. А., Смирнов Н. А. Нейропсихологический подход к выявлению симптомов обкрадывания передней, средней и задней мозговых артерий. Невропатология и психиатрия, 1979, вып. 9, с Московичюте JI. И., Симерницкая Э. Г., Смирнов Н. А., Филатов Ю. М. О динамике нейропсихологического синдрома после удаления артерио-венозных аневризм из мозолистого тела. В сб.: Актуальные проблемы неврологии, психиатрии и нейрохирургии. Рига, 1979, с Порк М. Э., Симерницкая Э. Г. Феноменология перцептивных процессов при односторонних локальных поражениях мозга у детей. В сб.: Зрительные образы: феноменология и эксперимент. Душанбе, 1974, с Психологическая служба в СССР: ее задач», содержание и организация (Круглый стол). Вопр. психологии, 1979, 2, с. 3 26; 3, с ; 4, с Симерницкая Э. Г. Доминантность полушарий. М., Симерницкая Э. Г. Нейропсихологический анализ мозговой организации психических процессов у детей. Вопр. психологии, 1978, 1, с Симерницкая Э. Г., Ростоцкая В. И., Порк М. Э. Влияние ранних органических поражений головного мозга на развитие высших психических функций у детей. В кн.: 1-я Всесоюз. конф. по невропатологии и психиатрии детского возраста. М., 1974, с Симерницкая Э. Г., Ростоцкая В. И., А лле А. X. О нарушении дихотического восприятия речи при очаговых поражениях мозга у детей. Вестн. МГУ. Серия Психология, 1978, 3, с. 41. Смирнов В. Д. Психологи Московского университета практике. Вестн. МГУ. Сер. Психология, 1979, 4, с Филиппычева Н. А., Фаллер Т. О. О функциональном значении медиальных отделов лобных долей мозга человека. В сб.: Локализация и организация церебральных функций. М., 1978, с Филиппычева Н. А., Куклина А. С. Лобная область и общецеребральные факторы нарушения работы головного мозга. В сб.: Современные методы исследования в неврологии и психиатрии. Курск, 1974, с Хомская Е. Д. Мозг и активация. М., Хомская Е. Д. К проблеме функциональных состояний мозга. Вопр. психологии, 1977, 5, с Хомская Е. Д. Психофизиологические методы диагностики локальных поражений головного мозга. В сб.: Современные методы исследования в неврологии и психиатрии. Курск, 1977, с Хомская Е. Д. Нейропсихология и ее место в системе медицинской психологии. В сб.: Психология и медицина. М., 1978, с

10 48. Проблемы нейропсихологии/под ред. Е. Д. Хомской, А. Р. Лурии. М., Цветкова Л. С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. М., Цветкова Л. С. К теории восстановительного обучения. Советская педагогика, 1970, 6, с Проблема афазии и восстановительного обучения. Т. 1/Под ред. Л. С. Цветковой. М., 1975; т. 2. М., Цветкова Л. С. и др. Зависимость воспроизведения текста от его структуры. В кн.: Динамическое чтение и рациональная работа С книгой. Новокузнецк, 1979, с Шкловский В. М., Визель Т. Г. Восстановление речи в процессе трудовых операций. В сб.: 8-я Всесоюз. сессия дефектологов. М., 1979, с Chmilewski С., Golden С. I. Alkoholism and Brain damage: an investigation using Luria-Nebraska neuropsychological battery. Int. J. Neurosci., 1980, v. 10, No 2, 3, p Christensen A. L. Luna s neuropsychological Investigation. N. Y., Golden C. J. Diagnosis and Rehabilitation in Clinical Neuropsychology. Springfield, Charles C. Thomas, Golden C., Purish A., Hammecke T. The Standartized Luria Nebraska Neuropsychological Battery: a Manual for Clinical and Experimental Use. Lincoln, Nebraska, Mases J. A., Charles Ir., Golden /. Discrimination between Schizophrenic and Brain Damaged Patients with Luria Nebraska Neuropsychological Test Battery. Int. J. Neurosci., 1980, v. 10, No 2, 3, p Moses J. A., Golden I. A. Cross Validation of the Discriminative Effectiveness of the Standartized Luria s Neuropsychological Battery. Int. J. Neurosci., 1979, v. 9, No 3, p Purish A. D., Golden C. J., Hammecke T. A. Discrimination of Schizophrenic and Brain Injured Patients by a Standartized Version of Luria s Neuropsychological Tests. J. of Consulting Clinical Psychol., 1978, v. 46, p Поступила в редакцию 6.XII г. Наживин Ю. С. «Характеристики саморегуляции сенсомоторной деятельности в адаптационный период» Калашников С. В. «Анализ пластичности как черты темперамента» Елисеев В. А. «Соотношение сознаваемых и неосознаваемых компонентов в регуляции процесса решения набора комбинаторных задач» Луковников Н. Н. «Исследование структурных уровней организации мышления» Чебыкин А. Я. «Особенности эмоциональной устойчивости спортсменов и психологические средства ее формирования» Ермолович В. И. «Психологические особенности одновременного выполнения речевых действий» 1980 г. Скотникова И. Г. «Психологический анализ метода средней ошибки» 1981 г. Воловикова М. И. «Познавательная мотивация в процессе решения мыслительных задач» Платонова Т. А. «Экспериментальное исследование процесса порождения познавательной мотивации» Садов В. А. «Исследование динамики сенсорных эталонов памяти» Сафронова Л. Г. «Исследование чувствительности кожного анализатора человека методом пороговых кривых» СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 1976 г. Журавлев А. Л. «Стиль и эффективность руководства производственным коллективом» 1977 г. Васильев Г. С. «Проблема коммуникативных способностей членов первичных учеб- ао-воспитательных коллективов» Кольцова В. А. «Влияние общения на формирование понятий» Касюлис Ю. С. «Влияние соревновательности на трудовую активность личности» Сафонов В. С. «Особенности доверительного общения». (Продолжение см. стр. 140, 119

docplayer.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта