Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Журнал ной


Журнальный зал: Новый Мир, 1995 №1 - А. Андрюшкин

НОЙ. Армяно-еврейский вестник. 1992 — 1994, № 1 — 8.

Журнал “Ной” печатает материалы геополитической и историософской тематики — чем и интересен, а также неплохого уровня поэзию и прозу, что необходимо хотя бы для передышки от напора разнообразнейших, порой противоречивых идей, которыми буквально переполнен журнал.

Сначала — об этих идеях, главная из которых состоит в том, что существует сходство и в судьбах армянского и еврейского народов, и в значимости их культур для человечества. Замысел журнала — служить мостом между культурами армянской, еврейской и русской. Издателя журнала зовут Вардван Варжапетян, живет он в Москве, и реально журнал за три года существования публиковался только по-русски, хотя планировалось издавать его еще на иврите, армянском и английском. Впрочем, как известно, и в Армении и в Израиле нет недостатка в людях, владеющих русским языком...

Первый номер журнала “Ной” открывает стихотворение С. Аверинцева, которое, повествуя о библейской, византийской, армянской страстности, словно бы задает тон всему журналу. В этом же номере напечатано интервью с президентом Армении Тер-Петросяном (“Армения, довольствовавшаяся в бывшем СССР участью “тупика”, в условиях независимости имеет шанс... стать оживленным международным перекрестком — политическим, культурным и даже экономическим — между Востоком и Западом, плацдармом для всякого рода контактов. До недавнего времени эту роль играл Ливан, христианско-мусульманская страна, обладавшая мощной финансово-банковской системой. Будучи сильно разрушенным, сейчас он ее утратил... Заменить Ливан в этой роли хотел бы Израиль, но ему вряд ли это удастся, если учитывать его непростые отношения с арабскими странами Ближнего Востока...”). В том же номере можно было прочесть интересную “Беседу еврея и армянина” (М. Тартаковского и В. Варжапетяна), содержащую, например, такие идеи, высказанные М. Тартаковским: “...исчезли прежде всего имперские народы, великие уже хотя бы самой своей численностью... Есть горькое преимущество побежденных: они вынуждены приобщаться к поглощающей их культуре. Их духовный запас, бесспорно, умножается...”

В том же номере было напечатано и интервью с Гарри Каспаровым, и нашумевшее обращение патриарха Алексия к раввинам в Нью-Йорке (“Ваш закон — это наш закон, ваши пророки — это наши пророки. Десять заповедей Моисея обязывают христиан, как и евреев...”).

Давно вышедший первый номер описывается так подробно потому, что он хорошо показывает круг тем, обсуждаемых журналом. А что до обилия громких имен, то номер первый не исключение. В каждом последующем тоже блистают звезды. Так, в номере втором опубликована “Ночь” — первое произведение еврейского прозаика и философа Эли Визеля, сделавшее его знаменитым, а в номере пятом — еще один роман Эли Визеля, “Рассвет”. В номере третьем публикуется большое произведение Сола Беллоу “В Иерусалим и обратно: личные впечатления”. Творчество знаменитого американского прозаика, лауреата Нобелевской премии по литературе и признанного мастера “романа идей”, пока знакомо русскому читателю лишь по немногим образцам, а между тем пристальное внимание Беллоу сосредоточено как раз на основном нерве современности (и не только современности): на взаимоотношениях Запада и Востока, понимаемых в самом широком смысле. Россия (откуда родом его семья), Америка и еврейство — вот, пожалуй, три главные темы, интересующие Сола Беллоу. И в объемном эссе “В Иерусалим и обратно...” содержится буквально россыпь блистательных мыслей по указанным темам. Тут и полемика Беллоу с Сартром, и целый спектр воззрений и высказываний геополитического характера... По-моему, в этом эссе, в самых глубинных, важных поворотах мыслей еврей Беллоу остается американцем — да и вообще его творчество (для меня это несомненно) принадлежит именно американской, а не какой-либо другой культуре. А вот что это такое — американец в вопросах, касающихся Земли обетованной, этого в короткой рецензии не выскажешь, интересующихся я отсылаю к самому эссе.

Номер четвертый журнала “Ной” отмечен большой статьей Г. Померанца “Из снов о справедливом возмездии” (полемика со статьей А. Солженицына “Раскаяние и самоограничение как категории национальной жизни”). В номере шестом — статья московского критика и философа Веры Чайковской “О еврейской ветви русской культуры”. В номере седьмом — статья Милтона Фридмена (известнейшего американского экономиста) “Капитализм и евреи: анализ парадокса”. В ней подробно рассматривается поистине странное явление: протестантский истэблишмент Англии и Америки традиционно, с самого зарождения капитализма, идентифицировал себя с Израилем Ветхого Завета и уважал, просто-таки любил евреев; евреи же, столь же традиционно, от Маркса до Маркузе и далее, выступали на Западе идеологами антикапиталистических, леволиберальных, революционных движений... Милтон Фридмен дает следующее объяснение этого парадокса: “...антисемиты... выработали стереотип еврея как торговца или ростовщика, ставящего коммерческий интерес выше человеческих ценностей... Евреи могли реагировать на распространение этого стереотипа двумя способами: либо признать справедливость такой характеристики, но отвергнуть ту систему ценностей, в рамках которой эти черты достойны осуждения; либо же принять эту систему ценностей, отвергнув данную в стереотипе характеристику как ложную и несправедливую. Если бы евреи выбрали первый путь, они могли бы подчеркивать пользу, приносимую торговцами и ростовщиками”. Но чаще всего, по М. Фридмену, евреи на Западе выбирают второй путь и становятся пылкими противниками капиталистической системы...

В номере восьмом “Ноя” (1994) публикуется интересный роман норвежского писателя Тора Оге Брингсверда “Минотавр”. Это древнегреческий миф, как бы прожитый, увиденный современным сознанием. Элегически-печальный, в меру эротический, он рассказан очень “читабельно” и этим привлекателен тоже. Кстати, в этой связи можно поздравить журнал с неким прорывом, выходом за рамки узкой армяно-еврейской тематики в более широкий круг тем, органически все же связанных с магистральной линией журнала.

...Журнал издается три года и не собирается умирать. Богатство и многокрасочность его материалов убеждают: наряду с усилением западнических тенденций в России (что очевидно) происходит и расцвет того направления, которое можно было бы достаточно условно назвать неовизантийским и в котором успешно сочетаются интерес к почтенной древности и актуальность.

А. Андрюшкин.

 

Редакция журнала “НОВЫЙ МИР” еще раз уведомляет зарубежных книгораспространителей, что законным образом отправляются зарубежным читателям только номера “НОВОГО МИРА” в специальном экспортном исполнении — в белой (а не голубой) обложке с эмблемой “NOVY MIR”.

 

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

 

Если вы не являетесь подписчиками “НОВОГО МИРА” и хотите купить отдельные номера журнала за 1994 — 1995, а также и за другие годы, вы можете это сделать в нашей редакции по адресу Малый Путинковский переулок, 1/2 (м. “Чеховская”, “Пушкинская”, “Тверская”, за кинотеатром “Россия”) ежедневно, кроме субботы и воскресенья, с 11.30 до 16.30.

Наложенным платежом журнал не высылается.

“НМ”.

magazines.russ.ru

Как все начиналось... (журнал НОЙ, № 1)

Страница 1 из 5

Год 1989… По Восточной Европе прокатилась волна революций, разрушивших прежние социалистические режимы. Президентское кресло в Белом доме занял Буш – старший. Япония вместе с новым императором Акихито вступила в Эру Хэйсэй. А в Советском Союзе - первый съезд народных депутатов СССР, первые массовые забастовки шахтеров, первый конкурс красоты, первая коммерческая реклама в прессе. На фоне эпохальных событий, менявших облик планеты, почти незамеченным прошел первый Всесоюзный семинар по йоге, а вслед за ним - первая Всесоюзная конференция.

 

Сегодня, годы спустя, те события вспоминают их непосредственные участники. Мы постарались представить читателям их видение того времени – порой эмоциональное, но всегда – искреннее. Просто срез времени, страницы дневника. Взгляд организатора семинара, воспоминания его участника и заметки стороннего наблюдателя, которому доступна лишь внешняя канва событий.

Возможно, еще не пришло время для беспристрастной оценки той эпохи, но ясно одно: семинар в Дагомысе открыл путь к легализации йоги в Советском Союзе.

Текст: Ирина Андреева. Перевод с английского: Ольга Адрова.

Из книги Льва Тетерникова "Спонтанная йога – танец Кундалини".

Лев Тетерников – преподаватель йоги с 1975 года, бывший вице-президент и президент Ассоциации йоги СССР, основатель школы "Рациональная йога" и школы "Искусство любить", автор книг и оригинальных методических разработок по йоге и тантре.

"В семидесятые годы у нас в стране опасно было произносить такие слова, как "пранаяма", "асана", "медитация", "измененное состояние сознания". Учителям йоги приходилось быть осторожными. Вместо йогических терминов они употребляли нечто расплывчатое – "дыхательная гимнастика", "статические упражнения", "эмоциональный настрой", "аутогенная тренировка". Иногда специально подчеркивали, что преподают только хатха-йогу, а к раджа-йоге, то есть к работе с сознанием, отношения не имеют. А все потому, что работать с нашим сознанием имели право только те, кто специально обучался этому в системе партийной идеологии.

На первой Всесоюзной конференции по йоге в Москве в 1989 году вместе с праздником, блеском звезд учителей мировой величины и всепоглощающим вниманием более 700 участников шла скрытая, внешне незаметная борьба за то, какая йога будет лидировать в России. История этого события заслуживает особого внимания.

Я давно носился с идеей легализации йоги. Когда началась "перестройка", идеологический пресс компартии стал ослабевать. Я почувствовал, что сейчас наступило самое подходящее время для активных действий. С рукописью своей "Рациональной йоги" я отправился в редакцию журнала "Здоровье". И вскоре, при помощи Павла Смольникова, подобравшего мне в соавторы авторитетного врача (ибо работы дилетантов официальный журнал Минздрава не публиковал), две мои статьи появились на страницах журнала.

В Министерстве здравоохранения не было формального приказа о запрете использования йоги. Это был идеологический запрет. Все, что касалось сознания человека, партия держала под собственным контролем. Йога предусматривала индивидуальный путь развития, что никак не совпадало с коммунистической доктриной. Формальный приказ был в Госкомспорте СССР. Интересно, что в одном и том же приказе считалось вредным для здоровья заниматься йогой, атлетической гимнастикой, женским футболом и игрой в бридж.

В то время нужно было быть достаточно смелым, чтобы разрешить врачам "взять рациональное зерно" из системы йоги, несмотря на наличие в ней "чуждой советскому человеку религии восточного толка". Я же искал различные пути, легальные и нелегальные, которые могли бы помочь собрать информацию о восточном подходе к саморазвитию человека.

На одном из таких легальных мероприятий в Философском обществе СССР ко мне подошел молодой человек, представился врачом, сотрудником Института спортивной медицины при Госкомспорте СССР. Это был Юрий Белоус. Юрий сказал, что у них в институте открывается Центр нетрадиционных методов оздоровления, где одним из направлений должна быть йога. На самом деле Центр открывался на правах кооператива, под "крышей" Госкомспорта. Он, как директор будущего центра, пригласил меня возглавить отдел йоги. Госкомспорт всегда был официальным гонителем йоги, а тут вдруг – такое предложение! Не задумываясь о последствиях, я тут же согласился. Главное – йога выходит из подполья.

В качестве подготовки к снятию запрета на практику йоги, Госкомспорт организовал "круглый стол", то есть дискуссию о йоге в редакции журнала "Физкультура и спорт". Может быть, они на самом деле хотели внести свой вклад в оздоровление населения, а может быть, таким образом стремились контролировать все, что было связано с йогой. Дальнейшие события показали, что второе предположение было более верным.

 

А пока на заседании круглого стола обсуждались две проблемы: признание йоги полезной для оздоровления населения и перспективы подготовки инструкторов. По первому вопросу все были единодушны: йога полезна для здоровья, надо внедрять. На втором вопросе – споткнулись. Госкомспорту было неинтересно вступать в споры среди авторитетов в области йоги и определять, кто из них главный йог страны. Нужна была конкретная программа с указанием тематики, количества часов и так далее. В результате эту работу Госкомспорт поручил своему Центру. Мне нужно было как можно быстрее подготовить методическое пособие для инструкторов хатха-йоги и программу их подготовки. Было обещано снять запрет, как только программа будет подготовлена и утверждена высоким начальством.

 

Методическое руководство для инструкторов йоги под названием "Хатха-йога для начинающих" вышло в свет в 1990 году, но было опубликовано уже Ассоциацией йоги СССР, вопреки Госкомспорту. Грозный приказ так и не был официально отменен. Он умер сам собой вместе с Госкомспортом и СССР. Но это было потом. А пока нам выделили пару комнат в Институте физкультуры и разрешили пользоваться печатью Всесоюзного научно-исследовательского института спортивной медицины.

Появилась идея провести Всесоюзный научно-практический семинар "Йога для оздоровления населения". В Госкомспорте идею одобрили, поддержали нас с нашими начинаниями и младшие сотрудники Всесоюзного физкультурного добровольно-спортивного общества профсоюзов, сокращенно - ВФДСО Профсоюзов.

Мы с Юрой написали информационное письмо-сообщение на бланке Госкомспорта и пошли подписывать его к начальству. А начальство подписывать не решилось…Положение складывалось хитрое – вроде бы Госкомспорт создавал нас для такой деятельности, но в то же время чиновник не хотел брать на себя ответственность, так как приказ, запрещающий йогу, до сих пор не был отменен.

Что же делать? Как выйти из этой ситуации?

- Юра, а давай сами подпишем!

Удивленный взгляд, огромные глаза. Я ведь только руководитель отдела, а он директор. В случае чего "расплачиваться" придется ему.

- А, давай!

Своего официального бланка у нас тогда еще не было. Центр только что создали, и мы пользовались бланком Института спортивной медицины. На чистом листе бумаги наверху большими буквами написали "ГОСКОМСПОРТ  СССР, ВФДСО  Профсоюзов". И дальше: "Проводят первый практический семинар "Йога для оздоровления населения".

Это означало, что официально семинар проводят две государственные организации, ответственные за физкультуру и спорт.

А внизу подписи: "Директор научно-практического Центра нетрадиционных методов оздоровления при Центральном научно-исследовательском институте спортивной медицины Госкомспорта СССР Ю.В.Белоус. Руководитель отдела йоги Л.И.Тетерников".

Разослали по адресам недавно открытых оздоровительных центров и кооперативов, по своим друзьям и знакомым. Интернета тогда еще не было.

На семинар приехало больше ста человек".

miraya.ru

На пути к легальной йоге (журнал "НОЙ", №2)

Страница 1 из 4

 

Журнал "НОЙ" продолжает публикации о школах йоги и мастерах, работавших еще в Советском Союзе. Может показаться, что "дела давно минувших дней" не имеют отношения к сегодняшней дейсвительности. Мы, мол, обучались "аутентичной йоге" у знаменитых индийских и европейских мастеров, к чему нам рассказы тех, кто долго и мучительно искал свой путь. Но для того, чтобы двигаться вперед, есть смысл осознать, где ты находишься. Понять, что мир, каким мы его знаем, формировался в том числе и благодаря усилиям предшественников. Вспомнить, на чьих плечах мы все стоим...

Во втором номере журнала "НОЙ" о своем пути рассказывает руководитель нижегородской школы классической йоги Андрей Лобанов.

 

В конце 70-х годов, будучи студентом Медицинского института, я увлекся восточными единоборствами, каратэ, восточной философией. Затем пришел черед уфологических и экстрасенсорных забав. Продолжая преподавать каратэ, я начал заниматься йогой по самиздатовским книжкам. Потом, в 1981 году, появился мой первый учитель йоги - Геннадий Григорьевич Стаценко. Он приезжал в Горький в течение трех лет, один раз в месяц, и давал теорию и практику своей школы. С 1983 года "по благословению" Геннадия Григорьевича я начал вести группы йоги. Впоследствии в  моей жизни сложились условия, которые позволили мне изучить различные подходы индийских школ йоги. И, по мере накопления опыта, возникло свое понимание практики йоги и своя методика преподавания, основой которой стали принципы классической йоги Патанджали.

Естественно, группы, которые я вел, назывались "группами здоровья". При том, что йога в те времена была под запретом, ее популярность была достаточно высока: численность "подпольной" группы доходила до 70 человек.

Вскоре, устав от нелегальных мытарств, я решил найти официальный путь, и, насколько это было возможно в тех условиях, легализировать занятия йогой - надоели "приключения" с милицией и КГБ.

А подобных "приключений" было много.

Вот один из случаев. Идут занятия в спортзале в одной из школ. Вдруг врывается наряд вооруженной милиции во главе с подполковником, от нас требуют освободить помещение и везут всех в отделение для установления личности. Затем следуют сообщения на работу, в учебные заведения для разбирательства – чем занимаются эти товарищи в свободное время. Такие "сигналы" от милиции обычно заканчивались отчислениями из вузов, выговорами, "пропесочиванием" на различных собраниях на работе.

Или другой случай. Как-то вечером я проводил занятие в спортзале школы. Уроки давно закончились, ученики разошлись, и двери были закрыты изнутри. Вдруг раздаются милицейские сирены, в окна ударяет свет прожектора (зал на первом этаже) и голос из громкоговорителя требует прекратить занятия и покинуть помещение.

А когда "бурной йоговской деятельностью" обеспокоился обком партии, то его постановлением дело было передано в разработку КГБ, о чем меня уведомили сочувствующие нам товарищи. Дело принимало более серьезный оборот.

Но выход был найден.

В 1985 году уже были некоторые послабления со стороны режима, и появилась возможность по профсоюзной линии при месткомах открывать любительские объединения, со своим расчетным счетом и своей заявленной программой деятельности. Этим мы и воспользовались. В моей группе занимался Владимир Данилов, который был тогда председателем профкома. Он и помог нам легализовать Любительский оздоровительный клуб "Гармония" при институте повышения квалификации Минстанкопрома. В уставе организации была прописана деятельность – занятия оздоровительной Хатха-йогой, китайскими гимнастиками для работников профсоюза.

И после этого спецслужбы оставили нас в покое. Мы продолжали заниматься, ничего не опасаясь.

К 1988 году уже было подготовлено 15 преподавателей йоги по программе школы. И тут снова вмешалось то ли провидение, то ли случай. Ко мне на занятие пришел незнакомец в костюме и с галстуком. Он присутствовал до конца занятия, затем подошел ко мне и представился: Косенков Николай Захарович – председатель областного спорткомитета. Он поинтересовался, чем мы тут занимаемся. Я объяснил, что это оздоровительная программа на основе классической йоги, которая хорошо зарекомендовала себя в плане профилактики и восстановления психофизического здоровья советских граждан, и, как врач, я могу это подтвердить.

Его это заинтересовало, и после этой встречи наше общение продолжилось. Я представил спортивному комитету программу по оздоровлению населения города и области на основе нетрадиционных методов оздоровления - йоги, китайских гимнастик и других. Это получило неожиданно положительный резонанс. На заседании областного Совета народных депутатов, где была представлена наша программа, облспорткомитету было рекомендовано заняться ее реализацией. После чего оздоровительный клуб "Гармония" был реорганизован в Горьковский областной физкультурно-оздоровительный центр "Гармония" с соответствующими полномочиями. Эта организация имела независимый статус со своим расчетным счетом, советом, председателем. Единственное обязательство - раз в год подавать отчет о деятельности в облспорткомитет.

Кстати, комитет нам оказывал всяческую поддержку: предоставлял помещение под размещение организации, оплачивал поездки на семинары и другие "профильные" мероприятия. Все это происходило благодаря человеческим качествам председателя облспорткомитета – Николая Захаровича Косенкова, имевшего мужество взять на себя ответственность за легализацию того, что официально имело запрет в высшей инстанции – Госкомспорте СССР. Он также не побоялся доложить "наверх" о горьковских новаторствах по оздоровлению населения с использованием восточных систем оздоровления и, скорее всего, созданный прецедент в Горьком стал началом легализации йоги и толчком к созданию аналогичного центра при Госкомспорте.

Мы же в своей "социальной наглости" пошли еще дальше. По нашей инициативе была создана комиссия, состоящая из руководства спорткомитета, экспертов (заведующих кафедрами физкультурных институтов, горьковского медицинского института) и общественности для аттестации преподавателей центра "Гармония". В итоге в 1988 году в СССР появились первые 15 "легальных" инструкторов хатха-йоги с удостоверениями, выданными горьковским облспорткомитетом. Почти сразу же были открыты 17 групп в разных районах города и районных городах, а к 1989 году их уже было 24.

В начале 1989 года я поехал в Москву на собрание, которое организовало философское общество при Академии наук СССР, по поводу подготовки обращения общественности в Госкомспорт об отмене запрета на занятия восточными оздоровительными системами. Выступая на этом собрании, я объявил, что в Горьком йога уже легализована и уже есть официальная организация, занимающаяся внедрением восточных оздоровительных систем для оздоровления населения. И в конце выступления предъявил удостоверение инструктора хатха-йоги. Реакция зала для меня была очень неожиданной. Гробовое молчание и полный вакуум. В перерыве от меня шарахались как от чумного. В лицах читалась зависть и недоумение - как так вышло, что провинция нас обскакала?

miraya.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта