Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Программа логопедического обследования устной и письменной речи детей 3-12 лет. Журнал обследования устной речи дошкольников


Логопедическое обследование устной речи детей 4-5 лет

Представленные ниже материалы (для обследования ребенка 4-5 лет) не обязательно использовать в полном объеме. Обследование каждого ребенка индивидуально. Специалист в ходе ознакомительной беседы выявляет уровень речевого и общего развития ребенка, и в зависимости от этого выбирает материал необходимый для конкретного ребенка. Логопед следит за тем, чтобы ребенок не переутомился, чередует виды деятельности.

В ходе диагностики определяется уровень сформированности у ребенка фонетической системы (звукопроизношение, звукослоговая структура, динамическая организация речи), фонематических функций, лексико-грамматического строя речи, речевой моторики, связной речи. Полученные данные помогают понять причину нарушения и спланировать коррекционную работу так, чтобы максимально помочь ребенку.

Логопедическое обследование детей 4-5 лет (пояснительная записка).

1. Обследование звукопроизношения (С 2-14).

Ребенок называет предметы, изображенные на картинках.

2. Обследование звуко-слоговой структуры слова (С 15).

Ребенок называет предметы, изображенные на картинках.

3. Обследование состояния фонематического восприятия (С 16-19).

Предложите ребенку поиграть в «попугая». Вы говорите, а попугай повторяет.

Повторение слогов с оппозиционными звуками:

па – ба, на – га, ба – на, га – да, та – да, ка – га, та – на, ва – та, мя – ма, ба – ма.

Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (по картинкам). Покажи, где миска? Где мишка?

Картинки: мишка – мышка, уточка – удочка, корка – горка, бочка – почка, трава – дрова.

Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (по картинкам). Покажи, где рак? Где лак?

Картинки: рак – лак, суп – зуб, чашки - шашки, вечер - ветер, глаза - гроза, коза - коса, чеснок - щенок, миска - мишка, малина – Марина, цветик – Светик.

4. Обследование состояния фонематического анализа синтеза (С 20).

Выделение заданного звука из слов. Выделение [м] («мычание телёнка») или [р] («моторчик») из слов: мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар.

5. Исследование лексики и грамматического строя импрессивной речи (С 21 – 22).

Проверяем объем и точность понимания значения слов.

Понимание различных грамматических форм (по картинкам):

  • дифференциация единственного и множественного числа существительных Картинки: чашка – чашки, гриб – грибы, мяч – мячи.
  • дифференциация предложно – падежных конструкций с предлогами (на, в, под, за, над, перед, около, по) Где гусеница?

Понимание словосочетаний и простых предложений.

Покажи - палочкой карандаш, карандашом палочку.

Понимание простых распространённых предложений, вопросительных предложений.



6. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи (С 23-37).

  • Активный словарь.

Существительные. Назвать предметные картинки по лексическим темам и обобщающие понятия. С 4 лет – игрушки, посуда, животные; с 5 лет – те же и обувь, овощи, фрукты, семья. Назвать геометрические фигуры.

Глаголы. Что делает? (по картинкам)

(Птица – летает, рыба – плавает, змея – ползает, лягушка – прыгает, самолет – летает, лодка – плывет, машина – едет, собака – лает, кусает, ест, играет…)

Прилагательные. «Назови цвета». Подбор определений к слову: еж - какой?, солнце – какое?, конфета – какая? носки – какие? и т.д.

  • Состояние словоизменения.

Употребление имён существительных в именительном падеже единственного и множественного числа. Игра «Один – много» (по картинкам).

Картинки: стол – столы, шар – шары, мяч – мячи, рука – руки, кукла – куклы, дерево – деревья, лев – львы, стул – стулья.

Употребление имён существительных в косвенных падежах без предлога. У меня есть карандаш. У меня нет карандаша. Я рисую карандашом.

  • Состояние словообразования

Образование названий детёнышей животных: у утки, у гуся, у лисы, у кошки.

7. Обследование связной речи (С 38-40).

Предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку (серию сюжетных картинок) и рассказать, что на ней (них) нарисовано.

Также по теме:

logoped18.ru

Логопедическое обследование (альбомы) | Альбомы | Логопедическое обследование

1. Волкова Г.А.  Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольников. Скачать файл 

Волкова Г.А. Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольников.В логопедическом пособии Профессора Г.А. Волковой представлен дидактический и речевой материал, подобранный с учётом онтогенетического принципа формирования звуков. Этот принцип реализован не только на материале слогов и слов, но также фраз и стихотворного текста. Наглядный материал соответствует восприятию детей среднего, старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

 

 

 2. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. Скачать файл

Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.

В альбоме представлен иллюстративный материал для обследования устной речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, который позволяет выявить нарушения: звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического анализа и синтеза, словаря и грамматического строя речи у ребенка.

 

 3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Скачать файл 

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста.Пособие предназначено для оперативного массового обследования звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста с целью выявления нуждающихся в логопедической помощи.В пособии представлены: план обследования звукопроизношения, практический словесный и картинный материал для его проведения.Пособие издано компактно для удобного использования во внестационарных условиях. В нем представлен достаточный словесный и картинный материал для предварительного обследования и анализа: общей картины звукопроизношения, состояния фонематического слуха, готовности к звуковому анализу, уровня овладения ребенком звукослоговой структурой языка, степени сформированности фразовой речи.                             

 4. Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста. Скачать файл

Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста.В пособии представлен систематизированный материал для дифференциального обследования фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста. Пособие дополнено картинным материалом.

   

 5. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения. Скачать файл

Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения.Настоящий альбом предназначен для стандартного логопедического обследования и содержит наглядный материал для диагностической работы логопеда» в частности, для выявления сигматизмов, ротацизмов, ламбдацизмов, дефектов произношения заднеязычных и среднеязычных звуков.

 

  

 6. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической стороны речи. Скачать файл 

Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической стороны речи.Настоящий альбом предназначен для логопедического обследования состояния фонематической системы у детей с расстройствами устной и письменной речи. Наглядный материал по¬зволяет определить способность дифференцирования фонем на слух по различным фонематическим признакам и выявить способность ребенка к произношению слов, имеющих различную звукослоговую структуру.В альбоме представлены: картотека предметных картинок, названиями которых являются слова-квазиомонимы; набор предметных и сюжетных картинок для проверки состояния звукослоговой структуры слов.

 7. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи. Скачать файл 

Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи.Альбом предназначен для стандартного логопедического обследования и содержит наглядный материал для диагностической работы логопеда по выявлению нарушений лексико-грамматического строя и связной речи.

 

  

 8. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения. Скачать файл

Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения.Альбом предназначен для стандартного логопедического обследования. Он состоит из 48 предметных и сюжетных картинок для диагностической работы логопеда. Предназначен для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения, чаще – при обследовании детей с дизартрией, алалией.

 

 

 9. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования способности к чтению и письму. Скачать файл 

Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования способности к чтению и письму.Альбом предназначен для стандартного логопедического обследования. С помощью наглядного материала, представленного в альбоме, выявляется сформированность психических функций, обеспечивающих усвоение чтения и письма. Материал позволяет также оценить знание печатных и рукописных букв, правильность письма и чтения, понимание читаемого.

 

  

 10. Ткаченко Т.А. - Альбом индивидуального обследования дошкольника. Скачать файл 

Ткаченко Т.А. - Альбом индивидуального обследования дошкольника.Индивидуальный альбом содержит оптимальное количество тестовых заданий с картинками для выявления основных психологических, интеллектуальных и речевых особенностей дошкольников в возрасте от трех до шести лет. В ходе обследования предусмотрена наглядная фиксация результатов выполнения каждого задания. Альбом может служить средством, а также документом для речевой и психолого-педагогической диагностики дошкольников с проблемами в развитии.

 Понравился материал? Поделись с друзьями! 

logopult.ru

Методики обследования связной речи у дошкольников

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

        Учебно - методический комплект  диагностических методик обследования связной речи у дощкольников создан на основе современного подхода к диагностике психического развития детей дошкольного возраста. В нём даны подробные пояснения по заполнению основных разделов опросника речевого развития детей, предложены доступные для ребенка приемы обследования.

       Учебно - методический комплект  по организации обследования речевого развития дошкольников   будет интересен и полезен  преподавателям, осуществляющим руководство студентами - дипломниками при написании выпускной квалификационной работы. Материалы раздела пригодятся не только студентам педагогических учебных заведений, они будут полезны широкому кругу специалистов дошкольных образовательных учреждений (воспитателям,  логопедам, дефектологам), а также  родителям, стремящихся к всестороннему развитию своих детей.

     

МЕТОДИКИ ОБСЛЕДОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

       Для изучения состояния связной речи детей дошкольного возраста существуют разные авторские методики.

       Методика обследования связной речи Глухова В.П.       Глухов В.П. предлагает наблюдение за речью детей осуществлять в процессе игровой, обиходно-бытовой и учебной деятельности (логопедические занятия и различные виды предметно-практических занятий, воспитательские занятия по родному языку). Основное внимание обращается на наличие и уровень сформированности у детей навыков фразовой речи и на особенности речевого поведения. Проводится запись ответов детей на занятиях монологической речи в виде отдельных высказываний, коротких сообщений, рассказов. В целях комплексного исследования связной речи детей используется серия заданий, которая включает: составление предложений по отдельным ситуационным картинкам; составление предложения по трем картинкам, связанным тематически; пересказ текста; составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок; сочинение рассказа на основе личного опыта; составление рассказа-описания.       С учетом индивидуального уровня речевого развития ребенка программа обследования может быть дополнена доступными заданиями с элементами творчества: окончание рассказа по заданному началу; придумывание рассказа на заданную тему.       Комплексное обследование позволяет получить целостную оценку речевой способности ребенка в разных формах речевых высказываний - от элементарных (составление фразы)до наиболее сложных (составление рассказов с элементами творчества). При этом учитываются характерные особенности и недостатки в построении развернутых высказываний,выявленные у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в ходе проведения специальных исследований.

       Обследования связной речи детей, предложенное  В.П. Глуховым. [5]        Цель его - комплексное обследовании связной речи детей с ОНР (III уровень речевого развития).

       Задание1.Определить способность ребенка составлять законченное высказывание на уровне фразы (по изображенному на картинке действию).Материал: серия картинок следующего содержания:•    Мальчик поливает цветы•    Девочка ловит бабочку•    Мальчик ловит рыбу•    Девочка катается на санках•    Девочка везет куклу в коляске.При показе каждой картинки ребенку задается вопрос-инструкция: "Скажи, что здесь нарисовано?". При отсутствии фразового ответа задается второй вспомогательный вопрос,непосредственно указывающий на изображенное действие ("Что делает мальчик/девочка?").       Оценка результатов: 3 балла - полный фразовый ответ; 2 балла - ответ с вспомогательным вопросом; 1балл - ребенок не смог самостоятельно установить смысловые предикативныеотношения и передать их в виде соответствующей по структуре фразы.

       Задание 2. Выявление способности детей устанавливать лексико-смысловые отношения между предметами и переносить их в виде законченной фразы-высказывания.Материал: Три картинки "девочка", "корзинка", "лес".Инструкция: Назови картинки и составь предложение так, чтобы в нем говорилось о всех трех предметах. Если ребенок составил предложение с учетом только одной-двух картинок (например, "Девочка гуляла в лесу"), задание повторяется с указанием на пропущенную картинку.       Оценка результатов: 3 балла - ребенок справился с заданием, используя фразы, адекватные предложенному заданию; 2 балла - справился с заданием с помощью педагога; 1 балл - не смог составить предложение.Задания на составление фразовых высказываний по наглядной опоре позволяет выявить индивидуальные речевые возможности детей с ОНР (III уровень речевого развития).Следующие задания предназначены для определения уровня сформированности и особенности связной монологической речи детей.

Задание 3.Выявить возможности детей с ОНР воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст.Материал: знакомые детям сказки: "Репка", "Теремок", "Курочка ряба".Текст произведения прочитывается дважды; перед повторным чтением дается установка на составление пересказа.Инструкция: послушай и перескажи.       Оценка результатов: Особое внимание обращается на полноту передачи содержания текста, наличие смысловых пропусков, повторов, соблюдение логической последовательности изложения,а также наличие смысловой и синтаксической связи между предложениями, частями рассказа.

       Задание 4.Составить связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов.Материал: Серия картинок по сюжету сказки "Лиса и Журавль".Картинки в нужной последовательности раскладываются перед ребенком и дают внимательно их рассмотреть.Инструкция: Рассмотри картинки и составь последовательный рассказ. (Составлению рассказа предшествует обзор предметного содержания каждой картинки серии с объяснением значения отдельных деталей.При затруднении, помимо наводящих вопросов, применяется жестовое указание на соответствующую картинку или конкретную деталь).       Оценка результатов: Кроме общих критериев оценки принимаются во внимание показатели: смысловое соответствие содержания рассказа, изображенному на картинках, соблюдение логической связи междукартинками-эпизодами.

       Задание 5.Составить рассказ на основе личного опыта - имеет целью выявить индивидуальный уровень и особенности владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений.Инструкция: ребенку предлагается составить рассказ на близкую ему тему (например, "На нашем участке", "Игры на детской площадке") и дается план рассказа: - что находится на площадке; чем занимаются там дети;в какие игры они играют; назвать свои любимые игры и запомнить; вспомнить, какие игры зимой, а какие летом.       Оценка результатов: Обращается внимание на особенности фразовой речи, употребляемой детьми при составлении сообщения без наглядной текстовой опоры. Учитывается степень информативности рассказа,определяемая количеством значимых элементов, которые несут смысловую нагрузку. Установление количества информативных элементов и их характера (простое называние предмета или действия ихразвернутое описание) позволять, насколько полно отражена ребенком тема сообщения.

       Задание 6. Составить описательный рассказ.Материал: детям могут предлагаться как модели предметов (игрушки), так и их графические изображения, на которых достаточно полно и четко представлены основные свойства и детали предметов.Инструкция: Ребенку предлагается в течение несколько минут внимательно рассмотреть предмет, а затем составить о нем рассказ по данному вопросному плану. Например, при описании куклы даетсяследующая инструкция-указание: "Расскажи об этой кукле: как ее зовут, какая она по величине; назови основные части тела; из чего она сделана, во что одета, что у нее на голове" и т.п.       Оценка результатов: Обращается внимание на полноту и точность отражения в нем основных свойств предмета, наличие (отсутствие) логико-смысловой организации сообщения, последовательность вописании признаков и деталей предмета, использование языковых средств словесной характеристики. В случае, когда ребенок оказывается не способным составить даже короткий описательный рассказ,ему предлагается для пересказа образец описания, данный логопедом.

 

       Методика диагностики связной речи,  предложенная Филичевой Т.Б.       Филичева Т. Б. для обследования связной речи рекомендует картины из серии «Мы играем», «Домашние и дикие животные», а также картины из «Дидактического материала по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста».При обследовании связной речи рекомендуется использовать разнообразные задания, например: рассказать от 1-го лица; подобрать эпитеты к определенным словам; пересказать текст, изменяя время совершаемых действий; образовать сравнительную степень прилагательных; образовать уменьшительную форму и др.Т.Б. Филичева называет основной задачей логопедического воздействия на детей с общим недоразвитием речи - научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств. Работапо развитию связной речи ведется по следующим направлениям: обогащение словарного запаса; обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов; разучивание стихотворений; отгадывание загадок.       И предлагает следующие методики коррекционной работы.

       Обучение рассказыванию.       Методические указания. Учитывая сниженную речевую активность детей-логопатов, их быструю утомляемость, недостаточную переключаемость, логопед при построении занятий соответствующим образомподбирает речевой материал.Первые небольшие самостоятельные рассказы детей должны быть связаны со знакомой наглядной ситуацией.Например, логопед дает задание: "Подойди к столу, возьми красный шар и синий мяч". Обращаясь к детям, он спрашивает: "Что можно сказать про Колю, что он сделал?" - "Коля подошел к столу и взял красный шар и синий мяч".Постепенно задания усложняются: дети должны запомнить и совершить большее число действий, а затем точно рассказать о последовательности их выполнения. При этом, когда один ребенок рассказывает,остальные дети внимательно слушают его рассказ, исправляя ошибки и неточности.

       Рассказы - описания.       Процессу обучения детей различным видам рассказов-описаний предшествует большая работа по сравнению предметов. Сравнение активизирует мысль детей, направляет внимание на отличительные и сходные признаки предметов, способствует повышению речевой активности.Обучение детей описанию предметов проводится при прохождении каждой лексической темы "игрушки", "посуда", "одежда", "овощи" и т. д.Навык описания предметов полезно закреплять в ходе выполнения продуктивных видов деятельности (лепка, рисование, конструирование).Описанию животных и птиц должна предшествовать работа по рассмотрению их чучел или изображений на картинке.Примерный лексический материал - ЗАЯЦ.У зайца длинные уши и вытянутая мордочка. Задние лапы у него намного длиннее, чем передние. Поэтому заяц очень быстро бегает и скачет. Шкурка у зайчика мягкая, теплая. Зимой она белая, а летом серая:так ему легче скрываться от врагов. Заяц вместе с зайчатами живет в лесу в норе.

       Рассказы по серии сюжетных картинок.Конкретные примы работы с сюжетными картинками многообразны, например:Логопед раздает детям предметные картинки, а сам показывает сюжетные картинки, сопровождая их рассказов. Дети должны подобрать предметные картинки к данной серии сюжетных картинок.Логопед читает рассказ и сам расставляет на наборном полотне картинки. Затем он их снимает и просит детей самостоятельно разложить картинки и повторить рассказ. В случае затруднения можно задатьнаводящий вопрос.Дети получают по одной картинке, и каждый рассказывает, что нарисовано у него на картинке. Один ребенок в заключении дает полный рассказ по всем картинкам.Примерный дидактический материал.ЛОДОЧКА (набор картинок)На улице лето. Ярко светит солнце. Мальчик сидит на берегу реки и делает из бумаги лодочку. Мальчик лежит на животе и держит над водой лодочку.Мальчик лежит, улыбается, лодочка плывет. На небе появилась большая туча.Идет дождь, лодочка пошла ко дну. Мальчик плачет.Светит солнце. Мальчик наклонился над водой. Лягушата приносят мальчику лодочку. Мальчик улыбается.Было лето. Ярко светило солнце. Коля сидел у реки и делал из бумаги лодочку.Коля сделал лодочку и лег на живот, чтобы было удобнее ее пустить по воде. И вот лодочка поплыла. Коля рад: хорошая вышла лодочка.На небе появилась туча, стало темно, пошел дождь. Лодочка намокла и утонула. Коля заплакал. Жалко лодочку.Около берега плавали лягушата. Увидели они, что Коля плачет, жаль им стало Колю. Лягушата достали лодочку и отдали ее Коле. А тут и дождь кончился. Коля плакать перестал.По ходу рассказа можно задать следующие вопросы: "Какое было время года? Куда пошел мальчик? Что делал мальчик? Почему Коля плакал? Кто помог Коле? Что было дальше?

       Разучивание стихотворений.       Методические указания к разучиванию стихотворений детьми с ОНР.Каждое новое стихотворение должно быть выразительно прочитано логопедом (наизусть).После прочтения стихотворения логопед говорит, что это стихотворение дети будут заучивать наизусть. Затем еще раз читает это стихотворение.Далее логопед задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить его основную мысль.После этого логопед выясняет, какие слова детям непонятны, в доступной форме объясняет их значение.Логопед читает отдельно каждую строчку стихотворения. Дети проговаривают ее хором, а потом индивидуально. Логопед обязательно учитывает индивидуальные способности детей, поэтому в числепервых рассказывает стихотворение тот ребенок, который запоминает быстрее других.Заучивание стихотворений развивает у детей чувство ритма, поэтому полезно просить детей отхлопывать или оттопывать ритм.Плывет, плывет кораблик,Кораблик золотой,Везет, везет подарки,Подарки нам с тобой.(С. Маршак)

       Пересказ художественных текстов.       Методические указания. До начала чтения рассказа логопед объясняет детям смысл трудных слов, оно проговаривают хором и индивидуально. Далее проводится небольшая беседа, подводящая детей к содержанию рассказа.Прочитав рассказ логопед задает вопросы с целью выяснить, поняли ли его дети. Только после этого детей просят пересказать прочитанное. При этом на разных ступеньках обучения пересказываниюприменяются различные виды пересказа:Перед началом пересказа логопед составляет план рассказа.Если ребенок пересказывает с большими паузами, то логопед задает наводящие вопросы.Логопед пересказывает, а ребенок (в зависимости от своих речевых возможностей) вставляет слово или предложение.Пересказ организуется "по цепочке", когда один ребенок начинает пересказывать, следующий продолжает, а третий заканчивает. Этот вид работы помогает выработать у детей устойчивое внимание,умение слушать товарища и следить за его речью.Часто применяется пересказ в лицах, типа простой драматизации.

       Творческое рассказывание:пересказ текста и его продолжение с добавлением фактов, событий из жизни героев;составление рассказа на основе личного опыта по аналогии с услышанным.Примерные тексты для пересказа.Как Саша первый раз увидел самолет.Была весна, таял снег, текли ручьи. Саша пускал по воде бумажные лодочки. Вдруг вверху что-то загудело. Саша подумал, что летит птица. Вот она уже над головой. Это был самолет. ЗасмотрелсяСаша на самолет, а лодочки уплыли.Ответить на вопросы:Какое было время года?Что пускал по воде Саша?Что загудело в воздухе?Что Саша спутал с птицей?Лето.Наступило лето. Мы гуляли по лугу. Трава выше колен, густая, зеленя. А сколько в ней цветов! Они поднимают свои нарядные головки. Одни - в лиловых колпачках, другие - в белых веночках.А у иных головка вся золотая, будто крохотное лучистое солнышкоОтветить на вопросы:С чем сравнивает автор цветы?Как вы думаете, какие цветы он изобразил?Видели вы их? Расскажите о них. 

       Методика обследования связной речи Воробьевой В.К.       Воробьева В.К. рекомендует связную речь обследовать по четырем сериям.

        Первая серия направлена на выявление репродуктивных возможностей речи детей и включает два задания: пересказать текст как можно подробнее; пересказать этот же текст, но кратко.В качестве экспериментального материала рекомендуется использовать тексты рассказов, рассчитанные на возраст испытуемого и подвергнутые адаптации в плане сокращения их объема.

       Вторая серия экспериментальных заданий направлена на выявление продуктивных речевых возможностей детей: умения самостоятельно составить смысловую программу связного сообщения по нагляднымопорам; умения реализовать найденную программу в цельное связное сообщение.Эта серия включает в себя два задания. В 1 задании детям предлагается самостоятельно разложить серию сюжетных картинок в последовательности логического развития события. 2 задание ориентируетдетей на составление рассказа по найденной программе.

       Третья серия направлена на выявление особенностей построения связного сообщения в условиях частичной заданности смысловых и лексико-синтаксических компонентов высказывания. Она включаетв себя три вида заданий:•    составление продолжения рассказа по прочитанному зачину;•    придумывание сюжета и составление рассказа по предметным картинкам, которые дети должны отобрать из общего банка предметных картинок;•    самостоятельное нахождение темы и ее реализации в рассказах.

       Четвертая серия заданий направлена на выяснение состояния ориентировочной деятельности, поскольку ориентировка в правилах генерации текста предваряет создание связного монологического высказывания. Ориентировочная деятельность заключается в умении выделять всеобщие, характерные признаки, присущие организации именно этой языковой единицы. Решение вопроса о состоянии ориентировочной деятельности детей с системными нарушениями речи важно для изучения структуры речевого недоразвития, в частности, для выявления влияния недоразвития речи на формирование  познавательной деятельности и степени сформированности аналитических возможностей детей.

 

  "Помощь по сайту" - нажмите на изображение -  гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу - «ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ПО ОБСЛЕДОВАНИЮ РАЗНЫХ СТОРОН РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

                                                                                                                                                                             

nsportal.ru

Тестовая методика «Диагностика устной речи» Т.А. Фотековой (адаптированная для детей дошкольного возраста)

Диагностика устной речи

Диагностика устной речи Диагностика устной речи I. Исследование сенсомоторного уровня речи 1. Проверка состояния фонематического восприятия Инструкция «Слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее» Ба-па ба-па-ба би-ба-бо

Подробнее

4 раздел Коррекционное сопровождение

4 раздел Коррекционное сопровождение 4 раздел Коррекционное сопровождение Данные логопедического обследования на момент поступления в 1 класс 1.Строение артикуляционного аппарата 2.Звукопроизношение 3.Фонематическое восприятие 4.Слоговая

Подробнее

Обследование устной речи. Общее звучание речи. Голос (тихий, громкий, глухой, звонкий, сиплый, с назальным оттенком)

Обследование устной речи. Общее звучание речи. Голос (тихий, громкий, глухой, звонкий, сиплый, с назальным оттенком) Обследование устной речи Общее звучание речи Выразительность (невыразительная, маловыразительная) Голос (тихий, громкий, глухой, звонкий, сиплый, с назальным оттенком) Дыхание (верхнегрудное, диафрагмальное)

Подробнее

После года: Зрение Слух

После года: Зрение Слух Общий анамнез (заполняется родителями) ФИО ребенка Дата рождения Адрес Сведения о родителях (ФИО, место работы, должность, телефон) Мать Отец 1. От какой по счёту беременности родился ребенок? 2. Какие

Подробнее

ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ

ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ Консультация логопеда Подготовил учитель логопед И.А. Родимкина ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ Видимо каждую семью, где растет малыш, беспокоит вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка

Подробнее

Экспресс-диагностика

Экспресс-диагностика исследования Экспресс-диагностика состояния моторики (общей, мелкой и речевой), зрительно-моторных и слухомоторных функций, пространственно-временных представлений, звукопроизношения и звукослоговой структуры

Подробнее

Нормы развития речи по возрастам

Нормы развития речи по возрастам Нормы развития речи по возрастам 0-1 ГОД 1 месяц ребенок реагирует на общение с ним: перестает плакать, сосредотачивается на взрослом. 2 месяца - ребенок интонирует крики, можно различить крики удовольствия

Подробнее

Речевая карта (ФФН, ФН)

Речевая карта (ФФН, ФН) Речевая карта (ФФН, ФН) Фамилия, имя ребенка Дата рождения Жалобы родителей Данные о ходе развития речи Состояние общей моторики Состояние мелкой моторики Внимание, работоспособность Общее звучание речи

Подробнее

Речевая карта. Отношение к своей речи:

Речевая карта. Отношение к своей речи: Речевая карта. Фамилия имя ребенка Дата рождения Домашний адрес Из какого д/с прибыл Дата поступления в логопедическую группу Интеллект (заключ. специалиста) Слух (заключ. специалиста) зрение Сведения

Подробнее

2.5. ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

2.5. ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ 2.5. ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ I. Введение Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьмиинвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации,

Подробнее

Развивающие упражнения на память

Развивающие упражнения на память Развивающие упражнения на память 1. Упражнение на развитие объема кратковременной слуховой памяти: «Каскад слов» Заранее подготовить список из 8-10 слов, которые хорошо знакомы ребенку. Расположите их

Подробнее

Протокол обследования речи

Протокол обследования речи Протокол обследования речи Фамилия, имя ребёнка Место для совмещения с очередным листом обследования 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10 11. 12. 13. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДМЕТОВ игрушки одежда обувь части тела посуда

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Пояснительная записка Учитель-логопед, методист СП Логоцентр Цыпкина Т.Ю. Актуальность проблемы нарушений письменной речи у младших школьников подтверждается множеством современных исследований, многообразием

Подробнее

4. Руководство логопедическим пунктом.

4. Руководство логопедическим пунктом. 3.5 Занятия с воспитанниками проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой логопедической коррекции являются индивидуальные и подгрупповые занятия. 3.6 Периодичность групповых и индивидуальных

Подробнее

Игры по дороге в детский сад.

Игры по дороге в детский сад. Игры по дороге в детский сад. рекомендации для родителей детей 3-7 лет. Методические Многие занятые родители считают, что у них совсем нет времени заниматься с ребенком. На самом деле у вас оно есть. В

Подробнее

ОПРЕДЕЛЯЕМ ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ

ОПРЕДЕЛЯЕМ ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ ОПРЕДЕЛЯЕМ ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ Проверяем физическую готовность ребёнка к школе Антропологи говорят, что проверить физическую готовность ребёнка просто: нужно попросить его поднять руку вверх, а

Подробнее

РЕБЁНКА ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ КОРОТКИЕ РАССКАЗЫ

РЕБЁНКА ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ КОРОТКИЕ РАССКАЗЫ РЕБЁНКА ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ КОРОТКИЕ РАССКАЗЫ УЧИМ Заботливые родители рано начинают читать своим малышам детские рассказы, стихотворения и сказки. Но, чтобы речь малыша стала правильной, выразительной и яркой,

Подробнее

I. Целевой раздел программы.

I. Целевой раздел программы. Содержание. Стр. I. Целевой раздел программы. 3 1.1. Пояснительная записка. 3 1.2. Цели и задачи программы. 3 1.3. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей группы компенсирующей направленности

Подробнее

docplayer.ru

Программа логопедического обследования устной и письменной речи детей 3-12 лет

Логопедическое обследование устной и письменной речи детей

М.В. Арышева, учитель-логопед высшей квалификационной категории

И.А. Коваленко, учитель-логопед высшей квалификационной категории

О.Ю.Митрофанова, главный логопед территориально-медицинского округа № 1, специалист высшей квалификационной категории

Л.И. Загляда, старший преподаватель кафедры психологического и социально-педагогического сопровождения общего и специального (коррекционного) образования ГОУ ДПО(ПК)С «КРИПКиПРО»

Логопедическое обследование устной и письменной речи: Диагностическая программа. – Анжеро-Судженск, 2014.

Коллективом учителей-логопедов детского дома рассмотрена проблема преемственности в создании комплексного подхода диагностики, способствующего формированию и сохранению здоровьесберегающего пространства. Программа предназначена для логопедического обследования устной и письменной речи детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста.

1. Введение...........................................................................……………………………..8

1.1. Пояснительная записка....................................................…………………………....8

2. Основная часть..................................................................………………………….....11

2.1. Диагностика речевого развития детей 3-4 лет.....................…………………….....11

2.2. Диагностика речевого развития детей 5-12 лет......................……………………..15

3. Заключение.......................................................................……………………………..19

В последнее время происходят значительные изменения среды жизнедеятельности человека. Возникают совершенно новые формы организации труда, коммуникаций, требующие от человека быстрой ориентации в ситуации, включение в разные типы деятельности. Появляются абсолютно новые способы работы, освоение которых требует больших интеллектуальных и физических усилий. Увеличивается темп жизни, что связано с необходимостью быть постоянно в напряжении. Таким образом, современная социально-экономическая ситуация требует от человека физического и психического напряжения, что в свою очередь усиливает значимость здоровья. Только достаточно здоровый человек способен быть успешным в современном социальном мире. Кроме того, успешность в социальном мире требует от человека постоянного использования его резервов здоровья. Поэтому недостаточно иметь изначально здоровый организм, необходимо заботится о нем постоянно. Это возможно, если сформировался образ жизни, в котором здоровье является одной из осознанных базовых ценностей. Одним из наиболее важных компонентов здоровья является речь, лежащая в основе жизнедеятельности человека. Развитие коммуникативной функции ребенка - залог успешности в жизни, социализации, адаптации.

Нарушения речи могут быть разнообразными: от недостаточного произношения одного или нескольких звуков, до сложных полиморфных системных дефектов, затрагивающих все компоненты языковой системы (лексики, грамматики, фонематических процессов), а в дальнейшем, формирование навыков чтения и письма.

Все эти нарушения, если их вовремя не выявить и не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, влекущими за собой определенные изменения личности в цепи развития «ребенок - подросток - взрослый», то есть ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им в овладении школьным программным материалом, в использовании своих природных способностей и интеллектуальных возможностей.

Речь является высшей психологической функцией, тесно связана с другими сторонами психики ребенка: мышлением, памятью, воображением.

Особенно высоким является процент нарушения речи у детей, воспитывающихся в условиях детских домов, школ-интернатов, детских домов-школ, вследствие социально-педагогической запущенности (СПЗ), задержки психического развития (ЗПР). Данная программа рассчитана на диагностику речевого развития (устной и письменной речи) детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста, обеспечивая единство требований и подходов на разной ступени воспитания и обучения. Поэтому актуальность проблемы раннего выявления разных отклонений речевого развития от возрастной нормы, отслеживание динамики развития речи детей на разном возрастном этапе детского дома, стало основанием для составления данной программы.

Цель программы: выявление уровня речевого развития, характера и этиологии выявленных нарушений, отслеживание динамики в речи ребенка за весь период обучения и воспитания в данном учреждении.

Правильно проведенное обследование позволяет:

- дать полное и точное заключение состояния речи детей 3-12 лет;

- установить степень выраженности нарушения в каждой возрастной группе;

- выявить первооснову дефекта речи, либо его вторичность;

- определить относительно сохранные функции и процессы;

- выбрать эффективные пути, а также средства коррекционно-развивающей работы.

Основная задача учителя-логопеда при обследовании - правильно оценить все проявления речевой недостаточности каждого воспитанника с учетом возрастных особенностей.

Обследование речевого развития дошкольников включает в себя диагностику устной речи, которая проводится учителем-логопедом в несколько этапов. Речь дошкольников первоначально обследуется в повседневной жизни при наблюдении в психологически комфортной обстановке (во время занятий, прогулок, самостоятельной деятельности).

После этих наблюдений общего порядка необходимо проверить речь каждого ребенка на специально подобранном материале.

В диагностике речи детей дошкольного возраста основное внимание обращается на:

3-4 года уровень понимания речи, активный и пассивный словарь, владение двусложной фразой.

5-6 лет звукопроизношение, грамматический строй речи, связную речь, фонематическое восприятие.

Обследование речевого развития детей младшего и среднего школьного возраста включает диагностику устной речи, которая осуществляется учителем-логопедом индивидуально с каждым воспитанником, и письменной речи, диагностика которой проводится на фронтальных занятиях. Общая продолжительность обследования на каждого ребенка - 1 час.

При обследовании устной речи школьников необходимо учитывать:

1 класс развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), звукопроизношение.

2,3 классы знаки звукобуквенного анализа и синтеза, словообразования и словоизменения.

4 класс уровень сформированности письма и чтения, владение связной речью.

5,6 классы понимание сложных лексико-грамматических конструкций, владение речью как планирующей, регулирующей, коммуникативной функцией.

Таким образом, обследование устной речи включает в себя диагностику всех основных компонентов речи: звукопроизношение, фонематические процессы, лексику, грамматику, связную речь и т.д. с обязательным сбором данных о ходе раннего речевого развития, что помогает установить более точно вид, характер и степень тяжести выявленного дефекта.

Особое внимание необходимо уделять проблеме нарушения письменной речи школьников - одной из самых важных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение - цепи начального обучения - превращается в средство дальнейшего получения знаний. Поэтому необходимо своевременно выявить и преодолевать расстройства письменной речи, не допуская их перехода, осложняющего учебно-познавательную деятельность воспитанников на последующие этапы обучения. Поэтому обследование письменной речи включает диагностику чтения и письма.

В обследовании письменной речи младших школьников необходимо выявить:

- смешение, перестановки, замены букв (и их элементов), слогов по оптическому, артикуляционно- акустическому признаку.

В среднем же звене учитывается проявление уровня сформированности орфографических, синтаксических и пунктуационных навыков, развития связной речи.

- январь - промежуточное экспресс-диагностическое;

- май - итоговое.

Все результаты обследования фиксируются в речевой карте, которая составляется на каждого обследуемого ребенка в индивидуальном листе развития, что обеспечивает передачу информации о ребенке в системе преемственности: дошкольное - начальное - среднее звено воспитания и обучения.

Если проводить диагностику выборочно, бессистемно, руководствуясь впечатлением, а не фактическими данными, нельзя понять подлинные истоки нарушения, полностью оценить спектр проблем, подлежащих коррекции, а также вскрыть все компенсаторные возможности ребенка.

ДИАГНОСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ

Название шкалы

Автор теста

Исследуемая функция

Фактор, влияющий на результат

Анамнез

Медицинская

Наследственные заболевания у родите-

Отсутствие роди-

раннего

карта

лей, протекание беременности, родов,

телей, потеря ме-

развития

сроки начала ходьбы, стояния, сидения,

дицинской карты

перенесенные заболевания, состояние

слуха, зрение на данное время, нервно-

психическое состояние.

Анамнез

Медицинская

Сроки появления гуления, лепета, перво-

Отсутствие роди-

речевого

карта

го слова, фразы, использование тестов.

телей, потеря ме-

развития

дицинской карты

Исследо-

Из наблюдений

Общие данные

ЗПР, СПЗ, РДА

вание ре-

за ребенком

Общительность (легко вступает в кон-

чевых пси-

такт, инициативен или пассивен в обще-

хических

нии, избирательное общение, негати-

функций

визм).

Особенности внимания (устойчивое, не-

устойчивое).

Характер игровой деятельности (манипу-

лирование с предметами, игры с вообра-

жаемыми предметами, сюжетные игры).

Индивидуальные особенности.

Игра «Что зву-

Состояние слухового внимания.

чит?»,

«Где звоно-

Дифференциация звучащих игрушек;

Нарушение фи-

чек?»

Определение направления источника

зиологического

+

звука.

слуха.

Наблюдение за

ребенком

Методика

Зрительное восприятие.

Нарушение зри-

Ткаченко Т.А.

Восприятие величины (соотносит, не со-

тельной функции

относит, обозначает словом)

Восприятие цвета (красный, синий, жел-

тый, зеленый, черный, белый - соотно-

сит, не соотносит, обозначает словом)

Игра «Найди

Восприятие формы (различение основ-

такую, как у

ных геометрических форм)

меня».

Методика

Зрительно-пространственный гнозис и

Соломаха Т. С.

праксис.

Серебряковой Н.

Ориентировка в пространстве (вверху-

внизу-спереди-сзади)

Игра «Собери

Складывание разрезных картинок (на 2-3

картинку»

части)

Игра «Волшебные палочки»

Складывание фигур из палочек по образцу (3-4 палочки)

Методика

СоломахаТ.С, Серебряковой Н. «Узкая тропинка»

Состояние общей моторики.

Бег между двумя линиями шириной 20-25 см (3-4 раза)

«Муравьишка»

Ходьба по шнуру на полу

«Стоп!»

Остановка по сигналу, переход с шага на ходьбу.

Гиперкинезы, парезы, параличи

«Кузнечики»

Прыжки в длину с места

«Фокус»

Перекладывание предметов из одной руки в другую (над головой, за спиной, перед собой)

«Одень Катю на прогулку»

«Веселые карандаши»

Расстегивание, застегивание пуговиц, умение держать карандаш.

Рисование горизонтальных и вертикальных линий.

Рисование круга, тела человека.

«Выложи узор»

Складывание крупной мозаики.

Исследование фонетической стороны речи

Методика

Соломаха Л.С, Серебряковой Н. Игра «Кто как кричит»

«Слушай и повторяй»

Игра «Волшебные кубики»

Воспроизведение звукоподражаний

(кошка мяукает, собака лает и т.д.)

Звукослоговая структура слова (повторение слов из 1,2,3 слогов) Состояние звукопроизношения (гласные, согласные б,п,м,в,ф,д,т,н,г,к,х,и, свистящие, аффрикаты л,л',р,р')

Алалия

Визуальный осмотр логопеда

Анатомическое строение артикуляционного аппарата (губы, зубы, челюсти, прикус, твердое и мягкое небо, язык)

Наличие парезов, параличей

«Свет мой, зеркальце»

«Сказки веселого язычка» (улыбка, трубочка, качели, маятник,

иголочка, блинчик, спать пора)

(визуальный осмотр

логопеда)

Состояние речевой моторики: мимическая мускулатура (по подражанию) Поднять брови вверх, нахмурить брови, прищуривание глаз, надувание щек.

Состояние артикуляционной моторики. Отмечается наличие или отсутствие движений, тонус, объем движений, способность к переключению движений, добавочные движения, тремор, геперсаливация, отклонение кончика языка.

Физиологи-ческое и

Игра «Нюхаем цветы»

Тип неречевого и речевого дыхания (ключичное, грудное, диафрагмальное)

речевое

«Веселые сти-

объем дыхания, частота речевого дыха-

дыхание

хи»

ния, продолжительность речевого дыха

ния.

Характе-

Сказка «Три

Громкость.

Носовой

ристика

медведя»

Тембр голоса (не нарушен, хриплый)

голоса

Методика

Атака голоса (мягкая, твердая)

Соломаха Т.С.

Модуляция (наличие или отсутствие мо-

Серебряковой Н.

нотонности)

Особенно-

Методика

Темп (N, быстрый, медленный)

Тахилалия

сти просо-

Волковой Л.С.

Ритм (N, аритмия)

дической

«Игра на бара-

Паузация.

стороны

бане»

Употребление основных видов интона-

речи

Сказка «Репка»

ции.

Исследо-

Игра «Кто

Показать на картинках предметы, назы-

Нарушение слуха

вание фо-

внимательный»

ваемые логопедом

нематиче-

Стол-стул, точка-дочка,

ской сто-

Косы-козы, горка-корка, миска-мишка.

роны речи

Исследо-

Методика

Пассивный словарь.

вание лек-

Соломаха Т.С.

Понимание конкретных существитель-

сики и

Серебряковой Н.

ных (показать по словарной инструкции

граммати-

Игра «Где

предметы, части предметов)

ческого

что?"

строя им-

прессив-

ной речи

Игра «Магазин»

Понимание обобщающих слов (тема:

«Игрушки», «Посуда», «Одежда»)

Игра «Слушай

Выполнение поручения по слуховой ин-

и выполняй»

струкции (дай куклу и т.д)

Игра «Один и

Понимание форм единственного и мно-

много»

жественного числа существительных

(чашка-чашки и т.д.)

(Иншакова карт, мат-л. стр. 251-255)

Игра «Спрячь

Понимание предложно-падежных конст-

мышку»

рукций с предлогами: на, в, под, за.

Игра «Гном и

Понимание уменьшительно-ласкательных

Гномик»

суффиксов существительных

(показ на картинке)

Исследо-

Методика

1. Общая характеристика речи (есть речь

вание лек-

Ткаченко Т.А.

или отсутствует)

сики и

Иншаковой Т.В.

2.Активный словарь. Существительные

граммати-

(стр.129 Иншакова + стр.31 Ткаченко)

ческого

Глагольный словарь (Ткаченко стр.32,

строя экс-

Иншакова стр. 189-193)

прессив-

Прилагательные (Ткаченко стр.33,3, Ин-

ной речи

шакова стр.201-209)

3.Состояние грамматического строя (при

наличии фразовой речи)

Употребление существительных в Им.

падеже ед. и мн. числа

(стол-столы, мяч-мячи и т.д.)

«Что ты ви-

Употребление существительных в Вини-

дишь?»

тельном падеже

«Хвосты»

Употребление существительных в Роди-

тельном падеже ед. числа без предлога

«Чудесный

Согласование имен прилагательных с

мешочек»

существительными ед. числа мужского и

женского рода

«Где кошка?»

Употребление предложно-падежных кон-

струкций с предлогами: в, на, под, за

Игра «Превра-

Употребление существительных с

щение»

уменьшительно-ласкательными суффик-

сами.

Состояние

Методика

Исследуется умение детей пользоваться в

ЗРР

связной

Ткаченко Т.А.

речи простыми предложениями, сложно-

речи (при

сочиненным предложением, передавать

наличии

содержание картинки.

фразовой

речи)

ДИАГНОСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-12 ЛЕТ

Название шкалы

Автор теста,

название

Исследуемая функция

Факторы,

влияющие на результат

методики

5-6 лет

7-8 лет

9-10 лет

11-12 лет

1. Анализ раннего

Медицинская

Течение беременности, родов,

Отсутствие родителей,

речевого

карта

сроки начала ходьбы, ползания,

утеря медицинской карты

развития

сидения, сроки появления гуления,

лепета, первых слов, фраз.

2. Строение пе-

Визуальный

Состояние, подвижность языка,

Наличие парезов,

риферического

осмотр логопеда

форма и внешний вид губ, зубов,

параличей.

речевого аппарата

прикуса, челюстей, нёба.

3. Понимание

В течение

Выполнение словесной инструкции

Сенсорная алалия,

обращенной речи

обследования

учителя- логопеда.

патология физиологического

слуха.

4. Общая характеристика

Выяснение в

ходе

Исследуется тип дыхания, объём дыхания, его плавность, продолжительность

Заикание,

сопутствующие

звучащей

обследования

речевого выдоха,

движения,

речи

с

восприятие и воспроизведение

засорение речи

использованием

ритмических структур,

ненужными повторениями

методики

интонирование, внятность.

(«как», «это»,

Волковой

«вот» и т.д.)

Л.С.

5. Обследование

устной речи

5.1. Фонемати-

ческие процессы

Восприятие

Методика

Определение наличия

Состав

Нарушение физиологичес

Спировой Л.Ф.

или отсутствия звука в

ление

кого слуха,

слове; нахождение картинки

пред-

сенсорная алалия,

с заданным звуком,

ложе-

ЗПР, СПЗ.

определение на

ний с

слух слова: с заданным

задан-

звуком, слова-паронимы

ным

звуком,

слова-

паро-

нимы

Анализ

Методика

Определение места звука в

Спировой Л.Ф.

слове (гласного или согласно-

Фотековой Т.А

го), количество звуков

Ткаченко Т.А.

в слове и их последовательнос

ти

Классификация звуков речи.

Гласные (ударные и безударные),

Согласные: твёрдые – мягкие,

звонкие – глухие.

Парные - непарные

согласные по звон-

кости - глухости,

твёрдости - мягкоcти

hello_html_m4f0210ce.gif

Синтез

Методика

Способность составлять слова из

Нарушение физиологичес-

Спировой Л.Ф. Игра «Звёздный час».

разного количества звуков, стоящих в

кого слуха,

различной последовательности.

сенсорная алалия,

ЗПР, СПЗ.

до 3 зв.

3-5 зв.

5-7 зв.

до 7 зв.

Представления

Методика

Умение

Умение подбирать слова

Спировой Л.Ф. Фотековой Т.А

подбирать слово на

определённой тематики

Ткаченко Т. А

заданный

на заданный звук

звук, на тот

Подби- рать слово

же звук, что и

на заданный

названное

звук с

логопе-дом

указанием его

места в

слове

5.2. Обследование

Дошкольники:

Выявляют произношение звука

Полностью не говорящий

звукопроизношения

методика

Волковой Л.С.

изолированно, в слогах, в словах, использование в самостоятельной речи. Обследование проводится по

ребёнок, моторная алалия, дизартрия, ринолалия

Коноваленко

фонетическим группам (гласные,

В.Г., Иншако-

свистящие, шипящие, аффрикаты,

вой О.Б.

соноры). Проверка различения

Школьники:

звуков: смешение, замена.

Pay Ф.Ф., Фомичёвой М.Ф.

Лалаевой Р.И.,

Фотековой Т.А

5.3. Обследование

Методика

Произношение слов с различной

слоговой

Марковой А.К.

слоговой структурой в зависимости

структуры слова

от их возрастающей сложности

Использование

сложных по слого-

вой структуре слов:

в пред-

в тексте

ложении

5.4. Обследование

Методика

Качественный и

Дефицит общения с

словарного

Шевченко С.Г.

количественный

окружающим миром,

запаса

анализ словарного

ЗПР, СПЗ.

состава языка

Слова - предметы,

слова - действия,

слова - признаки.

Наречия, местоиме-

Использо

ния, имена

вание при

числительные

самостоя

тельном

высказывании слов всех частей речи

hello_html_2cf9afb8.gif

5.5. Обследование грамматического строя речи

Методика

Понимание предложений с причинно- следственной связью; изменения числа существительного в предложении

Проявление дизорфографии

Иншаковой О.Б.

Ткаченко Т.А.

Понимание

Понимание

простых предлогов.

сложных предлогов. Знание

Функции

морфологических

словообразова-

признаков

ния и словоиз-

частей речи:

менения.

существительное,

прилагательное,

Словоизменение

глагол.

Место-

имение,

наречие,

числи-

тельное.

Словообразование

Знание

Знание

Проявление дизорфогра-

частей

частей

фии.

слов:

слов:

приставка

приставка

корень,

корень,

суффикс,

суффикс,

окончание

окончание

Способы

образова-

ния слов:

приставка,

пристав-

ка-суф-

фикс

Подбор родственных

слов.

5.6. Обследование

Методика

Составление

Составление

ЗПР, СПЗ.

самостоятельной речи.

Иншаковой О.Б. Ткаченко Т.А.

предложения по картинке

рассказа по опорным словам и пред-

Фотековой Т.А.

составление

ложениям

сюжетных кар

Сочинение-

Описание

тинок, пересказ

устно по

и рассу-

Текста (знако-

серии сю-

ждение

мого и незнако-

жетных

на задан-

мого).

картинок,

ную

по одной

тему.

картине:

на темы,

близкие

учащим-

ся по

жизненно-

му опыту.

6. Обследование письменной

Методика

Различение и выделение звуков из слова; сравнение слов

Нарушение звукопроизно шения, тонуса -

речи

Бессоновой Т.П. Грибовой О.В.

по звуковому составу; выделение слов из предложений, предложений из текста

мускулатуры,

наличие гиперкинезов.

Нарушение физиологического

слуха и зрения.

.

Слуховой диктант, списывание:

6.1. Обследование-

письма.

С пе-

С печат-

чатного

ного

текста на доске.

издания

С рукописного текста.

Самостоятельное письмо:

Составле-

Сочинение

ние рассказа и

изложение

его запись

(по картинк.

различной

сложн.)

6.2. Обследование

Методика

Воспри-

Нарушение звукопроизно-

чтения.

Бессоновой Т.П. Грибовой О.В.

ятие букв, чтение

шения, парез пищевой мускулатуры, нарушение зрения

слогов

Чтение слов

Чтение текста (с учётом харак-

тера чтения) и понимание

прочитанного.

7. Обследование

По результатам

Исследуются функции внимания,

ЗПР.

неречевых процессов

диагностики

памяти, мышления; операции

педагогов-психологов.

обобщения, классификации, сравнения,

счётные операции. Ориентация в пространстве.

8. Обследование

Методика

Удержание позы, движений, переключае-

Наличие парезов,

состояния об-

Волковой Л.С.

мость. Точность выполнения.

параличей, слабость

щей и мелкой

кистей рук.

моторики.

Станов

ление- навыка письма.

Отслеживание характе ра письма (узелки, обводки и т.д.), тонус пальцевой мускулатуры.

Таким образом, данная диагностическая программа способствует отслеживанию динамики речевого развития детей от 3 до 12 лет, определяет пути преодоления речевых и медицинских нарушений, выявленных на определенном возрастном этапе, что совершенствует коммуникативную функцию, помогает овладеть речью, как средством общения, адаптирует к возникающим условиям.

Программа может быть использована в работе учителей-логопедов, работающих в детских садах, школах, медицинских учреждениях.

infourok.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта