Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Биография и книги автора «Одиссей» Журнал. Журнал одиссей


ЖУРНАЛ «ОДИССЕЙ» | Литист.рф

КОНЦЕПЦИЯ: «Одиссей» – литературно-исторический морской журнал. Имеет культурно-просветительские цели: продолжение традиций южнорусской литературной школы, приобщение к истории флота и кораблестроения, воспитание причастности к судьбам своего города и Отечества. Журнал рассчитан на широкую читательскую аудиторию, публикует художественную и документальную маринистику, материалы по вопросам развития и применения военно-морских сил, статьи и очерки, посвящённые культурной жизни Черноморья. Сотрудничает с Новороссийским городским историческим обществом, другими творческими организациями, а также местными СМИ.ТИРАЖ И ФОРМАТ: Журнал «Одиссей» выходит 2 – 4 раза в год тиражом 150 – 300 экземпляров. Объём – 48 – 80 страниц. Художественные и исторические приложения к журналу издаются 2 раза в год тиражом 150 – 500 экземпляров.ПОСТОЯННЫЕ РУБРИКИ: «Зачем тебе Итака, Одиссей?» (Редакционная статья), «Поэзия моря», «История Новороссийска», «Трагические страницы войны на море», «Человек и море», «След за кормой», «Образы моря», «Бульбомёт».ИЗДАТЕЛЬ И ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР – В.Б. ПахомовРЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ: 3 члена РСПЛ, директор Центральной городской библиотеки имени Э.Э. Баллиона И.А. Перевозова, председатель Новороссийского клуба истории флота А.П. Сивенцев, художник В.И. Тихоновский.ИСТОРИЯ: Журнал «Одиссей» издается с 2002 года. В качестве приложений к журналу издано 25 книг. В 2010 году главный редактор журнала получил Благодарность Министра культуры Российской Федерации «За большой вклад в развитие культуры, многолетнюю плодотворную работу». В 2012 году удостоен Гран-при Общественной премии имени Н.Н. Раевского.ПРЕМИЯ ЖУРНАЛА «ОДИССЕЙ»: Присуждается за вклад в художественную и историческую маринистику и популяризацию творчества авторов Черноморья. Номинации: «Фарватер памяти» (история флота), «Поэзия моря» (поэзия), «Человек и море» (проза), «Черноморский юмор» (сатира и юмор), «Образы моря» (художественная иллюстрация), «Попутный ветер» (популяризация маринистики). Премией награждаются авторы произведений, опубликованных издательством «Одиссей». Комитет Премии состоит из членов редакционного совета и представителей творческой общественности Новороссийска. Председателем Комитета является главный редактор журнала. Члены Комитета имеют право на выдвижение кандидатур лауреатов Премии. Представленные материалы проходят предварительное рецензирование и обсуждение. Решение о награждении Премией принимается простым большинством голосов. Премия не может быть присуждена одному автору дважды в одной номинации. Лауреатам вручается Диплом и Медаль с изображением древнегреческой униремы.

ПРИЛОЖЕНИЯ К ЖУРНАЛУ «ОДИССЕЙ»

Вып. 1. Пахомов В.Б. Залпы над Чёрным морем: Очерки, 2003.–47 с.Вып. 2. Ерёменко А.К. Морская слава Новороссийска: Путеводитель, очерки, 2003. – 47 с.Вып. 3. Город норд-остов: Стихи о Новороссийске, 2004. – 39 с.Вып. 4. Пахомов В.Б. Одинокая чайка: 2004. – 40 с.Вып. 5. Пахомов В.Б. Литературные традиции Новороссийска: Учебное пособие, 2004. – 63 с.Вып. 6. Пахомов В.Б. Огненный шторм: Очерки, 2004. – 39 с.Вып. 7. Пахомов В.Б. Возвращение Одиссея: Стихи, 2005. – 32 с.Вып. 8. Савельев В.В. Траловая палуба: Морские байки, 2006.– 39 с.Вып. 9. Пахомова В.В. О чём поёт волна морская: Стихи, 2006. –23 с.Вып. 10. Каира Э.С. На сломе эпох: Стихи, 2006. – 47 с.Вып. 11. Пахомов В.Б. Новороссийские писатели: Очерки. Вып. 1., 2007. – 60 с.Вып. 12. Карченков А.С. Палитра Судьбы: Стихи, 2007. – 47 с.Вып. 13. Турчин Н.Т. В шутку и всерьёз: Байки старого Новороссийска, 2007. – 20 с.Вып. 14. Пахомов В.Б. Залпы над Чёрным морем: Очерки, 2007. – 191 с.Вып. 15. Пахомов В.Б. Новороссийские писатели: Очерки. Вып. 2., 2008. – 57 с.Вып. 16. Пахомов В.Б. Исторические драмы Цемесской бухты: Очерки, 2008. – 83 с.Вып. 17. Пахомов В.Б. Бессмертник: Стихи, 2007. – 191 с.Вып. 18. Пронькина В.А. Дивная страна: Стихи, 2007. – 39 с.Вып. 19. Ерёменко А.К. Лирический букет одной жизни: Любимые стихи Кузьмича, 2008. – 92 с.Вып. 20. Ерёменко А.К. Блаватка – русский василёк: Повесть, 2009. – 110 с.Вып. 21. Каира Э.С. Свидание: Повесть, рассказы, 2010. – 80 с.Вып. 22. Шевченко О.Д. Поздняя находка: Стихи, 2010. – 136 с.Вып. 23. Пахомов В.Б. Неизвестные морские сражения древности: Очерки, 2012. – 80 с.Вып. 24. Янович Е.А. Вишнёвая благодать: Стихи, 2012. – 80 с.Вып. 25. Ярохович М.А. Ирония от А до Я: Стихи, 2013. – 216 с.Вып. 26. Пахомов В.Б. Исторические драмы Цемесской бухты: Очерки, 2015. – 250 с.

СОДЕРЖАНИЕ

Одиссей: Литературно-исторический морской журнал Краснодарской краевой организации РСПЛ. 2002 г., № 1. – 24 с.В рубрике «Поэзия моря» представлены стихи Николая Бойкова, Михаила Глинистова и Эдуарда Каиры. Очерк В.Б. Пахомова «Охотники и жертвы» рассказывает о поединках субмарин в годы Великой Отечественной войны. А.К.Ерёменко в своем произведении «Тайна забытого дрейфа» повествует об удивительных приключениях экипажа шхуны «Тюлень» в 1919 году. На страницах журнала представлено творчество юной поэтессы Евгении Табакаевой.Одиссей: Литературно-исторический морской журнал Краснодарской краевой организации РСПЛ. 2002 г., № 2. – 32 с.Журнал открывает редакционная статья «Весла на воду!», содержащая концепцию издания. Представлен цикл стихотворений Михаила Глинистова «Море в душе». Очерк В.Б. Пахомова «В боевых походах» посвящен боевым действиям русских и советских эсминцев на Черном море. Внимание читателей привлечет рассказ Александра Ерёменко «Блуждающие призраки». Очерк «Удачливая дважды утопленница» посвящен судьбе субмарины А-5. Стихотворения Бориса Васильева предваряет статья о нем его друга Михаила Глинистова.Одиссей: Литературно-исторический морской журнал Краснодарской краевой организации РСПЛ. 2002 г., № 3. – 32 с.Статья «Новороссийск – столица Черноморья?» поднимает важнейшие вопросы культурного развития города. Стихотворения М. Глинистова, Н. Бойкова, А. Ерёменко, Э. Каиры и В. Пахомова посвящены флоту. Публикуются глава из книги одесских писателей Р. Короткого и М. Нейдинга «Взрыв у Суджук-Кале», очерки В. Пахомова «Окровавленные волны» и «Опасная «Двадцатка». В рубрике «Новороссийская маринистика» представлены стихи Степана Круглова. В разделе «Бульбомет» опубликован юмористический рассказ одессита Е. Яковенко «Гол с сюрпризом».Одиссей: Литературно-исторический морской журнал Краснодарской краевой организации РСПЛ. 2002 г., № 4. – 32 с.Статья «Море в душе» рассказывает о традициях новороссийской поэтической маринистики. Стихи Э. Каиры соседствуют с лирическим произведением дебютирующего в журнале В. Савельева. Очерки В. Пахомова «Несостоявшийся триумф адмирала Микавы» и «Новогодний подарок кайзеру» посвящены боевым действиям флотов в годы Первой и Второй мировых войн. А. Ерёменко публикует очерк «Судьба парохода «Ясон». М. Глинистов рассказывает о своем товарище, поэте Киме Клейменове. В.С. Шикин воссоздает судьбу танкера «Эльборус», за 28 лет сменившего несколько названий. Рассказ Е. Яковенко «Перегрев головных подшипников» посвящен событиям 1947 года в бухте г. Магадан.Одиссей: Литературно-исторический морской журнал Краснодарской краевой организации РСПЛ. 2003 г., № 1 (5). – 32 с.Номер открывает статья «Исторические драмы Цемесской бухты». В рубрике «Поэзия моря» представлены стихи Н. Бойкова и Э. Каиры. Очерки В. Пахомова «Топи их всех!» по-черноморски» и «Морж», «Тюлень» и другие» раскрывают подробности подводной войны на Чёрном море. Поискам кладов и затонувших кораблей посвящен материал А. Ерёменко. Опубликован рассказ Виктора Заярского «Над морем чайки». Значительное место в журнале занимают рецензии на книги новороссийских авторов. Юмористический рассказ М. Глинистова «Призрак капитана Флинта» представлен в разделе «Бульбомёт».Одиссей: Литературно-исторический морской журнал Краснодарской краевой организации РСПЛ. 2003 г., № 2 (6). – 32 с.Статья «Морская литература Новороссийска» рассказывает о творчестве писателей-маринистов нашего города. Публикуются стихи М. Глинистова и Н. Бойкова, очерки В. Пахомова «Пёрл-Харбор для британцев» и «Наследник грозного «Гёбена». А. Ерёменко продолжает обращаться к тайнам забытых кладов. В рубрике «Новороссийская маринистика» представлены стихи Павла Голимбиевского. Юмористические рассказы А. Ерёменко и В. Савельева можно прочитать на последних страницах номера.Одиссей: Литературно-исторический морской журнал Краснодарской краевой организации РСПЛ. 2003 г., № 3 (7). – 40 с.Номер посвящён 165-летию Новороссийска. Его открывают статья «Дообский маяк» и подборка стихотворений о нашем городе. Опубликованы очерки А. Ерёменко «Морская слава Новороссийска» и В. Пахомова «Поединки черноморских субмарин». Впервые в «Одиссее» печатаются рассказы Сергея Дьячкова из цикла «Брызги моря». В. Шикин статью «Две судьбы» посвятил знаменитому флотоводцу П.С. Нахимову и его флагманскому кораблю «Силистрия». Вызовет улыбку читателя рассказ Виктора Савельева «Ну и компот!»Одиссей: Литературно-исторический морской журнал Краснодарской краевой организации РСПЛ. 2003 г., № 4 (8). – 32 с.Статья В.В. Яцкевича «Маринист, краевед, кладоискатель» написана к 75-летнему юбилею А.К.Ерёменко. В разделе «Поэзия моря» публикуется «Баллада о белом теплоходе» Михаила Глинистова. Очерки А.К. Ерёменко «Приключения российского фрегата», С.А. Санеева «Миноносец «Новороссийск» и В.Б. Пахомова «Тральщики в роли эсминцев» вызовут интерес любителей истории отечественного флота. В журнале также опубликованы рецензии на книги новороссийских авторов и шутливый рассказ В. Савельева.Одиссей: Литературно-исторический морской журнал Краснодарской краевой организации РСПЛ. 2004 г., № 1 (9). – 36 с.Статья «Серебряный фрегат» рассказывает о ежегодной Премии Краснодарской краевой организации РСПЛ (с центром в г. Новороссийске). Представлены стихотворения Н. Бойкова, М. Глинистова, К. Подымы, продолжается публикация произведения А.К. Ерёменко «Морская слава Новороссийска». Очерк В. Пахомова «Залпы над Чёрным морем» посвящен боевому использованию броненосцев на Черном море. Дебютирует в журнале Н.Т. Турчин с рассказами «Память детства» и «Лесник и белуга». В рубрике «Бульбомёт» рассказ В. Савельева «Волга»-«Волга»! Мать родная» и стихотворение В. Бояринова «Петрович».Одиссей: Литературно-исторический морской журнал Краснодарской краевой организации РСПЛ. 2004 г., № 2 (10). – 48 с.Статья «Пушкин в Новороссийске» приурочена к 205-летнему юбилею великого поэта. В рубрике «Поэзия моря» лирика Н. Бойкова, М. Глинистова, Э. Каиры, В. Пахомова, В. Савельева и Н. Тюриной. Продолжается публикация произведений А.К. Ерёменко «Морская слава Новороссийска» и «Тайны кладов и затонувших кораблей». Председатель Московского клуба истории флота П.В. Боженко публикует большую исследовательскую работу «Подводные волки» Кригсмарине на Чёрном море». В.Б. Пахомов выносит на суд читателей очерк «Румынские эсминцы против советских подводных лодок». Публикуются также очерки В. Шикина «Пароход «Пушкин» и К. Подымы «Прощание с адмиралом». Завершает номер юмористический рассказ Евгения Яковенко «Грязный якорь».Одиссей: Литературно-исторический морской журнал Краснодарской краевой организации РСПЛ. 2004 г., № 3 (11). – 28 с.Статья «Капитан с душой поэта» напечатана к 60-летию Э.С. Каиры. Пушкинский юбилей отмечен публикацией работы А.П. Лисунова «Пушкин и море». Представлена большая подборка стихотворений П. Чихачева. В разделе «Морские приключения» очерк А.К. Ерёменко «За экватор, в южные моря». Поэтический раздел номера составили произведения Э. Каиры, В. Пахомовой и Н. Тюриной.Одиссей: Литературно-исторический морской журнал Краснодарской краевой организации РСПЛ. 2004 г., № 4 (12). – 28 с.Статья Н. Бойкова «Море в душе» посвящена 75-летию Михаила Глинистова. Ее дополняют подборка стихотворений, глава из повести «Считай себя ближе к опасности» и цикл морских баек этого известного черноморского автора. А.К. Ерёменко начинает публикацию художественно-документального исследования «Карьера основателя Новороссийска». Очерк Виктора Пахомова «Гибель «Армении» рассказывает об одном из самых трагических эпизодов военной истории Чёрного моря.Одиссей: Литературно-исторический морской журнал Краснодарской краевой организации РСПЛ. 2005 г., № 1 (13). – 36 с.Представлены стихи и рассказ С. Дьячкова, очерк Н. Тюриной «По двум рекам и одному морю Черногории», стихотворения Виктории Пахомовой, юмористические произведения Е. Белоконенко и М. Глинистова. Продолжается публикация книги А.К. Ерёменко «Карьера основателя Новороссийска». Очерк В. Пахомова «Португальская трагедия» повествует о пиратских действиях германских субмарин на Чёрном море.Одиссей: Литературно-исторический морской журнал Краснодарской краевой организации РСПЛ. 2005 г., № 2 (14). – 36 с.В разделе «Поэзия моря» представлены стихотворения В. Вакуленко, В. Пахомова, В. Савельева. Продолжается публикация книги А.К. Ерёменко «Карьера основателя Новороссийска». Очерк В. Пахомова «Новороссийский погром 1914 года» повествует о начале Первой мировой войны на Чёрном море и обстреле нашего города германо-турецкими кораблями. Отдельные материалы посвящены творчеству местных деятелей культуры В.В. Савельева и В.В. Яцкевича.Одиссей: Литературно-исторический морской журнал Краснодарской краевой организации РСПЛ. 2006 г., № 1 (15). – 36 с.Номер открывает публицистическая статья «Новороссийск – лучший город-порт Европы?» В разделе «Поэзия моря» опубликованы подборки стихов В. Пахомова и М. Собки В журнале представлены романтическая повесть Марики Белоус «Морская охотница», юмористическое стихотворение В. Вакуленко, а также рецензии на книги М.С. Глинистова и Н. Бойкова «Идущие через океан» и В. Савельева «Многоточие». Значительное место в журнале занимают исторические очерки В. Пахомова и А. Ерёменко.Одиссей: Литературно-исторический морской журнал Краснодарской краевой организации РСПЛ. 2006 г., № 2 (16). – 36 с.Номер открывает статья заслуженного деятеля искусств Кубани М.С. Глинистова «Эталон интеллигентности», посвящённая 60-летию директора Морского культурного центра В.В. Яцкевича. В рубрике «Поэзия моря» представлены стихи В. Пахомова, Ю. Рычкова, В. Стародубцева. Завершается публикация исторического исследования А.К. Ерёменко «Карьера основателя Новороссийска». В рассказе В. Буряка «Море зовёт» поднимаются острые социальные и нравственные проблемы. Прозаические миниатюры М. Собки и Л. Кутырёвой отмечены тонким лиризмом и яркой образностью. Статья Е. Маячкина «Цветная проза и осенние стихи Сергея Дьячкова» содержит анализ творчества новороссийского автора. В очерке «Кто потопил Щ-206?» В.Пахомов раскрывает одну из тайн Великой Отечественной войны на Чёрном море.Одиссей: Литературно-исторический морской журнал Краснодарской краевой организации РСПЛ. 2006 г., № 3 (17). – 28 с.В редакционной статье подводятся промежуточные итоги «долгого плавания «Одиссея», при этом отмечается жизнеспособность творческого проекта. В рубрике «Поэзия моря» публикуются стихи А. Ерёменко, Н. Гавриковой, Ю. Рычкова, М. Собки. Большая статья «Семь баллов от веста» посвящена творчеству новороссийского писателя-мариниста Н.Д. Бойкова. Очерки В. Пахомова «Последняя жертва» и В. Шикина «Сквозь тысячи смертей» повествуют о боевых действиях на Черном море в годы Великой Отечественной войны. Завершает номер искромётный черноморский юмор – рассказы Н. Турчина «Бокс» и С. Новикова «Мой первый половой контакт».Одиссей: Литературно-исторический морской журнал Краснодарской краевой организации РСПЛ. 2006 г., № 4 (18). – 28 с.Редакционная статья посвящена 10-летнему юбилею детской газеты «Маячок». Литературоведческий очерк «Потребность к состраданию» раскрывает особенности художественного мира и творческого пути новороссийского писателя В.Н. Заярского. Стихи В. Пахомова и Э. Каиры представлены в рубрике «Поэзия моря». Очерк «Неудачная погоня» рассказывает о морском бое, произошедшем около Новороссийска в 1916 году. Интерес и улыбку читателей вызовут философско-юмористические записки А. Ерёменко.Одиссей: Литературно-исторический морской журнал Краснодарской краевой организации РСПЛ. 2007 г., № 1 (19). – 32 с.В журнале публикуется поэма Ю. Рычкова «Ван Гульден», содержащая оригинальную трактовку легенды о Летучем Голландце. Очерк В. Пахомова «Сердце любить эту жизнь не устало…» посвящён судьбе и творчеству новороссийского поэта М. Глинистова. В разделе «Трагические страницы войны на море» публикуется очерк «Последний шанс императорского флота» о сражении в Филиппинском море в 1944 году. В разделе критики представлен материал Н. Бойкова «На сломе судеб и эпох» о новом поэтическом сборнике Эдуарда Каиры. Юмористические байки Николая Турчина завершают номер.Одиссей: Литературно-исторический морской журнал Краснодарской краевой организации РСПЛ. 2007 г., № 2 (20). – 40 с.В юбилейном выпуске публикуются произведения постоянных авторов журнала: А.К. Ерёменко, Э.С. Каиры, В.Б. Пахомова, С.А. Санеева, В.В. Савельева, Н.Т. Турчина. Дебютируют на его страницах Ю.В. Центалович с мемуарной прозой «Моя Одиссея», поэты В. Пронькина, В. Савченко и А. Карченков. Двадцатый номер выпущен увеличенным тиражом, который был реализован на презентации, приуроченной к вручению ежегодной Премии журнала.Одиссей: Литературно-исторический морской журнал Краснодарской краевой организации РСПЛ. 2007 г., № 3 (21). – 32 с.В журнале представлены стихи В. Вакуленко и В. Пахомова, краеведческий материал А.К. Ерёменко «Командир эсминца «Керчь» Кукель», с прозаическими произведениями на его страницах дебютируют А. Иващенко и А. Пташко. Очерк «Веселый гость… Угрюмый инок» рассказывает о жизни и творчестве новороссийского поэта Павла Голимбиевского. Очерк В. Пахомова «Триумф и гибель канлодки «Красная Грузия» посвящен событиям Великой Отечественной войны, происходившим в Цемесской бухте. В рубрике «Бульбомёт» опубликованы миниатюры Сергея Новикова и Николая Турчина.Одиссей: Литературно-исторический морской журнал Краснодарской краевой организации РСПЛ. 2007 г., № 4 (22). – 32 с.Центральным материалом номера является статья петербургского автора Б.И. Сергеля «Земляки», ставшая итогом его работы в Центральном военно-морском архиве и посвящённая новороссийцам, участвовавшим в Цусимском сражении в 1905 году. Сергей Санеев выступил как автор небольшой документальной повести «О том, как подводники электропоезд делали». Исторический очерк А.К. Ерёменко «Красный военмор Сидляр» повествует об одном из участников затопления эскадры Черноморского флота в Цемесской бухте. В.С. Шикин в статье «Военная одиссея ледокола «Микоян» рассказал о боевых подвигах прославленного корабля. Очерк «Дом у моря» обращает читателя к новороссийскому периоду творчества поэта Бориса Васильева. В рубрике «Поэзия моря» публикуются стихи В. Пахомова, В. Пронькиной, В. Савельева.Одиссей: Литературно-исторический морской журнал Краснодарской краевой организации РСПЛ. 2008 г., № 1 (23). – 32 с.В журнале публикуются стихи Е. Рожанского, В. Савельева и В. Пахомова. А.К. Ерёменко представляет читателям первую часть художественного исследования «Истоки новороссийского характера». Очерк В. Пахомова «Кавказский Севастополь: реальность и мифы» воссоздает картину событий Крымской войны и обороны Новороссийска в 1855 году. Критический раздел представлен материалами о новых книгах редактора журнала В.Б. Пахомова, а также статьей о жизни и творчестве новороссийского поэта и художника А. Афанасенко. Исполнены юмора рассказы А. Пташко «Крещение глубиной» и московского автора Г. Саракасидиса «Бурка для Фиделя».Одиссей: Литературно-исторический морской журнал Краснодарской краевой организации РСПЛ. 2008 г., № 2 (24). – 32 с.Номер открывает материал о новом литературном издании «Черноморский следопыт», которому даётся высокая оценка. Представлены стихи А. Ерёменко, В. Савельева и В. Пахомова. Продолжается публикация исследования Ерёменко «Истоки новороссийского характера». Очерк «Жил отважный капитан» посвящен бурной судьбе капитана Кинсбергена, вписавшего несколько доблестных страниц в летопись отечественного флота. Статья В. Пахомова «Отличительные огни» возвращает читателей к творчеству новороссийского поэта-мариниста Евгения Цыганко. Ю. Центалович в мемуарном очерке «Моя Одиссея» рассказывает о начале своей работы на китобойной флотилии в 60-е годы прошлого века.Одиссей: Литературно-исторический морской журнал Краснодарской краевой организации РСПЛ. 2008 г., № 3 (25). – 48 с.Юбилейный номер посвящён 170-летию Новороссийска. Его открывают стихотворения А. Ерёменко, М. Глинистова и В. Пахомова о нашем городе. Краеведы С.А. Санеев и А.К. Ерёменко в своих статьях размышляют о прошлом и настоящем форпоста России на Чёрном море. Большая статья В. Пахомова «Гёбен» в Цемесской бухте» повествует о затоплении эскадры ЧФ в 1918 году, при этом автор смотрит на события со стороны наших военных противников – Германии и Турции. Приключенческий рассказ М. Глинистова «Робинзонада» переносит читателя в середину прошлого века на необитаемый остров у берегов Кубы. Завершают номер статья В. Пахомова «Живой родник» о творчестве Петра Чихачева и юмористические произведения А. Пташко и Н. Турчина.Одиссей: Литературно-исторический морской журнал Краснодарской краевой организации РСПЛ. 2008 г., № 4 (26). – 32 с.Журнал открывают стихи В. Пахомова и Е. Гончаровой. В разделе «Человек и море» публикуются рассказ А.К. Еременко «Игры со смертью» и очерк Ю. Центаловича «На острове». Очерк «Трагедия линкора «Новороссийск» повествует о загадочной гибели крупнейшего боевого корабля советского военно-морского флота. Статья «Эталон интеллигентности» посвящен жизни и творчеству В.В. Яцкевича. Завершает номер юмористический рассказ Анатолия Пташко «Месть».Одиссей: Литературно-исторический морской журнал Краснодарской краевой организации РСПЛ. 2009 г., № 1 (27). – 40 с.Номер открывает статья «И мореплаватель, и воин», посвященная 50-летнему юбилею главного редактора журнала «Одиссей» В.Б. Пахомова. В разделе «Поэзия моря» представлена лирика А. Шкаровской. Исторический раздел составили материалы краеведов А.К. Ерёменко, С.А. Санеева и В.Б. Пахомова. Опубликованы главы из книги Ю. Центаловича «Моя Одиссея» и два рассказа Л. Кутыревой. Литературоведческий очерк «Посланник из детства» повествует о творчестве Константина Подымы. Завершает номер юмористический рассказ Георгия Саракасидиса «Гудаутский шаман».Одиссей: Литературно-исторический морской журнал Краснодарской краевой организации РСПЛ. 2009 г., № 2 (28). – 48 с.Статья «Питомцы свободной стихии» итожит 20-летний путь Союза литераторов Новороссийска, показывая трудности роста этой организации и анализируя творческие достижения ее членов. В разделе «Поэзия моря» представлены стихи В. Савельева, Н. Бурцевой, О. Шевченко, В. Пронькиной и Е. Яновской. Начата публикация романтической повести-феерии М. Остроухова «Королевский флеш», написанной в традициях Александра Грина. Внимание читателей привлечет очерк В.Б. Пахомова «Непотопляемый «Ассари-Шевкет», посвящённый боевым действиям на море в период Русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг. А.К. Ерёменко в автобиографическом рассказе «Лиха беда – начало» вспоминает о встречах с выдающимися писателями и своей первой, не совсем удачной, попытке стать драматургом. Завершает номер список лауреатов Премии журнала «Одиссей».Одиссей: Литературно-исторический морской журнал Краснодарской краевой организации РСПЛ. 2010 г., № 1 (29). – 64 с.Журнал открывает статья А.К. Ерёменко «Счастливого плавания, моряк!», написанная к юбилею М.С. Глинистова. В разделе «Поэзия моря» представлены стихотворения М. Глинистова, С. Коняшина и В. Пахомова. Внимание любителей краеведения привлекут очерки Н. Турчина «Ностальгия по старому Новороссийску» и Г. Саракасидиса «Старый Сухуми». Продолжается публикация повести-феерии М. Остроухова «Королевский флеш». Очерк В. Пахомова «Морская битва, которая спасла Египет» посвящен событиям 1190 года до нашей эры, когда армия и флот Рамзеса Третьего разгромили орды «народов моря», стремившиеся вторгнуться в дельту Нила. Завершают журнал литературоведческий материал о творчестве С. Эмина и юмористические стихи.Одиссей: Литературно-исторический морской журнал Краснодарской краевой организации РСПЛ. 2010 г., № 2 (30). – 64 с.Открывает номер полемическая статья В.Б. Пахомова «Гримасы капитализма в облике Новороссийска». Раздел «Поэзия моря» составили стихотворения Сергея Коняшина и Виктора Савельева. Завершается публикация повести тульского прозаика М. Остроухова «Королевский флеш». Известный в городе краевед С.А. Санеев на страницах журнала выступает с историческими изысканиями «А был ли «Гёбен»? Очерк В. Пахомова «Неприступный Тир» переносит читателя в Финикию и рассказывает о древних мореплавателях. Литературоведческий материал «За жар-птицей» воссоздает образ замечательного прозаика Петра Прокопова, который некоторое время жил и работал в Новороссийске. Почти третью часть номера занимают юмористические произведения Э. Каиры, Ю. Центаловича, А. Пташко и А. Ерёменко.Одиссей: Литературно-исторический морской журнал Краснодарской краевой организации РСПЛ. 2011 г., № 1 (31). – 64 с.В журнале представлены стихи Виктора Савельева и Елены Янович, исторические исследования С.А. Санеева «Как строили тоннель, или Архипелаг ГУЛАГ времен Александра III» и Б.И. Сергеля «Памяти героев». Очерк «Саламин! Величайшее морское сражение древности» повествует о битве, решившей исход греко-персидских войн в пользу защищавших свою родину эллинов. Рассказы Эдуарда Каиры, Аллы Шкаровской и Юрия Центаловича по-разному рисуют облик Новороссийска, неотделимый от морской стихии и овеянный суровыми ветрами Истории.Одиссей: Литературно-исторический морской журнал Краснодарской краевой организации РСПЛ. 2011 г., № 2 (32). – 64 с.В полемической статье «Изуродовать город» В.Б. Пахомов размышляет об ошибках и достижениях новороссийских архитекторов. В номере представлены стихи А. Еременко, А. Шкаровской и Е. Янович. Исторический материал С. Санеева посвящен адмиралу М.П. Лазареву, которого автор считает «первым филателистом России». Очерк В. Пахомова «Аргинусская катастрофа» переносит читателя в древнюю Грецию и делает его очевидцем решающих сражений Пелопоннесской войны. Е. Стригунова посвятила статью творчеству «новороссийского Жюля Верна» – А.К. Ерёменко. Ю. Центалович создал впечатляющую картину разбушевавшейся стихии в рассказе «Тайфун». Завершают номер рецензия Татьяны Бесединой на книгу В.Б. Пахомова «Корабли и морские сражения древности» и юмористический рассказ Е. Янович «Русал».Одиссей: Литературно-исторический морской журнал Краснодарской краевой организации РСПЛ. 2012 г., № 1 (33). – 64 с.Поэтический раздел составили стихотворения О. Шевченко, Св. Баранник, Л. Кутырёвой, А. Шкаровской и Е. Янович. Публикуется глава из книги А.К.Ерёменко «Н.Н. Раевский-младший» «Основание Новороссийска». В очерке В.Б. Пахомова «Крылатая победа Деметрия Полиоркета» воссоздан исторический портрет выдающегося полководца древности. В разделе «Человек и море» представлены очерк Ю. Центаловича «Неожиданная встреча», рассказы Э. Каиры «Капитан 2-го ранга» и М. Горбуновой «Возвращение домой». Очерк В.Б. Пахомова «Балтийская охота 1941 года» посвящен действиям подводных лодок. Завершает номер юмористический рассказ Э. Каиры «Все равно худеть». Журнал иллюстрирован работами В.И. Тихоновского.Одиссей: Литературно-исторический морской журнал Краснодарской краевой организации РСПЛ. 2012 г., № 2 (34). – 64 с.Номер открывает статья «По брусчатке», посвящённая проблемам благоустройства Новороссийска. В разделе «Поэзия моря» публикуются стихотворения А. Шкаровской, В. Савельева, Т. Павловой и В. Чижова. В материале «Нравственный мир Раевских» А.К. Ерёменко повествует о личной жизни выдающихся людей первой половины ХIХ века. В журнале дебютирует А.Ф. Плонский. Его рассказ «Дым Отечества» открывает новую рубрику «Русская фантастика». Очерк Ю. Центаловича, рассказ Л.Кутырёвой и рецензия Э. Каиры составили раздел «Человек и море». Материал В.Б. Пахомова «Безрезультатная ничья» посвящен действиям субмарин в годы Первой мировой войны. В.И. Тихоновский публикует работу «Заметки по написанию портрета Ф.Ф.Ушакова». Юмористические произведения Л. Кутырёвой и Св. Баранник завершают номер.Одиссей: Литературно-исторический морской журнал Краснодарской краевой организации РСПЛ. 2013 г., № 1 (35). – 64 с.Редакционная статья «Куда ведёт корабль усталый кормчий?» рассказывает об истории Премии журнала «Одиссей»». В разделе «Паруса поэзии» стихи Л. Сироты, В. Пахомова, Е. Янович, В. Пахомовой. Публикуются главы повести Р. Алякринского и В. Литвиненко «Освобождённый Новороссийск». Материал А.К. Ерёменко «Любовная тайна Лизы Пиленко» посвящён взаимоотношениям поэтессы Серебряного века Елизаветы Кузьминой-Караваевой и Александра Блока. Публикуются рассказы Э. Каиры и Св. Баранник, повесть Л. Кутырёвой, очерк В. Пахомова. Номер иллюстрирован рисунками В.И. Тихоновского.Одиссей: Литературно-исторический морской журнал Краснодарской краевой организации РСПЛ. 2013 г., № 2 (36). – 80 с.Журнал открывает редакционная статья «Тусклый блеск культуры Новороссийска». В разделе «Поэзия моря» представлены стихотворения Е. Калюжной, Л. Кутырёвой, О. Шевченко, В. Пахомова и Е. Янович. Важные культурологические проблемы поднимаются в статье Л. Степко «Сохранить историческое наследие». О предвоенном Новороссийске рассказывает повесть Р. Алякринского и В. Литвиненко «Освобожденный Новороссийск». Публикуются очерки В.Б. Пахомова «Кимон, доблестный сын Мильтиада», Ю.В. Центаловича «Будни в океане», Л.Г. Кутырёвой «Город моего сознания», Э.В. Пасько «Словарь ветров», В.И. Тихоновского «Как художник Карл Брюллов учил моряков проходит Дарданеллы». Завершают номер образцы солёного морского юмора В. Савельева. Журнал иллюстрирован В. Тихоновским и Е. Калюжной.Одиссей: Литературно-исторический морской журнал Краснодарской краевой организации РСПЛ. 2013 г., № 3 (37). – 48 с.В очередном номере представлены стихи Светланы Баранник, Виктории Пахомовой и Галины Кольцевой. Завершается публикация первой части повести Роальда Алякринского и Виталия Литвиненко «Освобождённый Новороссийск». Судьбам наших современников посвящён рассказ Эдуарда Каиры «Витька-пират». Публикуется исторический очерк Виктора Пахомова «Месть афинского стратега». В разделе «Знаменитые корабли Чёрного моря» рассказывается о штормовом пути крейсера «Михаил Кутузов». Завершают номер юмористические произведения Виктора Савельева.Одиссей: Литературно-исторический морской журнал Краснодарской краевой организации РСПЛ. 2013 г., № 4 (38). – 48 с.Номер открывает статья «Флагман новороссийской литературы», посвященная А.К.Еременко. В журнале дебютирует поэтесса Галина Кольцевая. Продолжается публикация повести Р. Алякринского и В. Литвиненко «Освобождённый Новороссийск» и очерка Ю.В. Центаловича «Будни в океане». Статья В. Пахомова «Пёрл-Харбор по-новороссийски» повествует о трагических событиях в Цемесской бухте в 1942 году. В рубрике «Знаменитые корабли Чёрного моря» публикуется материал о линейном корабле «Двенадцать апостолов». Завешает номер юмористический рассказ Льва Левнера «Встреча с касаткой».Одиссей: Литературно-исторический морской журнал, 2014 г., № 1 (39). – Новороссийск: Одиссей, 2014. – 48 с.Номер открывает подборка стихотворений Эдуарда Каиры. Публикуется глава из повести А.К. Ерёменко «Моё Чёрное море». Внимание читателей привлекут лирика Галины Кольцевой, рассказы Людмилы Кутырёвой, эссе Алисы Режебек и мемуарное произведение Юрия Центаловича «Муссон». В рубрике «Трагически страницы войны на море» представлен очерк В.Б. Пахомова «Рим или Клеопатра. Египетская авантюра Гая Юлия Цезаря». Продолжается публикация материалов книги «Знаменитые корабли Чёрного моря». Её авторы рассказывают об уникальной судьбе турецкого крейсера «Меджидие». Завершает номер юмористический рассказ Светланы Баранник «Профотбор». Журнал, поменявший дизайн обложки, иллюстрирован рисунками В. Тихоновского и Е. Калюжной.Одиссей: Литературно-исторический морской журнал, 2014 г., № 2 (40). – Новороссийск: Одиссей, 2014. – 48 с.Номер открывает публицистическая статья «Новороссийск и Севастополь», посвящённая возвращению Крыма в состав России. В рубрике «Поэзия моря» представлены стихи Елены Ядриной, Елены Величка и Людмилы Кутырёвой. Продолжается публикация мемуарных произведений Александра Ерёменко «Моё Чёрное море» и Юрия Центаловича «Муссон». Материалы Виктора Пахомова «Балтийский эпилог» и «Генуэзское торговое судно» переносят читателей в различные эпохи мореплавания. С юмористическими произведениями в журнале дебютируют Евгений Лапин и Артём Конопкин.Одиссей: Литературно-исторический морской журнал, 2014 г., № 3 (41). – Новороссийск: Одиссей, 2014. – 48 с.В номере публикуются стихи Елены Ядриной и Галины Кольцевой, мемуарные произведения Александра Ерёменко и Юрия Центаловича. С аналитической статьёй, посвященной проблемам развития судомоделизма в Новороссийске, выступает председатель городского Клуба истории флота Александр Сивенцев. Очерк Виктора Пахомова «Трагедия «Адмирала Нахимова» повествует о последней ночи «черноморского «Титаника». Завершает номер юмористический рассказ Светланы Баранник «Смелый охотник». Журнал иллюстрирован рисунками Владимира Тихоновского, юбилею которого посвящён отдельный очерк.Одиссей: Литературно-исторический морской журнал, 2014 г., № 4 (42). – Новороссийск: Одиссей, 2014. – 48 с.Номер открывает редакторская статья «Морской музей в Новороссийске», утверждающая право нашего города иметь первоклассный музей, в котором будут экспонироваться произведения местных художников-маринистов, скульпторов, судомоделистов. В рубрике «Поэзия моря» публикуются новые лирические произведения Елены Величка, Елены Ядриной, Аллы Шкаровской. Александр Ерёменко и Людмила Кутырёва выступают с мемуарными произведениями, переносящими читателей в середину прошлого века. Исторический очерк Виктора Пахомов «Видение древней Баты» представляет собой документально-историческую реконструкцию событий античной эпохи, происходивших на окраине Боспорского царства. Александр Сивенцев публикует размышления о развитии детского и юношеского судомоделизма на юге России. Завершают номер познавательный материалы Людмилы Кутырёвой «А знаете ли вы?». Журнал иллюстрирован рисунками Владимира Тихоновского и Виктории Пахомовой.Одиссей: Литературно-исторический морской журнал. 2015 г., № 1 (43). – Новороссийск: Одиссей, 2015. – 48 с.Журнал открывает редакционная статья «Библиотека новороссийской маринистики». В разделе «Поэзия моря» публикуются стихи Аллы Шкаровской. Материал Ю.В. Центаловича «Марат» посвящён службе автора на знаменитом балтийском линкоре. Е.М. Лаухин в очерке «Новороссийский ЭПРОН» рассказывает о тяжёлом труде водолазов. В журнале представлены очерк Людмил Кутырёвой «Старые фотографии» и глава из новой книги Виктора Пахомова «Владыки Боспора». Продолжается публикация цикла статей «Знаменитые корабли Чёрного моря». Завершают номер юмористические произведения Евгения Лапина, Светланы Баранник и Ангелины Коноваловой.Одиссей: Литературно-исторический морской журнал. 2015 г., № 2 (44). – Новороссийск: Одиссей, 2015. – 48 с.Номер открывает статья Виктора Пахомова «Писатель, помоги себе сам!» В разделе «Поэзия моря» представлены стихи Людмилы Кутырёвой, Аллы Шкаровской, Елены Величка, Елены Ядриной. 70-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящены очерки А.К.Ерёменко «Ночь без рассвета» и В.Б. Пахомова «Четыре похода Щ-211». В номере публикуются рассказы Людмилы Кутырёвой «Второй Курильский пролив» и Натальи Придановой «Нештатная ситуация». Завершают журнал юмористически произведения Аллы Шкаровской «Незабываемая морская прогулка» и Антона Шкаровского «Стармех Попов и его «цементный» конфуз».Одиссей: Литературно-исторический морской журнал. 2016 г., № 1 (45). – Новороссийск: Одиссей, 2016. – 48 с.В редакционной статье рассказывается о возникшем в Новороссийске творческом клубе «Маринист». Представлены стихи Анатолия Муленко, Людмилы Кутырёвой, Виктора Пахомова, Ольги Шевченко, Елены Ядриной. В рубрике «Человек и море» публикуются произведения Л. Кутырёвой «Яростное имя – краснофлотцы» и Н. Придановой «Море – тайна Вселенной». Очерк В. Пахомова «Загадочные Археанактиды» посвящён древней истории Боспорского царства. Юмористические произведения С. Баранник, Д. Болдесова, С. Виниченко завершают номер. Журнал иллюстрирован рисунками Анны Удычак и Виктории Пахомовой.Одиссей: Литературно-исторический морской журнал. 2016 г., № 2 (46). – Новороссийск: Одиссей, 2016. – 48 с.Номер открывает статья В. Пахомова «Морская художественная библиотека Новороссийска». Представлены стихотворение Светланы Баранник «Серебряная река», мемуарная повесть А. Ерёменко «Малая Курильская гряда», рассказы В. Чернышёвой, Н. Гавриковой и Св. Баранник. Статья «Морская поэзия Новороссийска» посвящена вышедшей книге «Берег новой России». Номер иллюстрирован рисунками Виктории Пахомовой и Евгения Юрина.Одиссей: Литературно-исторический морской журнал. 2017 г. № 1 (47). – Новороссийск: Одиссей, 2017. – 48 с.Статья В. Пахомова «Пушкин на фоне барака» посвящена вопросам застройки Новороссийска. В разделе «Поэзия моря» представлены стихи Елены Ядриной, Валентины Чернышёвой, Татьяны Шляхтенковой и Елены Янович. В номере публикуется повесть Андрея Мурая «Самое синее в мире», переносящая читателя в Новороссийск 60-х годов ХХ века. Рассказ Михаила Остроухова «Подземелье смерти» необычен сочетанием мистики и иронии, психологизма и патриотического пафоса. Очерк Виктора Пахомова «Двойная трагедия у мыса Большой Фонтан» повествует о гибели двух советских подводных лодок в 1942 году. Завершают номер афоризмы Евгения Лапина. Номер иллюстрирован рисунками Владимира Тихоновского и Евгения Юрина.

xn--h1aah0adc.xn--p1ai

'Одиссей' Журнал - Одиссей за 1996 год

Журнал 'Одиссей'

'Одиссей' за 1996 год

Литературно-публицистический журнал "Одиссей" за 1996 г.

ИСТОРИК В ПОИСКАХ МЕТОДА

А. Я. Гуревич

ИСТОРИК КОНЦА XX ВЕКА В ПОИСКАХ МЕТОДА Вступительные замечания

Историк - дитя своего времени, и его труд не может не нести на себе отпечатка эпохи. Видение прошлого, как недавнего, так и самого отдаленного, в конечном итоге определяется исторической ситуацией, в которой историк творит. Меняется перспектива, смещается "точка отсчета", и история приобретает иной облик, получает новую оценку. Это переосмысление в той или иной степени затрагивает весь исторический процесс. Это, кажется, очевидно. Но особенно важно подчеркнуть следующее: изменяется методология исторического познания. В новых условиях обновляется арсенал исторической науки. Перестраивается система источников, подлежащих исследованию, меняются его методы, выдвигаются новые понятия. Более того, смещаются самые интересы историков: жизнь и профессиональная практика ставят их перед новыми проблемами, меняют ракурс рассмотрения старых проблем.

Видимо, приходится говорить о кризисе исторического знания. В постсоветском общественно-политическом и культурном регионе этот кризис налицо. Марксистская идеология в ее ленинско-сталинской предельно догматизированной и вульгаризованной форме перестала быть тем общеобязательным прокрустовым ложем, в которое историки-профессионалы на протяжении нескольких поколений должны были укладывать результаты своих изысканий. Но чтб пришло на смену воинствующей догматике? Едва ли ошибусь, утверждая, что значительная часть отечественных историков оказалась в состоянии философской и методологической растерянности. Разумеется, речь не идет о том, чтобы старую "цельнотянутую" теорию заменить какой-то иной, столь же общеобязательной. Мы обрели свободу, в том числе свободу мысли, - хотя бы внешне, формально. Но подлинная свобода научного творчества возможна лишь при условии, что историк напряженно вдумывается в эпистемологические основания своего исследования, творчески и критически осваивая при этом достижения гуманитарного знания своего времени. Эта работа только начинается и затрагивает сравнительно небольшую часть историков. Дело в том, что наши коллеги в большинстве своем довольно беззаботны в отношении к методу и теории познания, а потому, даже избавившись от повинности клясться именами "основоположников" и обновляя тематику своих изысканий (подчас меняя "черное" на "белое" или наоборот), они остаются во власти тех изживших себя принципов и об

6 HcropukBnouckaxMeToga

ветшавших познавательных приемов, которые были им внушены в "доброе старое время".

Но, судя по многим симптомам, кризис в той или иной мере и, разумеется, в иных формах охватил историческое знание далеко за пределами нашей страны. В изменяющихся нравственных и идейно-политических условиях с особой остротой встает вопрос об ответственности науки и ученых. Симптоматично в этом отношении то, что один из выпусков журнала "Диоген" за 1994 г. был целиком посвящен теме "социальная ответственность историка". Этот же вопрос оказался в центре внимания в докладе известного венгерского медиевиста Габора Кланицаи "Историк после или почти после XX века", который был прочитан на международном "круглом столе" в Будапеште в мае 1995 г. и вызвал живой отклик ряда специалистов . Чем вызвана повышенная озабоченность современных историков этическими и моральными аспектами нашей профессии? В обстановке растущего и по временам делающегося агрессивным национализма и шовинизма возникают или возрождаются всякого рода псевдоисторические мифы и измышления. Одновременно в условиях нарастающей интеллектуальной безответственности части гуманитариев расшатывается и делается все более проблематичным понятие исторической истины. Неимоверно убыстрившийся и сопровождающийся катаклизмами ход исторического развития грозит утратой исторической памяти и вместе с ней чувства преемственности с прошлым. Кто, как не историк, призван восстанавливать и культивировать историческую память?

Но для этого надобны огромные усилия как в плане бережного и всестороннего накопления и анализа конкретного материала истории, так и прежде всего в плане теоретическом и гносеологическом. Между тем многие основания, на которых традиционно строилось историческое исследование, ныне внушают серьезные сомнения и, по-видимому, нуждаются в уточнении и переосмыслении. Провозглашают коренную "смену парадигм" и даже новую "революцию в исторической науке". Течение в историографии, которое связано с ревизией установившихся взглядов на профессию историков и которое приобрело определенное влияние, в особенности в США, - постмодернизм. Это направление возникло в исторической науке под влиянием лингвистики и литературоведения. В области исторического знания оно, судя по всему, явилось реакцией части интеллектуалов на марксизм и структурализм и ставит перед собой цель освободить творческую индивидуальность от пут и ограничений, налагаемых на нее всякого рода глобальными детерминизмами. Представители этого направления поставили под сомнение привычное понимание исторической истины, а некоторые из них вообще отрицают самую возможность обсуждения подобного вопроса. Согласно логике их рассуждений, историк столь же суверенно творит исторический текст, как создают его

Я признателен профессору Кланицаи за предоставленную мне возможность ознакомиться с основными положениями его доклада и выступлениями в прениях.

А.Я.Гуревич. Hcropuk konua XXBeka в nouckax^neroga

поэт или писатель. Текст историка, утверждают постмодернисты, - это повествовательный дискурс, нарратив, подчиняющийся тем же правилам риторики, которые обнаруживаются в художественной литературе. Если последовательно стоять на подобной точке зрения, то не окажется ли, что любая версия истории в равной мере имеет право на существование и безразлична к истине: она способна выразить, собственно, лишь взгляды и оценки автора исторического сочинения, взгляды, по сути своей субъективные.

Но если писатель или поэт свободно играет смыслами, прибегает к художественным коллажам, позволяет себе произвольно сближать и смешивать разные эпохи и тексты, то историк работает с историческим источником, и его построения никак не могут полностью отвлечься от некоторой данности, не выдуманной им, но обязывающей его предложить по возможности точную и глубокую ее интерпретацию. В результате произвольного распространения приемов и принципов деструкционизма на ремесло историка из истории испаряется вместе с истиной и время, образующее "фактуру" исторического процесса. Доведенные до предела, постмодернистские критические построения грозят разрушить основы исторической науки. Термин "постмодернизм" ("постструктурализм" или "лингвистический поворот"), принятый представителями этого течения в качестве самоназвания, фиксирует внимание на разрыве с предшествующей исторической традицией, многие из коренных постулатов которой им отвергаются. Однако подобные резкие сдвиги и перевороты в науке, как правило, на поверку оказываются неоправданными. Историческое знание, как оно развивалось на протяжении XIX и XX столетий, при всей необходимости двигаться дальше от завоеванных им позиций, вместе с тем сохраняет свой творческий потенциал и никак не может быть отвергнуто. "Мы подобны карликам, стоящим на плечах гигантов, и лишь потому способны видеть дальше их", - эти часто цитируемые слова мыслителя XII в. Аделарда Батского не стоило бы забывать и тем современным критикам исторической науки, которые охвачены пылом "деструкции" и мнят себя стоящими в точке, якобы завершающей развитие исторической науки.

Я убежден в том, что история не кончилась ни в качестве реального процесса жизни человечества, ни в качестве научной дисциплины, существенно важной для общества.

Однако было бы, на мой взгляд, ошибочным отрицать тот факт, что постмодернистская критика историографии обнаружила действительные слабости в методологии историков. Она как бы разбередила раны, на которые историки до недавнего времени не обращали должного внимания. Исторический источник вовсе не обладает той "прозрачностью", которая дала бы исследователю возможность без особых затруднений приблизиться к постижению прошлого. Сочинение историка действительно подчиняется требованиям поэтики и риторики, представляя собою литературный текст с присущими ему сюжетом и "интригой", и опасность здесь

8 HcropukB поисках метода

заключается в том, что историки, как правило, не замечают этой близости между историческим и художественным дискурсами и поэтому не делают должных выводов. Метафоричность языка историков (у которых нет собственного профессионального языка) сплошь и рядом приводит к реификации понятий, которым придают самостоятельное бытие. Зависимость историка от современности - не только мировоззренческая, идеологическая и экзистенциальная, но вместе с тем и в первую очередь лингвистическая.

www.libfox.ru

Биография и книги автора «Одиссей» Журнал

Авторизация

или
  • OK

Поиск по автору

ФИО или ник содержит: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н ОП Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю ЯВсе авторы

Поиск по серии

Название серии содержит: Все серии

Поиск по жанру

  • Деловая литература
  • Детективы
  • Детские
  • Документальные
  • Дом и Семья
  • Драматургия
  • Другие
  • Журналы, газеты
  • Искусство, Культура, Дизайн
  • Компьютеры и Интернет
  • Любовные романы
  • Научные
  • Поэзия
  • Приключения
  • Проза
  • Религия и духовность
  • Справочная литература
  • Старинная литература
  • Техника
  • Триллеры
  • Учебники и пособия
  • Фантастика
  • Фольклор
  • Юмор

Последние комментарии

онлайн

Lulu1277 Блюз одиночества (СИ)

 Интересно

онлайн

Lulu1277 Я зарекалась любить (СИ)

Не ожидала такого конца, все таки хочется хепи Энда а тут только домыслы.

мурзик Осколки души ангела (СИ)

Мда... 3/4 книги гг с кем-то тра-тся, сюжета нет. В конце появляется подобие сюжета, концовка открытая. Не понравилось!

Лека-а Проснись, моя любовь

Попаданка в прошлое. Много эротики, можно было бы больше сюжета, но не плохо.

мурзик Солнышко (СИ)

На любителя. Много космической фантастики

онлайн

Tararam Жажда странствий (ЛП)

Наивная сказка из серии "тот, кто ждёт - дождётся". 

онлайн

Tararam Поездка на работу (ЛП)

 Ни о чём

Главная » Книги » «Одиссей» Журнал » Об авторе
 
 

«Одиссей» Журнал

Язык страницы автора: русский ID: 34017

Поделись с друзьями!

Книги автора «Одиссей» Журнал

'Одиссей' за 1996 год

'Одиссей' за 1996 год

» все книги автора

Комментарии и оценки к книгам автора

Комментарий не найдено

Объявления

Загрузка...

Где купить книги автора?

Нравится автор? Поделись с друзьями!

     Tweet      В Мой Мир     
 

www.rulit.me

Биография и книги автора Журнал 'Одиссей'

Авторизация

или
  • OK

Поиск по автору

ФИО или ник содержит: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н ОП Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю ЯВсе авторы

Поиск по серии

Название серии содержит: Все серии

Поиск по жанру

  • Деловая литература
  • Детективы
  • Детские
  • Документальные
  • Дом и Семья
  • Драматургия
  • Другие
  • Журналы, газеты
  • Искусство, Культура, Дизайн
  • Компьютеры и Интернет
  • Любовные романы
  • Научные
  • Поэзия
  • Приключения
  • Проза
  • Религия и духовность
  • Справочная литература
  • Старинная литература
  • Техника
  • Триллеры
  • Учебники и пособия
  • Фантастика
  • Фольклор
  • Юмор

Последние комментарии

онлайн

Lulu1277 Блюз одиночества (СИ)

 Интересно

онлайн

Lulu1277 Я зарекалась любить (СИ)

Не ожидала такого конца, все таки хочется хепи Энда а тут только домыслы.

мурзик Осколки души ангела (СИ)

Мда... 3/4 книги гг с кем-то тра-тся, сюжета нет. В конце появляется подобие сюжета, концовка открытая. Не понравилось!

Лека-а Проснись, моя любовь

Попаданка в прошлое. Много эротики, можно было бы больше сюжета, но не плохо.

мурзик Солнышко (СИ)

На любителя. Много космической фантастики

онлайн

Tararam Жажда странствий (ЛП)

Наивная сказка из серии "тот, кто ждёт - дождётся". 

онлайн

Tararam Поездка на работу (ЛП)

 Ни о чём

Главная » Книги » Журнал 'Одиссей' » Об авторе
 
 

Журнал 'Одиссей'

Синоним для: «Одиссей» Журнал ID: 28196

Поделись с друзьями!

 

Об авторе

Книги автора Журнал 'Одиссей'

'Одиссей' за 1996 год

'Одиссей' за 1996 год

» все книги автора

Комментарии и оценки к книгам автора

Комментарий не найдено

Объявления

Загрузка...

Где купить книги автора?

Нравится автор? Поделись с друзьями!

     Tweet      В Мой Мир     
 

www.rulit.me

Читать онлайн "'Одиссей' за 1996 год" автора «Одиссей» Журнал - RuLit

Журнал 'Одиссей'

'Одиссей' за 1996 год

Литературно-публицистический журнал "Одиссей" за 1996 г.

ИСТОРИК В ПОИСКАХ МЕТОДА

А. Я. Гуревич

ИСТОРИК КОНЦА XX ВЕКА В ПОИСКАХ МЕТОДА Вступительные замечания

Историк - дитя своего времени, и его труд не может не нести на себе отпечатка эпохи. Видение прошлого, как недавнего, так и самого отдаленного, в конечном итоге определяется исторической ситуацией, в которой историк творит. Меняется перспектива, смещается "точка отсчета", и история приобретает иной облик, получает новую оценку. Это переосмысление в той или иной степени затрагивает весь исторический процесс. Это, кажется, очевидно. Но особенно важно подчеркнуть следующее: изменяется методология исторического познания. В новых условиях обновляется арсенал исторической науки. Перестраивается система источников, подлежащих исследованию, меняются его методы, выдвигаются новые понятия. Более того, смещаются самые интересы историков: жизнь и профессиональная практика ставят их перед новыми проблемами, меняют ракурс рассмотрения старых проблем.

Видимо, приходится говорить о кризисе исторического знания. В постсоветском общественно-политическом и культурном регионе этот кризис налицо. Марксистская идеология в ее ленинско-сталинской предельно догматизированной и вульгаризованной форме перестала быть тем общеобязательным прокрустовым ложем, в которое историки-профессионалы на протяжении нескольких поколений должны были укладывать результаты своих изысканий. Но чтб пришло на смену воинствующей догматике? Едва ли ошибусь, утверждая, что значительная часть отечественных историков оказалась в состоянии философской и методологической растерянности. Разумеется, речь не идет о том, чтобы старую "цельнотянутую" теорию заменить какой-то иной, столь же общеобязательной. Мы обрели свободу, в том числе свободу мысли, - хотя бы внешне, формально. Но подлинная свобода научного творчества возможна лишь при условии, что историк напряженно вдумывается в эпистемологические основания своего исследования, творчески и критически осваивая при этом достижения гуманитарного знания своего времени. Эта работа только начинается и затрагивает сравнительно небольшую часть историков. Дело в том, что наши коллеги в большинстве своем довольно беззаботны в отношении к методу и теории познания, а потому, даже избавившись от повинности клясться именами "основоположников" и обновляя тематику своих изысканий (подчас меняя "черное" на "белое" или наоборот), они остаются во власти тех изживших себя принципов и об

6 HcropukBnouckaxMeToga

ветшавших познавательных приемов, которые были им внушены в "доброе старое время".

Но, судя по многим симптомам, кризис в той или иной мере и, разумеется, в иных формах охватил историческое знание далеко за пределами нашей страны. В изменяющихся нравственных и идейно-политических условиях с особой остротой встает вопрос об ответственности науки и ученых. Симптоматично в этом отношении то, что один из выпусков журнала "Диоген" за 1994 г. был целиком посвящен теме "социальная ответственность историка". Этот же вопрос оказался в центре внимания в докладе известного венгерского медиевиста Габора Кланицаи "Историк после или почти после XX века", который был прочитан на международном "круглом столе" в Будапеште в мае 1995 г. и вызвал живой отклик ряда специалистов . Чем вызвана повышенная озабоченность современных историков этическими и моральными аспектами нашей профессии? В обстановке растущего и по временам делающегося агрессивным национализма и шовинизма возникают или возрождаются всякого рода псевдоисторические мифы и измышления. Одновременно в условиях нарастающей интеллектуальной безответственности части гуманитариев расшатывается и делается все более проблематичным понятие исторической истины. Неимоверно убыстрившийся и сопровождающийся катаклизмами ход исторического развития грозит утратой исторической памяти и вместе с ней чувства преемственности с прошлым. Кто, как не историк, призван восстанавливать и культивировать историческую память?

Но для этого надобны огромные усилия как в плане бережного и всестороннего накопления и анализа конкретного материала истории, так и прежде всего в плане теоретическом и гносеологическом. Между тем многие основания, на которых традиционно строилось историческое исследование, ныне внушают серьезные сомнения и, по-видимому, нуждаются в уточнении и переосмыслении. Провозглашают коренную "смену парадигм" и даже новую "революцию в исторической науке". Течение в историографии, которое связано с ревизией установившихся взглядов на профессию историков и которое приобрело определенное влияние, в особенности в США, - постмодернизм. Это направление возникло в исторической науке под влиянием лингвистики и литературоведения. В области исторического знания оно, судя по всему, явилось реакцией части интеллектуалов на марксизм и структурализм и ставит перед собой цель освободить творческую индивидуальность от пут и ограничений, налагаемых на нее всякого рода глобальными детерминизмами. Представители этого направления поставили под сомнение привычное понимание исторической истины, а некоторые из них вообще отрицают самую возможность обсуждения подобного вопроса. Согласно логике их рассуждений, историк столь же суверенно творит исторический текст, как создают его

Я признателен профессору Кланицаи за предоставленную мне возможность ознакомиться с основными положениями его доклада и выступлениями в прениях.

А.Я.Гуревич. Hcropuk konua XXBeka в nouckax^neroga

поэт или писатель. Текст историка, утверждают постмодернисты, - это повествовательный дискурс, нарратив, подчиняющийся тем же правилам риторики, которые обнаруживаются в художественной литературе. Если последовательно стоять на подобной точке зрения, то не окажется ли, что любая версия истории в равной мере имеет право на существование и безразлична к истине: она способна выразить, собственно, лишь взгляды и оценки автора исторического сочинения, взгляды, по сути своей субъективные.

Но если писатель или поэт свободно играет смыслами, прибегает к художественным коллажам, позволяет себе произвольно сближать и смешивать разные эпохи и тексты, то историк работает с историческим источником, и его построения никак не могут полностью отвлечься от некоторой данности, не выдуманной им, но обязывающей его предложить по возможности точную и глубокую ее интерпретацию. В результате произвольного распространения приемов и принципов деструкционизма на ремесло историка из истории испаряется вместе с истиной и время, образующее "фактуру" исторического процесса. Доведенные до предела, постмодернистские критические построения грозят разрушить основы исторической науки. Термин "постмодернизм" ("постструктурализм" или "лингвистический поворот"), принятый представителями этого течения в качестве самоназвания, фиксирует внимание на разрыве с предшествующей исторической традицией, многие из коренных постулатов которой им отвергаются. Однако подобные резкие сдвиги и перевороты в науке, как правило, на поверку оказываются неоправданными. Историческое знание, как оно развивалось на протяжении XIX и XX столетий, при всей необходимости двигаться дальше от завоеванных им позиций, вместе с тем сохраняет свой творческий потенциал и никак не может быть отвергнуто. "Мы подобны карликам, стоящим на плечах гигантов, и лишь потому способны видеть дальше их", - эти часто цитируемые слова мыслителя XII в. Аделарда Батского не стоило бы забывать и тем современным критикам исторической науки, которые охвачены пылом "деструкции" и мнят себя стоящими в точке, якобы завершающей развитие исторической науки.

Я убежден в том, что история не кончилась ни в качестве реального процесса жизни человечества, ни в качестве научной дисциплины, существенно важной для общества.

Однако было бы, на мой взгляд, ошибочным отрицать тот факт, что постмодернистская критика историографии обнаружила действительные слабости в методологии историков. Она как бы разбередила раны, на которые историки до недавнего времени не обращали должного внимания. Исторический источник вовсе не обладает той "прозрачностью", которая дала бы исследователю возможность без особых затруднений приблизиться к постижению прошлого. Сочинение историка действительно подчиняется требованиям поэтики и риторики, представляя собою литературный текст с присущими ему сюжетом и "интригой", и опасность здесь

www.rulit.me


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта