Журнальный зал. Журнал октябрь 7 2017 анонс
Журнальный зал: Октябрь, 2017 7
Журнал «Октябрь»: анонс № 7, 2017
Июльский номер журнала «Октябрь» открывает роман Дарьи Бобылёвой «Вьюрки».
Плох тот дачник, кто никогда не мечтал спрятаться от сумасшедшего внешнего мира среди уютной пригородной зелени - там, где никакого интернета, куда начальство не дозвонится, потому что «ушел сигнал», где каждый день шашлычок, рыбалка и спелая клубника с кулак, и лето не кончается. Но осторожно – мечта может сбыться. В один прекрасный день небольшое дачное товарищество просыпается и обнаруживает себя в положении совершенно безвыходном – то есть буквально, вместо выезда теперь лес, связь с внешним миром оборвана, и не летит на выручку экспедиция МЧС в голубом вертолете. Вдобавок соседей как подменили – и ту интеллигентную бабушку, с которой вместе смотрели любимый сериал по вечерам, и того заядлого грибника, что живет через забор. И уже не до шашлыков и не до грибов, а чтобы пойти на рыбалку требуется теперь определенное мужество. Проклятое лето длится и длится, длится и длится – который месяц. Старые соседи пропадают – а их место постепенно занимают новые. Кто они? И кто знает – может быть, неслучайно эта дачная аномалия появилась в печати именно таким аномальным летом, как нынешнее?
Текст публикуется в журнальном варианте.
Максим Амелин, лауреат премии «Поэт» 2017 года, представляет четыре новых стихотворения.
В местах живописных некогда красиво произрастали один к одному, толпясь на залитых солнцем утренним лесных полянах, опушках, грибы, грибочки, грибки. Всплывают в размытой памяти такие виды из детства, когда все было вокруг отчетливости немыслимой, невероятных размеров и время еще не шло…
Рассказ Female Алёны Бондаревой переносит читателя в маленький датский городок. Танго – парный танец. Для него нужна правильная обувь и правильная атмосфера, но куда важнее выбрать правильного партнера. Однако обстоятельства порой складываются таким образом, что больше не хочется выбирать – никогда, и, будь ты хоть сто раз женщина, но уже не можешь допустить, чтобы тебя вели.
Рассказ Александра Жданова «Хороший и добрый мужчина» посвящен вечной теме благих намерений, которыми вымощена дорога сами знаете куда. И прихотливому устройству нашей армии – тоже, можно сказать, вечная тема.
Новая литературная премия «Лицей» имени Александра Пушкина, предназначенная для авторов от пятнадцати до тридцати пяти лет, завершила первый сезон в день рождения великого поэта – 6 июня 2017 года. В номере опубликована подборка работ некоторых финалистов: рассказы Тимура Валитова «Гарпалиону» и «Мертвец», стихи Алины Павловой, Ии Кивы и Ольги Литвиновой.
Лауреатов представляет поэт Григорий Медведев с подборкой «Второклассники не умирают», занявший третье место.
Солнце ходило по небу, как блесна, тучи глотали его, и была весна. А Ломоносов – рыб знаток и светил – бронзовым взором окрестности обводил. Детища своего отвернувшись от, отдохновенье обрел сочинитель од. Что ж, я Михайле повинной кивнул головой и восвояси отправился с Моховой. Тьма обступала город со всех сторон. Был я отвергнут, но счастием одарен!..
В разделе публицистики и критики – объемный материал историка детской литературы, переводчика Ольги Мяэотс «Путешествие в Страну чудес», рассказывающий о том, как была представлена Советская Россия в иностранной книге для детей в 1930-х.
Писатель и искусствовед Светлана Васильева в статье «В печи нетерпимости» рассказывает о судье пьес Эдварда Олби в современном российском театре. «…пьесы Олби поставлены в период 2014–2017 годов. Время глубочайшего духовного кризиса и достигшей своего предела человеческой нетерпимости, которые никакими утопиями и антиутопиями не унять».
Дарья Шамина, начинающий режиссер и театральный педагог, в работе «Сталкер театральной Зоны» размышляет о театре вовлечения. Интерактивность применительно к современному театральному искусству – что это? И чего ждать зрителю от театра, который сегодня «начинается не с вешалки» и постоянно подчеркивает свою иммерсивность?
В рубрике «Близко к тексту» Сергей Оробий исследует роман Михаила Однобибла «Очередь», Анна Жучкова – новый роман Ирины Богатырёвой «Жити и нежити», Александра Гузеева – антологию «Москва: Место встречи», вышедшую в 2016 году в редакции Елены Шубиной и включающую тридцать два эссе и рассказа о Москве, специально написанных авторами для данного издания. Сергей Ким оценивает книгу лауреата премии НОС прошлого сезона Бориса Лего (О. Зоберна) «Сумеречные рассказы», Мария Закрученко – роман Александры Петровой «Аппендикс».
magazines.russ.ru
Журнальный зал: Октябрь, 2017 2
«Октябрь», 2017, № 2. О следующем номере рассказывает Валерия Пустовая
СЮЖЕТ НОМЕРАВалерий Бочков. Обнаженная натура. Роман Артистичный детектив, начало которого завязывается в элитной высотке брежневской Москвы, а развязка готовится в современных лофтах Нью-Йорка. Писатель и художник из США Валерий Бочков – новое яркое имя в русской беллетристике, лауреат «Русской премии». Герой его остросюжетного романа «Обнаженная натура» – молодой художник-идеалист, делающий первые шаги в настоящей любви и серьезной графике, – на личном опыте узнает, как связаны великие сюжеты искусства с советской обыденностью и почему переживание красоты так близко к памятованию о смерти.
РАССКАЗЫЕвгений Попов. Революция. Политизированный рассказ о любви 18+ Мастер сатирической постмодернистской прозы Евгений Попов разворачивает полемику об историческом весе и цене перемен в рассказе, посвященном столетию Великой Октябрьской революции.
Виктория Лебедева. У него «бентли». Скайп Реалистически цепкие рассказы Виктории Лебедевой рассказывают о том, как мало вложений и как много душевных сил требуют настоящие перемены в обыденной жизни современных людей.
Олег Хафизов. Конь-камень Олег Хафизов измеряет расстояние между магией легендарного прошлого и технологиями будущего в фантастическом рассказе о журналисте, на себе опробовавшем одну опасную новацию исторического заповедника.
Евгений Эдин. Ракета и баржа. Репетиция парада. Родина Острая печаль и нежность к жизни разлиты в рассказах молодого красноярского писателя Евгения Эдина. Это голос поколения тридцатилетних, ищущих невозможный компромисс между общественной идеологией успеха и личными ценностями.
СТИХИАнатолий Найман. О моя «О, легковесные в кружевной светотени завтраки! // Куст белизны от шеи и лона к груди, / кисть, распусти, раскрепости, в иероглиф сведи – // куст наготы: сбросившую бушлат свой беглянку с каторги».
Владимир Гандельсман. Элегии «Если ж всё на свете былье, / если время выжато и висит, как белье, / если плесень расписывается на стене / и идут санитары, чтоб вынести в простыне / что-то страшное, отработавшее свое, / то зачем затеяно бытие?»
КНИЖНОЕ ДЕЛО – ПРОФЕССИИ И ПРЕДЫСТОРИЯБорис Куприянов. Книжный магазин – это авторское высказываниеЮлия Качалкина. Редактор выступает как массовик-затейникАлександра Борисенко, Виктор Сонькин. Переводчик ничем не отличается от любого автораМария Митропольская. Литературному агенту нужен только лэптопВступительное слово Дмитрия Бака
Директор Государственного литературного музея Дмитрий БАК представляет проект «Люди Гутенберга» – организованный в музее цикл лекций и мастер-классов ведущих специалистов книжного дела и литературы. Журнал публикует их избранные выступления, предлагая вместе разобраться, как меняются и выживают и чем привлекают книжные профессии сегодня.
КНИГИ НОМЕРАОльга Балла. Переизобретение взгляда: логика метафоры:Андрей Балдин «Новый Буквоскоп, или Запредельное странствие Николая Карамзина» и способы мышления пространством.
Сергей Оробий. Бродячие слова:Александр Чанцев «Граница Зацепина. Книга стран и путешествий» и преимущества конспективной прозы.
Мария Савельева. Место, которого нет:Александр Гаррос «Непереводимая игра слов» и провокативные темы русской культуры.
Ольга Степанянц. Мемуары Муми-папы:Александр Генис «Обратный адрес» и вкус к счастливой жизни.
Мария Нестеренко. В плену у времени библиоскопов:Юлия Щербинина «Время библиоскопов: современность в зеркале книжной культуры» и стратегии выживания чтения.
ВЗГЛЯД ЭКСПЕРТАДарья Кожанова. Книжный агент Тематический обзор книжных новинок. В этом выпуске: портреты знаменитых людей, тайные ключи к описанию мира, незримые связи судьбы и философия культуры.
magazines.russ.ru
Журнальный зал: Октябрь, 2017 6
Анонс журнала «Октябрь», 2017, № 6
Поэма «Арзамас» («ЭЗРЯМАС») постоянного автора «Октября» Дениса Осокина, поэта, прозаика и сценариста из Казани, открывает июньский номер журнала. Автор стряхивает коврики перед отъездом (ТУЕМАДОН ИКЕЛЕ ЧУКАН КИЯКСПАЦЯТ), поедает пирожки на ощупь в темном автобусе с замерзшими окнами (КЕЛЬМЕЗЬ ВАЛЬМА МАРТО ЧОПОДА ЧОПОДА БУССО ШТЮП-КАП СЭВАН ПРЯКИНЕТНЕНЬ) и пересекает площадь в обеденное время (ТАН ПЛОЩАДЕНТЬ ЧИКУНШКАНЬ ЯРСАМО ШКАНЕ), а ящерица уехала на свадьбу к племяннице в город Перевоз (МЕТЬКАЗОМ ТУСЬ ПЕРЕВОЗ ОШОВ ПАТЯНЗО ТЕЙТЕРЕНТЬ МИРДЕНЕНЬ МАКСОМО).
ляг мне ухом на плечо. навсегда. на много.. я жую – а что еще? – долгая дорога. долгая – и не к тебе – значит незавидна. хорошо что в темноте и меня не видно.
«эрзянские заголовки делал не я!» – предупреждает автор.
Также в разделе поэзии опубликована подборка стихотворений поэта Геннадия Каневского, лауреата премий «Московский наблюдатель» (2013) и журнала «Октябрь» (2015).
этот мир отработан и весь пережит, как уже намекали в главе берешит, но, вцепившись зубами в остатки, мы гарцуем на странной лошадке.
сквозь нее пробивается утренний свет, а за ней простирается облачный след, по которому в полуобнимку мы уходим в далекую зимку…
В разделе прозы представлено окончание нового романа Сергея Кузнецова «Учитель Дымов». История, начатая автором в 2014 году и дописанная в 2017-м, подходит к концу – и вместе с тем подходит к концу жизнь главных героев.
«Когда-то будущего было много – собственно, вся жизнь, но с каждым годом оно сжималось, как высыхающая губка, забытая в темном углу кухни, скукоживалось, как осенний кленовый лист, сжатый между страниц книги, пряталось в свою раковину, как испуганная улитка-высуни-рога, только тронешь, и – хоп! – уже нет, скрылась, завернулась в известковую спираль, только что было – а вот уже и нет».
(Начало романа читайте в майском номере.)
В предисловии к документальному рассказу «Два шага» Марии Молодцовой, своей литинститутской ученицы, Павел Басинский пишет: «читатель этого короткого рассказа, конечно, сразу поймет, что эта вещь написана в женской колонии. Где Мария находится уже не первый год и по очень тяжелой и неприятной статье. Так уж случилось… Судьба ли виновата? Сама ли она?»
Тем не менее Мария Молодцова продолжает жить, работать – и не ищет виноватых. «Очень трудно писать рассказы, когда украл у самого себя несколько лет жизни. И трудно писать, когда вокруг – сплошь… люди».
В нечастом для журнала «Октябрь» жанре выступает Федор Фокин с пьесой для чтения «Это выстрелы». Действующие лица: Моргай, Уйди, Тарарам, Доктор, Невеста… Революционные массы.
«РЕВОЛЮЦИОННЫЕ МАССЫ (пока это, скорее, предреволюционное облако, темная ткань, в которой шевелятся многие люди, в ткани – отверстия; в них по очереди выглядывают участники хора). Отправились на поезде – солдаты на войну – матросы едут посуху – как будто по воде – идут, бегут блаженные – в счастливую страну – которой не найдут они – ни там, ни сям, нигде. (В отверстиях ткани вместо лиц высовываются стволы винтовок…)»
В разделе публицистики и критики опубликовано несколько выступлений, прозвучавших весной в Петрозаводске в рамках большой культурно-просветительской акции «Литературное собрание. Россия – множественное число», организованной журналом «Октябрь» совместно с Союзом писателей Москвы. В мероприятиях приняли участие литераторы столицы и Северо-Западного Федерального округа. На страницах июньского номера – доклады писателя Александра Бушковского, главного редактора журнала Carelia Арзамаса Машина, писателя Ирины Мамаевой, доктора филологии Софьи Лойтер из Петрозаводска, поэта и прозаика из Питкяранты Анны Матасовой, литературного критика из Москвы Евгения Ермолина, писателя и журналиста из Мурманска Дмитрия Ищенко, поэта и филолога из Вологды Леты Югай, писателя и филолога из Санкт-Петербурга Андрея Аствацатурова. Второй этап Литературного собрания состоится в августе 2017 года в Казани.
Тему продолжает Федор Ермошин в материале «Слезы на объективе» (заметки о российском документальном кино). Он пытается ответить на вопрос, кто в современной отечественной кинодокументалистике способен на самую большую смелость.
В рубрике «Москва: территория культуры» традиционно два интервью. Первое – разговор с арт-директором Цента имени Вс. Мейерхольда Еленой Ковальской, которая рассказывает о том, как наладить коммуникацию между современным экспериментальным театром и зрителем. Второе – рассказ главного куратора Мультимедиа Арт Музея Анны Зайцевой и руководителя департамента внешних коммуникаций и развития Романа Крупнова о современном фотоискусстве «вне рамы и рамок». Рубрику ведет Дарья Бобылёва.
magazines.russ.ru
Журнальный зал: Октябрь, 2017 №5
Октябрь
Литературно-художественный журнал
№ 5 2017 Анонс номера
Проза и поэзияСергей КУЗНЕЦОВ Учитель Дымов Роман. Часть 1
Игорь ИРТЕНЬЕВ Наш народ интеллектом обилен Стихи О поэте говорят Лев РУБИНШТЕЙН, Виктор ШЕНДЕРОВИЧ, Андрей БИЛЬЖО, Юрий РОСТ
Дмитрий БЫЛЕЦКИЙ Семнадцатый Рассказы
Юрий АРАБОВ Война миров Стихи
Эдуард РУСАКОВ Вокруг да около Рассказ Вступление Евгения ПОПОВА
Публицистика и критикаВладимир АВЕРИН Непереводимая точность снов
Аркадий СМОЛИН Телесный кинематограф
Тристих Рубрику ведет Лев ОБОРИНЛев ОБОРИН «Черную воду проглатывает белый лед»
Близко к текстуАнтон ЧЁРНЫЙ В поисках вологодского текста (Наталья Мелёхина. Дорогие вещи)
Мария САВЕЛЬЕВА Глубины бездумности (Моше Шанин. Места не столь населенные)
Наталья МЕЛЁХИНА Божественная гопота (Андрей Филимонов. Головастик и святые)
Мария НЕСТЕРЕНКО Сцены из народной жизни (Серый мужик. Народная жизнь в рассказах забытых писателей XIX века)
Москва: территория культуры Рубрику ведет Дарья БОБЫЛЁВААнжелика ДОРМИДОНТОВА Окно в мир Паустовского
Елена ПАХОМОВА Точка взаимодействия
magazines.russ.ru