Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

В. Н. Вершинин От вечерней школы к модели. Журнал открытая школа для вечерних школ


Журнал Открытая школа - читать электронные версии номеров, архив бесплатно

if( $_SERVER['REQUEST_URI']=='/Themecontent/show/tema/Biznes-i-Finansi' or $_SERVER['REQUEST_URI']=='/izdanie/110' or $_SERVER['REQUEST_URI']=='/izdanie/311' or $_SERVER['REQUEST_URI']=='/izdanie/432' ){ ?> } ?>

= link_to(image_tag('http://pressa.ru/images/preview_3.gif'),'http://pressa.ru/pressa2012ipad') ?>

Открытая школа

Чтение недоступно

Название: Открытая школа Периодичность: 6 раз в год Город: Москва Тип: Журнал Телефон: 795-05-49 Почтовый адрес: 127018, Москва, Сущевский вал, д.49, стр.1 Регион распространения: Россия, СНГ, зарубежные страны Язык: русский  Территория управления: общероссийское издание Тема: Научно-Популярные, Познавательные, Технические

Поиск по содержимому

Об издании "Открытая школа"

old.pressa.ru

Обучение в вечерней школе

Что такое вечерняя школа?

Вечерняя школа – особое образовательное учреждение, которое предоставляет всем желающим приобрести общее среднее образование. Основными учениками выступают взрослые работающие люди, поэтому занятия проходят в вечернее время. Некоторые наивно полагают, что обучение в вечерней школе – пережиток советской эпохи, который совсем утратил свою актуальность. В действительности, напротив, этот вид образовательных учреждений никогда не утрачивал значимости и популярности: многие люди ежегодно записываются на занятия!

Кто её посещает?

Учиться в вечерней школе могут все граждане, которые по каким-либо причинам не получили среднего образования. Как правило, за помощью обращаются взрослые граждане возрастом более 20 лет, за плечами которых есть всего 9 классов, а иногда и того меньше. Нередко, учениками становятся молодые люди, прошедшие срочную службу в армии и решившие поступать в ВУЗы. В таких случаях, они смогут освоить недостающую программу и смело подавать документы в приёмную комиссию. Кроме того, повышать образование приходят работающие люди, которым необходимо повышение по службе, а рабочий график совершенно не позволяет обучаться днём. Поскольку большинство работодателей настаивает на наличии у сотрудников общего образования, данная группа обучающихся, как правило, численно преобладает. Вечерняя школа становится для них реальной возможностью улучшить условия труда и добиться карьерного роста.

Особенности обучения

Основной особенностью, отличающей данные учреждения от привычных школ, является время работы. Занятия начинаются в 16-17 часов, когда многие учащиеся уже приходят с работы. Заканчиваются уроки поздно вечером — примерно в 20 — 20.30.

Режим работы вечернего образовательного учреждения, как правило, не предусматривает ежедневных занятий. Они ведутся несколько раз в неделю, притом часовая нагрузка на предмет значительно меньше, чем в обычной школе.

Ещё одной отличительной чертой является «разношёрстный» состав учащихся. В классе собирается аудитория самого разного возраста, что делает процесс обучения довольно непростым.

Проблемы вечерних школ

Несмотря на большую значимость данного образовательного звена, вечерние учреждения сталкиваются с немалым кругом проблем. Рассмотрим, наиболее существенные аспекты.

Финансирование. Особый статус, к сожалению, «играет» против заведений: они получают от государства гораздо меньше денег, нежели обычные школы. Подчас руководство вынуждено не просто сокращать заработную плату педагогов, но и не готово пополнить штат дополнительными специалистами. Разумеется, это сказывается не только на зарплатах сотрудников, но и на качестве образовательного процесса в целом. Нехватка средств на своевременный ремонт, замену и обновление оборудования и компьютеризацию делает процесс обучения не комфортным и существенно снижает его эффективность.

Отсутствие методологической базы. Учителя данных заведений не имеют специальных учебных пособий. Поэтому весь процесс строится по привычным школьным принципам и на одинаковом материале. Педагогу приходится не просто адаптировать школьную программу под новые условия, но и суметь «втиснуть» материал в сжатые сроки. Стоит отметить, что в простых школах количества часов, отведённых на тему, зачастую не хватает для должного изучения. В вечерней школе этого времени оказывается ещё меньше! Так, большинство вопросов остаётся на самостоятельное изучение.

Качество знаний. Далеко не всегда, обучение даёт плоды. Многие молодые люди, бросившие школу, приходят сюда, чтобы получить заветный аттестат. Они не отличаются прилежанием и старательностью, рассчитывая на то, что сниженные требования им помогут. Это не самый честный, но привлекательный для многих способ получить аттестат, «не напрягаясь».

Похожее

uchitelskaia.ru

Открытая школа 2013-04 — YSPU

Актуальные проблемы образования
О том, что волнует
3 В преддверии экзаменов: что и когда будем сдавать? (Минобрнауки РФ утвердило расписание Единого государственного экзамена. Приказ № 26)
6 Вузы у всех примут итоги ЕГЭ
По вашей просьбе
Нормативные документы для наших школ
7 Положение о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении (С изменениями, утвержденными постановлением Правительства РФ № 459 от 20.07.07 г.)
12 Основы Федерального базисного учебного плана (Утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 9.03.2004 г.)
16 Учебные планы для очной и заочной формы обучения
18 Учебные планы ускоренного очно-заочного (вечернего) обучения (Разработанные педагогами Москвы и Владимира и одобренные местными Управлениями образования)
20 Примерные учебные планы для заочной формы обучения с сессионным режимом занятий
Методические рекомендации Минобрнауки РФ
25 Об организации экстерната
28 Об осуществлении функций классного руководителя
Вы просили разъяснить
30 Рифы на пути правоприменительной практики
Теория, практика, методика
32 В. Н. Вершинин, В. Н. Мусаткин
Программа развития школы взрослых (Концепция образовательной системы нового уровня)
Патриотическое воспитание
К 68-й годовщине Великой Победы
42 Е. С. Двойникова
Женское лицо Победы (Сценарий торжественного вечера 9 мая)
48 Н. А. Савочкина
«Пять дней войны» (Литературно-музыкальная композиция к Дню Победы)
Надо знать!
50 В. Дубин
Знамя Победы над рейхстагом
Краеведение
52 В. В. Митрофанова, Н. Н. Панкова, Е. И. Кирсанова
Силу духа молодых питает родимый край (Учебно-воспитательный фактор краеведения)
Литература
55 Е. М. Милютина
Воспитание толерантности средствами литературы
История
62 Леонид Поляков
Главная задача единого учебника истории
64 Учителя-историки на распутье

yspu.org

В. Н. Вершинин От вечерней школы к модели

Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Федеральная экспериментальная площадка

Муниципальное образовательное учреждение Открытая сменная общеобразовательная школа №4 г. Ульяновска

Вечерняя школа в инновационном поиске

Материалы исследования В.Н. Вершинин

От вечерней школы к модели открытого образования

Творческий отчет

Ульяновск

2010 ББК 74.202.2

В - 37

Вершинин В.Н. Вечерняя школа в инновационном поиске. От вечерней школы к модели открытого образования [Текст]: творческий отчет /В.Н. Вершинин. – Ульяновск: УИПКПРО, 2010. – 195 с.

Творческий отчет как литературный жанр не существует. Но эта жанровая вольность автора, позволяет читателю избежать скуки научного отчета, поверхностности публицистического подхода и докучливости методических деталей. Сочетая первое, второе и третье, автор доступным языком знакомит читателя с ходом, опытом и результатами системного педагогического эксперимента, позволившего создать на базе скучно-однообразной «вечерки» образовательное учреждение, отвечающее современным образовательным потребностям самых различных групп населения.

Для педагогов и руководителей всех типов общеобразовательных школ для взрослых: вечерних, сменных, открытых, Центров образования.

Автор: Вершинин В.Н., к.п.н., доцент, в.н.с. НИЛ развития инновационных процессов в учреждениях образования УИПКПРО.

Рецензент: Данилов С.В., к. пс. н., проректор по научно-методической работе Ульяновского ИПКПРО

Печатается по решению научно-методического совета УИПКПРО.

© Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2010

© Вершинин В.Н.

Содержание:

Предисловие 4

История и результаты эксперимента. (Краткий обзор) 7

Школа взрослых в историческом развитии

§ 1. Социальные функции общеобразовательной школы взрослых 25

§ 2. Становление школы взрослых в России 38

Основные категории общей педагогики и их рефлексия современной общеобразовательной школой взрослых

§ 1 Педагогические категории в свете социального заказа на общее образование взрослых 57

§ 2.. Содержательный полиморфизм школы взрослых 65

§ 3. Организационный полиморфизм школы взрослых 75

Специфика организации и методики учебного процесса в школе взрослых

§ 1 Учебный процесс школы взрослых 79

§ 2. Методические аспекты учебного процесса 110

Параллельное образование

§ 1. Профессиональная и до-профессиональная подготовка 134

§ 2. Интеграция общего и профессионального образования 143

§ 3. Общекультурная (общеразвивающая) подготовка 150

Участники образовательного процесса

§ 1 Учащиеся школы взрослых 161

§ 2. Педагоги школы взрослых 172

§ 3. Социально-педагогическая работа школы в социуме 180

Литература 188

Предисловие

В перечне сегодняшних типов общеобразовательных учреждений есть некая неувязка, неполнота. Термин «школа» до недавнего времени был общеупотребительным обозначением единственного типа учреждения. К сегодняшнему дню этот тип распался на образовательные учреждения со специфическими характеристиками (гимназии, лицеи, колледжи, частные школы), и на учреждения, сохраняющие традиционный уклад учебно-воспитательного процесса массовой школы.

И каждый раз, когда необходимо уточнить, о каком именно виде школ идет речь, эту остаточную группу называют «обычными» или «традиционными» школами. (Специфического названия для них не нашлось). И на шкале престижа они занимают чаще всего самые нижние ступени. Социальная характеристика различий между этими двумя группами состоит в том, что первые собирают детей из наиболее обеспеченных и образованных слоев населения, а последние – всех оставшихся.

Наряду с ними функционирует еще один тип общеобразовательного учреждения – вечерняя школа1, подбирающая всех тех, кто выпадает из основных возрастных образовательных потоков. В годы войны и в первые послевоенные десятилетия ему уделялось достаточно серьезное внимание, так как надо было доучивать массу бывших фронтовиков и еще большее количество недоучившихся из-за войны детей, а потом долго ещё подтягивать к уровню всеобщего среднего образования «его величество рабочий класс».

В целях научно-методического обеспечения этого специфического варианта образования в 1960 году в Ленинграде создается научный центр, специально занимающийся проблемами вечернего и заочного среднего образования взрослых – НИИ вечерних (сменных) и заочных общеобразовательных средних школ АПН РСФСР, преобразованный потом в связи с дальнейшим расширением проблематики в НИИ общего образования взрослых АПН СССР.

Однако, по мере реализации детской школой Закона об обязательном среднем общем образовании, этот тип общеобразовательного учреждения переместился в поле преимущественно критического внимания. И к началу переломных девяностых годов прошлого века он уже прочно обрел недобрую славу школы последнего сорта. В общественном мнении звание «Учащийся вечерней школы» приобрело характер диагноза.

В период формирования гимназий, колледжей и лицеев «вечёрка» практически исчезла из поля научного и административного внимания. Рассказывали, что каждый новый министр образования с удивлением вопрошал: «А разве вечерние школы всё ещё существуют?»

Однако эта школа продолжала функционировать и шаг за шагом адаптировалась и к новым общественно-экономическим условиям, и к принципиально изменявшемуся контингенту учащихся. Из школы для социально и профессионально определившихся взрослых она постепенно превращалась в учебное заведение для обездоленных, для групп социального риска – безработных подростков, беженцев, мигрантов, осужденных и заключенных. Это объективно требовало изменений практически всех составляющих образовательного процесса.

Воспользовавшись тем, что управленцам, занятым школами повышенного уровня, оказалось не до нее, вечерняя школа исподволь начала эксперимент, целью которого было собственное развитие этого специфического типа общеобразовательной школы.

Этот эксперимент по части теории был инициирован НИИ образования взрослых и его Московской лабораторией. Идеи создания «Центров образования взрослых», введения семестрового обучения, ускоренного образования, очно-заочного обучения, экстерната и т.п. в порядке обсуждения были вынесены на страницы журнала «Вечерняя школа» сотрудниками института. Официального признания (как и осуждения) эти новации не получили, но привлекли пристальное внимание педагогов-вечерников. Идеи были настолько своевременны, что в ряде вечерних школ фактически начался негласный эксперимент по их реализации.

Мы хотим рассказать о школе, где этот эксперимент приобрел, во-первых, наиболее глубокий, комплексный и системный характер, а во-вторых, был относительно официальным и гласным благодаря появлявшимся в стране общественным экспертно-педагогическим сообществам. Сначала – сообществу экспериментальных учреждений Ульяновской области, а затем – в рамках инновационной образовательной сети «Эврика». Гласность обеспечивал так же научно-методический журнал «Открытая школа», транслировавший в течение нескольких лет материалы ульяновского эксперимента на всероссийскую педагогическую аудиторию.

Предлагаемые ниже материалы творческого отчёта коллектива учителей-экспериментаторов непосредственно адресованы коллегам по данному типу школ. Они повествуют о том, как возникала, изменялась и развивалась версия школы, адекватной социальному заказу на образование самых разнообразных групп населения, как и благодаря чему бывшая типичная «вечёрка» превращалась в открытую сменную общеобразовательную школу и о том, что за этим громким название на деле скрывается.

Полагаем, что педагоги вечерних школ найдут в материалах эксперимента немало интересного и полезного для своих коллективов и для себя лично. В этом мы видим конечную ценность и результат многолетнего эксперимента педагогов-ульяновцев и коллег из многих других вечерних школ страны.

На этом можно закончить наше вступление. Но, как это порою в науке случается, эксперимент, нацеленный на решение специфической задачи, вдруг обретает гораздо более широкое значение. Так и в нашем случае, работая «на себя», вечерняя школа сработала на гораздо более масштабную проблему. Уроки эксперимента могут оказаться потенциально полезными для решения сложнейшей задачи развития «традиционных» и «обычных» школ, упорно отбрасываемых в социально-образовательное захолустье набирающей силу сословной школой.

Однако, это пока лишь гипотеза, причём, на уровне смутной догадки. Продолжение разговора о таком неожиданном осмыслении эксперимента мы считаем целесообразным после того, как читатель ознакомится с материалами отчёта, адресованными непосредственно вечерней школе.

Поделитесь с Вашими друзьями:

psihdocs.ru

В. Н. Вершинин От вечерней школы к модели

Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Федеральная экспериментальная площадка

Муниципальное образовательное учреждение Открытая сменная общеобразовательная школа №4 г. Ульяновска

Вечерняя школа в инновационном поиске

Материалы исследования В.Н. Вершинин

От вечерней школы к модели открытого образования

Творческий отчет

Ульяновск

2010 ББК 74.202.2

В - 37

Вершинин В.Н. Вечерняя школа в инновационном поиске. От вечерней школы к модели открытого образования [Текст]: творческий отчет /В.Н. Вершинин. – Ульяновск: УИПКПРО, 2010. – 195 с.

Творческий отчет как литературный жанр не существует. Но эта жанровая вольность автора, позволяет читателю избежать скуки научного отчета, поверхностности публицистического подхода и докучливости методических деталей. Сочетая первое, второе и третье, автор доступным языком знакомит читателя с ходом, опытом и результатами системного педагогического эксперимента, позволившего создать на базе скучно-однообразной «вечерки» образовательное учреждение, отвечающее современным образовательным потребностям самых различных групп населения.

Для педагогов и руководителей всех типов общеобразовательных школ для взрослых: вечерних, сменных, открытых, Центров образования.

Автор: Вершинин В.Н., к.п.н., доцент, в.н.с. НИЛ развития инновационных процессов в учреждениях образования УИПКПРО.

Рецензент: Данилов С.В., к. пс. н., проректор по научно-методической работе Ульяновского ИПКПРО

Печатается по решению научно-методического совета УИПКПРО.

© Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2010

© Вершинин В.Н.

Содержание:

Предисловие 4

История и результаты эксперимента. (Краткий обзор) 7

Школа взрослых в историческом развитии

§ 2. Становление школы взрослых в России 38

§ 3. Школа взрослых и детская школа в общем социально-образовательном пространстве 52

Основные категории общей педагогики и их рефлексия современной общеобразовательной школой взрослых

§ 1 Педагогические категории в свете социального заказа на общее образование взрослых 57

§ 2.. Содержательный полиморфизм школы взрослых 65

Специфика организации и методики учебного процесса в школе взрослых

§ 1 Учебный процесс школы взрослых 79

Параллельное образование

§ 1. Профессиональная и до-профессиональная подготовка 134

§ 2. Интеграция общего и профессионального образования 143

§ 3. Общекультурная (общеразвивающая) подготовка 150

Участники образовательного процесса

§ 1 Учащиеся школы взрослых 161

§ 2. Педагоги школы взрослых 172

§ 3. Социально-педагогическая работа школы в социуме 180

Литература 188

Предисловие

В перечне сегодняшних типов общеобразовательных учреждений есть некая неувязка, неполнота. Термин «школа» до недавнего времени был общеупотребительным обозначением единственного типа учреждения. К сегодняшнему дню этот тип распался на образовательные учреждения со специфическими характеристиками (гимназии, лицеи, колледжи, частные школы), и на учреждения, сохраняющие традиционный уклад учебно-воспитательного процесса массовой школы.

И каждый раз, когда необходимо уточнить, о каком именно виде школ идет речь, эту остаточную группу называют «обычными» или «традиционными» школами. (Специфического названия для них не нашлось). И на шкале престижа они занимают чаще всего самые нижние ступени. Социальная характеристика различий между этими двумя группами состоит в том, что первые собирают детей из наиболее обеспеченных и образованных слоев населения, а последние – всех оставшихся.

Наряду с ними функционирует еще один тип общеобразовательного учреждения – вечерняя школа1, подбирающая всех тех, кто выпадает из основных возрастных образовательных потоков. В годы войны и в первые послевоенные десятилетия ему уделялось достаточно серьезное внимание, так как надо было доучивать массу бывших фронтовиков и еще большее количество недоучившихся из-за войны детей, а потом долго ещё подтягивать к уровню всеобщего среднего образования «его величество рабочий класс».

В целях научно-методического обеспечения этого специфического варианта образования в 1960 году в Ленинграде создается научный центр, специально занимающийся проблемами вечернего и заочного среднего образования взрослых – НИИ вечерних (сменных) и заочных общеобразовательных средних школ АПН РСФСР, преобразованный потом в связи с дальнейшим расширением проблематики в НИИ общего образования взрослых АПН СССР.

Однако, по мере реализации детской школой Закона об обязательном среднем общем образовании, этот тип общеобразовательного учреждения переместился в поле преимущественно критического внимания. И к началу переломных девяностых годов прошлого века он уже прочно обрел недобрую славу школы последнего сорта. В общественном мнении звание «Учащийся вечерней школы» приобрело характер диагноза.

В период формирования гимназий, колледжей и лицеев «вечёрка» практически исчезла из поля научного и административного внимания. Рассказывали, что каждый новый министр образования с удивлением вопрошал: «А разве вечерние школы всё ещё существуют?»

Однако эта школа продолжала функционировать и шаг за шагом адаптировалась и к новым общественно-экономическим условиям, и к принципиально изменявшемуся контингенту учащихся. Из школы для социально и профессионально определившихся взрослых она постепенно превращалась в учебное заведение для обездоленных, для групп социального риска – безработных подростков, беженцев, мигрантов, осужденных и заключенных. Это объективно требовало изменений практически всех составляющих образовательного процесса.

Воспользовавшись тем, что управленцам, занятым школами повышенного уровня, оказалось не до нее, вечерняя школа исподволь начала эксперимент, целью которого было собственное развитие этого специфического типа общеобразовательной школы.

Этот эксперимент по части теории был инициирован НИИ образования взрослых и его Московской лабораторией. Идеи создания «Центров образования взрослых», введения семестрового обучения, ускоренного образования, очно-заочного обучения, экстерната и т.п. в порядке обсуждения были вынесены на страницы журнала «Вечерняя школа» сотрудниками института. Официального признания (как и осуждения) эти новации не получили, но привлекли пристальное внимание педагогов-вечерников. Идеи были настолько своевременны, что в ряде вечерних школ фактически начался негласный эксперимент по их реализации.

Мы хотим рассказать о школе, где этот эксперимент приобрел, во-первых, наиболее глубокий, комплексный и системный характер, а во-вторых, был относительно официальным и гласным благодаря появлявшимся в стране общественным экспертно-педагогическим сообществам. Сначала – сообществу экспериментальных учреждений Ульяновской области, а затем – в рамках инновационной образовательной сети «Эврика». Гласность обеспечивал так же научно-методический журнал «Открытая школа», транслировавший в течение нескольких лет материалы ульяновского эксперимента на всероссийскую педагогическую аудиторию.

Предлагаемые ниже материалы творческого отчёта коллектива учителей-экспериментаторов непосредственно адресованы коллегам по данному типу школ. Они повествуют о том, как возникала, изменялась и развивалась версия школы, адекватной социальному заказу на образование самых разнообразных групп населения, как и благодаря чему бывшая типичная «вечёрка» превращалась в открытую сменную общеобразовательную школу и о том, что за этим громким название на деле скрывается.

Полагаем, что педагоги вечерних школ найдут в материалах эксперимента немало интересного и полезного для своих коллективов и для себя лично. В этом мы видим конечную ценность и результат многолетнего эксперимента педагогов-ульяновцев и коллег из многих других вечерних школ страны.

На этом можно закончить наше вступление. Но, как это порою в науке случается, эксперимент, нацеленный на решение специфической задачи, вдруг обретает гораздо более широкое значение. Так и в нашем случае, работая «на себя», вечерняя школа сработала на гораздо более масштабную проблему. Уроки эксперимента могут оказаться потенциально полезными для решения сложнейшей задачи развития «традиционных» и «обычных» школ, упорно отбрасываемых в социально-образовательное захолустье набирающей силу сословной школой.

Однако, это пока лишь гипотеза, причём, на уровне смутной догадки. Продолжение разговора о таком неожиданном осмыслении эксперимента мы считаем целесообразным после того, как читатель ознакомится с материалами отчёта, адресованными непосредственно вечерней школе.

www.shag.com.ua

вечерняя школа и социальное партнерство

Автор: Подпругина Мария Викторовна

Normal

0

false

false

false

RU

X-NONE

X-NONE

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:”Обычная таблица”;

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-qformat:yes;

mso-style-parent:””;

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin:0cm;

mso-para-margin-bottom:.0001pt;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:10.0pt;

font-family:”Calibri”,”sans-serif”;}

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

 «Зырянская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»

Верхнеколымского района Республики Саха (Якутия)

 

 

 

 

 

ВЕЧЕРНЯЯ ШКОЛА

И  СОЦИАЛЬНОЕ  ПАРТНЁРСТВО

(доклад)

 

 

 

Работу выполнила:

Подпругина М.В.- директор МБОУ «ЗВ(С)ОШ»

 

 

 

п.Зырянка      2016 год

Оглавление

1.     Введение                                                                                                              стр.3-5

2.     Характеристика контингента обучающихся вечерней  школы.

Школа и наши социальные партнеры.                                                                 стр.6-11

3.     Заключение.                                                                                                          стр. 13

4.     Список   используемой литературы.                                                                    стр. 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Развитие нашего общества в последние два десятилетия изменило отношение и основные подходы к проблемам образования и воспитания. Социально-экономические, политические и социокультурные преобразования повлекли за собой разрушение существовавшей системы взглядов общества на вопросы воспитания. Данное обстоятельство стало одной из причин кризиса основных институтов воспитания, в том числе школы и семьи. Это привело к тому, что углубились и стали носить прогрессирующий характер процессы, связанные с детской безнадзорностью, преступностью, алкоголизмом, наркоманией, нервно – психическими аномалиями.

Целесообразно выделить ряд факторов, которые оказывают негативное влияние на воспитание подрастающего поколения:

• резкое сокращение в последние десятилетия  массовых детских общественных организаций, имеющих социально-ценные ориентации своей деятельности;

• недостаточное развитие  социально-культурных досуговых детских и молодежных традиций;

• резкий переход от прежних нравственных идеалов и несформированность социально-ценных современных идеалов, социальной апатии, а также распространение таких форм молодежных инициатив, которые далеки от нравственных и эстетических ценностей;

• снижение роли  семьи в воспитании детей и воспитательного потенциала образовательных учреждений  и  другие.

В среде учащихся протекают процессы, ранее неведомые школе: мощное расслоение детей по социальному признаку, появление детей нового типа — школьников – «детей дикого рынка».

Но самой острой проблемой не только школы, семьи, но и всего общества и государства, о которой давно с тревогой и болью говорят все, следует считать проблему воспитания новых поколений россиян.

Разгром прежней идеологической базы образования, отказ от старой системы ценностей, деполитизация и деидеологизация школы, проведённые поспешно и непрофессионально, — всё это привело практически к отказу от воспитания как целенаправленного педагогического процесса. Общественному сознанию навязывается идея самотёка в воспитании. Всё это привело к резкому росту детской преступности, беспризорности, разрушению нравственных ориентиров.

Возрастает роль школы и семьи. Воспитание гражданина начинается в семье. Родители являются первыми наставниками ребёнка в становлении его как гражданина. Через семью ребёнок осознаёт свою причастность к большой и малой Родине, знакомится с традициями и культурой народа, представителем которого является он сам и его родители. В семье ребёнок осваивает свой родной язык. Семья оказывает влияние на детей своим образом жизни. «Рыночный образ жизни» семьи накладывает свой отпечаток на воспитание детей в семье.

Изменился состав семьи. Гораздо больше стало однодетных и малодетных семей. Снижается влияние старшего поколения на младшее или вообще остаётся невостребованным накопленная за долгие годы жизни мудрость и жизненный опыт старшего поколения. Значительно утрачены традиции народной педагогики.

Возрастающие социальные и экономические трудности: низкая заработная плата и несвоевременная её выдача, полная или частичная безработица и необеспеченность во многих семьях необходимого прожиточного минимума, — всё это, мягко говоря, снижает эффективность семейного воспитания. Одним из путей повышения эффективности воспитания детей является совместная работа школы и семьи.  

   Современная система образования испытывает на себе воздействие как позитивных, так и негативных социальных факторов. Воздействие последних привело к тому, что современная школа оказалась практически идейно ослабленной, а педагоги – обезоруженными и обессиленными перед стихийным влиянием негативных явлений

   Разрушение прежней воспитательной системы привело к возникновению «чёрной дыры». Назрела острая необходимость создания новой воспитательной системы, адекватной новому времени. Новая воспитательная система должна быть ориентирована на воспитание Гражданина.

Так или иначе, качественные особенности в воспитании Гражданина оказывает среда. Средовой подход в воспитании гражданственности характеризует особенность этого процесса. Окружение школы (предприятия, памятники истории и культуры, театры, и т. д.) должно «работать» на воспитание гражданственности. Взаимодействие школы со средой, включение учащихся в жизнь района определяет характер деятельности по воспитанию гражданственности.

Человека воспитывает всё. Но главной воспитательной силой является школа. В ней осуществляется целенаправленный педагогический процесс. Этот процесс осуществляют специально подготовленные люди, он является управляемым процессом. Учитель как главное лицо в управлении этим процессом определяет цели и задачи воспитания школьника как Гражданина Отечества.

Содержание, формы и методы, критерии воспитанности выбирает учитель.   Вместе с тем, необходимо отметить, что задачи воспитания являются приоритетными и Закон “Об образовании”  включает принцип приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. В воспитании подрастающего поколения призваны участвовать не только семья, образовательные учреждения, но и другие учреждения, организации, деятельность которых также связана с возможностью использования воспитательного влияния на молодежь. К сожалению, в педагогической практике социальное партнерство остается больше декларируемое, чем реально осуществляемое в работе с детьми.

Выявленные противоречия обусловили формулировку проблемы: каковы педагогические возможности социального партнерства, обеспечивающие эффективность процесса воспитания и образования  школьников?

Процесс воспитания  школьников будет наиболее успешным, если:

– теоретически обоснована и экспериментально проверена система межведомственного скоординированного взаимодействия социальных партнеров, направленная на педагогизацию  социума;

– созданы педагогические условия, при которых будут наиболее полно реализованы потенциальные возможности каждого социального партнера в воспитании  школьника;

– система педагогического взаимодействия социальных партнеров будет направлена на формирование социокультурной компетентности ребенка (взаимосвязи нравственно-эстетических и социальных знаний), социокультурного опыта (опыта участия в творческой учебной и досуговой деятельности), социокультурной потребности (потребности в творческой учебной и досуговой деятельности)

Для этого нужно:

– изучить проблему педагогических возможностей социального партнерства в теории и практике с целью определения сущности, социально- педагогических условий воспитания школьников в образовательном пространстве;

– разработать теоретические предпосылки социального партнерства в воспитании и обучении школьников ;

– определить совокупность условий эффективного использования педагогических возможностей социального партнерства в воспитании и обучении школьников;

– эмпирически проверить критерии и показатели воспитанности школьников в условиях реализации программы социального партнерства в образовательном пространстве  и разработать методические рекомендации в помощь социальным партнерам, работающим с детьми.

 

 

 

 

Характеристика контингента обучающихся вечерней школы.

В последние годы, как никогда ранее, вечерняя школа стала важной составной частью нашей общей системы образования. Она занимает свою нишу, выполняет свои функции, значимые для общества. Из школы для взрослых “вечёрка” постепенно превратилась в школу для подростков, в основном “трудных”, с “проблемами”. Она, являясь, возможно, самой демократичной формой образования, служит гарантом подлинной демократичности и доступности образования для тех, кто в силу разных причин не смог учиться в обычной массовой школе, кто оказался отторженным ею. Обучая и воспитывая, вечерняя школа “вырывает” многих из группы “риска”, нацеливает на добрые дела и поступки, давая тем самым дополнительный шанс найти им свое место в жизни. Не зря в Приложении к Федеральному закону, утвердившему Программу развития образования, особо подчеркнута её ответственная миссия: “В обеспечении социальной защиты, адаптации и реабилитации детей и молодёжи велика роль вечерних (сменных) общеобразовательных школ”.

В последние годы резко изменился контингент учащихся вечерней школы. Школа заметно помолодела. В основном учащиеся нашей школы – это «проблемные» подростки. Возросло количество подростков, не имеющих не только основного общего, но иногда и начального образования. Много ребят приходят к нам из массовой школы, причем у многих  нет никакого желания учиться. Почему эти ребята ушли из дневной школы? Причины разные. Но главная – социальное неблагополучие последнего десятилетия. Оно больше всего отразилось на детях. Резко изменилось у них отношение к своим школьным обязанностям. Причем неуспеваемость и конфликтность – всего лишь внешнее проявление серьезной нравственной деградации личности, которое выражается в ослаблении познавательных интересов и учебной мотивации, развитии безответственности и стремления к примитивным формам удовольствия, в утрате моральных ориентиров. В итоге возникшие личностные деформации воспроизводятся и даже усиливаются. Так постепенно складывается тип «трудного» подростка.

Сейчас появилась новая категория подростков, которую условно обозначают как «неудобный». В отличии от «трудного», у него не фиксируются какие-либо личностные деформации. Более того, его отличает развитый интерес, соответствующие способности, возрастная инициатива. Но чувствует он себя в массовой школе неуютно. Его не устраивает школьная жизнь с регламентированными «детскими» порядками. К тому же он хочет сочетать работу с учебой, чтобы иметь хоть какой – то заработок. Правда, у него не сформировано чувство ответственности и умение систематически трудиться. Эти качества мы и должны стремиться прививать у учащихся в ходе учебы.

Вечерняя школа всегда осуществляла компенсаторные и адаптивные образовательно – воспитательные функции, хотя и считалась подсистемой непрерывного образования взрослых. Но ни для кого не секрет, что за последние годы вечерняя школа заметно помолодела: средний  возраст  учащихся нашей школы 16- 18 лет. Контингент вечерней школы разнороден по подготовленности, социальной зрелости и мотивам обучения. Причины поступления в вечернюю школу разные: негативное отношение к учению, неблагополучная обстановка в семье, девиантность поведения, рождение ребенка  и другие.

            Им всем нужна такая школа, которая как бы можно полнее  удовлетворяла их интересы и была удобна по режиму занятий молодежи.

Вот статистика нашей школы. Почти 97% наших учащихся – из неполных или неблагополучных семей. У 80 % – низкая мотивация к обучению. Многие испытывают материальные невзгоды, обладают заниженной самооценкой.  

Проблемы, с которыми сталкиваются наши учителя, знакомы до мелочей;

–       отсутствие у большинства ребят интереса к учебе;

–       агрессивность в отношениях со сверстниками и взрослыми;

–       социальное неблагополучие в семье;

–       невоспитанность, утрата моральных ориентиров;

–       демонстративная лень и безответственность.

Как заинтересовать таких ребят учебой, делами школы, как доказать им, что без знаний у них нет перспективы? Над этим и работает коллектив нашей школы. Вечерняя школа всегда осуществляла компенсаторные и адаптивные образовательно- воспитательные функции, хотя и считалась  подсистемой непрерывного образования взрослых. Эти функции остаются у нее и сейчас, но к ним добавляются и новые.

По сути, наша школа открыта  для всех, как бы у кого из этих подростков не сложилась судьба. Практически мы принимаем всех желающих независимо от возраста, уровня образования и воспитания. Но это неизбежно приводит к тому, что наш контингент несет в себе проблемы всего нынешнего российского общества. Вот и приходится  работать сразу по нескольким направлениям: учить, воспитывать и перевоспитывать; серьезно заниматься психолого- педагогической реабилитацией; поддерживать социально незащищенных; помогать молодежи в профориентации.

Радикальные политические и экономические перемены, произошедшие в нашей стране, выявили социальную и психологическую несбалансированность общества, спровоцировали падение его духовно- нравственного потенциала. Особо остро это проявилось в молодежной среде подросткового и школьного возраста. Цифры роста беспризорности обескураживают. На обочине жизни оказались масса ребят, которым обязательно надо учиться.

В этих условиях основной задачей нашей школы должно быть не только обучение и воспитание, но и социально- психологическая реабилитация и адаптация «проблемных» подростков, которые по разным причинам оказались «за бортом» своих прежних школ.

А что в наше время можно делать без образования? Как жить? Какие же средства нужно использовать для вовлечения таких ребят в школу?

            Цель и смысл образования мы понимаем так: помочь человеку понять себя и окружающий мир, чтобы найти свое достойное место в обществе. А школа должна дать всё необходимое, чтобы намеченная цель стала достижимой. Хочу подчеркнуть: не сформировать, не воспитывать, а именно помочь ученику стать свободной, творческой  и ответственной личностью.

            Первое что должны чувствовать наши ученики – это доброжелательное отношение со стороны учителя, искреннюю человеческую заботу и внимание к каждому.  Мы должны принимать подростков такими, какие они есть, со всеми проблемами, ибо наша школа – их последний шанс стать настоящими людьми. В реабилитационной работе с ними главное – мобилизация возможностей самого ученика, корректировка его поведения. Важно отмечать даже самые малые успехи учащихся и вести каждого из них к своему успеху.

В «вечерке» важно научить учащихся ориентироваться в мире духовных ценностей, подготовить их к решению жизненных задач. 

Школа и наши социальные партнеры.

            Воспитательная работа с подростками самая большая головная боль педагогов «вечерки». Как известно, контингент «вечерки» – подростки, которые не входят в стандартны обычных школ. У них низкая успеваемость, узкий кругозор, склонность к вредным привычкам, повышенная конфликтность в общении с родителями и сверстниками. Отсутствие значимой цели в жизни, искаженные нравственные ценности.    

Мы лишь одна из «вечерок», выполняющая важные функции воспитания личности, способной реализовать свой потенциал и добиваться успеха. Конечно, выбор форм воспитания осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, конкретных возможностей и специфики школы.

Воспитание эффективно тогда, когда оно незаметно для воспитанников. Поэтому работа педагог должна быть исключительно осторожной и «замаскированной», имея своим содержанием организацию условий, необходимых для правильного развития личности. Таким образом, проблема решается не самоустранением педагогов от «свободного» развития подростков, а толковой современной методикой, соответствующей целям и принципам воспитания.

            Воспитательная работа в нашей школе ведется по следующим направлениям: нравственно-правовое, формирование положительных поведенческих навыков, познавательная деятельность, художественная деятельность, эстетическое воспитание, трудовая деятельность, физическое и военно-патриотическое воспитание, здоровый образ жизни – все эти направления приоритетны  нужны и важны , каждая из них играет свою роль в воспитании гражданина . Свою воспитательную политику выстраиваем так, что бы она работала на решение подростковых проблем. Однако одним нам с этим не справиться, так как в числе проблем наших воспитанников – курение, алкоголь, не соблюдение законов. Поэтому мы привлекаем к нашей работе учреждения нашего поселка- библиотеку, милицию, больницу, военкомат, центр занятости и т.д. Уже четыре года воспитательная работа в нашей школе ведется по  тематическим месячникам:

месяц

Название месячника

Работа с предприятиями, учреждениями

сентябрь

«ЗОЖ»

Центральная районная больница, библиотека, ДЮСШ

октябрь

«Забота о  ближнем»

Центр социального обслуживания населения

ноябрь

«Семья и общественность»

Библиотека, ЗАГС

декабрь

«Гражданское воспитание»

Отдел внутренних дел, правовой отдел районной библиотеки

январь

«Правовое воспитание»

Отдел внутренних дел, инспектор ПДН ОВД

февраль

«Военно-патриотическое воспитание»

Военкомат

март

«Профориентационный месячник»

Центр занятости, ОАО «Колымская судоходная компания»

апрель

«Экологический месячник»

Комитет по охране природы

    Традицией в школе стало проведение «Декады здоровья». Беседы, лекции и индивидуальные занятия проводят врачи районной больницы. Интересные и познавательные мероприятия были проведены на тему :«Венерические заболевания», «Курильщик – сам себе могильщик», «Наркомания- знак беды», «Что значит здоровый образ жизни», «Предупреждение простудных заболеваний» и др. Методический кабинет центральной больницы поделился брошюрами, плакатами, методбюллютнями и другой  наглядной агитацией.

Большую помощь в  нравственно- правовом ,эстетическом воспитании оказывает районная  библиотека. Они помогают нам в проведении цикла бесед «Светочи России»(о великих писателях, ученых, выдающихся деятелях культуры, искусства, путешественниках). Работники библиотеки познакомили наших учащихся с творчеством  якутских писателей Дьячкова, Ойунского и др. Также  была проведена  конференция на тему «Сын отечества», где учащиесяся познакомились с биографией, творчеством, выставкой книг, фотовыставкой ,узнали много интересного о Шаламове. К юбилею первооткрывателя И.Дежнева была проведена игра – путешествие «По местам экспедиции». Познакомились с творчеством Приставкина «Живая быль и живая боль», познакомились с историей создания словаря Даля, провели игру «Поле чудес», совместно провели вечер посвященный «Дню Валентина». Информационно- правовой отдел библиотеки провели беседу «Гражданином быть обязан», совместно провели игру – путешествие на планету «ЗИП», познакомили с Конвенцией о правах ребенка и многие другие мероприятия.

Традицией стало и проведение правовой недели в школе, хотя работники милиции и без того частые гости.  Ребят знакомили и напоминали об уголовной ответственности подростков и детей за совершенные преступления, проводились профилактические и индивидуальные беседы с учащимися, работа с детьми стоящими на учете в ПДН и условно осужденными, проводились рейды по квартирам неблагополучных детей, прогульщиков.  

 Поддерживаем связь с военным комиссариатом района. Февраль- месячник военно-патриотического воспитания. В его рамках ежегодно  организовывается встреча с военным комиссаром, где юноши говорят о долге и чести. Такие встречи  вызывают  живой интерес и массу вопросов.

Краеведенье представляет неограниченные возможности для расширения общего кругозора эстетического, нравственного воспитания и формирования личности гражданина. Учащиеся ходят на тематические экскурсии в музей, оказали помощь в сборе материала о ветеране ВОВ Перепелкине В.С., поделились новыми фотографиями, которыми мы пополнили  свой альбом и папку в музее.

            Вопрос вопросов сейчас – как помочь молодым людям приобрести профессию. К тому же, используя профессиональное обучение, можно изменить отношение подростков школе и учителям, вернуть их обратно в классы. Поэтому мы поддерживаем связь с центром занятости и ОАО «Колымская судоходная компания». Работники центра занятости проводят с учащимися беседы по профориентации, устраивают их на работу. В течении  последних трех лет 18 учащихся нашей школы через центр занятости прошли профессиональные курсы и нашли хорошо оплачиваемую работу. Окончив курсы рулевых мотористов и поваров при АО «Колымская судоходная компания» за последние три года 19 учащихся нашей школы стали работниками данного предприятия. 15 из них продолжают обучение в нашей школе, для того, чтобы поступить в высшие учебные заведения по своей профессии.

            Еще одна наша важная социальная функция  – профилактика криминального поведения учащихся путем приобщения их к спорту. Мы внимательно следим, кто и как посещает секции ДЮСШ. Ведь  проведенные в нем время – это часы, отобранные у подъездов.

Таким образом, через выше перечисленные  мероприятия наша школа осуществляет связь с учреждениями района.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Обучаясь в вечерней школе, подростки чувствуют себя более комфортно, адекватно и менее тревожно (поэтому они и говорят, что в вечерней школе учиться легче). А ведь тревожность и отчуждение являются главными факторами преступного поведения подростков. За последние три года правонарушения среди несовершеннолетних учащихся нашей школы снижается:

Направления, заложенные в работе школы, помогают нам стать центром социализации молодых людей, не «вписывающихся» в дневную школу, создать благоприятные условия для обучения социально- незащищенных подростков. Одним из результатов совместной деятельности педагогического коллектива нашей школы и социальных партнеров является позитивная динамика успеваемости и посещаемости наших учащихся.

Много еще предстоит сделать нашему коллективу школы, чтобы сохранить и улучшить достигнутые результаты в этом направлении работы – социальном партнерстве с заинтересованными структурами и организациями района. Разумеется , трудностей, забот и хлопот хватает. Но, как говорится, дорогу осилит идущий.

В современных условиях без социально­педагогического партнёрства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно­нравственное развитие и воспитание обучающихся. Для решения этой общенациональной задачи необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнёрские отношения с другими субъектами социализации: семьёй, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.

Организация социально­педагогического партнёрства может осуществляться путем согласования социально­воспитательных программ общеобразовательных учреждений и иных субъектов социализации на основе национального воспитательного идеала и базовых национальных ценностей. Это возможно при условии, что субъекты воспитания и социализации заинтересованы в разработке и реализации таких  программ. Развитие социально­педагогического партнёрства должно стать приоритетной сферой государственной политики.

            Вместе с тем, необходимо отметить, что задачи воспитания являются приоритетными и Закон “Об образовании в Российской Федерации” (ст.2) включает принцип приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. В воспитании подрастающего поколения призваны участвовать не только семья, образовательные учреждения, но и другие учреждения, организации, деятельность которых также связана с возможностью использования воспитательного влияния на молодых жителей. Нам надо всем помнить, что воспитание не идет по прямой к идеалу, развитие души юного человека совершается волнообразно, как и воспитание. Бывают спады, застои, подъемы – это естественно. Наша задача – добиться, чтобы подъем шел как можно энергичнее и дольше.  Мы стараемся вселять в ребят уверенность в своих силах и желание продолжать учебу. Мы считаем, что вечерние (сменные) школы и в перспективе останутся важным звеном общеобразовательной системы, предающей ей стабильность и гибкость.

 И все- таки хочется сказать всем нам: будьте спокойны и терпеливы и наши трудные – преобразятся. Будьте с ними справедливы и благожелательны, добры и внимательны!!! В нашем сложном мире и в сложном времени всем, особенно детям, необходим островок доброты и тишины. Хочется, чтобы наша школа стала таким островком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.     Закон Российской Федерации «Об образовании».

2.     А.Я.Данилюк и др. «Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России».

3.     Научно-методический журнал «Открытая школа»  № 3 1999 г., № 3 2005 г.,

№ 5 2005 г., № 6 2006 г., № 2 2008 г., № 5 2010 г.,  № 4 2013 г., № 6 2015 г..

4.     М.В.Худякова «Социальное партнерство и проектная деятельность в образовательных учреждениях».

5.     Л.Н. Самухина «Социальное партнерство и реализация проекта «Школа устойчивого развития».

6.     Ю.В. Мартемьянова., В.В.Чиркова «Социальное партнерство: школа – местное сообщество».

7.     Т.Д. Клещукова «Социальное партнерство школы и родителей».

8.     Е.В.Крутицкая «Система социального партнерства в сфере социологии образования».

 

 

Прикрепленные файлы:%d0%b2%d0%b5%d1%87%d0%b5%d1%80%d0%bd%d1%8f%d1%8f-%d1%88%d0%ba%d0%be%d0%bb%d0%b0-%d0%b8-%d1%81%d0%be%d1%86%d0%b8%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d0%be%d0%b5-%d0%bf%d0%b0%d1%80%d1%82%d0%bd%d0%b5%d1%80%d1%81 comments powered by HyperComments

solncesvet.ru

Потенциал вечерней школы :: Федеральный образовательный портал

Опубликовано на портале: 09-09-2004

Владислав Николаевич Вершинин Директор школы. 1998.  № 8. С. 69-76.  Тематический раздел: Статья посвящена развитию вечерней или сменной общеобразовательной школы. Действительно, эта школа практически решает сегодня проблемы, на которые еще только намереваются замахнуться, скажем, элитарные учебные заведения: разнотемповое обучение, индивидуальная образовательная траектория и т.п.

Инновационный фонтан

Попытаемся хотя бы перечислить те социальные и дидактические ценности, которые впитал в себя этот тип общеобразовательного учреждения, изначально называвшийся вечерней школой для взрослых, потом школой рабочей и сельской молодежи, а сегодня собирающий преимущественно безработных подростков. Обратимся к источникам информации, наиболее глубоко, объективно и оперативно фиксирующим состояние проблемы, - к страницам журнала «Открытая школа» (бывший журнал «Вечерняя средняя школа») и тезисам научно-практических конференций Научно-исследовательского института образования взрослых РАО. Листаем страницу за страницей, и перед нами встает нечто вроде инновационного фонтана поражающей мощности.

Только в последние годы возникли и утвердились: • Модели вечерней школы, предложенные лабораторией Г. Д. Глейзера, т. е. «реальное училище» (Москва, ВСШ №40) и «школа первой профессии» (Ханты-Мансийский автономный округ). • Открытая сменная школа как логическое развитие Центра образования (Ульяновск). • Школа комфортного обучения (Удмуртия). • Школа - социальный приют: отделения и классы социально-педагогической поддержки (Самара). • Школа конкурентоспособной личности (Санкт-Петербург, ВСШ № 8) • Профподготовка вечерников на базе ПТУ (Рязань). • Классы компенсирующего обучения, профильные и гуманитарные классы в школе взрослых (Лужская ВСШ). • Экологическое образование (Санкт-Петербург). • Совместная работа с негосударственными образовательными учреждениями - Центром довузовской подготовки и Центром-колледжем (Москва). • Школа подготовки к жизни на свободе (Екатеринбург, ВСШ при ИТУ).

И это лишь малая часть того, что уже реализовано, причем не в отдельно взятых школах, а в массовом опыте. Школы, названные выше, отличаются, пожалуй, лишь тягой к теории, умением и желанием анализировать ситуацию, ставить эксперимент, осмысливать и описывать его ход и результаты. Следует отметить, что на практике для множества школ взрослых, под какой бы специфической вывеской они ни выступали, характерно использование широкого веера организационных, дидактических и социальных инноваций. В той или иной мере каждая из них является открытым полипрофильным разноуровневым учреждением общего и профессионального образования с функцией социальной коррекции и поддержки учащихся разных возрастов.

В социально-философском и психологическом планах весьма интересен парадокс, определяющий социальную сущность и функцию этой школы: собирая людей, чьи образовательные права нарушены мыслимыми и немыслимыми способами, она именно этим предоставляет не доступные для других типов школ индивидуально-личностные возможности (следовательно - права!) в сфере образовательной деятельности.

Практически только в стенах этого типа школ сегодня ученик вместе с учителем и родителями выбирает и реализует удобный для себя способ образовательной деятельности, получивший в последнее время название «индивидуальной образовательной траектории». Проще говоря, для каждой конкретной личности подбирается вариант образования, соответствующий ее специфике по спектру дисциплин, содержанию, глубине и уровню его освоения, темпу учебной деятельности, формам обучения, вплоть до заочного, дистантного и экстерната.

Через дидактическое и воспитательное сито

В этом смысле вполне характерна и даже типична открытая сменная общеобразовательная школа № 4 г. Ульяновска, ближе всего знакомая автору.

Большая часть поступающих учащихся независимо от предъявленных документов об образовании проходят через дидактическое и воспитательное сито семестрового обучения. Здесь выявляется дидактическая запущенность, корректируется подготовка и восстанавливаются учебные навыки и учебная мотивация. Мы видим, как повышается самооценка личности и приобретается опыт самостоятельной образовательной деятельности.

Параллельно желающие через факультатнвы, кружки, уроки труда получают дополнительное образование допрофессионального и общекультурного характера. Переходя в старшие классы, они могут выбрать для себя обычные для «вечерки» три года обучения или пойти в ускоренные двухгодичные классы. В обоих случаях учащиеся имеют возможность изучения ряда предметов. дополнительных к типовому учебному плану вечерней школы, и получения разноуровневой полготовки по всем или по избранным предметам. Кроме того, желающие (и успевающие!) учащиеся ускоренного класса со второго полугодия могут параллельно заниматься в группе экстернов и благодаря этому получить общее среднее образование не за три года, характерных для вечерки, и не за два - как в дневной или ускоренных классах, а за один учебный год. Вместе с общим образованием свыше трех четвертей учащихся получают профессиональную подготовку (иногда по нескольким профессиям) через занятия в межшкольном учебно-производственном комбинате, на курсах дополнительного образования при школе как платных, так н бесплатных (за счет часов трудовой подготовки). При этом обучение может быть очным (дневным, вечерним, сменным), очно-заочным. а также в форме экстерната (по любому предмету, на любом уровне, за отдельный класс, всю основную или среднюю школу).

В коллективе школы начата проработка научно-методического и организационного обеспечения параллельного обучения старшеклассников на младшем курсе техникума, проблем дистанционного обучения, специфики образовательной деятельности приютских детей.

Словом, как ни в какой другой школе, наши учащиеся имеют возможность учиться по максимуму или минимуму, быстро или долго, в коллективе или в одиночку, очно или заочно, и к тому же походу учебного процесса менять характер учебной деятельности, отбирая для себя наиболее эффективные формы. Степень свободы такого выбора субъективно ограничивается лишь мерой уверенности педагогов в ответственности учащегося за последствия своего выбора. А мера эта - дело педагогического мастерства коллектива.

Свой путь

Однако самой прекрасной форме учебного процесса должны соответствовать наполняющие ее адекватные педагогические технологии. Как же в нынешней «вечерке» обстоит дело с педтехнологиями? Прежде всего отметим, что на страницах «Открытой школы» - главного репрезентанта инноваций в сфере общего образования взрослых - мы не видим многих модных сегодня в дневной школе технологий, широко представленных другими методическими журналами. Это по крайней мере означает, что инновационный поиск «вечерки» специфичен и не является каким-то отражением, заимствованием творчества других типов школ, традиционно более престижных и авторитетных в общественном мнении. Школа взрослых явно идет своим путем, хотя основные идеи носятся в воздухе и перекличка в какой-то мере неизбежна.

Снова полистаем номера журнала «Открытая школа» хотя бы за два последних года и выпишем попадающиеся на глаза упоминания о поисках в сфере технологической конкретики. Выписываем: • зачеты и контрольные работы с уровневой дифференциацией: • тестирование «на входе», текущее и итоговое: • самореализация личности через образовательную деятельность, личностно-ориентированное обучение: • интегрированные уроки: • матричный метод опроса: • иностранный язык в бизнес-классе, математика в профильном классе, индивидуализация учебной программы применительно к профессии учащегося. А вот спецкурсы: «Познай себя», «Я и моя семья», «Основы жизненного самоопределения», «Я и право», «Компьютер в жизни делового человека», «Киноискусство XX века», «Бизнес и карьера».

Перекликаясь в ценностных позициях и культурологических ориентациях с коллегами из других типов школ, школа взрослых идет собственным путем. При этом в аспектах многообразия форм обучения, в разработке разнотемпового обучения, в проблемах обеспечения индивидуальной образовательной траектории и некоторых других она явно идет впереди, несколько смущаясь от непривычной позиции лидера.

Заглядывая в будущее

Однако выйти вперед в науке означает прежде всего увидеть в большей сложности и полноте новые проблемы, и уже с иных позиций оценить наработанное и привычное. Есть ли что сказать вечерней школе в этом отношении? Какие перспективы раскрываются для нее? Заглядывая в будущее, прежде всего следует постоянно помнить, что главным стержнем этой школы были и есть все-таки не инновации, а старый добрый индивидуальный подход к ученику, оптимистическое прогнозирование его поведения и деятельности, его успехов, доброжелательное, уважительное и ободряющее отношение педагогов, кропотливая работа по склеиванию остатков знаний, умений, мотиваций в нечто дидактически значимое, обеспечивающее постепенную реабилитацию учения и школы в глазах ученика и, как следствие, - пересмотр и повышение самооценки личности. И нет основания полагать, что все это сколько-нибудь потеряет свою значимость под напором инновационных процессов. Все как раз наоборот: позитивные результаты любого экспериментаторства возможны исключительно на фоне такой щадящей и восстанавливающей педагогики, которая традиционно присуща вечерней школе и сохранение которой представляется проблемой наибольшей значимости и в будущем.

Второй проблемой педагогов-практиков, методистов и теоретиков образования взрослых нам представляется - с учетом резкого омоложения школьного контингента - структурирование свободного времени учащихся. Школе, в которой почти каждый третий взят милицией на учет, пора изыскивать способы и приемы борьбы за свободное время учащихся, способствующие переключению подростков и юношей с их взрывоопасной энергией из сферы социально опасной деятельности на все, что может привлекать молодых и не противоречит интересам общества. Углубленное, расширенное и дополнительное образование как-то решает часть этой непростой проблемы, но касается лишь наиболее социализировавшейся части учащихся, оставляя в стороне главных потенциальных «нарушителей спокойствия».

Начинать здесь придется, по-видимому, с серьезной и основательной постановки вопроса: что дороже обойдется государству - занять эту часть молодежи каким-либо полезным или хотя бы безвредным делом или отдать ее свободное время во владение лидерам с антисоциальными установками, опытом и интересами? Попутно придется решать задачу переориентации учительского менталитета на специфику работы с учащимися более младших возрастов. В качестве третьей проблемы и опять-таки с учетом омоложения контингента учащихся следует поставить переход от нынешнего в основном механического соединения общего образования и профподготовки к их органической интеграции. Необходимо создавать в школе единое образовательное пространство для общего и профессионального образования, координировать программы и учебные планы, усиливая профессионально значимую часть общего образования, выводя на обзорное изучение предметы, темы и разделы профессионально малозначимые, вводя новые, способствующие становлению конкурентоспособной личности, расширяющие возможности социализации.

И еще немаловажная проблема: де-факто школа приняла на себя коррекционно-развивающие функции, а де-юре планируется как учреждение второсортного, урезанного образования. Сегодня явно необходимо как снизу, так и сверху уточнить, осмыслить, описать и довести до официального признания новые грани статуса школы, определив ее как открытую разновозрастную с социально-корректирующими функциями. Все это необходимо отразить в нормативах, штатах, учебных планах и т.п. Причем при этом следует избежать превращения ее в разновидность вспомогательной школы! Она одновременно должна обеспечивать для одних учащихся полноценную по времени и качеству коррекцию дидактической и социальной запущенности, для других - норму обучения в традиционных рамках вечерней школы, для третьих- образование, максимально приближенное к условиям и требованиям дневной школы, т.е. обеспечивающее реальные возможности продолжения обучения, и для всех - умножение возможностей социализации личности после школы и во время обучения в ней.

Последняя просматривающаяся сегодня проблема - это изучение возможностей и технологии раннего отслеживания и нетравмирующего, щадящего психику подростка перевода (добровольного перехода!) учащихся, плохо ладящих с дневной школой, в школу взрослых. Почти что обязательная сегодня психическая травма образованием - это непозволительная впредь роскошь дидактической несостоятельности, разлагающая педагогический процесс в дневной школе, отравляющая его в вечерней, деструктивно действующая на саму личность в опасной поре ее начального становления. Мы уверены, что способы ее смягчения, а потом и преодоления. могут и должны быть найдены.

Дневная и вечерняя школы издавна связаны меж собою подобием закона сохранения энергии: если в одном месте контингент учащихся сокращается, то в другом он начинает прибывать. «Вечерка» и возникла как образовательная подсистема в лихолетье военных и первых послевоенных лет, опустошивших дневную школу. А вот в апогее обязательного среднего всеобуча она была подвергнута острейшей критике, за которой последовал сокрушительный разгром. Сегодня дневная школа сократила свои старшие классы, увеличивает явный и скрытый отсев из профильных, специализированных и обычных классов. Уменьшают набор техникумы и профтехучилища. Так что сегодня можно смело прогнозировать по крайней мере стабильное существование вечерней школы на ближайший ряд лет. Фактически же ей явно следует готовиться к приему возрастающего потока учащихся самых разных возрастов. Если, конечно, не случится какого-нибудь административного решения, строго, вопреки разуму и Конституции, обязывающего вновь закрепостить ученика в дневной школе.

ecsocman.hse.ru


KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта