Клиническая больница №30 Московского района Нижнего Новгорода. Журнал отпуска лекарственных средств
Путеводитель по приказу № 403н: всё о новых правилах отпуска
Лариса Гарбузова о тонкостях и особенностях отпуска ЛС
За последние два месяца на сайте «Катрен-Стиль» появилось множество материалов, посвященных приказу № 403н. Это и обзорная статья Самвела Григоряна, и появившиеся через месяц после публикации приказа разъяснения Минздрава (первое и второе), и комментарии новых правил отпуска, которые прозвучали на вебинаре директора Национальной фармацевтической палаты Елены Неволиной. Продолжая этот цикл, сегодня мы предлагаем вашему вниманию расшифровку вебинара Ларисы Гарбузовой, посвященного приказу № 403н (на вебинаре участвовали более 4200 человек), а также презентацию этого вебинара, которая может вам пригодиться. В этом материале преподаватель СПбГМУ Лариса Ивановна Гарбузова рассказывает обо всех тонкостях и особенностях новых правил.
Отпуск лекарств — основной вид деятельности любой аптеки. 22 сентября вступил в силу приказ Министерства здравоохранения № 403н «Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность». Он отменил действовавший до этого и всем привычный приказ № 785.
Начнем по порядку. Новый приказ Минздрава № 403н определяет, какие препараты могут отпускать аптечные организации разных типов. А именно:
- Лекарственные средства без рецептов: все аптечные организации и индивидуальные предприниматели с соответствующей лицензией.
- Рецептурные препараты: аптеки, аптечные пункты и ИП. Аптечные киоски всё так же не могут заниматься отпуском рецептурных ЛС.
Что касается препаратов, содержащих наркотические или психотропные вещества (НС и ПВ), то их по‑прежнему имеют право отпускать только аптеки и аптечные пункты с соответствующими лицензиями. Здесь нет никаких изменений по сравнению с прошлым порядком отпуска.
Главный сюрприз кроется в новых правилах отпуска иммунобиологических препаратов. Теперь их могут отпускать только аптеки и аптечные пункты. Индивидуальным предпринимателям впредь запрещено заниматься такими ЛС. Минздрав объясняет это изменение ссылкой на №157‑ФЗ от 17 сентября 1998 г. «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний», где ИП не упоминаются (статья Самвела Григоряна об ИП без ИЛП будет опубликована на нашем сайте в начале декабря — прим. ред.)
Правила отпуска рецептурных ЛС
Рассмотрим более подробно процедуру отпуска рецептурных препаратов. На рецепте обязательно ставится штамп «Лекарственный препарат отпущен» и отметка об отпуске препарата. Эта норма была и в старом порядке, но теперь есть уточнение, что отметка должна быть на всех рецептах. Вне зависимости от того, остаются они в аптеке или возвращаются.
В отметке об отпуске должны быть указаны наименование организации, торговое наименование препарата, дозировка и количество препарата.
В случае отпуска большей дозировки или единовременного отпуска всего курса ЛС по рецепту, срок действия которого составляет один год, в отметке необходимо также указывать ФИО медицинского работника, с которым согласован такой отпуск.
Если речь идет об отпуске НС и ПВ, то обязательно нужно указывать реквизиты документа лица, которому был выдан препарат. А также должно присутствовать ФИО фармацевтического работника, отпустившего препарат, и печать юрлица аптечной организации, в оттиске которой должно быть идентифицировано полное наименование аптеки.
На всех рецептах необходимо указывать также дату отпуска ЛС.
О том, где именно на рецепте должна ставиться отметка, в приказе не говорится. Соответственно, это остается на усмотрение сотрудника аптеки.
Сроки хранения рецептов
| Формы бланка | Выписанный препарат | Срок действия рецепта | Срок хранения рецепта в аптеке |
| № 107-1/у-НП | ЛС, содержащие НС и ПВ списка II, кроме трансдермальных терапевтических систем (ТДТС) | 15 дней | 5 лет |
| № 148-1/у-88 | ЛС, содержащие ПВ списка III и НС списка II в виде ТДТС | 15 дней | 5 лет |
| ЛС, подлежащие ПКУ: - препараты, содержащие сильнодействующие и ядовитые вещества - комбинированные ЛС (п. 5 приказа Минздрава от 17.05.2012 № 562н) - иные ЛС, подлежащие ПКУ: прегабалин, тропикамид, циклопентолат | 15 дней | 3 года | |
| ЛС, обладающие анаболической активностью (код А14А по АТХ) | 15 дней | 3 года | |
| № 148-1/у-04(л) № 148-1/у-06 (л) | ЛС, отпускаемые бесплатно или со скидкой | 30/90 дней | 3 года |
| № 107-1/у | ЛС, не подлежащие ПКУ: - содержащие более 15 % этилового спирта по объему - антипсихотические средства (код N05A по АТХ ) - анксиолитики (код N05B по АТХ) - снотворные и седативные средства (код N05C по АТХ) - антидепрессанты (код N06A по АТХ) | 60 дней/1 год | 3 месяца после отпуска пациенту последней партии ЛС |
| Остальные ЛС, отпускаемые по рецепту | 60 дней | Возвращаются пациенту | |
| ЛС для пациента с хроническим заболеванием | 1 год |
Основное новшество — это хранение рецептов на препараты, не подлежащие ПКУ, в течение 3 месяцев. Кроме этого, изменились сроки хранения льготных рецептов. Раньше их полагалось хранить 5 лет, теперь только 3 года.
Порядок хранения и уничтожения рецептов
В данный момент нет утвержденного порядка хранения и уничтожения рецептов в аптеке. Каждая аптечная организация (или ИП) должна сама разработать и утвердить внутренний документ, регламентирующий порядок хранения оставляемых в аптеке рецептов и их последующего уничтожения. Особенно это касается препаратов предметно-количественного учета (ПКУ). Поскольку при ведении ПКУ существуют журналы регистрации соответствующих препаратов, то вместе с ними надо обязательно хранить и приходные и расходные документы, коими рецепты являются.
С уничтожением немного сложнее. В Постановлении Правительства № 644 и Приказе Минздрава № 378 сказано, что журналы надо уничтожать, оформляя акт. Поэтому аптекам лучше подстраховаться — разработать и утвердить форму акта уничтожения.
Большой вопрос возникает по хранению и уничтожению «трехмесячных» рецептов (рецептов, которые необходимо хранить в аптеке в течение 3‑х месяцев), поскольку приказ не обязывает разрабатывать регламент по этому поводу. И если для препаратов ПКУ регламентация порядка хранения и уничтожения обязательна, то в случае с «трехмесячными» рецептами можно обойтись без лишней волокиты. Но лучше, конечно, прописать в СОП «Порядок отпуска ЛП» порядок уничтожения и для таких рецептов, чтобы быть готовым ко всем проверкам.
Порядок отпуска НС по новому приказу
Основное «нововведение» заключается в том, что в новом приказе не встречается слова «пациент». Теперь используется термин «лицо, имеющее или представившее рецепт». В остальном же порядок отпуска ЛП, содержащих наркотические средства и психотропные вещества списка II, не изменился. Отпуск всё так же осуществляется при наличии документа, удостоверяющего личность обладателя рецепта либо его законного представителя.
Для получения препарата также может быть предоставлена доверенность на получение наркотических ЛП. В разъяснениях говорится, что это должна быть доверенность, составленная в соответствии с Гражданским кодексом, соответственно, ее не обязательно заверять нотариально.
В доверенности пациент должен написать: «я, такой‑то, доверяю получить такие‑то лекарства по такому‑то рецепту такому‑то лицу». И обязательно указать паспортные данные лица. Кроме этого, в доверенности обязательно должна быть указана дата ее составления.
В новом приказе нигде не сказано, что такие доверенности должны каким‑либо образом учитываться или копироваться при отпуске ЛП. Поэтому на данный момент необходимости в этом нет.
Отпуская наркотические ЛС, по‑прежнему надо выдавать сигнатуру при отпуске препаратов списка II и списка III. Сигнатура должна быть с желтой полосой в верхней части и надписью черным шрифтом «сигнатура».
В предыдущих правилах отпуска была утвержденная форма бланка сигнатуры, однако в новом приказе ее нет. Есть только требования к тому, какие сведения должна содержать сигнатура. Бланки сигнатуры, утвержденные приказом № 785, соответствуют новым требованиям, поэтому их по‑прежнему можно использовать.
Так что же все‑таки изменилось в новых правилах? Отменено прикрепление пациента к конкретной аптеке. Это значит, что каждая аптека теперь должна обслуживать рецепты на НС и ПВ списка II, выписанные любой амбулаторной медицинской организации в России.
Также новый приказ отменил нормы отпуска безрецептурных препаратов, содержащих НС, ПВ и их прекурсоры. Напомним, ранее отпустить можно было не более 2 упаковок. Теперь же, например, «Корвалол» или калия перманганат можно отпускать без ограничений — столько, сколько просит покупатель.
Также уточнения коснулись выписки рецептов на бланке № 148. На нем, в частности, выписываются ЛП, обладающие анаболической активностью. Новый приказ конкретизирует, что это препараты, относящиеся по АТХ к анаболическим стероидам (код А14А).
Правила оформления рецептов для хронических больных
Рецепт на ЛП для пациента с хроническим заболеванием возвращается обратно на руки. При этом необходимо учитывать отметки о предыдущем отпуске ЛП. Если рецепт надо хранить 3 месяца, то забираем его только в случае, если ЛП были отпущены в максимальном количестве, указанном в рецепте, или если его срок действия закончился. В любом другом случае возвращаем пациенту.
Как можно будет доказать, что препарат отпустили, если всё количество не получено, а рецепт находится у пациента? В настоящий момент остается только дожидаться очередных разъяснений из Минздрава.
Для подстраховки можно снимать копию рецепта и поставить на ней отметку с датой отпуска. Если копию нельзя сделать, тогда, скорее всего, стоит завести отдельный журнал, где будут сведения о рецепте, препарате и данные работника, отпустившего ЛП.
Если пациент не выкупает всё количество препарата в срок действия рецепта, то в таком случае необходимо действовать по аналогии с отпуском по «хроническому» рецепту. То есть если препарат не выкуплен, то рецепт возвращается, а в нем делается отметка, сколько препарата отпущено. Сам рецепт забирается уже после выдачи всего количества нужного препарата.
Если в одном рецепте содержится три препарата, а пациент приобретает только один, то в таком случае ставится отметка, сколько какого ЛП отпущено, и затем рецепт возвращается пациенту.
Если в рецепте выписан один из препаратов, рецепт на который должен храниться в аптеке, то рецепт забирается только в случае, если все остальные ЛС уже отпущены. Вообще, в этом вопросе, конечно, больше поможет разъяснительная работа с врачами, необходимо просить их выписывать такие ЛП на отдельном рецепте.
Обратите внимание, что хроническим пациентам с рецептами, срок действия которых составляет 1 год, единовременный отпуск всего количества препарата может быть осуществлен только по согласованию с медицинским работником, выписавшим рецепт.
Нормы выписывания и отпуска ПКУ и НС, ПВ, а также ИЛП
Напомним, что препараты отпускаются в количестве, указанном в рецепте, за исключением случаев, когда для ЛС установлено предельно допустимое или рекомендованное количество для выписывания на один рецепт (приложения № 1 и № 2 к порядку назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденному приказом № 1175н).
Если пациент предъявляет рецепт с превышением допустимого или рекомендованного количества, то фармацевту надо сообщить пациенту о том, что норма превышена, и отпустить препарат только в пределах установленных количеств. А также информировать руководителя медицинской организации о нарушении выписки рецепта.
Повторим, что ИП не могут отпускать иммунобиологические препараты. Это главное изменение по сравнению с прошлым порядком отпуска.
При отпуске иммунобиологического лекарственного препарата на рецепте или корешке рецепта, который остается у лица, приобретающего (получающего) препарат, указывается точное время (в часах и минутах) отпуска лекарственного препарата.
Отпуск иммунобиологического лекарственного препарата осуществляется при наличии специального термоконтейнера, в который помещается лекарственный препарат, с разъяснением необходимости доставки данного лекарственного препарата в медицинскую организацию при условии хранения в специальном термоконтейнере в срок, не превышающий 48 часов.
Отпуск ИЛП при розничной реализации можно осуществлять при условии доставки до места их использования в термоконтейнере, термосе и других устройствах с соблюдением требований «холодовой цепи».
Фармацевт, осуществляющий розничную продажу ИЛП, проводит инструктаж покупателя о необходимости соблюдения «холодовой цепи» при транспортировании ИЛП (не более 48 часов), о чем делается отметка после его приобретения. В этой же отметке проставляется дата и время отпуска препарата, а также ставится подпись покупателя.
Замена дозировок
Здесь нет особых различий с приказом № 785. Если дозировка отличается от указанной в рецепте, то:
- если дозировка меньше, то допускается отпуск, предупреждаем пациента об этом и пересчитываем количество ЛП с учетом курса лечения и делаем об этом отметку в рецепте.
- если дозировка больше, то замена производится только по согласованию с медицинским работником. И опять же необходим пересчет количества с учетом курса и отметка в рецепте с ФИО медработника, который это разрешил. Такие согласования можно проводить по телефону.
Нарушение упаковки
Новый приказ допускает нарушение вторичной (потребительской) упаковки препарата, если количество ЛП, указанное в рецепте или необходимое лицу, приобретающему его (при безрецептурном отпуске), меньше количества препарата, содержащегося во вторичной (потребительской) упаковке. Другими словами, при необходимости.
Отпуск ЛС при этом осуществляется в первичной упаковке, предоставляется инструкция (копия инструкции) по применению отпускаемого лекарственного препарата.
Новый приказ отменил ведение лабораторно-фасовочного журнала при нарушении вторичной упаковки. Кроме того, не надо обеспечивать аптечную упаковку с указанием наименования, заводской серии и так далее.
Стоит помнить, что нарушение первичной упаковки никаким образом не допускается.
Обслуживание рецептов
Новый приказ № 403 уточняет сроки обслуживания рецептов. Они не меняются, но теперь действует норма «со дня обращения».
Запрещается отпускать ЛС по рецептам с истекшим сроком действия, за исключением случая, когда срок действия рецепта истек в период нахождения его на отсроченном обслуживании.
Если срок действия рецепта истек в период нахождения его на отсроченном обслуживании, то аптека должна отпустить ЛС по такому рецепту без его переоформления. Но это не касается НС и ПВ списка II.
Если рецепты оформлены с нарушением установленных правил, то они регистрируются в журнале, в котором указываются:
- выявленные нарушения в оформлении рецепта;
- ФИО медицинского работника, выписавшего рецепт;
- наименование медицинской организации;
- принятые меры.
При этом рецепт отмечается штампом «Рецепт недействителен» и возвращаются лицу, предоставившему рецепт. О фактах нарушения правил оформления рецептов необходимо проинформировать руководителя соответствующей медицинской организации.
Другими словами, всё так же, как и было в 785 приказе. Однако сейчас нет утвержденной формы журнала. Можно разработать и утвердить собственную, но также можно просто пользоваться старой формой.
Ответственность
И в заключение в очередной раз стоит отметить, что нарушение правил отпуска — это грубое нарушение лицензионных требований. И за это предусмотрена ответственность в Кодексе об административных правонарушениях:
Статья 14.1 КоАП.
Ч. 3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа: на должностных лиц — от 3 тысяч до 4 тысяч рублей; на юридических лиц — от 30 тысяч до 40 тысяч рублей.
Ч. 4. Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц — от 5 тысяч до 10 тысяч рублей; на юридических лиц — от 100 тысяч до 200 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
www.katrenstyle.ru
Работа по отпуску готовых лекарственных средств по рецептам
(с 14 дня по 23 день) Хранение готовых лекарственных средств по фармацевтическим группам:
- схема шкафов-накопителей для хранения готовых лекарственных препаратов с указанием фармакологической группы (приложение №5)
- соответствие формы бланка выписанному рецепту
- оформление рецепта
- срок действия рецепта
- сделать заключение о выдачи лекарственного препарата по данному рецепту, указать причину отказа
*копии рецептов (если возможно, подлинник) приложить к дневнику (приложение №6)
Хранение готовых ЛС по фармгруппам. По фармакологическому действию ЛС делятся на следующие препараты:
- спазмолитики - снимают спазмы гладкой мускулатуры внутренних органов и устраняют спазмы сосудов;
- анальгетики - лекарственные вещества природного, полусинтетического и синтетического происхождения, предназначенные для снятия болевых ощущений;
- противоаллергические - лекарственные вещества, уменьшающие признаки аллергии;
- противопростудные - применяют при кашле и простудных заболеваниях;
- противогрибковые - предназначены для лечения грибковых заболеваний;
- сердечно-сосудистые - применяют для лечения сердечной недостаточности и нарушений сосудистого тонуса;
- гипотензивные - вызывают снижение артериального кровяного давления, применяют при лечении гипертонической болезни.
Соответствие формы бланка выписанному рецепту. При приеме рецептов и отпуске по ним ЛС надо следовать определенному алгоритму действий. На первом этапе проверяется соответствие формы рецептурного бланка лекарственной прописи, обязательных и дополнительных реквизитов. Существуют следующие формы рецептурных бланков:
1) Форма «Специальный рецептурный бланк на наркотическое средство и психотропное вещество»;
2) Форма № 148 -1/ у-88 «Рецептурный бланк»;
3) Форма № 107 -1 /у «Рецептурный бланк»;
4) Форма № 148 -1/у - 04 (л) «Рецепт»;
5) Форма № 148 -1/у - 06 (л) « Рецепт».
Форма « Специальный рецептурный бланк на наркотическое средство и психотропное вещество» изготавливается на бумаге розового цвета с водяными знаками и имеет серийный номер.
На таком бланке выписывают наркотические средства и психотропные вещества. В рецепте полностью указывается фамилия, имя отчество больного, указывается история болезни №, или № медицинской карты больного, или история развития ребенка, история болезни. Полностью указывается фамилия, имя и отчество врача. Подписывается рецепт врачом, выписавшим этот рецепт, после чего заверяется личной печатью врача. Дополнительно заверяется круглой печатью ЛПУ и подписывается главным врачом или его заместителем.
На одном бланке разрешается выписывать только одно наименование ЛС, при этом исправления не допускаются. Рецепт остается в аптечной организации для предметно-количественного учета. Срок действия рецепта - 5 дней со дня выписки.
Форма № 148 -1/ у-88 «Рецептурный бланк» имеет серию и номер. На этом бланке выписываются психотропные вещества, а также иные лекарственные средства, находящиеся на предметно-количественном учете и анаболические стероиды. Рецепт подписывается врачом и заверяется его личной печатью и дополнительно заверяется печатью ЛПУ «Для рецептов».
На одном бланке можно выписать только одно наименование ЛС, причем с обратной стороны рецепта делается отметка о том, кто приготовил, проверил и отпустил лекарственное средство. Рецепт остается в аптечной организации для предметно-количественного учета. Срок действия - 10 дней.
Форма № 107 -1/у «Рецептурный бланк». На этом бланке выписывают все ЛС, за исключением, тех, что выписывают на бланке формы № 148 -1/у - 88 и специальном рецептурном бланке на наркотическое средство и психотропное вещество. Рецепт подписывается врачом и заверяется личной печатью его. На одном бланке выписывают не более 3-х наименований ЛС, при этом исправления не допускаются. Срок действия - 10 дней, 2 месяца, 1 год. Срок действия указывается путем зачеркивания. Рецепты на все остальные лекарственные средства действительны- 2 месяца со дня выписки.
Форма № 148 -1/у -04 «Рецепт» и Форма № 148 -1/у-06 «Рецепт» предназначены для выписывания ЛС на льготных условиях (бесплатно или со скидкой). Форма № 148 -1/-06 оформляется с использованием компьютерных технологий. На этих бланках выписывают ЛС, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов. Рецептурный бланк выписывается в 3-х экземплярах, имеющих единую серию и номер, при этом рецепт подписывается врачом (фельдшером) и заверяется его личной печатью. Срок действия - 1 месяц со дня выписки, за исключением лекарственных средств, находящихся на предметно-количественном учете.
При отпуске лекарственного средства в аптечном учреждении на рецептурном бланке указываются сведения о фактически отпущенных лекарственных средствах, и проставляется дата отпуска. У этого рецептурного бланка имеется линия отрыва, разделяющая бланк и корешок, который выдается больному. При этом на корешке делается отметка о наименовании лекарственного средства, дозировке, количестве, способе применения.
При отпуске лекарств по рецептам фармацевт должен соблюдать следующие правила.
- если в рецепте выписаны наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые вещества, апоморфина гидрохлорид, атропина сульфат, гоматропина гидробромид, дикаин, серебра нитрат, пахикарпина гидройодид, анаболические гормоны, - в смеси с другими ингредиентами, то запрещается их отпускать не в составе изготовленного лекарственного средства;
- в случае выписывания врачом ЛС, перечисленных выше, в дозе, превышающей высший однократный прием, работник аптеки обязан отпустить это ЛС в половине той дозы, которая установлена как высшая разовая;
- аптечным учреждениям запрещается отпуск выше перечисленных средств по рецептам ветеринарных лечебных организаций для лечения животных;
- при отпуске экстемпорально изготовленных ЛП, содержащих наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые вещества, а также апоморфина гидрохлорид, атропина сульфат, гоматропина гидробромид, дикаин, серебра нитарт, пахикарпина гидройодид, этиловый спирт, больным взамен рецепта выдается сигнатура с желтой полосой в верхней части и надписью черным шрифтом на ней «Сигнатура»;
- при отпуске готовых ЛС аптечного изготовления способ применения указывается на этикетке;
- при изготовлении экстемпоральных лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные, сильнодействующие и ядовитые вещества, по рецептам врача и требованиям лечебно-профилактических учреждений провизор аптеки обязан расписаться на оборотной стороне рецепта или требования о выдаче, а фармацевт аптеки - в получении требуемого количества наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ;
- при отпуске лекарственных средств по рецептам длительного действия рецепт возвращается больному с указанием на обороте количества отпущенного препарата и даты отпуска. При очередном обращении больного в аптечное учреждение учитываются пометки о предыдущем получении лекарственного средства. По истечении срока действия рецепт гасится штампом «Рецепт недействителен» и оставляется в аптеке;
- рецепты на ЛС, обладающие анаболической активностью, в том числе стероидные гормоны, на транквилизаторы, антидепрессивные, нейролептические средства, препараты, содержащие производные 8-оксихинолина, антигистаминные препараты погашаются штампом: «Лекарство отпущено»;
- при выписывании хроническим больным рецептов на готовые ЛС разрешается устанавливать срок действия рецепта в пределах до одного года. Врач должен сделать пометку «Хроническому больному», указать срок действия рецепта и периодичность отпуска лекарственных средств из аптечного учреждения (еженедельно, ежемесячно и т.п.), заверить это указание своей подписью и личной печатью, а также печатью лечебно-профилактического учреждения «Для рецептов».
Рецепт, не отвечающий хотя бы одному из перечисленных требований или содержащий несовместимые лекарственные вещества, считается недействительным, и аптечный работник имеет право отказать в выдаче ЛС.
Оформление документации по предметно-количественному учету:
- копия одного выборочного листа лекарственных препаратов, подлежащих ПКУ (приложение №7)
Предметно-количественный учет - документированный оперативный учет движения товаров по отдельным ассортиментным позициям в натуральных измерителях. Предметно-количественному учету подлежат наркотические и психотропные средства; прекурсоры; ЛС, входящие в список сильнодействующих веществ; ЛС, входящие в список ядовитых веществ; субстанции апоморфина гидрохлорида, атропина сульфата, дикаина, гоматропинагидробромила, серебра натрия, пахикарпина гидроидида; этиловый спирт. ПКУ лекарственных средств ведут в Книге учета наркотических и других лекарственных средств, пронумерованной, прошнурованной, опломбированной и заверенной подписью и печатью руководителя территориального органа управления фармацевтическими организацями.
Книга заводится на один год. На первой странице указывается ЛП, подлежащие ПКУ. Для каждой лекарственной формы, дозировки, фасовки ЛП отводится отдельный лист. На нем указаны единицы учета, поступление (по каждому приходному документу в отдельности с указанием номера и даты), расход (ежедневные записи) по каждому его виду. Исправления зачеркиваются и заверяются подписью материально ответственного лица. На первое число каждого месяца сверяется наличие ЛП, подлежащих ПКУ с остатком в Книге учета. До проведения инвентаризации книжный остаток будет являться начальным остатком. По готовым ЛП эти остатки должны совпадать. В случае расхождения выявляются виновные. В случае расхождения книжного остатка и фактического наличия ЛС и этилового спирта рассчитывается естественная убыль.
При осуществлении любой операции, в результате которой изменяются количество и состояние ЛС, подлежащих ПКУ, ведется регистрация этих ЛП в Книге учета материально ответственными лицами. Указанная Книга хранится после внесения в нее последней записи согласно установленных правил государственного архивного дела.
| Рецепт №1 | Rp: Sol. Omnoponi 2% 1,0 D.t.d. 6 in amp. S. По 0,5-1мл под кожу | |
| Рецепт №2 | Rp: Cyclodoli 0,002 D.t.d. N. 50 in tabul. S. По Ѕ-1таблетке 1-2 раза в день | |
| Рецепт №3 | Rp: Suprastini 0,025 D.t.d. N 20 in tabul. S. По 1 таблетке 2-3 раза в день | |
| Рецепт №4 | Rp: Sol.Pilocarpini hydrochloride 1% 10,0 D.S. Глазные капли. По 1-2 капли 1-2 раза в день | |
| Рецепт №5 | Rp: Tabul. Bepasci 0,5 D.t.d. N.100 S. По 6 таблеток 3 раза в день (через полчаса после едв) | |
studfiles.net
Новые правила отпуска лекарственных средств
С 22 сентября вступили в силу новые правила отпуска лекарств — приказ Минздрава РФ от 11.07.2017 № 403н «Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов», который регулирует продажу лекарственных средств в аптеках. Документ вызвал много шума и неразберихи как среди пациентов, так и среди сотрудников аптек. Сегодня мы постарались ответить на самые главные вопросы по поводу нового приказа, которые могут возникнуть у простого посетителя аптеки.
Новый приказ делает все лекарства рецептурными?
Нет. Новые правила отпуска только немного изменяют порядок продажи некоторых рецептурных препаратов. Никаких ограничений в отношении обычных безрецептурных лекарств он не устанавливает.
И теперь рецептурный препарат просто так не купишь?
На самом деле продавать рецептурные препараты без рецепта было запрещено всегда. За это аптеке грозит немаленький штраф и лишение лицензии. Но, как всем известно, строгость закона компенсируется необязательностью его исполнения. Поэтому некоторое количество аптек пренебрегают правилами. Однако появление новых правил отпуска означает пристальное внимание к их исполнению, а следовательно, аптеки теперь стали более трепетно относиться к рецептурному отпуску.
А как вообще узнать, нужен ли рецепт на препарат?
Является препарат рецептурным или нет — об этом говорится в инструкции по применению. Кроме того, такая информация всегда указывается на упаковке. Из всех зарегистрированных в России лекарств примерно 70% являются рецептурными.
В идеальном мире врач наизусть знает, для какого препарата нужен рецепт, а для какого нет. Но в условиях суровой действительности очень часто такую информацию приходится проверять самостоятельно. Поэтому когда врач советует вам какие-либо лекарства, то можно проверить их через интернет прямо на приеме и сразу же попросить выписать рецепт.
Рецепты выписываются только на специальных бланках. Самым распространенным является бланк №107-1/у. Выглядит он вот так:

Чтобы проверить, является ли препарат рецептурным, вы можете зайти на apteka.ru и ввести название препарата. Все рецептурные лекарства на нашем сайте имеют пометку «отпускается по рецепту». Кстати, не так давно у нас появилась специальная метка для препаратов, рецепт на которые остается в аптеке.

Как это — «рецепт остается в аптеке»?
В аптеке есть перечень препаратов, подлежащих строгому учету. Как правило, это лекарства, содержащие наркотические или психотропные вещества, входящие в особый перечень. Рецепты на такие лекарства всегда остаются в аптеке, чтобы контролировать их продажу. Оборот наркотических веществ проверяется не только Росздравнадзором, но и структурами МВД.
Но теперь, согласно новым правилам отпуска, в аптеке также должны храниться рецепты на некоторые лекарства (антидепрессанты, транквилизаторы, нейролептики, снотворные и седативные препараты, а также на спиртосодержащие лекарства с долей спирта более 15%)*.
«Спиртосодержащие лекарства»? Значит, теперь для корвалола или валерьянки надо получать рецепт?
Нет. Повторим, что новый приказ не делает лекарства рецептурными. Речь идет только о препаратах, отпускаемых по рецепту. Корвалол, настойка валерианы и многие другие популярные настойки и эликсиры являются безрецептурными. Соответственно, никто не может потребовать на них рецепт, если об этом не сказано в инструкции по применению.
Хорошо, допустим, у меня есть рецепт, но в нем несколько препаратов, и на одном из них стоит пометка «остается в аптеке». А я хочу купить только один. Рецепт у меня заберут?
Да. Исключения делаются только для годовых рецептов, при условии что вы не покупаете все выписанное количество препарата за один раз (для этого нужно еще и разрешение врача, выписавшего рецепт).
К примеру, вам прописан курс антидепрессантов на год, а вам надо приобрести лишь одну упаковку. В таком случае аптека не имеет права забирать у вас рецепт. Фармацевт только делает пометку какое количество препарата вы купили, и возвращает рецепт.
А я могу получить лекарства, если рецепт выписан не на меня?
Да. Практически все лекарства отпускаются просто предъявителю рецепта. Получить препарат в аптеке может как сам пациент, так и его друг, родственник, или просто знакомый. Главное— это наличие рецепта.
Исключение делается только для наркотических или психотропных препаратов. Рецепты на такие ЛС выписываются на специальном бланке №107/у-НП. Его легко отличить от других рецептов, поскольку он розового цвета. При получении таких ЛС в аптеке при себе надо иметь доверенность на получение лекарств и паспорт, подтверждающий, что вы именно тот, на кого выписана доверенность.
При этом Минздрав особо отмечает, что доверенность может быть даже рукописной. В ней можно написать, что «я такой-то такой-то доверяю получить такие-то лекарства по такому-то рецепту такому-то человеку». И обязательно указать паспортные данные этого человека. Кроме этого, в ней обязательно должна быть указана дата ее составления. Нотариального заверения такой доверенности не требуется.
Что еще изменилось с новым порядком отпуска лекарств?
Теперь на всех рецептах ставится печать, что «лекарственный препарат отпущен». Таким образом, повторно использовать их уже не получится. Поэтому если вдруг вам понадобится еще один стандарт препарата, то нужно будет получить новый рецепт.
Также фармацевт теперь обязан информировать покупателя о правилах хранения лекарства, его взаимодействии с другими препаратами, а также о его способе и дозах приема. Кроме этого, сотрудник аптеки не может скрывать информацию о наличии препаратов с таким же действующим веществом, но стоящих дешевле. Такая норма существовала и ранее в законе «Об основах охраны здоровья граждан» и Правилах надлежащей аптечной практики, но теперь продублирована и в порядке отпуска.
* Ниже представлен список МНН, рецепты на которые теперь, согласно новому приказу, будут оставаться в аптеке. Обратите внимание, что здесь указаны действующие вещества (МНН), а не конкретные названия торговых марок.
МНН агомелатин азенапин аминофенилмасляная кислота амисульприд амитриптилин арипипразол белладонны алкалоиды+Фенобарбитал+Эрготамин бромдигидрохлорфенилбензодиазепин буспирон венлафаксин вортиоксетин галоперидол гидразинокарбонилметилбромфенилдигидробенздиазепин гидроксизин дексмедетомидин доксиламин дулоксетин залеплон зипрасидон зуклопентиксол имипрамин кветиапин кломипрамин лития карбонат луразидон мапротилин мелатонин миансерин милнаципран миртазапин оланзапин палиперидон пароксетин перициазин перфеназин пипофезин пирлиндол подофиллотоксин промазин прутняка обыкновенного плодов экстракт рисперидон сертиндол сертралин сульпирид тетраметилтетраазабициклооктандион тиаприд тиоридазин тофизопам тразодон трифлуоперазин морфолиноэтилтиоэтоксибензимидазол флувоксамин флуоксетин флупентиксол флуфеназин хлорпромазин хлорпротиксен циталопрам эсциталопрам этифоксин
Главное фото istockphoto.com
apteka.ru
Минздрав опубликовал новые разъяснения приказа № 403н: о нарушении вторичной упаковки, по вопросам хранения рецептов и отпуска спиртосодержащих ЛС
Министерство здравоохранения 24 октября опубликовало второе письмо с официальными разъяснениями приказа 403н о Правилах отпуска лекарственных средств. Первое письмо Минздрав опубликовал 27 сентября.
1. По вопросу нарушения вторичной упаковки лекарственного препарата (пункт 8 Правил).
Пунктом 8 Правил определена возможность нарушения вторичной (потребительской) упаковки лекарственного препарата и отпуска его в первичной упаковке в случаях:
- если количество лекарственного препарата, указанное в рецепте, меньше количества лекарственного препарата, содержащегося во вторичной (потребительской) упаковке;
- если количество лекарственного препарата, отпускаемого без рецепта, необходимое пациенту, меньше количества лекарственного препарата, содержащегося во вторичной (потребительской) упаковке.
При этом допустимо нарушение только такой вторичной (потребительской) упаковки, вскрытие которой исключает необходимость расфасовки лекарственного препарата, например, в случаях выпуска лекарственного препарата в виде контурных ячейковых или безъячейковых упаковок, ампул, флаконов и др., содержащих необходимую информацию о лекарственном препарате.
При нарушении указанных вторичных (потребительских) упаковок лекарственных препаратов не требуется ведение лабораторно-фасовочного журнала.
Однако обращаем внимание, что пациенту должна быть обязательно предоставлена либо инструкция по медицинскому применению отпускаемого лекарственного препарата, либо ее копия.
2. По вопросу хранения рецептов на лекарственные препараты (пункт 14 Правил).
Повторно обращаем внимание на тот факт, что приказом не вводятся новые требования по обороту лекарственных препаратов, а также по оформлению рецептов на них.
В соответствии с пунктом 14 Правил подлежат хранению в течение трех месяцев рецепты на лекарственные препараты определенных групп (в жидкой лекарственной форме, содержащие более 15 % этилового спирта от объема готовой продукции; относящиеся АТХ к антипсихотическим средствам (код N05A), анксиолитикам (код N05B), снотворным и седативным средствам (код N05C), антидепрессантам (код N06A) и не подлежащие предметно-количественному учету), выписанные на рецептурных бланках формы N 107–1/у.
При этом соблюдение нормы об оставлении рецептов на лекарственные препараты вышеуказанных групп не зависит от времени поступления их в аптечную организацию и сроков действия рецептов, поскольку данные лекарственные препараты не подлежат предметно-количественному учету, в связи с чем не может быть осуществлена сверка соответствия оставленных рецептов и отпущенных лекарственных препаратов.
Требовать переоформления рецептов на лекарственные препараты указанных групп с учетной формы N 107–1/у на учетную форму N 148–1/у-88 недопустимо.
В настоящее время медицинские работники могут выписывать вышеуказанные лекарственные препараты различными способами, применяя нормы приказа Минздрава России от 20 декабря 2013 г. N 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения»:
-
для пациентов, не являющихся хроническими больными, — путем оформления рецепта на рецептурном бланке формы N 107–1/у и указанием срока действия рецепта «Рецепт действителен в течение 60 дней», а также количества лекарственного препарата, необходимого пациенту для курсового лечения на срок до 2‑х месяцев. При этом в рецепте следует выписывать одно наименование лекарственного препарата.
При обращении в аптеку пациент должен приобрести все количество выписанного лекарственного препарата и оставить рецепт в аптеке для последующего его хранения;
для пациентов, являющихся хроническими больными, лечение которых длительно и превышает 2‑х месячное курсовое лечение, следует применять норму, разрешающую устанавливать срок действия рецепта, выписанного на рецептурном бланке N 107–1/у, в пределах до 1 года.
При этом рецепт должен быть дополнительно оформлен: проставляется пометка «Пациенту с хроническим заболеванием» (ручным способом или штампом), указывает срок действия рецепта (от 2‑х до 12 месяцев), периодичность отпуска лекарственного препарата из аптеки (еженедельно, ежемесячно и иные периоды). Данные указания заверяются подписью лечащего врача и его личной печатью, а также печатью медицинской организации «Для рецептов».
При обращении в аптеку с периодичностью, указанной в рецепте, пациент приобретает необходимое количество лекарственного препарата, и забирает рецепт, на котором фармацевтический работник сделал отметку об его отпуске, для последующего посещения аптеки. Рецепт подлежит оставлению в аптеке только после получения пациентом последней партии выписанного ему лекарственного препарата.
3. По вопросу отпуска этилового спирта и лекарственных препаратов, содержащих этиловый спирт (пункт 23 Правил).
Приказом N 403н не установлены ограничения по объему отпуска этилового спирта в чистом виде или в смеси по рецептам.
В связи с этим этиловый спирт должен отпускаться в количестве, выписанном медицинским работником в рецепте, но с учетом установленных ограничений объема тары спирта этилового в заводской упаковке [1].
Лекарственные препараты, содержащие этиловый спирт (в том числе экстемпорально изготовляемые аптекой или индивидуальным предпринимателем, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность), предназначенные для внутреннего применения, номенклатура которых включена в перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в отношении которых устанавливаются требования к объему тары, упаковке и комплектности, утвержденный приказом Минздрава России от 8 февраля 2017 г. N 47н, подлежат отпуску в таре, содержащей установленный объем (25 миллилитров, 50 миллилитров, 100 миллилитров).
Дополнительно сообщаем, что в приказе N 403н не предусмотрены нормы отпуска лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта врача и содержащих прекурсоры (например, «Калия перманганат, порошок»), или содержащих малые количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (например, «Андипал, таблетки»).
Министерство здравоохранения Российской Федерации предлагает довести данную информацию до сведения всех руководителей территориальных органов управления здравоохранением, аптечных организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность и осуществляющих отпуск лекарственных препаратов, медицинских организаций, осуществляющих назначение и выписывание лекарственных препаратов.
Источник
- Постановление Правительства Российской Федерации от 27 августа 1999 г. № 967 «О производстве и обороте спиртосодержащих лекарственных средств и парфюмерно-косметической продукции (средств)».
www.katrenstyle.ru
Организация и отпуск лекарственных средств
5. Проверка высших разовых и суточных доз ЛС с учетом возраста больного. При оценке лекарственной прописи аптечный работник должен проверить высшие разовые и суточные дозы (ВРД и ВСД) ЛС с учетом возраста больного. При отпуске наркотических, психотропных и ядовитых веществ он должен руководствоваться пунктом 3.9 Приказа №785 от 14 декабря 2005г МЗ и «Требованием к отпуску наркотических средств и психотропных веществ; лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету; анаболических стероидов».
6. Проверка соответствия количества выписанного ЛС установленным приказами МЗ РФ от 12.02.2007 № 110. При поступлении экстемпорального рецепта в аптеку фармацевтический работник обязан отпустить лекарственное средство, находящееся на ПКУ, в половине высшей разовой, в том случае, если врач не соблюдал установленных правил оформления рецепта или превысил высшую однократную дозу. В некоторых случаях предусмотрено превышение установленных норм, что возможно при наличии указания врача на рецепте «По специальному назначению», заверенного подписью и печатью врача, а также печатью «Для рецептов». Инкурабельным онкологическим и гематологическим больным количество выписываемых в одном рецепте наркотических средств также может быть увеличено в 2 раза против установленных норм. [12]
7. Проверка срока действия рецепта. На основании приказа № 110 от 12 февраля 2007г Министерства здравоохранения и социального развития РФ устанавливаются следующие сроки действия рецептов.
Рецепты, выписанные на специальном рецептурном бланке на наркотическое средство и психотропное вещество, действительны - 5 дней со дня выписки, на рецептурном бланке № 148-1/у-88 -10 дней.
Рецепт, выписанный на рецептурном бланке № 148-1/у- 88, действителен - 10 дней, 1 месяц. Срок действия указывается путем зачеркивания.
Рецепт, выписанный на рецептурном бланке № 107-1/у, действителен- 10 дней, 2 месяца, 1 год. Срок действия указывается путем зачеркивания.
Рецепты на все остальные лекарственные средства действительны- 2 месяца со дня выписки.
Рецепты, выписанные на рецептурных бланках формы № 148-1/у -04 (л) и № 148-1/у-06 (л), действительны – 1 месяц со дня выписки, за исключением лекарственных средств, находящихся на предметно-количественном учете.
Рецепты на производные барбитуровой кислоты, эфедрин в чистом виде, псевдоэфедрин в чистом виде, эфедрин и псевдоэфедрин в смеси с другими веществами, анаболические стероиды, клозапин, тианептин для лечения больных с затяжными и хроническими заболеваниями могут выписываться на курс лечения до 1 месяца.
При этом на рецепте должна быть надпись – «По специальному назначению», которая скрепляется подписью врача и печатью ЛПУ «Для рецептов». Рецепты, не отвечающие выше перечисленным требованиям, остаются в аптеке, погашаются штампом «Рецепт недействителен» и регистрируются в специальном журнале.
8. Таксировка рецепта. Рецепт, выписанный правильно, затем таксируется. В аптеках с оборудованным АРМ этот процесс происходит с помощью различного программного обеспечения. Если рецепт оформлен неправильно, то он регистрируется в «Журнале учета неправильно выписанных рецептов», предварительно погашенный штампом «Рецепт недействителен». [2]
9.Регистрация рецепта.
10.Оформление сигнатуры при необходимости.
11.Выдача квитанции.
12.Оплата рецепта.
Все эти стадии идут в комплексе, так как регистрация, оплата и выдача квитанции идут как составляющие одного процесса.
2.2 Формы рецептурных бланков
В настоящее время приказом МЗ и соцразвития № 110 от 12 февраля 2007г «О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания» утверждены следующие формы рецептурных бланков:
1) Форма «Специальный рецептурный бланк на наркотическое средство и психотропное вещество»;
2) Форма № 148 -1/ у-88 «Рецептурный бланк»;
3) Форма № 107 -1 /у «Рецептурный бланк»;
4) Форма № 148 -1/у - 04 (л) «Рецепт»;
5) Форма № 148 –1/у - 06 (л) « Рецепт».
1. Форма «Специальный рецептурный бланк на наркотическое средство и психотропное вещество» согласно инструкции к приказу № 110 «изготавливается на бумаге розового цвета с водяными знаками и имеет серийный номер. На рецептурном бланке этого образца выписываются наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в Список II Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ (согласно Постановления Правительства РФ № 681 от 30 июня 1998 г).
В рецепте полностью указывается фамилия, имя отчество больного. Обязательно указывается «История болезни №», или «№ медицинской карты» больного, или история развития ребенка, история болезни. Кроме того, полностью указывается фамилия, имя и отчество врача. Подписывается рецепт врачом, выписавшим этот рецепт, после чего заверяется личной печатью врача. Дополнительно заверяется круглой печатью ЛПУ и подписывается главным врачом или его заместителем.[10]
На одном рецептурном бланке разрешается выписывать только одно наименование лекарственного средства, при этом исправления не допускаются. Рецепт остается в аптечной организации для предметно-количественного учета.
2. Форма № 148 -1/ у-88 «Рецептурный бланк» имеет серию и номер. Помимо этого, он должен содержать следующие реквизиты: адрес или номер медицинской карты больного, печать ЛПУ «Для рецептов», Ф.И.О. больного и врача полностью. Для бесплатного и льготного отпуска рецепт выписывается в двух экземплярах. На этом рецептурном бланке выписываются психотропные вещества Списка III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ (согласно Постановления Правительства РФ № 681 от 30 июня 1998г), а также иные лекарственные средства, находящиеся на предметно-количественном учете и анаболические стероиды.
На одном рецептурном бланке разрешается выписывать только одно наименование лекарственного средства, причем с обратной стороны рецепта делается отметка о том, кто приготовил, проверил и отпустил лекарственное средство. Рецепт остается в аптечной организации для предметно-количественного учета
3. Форма № 107 -1/у «Рецептурный бланк». На этом рецептурном бланке выписываются все лекарственные средства, за исключением, тех, что выписываются на рецептурном бланке формы № 148 -1/у – 88 и специальном рецептурном бланке на наркотическое средство и психотропное вещество. Рецепт подписывается врачом и заверяется личной печатью его.
На одном рецептурном бланке выписывается не более 3–х наименований лекарственных средств, при этом исправления также не допускаются. Этиловый спирт выписывают на отдельном бланке и заверяют дополнительно печатью ЛПУ «Для рецептов».
4. Форма № 148 -1/у -04 «Рецепт» и 5. и Форма № 148 -1/у-06 «Рецепт» предназначены для выписывания лекарственных средств на льготных условиях (бесплатно или со скидкой), причем форма № 148 -1/-06 оформляется с использованием компьютерных технологий. На рецептурном бланке, перечисленных форм выписываются лекарственные средства, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов. [9]
Рецептурный бланк выписывается в 3-х экземплярах, имеющих единую серию и номер, при этом рецепт подписывается врачом (фельдшером) и заверяется его личной печатью. При отпуске лекарственного средства в аптечном учреждении на рецептурном бланке указываются сведения о фактически отпущенных лекарственных средствах, и проставляется дата отпуска. У этого рецептурного бланка имеется линия отрыва, разделяющая бланк и корешок, который выдается больному. При этом на корешке делается отметка о наименовании лекарственного средства, дозировке, количестве, способе применения.
3. Организация работы по отпуску лекарственных средств
3.1 Отпуск лекарств, изготовленных по рецепту
При отпуске лекарств по рецептам врачей аптечный работник должен соблюдать определенные правила:
- при отпуске наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ, этилового спирта и других лекарственных средств, имеющих особые условия реализации, требуется соблюдение приказа МЗ и соцразвития РФ от 12.02.07г №110 и Правил отпуска лекарственных средств в аптечных организациях, Стандарта ОСТ 91500.05.0007-2003. При этом отпуск наркотических средств и психотропных веществ по рецептам врачей осуществляется согласно Списка II и Списка III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ;
- на основании требований приказа № 785 пункта 3.2 этого приказа право работать с наркотическими средствами и психотропными веществами дается только тем аптечным организациям и учреждениям, которые имеют лицензию на этот вид деятельности;
- отпускать наркотические средства и психотропные вещества могут только те фармацевты, которым дано право на осуществление такой деятельности в соответствии с приказом МЗ и социального развития РФ от 13.05.05г. №330; [1]
- при отпуске наркотических средств и психотропных веществ а также экстемпоральных лекарственных препаратов, имеющих в своем составе лекарственные вещества, находящиеся на ПКУ, больным выдается вместо рецепта сигнатура с желтой полосой и надписью черным шрифтом «Сигнатура»;
- если у больного рецепт длительного действия, то его возвращают с указанием на обороте количества отпущенного препарата и даты отпуска;
- разрешается отпуск наркотических средств и психотропных веществ только по рецептам ЛПУ, расположенных в том же населенном пункте;
mirznanii.com
Клиническая больница №30 Московского района Нижнего Новгорода
Клиническая больница №30 Московского района г. Нижнего Новгорода – одно из старейших медицинских учреждений города с более чем 50-летней историей. В состав больницы входит стационар на 276 коек и поликлиника. В настоящее время больница оказывает высококвалифицировнную медицинскую помощь по хирургии, урологии, терапии, гастроэнтерологии, сохраняя традиции старой школы отечественной медицины и развивая новые медицинские технологии.Клиника оснащена современной медицинской диагностической и лечебной аппаратурой. На базе Клинической больницы №30 работают доктора и кандидаты медицинских наук, специалисты высшей и первой категории, высококвалифицированный средний медицинский персонал. Наша главная задача – качественная медицинская помощь всем пациентам. Каждый человек, обратившийся в нашу клинику, встретит здесь понимание, высокий профессионализм и квалификацию сотрудников. Мы работаем для вас, ради сохранения вашего здоровья.
Часы приема граждан
Главный врач: Романов Иван НиколаевичТел.- 274-43-77, внутр.- 20-66по личным вопросам: Понедельник 13.00-15.00По вопросам качества оказания медицинской помощи: Четверг 13.00-15.00
Заместитель главного врача по медицинской части: Мокеев Олег АлексеевичТел.- 274-11-83, внутр.- 20-61Ежедневно с 9.00 до 15.00
Памятка о медицинских услугах, оказываемых бесплатно, в рамках системы ОМС
Прокуратурой Нижегородской области во взаимодействии с органами власти, осуществляющими полномочия в сфере здравоохранения, разработана Памятка о медицинских услугах, оказываемых бесплатно в рамках системы обязательного медицинского страхования.• Посмотреть / скачать
Новости городской клинической больницы №30
gkb30.ru
Нормы отпуска лекарственных средств
Нормы отпуска лекарственных средств утверждены приказом МЗ РФ № 1175. Нормы выписывания и отпуска этанола (этилового спирта, медицинского антисептического раствора утверждены приказом МЗ и СР РФ от 14.12.2005 №785 « О порядке отпуска лекарственных средств».
Нормы выписывания и отпускалекарственных средств могут быть увеличены в следующих случаях:
1. Количество выписываемых наркотических и психотропных лекарственных препаратов списков II и III Перечня, иных лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету, при оказании пациентам паллиативной медицинской помощи может быть увеличено не более чем в 2 раза по сравнению с предельно допустимым количеством лекарственных препаратов для выписывания на один рецепт, или рекомендованным количеством лекарственных препаратов для выписывания на один рецепт.
2. Рецепты на лекарственные препараты, выписанные на рецептурных бланках формы N 148-1/у-04 (л) и формы N 148-1/у-06 (л), действительны в течение одного месяца со дня выписывания. Рецепты на лекарственные препараты, выписанные на рецептурных бланках формы N 148-1/у-04 (л) и формы N 148-1/у-06 (л), гражданам, достигшим пенсионного возраста, инвалидам первой группы и детям-инвалидам действительны в течение трех месяцев со дня выписывания. Для лечения хронических заболеваний указанным категориям граждан рецепты на лекарственные препараты могут выписываться на курс лечения до 3-х месяцев.
3. При выписывании медицинским работником рецептов на готовые лекарственные препараты и лекарственные препараты индивидуального изготовления пациентам с хроническими заболеваниями на рецептурных бланках формы N 107-1/у разрешается устанавливать срок действия рецепта в пределах до одного года и превышать рекомендуемое количество лекарственного препарата для выписывания на один рецепт. При выписывании таких рецептов медицинский работник делает пометку "Пациенту с хроническим заболеванием", указывает срок действия рецепта и периодичность отпуска лекарственных препаратов из аптечной организации или индивидуальным предпринимателем, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность (еженедельно, ежемесячно и иные периоды), заверяет это указание своей подписью и личной печатью, а также печатью медицинской организации "Для рецептов".
4. Рецепты на производные барбитуровой кислоты, эфедрин, псевдоэфедрин в чистом виде и в смеси с другими лекарственными средствами, лекарственные препараты, обладающие анаболической активностью, комбинированные лекарственные препараты, содержащие кодеин (его соли), для лечения пациентов с хроническими заболеваниями могут выписываться на курс лечения до двух месяцев. В этих случаях на рецептах производится надпись "По специальному назначению", отдельно скрепленная подписью медицинского работника и печатью медицинской организации "Для рецептов".
5. В соответствии с приказом МЗ и СР РФ № 785 отпуск этилового спирта производится:
- по рецептам, выписанным врачами с надписью "Для наложения компрессов" (с указанием необходимого разведения с водой) или "Для обработки кожи" - до 50 граммов в чистом виде;
- по рецептам, выписанным врачами на лекарственную пропись индивидуального изготовления, - до 50 граммов в смеси;
- по рецептам, выписанным врачами на лекарственную пропись индивидуального изготовления, с надписью "По специальному назначению", отдельно заверенной подписью врача и печатью лечебно-профилактического учреждения "Для рецептов", для больных с хроническим течением болезни - до 100 граммов в смеси и в чистом виде.
- Возможен ли отпуск порошков по данной прописи № 30, № 40?
№30 – да, № 40 – нет, так как норма отпуска эфедрина гидрохлорида 0,6 г (приказ №1175).
Задача №15
Аптека получила следующие ЛС: морфин 1% 1,0 №5, калия перманганат пор 3,0, теофедрин Н таб.. К каким группам с правовых позиций следует отнести эти ЛС? Порядок оформления рецепта на морфин 1% 1,0 №5, срок действия и срок хранения рецепта в аптеке. В каких документах необходимо поставить на учет поступившие ЛС? Требования к организации хранения этих ЛС. Нормативное обоснование.
Морфин 1% 1.0 №5 – согласно ПП№681 входит в список II НС и ПВ, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ.
Морфин выписывается на рецептурном бланке формы 107-1/нп в соответствии с приказом МЗ РФ № 54 н. Изготавливается на бумаге розового цвета с водяными знаками. Рецептурный бланк заполняется разборчиво, четко, чернилами или шариковой ручкой. Исправления при заполнении рецептурного бланка не допускаются. На рецептурном бланке проставляется штамп медицинской организации (с указанием полного наименования медицинской организации, ее адреса и телефона) и дата выписки рецепта на наркотический (психотропный) лекарственный препарат.В строках "Ф.И.О. пациента" и "Возраст" указываются полностью фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) пациента, его возраст (количество полных лет).В строке "Серия и номер полиса обязательного медицинского страхования" указывается номер полиса обязательного медицинского страхования пациента. В строке "Номер медицинской карты амбулаторного больного (истории развития ребенка)" указывается номер медицинской карты амбулаторного больного (истории развития ребенка).В строке "Ф.И.О. врача (фельдшера, акушерки)" указывается полностью фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) врача (фельдшера, акушерки), выписавшего рецепт на наркотический (психотропный) лекарственный препарат.В строке "Rp:" на латинском языке указывается наименование наркотического (психотропного) лекарственного препарата (международное непатентованное или химическое, либо в случае их отсутствия - торговое наименование), его дозировка, количество и способ приема.На одном рецептурном бланке выписывается одно наименование наркотического (психотропного) лекарственного препарата. Количество выписываемого на рецептурном бланке наркотического (психотропного) лекарственного препарата указывается прописью. Способ приема наркотического (психотропного) лекарственного препарата указывается на русском языке или национальном языках. При указании способа приема наркотического (психотропного) лекарственного препарата запрещается ограничиваться общими указаниями, такими, как "Внутреннее", "Известно".Рецепт на наркотический (психотропный) лекарственный препарат заверяется подписью и личной печатью врача, подписью руководителя (заместителя руководителя или руководителя структурного подразделения) медицинской организации (с указанием его фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии)), а также круглой печатью медицинской организации, в оттиске которой должно быть идентифицировано полное наименование медицинской организации. В строке "Отметка аптечной организации об отпуске" ставится отметка аптечной организации об отпуске наркотического (психотропного) лекарственного препарата (с указанием наименования, количества отпущенного наркотического (психотропного) лекарственного препарата и даты его отпуска).Отметка аптечной организации об отпуске наркотического (психотропного) лекарственного препарата заверяется подписью работника аптечной организации, отпустившего наркотический (психотропный) лекарственный препарат (с указанием его фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии)), а также круглой печатью аптечной организации, в оттиске которой должно быть идентифицировано полное наименование аптечной организации. Срок действия рецепта – 5 дней, срок хранения в аптеке – 10 лет.



Правила хранения НС и ПВутверждены ПП РФ от 31.12.2009 №1148. Хранение НС и ПВ осуществляется ЮЛ, имеющими лицензию на деятельность, связанную с оборотом НС и ПВ, а также с правом их хранения (далее - юридические лица).Хранение НС и ПВ осуществляется в изолированных помещениях, специально оборудованных инженерными и техническими средствами охраны (далее - помещения), и в местах временного хранения.Помещения подразделяются на 4 категории. В отношении помещений каждой из категорий устанавливаются базовые требования к их оборудованию инженерными и техническими средствами охраны, а также к условиям хранения в них наркотических средств и психотропных веществ.Ко 2-й категории относятся помещения аптечных учреждений, предназначенные для хранения месячного запаса НС и ПВ, используемых в медицинских целях.Помещение, относящееся ко 2-й категории, оборудуется системами охранной сигнализации, состоящей не менее чем из 2 рубежей защиты, и тревожной сигнализации с выводом сигналов на пульт центрального наблюдения подразделения милиции вневедомственной охраны при органе внутренних дел Российской Федерации, а в случае отсутствия возможности такого подключения - с выводом сигнала на пост охраны.Входная дверь в помещение может быть металлическая, деревянная (усиленная обивкой с 2 сторон листовым железом или металлическими накладками) либо из иного материала, обеспечивающего класс защиты от разрушающих воздействий не ниже 3-го. Входная дверь имеет не менее 2 запирающих устройств 3-го класса защиты от разрушающих воздействий.Дверной проем входа в помещение защищается с внутренней стороны дополнительной металлической решетчатой дверью с запирающим устройством, имеющей класс защиты от разрушающих воздействий не ниже 2-го, изготовленной из стальной арматуры.На оконные конструкции 1-го и последнего этажей с внутренней стороны или между рамами устанавливаются металлические решетки, изготовленные из стальных прутьев, либо жалюзи, эквивалентные по прочности металлическим решеткам. Оконные конструкции должны обладать классом защиты от разрушающих воздействий не ниже 3-го.Наркотические средства и психотропные вещества хранятся в запирающихся сейфах не ниже 4-го класса устойчивости к взлому или металлических шкафах. В помещении, относящемся к 4-й категории, наркотические средства и психотропные вещества хранятся в запирающихся насыпных или прикрепленных к полу (стене) сейфах не ниже 3-го класса устойчивости к взлому. Сейф массой менее 1000 килограммов прикрепляется к полу или стене либо встраивается в стену с помощью анкерного крепления. В иных местах временного хранения наркотические средства и психотропные вещества хранятся в запирающихся сейфах не ниже 1-го класса устойчивости к взлому или металлических либо изготовленных из других высокопрочных материалов контейнерах.
В соответствии с приказом МЗ и СР РФ № 397 н «Об утверждении специальных к условиям хранения НС и ПВ, зарегистрированных в установленном порядке в РФ в качестве ЛС, предназначенных для медицинского применения, в аптечных, ЛПУ, научно-исследовательских и учебных организациях и организациях оптовой торговли ЛС» хранение фармацевтических субстанций наркотических и психотропных лекарственных средств в аптечных учреждениях должно осуществляться в штангласах с указанием высших разовых и высших суточных доз. Хранение наркотических и психотропных лекарственных средств, используемых в течение рабочего дня, в ассистентских комнатах и рецептурных отделах аптечных учреждений, в аудиториях учебных организаций, а также в лабораториях научно-исследовательских организаций осуществляется в сейфах (контейнерах) этих помещений или отделов. По истечении рабочего дня наркотические и психотропные лекарственные средства должны быть возвращены на место основного хранения наркотических и психотропных лекарственных средств. Допускается хранение наркотических и психотропных лекарственных средств, требующих защиты от повышенной температуры, в аптечных, лечебно-профилактических учреждениях, научно-исследовательских, учебных организациях и организациях оптовой торговли лекарственными средствами: в помещениях 1-й и 2-й категорий, специально оборудованных инженерными и техническими средствами охраны, - в запирающихся холодильниках (холодильных камерах) или в специальной зоне для размещения холодильников (холодильных камер), отделенной от основного места хранения металлической решеткой с запирающейся решетчатой дверью, в помещениях 4-й категории - в термоконтейнерах, размещенных в сейфах; в местах временного хранения - в термоконтейнерах, размещенных в сейфах, либо в металлических или изготовленных из других высокопрочных материалов контейнерах, помещенных в термоконтейнеры.
Приказом руководителя ЮЛ назначаются лица, ответственные за хранение НС и ПВ, допущенные к работе с НС и ПВ, и устанавливается порядок хранения ключей от сейфов, металлических шкафов и помещений, а также используемых при опечатывании (пломбировании) печатей и пломбировочных устройств.Список лиц, имеющих право доступа в помещения, утверждается приказом руководителя ЮЛ.
согласно требованиям приказа МЗ и СР РФ от 23.08.10 г. №706н «Об утверждении правил хранения лекарственных средств».Лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учету хранятся в металлических или деревянных шкафах, опечатываемых или пломбируемых в конце рабочего дня.
Задача №16
В аптеку медицинской организации поступила заявка из хирургического отделения на раствор магния сульфата для инъекций 25%-10,0 в ампулах и раствор промедола для инъекций 1 % - 1,0 в ампулах.
- к каким группам с нормативно-правовых позиций относятся данные ЛП?
- на основании каких документов аптека отпускает такие ЛП в отделения?
- Каков порядок оформления требований- накладных на получение данных препаратов отделениями медицинской организации?
- Назовите срок хранения требований-накладных на данные ЛП в аптеке медицинской организации.
- кто из персонала МО имеет право получения раствора промедола для инъекций 1 % - 1,0?
- как документально оформляется разрешение на право работы организации с раствором промедола для инъекций 1 % - 1,0 и осуществляется допуск персонала к работе с данным ЛП?
С нормативно – правовой позиции: раствор магния сульфата относится к остальным ЛС отпускаемым по рецепту врача; промедол для инъекций – НС списка II в соответствии с ПП РФ № 681;
В соответствии с Приказом МЗ и СР РФ № 110 для обеспечения лечебно-диагностического процесса медицинские организации получают лекарственные препараты из аптечной организации по требованиям-накладным, утвержденным в установленном порядке. Требование-накладная на получение из аптечных организаций лекарственных препаратов должна иметь штамп, круглую печать медицинской организации, подпись ее руководителя или его заместителя по лечебной части. В требовании-накладной указывается номер, дата составления документа, отправитель и получатель лекарственного препарата, наименование лекарственного препарата (с указанием дозировки, формы выпуска (таблетки, ампулы, мази, суппозитории и т.п.), вид упаковки (коробки, флаконы, тубы и т.п.), способ применения (для инъекций, для наружного применения, приема внутрь, глазные капли и т.п.), количество затребованных лекарственных препаратов, количество и стоимость отпущенных лекарственных препаратов. Наименования лекарственных препаратов пишутся на латинском языке. Требования-накладные на лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учету, выписываются на отдельных бланках требований-накладных для каждой группы препаратов. Требования-накладные структурного подразделения медицинской организации (кабинета, отделения и т.п.) на лекарственные препараты, направляемые в аптечную организацию, оформляются в установленном порядке, подписываются руководителем соответствующего подразделения и оформляются штампом медицинской организации. При выписывании лекарственного препарата для индивидуального больного дополнительно указывается его фамилия и инициалы, номер истории болезни. Требования на ядовитые лекарственные средства, кроме подписи стоматолога или зубного врача, должны иметь подпись руководителя учреждения (отделения) или его заместителя и круглую печать медицинской организации.
В аптечных организациях требования-накладные лечебно-профилактических учреждений на отпуск наркотических средств и психотропных веществ списков II и III хранятся в течение 10 лет, на отпуск иных лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, - в течение 3-х лет, остальных групп лекарственных препаратов - в течение одного календарного года. Требования-накладные медицинских организаций должны храниться в аптечной организации в условиях, обеспечивающих сохранность, в сброшюрованном и опечатанном виде и оформляться в тома с указанием месяца и года. По истечении срока хранения требования-накладные подлежат уничтожению в присутствии членов создаваемой в аптечной организации комиссии, о чем составляются акты утвержденной формы.
Отпуск НС и ПВ в МО осуществляется работниками МО, перечень которых утвержден приказом МЗ и СР РФ № 330, к ним относятся: глав. врач, заведующий отделением, заместитель заведующего отделением, старшая мед. сестра. Допуск лиц к работе с НC и ПВ, прекурсорами, внесенными в таблицу 1 списка IV определен ПП РФ № 892 «Об утверждении правил допуска лиц к работе с НС и ПВ, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров НС и ПВ». Допуск осуществляется руководителем организации и включает в себя:
1. ознакомление лиц с законодательством РФ о НС и ПВ;
2. издание приказа о допуске лиц к работе с НС и ПВ, а также деятельности, связанной с оборотом прекурсоров НС и ПВ.
3. заключение ТД с включением взаимных обязательств организации и лица, связанного с оборотом НС и ПВ и их прекурсоров. Не допускаются к работе:
- не достигшие 18 лет;
- имеющие непогашенную или неснятую судимость за преступления средней тяжести, тяжкое и особо тяжкое преступление;
- имеющие непогашенную или неснятую судимость за преступления связанные с незаконным оборотом НС и ПВ и их прекурсоров;
- больные наркоманией, токсикоманией, и хрон. алкоголизмом;
- признанные в установленном порядке непригодными к выполнению работ связанных с оборотом НС и ПВ.
В целях получения сведений о лицах, оформляемых на работу с НС и ПВ, руководитель организации:
1. выдает лицу направление в МО для прохождения мед. осмотра и обязательного психиатрического освидетельствования (для НС и ПВ).
2. направляет в органы ФСКН заявление с приложением анкет работников для получения заключения отсутствия у работников непогашенной или неснятой судимости за преступления средней тяжести, тяжкое и особо тяжкое преступление, за преступления связанные с незаконным оборотом НС и ПВ и их прекурсоров.
При отсутствии оснований препятствующих допуску лица к работе с НС и ПВ руководитель издает соответствующий приказ и заключает ТД. Срок действия допуска лица к работе с НС и ПВ ограничивается сроком действия ТД.
Задача № 17.
В аптеку МО поступило требование из хирургического отделения на раствор промедола 1 % 1,0 в ампулах.
- к какой группе ЛС относится раствор промедола с правовых позиций?
-каков порядок оформления требований-накладных на получение данного препарата отделениям медицинской организации?
- кто из персонала МО имеет право получения таких ЛС?
- на кого возлагаются функции контроля хранения и использования таких ЛС в подразделениях МО?
- особенности учета данных ЛС, отчетность.
Промедол относится к НС и ПВ списка II согласно ПП РФ № 681.Из персонала ЛПУ право получения НС и ПВ возлагается на должностное лицо (допущенное к работе с НС и ПВ), уполномоченное на это приказом руководителя ЛПУ(глав. врач, заведующий отделением, зам. зав. отделением, старшая медсестра) в соответствии с приказом № 330.


Контроль за хранением НС и ПВ в подразделениях ЛПУ возлагается на должностное лицо, уполномоченное на это приказом руководителя ЛПУ(зав. отделением).Приказом руководителя ЛПУ назначаются лица, ответственные за хранение НС и ПВ, допущенные к работе с НС и ПВ, и устанавливается порядок хранения ключей от сейфов, металлических шкафов и помещений, а также используемых при опечатывании (пломбировании) печатей и пломбировочных устройств. Список лиц, имеющих право доступа в помещения, утверждается приказом руководителя ЛПУ (ПП РФ от 31.12.2009 №1148 «О порядке хранения НС и ПВ».
Приказ 397н – Об утверждении специальных требований к условиям хранения НС и ПВ, зарегистрированных в установленном порядке в РФ в качестве ЛС, предназначенных для МП в аптеках, ЛПУ, НИ, уч. Орг., организациях оптовой торговли ЛС.
Промедол 1% 1,0– подлежит ПКУ как НС Списка II в «Журнале регистрации операций, связанных с оборотом НС и ПВ».
Правила ведения и хранения, а также формы специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утверждены постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 №644 «О порядке представления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ» (с изм.).
В количественном выражении наркотические средства Списка II, психотропные вещества Списка II и III учитываются в специальном «Журнале регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ».
Юридические лица, а также их подразделения, осуществляющие виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, обязаны вести журналы регистрации по форме утвержденной постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 №644 (с изм.).
Регистрация операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, ведется по каждому наименованию наркотического средства и психотропного вещества на отдельном развернутом листе журнала регистрации или в отдельном журнале регистрации.
Любые операции, в результате которых изменяются количество и состояние наркотических средств и психотропных веществ, подлежат занесению в журнал регистрации. В аптечных учреждениях это будут операции по приходу и расходу наркотических средств и психотропных веществ либо в виде субстанций, либо в виде промышленно изготовленных лекарственных препаратов. При этом единицы измерения будут различны (граммы, флаконы, ампулы, пластыри, таблетки и др.). Журналы регистрации должны быть сброшюрованы, пронумерованы и скреплены подписью руководителя юридического лица и печатью юридического лица. При необходимости решением органа исполнительной власти субъекта РФ определяется орган, заверяющий «Журнал регистрации операций, связанный с оборотом наркотических средств и психотропных веществ».
Руководитель юридического лица назначает лиц, ответственных за ведение и хранение журналов регистрации, в том числе в подразделениях.
Записи в журналах регистрации производятся лицом, ответственным за их ведение и хранение, шариковой ручкой (чернилами) в хронологическом порядке непосредственно после каждой операции по каждому наименованию наркотического средства или психотропного вещества на основании документов, подтверждающих совершение этой операции. Документы или их копии, подтверждающие совершение операции с наркотическим средством или психотропным веществом, заверенные в установленном порядке, подшиваются в отдельную папку, которая хранится вместе с соответствующим журналом регистрации.
В журналах регистрации указываются как названия наркотических средств и психотропных веществ в соответствии с Перечнем наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 №681 (с изм.), так и иные названия наркотических средств и психотропных веществ, под которыми они получены юридическим лицом. Списки названий наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных средств (международные непатентованные, патентованные, оригинальные названия или при их отсутствии химические названия), заносятся Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в государственный реестр лекарственных средств.
Нумерация записей в журналах регистрации по каждому наименованию наркотического средства или психотропного вещества осуществляется в пределах календарного года в порядке возрастания номеров. Нумерация записей в новых журналах регистрации начинается с номера, следующего за последним номером в заполненных журналах. Не использованные в текущем календарном году страницы журналов регистрации прочеркиваются и не используются в следующем календарном году.
Запись в журналах регистрации каждой проведенной операции заверяется подписью лица, ответственного за их ведение и хранение, с указанием фамилии и инициалов.
Исправления в журналах регистрации заверяются подписью лица, ответственного за их ведение и хранение. Подчистки и незаверенные исправления в журналах регистрации не допускаются.
Юридические лица ежемесячно проводят в установленном порядке инвентаризацию наркотических средств и психотропных веществ путем сопоставления их фактического наличия с данными учета (книжными остатками). В журналах регистрации необходимо отразить результаты проведенной инвентаризации наркотических средств и психотропных веществ.
Инвентаризация наркотических средств и психотропных веществ проводится в соответствии с требованиями статьи 38 Федерального закона от 08.01.1998 г. №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», приказа Минфина России от 13.06.1995 г. №49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», постановления Госкомстата России от 18.08.1998 г. №88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» и приказа Минздрава СССР от 08.01.1988 №14 «Об утверждении специализированных (внутриведомственных) форм первичного бухгалтерского учета для хозрасчетных аптечных учреждений», с созданием инвентаризационной комиссии, с оформлением описных инвентаризационных листов. В журнале регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, проставляется отметка о проведенной инвентаризации (дата инвентаризации, номер сличительной ведомости или инвентаризационной описи).
Согласно статье 38 Федерального закона от 08.01.1998 №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» сведения о расхождениях в балансе или несоответствии данных баланса результатам проведенной инвентаризации в трехдневный срок после их обнаружения доводятся до сведения органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Расхождения или несоответствия результатов сверки прекурсоров доводятся до сведения соответствующего территориального органа Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков в течение 10 дней с момента их выявления.
Журнал регистрации наркотических средств и психотропных веществ хранится в металлическом шкафу (сейфе) в технически укрепленном помещении. Ключи от металлического шкафа (сейфа) и технически укрепленного помещения находятся у лица, ответственного за ведение и хранение журнала регистрации.
Заполненные журналы регистрации вместе с документами, подтверждающими осуществление операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сдаются в архив юридического лица, где хранятся в течении 10 лет после внесения в них последней записи. По истечении указанного срока журналы регистрации подлежат уничтожению по акту, утверждаемому руководителем юридического лица.
Правила представления ЮЛ отчетов о деятельности, связанной с оборотом НС и ПВ утверждены ПП РФ от 04.11.06 №644 с изм.ЮЛ - владельцы лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с оборотом НС и ПВ, обязаны отчитываться о количестве каждого произведенного, изготовленного, ввезенного (вывезенного), отпущенного и реализованного НС и ПВ, а также об их запасах по состоянию на 31 декабря отчетного года.
Аптечные учреждения и имеющие аптеки ЛПУ, осуществляющие в установленном порядке изготовление лекарственных средств, содержащих НС и ПВ, отпуск и реализацию НС и ПВ, представляют ежегодно, не позднее 15 февраля, в соответствующие территориальные органы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по форме согласно приложению N 6:
· годовой отчет о количестве изготовленных, отпущенных и реализованных НС и ПВ;
· сведения о запасах НС и ПВ по состоянию на 31 декабря отчетного года.
Количество и запасы НС и ПВ в отчетах указываются в пересчете на действующие НС и ПВ.


Выписывания ЛП и оформления рецептов и требований-накладных, утвержденной приказом 1175.
Задача № 18
В аптеку поступил рецепт для изготовления микстуры следующего состава:
Rp.: Infusi rhizomatis cum radicibus Valerianae ex................... 10,0
pdnr.ru






.jpg)


