Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Основные категории профессиональной педагогики. Журнал педагогика высшей школы


Образ современного педагога высшей школы

 

В статье рассматривается вопрос об идеальном портрете преподавателя высшей школы с точки зрения студентов и их родителей, основываясь на условиях обеспечения качественного обучения.

Ключевые слова: компетентность, педагог высшей школы, образ современного педагога.

В связи с переходом на новые стандарты в образовании предъявляются новые требования к образу, роли и значению преподавателя. В высшей школе это во многом обусловлено изменением самой системы, призванной удовлетворять потребности работодателей и воспитывать в студентах компетентности, сочетающие высокую квалификацию, систему ценностей, способность к самостоятельному поиску необходимой информации и т.д. Таким образом, в свете новых стандартов образования, встает вопрос о новых требованиях к компетенциям, профессиональным качествам, а также личностным характеристикам педагога высшей школы.

В работах ученых, компетентностный подход в образовании широко обсуждается. В частности, данной проблеме посвящены труды И.А. Зимней, Н.В. Гришановой, Н.А. Петровской, О.В. Налиткиной, П.В.Станкевича и др [3;1;11;8;14].

Прежде всего, проанализируем понятие «профессиональная компетентность». В работах В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой, А.Л. Тряпицыной, профессиональная компетентность определяется как – «…интегральная характеристика, определяющая способность специалиста решать профессиональные проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей» [5]. Как отмечает В. А. Сластенин [10], профессиональная компетентность педагога выражает целостность его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм. Учитывая вышеизложенные позиции, понятие профессиональной компетентности рассматривается нами как сформированная в процессе обучения и самообразования система компетенций, мировоззрения, познавательных и ценностных ориентаций, влияющих на качество решения профессиональных задач. Профессиональная компетентность формируется постепенно, проявляется при профессиональной деятельности человека и в определенной степени относительна [12].

Основное содержание деятельности преподавателя вуза включает выполнение ряда функций, которые являются конкретными видами профессиональной педагогической деятельности: обучающая, воспитывающая, научно-исследовательская; организующая[7].

1. Обучающая деятельность преподавателя направлена на передачу знания, формирования навыков, умений, вызывает у студентов действия, ведущие к усвоению учебного материала.

2. Воспитывающая деятельность преподавателя связана с воспитанием высоких моральных, умственных, волевых, эстетических и других качеств у студентов, заботой о всестороннем развитии их личности.

3. Научно-исследовательская деятельность преподавателя – деятельность ученого в области преподаваемой дисциплины. Он не только знаток своего предмета, но и проводит научные исследования, обогащающие новыми выводами и его курс.

4. Организующая деятельность преподаватель предполагает организация им учебных занятия, самостоятельную работы студентов, контролирует и оценивает работу студентов, назначает консультации и т. п. [2;9;13].

Одними из важных характеристик, определяющих компетентность преподавателя, являются его личностные качества, такие как:

- уровень его эмпатии, способность сопереживать, мысленно ставить себя на место другого человека;

- способность быстро понимать цели, намерения и помыслы обучаемых, их интересы и настроение;

- умение разбираться во взаимоотношениях людей;

- внимательность, добросовестность, выдержка, самокритичность;

- гуманность, доброта и доброжелательность, искренность и отзывчивость;

- порядочность и справедливость, общительность, тактичность и чуткость;

- чувство нового и умение развивать инновационное мы­шление у студентов;

- эмоциональность и другие [15].

Педагогическое мастерство определяется также педагогическими способностями. Способности, согласно Б.М. Теплову [15], не сводятся к навыкам и умениям и отличают одного человека от другого в отношении успешности выполнения определенной деятельности. Способности создаются в деятельности и проявляются в таких ее динамических характеристиках, как быстрота, глубина, прочность освоения ее средств и способов. По отношению к разным видам деятельности разграничивают общеинтеллектуальные и специальные способности. Разные авторы выделяют различные педагогические способности.

В наиболее обобщенном виде педагогические способности были проанализированы В.А. Крутецким [6]. Рассмотрим более подробно некоторые из них:

  1.                Дидактические способности заключаются в умении передавать учебный материал, делая его доступным для обучаемых, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у обучаемых активную самостоятельную мысль. Преподаватель, обладающий дидактическими способностями, умеет в случае необходимости соответствующим образом реконструировать, адаптировать учебный материал [15].
  2.                Академические способности заключаются в склонности преподавателя к соответствующей области наук (к техническим наукам, математике, физике, биологии, литературе и т.д.), включающих в себя сферу преподаваемых им учебных дисциплин. Способный преподаватель знает предмет не только в объеме учебного курса, а значительно шире и глубже, постоянно следит за открытиями в своей науке, абсолютно свободно владеет материалом, проявляет к нему большой интерес, ведет хотя бы очень скромную исследовательскую работу [15].
  3.                Речевые способности заключаются в умении преподавателя ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, в культуре речи, в эффективном использовании возможностей невербальных средств общения, в первую очередь мимики и пантомимики [15].
  4.                Авторитарные способности заключаются в наличии у преподавателя непосредственного эмоционально-волевого влияния на обучаемых, умения на этой основе добиваться у них авторитета [15].
  5.                Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности имеет особое значение для преподавателя. Способный, опытный преподаватель всегда внимательно следит за содержанием и формой изложения материала, за логикой развертывания своей мысли (или мысли обучаемого), в то же время держит в поле внимания всех обучаемых, чутко реагирует на признаки их утомления, снижения внимательности, проявлением непонимания [15].

При написании статьи мы поставили перед собой цель выявить образ современного компетентного преподавателя университета с точки зрения студентов и их родителей. Для этого нам необходимо было решить несколько задач:

1)                 Узнать мнения студентов первокурсников и родителей о том, как они себе представляют структуру идеальной пары (занятия) в высшей школе.

2)                 Узнать какими качествами должен обладать идеальный преподаватель в университете, предложить им составить его образ.

Для нашего опроса мы разработали анкеты для первокурсников и родителей на платформе в Google и распространили их в социальных сетях, что позволило нам провести онлайн анкетирование. В нашем опросе приняли участие 245 студентов РГПУ им. А.И. Герцена и 22 родителя. Опрос был проведен анонимно, что позволяет говорить о достоверности представленных ответов.

Первым делом мы попросили наших респондентов описать структуру идеальной пары, то есть занятия, которое должно происходить в системе высшей школы по их мнению. Анализ ответов представлен в диаграмме 1 и 2.

 

C:\Users\MMM\Pictures\Безымянный.png

Диаграмма 1

 

 

C:\Users\MMM\Pictures\Безымянный.png

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 2

Обобщая полученные данные, можно сделать вывод, что, по мнению респондентов, идеальный современный процесс обучения выглядит следующим образом:

  1.                Процесс обучения должен быть максимально интересным для студентов, чтобы им хотелось приходить на занятия снова и снова;
  2.                Процесс обучения должен строиться таким образом, чтобы студент смог бы отличать истинно научные знания от псевдонаучных;
  3.                Технологии восприятия и осознания информации изменяются, в связи с этим студенты в вузе ожидают инновационного построения введения лекций;
  4.                Студенты ожидают хорошо структурированную, поэтапно подающуюся информацию;
  5.                По мнению родителей в вузе должно быть больше теории и практики от грамотного специалиста с примерами из личного опыта. Студенты ожидают разнообразия учебной деятельности, а также «живого диалога» с преподавателем на занятиях;
  6.                Участники образовательного процесса желают, чтобы образование строилось с ориентацией на познавательные интересы студентов с целью формирования практических навыков.

Решая вторую задачу, мы оросили первокурсников и родителей описать наиболее важные качества или умения, которыми должен обладать идеальный преподаватель высшей школы.

Наши респонденты перечислили их больше 47. Исходя из этого мы составили рейтинг, отобрав самые популярные ответы. Первые 5 пунктов представлены в таблице 1.

Таблица 1

Образ идеального преподавателя высшей школы

Образ идеального преподавателя высшей школы

Приоритет

Мнение родителей

Мнение первокурсников

1

Грамотный специалист своего дела («мастер»)

Способный заинтересовать студентов своим предметом

2

Любящий свой предмет

Грамотный специалист своего дела («мастер»)

3

Способный заинтересовать студентов своим предметом

Обладающий чувством юмора

4

Терпеливый

В меру строгий, но требовательный

5

Умеющий доступно объяснить учебный материал

Доброжелательный; любящий свой предмет.

Также добавим, что многие родители, описывая идеальный образ преподавателя говорят, что «он должен быть эмоциональным, интеллигентным оптимистом».

В тоже время, многие студенты желают видеть пунктуального, разносторонне развитого, креативно мыслящего интеллектуала, обладающего ораторскими способностями, с возможностью поддержать разговор с молодежью, а самое главное искреннего преподавателя. Кроме того, рисуя идеал, большинство студентов осознают, что в будущей профессиональной деятельности им самим нужно будет стремиться к его воплощению.

Таким образом, по результатам исследования, мы выработали основные качества, умения, определяющие компетентность современного педагога высшей школы. Мнения первокурсников и родителей в некоторых аспектах разошлись, но в том, что преподаватель должен знать свой предмет и любить его, они были единогласны.

 

Литература:
  1.           Гришанова Н.А. Компетентностный подход в обучении взрослых: Материалы к третьему заседанию методологического семинара 28 сентября 2004 г. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
  2.           Дьяченко М.И. Психология высшей школы [Текст] / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. – Минск.: Изд-во БГУ, 1978. – 320 с.
  3.           Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно- целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
  4.           Коконова Е.А., Каянович Л.Н. Молодой ученый. Выпуск №9/2015. 1250-1254 с.
  5.           Компетентностный подход в педагогическом образовании / Под ред. В. А. Козырева, Н. Ф. Радионовой, А. П. Тряпицыной. СПб.: РГПу им. а. и. Герцена, 2006.
  6.           Крутецкий В.А.Основы педагогической психологии.-1972.
  7.           Ложкова Г.М. Специфика профессиональной педагогической деятельности преподавателя высшей школы.//http://www.rusnauka.com/10_DN_2012/Psihologia/8_103848.doc.htm
  8.           Налиткина О.В. Компетентностный подход как основа новой парадигмы образования.// "Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2009. — №94.
  9.           Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие [Текст] / Под. ред. М.В. Булановой-Топорковой. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 512 с.
  10.       Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф.Исаев, Е. Н. Шиянов. / Под ред. В. А. Сластенина. М.: академия, 2002. 576 с.
  11.       Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М.: Изд-во МГУ, 1989.
  12.       Романова О.В. Функции преподавателя и студента в информационной образовательной среде вуза. Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского Выпуск № 28 / 2012. 1006-1011 с.
  13.       Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. [Текст] / С.Д. Смирнов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 304 с.
  14.       Станкевич П.В. Компетентностно- ориентированный подход к построению основной образовательной программы подготовки бакалавра естественнонаучного образования.// Актуальные вопросы современного университетского образования материалы VIII Российско-американской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Американские советы по международному образованию (АСМО), Университет Северной Айовы, Учебно-методическое объединение по направлениям педагогического образования МОиН РФ; Ответственный редактор Г. А. Бордовский. 2005. С. 518-520.
  15.       Информационный портал buklib.nethttp://buklib.net/books/36648/

Основные термины (генерируются автоматически): высшая школа, способность, идеальный преподаватель, учебный материал, студент, грамотный специалист, профессиональная компетентность, Процесс обучения, образ, предмет.

moluch.ru

Проблемы педагогики высшей школы Журнал Alma mater

Проблемы педагогики высшей школы Проблемы педагогики высшей школы

Журнал Alma mater Вестник высшей школы Выходит 12 раз в год. Это ведущий отечественный Журнал Alma mater Вестник высшей школы Выходит 12 раз в год. Это ведущий отечественный журнал в области высшего образования, на страницах которого публикуются фундаментальные и прикладные материалы в области философии, социологии, теории и истории образования, педагогике и психологии. Журнал Педагогика научно теоретический журнал Российской академии образования. Основан в 1937 г. На его страницах представлена вся история отечественной педагогической мысли. Среди его авторов – выдающиеся ученые нашей страны: А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Н. К. Гончаров, А. М. Арсеньев и др. Журнал публикует результаты научных исследований по теории и истории педагогики, подготовке педагогических кадров, сравнительной педагогике, современной образовательной политике.

Бондаревская, Е. В. Методологические проблемы становления педагогического образования университетского типа / Е. В. Бондаревская Бондаревская, Е. В. Методологические проблемы становления педагогического образования университетского типа / Е. В. Бондаревская // Педагогика. – 2010. № 9. – С. 73 84. В статье обсуждаются проблемы модернизации высшего педагогического образования. Наполняются новым содержанием базовые понятия модернизации педагогического образования на современном этапе. Научно методический журнал Педагогическое образование и наука содержит научные и научно методические материалы в области образования, педагогики, психологии, гуманитарных наук. Это первое научное издание, освещающее все актуальные проблемы, стоящие перед российской системой образования. Выходит 12 раз в год.

Вестник МУ. Серия Педагогическое образование. Публикует статьи по теории, практике, организации педагогического образования; методике Вестник МУ. Серия Педагогическое образование. Публикует статьи по теории, практике, организации педагогического образования; методике и истории преподавания различных учебных предметов в высшей и средней школе; по новым информационным технологиям в образовании; по проблемам организации образовательного процесса. Особое внимание уделяется проблемам реализации образовательных программ для получения бакалаврами, студентами, магистрантами и аспирантами педагогических квалификаций «Преподаватель» и «Преподаватель высшей школы» , «Магистр управления образованием» . Гуляев, Ю. Ю. Смысл педагогической деятельности и педагогическая наука / Ю. Ю. Гуляев // Вестник Московского Университета. Педагогическое образование. – 2011. № 1. – С. 85 95. Статья посвящена проблеме связи между живой деятельностью педагога практика и педагогической наукой.

Журнал Педагогические науки выходит 6 раз в год. Журнал освещает такие рубрики как: общая Журнал Педагогические науки выходит 6 раз в год. Журнал освещает такие рубрики как: общая педагогика, история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания; теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры; теория и методика профессионального образования. Такташева, Д. Р. Теоретические основы педагогического менеджмента в современном образовании / Д. Р. Такташева // Педагогические науки. – 2011. № 1. – С. 31 35. Статья посвящена изучению теоретических основ понятия «педагогический менеджмент» , определению роли педагогического менеджмента с точки зрения ведущих ученых в области педагогики

Журнал Стандарты и мониторинг в образовании содержит основные рубрики такие как: Официальная информация; Педагогические Журнал Стандарты и мониторинг в образовании содержит основные рубрики такие как: Официальная информация; Педагогические измерения; Высшая школа; Философия образования; Специалисту на заметку Научный журнал Образование и саморазвитие в нем представлены такие разделы: Ориентация образования на саморазвитие личности; Совершенствование качества образовательных систем; Компетентностный подход в обучении и саморазвитии; Психолого педагогические условия воспитания и саморазвития личности; Проблема мониторинга качества образования; История образования и педагогической мысли; Проблемы зарубежной педагогики.

Журнал Юрист вуза, освещает насущные вопросы, связанные с правовым сопровождением образовательной сферы, обзоры текущего Журнал Юрист вуза, освещает насущные вопросы, связанные с правовым сопровождением образовательной сферы, обзоры текущего законодательства, комментарии и консультации специалистов, анализ судебной и арбитражной практики. Ильина, О. Ю. К вопросу о педагогическом мастерстве преподавателей высших учебных заведений / О. Ю. Ильина // Юрист вуза. – 2010. № 7. – С. 26 29. В данной статье подымается проблема обеспечения уровня и содержания педагогического мастерства преподавателей высших учебных заведений. Рассматриваются объективные и субъективные предпосылки получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы»

Высшее образование в России это научно педагогический журнал Министерства образования и науки РФ. Публикует Высшее образование в России это научно педагогический журнал Министерства образования и науки РФ. Публикует результаты исследований современного состояния высшей школы России, обсуждает вопросы теории и практики отечественного гуманитарного, естественнонаучного и инженерного высшего образования. Публикует статьи по актуальным проблемам образования и образовательной политики. Журнал Философия образования призван стать «площадкой» для профессионального обсуждения широкого спектра вопросов, связанных с развитием науки об образовании. На страницах журнала предлагается анализ актуальных проблем развития общества и образования, обеспечения культуры и качества образования, правовой, социальной защищенности участников процесса образования. Неустроева, А. Н. Компетентность как интегральная характеристика современного педагога / А. Н. Неустроева // Философия образования. – 2011. № 1. – С. 122 129. В статье рассматривается сущность и обусловленность внедрения компетентного подхода в образовательный процесс подготовки педагогов, определены и раскрыты методологические подходы к формированию компетентности современного учителя в вузе.

Научно методический журнал Мир образования — образование в мире это периодическое издание, посвященное проблемам Научно методический журнал Мир образования — образование в мире это периодическое издание, посвященное проблемам образования, основано в 2000 году, выходит один раз в квартал. Журнал рекомендован. Якунчев, М. А. Этнокультурная подготовка студентов высших учебных заведений / М. А. Якунчев // Высшее образование сегодня. – 2010. № 10. – С. 75 77. Журнал Высшее образование сегодня это ежемесячный, научный и профессиональный журнал по проблемам высшей школы. Публикует статьи по педагогическим, психологическим, социальным, экономическим и другим проблемам развития образования и науки в стране и в мире. Содержит законодательные и нормативные акты, эксклюзивную информацию по вопросам модернизации высшей школы. Освещает лучший опыт в подготовке и повышении квалификации специалистов, деятельность ведущих вузов и научных школ, дает обзоры новых изданий по проблемам образования. В данной статье рассматриваются цели, задачи этнокультурной подготовки студентов педагогических вузов, дается трактовка понятия «этнокультурная педагогическая компетентность» , делается вывод о ее важном значении для становления личности будущего учителя.

Журнал Инновации в образовании содержит научные публикации об инновационной деятельности образовательных учреждений, дискуссии по Журнал Инновации в образовании содержит научные публикации об инновационной деятельности образовательных учреждений, дискуссии по проблемам современного образования, а также обзоры новых образовательных технологий. Вестник Университета Российской Академии образования это научно теоретический журнал основан в 1996 г. Публикует статьи, эссе, материалы конференций и круглых столов, отражающие результаты исследований в различных об ластях научных знаний. Журнал информирует читателя о событиях научной и общественной жизни Университета РАО и других высших учебных заведений России, в нем обсуждаются проблемы, актуальные для современного образования и культуры.

Журнал Ректор вуза это первое в стране теоретико аналитическое и методическое издание. Освещает процессы Журнал Ректор вуза это первое в стране теоретико аналитическое и методическое издание. Освещает процессы модернизации и реформирования высшего образования в РФ. На страницах этого журнала публикуются материалы по вопросам интеграции вузов РФ в мировую систему высшего образования, Болонского процесса, повышения качества образования, вузовского менеджмента. Правовые и экономические вопросы функционирования автономных учреждений. Журнал Вопросы образования зарегистрирован в 2005 году Государственным Университетом – Высшей школой экономики. Выходит 4 раза в год. Основная цель журнала – формирование среды для эффективного обмена информацией, мнениями, результатами исследований в области образования, образовательной политики и экономики. В этом журнале создана площадка для обсуждения вопросов образования представителями не только разных научных взглядов, но и разных наук с привлечением широкой международной аудитории.

Журнал Образовательная политика - миссией этого журнала является проектирование, поддержка и лоббирование тех социальных Журнал Образовательная политика - миссией этого журнала является проектирование, поддержка и лоббирование тех социальных изменений в эволюции нашего гражданского общества, которые открывают потенциальные возможности его становления как Общества образования, а не только „общества знаний“ или „инновационного общества“. . .

present5.com

Основные категории профессиональной педагогики | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Библиографическое описание:

Ребезов М. Б., Прохасько Л. С., Курмакаева Т. В., Тазеддинова Д. Р., Ребезов Я. М. Основные категории профессиональной педагогики // Педагогика высшей школы. — 2017. — №2. — С. 39-41. — URL https://moluch.ru/th/3/archive/55/2220/ (дата обращения: 24.06.2018).



Педагогика представляет науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. Педагогика может быть представлена или классифицирована на несколько отраслей, которые с одной стороны объединены основными целями и выполняемыми задачами, с другой стороны каждая отрасль педагогики по-своему уникальна и специфична [1]. На рисунке 1 схематично показаны отрасли педагогики. В данную классификацию включены как отрасли педагогики такие научные дисциплины, как: философия, психология и социология, которые чуть ниже рассматриваются также в контексте связи педагогики с другими науками.

Рис. 1. Отрасли педагогики

Педагогическая деятельность,как вид профессиональной деятельности, базируется на основных категориях. Таким образом, педагогические категории представляют собой систему понятий, характеризующих педагогическую науку. На рисунке 2 представлены основные педагогические категории.

Рис. 2. Основные категории педагогики

Все вышеприведенные педагогические категории лежат в основе развития личности, благодаря чему формируется такое личностное качество, как готовность к жизнедеятельности.

Система профессионального образованиявключает в себя совокупность профессиональных образовательных программ и стандартов, профессиональных образовательных учреждений различных видов, типов и форм собственности, органов управления профессиональным образованием [2].

Профессиональная педагогика базируется на вышеприведенных педагогических категориях как основных нормативных положениях, которые включают педагогические закономерности и характеризуют наиболее общую стратегию решения определенного класса педагогических задач, служат одновременно системообразующим фактором для развития педагогической теории и критерием непрерывного совершенствования педагогической практики в целях повышения её эффективности. Вместе с тем профессионально-педагогическая деятельность включает в себя два компонента — психолого-педагогический и производственно-технологический и именно с точки зрения этих аспектов следует рассматривать профессиональную педагогику и учитывать её специфические категории, то есть профессиональная педагогика как отрасль научных знаний имеет свою систему категорий [3], которые представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Категории профессиональной педагогики

Система образования представляет собой важнейший социальный институт, средство социальной наследственности, передачи социального опыта последующим поколениям, то есть образование — общественное явление и специфическая деятельность по подготовке подрастающих поколений к жизни на всех этапах развития общества и профессиональное образование необходимо рассматривать как важнейшую составляющую развития экономики страны и средство удовлетворения потребностей индивида и общества [4]. Формирование профессиональных компетенции — это результат умелого применения разных методов обучения в сочетании с конкретной ситуацией. Разработка технических инноваций [6–12] позволяет облегчить поиск решения задачи по сравнению, с так называемым, методом «проб и ошибок», которым обычно пользуется человек.

Любая система, в том числе и образовательная, одновременно функционирует и развивается. Функционирование заключается в некоторой стабильности, устойчивости, позволяющей системе оставаться целостной. Это функционирование системы возможно в рамках определенных категорий. Профессиональная педагогика как область научного знания базируется на системе категорий, которые носят как общепедагогический характер и присущи всем сферам педагогической науки, так и на специфических категориях профессиональной педагогики. Профессиональная педагогика связана с такими науками как философия, психология, физиология, социология, с техническими и экономическими науками и т. д. Научный фундамент профессиональной педагогики составляют общая педагогика, общая, возрастная и педагогическая психология, психология труда. Исходное значение для педагогической науки имеет философское знание. Новые, дополнительные возможности для исследования процессов воспитания и обучения открывает перед педагогикой кибернетика. Органичными связями педагогика связана с психологией. Своеобразным мостом между профессиональной педагогикой и другими отраслями научного знания служат категории как основные, фундаментальные в данной науке понятия [5].

Литература:
  1. Петров Ю. Н. Научная школа «Непрерывное инженерно-педагогическое образование». — Н.Новгород: ВГИПУ, 2008. 112 с.
  2. Пономарев Н. Л., Смирнов Б. Н. Образовательные инновации: Государственная политика и управление: учеб. пособие. М.: ИЦ Академия, 2010. 45 с.

3. Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. С.Пб.: Питер. 624 с.

  1. Голованова Н. Ф. Педагогика. М.: ИЦ Академия, 2012. 240 с.
  2. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие / Под ред. В. Д. Симоненко, М. В. Ретивых. Брянск: Изд-во БГУ, 2003. 174 с.
  3. Канарейкина С. Г., Ребезов М. Б., Нургазезова А. Н., Касымов С. К. Методологические основы разработки новых видов молочных продуктов. Алматы, 2015
  4. Прохасько Л. С., Ребезов М. Б., Асенова Б. К. Современные проблемы науки и техники в пищевой промышленности. Алматы, 2015.
  5. Третьяк Л. Н., Ребезов М. Б., Кизатова М. Ж. Методологические основы обеспечения качества пива и пивных напитков.Алматы, 2016.
  6. Зинина О. В., Кизатова М. Ж., Ребезов М. Б., Третьяк Л. Н., Набиева Ж. С. Инновационное планирование научных разработок в пищевой промышленности. Алматы, 2016.
  7. Амирханов К. Ж., Асенова Б. К., Смольникова Ф. Х., Ребезов М. Б., Нургазезова А. Н. и др. Технология сухих зерновых продуктов и пищеконцентратов. Алматы, 2016.
  8. Топурия Г. М., Топурия Л. Ю., Корелин В. П., Ребезов М. Б. Интенсификация производства мяса уток. Оренбург, 2016.
  9. Догарева Н. Г., Лоретц О. Г., Ребезов М. Б., Горелик О. В., Смольникова Ф. Х. Технологии сыров: учебное пособие. Екатеринбург, 2016.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная педагогика, отрасль педагогики, категория, педагогическая наука, наука, система категорий, научное знание, профессиональное образование.

moluch.ru

Онлайн-курсы как инновационная форма дистанционного обучения

Библиографическое описание:

Романова Н. Л. Онлайн-курсы как инновационная форма дистанционного обучения // Педагогика высшей школы. — 2018. — №2. — С. 5-8. — URL https://moluch.ru/th/3/archive/86/3178/ (дата обращения: 24.06.2018).



В статье раскрыта роль дистанционной формы обучения в современных условиях информатизации общества, показаны достоинства и недостатки дистанционного образования по сравнению с традиционной системой образовательного процесса. Выявлена роль онлайн-обучения как одной из форм основного и дополнительного образования, рассмотрены типы массовых образовательных онлайн-курсов. Систематизированы потенциальные трудности и положительные стороны внедрения онлайн-обучения, отражена роль взаимодействия традиционного академического образования и его инновационных онлайн-направлений.

Ключевые слова: образование, обучение, дистанционное образование, онлайн-обучение, массовые онлайн-курсы, инновации, интерактивные технологии, информатизация общества, знания.

In article the role of remote form of education in modern conditions of informatization of society is opened, merits and demerits of remote education in comparison with the traditional system of educational process are shown. The online training role as one of forms of the basic and additional education is revealed, types of mass educational online courses are considered. Potential difficulties and positive sides of introduction of online training are systematized, the role of interaction of traditional academic education and its innovative online directions is reflected.

Key words: education, training, remote education, online training, mass online courses, innovations, interactive technologies, informatization of society, knowledge.

Современная система образования, как и все информационное общество в целом, претерпевает существенные качественные изменения, обусловленные развитием различных интерактивных технологий и их возрастающим влиянием на все сферы деятельности человека. Реформирование системы среднего профессионального и высшего образования в направлении признания студента центральной фигурой учебного процесса с одновременным развитием его познавательной активности является сегодня обоснованной необходимостью педагогики. Данный процесс предусматривает перестройку процесса обучения, конечной целью которого должны стать максимальное раскрытие индивидуальных возможностей и саморазвитие личности каждого студента.

Не менее важны интерактивные технологии и в процессе постдипломного образования, что обусловлено стремительным устареванием существующих профессиональных знаний и необходимостью их постоянного совершенствования. Как отмечают И. Адамова и Т. Головачук, результаты общественного процесса, ранее сосредоточенные в сфере технологий, сегодня концентрируются в информационной сфере [1]. На Западе крупные компании вкладывают в обучение и развитие персонала 1,0–5,0 % годового финансового оборота, а в японских корпорациях на одного человека в среднем приходится более 100 часов обучения в год [4].

Одной из наиболее оптимальных форм современного обучения, в равной степени эффективного при получении основного и дополнительного образования, является дистанционная форма, называемая рядом исследователей образовательной системой 21 века [5, 8, 9]. Именно дистанционная форма обучения дает возможность создания систем массового непрерывного самообучения и общего обмена информацией, наиболее адекватно и гибко реагирует на потребности общества в части подготовки высокопрофессиональных специалистов.

Анализ практики дистанционного обучения позволяет определить его следующие характерные особенности (рис. 1).

Рис. 1. Адаптивные особенности дистанционного обучения

Источник: сформировано автором на основании проведенного исследования

Обобщенно сравнительную характеристику элементной структуры традиционной и дистанционной моделей обучения можно представить следующим образом (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительные характеристики традиционной идистанционной моделей обучения

Элемент модели

Традиционная модель

Дистанционная модель

Направление обучения

Предметно-ориентирована на усвоение определенного количества знаний, умений и навыков

Личностно-ориентирована на мотивацию, уровень подготовки каждого индивида, развитие его способностей и обогащения собственного опыта

Цель

Прогнозирование единого результата для всех студентов

Развитие каждой личности в зависимости от ее потребностей

Принципы обучения

Наглядность, доступность, поэтапное усложнение, последовательность, научность

Постоянство, активность, проблемность, системность, модульность

Характер взаимоотношений участников

Субъектом деятельности является преподаватель, объектом — слушатель

Субъектом взаимодействия является слушатель, преподаватель, руководитель курсов

Деятельность студента

Воспроизводство знаний

Творческая

Источник: сформировано автором на основании проведенного исследования

В дистанционном обучении используются различные виды специализированных образовательных технологий: кейсы (анализ и решение практических ситуаций), Интернет-технологии, телекоммуникационные технологии и т. д. Одним из инновационных направлений дистанционного обучения и, одновременно, интерактивного образования, является онлайн-обучение в целом и онлайн-курсы, в частности, относящиеся, по мнению М. Б. Лебедевой, к наиболее перспективным тенденциям в развитии образования до 2028 года [6].

Массовый открытый онлайн-курс — это интернет-ресурс с интерактивным участием и открытым доступом, позволяющий любому желающему изучить тот или иной дисциплинарный курс и сдать экзамен в режиме онлайн. Наиболее разработанными и получившими широкое распространение международными онлайн-курсами сегодня считаются платформы Coursera, Khan Аcademy, edX, Futurelearn, Open2Study [3, 7]. Национальная платформа открытого образования, учрежденная ведущими ВУЗами России, с 1 сентября 2015 г. предоставляет пользователю возможность проходить курсы на русском языке по базовым дисциплинам бакалавриата и магистратуры [10]. Также в образовательном пространстве Российской Федерации можно выделить такие порталы, как «МООК — в образовании» МГУ им. М. В. Ломоносова (проект «Университет без границ»), «Лекториум», «Универсариум», «Аrzamas», онлайн-курсы Высшей школы экономики, Московского физико-технического института и Санкт-Петербургского государственного университета и др.

Все существующие на сегодня онлайн-курсы можно подразделить на три типа в зависимости от педагогических подходов к процессу массового сетевого обучения:

  1. Массовые открытые дистанционные курсы, которые используют коннективистский подход. В таких курсах цель обучения определяется самим обучающимся. Эксперты считают, что такой тип курсов подходит слушателям, мотивированным на самостоятельное обучение, умеющим выбирать необходимое содержание образования. Основной и наиболее эффективной сферой применения данной категории онлайн-курсов выступает форма непрерывного обучения и повышения квалификации.
  2. Массовые открытые дистанционные курсы, которые базируются на определенных заданиях. В основе функционирования таких курсов лежит возможность слушателя выбирать и выполнять определенный набор задач. Кроме того, задания могут выполняться совместно с другими слушателями. В основе педагогики такого типа онлайн-курсов лежит объединение инструктивизма и конструктивизма.
  3. Массовые открытые дистанционные курсы, которые имеют четкие графики. Такие курсы используются в крупных международных университетах. Разработкой такого рода онлайн-курсов занимаются профессиональные преподаватели и эксперты. Курсы имеют четкий учебный график, расписание, дедлайны и аттестации слушателей различного рода. Записаться на такие курсы может любой человек независимо от местонахождения, уровня образования, лингвокультуры. Основным примером таких курсов выступает проект Coursera.

Внедрение массовых открытых дистанционных курсов, как и применение любой другой образовательной инновации, является основанием для сомнений среди индивидов, получивших образование в традиционных условиях: с аудиториями, лекциями, практическими занятиями, семинарами, коллоквиумами и ограниченным количеством слушателей. Однако массовый подход к образовательным услугам уже активно используется многими странами, в том числе Российской Федерацией, и открытые дистанционные курсы имеют большую популярность среди студентов по всему миру. Например, только платформа Coursera сегодня насчитывает свыше 5 миллионов слушателей из 195 стран [2].

Немало вопросов внедрение массовых онлайн-курсов вызывает и у преподавателей, а также у самих обучающихся. Многие рассматривают данную форму обучения как замену общеизвестной формы заочного обучения или как предоставление услуг студентам-экстернам. Однако это не так. Онлайн-обучение, помимо прочих достоинств и преимуществ, отличает от других форм образования открытый доступ (обучающимся не требуется регистрация и оплата обучения) и массовый характер (курсы организованы так, чтобы обслуживать неопределенное количество участников). В то же время онлайн-обучение предполагает определенный уровень подготовки обучающихся и высокий уровень их мотивации к получению образования, так как контролирующая функция при такой форме обучения имеет гораздо меньшее значение, чем при других формах образования.

К потенциальным трудностям, с которыми могут столкнуться пользователи онлайн-курсов, можно отнести:

‒ отсутствие элементарной компьютерной грамотности;

‒ недостаточную саморегуляцию обучения;

‒ отсутствие привычек социализации, установления контактов с другими обучающимся;

‒ трудности оценивания уровня усвоения материала слушателями, которые предполагают документально подтвердить свое обучение для предъявления документа в другие учебные заведения или работодателю;

‒ потеря ориентации для тех, кто привык к строгим академическим курсам.

Вместе с тем, положительных сторон у онлайн-курсов в условиях стремительного развития информационного общества гораздо больше. Помимо уже указанных открытого доступа и массовости, к потенциальным преимуществам онлайн-курсов можно отнести:

‒ обучение в неформальных условиях, а не в аудиториях;

‒ интерактивность и содействие академическому взаимодействию между профессорами — обучающимися, обучающимися — обучающимися, обучающимися и сообществом вне границ обучения;

‒ отсутствие необходимости быть студентом ВУЗа;

‒ гибкость любого онлайн-курса, что позволяет обучающемуся работать в удобное для него время.

Таким образом, онлайн-обучение — это инновационный метод доставки образования пользователям, который содействует развитию новой культуры обучения, коммуникации, сотрудничества, получению знаний через Интернет, созданию академических сообществ. Появление массовых открытых дистанционных курсов базируется на реализации современных образовательных принципов открытости обучения, равенства участников учебного процесса, интернационализации образовательных систем и глобализации образовательного пространства. Стремительное развитие таких курсов количественно уменьшает роль традиционной системы образования, однако, не принижает ее фундаментально-академического значения. Несмотря на радикальную трансформацию процесса обучения в условиях массовой информатизации общества, качественное непрерывное образование невозможно без базиса теоретических знаний, полученных с участием педагогов, экспертов, профессионалов той или иной отрасли наук.

Литература:
  1. Адамова, І. Дистанційне навчання: сучасний погляд на переваги та проблеми / І. Адамова, Т. Головачук // Витоки педагогічної майстерності. — 2012. — Випуск 10. — С. 3–6.
  2. Бацуровська, І. В. Масові відкриті дистанційні курси: інноваційна тенденція в освіті / І. В. Бацуровська // Науковий вісник МНУ ім. В. О. Сухомлинського. Педагогічні науки. — 2015. — № 1(48). — С. 31–34.
  3. Вьюшкина, Е. Г. Массовые открытые онлайн-курсы: теория, история, перспективы использования / Е. Г. Вьюшкина // Известия Саратовского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. — 2015. — Том 15. — № 2. — С. 78–83.
  4. Жданкин, Н. А. Как организовать эффективное обучение сотрудников / Н. А. Жданкин // Генеральный директор. Управление промышленным предприятием. — 2015. — № 4. — С. 50–57.
  5. Козелков, О. В. Дистанционное обучение в высшем образовании: реальность и перспективы / О. В. Козелков // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2017. — № 3–1. — С. 91–93.
  6. Лебедева, М. Б. Массовые открытые онлайн-курсы как тенденция развития образования / М. Б. Лебедева // Человек и образование. — 2015. — № 1(42). — С. 105–108.
  7. Махаметова, М. М. Плюсы и минусы онлайн-обучения / М. М. Махаметова // Современная педагогика. — 2017. — № 5(54). — С. 1–2.
  8. Пиневич, Е. В. Дистанционное обучение: проблемы и решения / Е. В. Пиневич // Международный научный журнал. — 2017. — № 6. — С. 106–110.
  9. Смирнова, Ж. В. Дистанционное образование как процесс управления обучением / Ж. В. Смирнова, Ж. В. Чайкина // Мир науки. — 2017. — Том 5. — № 2. — С. 1–7.
  10. Фомина, А. С. Онлайн-обучение в высшем учебном заведении: методики, контент, технологии / А. С. Фомина // Общество: социология, психология, педагогика. — 2016. — № 1. — С. 101–106.

Основные термины (генерируются автоматически): курс, дистанционное обучение, обучающийся, образовательное пространство, информационное общество, дополнительное образование, дистанционное образование, дистанционная модель, Российская Федерация, стремительное развитие.

moluch.ru

Инновации в формах активного обучения

Библиографическое описание:

Хусаенова А. А., Насретдинова Л. М., Богданов Р. Р., Газимов А. Х. Инновации в формах активного обучения // Педагогика высшей школы. — 2016. — №1. — С. 43-45. — URL https://moluch.ru/th/3/archive/21/481/ (дата обращения: 24.06.2018).

 

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Так, инновации предполагают внедрение новаций в медицинском образовании. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, педагогического опыта отдельных людей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

С внедрением в образовательный процесс вуза современных технологий преподаватели все более осваивают функции консультанта, тьютера, советчика, организатора. Это требует от них специальной психолого-педагогической подготовки, так как профессиональной деятельности преподавателя медицинского вуза реализуются не только специальные, дисциплинарные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций.

Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу вуза инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности преподавателя и студента.

Индивидуальные, фронтальные формы обучения являются традиционными, а коллективные — принципиально новыми в современном образовании. В последнее время интерес студентов к учению резко упал, чему в определённой степени способствовали устаревшие формы занятий. Поиск инноваций в формах обучения привёл к появлению так называемой системы управляемого самообучения студентов. В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики — проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, системе здравоохранения и образования определяется рядом обстоятельств.

Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации образовательного процесса в учебных заведениях медицинского профиля. Инновационная направленность деятельности этих заведений, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, выступает средством обновления системы подготовки мобильных кадров для здравоохранения.

Во-вторых, усиление гуманитаризации содержания медицинского образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых подходов к обучению требуют постоянного поиска новых организационных форм учебной деятельности. В данной ситуации существенно возрастает роль активной самостоятельной работы самих студентов.

В-третьих, изменение характера отношения педагогов к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации содержания образования преподаватель был ограничен не только в самостоятельном выборе новых программ, учебников, но и в использовании новых приемов и способов образовательной деятельности со студентами. Если раньше инновационная деятельность медицинских вузов сводилась в основном к использованию рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает все более избирательный, исследовательский характер. Именно поэтому важным направлением в работе каждого педагога становится анализ и оценка вводимых инноваций, создание условий для их успешной разработки и применения.

В процессе изучения темы «Активное обучение студентов — как педагогический управляемый процесс» особое внимание следует обратить на эффективность отдельных форм учебной деятельности в плане усвоения содержания образования. Интересна так называемая «пирамида обучаемости», составленная по результатам американских исследований:

Лекция-монолог5 %

Чтение (самостоятельное)10 %

Аудио-видеообучение20 %

Показ (демонстрация) действий, манипуляций30 %

Дискуссионная группа (обсуждение учебного материала в малой группе)50 %

Практика в процессе деятельности75 %

Обучение других (студент обучает студента)90 %

Последняя форма является коллективной, и реализуется на высоком уровне интенсивности. При таком обучении, имеют место какие-то элементы сотрудничества, коллективизма, повышается интерес к обучению, формируется самостоятельность, инициативность студентов — устраняются основные недостатки традиционных форм организации процесса обучения.

Обычно при рассмотрении тех или иных методов или форм обучения осуществляют их оценку с точки зрения познавательной активности студентов. Разработаны и разрабатываются приемы активизации познавательной деятельности в рамках традиционного обучения, которое уже веками в своей основе остается измененным, а, следовательно, и его эффективность, если и повысилась, то благодаря использованию этих приемов. Педагоги считают, что при рассмотрении активного процесса обучения и форм его организации нужно раскрывать прежде всего социальную активность и взаимодействие студентов в процессе обучения, т. е. студент в процессе обучения воздействует на окружающих его однокурсников и преобразует их сознание и поведение, поднимает их на более высокий уровень. Педагогов давно уже беспокоит вопрос социальной пассивности многих современных студентов. Анализ форм организации процесса обучения показывает, чем обусловлена эта массовая общественная пассивность студентов.

Основные термины (генерируются автоматически): студент, форма обучения, инновация, медицинское образование, процесс обучения, учебная деятельность.

moluch.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта