Медиация в школе: положение, нормативные документы. Журнал по медиации в школе
Школьная служба медиации
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя
«Средняя общеобразовательная школа №32
имени Л.В. Бобковой»
Положение о службе школьной медиации
1. Общие положения
1.1. Служба школьной медиации является социальной службой, действующей в школе на основе добровольческих усилий учащихся.
1.2. Служба школьной медиации действует на основании действующего законодательства, Устава школы и настоящего Положения.
Конституция Российской Федерации;
Гражданский кодекс Российской Федерации;
Семейный кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Конвенция о правах ребенка;
Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге, 1980, 1996, 2007 годов;
«Национальная стратегия действий в интересах детей 2012-2017 г.г.»
«План первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», утв. распоряжением Правительства РФ от 15 октября 2012 г. № 1916-р
Рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях (утв. Министерством образования и науки РФ от 18 ноября 2013 г. № ВК-54/07вн)
Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"
Стандарты восстановительной медиации, Разработаны и утверждены Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации, 17 февраля 2009 г
2.Цели и задачи службы школьной медиации
2.1. Целью деятельности службы является содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия.
2.2. Задачами деятельности службы школьной медиации являются:
2.2.1. Проведение примирительных программ для участников школьных конфликтов и ситуаций криминального характера.
2.2.2. Обучение школьников методам урегулирования конфликтов.
3. Принципы деятельности службы школьной медиации
3.1. Деятельность службы основана на следующих принципах:
3.1.1. Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие школьников в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.
3.1.2. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы школьной медиации не разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение составляет информация о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности.
3.1.3. Принцип нейтральности, запрещающий службе школьной медиации принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба школьной медиации не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.
4. Порядок формирования службы школьной медиации
4.1. В состав службы могут входить школьники 8-11 классов, прошедшие обучение проведению примирительных программ.
4.2. Руководителем службы может быть социальный педагог, психолог или иной педагогический работник школы, на которого возлагаются обязанности по руководству службой школьной медиации приказом директора школы.
4.3. Вопросы членства в службе, требований к школьникам, входящим в состав службы, и иные вопросы, не регламентированные настоящим Положением, могут определяться Уставом, принимаемым службой школьной медиации самостоятельно.
5. Порядок работы службы школьной медиации
5.1. Служба школьной медиации может получать информацию о случаях конфликтного или криминального характера от педагогов, учащихся, администрации школы, членов службы школьной медиации.
5.2. Служба школьной медиации принимает решение о возможности или невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно. При необходимости о принятом решении информируются должностные лица школы.
5.3. Примирительная программа начинается в случае согласия конфликтующих сторон на участие в данной программе. Если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение для проведения программы также необходимо согласие родителей.
5.4. В случае если примирительная программа планируется на этапе дознания или следствия, то о ее проведении ставится в известность администрация школы и при необходимости производится согласование с соответствующими органами внутренних дел.
5.5. Переговоры с родителями и должностными лицами проводит руководитель службы школьной медиации.
5.6. В случае, если конфликтующие стороны не достигли возраста 10 лет. Примирительная программа проводится с согласия классного руководителя.
5.7. Примирительная программа не может проводиться по фактам правонарушений, связанных с употреблением наркотиков и крайними проявлениями жестокости. В примирительной программе не могут участвовать лица, имеющие психические заболевания.
5.8. Служба школьной медиации самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы в каждом отдельном случае.
5.9. В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты фиксируются в примирительном договоре.
5.10. При необходимости служба школьной медиации передает копию примирительного договора администрации школы.
5.11. Служба школьной медиации осуществляет контроль над выполнением обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств служба помогает сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления.
5.12. При необходимости служба школьной медиации содействует в предоставлении участникам примирительной программы доступа к услугам по социальной реабилитации.
6. Организация деятельности службы школьной медиации
6.1. Службе школьной медиации по согласованию с администрацией школы предоставляется помещение для сборов и проведения примирительных программ, а также возможность использовать иные ресурсы школы - такие, как оборудование, оргтехника, канцелярские принадлежности, средства информации и другие.
6.2. Должностные лица школы оказывают службе школьной медиации содействие в распространении информации о деятельности службы среди педагогов и школьников.
6.3. Служба имеет право пользоваться услугами психолога, социального педагога и других специалистов школы.
6.4. Администрация школы содействует службе школьной медиации в организации взаимодействия с социальными службами и другими организациями.
6.5. В случае если примирительная программа проводилась по факту, по которому возбуждено уголовное дело, администрация школы может ходатайствовать о приобщении к материалам дела примирительного договора, а также иных документов в качестве материалов, характеризующих личность обвиняемого, подтверждающих добровольное возмещение имущественного ущерба и иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.
7. Заключительные положения
7.1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.
7.2. Изменения в настоящее положение вносятся директором школы по предложению службы школьной медиации или органов школьного самоуправления.
sh32.edusev.ru
Служба медиации в школе

Современное развитие общественных отношений диктует необходимость внедрения и активного применения новых форм разрешения конфликтов, использующих в качестве основного механизма их урегулирования добровольное волеизъявление сторон, направленное на устранение причин спора, восстановление нарушенного субъективного права. Практика показывает, что решение по спору, урегулированному сторонами добровольно, исполняется ими быстрее и активнее, без необходимости применения законных мер принуждения. Немаловажную роль в развитии института медиации, как альтернативного способа разрешения конфликта, играет процесс интеграции метода в повседневную практику школьной жизни, направленный не столько на урегулирование конкретных конфликтов, сколько на их предотвращение, обучение учащихся навыкам разрешения споров путем активных переговоров, воспитание правосознания и интеграцию подростков во взрослую жизнь.
Понятие медиации

Само явление медиации, как способа достичь конструктивного решения с участием независимого и беспристрастного посредника, используется человечеством давно. В современной России такой способ урегулирования споров получил законодательное закрепление только в 2010 году с принятием Федерального закона от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Стоит отметить, что метод медиации начал использовался российскими педагогами в воспитательном процессе задолго до принятия закона.
Правовой акт о медиации в достаточном объеме регламентирует процедурные вопросы организации процесса медиативных переговоров, определяет правовое положение метода в системе способов защиты гражданских прав, устанавливает сферы его применения. Суть медиативного способа урегулирования спора заключается в предоставлении сторонам максимальных возможностей для принятия решения самостоятельно, без участия стороны, обладающей полномочиями арбитра, постановляющей решение своей волей. С этой целью закон вводит между сторонами фигуру посредника (медиатора), задачей которого является обеспечить сторонам возможность выслушать друг друга, понять и договориться. Медиатор не принимает решения, но способствует его достижению.
Принципы медиации
Основу медиации составляет принципы добровольности и сотрудничества. Заставить человека вступить в медиативные переговоры нельзя, понудить сотрудничать тоже. Только самостоятельное принятое стороной спора решение позволяет запустить механизм и достичь главной цели – разрешить конфликт. В этом состоит и одно из основных отличий медиации от разрешения спора в судебном учреждении.
Сфера применения
Закон ограничивает возможность применения медиативных процедур. Прибегнуть к разрешению разногласий путем организованных и контролируемых переговоров можно только, если они вытекают из гражданских, семейных или трудовых отношений (за исключением коллективных трудовых споров). В иных правоотношениях такой способ урегулирования конфликтов неприменим. Вторым ограничением является узкий состав участников спора. Медиация возможна только, если предметом спора являются взаимоотношения его участников. Если спор затрагивает интересы третьих лиц или публичные отношения, медиация неприменима.
Медиаторы
Закон не ограничивает персональный состав участников медиативной процедуры. Прибегнуть к помощи посредника могут, как юридические, так и физические лица. Однако к посредникам закон предъявляет определенные требования, различающиеся в зависимости от характера деятельности посредника (непрофессиональная или профессиональная). Медиатором может быть только физическое лицо.
Непрофессиональный посредник должен отвечать следующим требованиям:
- быть совершеннолетним и обладать полной дееспособностью;
- не иметь судимостей.
К профессиональным посредникам предъявляются следующие дополнительные требования:
- возрастной ценз увеличивается до двадцати пяти лет;
- наличие любого высшего образования;
- наличие дополнительного образования в сфере медиации.
Государственные и муниципальные служащие не могут выполнять обязанности медиатора.
Препятствиями к участию медиатора в урегулировании спора служат родственные отношения с одной из сторон или наличие личной заинтересованности в исходе переговоров.
Указанные особенности правового регулирования медиации следует учитывать при организации школьной службы медиации, установлению правил разрешения конфликтов медиативными способами, проведении процедур разрешения споров.
Специфика школьной медиации

Анализ положений закона № 193-ФЗ показывает, что внедрение в школьную практику процедуры медиации, именно как альтернативного способа разрешения конфликта, возможно с определенными оговорками.
Первое препятствие – сфера применения медиации. Например, закон не предусматривает возможности участия медиатора в споре, вытекающем из отношений, регулируемых законодательством об образовании. Следовательно, конфликт между родителями и администрацией школы не может быть решен через процедуру медиации по смыслу закона №193-ФЗ. Таким образом принимая решение, может ли школьная служба медиации оказать помощь обратившимся сторонам, надо в первую очередь исходить из характера спорных правоотношений.
Второе, не вызывает сомнения возможность участия в споре школьников как через своих законных представителей, так и, в определенных случаях, самостоятельно. Однако привлечение их в качестве медиаторов невозможно.
Третье, остается открытым вопрос правового положения школьной медиативной службы. Должно ли учебное заведение включать в свой устав положение об осуществлении соответствующего вида деятельности. Будет ли школа, как юридическое лицо, признаваться организацией, оказывающей услуги по медиации. Необходимо ли педагогам, привлеченным к процессу, получать дополнительное образование, как профессиональным медиаторам.
К сожалению, действующие нормативные акты, которыми регулируются вопросы медиации в школе не дают полноценного ответа на эти вопросы. Сказанное дает основания рассматривать медиацию в школе скорее, как образовательный и воспитательный процесс, чем как реальный способ разрешения конфликтов, а положения закона №193-ФЗ применять с особой осторожностью.
Организация службы
Основным руководящим документом, на который следует ориентироваться при организации работы по созданию службы медиации в школе, являются Рекомендации Минобрнауки № ВК-54/07вн от 18.11.13 г.
Понятия "школьная медиация" и "служба школьной медиации"

Согласно этим рекомендациям «школьная медиация» представляет собой метод, используемый в воспитательном процессе для урегулирования конфликтов между педагогами, школьниками, родителями и устранения предпосылок их возникновения. В основе метода лежат принципы, получившие закрепление в 193-ФЗ, методики, разработанные отечественными и зарубежными учеными.
Метод реализуется через создание в школе специальной службы, состоящей из педагогов, воспитателей, учеников и родителей. «Сотрудники» этой службы должны пройти специальное обучение основам медиативного способа разрешения конфликтов и методикам работы с конфликтующими сторонами. По своей сути служба представляет педагогическое объединение, действующее по принципу добровольности участия, и не являющееся структурным подразделением образовательного учреждения.
Школьную службу примирения можно рассматривать как педагогическое и (или) детское объединение. В некоторых городах (например, в Волгограде) службы примирения организованы как методические объединения педагогов.
Цели и задачи служб школьной медиации
Деятельность службы не рассматривается как самостоятельная, оторванная от воспитательного и образовательного процессов. Наоборот, служба призвана активно влиять на них, создавать условия для безопасного и гуманного школьного пространства, упреждать конфликты, оказывать подросткам реальную необходимую помощь.
Для достижения этой цели перед службами школьной медиации ставится решение следующих конкретных задач:
- создать систему защиты прав и интересов учащихся;
- создать систему помощи детям в трудных ситуациях;
- оказывать предупреждающую помощь подросткам с девиантным поведением;
- организовать систему работы с «трудными» детьми;
- внедрять новые формы досудебного разрешения конфликтов;
- обеспечить возможность применения медиации всеми участниками образовательного процесса;
- повысить эффективность оказания психологической и юридической помощи;
- повышать медиативную квалификацию педагогов;
- обеспечить прозрачность воспитательных процедур;
- развитие восстановительного правосудия.
Служба не должна ограничиваться работой только с детьми, немаловажной задачей является воздействие на взрослых, с целью популяризации конструктивного медиативного подхода к разрешению конфликтов.
В повседневной деятельности сотрудники медиативной службы должны:
- вести просветительскую работу;
- разрешать разногласия;
- предупреждать конфликты и препятствовать их распространению.
Одним из методов работы службы является создание «групп равных». Внутри этих маленьких коллективов проводится основная работа по обучению медиации, направленная на предупреждение конфликтов. Через участников этих групп идеология переговорного способа разрешения споров распространяется на других учащихся. Задачей педагогов является управление, координация действий учеников, вступивших в группу, реальная помощь им в урегулировании конфликтов со взрослыми и сверстниками. Одновременно должна вестись воспитательная работа по другим направлениям.
Стоит отметить, что методика «групп равных» не является единственной технологией обучения медиации и включению ее в образовательный процесс. Педагогическая и правоприменительная практика выработала и иные подходы к организации и проведению медиативных процедур. Исследователи, помимо классической медиации, ориентированной на решение проблемы, выделяет также иные действенные подходы, например: трансформативную медиацию, нарративную, экосистемную, фасилитативную и оценочную. Образовательное учреждение не ограничено в выборе каким-нибудь одним подходом.
Правовая основа организации служб школьной медиации в образовательных организациях
К основным нормативным актам, регламентирующим процессы медиации в школе, относятся:

Основные этапы организации службы школьной медиации в образовательной организации
Работа по организации медиативной службы в школе должна включать в себя решение следующих задач:
- информирование участников образовательного процесса о создании объединения;
- мотивацию педагогов и учеников к участию в работе службы;
- общественное обсуждение деятельности нового объединения;
- разработку документации;
- обучение участников медиативному подходу;
- налаживание связей с государственными и муниципальными учреждениями и органами, решающими аналогичные задачи.
Организация деятельности медиативного объединения предусматривает выполнение следующих мероприятий:
- проведение семинаров, конференций, собраний с целью информирования учащихся, родителей и педагогов о создании службы медиации;
- проведение вводного семинара для преподавателей и воспитателей;
- проведение мотивационного собрания родителей и учеников.
Результатом выполнения этих мероприятий должно являться создание инициативной группы, будущего костяка создаваемого объединения.
На втором этапе организации медиативной службы проводиться обучение участников медиативного процесса, с этой целью можно:
- направить будущих специалистов на обучение по соответствующей программе;
- силами обученных специалистов провести обучающие семинары для родителей и учеников.
Третьим этапом новой службе придается официальный статус:
- создание службы согласовывается с органами управления школой, предусмотренными ее уставом;
- утверждается положение о службе;
- разрешаются вопросы обеспечения ее деятельности.
На четвертом этапе организуется взаимодействие службы с другими школьными подразделениями, органами общественного контроля, охраны правопорядка, опекой, проводится фактическая апробация взаимодействия между ними, осуществляется первичная оценка работы нового объединения.
Заключительным этапом становления школьной медиативной службы является формирование групп равных, с разбивкой учащихся по возрастным категориям, и непосредственная реализация воспитательной медиативной программы.
Типовые документы

Ни законодательные акты, ни рекомендации Минобрнауки не содержат обязательного перечня документации, ведение которой должно осуществляться в службе школьной медиации. Многолетней практикой внедрения медиативного подхода в образовательный процесс был выработан следующий примерный перечень, включающий в себя не только внутренние документы, но и документы о сотрудничестве со сторонним организациями:
- протоколы согласования создания службы с органами управления и контроля образовательного учреждения;
- приказ о создании службы и назначении куратора;
- договор с территориальной службой примирения;
- положение о школьной службе;
- положение о территориальной службе;
- формы мониторинга деятельности служб;
- регистрационная карточка конфликта;
- медиативное соглашение;
- порядок проведения процедуры медиации;
- журнал регистрации рассмотренных конфликтов;
- учебная программа подготовки медиаторов, кураторов и «групп равных».
Приведенный перечень далеко не полный. Каждое учебное учреждение может дополнить или изменить его.
Заключение
При всех недостатках правового регулирования медиации в рамках образовательного процесса, сам метод, как новая воспитательная технология, заслуживает самого пристального и внимательного изучения. Необходимость внедрения в систему образования программ обучения конструктивному способу решения конфликтов не вызывает сомнений. Преимущества мирного и добровольного разрешения конфликтов на местах перед административным или судебным способами очевидны. Будет ли медиация в школе пустым звуком и простой формальностью или займет достойное место, зависит от школы, учителей и родителей.
pokodeksu.ru
ПРОЕКТ СОЗДАНИЯ ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ МЕДИАЦИИ
Проект создания «Школьной службы примирения (медиации)» на базе МБОУ СОШ № 143
Актуальность. Наша школа вступила в проект создания «школьной службы примирения» в 2014 году и стала базовой площадкой по развитию данного направления деятельности.
Начиная с 2012 года, был принят ряд нормативно-правовых документов:
«Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы»;
План первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы;
«Рекомендации по организации служб школьной медиации» (30.10.2013 г.)
«Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигшие возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации» (30.07.2014 г.)
В соответствии с перечисленными документами, такие службы должны появиться в каждом регионе страны и в каждом образовательном учреждении.
Начиная работу в проекте, мы задумались над вопросом, что же такое «Школьная служба примирения» (ШСП), и действительно ли она нужна в образовательном учреждении?
Оказывается, нужна. Находясь в школьном коллективе, мы видим, что количество школьных конфликтов растет. Много конфликтов происходит между родителями и педагогами, учениками и учителями. Но самое страшное - это конфликты в подростковой среде. Решая конфликтные ситуации, дети проявляют агрессию, конфронтацию, противоправные действия. Все это перерастает в перераспределение и завоевание власти и статуса, борьбу за свое место в коллективе и стремление действовать безнаказанно, и становится способом самоутверждения. В то же время конфликты являются своего рода бизнесом для части подростков, которые провоцируют «стрелки», снимают их на видео и шантажируют ими, и даже организуют ставки на участников драки.
В нашей школе таких острых проблем нет, но более мелкие локальные конфликты возникают. При этом их решению уделяется мало внимания. Одной из попыток разрешить сложившуюся ситуацию стало создание школьной службы примирения.
«Служба примирения — это новая технология решения конфликтных ситуаций в школе с привлечением детей-медиаторов». Она создает условия «не карательного, а конструктивного разрешения конфликтов». «Это форма социально-психологической помощи всем участникам образовательного процесса в конфликтах, тяжелых жизненных ситуациях, случаях правонарушений обучающихся».
Создание такой модели может помочь не только в профилактике и коррекции девиантного поведения обучающихся, но и в создании благоприятного психологического климата образовательного учреждения. «Именно школьная медиация на сегодняшний день способна грамотно помочь в разрешении национальных и иных социокультурных конфликтов при помощи независимого посредника — школьного медиатора».
Цели и задачи:
Целью является изучение закономерностей организации и применения медиации как самостоятельного способа решения конфликтов и интеграция ее в деятельность образовательной организации.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
Анализ основных направлений работы со школьными конфликтами при помощи технологии медиации;
Используя методы диагностики конфликтности, выявить ее уровень в образовательной организации до и после внедрения ШСП;
Разработка проекта внедрения «Школьной службы примирения (медиации)» в деятельность образовательной организации;
Апробировать и проверить эффективность работы «Школьной службы примирения (медиации)».
Содержание проекта
Наша деятельность в рамках данного направления регламентируется Законами Российской Федерации и региональными документами.
«Школьная служба примирения (медиации)» рассматривается нами как педагогическое и детское объединение. Работает она параллельно с «Комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений». У этих структурных подразделений образовательного учреждения разные функции. Комиссия может принимать решения о дисциплинарном взыскании, которое обязательно к исполнению. А «Школьная служба примирения (медиации)» ориентирована на восстановительные практики, результатом которых становится выработка сторонами решений и их самостоятельное и добровольное исполнение. Данный принцип зафиксирован в «Стандартах восстановительной медиации». Важно отметить, что «Школьная служба примирения (медиации) не проводит расследования по конфликтным делам, а действует только на принципе добровольности. При этом результаты работы службы могут быть учтены комиссией при вынесении решения. Либо Комиссия может направлять заявки в «Школьную службу примирения (медиации)».
Основой работы служб примирения является восстановительная медиация.
Создание школьного детского объединения детей-медиаторов соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, так как оно ориентировано на развитие личности выпускника: «…формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах».
Изучив выше перечисленные нормативно-правовые документы, администрацией школы было принято решение о создании «Школьной службы примирения (медиации), подписан приказ об утверждении состава участников, разработана модель внедрения «Школьной службы примирения (медиации)» в практику образовательного учреждения.
Модель внедрения «Школьной службы примирения (медиации)»
1
2
3
4
5
6
Этап целеполагания
Задача администрации: Определить наиболее эффективную модель работы школьной службы медиации. Определить перспективные направления работы службы в образовательном учреждении. Раскрыть нормативно-правовое обоснование работы службы по взаимодействию с другими структурами. Определить этапы деятельности службы.

Цель: проработать модель создания школьной службы урегулирования конфликтов в образовательной системе; реализовать разработку организационно-методологического, нормативно-правового и психолого-педагогического сопровождения его работы.
Задача педагогов: Определить формы, методы и принципы построения работы медиатора службы со сторонами конфликта в образовательной системе. Определить наиболее эффективные методики психодиагностики межличностных отношений конфликтующих сторон образовательного процесса, варианты разрешения конфликта. Проводить примирительные программы по возникающим конфликтам в школе.

Способы организации целеполагания
Изучение документации по созданию школьной службы медиации
Изучение опыта других организаций
Проведение круглых столов, бесед, брифингов, дискуссий для выявления степени полезности создания модели
Проведение круглых столов для родителей и обучающихся с целью привлечения их к данной работе
Проведение занятий с учащимися с целью ознакомления с целями и задачами медиации
Результат этапа целеполагания: осмысление целей и задач школьной службы медиации, привлечение к участию родителей и учащихся

Этап планирования
Первый этап — провести анализ и изучить перспективные направления работы службы в образовательном учреждении. Определить нормативно-правовую базу работы школьного медиатора.
Второй этап — организовать взаимодействие службы с центрами города работающими в этом направлении.

Третий этап — обеспечить потребности образовательного учреждения в работе профессионального школьного медиатора с целью достижения положительной и устойчивой динамики разрешения конфликтов. Разработать методическое пособие «Школьная медиация».

Алгоритм создания ШСП:
разработка и реализация проекта создания ШСП;
разработка и принятие документов, обеспечивающих функционирование и развитие ШСП;
формирование команды инициаторов и освоение ими навыков ведущих программ примирения на базе концепции восстановительной медиации;
разработка формы по сбору информации, мониторингу и оценке;
анализ деятельности и корректировка, определение путей развития.
Структура и организация деятельности.
Служба примирения состоит из одного или нескольких кураторов (обычно это заместитель директора по учебно-воспитательной работе, социальный педагог, реже психолог или один из учителей) и нескольких (десять и больше) старшеклассников. Все они проходят подготовку в обязательном порядке в качестве медиаторов, включая кураторов. Куратор пишет отчеты о проведенных процедурах, направляет работу ребят, проводит дополнительные занятия с ними.
Информация о конфликтных и мелких криминальных ситуациях (кражах, драках, порче имущества) в начале работы службы обычно поступает от администрации и педагогов. В дальнейшем, по мере знакомства с деятельностью службы, в нее начинают обращаться школьники и родители.

Результат этапа планирования: создание школьной службы медиации

Этап реализации
Примерный перечень документация ШСП:
приказ директора школы о создании Школьной службы примирения; Положение о службе; должностная инструкция куратора службы; формы обращений в ШСП, отчетов; журнал регистрации поступивших обращений по разрешению конфликтных ситуаций; кодекс сотрудничества членов ШСП; информационные листы о работе ШСП; программа сопровождения учащихся ШСП; программа занятий; план работы (на неделю).
Основная задача:
Создание модели школьной службы медиации

Возможные подходы
1.Профилактический подход. ШСП призвана декриминализовать подростковую среду, содействовать устранению причин противоправного поведения школьников. 2.Воспитательный (педагогический) подход. Создание ШСП рассматривается как проявление детской активности. Ценится не столько сам продукт, который производит служба (программы примирения), сколько появление в школе объединения, воспитывающего у своих членов высокие нравственные и деловые качества через привлечение к добровольчеству.

Основные формы работы
1.Программа примирения (медиация) между участниками конфликтных ситуаций.
2.Проведение кругов сообщества в школьных коллективах.

Результат этапа реализации: функционирующая модель школьной службы медиации

Этап рефлексии
Задача администрации: анализ всей проделанной работы, сопоставление конечных результатов (материальный, визуальный и педагогический) своей деятельности с намеченной целью

Основная задача: сопоставление конечного результата деятельности с намеченной целью
Задача педагогов: рассказать об этапах своей деятельности, сделать анализ и оценку своей работе, выслушивать мнение о ней педагога и сверстников

Способы организации этапа рефлексии

Результат этапа рефлексии: общественное признание состоятельности
(успешности, результативности)

Этап коррекции
Задача администрации:
содействие в определении способов коррекции
Основная задача:
сделать выводы о проделанной работе и взять на заметку ошибки

Задача педагогов: определить материал, нуждающийся в коррекции и отобрать способы корректировки действий и качества выполнения последовательно с ним

Способы организации этапа коррекции

Результат этапа коррекции: внедрение в жизнь модели школьной службы медиации
Были приняты «Функциональные обязанности» куратора «Школьной службы примирения (медиации)», утверждено положение о «Школьной службы примирения (медиации)», приказ об утверждении состава участников «Школьной службы примирения (медиации) (Приложение 1). В положении прописаны принципы работы ШСП, порядок формирования участников службы примирения, порядок работы медиатора, организация деятельности ШСП. Создан клуб медиаторов, в котором проводятся регулярные встречи команды «Школьной службы примирения (медиации)». Программа занятий рассчитана на 34 учебных часа. Встречи проводятся один раз в неделю в течение 1 часа.
При заполнении форм мониторинга мы руководствуемся Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных», получаем согласие родителей или законных представителей несовершеннолетних на использование, обработку и хранение персональных данных.
При возникновении конфликта в школе, каждый, кто стал свидетелем или участником может обратиться в ШСП. Работа ШСП начинается с заявки (Приложение 2). Ее могут заполнять любые лица, имеющие обращение: учащиеся, классные руководители, педагоги, свидетели, родители, администрация. В заявке указывается, когда и где произошла ситуация, описываются события и их последствия, дается информация об участниках конфликта, высказывается просьба, выставляется дата обращения и ставится подпись заинтересованного лица.
Каждый конфликт регистрируется «Школьной службой примирения» в журнале регистрации, где заполняется регистрационная карточка.
По ходу проведения процедуры ведется протокол. Поясним, что по возможности необходимо вести протоколы всех бесед. Если участники конфликта отказываются говорить, когда за ними ведется запись, то разговор не протоколируется. Чтобы не вызывать отторжение ведением протокола, можно пояснит, что он нужен для того, чтобы медиатор ни о чем не забыл и ничего не упустил из внимания и подчеркнуть, что диалог носит конфиденциальный характер. В конце процедуры примирения оформляется примирительный договор (Приложение 3).
По итогам работы медиатор оформляет отчет по программе, проводится анализ работы ведущего. Такой анализ может осуществляться в форме обсуждения на круглом столе или в любой другой форме. При этом важно соблюдать принцип конфиденциальности. На обсуждение выносится ход работы, что удалось ведущему, в чем были затруднения, была ли соблюдена процедура медиации, какие приемы и техники использовались, какой результат достигнут. Такой анализ является важным для последующего развития навыков медиатора, повышения его профессионализма.
Информация о сайте проекта
Информация о проекте доведена до сведения учащихся на классных часах, и до родителей на родительском собрании, а так же размещена на школьном сайте. Данный материал был опубликован в сборнике материалов ЦНС ИНТЕРАКТИВ плюс «Второй Международной научно-практической конференции «Психология и педагогика 21 века: теория, практика и перспективы» (Чебоксары), web-публикация http://учительский., сайт и на сайтеinfourok.ru.
Создание школьных служб примирения (ШСП) позволяет:
- снизить уровень конфликтности в школе, что приведет к устранению причин противоправного поведения школьников;
- обучить членов школьного сообщества новой восстановительной практике выстраивания отношений и реагирования в конфликтных ситуациях, что содействует декриминализации подростковой среды;
- создать условия для привлечения лидеров подростковых групп в деятельность по изменению культурных норм школьной среды.
Целевая аудитория. В проекте могут участвовать все участники образовательных отношений: родители, обучающиеся, педагоги. В практике нашей образовательной организации в «Школьную службу примирения (медиации)» входят: учащиеся 7 – 11 классов, прошедшие обучение по проведению примирительных программ; руководитель службы, педагог-психолог, занимающийся подготовкой учащихся к ситуации разрешения конфликта.
Набор учащихся осуществляется на добровольной основе, то есть те учащиеся, которые разделяют принципы восстановительного подхода и желают заниматься данной деятельностью. Заметим, что не все учащиеся проводят процедуру медиации, есть дети, которые выполняют сопровождающие функции: выпуск газеты, изготовление буклетов, распространение идей восстановительного правосудия, создание презентаций и так далее.
По итогам года проводится анализ эффективности работы службы в соответствии с данными критериями, приведенными в таблице.
критерий
эффективность
Соотнесение результатов работы с поставленными целями и задачами на учебный год;
Поставленные задачи выполнены
определение типов ситуаций, с которыми служба работала в течение года
Определены: межличностные конфликты на уровне ученик-ученик
Анализ количества и качества проведенных за год программ
Проведено 3 процедуры в течение учебного года
анализ работы по программам и самоанализ медиаторов;
Анализ работы проводится на круглых столах в сообществе медиаторов школы
анализ количества и качества проведенных информационных мероприятий для учащихся и родителей
Данные мониторинга предоставляются администрации и руководящей организации. Педагогический коллектив информируется об итогах работы. Ставятся цели и задачи на следующий период (учебный год). Выстраивается перспективный план работы, который согласовывается с администрацией образовательного учреждения.
оценка количества работающих специалистов;
12 учащихся и три педагога
поддержка педагогическим коллективом, администрацией и учащимися;
Поддерживается коллективом, администрацией и учащимися
взаимодействие со структурными подразделениями образовательного учреждения и специалистами за пределами образовательного учреждения
Взаимодействие с конфликтной комиссией школы, центром МУ «Диалог»
ведение документации
ведется
соответствие стандартам и принципам восстановительного подхода
соответствует
Список литературы
Вестник Высшего Арбитражного суда РФ. – 2001. № 1. – с. 14.
Третейский суд – 2009. №6 – с. 16-22.
Насырова Е. И., Стернин И. А. «Посредничество» или «медиация»: к вопросу о терминологии // Третейский суд. – 2007. № 1- с. 10
Маловичко И. Брошюра для детей. Волгоград. Школа № 27.
Коновалов Ю. А. Медиация в системе образования: обзор опыта разных стран. Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu. ru» № 3, 2014.
Максудов Р., Коновалов А. Школьная служба примирения. Идея и технология. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2009 г.
Традиционные практики урегулирования конфликтов/ Материалы ежегодного семинара 2010 – 2014 гг. (сборник). – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2014. Составитель Антон Коновалов.
Опыт работы школьных служб примирения в России / Сборник материалов. - М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2014. Составитель Антон Коновалов.
Территориальные службы примирения: условия функционирования и организационное устройство \ Сборник материалов \ Сост. Л. М. Карнозова – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2015.
Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации(утв. распоряжением Правительства РФ от 30 июля 2014 г. № 1430-р)
Востановительная медиация в России: правовое обеспечение и стратегия развития. \\ Сборник материалов. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2013. Коновалов А. Ю. Статья «Обзор правовых документов, помогающих создать службы примирения и применять медиацию в системе образования».
Стандарты восстановительной медиации. Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации 17 марта 2009 г.
Коновалов А. Ю. Методические рекомендации по созданию и поддержке школьных служб примирения.www.школьные-службы-примирения.рф
infourok.ru
Школьная медиация
ПРИКАЗ
20.12.2016г.. № 493 - А
«О создании службы школьной медиации»
В целях разрешении конфликтов и развития практики восстановительной медиации в ОУ и на основании приказа №1021-а от 24.11.2016 Управления по работе с муниципальными учреждениями города Владивостока, приказа № 1070-а от 05.12.2016г. Управления по работе с муниципальными учреждениями образования г. Владивостока и на основании плана работы ОУ на 2016-2017 учебный год
приказываю:
1. Организовать работу службы школьной медиации в МБОУ СОШ №82 с 20 декабря 2016 года.
2. Утвердить положение «О работе службы школьной медиации ОУ» (приложение №1).
3. Утвердить состав службы школьной медиации на 2016-2017 учебный год в следующем составе: руководитель (куратор) Варяница Нонна Викторовна - социальный педагог; секретарь Якушкина Юлия Александровна – учитель технологии. Члены службы школьной медиации:
3.1. Фомичёва Марина Ивановна - учитель географии;
3.2. Гранина Ирина Егоровна - учитель английского языка;
3.3. Янченко Елена Викторовна – учитель начальных классов;
3.4. Анурий Олеся Валентиновна – заместитель директора по ВР.
4. Варяница Нонне Викторовне - руководителю службы школьной медиации
разработать и утвердить договор примирения, план работы службы школьной медиации, оформить журнал регистрации конфликтных ситуаций, регистрационные карты.
5. Членам службы школьной медиации проводить не реже, чем один раз в четверть, совещания с администрацией ОУ по улучшению работы службы и ее взаимодействия с учителями.
6. Якушкиной Юлии Александровне разместить на информационном Сайте школы информацию о деятельности службы школьной медиации.
7. Заседания службы школьной медиации проводить в течение пяти рабочих дней со дня регистрации заявления от участника образовательного процесса в службу школьной медиации.
8. Контроль за исполнением приказа возлагаю на Анурий Олесю Валентиновну – заместителя директора по ВР.
Директор МБОУ СОШ №82 ________________ Н. В. Косенко
ПОЛОЖЕНИЕ
"О работе службы медиации ОУ"
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ, Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «Национальной стратегией действий в интересах детей 2012-2017 годы», «Планом первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы», «Стандартами восстановительной медиации» от 2009 года, Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа города Владивостока» (Далее - Школа).
1.2. Служба медиации является структурным подразделением Школы, которое объединяет обучающихся, учителей и других участников образовательного процесса, заинтересованных в разрешении конфликтов и развитии практики восстановительной медиации в Школе.
1.3. Служба медиации является альтернативой другим способам реагирования на споры, конфликты, противоправное поведения или правонарушения несовершеннолетних. Результаты работы службы медиации и достигнутое соглашение конфликтующих сторон должны учитываться в случае вынесения административного решения по конфликту или правонарушению.
1.4. Служба медиации является приоритетным способом реагирования, то есть сторонам конфликта предлагается в первую очередь обратиться в службу примирения, а при их отказе или невозможности решить конфликт путем переговоров и медиации Школа может применить другие способы решения конфликта и/или меры воздействия.
1.5. Допускается создание службы медиации только из педагогических работников ОУ.
2. Цели и задачи службы школьной медиации
Целью службы медиации является:
- распространение среди обучающихся, родителей (законных представителей) и учителей цивилизованных форм разрешения конфликтов;
- помощь в разрешении конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительной медиации;
- снижение количества административного реагирования на правонарушения.
Задачами службы медиации являются:
1. Проведение примирительных программ (восстановительных медиаций, кругов сообщества, школьных и семейных конференций и т.д.) для участников конфликтов и криминальных ситуаций;
2. Обучение обучающихся цивилизованным методам урегулирования конфликтов и ответственности;
3. Информирование обучающихся и учителей о принципах и ценностях восстановительной медиации.
3. Принципы деятельности службы школьной медиации
3.1. Деятельность службы медиации основана на следующих принципах:
1. Принцип добровольности - добровольное участие школьников в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.
2. Принцип конфиденциальности - обязательство службы медиации не разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение составляет информация о готовящемся преступлении, а также примирительный договор (по согласованию с участниками встречи и подписанный ими).
3. Принцип нейтральности - запрещающий службе медиации принимать сторону одного из участников конфликта.
4. Порядок формирования службы школьной медиации
4.1. В состав службы медиации могут входить обучающиеся 7-11-х классов прошедшие обучение проведению примирительных программ (в модели восстановительной медиации).
Обучающиеся младших классов могут участвовать в работе службы в качестве ко-медиаторов (вторых медиаторов).
4.2. Руководителем (куратором) службы может быть социальный педагог или иной педагогический работник школы, на которого возлагаются обязанности по руководству службой медиации приказом директора школы.
4.3. Руководителем (куратором) службы медиации может быть человек, прошедший обучение проведению примирительных программ (в модели восстановительной медиации).
4.4. Родители дают согласие на работу своего ребенка в качестве ведущих (медиаторов) примирительных встреч.
5. Порядок работы службы школьной медиации
5.1. Служба медиации может получать информацию о случаях конфликтного или криминального характера от учителей, обучающихся, администрации Школы, членов службы примирения, родителей (законных представителей) в письменном виде с регистрацией в журнале конфликтных ситуаций.
5.2. Служба медиации принимает решение о возможности или невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно. При необходимости о принятом решении информируется администрация Школы.
5.3. Примирительная программа начинается в случае согласия конфликтующих сторон на участие в данной программе. Если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение, для проведения программы также необходимо письменное согласие родителей (законных представителей) или их участие во встрече.
5.4. В случае если примирительная программа планируется, когда дело находится на этапе дознания, следствия или в суде, то о ее проведении ставится в известность администрация Учреждения и родители, и при необходимости производится согласование с соответствующими органами внутренних дел.
5.5. Переговоры с родителями (законными представителями) и должностными лицами проводит руководитель (куратор) службы медиации.
5.6. Медиатор вправе отказаться от проведения медиации или любой другой восстановительной программы на основании своих профессиональных стандартов, либо в случае недостаточной квалификации, или невозможности обеспечить безопасность процесса.
5.7. В сложных ситуациях (как правило, если в ситуации есть материальный ущерб, среди участников есть взрослые или родители, а также в случае правонарушения) куратор службы медиации принимает участие в проводимой программе.
5.8. В случае, если конфликтующие стороны не достигли возраста 10 лет, примирительная программа проводится с согласия классного руководителя.
5.9. Служба медиации самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы в каждом отдельном случае.
5.10.В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться в письменном примирительном договоре или в письменном соглашении.
5.11. При необходимости служба медиации передает копию примирительного договора администрации Учреждения.
5.12. Служба медиации помогает определить способ выполнения обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств, служба медиации может проводить дополнительные встречи сторон и помочь сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления, что должно быть оговорено в письменном или устном соглашении.
5.13. При необходимости служба медиации информирует участников примирительной программы о возможностях других специалистов (социального педагога, психолога муниципального бюджетного учреждения «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи г.Владивостока».
5.14. Служба медиации рекомендует участникам конфликта на время проведения процедуры медиации воздержаться от обращений в управление по работе с муниципальными учреждениями образования г.Владивостока, в средства массовой информации или в УМВД России по г.Владивостоку.
5.15. Деятельность службы медиации фиксируется в журналах и отчетах, которые являются внутренними документами службы;
5.16. Руководитель службы обеспечивает мониторинг проведенных программ, проведение супервизий с медиаторами на соответствие их деятельности принципам восстановительной медиации.
5.17. Медиация (и другие восстановительные практики) не является психологической процедурой, и потому не требует обязательного согласия со стороны родителей (законных представителей).
Однако, руководитель вправе по возможности информировать и привлекать родителей (законных представителей) в медиацию (а по указанным в пунктах 5.3 и 5.4 категориям дел участие родителей или согласие на проведение медиации в их отсутствие является обязательным).
6. Организация деятельности службы школьной медиации
6.1. Службе медиации по согласованию с администрацией Школы предоставляется помещение для сборов и проведения примирительных программ, а также возможность использовать иные ресурсы школы - такие, как оборудование, оргтехника, канцелярские принадлежности, средства информации и другие.
6.2. Администрация школы оказывает службе медиации содействие в распространении информации о деятельности службы среди учителей и обучающихся.
6.3. Служба медиации имеет право пользоваться услугами социального педагога и других специалистов школы.
6.4. Администрация школы содействует службе медиации в организации взаимодействия с учителями Школы, а также учреждениями системы профилактики. Администрация Школы рекомендует учителям и родителям (законным представителям) обращаться в службу медиации или самим использовать восстановительные практики.
6.5. В случае если стороны согласились на примирительную встречу, то административные действия в отношении данных участников конфликта приостанавливаются. Решение о необходимости возобновления административных действий принимается после получения информации о результатах работы службы медиации и достигнутых договоренностях сторон.
6.6. Не реже, чем один раз в четверть проводятся совещания между администрацией и службой медиации по улучшению работы службы и ее взаимодействия с учителями с целью предоставления возможности участия в примирительных встречах большему числу желающих.
6.7. В случае если примирительная программа проводилась по факту, по которому возбуждено уголовное дело, администрация Школы может ходатайствовать о приобщении к материалам дела примирительного договора, а также иных документов в качестве материалов, характеризующих личность обвиняемого, подтверждающих добровольное возмещение имущественного ущерба и иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.
6.8. Служба медиации может вносить на рассмотрение администрации предложения по снижению конфликтности в школе.
7. Заключительные положения
7.1. Настоящее положение вступает в силу с момента его утверждения.
7.2. Изменения в настоящее положение вносятся директором школы по предложению службы медиации или Фонда поддержки и развития ОУ.
7.3.Один экземпляр положения хранится в кабинете заместителя директора по ВР.
7.4 Текст настоящего положения размещается на информационном Сайте Школы.
Федеральный закон от 05.10.2015 № 285-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов»
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № ВК-844/07 «Рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях» Размер: 247.01 КБ
Скачать
school82.pupils.ru
СЛУЖБА ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ
Если:
- вы поругались или подрались,
- у вас что-то украли,
- вас побили и вы знаете обидчика,
- вас обижают в классе и т.д.,
то вы можете обратиться в школьную службу примирения.
Школьная служба примирения
Наш девиз:
"Поступай с другими так,
как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой"
Зачем нужна медиация школе?
Подростки и дети «группы риска» часто вовлекаются в конфликты, становятся нарушителями или жертвами. Используемая нами восстановительная медиация позволяет подросткам избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (в том числе возместить ущерб), избежать повторения подобного в будущем.
Школьная среда часто не способствует освоению подростками навыков общения, культурных форм завоевания авторитета и формирования конструктивных способностей взаимодействия с другими людьми, необходимых для будущей жизни. Те способы реагирования на конфликты, которые обычно практикуются подростками и учителями, нередко оставляют подлинные конфликты неразрешенными.
Главная цель медиации – превратить школу в безопасное, комфортное пространство для всех участников образовательного процесса (учеников, учителей, родителей и т.д.).
Школьная медиация нужна для мирного решения проблем, снижения уровня насилия в школе и сохранения добрых отношений. В мировой практике это один из способов разрешения споров, в котором нейтральная сторона, называемая медиатором, способствует выработке внесудебного решения.
Зачем медиация нужна родителям?
Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился. Кроме того, медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-школьниками, между детьми и взрослыми.
Зачем медиация нужна детям?
В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.
В общем, можно сказать следующее: чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению. Конфликт в школе, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем. Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако благодаря медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень подростковой преступности. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию.
Школьная служба примирения это:
- Разрешение конфликтов силами самой школы.
- Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.
- Профилактика школьной дезадаптации.
- Школьное самоуправление и волонтерское движение подростков школы.
Если вы решили обратиться в службу,
то вам надо подойти к Демидовой Наталье Анатольевне
После этого с каждым из участников встретится ведущий программы примирения для обсуждения его отношения к случившемуся и желания участвовать во встрече.
В случае добровольного согласия сторон, ведущий программы проводит примирительную встречу, на которой обсуждается следующие вопросы:
- каковы последствия ситуации для обеих сторон;
- каким образом разрешить ситуацию;
- как сделать, чтобы этого не повторилось.
При необходимости составляется план по возмещению ущерба и социально-психологической реабилитации сторон.
На встрече выполняются следующие правила
- Поскольку каждый человек имеет право высказать свое мнение, то перебивать говорящего человека нельзя. Слово будет дано каждому участнику.
- На встрече нужно воздержаться от ругани и оскорблений.
- Чтобы не было сплетен после встречи, вся информация о происходящем на встрече не разглашается.
- Вы в любой момент можете прекратить встречу или просить индивидуального разговора с ведущим программы.
serba-school30.edusev.ru
Положение "Школьная служба медиации"
Утверждено приказом директора ГБОУ СОШ № 31от « __ » __________ 2015 г № __
1. Общие положения
Школьная служба примирения является объединением учащихся и
педагогов, действующей в образовательном учреждении на основе добровольческих усилий учащихся.
Правовой основой создания и деятельности школьной службы примирения
является:
Конституция Российской Федерации;
Гражданский кодекс Российской Федерации;
Семейный кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Конвенция о правах ребенка;
Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге, 1980, 1996, 2007 годов;
Федеральный закон от 27 июля 2010 г № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника ( процедуре медиации)»;
«Национальная стратегия действий в интересах детей 2012-2017 г.г.».
2. Цели и задачи службы примирения
Целью службы примирения является:
распространение среди учащихся, родителей и педагогов цивилизованных форм разрешения конфликтов;
помощь в разрешении конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительной медиации;
снижение количества административного реагирования на правонарушения.
Задачами службы примирения являются:
проведение примирительных программ (восстановительных медиаций,
кругов сообщества, школьных и семейных конференций и т.д. ) для участников конфликтов и криминальных ситуаций;
обучение школьников цивилизованным методам урегулирования
конфликтов и ответственности;
информирование учеников и педагогов о принципах и ценностях
восстановительной медиации;
3. Принципы деятельности службы примирения
3.1. Деятельность службы примирения основана на следующих принципах:
Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие
школьников в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон,
вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.
Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы не разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение составляет
информация о готовящемся преступлении, а также примирительный договор (по согласованию с участниками встречи и подписанный ими).
Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать
сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной
стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.
4. Порядок формирования службы примирения
4.1. В состав службы медиации могут входить школьники 7-11 классов,
прошедшие обучение проведению примирительных программ (в модели
восстановительной медиации).
Руководителем (куратором) службы может быть социальный педагог, психолог
или иной педагогический работник школы, на которого возлагаются обязанности по руководству школьной службой примирения приказом директора школы.
Руководителем (куратором) школьной службы примирения может быть
человек, прошедший обучение проведению примирительных программ (в модели восстановительной медиации).
Родители дают согласие на работу своего ребенка в качестве ведущих
примирительных встреч.
Вопросы членства в службе примирения, требований к школьникам, входящим
в состав службы, и иные вопросы, не регламентированные настоящим Положением, могут определяться Уставом, принимаемым службой примирения самостоятельно.
5. Порядок работы службы медиации
5.1. Служба примирения может получать информацию о случаях конфликтного
или криминального характера от педагогов, учащихся, администрации школы,
членов службы примирения, родителей.
Служба примирения принимает решение о возможности или невозможности
примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно. При
необходимости о принятом решении информируются должностные лица школы.
Примирительная программа начинается в случае согласия конфликтующих
сторон на участие в данной программе. Если действия одной или обеих сторон
могут быть квалифицированы как правонарушение или преступление, для
проведения программы также необходимо согласие родителей или их участие во встрече.
В случае если примирительная программа планируется, когда дело находится
на этапе дознания, следствия или в суде, то о ее проведении ставится в
известность администрация школы и родители, и при необходимости
производится согласование с соответствующими органами внутренних дел.
Переговоры с родителями и должностными лицами проводит руководитель
(куратор) службы примирения.
В сложных ситуациях (как правило, если в ситуации есть материальный ущерб,
среди участников есть взрослые или родители, а также в случае криминальной
ситуации) куратор службы примирения принимает участие в проводимой программе.
В случае если конфликтующие стороны не достигли возраста 10 лет,
примирительная программа проводится с согласия классного руководителя.
Служба примирения самостоятельно определяет сроки и этапы проведения
программы в каждом отдельном случае.
В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны
пришли к соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться в
письменном примирительном договоре или устном соглашении.
При необходимости служба примирения передает копию примирительного
договора администрации школы.
Служба примирения помогает определить способ выполнения обязательств,
взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств, служба примирения может проводить дополнительные встречи сторон и помочь сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления, что должно быть оговорено в письменном или устном соглашении.
При необходимости служба примирения информирует участников
примирительной программы о возможностях других специалистов (социального педагога, психолога).
Деятельность службы примирения фиксируется в журналах и отчетах, которые
являются внутренними документами службы;
Куратор службы обеспечивает мониторинг проведенных программ, проведение
супервизий с медиаторами на соответствие их деятельности принципам
восстановительной медиации.
Медиация (и другие восстановительные практики) не является психологической
процедурой, и потому не требует обязательного согласия со стороны родителей. Однако куратор старается по возможности информировать и привлекать родителей в медиацию (а по указанным в пунктах 5.3 и 5.4 категориям дел участие родителей или согласие на проведение медиации в их отсутствие является обязательным).
6. Организация деятельности службы примирения
Службе примирения по согласованию с администрацией школы
предоставляется помещение для сборов и проведения примирительных программ, а также возможность использовать иные ресурсы школы - такие, как оборудование,
оргтехника, канцелярские принадлежности, средства информации и другие.
Должностные лица школы оказывают службе примирения содействие в
распространении информации о деятельности службы среди педагогов и
школьников.
Служба примирения имеет право пользоваться услугами психолога,
социального педагога и других специалистов школы.
Администрация школы содействует службе примирения в организации
взаимодействия с педагогами школы, а также социальными службами и другими
организациями. Администрация стимулирует педагогов обращаться в службу
примирения или самим использовать восстановительные практики.
В случае если стороны согласились на примирительную встречу (участие в
Круге сообщества или Семейной восстановительной конференции), то административные действия в отношении данных участников конфликта приостанавливаются. Решение о необходимости возобновления административных действий принимается после получения информации о результатах работы службы медиации и
достигнутых договоренностях сторон.
Администрация школы поддерживает участие куратора службы
примирения в собраниях ассоциации (сообщества) медиаторов.
Не реже, чем один раз в четверть проводятся совещания между администрацией
и службой примирения по улучшению работы службы и ее взаимодействия с педагогами с целью предоставления возможности участия в примирительных встречах большему числу желающих.
В случае если примирительная программа проводилась по факту, по которому
возбуждено уголовное дело, администрация школы может ходатайствовать о
приобщении к материалам дела примирительного договора, а также иных
документов в качестве материалов, характеризующих личность обвиняемого, подтверждающих добровольное возмещение имущественного ущерба и иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.
Служба примирения может вносить на рассмотрение администрации
предложения по снижению конфликтности в школе.
7. Заключительные положения
Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.
Изменения в настоящее положение вносятся директором школы по
предложению службы примирения или органов школьного самоуправления.
ПРИЛОЖЕНИЯ К «ПОЛОЖЕНИЮ О СЛУЖБЕ ПРИМИРЕНИЯ»
1. План создания службы примирения школе
Принятие администрацией школы решения о создании школьной службы примирения.
Согласование с администрацией школы. Включение в должностную инструкцию сотрудника – куратора службы обязанностей по организации работы и дальнейшей преемственности службы
Подписание приказа о создании службы.
Утверждение Положения о школьной службе примирения в соответствии со стандартами восстановительной медиации
Анализ информации о конфликтах и способах реагирования на конфликты (число конфликтов, число административных вмешательств, отношение педагогов к конфликтам).
Отбор школьников на участие в базовом семинаре.
Проведение базового семинара
Создание клуба медиаторов и регулярные встречи детско-взрослой команды школьной службы примирения
Обсуждение и формулирование командой службы примирения ценностей восстановительной медиации, которые служба собирается нести в свою школу.
Информационные сообщения (презентации) для получения одобрения и поддержки педагогического коллектива (классных руководителей).
Информационные сообщения (презентации) для получения одобрения и поддержки родителей .
Информационные сообщения (презентации) для получения одобрения и поддержки учеников.
Выпуск информационного стенда, плаката или статьи в школьной газете о создании ШСП, публикация на сайте школы.
Определение администрацией школы, куратором и школьниками-медиаторами способов получения информации о конфликтах.
Доработка и принятие документов (на основе типовых), регламентирующих работу службы (примирительный договор, заявка, регистрационная карточка и пр.).
Работа службы по разрешению поступающих конфликтных ситуаций в соответствии с порядком работы медиатора. Ведение регистрационного журнала для дальнейшего мониторинга. Написание отчетов по форме.
Проведение супервизий по проведенным программам, оценка соответствия проведенных программ стандартам восстановительной медиации и порядку работы медиатора.
Обсуждение с администрацией и педагогами результатов работы службы, путей ее улучшения и влияния ШСП на школу.
Обобщение и анализ опыта. Заполнение мониторинга работы службы и «срезов» количества конфликтов и способов реагирования на конфликты в школе. Итоговая оценка эффективности деятельности школьной службы примирения.
Изучение куратором литературы по восстановительной медиации и восстановительному правосудию.
Прохождение тренинга восстановительной медиации 2 ступени
Прохождение тренинга по проведению программы «Круги сообщества»
Связь с ассоциацией медиаторов (взаимопомощь и обмен опытом, участие в совместных мероприятиях сообщества медиаторов)
Включение элементов восстановительных практик в различные воспитательные формы и мероприятия
Прохождение тренинга для тренеров
Обучение новых медиаторов, а также школьников и педагогов школы восстановительной коммуникации и восстановительным практикам.
infourok.ru
Служба примирения "Школьная служба медиации"
МБОУ «Ларьякская СШ»
1. Общие положения
Служба примирения является объединением учащихся и педагогов, действующей в образовательном учреждении на основе добровольческих усилий учащихся (воспитанников).
Служба примирения осуществляет свою деятельность на основании действующего законодательства РФ, настоящего Положения, Стандартов восстановительной медиации, а также в соответствии с Протоколом № 01-11 заседания Московской городской межведомственной КДНиЗП от 21 сентября 2011 г, «Национальной стратегией действий в интересах детей 2012-2017 г.г.», и «Планом первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».
2. Цели и задачи службы примирения
Целью службы примирения является:
распространение среди учащихся, родителей и педагогов цивилизованных форм разрешения конфликтов;
помощь в разрешении конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительной медиации;
снижение количества административного реагирования на правонарушения.
2.2.Задачами службы примирения являются:
проведение примирительных программ (восстановительных медиаций, кругов сообщества, школьных и семейных конференций и т.д. ) для участников конфликтов и криминальных ситуаций;
обучение школьников цивилизованным методам урегулирования конфликтов и ответственности;
информирование учеников и педагогов о принципах и ценностях восстановительной медиации;
3. Принципы деятельности службы примирения
3.1.Деятельность службы примирения основана на следующих принципах:
Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие школьников в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.
Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение составляет информация о готовящемся преступлении, а также примирительный договор (по согласованию с участниками встречи и подписанный ими).
Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.
4. Порядок формирования службы примирения
4.1.В состав службы примирения могут входить учащиеся 7-9 классов, прошедшие обучение проведению примирительных программах (в модели восстановительной медиации).
Руководителем (куратором) службы может быть социальный педагог,педагог- психолог или иной педагогический работник школы, на которого возлагаются обязанности по руководству службой примирения приказом директора школы.
Руководителем (куратором) службы примирения может быть человек, прошедший обучение проведению примирительных программ (в модели восстановительной медиации).
Родители дают согласие на работу своего ребенка в качестве ведущих примирительных встреч.
Вопросы членства в службе примирения, требований к школьникам, входящим в состав службы, и иные вопросы, не регламентированные настоящим Положением, могут определяться Уставом, принимаемым службой примирения самостоятельно.
5. Порядок работы службы примирения
5.1. Служба примирения может получать информацию о случаях конфликтного или криминального характера от педагогов, учащихся, администрации школы, членов службы примирения, родителей.
. Служба примирения принимает решение о возможности или невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно. При необходимости о принятом решении информируются должностные лица школы.
Примирительная программа начинается в случае согласия конфликтующих сторон на участие в данной программе. Если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение или преступление, для проведения программы также необходимо согласие родителей или их участие во встрече.
В случае если примирительная программа планируется, когда дело находится на этапе дознания, следствия или в суде,о ее проведении ставится в известность администрация школы и родители, и при необходимости производится согласование с соответствующими органами внутренних дел.
Переговоры с родителями и должностными лицами проводит руководитель (куратор) службы примирения.
В сложных ситуациях (как правило, если в ситуации есть материальный ущерб, среди участников есть взрослые или родители, а также в случае криминальной ситуации) куратор службы примирения принимает участие в проводимой программе.
В случае если конфликтующие стороны не достигли возраста 10 лет, примирительная программа проводится с согласия классного руководителя.
Служба примирения самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы в каждом отдельном случае.
В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться в письменном примирительном договоре или устном соглашении.
При необходимости служба примирения передает копию примирительного договора администрации школы.
Служба примирения помогает определить способ выполнения обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств, служба примирения может проводить дополнительные встречи сторон и помочь сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления, что должно быть оговорено в письменном или устном соглашении.
При необходимости служба примирения информирует участников примирительной программы о возможностях других специалистов (социального педагога, психолога, имеющихся на территории учреждений социальной сферы).
Деятельность службы примирения фиксируется в журналах и отчетах, которые являются внутренними документами службы;
Куратор службы обеспечивает мониторинг проведенных программ, проведение супервизий с медиаторами на соответствие их деятельности принципам восстановительной медиации.
Медиация (и другие восстановительные практики) не является психологической процедурой, и потому не требует обязательного согласия со стороны родителей. Однако куратор старается по возможности информировать и привлекать родителей в медиацию (а по указанным в пунктах 5.3 и 5.4 категориям дел участие родителей или согласие на проведение медиации в их отсутствие является обязательным).
6. Организация деятельности службы примирения
Службе примирения по согласованию с администрацией школы предоставляется помещение для сборов и проведения примирительных программ, а также возможность использовать иные ресурсы школы - такие, как оборудование, оргтехника, канцелярские принадлежности, средства информации и другие.
Поддержка и сопровождение школьных служб примирения может осуществляться социально-психологическими центрами или общественными организациями, имеющими обученных и практикующих медиаторов, по договору на возмездной или безвозмездной основе.
Должностные лица школы оказывают службе примирения содействие в распространении информации о деятельности службы среди педагогов и школьников.
Служба примирения имеет право пользоваться услугами психолога, социального педагога и других специалистов школы.
Администрация школы содействует службе примирения в организации взаимодействия с педагогами школы, а также социальными службами и другими организациями.
В случае если стороны согласились на примирительную встречу (участие в Круге сообщества или Семейной восстановительной конференции), то административные действия в отношении данных участников конфликта приостанавливаются. Решение о необходимости возобновления административных действий принимается после получения информации о результатах работы службы примирения и достигнутых договоренностях сторон.
Администрация школы поддерживает участие куратора (кураторов) службы примирения в собраниях ассоциации (сообщества) медиаторов.
Не реже, чем один раз в четверть проводятся совещания между администрацией и службой примирения по улучшению работы службы и ее взаимодействия с педагогами с целью предоставления возможности участия в примирительных встречах большему числу желающих.
В случае если примирительная программа проводилась по факту, по которому возбуждено уголовное дело, администрация школы может ходатайствовать о приобщении к материалам дела примирительного договора, а также иных документов в качестве материалов, характеризующих личность обвиняемого, подтверждающих добровольное возмещение имущественного ущерба и иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.
Служба примирения может вносить на рассмотрение администрации предложения по снижению конфликтности в школе.
7. Заключительные положения
Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.
Изменения в настоящее положение вносятся директором школы по предложению службы примирения или органов школьного самоуправления.
Приложения
к Положению «О службе примирения (медиации)»
Приложение № 1
1. Примерный план создания службы примирения школе
Принятие администрацией школы решения о создании Школьной службы примирения.
Согласование с администрацией школы. Включение в должностную инструкцию сотрудника – куратора службы обязанностей по организации работы и дальнейшей преемственности службы
Подписание приказа о создании службы.
Утверждение Положения о Школьной службе примирения в соответствии со стандартами восстановительной медиации
Анализ информации о конфликтах и способах реагирования на конфликты (число конфликтов, число административных вмешательств, отношение педагогов к конфликтам)
Создание комиссии медиаторов, проведение установочного семинара
Обсуждение и формулирование командой службы примирения ценностей восстановительной медиации, которые служба собирается нести в МБОУ «Ларьякская СШ»
Информационные сообщения о работе службы примирения на школьном сайте.
Информационные сообщения (презентации) для получения одобрения и поддержки родителей
Информационные сообщения (презентации) для получения одобрения и поддержки учеников
Выпуск информационного стенда, плаката или статьи в школьной газете о создании ШСП
Определение администрацией школы, куратором и школьниками-медиаторами способов получения информации о конфликтах.
Доработка и принятие документов (на основе типовых), регламентирующих работу службы (примирительный договор, заявка, регистрационная карточка и пр.)
Работа службы по разрешению поступающих конфликтных ситуаций в соответствии с порядком работы медиатора. Ведение регистрационного журнала для дальнейшего мониторинга. Написание отчетов по форме.
Проведение семинаров, совещаний по проведенным программам, оценка соответствия проведенных программ стандартам восстановительной медиации и порядку работы медиатора.
Обсуждение с администрацией и педагогами результатов работы службы, путей ее улучшения и влияния ШСП на школу
Обобщение и анализ опыта. Заполнение мониторинга работы службы и «срезов» количества конфликтов и способов реагирования на конфликты в школе. Итоговая оценка эффективности деятельности Школьной службы примирения.
Изучение куратором литературы по восстановительной медиации и восстановительному правосудию.
Включение элементов восстановительных практик в различные воспитательные формы и мероприятия
Прохождение тренинга для тренеров
Обучение новых медиаторов, а также школьников и педагогов школы восстановительной коммуникации и восстановительным практикам.
ЭТАП 1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
АНАЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА
ЭТАП 3. ВСТРЕЧА СТОРОН
1 фаза. Создание условий для диалога между сторонами
2 фаза. Организация диалога между сторонами
3 фаза. Поддержка восстановительных действий на встрече и фиксация решений сторон.
4 фаза. Обсуждение будущего
5 фаза. Заключение соглашения
6 фаза. Рефлексия встречи
ЭТАП 2. ВСТРЕЧА СО СТОРОНОЙ
1 фаза. Создание основы для диалога со стороной
2 фаза. Понимание ситуации
3 фаза. Поиск вариантов выхода
4 фаза. Подготовка к встрече
Приложение № 3Форма мониторинга деятельности службы примирения
Образовательное учреждение
Количество медиаторов
Количество поступивших случаев
Количество завершённых программ
Количество случаев, рассмотренных с участием специалистов из территориальных служб примирения (ТСП)
Общее количество участников программ
взрослых
подростков
Медиация
Школьная конференция
Круги сообщества
Всего
взрослых
подростков
Приложение № 4
Понятие восстановительной медиации
Под медиацией обычно понимается процесс, в рамках которого участники с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) разрешают конфликт.
Восстановительная медиация – это процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости - о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций.
В ходе восстановительной медиации важно, чтобы стороны имели возможность освободиться от негативных состояний и обрести ресурс для совместного поиска выхода из ситуации. Восстановительная медиация включает предварительные встречи медиатора с каждой из сторон по отдельности и общую встречу сторон с участием медиатора.
Особенности службы примирения в системе образования
В системе образования программы восстановительной медиации могут осуществляться на базе общеобразовательных учреждений всех типов (7 и 8 видов – в исключительных случаях), учреждений дополнительного образования, учреждений среднего профессионального образования, вузов.
В школьную службу примирения (ШСП) обязательно входят учащиеся-медиаторы и взрослый куратор.
В школьных службах примирения медиаторами (при условии прохождения специальной подготовки по медиации) могут быть:
а) учащиеся;
б) педагогические работники образовательного учреждения;
в) взрослый (родитель, сотрудник общественной или государственной организации или иной взрослый) по согласованию с администрацией образовательного учреждения.
Возможно совместное ведение медиации взрослым и ребенком.
Куратором службы примирения может быть взрослый, прошедший подготовку в качестве медиатора и готовый осуществлять систематическую поддержку и развитие службы примирения. Куратор должен иметь доступ к информации о происходящих в образовательном учреждении конфликтах. Задача куратора - организовать работу службы примирения и обеспечить получение службой примирения информации о конфликтах и криминальных ситуациях.
Это может быть заместитель директора по учебно-воспитательной работе, психолог, социальный педагог (заместитель директора по социальной работе), уполномоченный по правам ребенка и прочее.
Участниками программ примирения могут быть дети, педагоги, администрация, родители. При медиации конфликтов между взрослыми обязательно участие взрослого медиатора.
Допускается, чтобы стороны конфликта были направлены администратором на предварительную встречу с медиатором (где проясняется ситуация конфликта и рассказывается о медиации), но встреча между сторонами проходит только добровольно.
Куратор должен получить согласие от родителей медиаторов-школьников на их участие в работе службы примирения.
Служба примирения должна разработать положение, которое должно быть утверждено администрацией образовательного учреждения. Также возможно внесение дополнений о службе примирения в устав образовательного учреждения и другие документы.
Если в результате конфликта стороне нанесён материальный ущерб, то присутствие взрослого на встрече в качестве соведущего обязательно, а куратору рекомендуется пригласить на встречу родителей, либо получить разрешение родителей на участие их детей в данной медиации.
infourok.ru










