Содержание журнала № 8 2017. Журнал преподавание истории в школе архив
Содержание журнала № 8 2017 — Преподавание истории в школе
Актуальная тема: Гражданское образование
А.Н. Иоффе. Педагогическое видение ценностных аспектов граждановедческого образования.В статье рассматриваются требования к организации педагогической деятельности современного учителя с точки зрения ценностных аспектов граждановедческого образования, формулируются значимые направления обучения и воспитания, способствующие гражданскому становлению школьника.Ключевые слова: гражданственность, граждановедческое образование, ценностные ориентиры.
Н.Ф. Труфанова. Гражданское воспитание на уроке истории: методическая разработка «Установление империи в Риме».Авторская методическая разработка урока отражает требования ФГОС по истории и может быть реализована на основе любого УМК по выбору учителя.Ключевые слова: римская империя, Гай Юлий Цезарь, сенат, диктатор.
Л.В. Бычкова. Формирование гражданских качеств личностей обучающихся во внеклассной и внешкольной работе учителя истории и обществознания.Методическая разработка, посвященная формированию гражданских качеств личностей обучающихся во внеклассной и внешкольной работе с заданиями.Ключевые слова: местное сообщество, социальная проблема, гражданин, инициатива, малая родина, социальное участие.
История и обществоведение
А.Н. Федоров. «Территория смыслов» на уроках истории и обществознания.В статье даются нестандартные способы смыслопорождения, в том числе и авторские для работы на уроках истории и обществознания.Ключевые слова: преподавание, методика, смыслопорождение.
О.Н. Мачехина. Педагогические модели обучения истории в условиях глобализации: опыт анализа.В статье на широком теоретическом материале дается подробный анализ современного состояния преподавания истории в школе с позиций наиболее распространенных моделей — фактологической и процессуальной. Исследуется реализация этих моделей в призме теорий Ж. Пиаже, Дж. Брунера, Л. Выготского. В итоге делаются выводы относительно их перспектив существования в условиях глобализации.Ключевые слова: история, преподавание, школа, модель, глобализация.
А.И. Конюченко. Терминологические сложности и ошибки в регионоведении.В статье поднимается вопрос о вольном обращении с географической терминологией как в учебных пособиях, так и в названиях образовательных учреждений.Ключевые слова: хоронимы, регионоведение, Поволжье, Южный Урал.
Методика
Н.В. Дорожкина. Организация урока «От Февраля до Октября 1917 года» на основе экспозиции Государственного центрального музея Современной истории России.В статье рассматривается вопрос об использовании музейной экспозиции при организации групповой поисково-исследовательской деятельности на уроке.Ключевые слова: новейшая история, революция 1917 года, урок.
Р.В. Пазин. Структура современного школьного исторического образования: противоречия и варианты их решения.Статья посвящена проблемам школьного исторического образования. Автором анализируются новые модели построения структуры школьного курса истории.Ключевые слова: Стандарты и программы, планирование, ФГОС, линейная и концентрическая системы школьного исторического образования, Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, Историко-культурный стандарт.
Е.Б. Волков. Информационно-исследовательский проект «Как Москва становилась советской столицей».Проект, предназначенный для учащихся IX или XI кл., дает возможность более пристально исследовать разные районы Москвы и сравнить масштабы их преобразований.Ключевые слова: историко-культурный стандарт, Советская Россия, внеучебная работа, проект.
И.Е. Бобрик. Прием «Буквенный портрет» в обучении истории как дидактический инструмент.В статье представлена попытка выявить потенциал использования буквенного портрета на уроках истории.Ключевые слова: буквенный портрет, исторические персоналии, облако слов.
ЕГЭ и ОГЭ
Ф.А. Нагацуева. Лабораторные работы как средство подготовки к ОГЭ и ЕГЭ на уроках истории.Авторская методика организации подготовки учащихся к ЕГЭ и ОГЭ.Ключевые слова: лабораторная работа, подготовка к ЕГЭ, русско-японская война.
Труды молодых ученых
Ю.В. Григорьева. Развитие сети учительских семинарий на территории Дальнего Востока России во второй половине XIX — начале XX века.В статье дается характеристика развитию сети учительских семинарий на территории Дальнего Востока России во второй половине XIX — начале XX века.Ключевые слова: учительская семинария, учитель, народное образование, Дальний Восток.
П.В. Кононов. Монастырский слуга Соловецкого монастыря Клементей Ворон.В статье продемонстрирована возможность просопографического метода исследования для изучения участия монастырских слуг в хозяйственной деятельности Соловецкого монастыря, возможность написания их «деловых, персональных биографий» на примере слуги Клементея Ворона.Ключевые слова: Соловецкий монастырь, монастырские слуги, «деловые биографии», просопографическое исследование, вклады, интеллектуальная история, персональная история, история идей, натуральный вклад, денежный вклад.
О.А. Коломейцева. Развитие промышленности в Семиречье в конце XIX — начале XX века по отчетной документации имперской администрации.Статья посвящена вопросу отражения процесса развития промышленности в Семиречье после реформ 1867-1868 гг. и введения Степного положения 1891 г., которые способствовали проникновению и развитию капиталистических отношений, в документах царской администрации.Ключевые слова: Семиреченская область, администрация, отчетная документация, обрабатывающая промышленность, капиталистические отношения.
И.А. Потёмкин. Деятельность полиции по осуществлению контроля за военнопленными в годы Первой мировой войны.В статье раскрывается деятельность полиции по осуществлению контроля за военнопленными, перемещенными во внутренние губернии Империи во время Первой мировой войны.Ключевые слова: общая и политическая полиция, МВД Российской империи, военнопленные, Первая мировая война, Департамент полиции.
Также в номере
Проверить знания легко! (Дидатктические материалы издательства «Вако»)
pish.ru
Содержание журнала № 5 2016 — Преподавание истории в школе
Актуальная тема: Художественная литература в преподавании истории и обществознания
А.Н. Иоффе. Художественная литература в преподавании истории и обществознания.Статья обращает внимание на важность чтения художественной литературы. Показаны возможности ее использования на уроках истории и обществознания. Даются рекомендации учителям по художественным произведениям, которые интересны для чтения и полезны в преподавании.Ключевые слова: читательская культура, метапредметность, межпредметные связи, результаты образования, читательская грамотность, достоинство.
Л.В. Бычкова. Методические аспекты использования художественной литературы на уроках обществознания в V-VI классах для подготовки к ГИА.В статье рассматриваются вопросы использования текстов из произведений художественной литературы на уроках обществознания в V-VI кл. в аспекте подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации.Ключевые слова: государственная итоговая аттестация, требования ФГОС к уровню подготовки выпускников по обществознанию, текст из произведения художественной литературы, задание на основе текста.
А.-Р.В. Чепикова. А.С. Пушкин «Борис Годунов». В поисках истины.Статья направлена на проведение межпредметных связей в рамках преподавания школьных предметов истории и литературы.Ключевые слова: аллюзия, реализм, историзм, биографический метод, время, пространство.
История и обществоведение
Н.Д. Постников. Фронтовые письма как исторический источник Первой мировой войны. На примере боев на реке Равка в январе 1915 года.В статье приводится исследование фронтовых писем одного из сражений Первой мировой войны как важнейшего исторического источника.Ключевые слова: фронтовые письма, Первая мировая война, исторический источник, Равка.
З.А. Бутуева, М.Г. Цыренова. Письма с фронта как источники семейной и исторической памяти.В статье предпринята попытка реконструировать военное прошлое по письмам участника войны Ч.Б. Будаева.Ключевые слова: повседневность, эпистолярное наследие, фронтовые письма, Великая Отечественная война, история семьи, семейный архив, биография, источник.
Р.З. Алмаев. О роли дискуссий и обсуждений в образовательном сообществе страны и Южного Урала в ходе подготовки школьной реформы 1958 года.В статье рассматривается проблема эффективности дискуссий в образовательном сообществе страны и Южного Урала в ходе подготовки реформы общеобразовательной школы 1958 года.Ключевые слова: школьная реформа, дискуссии, обсуждения, учительские съезды.
Методика
Е.П. Максименко. Преподавание обществознания: использование иллюстративных материалов при изучении тем раздела «Политика».Методическая разработка посвящена использованию иллюстративного дидактического материала на уроках обществознания по теме «Политика».Ключевые слова: обществознание, основы политологии, визуальные методы обучения, функции государства, плакаты.
Е.Ф. Теплова. Решение методологических проблем в преподавании модульного курса ОРКСЭ.В статье рассматриваются основные проблемы, связанные с преподаванием модульного комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Даются практические рекомендации по преодолению сложностей, возникающих при преподавании модулей ОРКСЭ.Ключевые слова: основы религиозных культур, светская этика, модульный курс.
Е.С. Манданова. Формирование универсальных учебных действий на уроках истории в V классе.В статье рассматривается проблема формирования универсальных учебных действий на ступени основного общего образования.Ключевые слова: федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, универсальные учебные действия.
Е.А. Крючкова. Дидактический потенциал школьного предмета «история» как средство формирования российской гражданской идентичности старшеклассников.В статье рассматриваются особенности формирования российской гражданской идентичности средствами исторического образования в старшей школе.Ключевые слова: воспитание, социализация, личность, российская гражданская идентичность, базовые национальные ценности, ценностное отношение, духовно-нравственное воспитание, историко-культурный стандарт, гражданская и культурно-историческая самоидентификация личности.
ЕГЭ и ОГЭ
И.А. Щуринова. Работа с исторической картой: причины трудностей учащихся и приемы их преодоления.На основе анализа причин трудностей учащихся при работе с историческими картами предлагаются методические приемы их преодоления на уроках истории.Ключевые слова: ЕГЭ и ОГЭ, исторические карты, учебные умения.
Труды молодых ученых
В.В. Телицын. Политическое и социокультурное пространство Северо-Восточной и Северо-Западной Руси во второй половине XIV — начале XV века.В статье речь идет о политическом и социокультурном оформлении Российского государства второй половины XIV — начала XV в.Ключевые слова: русская государственность, вторая половина XIV – начало XV в.
В.Ю. Бочко. Техасский сепаратизм как элемент интеграции в состав США: 1845-1861 годы.Статья описывает проблему сепаратизма штата Техас в преддверии Гражданской войны в США. Рассматриваются причины сепаратизма, периодизация отношения техасцев к проблеме южного радикализма и самой сецессии.Ключевые слова: новое время, региональная история, США перед Гражданской войной, внутренняя политика.
А.Г. Константинова. Социокультурная среда закрытых атомных городов Урала в 1990-е годы.Статья посвящена проблеме трансформации социокультурной среды закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) Урала в 1990-е гг.Ключевые слова: социокультурная среда, закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО), закрытый атомный город.
А.В. Харченко. Губернская реформа 1708-1710 годов и ее оценка историками (на примере истории Поместного приказа).Статья посвящена анализу губерноской реформы 1708-1710 годов на примере истории Поместного приказа. Приводятся различные оценки историков.Ключевые слова: Российская империя, реформа, Поместный приказ, децентрализация.
А.А. Дмитриенко. Почему прибалтийские беженцы предпочитали жить в Петербурге и близлежащих городах в период Первой мировой войны?В статье впервые анализируется, почему прибалтийские беженцы предпочитали селиться неподалеку от столицы Российской империи Петрограда и в близлежащих от него городах. Выявляются материальные и психологические причины этого явления.Ключевые слова: прибалтийские беженцы, Первая мировая война, психология беженцев.
С.Г. Куликова. Социально-экономические практики земцев второй половины XIX — начала XX века.На материалах Новоторжского уездного земства Тверской губернии, рассматриваются социально-экономические практики земцев второй половины XIX-начала XX вв., оценивается их результативность.Ключевые слова: земцы, Новоторжское уездное земское собрание, Тверская губерния, вторая половина XI – начало XX века.
Н.Г. Федина. Становление российской историографии заграничного похода русской армии 1813-1814 гг. в первой половине XIX века.Основное внимание в статье уделено становлению изучения истории заграничного похода русской армии 1813–1814 гг. в первой половине XIX века на примере работ Д.П. Бутурлина и И.А. Михайловского-Данилевского.Ключевые слова: Заграничные походы русской армии 1813–1814 гг., Отечественная война 1812 г., Наполеоновские войны, историография войны 1812 г., Д.П. Бутурлин, И.А. Михайловский-Данилевский.
Также в номере
– Проверить знания легко! (Контрольно-измерительные материалы издательства «Вако»)
pish.ru
Содержание журнала № 5 2015 — Преподавание истории в школе
Актуальная тема: Образовательный проект Музея-панорамы «Бородинская битва»
Л.В. Митрошенкова. Образовательная деятельность в музее: проект «Музейная панорама для учителя».В статье излагаются цели, задачи и содержание музейного проекта, направленного на развитие образовательной деятельности музея и эффективного взаимодействия с преподавателями школ в рамках изменившейся парадигмы образования и введения ФГОС.Ключевые слова: музей, образовательная деятельность музея, музейный проект, среднее образование, Федеральный государственный образовательный стандарт.
Л.В. Митрошенкова. Материалы к учебному занятию по истории для VIII класса «Путешествие в эпоху 1812 года».Материалы разработаны в рамках образовательного проекта «Музейная панорама для учителя». Предлагаемые материалы являются расширенными тематическими путеводителями по экспозиции музея и ориентированы на преподавателей, заинтересованных в нестандартном подходе к созданию урока, в использовании открытых образовательных технологий и составлены с учетом школьной программы и требований ФГОС.Ключевые слова: музейный проект, образовательная деятельность в музее, тематический путеводитель, Отечественная война 1812 года, Заграничные походы русской армии 1813-1814 гг.
М.А. Шамова. Учебное занятие по литературе и истории «На Бородино с Лермонтовым».Музей-панорама «Бородинская битва» предлагает учебное занятие по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино», разработанное в рамках педагогической технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».Ключевые слова: учебное занятие в музее, технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо», инновационные педагогические приемы, изучение объектов культурного наследия.
О.Н. Мачехина, И.С. Мачехин. Учебное занятие «Гроза 12-го года» в экспозиции Музея-панорамы «Бородинская битва».В статье приводятся примеры заданий для активизации познавательной деятельности школьников в ходе проведения учебного занятия в музее-панораме «Бородинская битва», разработанных в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов.Ключевые слова: учебное занятие, федеральные государственные образовательные стандарты, личностные, метапредметные, предметные результаты учебной деятельности, образовательные технологии, межпредметные связи в преподавании истории.
С.В. Дудчик. Тьюторская позиция экскурсовода при реализации образовательной деятельности учащегося в музее.Профессиональная деятельность экскурсовода отличается реализацией на практике тьюторской позиции при сопровождении образовательной деятельности учащегося в музее.Ключевые слова: тьютор, тьюторское сопровождение, образовательная деятельность учащегося, тьюторская позиция экскурсовода.
История и обществоведение
С.В. Рудник. Великая Победа. Великая Отечественная война на страницах школьного учебника.Материал посвящен обзору глав нового учебника по истории для X класса, посвященных Великой Отечественной войне.Ключевые слова: Великая Отечественная война, историко-культурный стандарт, советский народ, победа.
Р.В.Пазин. «Консервативный либерализм» П.Б. Струве и проблема террора.Статья посвящена политическим взглядам П.Б. Струве и их трансформации в период 1901-1910 гг.Ключевые слова: П.Б. Струве, консервативный либерализм, правительственный террор, национализм.
О.В. Сдвижков, Е.Н. Концова. Фильм «Четыре дня в мае», или еще одна историческая фальшивка.В статье дан критический анализ фильма «4 дня в мае» и лежащий в его основе рассказ Д. Фоста «Русская былина».Ключевые слова: Великая Отечественная война, историческая память, исторический источник.
Методика
О.Г. Долговых, С.Н. Уваров, С.В. Фадеев. Проблема освещения антиалкогольной кампании М.С. Горбачева в школьном курсе истории.В школьном курсе истории антиалкогольная кампания М.С. Горбачева оценивается в основном негативно, в числе главных аргументов приводятся потери бюджета и недовольство очередями. На деле потери были не столь значительными, а кампания благотворно сказалась на демографических процессах.Ключевые слова: антиалкогольная кампания, школьный курс истории, демографические процессы.
О.В. Гугнина. Метапредметный подход на уроке обществознания.Статья раскрывает особенности использования метапредметного подхода в преподавании обществознания, который является в современных условиях необходимым ответом на вызовы времени.Ключевые слова: метапредметный подход, стандарт второго поколения, обществознание, мировозренние, картина мира.
В.О. Гусакова. Организация проектной деятельности старшеклассников по теме «Великая Победа» в процессе духовно-нравственного воспитания.В статье даны рекомендации по организации проектной деятельности старшеклассников по актуальной теме «Великая Победа» через актуализацию у них эмоционально и экзистенционально-ценностных переживаний подвига народа в Великой Отечественной войне.Ключевые слова: Великая Отечественная война, победа, проектная деятельность, Отечество, духовно-нравственное воспитание.
ЕГЭ и ОГЭ
В.П. Киселев. План сложного типа: работа над ошибками.Географически ориентированный тренинг для подготовки к ЕГЭ и ГИА.Ключевые слова: ЕГЭ, обществознание.
Сегодня в журнале – завтра на уроке
З.Н. Цапалина. Урок по теме «Политическая раздробленность на Руси. Земли и княжества удельной Руси».Данная методическая разработка призвана углубить знания по теме «Политическая раздробленность на Руси». Материалы могут использоваться по модульному принципу.Ключевые слова: политическая раздробленность, удельная Русь, целеполагание, исторический документ.
Также в номере
- Проверить знания легко! (контрольно-измерительные материалы издательства «Вако»)
pish.ru
Указатель статей за 1995 год — Преподавание истории в школе
Преподавание истории в школе 1995
Указатель статей
История и обществоведение
Антонов В.Ф. Звал ли Чернышевский народ к топору? №5.
Араловец Н.А., Репинецкий А.И. Людские потери в Великой Отечественной войне. №6.
Гуревич А.Я. Путь прямой, как Невский проспект, или Исповедь историка. №5.
Куманев Г.А. Путь к Победе. Статья первая. Первый период войны: трагедия и подвиг. №3.
Куманев Г.А. Путь к Победе. Статья вторая. Коренной перелом и Победа. №4.
Лисевич И.С. Сто цветов Древнего Китая. №6.
Материалы к словарю обществоведческих терминов. №1. №2. №4. №5. №6. №7. №8.
Полонский А. Православная церковь в истории России: синодальный период. №8.
Пушкарев Л.Н. Проблемы менталитета и их место в школьном преподавании истории. №2.
Фатеев А.В. Державный патриотизм времен позднего сталинизма. №7.
Филиппова Т.А. Российское реформаторство второй половины XIX века: проблема либерально-консервативного синтеза. №1.
Шпотов Б.М. Монополистический капитализм или крупные корпорации? №5.
Портреты
Аксенова Г.Л. Н.П. Румянцев и А.В. Старчевский. №2.
Миронов Г.Е. Сергей Юльевич Витте. №4.
Мурашев А. «Ценитель умственных творений исполинских…» №7.
Скрицкий Н.В. Первый кавалер российского ордена (Ф.А. Головин). №1.
Старчевский А.В. О заслугах Румянцева, оказанных отечественной истории. №2.
Шпотов Б.М. Генри Форд: легенды и действительность. №3.
Ученические изыскания
Парийский В., Шаповалов А. Обновленчество. №7.
Полемика
Головатенко А. Большевистская революция как объект осмысления. №6.
Майорова Н.А. Размышления о некоторых проблемах советской истории. №6.
Научная жизнь
Г.К. Конференция «Русская история: проблемы менталитета». № 3.
Три века российскому флоту
Чепелев П.P. «Надлежит вам беречь…». №1.
___________
Никитин Н.И. К юбилею А.А. Преображенского. №8.
Методика
Богоявленский Б.Д., Митрофанов К.Г. Преподавание истории: старые вопросы, новые подходы, вечные претензии. №3.
Данилов А.А. Косулина Л.Г. История России. XX век. Примерное тематическое планирование курса для IX класса. №6.
Клетогонов А. В поисках новой целостности: от Смуты к расколу. Разработка учебной темы. №3.
Морозова С.А. Социологические методы в изучении обществознания. №1.
Никитин А.Ф. О гражданском образовании. №1.
Смирнов С.Т. Решение задач и диалог со школьниками. Вариант изучения отечественной истории с древнейших времен до конца XVIII в. №2.
Материалы для изучения
Багоцкий С.В. История производства и техники. №6.
Головатенко А. Московское общество и церковный раскол XVII века. №2.
Данц А. В римском цирке. №2.
Морозова С.А. Из истории мировоззрения. Модели уроков курса «Человек и общество». №4. №5.
Рябцев Ю.С. Мир русского крестьянства. Очерк первый. Трудовая деятельность крестьян. №1.
Рябцев Ю.С. Мир русского крестьянства. Очерк второй. Крестьянское жилище и утварь. №3.
Рябцев Ю.С. Мир русского крестьянства Очерк третий. Крестьянская трапеза. №7.
Фрейнкман Е.Ю. Что такое экономика? Из учебного пособия «Экономика и бизнес». №8.
Программы и концепции
Кацва Л.А. Курс отечественной истории VIII—XVII веков. Программа для VIII класса. №2.
Кацва Л.А. Курс отечественной истории XVIII — первой половины XIX века. Программа для IX класса. №4.
Кацва A.M., Кацва Л А. Курс отечественной истории (вторая половина XIX и XX век). Программа для X—XI классов. № 5.
Из опыта работы
Трескина О.Е. Контрольные тесты. №7.
Из прошлого исторического образования
Вендровская P.Б. Школьная реформа 1915—1916 годов и преподавание истории. №4.
История. Примерные программы. №4.
В Министерстве образования РФ
О гражданском образовании и изучении Конституции Российской Федерации. № 3.
О стратегии развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях. №3.
__________________
Водянский A.M. Историческое и обществоведческое образование: стратегия развития. №3.
Развитие гуманитарного образования. № 3.
Международное сотрудничество
Карпов Г.М. Преподавание истории: путь к доверию. №6.
Стобарт М. Совет Европы и историческое образование. №7.
Письмо в редакцию
Гайдамакин А.В. Кабинет истории: вариант оформления. №1.
К 50-летию Победы
Власов Ю.Л. Из истории школьного музея боевой славы. №3.
Гайнанова В.Б, Гудков А.Н. Тематическая олимпиада «Великая Отечественная война». №2.
Чернова М.Н. Материалы музея боевой славы в изучении истории. №3.
Новые книги и пособия
Данилов А.Л., Косулина Л.Г. Об учебном пособии «История России. XX век». №6.
Доброхотов Л.Н. Отечественная история в новых учебниках. №8.
Древние цивилизации. Слайд-альбом. №4.
Ионов И.Н. Новгородская республика Из учебного пособия «Российская цивилизация». №6.
Ковельман А.Б. Рим и Иерусалим. №1.
Мирошниченко П.Л., Мирошниченко Н.П. Из учебника «История Руси». №1.
Молок Ф.А. Учебные фильмы о внешней политике СССР в 1939—1945 годах. №1.
Подосинов А.В. Эпиграфическая прогулка по Помпеям. №1.
Самсонов А.И. Новые книги издательства «Просвещение». №4.
Рецензия
Бурганов В.И. Донские были и предания. О трех книгах М.П. Астапенко. №4.
Верба И.Л. Сейненский А.Е. «Родной край: страницы истории». №4.
Пушкарев Л.Н. Карпов Г.М. «Русская культура на пороге новой эпохи. XVII век». №3.
Яркевнч Г.П. «История Отечества в документах. 1917—1993 гг.». №8.
Маргиналии
Кеворкова Н. Vade in pace. №4.
Ключевский В.О. Тетрадь с афоризмами (1891 г.). №7.
Полонский А. Век почти кончился… №5.
Пьецух В. Из «Истории города Глупова в новые и новейшие времена». №2.
Книга в журнале
Хачатурян В.М., Шемякин Я.Г. История мировых цивилизаций. Учебное пособие для старшеклассников. №1. №2. №3. №4. №5. №6. №7. №8.
pish.ru











