От мала до велика, или все новинки «Мира автобусов». Журнал про автобусы
От мала до велика, или все новинки «Мира автобусов»
Конечно, кризис в экономике страны напрямую сказывается на востребованности автобусной техники: проходящий в подмосковной Коломне крупнейший ежегодный российский фестиваль «Мир автобусов» знал и более обширные экспозиции. Но, на удивление, в этот раз новинок было показано никак не меньше, чем в прошлые годы. А может, так даже и больше! Что же, в нашем знакомстве с самыми интересными представленными на фестивале моделями пойдем от меньшего к большему. То есть от самых маленьких автобусов к самым большим.
Одна из наиболее значимых новинок выставки – пассажирская модификация «Газели NEXT». Всероссийская премьера! Не выпускаемая уже пару лет каркасно-панельная машина, а модификация цельнометаллического фургона с пассажирским салоном. Точнее – с несколькими салонами. На выставке показали три версии: школьную, соответствующую требованиям по перевозке детей, туристическую и маршрутную.
Все три модификации отличаются неожиданно высоким потолком – с моим ростом 1,78 м над головой еще остается сантиметров десять-двенадцать. Как в лондонском такси, где высота салона рассчитана на джентльменов в цилиндрах.
Туристическая модификация сработана грамотно: пассажирские места просторны и удобны для продолжительных поездок.
Маршрутная, она же служебная модификация микроавтобуса на базе «Газель NEXT» рассчитана на перевозку 16 пассажиров сидя и одного стоя. Судя по длине прохода между сиденьями встать в него может не одни, а человек пять – семь, но в этом случае окажется превышена полная масса: ведь более вместительные аналоги конкурентов выполнены на базе фургонов с большей полной массой, составляющей 5-6 тонн. Но это все нюансы: микроавтобусы нужны всякой вместимости! А вот что уже не нюанс, так это теснота в коленях: как ни садись, они все равно ощутимо упираются в спинку впереди стоящего кресла.
Новая модификация Mercedes-Benz Sprinter Classic, собираемого на ГАЗе: она предназначена для туристических поездок. Вместимость – 19 человек. При использовании на рейсовых междугородных маршрутах вещи пассажиров предполагается перевозить в навешиваемом сзади дополнительном багажнике.
«Пазик» следующего поколения: «Вектор NEXT» на шасси среднетоннажного «Газона NEXT», рассчитанный в зависимости от комплектации салона на перевозку от 43 до 53 человек. Серийное производство новинки начнется этим летом.
Поскольку в основе «Вектора NEXT» лежит шасси грузовика, двигатель по-прежнему спереди, а потому рядом с водителем – кожух силового агрегата.
В салоне здоровый минимализм, и это понятно: «пазик», каким бы он ни был новым, по-прежнему главная автобусная рабочая лошадка страны!
Iveco Daily в газовой модификации. Компания Iveco держит нос по ветру: использование метана позволяет заметно снизить эксплуатационные расходы, на что российские перевозчики сегодня обращают особое внимание.
Разработанный компанией «СТ Нижегородец» 46-местный автобус собственной конструкции, выпускаемый на шасси Iveco Daily под обозначением VSN-700 и заполучивший один из самых крупных контрактов последнего времени (Москва заказала 120 таких автобусов), обзавелся новой модификацией – пригородной: внешне такой же, но с существенными изменениями внутри.
От городской версии пригородный «Нижегородец» отличается не только измененными сиденьями, но еще и отсутствием в заднем свесе низкопольной площадки – на всем протяжении салона у машины ровный пол. Как результат, здесь уже не 20, а 29 сидений в одной из модификаций и 31 сиденье в другой. Причем на выставке показали вторую из них, где увеличенное количество кресел заставило уменьшить шаг между рядами. Как результат: по субъективным ощущениям сидеть здесь теснее, чем в городской версии: колени упираются в спинку впереди стоящего кресла. А ведь в пригородной машине пассажирам в таком кресле придется проводит не по 10-20 минут, как в маршрутке, а значительно больше времени!
В отличие от «СТ-Нижегородец» компания «Инновационные технологии» идет в противоположенном направлении: сначала здесь появился пригородный и туристический варианты автобуса FOXBUS, а теперь – городская версия. И, опять же по субъективным ощущениям, перекомпоновка салона избавила эту машину от тесноты в ногах у едущих сидя: судя по всему, шаг сидений стал больше. Что не удивительно: салон-то другой!
В заднем свесе у городского FOXBUS появилась такая же, как на городских «Нижегородцах», накопительная площадка с пониженным уровнем пола – ее наличие сегодня прописано в условиях многих проводимых в стране тендеров на поставку автобусной техники. Шире сделана и ведущая на эту площадку дверь: она позволяет провести в салон детскую или инвалидную коляску.
Городской 12-метровый Iveco Crossway LE-CITY. Внешне вроде бы ничего особенного: сдержанная европейская стилистика. Но как здорово с точки зрения эргономики здесь продуман салон!
Машина полунизкопольная: сзади обычный, а не портальный мост, и поэтому пол после центральной накопительной площадки приподнимается на ступеньку выше. Но именно благодаря данному факту здесь нет узкого прохода между сиденьями, в котором у большинства полностью низкопольных конкурентов из-за малой ширины просто невозможно разойтись. А в Iveco Crossway LE-CITY просторно и сзади, и спереди!
Последний ряд в Iveco Crossway LE-CITY – сидишь словно на небольшой сцене!
MAN Lions Intercity: немцы упирают на «низкие показатели расхода топлива и разумную стоимость содержания». Правильно: кризисы учат считать деньги! Машина, предложенная в двух вариантах длинной 12,3 и 13,0 м, позиционируется как подходящая одновременно для маршрутных и междугородных перевозок.
Судя по комплектации салона, показанный на выставке MAN Lions Intercity – пригородный вариант: под потолком поручни, на спинках сидений – боковые ручки. Да и тесновато здесь сидеть для путешествий между городами.
Еще одна пригородно-междугородная модель в экспозиции «Мира автобусов» – Mercedes-Benz Intouro. Впрочем, машину можно использовать даже для обслуживания туристических групп – рядом с передней дверью установлено кресло гида.
Поскольку Mercedes-Benz Intouro можно эксплуатировать как пригородную машину, здесь есть и потолочные поручни, и боковые ручки на спинках сидений.
Шаг у сидений в салоне Mercedes-Benz Intouro вполне приемлемый: и телу удобно, и в ногах тесноты не ощущается. Правда, за исключением нескольких сидений вначале, расположенных над передними колесными арками – вот здесь у высоких пассажиров появятся сложности.
Самый шикарный автобус в экспозиции выставки – Setra S516 HDH!
Снаружи Setra S516 HDH выглядит махиной, а в салоне всего по три сиденья в ряду! Более того, в корме сиденья так и вовсе расположены вокруг стола!
Вопросов с просторностью пассажирских мест в салоне Setra S516 HDH не существует в принципе – конструкция сидений позволяет едва ли не устроиться на них лежа!
Компания «Русбизнесавто» привезла на выставку весьма оригинальный по своей внешности «турист» Higer 6122 – машина в России уже известная, но на этот раз ее показали в более насыщенном, чем прежде, исполнении: с туалетом, кухней, холодильником и другим оборудованием, позволяющим повысить класс предоставляемых в поездке услуг.
Higer 6122 неожиданно удивил спальным отсеком для водителя-сменщика: он оказался весьма широким, ощутимо шире, чем такой же отсек, скажем, у более высокого по классу MAN Lions Coach.
Ликинский «Круиз» на шасси Scania впервые показан с газовым двигателем: восемь баллонов суммарным объемом 1200 л обеспечивают запас хода в 600 км. Экологический класс автобуса – Евро-6! Столь высокая планка по очистке выхлопа от вредных выбросов – уж не заявка ли на экспорт в Европу?
Салон «Круиза»: 47 пассажирских мест, при этом места до спинки впереди стоящего кресла – хоть отбавляй!
Минский автозавод привез в Коломну модификацию МАЗ-203088, которая создавалась с оглядкой на европейские требования – белорусские автобусы в Европе как были, так и остаются востребованными. Не случайно в моторном отсеке МАЗ-203088 установлен дизель (традиционно Mercedes-Benz) экологического стандарта Евро-6! Сзади такую модификацию можно отличить по дополнительным «жабрам» – воздуховодам для повышения эффективности системы охлаждения двигателя.
Многое говорит о том, что МАЗ-203088 нацелен на Европу. В частности, тут даже передняя дверь разделена на отдельные входы для водителя и пассажиров – такому варианту отдают предпочтение в ряде восточноевропейских стран.
Приборная панель МАЗ-203088 – прекрасное сочетание эргономики и эстетики!
Белорусский НЕМАН-520193 – нетривиальный образец междугороднего автобуса большого класса. Эдакое нынешнее воплощение «Икарус-250»: смесь проверенных временем технических решений с осовремененными конструкцией и интерьером. Плюс сравнительно невысокая цена – у нас такие машины немного, но берут главным образом для перевозки сменных бригад на стройках и промышленных предприятиях.
НЕМАН-520193 – наследие советского прошлого, что замечательно видно по уровню исполнения «баранки», ручника, и приборного щитка.
В салоне НЕМАН-520193 – без изысков. Но все выполнено достаточно аккуратно.
Константин Закурдаев
Интересное от редакции:
22.04.2016 в 10:19
22.01.2016 в 15:06
13.05.2015 в 08:48
Читайте также:
12.04.2018 в 05:00
22.07.2016 в 15:20
27.10.2016 в 07:30
30.09.2017 в 05:15
st-kt.ru
Мир грузовиков и автобусов: главные премьеры автосалона в Ганновере
Крупнейшая в мире вставка коммерческого транспорта, которая традиционно проходит в Ганновере, в этом году отпраздновала свой 65-летний юбилей. Расскажем, что интересного автопроизводители показали на это раз
текст: Сергей Жуков и Михаил Ожерельев / 28.11.2014
65-й Ганноверский салон коммерческого транспорта оставил двойственное впечатление. С одной стороны, победные реляции об увеличении выставочных площадей и участников, а также, якобы, о росте западно-европейской экономики в 3 %, с другой — достаточно бледные экспозиции и заявления политиков о не столь радужных перспективах в экономике, балансирующих на грани рецессии. Но отложим в сторону гадание на кофейной гуще по поводу будущего Западной Европы, тем более что у нас самих все гораздо хуже, и сосредоточим внимание на том, что будет востребовано транспортниками завтра или в ближайшем обозримом будущем. В конечном счете, плохие времена должны же когда-то закончиться.
ГРУЗОВИКИ
Чтобы понять направление, по которому будут развиваться грузовики, не надо было ходить по стендам «большой семерки» и выискивать новации. Достаточно было немного постоять на стенде компании Magna International рядом с концептуальным шасси и воочию убедиться в том, что нас ожидает в обозримой перспективе.
Mitsubishi Fuso Canter — развозной грузовичок на электротяге
Итак, основа грузовика будущего — пространственная рама. Пока еще отдаленная перспектива. Подвеска, естественно, пневматическая, с электронным регулированием как жесткости, так и уровня погрузочной высоты или, скажем, седельно-сцепного устройства. Причем передняя подвеска будет независимой (Volvo Trucks). Рулевое управление — реечное, с сервоусилителем, вполне возможно, что и с электроприводом (отчасти Volvo Trucks, Freightliner). Силовая установка — гибридная, по большей части выполненная по параллельной схеме (MAN). В качестве источника энергии рассматривается дизельный мотор Евро-6 или двигатель, приспособленный для работы на сжатом или сжиженном природном газе, а то и на том и другом одновременно (Iveco, MAN, Mercedes-Benz). Однако в том месте, где должен был бы располагаться силовой агрегат, пытливый наблюдатель смог увидеть зияющую дыру. По всей вероятности, подразумевалось, что у каждого из членов «большой семерки» будет свой мотор.
Mаgna International — своеобразный гид по начинке грузовиков будущего
В подтверждение сказанному главной премьерой на стенде MAN стала презентация грузовиков TGX с мотором D38. Новый флагман дополнит семейство автомобилей MAN самыми мощными модификациями: 520, 560 и 640 л. с. Именно поэтому топ-модель оснащена передовой трансмиссией с рядом новых функций, повышающих ее эффективность. Машины предназначены для сложных транспортных задач. «Сердцем» грузовика, как уже было замечено, стал новый рядный 6-цилиндровый двигатель D38 рабочим объемом 15,2 литра. Этот силовой агрегат обеспечивает грузовику TGX максимальное тяговое усилие в любых дорожных условиях.
Концептуальный гибридный магистральный тягач MAN TGX Hybrid
Mercedes-Benz SLT козырял своей «шестеркой» — мотором OM473. Силовой агрегат BlueTec 6 отличают рабочий объем 15,6 л, три уровня мощности (от 517 до 625 л. с.), а также крутящий момент до 3000 Нм. К неординарным особенностям двигателя относятся предельно высокая эффективность и способность выдерживать большие нагрузки. С SLT наш журнал уже довольно подробно знакомил наших читателей.
Новое «сердце» для тяжелых грузовиков MAN — 15,2-литровая «шестерка» D38 мощностью 520, 560 и 640 л. с.
Недалекое будущее коммерческого транспорта — Concept MAN TGX Hybrid — первый гибридный привод от MAN для магистральных перевозок. При этом главным в приводе по-прежнему остается дизельный мотор, дополнительная силовая установка — электродвигатель с режимом рекуперации. Основная доля пройденных километров приходится на автомагистрали, поэтому именно здесь для всех коммерческих автомобилей с гибридным приводом заключен наибольший суммарный потенциал сокращения выбросов CO2. Поскольку электродвигатель используется только в помощь дизелю, получается компактная система, экономящая снаряженную массу: на компоненты гибридной части приходится около 400 кг.
Дополнительный топливный бак в заднем свесе седельного тягача (Iveco Stralis)
Мы уже упомянули о газовом топливе. Сегодня в Западной Европе это массовый тренд среди производителей коммерческого транспорта. Так, на стенде Iveco можно было увидеть сразу несколько решений практически для всех типов подвижного состава. К примеру, Iveco Stralis Hi-Way Natural Power, работающий как на сжиженном (LNG), так и на сжатом природном газе (СNG), теперь оборудуется новым криогенным баллоном емкостью 510 л, который соответствует новым требованиям UNECE в отношении типа транспортного средства, вступившим в силу 10 июня 2014 года. Природный газ хранится в жидком состоянии при –130 °C и давлении 10 бар, затем преобразуется в газообразное состояние и поступает в двигатель. Дополнительно в четырех баллонах по 70 л каждый находится сжатый природный газ. Iveco Stralis Hi-Way Natural Power AT440S34T/P Евро-6 в исполнении седельный тягач способен на одной заправке преодолеть 750 км.
SoloStar Concept — самый комфортабельный магистральник Mercedes-Benz Actros
Mercedes-Benz усовершенствовал свой газовый мотор до требований Евро-6. Результатом работы стало новое «сердце» Econic NGT в исполнении 1830 и 2630. В основе нового двигателя M936G лежит турбодизель OM936 поколения BlueEfficiency Power с рабочим объемом 7,7 л, приспособленный для работы на сжатом природном газе. Мотор развивает мощность 301 л. с. и максимальный крутящий момент 1200 Нм. Имея такие показатели, он ни в чем не уступает своему «конкуренту» с дизельным силовым агрегатом.
Scania с новым ретардером и обновленной системой Eco-roll
Плавно переходя к трансмиссии, отметим следующее. Volvo Trucks наконец вывела на рынок КП с новой системой переключения передач I-Shift Dual Clutch — первую в отрасли трансмиссию с двойным сцеплением, устанавлива-мую на большегрузные автомобили.
Благодаря усилителю переключение передач проходит без разрыва потока мощности, грузовик при этом не теряет скорость. С точки зрения водителя, это приведет к более эффективному и комфортному вождению.
MAN TGX EfficienLine 2 оснащен все чем только можно
Коробка передач Mercedes G280-16 Powershift обеспечивает передачу мощности с автоматическим переключением передач — единственная автоматизированная КП с 16 ступенями для особо тяжелых тягачей. Для применения в SLT разработчики усилили коробку передач, чтобы и на низких передачах могло передаваться полное тяговое усилие двигателя в 3000 Нм. К особенностям SLT относится и турбосцепление (TRK). Оно сочетает в одном узле включаемое при трогании с места гидравлическое сцепление и тормоз-замедлитель.
У Iveco газ в приоритете
Продолжая тему трансмиссий, отметим ретардер от Scania. Теперь его можно заказать в модификации, которая позволяет снизить расход топлива за счет его механического отключения в неактивном режиме. Кроме экономии топлива, ретардер свободного хода увеличивает тормозное усилие с 3500 до 4100 Нм, а также эффект торможения при более низких оборотах двигателя благодаря повышенным передаточным числам. Помимо этого, будет предложена новая модификация, в которой ретардер может активироваться только при помощи педали тормоза.
Super Light — сверхлегкое шасси от Iveco
В ряду других решений Scania представила усовершенствованную версию системы Eco-roll, в которой используются технологии Scania Opticruise и Scania Active Prediction. Автомобиль получает возможность самостоятельно определять, когда выгоднее всего спускаться накатом с подъемов на нейтральной передаче при работающем на холостом ходу двигателе. В зависимости от степени рельефа местности система Eco-roll позволяет еще больше экономить горючее при использовании 13-литровых двигателей стандарта Евро-6.
Future Truck 2025 — старый знакомый от Mercedes-Benz в новой одежке
DAF представил совместно используемые системы круиз-контроля и переключения передач с функцией прогнозирования. Эти системы появятся в январе 2015 г. на моделях Euro 6 CF и XF с автоматизированной 12-ступенчатой коробкой передач AS Tronic. Инженеры DAF разработали эти передовые системы для повышения экономичности автомобиля. Система круиз-контроля с функцией прогнозирования использует последние технологии GPS для точного определения местоположения автомобиля и для проверки дорожных условий на расстоянии 1–2 км перед автомобилем. Фактически система заблаговременно проверяет рельеф местности на пути автомобиля, обнаруживая спуски и подъемы. Отметим лишь, что подобные системы сегодня имеются у всех членов «большой семерки».
CF Silent — самый тихий из грузовиков DAF
Попутно скажем, что DAF Trucks разработала модель CF Silent специально для развозки товаров по городу в те часы, когда действуют ограничения по уровню шума. При переключении грузовика CF в специальный «тихий» режим уровень производимого автомобилем шума становится ниже 72 дБ(A). Это означает, что модель CF может быть сертифицирована как «малошумный грузовой автомобиль» и подходит для доставки товаров в тех зонах, где запрещены шумные работы в вечернее, ночное и утреннее время. Новый DAF CF оснащается экономичным, но мощным двигателем PACCAR MX-11 Euro 6 с рабочим объемом 10,8 л и мощностью в диапазоне от 286 до 435 л. с.
Новинки Volvo Trucks — I-Shift Dual Clutch и Telematics Gateway
Незаметно мы подошли к самим шасси. Так, Iveco представила облегченную версию Super Light, специальное исполнение флагмана Stralis, в котором использованы особые технические решения для снижения снаряженной массы автомобиля. Кстати, в совершенно другом исполнении магистральный Stralis оснастили дополнительным топливным баком в заднем свесе тягача. Прибавка составила 640 л. Суммарный объем топлива на борту теперь может достигать 1450 л.
Тягачи DAF CF и XF Euro 6 в конфигурации с низким расположением седельно-сцепного устройства предназначены для перевозки крупногабаритных грузов. Использование низкопрофильных шин 315/45R22,5 и адаптивной пневматической подвески позволило сократить высоту седельно-сцепного устройства с 960 до 910 мм. Это означает, что при максимальной высоте автомобиля 4 м можно использовать прицепы с внутренней высотой 3 м, позволяя тем самым транспортировать грузы с объемом более 100 м3, что значительно повышает эффективность перевозок.
Renault T-series — Truck of the Year 2015
Mercedes-Benz удивил посетителей автосалона концептуальным траком. Отчасти мы уже познакомили наших читателей с начинкой грузовика будущего (см. Автопарк №6 за этот год), правда, тогда он предстал перед нами в камуфляже. На салоне же камуфляж был заменен на истинное лицо, и машина предстала во всей красе, правда, вызвав у специалистов немало вопросов по поводу ее конструктивных особенностей.
Future Truck 2025 представляет грузовые перевозки завтрашнего дня: автономное передвижение по автобанам, революционные решения в области автомобильных технологий и исполнения интерьера кабины, а также для транспортной дорожной системы. Седельный тягач представляет собой не только совершенное техническое средство, но и выделяющееся визуально: прежде всего, это сбалансированная аэродинамическая форма, новые возможности по решениям для грузовых автомобилей на волне грядущих изменений норм длины автопоездов в Западной Европе, а также безопасность и рентабельность. Особое освещение светодиодами подчеркивает неординарные возможности этого «грузовика будущего».
Ну а «Грузовиком года» ожидаемо для всех стал Renault Т-серии.
SOLUTIONS
В сущности, это вторая по значимости фишка сегодняшнего коммерческого транспорта. Именно поэтому данный обзор вынесен под отдельным подзаголовком. Следует заметить, что отчасти мы уже начали говорить о тех или иных решениях, носящих локальный характер, здесь же пойдет разговор о совокупности систем, работающих под единым началом.
Citroen Berlingo на электротяге
Именно в этом духе разработан новый MAN TGX EfficientLine 2. В серийной комплектации он оснащен всеми технологиями для повышения эффективности: упреждающей функцией регулирования скорости движения EfficientCruise, функцией увеличения крутящего момента TopTorque и более производительным телематическим модулем MAN TeleMatics. TGX EfficientLine — самая успешная из выведенных на рынок моделей MAN с последовательной концепцией экономии топлива. С момента появления на рынке в 2010 году выбор в пользу экономных моделей EfficientLine сделали уже более 27 000 клиентов.
Электрический VW e-Load Up! — для быстрой доставки в городской черте
Свое инновационное решение представила Volvo Trucks — система телематической связи Telematics Gateway. Благодаря этому решению сервисные центры через телематический канал связи могут отслеживать состояние грузовика на расстоянии, что позволяет обнаружить износ различных компонентов и подготовиться к обслуживанию и ремонту, минимизируя риск незапланированных простоев.
Электрический шатл Nissan e-NV200
В экспериментальном автомобиле Optifuel Lab 2 от Renault Trucks сведены воедино различные технологии, которые призваны снизить расход топлива и подготовить базу для серийного производства будущих моделей. В машине реализовано 20 технологий, каждая из которых имеет отношение к одной из четырех основных сфер, связанных с расходом топлива: управление потреблением энергии, аэродинамика, сопротивление качению и системы помощи водителю.
Европейская премьера LCV от Hyundai (Н350)
Разработанная компанией Scania в тесном сотрудничестве с покупателями автобусов и грузовиков концепция Ecolution призвана решить общую задачу снижения расхода топлива. При этом Scania предлагает новые технологии и аналитическую информацию для оптимизации автомобилей с точки зрения их эксплуатационных качеств, а также обеспечивает подготовку водителей.
Iveco запускает новый пакет Stralis Efficiency Package, который отличается рядом новаций, направленных на снижение операционных затрат перевозчиков на трех ключевых направлениях: расход топлива, затраты на ТО, более широкий ассортимент продукции. Решение базируется на грузовике EcoStralis, который продолжает лучшие традиции Stralis Hi-Way Euro 6. Все это позволяет Iveco сегодня подойти к дальнейшему сокращению расхода топлива, равному 2 %, доведя общий объем сбережений до 4,5 %.
Очередное обновление для Fiat Doblo
Подобные решения перестают быть прерогативой тяжелых грузовиков и автобусов. Сегмент LCV готов активно включиться в предложение клиентам аналогичных программ. В подтверждение этому Ford запускает новую телематическую систему, которая управляется и поддерживается Telogis. Система поможет европейским владельцам корпоративных автопарков повысить их эффективность, в том числе на поприще затрат на топливо, которые должны снизиться аж на 20 %.
Новому Transit — новый полный привод
ФУРГОНЫ
После летнего бума мировых премьер в сегменте LCV — SEVEL (Citroen Jumper, Fiat Ducato, Peugeot Boxer), Renault Master, Iveco Daily и Mercedes-Benz Vito на стендах наблюдалась небольшая передышка. В основном все занялись предложением разного рода модификаций и исполнений, наиболее полно отвечающих запросам потребителей этой техники.
Hot Wheels — «горячий каблук» от «Форда»
Здесь также наблюдались свои тренды. Наиболее значимые — перевод LCV на двигатели стандарта Евро-6 (Mercedes-Benz), использование газового топлива (Iveco, VW NFZ) и автомобилей на электротяге (Citroen, Peugeot, Nissan, VW NFZ, Iveco).
Из нашумевших премьер стоит отметить появление у Hyundai собственного большого цельнометаллического фургона, очень напоминающего Mercedes-Benz Sprinter, и неожиданное обновление малыша Fiat Doblo, оказавшегося в тени своего обновленного старшего брата Ducato.
Концепция экологического фургона будущего — Iveco Vision на гибридном шасси
Hyundai h450 — первый корейский LCV, разработанный специально для европейского рынка. Машина оснащается дизельными двигателями с турбонаддувом, которые агрегатируются с 6-ступенчатой механической КП. h450 способен перевозить грузы до 1,5 тонны в грузовом отделении размерами 3780x1795x1955 мм, а также буксировать прицеп полной массой до 2,5 т.
В новом Doblo с полным рестайлингом интерьера и экстерьера наличествуют 3 места, улучшенная на 40 % приемистость, а также комфорт и управляемость — одна из лучших в своем классе благодаря подвеске bi-link. Кроме того, расширен диапазон силовых агрегатов за счет исполнений EcoJet, сочетающих в себе низкий расход топлива и эксплуатационные расходы.
К 30-летию полного привода на серии Т был представлен концепт VW Tristar
Обновленный Ford Transit обзавелся новыми предложениями. Дилерским центрам Ford по всей Европе в скором времени станут доступны следующие исполнения: шасси с двойной кабиной, удлиненное шасси L5 Super Jumbo, а также версии Double Cab-in-Van, Kombi и Kombi Van.
Кроме того, Ford предложил продвинутую систему полного привода для нового Ford Transit. По сравнению с предыдущим поколением Transit AWD, новая система обеспечивает значительно лучшее сцепление с дорогой, полную интеграцию с ESC и ASR, а также новый AWD Lock mode для обеспечения максимальной тяги в экстремальных условиях.
Возвращаясь к газовой тематике, но уже касаемо сегмента LCV, отметим, что газовый Daily CNG обладает аналогичными с дизельной версией характеристиками грузоподъемности, несмотря на наличие дополнительных баллонов для сжатого газа. Они не съедают грузовое пространство, поскольку расположены по обе стороны шасси таким образом, чтобы не помешать установке надстроек.
Обновленный Opel Vivaro обзавелся исполнением комби
Марка «Volkswagen Коммерческие автомобили» сделала упор на силовые установки с пониженным уровнем выбросов. Легкие коммерческие автомобили с экологичным пакетом BlueMotion Technology или с моторами, приспособленными для работы на газе EcoFuel, стали неотъемлемой частью модельного ряда.
На стенде также была представлена модель e-Load up! — с нее марка «Volkswagen Коммерческие автомобили» начинает электрификацию своих моделей. Автомобиль прекрасно подходит для доставок грузов или выездов к клиентам в черте города и обеспечивает нулевую эмиссию. Модификация e-Load up!, показанная на выставке, готова к запуску в серийное производство. Электропривод отлично подходит для поездок курьерских и сервисных служб по типичным маршрутам общей протяженностью до 100 км.
Нынешний IAA не обошелся и без концепт-каров. В LCV их было замечено три — у Volkswagen, Ford и Iveco. В год 30-летия с момента появления первого концепт-кара, оснащенного полноприводной трансмиссией Syncro, марка «Volkswagen Коммерческие автомобили» представила концепт Tristar — пикап с удлиненной кабиной, короткой колесной базой и стильным металлическим обвесом. Автомобиль оснащен системой постоянного полного привода с механической блокировкой дифференциала задней оси, дорожный просвет увеличен на 30 мм. Tristar обладает новым, но в то же время узнаваемым обликом, в котором просматриваются характерные детали известных автомобилей серии Т. Передняя панель салона своей формой и функциональностью делает его похожим на модели Transporter.
Van of the Year 2015 назван Iveco Daily с коробкой Hi-Matic
Ford на базе модели Transit Connect представил «заряженный каблук» Hot Wheels. Это уже не первый случай, когда компания пробует свои силы в этом направлении.
Концепт экологичного фургона Iveco Vision, построенный на базе шасси Dual Energy 2012 года, завораживал своим объемом и футуристичными формами. Если на прошлом салоне в Ганновере гостям приходилось наблюдать лишь гибридную силовую установку на раме, то в этом году на стенде Iveco был выставлен уже вполне законченный автомобиль.
Силовая установка на шасси Dual Energy предоставляет возможность выбора между двумя видами тяги: электрической для городских дорог или гибридной для поездок на большие расстояния. Во втором варианте крутящий момент от электродвигателя передается на трансмиссию с помощью специальной адаптивной муфты, а основную тягу по-прежнему обеспечивает дизельный агрегат.
«Фургоном года», по мнению авторитетного жюри, назван Iveco Daily MY2014. С ним мы уже также познакомили наших читателей (см. Автопарк №5 за этот год).
АВТОБУСЫ
Хотя Ганновер — это не совсем профильная выставка автобусников, тем не менее было на что посмотреть и в сегменте коммерческого транспорта для пассажирских перевозок.
Главный тренд — электрические и гибридные силовые установки, хотя накал вокруг Евро-6 и газовых версий ничуть не снижается. Слегка заострим ваше внимание на электробусах и гибридных автобусах, в особенности с системой Plug-in.
VDL Citea SLF-120 Electric — главное отличие в использовании мотор-колес компании Ziehl-Abegg
Данная система в различных вариантах подзарядки позволяет значительно снизить снаряженную массу автобуса за счет уменьшения массы аккумуляторных батарей. В частности, использование индуктивных пантографов (с верхним и нижним расположением) позволяет производить быструю подзарядку на остановке или на конечных станциях (Solaris, Volvo Bus).
Меняется и привычная для автобусов трансмиссия, уступая место мотор-колесам (Ziehl-Abegg+VDL). Такой подход не столько снижает снаряженную массу и упрощает передачу крутящего момента, сколько расширяет возможности по более свободной планировке салонов городских автобусов.
Городской автобус Volvo 7900 Electric Hybrid с plugin технологией, снижающей потребление топлива и углекислого газа до 75 %
К примеру, Volvo Buses сделала очередной шаг в сторону электрификации своих продуктов, представив городской автобус Volvo 7900 Electric Hybrid. Задействованные в автобусе plug-in технологии снижают потребление топлива и углекислого газа до 75 % по сравнению с обычным дизельным автобусом. Общее же потребление энергии снижается на 60 %.
Еще одна разработка — гибридный сочлененный городской Volvo 7900 Articulated Hybrid. Автобус оснащен новым 5-литровым 240-сильным дизельным двигателем стандарта Евро-6. Разработчики добились снижения выбросов оксида азота на 87 % и твердых частиц на 50 % по сравнению с аналогом стандарта Евро-5.
Scania Citywide — гибридный автобус для работы на биодизельном топливе
VDL Citea SLF-120 Electric — это 12-метровый низкопольный автобус, причем полностью электрический. Машина интересна как с экологической точки зрения, так и в плане улучшения качества жизни в городах. VDL Citea Electric, несомненно, будет играть важную роль в общественной транспортной системе будущего. При этом есть возможность выбора из различных приводов и аккумуляторных батарей, гарантирующая оптимальное сочетание как по доступности и эксплуатационным издержкам, так и по внутренней планировке салона и предоставляемого комфорта.
С новой гибридной версией засветилась Scania. Ее городской Citywide стал еще одним крупным шагом на пути к экологичности. Гибридный автобус сертифицирован для работы на биодизельном топливе. Эта машина идеально подходит для городских и пригородных маршрутов, причем со скоростью движения до 100 км/ч.
Гибридный сочлененный городской Volvo 7900 Articulated Hybrid оснащен новым 5-литровым 240-сильным дизельным двигателем стандарта Евро-6
Другая новинка — Scania Touring HD. Новый 2-осный 12,9-метровый туристический автобус предлагает еще больший комфорт и дружественность окружающей среде. С устройством для подъема инвалидных кресел и большей пассажировместимостью операторы получат еще более эффективное транспортное средство.
Обновленный Neoplan Skyliner
Среди автобусов в топ-предложении стоит отметить появление обновленного Neoplan Skyliner. Его можно будет приобрести с июня 2015 года в исполнении Евро-6, и это будет модель с самым низким уровнем выбросов CO2 на одного пассажира в своем классе. Двухэтажный автобус, отмеченный наградой за дизайн, вмещает до 83 пассажиров. Представленный на выставке вариант оснащения адаптирован для людей с ограниченными возможностями и имеет два места для инвалидных колясок.
Новая входная линейка EX автобусов Van Hool в сегменте touring&coach
У автобусов Mercedes-Benz в центре внимания туристическая модель премиум-класса Travego Safety Coach. Она объединяет все имеющиеся в настоящее время системы безопасности. Следующей новинкой стоит назвать городской сочлененный автобус Citaro G, ввиду нехватки места на стенде выставленного на уличной экспозиции.
Mercedes-Benz Travego Safety объединяет в себе все имеющиеся на сегодня системы безопасности
Вершину «мерседесовской» линейки автобусов представляла марка Setra. Здесь можно выделить мировую премьеру ComfortClass MD, а также новые варианты автобусов ComfortClass S511 HD и S519 HD. Setra ComfortClass 500 MD — автобус со средним уровнем пола идеально подходит для разного рода экскурсий, а также для пассажирских перевозок как на близкие, так и на дальние расстояния. Семейство высокопольных автобусов ComfortClass 500 HD пополнилось новыми исполнениями: клубным автобусом S511 HD и автобусом-гигантом по количеству сидячих мест S519 HD (71, 65 и 56 мест — в зависимости от планировки).
Setra ComfortClass 500 MD — автобус со средним уровнем пола, идеальный вариант для экскурсий
Van Hool представила две премьеры из новой линейки: EX15H и EX16M. Эти автобусы открывают собой полностью новый ряд. Современный дизайн EX дополняют эффективность и функциональность наряду с проверенными временем технологиями. EX станут для Van Hool «входными» моделями в сегменте touring & coach. Автобусы в стандартной комплектации оснащены экономичными и экологичными двигателями PACCAR MX11 Euro 6 (394 л. с.), работающими в паре с механическими КП. ZF AS Тronic и ZF Ecolife доступны в качестве опции.
Bus of the Year 2015 назван MAN Lion’s City GL CNG. Работающий на природном газе, автобус имеет достаточно мощный мотор и к тому же еще весьма экологичен
12-метровый низкопольный автобус Iveco Bus Crossway Low Entry, заслуживший лидерство в сегменте благодаря возможности его эксплуатации как на городских, так и на междугородних маршрутах, отличал двигатель Евро-6 с запатентованной FPT Industrial системой избирательной каталитической нейтрализации Hi-SCR, позволяющей добиться чистоты выбросов и оптимального сгорания топливовоздушной смеси без использования рециркуляции отработавших газов и регенерации сажевого фильтра.
12-метровый низкопольный автобус Iveco Bus Crossway Low Entry с двигателем Евро-6 и запатентованной системой Hi-SCR
Польская компания Solaris представила на шоу две премьеры: 12-метровый стандартный и 18-метровый сочлененный автобусы. Эти две модели уже готовы для заказа со дня премьеры. Другие типы будут доступны на рынке позднее. Транспортникам новые автобусы придут в начале 2015 года. Моторные отсеки машин подготовлены таким образом, чтобы соответствовать размерам разных двигателей. Сейчас в автобусах задействованы недавно разработанный PACCAR
MX-11 и Cummins ISB6.7E6, отвечающие нормам Евро-6. Причем Cummins может быть поставлен и в исполнении ISLG8.9E6 для работы на сжатом природном газе.
Новые 12- и 18-метровые автобусы польской фирмы Solaris с моторами Евро-6
Ну и наконец, «Городским автобусом 2015 года» назван MAN Lion’s City GL CNG. Работающий на природном газе, он впечатлил жюри своим особенно экологичным, мощным и при этом экономичным силовым агрегатом. Автобус оказался не только экологичнее автобуса с дизельным мотором, но и на 15 % дешевле в обслуживании и эксплуатации на протяжении своего жизненного цикла.
Mercedes-Benz Citaro продолжает совершенствоваться: новый дизайн, более жесткий кузов; безопасность и экология
Закончить обзор с Ганноверской выставки хочется фразой из музыкального трека к известному всем фильму: «Вы полагаете, все это будет носиться? — Я полагаю, что все это следует шить».
5koleso.ru
Журнал «Основные средства» про автобусы
Новости
- Новости
- Журнал «Основные средства» про автобусы
Журнал «Основные средства» про автобусы11.04.11
Журнал «Основные средства» про автобусы
Скачать полную версию статьи (.pdf)
Подвижной состав высокотехнологичного уровня
Как известно, к нему относят одиночные и разработанные на их основе сочлененные городские, а также междугородные и туристские автобусы. При этом, конечно, не хотелось бы приуменьшать технический уровень современных микроавтобусов для пассажирских перевозок. Нынешние Peugeot-Citroёn, FIAT (кстати, все шире используемые в белорусской столице в качестве маршрутных такси) – настоящие красавцы, те же VW Transporter, Sprinter известны высоким техническим уровнем.
В нашей общей до 1991 г. родине львиная доля выпуска автобусов приходилась именно на малый класс. И хотя их изготовителей тогда было меньше, а ЛАЗ «выдавал на гора» невиданные для расположенного на одной производственной площадке завода объемы – 10…12 тыс. ед., «буханок» и «рафиков» в 1991 г. отгрузили под 30 тыс. Чуть короче ЛАЗов в среднем классе шли КАвЗ (более 17 тыс. ед.) и ПАЗ (10 тыс. ед. с лишним в 1991 г.). Что касается «гармошек», то не только их, но и вместительные одиночные городские версии в наши города поставлял венгерский Ikarus.
Существовало много причин, по которым автозаводы включали в свою производственную программу выпуск автобусов и появлялись новые производители, и одна из них – начатое в 1980-е годы широкое переоснащение предприятий всего советского автопрома. ГАЗ переходил на выпуск грузовика мод. 3307, ЗИЛ переналаживал конвейер на сборку мод. 4331 с одновременным освоением нового дизеля (ЗИЛ-645). Самосвал сельскохозяйственного назначения с разгрузкой на три стороны, причем комплектуемый дизельной «шестеркой» ЯМЗ, осваивали на Кутаисском автозаводе. МАЗ разрабатывал кабины на смену модельному ряду 500/ 503. Усиливалась мощность ярославских «движков». Моторный завод строился в г. Тутаеве. Всерьез подумывали о строительстве очередного советского гиганта – нового тракторного завода в Елабуге, совершенствовался комбайн «Дон-1500». Новые легковые автомобили начали сходить с конвейеров ВАЗа, АЗЛК, АвтоЗАЗа, Ижмаша.
Для автобусных заводов не менее острой была необходимость производства более современной техники. На ЛАЗе к тому времени с небольшими изменениями (1973 г.) выпускали модель 1956 г. Неудовлетворительным, прежде всего по условиям работы водителя (двигатель «под боком»), являлся ЛиАЗ-677. Десятилетиями не менялась «линейка» ПАЗа и КАвЗа. При этом основа модельного ряда советского «автобуспрома» отличалась неэкономичностью по причине применения прожорливых бензиновых «Уральца» и «зиловской» «восьмерки». На смену устаревшей технике должны были придти развитие ЛАЗ-4202 (семейство 5252) и разрабатываемый совместно с венгерской стороной ЛиАЗ-5256. Развитие ситуации в стране «по касательной» в период перестройки, на которую и пришелся разгар реконструкции отечественных автозаводов, не позволило завершить переоснащение автопрома.
Конструкция автобусов тогда еще позволяла использовать только что не раму грузовика. Иными словами их ходовую вполне можно было применять на городских автобусах тех лет (об этом же говорил опыт – «газоновское» шасси на ПАЗ и КАвЗ, «Кубань», «зиловское» – ЛАЗ). Понятно и желание выйти на рынок с новым видом продукции. Вдобавок городских автобусов большой вместимости не хватало, а поставки Ikarus'ов стали сокращаться из-за нехватки валюты, распада соцлагеря.
Выпуск сочлененного автобуса ЛиАЗом выглядел достаточно последовательным. Его собрали на основе мод. 5256, которая и спустя почти 10 лет оставалась для предприятия новой (красоваться на обложках журналов машина эта стала году в 1983-м). Разрабатывался ЛиАЗ-5256 с участием передовой (тогда) конструкторской школы (Ikarus) и отличался современной компоновкой: дизель расположен в корме, пониженный уровень пола, автоматическая КП. «Лиазовская» «гармошка» получает обозначение 6220 (или 6220Э, т. е. «экспериментальная»).
За выпуск сочлененного автобуса в кузове ЛиАЗ взялись и в Яхроме. Здесь схема сборки «гармошки» была еще проще – кузов мод. 6220 устанавливался на шасси Ikarus-280. Модель получила обозначение ЯАЗ-6211 (одиночный – ЯАЗ-5267). Но почему за выпуск «гармошек» брались именно расположенные в Москве и Подмосковье производства (ЛиАЗ, СВАРЗ, ЯАЗ, а также «Тушино-Авто» – Ikarus'ы)? Все просто. «Мосгортранс» – крупнейший рынок и одновременно своего рода полигон (извините, пассажиры!). Причин же, по которым, «лиазовская» «гармошка» так и не стала массовой, целый ряд. Здесь и необходимость более высокой, чем на АРЗ, культуры производства, и стремление сэкономить на сборочных узлах, и бедственное положение автопарков в городах СНГ, да и, наверное, не прорывная модель рассматриваемого автобуса. Правда, с восстановлением (где-то с 1999 г.) производства ЛиАЗ «дожал» это направление, хотя и не имел еще полноценной низкопольной модели, которую можно было бы «растянуть» за счет прицепа. Речь идет о заднемоторном ЛиАЗ-6212, в 2003–2009 гг. выпущенном в количестве 1161 ед.
Мы недавно рассказывали (см. «ОС» № 2, 2011 г.), что основной советский автобусный завод – ЛАЗ к началу 1990-х годов располагал всей линейкой подвижного состава. Что касается «гармошки», то с ней опоздали лет на десять, поскольку на испытания с пассажирами в Киеве ЛАЗ-6205 вышел только к 2001 г. Интересно развивались события лет пять спустя. Дело в том, что низкопольный на 100% длины салона сочлененный ЛАЗ больше известен как троллейбус (ЭлектроЛАЗ-20). Да и сейчас это так. Скажем, в крупнейшем зарубежном заказе ЛАЗа для столицы одной из бывших республик союзной Югославии – Македонии (г. Скопье) 80 из 84 ед. составляют одиночные низкопольные автобусы.
Сейчас предлагается перейти к рассмотрению 12-метровых междугородных и туристских автобусов, ранее объединяемых названием «мягкие». Международных тогда, напомним, не было: иностранцы-европейцы в Белоруссию, Москву, города «золотого кольца» России приезжали «на своих самоварах». А на междугородных маршрутах в нашем общем прошлом они были представлены преимущественно Ikarus-250/ 255/ 256. Правда, все мы хорошо помним ЛАЗ-699Р, этот «одетый» в бело-оранжевый «костюм» автобус «Турист». Что вызывало нарекания у их пассажиров? Как правило, повышенные шум и температура на задних рядах сидений (правда, их индивидуальный обдув конструктивно был предусмотрен). И ЛАЗ был полон решимости развивать это направление: в начале 1990-х готовы средний ЛАЗ-4207 и большой ЛАЗ-5207. Когда завод начал оживать, выпуск мод. 4207, 5207 уже под обозначениями «Лайнер-11», -12 расширился. Автор осуществлял экскурсионную поездку по украинской столице осенью 2008 г. на «Лайнере-12». Впечатления? Показательнее было бы лето в плане того, насколько пассажирам в салоне не жарко. Сегодня «мягкие» ЛАЗы известны под названием Lemberg (немецкая транслитерация «Львов») и NeoЛАЗ, в них угадываются черты 1,5-этажного «красавца» мод. 5208 (потягаться с ним в середине 1990-х не мог никто). Только вот объемы выпуска кот наплакал…
Первенство в этом типоразмере автобусного транспорта хотелось бы отдать ГолАЗу и «Волжанину». Напомним, что ГолАЗ и начинал-то в 1990 г. со сборки «мягких» «мерсов»-303. Затем он удачно скооперировался с ЛиАЗом, взяв на себя выпуск доработанной соответствующим образом его основной мод. 5256 (ЛиАЗ-ГолАЗ-5256). Следующий шаг в его модельном ряду «мягких» автобусов большого класса оказался заметным. Речь идет о ГолАЗ-5291, получившем в просторечии название «кузнечик». Кстати, жителям белорусской столицы мод. 5291 знакома, она находится в гараже Минского облисполкома. Помимо нового современного кузова, так сказать экипажной части, автобус стал воплощением долгосрочного, как оказалось, союза подмосковного завода со Scania. Напомню, что этот шведский автогигант поставляет ГолАЗу шасси не только для междугородных модификаций, но и на «трехосник» мод. 6228.
В. Орлов, инженер городского транспорта, г. Минск
Журнал «Основные средства» / апрель 2011-04-11
все новостиpiterbus.com