Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Журнал Проблемы управления здравоохранением: отзывы. Журнал проблемы управления здравоохранением


Проблемы управления системой здравоохранения

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

 

Сергеенко И. А. (БГИТА, г. Брянск, РФ)

 

The article is the scientific review of economic problems of Russian health care for the last period of time.

 

В настоящий период общественного развития основной задачей является создание социально-ориентированной рыночной экономики.

Немаловажная роль принадлежит региональному здравоохранению, как основному фактору в достижении высоких показателей экономической и социальной деятельности. Приоритеты современного здравоохранения смещаются в сторону модернизации отрасли, решению существующих проблем и внесению корректив в управление системой здравоохранения.

При рассмотрении управления системой здравоохранения необходимо выделить следующие проблемы:

·        финансовая фрагментарность и бюджетный дисбаланс;

·        организационные барьеры и дублирование управленческих функций;

·        отсутствие административной вертикали, неуправляемость и пассивность структур;

·        инертность и неальтернативность в принятии управленческих решений;

·        низкая эффективность использования экономических регуляторов, методов прогнозирования и проектирования;

·        несовершенство законодательства и правовой произвол;

·        отсутствие информационно-аналитического анализа и принципа системности в управлении;

·        низкая эффективность использования человеческих ресурсов;

·        отсутствие методов научного исследования.

Финансовая фрагментарность связана с низким уровнем финансового обеспечения системы здравоохранения.

В настоящее время в отечественном здравоохранении складывается следующая ситуация. Потребитель платит государству за пользование услугами здравоохранения, а государство не в состоянии эффективно использовать полученные средства, например, повысить уровень технической оснащённости.

Важной проблемой является наличие двуканального финансирования. Это связано с наличием особенности в системе российского здравоохранения. Особенность состоит в приспособлении сложившейся модели к негосударственной схеме страхования. При наличии данной особенности создаётся конструкция при которой государство сохраняет в своей собственности лечебную сеть и некоммерческую форму изъятия страховых финансовых ресурсов через социальный налог и бюджет, а функцию прямого финансирования доверяет коммерческим субъектам.

В результате складывается система с участием страховых медицинских организаций, территориальных фондов Обязательного Медицинского Страхования, которые осуществляют административные, расчётно-экспертные и резервно-финансовые функции.

В сложившейся системе здравоохранения в Российской Федерации трудно балансировать между возможностями и обязательствами государства. Отсутствие действенных механизмов выравнивания условий финансирования здравоохранения приводит к бюджетному дисбалансу.

В законе «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28.06.1991 г. №1499-1 указывается, что Правительство Российской Федерации, органы государственного управления, краёв, областей, местная администрация определяют размеры финансирования государственной, муниципальной систем здравоохранения.

Следовательно, органы управления должны проводить своевременную политику по решению следующих задач:

·        разработка и реализация целевых программ;

·        обеспечений высокого уровня профессиональной подготовки кадров;

·        активное финансирование научных исследований;

·        широкое развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения;

·        расширение возможностей оплаты особо дорогостоящих видов медицинской помощи;

·        выравнивание средств территорий за счёт использования механизма субсидирования;

·        совершенствование системы финансовой помощи медицинским учреждениям при социально-значимых  и массовых заболеваниях.

Кроме финансовых проблем существуют проблемы организационного и структурного характера. Отсутствует чёткое разделение полномочий и функций в сфере государственного управления здравоохранением.

Сущность характеристик заключается в наличии учреждений здравоохранения, множество из которых дублируют друг друга в своих функциях (медицинские подразделения, департаменты и т. д.). Наличие такого дублирования приводит к неповоротливости, неуправляемости и отсутствию функциональности.

Важным звеном в структуре органов управления здравоохранением является Фонд обязательного медицинского страхования. В настоящее время миссия ФОМСов не определена. Фонды осуществляют одновременно административные и контрольные функции.

В системе обязательного медицинского страхования  отсутствует вертикаль «ФОМС - территориальные фонды», что ведёт к отсутствию прямого административного подчинения региональных органов управления федеральным.

Итак, внутри самой системы ОМС существует ряд ключевых проблем:

·        отсутствие механизма принятия управленческих решений;

·        сохранение системы регулирования с наличием медицинских учреждений с высоким уровнем теневых проплат;

·        отсутствие прогрессивных методов планирования, стимулирующих повышение эффективности использования ресурсов в здравоохранении;

·        отсутствие информационно-аналитического механизма управления деятельностью лечебно-профилактических учреждений;

·        несовершенство системы подготовки профессиональных кадров в здравоохранении.

В период с 2005 г. в законодательстве наблюдается постепенное формирование новой модели распределения полномочий между различными уровнями управления. Эта модель называется управляемой «мягкой» децентрализацией. Данная модель имеет следующие особенности:

·        передача части полномочий федерального центра регионам, при этом за Федеральным центром остаётся регулирование, финансирование и контроль исполнения полномочий;

·        появление новых полномочий у регионов, связанных со стандартизацией и организацией оказания медицинской помощи;

·        возвращение практики долгосрочного и среднесрочного планирования.

Таким образом, проблемы и пути их решения можно представить следующим образом (Рисунок 1)

Финансовую фрагментарность и бюджетный дисбаланс представляется возможным преодолеть при разработке и реализации целевых программ, учитывая возможности бюджетов различного уровня.

Структурная перестройка и использование принципов адаптивности и модификации позволяют преодолеть организационные барьеры, дублирование управленческих функций и создать административную вертикаль.

Построение системы стратегического управления позволит обеспечить альтернативность в принятии управленческих решений и способствовать повышению эффективности использования экономических регуляторов, таких, например, как цена. Для того чтобы регуляторы работали необходимо планировать потребности в ресурсах с использованием современных подходов на основе анализа интегральных показателей.

Для совершенствования правового законодательства необходимо принятие нормативно-правовых актов, регулирующих управление системой здравоохранения.

Построение информационно-аналитической системы позволит усовершенствовать процесс обмена и обработки информации и достичь системности в управлении.

Проблему повышения эффективности использования человеческих ресурсов возможно решить путём использования качественной подготовки специалистов и планирования в их потребности.

Подготовка и реализация научных программ будут способствовать расширению методов научного исследования.

 

 

Рисунок 1 - Проблемы управления системой здравоохранения и пути их решения

science-bsea.narod.ru

Проблемы управления здравоохранением: статьи и публикации

Тут вы можете оставить и прочитать отзывы авторов и читателей о научном журнале Проблемы управления здравоохранением.

Положительные отзывы (Проблемы управления здравоохранением): достоинства, плюсы, преимущества — пишите об этом ниже.

Отрицательные отзывы (Проблемы управления здравоохранением): минусы, слабые стороны, негатив, недостатки — оставляйте их под статьей.

В комментариях можно оставить следующую информацию: электронная почта (email), скидки, мнения, служба поддержки, доставка, стоимость размещения и пересылки, печатный сборник, цены, официальный сайт, телефон.

Проблемы управления здравоохранением — в этом журнале многие специалисты, профессора, педагоги, исследователи, ученые, преподаватели, эксперты, аспиранты, студенты, школьники, воспитатели, кандидаты и доктора наук, доценты, учителя хотят опубликовать исследование, работу, статью, материал.

Опубликовать материал и получить научную публикацию в журнале Проблемы управления здравоохранением можно в одной из следующих сфер: Искусство и культура, Реклама и PR, Образование, Туризм, отдых, спорт, История, Биология, Библиотековедение, Бизнес, Математика и Математическое моделирование, Транспорт и логистика, Машиностроение, Экология, Климат, География, Сельское хозяйство, Телекоммуникации, Аналитика, Социология и психология, Электроника и Робототехника, Нефтегазовая и нефтехимическая промышленность, Юриспруденция, Геофизика и геология, Металлургия, Материаловедение и Горная промышленность, IT и информационные технологии, Экономика и Финансы, Продукты питания, Медицина, Космос, Архитектура и строительство, Филология, Лингвистика, Водные ресурсы, Физика, Энергетика, Нанотехнологии, Химия, Философия, Наука и техника.

Также по окончании заочной или очной научной конференции вы можете получить публикацию в печатном или онлайн сборнике бесплатно или за деньги.

Публикация статей под ключ в журналах РИНЦ, ВАК, Scopus

open-resource.ru

Журнал проблемы управления здравоохранением официальный сайт — Bitbucket

———————————————————>>> СКАЧАТЬ ФАЙЛ <<<———————————————————Проверено, вирусов нет!———————————————————

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

Архив журнала Проблемы управления. 2017 г. Указатель статей Index of papers. № 1 Abstr. Полный текст доступен на сайте издателя. Полный текст может быть получен через систему заказа.Список статей, опубликованных в журнале «Проблемы управления здравоохранением» в 2009 году. Проблемы управления здравоохранением. Издательство. Общество с ограниченной ответственностью Экономздрав.Перейти на сайт журнала в Интернет. Каталог журналов. Свежий номер журнала Здравоохранение доступен уже в день выхода из печати.В стационарах скорой помощи появятся «умные» отделения. Управление качеством.Чтобы продолжить работу, снова войдите на сайт под своим логином и паролем. Издания. Электронный журнал «Управление качеством в здравоохранении». Новости.Проблемы эпидемиологии и профилактики гриппа и ОРВИ.Такое случается, если кто-то (или вы сами) зашел на сайт под вашим логином и паролем с другого компьютера. Журналы и сайты.Проблемы управления здравоохранением.В журнале представлен широкий блок официальных документов, регламентирующих различные стороны деятельности учреждений здравоохранения.скидки, мнения, служба поддержки, доставка, стоимость размещения и пересылки, печатный сборник, цены, официальный сайт, телефон. Проблемы управления здравоохранением в этом журнале многие специалисты, профессора, педагоги, исследователи, ученые. Официальные документы.Стоимость подписки на журнал Проблемы управления здравоохранением и другие издания из рубрики « Здравоохранение» актуальны на 05.10.2017. Управление здравоохранением. Поиск по сайту.Информационным партнером сайта является объединенная редакция Центра изучения проблем здравоохранения (журналы «Главный врач», «Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях. Оформив подписку на журнал Проблемы управления здравоохранением Вы получите издания почтой в виде заказной или простой бандероли. Все цены указаны с учетом доставки. В журнале освещаются актуальные проблемы медицины и здравоохранения: управление качеством медицинской помощиПорядок рецензирования рукописей, поступающих в редакцию журнала « Проблемы стандартизации в здравоохранении». Уважаемые коллеги! Вышел тактический номер журнала ВАК Проблемы стандартизации в здравоохранении , содержащий статьи по актуальным вопросам организации и. Тема Современные проблемы менеджмента в здравоохранении, текст научной статьи из научного журнала Молодой ученый менеджмент в здравоохранении, управление медицинской организацией. Информация о статье. Журнал. Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1 (часть 1). Дата публикации.Данное обстоятельство во многом обусловливает низкую эффективность управления здравоохранением. Специализированные сайты центра изучения проблем здравоохранения и образования.Архив журнала Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения за 1 полугодие 2016 года на нашем сайте. Кто читает журнал. Руководители и специалисты органов управления здравоохранением. Актуальные темы: высокотехнологичная медицинская помощь8 государственные (муниципальные) учреждения6 эффективный контракт16. При рассмотрении управления системой здравоохранения необходимо выделить следующие проблемыРисунок 1 - Проблемы управления системой здравоохранения и пути их решения. Сайт управляется системой uCoz. Журнал “ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ – новая стратегия” – специализированное издание для руководителей органов управления здравоохранениемВ соответствии с действующим законодательством Российской Федерации данный сайт предназначен исключительно. О журнале. Официальная информация. Редакция.управление здравоохранением в субъекте, полномочия, организация медицинской помощи, население. Перейти на новый сайт журнала.В соответствии с указанными задачами печатаются материалы о результатах реализации национальных проектов «Здоровье» и «Демография», о совершенствовании стратегии в области экономики и управления здравоохранением, о.

bitbucket.org

Проблемы управления здравоохранением 2011 № 6

Артемьева Г.Б., Гехт И.А.
   Модернизация здравоохранения и некоторые вопросы этапности медицинской помощи 6
Алленов A.M.
   Применение методов многофакторного анализа для управления общественным здоровьем 9
Мысяков В.Б.
   Организация работы дистанционного консультативного центра с выездными анестезиолого-реанимационными акушерскими бригадами 13
Окунев П.Ю., Строганова О.Б., Поспелова В.Н.
   Центр записи граждан на прием к врачу по телефону как инструмент управления доступностью медицинской помощи 17
Самошин О.А.
   Проблемы кардиологической помощи и возможность их решения программными методами 22
Михайловский В.В.
   Об оценке качества жизни больных с сердечно-сосудистой патологией 25
Довгун С.С.
   Применение экспертных оценок при проведении VEN-анализа ноотропов, используемых в терапии острого нарушения мозгового кровообращения 28
Агранович О.В., Агранович А.О.
   Некоторые аспекты отношения общества к проблеме эпилепсии 31
Абольян Л.В., Евлоева Ф.М., Петров А.И.
   Актуальные проблемы грудного вскармливания с позиций общественного здоровья и здравоохранения 33
Киньябулатов А.У., Шарафутдинова Н.Х.
   Первый хоспис в Республике Башкортостан и его организаторы 38
Сатаева Л.Г.
   Институциональные основы совершенствования лекарственного обеспечения больных туберкулезом в Республике Казахстан 42
Кучава Г.Р.
   Актуальные проблемы токсикологической службы в г. Москве 48
Стародубов В.И., Муравьев К.А., Сергеев Д.Н.
   Обеспечение и эффективность использования ресурсов экстренной медицинской помощи населению Российской Федерации и Ставропольского края в динамике за 10 лет 51
Шегирбаева К.Б.
   Формирование состояния здоровья населения крупных промышленных центров Республики Казахстан 55
Солодухина Д.П., Моисеенко Е.И.
   Анализ обоснованности и своевременности направлений хронических больных в областную консультативную поликлинику 60
Тептин Г.Е.
   О контингенте пациентов, получивших стационарную помощь на районном этапе сельского здравоохранения 64
Исаева Ж.С., Сулькина Ф.А.
   Стратегические и финансовые решения проблем здравоохранения в развитых странах Европы и США на современном этапе 66
Нестерова Е.В., Александрова О.Ю., Эккерт Н.В., Кургин М.Е.
   О некоторых вопросах оценки качества оказания санаторно-курортных услуг 73
Поляков Б.А., Мушников Д.Л., Угланова Н.Н.
   Инновационная культура студентов медицинского вуза 84
   Список статей, опубликованных в журнале «Проблемы управления здравоохранением» в 2011 году 87

medlib62.ru

Проблемы управления здравоохранением 2011 № 1

Вишняков Н.И., Рывкин А.Ю., Берозашвили А.Т., Стожарова С.И., Пенюгина Е.Н.
   Современные проблемы организации стационарной медицинской помощи в Санкт-Петербурге 6
Булатов М.Р., Решетников В.А., Костюченко О.М., Игохин А.Б.
   Профессиональное развитие врачебного персонала: организация, документальное оформление и планирование 11
Сайед Камруззаман
   Стратегические подходы к разработке комплексной программы снижения преждевременной смертности на территориальном уровне 17
Данюк Г.Г.
   Некоторые информационные и организационные аспекты взаимодействия учреждений медико-социальной экспертизы с Фондом социального страхования Российской Федерации 22
Myшников Д.Л., Васильева Т.П., Сазанов В.В., Осипов М.Ю., Живой А.И., Водолажская С.В., Васильев М.Д.
   Методологические и тактические аспекты комплексной оценки культуры медицинского учреждения 26
Клюковкин К.С., Ротарь Р.Ю., Блинов А.В.
   Анализ кадрового обеспечения и его роль в оказании амбулаторно-поликлинической помощи в Санкт-Петербурге 31
Байбарина Е.Н., Сорокина З.Х.
   Экспертный анализ качества помощи новорожденным как методика перинатального аудита 34
Ильченко И.Н., Пашков А.В.
   Внедрение единой системы универсального аудиологического скрининга новорожденных и детей первого года жизни в 4-х регионах России: мониторинг процессов реализации 41
Чумаков А.С., Васильев М.Д., Алексеева Е.Г., Водолажская С.В., Арсеенкова О.Ю., Истратова Т.А.
   О методических подходах оценки и состоянии информационной и мотивационной готовности к перинатальной профилактике системы «врач акушер-гинеколог - беременная» 46
Шошмин А.В., Мартынова Н.В., Бесстрашнова Я.К., Зима Т.В.
   Концепция автоматизированной информационно-справочной и аналитической системы протезно-ортопедических предприятий 51
Шестаков Г.С., Сидоров А.С.
   Организация медико-социальной помощи на дому лицам пожилого и старческого возраста в условиях Крайнего Севера 56
Гусев А.О., Ковальчук В.В., Шаповаленко Т.В.
   Анализ результатов экспертной оценки качества медицинской помощи в отделении восстановительного лечения у больных, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения 59
Пашевкин О.Е.
   Организация и деятельность наркологической службы Кабардино-Балкарской Республики 63
Удалова О.Н.
   Профессиональная деятельность и психологические особенности личности медицинских работников психиатрических учреждений Кабардино-Балкарии 69
Шарафутдинов М.А.
   Оценка некоторых показателей заболеваемости с временной утратой трудоспособности при болезнях мочеполовой системы в сельских муниципальных районах республики Башкортостан 75
Леонова Е.С.
   Экономический эффект лечебно-профилактических мероприятий у машинистов локомотивов с функциональными нарушениями зрительного анализатора 80
   Список статей, опубликованных в журнале «Проблемы управления здравоохранением» в 2010 году 86

medlib62.ru

Журнал «Современная Наука» - Организация управления региональным здравоохранением в Российской Федерации

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения принадлежат функции контроля за ходом реализации органами местного самоуправления законодательства Российской Федерации в области здравоохранения, соблюдением на территории муниципальных образований государственных социальных стандартов, стандартов качества медицинской помощи, а также за достоверностью медицинской статистики и отчетности [8].

Помимо органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, в систему государственного здравоохранения субъектов Российской Федерации входят региональные медицинские организации, основные средства которых находятся в государственной собственности.

Муниципальное здравоохранение находится в тесном взаимодействии с региональной системой здравоохранения и во многом зависит от него, что связано, прежде всего, со сложившимся централизованным управлением, постоянно меняющимся законодательством, недостаточностью у органов местного самоуправления собственных ресурсов (управленческих, финансовых и др.).

В настоящее время структура органов управления здравоохранением субъектов федерации и методы управления настолько разнообразны и так отличаются друг от друга, что можно лишь говорить об общих чертах их работы и только в разрезе полномочий, наделенных им Конституцией Российской Федерации и законодательством [3].

Одним из оптимальных вариантов совершенствования управления региональным здравоохранением в условиях разграничения полномочий в области здравоохранения представляется опыт создания и функционирования так называемых медицинских округов, что и сделано в Московской области.

Целью создания медицинских округов является организация единой функционально-организационной структуры здравоохранения, усиление интеграционной направленности в развитии муниципального здравоохранения, улучшение использования финансовых, материальных и кадровых ресурсов, повышение качества и эффективности оказания специализированной медицинской помощи и более полного удовлетворения потребностей населения в различных ее видах [3].

Так, в Московской области деятельность медицинских округов осуществляется на основе соглашения между главами муниципальных образований Московской области о взаимодействии в предоставлении населению медицинской помощи в целях интеграции их действий по реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья, медицинскую и лекарственную помощь [7].

Таким образом, медицинские округа являются мощным средством повышения управляемости отрасли на региональном уровне. Их организация целесообразна в регионах, имеющих в составе значительное количество муниципальных образований и развитую сеть лечебных учреждений [3].

Однако создание и функционирование медицинских округов не является решением всех проблем, связанным с управлением здравоохранением.

Ведь эффективное управление системой здравоохранения требует реализации его в контексте общего управления системой региона и общей региональной социально-экономической политики, одной из составляющих которой является региональная здравоохранительная политика [2].

В современных условиях в целях стабильного и полноценного развития здравоохранения в Российской Федерации необходимо совершенствование организации здравоохранения и управления им, разработка административно-правовой регламентации этого процесса, повышение качества и эффективности работы органов и учреждений здравоохранения.

www.nauteh-journal.ru

Совершенствование управления системой здравоохранения | Статья в журнале «Молодой ученый»

В современном мире система здравоохранения является одной из наиболее приоритетных областей государственной экономической политики. Исследования последнего десятилетия по проблемам развития здравоохранения сформировали теоретическую и методическую базы, обеспечивающие реформирование здравоохранения. Выявлены основные проблемы и закономерности развития, определены направления оптимизации деятельности основных управляющих и управляемых элементов системы здравоохранения. Реформа системы здравоохранения ориентирована на улучшение качественных показателей оказания медицинской помощи и повышение эффективности использования ресурсов. Успешное достижение этих целей предполагает широкое применение научно обоснованных методов анализа проблемных ситуаций и выработки системных рекомендаций по управлению здравоохранением. Особенно важным является определение роли государства, поскольку именно оно обладает наиболее полным комплексом ресурсов и рычагов воздействия на социальные институты, в том числе здравоохранение.

Проведенные в России в конце XX столетия радикальные социально-экономические преобразования обусловили значительные изменения в системе организации здравоохранения. Передача многих полномочий с федерального на региональный и муниципальный уровни власти повлекла за собой наделение их обязанностями в сфере охраны здоровья населения. В результате этих, во многом стихийно происходивших процессов, ранее единая система здравоохранения оказалась разделенной на отличающиеся значительной степенью автономности сектора - государственный (федеральный и региональный), муниципальный, ведомственный и частный.

Структурные изменения в экономике привели к спаду объемов производства, сокращению капитальных вложений, изменению демографической ситуации и, как следствие, к сдерживанию процессов по построению социально-ориентированного государства. Недостаточный уровень текущего финансирования приводит к невыполнению социальных нормативов, сдерживает законодательную инициативу в части решения социальных задач. Сокращение объемов финансирования капитальных вложений в строительство, реконструкцию объектов социальной инфраструктуры и приобретение медицинского оборудования в ходе реформ также стало причиной снижения уровня обеспеченности населения медицинскими услугами. Необходимость реализации социальных программ в условиях ограниченности финансовых ресурсов делает актуальным решение проблем, связанных с разработкой методик планирования обеспечения медицинским оборудованием, определения потребности капитальных вложений по объектам здравоохранения и оценкой эффективности социальных инвестиций.

В Российской Федерации реформирование здравоохранения началось с принятия в 1991 году закона о медицинском страховании и произошло это тогда, когда ещё сохранялся СССР. Таким образом, можно констатировать, что Россия – первая из союзных республик приступила к реформированию здравоохранения.

Прошло двадцать лет и можно подвести некоторые итоги. Нельзя не отметить, что произошло много перемен:

  1. Сегодня в Российской Федерации функционирует бюджетно-страховая модель финансирования учреждений здравоохранения.

  2. Не без проблем реализуется программа государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, принятая к вооружению как один из механизмов реализации конституционных прав граждан на бесплатную медицинскую помощь в рамках Концепции развития здравоохранения, принятой в 1997 году.

  3. Разработаны и введены в действие механизмы дополнительного лекарственного обеспечения.

  4. Огромный объем работы проведен в связи с реализацией приоритетного национального проекта «Здоровье».

Можно отметить, что органы исполнительной власти в сфере здравоохранения всех уровней, руководители здравоохранения и практические врачи, работающие в государственных и муниципальных медицинских организациях, отдают много сил для того, чтобы все эти новации принесли максимальную пользу российскому народу.

Привели ли эти меры, а также усилия власти, руководителей органов здравоохранения и врачебного сообщества к ожидаемым результатам? Содержание ответа на этот вопрос является ключевой и в тоже время стартовой позицией для планирования и реализации дальнейших изменений в здравоохранении. Остается ли здравоохранение в ситуации, которая предполагает необходимость реформирования или существует возможность что-то обновить (модернизировать) и все нормализуется?

 В последние годы в научной литературе, посвященной проблемам здравоохранения, практически на равных условиях присутствуют несколько точек зрения. С одной стороны высказывается снабженное набором доказательств мнение о том, что здравоохранение продолжает оставаться в кризисе, определяются параметры кризиса и предлагаются механизмы выхода из него. С другой стороны, говорится о необходимости системных реформ здравоохранения в сторону усиления роли медицинского страхования, что требует совершенствования законодательной базы, создания и совершенствования функционирования соответствующей инфраструктуры медицинских и страховых организаций, совершенствования государственных гарантий по оказанию бесплатной медицинской помощи и изменения системы их финансирования. Существуют предложения о возврате к прежней системе, существовавшей в СССР. Есть и другие предложения.

С.В. Калашников, председатель Фонда социального страхования объясняет такую ситуацию тем, что «при решении проблем здравоохранения возникло противостояние подходов к его реформированию». Существует противоречие между традициями и законодательством. Медицинская деятельность основана на традициях и любое законодательство, не учитывающее традиции, работать в этой сфере не будет. Многие законы не принимаются потому, что общество не считает нужным их принимать.

Вместе с тем, с 2004 года вектор мнений сместился в сторону того, что российскому здравоохранению необходима модернизация и все планы, программы, проекты, реализуемые с тех пор, направлены в эту сторону. Соглашаясь с таким выбором, необходимо определить некоторые параметры модернизации. Прежде всего, необходимо определить, что понимается под модернизацией здравоохранения, на какой правовой основе она должна осуществляться, какими силами и в какие сроки? Очевидно, что должны быть определены и опубликованы цели и задачи модернизации системы здравоохранения, определены объект деятельности, субъект деятельности, ресурсы для осуществления этой деятельности, факторы внешней среды, влияющие на возможность (ограничивающие или расширяющие эту возможность).

В нашем случае очевиден объект деятельности – здравоохранение, нуждающееся в усовершенствовании. Однако здравоохранение, являясь по своей сущности сложной социальной системой, имеющей признаки социального института, представляет собой крайне сложный по своей сути объект деятельности. Практика модернизации здравоохранения свидетельствует о том, что если не учитываются мнения и не находят поддержки тех, без кого собственно и не существует здравоохранение – медицинских работников и пациентов, то объект модернизации становится весьма аморфным и мало готовым к изменениям. Ошибочно мнение и о том, что только совершенствование деятельности инфраструктуры здравоохранения (улучшение структуры и работы медицинских учреждений, упорядочения их финансового обеспечения, максимальное укомплектование персоналом и медицинским оборудованием) приведет к стойким изменениям здравоохранения в лучшую сторону.

Также очевиден, но не бесспорен субъект деятельности. Существует представление о том, что достаточно неких действий власти и модернизация здравоохранения осуществиться. Оно ошибочно! Без участия медицинского сообщества в разработке идеологии, целей, задач, принципов и механизмов перемен, без понимания и одобрения предполагаемых действий со стороны общественных организаций пациентов и других общественных организаций, без разъяснения обществу сценария действий и прогноза ожидаемых результатов, к которым приведут изменения, субъект деятельности не будет способен достичь намеченных целей и поставленных задач.

Очевидно, что никакая деятельность по усовершенствованию не может осуществляться без достаточного ресурсного обеспечения. Очевидно и то, что количественные характеристики необходимых для перемен ресурсов должны определяться в зависимости от тех целей, достижение которых определено как планируемый результат и тех задач, которые, необходимо решить для достижения целей. Речь идет о правовых, финансовых, кадровых, материально-технических и информационных ресурсах.

Практика показывает, что при разработке планов, программ и проектов, направленных на решение социальных проблем, особую важность приобретает та окружающая среда, в которой происходят события, связанные с переменами. Любые перемены могут быть осуществлены только в тех рамках, которые объективно существуют в каждом конкретном случае. Это и есть факторы внешней среды, влияющие на деятельность, связанную с переменами. К наиболее значимым факторам, влияющим на модернизацию здравоохранения: политическая, экономическая и социальная ситуация в стране.

 Таким образом, под модернизацией здравоохранения следует понимать научно обоснованную, поддержанную обществом совместную деятельность органов власти различного уровня, органов управления здравоохранением, медицинского сообщества, основанную на реальном учете имеющихся ресурсов и существующих факторов внешней среды с целью переведения российского здравоохранения на уровень, отвечающий современным требованиям, соответствующим мировым стандартам, и придания ему современного облика.

Совершенствование и устойчивое развитие системы здравоохранения связано с рядом обстоятельств и наличием ответов на ряд принципиальных вопросов. Во-первых, какой подход будет использоваться для организации и управления здравоохранением? Если здравоохранение будет развиваться как отрасль, то следует отказаться от разделения полномочий между органами власти различного уровня в организации и ответственности за оказание различных видов медицинской помощи и закрепления за органами власти соответствующих расходных обязательств. При разделении полномочий отраслевое управление не возможно! Во-вторых, если разделение полномочий между органами власти будет осуществляться в соответствии с действующим законодательством, то необходима разработка и нормативное обеспечение новой модели управления организацией и оказанием медицинской помощи – модели надотраслевого управления или управления медицинской деятельностью, что фактически и происходит в последние годы и очевидно, что есть смысл этим серьёзно заниматься. В-третьих, следует политически определиться с тем, какая модель здравоохранения будет развиваться в Российской Федерации. Речь идет в первую очередь о том, какие источники финансирования будут использоваться: бюджетные, страховые или смешанные. Если выбор будет сделан в пользу смешанных источников, то следует четко определить какова доля финансирования из каждого источника.

Реальная ситуация, сложившаяся в современной России, требует от государства и общества принятия стратегических решений. Поэтому главной задачей на 2011 год в области здравоохранения является принятие и реализация региональных Программ модернизации здравоохранения, которые разрабатывают субъекты Российской Федерации во исполнение Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Программы модернизации здравоохранения в субъектах Российской Федерации должны быть представлены как комплекс социально-экономических, организационных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам реализации. Эффективность реализации программы будет оцениваться на основе анализа целевых значений показателей результативности, как медицинских, так и экономических.

Региональные программы модернизации здравоохранения начинают работать уже в 2011 году, и должны стать логичным продолжением государственной политики по направлению усилий и ресурсов на финансово-экономическое и нормативно-правовое обеспечение процесса усовершенствования системы здравоохранения.

Литература:

  1. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. URL: http://www. minzdravsoc.ru/Минздравсоцразвития/Программы модернизации /

  2. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. URL: http://www.minzdravsoc.ru/

  3. URL:http://www.mnogozakonov.ru/laws/94/article50/MnogoZakonov.ru›Популярные законы›94/article50

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, модернизация здравоохранения, здравоохранение, бесплатная медицинская помощь, внешняя среда, медицинская помощь, медицинское оборудование, орган власти, разделение полномочий, реформирование здравоохранения.

moluch.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта