Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Журнал «Прочтение». Февраль, 2009. Журнал прочтение


Пиши все, что хочешь, бездонно

В день открытия филиала Creative Writing School в Санкт-Петербурге журнал «Прочтение» рассказывает о литературных курсах, на которых учат писательскому мастерству. Создатели программ объяснили, почему в России возникла потребность в подобных школах и каких результатов ожидать от обучения. Познакомиться с художественными текстами и рецензиями выпускников можно на сайте журнала.

 

  • Литературные мастерские Creative Writing School

Что это такое?

Литературные мастерские Creative Writing School были основаны писателем Майей Кучерской и филологом Натальей Осиповой. В основу концепции школы легли программы писательского мастерства (сreative writing), используемые в американских и европейских университетах. Все разработки мастерских являются уникальными и созданы специально для Creative Writing School.

Как проходит обучение?

Очные занятие литературной школы проходят в Москве на базе двух центральных библиотек — Библиотеки-читальни им. И.С.Тургенева и Российской государственной детской библиотеки. В работе очных литературных школ и онлайн-проекта принимают участие профессиональные писатели, литературные критики, переводчики, филологи, сценаристы, драматурги. Занятия в мастерских позволяют слушателям не только научиться работать с письменным словом, но и создают живую среду для общения как начинающих авторов, так и опытных мастеров.

Среди мастеров литературной школы — Майя Кучерская, Дмитрий Быков, Денис Драгунский, Марина Степнова, Ольга Славникова, Михаил Угаров, Александр Иличевский, Евгений Абдуллаев, Марина Вишневецкая, Михаил Визель, Елена Холмогорова и другие первые имена современной русской литературы.

С 2016 года Creative Writing School запустил онлайн-проект, программы которого доступны слушателям по всему миру. На сегодняшний момент в рамках проекта работают пять программ — «Проза для начинающих» и «Проза для продолжающих» Майи Кучерской, «Драматургия» Михаила Угарова, «Проза для подростков» и «Внутренний подросток» Анны Старобинец. Все программы включают лекции и творческие задания. В работе онлайн-проекта приняли участие несколько сотен человек из России, стран Европы, США, Канады, Австралии, ЮАР, Израиля, Индии и многих других стран.

Как поступить?

Записаться на курсы можно на сайте Creative Writing School. Договор и ссылка на оплату придут вам на почту. Перед началом нового сезона литературные курсы проводят открытый конкурс на бесплатные места и места с 30—50% скидкой. Победителей конкурса выбирают руководители мастерских. В конкурсе могут принять участие все желающие.

Журнал «Прочтение» побеседовал с Анной Рябчиковой, директором филиала Creative Writing School  в Петербурге.

— Необходимость создания литературных мастерских — это следствие разрозненности писательской среды. Сейчас нет объединений и клубов, которыми запомнились XIX и XX века, нет обсуждений и споров вокруг вышедших книг, нет площадок для встречи с единомышленниками. Начинающий автор остается один на один со своей рукописью без надежды на компетентную рецензию со стороны редакций журналов или издательств.

Проект Creative Writing School был создан писателем Майей Кучерской и филологом Натальей Осиповой с целью собрать литераторов вместе, дать им возможность не только сочинять, но и говорить о любимом деле. Более того, делать это в кругу признанных профессионалов — Дмитрия Быкова, Михаила Угарова, Андрея Рубанова, Ольги Славниковой, Анны Старобинец, Марины Степновой, Максима Амелина, Евгения Абдуллаева, Дениса Драгунского, Алисы Ганиевой и многих других.

С июля 2015 года, когда прошел первый двухнедельный интенсив, команда CWS  провела десятки мастерских и открытых лекций, издала альманах «Пашня» с работами выпускников, организовала выездные программы и онлайн-обучение. Количество заявок, которые поступают каждый учебный сезон, исчисляется сотнями.

С этого года проект расширяет свою географию, и 3 ноября Creative Writing School откроет первый филиал — в Петербурге. Занятия пройдут в формате интенсива под руководством замечательных преподавателей: писателя Сергея Носова (мастерская прозы), журналиста Дмитрия Губина (мастерская non-fiction) и художника Алексея Вайнера (мастерская комикса).

Тот отклик, который мы получаем, однозначно говорит о потребности писателей в профессиональной дискуссии.

Майя Кучерская точно описала современный литературный процесс: «У нас есть великие романы и массовая литература, но у нас нет золотой середины, беллетристики, книг, которые совмещают увлекательность и поучительность». Наша команда амбициозно решила исправить это и сделала ставку на методику creative writing, по которой учат писателей в университетах США и Европы. Занятия в мастерских строятся на практическом освоении техник письма, на анализе образцовых текстов, умении сочинять в любом жанре. Кроме того, нам важна работа на результат, поэтому каждый ученик на выходе имеет как минимум один законченный текст.

Еще одна особенность Creative Writing School — многообразие курсов, среди которых каждый может выбрать направление по душе. А повтор мастерских с одной и той же программой — большая редкость.

Потенциально — любой из владеющих речью людей может стать писателем. Поэтому мы не проводим отбор слушателей по наличию филологического образования или солидного списка публикаций. В идеале же ученик должен поступиться собственной серьезностью и позволить себе экспериментировать, рисковать, совершать ошибки и писать без мысли о Нобелевке.

Ирина Бирюкова, выпускница Creative Writing School:

— Я действительно люблю писать, у меня есть рассказы, но их пока немного. Некоторые из них я публикую в сети, некоторые так и остаются в папке на рабочем столе ноутбука. Какой-то момент я зарабатывала журналистикой, потом после долгого перерыва и сопряженных с ним жизненных перипетий письмо стало для меня своеобразной и достаточно действенной терапией. Онлайн-курс в CWS я прошла для того, чтобы писать интереснее, ярче, легче, и, в итоге получила то, что ожидала. Такой формат я выбрала из-за достаточно сложного графика. Я искренне благодарна Лизе Новиковой и всем лекторам нашего курса за возможность стать лучше. Сейчас я думаю, что получила даже больше, чем ожидала. Мои первоначальные задачи были связаны с технической стороной вопроса, но неожиданно я поняла, что научилась находить вдохновение в самых простых вещах.

 

  • Creative Writing Online или литературная мастерская Андрея Аствацатурова и Дмитрия Орехова 

Что это такое?

Литературная мастерская Андрея Аствацатурова и Дмитрия Орехова с авторской программой «Как написать рассказ» существует уже 4 года. Она начала свою работу в 2012 году при Центре дополнительного образования Cанкт-Петербургского Государственного Университета Культуры и Искусств (СПбГУКИ). Курс построен на тех же принципах и тех же пособиях что и популярные курсы писательского мастерства в европейских и американских университетах. Среди приглашенных лекторов, которые регулярно приходят общаться с слушателями, — Леонид Юзефович, Михаил Елизаров, Герман Садулаев, Валерий Попов, Илья Бояшов, Андрей Иванов и другие.

Как проходит обучение?

На очных курсах мастерской разбирают тексты Чехова, Гоголя, Киплинга, Уайльда, Сэлинджера и смотрят, какими приемами они пользовались, чтобы создать художественную реальность. Потом слушатели получают задание написать собственный текст, используя усвоенные приемы. Кроме того, есть возможность пройти дистанционное обучение. Алгоритм работы онлайн следующий: вы слушаете лекцию, в любое удобное время, в любой точке мира, затем выполняете предложенное творческое задание и отсылаете его преподавателю. На каждое присланное задание в течение 14 дней обязательно приходит ответ — подробный разбор текста, временных ограничений на прохождение курса и выполнение заданий нет. Лучшие работы отправляются в литературные журналы и входят в ежегодный альманах «Взмах». По итогам успешного прохождения курса слушатель получает электронный сертификат.

Как поступить?

Записаться на курсы можно на официальном сайте Андрея Аствацатурова, где подробно описана программа, а также указана стоимость обучения.

Журнал «Прочтение» побеседовал с писателем Андреем Аствацатуровым, одним из основателей литературной мастерской.

— Потребность в подобных программах существует всегда, во все времена, и она сейчас вполне успешно удовлетворяется в странах Европы и Америки, где такие мастерские есть не только в каждом университете и колледже, но в каждом микрорайоне большого города. Сегодня как никогда от людей требуется способность адекватно самовыражаться, устно, письменно, что умеют далеко не многие. Литературные мастерские невероятно развивают фантазию, которая, как мы понимаем, ничуть не мешает практической деятельности, а напротив, делает ее более эффектной. Кроме того, в условиях занятости, агрессивности масскульта профессиональное литературное творчество — это очень интересный, глубокий и связанный с личностью вид досуга. Многим слушателям нашей мастерской удалось благодаря нам найти себе знакомых и близких по духу и по интересам людей.

Мы учим базовым приемам письма: как выстроить сюжет, как создать героя, как построить художественное пространство. И помимо этого показываем, как нужно читать книги, точнее, видеть в них проявление законов искусства. Читать книги по-настоящему умеют не все. Это очень сложное искусство. Однако, не умея читать книги, нельзя научиться их сочинять. И тому и другому мы учим на примерах произведений мастеров.

Учатся у нас самые разные люди. Как правило, это уже состоявшиеся личности, имеющие специальность и работу. Студенты и даже школьники тоже к нам приходят, но их существенно меньше. Обычно наш контингент — слушатели от 25 до 50 лет. Мы стараемся по мере возможности принимать всех, но в том случае, если группа переполнена, отдаем предпочтение тем, кто уже сам сочиняет и имеет некое количество написанных текстов.

Евгения Овчинникова, выпускница Литературной мастерской Андрея Аствацатурова:

— Я попала на курсы случайно, для развития кругозора. На тот момент не писала и не собиралась. Почему выбор пал именно на литературную мастерскую, а не на художественные курсы, например? Литература была и остается моим большим увлечением. Мне любопытны способы построения нарратива и то, как конструируется текст. С детства много читаю, без системы и разбора. Писать я стала очень неожиданно. Мастерская позиционирует себя как место, где учат писать. За время учебы мы проанализировали миллионы текстов и на живых примерах рассмотрели способы письма. Нас учили работать с подтекстом, с режимами повествования, с речью персонажей. Могу сказать, что как писатель я — продукт этой мастерской.

Сейчас я продолжаю писать, второй раз вошла в Короткий список КнигуРу. Первая книга готовится к выходу уже этим летом. С коллегами по мастерской мы устраиваем семинары, хакатоны и месячники романа, чтобы мотивировать друг друга и поддерживать общение.

  • Школа литературного мастерства «Хороший текст»

Что это такое?

Концепция Школы не предполагает обучения технологиям creative writing. Метод Школы — создание для ученика среды, максимально способствующей развитию чувства текста, особого писательского зрения и слуха. Главное, что должен получить ученик, — новый опыт письма, новое понимание себя как автора и новое представление о творчестве.

Как проходит обучение?

Первая сессия Школы состоялись в январе 2016 года. Лекции и семинары ведут только активно работающие писатели, поэты, переводчики, сценаристы, журналисты, филологи, культурологи. Лекции проводятся в форме полемик на тему, задаваемую писателем, на семинарах разбираются тексты учеников, написанные по заданию учителей. Преподавателями разных сессий были Татьяна Толстая, Людмила Петрушевская, Борис Акунин, Татьяна Москвина, Сергей Гандлевский, Александр Секацкий, Дмитрий Воденников, Фаина Гримберг, Мария Голованивская, Иван Толстой, Татьяна Щербина и другие.

Как поступить?

В Школе есть конкурс вступительных работ. Учителя выставляют за них условный балл. Критерий оценки — мнение учителя. На портале издается альманах «Хороший текст». Для того чтобы стать его участником, необходима регистрация и подписка. Школа литературного мастерства «Хороший текст» проводит ноябрьскую учебную сессию в Москве с 4 по 12 ноября (4 лекционных и 5 семинарских дней). С программой, спецпроектами и ожидающимися семинарами можно ознакомиться на сайте Школы «Хороший текст». На сегодняшней день прием студентов окончен, но можно успеть записаться слушателем, а также ознакомиться с лекциями предыдущих сессий.

Журнал «Прочтение» побеседовал с Марией Голованивской, сооснователем Школы «Хороший текст».

— В России любят писать и читать. Кино, телевидение, интернет не только не убили страсть к словесности, но сделали ее более явной. Сегодня пишут много — и пишут хорошо. Новая литература — настоящая, без скидок — часто прорастает из блогов, из разрозненных зарисовок, из эпистоляриев, из всевозможного сетевого самиздата. И, на наш взгляд, она нуждается в некотором встречном движении со стороны профессионалов.

Сегодня, когда интерес к писательству велик как никогда, мы хотим предложить такую среду, такой общий дом, где можно находить единомышленников и где удобно и интересно говорить, писать, спорить. И еще — встретить своего читателя.

У нас не мастерская, а Школа, причем с большой буквы. У нас нет программы, нет учебников, но есть Учитель и Ученик. В нашей Школе преподают только известные писатели, то есть те, кто доказал свое право быть Учителем. А учатся у нас те, кто доказал свое умение быть Учеником. Это модель знаменитой Афинской школы, цель ученика — не освоить сумму навыков, а измениться. Писателем нельзя научиться быть, можно только им стать. И мы гордимся тем, что многие наши ученики стали писателями, нашли свой путь к читателю.

Идеальный ученик — это тот, кто пишет и нуждается в Учителе, то есть в контакте с тем, кого он будет почитать и кому он будет доверять. Идеальный ученик должен понимать, что никакого общения «на равных» с Учителем быть не может. Его задача — впитать в себя опыт письма, быть способным умирать и воскресать в процессе работы над своим текстом. Многие после нашей Школы перестают писать, иногда на месяцы, но обязательно потом возвращаются к работе совершенно обновленными.

  • Литературные курсы «Мастер текста»

Что это такое?

Курсы «Мастер текста» созданы при крупнейшем издательском доме «Астрель— СПб», что подразумевает обучение не только писательскому ремеслу, но и взаимодействию с будущим издателем и книжным рынком. Программы курсов имеют несколько ступеней обучения: курсы, практики, уникальный проект «Соавторство» (совместное написание книги) и выездные семинары.

Как проходит обучение?

«Мастер текста» проводит обучение в офлайн- и онлайн-форматах. Очные занятия — это лекции и факультативы, которые проходят в Санкт-Петербурге. Обучение продолжается 1,5 месяца. За год курсы выпускают два потока, осенний и весенний. Онлайн-курсы представляют собой серию из 9 вебинаров. Они тоже проводятся два раза в год, перед Новым годом и после майских праздников. Среди преподавателей — Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб», писатель и сценарист; Александр Мазин, писатель и редактор; Катя Матюшкина, писатель и иллюстратор детских книг; Наринэ Абгарян, писатель, блогер; Владимир Соболь, писатель, журналист; Андрей Кивинов, писатель и автор сценариев множества фильмов и сериалов; Адам Робертс, профессор Кембриджского и Лондонского университетов, критик The Guardian; Марина Степанова, Елена Чижова и др.

Как поступить?

У «Мастера текста» есть творческий конкурс. Единственное требование — литературная одаренность, без которой слушателями пришлось бы трудно. Записаться на курсы можно на сайте «Мастера текста». 

Журнал «Прочтение» побеседовал с соучредителем курсов «Мастер текста», главным редактором издательства «Астрель-СПБ», писателем Александром Прокоповичем.

— Необходимость в подобных курсах возникла не сейчас. Наши курсы существуют уже четыре года, но речь скорее идет не о необходимости, а о появлении возможности. Сама же по себе жажда ученичества, обучения, как мне кажется, относится к базовым потребностям человечества. В том числе в области создания текстов.

Уникальность наших курсов состоит в особых принципах преподавания. Мы концентрируемся не на анализе классической литературы, а на современных тенденциях. Для нас важна мотивация творчества и практические, а не теоретические навыки. Мы, как курсы при крупнейшем издательском доме России, говорим не только о стезе автора, но и о его взаимодействии с издателем и рынком, и не только рассказываем, но и помогаем. Обучение не заканчивается с последним занятием — мы стараемся находить формы общения, и не только в коммерческом русле.

Я думаю, что идеальный студент — это то, что не нужно никому. К идеалу может стремиться преподаватель, а студент — в принципе не важно, какой он, важно, сможем ли мы вооружить его знаниями, навыками настолько, чтобы он вернулся к нам уже в качестве автора. Или не к нам. Главное,чтобы его путь в литературе продолжился.

  • Школа культурной журналистики при Петербургском благотворительном фонде культуры и искусства «Про Арте»

Что это такое?

Программа предназначена для начинающих журналистов от 20 до 30 лет, пишущих в прессе и делающих репортажи для телевидения и радио о современной культуре и культурных событиях. Она направлена на развитие российской культурной журналистики, повышение профессионального уровня журналистов, расширение контактов в профессиональной среде. Программа осуществляется Фондом Михаила Прохорова.

Как проходит обучение?

Программа сочетает в себе очную и заочную формы, теоретические и практические занятия: лекции и семинары, мастер-классы, индивидуальные консультации, ознакомительные встречи, экскурсии и культпоходы, работа с кураторами в режиме on-line, самостоятельные занятия. Слушатели могут изучить основные направления и тенденции развития культуры XX века (в музыке, визуальных искусствах, театре, балете и современном танце, урбанистике, кино и литературе), технологии в журналистике, мастерство журналиста. Преподавателями и кураторами программы являются культурологи и искусствоведы Санкт-Петербурга и Москвы: Лев Рубинштейн, Галина Юзефович, Дина Годер, Василий Корецкий, а также лучшие журналисты из ведущих изданий страны («Коммерсант», Colta, Arzamas, Meduza, «Сеанс» и др.)

Как поступить?

Занятия на курсах бесплатные. Конкурс на участие в программе объявляется ежегодно в начале февраля. Куратор программы определяет регион, для которого проводится конкурс: Европейская часть России или Сибирь, Урал и Дальний Восток. Слушатели самостоятельно оплачивают проезд на очные сессии: весеннюю/летнюю (Санкт-Петербург или Красноярск) и осеннюю (Москва). Организаторы берут на себя расходы по проживанию участников во время сессии. С основной информацией можно ознакомиться на сайте курсов «Про Арте».

Журнал «Прочтение» побеседовал с Анастасией Толстой, координатором программы, сотрудником Фонда «Про Арте».

— Мы не совсем курсы для писателей, но тем не менее мы учим будущих журналистов писать в разных публицистических жанрах. «Школа культурной журналистики» существует с 2002 года. Всего с 2002 по 2017 годы состоялся 21 выпуск программы. И на сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что необходимость подобной программы по-прежнему существует. Ее уникальность заключается в том, что наши преподаватели не только звезды журналистики, критики, такие, как Дина Годер, Галина Юзефович, Кира Долинина и Василий Корецкий, но и ведущие журналисты лучших изданий Москвы и Санкт-Петербурга. Нашим идеальным студентом является человек с непреодолимым желанием писать. Иногда это желание оказывается важнее очевидного таланта. Были случаи, когда студенты на глазах превращались в сильных журналистов. Обучение в «Школе культурной журналистики» бесплатное, но перед этим необходимо принять участие в конкурсе анкет. Конечно, если у абитуриента уже есть публикации или другие работы, комиссия с ними ознакомится. Но самая важная часть при поступлении — собеседование, живой разговор с куратором программы Диной Годер и преподавателями.

Сергей Васильев, слушатель курсов Школы культурной журналистики:

— Я пришел на курсы для журналистов по рекомендации знакомого редактора с целью подтянуть навык неакадемического письма о культуре. Мои ожидания не совпали с действительностью: ожидал меньшего. Помимо занятий непосредственно письмом были превосходные лекции от ведущих специалистов в разных областях культуры.

Иллюстрация на обложке статьи: Sally Nixon

prochtenie.ru

Журнал «Прочтение». Февраль, 2009 - рецензии и отзывы читать онлайн

В поле зрения

с Иваном Желябовым

В книгах c Андреем Степановым

В кино c Ксенией Реутовой

В музыке c Денисом Рубиным

В WWW c Ильей Веуховым

В TV c В. К., А. К., М. З.

Тема номера. Вал ислама

Дискуссия о наступление мусульман на христиан, зал ислама в Музее религии, очерк о Тарике Рамадане, ситуация в «китайской Чечне»

Всего тысячу с небольшим лет назад человек, обитающий в Европе, мог скоротать жизнь, не зная, что бывают на свете люди с другим цветом кожи. Потом узнал, что бывают. Инородцы иначе выглядят, иначе говорят, а когда у них появился Бог, выяснилось, что он какой-то другой, неправильный. Их было естественно обращать в свою веру, колонизировать, пользоваться их богатствами. Иногда и не хотелось, а что поделать — бремя белого человека. Потом иметь колонии стало как-то неловко, всем дали свободу. Бывших братьев меньших охотно стали привечать у себя: отчасти из чувства вины, от части из чувства лени (надо кому-то работать на черных работах).

По ходу выяснилось, что получается контрколонизация: меньшие братья размножились и норовят жить в наших монастырях по своим уставам. Сейчас в Европе лишь три с половиной процента магометан, но многие уже бьют тревогу: Старый Свет теряет идентичность. Что же будет, когда их станет десять процентов? А когда пятьдесят?

В красках

Безумный блиц Николая Копейкина

Соединение живописи с юмором — один из сложнейших фокусов в изобразительном искусстве. Большая картина кажется избыточной, когда речь идет о карикатуре, чье место скорее в газете. Есть риск зря растратить «серьезные» художественные средства, есть и риск эти средства девальвировать, сделать дешевку: все равно ведь будут смотреть на сюжет, а не на технику. Николай Копейкин, много и успешно выставляющийся художник, доказывает, что все эти сложности преодолимы.

P. S. Диктуя «Прочтению» свою биографию, Копейкин указал, что родился в Пухтограде. Действительно, слово «пухто» не употребляется ни в одном городе, кроме нашего, но и в Питере его смысл знает один человек из десяти. Пухто это мусорный контейнер (по мнению некоторых, только большой, строительного типа, но это вредное мнение). При этом «пухто» — не финское слово, как можно было бы подумать, а аббревиатура, означающая «пункт утилизации и хранения твердых отходов». В интернете удалось найти стихи:

Заняться нечем, спать охота, Замучила уже зевота. Я сяду сверху на пухто, На пол положишь ты пальто

Действие происходит на улице, откуда там пол — неясно.

На посту

Ольга Кузнецова о шести «музыкантах второго плана»

Тромбонист Marksheider Kunst, саксофонист «Ля-минорЪ», гитарист Billy?s band, барабанщик «Последних Танков в Париже», клавишник Spitfire, перкуссионист «Ленинграда», который в очередной раз распался,? – герои проекта «Прочтения» о музыкантах, стоящих за спиной у фронтмена.Вишняков, Бойцов, Резников, Антонов, Рогачевский и Калинин

В зените

Вячеслав Курицын о Премии Андрея Белого

В мечтах

Екатерина Александрова о статье из Playboy 1964 года

45 лет назад редакция журнала Playboy озаботилась вопросом, а что насчет этого самого приятного дела, которому посвящен журнал, твориться в СССР и дружественных ему странах? Знают ли там ПРО ЭТО? Делают ли там ЭТО? В Москву снарядили специального корреспондента. Клюква, конечно, вышла, как и в большинстве случаев, когда о нас пишут иностранцы. Но все равно забавно.

В моем городе

Андрей Кулик в Екатеринбурге, Ира Борисова в Гронингене, Андрей Андреев в Москве, Настя Глазанова в Иерусалиме

Принято восхищаться, что в Голландии все катаются на велосипедах: экологично, экономично и романтично. Не все голландцы, однако, согласны с такой точкой зрения: их как раз достает обилие двухколесных друзей и они стремятся выгородить зоны, свободные от велосипедистов. Новая точка рубрики «В моем городе» — Гронинген.

В мире

c Егором Стрешневым

Медленное чтение

Владимир Бондаренко. Фрагменты ЖЖ

Ирина Прусс. Из жизни человечка-огуречка

Маленькие дети рисуют «неправильно». Они многое делают неправильно, но если решать, когда ребенку поползти или встать на ноги, родители не могут, то в таких делах, как рисование, они уж точно разбираются. И?начинают поправлять ребенка, заставлять его рисовать обычное вместо необычного... не подозревая, что за каракулями и кляксами может стоять настоящая философия. Ирина Прусс о том, что родителям нужно учиться понимать странный язык детства

Георгий Мирский. Фрагмент книги об исламизме

В дальнейшем

Картинка Иры Васильевой

prochtenie.ru

Журнал «Прочтение». Март/Апрель, 2009 - рецензии и отзывы читать онлайн

В движении

Иван Желябов о том, что 1 апреля Гоголю исполнится 200 лет

В поле зрения

с Иваном Желябовым

В книгах

с Андреем Степановым

В кино

с Ксенией Реутовой

В музыке

с Денисом Рубиным

В TV

с М. З., В. К., А. К.

Тема номера. Опера

Зачем она вообще нужна, на каком языке ее нужно петь, какую роль в ней играют животные, справились ли с ней художник Кулик и режиссер Триер, почему поставили «Братьев Карамазовых» и что произойдет в Планетарии

 

 

В красках

На этом портрете Александра Бихтера художница Ира Васильева выглядит грустной: на самом деле она очень веселая, как это и пристало многодетной матери. Когда мы начинали готовить с ней материал, Ира строго-настрого предупредила, что статья не должна называться «Митек без бороды», а то все журналисты в своих публикациях норовят назвать ее именно так. На самом деле Ира никакой не «митек» (слово, постепенно становящееся ругательством), просто дружит по жизни с представителями самых разных течений-объединений. Творчество самой Васильевой подкупает абсолютной неконцептуальностью: она не шутит, не судит, не пропагандирует, а непрерывно радуется «арт-геничности» мира и рассказывает нам о нем, о мире, всеми двадцатью шестью доступными художнику способами.

В кадре

Илья Хржановский умертвляет хрюшек, Анна Меликян очеловечивает Гошу Куценко, Павел Руминов пугает мертвыми дочерьми (многим, правда, не страшно) и что-то пишет маркером на холодильнике, Сергей Лобан пускает пыль в глаза и переходит к шапито-шоу, Борис Хлебников кормит чайку булками и шутит с предельно серьезным лицом, Николай Хомерики поверяет алгеброй гармонию, Оксана Бычкова заставляет бабулечек заниматься аэробикой и провоцирует новую волну теплообмена между Питером и Москвой, Валерия Гай Германика хорошо знает пубертатные проблемы и спальные районы, Светлана Баскова раскрашивает слоника и выпускает Пахома в чулках, Бакур Бакурадзе лишает памяти вора-карманника, Кирилл Серебренников засаживает оперную диву в снега.

В строю

В Петербурге проходил чемпионат по женскому футболу, играла сборная Конго. Серафим пошел на матч с русскими друзьями. На трибуне собралась питерская конголезская диаспора, Серафима признали, пообнимались, поболтали... но на концерты группы Simba Vibration земляки его как не ходили, так и не ходят, и как он дружил в основном с белыми, так и дружит. Вообще, представьте себя уехавшим в Африку и навсегда слившимся с аборигенами. Представили? Нежный Серафим с нами уже двадцать лет.

В космосе

Старик Букашкин — подзабытый гений

В ауте

Александр Верников, знакомый Букашкина

В силе

«Сайгон»: очень важные персоны

В зените

Андрей Степанов о Михаиле Елизарове

В деле

Люба Голубева о молчаливых вечеринках

В моем городе

Андрей Кулик, наш постоянный автор и ведущий екатеринбургской колонки раздела «В моем городе», сделал в своем городе доброе дело: открыл (в компании с хорошими людьми) в местном Доме музыки Клуб музыкального кино. Если каждый читатель журнала будет раз в день делать хотя бы одно доброе дело, мир устоит. Лучше делать по два, как это любили знаменитые екатеринбуржане Б. У. Кашкин, А. С. Верников и Б. Н. Ельцин. Также в рубрике Андрей Андреев в Москве, Екатерина Александрова в Нью-Йорке, Элина Войцеховская в Бордо

В мире

с Егором Стрешневым

Медленное чтение

Дмитрий Бавильский. Фрагменты ЖЖ

Мемуары о «Сайгоне»

Сергей Кузнецов НЕ считает Ельцина великим государственным деятелем, но за упокой его души выпил бы. Но Кузнецов и за упокой души Чикатило выпил бы, что совсем не понравилось «Прочтению».Беседа Курицына с Сергеем Кузнецовым

Ник Кейв до десяти лет пел в кафед-ральном хоре Вангарафтского собора (это в австралийской заднице), но, несмотря на это, считал Иисуса Христа анемичным типом, случайно попавшим в церковные сети. Да и всю Библейскую историю по незнанию полагал «невыразительной». Потом Кейв случайно прочел Евангелие от Марка (просто потому, что оно самое короткое из четырех), и книга, по словам музыканта, подняла его ввысь.

Далай-лама. Послание апостола Иакова

Александр Верников. Два рассказа

В дальнейшем

Картинка Филиппа Кондратенко

prochtenie.ru

Архив - Прочтение

Как пятнадцать лет назад: Леонид Юзефович вновь взял «Нацбест»

Рассуждения, которые доносились со сцены о делении литературы на фикшн и нон-фикшен, в данном случае лишены оснований: «Зимняя дорога» доказывает, что «такой проблемы в литературе сегодня нет».

Дайджест литературных событий на март-апрель: часть 4

На рубеже марта и апреля Москва продолжает развлекать книголюбов разными событиями. Тут и лекции Бориса Куприянова про книжные магазины, и встреча с лауреатом «Просветителя» Алексеем Юрчаком, и авторские чтения отрывков из новой книги Дмитрия Быкова о Маяковском. В Петербурге можно пойти на презентацию книги Аглаи Топоровой «Украина трех революций» и посмотреть, как Библиотека Гоголя празднует день рождения своего писателя.

Себастьян Жапризо. Одержимый женщинами

Я расстегнула платье и осторожно сняла его через голову. Вероятно, из-за шуршания ткани у самых ушей я не услышала никакого другого шума, но вдруг почувствовала, как кто-то схватил меня поперек тела и грубо зажал рот.

Дайджест литературных событий на март: часть 2

На неделе петербуржцы смогут узнать новое о стиле Бродского и послушать лучшие стихи Дмитрия Быкова. В Москве курс «Люди Гутенберга» продолжит Виктор Сонькин, в Библиотеке им. А. Ахматовой прочтут отрывки из книги Полины Жеребцовой. Кроме того, свои стихи представят поэты Линор Горалик и Дмитрий Веденяпин. В Воронеж приедет Захар Прилепин, а в «Ясную Поляну» – Анна Наринская.

Карл-Йоганн Вальгрен. Тень мальчика

Он обожал этого мальчонку. Всего-то семь с половиной лет, как на свет появился, а теперь требует мороженого и отказывается брать отца за руку — он, видите ли, уже вырос из этого возраста. Тонкий детский голосок — «Я уже большой ходить за ручку».

Проект 2015. Литература в поисках героя

Подведение итогов Года литературы было центральной темой СМИ в конце 2015-го. «Прочтение» публикует выпуск вечерней программы «Проект 2015» на телеканале «Санкт-Петербург» с участием редакторов нашего журнала.

Победителем Григорьевской премии стал Юрий Смирнов

Гендерное неравенство, жеребьевка вместо голосования и склонность к верлибрам – VI Григорьевская поэтическая премия подвела итоги традиционно 14 декабря. Победил Юрий Смирнов из украинского Кировограда; в слэме сильнее всех оказался Александр Моцар из Киева.

Non/fictio№17: итоги

Книгопродавцы, критики и простые читатели задолго до открытия делали ставки на своих фаворитов и составляли списки рекомендованной литературы. Оправдались ли их ожидания – об этом журналу «Прочтение» рассказали представители девяти издательств.

Барбара Шер. Отказываюсь выбирать!

Пчела перелетает с цветка на цветок, но кто в здравом рассудке станет обвинять эту труженицу в том, что она не умеет концентрироваться или слишком легко теряет интерес. Никто не упрекнет пчелу, что она не может решить, какой цветок выбрать, или что она неспособна на подлинное увлечение.

Отец Андрей Лоргус: прямолинейные гипотезы уходят в прошлое

«Не вижу в совмещении богословия с наукой необходимости. Но мне кажется грамотной та ситуация, в которой научное мировоззрение включало бы в себя духовную, не детерминистскую реальность, в которой ряд явлений, вроде мысли, не объясняется физическими и биологическими факторами».

Денис Котов: роль книги признана, очевидна и незыблема

Когда люди посвящают свое время чтению, уровень их образования и культуры активно растет. Создают принципиальные инновации те, кто активно познает этот мир, а книги — эффективный инструмент.

Книжный магазин «Ходасевич»

Май 2015 год

Книжный клуб «Петровский». Воронеж

Май 2015 год

Книжный магазин Uniqstore. Новосибирск

Май 2015 год

Состоится презентация трилогии Ханса Хенни Янна «Река без берегов»

Вторую часть второго тома, вышедшую в Издательстве Ивана Лимбаха в начале мая, представит переводчик Татьяна Баскакова.

Майя Кучерская расскажет о мертвых невестах в русской литературе

В ходе лекции писательницы перед читателями оживут Настасья Филипповна, Лариса Огудалова и другие страдалицы отечественной классики.

В Фонтанном Доме состоится презентация книги Екатерины Марголис «Следы на воде»

В Фонтанном Доме состоится презентация книги художника и дизайнера, эссеиста и переводчика Екатерины Марголис «Следы на воде»

В Таллине пройдет литературный фестиваль HeadRead

С 27 по 31 мая в Старом городе можно будет встретить писателей из Северной Америки, Европы, Скандинавии и России.

Музей-квартиру Иосифа Бродского «Полторы комнаты» откроют на один день

Официальное открытие музея-квартиры Иосифа Бродского «Полторы комнаты» в доме Мурузи состоится уже завтра, 24 мая, в 14.00.

Две встречи с Романом Сенчиным

Московский писатель Роман Сенчин проведет встречи с читателями Северной столицы: 23 мая, в субботу, на Книжном салоне, и 24 мая, в воскресенье, в магазине книг «Фаренгейт 451».

Объявлены имена «книжных червей» этого года

Лауреатами профессиональной премии «Книжный червь» стали издатель Елена Шубина, художник Олег Яхнин и искусствовед Лидия Кудрявцева.

Поэтические чтения в Фонтанном Доме

В музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме продолжаются мероприятия, посвященные юбилею Иосифа Бродского. В субботу, 23 мая, здесь состоится литературный вечер при участии поэтов и художников, которые являются стипендиатами Фонда памяти Иосифа Бродского.

Круглый стол с Борисом Куприяновым и владельцами петербургских книжных магазинов

Лекция соучредителя московского «Фаланстера» и дискуссия с владельцами независимых книжных магазинов будут посвящены прошлому, настоящему и будущему книготорговли.

В Петербург приезжает эстонский поэт Ян Каплинский

Обладатель первого приза «Русской премии – 2014» и самый читаемый эстонский поэт Ян Каплинский выступит в пятницу, 22 мая.

Презентация новых сборников поэта Натальи Романовой

Двухчастная презентация двух книг одного из самых необычных поэтов Петербурга пройдет завтра: начало – в книжном магазине «Мы», а продолжение – в баре «Ionoteka».

«В стиле шелфи»: вести с полей

В марте журнал «Прочтение» совместно с издательствами «Бумкнига», «Время» и «Самокат» проводил конкурс «В стиле шелфи». Последний и самый важный приз – подарок детскому дому города Северодвинска – только что добрался до маленьких победителей.

Журналистика как приговор

Фраза одного из наблюдателей из социальных сетей, трансляция в которых велась весь день, подытожила экскурс: «После лекции Венедиктова предлагаю всем выпить за профессию. Не чокаясь».

В Москве состоится встреча с Верой Полозковой

Вопреки общепринятым форматам бесед с писателями об их книгах и творческих планах эта встреча будет посвящена «сору», из которого рождается произведение искусства.

Сформирована программа Книжного салона

Х Санкт-Петербургский международный книжный салон отметится звуками симфонического оркестра, дефиле героев Достоевского, художественными чтениями, посвященными Великой Отечественной войне, и серьезными дискуссиями о будущем литературы.

Презентация нового романа Сергея Носова

Классик петербургской прозы, форвард короткого списка нынешнего «Нацбеста» представит роман об иллюзионисте Капитонове, умеющем угадывать числа.

prochtenie.ru

E-books - Прочтение

Честные выборы: выбираем программу для чтения (Android)

Вопрос об электронном чтении иногда состоит не только в том, на чем читать, но и чем читать. Проблема выбора программ, конечно, появляется там, где выбор в принципе возможен: а именно у пользователей планшетов. Поэтому обратимся к наиболее популярным программам для чтения на этих устройствах.

Честные выборы: выбираем программу для чтения (iOS)

Во время моих путешествий по программам для чтения на Android и iOS, ко мне постоянно возвращалась мысль, что если в плане устройств мне однозначно ближе второе (прежде всего, ввиду скорости и эргономичности), то в плане самих программ на IOS все гораздо грустнее.

Медиаридеры. Не все то золото, что мультимедийное

Безумная популярность планшетов на iOS и Android побудила многих производителей устройств расширить функционал специализированных ридеров. Так сформировался некий промежуточный класс гаджетов, называемых медиаридерами.

Планшет как электронная книга

Ранее мы исследовали возможности чтения на электронной бумаге. Теперь же в поисках идеального ридера обратимся к планшетам. Под названием «планшет» чаще всего подразумевают именно интернет-планшет: упрощенный вариант устройства, предназначенный преимущественно для интернет-сёрфинга, работы с электронной почтой и различными интернет-сервисами, чтения книг, просмотра фотографий и видео.

Электронными чернилами писано: Kindle, PocketBook, Sony и др.

Обзор устройств для чтения — уже сложившийся жанр, так много публикаций посвящается выбору подходящего букридера. Изобилие гаджетов, представленных на рынке, и выпускаемых обновлений к ним, вполне может свести этот выбор к бесконечности. Ведь почти каждое устройство, если пристально его рассмотреть, будет иметь свою «изюминку», свое преимущество пусть едва заметное перед другими моделями.

Гроза электронных морей

2011 год должен стать определяющим для перспектив российского электронного книгоиздания: конкуренция вошла в фазу острого соперничества. Участники рынка декларируют благородные мотивы, обвиняют конкурентов в отсутствии оных и нечистоплотности методов ведения бизнеса, подают друг на друга в суд. Выиграет ли от этого читатель?

Лучшее – друг хорошего

Как я читаю электронные книги

Гаджеты для чтения

Gadget. Похоже, теперь это слово есть уже и в русском языке, и обозначают им маленькое электронное устройство, часто выглядящее (да и использующееся) как безделушка. Но мне кажется, помимо основного использования («для понта») некоторые из них пригодны еще и для чтения электронных книг. Причем в силу малого размера на них книги можно читать в ситуации, когда большой компьютер неудобен,— в дороге, стоя в очереди, лежа дома на диване. Гаджетов стало уже довольно много, я попробую их «классифицировать».

Смерть издателя? Книгоиздание в XXI веке

Что будет, когда КПК станут доступны всем и тексты с интернет-сайтов можно будет в буквальном смысле носить с собой, записав их на миниатюрный и простой в обращении наладонник? Повлияет ли это на работу современных издательств или же поставит на них крест? А может быть, книги как читали, так и будут читать? Обо всем этом поразмышляли и поспорили писатели, издатели, редакторы, профессиональные критики на круглом столе, совместно организованном журналом «Прочтение» и издательством «Астрель-СПб».

prochtenie.ru

Ремарки - Страница 3 - Прочтение

Представления о XXI веке: Литература

Журнал «Прочтение» узнал у нескольких докладчиков секции «Современная русская литература», почему они заинтересовались этой темой и чем отличается исследование современной литературы от классики.

О его демонах, или 5 высказываний Эдуарда Лимонова

В петербургском Доме Книги Эдуард Лимонов ответил на вопросы читателей и рассказал о своем новом романе «...И его демоны». По мнению автора, между фикшеном и нон-фикшеном нет разницы, зато она есть между писателями и графоманами.

Борис Аверин: Игра, принятая за истину

Курс Бориса Аверина «Облака в поэзии и прозе» завершился 11 марта на Новой сцене Александринского театра. «Прочтение» публикует конспект третьей и последней лекции, поскольку нас всех, так или иначе, волнуют облака.

Алексей Иванов. Тобол. Много званых. Коллекция рецензий

Алексею Иванову, сколько ни пророчили, в 2016 году не удалось взять ни одной литературной премии. Тем не менее первая часть «Много званых» романа «Тобол» стала большим событием для книжного мира. Мнения критиков – в коллекции рецензий.

Пока ты смотришь на них, ты живешь

Специально для «Прочтения» писатели-мужчины рассказали о том, что для них значит женщина – не только сегодня, но и всегда.

Когда б вы знали, из какого сора

Прекрасные дамы — писатели, поэты, переводчики — рассказали о том, как им удается совмещать творчество и каждодневные заботы.

Борис Аверин: Предчувствие любви

Журнал «Прочтение» вслед за первой публикует конспект второй из трех лекций курса, посвященной тому, как люди смотрели на мир в древности.

О чем не говорят мужчины

О «Маленькой жизни» Ханьи Янагихары с момента ее выхода на русском языке сказано уже много, но все как-то порознь. А если попробовать собрать мнения не просто в одном месте, а — в одно время: представить себе разговор о книге в формате, если угодно, «круглого стола» или онлайн в каком-то чате.

О боже, какой мужчина

В день, когда принято поздравлять защитников, женский коллектив «Прочтения» рекомендует обратить внимание на персонажей мировой литературы, главное оружие которых — острый ум и бездна обаяния.

Жизнь карикатурнее фантазии, или 4 высказывания Андрея Степанова

На презентации Андрей Степанов и его друзья шутили и читали отрывок из книги по ролям, а также говорили о состоянии современного искусства и о литературном течении, следующем за постмодернизмом.

Борис Аверин: Прогноз по обрезанной карте

Журнал «Прочтение» публикует конспект первой из трех лекций курса, посвященной нашему пониманию природы и облакам.

Путешествие к центру

В начале следующей недели пройдут несколько мероприятий с участием нобелевского лауреата Орхана Памука. О вечном противостоянии Востока и Запада в его последнем романе «Рыжеволосая женщина» размышляет писатель Оксана Бутузова.

Только ночью и только в Питере, или 9 высказываний Дмитрия Быкова

Дмитрий Быков — человек-оркестр: поэт и прозаик, автор и ведущий передач на радио, преподаватель, литературный критик... Немудрено, что время для встречи нашлось только ночью. Но именно ночью завязываются самые важные и самые искренние разговоры.

Послевкусие любви

Сборник рассказов Харуки Мураками «Мужчины без женщин» — это, конечно, книга о любви. Прошедшей, грядущей, обыденной и самой возвышенной. О природе этого чувства, о том, откуда оно берется и куда исчезает, — в эссе петербургского писателя Оксаны Бутузовой.

Жанровые сложности, или 6 высказываний Елены Чижовой

О новом романе, сложностях политической обстановки и о литературной критике Елена Чижова говорила 3 февраля на встрече в Санкт-Петербургском Доме Книги.

Мы живы! ‒ Живы мы!

Петербург отмечает 73-ю годовщину снятия блокады. Этот 871 день часто становился предметом изображения литературы, в том числе и детской. Татьяна Наумова рассказывает в эссе об одной из таких книг ‒ о «Краденом городе» Юлии Яковлевой.

Джулиан Барнс. Шум времени. Коллекция рецензий

В 2016 году мир отметил 110 лет со дня рождения Дмитрия Шостаковича. К судьбе великого композитора обратился изящный стилист, непредсказуемый мастер литературных форм, лауреат Букеровской премии Джулиан Барнс. Он не стремился написать точнейшую биографию, а выстроил свое сооружение на зыбкой почве советской истории, полной умолчания и полуправд. Попытку английского романиста погрузиться в этот контекст с головой не могли обойти стороной российские критики и писатели.

Кому достался «НОС»

Писатель Кирилл Рябов о столкновении с лауреатом премии «НОС» Борисом Лего (Олегом Зоберном) и событиях, которые важнее литературы.

Что нам стоит дом построить!

«Даниловский Мосторг» и еще 6 книг о советской архитектуре.

Башмак, петух, гребень. Гид по святочным гаданиям

В этот рождественский сочельник перед началом святок состоящая исключительно из девушек команда журнала «Прочтение» рассказывает про различные святочные гадания на суженого – естественно, на примерах из русской литературы.

Евгений Водолазкин. Авиатор. Коллекция рецензий

«Авиатор» Евгения Водолазкина с восторгом был принят читателями, о чем можно судить по рейтингам продаж и многочисленным отзывам. Критики тоже не остались равнодушными, и хотя их реакция не была однозначной, каждый из них, по-своему, пытался разгадать главную особенность романа.

Средство связи

Как связать между собой читателя, критика и автора? Как подружить их или рассорить навек? Ответ прост – с помощью рецензии. Объединяющему началу литературного пространства посвящено эссе редактора «Прочтения» Дарьи Облиновой.

Если нет, то да

Рано или поздно каждый человек терпит крушение и попадает на остров. «Можно исходить его вдоль и поперек, рыть, грызть зубами, харкать кровью, но ничего не изменишь. Все вокруг — это только природа. Природа людей», — рассуждает о сборнике стихов Дмитрия Быкова «Если нет» писатель Оксана Бутузова.

Список на зиму

Наверняка каждый читатель выбрал рецензента, к которому прислушивается в первую очередь. Авторы «Прочтения» поделились своей идеальной книгой для новогодних каникул.

Быть Дедом Морозом

Статус Деда Мороза придает бодрости духа и уверенности в себе, делает каждого чуть-чуть мифическим, а подчас и сказочно-всемогущим. Эссе писательницы Ульи Новы о том, как важно каждый день быть Дедом Морозом.

Однажды, в канун Нового года

По отрывкам из книг, подобранных «Прочтением», видно, что писатели разных стран с одинаковым удовольствием создавали в своих произведениях атмосферу волшебства как в XIX веке, так и в 2016 году.

Во-первых, это красиво. Подарочный гид «Прочтения»

Когда до праздника остается так мало времени, а найти подарки и новогоднее настроение еще только предстоит, пожалуй, нельзя придумать ничего лучше, чем поход в книжный магазин. Проверенные временем книги в подарочных изданиях — в первой части нашего гида.

Четырнадцать шагов

Читая сборник Дмитрия Григорьева «Птичья псалтырь», замечаешь, что названия разделов складываются в удивительный гипертекст, а сами разделы можно представить как шаги по дороге жизни, оставляющие следы в виде слов, рифмованных и не очень, звучащих ритмично, но иногда вдруг меняющих ритм, словно странные живые часы.

Леонид Юзефович. Зимняя дорога. Коллекция рецензий

Документальный роман известного писателя и историка Леонида Юзефовича «Зимняя дорога» о страшном противостоянии  в заснеженной Якутии белого генерала Анатолия Пепеляева и анархиста Якова Строда на исходе Гражданской войны стал в 2016 году лауреатом двух крупнейших литературных премий: «Нацбеста» и «Большой книги».

Экспериментировать нельзя остановиться

Ежегодно в одно и то же время 14 декабря в Петербурге выбирают лучшего поэта, пишущего на русском языке. Есть ли в России нечто более постоянное, чем Григорьевская премия?

prochtenie.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта