О Дистанционном Образовательном Портале «Продленка» Prodlenka.org. Журнал продленка
Продленка в начальной школе | Публикация в журнале «Школьная педагогика»
Библиографическое описание:
Сахатова Г. Г. Продленка в начальной школе // Школьная педагогика. 2016. №2. С. 48-49. URL https://moluch.ru/th/2/archive/27/849/ (дата обращения: 27.03.2018).
С молниеносной скоростью летит время. Еще вчера мы думали, какую коляску купить ребенку, а сегодня он будущий первоклассник. До школы остается совсем немного времени, и родители начинают задумываться о том, как же правильно организовать учебный процесс своего чада, как помочь ему или ей в этой сложной науке освоения знаний. Выбор школы — нелегкое занятие. Но с этим более или менее все ясно. А вот куда пристроить ребенка, если родители работают, а бабушки и дедушки не могут помочь в этом вопросе? На помощь придет продленка в начальной школе. Обязательна или нет организация детского времени после уроков?
Уроки в младшей школе заканчиваются достаточно рано, и такие проблемы, как забрать ребенка, отвести домой и помочь выполнить домашнее задание, становятся порой неразрешимой задачей для родителей. В решении этого вопроса на помощь приходит продленка в школе. Безусловно, здесь каждый родитель решает сам, что лучше для его чада. Очень важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. К тому же дети часто посещают дополнительные занятия, секции и кружки. Положение о продленке в начальной школе говорит о том, что оставаться в учебном учреждении после уроков могут дети с первого по четвертый класс. И это очень удобно для родителей. Программа продленки в начальной школе включает в себя выполнение домашних заданий, обязательную прогулку на свежем воздухе, игры и отдых. Во многих школах организовано горячее питание для детей.
Должна ли быть продленка в начальной школе каждого учебного учреждения? Попробуем разобраться.
Что хорошего дает продленка ичем она может помочь?
Плюсов у групп продленного дня много. Основное преимущество — ребенок находится под присмотром до прихода родителей с работы. О нем заботятся педагоги, которые и проконтролируют и помогут в случае чего. Немаловажный фактор, это социализация юного члена общества, которым посещается продленка в начальной школе. В группе сверстников ребенок приобретает опыт общения, который пригодится ему во взрослой жизни. положение о продленке в начальной школе.
Продленка в начальной школе также может обеспечивать детей кружками и секциями по интересам. Это важно для гармоничного развития личности. Также в школах работает детский психолог. Если у ребенка возникли проблемы, психолог всегда поможет разобраться во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.
Какие преимущества дает продленка вначальной школе? Минусом может организация питания младших школьников. Если школа не может обеспечить полноценное и разнообразное горячее питание детей, это чревато различными заболеваниями желудочно-кишечного тракта и тогда продленка в начальной школе становится большим минусом, а не плюсом. Закон о группах продленного дня предусматривает также организацию зон отдыха младших школьников. Дети в шестилетнем возрасте еще не могут нести полноценно школьную нагрузку и нуждаются в непродолжительном дневном отдыхе. Для этого школа должна выделить комнату, оборудованную детскими кроватями, чтобы ребенок мог вздремнуть немного
Немаловажным фактором является количество детей в группе продленного дня, а также программа продленки в начальной школе. Если у учителя в классе больше 20–30 детей, то говорить о полноценном индивидуальном подходе невозможно. Этот фактор должны учитывать родители. Важно основываться на индивидуальных особенностях ребенка. Какой же должна быть продленка в начальной школе? Как проводить занятия? Небольшое количество человек в группах — путь к успеху.
В больших группах домашние задания выполняются поверхностно. Ожидать помощи от учителя каждому конкретному ребенку не приходится. Зачастую шум в классе мешает ребенку отдохнуть или сосредоточиться. Если все же решение о продленке принято, лучше родителям уже дома проверить домашние задания и помочь, в случае чего, ребенку разобраться с непонятными вопросами.
Необходимость новой концепции образования
Такая ситуация в группах продленного дня дает почву для размышлений о том, что концепции необходима реформа. Положение о продленке в школе регулирует учебный процесс, а также нормы оплаты питания и пребывания ребенка в группе продленного дня. Понятно недовольство родителей. Программа, вступившая в силу 1 сентября 2011 года, определила новые нормы и стандарты к санитарно-эпидемическим требованиям. Эта норма обязывает школы иметь в группах продленного дня спальные комнаты. Спальная комната должна быть отдельной у мальчиков и девочек. Все новые школы, которые находятся на этапе проектирования и строительства, также будут исходить из этих требований.
Необходимость финансирования
Почему нет продленки в начальной школе многих учреждений? Директора школ столкнулись с почти неразрешимой проблемой, а соответственно, и родители. Не каждым учебным учреждением может быть организована продленка в начальной школе. Закон говорит о том, что школа должна строго следить за питанием детей, находящихся в группах продленного дня. Необходимо обеспечить детям полноценное питание, состоящее из обеда и полдника. Во многих школах финансирование не позволяет выполнить это требование за счет бюджета. Поэтому прибегают к помощи родителей в этом вопросе. Им приходится оплачивать питание детей из собственного кармана.
Таким образом, родители и школы столкнулись с серьезными проблемами. Скорее всего, решение этих вопросов школы переложат на плечи мам и пап. Если родители смогут финансировать посещение продленки — ей быть. В противном случае мамам и папам придется искать альтернативу группам продленного дня.
Альтернатива продленки
Некоторые школы предлагают родителям новую форму продленки. Длительность учебного дня предлагается растянуть до 16–18 часов. В таком случае дети находятся в школе дольше, и вся нагрузка перераспределяется, уроки перемежаются более длительными паузами, кроме учебы, дети могут заняться чем-то интересным в стенах школы. Но не всем родителям пришелся такой вариант по вкусу. Считается, что дети младшего школьного возраста в послеобеденное время уже устают и не могут концентрироваться на занятиях. К тому же учебный процесс дневной получается затянутым. Скорее всего, ребенку проще отучиться, закончить с уроками и уже вдоволь насладиться отдыхом. –
Безусловно, такая форма образования также имеет право на жизнь, так как дети быстро втягиваются и подстраиваются к новому режиму. Необходимо задуматься, насколько сложным будет дальнейший переход ребенка в среднюю школу после начальной. Сможет ли ребенок быстро адаптироваться к другой форме учебного процесса? Все это должно быть на усмотрение родителей.
Многие частные школы организовывают группы продленного дня. Эти группы немногочисленные. Дети могут переодеться в домашнюю одежду, играть, отдыхать. То есть обстановка в таких группах очень напоминает домашнюю обстановку. Дети без лишнего стресса могут приступить к выполнению домашних заданий под присмотром опытных педагогов. Организованно также хорошее питание. Безусловно, стоимость пребывания в таких группах почти всегда высока, и не всякий родитель может себе такое удовольствие позволить. Таким образом, сегодня проблема нахождения детей после школы ложится полностью на плечи родителей. Государство оказывает весьма слабую поддержку в этом вопросе.
Так должна быть продленка вшколе или нет?
Мнение многих родителей таково: продленка должна быть. Все работающие родители должны иметь право на продленку. Платную или бесплатную — это уже другой вопрос. Но дети обязательно должны находиться под присмотром, обеспечены питанием и обучением. — Если есть оплата, то она должна быть подъемной для родителей. Или же оплата может быть поделена между местным бюджетом и родителями. Возможно, родители могли бы, к примеру, оплачивать питание и кружки, а оставшуюся часть взяли б на себя местные бюджеты.
- Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. Мастерская учителя. Группа продлённого дня. Москва, «Вако», 2007
- М. М. Анцибор, Н. Ф. Голованова. Особенности Организации педагогического процесса в начальных классах с продлённым днём, Москва, Просвещение», 1990 г.
- Н. В. Пилипко, Т. В. Громова, М. Ю. Чибисова. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками. Москва и «Перспектива», 2002 г.
- З. Ф. Садовничая. Содержание, организация и методика работы в группе продлённого дня. Москва, «Просвещение»,1998 г.
- О. А. Степанова Профилактика школьных трудностей у детей: методическое пособие. Москва, «ТЦ Сфера», 2003 г.
- М. А. Панфилова Лесная школа: Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников. Москва, «ТЦ Сфера», 2002 г.
Основные термины (генерируются автоматически): начальной школе, младших школьников, учебный процесс, продленка вначальной школе, школа должна, продлённого дня, младшей школе, горячее питание, питание детей, Похожая статья, Длительность учебного дня, школе дольше, дня спальные комнаты, группе продлённого дня, Группа продлённого дня, продленка должна, домашних заданий, группах домашние задания, Спальная комната должна, горячее питание детей.
moluch.ru
Правила публикации и оформления материалов на портале «Продленка»
Дистанционный Образовательный Портал «Продлёнка» предоставляет возможность педагогам различных областей опубликовать свои авторские учебно-методические материалы. Публикация материала на Дистанционном Образовательном Портале «Продлёнка» - это прекрасная возможность выразить себя, получить оценки и ценные комментарии к своим разработкам, оценить материалы коллег, получить неоценимый обмен опытом. Процесс публикации материалов на Дистанционном Образовательном Портале «Продлёнка» бесплатный, но требует выполнения ряда правил.
Общие правила
- Чтобы опубликовать материал на портале, необходимо зарегистрироваться и войти под своим логином и паролем. После регистрации и входа на сайт под своим логином и паролем Вы получаете ряд доступных Вам сервисов. Вы сможете публиковать свои разработки, читать и скачивать материалы коллег, получать комментарии к своим материалам, оценивать материалы коллег и получать оценки к своим материалам.
- Все материалы открыты для просмотра и скачивания всеми посетителями портала на условиях безвозмездного и свободного распространения информации.
- Публикуя материал на портале, Вы подтверждаете, что автором материала являетесь лично Вы и в связи с этим Вы разрешаете использование опубликованных материалов на указанных выше условиях. Вы соглашаетесь также, что готовы нести ответственность перед третьими лицами по факту претензий по авторству размещенных Вами материалов.
- Добавлять чужие авторские разработки, а также копировать материалы с интернет и печатных ресурсов и выдавать их за свои строго запрещено. Если такое обнаружится, то пользователю закрывается доступ для публикации материалов. Все его последующие материалы удаляются без рассмотрения.
- Авторские разработки - конспекты, мастер-классы, презентации, статьи, методические материалы добавлять необходимо в раздел "Методические разработки".
- Самостоятельно добавленные на сайт материалы не сразу будут доступны для пользователей. Каждый материал проходит ручную модерацию на предмет соответствия настоящим правилам и правилам добавления материала. Не нужно добавлять материал 2 раза подряд, от этого он не станет активен раньше, чем мог бы быть. Если обнаружится, что один и тот же материал добавлен несколько раз, он и все его копии рискуют быть удаленными без рассмотрения материала.
- Материалы публикуются на русском языке. Допускаются публикации на национальном языке, в этом случае автор обязательно предоставляет полный перевод работы
- Администрация Дистанционного Образовательного Портала «Продлёнка» оставляет за собой право на удаление материалов без объяснения причин.
- Публиковать материалы могут только педагогические сотрудники образовательных учреждений (учителя, воспитатели, психологи и т.д.) и студенты старших курсов педагогических образовательных учреждений. К публикации не допускаются работы учащихся дошкольных учреждений, школ, средне-специальных учебных заведений и пр.
Требования к оформлению материалов
Материал должен быть авторский, т.е. разработанный именно Вами. Если материал выполнен в соавторстве, то необходимо иметь согласие второго автора на публикацию материала и указать его имя.
В файле самой разработки (конспекта, презентации, мастер-класса и т.п.) на первой странице необходимо указать:
- ФИО автора материала.
- Место работы (название образовательного учреждения), например МОУ СОШ №109 г. Псков
- Должность автора, например Учитель начальных классов, Библиотекарь, Учитель математики
Если Вы использовали для создания разработки материалы других авторов, необходимо их всех перечислить. Для это на последней странице разработки или слайде презентации и т.п. необходимо указать список использованных источников - ссылки на конкретные страницы интернет-сайтов, название и авторов печатных изданий.
Несколько материалов одной разработки (например, конспект и презентация) объединять в один архив.
Предыдущая статья ←Сроки проверки размещенного материала?У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться. Это займет не более 5 минут.www.prodlenka.org
О Дистанционном Образовательном Портале «Продленка» Prodlenka.org
Дорогие друзья!
Дистанционный Образовательный Портал «Продленка» - сетевое многофункциональное пространство, созданное для педагогов, воспитателей, школьников и родителей.
В настоящее время невозможно представить повседневную жизнь без информационных технологий. Инновации приходят и в сферу образования благодаря стремительному распространению Интернета, появлению различных гаджетов, способствующих более продуктивному обучению. Одной из форм динамично развивающихся инновационных образовательных технологий является дистанционное обучение. Портал «Продленка» не первый год активно использует данное направление для реализации следующих целей:
Для педагогов:
Предоставление возможности обмена практическим опытом посредством публикации своих методических разработок, статей, творческих материалов в электронной библиотеке нашего Портала. Размещая материалы на сайте, автор получает электронное свидетельстве о публикации, что качественно дополняет педагогическое портфолио.
Методическая библиотека – это открытый электронный банк современных методических материалов, разработанных российскими и зарубежными педагогами. Каждый желающий имеет доступ ко всем материалам, размещенным в данном разделе. Вы можете найти практически любую интересующую информацию о проведении уроков, занятий, праздников, не выходя из дома, что является бесспорным преимуществом.
Для школьников:
Оценка и повышение уровня знаний, возможность попробовать свои силы в соревнованиях Всероссийского и Международного уровня благодаря участию в Дистанционных олимпиадах и творческих конкурсах. Принимая участие в олимпиадах и конкурсах, каждый участник и его куратор бесплатно получают наградные и поощрительные документы.
Благодаря дистанционным технологиям ежемесячно на Портале принимают участие в олимпиадах и конкурсах более 10 000 школьников из всей России и ближнего Зарубежья. Все олимпиадные задания разработаны в соответствии с ФГОС.
Организаторами олимпиад выступают:
Администрация Всероссийского образовательного портала «Продленка» и ООО «Центр Развития Педагогики» (Лицензия на образовательную деятельность № 1283 от 21.01.15 Серия 78Л 02 №0000195).
Для родителей:
Предоставление различных материалов, статей о воспитании, здоровье, психологии детей, авторами которых являются практикующие квалифицированные педагоги.
Информационную и техническую поддержку оказывают высококвалифицированные специалисты, входящие в состав администрации Портала: педагоги первой и высшей категорий, кандидаты педагогических, филологических, физико-математических наук, журналисты и общественные деятели.
Дистанционный Образовательный Портал «Продленка» является средством массовой информации в сфере образования (свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС 77 – 58841).
Учредитель - Ковалев Денис Сергеевич
Главный редактор - Ковалев Д.С. (телефон 8(812)318-72-63, электронный адрес Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript ).
Для получения более полного доступа к материалам рекомендуем Вам пройти простую регистрацию.
Мы постарались ответить на наиболее распространенные вопросы о работе Портала в соответствующем разделе. Однако, если вопросы остались, Вы можете обратиться к Администрации Портала, воспользовавшись разделом «Задать вопрос»
Наша команда работает над тем, чтобы педагоги, школьники и родители находили что-то новое, интересное и полезное для себя на нашем сайте.
Мы будем рады, если Вы оставите отзыв о работе Портала в соответствующем разделе.
Надеемся, наше сотрудничество будет плодотворным и интересным!
С уважением Администрация Дистанционного Образовательного Портала «Продленка»
У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться. Это займет не более 5 минут.www.prodlenka.org
Продлёнка – инструкция по применению
Школа у большинства родителей ассоциируется прежде всего с учёбой. Да, мы знаем, что ещё там есть кружки и группа продлённого дня, но эта информация часто воспринимается как не требующая особого нашего внимания…
Однако рано или поздно с продлёнкой в том или ином виде сталкиваются все родители младшеклассников. По отношению к ней мамы и папы делятся на три группы:
- Считают, что продлёнка – пустая трата времени, только отвлекающая ребёнка от основной задачи: учиться, учиться и ещё раз учиться. Делать уроки, ходить на дополнительные «серьёзные» занятия. А школьные кружки – непрофессиональное баловство.
- Просто оставляют ребёнка на продлёнке до вечера, потому что выбора нет. Они работают, и дома ему сидеть не с кем, а денег на няню, которая могла бы забирать пораньше, тоже нет.
- Вполне осознанно оставляют ребёнка после уроков в школе. Но ненадолго – до 15.00–16.00. И вполне понимают все плюсы и минусы этого мероприятия.
Эта статья, прежде всего, адресована первой и второй группам родителей. На мой взгляд, группа продлённого дня – очень важный и полезный воспитательный инструмент. Но со своими нюансами, которые хорошо бы изучить. Кто когда-либо учился играть на пианино, помнит, что сам момент выбора его иногда превращается в отдельную эпопею. Подороже или подешевле, цифровое или обычное, старое или новое. Обычно, купив, мы зовём настройщика и после его вердикта понимаем, что нас ждёт. Если этого не делать – игры не получится. А «продлёнка» похожа на инструмент, который вам подарили.
Отличники, двоечники…
Так что же может дать нашему ребёнку нахождение в школе после уроков? Прежде всего, неформальное общение с одноклассниками. Мы иногда забываем, что в наши родительские обязанности входит не только создание всехусловий для обеспечения чада набором необходимых знаний. Умение общаться, налаживать отношения, выходить из конфликтных ситуаций самостоятельно – всё это тоже необходимо для полноценного развития личности. В современных условиях жизни, особенно в больших городах, практически исчезает общение детей без вмешательства взрослых. А ходить друг к другу в гости тоже часто некогда, поскольку надо делать всё те же уроки. И тогда продлёнка становится чуть ли не единственным местом, где можно спокойно пообщаться с друзьями. Да и завести этих самых друзей. Школьных перемен для этого недостаточно. Ведь перемена – прежде всего сброс напряжения после урока. Сброс чаще всего проходит в активной форме: дети носятся, как угорелые. Тут не до душевных разговоров. А на продлёнке такого учебного напряжения уже нет, и общение становится более плавным и разнообразным.Следующая важная составляющая этого времени: дополнительные занятия. Да, возможно, это не школа искусств, не театр юного актера и не школа олимпийского резерва. Но это всё то же общение, подкреплённое общим делом.Узнайте: может быть, в вашей школе есть театральный кружок, на который, оказывается, ходит половина класса. И они там ставят сценки и проигрывают разные роли. Может быть, есть художественное пространство, где собираются любители творить. А может, некоторые мальчишки ходят на мини-футбол, и выглядят они довольно дружной командой. Ведь для детей возраста начальной школы основной принцип дружбы – общие увлечения. Учёба, к сожалению, чаще становится фактором разъединяющим. Отличники не дружат с троечниками, а троечники завидуют отличникам. На почве зависти и высокомерия дружба невозможна. А в пространстве послеучебных увлечений вдруг выясняется, что эта троечница умеет плести удивительные браслеты из бисера, и вот уже отличница робко подсаживается к ней и уважительно просит научить. А заядлый сборщик всех замечаний учителя на уроке вдруг оказывается самым хорошим игроком в футбол.Теперь о выполнении домашнего задания на продлёнке. Иногда она становится единственной возможностью приучения детей к самостоятельности в этом вопросе. В классе ребёнок не будет разыгрывать привычных спектаклей, которые мы видим дома. Ему будет просто неудобно перед одноклассниками. И когда другие сидят и работают, то за компанию тоже можно. А иногда даже вместе с другом. И уроки делаем, и общаемся. Конечно, желательно договориться с педагогом о том, что вы хотели бы, чтобы уроки по одному-двум предметам были сделаны. Почему не все? Потому, что тогда теряются вышеописанные преимущества продлёнки: пообщаться просто некогда.
Человеческий фактор
Следующая составляющая процесса требует родительского внимания. Кто ведёт группу продлённого дня? Где и как она проходит? Иногда это сам учитель в том же классе. Тогда можно точно не волноваться за уроки. А если педагог-профессионал – то и важность общения детей тоже будет учитываться. Иногда – дополнительный воспитатель. И тогда, особенно в первом классе, важно проконтролировать, что она делает с детьми, каков стиль её общения. В первом классе в одном пространстве собираются разные дети. Многие не были в детских садах, и школа для них становится первым местом, где можно пообщаться. А если навыки установления контакта не сформированы – всё это превращается в сплошные толкания и драки. А если и игры, то с большим количеством обид у девочек и игр в супергероев, заканчивающихся всё теми же драками, у мальчиков. Поэтому важно, чтобы педагог не был отстраненно безучастным, а умел организовывать игры и на улице, и в классе. В некоторых школах после определённого времени, а иногда и сразу детей, иногда даже разновозрастных, на продлёнке сливают в один класс. И вот тут очень важно посмотреть, хорошо ли это для вашего ребёнка. Часто такой вариант становится источником сильного напряжения для детей. Особенно если продлёнка работает до 6–7 вечера.И, конечно, очень важны особенности ваших сына или дочки. Для детей замкнутых и необщительных долгое пребывание в коллективе утомительно. Но полная изоляция от него приводит к усугублению тенденции к замкнутости и одиночеству. Дети-экстраверты готовы ночевать в школе, но их контакты часто поверхностны. Пребывание дома с одним другом поможет углублению отношений и более серьёзному приготовлению домашних заданий. Если такой ребёнок не посещает продлёнку, то он начинает требовать от родителей постоянного контакта. И обилие дополнительных занятий всё равно не удовлетворяет его потребности в общении. Он становится несчастным и уходит в Интернет или компьютерные игры.Очень надеюсь, что, прочитав эту статью, вы проанализируете ваш случай. И подберёте нужную «дозировку» полезного средства под названием «Группа продлённого дня».
www.za-partoi.ru