ПРОБЛЕМА ЗАНЯТОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ МОЛОДЕЖИ. Журнал профессиональная ориентация
2017-N1 — Профессиональная ориентация
Титульный лист
Содержание
Г.В. Аверкиева, О.А. Бызова Формирование позитивного имиджа рабочей профессии в системе приоритетов профориентационной работы со старшеклассниками Е.Е. Алексеева Комплексный подход к профориентационной работе специалистов со средним медицинским образованиемИ.В. Арендачук Проблема выбора профессии современными старшеклассникамиЛ.М. Бородуля Организация профориентационной работы в школеИ.В. Брестер, К.В. Солоухина О программе формирования психологической готовности к профессиональной самореализации студентов СПОИ.С. Буракова, Л. П. Княженко Мотивационная составляющая профессиональной компетентностиТ.О. Варюхина Профориентационная работа: опыт, практика, перспективы (на примере деятельности средних медицинских и фармацевтических образовательных организаций Саратовской области)Е.Е. Верхотурцева Теоретические аспекты проблемы профессиональной ориентации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителейГалкина А.И., Бобкова Е.Ю., Бурнашева Е.А., Гришан И.А. Репутационный менеджмент вузов как участников системы профессиональной ориентацииЮ.В. Гарагуля Из опыта профориентационной работы ГБПОУ КК «Славянский электротехнологический техникум» Т.А. Горщук, И.Н. Качалова Формирование самостоятельности у детей школьного возрастаТ.А. Горщук, И.Н. Качалова Рoль cемьи в вoспитaнии детей c oгрaниченными вoзмoжноcтями и их cтaнoвлении в oбществеО.В. Гусева Мировоззренческая культура как фактор инновационной деятельности современного учителя О.C. Гусева Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста Т.И. Зайцева Повышение мотивации к профориентацииН.С. Землянухина, П.С. Кузнецов Профориентация в эпоху постмодернаС.Г. Землянухина Профессиональная ориентация как фактор формирования потребности в трудеН.Г. Иванова, А.Н. Андонова Возможности карьерного роста для медицинских специалистовА.Н. Колодей Экологическое воспитание дошкольников при ознакомлении с объектами природыН.Н. Колотилина Практика профориентационной работы ГКУ СО «ЦЗН г.Саратова» с учащейся молодежьюТ.И. Ланцова, О.О. Гамаюнова Педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятияхТ.И. Ланцова, А.В. Писарюк Проблемы формирования эстетической культуры младших школьников на уроках музыкиТ.И. Ланцова, О.В. Погребнякова Реализация аксиологической функции музыкального искусства в процессе формирование личности младшего школьника 139С.В. Левит Реализация аксиологической функции музыкального искусства в процессе формирование личности младшего школьникаМ.А. Мачулина Инновационные технологии как фактор профессиональной подготовки будущего специалистаН.А. Нестеренко, Занозина А. Современный рекрутинг в России: проблемы и направления совершенствования его использованияГ.К. Паринова, С.Ю. Цикунов, Е.В. Шубина Продуктивное образование в профориентационной работеТ.А. Паршуткина Развитие профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранным языкамТ.А. Подрезова, М.А. Михайлова Восстановление и развитие системы школьного образования Ставропольского края в первые послевоенные годы (1945-1953 гг.) З.И. Ромина Учебно-исследовательская деятельность по экологии – путь к успеху в будущей карьере Н.В. Соловьева Особенности формирования профессиональной идентичностиА.С. Сулейменова, З.Р. Булатова, И.Н. Качалова Успешность как показатель эффективности учебной деятельностиД.В. Тупикина Формирование личности будущего психолога на основе развития эмоционального интеллектаТ.М. Хусяинов Выбор сферы деятельности при переходе к самостоятельной Интернет-занятости: постановка проблемы А.В. Чердакова Проблемы профессиональной ориентации выпускников университета по направлению подготовки «Экономика» О.В. Ярлыкова, М.Е. Дусенко Профессиональная профконсультация спортивного психологаО.В. Ярлыкова, А.В. Дымова Профессиональная ориентация одаренных детей и подростков О.В. Ярлыкова, Т.С. Ипанова, А.С. Крахмалева Опыт профессиональной ориентации населения за рубежом и в РоссииО.В. Ярлыкова, Е.Г. Ларионова Профессиональное самоопределение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителейО.В. Ярлыкова, В.А. Левченко Комплексные подходы к изучению проблем профориентацииО.В. Ярлыкова, В. Манжосова Некоторые аспекты профориентационной работы в общеобразовательной школе О.В. Ярлыкова Влияние педагогических технологий в процессе занятий физической культурой на формирование личности будущего педагога
pojournal.ru
О журнале «Профессиональная ориентация» — НИИ "Парадигма"
А.Л. Фурсов, главный редактор
Понятию «Профессиональная ориентация» уже больше сотни лет. Может быть, и все пятьсот, если вести отсчет с момента выхода книги «Исследование способностей к наукам» испанского врача Хуана Уарте в 1575 году, который одним из первых обозначил актуальность становления и развития государственной системы профессионального отбора населения: «Для того, чтобы никто не ошибался в выборе той профессии, которая больше всего подходит к его природному да¬рованию, государю следовало бы выделять уполномоченных людей великого ума и знания, которые открыли бы у каждого его дарование еще в нежном возрасте; они тогда заставили бы его обязательно изучать ту область знания, которая ему подходит» .С тем, что эффективное использование всех видов производственных ресурсов и, в первую очередь, рабочей силы служит одним из основных определяющих факторов экономического роста, никто никогда не спорил. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года «Стратегия 2020» одним из решающих факторов конкурентоспособности государства названо высокое качество человеческого потенциала. Однако, как отмечается в том же документе, «человеческий капитал используется недостаточно эффективно, нарушена координация между рынками труда и образования, примерно каждый третий занятый не использует имеющиеся у него знания и профессиональные навыки» .Сложно определить, в какой момент развитие отечественной системы профориентации пошло тупиковым путем. Решающее влияние на это, безусловно, оказала «смена эпох» — катастрофически быстрый переход государства от плановой к рыночной экономике. Но стоит отметить, что кризис отечественной системы профориентации населения начался раньше — в последнее десятилетие Советской власти (1983-1993 гг) .Понимание важности обеспечения процесса профессионального становления личности с учетом потребностей экономики в специалистах различных сфер деятельности на государственном уровне существует и теперь. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 12 декабря 2013 года отмечалось: «надо помнить, что рынок труда становится более гибким. И граждане в случае необходимости должны иметь возможность пройти переподготовку, взять новый профессиональный старт. Надо создать условия и для тех, кто готов переехать на другое место работы, в другой город, в другой регион. Естественно, делать это с учётом задач территориального развития, привлекая бизнес» .Кроме того, субъекты Российской Федерации полномочны реализовывать общегосударственную политику занятости с учетом региональной специфики, в том числе с помощью профориентационной составляющей. Однако об успешном решении этой проблемы говорить пока не приходится.Система профессиональной ориентации населения (СПН), оказалась ориентированной преимущественно на простое информирование граждан о мире профессий и состоянии рынка труда. Тогда как профессиональная ориентация включает в себя не только профессиональное информирование, но и консультирование, тестирование, образование, отбор, адаптацию, и, наконец, профессиональное совершенствование.На фоне того, что профессиональная стратификация общества принимает все более причудливые формы, о которых еще полвека назад никто не догадывался (взять, к примеру, тех же фрилансеров), что появляются и развиваются новые профессиональные сообщества, работа государственных профориентаторов опирается на устаревшие научные и методические разработки. Еще большим анахронизмом представляется термин «профориентация молодежи», как будто в XXI веке остался все тот же подход к работе и профессии: «профессия как жена – одна и на всю жизнь».Из профориентационного процесса исчезли привычные для прошлого века, но вовсе не устаревшие в новом тысячелетии субъекты профориентации — образовательные учреждения, работодатели. С различных трибун уже два десятка лет говорят о гражданском обществе, но где можно увидеть профориентационную работу СМИ, учреждений и деятелей культуры, политических и общественных активистов? Они тоже субъекты профориентации, поскольку влияют на выбор индивидом профессии.Для того, чтобы все субъекты СПН могли обсудить проблемы преобразования и совершенствования системы профориентации, обменяться мнениями, совместно найти и внедрить решения проблем, и создан этот журнал.Его редакционная политика исходит из того, что социально-трудовые отношения, связанные с профессиональной ориентацией индивида, определяются экономическими, социальными, психологическими и правовыми аспектами взаимосвязей индивидуумов и социальных групп и складываются в целостную систему профориентации населения. Поэтому мы приглашаем обсудить проблемы развития системы профориентации философов, экономистов, юристов, педагогов, психологов, социологов.Мы будем рады видеть на страницах нашего журнала не только теоретиков, но и практиков, которые поделятся с нами реальным опытом профессионального информирования, консультирования, отбора, обучения, совершенствования.Очевидна доминирующая роль государства в СПН, от которого зависит эффективное правотворчество и правоприменение в этой сфере, без чего бессмысленно говорить о совершенствовании профориентационной деятельности. Поэтому мы открыты для материалов от представителей министерств и ведомств, которые активно участвуют в процессе содействия индивидам в профессиональном выборе и становлении.Практический опыт построения СПН за рубежом показывает значительную роль институтов гражданского общества, участвующих в программах по реализации государственной политики в сфере профориентации («социального заказа») и одновременно реализующих собственные проекты в соответствии с потребностями работодателей-производителей товаров и услуг («заказ рынка»). Они также желанные гости на страницах нашего журнала.Первый номер журнала «Профессиональная ориентация» мы составили из научных статей участников Международной научно-практической конференции молодых ученых «Профориентация и карьера в постиндустриальном обществе», которая прошла 30 мая 2014 года в Варне (Болгария). Аналогичные конференции планируются и в следующем, 2015 году.Итак, мы начинаем. Добро пожаловать на страницы журнала «Профессиональная ориентация»!
«Профессиональная ориентация«, 2014, №1
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
niiparadigma.ru
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ | Опубликовать статью РИНЦ
Орлова Н.О.1, Зайцева Н.К.2
1магистрант; 2социолог, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Работа выполнена при поддержке Программы развития Северного (Арктического) федерального университета имени М.В.Ломоносова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация
Данная статья акцентирует внимание на вопросе профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений и основных ее характеристиках на основе данных социологического исследования
Ключевые слова: молодежь, профессия, профессиональное самоопределение, профессиональная ориентация
Orlova N.O.1, Zaitceva N.K.2
1magistrant; 2sociologist, Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov
This work was supported by the program of the Northern (Arctic) federal university named after M.V. Lomonosov
PROFESSIONAL ORIENTATION OF STUDENTS ARKHANGELSK REGION
Abstract
This article focuses on the issue of professional orientation of students of educational institutions and its main characteristics based on sociological research.
Keywords: young people, profession, professional self-determination, professional orientation
Одной из острейших проблем сегодняшнего времени является профессиональное самоопределение современной российской молодежи. Ее следствием является дисбаланс в имеющихся трудовых ресурсах и потребностями рынка труда, что становится причиной безработицы и других деструктивных социально-экономических процессов, в которые втянута не только сама молодежь, но и все общество в целом [1].
Перед многими выпускниками школ стоит проблема выбора пути подготовки к будущей профессии. Часто профессиональное учебное заведение выбирается случайно. Поэтому особую значимость приобретает система профессионального самоопределения и профессиональных ориентаций, направленная на адекватную оценку своих возможностей и способностей, а также соотнесение их с общественными запросами. Сегодня поиск своего места в мире профессий в ранней юности приобретает особый смысл [2].
В связи с актуальностью проблемы профессионального развития личности в октябре 2014 года было проведено исследование, посвященное вопросам профессионального выбора молодежи в Архангельской области. В рамках социологического опроса учащихся 1 курса профессиональных образовательных организаций г. Архангельска принял участие 531 человек (32% мужчин и 68% женщин; 50,5% обучаются в вузе, 49,5% – в техникуме.).
Степень информированности о профессии можно охарактеризовать, как высокую: 81 % респондентов отметили, что точно знали, чем занимаются специалисты избранного профиля подготовки
Среди выпускников школ Архангельской области почти половина (47,5%) ведущим из этих компонентов считают учет своих возможностей; на первое место выдвинули собственные потребности 28% респондентов, а потребности рынка труда считают наиболее важным компонентом 21% опрошенных.
Мнение ближайшего окружения оказывает большое влияние на профессиональное самоопределение оптанта, с этим соглашаются 27% респондентов, отметивших, что советы друзей и родственников большей степени повлияли на выбор специальности. Однако абсолютное большинство ответивших ориентировались в выборе профессии на свой личный выбор.
Рациональные доводы превалируют и в ориентации при выборе учебного заведения: наличие нужной специальности (46%), реальная возможность поступить (30,5%), наличие бюджетной формы обучения (28,5%) и местоположение (25,3%) наибольшие веские причины для выбора места учебы, нежели качество (14%), престижность (8%), советы родителей и друдей (6% и 5% соответственно) и отсутствие коррупции (2%). Иными словами, респонденты руководствовались объективными характеристиками при выборе учебного заведения.
Выделим также в качестве одного из ключевых компонентов самоопределения личности, и в частности её профессионального самоопределения, ценностные ориентации.
Первые позиции занимают главные жизненные ценности большинства людей, независимо от возраста: семья (75%), здоровье (48%), любовь (29%). Затем следует тройка взаимосвязанных ценностей, имеющих непосредственное отношение и к профессиональному развитию: работа по душе (25%), деньги (20%), карьера (18%). Третью группу составили: общение с друзьями (14%), независимость, свобода (12%) .
Несмотря на то, что образованность и профессионализм как ценность занимают далеко не первую позицию, для достижения успеха важнее всего именно образование, считают 56,5% респондентов. Также больше половины респондентов (52%) отметили важность инициативности и предприимчивости для достижения успеха. Связи и материальное благополучие считают весомыми признаками успешности 32 и 27 % респондентов соответственно. Таким образом, большинство отвечавших все-таки склонны считать, что для достижения успеха необходимо прикладывать собственные усилия, однако доля тех, кто полагает обратное, также существенен.
83% респондентов отметили, что с ними проводилась профориентационная работа в школе, и почти все они (79 %) удовлетворены её качеством.
В школах Архангельской области, согласно ответам респондентов, наибольшее распространение получила диагностическая работа по профориентации (67% отметили, что проходили различные тестирования на выявление способностей к профессиям). На втором месте – мероприятия по профессиональному просвещению (45,5% отметили проведение занятий на тему профессионального выбора, 37% – встречи с представителями различных учебных учреждений и людьми разных профессий (23%) Чуть меньше респондентов отметили, что в школе проводились экскурсии на предприятия (19%) и беседы с сотрудниками центра занятости (16%).
О консультировании и психологической поддержке в профориентации отметили лишь 11% респондентов (в форме индивидуальных бесед о профориентационных предпочтениях). 9% респондентов не встречались с профориентацией в своей школе.
Основным источником информации респонденты не считают профориентационные мероприятия, проводимые в школе и направленные на предоставление информации о мире профессий. Так информацию о будущей специальности из уст учителей школы в основном получали лишь 7,5% респондентов, остальные же считают приоритетными другие источники (Интернет – 57%, СМИ – 27%, мнение родственников – 25%, друзей – 21%).
Таким образом, механизм профессионального самоопределения и профессиональных ориентаций зависит от содержания указанных компонентов профессионального становления личности.
Базисом профессиональной ориентации личности является деятельность компетентных лиц, профессионалов, направленная на способствование наиболее успешному профессиональному становлению личности. Выпускники средних школ Архангельской области отметили в большинстве своем наличие диагностической и направленной на просвещение работы. Причем эффективность такой работы не подтверждается дальнейшими ответами респондентов. При наличии активной работы, направленной на просвещение, школьники предпочитают другие каналы получения информации, а при наличии развернутой диагностической работы она не получает должного продолжения в виде консультационной и психологической поддержки (таковая встречается в ответах лишь десятой части респондентов).
Исходя из полученной информации, делаем вывод, что школьники склонны проявлять самостоятельность и инициативность в вопросах профориентации, механизм развития которых необходимо строить на принципах преемственности между методами для большей эффективности.
Литература
- Тамицкий А.М., Орлова Н.О. Профессиональное самоопределение молодежи: к вопросу о предмете исследования // Международный научно-исследовательский журнал. 2014. № 8 (27). Часть 3. С. 53
- Зеер Э.Ф. Профориентология: теория и практика: Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова. – М.: Академический проект,2006. – 192 с.
References
- Tamickij A.M., Orlova N.O. Professional’noe samoopredelenie molodezhi: k voprosu o predmete issledovanija // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel’skij zhurnal. 2014. № 8 (27). Chast’ 3. S. 53
- Zeer Je.F. Proforientologija: teorija i praktika: Je.F. Zeer, A.M. Pavlova, N.O. Sadovnikova. – M.: Akademicheskij proekt,2006. – 192 s.
research-journal.org
Профессиональная ориентация учащихся | Статья в журнале «Молодой ученый»
Всегда перед учащимися старших классов стоял один жизненно важный вопрос: «Кем быть?» Именно в наше время данная проблема приобретает очень важный смысл, так как жесткая конкуренция на рынке труда заставляет задуматься школьников и их родителей над этим вопросом. Верный ответ на него влияет на всю дальнейшую судьбу человека. Не растеряться, правильно сориентироваться, найти свое место в огромном мире профессий сложно, особенно молодому человеку, окончившему школу. Он должен остановить свой выбор на профессии, важной для него, нужной обществу и соответствующей запросам и интересам рынка труда. Помочь юноше или девушке найти свое место в жизни и призвана профориентация.
Одним из центров профессиональной ориентации с учащимися служит средняя общеобразовательная школа, которая призвана растить, обучать, воспитывать молодое поколение с максимальным учетом тех общественных условий, в которых они будут жить и работать. В школе необходимо уже у учащихся 1–9-х классов сформировать умения и навыки, создавать условия для осознанного детьми выбора профессии, познакомить их с техникой и технологией производства на основе знаний, полученных при изучении предметов. В течение всей работы по профессиональной ориентации учащиеся знакомятся с миром профессий.
Профессиональная ориентация в школе рассматривается как органическая составная часть всей системы учебно-воспитательной работы, но не как сумма отдельных мероприятий, связанных с выпуском учащихся из школы. В целом профориентация тесно связана с процессом формирования всесторонне развитой личности, с подготовкой учеников к жизни, к труду и осуществляется на протяжении всего времени обучения детей в школе. В содержание профессиональной работы в школе входит следующее: воспитание интереса к рабочим профессиям, широкое ознакомление учащихся с различными отраслями народного хозяйства, с наиболее распространенными массовыми профессиями. Всестороннее обучение подростков: выявление, изучение и развитие их интересов, склонностей и способностей, а также физических и психологических возможностей каждого ребенка. Необходимо помочь школьникам в приобретении тех умений, навыков, которые необходимы для выполнения выбранных ребенком видом трудовой деятельности.
Нужно ознакомить учащихся с требованиями, которые предъявляют конкретные профессии к объему знаний общеобразовательных предметов, а также с характером работы будущих специалистов. Консультация учащихся в отношении предлагаемых рынком труда профессий, информация об учебных заведениях, в которых можно овладеть выбранными специальностями; помочь школьнику в оценке своих способностей и качеств применительно к конкретному виду трудовой деятельности в соответствии с его наклонностями — это та помощь, которую школьники получают от педагогов.
На сегодняшний день во многих регионах еще существуют межшкольные учебные комбинаты, где ученик 10–11 классов имеет возможность получить профессию. Обучающемуся в комбинате, предлагают освоить азы выбранной профессии, он получает свидетельство о приобретенной профессии.
Таким образом, обучающийся имеет возможность попробовать свои силы в любой из предложенной комбинатом профессии. Это очень важно правильно оценить свои способности и принять решение в выборе профессии. Это увеличивает шанс в будущем найти свое место в жизни, в специальности: он дает им право на ошибку, профессионально адаптироваться. Этот выбор важнейший этап процесса профессионального самоопределения человека. На данном этапе выявляются недостатки предшествующей профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, осуществляется процесс формирования новых установок, потребностей, интересов в сфере труда и, наконец, выявляется, насколько жизненные планы ребенка оказались реальными. Поэтому такая адаптация является своеобразным критерием эффективности профориентационной работы с молодежью. Социальная адаптация старшеклассников при выборе профессии — важнейший этап процесса профессионального самоопределения современного человека. Именно в этот момент выявляются недостатки предшествующей профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, осуществляется процесс формирования новых установок, потребностей, интересов в сфере труда и, наконец, выявляется, насколько жизненные планы ребенка оказались реальными. Поэтому адаптация является своеобразным критерием эффективности профориентационной работы школы и родителей с молодежью.
Профессиональная адаптация — это «процесс приспособления учащихся к будущей профессии в общеобразовательных школах, профтехучилищах, техникумах, вузах и т. д. к условиям их профессионального труда в результате чего происходит закрепление кадров в народном хозяйстве». Многие психологи считают, что процесс профессиональной адаптации начинается непосредственно на производстве, другие утверждают, что начало этого процесса закладываются еще в школе, и подразделяют его на четыре периода:
1) подготовка к труду в школе,
2) выбор профессии,
3) профессиональная подготовка,
4) начало трудовой деятельности.
Под профессиональной адаптацией понимают также социально-экономический процесс приспособления человека к осваиваемой профессии. В процессе адаптации происходит активное включение самостоятельной личности в ту или иную социальную, профессиональную группу, освоение социально-психологических отношений в этой группе. Следовательно, в профессиональной адаптации можно выделить две взаимосвязанные стороны: 1) профессиональную и 2) социально- психологическую.
Профессиональная адаптация включает в себя овладение знаниями, умением быстро ориентироваться в различных производственных ситуациях, контролировать и прогнозировать свои действия. Социально-психологическая адаптация заключается в приспособлении молодого работника к правилам поведения, действующим в конкретной социально-профессиональной группе. Сюда входит ознакомление с целями и задачами работы коллектива, его традициями, отношениями между руководителями и подчиненными. Так что же это такое. Профессиональная ориентация— это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности ребенка и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и трудоустройстве. Профессиональная ориентация включает в себя:
1) Профессиональное просвещение ознакомление учащихся школ с современными видами трудовой деятельности, социально-экономическими и психофизиологическими особенностями различных профессий, потребностями в квалифицированных кадрах, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности. Профессиональное просвещение формирует у молодежи мотивированные профессиональные намерения, в основе которых лежит осознание ими социально-экономических потребностей и своих психофизиологических возможностей.
2) Профессиональное консультирование оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и предоставление рекомендаций учащимся о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики.
3) Психологическую поддержку— методы, способствующие снижению психологической напряженности, формированию позитивного настроя и уверенности в будущем. В психолого-педагогической литературе уделяется достаточно внимания определению понятия «профессиональная ориентация».
Однако большинство ученых психологов анализируют его с точки зрения социального смысла, где главным является вовлечение человека в профессиональную сферу где анализ этого понятия осуществляется с позиции установления соответствия между его потенциальными возможностями и требованиями, предъявляемыми характером выбираемой профессии. Ориентация на подготовку человека к будущему, на профессиональное самоопределение и развитие выступает, как непременное условие обеспечения опережающей функции образования по отношению к производственной деятельности и ускоряющимся переменам ее технологии, средствах осуществления и формах организации. Исходя из этой, не требующей доказательства посылки можно уверенно утверждать, что образование и обучение, в частности, тесно связано с понятием «профессиональная ориентация», поскольку в результате обучения человек может получить возможность реализовать свои интересы, способности, склонности в выбранной сфере профессиональной деятельности.
Вполне очевидно, что система мероприятий, в которой молодежь знакомится с миром профессий это комплекс психолого-педагогических и медицинских услуг в этой области только часть некоторой системы работы с молодежью, связанной с выбором профессии и жизненного пути. Проблема значимости выбора профессии для дальнейшего самоопределения и жизни рассматривалась такими авторами, как Э. Ф. Зеер, Д. А. Леонтьев, А. И. Смирнов, А. П. Чернявская и др. В. А. Худик и В. Г. Каташев отмечают, что адекватный выбор профессии можно считать залогом будущей положительной социальной адаптации, в том числе и трудовой, то есть, с одной стороны, предпосылкой высокой производительности труда, и, с другой стороны, условием успешной самореализации человека. Вместе с этим подчеркивается, что неверный выбор профессии может привести к нежелательным последствиям как в профессиональной, так и в других сферах жизни личности: неудовлетворенность профессией, частая смена работы, низкая производительность труда, разочарованность в жизни вообще, проблемы в семье, в межличностном общении, отсутствие возможности для самореализации и т. д. Именно поэтому так велика значимость исследований проблемы осознанного выбора профессии. Профессиональное самоопределение рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональный намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала. В этих условиях нацеленность трудовой подготовки на воспитание общей культуры личности, как конечный результат на развитие творческого начала школьников, является одним из непременных приоритетов в профессиональной ориентации учащихся.
Главная задача сегодня, при рыночных отношениях — подготовка школьников по конкретной специальности, формирование личности готовой правильно осуществить выбор профессии, осознать значение мобильности профессиональных функций в условиях научно-технического прогресса и конкурентной борьбы. Творить, дерзать, искать — удел молодых, пытливых, знающих. Привить понятие, что молодой человек нужен государству не просто любой, а с полюбившейся ему профессией, которая отвечает всем возможностям — одна из основных задач мастера производственного обучения. Цель профессиональной ориентации — оказание учащимся поддержки в принятии решения о выборе профиля обучения. От неправильно выбранной профессии — страдает и сам человек страдает и государство. Надо найти себя. Наше общество нуждается в талантливых профессиональных рабочих, инженерах, конструкторах, педагогах и других специалистах. Формирование системы знаний и представлений о мире профессий; способствовать выбору профессии в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями, а также возможностями, которые предоставляет человеку общество; способствовать осмыслению студентами процесса саморазвития и профессионального саморазвития, его ценностного аспекта и значимости в профессиональном становлении будущего специалиста; заложение студентам начальных основ умения проектировать и осуществлять собственное профессиональное саморазвитие.
Необходимость ускоренного и планового включения выпускников средних школ в трудовую деятельность требует совместной работы и единства действий в области профориентации школ, учебных комбинатов и училищ профтехобразования и высших учебных заведений. В настоящее время практически все старшеклассники Белгородской области проходят трудовое обучение в учебных комбинатах, что создает наиболее благоприятные условия для профессиональной деятельности их совместно с средне специальными и высшими учеными учреждениями.
Такая работа может быть весьма результативной, если прикрепить техникумы и ВУЗы к определенным комбинатам с учетом родственных профессий. Практически уже к концу 10 класса старшеклассники окончательно определяют свою будущую трудовую деятельность и пути совершенствования по избранной специальности. В данном случае особенно повышает значение то, что часть старшеклассников получает первоначальные рабочие разряды в учебных комбинатах. Из этих выпускников школ и должны в первую очередь комплектоваться в техникумах группы ускоренной подготовки, а точнее сказать, повышение квалификации, обеспечивающий выпуск училищам рабочих кадров высокого уровня подготовки.
moluch.ru
ПРОБЛЕМА ЗАНЯТОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ МОЛОДЕЖИ | Опубликовать статью РИНЦ
Исмаилова Л.М.
Кандидат философских наук, доцент кафедры теории и технологии социальной работы, Чеченский государственный университет
ПРОБЛЕМА ЗАНЯТОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ МОЛОДЕЖИ
Аннотация
В данной работе раскрывается проблема занятости молодежи. Сегодня среди наиболее значимых социальных проблем остается вопрос трудоустройства выпускников. Исследована проблема занятости молодежи с разных точек зрения, а именно с точки зрения работодателя и работников. Сделаны выводы о несовершенстве данной области и предложены рекомендации по решению проблемы занятости молодежи. Такие рекомендации как, например совершенствование профессионально ориентационной деятельности, создание специализированной службы профессиональной ориентации и профессиональной информации, которые будут оказывать всестороннюю помощь в профессиональном информировании и профессиональном ориентировании населения, прежде всего молодых людей и выпускников.
Ключевые слова: проблема занятости, социальная проблема, молодежь, трудоустройство выпускников, работодатель, работник, профориентация, профинформация.
Ismailova L.M.
PhD in Phylosophy, Associate Professor, Department of Theory and Technology of Social Work, Chechen State University
PROBLEM OF EMPLOYMENT AND CAREER GUIDANCE OF YOUTH
Abstract
The following paper discusses the problem of youth employment. Nowadays, the employment of graduates is one of the most significant social problems. The problem of employment of youth is studied from different points of view, and namely from the point of view of the employer and workers. Conclusions are made about the imperfection of this area and recommendations on solving the problem of youth employment are offered. We made such recommendations as, for example, the improvement of career guidance activities, the creation of a specialized service for career guidance and professional information which will provide comprehensive assistance in terms of professional information and career guidance of the population, especially among young people and graduates.
Keywords: problem of employment, social problem, youth, employment of graduates, employer, employee, career guidance, professional information.
В российском обществе, как и во всем мире, происходят изменения практически во всех сферах жизнедеятельности. Не обошли они и образование, которое постоянно реагирует на потребности общества. В связи с чем стали создаваться структуры повышения квалификации, центры переподготовки специалистов, появилась возможность дистанционного обучения. Тем временем, многие проблемы остались на прежнем уровне. Среди наиболее значимых социальных проблем в частности остается вопрос трудоустройства выпускников. Несомненно, молодые люди, в силу своей незрелости, неопытности, характеризуются неустойчивостью жизненных установок, отсутствием производственного стажа и опыта работы и, как следствие, относительно низкими профессиональными качествами и статусом. Сегодня из-за максимальной перенасыщенности рынка труда более конкурентоспособными категориями населения, молодежь можно отнести к достаточно эксплицитной группе риска. Молодежный рынок труда все больше отличается негативными тенденциями: растут масштабы регистрируемой и скрытой безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность.
С одной стороны работодатели не стремятся нанимать работников без определенного стажа и опыта, с другой стороны, молодые люди сами не желают трудоустраиваться на низко оплачиваемые рабочие места. В результате вышеизложенного, такое нежелание с обеих сторон на первый взгляд объяснимо, между тем в настоящее время, складывается достаточно противоречивая ситуация и никто не принимает участие в регулировании этих противоречий. Несомненно, при трудоустройстве большое значение имеет и умение презентовать себя, личное обаяние человека, теоретическая база, а так же статус высшего учебного заведения, которые увеличивают шанс в получении желаемого рабочего места. Мы наблюдаем за последние годы тенденцию увеличения количества обучающихся в вузах и уменьшение их в средних профессиональных учебных заведениях. Такое увеличение численности молодежи в вузе объясняется сформировавшимся отношением к высшему образованию, в связи с этим необходимо внести коррекцию в отношении молодых людей к таким формам образования, как средние профессиональные учебные заведения. В этом случае особая роль отводиться ориентированию молодого человека, для осознанного планирования и выбора рода профессиональной деятельности. Меняются факторы влияния на современный профессиональный выбор, если раньше в 90–е годы, для абитуриентов, решающим фактором при выборе учебного заведения было влияние родителей или другие причины, то сегодня преобладает фактор престижа учебного заведения, с соответствующим набором специальностей и возможностью получения дополнительных образовательных услуг. Потребность в образовательных услугах имеет выраженный инструментальный характер с прикладной направленностью в большей мере, чем профессию, иными словами студенты выбирают будущее социальное положение. В соответствии со степенью удовлетворения потребности в знании выделяются такого рода ценности труда:
– потребность в знаниях ради улучшения своего благосостояния и повышения статуса, стремления стать высококвалифицированными специалистами, и как следствие того более высокооплачиваемым;
– потребность в знаниях как способе саморазвития, самовыражения;
– для творческой работы, для гармоничного развития интересной личности.
Выбор происходит сообразно тех благ, которые можно получить с помощью данной специальности, в то время как о конкретном содержании избранного вида будущей трудовой деятельности подавляющее большинство абитуриентов (свыше 80%) не имеет четких представлений и мало информированы об этом при поступлении в учебное заведение.
Нынешняя система образования отличается появлением обучающихся на коммерческой основе, в связи с тем, что по ряду причин государственные вузы не могут удовлетворить потребности обучающихся в получении высшего образования. Этот фактор в принципе поменял образовательную политику, целью многих образовательных учреждений стала выдача дипломов, а не качество знаний. На этом фоне огромная масса молодых людей становятся просто не конкурентоспособными и не потому, что нет стажа работы, а из-за отсутствия компетентных знаний и умений. Данную ситуацию, проблему занятости, на наш взгляд существенно снизила бы профессиональная ориентация молодежи. Но для того, что бы профессиональная ориентационная имела хороший результат, необходимо соблюдать системность профориентации начиная со школы, взаимодействуя при этом со всеми институтами связанными с профориентацией. Строить профориентацию таким образом, чтобы максимально активизировать процесс профессионального самоопределения молодёжи, более того профориентация должна стать частью целостного процесса формирования личности. Одним из наиболее значимых направлений профессиональной ориентации молодёжи является профессиональная информация. Информирование заключается в ознакомлении населения с потребностями экономики и имеющимися возможностями получения профессии, повышения квалификации, общеобразовательного и общекультурного уровня. Опять же в ознакомлении производственных, государственных и общественных учреждений с современными и прогнозируемыми образовательными потребностями населения. Тогда как ориентирование реализуется в виде рекомендаций населению по выбору образовательных услуг с учётом личностных образовательных потребностей и возможностей, государственных, общественных интересов и требований, потенциала образовательной сферы в предоставлении образовательных услуг.
Профориентацией и профессиональным информированием занимаются многие социальные институты, начиная с Министерств образования, социального обеспечения, здравоохранения, службы занятости населения, молодежных бирж труда (МБТ) до учебно-методических центров, но, тем не менее, профориентация сегодня необходима гораздо более широкой массе населения. В связи с этим, на наш взгляд, появляется необходимость в создании специализированных служб профориентации и профессиональной информации, которые могли бы оказать детальную и всестороннюю помощь в профессиональном информировании и профессиональном ориентировании населения, прежде всего молодёжи. А в профессиональном информировании, так же как и профориентации, следует различать несколько уровней:
– для начальной и средней школы;
– для поступающих в профессиональные учебные заведения;
– для желающих сменить свою профессию;
– для потерявших работу и т.п.
Таким образом, посредством исправления недостатков трудоустройства молодежи, совершенствования деятельности в области профориентации, а так же создания эффективной, дееспособной системы профессионального образования в совокупности с профориентацией можно изменить проблему занятости молодёжи, способствуя более легкой адаптации молодёжи на рынке труда. Профессиональная ориентация превращается в устойчивую оценку возможных вариантов выбора жизненного пути. Учитывая влияние образов вуза и специальности на потенциальных студентов в условиях действия тенденции к получению качественного образования, акценты следует расставлять на возможностях трудоустройства и востребованности на рынке труда в квалифицированных специалистах.
Исключительная роль отводится творческой, инициативной и научной стороне решения этой проблемы, речь идет о разработке молодежных проектов, проведении конкурсов молодежных программ, причем на разных уровнях, призванных оказывать помощь в профессиональном самоопределении молодых людей.
Практикуются специальные молодежные организации для решения проблемы занятости и правового регулирования молодежной политики. К сожалению, вышеперечисленные мероприятия не могут полностью решить проблему занятости молодежи. «Эти обстоятельства обусловливают необходимость в постоянном поиске, исследованиях и мониторинге как цивилизационных процессов, так и процессов функционирования образовательных систем с целью согласования их основных параметров с общественными изменениями, с ведущими направлениями и тенденциями научно-технического и социального прогресса [1, C. 481].»
Кроме того, что они дополняют друг друга, наш взгляд, целесообразнее для наиболее оптимального решения проблемы занятости молодежи их совместное комплексное и целенаправленное взаимодействие. Здоровая конкуренция между потенциальными потребностями потребителями образовательных услуг скажется на качестве образовательного процесса, что в целом положительно повлияет на формирование ответственного поведения за совершаемый профессиональный выбор.
Список литературы / References
- Исмаилова Л.М. Тенденции развития высшего образования. / Л.М. Исмаилова // Сборник материалов XV-международной научно-практической конференции. – 2016.- С. 480-481.
Список литературы на английском языке / References in English
- Ismailova L.M. Tendencii razvitija vysshego obrazovanija. [Trends of higher education development] / L.M. Ismailova // Sbornik materialov XV-mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [The collection of materials of XV international scientific-practical conference] – 2016.- С. 480-481.
research-journal.org
О проекте — Профессиональная ориентация
Что такое «Профессиональная ориентация»?
Понятию «Профессиональная ориентация» уже больше сотни лет. Может быть, и все пятьсот, если вести отсчет с момента выхода книги «Исследование способностей к наукам» испанского врача Хуана Уарте в 1575 году, который одним из первых обозначил актуальность становления и развития государственной системы профессионального отбора населения: «Для того, чтобы никто не ошибался в выборе той профессии, которая больше всего подходит к его природному дарованию, государю следовало бы выделять уполномоченных людей великого ума и знания, которые открыли бы у каждого его дарование еще в нежном возрасте; они тогда заставили бы его обязательно изучать ту область знания, которая ему подходит».
Современная трактовка
Профессиональная ориентация — инициируемый и управляемый обществом многоаспектный и непрерывный процесс взаимодействий субъектов социально-трудовых отношений, направленных на осознанное профессиональное самоопределение индивида, освоение им профессии и осуществление профессионального самосовершенствования, обеспечение баланса между потребностями экономики в кадрах и собственными способностями и предпочтениями индивида, в результате чего индивид эффективно интегрируется в общественное разделение труда
Какую проблему мы решаем?
В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 12 декабря 2013 года отмечалось: «надо помнить, что рынок труда становится более гибким. И граждане в случае необходимости должны иметь возможность пройти переподготовку, взять новый профессиональный старт. Надо создать условия и для тех, кто готов переехать на другое место работы, в другой город, в другой регион. Естественно, делать это с учётом задач территориального развития, привлекая бизнес» .
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года «Стратегия 2020» одним из решающих факторов конкурентоспособности государства названо высокое качество человеческого потенциала. Однако, как отмечается в том же документе, «человеческий капитал используется недостаточно эффективно, нарушена координация между рынками труда и образования, примерно каждый третий занятый не использует имеющиеся у него знания и профессиональные навыки» .
Редакция журнала исходит из того, что социально-трудовые отношения, связанные с профессиональной ориентацией индивида, определяются экономическими, социальными, психологическими и правовыми аспектами взаимосвязей индивидуумов и социальных групп и складываются в целостную систему профориентации населения. Поэтому мы приглашаем обсудить проблемы развития системы профориентации философов, экономистов, юристов, педагогов, психологов, социологов.
Мы рады видеть на страницах нашего журнала не только теоретиков, но и практиков, которые поделятся с нами реальным опытом профессионального информирования, консультирования, отбора, обучения, совершенствования.
Мы открыты для материалов от представителей министерств и ведомств, которые активно участвуют в процессе содействия индивидам в профессиональном выборе и становлении.
Практический опыт построения СПН за рубежом показывает значительную роль институтов гражданского общества, участвующих в программах по реализации государственной политики в сфере профориентации («социального заказа») и одновременно реализующих собственные проекты в соответствии с потребностями работодателей-производителей товаров и услуг («заказ рынка»). Они также желанные гости на страницах нашего журнала.
Редакционная политика журнала «Профессиональная ориентация»
На сайт «Профессиональная ориентация» принимаются материалы новостного и дискуссионного характера — в рубрики «Новости» и «Статьи» соответственно. Материалы нерекламного характера публикуются на сайте бесплатно. Материалы рубрик «Новости» и «Статьи» включаются в новостные агрегаторы как публикации СМИ.
Электронный научный рецензируемый журнал «Профессиональная ориентация» принимает научные статьи о проблемах и практических решениях в области профориентации, профессиональной диагностики и самоопределения. Материалы раздела «Научный отдел» размещаются в Научной электронной библиотеке elibrary.ru
Автор, направляющий статью в научный или новостной раздел журнала, выражает тем самым свое согласие на ее опубликование в журнале, размещение в открытом доступе на сайте журнала в сети Интернет и передачу текста статьи (в том числе ссылок, библиографической информации и т.д.) третьим лицам, предоставление которым данных сведений носит обязательный характер, либо иным лицам в целях обеспечения возможности цитирования публикации и повышения индекса цитируемости автора и журнала.
Ответственность за приводимые в статьях фактические материалы и данные несут авторы.
Размещенные в журнале материалы отражают личную точку зрения авторов, которая может отличаться от точки зрения редакции.
Решение о публикации или отклонении материалов принимается редакционной коллегией. Материалы «Научного отдела» проходят проверку через систему «Antiplagiat» и процедуру внутреннего рецензирования.
Авторский гонорар за издание статей не начисляется.
Редакция вправе отклонить ненадлежащим образом оформленные либо не относящиеся к тематике журнала материалы.
Редакция не вступает в дискуссию с авторами отклоненных материалов.
Редакция оставляет за собой право производить сокращение и редакционные изменения рукописи.
Перепечатка, размещение или распространение опубликованных и/или размещенных на официальном сайте материалов без предварительного письменного согласия редакции журнала не допускается. Нарушение исключительных прав редакции на использование переданных для публикации и обработанных редакцией материалов преследуется по закону.
pojournal.ru
Конференция — Профессиональная ориентация
Предыдущая конференция — март, 2017
V Международная научно-практическая конференция
«Профессиональная ориентация и карьера в постиндустриальном обществе»
22 ноября 2017 года г. Саратов
Организаторы:
Министерство образования Саратовской области
Общественный совет при министерстве образования Саратовской области
Гильдия Психологов и Педагогов при Торгово-промышленной палате Саратовской области
ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»
НИИ «Парадигма»
ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования»
Координатор: НИИ «Парадигма»
Организационный комитет:
Фурсов Андрей Львович (председатель)кандидат экономических наук, доцент кафедры управления персоналом Поволжского института управления имени П.А. Столыпина Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (г. Саратов, Россия).
Бобкова Елена ЮрьевнаКандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры прикладной экономики и менеджмента Самарского филиала Московского городского педагогического университета (г. Самара, Россия)
Галчева Камелия Бориславовадоцент, доктор педагогики Пловдивского университета „П.Хилендарски” (г. Пловдив, Республика Болгария)
Землянухина Надежда Сергеевнадоктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента и маркетинга Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского (г. Саратов, Россия).
Саратовский Сергей Владимировичкандидат педагогических наук, главный внештатный психолог Министерства образования Саратовской области (г. Саратов, Россия)
Щербин Вячеслав КонстантиновичКандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Центра системного анализа и стратегических исследований Национальной академии наук Беларуси (г. Минск, Республика Беларусь).
ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ
Место проведения: 410000, г. Саратов, ул. Вольская 10 А, 12 корпус СГУ.
Регистрация: с 9:00 до 9:55
Пленарное заседание: с 10:00 до 12:30
Перерыв: с 12:30 до 13:00
Секционные заседания: с 13:00
Открытие конференции
Чумаченко Алексей Николаевич
ректор СГУ имени Н.Г. Чернышевского, доктор географических наук
Пленарное заседание
Саратовский Сергей Владимирович
кандидат педагогических наук, главный внештатный психолог Министерства образования Саратовской области, председатель Общественного совета при Министерстве образования Саратовской области
Приветственное слово к участникам конференции
Фурсов Андрей Львович
Система профессиональной ориентации населения: проблемы и позитивный опыт
Саратовский Сергей Владимирович, Хусаинов Илья Владимирович
Актуальные вопросы деятельности психологов на современном этапе развития российского рынка труда
Дорофеева Любовь Ивановна
Социализация как основа эффективной карьеры персонала в организации
Солоница Мария Александровна
Практика профориентационной работы ГКУ СО «ЦЗН г.Саратова» с учащейся молодежью в свободное от учебы время
Дробышева Елена Александровна
«Опыт организации системы профессионального ориентирования обучающихся в инклюзивных школах. Межсетевое взаимодействие как одно из необходимых условий реализации ФГОС ОВЗ и ФГОС О УО с целью успешной социализации и дальнейшей профориентации детей с ОВЗ»
Волкова Алина Раильевна
Некоторые вопросы профессиональной ориентации лиц с ОВЗ
Зименкова Ольга Викторовна
От конкурса — к профессии
Темякова Ольга Сергеевна
Ресурсы основного и дополнительного образования в профориентации школьников.
Новикова Ангелина Сергеевна
Профессиональное становление и развитие личности будущего педагога
Власова Н.В.
Психологические особенности профессионального самоопределения учащихся кадетской школы-интерната: ретроспективный анализ
Секция 1 «Теория и практика профориентации и планирования карьеры»
Абриталина Анастасия Сергеевна Особенности становления карьеры женщины в предпринимательстве
Айриева Арига Нердовна Управление кадровыми рисками коммерческого банка
Андонова Албена Николаева Формирование физической культуры у детей с точки зрения студентов
Аринушкина Н.С., Щичко А.А. Мотив самоутверждения как механизм формирования позитивной мотивации обучения студентов
Аринушкина Наталья Сергеевна ДИФФУЗНОСТЬ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Арпентьева Мариям Равильевна СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ КАРЬЕРОЙ
Ашмаров Игорь Анатольевич Особые образовательные потребности в условиях вуза
Бабкина Д.А. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ НА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ
Березина Екатерина Сергеевна, Егорова С.В., Кобина О.А. Кадровый резерв как элемент развития карьеры
Брыксина Светлана Михайловна, Чурикова Елена Владимировна Из опыта профориентационной работы школы.
Власов Дмитрий Анатольевич Элективный курс «Теория игр» в контексте профессионального самоопределения учащихся
Губарькова Екатерина Геннадьевна Система диагностической деятельности педагога-психолога в профориентации школьников
Дюкарева Ольга Дмитриевна Профориентационная работа как важный элемент системы формирования контингента техникума.
Евсая Юлия Николаевна, Чернецкая Анжела Альбертовна Персонал первичного контакта как репрезентация профессиональной культуры организации
Зотова Светлана Анатольевна, Ермакова Наталья Владимировна Профессиональная и социальная самореализация обучающихся техникума
Иванова Н. Г. ТЕНДЕНЦИИ К ИЗМЕНЕНИЮ ВИДЕНИЯ СТУДЕНТОВ О БУДУЩЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ
Иващенко Елена Николаевна Профессиональная ориентация в школе
Калашникова Светлана Валерьевна Тенденции профориентированного обучения иностранным языкам
Костырева Елена Викторовна Самоопределение личности как междисциплинарная проблема
Кудряшова Любовь Алексеевна Профориентационная работа как элемент комплексного подхода профессионального самоопределения
Лапина Наталия Викторовна, Лапин Владимир Николаевич К вопросам технологии отбора персонала
Леванова Лидия Николаевна, Тарасов Александр Дмитриевич Статус корпоративного секретаря в российских корпорациях
Макеева Т.В. Роль и значение профессионального образования в процессе формирования социального капитала у молодежи
Матвейченко Ирина Николаевна Профориентационная экскурсия как форма профориентационного информирования обучающихся Самарской области
Мусагалиева Роза Насибулловна Комплексные подходы к изучению проблем профориентации
Осипова Светлана Вячеславовна Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение лиц с ОВЗ
Паршуткина Татьяна Алексеевна Особенности конструктивно ориентированной лингводидактики
Рязанцев Алексей Алексеевич, Вереина Алёна Алексеевна Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов строительных ВУЗов
Склярова Татьяна Валентиновна, Чернецкая Анжела Альбертовна Профессиональные морально-этические стандарты как ресурс самоопределения в профессии
Стаценко Т.М. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА СРЕДНЕГО ЗВЕНА НА ПРИМЕРЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Степанова Варвара Владимировна, Князева Елена Николаевна Сотрудничество власти, работодателей, учреждений образования и институтов гражданского общества в системе профориентации
Степанова Юлия Борисовна Молодые специалисты с высшим образованием глазами работодателей (по результатам социологического исследования)
Федоров Петр Михайлович Актуальные проблемы профориентации студенческой молодежи
Цай Анжела Викторовна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
Черевичко Татьяна Викторовна Корпоративные ценности как фактор успешного управления персоналом
Чернецкая Анжела Альбертовна, Казакова Нелля Олеговна, Рыбалкина Валерия Юрьевна Конкурс профессионального мастерства как ресурс трудоустройства молодежи на рынке труда
Четверик Ольга Николаевна Развитие креативности у обучающихся младшего школьного возраста на кружках по народно-прикладному творчеству
Шабаева Татьяна Михайловна Родительское собрание «Роль родителей в становлении конкурентоспособной личности выпускника»
Яхварова Елена Владимировна Профориентация как инструмент содействия занятости молодежи (на примере Саратовской области)
Секция 2 «Молодые исследователи профориентации и карьеры»
Телегина К.Ю. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в управлении российским персоналом организации
Кузнецов Сергей Сергеевич Профессиональное становление и развитие личности как междисциплинарная проблема
Аубекирова Анастасия Исмагуловна КВАЛИМЕТРИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ НА ПРИМЕРЕ ОДНОЙ ИЗ ДИСЦИПЛИН
Коленченко Галина Константиновна Необходимость государственного регулирования рынка труда
Красникова Яна Владимировна Наставничество как способ повышения эффективности использования кадровых ресурсов предприятия
Самойлова Ксения Александровна Проблема адаптации новых сотрудников в организации
Килодченко Анна Сергеевна Мероприятия по антикризисному управлению персоналом с учётом мотивации
Каткова Дарья Андреевна Изучение спроса на рабочую силу на основе анализа данных Центра занятости населения
pojournal.ru


