«Путеводная звезда. Школьное чтение 7-8/ 2014». Журнал путеводная звезда
Журнал ««Путеводная звезда. Школьное чтение»»
- Школьная роман-газета, 1996 год
- Школьная роман-газета, 1997 год
- Школьная роман-газета, 1998 год
- Школьная роман-газета, 1999 год
- Школьная роман-газета, 2000 год
- Путеводная звезда. Школьное чтение, 2001 г.
- Путеводная звезда. Школьное чтение, 2002 г.
- Путеводная звезда. Школьное чтение, 2003 г.
- Путеводная звезда. Школьное чтение, 2004 г.
- Путеводная звезда. Школьное чтение, 2005 г.
- Путеводная звезда. Школьное чтение, 2006 г.
- Путеводная звезда. Школьное чтение, 2007 г.
- Путеводная звезда. Школьное чтение, 2008 г.
- Путеводная звезда. Школьное чтение, 2009 г.
- Путеводная звезда. Школьное чтение, 2010 г.
- Путеводная звезда. Школьное чтение, 2011 г.
- Путеводная звезда. Школьное чтение, 2012 г.
- Путеводная звезда. Школьное чтение, 2013 г.
- Путеводная звезда. Школьное чтение, 2014
- Путеводная звезда. Школьное чтение, 2015
- Путеводная звезда. Школьное чтение, 2016
- Путеводная звезда. Школьное чтение, 2017
Обозначения: циклы романы повести графические произведения рассказы и пр.
fantlab.ru
ПУТЕВОДНАЯ ЗВЕЗДА. ШКОЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ - Забайкальская краевая детско-юношеская библиотека им. Г. Р Граубина
Уважаемые читатели!
Любите ли вы читать? Надеемся, что ДА. Тогда именно для Вас наша библиотека выписывает журнал «ПУТЕВОДНАЯ ЗВЕЗДА. ШКОЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ» (с 1996 по 2000 год – «Школьная роман-газета»).
Журнал рекомендован Министерством образования РФ для программного и внеклассного чтения всех средних учебных заведений. «Путеводная звезда» - это ещё и помощь учителю литературы, истории и иных гуманитарных дисциплин. В конце каждого номера публикуется конспект учительских вопросов ученикам, которые позволяют провести содержательный диалог по обсуждению каждого опубликованного произведения. Внутри номера – журнал в журнале «БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА», постоянно публикующий письма, стихи и прозу детей, публицистику, обращенную к ним, юмор, а также другие материалы.
В одном из предпоследних номеров «Путеводной звезды» были напечатаны «ГОРЬКИЕ ПОВЕСТИ» Альберта Лиханова. Прочитав их, учитель литературы МБОУ СОШ №33 Кивлева А.Н. написала отзыв.
Предлагаем Вам познакомиться сначала с самим произведением, а потом и с отзывом на него.
Всегда ли мы задумываемся, как нам, возможно, повезло, что рядом с нами по жизни идут родители, брат или сестра? Или как это важно, чтобы на огромной Земле рядом был близкий и родной человек, которому можно рассказать всё, что тебя волнует и тревожит, или поделиться с ним радостью. Самое важное в жизни человека – его семья…
Жизнь семьи, как и всего общества, регулируется Законами. В России существует Семейный кодекс РФ 1995 года. В нем расписаны права и обязанности родителей и детей.
Но кто и как выполняет этот Государственный документ?
К сожалению, в нашей современной действительности всё чаще и чаще происходит наоборот. Читаем в «Путеводной звезде» «Горькие повести» Альберта Лиханова, который задает нам самый актуальный вопрос: «Почему горчит наша жизнь?»
Представляя свои произведения, Альберт Анатольевич пишет: «И всё-таки человек, особенно человек малый и душевно покинутый, или, что ещё хуже, отринутый нелюбящими, бездумными, слабыми взрослыми, чаще, чем им хотелось бы, оказываются в одиночестве ничегонепонимания и бросаются в бездну отчаяния».
Первое пронзительное произведение – «Свечушка». Так кто же она? «Тихая, покорная, неговорливая, от природы медлительная, любящая тишину и нигде её не находящая в стае детей, вечно куда-то бегущих, орущих, ревущих или поющих, - она научилась притаиваться в складском уголке, под вглядчивым, но не отталкивающим, а, напротив, щадящим, каким-то жалеющим взглядом тети Нюры, и затихала.»
Свое второе имя Надя получила от самого родного ей человека, тети Нюры, интернатской кастелянши, из-за внешнего вида: «Просто светлая девочка, почти белая, с обыкновенным, белым же лицом и чуточку рыжеватыми – точнее, рыжевато-блёклыми - волосами».
И вновь в повести звучит постоянно волнующая писателя тема, которая затрагивает человека до глубины души: «Уж всё так устроено в мире, разве не ясно – если человека сломали, он и впрямь будет как испорченная кукла, и вовсе не куклу надо винить, пусть будет она как угодно плохой, а того или тех, кто её сломал, не так ли?»
Вся короткая, на самом деле горькая жизнь Нади проходит перед читателем. И эту жизнь предопределили её родители, которые предали ребенка, и общество, неспособное защитить его. Почему? Ответ дан самим автором повести: «Пьянство сиротский народ мнил делом пропащим и ничем не изводимым. Похуже тюрьмы».
Более менее спокойная жизнь под защитой тети Нюры закончилась для Нади. Она попала в жестокий мир взрослых, где её настигла новая, более страшная беда – насилие физическое и моральное, полностью лишившее её жизненного стержня: «Всё в ней замерло, а всё, что вне её – как бы проходит мимо, не задевая, не вызывая ни чувств, ни отношения. Надя будто замерла, чего-то ожидая». И вновь судьба наказала её, противиться которой этот беззащитный человек был не в состоянии: «Свечушка будто нарочно сжигала себя, не слушая никого, - ни доброго Митрофана Яковлевича, ни хорошего Николая Ильича, ни её, тетю Нюру.
Сделать аборт она решительно отказалась, доставив всем немало хлопот. Сначала тем, что ей ведь и семнадцати не было, когда родила, потом тем, что еле сама выкарабкалась. Рожая. А родила она безнадежно больного мальчика, полного дебила. Монах Мендель не помог со своей теорией: половина безумного Толика оказалась сильней Надиной природы. Да ведь и её генетическая предыстория была, сказать по совести, темна».
И жизнь этих двух людей, песчинок в огромном мире зла, безысходна: «Надя сидит, упершись мертвым взглядом в окно».
Другая повесть «Эх, вы!..» не менее трагична. Конечно, хороша большая многодетная семья. Но готова ли каждая из них дать полноценную жизнь своим детям? Вот как об этом пишет Альберт Лиханов в повести: «Эх, вы!..»: «Трое, четверо, наконец, шестеро детей при совершенной необеспеченности родителей трезвомыслящие реалисты назовут русским сумасшествием, безответственностью, бессмыслием, и будут правы».
Вся жизнь в этой семье пошла наперекосяк, с падением пьющих родителей ломались судьбы их детей, которые трепетно относились друг к другу, помогая и защищая себя.
Во время пожара Славик понял, что помощи ждать не от кого: его окружали бездушные люди: «И тут его поразила тишина. Село спало, не соизволив даже встрепенуться, а над головой сияли, низко опустившись, огромные звезды. Казалось, какое-то надземное многоглазое существо с любопытством таращится на этих людей, на их беду, которая вдруг свалилась ни за что, ни про что, и никто не подумал прийти им на помощь».
Ничто не могло остановить родителей, потерявших человеческий облик. Пьянка заслонила им всё. И Славик, перестав бороться и призывать родителей бросить пить, решил расстаться с жизнью: «Отец нашел его неподалеку от дома, в лесочке, сильно поредевшем в последние годы. Он висел в веревочной петле и уже давно окоченел. Было еще довольно рано, грязь прихватил первый морозец, и она смирилась, притворилась простой землей.
Но небо! Небо будто высветилось до самых высоких глубин, и вдали от этой чистоты и ясности снова развиднелись далекие розовые горы, к которым хочется идти, бежать, лететь, ведь там, наверное, можно найти покой и радость.
Слава любил смотреть в ту сторону…»
И родители ничего не поняли, как это, к сожалению, часто встречается в нашем мире, где алкоголь лишает людей разума и сердца.
Очень хочется, чтобы многие люди, которые постоянно соприкасаются с проблемами современного детства, задумались над финалом этой повести: «Я должен был написать эту повесть. Не мог не написать, потому что, может, хоть она станет памятником Славику.
Продрогший до звона деревянный крестик на его могилке, сколоченный полоумным Митяйкой, и слова этой эпитафии – дай-то Бог, чтобы они прошибли хоть кого-нибудь!»
И, наконец, третья повесть «Свора». Её главный смысл заключен, на мой взгляд, в следующих рассуждениях Альберта Лиханова: «Вообще-то своим свойством природа одарила и всех иных сущих в мире – и кошек, и змей, к примеру. Да и человека тоже. Только его в последнюю почему-то очередь. Наверно, потому, что к себе самому он плохо прислушивается – всё более слушает чужие рассуждения и, может, единственный во всей природе оборудован так, что способен глядеть, а не видеть, слушать, но не слышать, чувствовать, но чувствам своим не верить.
Собакам же, да еще одиноким, брошенным, отринутым людьми, - ничего иного не остается, как прислушиваться к своим предчувствиям».
Но брошенные собаки, оказавшиеся на свалке, не одиноки: «Там, внизу они расходились, разбредались, исчезали в снегопаде, который то усиливался, то слабел, и этот снегопад как будто бы затушевывал черные от грязи и копоти человеческие фигуры, заштриховывал их падающей белизной, и походило, будто сам Господь затирает их существование чистым своим желанием, прячет в необъятных просторах своих, за греховность их, за бездельность, за отреченность от мира. Стирает снегом сам факт их существования». В этом произведении описан типичный случай, когда хозяева отрекаются от своих братьев меньших, не думая о том, какой вред наносят и себе, и животным: «Поселки и садовые хозяйства пустели, и по весне добрые, охотно принимавшие в свои владения щеночков и котят вольного происхождения, осенью люди становились злыми, а говоря правду, беспощадными, усаживались в свои или наемные авто и уезжали, не оборачиваясь.
Дети чаще всего ревели, особливо маленькие, неразумные – дети вообще всегда дружно оплакивали своих летних друзей, за что и получали взрослые окрики, а то так и затрещины, машины фыркали, исчезали, и животный люд, прирученный за лето, может, и не к ласке, но к обеспеченности, к регулярным харчам, к человеческим голосам, как оказывалось, обманчиво ласковым, все это терял враз, в какие-то минуты и навсегда сиротел».
Несмотря на страх, собаки оказывались более верными, чем люди, и всегда возвращались в свой родной дом. Вот и Брэк вспомнил своего хозяина. Но там, куда он вернулся, жили другие люди.
Поэтому собаке ничего не оставалось, как вернуться к своей своре.
Думаю, мои рассуждения станут ответом на многие вопросы, адресованные учителю и ученику, станут поводом для разговора на уроках литературы и, может быть, помогут многим избежать жизненных ошибок.
Вот эта новая встреча с писателем Альбертом Лихановым стала очередной отправной точкой для создания ситуаций на внеклассных мероприятиях, участие в обсуждении которых вызовет не только интерес, но и даст возможность помочь нуждающимся людям и животным.
Тезисы к диалогуzabkradet.jimdo.com
«Путеводная звезда. Школьное чтение 7-8/ 2014»
журнал 2014 г. Тираж: 10000 экз. Страниц: 144 |
Описание:
Иллюстрация на обложке, титул Ю. Иванова
Внутренние иллюстрации А.И. Семенова и А.В. Кокорина
Вторая страница обложки: Артур Чилингаров. У мужества нет возраста (заметка).
Третья и четвертая страница обложки:аннонсы и реклама журнала.
Содержание:
- Луи Буссенар. Капитан Сорви-голова (роман, иллюстрации А.В. Кокорина), стр. 1-64, 81-143
- Большая перемена, № 7-8 2014 (журнал в журнале)
- Игорь Добрин. В жизни всегда есть место Подвигу (статья), стр. 2/66-3-67
- Александра Дворецкая. Игра под сардинку. О книге Льюса Кэрролла "Алиса в стране чудес" (статья), стр. 4\68
- Джамиля Вагабова. Семь камушков (земетка), стр. 5\69
- Владислава Безменова "Девочка и планшет" (басня), стр. 5\69
- Маша Афанасьева. Евпатий Коловрат выходит из боя( заметка), стр. 6\70
- Рома Аксенов. Веточка с глазами (заметка), стр. 6\70
- Костя Иншаков. Добрейший души пес (заметка), стр. 6\70-7\71
- Елизавета Иванова. Волшебный венок (заметка), стр. 7\71
- Карина Баталова. Под колпаком (статья), стр. 8\72
- Рубрика "Под крыльями Пегаса". Поэтический серпантин (стихи юных поэтов), стр. 9\73
- Елена Рендакова. Что было бы если... ( обзор), стр. 10\74-11\75
- Наталия Лескова. Лягушка, она же царевна (очерк, фото А. Афанасьева), стр. 12\76-13\77
- Римма Алдонина. Интересные рассказы из истории России ( очерк), стр. 14\78-15\79
- Светлана Сорокина. Смешки. Пересмешки, стр. 16\80
- Учителю и ученику. Тезисы к диалогу Луи Буссенар "Капитан Сорви-голова", стр. 144
Примечание:
В содержание включены некоторые иллюстрации А. Кокорина из «Капитан Сорви-голова» и названа повестью, художник в издании не указан.
Двойная нумерация проставлена для журнала «Большая перемена», входящего в журнал «Путеводная звезда».
fantlab.ru