Доклад на тему: "Нетрадиционные формы работы с родителями в начальной школе. Родительский журнал.". Журнал работы с родителями в школе
Работа с родителями в условиях современной школы
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.
Л. Н. Толстой
Положения закона «Об образовании», провозглашающие «демократический, государственно-общественный характер управления образованием…» служат исходными нормами для обеспечения сотрудничества школы и родителей. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), определяя семью, как важнейший институт общества, основу и опору государства, отвечающую за социализацию новых поколений, рассматривает родителей как равноправных участников образовательного процесса. «В целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработке основной образовательной программы начального общего образования, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся». Именно стандарт как нормативный правовой документ призван обеспечить достижение каждому ребенку независимо от национальных, территориальных, имущественных и других различий возможность достижения необходимого и достаточного уровня развития для последующего успешного обучения на следующем уровне системы непрерывного образования России.
Современные семьи развиваются в условиях сложной экономической и социальной обстановки в стране. Обостряются семейные проблемы на государственном уровне. Это приводит к конфликтам внутри семей и часто к распаду семьи. Сегодняшняя семья в корне изменилась. Родители предпочитают не думать о том, кого они хотят вырастить, каким будет их ребенок. Все труднее педагогу находить общий язык с родителями учащихся. Работа школы с родителями в настоящее время актуальна тем, что школа может оказать реальную помощь родителям в воспитании ребенка. Одним из условий стабильности семьи и нормального развития ребенка является сотрудничество родителей с педагогическим коллективом школы, в которую поступил их ребенок.
Каждый педагог заинтересован в том, чтобы родители были увлечены вопросами воспитания детей. Семья — это система, в которой у каждого члена своя роль. Главными воспитателями своих детей являются родители. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Но, как писал А. С. Макаренко, «семьи бывают разные. Поручится за то, что семья воспитывает как следует, нам нельзя, говорить, что семья может воспитывать как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание».
За этот период (до школы) дети приобретают определенные привычки и склонности, хорошие и плохие. И многое здесь зависит от семьи, ее культуры, морального уровня, согласия. Приняв 1 класс, где ребенок делает свои первые школьные шаги, учитель обязан за упрямыми, непослушными или, напротив, дисциплинированными Петями, Машами, Юлями увидеть ту среду, которая их такими воспитала. А для этого необходимо настолько тактично и сердечно подойти к ученику, чтоб он пустил учителя в свой внутренний мир; чтоб и семья увидела в учителе друга, которому хочется довериться. И сегодня современным родителям необходима помощь, ибо отсутствие знаний по психологии и педагогике ведет к ошибкам, непониманию, а значит — к безрезультативности воспитания.
Припомню несколько эпизодов из своей педагогической практики.
Рома был очень раздражительным, чуть что — бросался в драку. И так как был самым большим и сильным в классе, то от него часто плакали дети. Выяснилось, что родители за любую провинность жестоко наказывали мальчика, и он привык надеяться только на физическую силу. Побывала я у родителей Ромы, объяснила, какое зло они причиняют и себе, и сыну, и обществу, ожесточая мальчика, посоветовала действовать добром, убеждением, проявлять терпение и ласку; пригласила их в школу, показала,, что мальчик хороший; охотно ухаживает за цветами в классе, жадно слушает чтение рассказов и сказок, выступает на праздниках в нашем классе. Родители совсем другими глазами стали смотреть на сына — уважать в нем личность.
В классе мы читали и обсуждали рассказы Л.Толстого, В Осеевой о смелости, дружбе, товариществе и самоотверженности. В эти беседы я стремилась втянуть Рому, чтобы он сам сделал вывод, что силу надо использовать на хорошие и благородные поступки: защищать младших, слабых, девочек и т. д. А в подтверждение этого на практике назначила мальчика отвечать за дисциплину в классе на перемене. Сначала Рома не выдерживал и пускал в ход кулаки, если чье — то поведение не удовлетворяло его. Приходилось сдерживать мальчика, терпеливо объяснять, как наладить дисциплину. Со временем Рома успокоился, перестал драться и оказался хорошим товарищем. Очень важно вовремя разобраться, какое влияние оказывают на ребенка окружающие, и, если надо, поспешить на помощь.
Нелегко воспитывать, а вернее, перевоспитывать ученика, которому в семье все дозволено, во всем потакают и не привили уважение к другим людям. Из такого ребенка подчас может вырастить очень плохой для общества человек. И как ни трудно, учителю надо сражаться за него. На вопрос: «Что вам нельзя?» ответы детей сводятся в основном к следующему: нельзя зажигать газ, открывать незнакомым людям дверь, разжигать костер и т. д. Некоторые дети говорили так: «Я не знаю, что мне нельзя, мне все можно». Вот с такой установкой — можно все! — дети обычно приходят в школу: можно кричать, бегать, перебивать учителя, плохо вести себя в столовой и т. д. Принцип воспитания многих родителей: делай что хочешь, только мне не мешай. А ведь родители в ответе за своего ребенка, они должны предъявлять к нему необходимые требования, учить тому, что можно, а что нельзя. Недаром народная мудрость гласит: «Если хочешь испортить ребенка, дай ему все, что он хочет». Был у меня такой ученик Дима. В его доме руководят не взрослые люди, а избалованный мальчишка, с капризами которого еще не раз пришлось встретиться в школе. Эта мысль подтвердилась в первый же день занятий. Дима отказался встать вместе со всеми на линейке и побежал к бабушке. Бабушка простирала над внуком руки, словно защищала от опасности. В классе, когда рассаживала детей, Дима снова надулся, не захотел сидеть с девочкой. Я его посадила одного. И вся система работы(беседы, классные часы, культпоходы, общие дела), которая проводилась в классе, не могла не задеть души ребенка. И вот наступил такой переломный для него момент, когда он подошел после уроков и, смущаясь, попросил, чтобы его посадили с кем — нибудь.
Есть семьи, которые готовы всю заботу о воспитании и обучении ребенка переложить на школу; предъявляют претензии и раздражаются, когда их призывают выполнить прямой родительский долг. С такими родителями учитель должен быть (в интересах дела) последовательно тверд и настойчив.
Часто ли родители говорят детям о своей родословной? Знают ли они, откуда идут корни рода? Не ошибусь, если скажу — очень редко. Народная мудрость гласит: «Без корня и полынь не растет».
Однажды я решила побольше узнать о родителях и родственниках своих учеников. Из 26 учащихся в возрасте 10 лет добрая половина не знала отчества своих родителей: Катя, Аня, Лена и так далее — были ответы детей. Некоторые с трудом припомнили, где они работают. Другие же знали работы мам и пап, но назвать их профессию затруднялись. А о бабушках и дедушках не могло быть и речи.
Уже значительно позже, когда я познакомилась поближе с семьями учащихся, поняла, что дети очень мало общаются с родителями. И мне стало грустно, что в этих семьях теряется живая связь поколений. Сейчас стало не очень-то модно развешивать фотографии на стенах. А было бы здорово, если бы в детской комнате нашлось немного места для семейной фотогалереи. Во многих семьях хранятся трудовые и боевые награды членов семьи, пожелтевшие «треугольники» с войны, вырезки из боевых газет. А дети часто этого не знают. Посвятите, дорогие мамы и папы, вечер — другой воспоминаниям, рассказам. Не отмахивайтесь от детских вопросов. Оформляйте семейные альбомы. Пусть в вашем доме поселится культ бабушек и прабабушек, дедушек и прадедушек. Такое душевное общение с детьми поднимет нравственный авторитет отца и матери, сблизит членов семьи.
Со второго года обучения началась практическая работа по сбору материалов о родословной семьи. Дети знакомились с происхождением имен и фамилий. Выполняя задания, дети писали о себе, о братьях, о своих родителях, о своих любимых бабушках и дедушках. Узнав много интересного о своих родственниках, выяснив их звания и титулы, дети вместе с родителями стали рисовать генеалогическое древо — древо жизни каждой семьи.
Мы знаем: ни один ребенок не осилит самостоятельно «Приключения Буратино», если его не научили узнавать буквы и складывать их в слова. Так и выросшие дети не будут счастливы в жизни, если с малолетства они не научатся внимательному, трепетному, уважительному отношению к другим людям.
Мама держит в руке единственную конфетку: «Ну, кому ее отдадим? Конечно, Алешеньке!». Дело не в конфетке. Но ребенок с малолетства должен знать, что любовь — к маме, к бабушке, к другу Петьке, к девочке из соседнего подъезда — это прежде всего готовность отдавать, готовность жертвовать. Одна детская газета писала о мальчике. Уж и такой — то он хороший. И промелькнула среди прочего такая деталь: вот уже несколько лет он по воскресеньям встает в шесть часов утра и идет разносить почту вместо мамы почтальона, чтобы она могла отоспаться хотя бы раз в неделю. Какие отметки и характеристики скажут про этого мальчика лучше и ярче? Подрастает верный и благородный мужчина.
Удивительно устроен мир: беззаветно и безоглядно любят именно тех, в кого вложили больше всего труда, души. Выросшие внуки скучают не по той бабушке, которая дарила дорогие подарки, а по той, которой надо было таскать воду, вскапывать огород. И маму особенно нежно любят те взрослые дети, которые с младенчества привыкли нести ей из детского сада конфету, выданную на полдник. И если ребята приучены встречать уставшего папу в коридоре и тащить ему тапочки, они и через много лет постаревшего, больного своего отца не оставят в одиночестве ни на день. Надо учит детей отдавать и жертвовать. Без этой науки ни они, ни родители не будут счастливы.
Правильно организованная работа с родителями — уже половина успеха в обучении и воспитании учеников. Сколько бы ни отнимало времени и даже сил, учитель должен учить родителей методически правильно помогать детям в учебе и воспитывать их. На родительских собраниях я рассказывала об особенностях той или иной темы программы; как объяснить, если обратятся дети. А ведь нам известны факты, когда в семьях либо выполняют задание за ребенка, либо навязывают неправильное решение. На родительских собраниях и в беседах я старалась внушить родителям, что они такие же воспитатели, как и учителя, лишь с той разницей, что у них не 25 учеников, а гораздо меньше, и они должны выработать в себе такие же качества, какие требуются от учителя: выдержку, терпение, индивидуальный подход к ребенку, искренний интерес к его делам и т. д. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, положительно воздействуют на формировании личности ребенка. Родители в глазах детей становятся героями. Восприимчивые души детей являются благодатной почвой, способной взрастить семена знаний, добра и нравственности.
В одном доме всегда полно ребятни — друзей сына или дочери. В другой — приходят, но только когда родители на работе, а к их приходу помогают хозяину «замести следы» и словно испаряются. А из некоторых — свои дети уходят, убегают. И хорошо, если к первым, а не в подвалы и на чердаки.
Работа с родителями в воспитании детей будет успешной и поможет совершенствованию личностных качеств школьника, если за основу взять наказ педагога В. А. Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, — и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, дневнике, — все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения, — это уродливое воспитание».
Литература:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании». В редакции. Действующей с 1 января 2011 г.-М.:КНОРУС,2011.-80 с.
2. Сухомлинский В. А. Избр. произв. В 5-ти т. — Киев, 1979–1980.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М.: Просвещение, 2011.
4. Н.М Метенова «Работа с родителями на современном этапе развития образования». -Начальная школа 2001г,№ 8.С.57–61
5. Г.Панина «Учитель и родители — оптимизация взаимодействия» — Начальная школа 2004г. № 12 с.16–17
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, семья, учитель, класс, основная образовательная программа, образовательный процесс, начальное общее образование, народная мудрость, воспитание детей.
moluch.ru
"Нетрадиционные формы работы с родителями в начальной школе. Родительский журнал." страница 2
СЛАЙД № 8
Итак, каковы же цели «Родительского дневника » :
-
обмен информацией;
-
обмен фотографиями;
-
обсуждение каких-либо вопросов или статей;
-
рекомендации;
-
помощь в изучении учебного материала (в разделе «В помощь родителям»)
СЛАЙД № 9
Что входит в содержание дневника :
-
постановка дискуссионных вопросов;
-
предложение для обсуждения двух различных точек зрения;
-
использование видеоматериалов, аудиозаписи детских выступлений,
фотографий;
-
родительские игры;
-
выставки, вернисажи детских работ;
-
новости класса;
-
рекомендуемая литература;
-
серия памяток.
СЛАЙД № 10,11
Благодаря применению этой формы работы, родители оказываются в исследовательской позиции и вместе с тем могут чувствовать себя в отношениях с другими комфортнее и безопаснее, так как начинают получать друг от друга обратную связь и эмоциональную поддержку.
СЛАЙД № 12
Каковы же результаты работы «Родительского дневника»
-
Повышение педагогической культуры родителей.
-
Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.
-
Приобщение родителей к участию в жизни школы и класса через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
-
Привлечение их к сотрудничеству, пониманию педагогических принципов.
А сейчас я наглядно продемонстрирую «Родительский дневник 3-Б класса».
СЛАЙД № 13
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и школа – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива школы и членов семей обучающихся. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и школы . Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.
СЛАЙД № 14
СЛАЙД № 15
infourok.ru
"Нетрадиционные формы работы с родителями в начальной школе. Родительский журнал."

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА №77 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Доклад на тему:
Нетрадиционные формы работы с родителями в начальной школе.Родительский журнал.
Докладчик:
учитель начальных классов
МОУ « Школа №77 города Донецка»
Ляшенко Светлана Григорьевна
СЛАЙД № 1
СЛАЙД № 2
Работа с родителями – один из труднейших участков в деятельности учителя. Эта работа требует разносторонней подготовки, прежде всего знания психологии и педагогики.
Мои принципы общения с родителями:
Помнить, что их дети - самое дорогое в жизни. Быть умной и тактичной. Постараться не обидеть и не унизить их достоинство.
СЛАЙД № 3
Основа моей воспитательной работы – союз учителя, родителей и ребёнка. Именно в начальной школе так важен контакт учителя и родителей. Ведь ребёнок – это не только объект, но и субъект воспитательного процесса.
СЛАЙД № 4
И поэтому главная цель в работе с родителями – всеми доступными средствами достигать взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры, в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентирующего на общечеловеческие ценности, профессионально помочь семье в воспитании ребенка, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций.
Данная цель реализуется через следующие задачи:
компетентности родителей;
Сотрудничество с родителями нельзя выстраивать «на глазок», ориентироваться только на интуицию, необходимо знать особенности современной семьи, ее отношение к школе и переменам в образовании.
Работа с родителями - это экзамен, который достойно должны выдержать обе стороны: и учитель, и родители.
Взаимодействие педагогов с родителями можно реализовать посредством разных форм и методов. Можно выделить традиционные и нетрадиционные формы.
В своей работе я применяю наглядно-информационную форму в нетрадиционном звучании .
СЛАЙД №5
Задачи этой формы работы направлены на обогащение знаний родителей об
особенностях развития ребенка во всех направлениях воспитания: нравственном, трудовом, эстетическом, этическом, патриотическом и физическом.
Истинным критерием эффективности работы в этом направлении является наличие единого информационного пространства для обучающихся, родителей и учителей. Таковым в нашем классе является «Родительский дневник 3-Б класса»
СЛАЙД № 6
Сначала он был в бумажном варианте у каждого родителя. Но зная, что в каждой семье есть компьютер, я решила создать такой дневник в электрон. варианте. Создала закрытую группу в ВК с названием «Родительский дневник 3-Б класса» .
СЛАЙД № 7
Часто у родителей нет времени (в силу занятости на работе) прийти в школу для получения своевременной информации о жизни класса и школы, где большую часть дня проводят их дети. А в электронном «Родительском дневнике» родители могут всегда, в удобное для них время, узнать новости класса, уточнить время проведения дополнительных занятий, задать вопрос классному руководителю или администрации школы, предупредить о болезни ребенка, попросить помощи в изучении учебного материала и многое другое.
infourok.ru
Статья «Работа с родителями»
Работа с родителями
в школе
в 2016-2017 учебном году
Работа школы с родителями включает такие направления:
Повышение уровня психолого – педагогических знаний,
Привлечение родителей к участию
в учебно – воспитательном процессе,
Участие родителей в управлении школой.
В практике работы школы используются массовые, групповые и индивидуальные формы и методы работы с родителями. Все они направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на увеличение ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей класса.
Основными формами работы школы с родителями были:
Родительские собрания
Индивидуальные беседы
Консультации
На общих собраниях педагогического коллектива и родительской общественности рассматривались вопросы:
Об итогах работы школы за 2015-2016 учебный год. Цели и задачи на 2016-2017гг.
Особенности обучения в 2016-2017 учебном году
Обеспечение обучающихся учебниками
Организация горячего питания
Минимальные мозговые дисфункции. Диагностика и коррекция
Об итогах успеваемости за 1 полугодие 2016-2017 учебного года
Об организации горячего питания
Об ответственности родителей за воспитание детей (выступление инспектора сектора по делам несовершеннолетних Кировского района старшего лейтенанта )
Об окончании 2016-2017 учебного года, сдачи ГИА обучающихся 9,11 классов, о переводных экзаменах в 6,7,8,10 классах
На заседаниях родительского комитета школы рассмотрены вопросы:
Об итогах работы общественного родительского комитета в 2015-2016 учебном году
Об усилении требований по соблюдению контрольно-пропускного режима в учреждении
О правилах поведения для обучающихся
О запрете сбора денег в классных коллективах
Об укреплении учебно-материальной базы
О мероприятиях по сохранению здоровья детей
На родительских собраниях рассматривались организационные и тематические вопросы:
Круглый стол «Трудности адаптации ребенка в школе (1 кл.)
Видеофильм «Новые Республиканские Государственные образовательными стандарты (1-11 кл.)
Ознакомление с приказом МОН ДНР от 18.05.2015г. № 165 «О недопущения сборов родительских взносов на материально-техническое обеспечение общеобразовательных учреждений» (1-11 кл.)
Физиологические трудности адаптации пятиклассников к школе (5а, 5б)
Возрастные особенности обучающихся начальных классов (4б)
Взаимодействие детей и родителей в семье (4а)
Психологические особенности третьеклассников )3а)
О проведении месячников «Всеобуч» и «Внимание, дети!» (1-11)
Организация горячего питания классы и ГПД (1-11)
Профилактика суицидального поведения. Советы родителям «Как обезопасить подростков» (1-11)
Круглый стол «Мой ребенок становится трудным» (3б)
Семейные ценности – основа благополучного общества (10а)
Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей летом 2017 года (1-11)
О необходимости проведения в семье бесед по предупреждению дорожно-транспортных происшествий (1-11)
Об усилении профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности (1-11)
О личной ответственности родителей за жизнь и здоровье детей (1-11)
Об организации государственной итоговой аттестации (9,11 кл.) Количество, проведенных классных собраний приведено в таблице:
| 1А | 2А | 3А | 3Б | 4А | 4Б | 5А | 5Б | 6А | 7А | 7Б | 8А | 9А | 10А | 11А |
| 4 | 5 | 5 | 5 | 6 | 6 | 6 | 5 | 5 | 3 | 4 | 4 | 5 |
В школе ведется журнал индивидуальной работы с родителями, в котором отражены беседы по проблемным вопросам: посещаемость, успеваемость, поведение.
Количество бесед с родителями, проведенных классными руководителями за год приведено в таблице:
| класс | 1А | 2А | 3А | 3Б | 4А | 4Б | 5А | 5Б | 6А | 7А | 7Б | 8А | 9А | 10А | 11А |
| кол-во бесед в журнале | 15 | 31 | 76 | 122 | 64 | 34 | 26 | 37 | 38 | 33 | 81 | 70 | 125 | 79 | 157 |
| Кол-во бесед на 1 обуч. | 0,6 | 1,2 | 4,5 | 5,8 | 3,4 | 2,1 | 1,2 | 1,9 | 1,5 | 5,2 | 5,4 | 3,3 | 4,3 | 7,2 | 7,5 |
Особенно важно обратить внимание на семьи, в которых воспитываются дети, находящиеся под опекой (4б, 5б, 7а, 7б, 9а, 10а, 11а классы) и дети, состоящие на внутришкольном учете (6а, 8а, 9а классы) или воспитываются в семьях, в которых сложились сложные жизненные обстоятельства (2а, 6а, 8а классы).
На хорошем уровне велась работа классными руководителями 10а класса ., 11а класса На низком уровне классными руководителями 1а класса , 2а класса, 4б класса, 5а класса , 5б класса, 6а класса .
Так классный руководитель 1а класса, которая знакомилась с семьями и условиями проживания не осуществила необходимые записи в журнале.
Во 2а, 4б, 5а, 6а есть учащиеся и семьи, которые требуют особого педагогического внимания. В 4б, 5б классах есть учащиеся, находящиеся под опекой.
На недостаточном уровне работа социального педагога с семьями льготных и контролируемых категорий.
Родители обучающихся участвовали в проведении массовых воспитательных школьных и классных мероприятий.
В работе с родителями принимали участие члены педколлектива, в том числе администрация, социальный педагог, практический психолог, а также специалисты сектора по делам несовершеннолетних Кировского района
Выводы:
Работа с родителями велась на удовлетворительном уровне
Тенденции:
Положительные:
Организация работы с родителями по различным психолого-педагогическим вопросам
Негативные:
Низкий уровень организации работы с родителями и ведения школьной документации некоторыми классными руководителями.
Пути решения проблемы:
Повышение ответственности классных руководителей, социального педагога за работу с родителями обучающихся.
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Журнал "Начальная Школа"
Общественный смотр знаний – одна из форм работы с родителями
Статьи на сайте 26 июня 2014 Работа с родителями
0
РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Журнал "Начальная школа" №3/2013 Работа с родителями
1
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ «ОСТОРОЖНО: КОМПЬЮТЕР!»
Журнал "Начальная школа" №3/2013 Работа с родителями
1
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА»
Журнал "Начальная школа" №3/2013 Работа с родителями
1
В.Н. Корчуганова. Оработе клуба «Отцы и дети»
Журнал "Начальная школа" №1/2011 Работа с родителями
1
Л.А. Нефедова. Работа с родителями по пропаганде здорового образа жизни
Журнал "Начальная школа" №1/2011 Работа с родителями
1
Г.Н. Гордеева.Овозможностях возрастной воспитательной программы
Журнал "Начальная школа" №1/2011 Работа с родителями
1
Родительское собрание «Я подарю тебе мир»
Журнал "Начальная школа" №1/2012 Работа с родителями
1
Родительскоесобрание «Роль взаимоотношений в семье духовн-онравственного человека»
Журнал "Начальная школа" №6/2011 Работа с родителями
1
. Родительское собрание на тему «Давайте играть»
Журнал "Начальная школа" №6/2011 Работа с родителями
1
Отпростого к сложном
Журнал "Начальная школа" №6/2011 Работа с родителями
1
Родительское собрание в форме педагогической мастерской
Журнал "Начальная школа" №9/2011 Работа с родителями
1
Работа родительского комитета в школе
Журнал "Начальная школа" №9/2011 Работа с родителями
1
Здоровье и вредные привычки
Журнал "Начальная школа" №1/2010 Работа с родителями
1
Родительское собрание «Поговорим о любви и дружбе»
Журнал "Начальная школа" №1/2010 Работа с родителями
1
С.Н. Строй. Родительское собрание на тему«О воспитанности...»
Журнал "Начальная школа" №2/2010 Работа с родителями
1
Т.Б. Будилова. Родительское собрание на тему«Как научить ребенка читать книгу?»
Журнал "Начальная школа" №2/2010 Работа с родителями
1
Герои сказок в роли домашнего психолога
Журнал "Начальная школа" №2/2010 Работа с родителями
1
Семейный праздник в I классе
Журнал "Начальная школа" №2/2010 Работа с родителями
1
Как организовать работу с родителями
Журнал "Начальная школа" №4/2015 Работа с родителями
1
Художественно-творческое воспитание младших школьников на фольклорных традициях
Журнал "Начальная школа" №4/2015 Работа с родителями
1
Кружок «Деревня мастеров»
Журнал "Начальная школа" №4/2015 Работа с родителями
1
Организация рефлексивной деятельности родителей
Журнал "Начальная школа" №6/2015 Работа с родителями
1
Образовательный блог как ресурс сетевого взаимодействия
Журнал "Начальная школа" №6/2015 Работа с родителями
1
Рекомендации родителям по развитию коммуникативных способностей младшего школьника
Журнал "Начальная школа" №6/2015 Работа с родителями
1
Вовлечение родителей в учебновоспитательный процесс
Журнал "Начальная школа" №8/2016 Работа с родителями
1
Эффективные формы взаимодействия педагога с родителями учащихся
Журнал "Начальная школа" №2/2017 Работа с родителями
1
n-shkola.ru
| Мероприятия | Сроки | Ответственные | |
| 1. Изучение семей учащихся, положение детей в семье, условий их жизни. | |||
| Обследование материально-бытовых условий вновь прибывших семей | сентябрь, октябрь | Классные руководители 1-х, 5-х, 10-х классов | |
| Рейды « Неблагополучная семья», « Подросток» | сентябрь, октябрь, декабрь, март, май, август, июнь, июль | Администрация, специалисты СППС, педагогический коллектив | |
| Посещение опекунских семей | ноябрь, апрель | Классные руководители, специалисты СППС | |
| Посещение семей, учащихся, состоящих на учете ВК | 1 раз в месяц | Классные руководители, специалисты СППС | |
| Посещение семей, где дети признаны находящимися в СОП | 1 раз в неделю | Классные руководители, специалисты СППС | |
| 2. Организация и проведение родительского всеобуча (лекторий). | |||
| «Ваш ребенок пошел в первый класс» | сентябрь | Cпециалисты СППС | |
| «Режим дня и его значение для организации жизни и деятельности школьника» | октябрь | Фельдшер школы, педагог-психолог | |
| «Подростковый возраст – возраст стремительного развития физических и умственных сил» | ноябрь | Педагог- психолог | |
| «Роль семьи и школы в правовом и нравственном воспитании» | декабрь | Зам. директора по ВР, педагог социальный | |
| «Воспитание дисциплины и трудолюбия как составляющих успеха» | январь | Специалисты СППС | |
| «Формирование у подростка правосознания, культуры поведения в школе, семье, общественных местах» | февраль | Специалисты СППС | |
| «Особенности переходного возраста. Профилактика нервных срывов, утомляемости, курения и других вредных привычек» | март | Педагог социальный | |
| «Профилактика детского травматизма, правила безопасного поведения в школе и дома» | апрель | Зам. директора по ВР, специалисты СПП | |
| «Ответственность перед законом: что необходимо знать детям и родителям» | май | Специалисты СППС | |
| 3. Правовое, психолого- педагогическое просвещение родителей. | |||
| Круглый стол «Правоотношения родителей и детей» | сентябрь | Специалисты СППС | |
| Деловая игра ««Как научить ребёнка быть счастливым и не сформировать комплексы » | октябрь | Педагог-психолог | |
| Круглый стол «Субкультуры в молодежной среде и их влияние на формирование подросткового мировоззрения» | ноябрь | Специалисты СППС | |
| Семинар- практикум «Роль семьи в воспитании ребенка. Обязанности родителей по организации безопасного досуга ребенка во внеурочное и каникулярное время» | декабрь | Педагог социальный | |
| Круглый стол «Нравственные основы воспитания ребенка в семье» | январь | Педагог- психолог | |
| Родительский ринг «Круг общения подростков и его влияние на поведение» | февраль | Педагог социальный | |
| Лекция «Влияние алкоголя на общение в семье» | март | Педагог- психолог, фельдшер | |
| Круглый стол «Вредные привычки подростков и их профилактика» | апрель | Педагог социальный | |
| Семинар «Безопасное лето» | май | Специалисты СППС | |
| 4. Проведение общешкольных и классных родительских собраний. | |||
| Организационные классные родительские собрания(1-11 кл.) | сентябрь | Классные руководители | |
| Общешкольное родительское собрание «Особенности образовательного процесса в 2016/2017 учебном году» | сентябрь | Администрация школы | |
| Классные родительские собрания 1 кл. «Первый раз в первый класс» 5 кл. «Трудности адаптации ребенка к обучению в 5-м классе» | октябрь | Классные руководители | |
| Классные родительские собрания «Роль семьи в развитии моральных качеств подростка».» (2-4,6,7кл.) | октябрь | Классные руководители | |
| Классное родительское собрание «Эмоциональный мир ребенка. Его значение и пути развития» (1-7 кл.) | ноябрь | Классные руководители | |
| Классные родительские собрания «Помощь семьи в правильной профессиональной ориентации подростков» (8-11 кл.) | ноябрь | Классные руководители | |
| Общешкольное родительское собрание «Совместная работа школы и семьи по воспитанию детей»(5-11 кл.) | декабрь | Зам. директора по ВР, специалисты СППС | |
| Классные родительские собрания «Культурные ценности и их развитие у детей в семье» (5-11 кл.) | февраль | Классные руководители | |
| Классные родительские собрания «Физическое развитие младших школьников в школе и дома» (1-4 кл.) | февраль | Классные руководители, фельдшер | |
| Общешкольное родительское собрание «Проблемы общения и их значение в жизни подростка» (4-11 кл.) | март | Зам. директора по ВР, специалисты СППС | |
| Классные родительские собрания «Ошибки в воспитании детей» (1-3 кл.) | март | Классные руководители | |
| Классные родительские собрания «Проблемы полового воспитания. Формирование высоконравственных отношений между мальчиками и девочками» (5-8 кл.) | апрель | Классные руководители, педагог-психолог | |
| Общешкольное родительское собрание «Значимость выбора в жизни человека» (9-11 кл) | апрель | Зам. директора по ВР, специалисты СППС, представители учебных заведений | |
| Классные родительские собрания «Значение семьи в формировании у младших школьников адекватной самооценки, положительной мотивации к школе» | апрель | Классные руководители | |
| Классные родительские собрания « Семья и школа – партнеры в воспитании детей» (1-8, 10 кл.) | май | Классные руководители | |
| Родительское собрание для родителей учащихся 4 кл. «Что выбрать – гимназию или школу?» | май | Зам.директора по УР | |
| Классные родительские собрания « Об особенностях экзаменационной кампании»(9,11 кл.) | май | Классные руководители, зам. директора по УР | |
| 5. Проведение индивидуальных и групповых консультаций, привлечение родителей на занятия консультационного пункта. | |||
| «Роль взрослых в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях» | сентябрь | Педагог-психолог | |
| «Воспитание уважения к старшим» | октябрь | Педагог социальный | |
| «Как общаться с подростком» | ноябрь | Педагог-психолог | |
| «Школьная тревожность и ее преодоление» | декабрь | Педагог- психолог | |
| «Эстетика быта, поведения подростка в семье и общественных местах» | январь | Педагог социальный | |
| «Воспитание у учащихся ответственного отношения к учению» | февраль | Педагог- психолог | |
| «Обязанности родителей по воспитанию, обучению, содержанию несовершеннолетних детей» | февраль | Педагог социальный | |
| «Профилактика и разрешение конфликтов в семье» | март | Педагог-психолог | |
| «Здоровый быт - необходимое условие успешного воспитания детей в семье» | март | Специалисты СППС | |
| «Правила и ошибки в выборе профессии» | апрель | Специалисты СППС | |
| «Компьютер и дети: будьте осторожны» | апрель | Педагог- психолог | |
| «Досуг ребенка в семье» | май | Педагог социальный | |
| «Организация свободного времени подростка. Труд и отдых в период летних каникул» | май | Педагог социальный | |
| 6. Привлечение родителей к сотрудничеству по всем направлениям деятельности, к работе общешкольного родительского комитета | |||
| Помощь в укреплении материально-технической базы. | В течение года | Председатель попечительского совета | |
| Помощь в благоустройстве школы, территории | В течение года | Председатель попечительского совета | |
| Помощь в организации экскурсий поездок | В течение года | Председатель родительского комитета | |
| Помощь в проведении творческих дел | В течение года | Председатель родительского комитета | |
| Работа общешкольного попечительского совета | В течение года | Директор, зам. директора по АХР | |
| Работа классного родительского комитета | В течение года | Классные руководители | |
| 7.Организация работы «Школы отцов» | |||
| Заседание №1 «Повышение роли отца в семье» | октябрь | Зам. директора по ВР, специалисты СППС | |
| Заседание №2 «Личный пример отца в формировании здорового образа жизни ребенка» | декабрь | Специалисты СППС, фельдшер | |
| Заседание №3 «Особенности воспитания ребенка отцом. Наказания - быть или не быть» | март | Зам. директора по ВР, специалисты СППС | |
| Заседание №4 «Свободное время вместе с детьми» | май | Специалисты СППС | |
| 8. Организация клуба общения (для родителей подростков с девиантным поведением) | |||
| «Воспитание навыков и привычек культурного поведения» | ноябрь | Специалисты СППС, инспектор ИДН | |
| «Воспитание у детей чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности за свои поступки» | январь | Специалисты СППС | |
| «Методы воспитания сознательной дисциплины у детей в семье» | февраль | Специалисты СППС, инспектор ИДН | |
| «Круг общения подростков и его влияние на формирование нравственного поведения. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних» | март | Специалисты СППС, представители правоохранительных органов | |
| Организация летнего досуга | май | Специалисты СППС | |
| 9. Привлечение родителей к созданию информационного банка «Родительский вестник». | |||
| Выпуск №1 «Мудрость родительской любви» | сентябрь | Педагог- психолог | |
| Выпуск №2 «Закон и ответственность» | октябрь | Педагог социальный | |
| Выпуск №3 « Как предупредить отчужденности между родителями и детьми» | ноябрь | Педагог- психолог | |
| Выпуск №4 «Важные аспекты воспитания детей» | декабрь | Педагог социальный | |
| Выпуск №5 «К чему приводят внутрисемейные конфликты?» | январь | Педагог- психолог | |
| Выпуск № 6 «Востребованность профессий на рынке труда» | февраль | Педагог социальный | |
| Выпуск №7 «Учим ребенка общаться» | март | Педагог- психолог | |
| Выпуск №8 «Здоровый образ родителей - здоровые дети, здоровая нация» | апрель | Педагог социальный | |
| Выпуск №9 «Роль родителей в организации досуга несовершеннолетних» | май | Педагог социальный | |
| Оформление информационного стенда « Для вас родители» | В течение года | Специалисты СППС | |
| 10. Участие в традиционных общешкольных праздниках. | |||
| Торжественная линейка « Здравствуй, школа!» | сентябрь | Зам. директора по ВР | |
| Спортивный праздник « Папа, мама, я – спортивная семья» | сентябрь | Педагог- организатор | |
| Концертная программа « День матери» | октябрь | Педагог- организатор | |
| Праздник «Осенняя ярмарка» | октябрь | Педагог- организатор | |
| Праздник « Новогодний хоровод» | декабрь | Педагог- организатор | |
| Конкурс « Папа, мама, я – читающая семья» | январь | Педагог- организатор | |
| Ярмарка « Широкая Масленица» | февраль | Педагог- организатор | |
| Выставка семейного творчества | март | Педагог- организатор | |
| Родительский субботник | апрель | Зам. директора по ВР | |
| Концертная программа «День семьи» | май | Педагог- организатор | |
| Торжественный праздник « Последний звонок» | май | Зам. директора по ВР | |
| Праздник «Выпускной вечер» | июнь | Зам. директора по ВР | |
| 11. Проведение диагностических исследований, анкетирование. | |||
| Анкетирование «Как мой ребенок проводит свободное время» | октябрь | Зам. директора по ВР, классные руководители | |
| Анкетирование « Знаете ли вы своего ребенка?» | ноябрь | Педагог- психолог, классные руководители | |
| Анкетирование родителей пятых классов. | декабрь | Педагог- психолог, классные руководители | |
| Анкетирование родителей - опекунов | январь | Педагог- психолог | |
| Анкетирование для родителей учащихся 9,11 классов « Будущая профессия моего ребенка» | февраль | Педагог-психолог, классные руководители | |
| Диагностика « Удовлетворенность родителей работой школы» | май | Зам. директора по ВР, классные руководители | |
www.school7.goroo-orsha.by
Программа работы с родителями в начальной школе
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
ПРОГРАММА
РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Чухланцева Дарья Ильинична
учитель начальных классов

2015 год, г.Сарапул
ПРОГРАММА
РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Пояснительная записка
С принятием Федерального Закона “Об образовании в Российской Федерации” возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и школы. Это выражается в ориентации на государственно-общественное управление образованием, праве на существование всех форм образования, в том числе семейного, в обновлении содержания обучения и воспитания.
Семейная политика в России признается одним из приоритетных направлений социальной политики.
Сегодня в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, “авторитетом” становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к “выходу” ребенка из-под влияния семьи.
Создавшееся положение способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде.
И если школа не будет уделять должное внимание совершенствованию учебно-воспитательного процесса, направленного на взаимодействие родителей и педагогов то, произойдет отчуждение семьи от образовательного учреждения, педагогов - от семьи, семьи - от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.
Школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Именно поэтому разработка Программы работы с родителями в начальной школе является важной и актуальной для классного руководителя.
Цель программы - создание оптимальных условий для взаимодействия школы и семьи.
Задачи:
1.Повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по вопросам воспитания ребенка в семье и школе.
2.Сoдействие сплочению родительского коллектива, вовлечения пап и мам в жизнедеятельность классного сообщества.
3.Выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка.
4.Пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактики неверных действий по отношению к своему сыну или дочери со стороны родителей.
Прогнозируемые результаты:
• повышение уровня педагогической культуры родителей;
• создание условий, способствующих развитию взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы;
• уменьшение числа конфликтов между детьми и родителями, родителями и учителями, детьми и учителями.
Количество часов: 36
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1Презентация
1.2 Законы жизни семьи, законы жизни класса
1
1.3 Эстетическое воспитание ребенка в семье – школа высококультурного человека
1
Приготовить памятки для родителей
2
Совместные праздники родителей и детей
2.1 Земля красива красотою мамы
2
2.2 Новый год к нам мчится!
2
2.3 В честь защитников Отечества
2
2.4 Без девочек жить нельзя!
2
2.5 Папа, мама, я – спортивная семья
2
3
Обучающие тренинги
3.1 Как помочь сохранить здоровье детей?
1
Приготовить памятки для родителей
3.2Уроки этикета для родителей и младших школьников
1
2
3.3Как организовать безопасное взаимодействие с компьютером?
1
3.4 Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребенка?
2
4
Круглые столы
4.1 Роль родителей в правовом воспитании детей
1
Пригласить специалистов
4.2 Авторитет родителей: истинный и ложный
1
Пригласить педагога-психолога
5
Устный журнал
5.1 Досуг в семье
1
2
Презентация родителями своих семейных фотографий проведения досуга
5.2 Природа и дети
1
5.3 Семейный театр
1
2
6
Творческие лаборатории родителей
6.1 В гостях у сказки
2
Создание родителями лэпбука для детей
6.2 Времена года
2
Создание родителями плаката
6.3 У нас растут дети
2
7
Семинары
7.1«Школа эффективного родителя»
1
Приготовить буклеты для родителей
7.2 Нравственное воспитание детей в семье
2
Итого:
15
21
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Взаимодействие семьи и школы
Тема 1.1Семья и школа: пути взаимодействия
Семья, воспитание. Социальный институт. Формы организации взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Помощь родителей. Обязанности педагогического коллектива. Как создать воспитывающую среду, обеспечивающую единство требований школы и семьи.
Форма проведения: проблемная лекция
1.2 Законы жизни семьи, законы жизни класса
Отрывком из произведения великого драматурга Древней Греции Софокла. Вступительного слова педагога. Задание для родителей по определению закона семьи. Задание для родителей – диагностика по гербу семьи.
Форма проведения: проблемная лекция
Тема 1.3 Эстетическое воспитание ребенка в семье – школа высококультурного человека
Выявление проблемы формирования эстетической культуры ребенка. Демонстрация родителям достигнутых успехов в развитии эстетической культуры учащихся во внеклассной и учебной деятельности.
Форма проведения: комбинированное занятие
Раздел 2. Совместные праздники родителей и детей
Тема 2.1 Земля красива красотою мамы
Стихотворение «Что за праздник готовится тут?». Выставка портретов мам. Дети исполняют песню «Здравствуй, мама». Стихотворения «Нежная мама». Дети исполняют песню «Любимая мама». Показ презентации «Мамочка, самая любимая на свете!». Конкурс 1 «Ласковые слова». Конкурс 2 «Угадай крупу». Исполнение частушек. Танец «Недетские игры». Конкурс 3 «Угадай варенье». Конкурс 4 «Найдите своего ребёнка». Дети дарят мамам открытки, сделанные своими руками, и целуют мам. Дети исполняют песню «Песенку мамонтенка!».
Форма проведения: праздник
Тема 2.2 Новый год к нам мчится!
Гороскоп на новый год. Сценка «Встреча Деда Мороза и посла Японии». Песня «Новый год к нам мчится!». Хоровод вокруг елки. Стихотворения для Деда Мороза. Танец «Снежинок». Поздравление родителей и детей.
Форма проведения: праздник
Тема 2.3 «В честь защитников Отечества»
Стихотворения. Песня «Наша армия самая сильная». Исполняется песня «Солдатушки – бравы ребятушки». Стихотворения о десантниках. Танец десантников. Сценки О. Узоровой «Поздравляем наших мальчиков». Танец «Барышня и хулиган». Стихотворения с поздравлениями пап. Песня «Служить России».
Форма проведения: концерт
Тема 2.4 «Без девочек жить нельзя!»
Песня «Зеленая карета» А. Суханова. Стихотворение о весне. Песня Рустамова Р. и Мироновой Л. «Мы запели песенку». Сценка «Мы с Мишкой». Поздравление мам и бабушек. Танец «Бабушки-старушки». Дети дарят цветы. Песня «Нас качая в колыбели».
Форма проведения: концерт
Тема 2.5 Папа, мама, я – спортивная семья
Стихотворение о семье. Представление команд. Конкурс «Полоса препятствий». Конкурс «Прыжки на мячах». Конкурс «Дружная семейка». Конкурс «Перейди туннель». Конкурс «Сороконожка». Конкурс «Вылови шар ложкой». Награждение.
Форма проведения: спортивный праздник
Раздел 3. Обучающие тренинги
3.1 Как помочь сохранить здоровье детей?
Что такое здоровье. Что влияет на здоровье? Факторы, влияющие на здоровье. Стресс. Важность сна. Питание. Спорт. Составление памятки для родителей.
Форма проведения: тренинг
Тема 3.2 Уроки этикета для родителей и младших школьников
Что такое этикет. Знакомство. Этикетные выражения при знакомстве. Слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы. Внешний вид. Одежда в школе и дома. О чем говорит портфель ребенка. Гигиена одежды и обуви. Кто опрятен – тот людям приятен. Вежливая просьба, отказ. Умение говорить и слушать. Поведение в школьной столовой. Поведение в общественном транспорте, в театре, кино, цирке, на концерте. Нормы речевого общения дома, со взрослыми и младшими членами семьи. Как писать письма, записки, объявления. Правила речевого этикета при встрече, прощании, за столом, по телефону.
Форма проведения: обучающий тренинг
Тема 3.3 Как организовать безопасное взаимодействие с компьютером?
Польза и вред компьютерных игр. Могут ли дети гулять в Интернете без присмотра? Что надо знать о компьютерной зависимости. Правила борьбы с компьютероманией. Как использовать компьютер без вреда для здоровья. Основные вредные факторы. Памятка «Как организовать безопасное взаимодействие с компьютером?».
Форма проведения: тренинг
Тема 3.4 Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребенка?
Анкетирование детей и родителей по проблеме собрания. Социометрия детского коллектива. Тренинговый практикум по преодолению детской застенчивости и неуверенности: упражнение «Автопортрет», упражнение «Мои эмоции», упражнение «Неоконченный рассказ», упражнение «Свет мой, зеркальце», упражнение «Маски», упражнение «Приятный или неприятный разговор», упражнение «Дневник», упражнение «Сказочное волшебство», упражнение «Письмо», упражнение «Перевоплощение». Памятки для родителей по преодолению застенчивости и неуверенности в себе их детей.
Форма проведения: обучающий тренинг
Раздел 4. Круглые столы
Тема 4.1 Роль родителей в правовом воспитании детей
Воспитание. Кто осуществляет воспитание ребенка. Права и обязанности родителей. Выступление инспектора полиции. Знакомство с семейным кодексом РФ. Уголовная и административная ответственность родителей за неисполнение обязанностей по воспитанию. Брошюра о правовых аспектах, связанных с ответственностью родителей за воспитание детей, брошюра «права несовершеннолетних».
Форма проведения: круглый стол
Тема 4.2 Авторитет родителей: истинный и ложный
Выступление педагога-психолога. Понятие авторитета. Авторитет подавления. Авторитет расстояния. Авторитет чванства. Авторитет педантизма. Авторитет резонерства. Авторитет любви. Авторитет доброты. Авторитет дружбы. Настоящий родительский авторитет в семье.
Форма проведения: круглый стол
Раздел 5. Устный журнал
Тема 5.1 Досуг в семье
Знакомство с понятием досуг. Первая страница журнала - «Высказывания о семье». Вторая страница журнала - «Семейные корни». Третья страница журнала - «А мы и не знали…». Четвертая страница журнала - «Семейные трудности при организации досуга». Презентация родителями своих семейных фотографий проведения досуга.
Форма проведения: устный журнал
Тема 5.2 Природа и дети
Введение. Первая страница журнала - «Охрана природы. Законы экологии». Вторая страница журнала - «Природа радует детей». Третья страница журнала - «Знаете ли вы природу?». Четвертая страница журнала - «Звуковая». Пятая страница журнала - «Кроссвордная». Шестая страница журнала - «Прогноз погоды».
Форма проведения: устный журнал
Тема 5.3 Семейный театр
Первая страница журнала – «История возникновения семейного театра». Вторая страница журнала – «Как устроить домашний театр?». Третья страница журнала - «Сказкотерапия».
Форма проведения: устный журнал
Раздел 6. Творческие лаборатории родителей
Тема 6.1 В гостях у сказки
Понятие сказки. Виды сказок. Герои русско-народных сказок. Игра «Скажи колобку добрые слова». Создание родителями лэпбука для детей.
Форма проведения: творческая лаборатория
Тема 6.2 Времена года
Обсуждение пословицы: «Хороша зима снегами, весна - цветами, лето - грибами, а осень – стогами». Создание родителями плаката с тематикой времен года.
Форма проведения: творческая лаборатория
Тема 6.3 «У нас растут дети»
Игра – что это такое? Нужна ли нашим детям игра? Что она им даёт? Так во что же играют наши дети? Какие детские журналы Вы выписали своему ребёнку? Создание памятки «Родителю в семью».
Форма проведения: творческая лаборатория
Раздел 7. Семинары
Тема 7.1 «Школа эффективного родителя»
Вводная беседа. Упражнение-знакомство «Мячик». Упражнения «Ассоциации». Упражнение «Парад стереотипов». Как действовать, когда ребенок не хочет идти в школу. Как правильно построить режим дня ребенка. Создание буклетов по теме.
Форма проведения: семинар
Тема 7.2 Нравственное воспитание детей в семье
Влияние семьи на воспитание ребенка. Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья. Семья главный институт воспитания. Воспитание. Нравственность. Нравственные ценности, ориентиры и убеждения. Нравственные потребности. Разбор нравственных потребностей. Нравственность ребёнка. Особенности семейного воспитания. Памятка родителям от ребенка.
Форма проведения: семинар
Литература
Литература для педагогов:
Алешина В. О. Клубная форма работы с семьей // Начальная школа. 2008. № 1. С. 7—9.
Валькова Л. Н. Семейный клуб — одна из активных форм повышения компетентности участников образовательного процесса // Начальная школа. 2010. № 6. С. 25—29.
Власовой и В.Г. Петровой. - М.: Просвещение, 2004. - 176 с.
Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей. Книга для учителя / Под редакцией В.В. Воронковой. - М.: Шк. Пресс, 1994. - 416 с.
Гордиенко Е. А., Юсупова Г. С. Совместная работа школы, семьяМ,Просвещение, 1995. – 55 с.
Дульнев Г.М. Учебно - воспитательная работа в школе: Пособие для учителей / Под редакцией Т.А.
Рябов А. Е. Что определяет отношение родителей к учителям, работающим в начальной школе? // Начальная школа. 2001. № 4. С. 27—30.
Современная работа с родителями в начальной школе, Перекатьева О.В., Подгорная С.Н., 2005.
Тимарцева Л. В. Изучение истории семьи// Начальная школа. 2008. № 2. С. 67—74.
Полезные сайты:
Детский семейный образовательный телеканал. [Электронный ресурс]\\ Режим доступа: http://www.radostmoya.ru/ Дата обращения 13. 10. 2015 г.
Детский образовательный портал для детей, родителей, учителей, воспитателей. [Электронный ресурс]\\ Режим доступа: http://kidportal.ru/ Дата обращения 13. 10. 2015 г.
Лучшие мультфильмы и флеш-игры для детей. [Электронный ресурс]\\ Режим доступа: http://www.myltik.ru/ Дата обращения 13. 10. 2015 г.
Русские народные поговорки. воспитателей [Электронный ресурс]\\ Режим доступа: http://www.wtr.ru/aphorism/prov1.htm Дата обращения 13. 10. 2015 г.
Литература для родителей:
Гиппенрейтер Ю. Б. "Общаться с ребенком. Как?", 2002.
Джон Кехо, Нэнси Фишер Сила разума для детей – Минск, Попурри,2003.
Жаров Леонид, Светлана Ермакова. Как не орать на ребёнка. Опыт спокойного воспитания. 2005.
Комаровский Евгений. ОРЗ: «руководство для здравомыслящих родителей».2008.
Хасанов А.Е. Тесты для родителей. –Минск, Харвест, 1999.
Эда Ле Шан. Когда ваш ребенок сводит вас с ума, 2005.
infourok.ru






