Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Развлечение (журнал)English: Razvlecheniye. Журнал развлечение


Развлечение (журнал)

«Развлече́ние» — иллюстрированный литературно-юмористический журнал, выходивший в Москве еженедельно в 1859—1916 (?) годах[1]. В источниках существуют разные версии по поводу даты закрытия журнала. По некоторым данным, издание прекратило свою деятельность в 1905 году[2][3]; по другим сведениям, оно выходило вплоть до 1918-го[4].

У истоков журнала стоял Фёдор Миллер, совмещавший обязанности издателя и редактора до 1881 года; в дальнейшем владельцы «Развлечений» часто менялись[1].

В журнале публиковались стихи, рассказы, повести; фирменным зна́ком «Развлечений» были карикатуры, печатавшиеся в каждом номере.

С изданием сотрудничали поэт-пародист Борис Алмазов, учёный Владимир Даль, писатель Александр Левитов, публицист Тихон Герольдов (под псевдонимом «Фру-Фру»), поэт и журналист Дмитрий Минаев; Антон Чехов отдавал в «Развлечения» свои ранние рассказы[1].

Издатели

Фёдор Миллер, первый издатель журнала

Фёдор Миллер, основавший журнал, в первые месяцы допустил крупную идеологическую ошибку: не проконтролировал сдачу в набор номера, в котором планировалось напечатать стихи писателя Данилова за подписью «Волинадо». По воспоминаниям Владимира Гиляровского, издатель был вызван в цензурный комитет, чиновники которого расшифровали псевдоним как сочетание слов «Воли надо». Миллера наказывать не стали, а Данилова, несмотря на заверения, что «Волинадо» — это его фамилия, написанная наоборот, отправили в двухлетнюю ссылку на Кавказ[5].

Финансовое положение журнала при Миллере было тяжёлым, денег для привлечения толковых авторов не хватало, поэтому порой весь номер готовил И. А. Вашков — единственный постоянный сотрудник, который фактически выполнял обязанности редактора и писал рассказы и фельетоны под псевдонимом «Мичман Жевакин»[5].

Антон Чехов, характеризуя ироничное отношение в обществе к изданию Миллера, упомянул про журнал в рассказе «Перед свадьбой» (1880), герой которого

Любит больше всего на свете свой почерк, журнал «Развлечение» и сапоги со скрипом, а наиболее всего самого себя.
Журнал «Развлечение», первая полоса

Александр Викторович Насонов, ставший издателем журнала после смерти Миллера (1881), к журналистике никакого отношения не имел: он работал в железнодорожном ведомстве. Однако именно при нём «Развлечение» начало обретать популярность. Там печатались Александр Плещеев, Сергей Терпигорев, Василий Немирович-Данченко, Пётр Невежин[6]. Чехов опубликовал в юбилейном (посвящённом 25-летию со дня выхода) номере рассказ «Маска»; позже принёс в редакцию роман «Брак по расчёту» (1884, № 43) и пародию на святочный рассказ «Страшная ночь» (1884, № 50)[7]. Для руководства музыкальным отделом журнала Насонов пригласил композитора Александра Дюбюка. В издание пришли художники-карикатуристы; темы для иллюстраций сочинялись на субботних вечерах у издателя; за удачные мысли и свежие идеи сотрудникам сразу выплачивался гонорар[6]. С 1884 года фактическим редактором журнала был Евстафий Савельевич Фёдоров-Чмыхов[8].

И. А. Щербов получил журнал «за долги» в конце 1885 года, когда у Насонова возникли финансовые сложности, не позволявшие вкладывать средства в «Развлечение». Недолгая издательская деятельность Щербова привела к тому, что из журнала ушли многие авторы[6].

Иван Андреевич Морозов, очередной владелец «Развлечения», решил не брать в журнал сотрудников, претендующих на высокую зарплату. У него было всего два автора — создатель множества «сердцещипательных» романов Алексей Михайлович Пазухин и писатель Иван Кондратьев, которые своими произведениями почти целиком заполняли номер. Карикатуры и стихи либо приобретались издателем за бесценок, либо «переделывались из старых»[9].

Николай Никитич Соедов, которому «Развлечение» досталось от Морозова (1891), был по роду деятельности далёк от издательской сферы (он работал в Московском кредитном обществе), однако благодаря дружбе с писателями и актёрами сумел сделать журнал безубыточным. Система его работы была близка той, которую применял Насонов: Соедов устраивал у себя дома «деловые вечеринки», во время которых шло планирование очередного номера[9]:

Памятна мне вечеринка перед днём пятидесятилетия журнала, где обсуждался выпуск большого юбилейного номера. На нём Фёдор Иванович Шаляпин, ещё начинавший только свою карьеру, первый раз спел «Дубинушку», а мы хором подпевали.
Николай Пастухов

Сам юбилейный выпуск, по воспоминаниям Гиляровского, вышел в свет на хорошей бумаге; в номере были напечатаны портреты не только всех действующих сотрудников, но и основателя журнала Миллера[9].

Николай Иванович Пастухов, издатель «Московского листка», долгие годы был персонажем карикатур и стихотворных фельетонов, публикуемых на страницах «Развлечения». Перекупив его у Соедова, Пастухов продемонстрировал, что не намерен извлекать из журнала выгоду: «Развлечение» стало бесплатным приложением к «Московскому листку». В таком виде журнал просуществовал год, после чего Пастухов его закрыл[9].

Иллюстрации

В учредительных документах «Развлечение» значилось как «литературный и юмористический журнал с политипажами». Издание в числе первых освоило печатную графику; благодаря этой технологии редакции удавалось привлекать к сотрудничеству художников разных жанров[10].

Карикатура в журнале «Развлечение», 1907

В журнале работали карикатуристы Николай Ефимович Рачков, Николай Васильевич Иевлев; в редакцию приносили рисунки студенты Московского училища живописи, ваяния и зодчества; иногда размещал свои работы Михаил Осипович Микешин[10].

Со дня основания в «Развлечении» работал Лавр Лаврович Белянкин, славившийся жёстким отношением к героям своих карикатур. Темы он выбирал сам, не терпел диктата и, по свидетельству Гиляровского, «никогда не шёл против властей». Особенно непримирим был Белянкин к столичному купечеству: на одной из иллюстраций, опубликованных в журнале, он изобразил представителя династии Хлудовых, перед которым в полупоклоне стоит человек с водочным штофом, — Николай Иванович Пастухов[11].

В 1914 году Влас Дорошевич в статье о московских карикатуристах назвал Белянкина представителем «героических времён русской юмористики» и «остатком давних лет»[12]:

Он рисует злющие карикатуры. По любви и по привычке. Он состоятельный человек. Пользуется известностью как художник. Как последний миниатюрист.

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 Богословский А. Н. «Развлечение» // Краткая литературная энциклопедия / гл. редактор А. А. Сурков. — М.: Советская энциклопедия, 1971. — Т. 6. — С. 154.
  2. ↑ История русской журналистики XVIII-XIX веков / А. В. Западов. — М.: Высшая школа, 1973. — С. 316.
  3. ↑ Литературная энциклопедия / М. Фриче, А. В. Луначарский. — М.: Коммунистическая академия, Советская энциклопедия, Художественная литература, 1929—1939.
  4. ↑ Развлечение [М., 1859—1918] // Русская периодическая печать (1702—1894): Справочник. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1959. — С. 386—387.
  5. ↑ 1 2 Гиляровский В. А. Мои скитания. Москва газетная. — М.: АСТ, 2006. — С. 404-405. — 508 с. — ISBN 5-17-037243-4.
  6. ↑ 1 2 3 Гиляровский В. А. Мои скитания. Москва газетная. — М.: АСТ, 2006. — С. 406-407. — 508 с. — ISBN 5-17-037243-4.
  7. ↑ Чехов А. П. Собрание сочинений в восьми томах. — Правда, 1969. — Т. 1. — С. 439. — 445 с. — (Библиотека «Огонёк»).
  8. ↑ Федоров-Чмыхов, Евстафий Савельевич // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  9. ↑ 1 2 3 4 Гиляровский В. А. Мои скитания. Москва газетная. — М.: АСТ, 2006. — С. 408-409. — 508 с. — ISBN 5-17-037243-4.
  10. ↑ 1 2 Кольцова Л. А. Художественная иллюстрация в России середины XIX века. М. С. Башилов и его современники. — М.: Галарт, 2008. — 320 с. — ISBN 978-5-269-01061-8.
  11. ↑ Гиляровский В. А. Мои скитания. Москва газетная. — М.: АСТ, 2006. — С. 403. — 508 с. — ISBN 5-17-037243-4.
  12. ↑ Влас Дорошевич Карикатуристы // Русское слово. — 1914. — № 4 марта.

www.wikiplanet.click

Развлечение (журнал) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

К:Печатные издания, возникшие в 1859 году

«Развлече́ние» — иллюстрированный литературно-юмористический журнал, выходивший в Москве еженедельно в 1859—1916 (?) годах[1]. В источниках существуют разные версии по поводу даты закрытия журнала. По некоторым данным, издание прекратило свою деятельность в 1905 году[2][3]; по другим сведениям, оно выходило вплоть до 1918-го[4].

У истоков журнала стоял Фёдор Миллер, совмещавший обязанности издателя и редактора до 1881 года; в дальнейшем владельцы «Развлечений» часто менялись[1].

В журнале публиковались стихи, рассказы, повести; фирменным зна́ком «Развлечений» были карикатуры, печатавшиеся в каждом номере.

С изданием сотрудничали поэт-пародист Борис Алмазов, учёный Владимир Даль, писатель Александр Левитов, публицист Тихон Герольдов (под псевдонимом «Фру-Фру»), поэт и журналист Дмитрий Минаев; Антон Чехов отдавал в «Развлечения» свои ранние рассказы[1].

Издатели

Фёдор Миллер, основавший журнал, в первые месяцы допустил крупную идеологическую ошибку: не проконтролировал сдачу в набор номера, в котором планировалось напечатать стихи писателя Данилова за подписью «Волинадо». По воспоминаниям Владимира Гиляровского, издатель был вызван в цензурный комитет, чиновники которого расшифровали псевдоним как сочетание слов «Воли надо». Миллера наказывать не стали, а Данилова, несмотря на заверения, что «Волинадо» — это его фамилия, написанная наоборот, отправили в двухлетнюю ссылку на Кавказ[5].

Финансовое положение журнала при Миллере было тяжёлым, денег для привлечения толковых авторов не хватало, поэтому порой весь номер готовил И. А. Вашков — единственный постоянный сотрудник, который фактически выполнял обязанности редактора и писал рассказы и фельетоны под псевдонимом «Мичман Жевакин»[5].

Антон Чехов, характеризуя ироничное отношение в обществе к изданию Миллера, упомянул про журнал в рассказе «Перед свадьбой» (1880), герой которого

Любит больше всего на свете свой почерк, журнал «Развлечение» и сапоги со скрипом, а наиболее всего самого себя.

Александр Викторович Насонов, ставший издателем журнала после смерти Миллера (1881), к журналистике никакого отношения не имел: он работал в железнодорожном ведомстве. Однако именно при нём «Развлечение» начало обретать популярность. Там печатались Александр Плещеев, Сергей Терпигорев, Василий Немирович-Данченко, Пётр Невежин[6]. Чехов опубликовал в юбилейном (посвящённом 25-летию со дня выхода) номере рассказ «Маска»; позже принёс в редакцию роман «Брак по расчёту» (1884, № 43) и пародию на святочный рассказ «Страшная ночь» (1884, № 50)[7]. Для руководства музыкальным отделом журнала Насонов пригласил композитора Александра Дюбюка. В издание пришли художники-карикатуристы; темы для иллюстраций сочинялись на субботних вечерах у издателя; за удачные мысли и свежие идеи сотрудникам сразу выплачивался гонорар[6].

И. А. Щербов получил журнал «за долги» в конце 1885 года, когда у Насонова возникли финансовые сложности, не позволявшие вкладывать средства в «Развлечение». Недолгая издательская деятельность Щербова привела к тому, что из журнала ушли многие авторы[6].

Иван Андреевич Морозов, очередной владелец «Развлечения», решил не брать в журнал сотрудников, претендующих на высокую зарплату. У него было всего два автора — создатель множества «сердцещипательных» романов Алексей Михайлович Пазухин и писатель Иван Кондратьев, которые своими произведениями почти целиком заполняли номер. Карикатуры и стихи либо приобретались издателем за бесценок, либо «переделывались из старых»[8].

Николай Никитич Соедов, которому «Развлечение» досталось от Морозова (1891), был по роду деятельности далёк от издательской сферы (он работал в Московском кредитном обществе), однако благодаря дружбе с писателями и актёрами сумел сделать журнал безубыточным. Система его работы была близка той, которую применял Насонов: Соедов устраивал у себя дома «деловые вечеринки», во время которых шло планирование очередного номера[8]:

Памятна мне вечеринка перед днём пятидесятилетия журнала, где обсуждался выпуск большого юбилейного номера. На нём Фёдор Иванович Шаляпин, ещё начинавший только свою карьеру, первый раз спел «Дубинушку», а мы хором подпевали.

Сам юбилейный выпуск, по воспоминаниям Гиляровского, вышел в свет на хорошей бумаге; в номере были напечатаны портреты не только всех действующих сотрудников, но и основателя журнала Миллера[8].

Николай Иванович Пастухов, издатель «Московского листка», долгие годы был персонажем карикатур и стихотворных фельетонов, публикуемых на страницах «Развлечения». Перекупив его у Соедова, Пастухов продемонстрировал, что не намерен извлекать из журнала выгоду: «Развлечение» стало бесплатным приложением к «Московскому листку». В таком виде журнал просуществовал год, после чего Пастухов его закрыл[8].

Иллюстрации

В учредительных документах «Развлечение» значилось как «литературный и юмористический журнал с политипажами». Издание в числе первых освоило печатную графику; благодаря этой технологии редакции удавалось привлекать к сотрудничеству художников разных жанров[9]. В журнале работали карикатуристы Николай Ефимович Рачков, Николай Васильевич Иевлев; в редакцию приносили рисунки студенты Московского училища живописи, ваяния и зодчества; иногда размещал свои работы Михаил Осипович Микешин[9].

Со дня основания в «Развлечении» работал Лавр Лаврович Белянкин, славившийся жёстким отношением к героям своих карикатур. Темы он выбирал сам, не терпел диктата и, по свидетельству Гиляровского, «никогда не шёл против властей». Особенно непримирим был Белянкин к столичному купечеству: на одной из иллюстраций, опубликованных в журнале, он изобразил представителя династии Хлудовых, перед которым в полупоклоне стоит человек с водочным штофом, — Николай Иванович Пастухов[10].

В 1914 году Влас Дорошевич в статье о московских карикатуристах назвал Белянкина представителем «героических времён русской юмористики» и «остатком давних лет»[11]:

Он рисует злющие карикатуры. По любви и по привычке. Он состоятельный человек. Пользуется известностью как художник. Как последний миниатюрист.

Напишите отзыв о статье "Развлечение (журнал)"

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 Богословский А. Н. «Развлечение» // [feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke6/ke6-1541.htm Краткая литературная энциклопедия] / гл. редактор А. А. Сурков. — М.: Советская энциклопедия, 1971. — Т. 6. — С. 154.
  2. ↑ [www.dpnews.ru/istoriya-russkoi-zhurnalistiki-xviii-xix-vekov-str316.html История русской журналистики XVIII-XIX веков] / А. В. Западов. — М.: Высшая школа, 1973. — С. 316.
  3. ↑ [slovari.yandex.ru/~книги/Лит.%20энциклопедия/«Развлечение»/ Литературная энциклопедия] / М. Фриче, А. В. Луначарский. — М.: Коммунистическая академия, Советская энциклопедия, Художественная литература, 1929—1939.
  4. ↑ Развлечение [М., 1859—1918] // [feb-web.ru/feb/periodic/pp0-abc/pp1/pp1-3862.htm Русская периодическая печать (1702—1894): Справочник]. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1959. — С. 386—387.
  5. ↑ 1 2 Гиляровский В. А. Мои скитания. Москва газетная. — М.: АСТ, 2006. — С. 404-405. — 508 с. — ISBN 5-17-037243-4.
  6. ↑ 1 2 3 Гиляровский В. А. Мои скитания. Москва газетная. — М.: АСТ, 2006. — С. 406-407. — 508 с. — ISBN 5-17-037243-4.
  7. ↑ Чехов А. П. Собрание сочинений в восьми томах. — Правда, 1969. — Т. 1. — С. 439. — 445 с. — (Библиотека «Огонёк»).
  8. ↑ 1 2 3 4 Гиляровский В. А. Мои скитания. Москва газетная. — М.: АСТ, 2006. — С. 408-409. — 508 с. — ISBN 5-17-037243-4.
  9. ↑ 1 2 Кольцова Л. А. [antiklib.ru/novosti/moskovskaya_jurnalnaya_i_siluetnaya_grafika_1860-h_godov.html Художественная иллюстрация в России середины XIX века. М. С. Башилов и его современники]. — М.: Галарт, 2008. — 320 с. — ISBN 978-5-269-01061-8.
  10. ↑ Гиляровский В. А. Мои скитания. Москва газетная. — М.: АСТ, 2006. — С. 403. — 508 с. — ISBN 5-17-037243-4.
  11. ↑ Влас Дорошевич [dugward.ru/library/doroshevich/doroshevich_karikaturisty.html Карикатуристы] // Русское слово. — 1914. — № 4 марта.

Отрывок, характеризующий Развлечение (журнал)

– Я не виноват, что разговор зашел при других офицерах. Может быть, не надо было говорить при них, да я не дипломат. Я затем в гусары и пошел, думал, что здесь не нужно тонкостей, а он мне говорит, что я лгу… так пусть даст мне удовлетворение… – Это всё хорошо, никто не думает, что вы трус, да не в том дело. Спросите у Денисова, похоже это на что нибудь, чтобы юнкер требовал удовлетворения у полкового командира? Денисов, закусив ус, с мрачным видом слушал разговор, видимо не желая вступаться в него. На вопрос штаб ротмистра он отрицательно покачал головой. – Вы при офицерах говорите полковому командиру про эту пакость, – продолжал штаб ротмистр. – Богданыч (Богданычем называли полкового командира) вас осадил. – Не осадил, а сказал, что я неправду говорю. – Ну да, и вы наговорили ему глупостей, и надо извиниться. – Ни за что! – крикнул Ростов. – Не думал я этого от вас, – серьезно и строго сказал штаб ротмистр. – Вы не хотите извиниться, а вы, батюшка, не только перед ним, а перед всем полком, перед всеми нами, вы кругом виноваты. А вот как: кабы вы подумали да посоветовались, как обойтись с этим делом, а то вы прямо, да при офицерах, и бухнули. Что теперь делать полковому командиру? Надо отдать под суд офицера и замарать весь полк? Из за одного негодяя весь полк осрамить? Так, что ли, по вашему? А по нашему, не так. И Богданыч молодец, он вам сказал, что вы неправду говорите. Неприятно, да что делать, батюшка, сами наскочили. А теперь, как дело хотят замять, так вы из за фанаберии какой то не хотите извиниться, а хотите всё рассказать. Вам обидно, что вы подежурите, да что вам извиниться перед старым и честным офицером! Какой бы там ни был Богданыч, а всё честный и храбрый, старый полковник, так вам обидно; а замарать полк вам ничего? – Голос штаб ротмистра начинал дрожать. – Вы, батюшка, в полку без году неделя; нынче здесь, завтра перешли куда в адъютантики; вам наплевать, что говорить будут: «между павлоградскими офицерами воры!» А нам не всё равно. Так, что ли, Денисов? Не всё равно? Денисов всё молчал и не шевелился, изредка взглядывая своими блестящими, черными глазами на Ростова. – Вам своя фанаберия дорога, извиниться не хочется, – продолжал штаб ротмистр, – а нам, старикам, как мы выросли, да и умереть, Бог даст, приведется в полку, так нам честь полка дорога, и Богданыч это знает. Ох, как дорога, батюшка! А это нехорошо, нехорошо! Там обижайтесь или нет, а я всегда правду матку скажу. Нехорошо! И штаб ротмистр встал и отвернулся от Ростова. – Пг'авда, чог'т возьми! – закричал, вскакивая, Денисов. – Ну, Г'остов! Ну! Ростов, краснея и бледнея, смотрел то на одного, то на другого офицера. – Нет, господа, нет… вы не думайте… я очень понимаю, вы напрасно обо мне думаете так… я… для меня… я за честь полка.да что? это на деле я покажу, и для меня честь знамени…ну, всё равно, правда, я виноват!.. – Слезы стояли у него в глазах. – Я виноват, кругом виноват!… Ну, что вам еще?… – Вот это так, граф, – поворачиваясь, крикнул штаб ротмистр, ударяя его большою рукою по плечу. – Я тебе говог'ю, – закричал Денисов, – он малый славный. – Так то лучше, граф, – повторил штаб ротмистр, как будто за его признание начиная величать его титулом. – Подите и извинитесь, ваше сиятельство, да с. – Господа, всё сделаю, никто от меня слова не услышит, – умоляющим голосом проговорил Ростов, – но извиняться не могу, ей Богу, не могу, как хотите! Как я буду извиняться, точно маленький, прощенья просить? Денисов засмеялся. – Вам же хуже. Богданыч злопамятен, поплатитесь за упрямство, – сказал Кирстен. – Ей Богу, не упрямство! Я не могу вам описать, какое чувство, не могу… – Ну, ваша воля, – сказал штаб ротмистр. – Что ж, мерзавец то этот куда делся? – спросил он у Денисова. – Сказался больным, завтг'а велено пг'иказом исключить, – проговорил Денисов. – Это болезнь, иначе нельзя объяснить, – сказал штаб ротмистр. – Уж там болезнь не болезнь, а не попадайся он мне на глаза – убью! – кровожадно прокричал Денисов. В комнату вошел Жерков. – Ты как? – обратились вдруг офицеры к вошедшему. – Поход, господа. Мак в плен сдался и с армией, совсем. – Врешь! – Сам видел. – Как? Мака живого видел? с руками, с ногами? – Поход! Поход! Дать ему бутылку за такую новость. Ты как же сюда попал? – Опять в полк выслали, за чорта, за Мака. Австрийской генерал пожаловался. Я его поздравил с приездом Мака…Ты что, Ростов, точно из бани? – Тут, брат, у нас, такая каша второй день. Вошел полковой адъютант и подтвердил известие, привезенное Жерковым. На завтра велено было выступать. – Поход, господа! – Ну, и слава Богу, засиделись.

Кутузов отступил к Вене, уничтожая за собой мосты на реках Инне (в Браунау) и Трауне (в Линце). 23 го октября .русские войска переходили реку Энс. Русские обозы, артиллерия и колонны войск в середине дня тянулись через город Энс, по сю и по ту сторону моста. День был теплый, осенний и дождливый. Пространная перспектива, раскрывавшаяся с возвышения, где стояли русские батареи, защищавшие мост, то вдруг затягивалась кисейным занавесом косого дождя, то вдруг расширялась, и при свете солнца далеко и ясно становились видны предметы, точно покрытые лаком. Виднелся городок под ногами с своими белыми домами и красными крышами, собором и мостом, по обеим сторонам которого, толпясь, лилися массы русских войск. Виднелись на повороте Дуная суда, и остров, и замок с парком, окруженный водами впадения Энса в Дунай, виднелся левый скалистый и покрытый сосновым лесом берег Дуная с таинственною далью зеленых вершин и голубеющими ущельями. Виднелись башни монастыря, выдававшегося из за соснового, казавшегося нетронутым, дикого леса; далеко впереди на горе, по ту сторону Энса, виднелись разъезды неприятеля. Между орудиями, на высоте, стояли спереди начальник ариергарда генерал с свитским офицером, рассматривая в трубу местность. Несколько позади сидел на хоботе орудия Несвицкий, посланный от главнокомандующего к ариергарду. Казак, сопутствовавший Несвицкому, подал сумочку и фляжку, и Несвицкий угощал офицеров пирожками и настоящим доппелькюмелем. Офицеры радостно окружали его, кто на коленах, кто сидя по турецки на мокрой траве. – Да, не дурак был этот австрийский князь, что тут замок выстроил. Славное место. Что же вы не едите, господа? – говорил Несвицкий. – Покорно благодарю, князь, – отвечал один из офицеров, с удовольствием разговаривая с таким важным штабным чиновником. – Прекрасное место. Мы мимо самого парка проходили, двух оленей видели, и дом какой чудесный! – Посмотрите, князь, – сказал другой, которому очень хотелось взять еще пирожок, но совестно было, и который поэтому притворялся, что он оглядывает местность, – посмотрите ка, уж забрались туда наши пехотные. Вон там, на лужку, за деревней, трое тащут что то. .Они проберут этот дворец, – сказал он с видимым одобрением. – И то, и то, – сказал Несвицкий. – Нет, а чего бы я желал, – прибавил он, прожевывая пирожок в своем красивом влажном рте, – так это вон туда забраться. Он указывал на монастырь с башнями, видневшийся на горе. Он улыбнулся, глаза его сузились и засветились. – А ведь хорошо бы, господа! Офицеры засмеялись. – Хоть бы попугать этих монашенок. Итальянки, говорят, есть молоденькие. Право, пять лет жизни отдал бы! – Им ведь и скучно, – смеясь, сказал офицер, который был посмелее. Между тем свитский офицер, стоявший впереди, указывал что то генералу; генерал смотрел в зрительную трубку. – Ну, так и есть, так и есть, – сердито сказал генерал, опуская трубку от глаз и пожимая плечами, – так и есть, станут бить по переправе. И что они там мешкают? На той стороне простым глазом виден был неприятель и его батарея, из которой показался молочно белый дымок. Вслед за дымком раздался дальний выстрел, и видно было, как наши войска заспешили на переправе. Несвицкий, отдуваясь, поднялся и, улыбаясь, подошел к генералу. – Не угодно ли закусить вашему превосходительству? – сказал он. – Нехорошо дело, – сказал генерал, не отвечая ему, – замешкались наши. – Не съездить ли, ваше превосходительство? – сказал Несвицкий. – Да, съездите, пожалуйста, – сказал генерал, повторяя то, что уже раз подробно было приказано, – и скажите гусарам, чтобы они последние перешли и зажгли мост, как я приказывал, да чтобы горючие материалы на мосту еще осмотреть. – Очень хорошо, – отвечал Несвицкий. Он кликнул казака с лошадью, велел убрать сумочку и фляжку и легко перекинул свое тяжелое тело на седло. – Право, заеду к монашенкам, – сказал он офицерам, с улыбкою глядевшим на него, и поехал по вьющейся тропинке под гору. – Нут ка, куда донесет, капитан, хватите ка! – сказал генерал, обращаясь к артиллеристу. – Позабавьтесь от скуки. – Прислуга к орудиям! – скомандовал офицер. И через минуту весело выбежали от костров артиллеристы и зарядили. – Первое! – послышалась команда. Бойко отскочил 1 й номер. Металлически, оглушая, зазвенело орудие, и через головы всех наших под горой, свистя, пролетела граната и, далеко не долетев до неприятеля, дымком показала место своего падения и лопнула. Лица солдат и офицеров повеселели при этом звуке; все поднялись и занялись наблюдениями над видными, как на ладони, движениями внизу наших войск и впереди – движениями приближавшегося неприятеля. Солнце в ту же минуту совсем вышло из за туч, и этот красивый звук одинокого выстрела и блеск яркого солнца слились в одно бодрое и веселое впечатление.

Над мостом уже пролетели два неприятельские ядра, и на мосту была давка. В средине моста, слезши с лошади, прижатый своим толстым телом к перилам, стоял князь Несвицкий. Он, смеючись, оглядывался назад на своего казака, который с двумя лошадьми в поводу стоял несколько шагов позади его. Только что князь Несвицкий хотел двинуться вперед, как опять солдаты и повозки напирали на него и опять прижимали его к перилам, и ему ничего не оставалось, как улыбаться. – Экой ты, братец, мой! – говорил казак фурштатскому солдату с повозкой, напиравшему на толпившуюся v самых колес и лошадей пехоту, – экой ты! Нет, чтобы подождать: видишь, генералу проехать. Но фурштат, не обращая внимания на наименование генерала, кричал на солдат, запружавших ему дорогу: – Эй! землячки! держись влево, постой! – Но землячки, теснясь плечо с плечом, цепляясь штыками и не прерываясь, двигались по мосту одною сплошною массой. Поглядев за перила вниз, князь Несвицкий видел быстрые, шумные, невысокие волны Энса, которые, сливаясь, рябея и загибаясь около свай моста, перегоняли одна другую. Поглядев на мост, он видел столь же однообразные живые волны солдат, кутасы, кивера с чехлами, ранцы, штыки, длинные ружья и из под киверов лица с широкими скулами, ввалившимися щеками и беззаботно усталыми выражениями и движущиеся ноги по натасканной на доски моста липкой грязи. Иногда между однообразными волнами солдат, как взбрызг белой пены в волнах Энса, протискивался между солдатами офицер в плаще, с своею отличною от солдат физиономией; иногда, как щепка, вьющаяся по реке, уносился по мосту волнами пехоты пеший гусар, денщик или житель; иногда, как бревно, плывущее по реке, окруженная со всех сторон, проплывала по мосту ротная или офицерская, наложенная доверху и прикрытая кожами, повозка.

wiki-org.ru

Развлечение (журнал)

«Развлече́ние» — иллюстрированный литературно-юмористический журнал, выходивший в Москве еженедельно в 1859—1916 (?) годах[1]. В источниках существуют разные версии по поводу даты закрытия журнала. По некоторым данным, издание прекратило свою деятельность в 1905 году[2][3]; по другим сведениям, оно выходило вплоть до 1918-го[4].

У истоков журнала стоял Фёдор Миллер, совмещавший обязанности издателя и редактора до 1881 года; в дальнейшем владельцы «Развлечений» часто менялись[1].

В журнале публиковались стихи, рассказы, повести; фирменным зна́ком «Развлечений» были карикатуры, печатавшиеся в каждом номере.

С изданием сотрудничали поэт-пародист Борис Алмазов, учёный Владимир Даль, писатель Александр Левитов, публицист Тихон Герольдов (под псевдонимом «Фру-Фру»), поэт и журналист Дмитрий Минаев; Антон Чехов отдавал в «Развлечения» свои ранние рассказы[1].

Издатели

Фёдор Миллер, первый издатель журнала

Фёдор Миллер, основавший журнал, в первые месяцы допустил крупную идеологическую ошибку: не проконтролировал сдачу в набор номера, в котором планировалось напечатать стихи писателя Данилова за подписью «Волинадо». По воспоминаниям Владимира Гиляровского, издатель был вызван в цензурный комитет, чиновники которого расшифровали псевдоним как сочетание слов «Воли надо». Миллера наказывать не стали, а Данилова, несмотря на заверения, что «Волинадо» — это его фамилия, написанная наоборот, отправили в двухлетнюю ссылку на Кавказ[5].

Финансовое положение журнала при Миллере было тяжёлым, денег для привлечения толковых авторов не хватало, поэтому порой весь номер готовил И. А. Вашков — единственный постоянный сотрудник, который фактически выполнял обязанности редактора и писал рассказы и фельетоны под псевдонимом «Мичман Жевакин»[5].

Антон Чехов, характеризуя ироничное отношение в обществе к изданию Миллера, упомянул про журнал в рассказе «Перед свадьбой» (1880), герой которого

Любит больше всего на свете свой почерк, журнал «Развлечение» и сапоги со скрипом, а наиболее всего самого себя.
Журнал «Развлечение», первая полоса

Александр Викторович Насонов, ставший издателем журнала после смерти Миллера (1881), к журналистике никакого отношения не имел: он работал в железнодорожном ведомстве. Однако именно при нём «Развлечение» начало обретать популярность. Там печатались Александр Плещеев, Сергей Терпигорев, Василий Немирович-Данченко, Пётр Невежин[6]. Чехов опубликовал в юбилейном (посвящённом 25-летию со дня выхода) номере рассказ «Маска»; позже принёс в редакцию роман «Брак по расчёту» (1884, № 43) и пародию на святочный рассказ «Страшная ночь» (1884, № 50)[7]. Для руководства музыкальным отделом журнала Насонов пригласил композитора Александра Дюбюка. В издание пришли художники-карикатуристы; темы для иллюстраций сочинялись на субботних вечерах у издателя; за удачные мысли и свежие идеи сотрудникам сразу выплачивался гонорар[6]. С 1884 года фактическим редактором журнала был Евстафий Савельевич Фёдоров-Чмыхов[8].

И. А. Щербов получил журнал «за долги» в конце 1885 года, когда у Насонова возникли финансовые сложности, не позволявшие вкладывать средства в «Развлечение». Недолгая издательская деятельность Щербова привела к тому, что из журнала ушли многие авторы[6].

Иван Андреевич Морозов, очередной владелец «Развлечения», решил не брать в журнал сотрудников, претендующих на высокую зарплату. У него было всего два автора — создатель множества «сердцещипательных» романов Алексей Михайлович Пазухин и писатель Иван Кондратьев, которые своими произведениями почти целиком заполняли номер. Карикатуры и стихи либо приобретались издателем за бесценок, либо «переделывались из старых»[9].

Николай Никитич Соедов, которому «Развлечение» досталось от Морозова (1891), был по роду деятельности далёк от издательской сферы (он работал в Московском кредитном обществе), однако благодаря дружбе с писателями и актёрами сумел сделать журнал безубыточным. Система его работы была близка той, которую применял Насонов: Соедов устраивал у себя дома «деловые вечеринки», во время которых шло планирование очередного номера[9]:

Памятна мне вечеринка перед днём пятидесятилетия журнала, где обсуждался выпуск большого юбилейного номера. На нём Фёдор Иванович Шаляпин, ещё начинавший только свою карьеру, первый раз спел «Дубинушку», а мы хором подпевали.
Николай Пастухов

Сам юбилейный выпуск, по воспоминаниям Гиляровского, вышел в свет на хорошей бумаге; в номере были напечатаны портреты не только всех действующих сотрудников, но и основателя журнала Миллера[9].

Николай Иванович Пастухов, издатель «Московского листка», долгие годы был персонажем карикатур и стихотворных фельетонов, публикуемых на страницах «Развлечения». Перекупив его у Соедова, Пастухов продемонстрировал, что не намерен извлекать из журнала выгоду: «Развлечение» стало бесплатным приложением к «Московскому листку». В таком виде журнал просуществовал год, после чего Пастухов его закрыл[9].

Иллюстрации

В учредительных документах «Развлечение» значилось как «литературный и юмористический журнал с политипажами». Издание в числе первых освоило печатную графику; благодаря этой технологии редакции удавалось привлекать к сотрудничеству художников разных жанров[10].

Карикатура в журнале «Развлечение», 1907

В журнале работали карикатуристы Николай Ефимович Рачков, Николай Васильевич Иевлев; в редакцию приносили рисунки студенты Московского училища живописи, ваяния и зодчества; иногда размещал свои работы Михаил Осипович Микешин[10].

Со дня основания в «Развлечении» работал Лавр Лаврович Белянкин, славившийся жёстким отношением к героям своих карикатур. Темы он выбирал сам, не терпел диктата и, по свидетельству Гиляровского, «никогда не шёл против властей». Особенно непримирим был Белянкин к столичному купечеству: на одной из иллюстраций, опубликованных в журнале, он изобразил представителя династии Хлудовых, перед которым в полупоклоне стоит человек с водочным штофом, — Николай Иванович Пастухов[11].

В 1914 году Влас Дорошевич в статье о московских карикатуристах назвал Белянкина представителем «героических времён русской юмористики» и «остатком давних лет»[12]:

Он рисует злющие карикатуры. По любви и по привычке. Он состоятельный человек. Пользуется известностью как художник. Как последний миниатюрист.

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 Богословский А. Н. «Развлечение» // Краткая литературная энциклопедия / гл. редактор А. А. Сурков. — М.: Советская энциклопедия, 1971. — Т. 6. — С. 154.
  2. ↑ История русской журналистики XVIII-XIX веков / А. В. Западов. — М.: Высшая школа, 1973. — С. 316.
  3. ↑ Литературная энциклопедия / М. Фриче, А. В. Луначарский. — М.: Коммунистическая академия, Советская энциклопедия, Художественная литература, 1929—1939.
  4. ↑ Развлечение [М., 1859—1918] // Русская периодическая печать (1702—1894): Справочник. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1959. — С. 386—387.
  5. ↑ 1 2 Гиляровский В. А. Мои скитания. Москва газетная. — М.: АСТ, 2006. — С. 404-405. — 508 с. — ISBN 5-17-037243-4.
  6. ↑ 1 2 3 Гиляровский В. А. Мои скитания. Москва газетная. — М.: АСТ, 2006. — С. 406-407. — 508 с. — ISBN 5-17-037243-4.
  7. ↑ Чехов А. П. Собрание сочинений в восьми томах. — Правда, 1969. — Т. 1. — С. 439. — 445 с. — (Библиотека «Огонёк»).
  8. ↑ Федоров-Чмыхов, Евстафий Савельевич // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  9. ↑ 1 2 3 4 Гиляровский В. А. Мои скитания. Москва газетная. — М.: АСТ, 2006. — С. 408-409. — 508 с. — ISBN 5-17-037243-4.
  10. ↑ 1 2 Кольцова Л. А. Художественная иллюстрация в России середины XIX века. М. С. Башилов и его современники. — М.: Галарт, 2008. — 320 с. — ISBN 978-5-269-01061-8.
  11. ↑ Гиляровский В. А. Мои скитания. Москва газетная. — М.: АСТ, 2006. — С. 403. — 508 с. — ISBN 5-17-037243-4.
  12. ↑ Влас Дорошевич Карикатуристы // Русское слово. — 1914. — № 4 марта.

volk.gq

Иллюстрации журнала «Развлечение» 1873 года. Часть 1

На одном из форумов я наткнулся на настоящую реликвию — тщательно отсканированную подшивку журнала «Развлечение» за 1873 года. Это издание легкого жанра по разным сведениям выходило то ли до первой русской революции 1905 — 1907 годов, то ли до 1918 года ещё со времён крепостничество («Развлечение» было запущено в 1859 году, за два года до отмены крепостного права). «Развлечение» было юмористическим журналом с большим количеством сплетен, сатирических рассказов и фирменных иллюстраций-карикатур. Расцвет журнала связан с именем Фёдора Миллера, первым издателем «Развлечения». Миллер критиковал всё подряд, а многие едкие сатирические стрелы актуальны и сегодня. Но в то же время издание оставалось ориентированным на общественность, перемалывающей косточки ярким светским персонажам.

1873 год иллюстрации, из которого представлены в данном материале, — это время действия для классических русских романов. Круг прототипов Анны Карениной явно был в числе читателей этого журналов, мог «Развлечение» попасть и в руки героев, похожих на братьев Карамазовых,

Набралось почти 200 карикатур. Выкладывать одним материалом такое количество кажется сомнительным, поэтому я разделил карикатуры на две части. В первой части будут иллюстрации из 1 по 25 номер, во второй — с 26 по 50. Получилось 95 карикатур, которые я разбил по темам.

Вторая часть 

Дела амурные

 

 

 

Дела семейные

 

Дела коммерческие

 

 

Дела светские

 

Общественная сатира

 

 

Проблемы образования

 

 

Доктор и пациенты

Московские нравы и тема города

 

Дела судебные

Китайцы в Москве

Приключения кредиторов купца Надулова

  

 

 

Про именины

 

Светский медведь и козочку

О говении

 

Про уроки игры на бильярде

Блоха с головой человека

 

www.vatnikstan.ru

Развлечение (журнал)

Фёдор Миллер, первый издатель журнала

Фёдор Миллер, основавший журнал, в первые месяцы допустил крупную идеологическую ошибку: не проконтролировал сдачу в набор номера, в котором планировалось напечатать стихи писателя Данилова за подписью «Волинадо». По воспоминаниям Владимира Гиляровского, издатель был вызван в цензурный комитет, чиновники которого расшифровали псевдоним как сочетание слов «Воли надо». Миллера наказывать не стали, а Данилова, несмотря на заверения, что «Волинадо» — это его фамилия, написанная наоборот, отправили в двухлетнюю ссылку на Кавказ[5].

Финансовое положение журнала при Миллере было тяжёлым, денег для привлечения толковых авторов не хватало, поэтому порой весь номер готовил И. А. Вашков — единственный постоянный сотрудник, который фактически выполнял обязанности редактора и писал рассказы и фельетоны под псевдонимом «Мичман Жевакин»[5].

Антон Чехов, характеризуя ироничное отношение в обществе к изданию Миллера, упомянул про журнал в рассказе «Перед свадьбой» (1880), герой которого

Любит больше всего на свете свой почерк, журнал «Развлечение» и сапоги со скрипом, а наиболее всего самого себя.
Журнал «Развлечение», первая полоса

Александр Викторович Насонов, ставший издателем журнала после смерти Миллера (1881), к журналистике никакого отношения не имел: он работал в железнодорожном ведомстве. Однако именно при нём «Развлечение» начало обретать популярность. Там печатались Александр Плещеев, Сергей Терпигорев, Василий Немирович-Данченко, Пётр Невежин[6]. Чехов опубликовал в юбилейном (посвящённом 25-летию со дня выхода) номере рассказ «Маска»; позже принёс в редакцию роман «Брак по расчёту» (1884, № 43) и пародию на святочный рассказ «Страшная ночь» (1884, № 50)[7]. Для руководства музыкальным отделом журнала Насонов пригласил композитора Александра Дюбюка. В издание пришли художники-карикатуристы; темы для иллюстраций сочинялись на субботних вечерах у издателя; за удачные мысли и свежие идеи сотрудникам сразу выплачивался гонорар[6]. С 1884 года фактическим редактором журнала был Евстафий Савельевич Фёдоров-Чмыхов[8].

И. А. Щербов получил журнал «за долги» в конце 1885 года, когда у Насонова возникли финансовые сложности, не позволявшие вкладывать средства в «Развлечение». Недолгая издательская деятельность Щербова привела к тому, что из журнала ушли многие авторы[6].

Иван Андреевич Морозов, очередной владелец «Развлечения», решил не брать в журнал сотрудников, претендующих на высокую зарплату. У него было всего два автора — создатель множества «сердцещипательных» романов Алексей Михайлович Пазухин и писатель Иван Кондратьев, которые своими произведениями почти целиком заполняли номер. Карикатуры и стихи либо приобретались издателем за бесценок, либо «переделывались из старых»[9].

Николай Никитич Соедов, которому «Развлечение» досталось от Морозова (1891), был по роду деятельности далёк от издательской сферы (он работал в Московском кредитном обществе), однако благодаря дружбе с писателями и актёрами сумел сделать журнал безубыточным. Система его работы была близка той, которую применял Насонов: Соедов устраивал у себя дома «деловые вечеринки», во время которых шло планирование очередного номера[9]:

Памятна мне вечеринка перед днём пятидесятилетия журнала, где обсуждался выпуск большого юбилейного номера. На нём Фёдор Иванович Шаляпин, ещё начинавший только свою карьеру, первый раз спел «Дубинушку», а мы хором подпевали.
Николай Пастухов

Сам юбилейный выпуск, по воспоминаниям Гиляровского, вышел в свет на хорошей бумаге; в номере были напечатаны портреты не только всех действующих сотрудников, но и основателя журнала Миллера[9].

Николай Иванович Пастухов, издатель «Московского листка», долгие годы был персонажем карикатур и стихотворных фельетонов, публикуемых на страницах «Развлечения». Перекупив его у Соедова, Пастухов продемонстрировал, что не намерен извлекать из журнала выгоду: «Развлечение» стало бесплатным приложением к «Московскому листку». В таком виде журнал просуществовал год, после чего Пастухов его закрыл[9].

www.nidiot.de

Журнал "Развлечение" - Морской редактор

«РАЗВЛЕЧЕНИЕ» «Журнал литературно-юмористически-карикатурный» Его основал Ф. Б. Миллер в 1859 году.

Я помню его с семидесятых годов, когда он жестоко пробирал московское купечество, и даже на первой полосе, в заголовке, в эти годы печатался типичный купец в цилиндре на правое ухо и сапогах бураками, разбивавший в зале ресторана бутылкой зеркало.

Это был портрет известного богача: кругом пьяная публика, тоже портреты, а перед купцом, согнувшись в три погибели, волосатый человек в сюртуке, из заднего кармана которого торчит полуштоф водки.

Купец был М. А. Хлудов, а волосатый — Н. И. Пастухов. Автор этого рисунка, впоследствии мой большой приятель, Лавр Лаврович Белянкин, неподкупно честный человек, но «злой на перо», сотрудник «Развлечения» с начала издания, известный художник-миниатюрист с четким рисунком, умевший схватывать типичные черты оригинала и живо передававший сходство лиц. Он одевался по моде, нюхал «головкинский» дорогой табак из золотой табакерки времен Людовика XVI и жил в своем доме на Мещанской, недалеко от Сухаревки, на которую ходил каждое воскресенье, коллекционируя миниатюры и рисунки. Он работал в «Развлечении» постоянно, но давал только то, что сам хотел, и никакой критики и замечаний редактора не выносил:

— Не хочешь — не надо! Наплевать мне на твой журналишко и на тебя! — скажет, возьмет рисунок и уйдет, а через неделю приходит и встречается редактором как желанный и ожидаемый.

Если ему и давали тему — он исполнял только ту, которая ему по душе. Карикатурист 60-х годов, он был напитан тогдашним духом обличения и был беспощаден, но строго лоялен в цензурном отношении: никогда не шел против властей и не вышучивал начальство выше городового. Но зато уж и тешил свое обличающее сердце,— именно сердце, а не ум — насчет тех, над которыми цензурой глумиться не воспрещалось, и раскрыть подноготную самодура-купца или редактора газеты считал для себя великим удовольствием.

Л. Л. Белянкин был старейший карикатурист, которого я знал и с которым вместе работал немалое время в юмористических журналах.

Кроме Л. Л. Белянкина, я был знаком еще с писателем Даниловым, работавшим в «Развлечении» тоже с 1859 года, с самого основания журнала.

В 1859 году он был сослан на Кавказ рядовым, но потом возвращен за отличия в делах с горцами. Выслан он был за стихи, которые прочел на какой-то студенческой тайной вечеринке, а потом принес их в «Развлечение»; редактор, не посмотрев, сдал их в набор и в гранках послал к цензору. Последний переслал их в цензурный комитет, а тот к жандармскому генералу, и в результате перед последним предстал редактор «Развлечения» Ф. Б. Миллер. Потребовали и автора к жандарму. На столе лежала гранка со следующими стихами:

— Тятька! Эвося народу Собралось у кабака! Все гуторят про свободу... Тятька, кто она така? — Замолчи! Пущай гуторют, Наше дело сторона... Как возьмут тебя да вспорют, Так узнаешь, кто она! Волинадо.

Так и было подписано — Волинадо. Генерал отпустил Ф. Б. Миллера, узнав, что он не видел рукописи, и напустился на автора. Показал ему читанные им на вечеринке стихи, а главное, набросился на подпись: — Так тебе воли надо! Я тебе такую волю покажу! На Кавказ! Без выслуги! В рядовые! Ты понимаешь всю язву подписи? «Воли надо»! — Помилуйте, ваше превосходительство, да ведь это моя фамилия. Да и стихи не мои... их все знают[1] [1 Это стихи Шумахера. Они долго ходили по рукам, потом уже появились в «Искре»]. — Твоя фамилия Данилов... Вот и справка из полиции. — А прочтите наоборот: Данилов и выходит Волинадо!

Тем не менее Данилова сослали. Стихотворение потом было где-то напечатано, а Данилов после крестьянской реформы 1861 года вернулся с Кавказа и стал писать под псевдонимом Волинадо. Историю происхождения этого псевдонима я слышал от И. А. Вашкова, многолетнего фактического редактора «Развлечения» при Ф. Б. Миллере и его наследниках и главного, а иногда и единственного сотрудника этого журнала, наполнявшего за отсутствием материала — денег не было — весь журнал: и рассказ, и мелочи, и стихи, и куплеты, и злободневный фельетон. Он подписывался «Мичман Жевакин».

Рисунки и карикатуры для журнала художники выполняли за грошовую оплату, а Л. Л. Белянкин так иногда и совсем бесплатно работал из любви к изданию.

После подписки, когда появлялись деньги, появлялись и сотрудники. Такое же тяжелое положение журнала было после смерти Ф. Б. Миллера, а в 1881 году наследники продали журнал кому-то, а затем он перешел к Александру Викторовичу Насонову.

А. В. Насонов — человек состоятельный, имел крупный пост на какой-то железной дороге. Первые годы он не занимался журналом; его по-прежнему, как и при Ф. М. Миллере, вел И. А. Вашков, а с 1883 года им занялся сам А. В. Насонов. Его редакторство было расцветом журнала. В переходное время, когда И. А. Вашков ушел в «Московский листок», редактировал журнал П. И. Кичеев. Он выпустил несколько номеров со злейшими карикатурами Л. Л. Белянкина. Тому и другому пришлось оставить сотрудничество после следующего случая: П. И. Кичеев встретил в театре репортера «Русского курьера», которому он не раз давал сведения для газеты, и рассказал ему, что сегодня лопнул самый большой колокол в Страстном монастыре, но это стараются скрыть, и второе, что вчера на Бронной у модистки родились близнецы, сросшиеся между собою спинами, мальчик и девочка, и оба живы-здоровы, и врачи определили, что они будут жить. Репортер, поверивший старому литератору, напечатал то и другое известие в воскресном номере своей газеты.

А через три дня, в четверг, в «Развлечении» появились во весь лист карикатуры: лопнувший колокол, а рядом два близнеца с лицом Н. П. Ланина, редактора «Русского курьера», а далее сам Н. П. Ланин сидит в ванне с надписью «ланинское шампанское» и из ванны вылетает стая уток, и тут же издатель «Новостей дня» А. Я. Липскеров ловит этих уток.

Портреты того и другого, сделанные Л. Л. Белянкиным, были великолепны. После этого «происшествия» редактировать «Развлечение» стал сам А. В. Насонов, а карикатуры исполнялись Н. И. Богдановым, А. И. Лебедевым, М. Е. Малышевым, С. А. Любовниковым и Эрбером.

У А. В. Насонова по субботам за чаем собирались сотрудники, весело беседовали, придумывали темы для карикатур и разные мелочи и тут же получали гонорар. Сказал остроумно мелочь, приняли присутствовавшие — получай наличными!

Я иногда по 3 рубля зарабатывал за четверостишия на заданную тему, по 25 копеек за строку стихов; это тогда считалось крупной платой — обыкновенно за стихи платили 10 или 15 копеек. Это было в 1884 и 1885 годах.

В это время в «Развлечении» печатал много своих рассказов расправлявший могучие крылья А. П. Чехов. Присылали в журнал свои повести и рассказы маститый поэт А. Н. Плещеев, С. Н. Терпигорев (Атава), Н. Н. Златовратский, драматург П. М. Невежин, сотрудничали в нем Д. Д. Минаев, Вас. И. Немирович-Данченко, А. Грузинский (Лазарев), Л. И. Пальмин и др.

К А. В. Насонову шли все охотно. Музыкальным отделом заведовал старый профессор Московской консерватории, композитор А. И. Дюбюк, выпускавший ежемесячным бесплатным приложением музыкальные пьесы.

К концу 1885 года дела А. В. Насонова пошатнулись, на издание не стало хватать средств, пришлось передать журнал, который и приобрел некто Щербов, человек совершенно никому не известный и чуждый литературе.

А. В. Насонов отдал ему издание за долги, но первое время был редактором, а с 1886 года появилась подпись одного Щербова. Узнав это, все лучшие сотрудники ушли, из художников остался один А. И. Лебедев, снова явился из «Будильника» Л. Л. Белянкин, после чего Щербов издательствовал недолго.

Совершенно неожиданно «Развлечение» перешло в собственность Ивану Андреевичу Морозову, книжнику-лубочнику с Никольской, издававшему копеечные листовки и разные «страшные» повести или романы известных писателей, но под другими названиями, а то и под теми же, но авторы были другие.

Главным сотрудником, по существу, редактором, так как сам был полуграмотным, Морозов пригласил А. М. Пазухина, автора романов и повестей, годами печатавшихся непрерывно в «Московском листке» по средам и пятницам. И в эти дни газетчики для розницы брали всегда больше номеров и говорили: — Как же-с, по постным дням фельетоны Алексея Михайловича!

А. М. Пазухин имел большой успех у читателей этой газеты.

Сотня романов, написанных А. М. Пазухиным, самых сердцещипательных, бытовых романов всегда с благополучным концом невольно заставляла любить добряка-автора. Романы эти по напечатании в «Листке» покупались очень задешево приложениями к журналам вроде «Родины» и разными издателями и распространялись среди простого читателя.

В числе издателей романов А. М. Пазухина был и книжник Морозов. Как-то Морозов вызвал А. М. Пазухина в трактир на Лубянской площади, где он обыкновенно за чайком вершил все свои дела, и говорит: — Алексей Михайлович, ко мне набиваются с товар-цем, журналишко предлагают — «Развлечение»! Как ты думаешь, справимся? Я на тебя рассчитываю! — Да ведь его Щербов, человек богатый, издает. — Надоел он ему. Задарма отдает, только подписчиков за два месяца удовлетворить, с 1 ноября. Только гляди, чтоб дешево, дорогих сотрудников не надо. Вот Кузьмича возьми. Он и недорог и писуч! Роман ему огулом за сотню на полгода закажем. Идет? — Ладно, бери!

И стал Морозов издавать «Развлечение». Полномера напишет сам А. М. Пазухин, а другую половину Иван Кузьмич Кондратьев, автор ряда исторических романов. Стихи, мелочи и карикатуры тоже получались по дешевой цене или переделывались из старых.

Недолго издательствовал Морозов — выгоды было мало. Ему гораздо больше давали его лубки, оракулы, поминанья и ходовые «Францыли Венецианы», да и «Битва русских с кабардинцами». Нашелся покупатель, и он продал журнал. «Развлечение» перешло к Николаю Никитичу Соедову, агенту по продаже и залогу домов при Московском кредитном обществе.

Н. Н. Соедов, имевший в Москве обширное знакомство, друживший с литераторами и артистами, хлебосол и душа общества, оказался талантливым издателем.

Дело у Н. Н. Соедова пошло недурно. Появились хорошие сотрудники, привлеченные хлебосольством хозяина. На квартире у него стали устраиваться еженедельно деловые вечеринки, начинавшиеся обсуждением тем и заканчивавшиеся веселым ужином.

Памятна мне вечеринка перед днем пятидесятилетия журнала, где обсуждался выпуск большого юбилейного номера. На нем Федор Иванович Шаляпин, еще начинавший только что свою карьеру, восхищал всех своим молодым голосом и в первый раз в Москве на этой вечеринке спел «Дубинушку», а мы хором подпевали.

Особенно восторгался пением очень молчаливый и замкнутый художник Сергей Васильевич Иванов и тут же пообещал дать рисунок для юбилейного номера, а когда я прочел свою поэму «Стенька Разин»,— Сергей Васильевич заявил: — Я дам Стеньку Разина!

Через несколько дней С. В. Иванов принес большую акварель, изображающую Волгу под Жигулями и разбойничью ватагу в лодке под парусом. Подписал под ней: «Стеньки Разина ладья».

Цензура, пропустив картину, сделанную во всю страницу красками, изменила подпись, заставив напечатать: «Понизовая вольница».

Картина С. В. Иванова была украшением этого прекрасного, изданного на великолепной бумаге объемистого номера, где были помещены портреты всех сотрудников журнала, во главе которых стоял первый издатель Ф. Б. Миллер. Интересно, что в этом номере были стихи Ф. И. Шаляпина, кажется, никогда до этого не писавшего стихов.

Журнал шел без убытка, но коммерческие дела Н. Н. Соедова как-то запутались, и ему пришлось продать журнал. В это время этот ловкий делец и нашел Н. И. Пастухова, которого — все дивились — сумел уговорить приобрести у него издание.

Н. И. Пастухов купил «Развлечение», сделал его — совсем неожиданно для всех — бесплатным приложением к «Московскому листку» и через год, потратив для этого большие деньги, также неожиданно прекратил этот старейший в Москве юмористический журнал, в котором полвека его ругали и высмеивали в тексте и карикатурах.

http://www.booksite.ru/fulltext/gui/lya/rov/sky/3/13.htm

delovoj.livejournal.com

Развлечение (журнал) - Википедия

«Развлече́ние» — иллюстрированный литературно-юмористический журнал, выходивший в Москве еженедельно в 1859—1916 (?) годах[1]. В источниках существуют разные версии по поводу даты закрытия журнала. По некоторым данным, издание прекратило свою деятельность в 1905 году[2][3]; по другим сведениям, оно выходило вплоть до 1918-го[4].

У истоков журнала стоял Фёдор Миллер, совмещавший обязанности издателя и редактора до 1881 года; в дальнейшем владельцы «Развлечений» часто менялись[1].

В журнале публиковались стихи, рассказы, повести; фирменным зна́ком «Развлечений» были карикатуры, печатавшиеся в каждом номере.

С изданием сотрудничали поэт-пародист Борис Алмазов, учёный Владимир Даль, писатель Александр Левитов, публицист Тихон Герольдов (под псевдонимом «Фру-Фру»), поэт и журналист Дмитрий Минаев; Антон Чехов отдавал в «Развлечения» свои ранние рассказы[1].

Издатели[ | ]

Фёдор Миллер, первый издатель журнала

Фёдор Миллер, основавший журнал, в первые месяцы допустил крупную идеологическую ошибку: не проконтролировал сдачу в набор номера, в котором планировалось напечатать стихи писателя Данилова за подписью «Волинадо». По воспоминаниям Владимира Гиляровского, издатель был вызван в цензурный комитет, чиновники которого расшифровали псевдоним как сочетание слов «Воли надо». Миллера наказывать не стали, а Данилова, несмотря на заверения, что «Волинадо» — это его фамилия, написанная наоборот, отправили в двухлетнюю ссылку на Кавказ[5].

Финансовое положение журнала при Миллере было тяжёлым, денег для привлечения толковых авторов не хватало, поэтому порой весь номер готовил И. А. Вашков — единственный постоянный сотрудник, который фактически выполнял обязанности редактора и писал рассказы и фельетоны под псевдонимом «Мичман Жевакин»[5].

Антон Чехов, характеризуя ироничное отношение в обществе к изданию Миллера, упомянул про журнал в рассказе «Перед свадьбой» (1880), герой которого

Любит больше всего на свете свой почерк, журнал «Развлечение» и сапоги со скрипом, а наиболее всего самого себя.
Журнал «Развлечение», первая полоса

Александр Викторович Насонов, ставший издателем журнала после смерти Миллера (1881), к журналистике никакого отношения не имел: он работал в железнодорожном ведомстве. Однако именно при нём «Развлечение» начало обретать популярность. Там печатались Александр Плещеев, Сергей Терпигорев, Василий Немирович-Данченко, Пётр Невежин[6]. Чехов опубликовал в юбилейном (посвящённом 25-летию со дня выхода) номере рассказ «Маска»; позже принёс в редакцию роман «Брак по расчёту» (1884, № 43) и пародию на святочный рассказ «Страшная ночь» (1884, № 50)[7]. Для руководства музыкальным отделом журнала Насонов пригласил композитора Александра Дюбюка. В издание пришли художники-карикатуристы; темы для иллюстраций сочинялись на субботних вечерах у издателя; за удачные мысли и свежие идеи сотрудникам сразу выплачивался гонорар[6].

И. А. Щербов получил журнал «за долги» в конце 1885 года, когда у Насонова возникли финансовые сложности, не позволявшие вкладывать средства в «Развлечение». Недолгая издательская деятельность Щербова привела к тому, что из журнала ушли многие авторы[6].

Иван Андреевич Морозов, очередной владелец «Развлечения», решил не брать в журнал сотрудников, претендующих на высокую зарплату. У него было всего два автора — создатель множества «сердцещипательных» романов Алексей Михайлович Пазухин и писатель Иван Кондратьев, которые своими произведениями почти целиком заполняли номер. Карикатуры и стихи либо приобретались издателем за бесценок, либо «переделывались из старых»[8].

Николай Никитич Соедов, которому «Развлечение» досталось от Морозова (1891), был по роду деятельности далёк от издательской сферы (он работал в Московском кредитном обществе), однако благодаря дружбе с писателями и актёрами сумел сделать журнал безубыточным. Система его работы была близка той, которую применял Насонов: Соедов устраивал у себя дома «деловые вечеринки», во время которых шло планирование очередного номера[8]:

Памятна мне вечеринка перед днём пятидесятилетия журнала, где обсуждался выпуск большого юбилейного номера. На нём Фёдор Иванович Шаляпин, ещё начинавший только свою карьеру, первый раз спел «Дубинушку», а мы хором подпевали.
Николай Пастухов

Сам юбилейный выпуск, по воспоминаниям Гиляровского, вышел в свет на хорошей бумаге; в номере были напечатаны портреты не только всех действующих сотрудников, но и основателя журнала Миллера[8].

Николай Иванович Пастухов, издатель «Московского листка», долгие годы был персонажем карикатур и стихотворных фельетонов, публикуемых на страницах «Развлечения». Перекупив его у Соедова, Пастухов продемонстрировал, что не намерен извлекать из журнала выгоду: «Развлечение» стало бесплатным приложением к «Московскому листку». В таком виде журнал просуществовал год, после чего Пастухов его закрыл[8].

Иллюстрации[ | ]

В учредительных документах «Развлечение» значилось как «литературный и юмористический журнал с политипажами». Издание в числе первых освоило печатную графику; благодаря этой технологии редакции удавалось привлекать к сотрудничеству художников разных жанров[9].

Карикатура в журнале «Развлечение», 1907

В журнале работали карикатуристы Николай Ефимович Рачков, Николай Васильевич Иевлев; в редакцию приносили рисунки студенты Московского училища живописи, ваяния и зодчества; иногда размещал свои работы Михаил Осипович Микешин[9].

Со дня основания в «Развлечении» работал Лавр Лаврович Белянкин, славившийся жёстким отношением к героям своих карикатур. Темы он выбирал сам, не терпел диктата и, по свидетельству Гиляровского, «никогда не шёл против властей». Особенно непримирим был Белянкин к столичному купечеству: на одной из иллюстраций, опубликованных в журнале, он изобразил представителя династии Хлудовых, перед которым в полупоклоне стоит человек с водочным штофом, — Николай Иванович Пастухов[10].

В 1914 году Влас Дорошевич в статье о московских карикатуристах назвал Белянкина представителем «героических времён русской юмористики» и «остатком давних лет»[11]:

Он рисует злющие карикатуры. По любви и по привычке. Он состоятельный человек. Пользуется известностью как художник. Как последний миниатюрист.

Примечания[ | ]

  1. ↑ 1 2 3 Богословский А. Н. «Развлечение» // Краткая литературная энциклопедия / гл. редактор А. А. Сурков. — М.: Советская энциклопедия, 1971. — Т. 6. — С. 154.
  2. ↑ История русской журналистики XVIII-XIX веков / А. В. Западов. — М.: Высшая школа, 1973. — С. 316.
  3. ↑ Литературная энциклопедия / М. Фриче, А. В. Луначарский. — М.: Коммунистическая академия, Советская энциклопедия, Художественная литература, 1929—1939.
  4. ↑ Развлечение [М., 1859—1918] // Русская периодическая печать (1702—1894): Справочник. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1959. — С. 386—387.
  5. ↑ 1 2 Гиляровский В. А. Мои скитания. Москва газетная. — М.: АСТ, 2006. — С. 404-405. — 508 с. — ISBN 5-17-037243-4.
  6. ↑ 1 2 3 Гиляровский В. А. Мои скитания. Москва газетная. — М.: АСТ, 2006. — С. 406-407. — 508 с. — ISBN 5-17-037243-4.
  7. ↑ Чехов А. П. Собрание сочинений в восьми томах. — Правда, 1969. — Т. 1. — С. 439. — 445 с. — (Библиотека «Огонёк»).
  8. ↑ 1 2 3 4 Гиляровский В. А. Мои скитания. Москва газетная. — М.: АСТ, 2006. — С. 408-409. — 508 с. — ISBN 5-17-037243-4.
  9. ↑ 1 2 Кольцова Л. А. Художественная иллюстрация в России середины XIX века. М. С. Башилов и его современники. — М.: Галарт, 2008. — 320 с. — ISBN 978-5-269-01061-8.
  10. ↑ Гиляровский В. А. Мои скитания. Москва газетная. — М.: АСТ, 2006. — С. 403. — 508 с. — ISBN 5-17-037243-4.
  11. ↑ Влас Дорошевич Карикатуристы // Русское слово. — 1914. — № 4 марта.

encyclopaedia.bid


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта