Журнал регистрации трудовых договоров: документ не обязательный, но очень полезный. Журнал регистрации трудовых договоров срок хранения
Журнал регистрации трудовых договоров - образец, срок хранения, нужен ли
Прием сотрудника на работу фиксируется трудовым договором, при необходимости внести в него изменения стороны составляют дополнительное соглашение.
Если учесть, что численность персонала организации может быть весьма немалой, то вопрос упорядочивания ведения документации более чем актуален. Специально для такой цели и создан журнал регистрации трудовых договоров.
Что это такое
Журналом регистрации трудовых договоров именуется документ, предназначающийся для фиксации всех оформленных в организации с работниками договоров и добавочных соглашений, с подтверждением точного срока заключения, дополнения и возможного расторжения.
Данный журнал не относится к категории документов обязательных, каковые необходимо вести в процессе кадрового делопроизводства.
Но вместе с этим, учитывая разнообразность трудовых правоотношений и различные особенности в движении штатных единиц, ведение его целесообразно для осуществления контроля над всеми правоотношениями, возникающими в пределах организации.
Регистрационной формой данного документа может являться обычная тетрадь, разлинованная на необходимые графы. Можно использовать готовый покупной журнал, в котором все уже размечено, и остается только заносить нужные сведения.
При склонности к компьютеризации ведения дел допускается ведение журнала в электронном формате. Наиболее удобно для такой цели использовать программу MS Excel.
Преимущества электронного журнала в удобстве поиска нужной информации, уменьшении временных затрат на заполнение, упрощение выдачи справок и выписок, которые допустимо просто распечатать.
Нужен ли
Некоторые кадровые работники сомневаются в надобности ведения журнала для регистрации, поскольку ответственности за его отсутствие не предусматривается. В этом случае следует подробно выяснить, в чем же именно целесообразность данного документа.
Журнал регистрации фиксирует все данные о трудовых документах – записывается точная дата создания, факт получения или отправки, внесения дополнительных изменений, момента расторжения.
Благодаря этому сведения ни об одном документе не утеряются, что вполне вероятно при больших объемах документооборота.
Если сам документ по каким-либо причинам отсутствует, то сведения о нем сохраняются в журнале. В случае судебных тяжб журнал может быть отличным доказательством по делу, как для работника, так и для работодателя.
Удобство использования журнала регистраций в том, что в нем хранится информация о многих документах, хранящихся в архиве, и если возникает необходимость в получении данных уже архивного договора или соглашения, то не понадобится перебирать кучу бумажек.
Журнал может пригодиться при выдаче справки работнику, чтобы он мог подтвердить свое предыдущее трудоустройство будущему работодателю.
Практическая целесообразность ведения журнала в укреплении позиций работодателя при возникновении трудовых споров.
Если факт заключения или расторжения договора не может быть подтвержден официально, то все сомнения будут истолкованы в пользу работника, выступающего истцом.
Вместе с тем законодательство не обязует заводить подобный журнал в отличие от, к примеру, журнала учета трудовых книжек. Поэтому форма ведения, как и сам факт, полностью на усмотрении руководителя организации.
Но если рассмотреть преимущества ведения на практике, то можно выделить такие моменты:
- обвинение от работника в ненадлежащем оформлении трудоустройства может опровергнуть запись в журнале о подписании договора;
- при помощи договора можно «вспомнить» дату заключения договора, если по какой-то причине работодатель утерял свой экземпляр, но ему требуется отправить уведомлении о завершении срока срочного договора;
- отметка в журнале может подтвердить, что уведомление работника произошло в положенный срок;
- если требуется доказать наличие дополнительного соглашения, то это также можно сделать посредством журнала;
- при помощи зафиксированных в журнале сведений удобно составлять статистическую отчетность, требуемую иногда в кадровой деятельности;
- благодаря отсутствию надобности перебирать пачки документации, экономится время сотрудников и оптимизируется рабочий процесс.
Кто занимается ведением
Процедура ведения журнала регистрации относится к компетенции сотрудника кадровой службы, либо таковую может осуществлять менеджер по персоналу. Как правило, журнал ведет лицо, которое осуществляет кадровую работу.
При содействии отображенных в журнале сведений кадровый сотрудник может быстро выдать справку о приеме на работу либо увольнении работника, кроме того благодаря строгой фиксации легко проследить перемещение работника за весь период его деятельности в организации.
Если говорить о существующем практическом применении, то в большинстве случаев при ревизии контролирующими органами деятельности организации, вместе с другой документацией может быть востребован журнал регистрации трудовых договоров.
Это способствует доказательству существования трудовых взаимоотношений с конкретным работником. В спорных обстоятельствах журнал делается веским аргументом того, что все права работника соблюдены в соответствии с требованиями закона.
Как заполнить, образец
Требования к журналу регистраций стандартны и соответствуют правилам делопроизводства. Внешний вид журнала выглядит примерно так:
- плотная твердая обложка, что необходимо по причине длительного хранения документа;
- наличие на титульном листе полного наименования организации, названия журнала, даты его начала и обязательно — окончания;
- последовательная нумерация всех страниц, включая пустые;
- наличие в журнале сведений об ответственном лице, с указанием Ф.И.О., должности, периода времени ответственности и основания для полномочного ведения журнала.
Что касается непосредственно ведения журнала, то здесь четкие стандарты отсутствуют, организация может сама разработать форму регистрации документов и определить какие данные необходимо фиксировать.
В основном используется форма, при которой документ включает такие графы как:
- порядковый номер внесения регистрационной записи;
- непосредственная дата принятия конкретного документа;
- номер заключенного трудового договора. Можно здесь же добавлять сведения о принимаемых дополнительных соглашениях, но разрешается для фиксации вносимых изменений использовать отдельную колонку;
- фамилия, имя и отчество работника, с которым договор или соглашение оформлены;
- должность сотрудника, согласно заверяющему приказу;
- подпись сотрудника, ответственного за ведение журнала и внесшего запись;
- комментарии, здесь могут записываться любые сведения, представляющие важность касательно трудовой деятельности работника.
Весьма часто встречается такое явление, когда неопытный кадровый сотрудник в первую графу вносит номера трудовых договоров, а не учетный номер, отображающий последовательность регистрации. В такой ситуации требуется досрочное прекращение журнала, если он уже заполнен частично.
При этом на конечной странице журнала производится надпись от руки «Закрыт досрочно по причине ошибочного ведения (в графу порядковых номеров вписаны номера договоров)». О закрытии журнала надлежит известить руководство и начать ведение нового журнала регистраций.
Заполнение журнала регистраций никак не регламентируется, но существует некоторые особенности его ведения, обеспечивающие большее удобство использования в последующем:
- располагая на втором листе журнала информацию об ответственных лицах, целесообразно оформить это в виде таблицы. Поскольку ответственный сотрудник может сменяться на протяжении ведения журнала, то таблица более наглядно поможет установить данные ответственного лица, его штатную должность, период его деятельности, основание для назначения и наличие подписи;
- графу о дате/окончании действия договора целесообразнее разбить на две соответственно, поскольку в некоторых случаях договор может быть продлен или расторгнут досрочно;
- желательно вести отдельную графу для договоров и отдельную – для соглашений, поскольку количество соглашений к одному договору не ограничено.
Внесение изменений
При ошибочном ведении журнал требует досрочного закрытия. При этом данное действие должно быть подтверждено соответствующим приказом или распоряжением.
Что касательно вносимых в журнал изменений, то таковые могут иметь самый различный характер:
- перевод работника на иную должность;
- отстранение от выполнения служебных обязанностей;
- смена работодателя;
- изменение названия организации;
- перемена трудовых условий.
Как правило, изменения не вносятся в трудовой договор, а оформляются посредством принятия дополнительных соглашений.
Можно вести в журнале отдельную графу, которая кратко обрисовывает суть дополнительного соглашения, но так как количество оных может быть достаточно велико, то на крупных предприятиях часто заводиться отдельный журнал для фиксации дополнительных соглашений. Правила его ведения аналогичны описанным.
Отметить следует и особенности ведения журнала в электронном виде. В случае несоответствия записей на электронных и бумажных носителях, приоритет получают последние.
Срок хранения журнала регистрации трудовых договоров
При закрытии журнала по причине окончания его на конечной странице выполняется надпись, что журнал регистраций закрыт, опечатан и передан на архивное хранение.
При этом указывается следующая информация:
- указание конечной даты, что является непременным условием;
- численность заполненных страниц в целом;
- число зафиксированных документов;
- фамилия и должность ответственного за ведение лица;
- основание для назначения ответственного лица – приказ, распоряжение или решение с указанием номера и даты.
Допускается вести журнал регистраций по годам, ежегодно начиная новый, однако если регистрируемых документов немного, то допускается фиксация таковых в одном и том же журнале. Перед сдачей в архивный отдел журнал обязательно следует прошить, а затем опломбировать.
Поскольку процесс ведения журнала регистраций строго не регламентирован, то и срока хранения такого документа в законе не определено.
Следует руководствоваться требованиями ФАС и Перечнем типовых управленческих документов. Согласно этим положения хранить журнал регистраций трудовых договоров следует на протяжении семидесяти пяти лет.
Как утверждать
Поскольку журнал регистрации трудовых договоров является частью кадровой деятельности, то все нюансы его ведения должны быть согласованы с руководством. Так начало ведения журнала должно быть определено специальным приказом руководящего лица.
Приказ или распоряжение могут иметь произвольную форму, но желательно чтобы были предусмотрены различные ситуации и порядок ведения документа.
Так начала ведения журнала может быть обусловлено Положением о регистрации трудовых договоров, которое будет содержать следующую информацию:
- Наименование организации и ее местонахождение.
- Ф.И.О. руководителя или работодателя, его реквизиты и распоряжение его об утверждении положения.
- Общие положения, касающиеся ведения журнала в соответствии с трудовым законодательством и расшифровкой применяемых терминов.
- Порядок проведения регистраций, здесь может быть отражено в какой форме следует вести журнал и какие графы должны обязательно наличествовать. Также здесь обозначается сокращенное обозначение отдельных понятий.
- Ответственность руководства отдела кадров и ответственного сотрудника за регистрацию трудовых договоров.
- Подпись лица, издавшего распоряжение с расшифровкой, указанием должности и печатью.
Издается приказ об утверждении журнала регистраций трудовых договоров также как и все иные приказы руководства, и точно также фиксируется.
В случае досрочного закрытия, окончания, открытия нового журнала желательно подтвердить это соответствующими распоряжениями.
Вести или не вести журнал регистраций трудовых договоров зависит только от самого работодателя. Но лучше не пренебрегать столь удобным вариантом ведения отчетности, поскольку именно данный документ лучшим образом подтверждает правомерность действий работодателя по отношению к работнику и оптимизирует деятельность кадровых работников.
Видео: Кто подписывает трудовой договор. Ошибки кадровиков и их последствия
vkadry.com
Журнал (книга) регистрации трудовых договоров и дополнительных соглашений 2018
Учет кадровой документации оформляемой на предприятии является важной составляющей трудовой деятельности, позволяющей упорядочить процесс документооброта и проконтролировать исполнение норм ТК РФ.
Именно для этих целей в компаниях и ведется журнал учета трудовых соглашений, процесс создания которого имеет свои особенности.
Что это за документ?
Журналом является обычная книга либо же тетрадь,которая содержит в себе сведения о заключенных с работниками трудовых договорах, а также внесении изменений в указанные акты в процессе сотрудничества.
Как правило, сей формуляр ведется в табличном варианте, который позволяет включить в себя множество сведений и упорядочить их в соответствии с потребностями компании.
Естественно с момента оформления журнал относится к локальной документации, которая ведется в строгом соответствии с законом.
То есть сей документ, как минимум, должен содержать титульный лист и утвержденную таблицу, а также быть пронумерованным и прошитым.
Впоследствии журнал должен заполняться не в хаотичном порядке и любым из сотрудников, а только уполномоченным лицом и в соответствии с нормами ТК РФ.
В каких случаях требуется?
Как правило, при небольшой численности штат, ведение журнала не требуется, учитывая, что кадровый работник знает сотрудников не только по именно, но и лично. Естественно он располагает и данными о их приеме и примерном круге обязанностей.
Однако если компания состоит из нескольких крупных подразделений и цехов, ведение журнала необходимо, так как только таким образом можно отследить множество нюансов.
Журнал необходим для решения следующих задач:
- учета движение штата;
- составления отчетов, так как журнал содержит все основные данные, начиная от даты приема и оканчивая категориями, к примеру, теми же совместителями или несовершеннолетними;
- для собственного удобства, учитывая, что хранить договора на столе в близком доступе затруднительно, а поднимать все папки в поиске всего одной фразы затратно по времени;
- для отслеживания сроков действия соглашений и соответственно производства необходимых действий, — допустим, составления того же уведомления об увольнении;
- для выдачи справок о ходе трудовой деятельности определенного сотрудника.
Обязательно ли нужно вести?
В нормативный актах, в том же Трудовом Кодексе РФ, ведение журнала учета договоров и соглашений к ним не упоминается, в связи с чем оформление сего документа не обязательно.
Однако учитывая преимущества, которые дает ведение подобного документа, а также сопутствующее решение ряда кадровых задач, журнал вести целесообразно.
Естественно, коль отсутствует обязанность по оформлению сего формуляра, не утверждена на законодательном уровне и его форма, что собственно дает право лицу, которое его и ведет, разрабатывать бланк журнала исходя из собственного удобства.
Кстати, в Приказе Минкультуры №558, который содержит полный перечень кадровой и иной документации сей документ упомянут — приведены сроки хранения.
Приказ Минкультуры России от 25.08.2010 N 558
Можно сделать вывод, что ведение журнала не будет являться нарушением, а как раз наоборот.
Кто заполняет?
Как правило, ведением кадровой работы в компании занимается отдел по персоналу. А так как у каждого из сотрудников подраздела свои обязанности, ведение журнала целесообразно поручить одному работнику, включив данную обязанность в его должностную инструкцию либо же трудовой договор.
Хотя можно уполномочить лицо на ведение формуляра и приказом, которым журнал и будет утвержден в процессе его первоначально оформления.
Журнал регистрации трудовых договоров и дополнительных соглашений 2018
Несмотря на то, что журнал регистрации трудовых договоров и дополнительных соглашений не является обязательным документом, определенные требования к его ведению все-таки есть, — в частности, те же нормы документооборота, применяемые по аналогии и инструкции по делопроизводству.
Содержание
Как правило, для ведения любого журнала применяется табличная форма, учитывая, что только таким образом можно не только упорядочить вносимые сведения, но и с легкостью найти искомые данные.
Уполномоченный работник вправе самостоятельно разработать формуляр, отразив основные данные, которые могут включать следующие сведения:
- номер по порядку;
- дату заключения договора;
- номер договора;
- вид договора (срочный, бессрочный)
- характер занятости, то есть совместитель ли же постоянный сотрудник;
- Ф.И.О. работника;
- должность;
- структурное подразделение;
- роспись в получении экземпляра на руки тружеником;
- дата заключения допсоглашения;
- примечание, в котором можно отразить принадлежность к тем же совместителям либо же срок прекращения трудовых правоотношений.
Форма
Формировать журнал и вести его возможно несколькими способами.
Электронная
Можно вести документ и в электронном варианте, внося необходимые данные по мере их поступления.
Преимуществом подобного способа является сокращение времени на его ведение, отсутствие вероятности потери документа и возможность распечатать необходимый элемент журнала в любой момент в виде выписки.
Кстати, ошибки исправить именно в электронном виде намного проще.
Бумажная
Также журнал можно формировать и в рукописном виде, но с учетом требований для документации подобного вида. При этом в качестве основы можно взять обычную тетрадь, разлиновать ее в соответствии с требуемыми для внесения данными, и далее вносить сведения уже по мере их поступления.
Преимуществом данного вида ведения документации является отсутствие зависимости от компьютера и электричества, а также мобильность.
Ведь оформить очередную запись можно даже в другом кабинете и получить живую подпись от работника при вручении другого экземпляра на руки.
Правила регистрации, нумерации и ведения
Любой журнал начинается с титульного листа, к правилам оформления которого установлены стандартные требования.
Титул должен содержать:
- наименование компании;
- название документа то бишь журнал учета трудовых соглашений;
- дата оформления;
- отдельные скобки для проставления даты окончания ведения документа.
Пример оформления титула:
На оборотной стороне титульного листа указывается информация о лице, которое уполномочено вести журнал, с приведением фамилии, имени и отчества, а также должности.
Следующие страницы журнала должны быть пронумерованы арабскими цифрами и прошиты.
На предпоследней странице вклеивается бумажный квадрат, который не только фиксирует прошивку, но и содержит сведения о количестве прошитых страниц, подпись уполномоченного лица и мокрую печать компании.
Пример журнала:
Кстати, для журнала желательно использовать тетрадь с жесткой обложкой, учитывая, что таким образом она будет храниться намного дольше и будет иметь приличный вид. А вот листы внутри журнала могут быть любой толщины, так как они необходимы только для внесения данных о договорах.
Пример бланка (образец 2018)
Примерный образец, разработанный для стандартного предприятия, можно скачать на нашем сайте в формате, который удобен для последующих изменений уже с учетом специфики компании.
Журнал регистрации ТД примерный бланк
Основные ошибки кадровиков
Учитывая простоту ведения журнала и минимум вносимых данных, совершить ошибку при его ведении очень непросто, однако такие случаи все-таки бывают.
В частности, наиболее распространенными являются:
- технические ошибки или описки;
- внесение данных не в ту графу;
- указание номера договора вместо порядкового номера, что в корне неверно, учитывая, что порядковый номер может отличаться.
Порядок внесения изменений
Законом не предусмотрена возможность зачеркивания неправильных данных в журнале, учитывая, что его можно легко заменить.
То есть если уполномоченный сотрудник заметил ошибку либо внес данные не в ту графу, журнал досрочно закрывается, о чем на последней странице делается запись с указанием причины.
Естественно после закрытия журнала его сдают в архив предприятия и взамен него уже оформляют новый в соответствии с вышеприведенными правилами.
Сроки хранения
Несмотря на то, что ведение журнала ТК РФ не регламентировано, в Приказе №558, утверждающим сроки хранения кадровой документации, он упомянут.
Так, в силу п.695 журнал учета трудовых соглашений хранится не менее 75 лет в архиве компании либо же в трудовом архиве города.
Трудовой договорПоделиться
buhdzen.ru
Срок хранения журнала регистрации трудовых договоров | Статьи
Трудовой договор один из важнейших документов на предприятии, регулирующий взаимоотношения работника и работодателя. Обязательно ли вести журнал регистрации трудовых договоров и что это такое. Каков срок хранения журнала регистрации трудовых договоров, и каким образом вести учет и его хранение.
Из этой статьи вы узнаете:
- для чего нужен журнал регистрации трудовых договоров и требует ли его законодательство;
- каким образом вести учет и хранение журнала регистрации трудовых договоров;
- каков срок хранения журнала регистрации трудовых договоров в 2017 году;
- как поступить в случае ошибочного ведения журнала регистрации.
Срок хранения журнала регистрации трудовых договоров
Согласно законодательству, документы, участвующие в документообороте компании должны быть учтены и храниться, в зависимости от указанных в нормативных документах сроках. При этом личные данные относятся к частной собственности сотрудника, поэтому необходимо взять у него письменное разрешение на обработку и хранение информации о нем.
Не пропустите: главная статья месяца от эксперта-практика
Все правила и сроки хранения кадровых документов в наглядной шпаргалке.
Читать статью
Пожалуй, самый важный документ при устройстве на работу — это трудовой договор. Его заключают между работодателем и работником с указанием всех условий работы сотрудника, его должностные обязанности и т. д. Подобные документы отмечаются в специальном журнале регистрации трудовых договоров и соглашений. Это нужно для удобства дальнейшего поиска и учета сроков хранения.
Какие регистрационные книги и журналы нужно вести кадровой службе организации
Как выявлять и уничтожать устаревшие документы
Журнал регистрации трудовых договоров: учет и хранение
Регистрация данных — это отметка в соответствующем документе о существовании договора или любой другой бумаги. Таким образом, подтверждается факт создания документа и его получения. После регистрации документа, он обретает дополнительную юридическую силу.
Внутренние документы регистрируются в тот же день. Отметка о наличии документов, как правило, происходит в журнале регистрации, где указывается регистрационный номер по порядку, личные данные работника, должность, профессия, название документа, его номер, дата создания, ответственное лицо, дата расторжения при необходимости.
Так как договор оформляется в двух экземплярах, то один подшивается в журнал регистрации, а другой отдается сотруднику под подпись.
Сам журнал, как правило, пломбируют номерной пломбой. Это позволяет обнаружить факт неправомерного доступа к журналу.
Опломбируем кадровые документы
Перед самым началом работы с журналом, необходимо заполнить титульный лист и указать какой именно тип документов будет регистрироваться в журнале, в данном случае должно быть упомянуто о трудовых договорах. И должен быть указан номер пломбы.
Журнал помогает не только систематизировать доступ к трудовым договорам, но и иметь доступ в случае конфликта с уволенным сотрудником. И отсутствие записи о договоре в журнале регистрации, может быть перевесом на стороне работника.
Данный журнал позволяет в случае необходимости найти нужный договор и подтвердить факт работы того или иного сотрудника, если это потребуется работнику на новом месте. И по необходимости выдать справку. И только представьте как бы эта ситуация была усложнена, если бы нужно было найти договор среди огромного количества документов.
Вести журнал учета трудовых договоров нужно очень внимательно. В случае, если обнаружится факт неправильного ведения, то его можно досрочно закрыть и завести новый, указав при этом причину досрочного прекращения. Законодательно это не будет нарушением.
Как хранить документы в кадровой службе

Читайте по теме в электронном журнале
Журнал регистрации трудовых договоров: сроки хранения
Дело в том, что любой документ на предприятии имеет свой срок хранения в соответствии с установленным законодательством сроком. Все зависит от типа документа и важности его для организации.
Трудовой договор важный документ и относится к документам личного состава, поэтому они должны храниться в течение 75 лет, либо до момента ликвидации организации. Хотя, даже в таких случаях документы могут быть переданы в государственный архив на хранение. Однако, стоит отметить, что срок хранения может быть изменен еще и с помощью ведомственного нормативного акта.
Генеральная уборка в кадрах: что делать со старыми документами
Журнал может вестись как в бумажном варианте, так и электронном. В случае несоответствия, предпочтение отдается бумажному варианту.
Так как законодательно предусмотрено только ведение журнала по учету трудовых книжек, то журнал по учету трудовых договоров может вестись на усмотрение кадровиков организации в произвольной форме. Прошивать и пломбировать журнал необходимо перед самой сдачей в архив на хранение. Так как сами трудовые договоры должны храниться 75 лет, то и журнал, соответственно, тоже.
Оформление любой документации на предприятии носит очень важный характер и необходимо не забывать об этом. Правильный учет и хранение может обеспечить быстрый доступ и позволит избежать многих неловких ситуаций в случае конфликта с работником.
Как восстановить кадровое делопроизводство после предшественников
www.kdelo.ru
Журнал регистрации трудовых договоров и дополнительных соглашений
Любой документооборот находит отражение в тех или иных учетах. Основное правило делопроизводства говорит о необходимости учитывать все входящие, исходящие и внутренние документы. Для этого разрабатываются и ведутся разнообразные накопители или книги учета.
Полнота учетов важна, поскольку она позволяет разрешать возникающие споры и исключить путаницу при изменении документов. Одним из основных учетов является журнал регистрации трудовых договоров и дополнительных соглашений.
Обязательно ли вести журнал регистрации трудовых договоров и дополнительных соглашений?
Трудовое законодательство не включает нормы об обязательном ведении журнала регистрации трудовых отношений и дополнительных соглашений. Однако наличие такого учета в организации отвечает интересам самой компании и ее работников.
Это объясняется следующими обстоятельствами:
- Он дает возможность точно и в полном объеме контролировать заключение, изменение и расторжение трудовых договоров и дополнительных соглашений. Это важно при контроле сотрудничества с лицами, работающими по совместительству;
- Журнал регистрации трудовых договоров и дополнительных соглашений позволяет оформлять отчеты и отслеживать численность персонала;
- Данные журналы существенно упрощают поиск сведений по каждому сотруднику. Ведь в процессе текущей деятельности часто необходимо найти информацию об условиях договора или дополнительного соглашения с тем или иным работником;
- В журнале удобно делать отметки о получении сотрудником своего экземпляра или об ознакомлении с изменениями, отраженными в дополнительном соглашении.
Более того, ведение данного учета исключает манипулирование работодателем со стороны недобросовестных работников.
Как правильно заполнять журнал регистрации трудовых договоров и дополнительных соглашений?
Правильность и полнота заполнения книги имеет важное значение. В ней необходимо предусмотреть отдельную графу для каждой отметки. Рекомендуется использовать следующие поля:
- Порядковый номер документа;
- Дата его составления и сведения о сторонах соглашения;
- Краткое содержание. Необходимо отразить суть документа и его вид;
- Также следует предусмотреть отдельную графу для подписи работника, которая будет свидетельствовать об его ознакомлении;
- Обязательной является графа для примечаний. В ней следует делать записи об изменении условий договора или прекращении его действия.
Помимо ведения книги учета, следует создать отбельный накопитель для указанных бумаг. При этом договоры и другие бумаги рекомендуется хранить раздельно.
Заполнение журнала в бумажном виде
Бумажный вариант ведения документов является традиционной формой. Несмотря на постепенный переход на электронные носители, они по-прежнему являются вторичными и дублирующими по отношению к ведению учета в бумажном виде.Кроме того, главным аргументом в пользу бумажного ведения, является отражение подписей сотрудников. В случае спорных ситуаций, работодатель всегда может использовать данный документ в качестве доказательства, а применить в этом качестве электронную книгу учета, невозможно.
Заполнение журнала в электронном виде
Если говорить только о ведении книги и учете, электронный вариант представляется более удобным. Он позволяет быстро вносить изменения, отсортировывать записи и находить нужную в течение нескольких секунд.Поэтому электронный вариант может и должен существовать наряду с бумажным ведением. Он станет не только отличным способом учета, но как доказательство его использовать будет невозможно.
Срок хранения журнала регистрации трудовых договоров
Поскольку само ведение таких книг не предусмотрено законом, срок их хранения также не определен. Поэтому каждая организация может устанавливать собственные правила.
Следует указать, что срок хранения не должен быть меньше, чем несколько лет после расторжения трудового договора, данные о котором внесены в книгу последними.
В случае трудового спора, его можно будет использовать. В силу этого, следует дождаться истечения всех сроков оспаривания профессиональных отношений. Только после этого можно будет уничтожать книгу ведения.Однако рекомендуется следовать типовым правилам делопроизводства. Они относят данные книги к юридическим документам. Следовательно, срок их хранения составляет 75 лет. На это следует и ориентироваться при определении сроков хранения.
Образец журнала регистрации трудовых договоров и дополнительных соглашений
Скачать типовой образец журнала регистрации
Заполнение книги будет упрощено за счет всех необходимых граф.Данный образец может использоваться на каждом предприятии. И вести рекомендуется поручить сотрудникам кадрового отдела. При этом следует нумеровать страницы, прошивать их и по окончанию книги, необходимо делать опись и оформлять лист — заверитель.
Читайте далее
Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста
Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):- +7 (499) 577-01-78 — Москва и обл.;
- +7 (812) 467-38-97 — Санкт-Петербург и обл.;
- +7 (800) 511-81-04 — все регионы РФ.
Загрузка... russiansu.ru
документ не обязательный, но очень полезный
Многие компании регистрируют трудовые договоры, заключаемые с сотрудниками, в специальном журнале. О нюансах и тонкостях заполнения журнала регистрации трудовых договоров, расскажем в статье.
Из статьи вы узнаете:
Условия, которые нужно включить в трудовой договор
Трудовой договор (далее по тексту — ТД) оформляют с учетом общих требований закона (ст. 57 ТК РФ). Вместе с тем следует учитывать и специальные нормы о временных, сезонных работах и др. (гл. 45, 46 ТК РФ и т. д.).
В трудовом договоре отражают необходимые сведения о работодателе и сотруднике. Также прописывают обязательные и дополнительные условия. Рассмотрим, как закрепить те из них, которые отражают специфику ТД.
Трудовая функция. Кадровики привыкли понимать под трудовой функцией работу по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации. Но если работник принимается на временные работы и т. п., трудовую функцию часто определяют через конкретный вид поручаемой работы (абз. 3 ч. второй ст. 57 ТК РФ).
Cрок действия ТД. Обязательным условием срочного ТД является срок его действия (абз. 4 ч. второй ст. 57 ТК РФ) (3). Если он не прописан, то договор признается бессрочным (ч. третья ст. 58 ТК РФ).
Окончание срока отражают конкретной датой (например, используют фразу «трудовой договор заключен на срок до 30 октября 2015 года» или «последним днем работы является 30 октября 2015 года») или указанием на юридический факт (событие). Во втором случае возможны следующие варианты формулировок:
«до выхода на работу Ивановой Инны Ивановны, находящейся в отпуске по уходу за ребенком» – если договор заключен на время отсутствия основного работника;
«до окончания временных малярных работ» – если договор заключен для выполнения временных (до двух месяцев) работ;
«до окончания сезона» – если договор заключен для выполнения сезонных работ и др.
Совмещать два способа указания срока нельзя. Это может привести к непредвиденным проблемам. Например, женщина вправе выйти из отпуска по уходу за ребенком досрочно. Если в ТД с заменяющим ее работником день увольнения приурочен к конкретной дате окончания отпуска, то два работника одновременно окажутся на одной должности и возникнет трудовой спор.
Если временный работник подменяет сотрудников, поочередно уходящих в отпуска, в каждом случае такой замены нужно заключать новый срочный ТД (абз. 2 ч. первой ст. 59 ТК РФ).
Причина для заключения ТД
В ТД необходимо указать обстоятельства или причины, послужившие основанием для его заключения. Причину прописывают в соответствии с формулировками Трудового кодекса или другого федерального закона (абз. 4 ч. второй ст. 57 ТК РФ) (4). Если этого не сделать или указать причину, противоречащую закону, контролирующие органы могут счесть, что срочный ТД заключен незаконно. Гострудинспекция в таком случае привлечет работодателя к административной ответственности (ст. 5.27 КоАП РФ). Признать срочный ТД бессрочным сможет суд при обращении работника.
Справка
Порядок предоставления отпуска
По общему правилу, работникам, заключившим ТД, оплачиваемые отпуска предоставляют из расчета не менее 28 календарных дней за рабочий год (ст. 115 ТК РФ). Если сотрудник трудился меньше года, продолжительность отпуска исчисляют пропорционально отработанному времени. За каждый месяц сотруднику положено по 2,33 дня отпуска (28 дн.: 12 мес.). Нецелое количество дней отпуска округляют в пользу работника, а не по правилам арифметики.
Работникам, принятым на срок до двух месяцев или для выполнения сезонных работ, предоставляют оплачиваемый отпуск или выплачивают компенсацию при увольнении из расчета два рабочих дня за месяц работы (ст. 291, 295 ТК РФ). Поскольку это отличается от общих правил, порядок предоставления отпуска необходимо закрепить в ТД (абз. 6 ч. второй ст. 57 ТК РФ) (5).
Читайте по теме в электронном журнале
Регистрация трудовых договоров и дополнительных соглашений
У работодателя нет прямой обязанности вести журнал регистрации ТД. Между тем такой журнал на практике ведут практически все кадровые службы организаций. Это облегчает кадровую работу и поиск информации о конкретном договоре. Кроме того, документу присваивается свой номер, который также отражается в журнале регистрации.
Отметим, что многие работодатели ведут также специальный журнал регистрации приемов на работу. Такая форма также очень удобна в практической работе, поскольку позволяет быстро определить дату приема на работу сотрудника и другую информацию. В том случае, если заключается срочный ТД, в таком журнале также отражается дата его окончания.
Кадровику важно знать дату окончания срочного ТД. Объясняется это тем, что работодатель в обязательном порядке должен письменно предупредить работника за три календарных дня о том, что он вскоре будет уволен. Это правило установлено частью 1 статьи 79 ТК РФ.
Исключение сделано только в отношении ситуаций, когда срочный ТД заключается на время выполнения обязанностей отсутствующего работника. В таком случае трудовые отношения прекращаются в день выхода на работу основного сотрудника.
В этой связи, для того, чтобы исполнить требования трудового законодательства, кадровик должен отслеживать даты окончания срочных отношений. И в этом ему поможет специальный журнал, в котором будет указана дата приема на работу и дата окончания договора (для срочных отношений).
Читайте также:
Журнал регистрации трудовых договоров и дополнительных соглашений
Итак, работодатель самостоятельно определяет будет ли он вести специальный журнал регистрации ТД или нет. Ведение таких журналов носит рекомендательный характер, а не обязательный.
Обращаем внимание, что унифицированной формы такого журнала нет. Поэтому каждая организация может разработать такой документ с учетом практической необходимости.
Рекомендуем также помимо журнала, в котором будут регистрироваться непосредственно ТД вести отдельную регистрационную форму для учета договоров о материальной ответственности работников. Напомним, что для того, чтобы возложить на работника полную материальную ответственность с ним должен быть заключен отдельный ТД.
И для того, чтобы вести надлежащий учет таких ТД и понадобится специальная форма.
Скачать чистый бланк >>>Скачать заполненный образец >>>
Журнал регистрации трудовых договоров: срок хранения
Как мы уже отметили, журнал учета ТД носит рекомендательный характер. Работодатель на свое усмотрение принимает решение о необходимости ведения такого документа. Между тем, если такой журнал ведется в организации, необходимо соблюдать срок его хранения.
Такой срок установлен пунктом 695 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного приказом Минкультуры России от 25 августа 2010 г. № 558.
Такой журнал должен храниться в организации в течение 75 лет.
Поскольку, как мы уже отметили выше, унифицированной формы журнала нет, работодатель может самостоятельно определить структуру документа. И включить в него внесение той информации, которую он посчитает актуальной.
Справка
Рекомендуем включить в журнал следующие графы:
- порядковый номер;
- номер ТД;
- дату трудоустройства сотрудника;
- данные сотрудника: фамилию, имя и отчество;
- структурное подразделение, в которое сотрудник принят на работу;
- информацию о сроке ТД . Если отношения носят срочный характер, обязательно следует указать дату прекращения ТД;
- данные о заключенных дополнительных соглашениях к ТД;
- дату увольнения;
- и специальную графу для примечаний.
Также следует предусмотреть специальный раздел, в котором будет указываться информация, о сотруднике, ответственном за ведение этого журнала.
Читайте также:
www.sekretariat.ru
Журнал регистрации трудовых договоров образец 2018 года
Работодатели не обязаны вести журнал регистрации трудовых договоров, образец которого не регламентирован законодательно. Форма документа разрабатывается предприятием самостоятельно. Цель применения этого бланка – систематизация данных о заключенных договорах с наемным персоналом. Благодаря журналу можно оперативно отслеживать сроки окончания действия срочного типа соглашения для предотвращения перехода его в категорию бессрочных.
Общие правила оформления журнала
Задачи, которые призван решать журнал регистрации трудовых договоров и дополнительных соглашений:
- удовлетворение информационных запросов пользователей системы документооборота;
- создание полноценного юридически действительного документа, подтверждающего факт получения работником его экземпляра соглашения.
Если спектр задач ограничивается первым пунктом, то можно организовать ведение бланка только в электронном виде. Во втором случае журнал регистрации трудовых договоров должен иметь бумажный формат. Такая фиксация факта получения работником его экземпляра соглашения о сотрудничестве с предприятием предусмотрена наравне с другими способами ч. 1 ст. 67 ТК РФ. Альтернативный вариант – проставление физическим лицом собственноручной подписи на:
- экземпляре договора работодателя;
- заверение подписью фразы в самом договоре, уточняющей, что работник получил документ на руки с указанием даты этого действия.
Документ может состоять из большого табличного блока. В нем рекомендуется предусмотреть ячейки для указания порядкового номера каждой записи, прописания ФИО должностного лица, с которым оформлено соглашение. Рядом с идентифицирующими личность сотрудника данными заполняется графа с наименованием занимаемой штатной должности. Завершающими элементами книги являются обоснование необходимости документа и подпись ответственных лиц за его ведение.
В структуре бланка можно предусмотреть графы для описания характера работы, обозначения структурного подразделения и срока актуальности трудового соглашения. Для особых пометок можно оставить пустым последний столбец. Его переименовывают в «Примечания».
Особенности бумажного формата документа
Если ведется журнал учета трудовых договоров (образец скачать можно ниже) на бумажных носителях, то должен соблюдаться такой механизм действий:
- Создание макета обложки с указанием сведений о наименовании книги учета, названии предприятия и его структурного отдела. На титульном листе надо указать дату, которой была сделана первая запись в книге. После закрытия документа проставляется дата завершающей записи. Журнал учета трудовых договоров должен содержать информацию о назначенном ответственном за его оформление лице.
- Заполнение внутренних страниц и граф. Внесение данных должно осуществляться в строгом соответствии наименованию должностей по штату. ФИО показываются без сокращений.
В строки заносятся сведения и реквизиты каждого нового заключенного трудового соглашения. В конце оставляется ячейка для подписей лиц, получающих второй экземпляр договора на руки. Страницы книги рекомендуется пронумеровать, чтобы предотвратить случаи умышленной порчи документа или информационного воровства. Все листы книги регистрации должны быть прошиты одной нитью, конец которой зафиксирован самодельной защитной пломбы (нити в конце журнала связываются и проклеиваются листом бумаги, который заверяется печатью компании).
Электронный формат заполнения
Если руководство предприятия решило, что журнал регистрации трудовых договоров (бланк которого утвержден учетной политикой) будет вестись в электронном виде, то графа для проставления сотрудниками подписей не вводится. Документ будет выполнять исключительно информационную роль. Нюансы возникают при определении минимального срока хранения форм, касающихся учета личного состава.
В Приказе Минкультуры от 31.03.2015 г. под № 526 значится, что формат ведения документа не является основанием для изменения периода сохранности бланков. Журнал учета трудовых договоров и нормативные акты обязывают работодателя хранить бланк до 75 лет в архиве. Этот срок распространяется на всю кадровую документацию, включая книги учета, заполняемые в электронном виде.
Скачать бланк журнала учета трудовых договоров
Скачать заполненный образец журнала учета трудовых договоров

Внесение изменений в любой формат документа запрещено. При наличии в заполненных сведениях серьезных ошибок журнал подлежит закрытию с созданием новой учетной книги. Процедура ликвидации первого варианта журнала и открытия следующей версии бланка должна сопровождаться изданием распоряжения руководителя. При внесении изменений в действующие соглашения с работниками эта информация должна отразиться в журнале учета.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
blogkadrovika.ru
Журнал регистрации трудовых договоров и дополнительных соглашений
Вести учет столь важных документов, как трудовые договоры, стоит всегда. Он относится к внутренним операциям предприятия, но при проверке трудовая инспекция может предъявить претензии к пренебрежению им. Вся входящая и исходящая из организации документация должна регистрироваться в специальных книгах. Исключением не являются и трудовые договоры.
В архиве журнал заменяет огромное число договоров, перемешанных с дополнительными соглашениями к ним и иной документацией. При обращении работника в суд, позиция работодателя сразу становится уязвимой, если у него нет книги регистрации контрактов. Защита без него будет сложнее, а вероятность решения не в пользу работодателя выше.
Обилие кадровых документов требует одновременного ведения большого количества регистрационных книг. Трудовые контракты – основа отношений между работодателем и персоналом. Во избежание путаницы желателен их учет.
Назначение документа
Вопрос о необходимости ведения журнала актуален. Он часто встает перед руководителями и кадровыми специалистами, поскольку никакой ответственности за его отсутствие не предусмотрено.
Журнал регистрации трудовых договоров и дополнительных соглашений нужен для ведения учета этих документов. Помимо сведений о самих договорах и соглашения в нем отражаются факты их поступления и отправки. Он способствует соблюдению порядка в документационном обеспечении, снижает риск утраты копий документов.
Журнал играет особую роль в судебных разбирательствах. Его можно использоваться работникам и работодателям в качестве доказательства. В случае необходимости суд сам его истребует. В трудовых спорах отсутствие такого журнала ведет к утрате убедительности позиции работодателя.
Документ заменяет обилие трудовых контрактов и соглашений к ним, которые хранятся в архиве в разрозненном порядке. В крупных организациях он служит основой для подготовки статистической отчетности.
Зачастую работодателям необходимы от кандидата на должность официально подтвержденные сведения с прежнего места работы. Они отражаются в справке, выписываемой на основе журнала регистрации.
Является ли обязательным
Вопрос об обязательности журнала регистрации трудовых контрактов для многих кадровиков остается открытым. Хотя ответственности за его отсутствие не предусмотрено, порядок в документировании деятельности предприятия нужен.
Если посмотреть на опыт кадрового делопроизводства крупных и успешных компаний, то журнал лучше вести. Неспроста залог их успешности заключается в организованности и единой структуре. Поэтому позиция профессионалов по праву заслуживает авторитета.
Унифицированной формы журнала, как, к примеру, по учету трудовых книжек, не установлено. Следовательно, он может вестись в удобном для предприятия виде.
Несмотря на то, что закон не обязывает ведение журнала трудовых контрактов, правила документооборота требуют осуществления регистрации всей справочной документации. На его наличие указывает и Перечень типовых управленческих документов.
Бланк журнала регистрации трудовых договоровКто заполняет
Регистрации трудовых договоров относится к компетенции кадровых специалистов. На крупных предприятиях его осуществляют отделы кадров, на малых – отдельный работник.
Регистрация контрактов означает присвоение каждому из них порядкового номера и внесения его данных в специальную регистрационную книгу. После осуществления этих действий трудовой договор получает юридическую значимость, т.е. регистрация приказа о заключении соглашения означает вступление его в силу.
Образец журнала регистрации трудовых договоров и дополнительных соглашений
Контролирующие органы в ходе проверки могут запросить журнал, поскольку знают, что многие работодатели не оформляют трудовых отношений с персоналом. Соответствие количества работников с числом соглашений снижает риск получения штрафа по условиям предоставления рабочих мест.
Порядок заполнения журнала регистрации трудовых договоров и дополнительных соглашений
Трудовой контракт – это соглашение работника и работодателя по предоставлению работы одной стороной и ее выполнению за заработную плату другой. Договор является гарантом обеспечения условий труда по установленным законодательством нормам. Он составляется в двух экземплярах, один из которых выдается нанятому сотруднику под расписку.
Документ заверяется подписью представителя работодателя и печатью предприятия, а также подписью работника с отражением его персональных данных. Второй экземпляр трудового контракта подшивается в личное дело. Это обязательное требование, соблюдение которого необходимо вне зависимости от характера работы: основная или по совместительству.
При ведении в фирме учета трудовых договоров сотрудник ставит подпись в журнале регистрации контрактов в знак получения документа на руки.
Поскольку единой формы для регистрации трудовых договоров законом не установлено, можно вести обычную тетрадь. Желательно, чтобы обложка книги была твердой для удобства длительного хранения.
На титульном листе отражаются название компании, самого журнала и дата начала его ведения. Все листы следует пронумеровать. Установленные правила ведения книги регистрации необходимо указать в самом начале – на первом листе.
На втором листе содержится информация об ответственных за ведение журнала лицах. Информацию лучше отобразить в табличной форме, поскольку лица, ведущие регистрацию, могут со временем меняться.
Указанию подлежит:
- порядковый номер регистратора;
- ФИО и должность ответственного специалиста;
- причина ведения журнала этим специалистом;
- подпись.
Как правило, журнал регистрации трудовых договоров и дополнительных соглашений представляет собой таблицу из 10 столбцов. Однако, в зависимости от потребностей организации из число может меняться.
Заполнению подлежат следующие графы:
- регистрационный номер контракта;
- дата оформления договора;
- номер контракта;
- ФИО работника;
- должность;
- название структурного подразделения, отдела, службы;
- срок действия контракта;
- характер работы;
- дополнительные соглашения;
- примечание.
В нумерации граф имеются некоторые нюансы. Так, третью из них лучше разделить на два столбца: первый – для контрактов, второй – для дополнительных соглашений. Такое разбиение облегчает поиск необходимого номера.
При регистрации соглашения указывается лишь его номер и главная информация в графе 10. Впоследствии в третьей или одиннадцатой графе номер проставляется один и тот же. Такое оформление удобно для поиска при наличии большого числа дополнительных соглашений к одному контракту.
Часто журнал дополняется графой для подписей сотрудников. Так фиксируется факт получения ими своих экземпляров договоров.
Ежегодно можно заводить новый регистрационный журнал. Когда трудовых контрактов и соглашений к ним небольшое количество нумерацию можно продолжать несколько лет пока книга не закончится. Перед сдачей в архив журнал регистрации подлежит прошивке и опломбированию. Срок его хранения – 75 лет.
При ведении учета трудовых контрактов важно следовать некоторым правилам:
- при большом количестве документов возможно ежегодное обновление регистрационного журнала;
- за допущенные в журнале ошибки штрафы и взыскание не допускаются;
- срок хранения книги – 75 лет;
- по окончании книги она прошивается, пломбируется и сдается на архивное хранение;
- при переходе срочных контрактов в постоянные договоры производится перерегистрация или проставляется специальная отметка;
- на задней части обложки журнала ставится подпись руководителя.
Допускается ведение регистрационной книги не только в любой форме, но и в любом виде: бумажном/электронном. При использовании обоих вариантов в случае выявления расхождений приоритет отдается бумажному носителю.
В бумажном виде
Хотя мы и живем в условиях невероятного развития компьютерных технологий, бумажные журналы все еще обладают преимуществами над электронными аналогами. Главное из них – удобство в хранении.
Журнал регистрации трудовых контрактов должен содержать подписи регистратора, руководителя и сотрудников. В этом бумажный вид документа также является более удобным. Предпочтение ему отдают и многие малые предприятия.
Бумажная книга должна быть прошита и пронумерована. Для персонала, работающего на срочных условиях, выделяется отдельная колонка.
Образец заполнения журнала регистрации трудовых договоровЭлектронный вариант
Желающим шагать в ногу со временем больше подойдет электронный способ ведения регистрационной книги. К тому же он более удобен при большом числе контрактов или дополнительных соглашений по ним. В случае необходимости электронный журнал распечатывается. Для ведения электронной версии регистрационного журнала предпочтительнее программа MS Excel.
Среди ее преимуществ:
- удобный и быстрый поиск внутри документа;
- максимальная оптимизация использования;
- удобный контроль над правильностью оформления;
- конфиденциальность содержащейся информации;
- малые временные затраты на заполнение;
- упрощенная процедура подготовки справок и выписок.
Самый лучший вариант – ведение обеих версий. Его придерживается большинство кадровых работников.
Внесение изменений
Изменять записи в журнале регистрации трудовых договоров не разрешается. При необходимости внесения изменений журнал следует закончить и завести новый. На последнем листе закрытой книги необходимо сделать отметку о причине окончания – внесении неверных данных. Правильные сведения вносятся в новый документ.
Наиболее распространенная ошибка при регистрации трудовых договоров в журнале – проставление в первой графе вместо порядкового номера номер приказа о принятии работника на предприятие.
buhuchetpro.ru











